Конспект родительского собрания в младшей группе ДОУ
Описание работы: Конспект нетрадиционного родительского собрания "Моя семья" в младшей группе. Данный материал может быть полезен воспитателям дошкольных учреждений. Сотрудничество с семьей осуществляется педагогами ДОУ посредством разнообразных форм взаимодействия. При этом родительская активность во многом зависит от желания и понимания всеми членами семьи важности и необходимости семейного воспитания.План проведения родительского собрания:
1. Вступительное слово воспитателя.
2. Игра - приветствие «Держим мы друг друга за руки»
3. Знакомство родителей (игра «Передай мяч и назови членов своей семьи)
4. Подвижная игра «Моя семья - мой дом родной»
5. Стихи детей о семье.
6. Пословицы «Сердечки»
7. Подвижная игра «Дружная семья»
8. Продуктивная деятельность детей и родителей.
9. Заключительная часть.
Ход мероприятия:
Здравствуйте, уважаемые взрослые и дети!
Наша встреча посвящена семье.
Когда мы вместе –
ты и я,
Печали нет: душа
в покое,
Как хорошо, что есть
семья –
На свете самое родное
Воспитатель:
Кто может сказать,что такое семья? (Ответы родителей, что такое семья)
Воспитатель:
Семья - это прежде всего самые близкие и родные люди. Они заботятся о вас, дарят любовь. Семья является опорой для ребёнка. Ведь очень приятно и радостно получать и дарить любовь своей семьи!
Ребята, а вас любят в семье?Как вы догадались, что вас любят? (целуют,жалеют,говорят ласковые слова)
А за что вас любят? (слушаюсь маму,папу,прибираю игрушки)
- Молодцы! Значит вы тоже заботитесь о своей семье - слушаетесь, помогаете, прибираете свои игрушки, не хотите расстраивать свою семью. Как хорошо, что у каждого человека есть дружная семья!
Моя пристань – родная семья.
Здесь причал, что мне близок и дорог:
Дети, мама, подруги, друзья…
Здесь любовь, расставания, споры.
Дом мой, словно огромный корабль,
Что плывёт по житейским просторам.
Он, как крепость, крутая скала,
Он надежда моя и опора.
Двери, окна открыты ветрам.
Здесь для всех хватит времени, места.
Зависть, подлость, тоска и обман
Пассажирам его неизвестны.
Здесь живут доброта и уют,
Здесь найдёшь теплоту и участие.
В доме том тебя любят и ждут.
Пристань веры, согласия, счастья!
Наша встреча продолжается!
Давайте все вместе поиграем!Взрослые будут домиками, а дети бегают, играют под музыку, как только музыка остановится, дети прячутся в домиках. Родители в это время открытыми руками сидят и ждут деток.
Две бабушки, два дедушки,
Родители и я -
Вот так и получается
Обычная семья. …
Что такое семья?
Вам скажу по секрету -
Это папа и мама
всех дороже на свете!
Большая у меня семья,
Но главный в ней,
Конечно, Я!
Семья сильна, когда над ней крыша одна.
В семье и каша гуще.
В семье согласно, так идёт дело прекрасно.
Вся семья вместе, так и душа на месте.
Дерево держится корнями, а человек семьёй.
Согласие в семье - богатство.
За общим семейным столом еда вкуснее.
Добрая семья прибавит разума-ума.
(Родители объясняют значение пословиц)
(Мама - красит губы, разговаривает по телефону, стирает, гладит бельё; папа - стучит молотком (что - то ремонтирует), смотрит телевизор и переключает пультом каналы;обнимает маму)
М. Шварц
Семья – словечко странное,
Хотя не иностранное.
– Как слово получилось,
Не ясно нам совсем.
Ну, «Я» – мы понимаем,
А почему их семь?
Не надо думать и гадать,
А надо просто сосчитать:
Два дедушки,
Две бабушки,
Плюс папа, мама, я.
Сложили? Получается семь человек,
Семь «Я»!
А если есть собака?
Выходит восемь «Я»?
– Нет, если есть собака,
Выходит Во! – семья.
Выставка рисунков "Моя любимая семья"(совместное творчество)
Светлана Москалёва
Родительское собрание в первой младшей группе «Воспитание самостоятельности у детей младшего дошкольного возраста»
Цель :
Дать родителям знания о значении воспитания у детей самостоятельности и культурно- гигиенических навыков;
Заинтересовать проблемой;
Приобщить ребенка к самообслуживанию в условиях семьи .
План :
Доклад на тему : "Самостоятельность ! "
Дискуссия. Вопросы родителей .
Блиц – опрос на тему : "Знаете ли вы своего ребенка? "
Составлене списка " Сам-не сам".
Значение .
Итог встречи.
Здравствуйте, дорогие мамы и папы! Мы очень рады Вас сегодня видеть на нашей встрече.
Давайте поприветствуем друг друга своими улыбками. Подарите свою улыбку соседу справа, слева и давайте поговорим о ваших детях. Хлопните в ладоши те, кто сегодня утром опоздал на работу;
Чей ребенок сам одевал колготки;
Кто готовил мужу завтрак;
Кто успел помыть посуду;
Кто поцеловал своего ребенка.
Самостоятельность - это ценное качество, необходимое человеку в жизни. Воспитывать его необходимо с раннего детства. По своей природе дети очень активны. Очень часто они стремятся выполнить различные действия самостоятельно . И нам, взрослым, важно поддерживать их в этом. Как часто каждому из нас в ответ на предложение сделать что-то за ребенка или помочь ему в чем-то приходилось слышать - Я сам! Часто по разным причинам - из-за отсутствия времени или из-за неуверенности в силах ребенка - мы стремимся сделать все за него сами.
Давайте попробуем ответить на вопросы :
1. Действительно ли мы оказываем ребенку помощь? Как вы считаете?
2. Может ли маленький ребенок быть самостоятельным ?
3. Как при помощи потешек, пословиц, сказок, игр приобщить ребенка к народным традициям?
(Проводится дискуссия. Обсуждение по высказываниям.)
Совершенно верно, вы правы. Стремясь сделать все за ребенка, взрослые причиняют ему большой вред, лишают его самостоятельности , подрывают у него веру в свои силы, приучают надеяться на других.
Уже к трем годам у ребенка резко возрастает стремление к самостоятельности и независимости от взрослого, как в действиях, так и в желаниях. У него появляются устойчивое желание самоутвердиться .
Подавлять эти порывы ни в коем случае нельзя - это приводит к существенным осложнениям в отношениях ребёнка и взрослого. Подавление детской самостоятельности способно оказать серьёзное негативное влияние на развитие личности ребёнка.
Уважаемые родители давайте попробуем обсудить. Могут ли наши детки выполнить перечисленные ниже действия :
Мыть руки, засучивая рукава?
Мыть лицо, не разбрызгивая воду?
Пользоваться мылом?
Сухо вытираться полотенцем?
Замечать непорядок в одежде, обращаться за помощью?
Пить из чашки, пользоваться ложкой, салфеткой?
Убирать на место игрушки?
Конечно, малыш не сразу приобретает необходимые навыки, ему требуется наша помощь. И только совместно мы можем привить ребенку эти навыки, создавая для этого необходимые условия.
Формируя у детей самостоятельность и навыки самообслуживания мы не редко сталкиваемся с тем, что ребенок не может справиться с тем или иным поручением. Как можно решить эту проблемную ситуацию?
УПРАЖНЕНИЕ «СПИСОК САМОСТОЯТЕЛЬНОСТИ » .
Возьмите, пожалуйста, лист бумаги и разделите его на две половины. Левая : то, что вы делаете с ребенком вместе (имеется в виду самообслуживание ) ; правая : то, что ваш ребенок уже может делать самостоятельно . Затем обсуждаем, что ребенок каждого возраста может делать сам . Родители выполняют упражнение. Желающие зачитывают свой список вслух. Какие чувства у вас вызывает этот список?Что вы чувствуете, слушая чужие списки?Заберите списки домой и постарайтесь, чтобы хотя бы один из пунктов переместился из левой половины в правую.
Дети младшего возраста должны уметь :
Мыть руки, засучивая рукава;
Мыть лицо, не разбрызгивая воду;
Правильно пользоваться мылом;
Не мочить одежду;
Сухо вытираться полотенцем, без напоминания вешать его на отведенное место. Одеваться и раздеваться в определенной последовательности.
Одежду снимать, одевать, складывать, вешать, вывертывать на лицевую сторону, пуговицы расстегивать, застегивать, завязывать шнурки на ботинках;
Замечать непорядок в одежде и самостоятельно устранять его или обращаться за помощью к взрослому;
Своевременно пользоваться носовым платком, туалетом;
Пить из чашки, есть, хорошо пережевывая пищу с закрытым ртом;
Правильно пользоваться ложкой, салфеткой;
Убирать игрушки, книжки, строительные материалы на определенное место.
Значение самообслуживания в воспитании детей .
Дети, свободные от опеки взрослых, более самостоятельны и уверены в своих силах. Через такой вид труда, как самообслуживание , ребенок впервые устанавливает отношения с окружающими людьми, осознает свои обязанности по отношению к ним.
Обслуживая себя, он начинает понимать цену заботам взрослых и, постепенно приобретая умения и навыки, проявляет заботу о своих близких.
Приучение детей одеваться , умываться, есть, убирать за собой игрушки, воспитывает у них самостоятельность , желание и умение прилагать усилия, достигать положительного результата.
Повторность режимных процессов, постоянство требований к детям обеспечивают прочность навыков, создают предпосылки для формирования потребности в чистоте и опрятности, привычки к самообслуживанию .
Труд по самообслуживанию повышает работоспособность и выносливость организма, развивает ловкость, координацию движений, доставляет эстетическое удовлетворение.
В закреплении навыков самообслуживания большое место принадлежит игре. В играх с куклой можно, например, закрепить знания детей о последовательности в одевании, раздевании, умывании. С помощью игровых персонажей (куклы, мишки, петрушки) можно понаблюдать за тем, как ребенок ест, умывается, одевается.
Воспитывая самостоятельность , старайтесь, как можно реже прибегать к замечаниям, наставлениям, порицаниям. Больше опирайтесь на поощрения и похвалу. Как отмечают психологи, чувство стыда ребенок переживает менее остро, чем чувство гордости. Поэтому по отношению к детям младшего возраста чаще применяют положительную оценку, которая порождает у них интерес, стремление улучшить свой результат, дает им возможность увидеть, чему они научились, чему еще нужно научиться.
За что можно похвалить ребенка в труде по самообслуживанию ? Похвалы заслуживает старание, усидчивость, находчивость ребенка, стремление оказать внимание, помощь родителям , овладеть новыми действиями.
Оценивая то или иное действие ребенка, недостаточно ему сказать, «Молодец» или «Неправильно» , следует конкретно указать, что сделано ребенком хорошо, а что ему совсем не удалось. Ваши оценки важны для ребенка, именно потому вы должны быть тактичными и придерживаться меры, чтобы не порождать рядом с уверенностью самоуверенность . Похвала не должна быть фальшивой, преувеличенной. Она должна быть заслуженной. Объективная оценка помогает укреплять у детей желание делать все самим, умение преодолевать трудности, добиваться результата.
В младшем дошкольном возрасте дети обладают большой подражательностью. Все виденное ими, и хорошее и плохое, отражается в их поведении. Поэтому, желая воспитать у детей самостоятельность , аккуратность, отец и мать должны быть примером для подражания. Если вы сами не будете класть вещи на место, аккуратно с ними обращаться, а станете лишь требовать этого от детей , то вам не удастся воспитать у своего ребенка привычки к аккуратности. Дети школьного возраста также должны быть примером для младших братьев и сестер .
Труд должен приносить ребенку радость. Поэтому не надо упрекать его в медлительности и небрежности. Это может вызвать отрицательное эмоциональное состояние, повлечь за собой нежелание принять участие в труде следующий раз. Опыт придет постепенно. Сначала нужно вызвать интерес.
Важно, чтобы с раннего детства ребенок усвоил, что работать трудно, но почетно. Учебный труд, который станет впоследствии для ребенка основным видом труда, потребует от него больших усилий, упорства, настойчивости, т. е. тех умений, которыми он овладеет в дошкольном возрасте .
Воспитывая самостоятельность , старайтесь, как можно реже прибегать к замечаниям, наставлениям, порицаниям. Больше опирайтесь на поощрения и похвалу. Как отмечают психологи, чувство стыда ребенок переживает менее остро, чем чувство гордости.
Положительная оценка порождает у них интерес, стремление улучшить свой результат, дает им возможность увидеть, чему они научились, чему еще нужно научиться. За что можно похвалить ребенка в труде по самообслуживанию ?
Итог встречи.
Игра «Назови слова, выражающие похвалу ребенку» .
Родители говорят , по очереди передавая, друг другу игрушку. (Например : «молодец» , «умница» и т. д.) .Что полезного вы узнали на собрании ?
Давайте совместно будем прикладывать усилия к воспитанию у детей навыков самообслуживания . Спасибо. До свидания.
Рассказ воспитателя о самостоятельности детей младшего возраста.
Решение проблематичных ситуаций.
Совместная деятельность с ребенком.
Чаепитие.
Стихи детей. Беседа о самостоятельности. Возрастные особенности. Дискуссия «Может ли маленький ребенок быть самостоятельным?». Осложнения в отношениях ребенка и взрослого приводит к: негативизму, упрямству, строптивости, своеволию. Подведение итогов. Стих воспитателя. Родители делятся опытом.
(И. Муравейка)
Давай будем одеваться …
- Я сама! Я сама!
- Пойдём, будем умываться …
- Я сама! Я сама!
- Ну идём хоть причешу я …
- Я сама! Я сама!
- Ну давай хоть накормлю я …
- Я сама! Я сама!
Самостоятельность – это ценное качество, необходимое человеку в жизни, воспитывать его необходимо с раннего детства. Очень часто они стремятся выполнять различные действия самостоятельно. И нам, взрослым, важно поддержать их в этом.
Часто, по разным причинам – из-за отсутствия времени, неуверенности в силах ребенка – мы стремимся сделать все за него сами. Но действительно ли мы оказываем ребенку помощь? Как вы считаете? Может ли маленький ребенок быть самостоятельным?
Вы совершенно правы. Стремясь сделать все за ребенка, взрослый причиняет ему большой вред, лишает его самостоятельности.
Уже к трем годам у ребенка резко возрастает стремление к самостоятельности. У него появляется устойчивое желание самоутвердиться.
Подавлять эти порывы детей ни в коем случае нельзя, это может привести к негативизму, упрямству, может наблюдаться строптивость, своеволие. То есть, не просто непослушание, а стремление сделать все наоборот, ребенок начинает отрицать все, что он делал раньше, ребенок все хочет делать сам, отказываясь от помощи взрослого и добиваться самостоятельности даже в том, что еще мало умеет. Таким образом, подавление детской самостоятельности способно оказать серьезное негативное влияние на развитие личности ребенка.
(М. Шварц)
Я в своей родной квартире
Как на слyжбе строевой.
Командир на командире...
Я один здесь рядовой!
Всем я должен подчиняться:
По приказy - одеваться,
По приказy - yмываться,
Ровно заправлять кровать.
По команде - есть садиться,
По заданию - yчиться,
По режимy - спать ложиться,
По бyдильникy - вставать!
Теперь вам ясно, почемy
Начал огрызаться я?
Конец терпенью моемy,
ДЕ-МО-БИ-ЛИ-ЗАЦИЯ!
А вы, дорогие родители, сталкивались когда-нибудь с подобными проявлениями? Какие пути выхода из трудной ситуации вы находили?
Итак, дети стремятся к самостоятельности. Но возникает вопрос: «Что же они умеют выполнять самостоятельно?»
Давайте попробуем составить перечень действий, доступных для выполнения детям младшей группы:
Мыть руки, засучивая рукава; мыть лицо, не разбрызгивая воду; правильно пользоваться мылом; не мочить одежду; сухо вытираться полотенцем, без напоминания вешать его на отведенное место.
- Одеваться и раздеваться в определенной последовательности: одежду складывать, вешать, расстегивать, застегивать пуговицы.
- Замечать непорядок в одежде и самостоятельно устранять его или обращаться за помощью к взрослому.
- Своевременно пользоваться носовым платком, туалетом.
- Пить из чашки, есть, хорошо пережевывая пищу закрытым ртом.
- Правильно пользоваться ложкой, вилкой, салфеткой.
- Убирать игрушки, строительный материал в определенное место.
Для того, чтобы приобрести эти навыки требуется помощь взрослого. Надо создать необходимые условия для проявления самостоятельности. Приспособить к росту ребенка вешалку для одевания, выделить место для хранения предметов туалета, постоянное и удобное место для полотенца, обуви и т.д.
Но создание условий еще недостаточно для формирования навыков самообслуживания и воспитания самостоятельности у детей. Необходимо правильно руководить действиями детей. Прежде, чем ожидать от ребенка самостоятельности, его нужно научить действиям, необходимым в процессе одевания, умывания, приема пищи.
При формировании навыков самостоятельности у детей, мы часто сталкиваемся с тем, что ребенок не может справиться с предложенным заданием. Как действовать в подобных ситуациях?
Ситуация:
Научившись убирать за собой после еды, Гена принялся двигать стул, но тот зацепился ножкой за ножку стола. Не приложив каких-либо стараний, он отказался от небольшого, но необходимого усилия и тотчас же оставил свое намерение. Когда мама напомнила ему, что нужно задвинуть стул, мальчик плаксиво заявил: «Никак не получается».
Вопрос:
Какие действия нужно предпринять взрослым?
Ситуация:
На даче мама дала Маше шесть ложек, чтобы она отнесла их в сад и разложила на одном из столов. Но выйдя на улицу, Маша отвлеклась – к ней под ноги прикатился мячик. Минута и ложки оставлены в траве, а маленькая помощница, схватив мяч, убегает с ним.
Вопрос:
Как должна поступить мама в этой ситуации?
А теперь наши дети хотят сами продемонстрировать свою самостоятельность.
(З. Александрова)
Это Оленьке известно:
Что взяла, клади на место!
Только девочка мала:
Забывает, где взяла.
На кроватку ставит кружку,
На паркет кладет подушку,
Прячет ботики в буфет.
Всё на месте или нет?
Если мама промолчала,
Надо делать всё сначала:
На буфет нести подушку,
На паркет поставить кружку,
Сунуть ботики в кровать …
Кажется, не так опять?
Оля смотрит виновато:
Нет, стояло всё не там …
Помогите ей, ребята,
Всё расставить по местам.
А сейчас наши дети научат наших мам и пап мыть руки правильно. А остальные дети научат наших родителей убирать игрушки и накрывать на стол. Молодцы! Вы умеете делать сами и научили своих родителей. А сейчас мы вместе будем пить чай.
Звучит спокойная музыка. Дети, родители и воспитатели пьют чай.
Обо всём на свете:
В 1930 году в американский прокат вышел фильм "Песня мошенника" (The Rogue Song) про похищение девушки в горах Кавказа. Актеры Стэн Лорел, Лоуренс Тиббетт и Оливер Харди сыграли в этом фильме местных жуликов. Удивительно, но эти актеры очень похожи на героев...
Родительское собрание в младшей группе
«Ох уж не легки эти первые шаги»
I младшая группа
Пантелеева С.Н.
п. Онохой
2009г.
Цель:
1. Установить доверительные отношения между родителями и сотрудниками ДОУ. Познакомить родителей с особенностями работы детского сада.
2.Повысить уровень педагогической культуры родителей в вопросах развития и воспитания детей раннего возраста.
3. Практическое обучение родителей играм с детьми раннего возраста.
3. Сплотить коллектив родителей.
Подготовка к собранию:
1. Оформить приглашения
2. Подготовить анкеты, тесты и памятки для родителей.
3. Подготовить атрибуты к проведению собрания и оформить зал.
4. Подготовить презентацию и музыкальное сопровождение.
Ход собрания
Вступление
Стихотворение « Дружите с детьми» (приложение 1)
Сообщение воспитателя о теме собрания
I блок Знакомство
Цель: Создание эмоционального настроя и знакомство родителей друг с другом.
Цель: Знакомство родителей с педагогами и детским садом.
II блок Информационный блок
«Адаптация детей к детскому саду».
III блок Практический блок
Деление родителей на 2 команды
« Решение проблемных ситуаций».
Цель: Практическое обучение родителей играм с детьми раннего возраста
Цель: С помощью теста помочь родителям сделать определенные выводы относительно проблем воспитания детей.
Цель: Создание непринужденной атмосферы.
Цель: повысить педагогическую культуру родителей по отношению к детскому саду.
IV блок Заключение
Приложение 1
Воспитатель, под спокойную, мечтательную музыку, читает стихотворение А. Лопатиной
«Дружите с детьми».
Не жалейте время для детей,
Разглядите взрослых в них людей,
перестаньте ссориться и злиться,
Попытайтесь ними подружиться.
Постарайтесь их не упрекать,
Научитесь слушать, понимать.
Обогрейте их своим теплом,
Крепостью для них пусть станет дом.
Вместе с ними пробуйте, ищите,
Обо всем на свете говорите,
Их всегда незримо направляйте
И во всех делах им помогайте.
Научитесь детям доверять –
Каждый шаг не нужно проверять,
Мненье и совет их уважайте,
Дети – мудрецы, не забывайте.
Взрослые, надейтесь на детей
И любите их душою всей
Так, как невозможно описать.
Вам тогда детей не потерять!
Приложение 2
Игра «Знакомство»
Воспитатель просит разбиться родителей на пары. Каждый в паре должен рассказать кратко о себе. Даётся примерно 5 минут. Затем один родитель представляет своего партнёра, а потом он его. И так все пары.
Приложение 3
Консультация для родителей
Этот удивительный ранний возраст.
Ранний возраст (второй, третий год жизни), по признанию специалистов всего мира, - уникальный период в жизни человека. Так в чём же его необыкновенность?
Ребёнок интенсивно овладевает речью, общением, культурой человеческого мышления. При этом важно отметить, что умственное развитие связано с воспитанием ребёнка и возникает исключительно, как говорят учёные, благодаря ранней социализации малыша, т. е. благодаря взаимодействию с социальным окружением. Душевная жизнь ребёнка начинается очень рано. Малыш копирует, отображает в действиях и словах, в эмоциональных проявлениях и поступках мир, в котором живёт. Можно сказать, что мы "лепим" дитя по своему образу и подобию. Он будет таким, каким сделает его социальное окружение. Вывод один: духовно обогащённая окружающая действительность - главное условие нравственно-этического развития личности ребёнка. Детский сад – это новое окружение, новая обстановка, новые люди. Поступление ребенка в дошкольное образовательное учреждение сопровождается изменением окружающей его среды, режима дня, характера питания, системы поведенческих реакций крохи, приводит к необходимости устанавливать социальные связи, адаптироваться к новым условиям жизни. Адаптация к дошкольному учреждению - сложный период, как для детей, так и для взрослых: родителей, педагогов. Для того чтобы ребенок мог быстро и безболезненно адаптироваться к условиям дошкольного учреждения, необходимо готовить его к поступлению в детский сад. Родители не всегда в должной мере осознают, что, приходя в детский сад, ребенок попадает в иные условия, существенно отличающиеся от домашних. Детям трудно привыкать к новому учреждению, незнакомым сверстникам, требованиям со стороны взрослых, режимным моментам. Родители испытывают тревогу за своего ребенка, и также привыкают к требованиям детского сада. А воспитателям порой непросто найти подход к детям и их родителям.
Для успешной адаптации ребенка к условиям дошкольного учреждения взрослыми необходимо сформировать у него положительную установку на детский сад, позитивное отношение к нему. Это зависит от профессионального мастерства воспитателей, атмосферы тепла, доброты, внимания. Трудности адаптации возникают в тех случаях, когда ребенок встречает непонимание, его пытаются вовлечь в общение, содержание которого не отвечает его интересам, желаниям.
Невыполнение основных педагогических правил при воспитании детей приводит к нарушениям интеллектуального, физического развития ребенка, возникновению отрицательных форм поведения.
Адаптация (от лат. - приспособлять) - в широком смысле - приспособление к изменяющимся внешним и внутренним условиям.
Адаптацию в условиях дошкольного учреждения нужно рассматривать как процесс вхождения ребенка в новую для него среду и болезненное привыкание к ее условиям.
На процесс адаптации ребенка влияют достигнутый уровень психического и физического развития, состояние здоровья, степень закаленности, сформированность навыков самообслуживания, коммуникативного общения с взрослыми и сверстниками, личностные особенности самого малыша, а также уровень тревожности и личностные особенности родителей. У ребёнка, при правильном воспитательном подходе быстро восстанавливается уравновешенное поведение и не остаётся каких-либо отрицательных последствий, т. е. ребёнок адаптируется к новым условиям своей жизни. Анализ поведения детей в первые дни пребывания в детском учреждении показывает, что этот процесс приспособления, т.е. адаптация к новым социальным условиям не всегда и не у всех детей проходит легко и быстро. У многих детей процесс адаптации сопровождается рядом, хотя и временных, но серьёзных нарушений поведения и общего состояния.К таким нарушениям относят:
Иногда можно отметить и более глубокие расстройства:
Длительность привыкания к новым социальным условиям, а также характер поведения детей в первые дни пребывания в детском учреждении зависят от индивидуальных особенностей. Дети одного и того же возраста ведут себя по-разному: одни в первый день плачут, отказываются есть, спать, на каждое предложение взрослого отвечают бурным протестом, но уже на другой день с интересом следят за игрой детей, хорошо едят и спокойно ложатся спать, другие, наоборот, в первый день внешне спокойны, несколько заторможены, без возражений выполняют требования воспитателей, а на другой день с плачем расстаются с матерью, плохо едят в последующие дни, не принимают участия в игре, и начинают хорошо себя чувствовать только через 6-8 дней или даже позже. По всем этим признакам выделяются определённые группы, к которым принадлежит ребёнок по характеру поведения при поступлении в детское учреждение. В зависимости от того, к какой адаптационной группе принадлежит ребёнок, будет строиться работа с ним. Очень часто встречаются ситуации, когда ребёнка нельзя однозначно определить в ту или иную адаптационную группу. Т.е. модель его поведения находится не "стыке" двух групп, т. е. является пограничной. Своеобразный переход из одной адаптационной группы в другую показывает динамику развития процесса привыкания ребёнка к условиям детского учреждения.
Адаптация некоторых детей может протекать от 20 дней до5-6 месяцев. Особенно, если ребёнок заболел, в процессе адаптации. Иногда, после выздоровления, ребёнку приходится привыкать заново. Но, хочу Вас заверить, что это не показатель. Не следует беспокоиться, глядя на ребёнка подруги, который с первых дней вошёл в новую среду без особых осложнений. Повторюсь, что все дети разные, каждый индивидуальность, к каждому нужен свой подход. Я думаю, что с Вашей помощью мы найдём ключик к каждому ребёнку. Богатый опыт и знания воспитателей, Ваша любовь и забота, иными словами согласованная работа с семьёй, опирающаяся на знания возрастных и индивидуальных особенностей, потребностей ребёнка и необходимых условий воспитания ребёнка до поступления в детский сад, позволит решить проблему адаптации на должном уровне.
Приложение 4
Игра «Ромашка» анализ педагогических ситуаций
Команды поочередно отрывают лепестки ромашки с проблемными ситуациями и вопросами.
Двухлетний Илюша с усердием надевает колготы. Трудное занятие! Наконец-то после долгих усилий колготы почти надеты, но … наизнанку. Малыш, конечно, этого не замечает и продолжает их натягивать. Мать прекращает, как она говорит, «эту бесцельную возню», быстрым движением, не скрывая раздражения, старается натянуть ребёнку колготы. Малыш поднимает крик: «Сам, сам! Сам!». Мать строго говорит: «Сиди спокойно и не капризничай! Не умеешь, а кричишь «сам»
Вопросы:
Обобщение педагога .
Важно подчеркнуть, что в детском «Я сам» проявляется стремление к самостоятельности. Это наблюдается даже у самых маленьких детей, и всячески надо поддерживать это стремление, дети могут вырасти пассивными, ленивыми. Иногда детям говорят, что они ещё «успеют наработаться», взрослые полностью их обслуживают, а потом удивляются – почему ребёнок не любит трудиться? Не надо делать за ребёнка то, с чем он может справиться сам.
Девочка Таня во время обеда говорит: «Не хочу суп». Она постоянно высказывает бабушке своё недовольство тем, что суп тёплый, «в нём пенки» и др. Бабушка идёт у неё на поводу: предлагает другие блюда, пытается заинтересовать внучку, рассказывает сказку и т.д. всё бесполезно. Девочка осталась голодной, поэтому она не может заснуть после обеда, переутомляется, отравляет вечер себе и взрослым.
Вопросы:
Обобщение педагога .
Необходимо подчеркнуть, что не надо идти на поводу у ребёнка. Здесь могут быть разные варианты решения конфликта: либо лишить девочку супа, либо уговорить съесть его. В данном случае важно единодушие всех членов семьи.
Девочка трёх лет, увидев, что бабушка рассержена, просит назвать её Зайчиком, что на домашнем языке означает: «ах ты, моя хорошая»
Вопросы:
Обобщение педагога .
т.е. ребёнок старается заслужить одобрение. Дети очень эмоциональны, чутки к поведению и настроению взрослых. Ребёнок начинает реагировать не только на то, что ему говорят родители, но и на то, как говорят. Например, если ребёнку сказать, что он плохой, он возразит. «Нет, я хороший». Но, конечно, лучше оценивать не личность ребёнка, а его поступки.
Мальчик во время завтрака очень нехотя ест кашу, приговаривая при этом: «Ешь, дурак, ешь…». Таким образом, после каждой съеденной ложки он ругает себя и насильно заставляет есть. На вопрос воспитателя, зачем он говорит такие слова, ребёнок отвечает: «Да меня дома мама так всегда кормит».
Обобщение педагога .
Большую роль в воспитании играет положительный пример взрослых. Бывает и так, что родители требуют от ребёнка одного, а сами поступают по-другому. Ребёнок не знает, как правильно, начинает хитрить, приспосабливается.
Когда маленький человек только начинает усваивать социальный опыт, поведение родителей играет важную роль. Л. Н. Толстой писал, что все трудности воспитания вытекают из того, что родители не только не исправляют свои недостатки, но и оправдывают их в себе, при этом желая не видеть этих недостатков в детях. Поэтому, уважаемые родители, если вам трудно расстаться со своими привычками, манерами поведения, то хотя бы не демонстрируйте их своему ребёнку или не ругайте его за это. Приведём банальный пример. В доме звонит телефон, и папа просит сказать, что его нет. Ребёнок повторяет: «папа сказал, что его нет дома». Часто воспитатели наблюдают такие факты поведения детей: они «чокаются» кружками с кефиром, «пьют пиво», играют «в пьяных» и др.
Сталкивались ли вы с тем, что подчас у ребёнка имеются разные игрушки, но он не играет с ними? (Обмен мнениями).
Обобщение педагога .
Иногда взрослые расстраиваются. Даже сердятся на ребёнка за то. Что игрушки не используются, не подозревая. Что он просто не умеет во всё это играть. Сами по себе игрушки ничего не будут значить, если ребёнок не знает, как и во что с ними играть. Мы советуем вам обыгрывать игрушки вместе с ребёнком, подсказывая и показывая действия с ними. Иногда игра не получается, так как дети не могут объединить в игре игрушки из- за их разномасштабности. Например: нельзя объединить в одном цирковом представлении большого плюшевого зайца и крошечного резинового слона.
Подбор игрушек зависит от возраста детей и особенностей игры.
В возрасте 3- 4 лет требуются игрушки красочные, простые, выразительной формы. Это объясняется повышенной эмоциональной восприимчивостью и неустойчивостью внимания. Ребёнок испытывает потребность в действиях, он активен, поэтому игрушка должна быть с подвижными деталями. Первая встреча с игрушкой должна вызывать у ребёнка радостное удивление, желание играть с ней. Ребёнок оживляет игрушку, воспринимает её как друга.
На что вы опираетесь в подборе игрушки? (Обмен мнениями).
Обобщение педагога .
Иногда взрослые покупают игрушки по своему усмотрению, ориентируясь на цену, новизну, яркость, не задумываясь о педагогической целесообразности игрушек. Если покупать или дарить ребёнку много игрушек, то его ничего не будет радовать. Он с лёгкостью сломает и выбросит игрушку, зная, что ему купят новую.
Иногда дети очень просят и даже требуют купить новую игрушку. Мы не рекомендуем использовать слово «никогда», например: «Никогда у тебя не будет этой игрушки, никогда я тебе её не куплю». Надо разобраться в этой ситуации. Например, игрушка хорошая, но у вас нет денег на её покупку, значит, можно пообещать ребёнку, что её подарит Дед Мороз, или найти альтернативу, или найти альтернативу, которая гораздо дешевле. Внимание ребёнка попытайтесь переключить.
Каково ваше отношение к игрушкам- монстрам? (Обмен мнениями).
Обобщение педагога .
Игрушки- монстры могут научить ребёнка жестокости и безразличному отношению к страданию. Предлагаемые сейчас монстры, воины- скелеты и др. участвуют в игре как на стороне добрых, так и злых сил, поэтому ребёнку иногда бывает трудно отличить добро от зла, «плохих» от «хороших». Воинственные игры или мультфильмы с монстрами, формируют в детях агрессию, отношение к насилию как к чему- то совершенно нормальному. Желание иметь монстров - тест для определённого психологического состояния, чем больше он привязан к подобным игрушкам, тем более уязвимо, неуверенно и тревожно он себя ощущает. Для возбудимых детей игра с чудовищами способ выбросить лишнюю энергию. Но чаще игрушка не успокаивает, а ещё больше раздражает ребёнка, формирует психическую зависимость.
Поэтому, уважаемые родители, не стремитесь покупать детям такие страшные игрушки, наводящие на них ужас и способствующие агрессии.
Приложение 5.
Пальчиковые игры
Очень важной частью работы по развитию мелкой моторики являются "пальчиковые игры". Игры эти очень эмоциональны, увлекательны. Они способствуют развитию речи, творческой деятельности. "Пальчиковые игры" как бы отображают реальность окружающего мира - предметы, животных, людей, их деятельность, явления природы. В ходе "пальчиковых игр" дети, повторяя движения взрослых, активизируют моторику рук. Тем самым вырабатывается ловкость, умение управлять своими движениями, концентрировать внимание на одном виде деятельности.
"Пальчиковые игры" - это инсценировка каких-либо рифмованных историй, сказок при помощи пальцев. Многие игры требуют участия обеих рук, что даёт возможность детям ориентироваться в понятиях "вправо", "влево", "вверх", "вниз" и т.д.
Научить играм
МОЯ СЕМЬЯ
Этот пальчик - дедушка,
Этот пальчик - бабушка,
Этот пальчик - папочка,
Этот пальчик - мамочка,
Этот пальчик - я,
Вот и вся моя семья!
ПАЛЬЧИК-МАЛЬЧИК
Пальчик-мальчик, где ты был?
С этим братцем в лес ходил,
С этим братцем щи варил,
С этим братцем кашу ел,
С этим братцем песни пел.
Предложить командам инсценировать текст
А сейчас можно и посоревноваться с вами. Чья же команда лучше обыграет стихотворение?
Ёжик, ёжик, видишь: дождик
Так и льет, как из ведра,
Может, на небе дыра?
Что сидеть без толку?
Доставай иголку.
По тропинке в горку топай,
Дырку на небе заштопай!
Листопад! Листопад! Лес осенний конопат.
Налетели конопушки, стали рыжими опушки.
Ветер мимо пролетал, ветер лесу прошептал:
- Ты не жалуйся врачу, конопатых я лечу.
Все рыжинки оборву, побросаю их в траву!
Мы предлагаем это делать с детьми дома, и вы испытаете радость театрального экспромтного творчества.
Приложение 6.
Я и мой ребенок
(Тест для родителей)
Роль родителей в воспитании ребенка незаменима. Они главные "проектировщики, конструкторы и строители" детской личности.
Тест дополнит Ваше представление о себе как о родителях, поможет сделать определенные выводы относительно проблем воспитания детей.
Вопросы | Ответы | ||
Можете ли вы | Могу и всегда так поступаю | Могу, но не всегда так поступаю | Не могу |
1. В любой момент оставить все свои дела и заняться ребенком? | |||
2. Посоветоваться с ребенком не взирая на его возраст? | |||
3. Признаться ребенку в ошибке, совершенной по отношению к нему? | |||
4. Извиниться перед ребенком в случае своей неправоты? | |||
6. Поставить себя на место ребенка? | |||
7. Поверить хотя бы на минуту, что вы добрая фея (прекрасный принц)? | |||
8. Рассказать ребенку поучительный случай из детства представляющий Вас в невыгодном свете? | |||
9. Всегда воздерживаться от употребления слов и выражений, которые могут ранить ребенка? | |||
10. Пообещать ребенку исполнить его желание за хорошее поведение? | |||
11. Выделить ребенку один день, когда он может делать, что желает, и вести себя, как хочет, и не во что не вмешиваться? | |||
12. Не реагировать, если Ваш ребенок ударил грубо толкнул или просто не заслуженно обидел другого ребенка? | |||
13.Устоять против детских просьб и слез, если уверенны, что это каприз, мимолетная прихоть? |
Ключ к тесту
Ответ "А" оценивается в 3 очка, ответ "Б" - в 2 очка, ответ "В" - в 1 очко.
Если вы набрали от 30 до 39 очков, значит, ребенок - самая большая ценность в вашей жизни.
Вы стремитесь не только понять, но и узнать его, относитесь к нему с уважением, придерживаетесь прогрессивных принципов воспитания и постоянной линии поведения. Другими словами, Вы действуете правильно и можете надеяться на хорошие результаты.
Сумма от 16 до 30 очков: забота о ребенке для Вас вопрос первостепенной важности. Вы обладаете способностями воспитателя, но на практике не всегда применяете их последовательно и целенаправленно. Порой Вы чересчур строги, и в других случаях - излишне мягки; кроме того, Вы склонны к компромиссам, которые ослабляют воспитательный эффект. Вам следует серьезно задуматься над своим подходом к воспитанию ребенка.
Число очков - менее 16 говорит о том, что у Вас серьезные проблемы с воспитанием ребенка. Вам не достает либо знания, как сделать ребенка личностью, либо желание добиться этого, а возможно того и другого. Советуем обратиться к помощи специалистов - педагогов и психологов, познакомиться с публикациями по вопросам семейного воспитания.
Приложение 7
Интеллектуальный конкурс
Вопросы первой команде:
Вопросы второй команде:
2. «ЛИТЕРАТУРНЫЙ». (Чередовать вопросы для команд.)
1. Жил старик со своею старухой
У самого синего моря;
Они жили в ветхой землянке
Ровно тридцать лет и три года.
Старуха пряла свою пряжу.
Старик ловил неводом рыбу.
(А.С. ПУШКИН. СКАЗКА О РЫБАКЕ И РЫБКЕ.)
2. В доме восемь дробь один
У Заставы Ильича
Жил высокий гражданин
По прозванью Каланча.
По фамилии Степанов
И по имени Степан,
Из районных великанов
Самый главный великан.
(С.МИХАЛКОВ. ДЯДЯ СТЕПА.)
3. Свет мой, зеркальце! скажи,
Да всю правду доложи:
Я ль на свете всех милее,
Всех румяней и белее?
(А.С.ПУШКИН. СКАЗКА О МЕРТВОЙ ЦАРЕВНЕ И СЕМИ БОГАТЫРЯХ.)
4. О, если я утону,
Если пойду я ко дну,
Что станется с ними, больными,
С моими зверями лесными?
(К.И.ЧУКОВСКИЙ. ДОКТОР АЙБОЛИТ.)
Недостатки
Обобщение и дополнение ответов родителей
(по Е. П. Арнаутовой и В. М. Ивановой)
Детский сад | Семья |
Недостатки | Преимущества |
Деловая форма общения воспитателя с детьми, сниженная его интимность, эмоциональная недостаточность. Наличие сменяющих друг друга воспитателей с разными программами их поведения, методами воздействия на ребенка. Обращенность воспитателя ко всем детям, недостаточность индивидуального общения с каждым ребенком. Сравнительная жесткость режима дня. Общение с детьми одного возраста. | Сравнительно "мягкие" отношения между родителями и ребенком, эмоциональная насыщенность отношений. Постоянство и длительность педагогической программы поведения родителей, воздействий их на ребенка. Индивидуальная обращенность педагогических воздействий к ребенку. Подвижный режим дня. Возможность общаться с детьми-родственниками разных возрастов. |
Преимущества | Недостатки |
Наличие и использование программы воспитания и обучения дошкольников, педагогических знаний у педагогов, научно-методических пособий. Целенаправленный характер воспитания и обучения детей. Условия жизни и быта научно разработаны для воспитания и обучения детей. Применение методов воспитания, обучения, адекватных возрастным особенностям и возможностям дошкольников, понимание их духовных потребностей. Умелое применение оценки деятельности и поведения детей как стимула их развития. Разнообразная содержательная деятельность детей в детском обществе. Возможность играть и общаться с широким кругом сверстников. | Отсутствие программы воспитания, наличие отрывочных представлений у родителей о воспитании, использование родителями случайной педагогической литературы. Стихийный характер воспитания и обучения ребенка, использование отдельных традиций и элементов целенаправленного воспитания. Стремление взрослых создать в семье условия для себя, непонимание ими важности этих условий для ребенка. Непонимание возрастных особенностей дошкольников, представление о детях как об уменьшенной копии взрослых, инертность в поисках методов воспитания. Непонимание роли оценки в воспитании и обучении ребенка, стремление оценивать не его поведение, а его личность. Однообразие и малосодержательность деятельности ребенка в семье. Недостаток общения с детьми в игре. Неумение дать ребенку объективную характеристику, проанализировать свои методы воспитания. |
Приложение 9
Уважаемые родители!
Ваши искренние ответы на вопросы анкеты помогут нам лучше увидеть положительные и отрицательные стороны проведенного родительского собрания.
Нам очень хочется с учетом Ваших интересов, запросов, мнений улучшить качество их проведения.
I. Что побудило Вас прийти на родительское собрание; (нужное подчеркнуть ).
1. Ваша дисциплинированность.
2. Интерес к поднятой теме.
3. Уважение к воспитателям.
4. Возможное душевное успокоение после собрания.
5. Любопытство.
6. Личное участие в подготовке к собранию.
7. Настойчивые требования родственников.
8. Неоднократные приглашения воспитателей.
9. Не знаю.
II. Как Вы считаете, есть ли необходимость посещения таких собрании всей семьей? Почему?
III. Что Вам больше всего понравилось в процессе подготовки к родительскому собранию? (Нужное подчеркнуть ).
1. Неоднократные приглашения воспитателей.
2. Анкетирование по теме собрания.
3. Приглашения
довольны - 3, частично довольны - 2, не довольны - 0.
3. Дискуссия -
4. Музыкальное оформление -
5. Решение проблемных ситуаций -
6. Работа с памяткой -
7. Слово - эстафета -
8. Работа с фишками -
V. Было ли у Вас желание участвовать в дискуссии, разговоре? Почему?
VI. Ваши предложения, дополнения пожелания по вопросам подготовки и проведения этого собрания.
Приложение 10
Памятка для родителей
Детей учит то, что их окружает.
Конспект родительского собрания во 2 младшей группе «Поближе познакомимся и дружно заживем!»
Ефимова Алла Ивановна, воспитатель ГБДОУ №43 г. Колпино Санкт – ПетербургТакже нам с вами сегодня нужно определить план работы на год, а возможно, какие – то моменты у нас останутся на все 4 года.
Мы очень плотно и много проводим работы, организовываем разнообразные досуги, праздники, круглые столы, мастер – классы и т. д.
Мы составили небольшой план работы на год, вам его предлагаем, но его можно подкорректировать, вы можете в него внести свои предложения, изменения.
- В сентябре предлагаем совместно детишки и родители, а также воспитатели, поздравить наших коллег с профессиональным праздником – Днем Воспитателя.
- В октябре наши малыши продемонстрируют небольшую игру драматизацию – ко дню пожилого человека. Поздравят своих горячо любимых бабушек и дедушек.
- В ноябре мы отпразднуем – Праздник Осени.
- В декабре - мы встретимся с Дедом Морозом и Снегурочкой.
- В январе – устроим совместное развлечение детишек, родителей и воспитателей « Конкурс семейных снежных построек» с игровыми спортивными конкурсами.
- В феврале – поздравим наших любимых папочек и дедушек.
- В марте – организуем праздник с чаепитием для наших любимых мамочек, бабушек…
- В апреле – дети инсценируют какую – либо сказку ко дню книги; а родители с ответным визитом покажут деткам спектакль по какой – либо сказке. Все это предлагаем завершить совместным походом в библиотеку.
-В мае – вместе, дружно устроим субботник, украсим площадку и посоревнуемся: «Мама, папа, я – очень дружная, сплоченная, спортивная семья».
Летом много бываем на воздухе, и идеи рождаются сами по себе.
Также нам с вами нужно выбрать родительский комитет, с которым надеемся удачно поработать, надеемся на помощь и понимание.