Одежда древних римлян название. Украшения в Древнем Риме. Прически и головные уборы в Древнем Риме

18.04.2019

Военизированный характер римского рабовладельческого государства в течение нескольких веков превратил небольшой город-государство Рим в могущественную мировую державу, под властью которой находилась территория современной Европы, Малой Азии, Египта. Захватнические войны, резкая классовая дифференциация, богатство и роскошь на одном полюсе, нищета и бесправие на другом придают римскому обществу облик, в котором утрачиваются черты сходства с античной Грецией. Вся история, все ее этапы отразились в развитии одежды римлян. Римская культура формировалась и развивалась под влияниями различных культур, но прежде всего, древнегреческой. Природно-климатические условия Древнего Рима, были гораздо суровее, нежели на Балканах, нехватка плодородных земель, трудные жизненные условия сформировали римлян как суровых, мужественных и практичных людей. Поэтому римский идеал красоты отличался от древнегреческого. Дальнейшая захватническая политика и бесконечные войны сформировали выработке такого идеала: мужчины крепкого телосложения, выносливые, суровые, женщины должны быть величественны, иметь плавную походку, обладать круглыми плечами, широкими бедрами и маленькой грудью. Основная черта эстетического идеала римлян является строгость и простота во всем.

Ткани, орнамент, цветовая гамма

Самым распространенным материалом, из которого изготовляли одежду в течение всей истории Древнего Рима, была шерсть. Римляне издавна умели изготовлять разные сорта шерстяных тканей, в частности и очень тонкие и мягкие, а также плотные, ворсистые. Наряду с шерстью использовались и льняные ткани, преимущественно для нижней одежды, которую надевали непосредственно на тело.
Уже в I в н.э. в Риме был известен и шелк. Обращение к шелковым тканям все больше распространялось, и уже в поздний период империи шелковая одежда стала достаточно привычной в быту богатых слоев населения, особенно на востоке. Сначала это были легкие, тонкие шелковые и полушелковые ткани, в том числе и полупрозрачные (для знатных модниц), а дальше преобладали все более плотные, тяжелые ткани.
Основным цветом древнеримской одежды в ранний период был белый, который показывал привилегию полноправных римских граждан. Белый цвет частично хранил свое значение и позже как цвет парадной одежды, особенно при совершении жертвоприношения и других религиозных церемоний и обрядов. Рабы и неполноправные граждане носить белую одежду не имели право. Цвета их наряда были темными: преобладали коричневые, желто бурые и серые тона. Начиная с II ст. до н.э наряду c белой, широко носили одежду и других цветов.
Особенно разнообразными были цвета женских костюмов, тогда как мужские имели только красные, фиолетовые и коричневые тона. Одежда, окрашенная в высшие сорта пурпура, со времен Домициена Флавия (81-96 гг. п. есть.) и особенно Феодосия II даже придворным категорически запрещалось носить - пурпур стал исключительно императорским цветом.
Основные римские элементы орнаментики - это листья аканта, дуба, лавра, вьющиеся побеги, колосья, фрукты, цветы, фигурки людей и зверей, маски, черепа, сфинксы, грифоны и др. Наряду с ними изображались вазы, военные трофеи, развевающиеся ленты и т. д. Часто они имеют реальную форму. Орнаментика несла в себе и определенные символы, аллегорию: дуб считался символом высшего небесного божества, орел - символом Юпитера и т. д. Греки ценили искусство из любви к прекрасному, римляне - из любви к роскоши. В позднеримском орнаменте постепенно усиливаются восточные влияния. В нем намечаются черты будущего стиля византийской культуры, ставшей преемницей античности.

Мужской костюм

Туника и тога - основа древнеримского мужского костюма - по своему художественному и конструктивному решению отличались от греческого хитона и гиматия, хотя имели общие черты.
Рубахоподобная туника служила древнему римлянину повседневной домашней одеждой. Она уже не была простым куском ткани, в который драпировали тело. Сшитая из двух полотнищ, туника закрывала оба плеча, а надевалась через голову и сначала имела лишь боковые проймы для рук. Потом у нее появились короткие по локоть рукава, которые не вшивались, а образовывались складками ткани; их долго считали признаком щегольства и изнеженности. Туника происходила, по-видимому, от набедренной повязки и поначалу представляла собой два куска ткани, скрепленные на левом плече фибулой (от лат. fibula, скоба - металлическая застёжка для одежды, одновременно служащая украшением.). И позднее, став уже одеждой кроеной и шитой, туника воспринималась как одежда народная, приличная беднякам.
Воротника у туники не было - вся античная одежда была лишена воротников. Длинную до колен тунику подпоясывали. Сенатор облачался в тунику с широкой пурпурной полосой («clavi» ) . Называлась такая туника «tunica laticlavia» . Всадники и трибуны из плебеев могли позволить себе лишь узкие пурпурные полосы на тунике - «angusticlavia» . Солдатской тунике предписывалось быть короче гражданской.


У римлян бытовало выражение «populas tunicatus» , то есть «носящий тунику» (без тоги), иначе «простонародье», «рубашечники» («tunicati» ). Простонародная туника была короткой и темной («tunica pulla» ). В римском сенате одно время обсуждалось предложение ввести для всех рабов одинаковые туники, что, как казалось законодателям, облегчило бы поимку беглецов. Но восторжествовала осмотрительность: сенаторы рассудили здраво - такая одежда лишь укрепила бы чувство солидарности и единения среди рабов, а между тем угроза восстания становилась все более реальной.
Тунику носили одну или две, однако при Августе в моду вошло ношение трех и более туник - например, Август носил четыре. Тунику подпоясывали ниже груди; когда их надевали несколько, то подпоясывали только нижнюю, безрукавную.
Чем богаче и знатнее был хозяин туники, тем искуснее она украшалась. Декоративные украшения (полосы, вышивка, орнамент) носили также и сословно-должностной характер. Они были преимущественно темно-вишневого, пурпурного, синего цвета; цвет имел определенную символику. Так, пурпурные вертикальные полосы по переду туники, различающиеся по количеству и ширине, носили римские сенаторы и всадники. Туника полководца-победителя была пурпурной, расшитой узором в виде золотых пальмовых ветвей. Особую тунику надевал триумфатор: она была расшита золотыми пальмовыми ветвями, хранилась в храме Юпитера Капитолийского, числилась в составе храмового инвентаря и выдавалась только на день триумфа. Приведем пример названий некоторых туник: туника ректа (прямая, узкая); туника претекста (с одной пурпуровой полосой, носилась высшими магистратами, например, сенаторами (так называемая туника латиклавия ) или римскими мальчиками до 16 лет); туника палмата (украшенная вышитыми пальмовыми листьями, отличительный признак триумфатора); туника ангустиклавия (с одной или двумя узкими пурпуровыми полосками вдоль тела, носилась всадниками); туника парагауда (с пришитыми парчовыми полосками) и т.д.


Древние римляне называли себя «gens togata» - «людьми в тоге». Тога - одежда этрусского происхождения, в буквальном переводе означает «покрытие».Тога являлась знаком принадлежности к римскому обществу, знак римского гражданства. Виргилий (Публий Вергилий Марон (лат. Publius Vergilius Maro; 15 октября 70 год до н.э., Андес близ Мантуи - 21 сентебря 19 год до н.э.,Брундизий) - национальный поэт Древнего Рима, автор "Энеиды", прозван "мантуанским лебедем") называл римлян «Владыки мира, народ, одетый в тоги». Отправленный в ссылку гражданин терял право носить тогу а иностранцам эта привилегия вообще не предоставлялась. Поначалу, в глубокой древности, тогу носили и мужчины, и женщины. Позднее она стала лишь мужской одеждой. Тога была официальным, торжественным облачением, обязательным для ношения в определённых ситуациях.
Но тога была не только выражением римской принадлежности. Она означала и мирную жизнь (римляне говорили: «cedant arma togae» - «оружие уступит место тоге»); общественно-политическую деятельность, политическое красноречие («toga enitescere» -«добившийся тоги, проявивший красноречие»); гражданскую власть, сенат («dercreto togae» - «закон тоги»).


Юноша в шестнадцать лет надевал мужскую тогу («toga virieis» ). Дети полноправных римлян и высшие сановники носили тогу с пурпурной каймой («toga praetexta» ), претендент на высшую должность получал право на белоснежную тогу («toga candida» , откуда произошло слово «кандидат»), по идее им мог быть человек с незапятнанной репутацией. Консульскую тогу («toga palmeta» ) украшали пальмовым узором; триумфатор облекался в расшитую тогу («toga picta» )на ней были золотом вышиты сцены из римской истории. Императорской тоге надлежало быть пурпурной («toga purpurea» ). Повседневная тога («Toga pura» ) изготовлялась из тяжелой белой шерсти, без цветных орнаментов.По случаю траура надевали серую тогу («toga pullа» ). В серую тогу облачался обвиняемый. Несправедливо обвиненный демонстрировал свою запачканную тогу, чтобы вызвать общественное сочувствие.


Предполагается, что тогу надевали следующим образом. Взяв её обеими руками за прямой край, разделяли таким образом на три части и укладывали на левое плечо, чтобы первая треть свисала вперед - почти до щиколотки. Следующая треть ткани шла по спине под правую руку - ткань при этом свисала, оказываясь на полу (ведь именно на эту часть тоги приходится максимальная ширина). Именно эту часть тоги драпировали, укладывали на правом боку глубокими складками. Оставшуюся треть ткани перебрасывали на левое плечо. Эта часть тоги либо оставалась свисать по спине, и ее конец перекидывали через согнутую в локте левую руку. Либо эта последняя треть еще раз проходила по спине, затем – справа под рукой (и здесь она драпировалась в соответствии со складками предыдущего слоя), наконец, выходила к куску первой трети и несколько раз засовывалась под него, образуя так называемый умбон (металлическая бляха полусферической или конической формы, размещённая посередине щита, защищающая кисть руки воина от пробивающих щит ударов. Под умбоном находится ручка, за которую воин держит щит. Также выступает в качестве украшения щита.)на левой стороне груди. Либо, наконец, эта третья часть, спущенная вниз до щиколоток, пропускалась между ног и поднималась к левой стороне груди, чтобы там образовать умбон, как во втором случае. Классическим, аристократически строгим было ношение тоги без туники – чтобы правое плечо, правая сторона груди оказывались открытыми.


Тога была одеждой дорогой и торжественной. Ее надевали, когда отправлялись в цирк и театр, в суд или на встречу триумфатора. Под тогу надевали тунику и подобие фартука, в какой-то мере заменявшего штаны, отвергавшиеся как варварская одежда.
Поначалу тога была небольшой. Но с ростом социальных претензий древних римлян росли и размеры тоги: в конце концов, длина ее достигла пяти с половиной, а ширина трех с половиной метров. Тога обязывала к неторопливым движениям и величественной осанке, иначе это сложное сооружение могло просто развалиться. В императорском Риме высокое положение приводило к содержанию штата слуг, которым поручалась забота об одежде знатного лица. Среди обслуги императора значились: ведающий триумфальной белой одеждой императора, ведающий его охотничьей одеждой, театральный портной. Как правило, все эти люди были вольноотпущенниками.

Чуть позднее на смену этим громоздким тяжелым тогам приходит лекий плащ , напоминающий греческую хламиду, которая скреплялась не на плече, как у греков, а на середине груди под шеей. Носили также лацерну – плащ похожий на хламиду, но из более дорогих тканей, затканных золотыми и серебряными нитями. Плащ тщательнейшим образом подбирался под цвет туники и носился на груди фибулой, прикрывая плечи. Низшие классы носили короткие плащи, которые, кстати сказать, были намного удобнее, чем плащи для высших персон. Немного позже такие плащи стала надевать аристократия. Существовало несколько разновидностей плащей: сагум - солдатский плащ выполненный из грубой шерсти и имеющий капюшон, лацерна - плащ средней длины с капюшоном и застегивающийся под подбородком фибулой и стягивающийся поясом, палюдаментум - военный плащ, выполненный из тонкой белой или пурпурной ткани. На таком плаще находилось множество складок, а застегивался он на правом плече.


В позднем Риме стали носить различные варианты пенулы. Пенула - плащ, имеющий в своем крое круг или полукруг, где было отверстие для головы, именно к нему пришивали капюшон. Простые крестьяне носили пенулы из грубой шерсти, для богатых щеголей предназначался плащ из дорогих украшенных тканей. Пенула была традиционной одеждой пастухов, ее надевали путешественники, представляла собой накидку косого кроя с отверстием для головы, с капюшоном и без. Носили ее не подпоясанной.
Постепенно эта одежда вытесняется другой, более глухой, которая позволяет скрывать естественные формы и пропорции фигуры. Такие изменения произошли в связи с влиянием на римскую культуру восточноазиатских традиций и распространением христианской идеологии в Риме.
Начали появляться узкие длинные туники, широкие далматики, которые скрывали фигуру целиком: от шеи до ступней. В те времена обрела популярность пестрота в орнаментации, стали ценить и любить разнообразные украшения.


Женский костюм

Драпировка составляла также основу женского костюма. Его главными частями были туника (по крою не отличавшаяся от мужской) и стола.


Стола (лат. stola) являлась особой формой женской туники с короткими рукавами, широкая и со множеством складок, доходившая до щиколоток, внизу которой пришивалась пурпурная лента или оборка (лат. instita). На талии стола повязывалась поясом. Такую одежду носили матроны из высшего общества и не смели надевать ни отпущенницы, ни женщины легкого поведения, ни рабыни. Сенека считал, что стола не должна быть яркой или пестрой: «матронам не следует надевать материи тех цветов, которые носят продажные женщины».
Туника служила нижней одеждой, поверх которой надевался корсет (строфиум/мамилларе) из тонкой кожи и стола. Стола повторяла фасон туники, только была более широкой и длинной, понизу ее обшивали плиссированной оборкой. Она сочеталась с туникой за счет комбинаций различных фактур и разной плотности тканей, длины рукавов и декоративного оформления. Стола подпоясывалась с напуском, вариации которого создавали требуемые пропорции. Верхней одеждой служил драпирующийся плащ – палла , который иногда заменялся пенулой.


Столу во II веке н. э. сменила палла , а тогу паллий (лат. pallium) - представлял собой упрощённый греческий гиматий - кусок мягкой ткани, который набрасывают на плечо и оборачивают вокруг талии. Этот плащ стал популярен из-за несложности ношения. Любимым цветом был пурпурный, но палла была также и жёлтого, белого, чёрного цветов, украшена золотом.


Голову покрывали вуалью или краем паллы. Основными видами отделки и украшений служили вышивка и бахрома. В III-IV вв., когда изменилось представление о красоте женской фигуры, развитые формы и подчеркнутые пропорции, выявляемые драпированной одеждой, сменились плоскими статичными формами. Легкие и тонкие греческие и ассирийские шелка были заменены тяжелыми восточными тканями с крупным рисунком. Такие ткани держали форму, не позволяя в соответствии с христианскими представлениями о приоритете души демонстрировать красоту фигуры, ее пластику. В цветовой гамме женского костюма преобладали сочетания коричневых тонов с золотисто-желтым, лиловых с зеленым, голубых с серым. Обувью служили мягкие башмаки из цветной кожи, отделанные вышивкой или металлическими бляшками.


Обувь делилась на сандалии (лат. soleae, sandalia ), ботинки (лат. calcei ) и сапоги (лат. caligae ). Мужчины носили по большей части башмаки из кожи натурального цвета, женские башмаки мало отличались по форме, были однако разнообразных цветов и из более мягкой кожи. Богатые женщины носили обувь украшенную жемчугом, золотом и драгоценными камнями. Крепкие калиги, по данным современных экспериментов, могли прослужить для маршей в 500-1000 км, надевание таких сапог занимало около 3-4 минут. Существовала обувь сенаторов, консулов, воинов. Все слои могли носить сандалии, но лишь свободные граждане имели право носить высокие сапоги-кальцеи . Аристократы носили такие сапоги с серебряными пряжками и черными ремнями, обычные римляне носили черные без украшений. Кальцеи императора были пурпурные. Выражение «надеть пурпурные башмаки» означало занять трон. Солдаты и путешественники обували калига – высокие башмаки из грубой кожи с открытыми пальцами, толстой подошвой и подбитые гвоздями. Император Гай Цезарь Август Германик получил прозвище «Калигула» (лат. caligula - уменьшительное от caliga), потому что большую часть своего детства он провел в военных лагерях армии и носил легионерскую одежду, включая сапоги, сшитые по его размеру. Крестьяне носили курбатины – обувь из куска сыромятной кожи, скрепленная ремешками. Деревянную обувь носили рабы или бедняки.




Головные уборы

Основные типы головных уборов были позаимствованы римлянами у греков. Так же как и греки, римляне редко надевали их. Это были шляпы и шапки из фетра, кожи, соломы, волокон растений. Жрецы полностью покрывали головы. Довольно часто женщины набрасывали на голову край паллы, так же как и мужчины накрывали голову краем тоги. Головы победителей украшали венками из дуба, лавра, мирта, плюща, фиалок и искусственных цветов, а также из золота. Воины носили шлемы из кожи или металла. Если Сульпиций Галл отверг жену, потому что та появилась общественном месте без головного убора, то во времена империи традиции стали менее строгими. Многие женщины считали достаточным носить в качестве головного убора - vitta - шерстяную повязку, скреплявшую волосы (как право и знак матрон).

Украшения и аксессуары

Украшения для римлян значили больше, чем для греков, так как они должны были сделать костюм «правителя мира» репрезентативным. К мужским украшениям принадлежали толстые золотые ожерелья, золотые венки, кольца, браслеты, фибулы. К женским украшениям относились шейные цепочки и ожерелья различной формы, кольца и браслеты, которым обычно придавали греческую форму свернувшейся змеи, головные обручи и диадемы, также преимущественно греческой формы, пряжки и застежки. Увлечение украшениями достигло апогея в период Империи (перстни носили по 5-6 штук на каждом пальце). Из драгоценных камней особенно высоко ценились бесцветные, особенно – алмаз и опал. Жемчуг называли унио (единство). Им украшали волосы, шею, вставляли в серьги, в перстни, браслеты. К модным ювелирным безделушкам относились также янтарные и хрустальные шары, которые носили в руках.


Несмотря на законы, запрещавшие роскошь (lex Oppia в 193 году до н. э.) и осуждение моралистами пристрастия женщин к роскоши и расточительству, римские женщины всех слоёв общества охотно носили украшения. Богатые украшения показывали статус женщины (и её мужа) в обществе. Женщины использовали в качестве украшений диадемы, кольца (лат. anuli), украшенные золотом ленты, вплетавшиеся в волосы (лат. vittae), серьги (лат. inaures) (иногда их вдевали в каждое ухо по нескольку штук), браслеты (лат. armillae; spintera - браслеты, надевавшиеся на плечо) и ожерелья (лат. monilia) с кулонами или без. В литературе упоминаются также браслеты для щиколоток (лат. priscelides) и цепочки на бёдра. Фибулы использовались в качестве застёжек для одежды и служили одновременно украшением.
Основными материалами для изготовления украшений было золото, серебро и электрум; часто украшения изготовлялись также из бронзы и стекла. Использовались в украшениях и драгоценные камни: изумруды, голубые сапфиры, красные гранаты, опалы, очень редко - алмазы (бриллиантов в Древнем Риме не знали, а неогранённые алмазы не очень красивы). Большой популярностью со времён

императора Августа стал пользоваться жемчуг (лат. margaritae), который в больших количествах завозился с Востока; жемчужное ожерелье было заветной мечтой каждой более или менее состоятельной женщины. Женщины скромного достатка носили украшения из агата, янтаря, кораллов или гагата, женщины из низшего сословия и рабыни - имитации драгоценных камней (например, изумрудов) или украшения из дешёвого цветного стекла.
Единственным украшением мужчин в республиканский период был перстень с печаткой (знак принадлежности к сословию всадников), который чаще всего носили на безымянном пальце левой руки. Во времена Империи мужчины нередко, чтобы показать своё благосостояние, носили одновременно по нескольку колец, украшенных драгоценными камнями; некоторые носили крупные кольца из золота. Лишь немногие мужчины носили золотые браслеты.

Недавние исследования немецких и британских археологов показали, что одежда, которую носили жители Древнего Рима, вопреки устоявшимся стереотипам, была весьма разнообразна. Судя по всему, в империи начиная с первого века нашей эры практиковался индивидуальный пошив. Кроме того, уже в те времена существовало такое понятие, как "бренд".

Многие из нас еще со школьной скамьи знают, что одежда древних римлян разнообразием не отличалась. Обычно мы помним, что знатные римляне носили тоги, представлявшие собой своеобразный длинный кусок полотна, который иногда достигал в длину до шести метров. Причем несчастные римские богачи были вынуждены несколько раз обертывать его вокруг себя, что без посторонней помощи сделать, конечно же, было невозможно.

А простые граждане империи носили мешкообразные одеяния с вырезами для рук и головы, нисколько не подчеркивавшие, а, наоборот, скрывавшие фигуру. Разница заключалась только в том, что женщины подпоясывались непосредственно под бюстом, а мужчины — на бедрах. Кроме того, почему-то многие считают, что в основном эти одеяния были белого или светло-серого цвета. Наверное, данное заблуждение создали многочисленные художники-иллюстраторы учебников истории.

Однако последние открытия археологов говорят о том, что все было не так. На самом деле одежда древних римлян была весьма разнообразной. И, что самое интересное, судя по всему, уже в те времена существовал так называемый индивидуальный пошив.

Как мы знаем, в основном в Римской империи одежду изготовляли из шерстяных тканей. Использовались также материалы из хлопка, льна и крапивы, хотя гораздо реже, а шелк был совсем уж экзотикой, поскольку его не производили на месте, а привозили из далекого Китая. Пик расцвета текстильной промышленности в Древнем Риме приходится на начало нашей эры, когда, захватив Египет, римляне познакомились с тамошним вариантом ткацкого станка. И вскоре завоеватели застроили одежными "фабриками" всю страну, то есть большую часть Европы и Малую Азию. Это было подлинное массовое производство, которое после падения империи вернулось в Европу только тысячу лет спустя, в годы Высокого Средневековья.

Немецкий историк Сильвия Мичке из Романо-Германского центрального музея Майнцат (ФРГ) недавно сделала одно интересное открытие. Исследуя местную коллекцию римского нижнего белья она обнаружила ластовицы, то есть треугольные вставки вдоль швов для укрепления и расширения одежды. До сих пор считалось, что размер и форма римской одежды определялись исключительно размерами станка и под фигуру одежду никак не подгоняли. Данное открытие, однако, говорит о том, что римляне все-таки знали толк в модном дизайне.

Также недавно было установлено, что в империи, судя по всему, существовало такое понятие, как "бренд". Так, например, в кельнском музее "Колумба" хранится туника, в верхней части которой красной нитью вышита буква "каппа". До последнего времени считалось, что это монограмма имени хозяина. Однако сейчас историки склонны предполагать, что это все-таки логотип дизайнера, поскольку вещи с такой же вышивкой совсем недавно были найдены при раскопках римской крепости Виндоланд на севере Англии. Время изготовления этих предметов одежды разное, и вряд ли они принадлежали одному и тому же человеку. Да и весьма сомнительно, чтобы римлянин, у которого, как правило, было несколько имен, подписывал свою одежду всего лишь одной буквой.

Кроме того, раскопки данной крепости опровергли миф о том, будто все легионеры империи носили одинаковую форму. Не только нижнее белье, но и панцири древних римлян, судя по находкам, изготавливались по индивидуальному заказу. Двух одинаковых предметов одежды и обмундирования среди обнаруженных вещей просто нет.

Кстати, был также окончательно развеян миф о том, будто бы воины Древнего Рима щеголяли в красных плащах. Находки говорят о том, что любимым цветом данной одежды был светло-серый, то есть цвет земли. Это было не только дешево (красная краска, добываемая из морских моллюсков, обитающих в Средиземном море, тогда стоила сумасшедших денег), но и практично — легионеру, одетому в подобный плащ, было легче замаскироваться. Плащи же офицеров были темно-коричневого цвета, а вовсе не багряного.

Да и, судя по данным ученых, одежду красного цвета в империи носили в основном женщины. Есть сведения о том, что богатые дамы одевались в непомерно дорогие платья (причем самых разных фасонов, иногда даже с рукавами) и плащи, окрашенные во все оттенки красного. Интересно, что, когда шел дождь, этим модницам срочно приходилось искать убежище, ибо в намокшем состоянии очаровательное одеяние начинало жутко отдавать рыбой — ведь краситель-то, как мы уже говорили, добывался из тел моллюсков.

Однако платья и плащи были далеко не единственной женской одеждой. Судя по мозаике, обнаруженной на полу Вилла-Романа-дель-Казале на Сицилии, относящаейся к поздней римской эпохе, иногда дамочки носили… бикини! На телах женщин, изображенных там, присутствует что-то вроде пляжных трусиков и бюстгальтера, причем этот костюм, как и положено настоящему бикини, раздельный. Скорее всего, предполагают ученые, это все-таки был не классический купальник, а просто два куска ткани, один из которых обматывался вокруг бедер, а другой — вокруг груди. Примечательно, что на изображении в этих костюмах женщины вовсе не купаются, а занимаются гимнастическими упражнениями (или, возможно, участвуют в какой-то мистерии).

Что касается классической тоги, то она, конечно же, присутствовала в гардеробе знатных римлян, но, судя по всему, не была повседневной одеждой. Ее надевали лишь в особо торжественных случаях (возможно, именно поэтому все дошедшие до нас образцы очень хорошо сохранились). А таковые даже в Риме случались не каждый день, поэтому, судя по всему, большую часть времени тоги не использовались.

Тога — это не только официальное, торжественное облачение, обязательное для ношения в определенных ситуациях. Тога — это знак принадлежности к римскому обществу, знак римского гражданства. Тогу из белой шерсти с широкой полосой пурпурного (или алого) цвета носили представители высшего сословия — сенаторы. Эта полоса шла по прямому краю тоги. Поначалу, в глубокой древности, тогу носили и мужчины, и женщины. Позднее она стала лишь мужской одеждой.

Представляла из себя тога кусок шерстяной ткани в форме полуовала, по прямому краю его длина была 6 метров и больше, ширина в самом широком месте — 2 метра и более. Предполагается, что тогу надевали следующим образом.

Взяв тогу обеими руками за прямой край, разделяли ее таким образом на три части и укладывали на левое плечо, чтобы первая треть свисала вперед — почти до щиколотки. Следующая треть ткани шла по спине под правую руку — ткань при этом свисала, оказываясь на полу (ведь именно на эту часть тоги приходится максимальная ширина). Именно эту часть тоги драпировали, укладывали на правом боку глубокими складками. Оставшуюся треть ткани перебрасывали на левое плечо.

Эта часть тоги либо оставалась свисать по спине, и ее конец перекидывали через согнутую в локте левую руку. Либо эта последняя треть еще раз проходила по спине, затем — справа под рукой (и здесь она драпировалась в соответствии со складками предыдущего слоя), наконец, выходила к куску первой трети и несколько раз засовывалась под него, образуя так называемый умбон на левой стороне груди. Либо, наконец, эта третья часть, спущенная вниз до щиколоток, пропускалась между ног и поднималась к левой стороне груди, чтобы там образовать умбон, как во втором случае.

Классическим, аристрокатически строгим было ношение тоги без туники — чтобы правое плечо, правая сторона груди оказывались открытыми.

Туника — рубаха из шерсти с короткими рукавами или без них, скроенная без шейного выреза. Носили тунику с поясом, делая большой напуск. Без пояса тунику носить было не принято, во всяком случае — вне дома.

Туника у сенаторов имела спереди и сзади широкую вертикальную пурпурную (или алую) полосу (от ворота до подола). Две узкие полоски, расположенные так же, украшали туники всадников, также принадлежавших к высшим сословиям.

Туники носили с тогой, но не всегда. В иных случаях туники с тогой были запрещены, отказ от туник был традицией некоторых древних аристократических римских родов.

Туника происходила, по-видимому, от набедренной повязки и поначалу представляла собой два куска ткани, скрепленные на левом плече фибулой.

И позднее, став уже одеждой кроеной и шитой, туника воспринималась как одежда народная, приличная беднякам. Особое раздражение тех, кому ценны были римские традиции, вызывали рукава — как свидетельства изнеженности.

Одеждой римлянок, женским аналогом тоги была стола — длинная, широкая туника, дважды перехваченная поясом — под грудью и ниже талии. Столу носили вместе с паллой. Палла — большой кусок ткани, окутывавший фигуру женщины почти полностью. Из-под паллы видна была лишь инстита — «оборка». Эту «оборку» составлял еще один кусок ткани, который был закреплен на теле нижним поясом столы. Взорам окружающих, таким образом, были открыты лишь лицо, кисти рук и пальцы ног женщины. Очертания фигуры скрадывались обилием глубоких и частых складок.

К неофициальной римской одежде относились лацерна, сагум, палла (у мужчин — паллиум), являясь в той или иной мере накидками, просто плащами. Они представляли собой куски ткани, чаще всего — окрашенные, их носили поверх тоги или туники. В эти куски ткани либо закутывались, либо закрепляли на плече аграфом. Различались они длиной, тканью (сагум, например, по форме был ближе к квадрату, ткань его была толстой и грубой — в отличие от лацерны).

В отличие от этих плащей-драпировок пенула, камиса были просто рубахами — кроеными, нередко — с рукавами. Пенулу можно сравнить с пальто из толстой ткани, спереди оно расстегивалось, имело прорези для рук либо рукава, нередко имелся и капюшон.

Практика ношения одежд имела тенденцию к повышению комфортности. Например, ради тепла вошло в обыкновение носить по нескольку туник надетыми одна на другую. От «варварских» народов — от галлов, например, усваивались обычаи декорации одежд, применения меха для оторочки тканей. Туника с капюшоном — каракалла — вошла в историю как одеяние, давшее прозвище одному из римских императоров.

Кстати, такой вид одежды был уже по своему духу настолько антиримским, что именно он был выбран христианскими монахами в качестве «униформы», и многие монашеские ордена остаются верны этой традиции доныне.

Историки и антропологи среди всяких областей быта тех или иных народов не случайно изучают одежду. Как очевидно, одежда древних римлян — не менее ценный источник сведений о народе, чем, скажем, его письменность или архитектура.

При подготовке статьи использована литература:

Муратов П. Образы Италии. Т. 1−2. М., 1912.

Кнаббе Г. С. Древний Рим — история и повседневность. М., 1986.

Древний Рим, обитель властных правителей и отважных военачальников. Все богатство древнеримской культуры не могло не отразиться в одежде этого народа. Выделяют два основных этапа развития римского костюма: республиканский и императорский. Одежда древних римлян республиканского этапа характеризуется строгостью и функциональностью, а императорского, напротив, делает упор на отношение владельца одежды к тому или иному классу. Императорский этап представлял собой большее разнообразие и пышность одеяний.

Костюм древних римлян не отличался большим разнообразием. Основные предметы одежды были одинаковы даже между слоями населения. И бедняк, и богач носили практически одно и тоже. Основное различие заключалось в материалах и дополнительных украшениях. Одежда мужчин и женщин также была похожа, однако имелось несколько отличительных особенностей.

Мужской

Первым и главным предметом одежды древнего римлянина являлась туника. В те времена она считалась нижней одеждой, поверх которой надевалась основная. Туника представляет собой предмет, надевающийся через голову.

Было три основных типа этого одеяния:

  • Колобиум;
  • Таларис;
  • Далматика.

Туника колобиум отличалась короткими рукавами и поясом в комплекте. Таларис, наоборот, была с длинными рукавами. Этот вид туники носился людьми высокого положения. Далматика считается одеждой первых римских христиан. Она представляет собой тунику с длинными широкими рукавами, в разложенном виде напоминающую крест.

Какая еще была одежда у древних римлян мужчин?

  1. Тога – она являлась главным представителем верхней одежды. Это крупная длинная накидка, надеваемая поверх туники. Размер этого предмета одежды был по-настоящему внушительным: примерно 6 м материала на 1,8 м. Тога представляла собой одеяние, олицетворяющее народное достоинство римлян. Себя они зачастую называли «народом, одетым в тоги». Носить тогу могли лишь истинные римляне, которые чисты перед законом. Иноземцы, рабы и преступники не имели права ее носить;
  2. Полудаментум – этот вид плаща могли носить только императоры и знатные люди. Он накидывался на спину и крепился специальной пряжкой на правом плече;
  3. Лацерна – плащ, покрывающий спину и плечи. Его надевали на торжественные мероприятия. Крепился он спереди посередине. Лацерна изготовлялась из дорогих и красивых материалов и была доступна лишь высшей знати;
  4. Пенула – считался плащом низшего класса. Был изготовлен из шерсти или кожи, очень часто дополненный капюшоном. Пользовались пенулой преимущественно путешественники и пастухи. Для знати была предусмотрена пенула из более дорогостоящих материалов.

Начиная с 3 века нашей эры в обиход римлян вошли штаны. Большой популярностью они не пользовались и носились только солдатами.

Одеяние военных обладало некоторыми специфическими чертами. Солдаты носили короткие шерстяные плащи, которые называли сагум. Обязательным элементом военного костюма являлась броня. Специальные защитные панцири состояли из двух частей — передней и задней — соединенных ремнями и застежками. Иногда руки также защищались специальными приспособлениями из металла или кожи. На ногах солдаты носили металлические поножи, закрепляемые ремнями.

Обувью легионеров являлись калиги – защищенные сапоги. Для защиты головы солдаты носили металлические или кожаные шлемы. В зависимости от положения воина и его звания, они украшались резьбой, а также перьями и конскими волосами. Полудаментум Лацерна Тога Пенула

Женский

Женская одежда Древнего Рима была похожа на мужскую. Под основную одежду женщины надевали туники. Встречались как безрукавные, так и одеяния с рукавами. Представительницы знати сверху надевали столу. Это очень похожая на тунику одежда, однако, отличающаяся различными украшениями и оборками. Стола являлась неотъемлемым предметом одежды женщин, которые были замужем. Появление в публичных местах без столы считалось дурным тоном.

Еще одним предметом верхней одежды являлся женский плащ – палла. На теле он закреплялся с помощью застежек в плечах, которые также называли аграфами. Некоторые разновидности этого плаща предусматривали покрытие головы.

Ткани

Для изготовления одежды римляне чаще всего использовали шерстяные ткани. Однако некоторые предметы могли быть сделаны и из кожи. Весьма распространенным материалом являлся также лен. Знатные персоны могли позволить себе и легкие шелковые одеяния. Знаменитый Косский шелк вызвал бурю эмоций у римлян. Кто-то порицал ношение одежды из этого материала, так как она казалась чересчур открытой. Кто-то, напротив, не жалел никаких денег на этот товар. Однако, как только в Империю был завезен китайский шелк, то он сразу же обошел всех конкурентов. Несмотря на свою дороговизну, этот материал был очень востребован. Долгое время из-за нехватки чистого шелка были распространены «полушелковые» материалы. Они получались при вплетении в шелк нитей льна или шерсти. Лишь к 3 веку нашей эры римлянам открылся практически неограниченный доступ к чистому шелку. Именно из него стали шить одежду для знатных и влиятельных лиц.

Цвета

Древнеримский стиль одежды предусматривал использование ярких цветов: красного, сиреневого, желтого. Цвету одежды присваивался особенный смысл. В частности, красный, будучи олицетворением власти, сопутствовал всем императорам и правителям. Также красные одеяния носили полководцы-триумфаторы. Ассоциирование красного цвета с властью не случайно. В то время окрашивание ткани в пурпурный цвет было процессом трудоемким и непростым. Соответственно и гардероб подобных цветов становился весьма недешевым. Белый цвет относился к праздничным, и белая одежда надевалась лишь в редких случаях.

Орнамент

Одежда Империи, в особенности у знати, зачастую украшалась различным орнаментом. Преимущественно изображались листья растений, таких как дуб, лавр или акант. Также излюбленными элементами являлись колосья, фигуры людей и животных, черепа и различная мифология. Нередко можно было заметить на одежде изображение военных трофеев и ваз.

Наряду с эстетическими функциями, орнаментика несла и определенный смысл. Одеяния древности скрывали информацию о божествах и духах, которых почитал владелец вещи. И если поначалу самобытность римской символики была ярко выражена, то впоследствии усилилось влияние востока.

Нижним бельем древних римлян считалась туника. Она обязательно надевалась как мужчинами, так и женщинами под основную одежду. В случае холодов, очень часто надевалось две или более туник одна на другую. Женщины под туникой могли носить строфии – прообраз бюстгальтеров. Они представляли собой кожаные полоски, целью которых было поддержание груди снизу. Известны римлянкам были и купальные костюмы. В те времена они представляли собой полоски ткани, повязываемые в районе груди и бедер.

Головные уборы

Несмотря на то, что римляне очень многое переняли у греков, привычка покрывать голову не прижилась. Головные уборы считались специфическим атрибутом жрецов и судей. От непогоды спасал капюшон или верхняя часть тоги, которую набрасывали на голову. Если же головные уборы и надевались, то они представляли собой шляпы, похожие на греческие. Крестьяне могли ходить в шляпах из соломы или кожи. Женщины покрывали голову повязками, сетками или круглыми шапками. Представительницы знати могли прикрепить к головному убору вуаль, ниспадающую на плечи. Эти головные уборы также взяты из греческой культуры.

Обувь

В бытовой обстановке римляне предпочитали легкую обувь – солеа. Это были сандалии, привязываемые к ноге специальными ремешками. Для публичных выходов солеа определенно не подходили. В силу этого распространение получила и другая обувь: сапоги, башмаки.

Выходя в свет, римлянин надевал полусапоги из кожи, которые назывались кальцеус. Эта обувь закрывала ногу владельца целиком. Цвет обуви тоже имел значение. Император мог носить кальцеус из кожи красного цвета, а сенатор – черного. Обувь украшалась различными бляшками и брошками. Низшие слои населения довольствовались деревянными башмаками, или обувью из грубой кожи. Женская обувь изготовлялась из мягкой кожи различных цветов. Знатные женщины ходили в светлой обуви, обрамленной жемчугом или камнями.

В одежде древних римлян очень четко прослеживается влияние греческой культуры. Многое было позаимствовано практически без изменений, однако и собственная самобытность присутствует. На то, какой была одежда древних римлян, повлияла сильная военная составляющая жизни этого народа. Вклад в культуру внесли не только завоеванные территории, но и соседние империи.

Видео

Фото

Древние римляне предстают перед нами суровыми, физически сильными, развитыми, выносливыми людьми. Не греческий культ прекрасного атлетического тела, гармонии пропорций, а суровость и мужество воина, приспособленность к любым условиям, строгость и простота — таковы основные черты идеала, сформировавшегося на ранних стадиях римского государства. Внешние облики гречанок и римлянок во многом сходны.

Римские матроны пользовались большими правами и уважением в обществе, чем женщины в Древней Греции.

В идеале римлянки воплотились величественность, медлительность и определенная статичность. Прекрасной считалась фигура с округлой линией плеч, широкими бедрами и плоской грудью. Идеальным колоритом внешности римлян считался светлый, особенно после того, как в Риме появились белокурые рабы — германцы. Волосы окрашивали в светлые золотистые тона или носили парики такого цвета.

Ткани, цвет, oрнамент.

Как и все римское искусство, римский костюм находился под влиянием греческих традиций. Это сказалось на линейно-ритмическом решении костюма, на манере одновременного ношения двух-трех одежд, на использовании аналогичных по волокнистому составу и цвету тканей.

Однако римская одежда во многом отличалась от греческой, особенно в период Империи. Ткани, как и в Греции, изготовлялись вручную, материалом служили овечья шерсть и лен. В период Империи с Востока стали завозить дорогие шелковые ткани. Фунт такого шелка стоил фунт золота. Вместе с тонкими и прозрачными шелками модны были плотные и тяжелые типа парчи, которые становились все более популярными. Использование плотных и тяжелых тканей приводит к постепенному переходу формы одежды от драпированной к плоской накладной, футлярообразной.

Цветовая гамма в римском костюме — яркая, красочная, основные цвета — пурпурные, коричневые, желтые. В период Империи цветовая гамма приобретает сложный, изысканный характер в оттенках и сочетаниях цветов: светлых голубого и зеленого с белым, светло-лилового с желтым, серовато-голубого, розовато-сиреневого.

Поздние римские ткани имели геометрическую орнаментацию — круги, квадраты, ромбы с вписанными в них розетками, четырехлистниками, стилизованными листьями плюща, аканта, дуба, лавра, гирляндами цветов. Узоры были вышиты или вытканы двумя-тремя цветами, что вместе с золотым декором придавало ткани особую пышность и роскошь (рис. 1).

Мужской костюм

В ранние периоды Республики преобладала драпирующаяся одежда, которая подчеркивала естественную красоту человеческой фигуры, частично обнажала ее.

Туника и тога — основа древнеримского мужского костюма, хотя и отличались по своему художественному и конструктивному решению от греческого хитона и гиматия, однако имели много общих черт.

Туники имели несколько разновидностей, различаемых по длине и ширине изделия, по длине и ширине рукавов. Чем богаче и знатнее был хозяин туники, тем искуснее она украшалась. Декоративные украшения (полосы, вышивка, орнамент) носили также и сословно-должностной характер. Они были преимущественно темно-вишневого, пурпурного, синего цвета; цвет имел определенную символику. Так, пурпурные вертикальные полосы по переду туники, различающиеся по количеству и ширине, носили римские сенаторы и всадники. Туника полководца-победителя была пурпурной, расшитой узором в виде золотых пальмовых ветвей.

Верхней одежде — тоге — римляне придавали глубоко символическое значение, Римский поэт Вергилий написал в своей «Энеиде»: «Владыки мира — народ, одетый в тоги». Иностранцы и рабы не имели права носить тогу.


Тога представляет собой сложную драпировку прямоугольного, полукруглого или эллипсообразного куска шерстяной ткани размером 6х1,8 м. Одним из наиболее распространенных способов драпировки тоги был следующий: со спины на левое плечо набрасывают часть тоги длиной до пола (предварительно тогу складывают вдоль так, чтобы верхняя часть была уже нижней). Эта часть закрывает левое плечо и левую часть фигуры. Ниспадающая назад ткань закрывает спину и проходит под правой рукой на перед. Сбоку под рукой, примерно на уровне талии, ткань перекручивают внутренней стороной наверх и образовавшийся жгут прикрепляют к поясу туники. Затем ткань укладывают полукруглыми складками, спуская до уровня коленей, и опять через левое плечо перебрасывают на спину. После этого левый конец подтягивают вверх, укладывая на груди полукруглой складкой. В отличие от греческого гиматия, который свободно и непринужденно драпировался на фигуре, следуя пластике движений, подчеркивая их красоту, тога создавала совершенно иной художественный образ. Большие размеры, сложная канонизированная драпировка, утвержденная законом, белоснежная дорогая ткань, пурпурная полоса — знак сословного отличия — должны были прежде всего подчеркнуть особое положение римского патриция, его благородство и превосходство над остальными членами общества. Драпировка тоги фиксировалась путем пропитки специальным составом.

В более поздние периоды тяжелые и громоздкие тоги заменяет легкий плащ типа греческой хламиды, который тщательно подбирали по цвету к тунике и носили, скалывая на груди фибулой, закрывая оба плеча.

В европейской одежде средневековья и даже в современных пелеринах-накидках возрожден еще один вид римского плаща — пенула — в крое круг или полукруг с отверстием для головы, к которому пришивали капюшон. Пенула из грубой шерсти бытовала в крестьянской одежде, а из дорогих украшенных тканей — в костюме богатых щеголей.

С III в. н. э. драпирующаяся античная одежда постепенно вытесняется глухой накладной, которая скрывает естественные формы и пропорции фигуры.

Изменения костюма обусловлены были влиянием восточноазиатских форм и распространением в Риме христианской идеологии. Появляются длинные узкие туники, широкие далматики, закрывающие фигуру от шеи до ступней; характерны пестрота в орнаментации, пристрастие к украшениям. Примером такой одежды, далекой от античных традиций, является далматик — длинная и широкая накладная одежда с длинными цельнокроеными рукавами

Костюм знатного римлянина дополняется полусапогами или сандалиями с задниками.

В период Империи в костюме знати широко распространяются ювелирные украшения: кольца, перстни из различных металлов, которые носят по 5-6 штук на каждом пальце. Браслеты играют роль наградного знака.

Прямые зачесанные на лоб короткие волосы и бритое лицо или небольшая завитая бородка дополняют облик римлян. В историю вошла прическа «голова Тита» из коротких локонов с бакенбардами, названная по имени римского императора Тита Веспасиана.

Одежда римской бедноты и рабов — туника, пенула из грубой шерстяной или льняной ткани, в непогоду носили простые деревянные башмаки.


Женский костюм


Драпировка составляла основу римского женского костюма вплоть до III-IV вв. н. э., пока легкие и тонкие греческие и ассирийские шелка не заменили тяжелые восточные ткани с крупным рисунком.

Женская туника по покрою не отличалась от мужской.

Поверх туники знатные римлянки носили столу , более широкую и длинную, чем туника. Сочетание туники и столы решалось комбинацией разной фактуры и плотности тканей, длины рукавов и декоративного оформления столы. По низу столу обшивали плиссированной оборкой. Стола подпоясывалась с напуском, который создавал определенные пропорции.

Верхней женской одеждой был драпирующийся плащ — палла . Голову покрывали вуалью или краем паллы.

В качестве верхней одежды женщины носили также пенулу.

В цветовой гамме женского костюма преобладали сочетания тонов коричневого с золотисто-желтым, лилового с зеленым, голубого с серым. Основными видами отделки и украшений служили вышивка, бахрома, ювелирные изделия из золота, жемчуга, драгоценных камней.

В III-IV вв. меняется представление о красоте фигуры женщины. Развитые формы, подчеркнутые пропорции, выявляемые драпированной одеждой, заменяются плоскими статичными формами, которые создает закрытая одежда из тяжелых неэластичных тканей.

Простая гармоничная прическа римлянок, сохранявшая греческие традиции, сменяется в период Империи высокой прической на веерообразном каркасе, накладками из искусственных волос.

Обувь римлянок — мягкие башмаки из цветной кожи, отделанные вышивкой или металлическими бляшками.

По материалам: Н.М. Каминская. История костюма


Дополнительно