Организация педагогической мастерской по проблеме детской игры в доу. Родительская мастерская в детском саду Творческая мастерская для детей в доу

03.03.2020

Ольга (Норышева) Осоченко
Мастерская как форма работы с детьми

В своём докладе мне хотелось бы осветить такую форму работы с детьми , как мастерская .

Используя данное высказывание, мне хотелось бы подчеркнуть важность развития творческой деятельности у детей, как фактора общего личностного развития и роста.

Сущность современного личностно – ориентированного процесса дошкольного образования состоит в процессе накопления ребенком такого конкретного субъектного опыта, который содержит средства и способы взаимодействия с миром и благодаря этому расширяет возможности ребенка активно и творчески участвовать в этом взаимодействии и, к тому же, побуждает его к приобретению собственного опыта.

Творчество в широком смысле слова – это деятельность, направленная на получение чего-то нового, неповторимого. Поэтому основным показателем творчества является новизна создаваемого продукта.

Результат творческой деятельности детей, как правило, не отличается объективной новизной, имеющей значение для науки, культуры или производства. Однако продукты детской деятельности обладают новизной для них самих и играют огромную роль для развития ребенка.

Основа любого творчества – воображение. Дошкольный возраст ребенка характеризуется активизацией функций воображения. И если в этот период воображение специально не развивать, в последующем наступает быстрое снижение активности этой функции. Вместе с уменьшением способности фантазировать у человека снижаются возможности творческого мышления.

Однако фантазия должна способствовать лучшему познанию мира, самораскрытию и самосовершенствованию личности, а не перерастать в пассивную мечтательность.

Отечественные психологи выделили показатели, с помощью которых “распознается” детское творчество.

От чего зависит новизна творческих решений?

Новизне творческих решений способствует широкая ориентировка в материале до предъявления каких – либо задач, организованная взрослым как самостоятельное детское экспериментирование, приобретающее познавательный характер, и формирование обобщенных способов деятельности побуждает детей “встраивать” присвоенные ранее способы в новые смысловые контексты. А это, в свою очередь, ведет к порождению как новых способов, так и новых образов и новых смыслов, основанных на познавательно – эмоциональном переживании.

Чему же способствует творческая деятельность детей?

Она способствует формированию универсальной способности к построению любой значимой для ребенка деятельности, будь то изобразительная, речевая, игровая и др., как созданию целостности (рисунка, текста, сюжета) из разных единиц, но одними и теми же приемами.

«Творческие мастерские » - одна из современных форм образовательной деятельности, которая очень привлекает детей. Дети любят все яркое, необычное, им нравится лепить, рисовать, вырезать, наклеивать, экспериментировать, конструировать. А где же еще может ребенок реализовать свои замыслы, как не в «мастерской » ? Здесь есть все для того, чтобы творить. «Творческая мастерская » - это одна из новых форм непосредственно- образовательной, совместной и самостоятельной деятельности детей.

Творческие мастерские могут использоваться в различных направлениях деятельности детей : например, театральные мастерские , в которых дети могут сами создавать костюмы и атрибуты для представлений, могут применяться для развития коммуникативных, эстетических, художественных способностей детей. Мастерские по развитию коммуникативных способностей с использованием проблемных ситуаций и чтением художественной литературы могут применяться в деятельности по развитию речи. Художественные мастерские дают детям возможность самостоятельно выбрать материалы, направление и технику изготовления поделки или рисунка. Мастерские добрых дел помогут организовать работу по ремонту книг , игрушек, трудовому воспитанию, например, помощи младшему воспитателю. Краеведческая мастерская поможет ознакомить детей с достопримечательностями родного города, научить ценить свою малую родину и быть патриотом. Познавательные мастерские обладают возможностью создавать макеты и схемы, которые помогут усвоению детьми естественных знаний , таких, как основы математики, химии, узнать об окружающем мире, его строении и закономерностях. Таким образом, использование мастерской , как формы работы с детьми возможно в самых разных видах деятельности, значительный плюс такой формы работы состоит в добровольности работы в мастерской , в возможности детей к самостоятельности, к выбору, к развитию эмпатии и способности строить совместную деятельность со сверстниками.

Работа строится поэтапно , где каждый этап условно соответствует возрастному периоду, начиная со средней группы. Внутри этапов работа ведется циклично : “Работа с бумагой” , “Работа с природным материалом”, “Работа с нитками и тканью” . Освоенное содержание одного цикла интегрируется в другие циклы.

При планировании материала соблюдается принцип концентричности, т. е. на каждом этапе содержание увеличивается и усложняется.

Например : если в среднем возрасте при работе с природным материалом (камни) дети лишь рассматривают и раскрашивают их в разные цвета, то в старшей группе они уже украшают камушки, а в подготовительной группе оживляют их с помощью деталей.

Занятия в «мастерской » помогают сформировать у детей основные навыки и умения, предусмотренные программой : умение держать карандаш, пользоваться кистью, ножницами; набирать краски и т. д. и способствует реализации задач, предусмотренных образовательной областью «Художественно-эстетическое развитие» .

Творчеству принадлежит особая роль, что важно на всех этапах деятельности мастерской . Большую роль играет побуждение к ассоциативному мышлению. Ассоциации в мастерской используются для актуализации личного опыта участников, развивают работу воображения и тем самым содействуют развертыванию творческого процесса деятельности каждого. Работа с ассоциациями может быть использована в любом виде мастерской : это один из главных технологических приемов индивидуализации работы даже при большом количестве участников.

Особенность «мастерской » в том, что дети сами решают, участвовать им сегодня или нет. Творчество не может существовать под давлением и насилием. Оно должно быть свободным, ярким и неповторимым. Не расставаясь с карандашами фломастерами , красками, ребенок незаметно для себя учится наблюдать, сравнивать, думать, фантазировать. Материалы для совместной деятельности в форме мастерской могут быть самыми разнообразными : краску, бумагу, ножницы, клей, цветные карандаши, фломастеры , разные виды бумаги, кисточки разного размера и назначения, салфетки, «бросовый» материал : фантики, нитки, всевозможные обрезки для вырезания и наклеивания

Творческий процесс - это настоящее чудо. Это подтверждают наблюдения за тем, как дети раскрывают свои уникальные способности и за радостью, которую им доставляет созидание. Здесь они начинают чувствовать пользу творчества и верят, что ошибки - это всего лишь шаги к достижению цели, а не препятствие, как в творчестве, так и во всех аспектах их жизни. Детям лучше внушить : "В творчестве нет правильного пути, нет неправильного пути, есть только свой собственный путь».

При составлении презентации были использованы разработки таких известных ученых, как Лисина Майя Ивановна, Асмолов Александр Григорьевич, Белкин Август Соломонович, а также материалы разработок современных педагогов, опубликованные ими на указанных сайтах.

Меня всегда интересовала тема развития творческих способностей детей. Почему кто-то вырастает творчески развитой личностью, пышет креативностью, а кто-то…

Конечно, же: все мы родом из детства и ответ на этот вопрос надо искать в детском саду. Развитие художественного творчества дошкольников заключает в себе большие потенциальные возможности всестороннего развития ребенка. Однако эти возможности могут быть реализованы лишь тогда, когда дети почувствуют радость и удовлетворение от созданного ими, если у них процесс творчества вызовет хорошее настроение.

Театрализация является мощным источником эмоций, чувств и настроения; развивает у детей фантазию, легкость и радость общения между собой и окружающими.

Таким образом, наиболее эффективным путём развития творческих способностей дошкольников является интеграция театральной, игровой, изобразительной деятельности и грамотно выстроенная образовательная среда.

В процессе создания развивающей предметно-пространственной среды для раскрытия творческих способностей и развития театральной культуры детей мы открыли творческую мастерскую «Юные подмастерья». Участниками творческих мастерских стали дети, родители и сотрудники детского сада. Творческая мастерская – это модель взаимодействия ребенка с окружающим, приобретение социального опыта через творческую деятельность.

Целью работы в творческой мастерской является сохранение в ребенке творческого начала, оказании помощи в реализации его возможностей и желаний, способствование развитию самостоятельности и творческой инициативы.

Особенности творческой мастерской как формы работы с детьми:

Импровизационный характер деятельности.

Игровой стиль поведения всех участников, включая педагога.

Партнерские взаимоотношения педагога и ребенка.

Невозможность детального планирования и выстраивания перспективы.

Организация и стимулирование импровизационной творческой деятельности ребенка.

Открытие нового смысла процесса обучения – ребенок обучает себя сам, опираясь на свой творческий потенциал.

Быстрый и эффективный способ приобретения навыков и умений, способ обучения незаметный для самого ребенка.

Ребенок реализует свои интересы через собственную инициативу.

Атмосфера психологической свободы и безопасности, разумной дозволенности, игры, спонтанности. Даже самый застенчивый ребенок находит возможность проявить себя, показать свою индивидуальность.

Отсутствие шаблонов – ребенок чувствует себя творцом. Он получает удовольствие от того, что может реализовать себя в творческой деятельности; что расширяются границы дозволенного.

Педагогу нужно уметь:

Не мешать ребенку творить;

Быть рядом с ним в этом процессе;

Принять и понять его позицию;

Довериться ребенку в минуты творческого поиска, так как он (ребенок) сам чувствует и знает, что ему нужно;

Самому быть творцом;

Бережно относиться к результатам детского творческого труда.

Работу в творческой мастерской я начала со знакомства детей с историей театра, процессом изготовления атрибутов и профессиями, благодаря которым существует сказочный мир театра. Детям были представлены презентации и фотоальбомы о работе мастеров «Изготовление кукол», «Разные маски», «Мир декораций». После знакомства с работами специалистов я предложила детям сделать декорации к настольному театру: домики, деревья, кустики, облачка, солнце. С помощью родителей мы оформили ширму. Как художники-оформители рисовали афиши к спектаклям. Делали пригласительные билеты на спектакли. В своей работе дети проявляли творчество, фантазию, воображение.

Теперь в мастерской «Юные подмастерья» мы изготавливаем декорации, маекеты, разные виды театров: из конусов, из стаканчиков, на палочках, из оригами, на дисках, из киндер-сюрпризов; маски для игр, сказочных персонажей.

В этом году в творческой мастерской были изготовлены:

Макет квартиры с мебелью. Родителям было дано домашнее задание сделать в выходные с ребенком макеты разной мебели. В мастерской из большой коробки мы изготовили макет квартиры с комнатами. У нас получилась замечательная игра «Новоселье».

Макет по прикладному искусству был изготовлен к русской народной сказке «Морозко». Родители изготовили подставку и домик для бабы яги. Персонажей сказки дети вылепили из пластилина и оформили весь макет ватой и бросовым материалом. Детям очень нравится играть с макетом периодическидобавляют других персонажей и обыгрывают другие сказки.

Макет по дорожной безопасности. На тематической неделе «Мой поселок» каждый родитель со своим ребенком изготовил макет своего дома. В уголке дорожной безопасности мы оформили и приклеили из цветной бумаги дорогу с разметкой, расставили макеты домов и установили дорожные знаки.

Ко дню дошкольного работника добавили макет детского сада сделанного из коробки, оформили наш прогулочный участок из бросового материала, пластилина, цветной бумаги.

Совместно с родителями приняли участие в конкурсе детского сада «Театральные подмостки» изготовив теневой театр и атрибуты к нему. Ширма получилась многофункциональной, если убрать белый экран, который крепится на липы и оставить только занавес можно играть в другие театры.

Работа в мастерской построена таким образом, чтобы дети получили опыт общения, деятельности друг с другом и с взрослыми, взаимодействия в парах, подгруппах, группах, командах, чтобы всем было интересно, комфортно.

Такая форма работы охватывает такие образовательные области ФГОС ДО, как: социально-коммуникативное, познавательное речевое и художественно-эстетическое развитие.

В процессе творческой деятельности: придумывания, изготовления и непосредственно театрализации происходит усвоение норм и ценностей, принятых в обществе, включая моральные и нравственные ценности; становление самостоятельности, целенаправленности и саморегуляции собственных действий; развитие социального и эмоционального интеллекта, эмоциональной отзывчивости, сопереживания, формирование позитивных установок к различным видам труда и творчества; формирование основ безопасного поведения в быту, социуме, природе.

Сначала эта форма использовалась стихийно, по желанию детей или по необходимости. На сегодняшний день, мы создали перспективное планирование занятий в творческой мастерской в соответствии с образовательной программой, тематическим планированием организации и возрастными особенностями детей. Планирование является примерным так как в течение воспитательно-образовательного процесса учитываются пожелания детей и родителей. В дальнейшем планирую написание программы по дополнительному образованию

«Восхождение доступно каждому, и преступление перед самим собой и другими всю жизнь протоптаться на месте» (Альтшуллер, Берткин, авторы жизненной стратегии творческой личности).

Основа любого творчества – воображение. Дошкольный возраст ребёнка характеризуется активизацией функций воображения. И если в этот период воображение специально не развивать, в последующем наступает быстрое снижение активности этой функции. Вместе с уменьшением способности фантазировать у человека снижаются возможности и творческого мышления. Особенно важна роль творчества в развитии детей и для реализации возможностей детей помогают творческие мастерские в дошкольных образовательных учреждениях.

Целью работы в мастерской является сохранение в ребёнке творческого начала, оказании помощи в реализации его возможностей, способствовании развитию самостоятельности и креативной личности.

Для развития творческой активности у детей, необходимо создать в группе атмосферу, способствовующую развитию любознательности ребенка. Важно поощрять оригинальные идеи, высказываемые ребенком и обеспечивать возможности для практической реализации творческих идей в самых различных областях. Личный пример взрослых в творческом подходе к решению проблем – одно из важнейших условий.

Работа в мастерских организуется со средней группы последовательно: « Рисование», « Работа с бумагой», « Работа с бросовым материалом», « Работа с природным материалом», « Работа с пластилином», « Тестопластика». Работа в творческой мастерской предполагает интеграцию со всеми образовательными областями, обозначенными в программе « От рождения до школы», которые ориентированы на развитие физических, интеллектуальных и личностных качеств ребёнка.

Рассмотрим, как в процессе работы творческой мастерской, решаются задачи интеграции образовательных областей.

– работа в творческой мастерской и образовательная область « Социально-коммуникативное развитие»:воспитывать дружеские взаимоотношения между детьми, развивать умение самостоятельно объединяться для совместной деятельности, заниматься самостоятельно выбранным делом, договариваться, помогать друг другу.
– работа в мастерской и образовательная область « Познавательное развитие»: воспитывать желание участвовать в совместной трудовой деятельности наравне со всеми, стремление быть полезными окружающим, радоваться результатам коллективного труда.
– работа в мастерской и образовательная область « Художественно – эстетическое развитие»: развитие детского художественного творчества, интереса к самостоятельной творческой деятельности, удовлетворение потребности детей в самовыражении.
– работа в мастерской и образовательная область « Речевое развитие»: стимулировать речевую активность детей через свободное общение с взрослыми и детьми; поощрение дошкольников к обсуждению своей деятельности.
– работа в творческой мастерской и образовательная область «Физическая культура»: проведение физкультурных минуток в процессе творческой деятельности детей.

Одним из этапов работы мастерских является занятия с солёным тестом. Начало работы – знакомство с тестом. Ребёнок осваивает новый пластичный материал и делает «открытия», ведь теперь он исследует не только свойства, но и сферу возможностей своего воздействия на материал. Оказывается, он может оторвать, отщипнуть, открутить от целого куска небольшой кусочек, который легко изменяется в руках от тех или иных действий. Для этого его нужно смять или расплющить, или скатать, или вытянуть, можно прижать к другому кусочку, или сделать что – нибудь ещё. В процессе этих действий проходило формирование представлений о возможностях рук, свойствах теста, обучение различным действиям рукой и отдельными пальцами при выполнении различных движений. Стараясь как можно точнее передать форму, ребёнок активно работает чаще всего сразу десятью пальцами, что способствует развитию чувства осязания обеих рук. Использование модульной лепки, где дети, отрывая кусочки от основного куска теста и раскатывая его между ладонями круговыми движениями в небольшие шарики, располагают их по нарисованному заранее контуру. Ребёнок, экспериментируя с тестом, выступает как своеобразный исследователь, самостоятельно воздействует разными способами на материал с целью его изменения и освоения, проявляя при этом творчество.

Познакомив детей с новым пластичным материалом, необходимо познакомить детей с инструментами, приспособлениями и дополнительным материалом. Для изготовления плоских игрушек нужна деревянная доска, скалка, линейка, стеки, трубочки от упаковки с соком. Для вырезания мелких деталей можно использовать формочки для выпечки и игр с песком, различные крышки, колпачки от ручек и маркеров, любые бытовые предметы, дающие оттиск или отпечаток (пуговицы, пробки, монеты).

Для придания выразительности изделию пригодятся бисер, блёстки, природный материал.

Особое место в придании изделию выразительности занимает фактура. для создания длинных или коротких «волокон» можно использовать давилки для чеснока, для имитации фактуры дерева идеально подойдёт моток проволоки. Прожилки на листьях легко изобразить, надавив на заготовку боковой стороной расчёски. Дети самостоятельно могут найти интересные решения в применении синтетических мочалок, зубных щёток, грубых тканей, листьев с крупными прожилками, пружинок, стенок различных по плетению корзинок, розеток для варенья.

Большой интерес у детей вызывает приём – «стрижка» теста, где дети узнают новое применение ножницам. Делая мелкие и глубокие надрезы кончиками ножниц по уже вылепленной форме ёжика, можно получить иголки. Используя такой метод работы, можно изобразить оперенья птиц, ветки ели, гриву льва. Работа с ножницами оказывает благотворное влияние на развитие моторики пальцев рук, развивает ручную умелость.

Очень тонкая и кропотливая работа, в которой дети работают пальчиками рук для раскатывания тонких жгутиков и заполнения ими предварительно нарисованную форму. Дети учаться анализировать формы и размеры объекта труда, наблюдают. сравнивают, выделяют черты сходства и различия предметов по размеру, по расположению в пространстве, находят нужное количество деталей и места их соединения, образно мыслят.

Очень привлекает детей оформление работы мозаичным способом. Такая работа способствует развитию сенсорной и тактильной чувствительности, усидчивости, терпения, ведь выкладывание узора из мелких геометрических фигур требует точности движений.

Использование макаронных изделий для украшения вылепленных работ – ещё один из самых интересных методов работы с тестом. Дети самостоятельно находят применение макаронным изделиям различной конфигурации, тем самым развивая воображение. С самого начала работы в мастерской детского творчества необходимо вселять детям уверенность в своих силах и возможностях.

Творческий процесс выражается алгоритмом « Обращаю внимание – рассматриваю – думаю, как сделать – делаю – получаю результат». В детских работах всегда есть элемент неожиданности, непредсказуемости, частичка их мироощущения. Это придаёт работам индивидуальность, позволяет выразить себя, ведь большое творчество рождается из маленького.

Семья – это общество в миниатюре,

от целостности которого зависит

безопасность всего большого

человеческого общества.

Феликс Адлер.

Семья для ребенка является одновременно и средой обитания, и воспитательной средой. Согласно статье 18 закона «Об образовании» Российской Федерации именно родители являются первыми педагогами. Именно в семье закладываются основы воспитания, и от нее зависит, каким вырастет человек, и какие черты характера сформируют его натуру. В семье ребенок получает первичные навыки в восприятии действительности, приучается осознавать себя полноправным представителем общества.

На определенном этапе семья объединяются с детским садом и составляют для ребенка основное образовательное пространство. Следовательно, важность семейного воспитания в процессе развития детей определяет и важность взаимодействия семьи и дошкольного учреждения. И семья, и дошкольное учреждение по-своему передают ребенку социальный опыт. Но только в сочетании друг с другом они создают оптимальные условия для вхождения маленького человека в большой мир.

Ведущие цели взаимодействия детского сада с семьёй:

  • сделать родителей активными участниками педагогического процесса, оказав им помощь в реализации ответственности за воспитание и обучение детей,
  • обеспечение целостного развития личности дошкольника,
  • повышение компетентности родителей в области воспитании.

Каким образом этого добиться? Как обратить внимание родителей на важность общения, взаимопонимания со своим ребенком, научить видеть взрослого личность в ребенке?

Я пришла к выводу, что наиболее для меня подходящая форма - это творческая мастерская. Творческую мастерскую можно отнести к нетрадиционной познавательно-досуговой форме организации взаимоотношений педагогов и родителей.

Почему все-таки творческая мастерская? Данная форма работы с родителями помогает решить сразу несколько задач:

  1. Такие встречи дают возможность расширить представления родителей воспитанников о творческой деятельности, познакомить с искусством; показать приемы работы (традиционные и нетрадиционные) с различными материалами (соленое тесто, пластилин, краски, песок, крупа, бумага и др.)
  2. Творческий союз родителя и ребенка, их тесное общение в творческой атмосфере дает возможность взглянуть на взаимоотношения со своим ребенком по-новому. Развивает и улучшает детско-родительские отношения на основе предметной совместной деятельности.
  3. Развивает эмоциональную сферу детей:
  • учит радоваться удачам других;
  • радости при дарении поделок, выполненных своими руками;
  • толерантности.
  1. Помогает установлению эмоционального контакта между педагогами, родителями, детьми, взаимосвязи между поколениями.

Таким образом, творческая мастерская – как одна из форм взаимодействия детского сада с родителями помогает не только наладить эмоциональный контакт с родителями, улучшить детско-родительские отношения на основе предметной совместной деятельности, но и стать своеобразным клубом для детей и родителей.

Совместно выполненные работы детей совместно с родителями используются в оформительской части других встреч, выставках, в качестве подарков взрослым и детям, в организации конкурсов и другое.

Девиз нашей творческой мастерской «Учимся творить вместе с детьми». Приведу примеры тем для заседания наших творческих мастерских.

Тема: «Волшебное тесто»

Познакомились с приемами лепки из соленого теста и в ходе работы по проекту «Кис, кис, мяу» провели выставку поделок кошек из соленого теста. Поделку делали дома совместно с родителями, а защищали свою работу дети уже в группе.

Тема: «Холодно и голодно птичкам зимой»

Сделали кормушки для птиц из бросового материала и развесили на деревьях по территории детского сада. Многие продолжили тему дома и совместно наделали настоящие дворцы, развесили у себя под окнами и кормили птиц всю зиму.

Наши заседания мы часто заканчиваем работу чаепитием.

Педагогическая мастерская – это оригинальный способ организации деятельности воспитателей в составе малой группы при участии педагога – мастера, инициирующего поисковый, творческий характер деятельности участников. В мастерской происходит передача педагогом – мастером, (обладающим профессиональным опытом, владеющим современными технологиями воспитания дошкольников, имеющего собственную педагогическую позицию) своего профессионального мастерства воспитателям.

Исследователи Н.И. Белова, А.А. Окунев, Г.А. Русских, В.А. Степикова и др. определяют педагогическую мастерскую как интерактивную технологию, включающую игровые, исследовательские, проблемные виды деятельности. Это открытая система поиска и выбора действий, обобщений и обмена информацией.

Цель педагогической мастерской – способствовать обучению воспитателей моделировать собственный педагогический опыт, экспериментально проверять эффективность своей модели, разрабатывать методические рекомендации на основе собственных достижений. Основой обучения в мастерской служит индивидуальный подход «учителя — мастера» к раскрытию и совершенствованию творческих способностей «воспитателя-ученика».

Главные идеи и принципы работы педагогической мастерской:

  • ненасилие и право выбора в процессе деятельности в мастерской;
  • отсутствие оценки, соревнования, соперничества;
  • сочетание индивидуальной, парной, групповой и коллективной форм работы, в основе которой лежит общение в форме диалога;
  • способность к творчеству;
  • приоритет процесса над результатом творческой деятельности, защита права на ошибку;
  • нравственная ответственность каждого участника за свой выбор, процесс и результат деятельности.

В основе работы педагогической мастерской лежит концепция личностно – деятельного подхода, что способствует профессиональному и личностному развитию воспитателей, раскрытию и реализации их творческого потенциала.

Профессиональное становление осуществляется:

  • через активное, самостоятельное,сознательное определение целей деятельности, путей и средств их достижения;
  • через поиск индивидуального стиля педагогической деятельности;
  • через активный процесс взаимодействия всех участников педагогической мастерской.

Работа в системе педагогической мастерской завершается профессиональной саморефлексией, которая проявляется в самооценке, самоанализе и достижении личностных и профессиональных качеств.

Методическое обеспечение работы педагогической мастерской

Задачи:

  1. Обеспечение взаимодействия между современной теорией и практикой в системе «педагогический колледж — ДОУ», как поиск оптимальных методов организации и руководства игровой деятельностью;
  2. Формирование творческой личности педагога, обладающего как теоретическими знаниями, так и профессиональными умениями по руководству различными видами игр дошкольников;
  3. Развитие индивидуальности каждого ребёнка в процессе организации различных видов игровой деятельности в течение пребывания ребёнка в ДОУ.

Проблема игровой деятельности достаточно широко и полно представлена в психолого – педагогической и методической литературе. Являясь ведущей деятельностью в дошкольном возрасте, игра в последнее время оказалась на задворках педагогического процесса в ДОУ. Это обусловлено требованиями школы, получить такого будущего ученика, который владеет целым комплексом умений: читать, писать, считать, анализировать состав слова и др. Отсюда на игру распространяется остаточный принцип времени: дети играют мало, у них недостаточно развиты формы и способы игрового поведения.

Сложившуюся ситуацию в дошкольных образовательных учреждениях в целом по России необходимо преодолевать. «Игра, как затопленная Атлантида» — по образному выражению профессора С. А. Шмакова, — находится на грани исчезновения.

Опираясь на исследования отечественной педагогики и психологии, следует отметить ряд аспектов при рассмотрении роли и места игры в педагогическом процессе ДОУ:

  • игра как средство развития личности;
  • игра как средство обучения;
  • игра как форма организации детского общества;
  • игра как способ обучения и самообучения; игра как средство коррекции развития ребёнка;
  • игра – как средство досуга;
  • игра как диагностическое средство;
  • игра как психотерапевтическое средство.

Воспитатели объединяются в педагогическую мастерскую, в основе деятельности которой лежит:

— стремление глубоко вникнуть в изучаемую проблему;

— самостоятельный поиск по овладению детьми игровыми умениями, изложенного в методической литературе и его анализ через свободный обмен мнениями;

— проектирование собственной педагогической деятельности – разработка и проектирование творческих игр в разных возрастных группах;

— проведение собственного проекта в форме деловых игр.

Развернуть работу педагогической мастерской позволили условия ДОУ № 77 г. Иркутска:

  1. Создание психологически благоприятной, развивающей, творческой среды, которая даёт воспитателю возможность индивидуального саморазвития;
  2. Наличие развивающей игровой среды, способствующей организации различных видов игр в самостоятельной деятельности детей;
  3. Обеспечение методической литературой, консультирование по данной проблеме со стороны, заведующей детским садом, методистом, преподавателем педагогического колледжа.

Основные направления работы воспитателей в условиях педагогической мастерской

  • Семинар: погружение в теорию проблемы игры детей дошкольного возраста (информационное обеспечение профессиональных умений);
  • Практикум (вхождение в практическую профессиональную деятельность);

Погружение в теорию проблемы игры детей дошкольного возраста (информационное обеспечение профессиональных умений)

1.Теория игры, место игры в педагогическом процессе ДОУ.

2. Классификации детских игр.

3.Сюжетно-ролевая игра, роль её в развитии ребенка-дошкольника. Своеобразие сюжетно-ролевой игры,

4.Приёмы руководства сюжетно-ролевыми играми в разных возрастных группах.

5. Театрализованные игры, их своеобразие, виды. Условия для развития театрализованных игр, педагогическое руководство.

6. Игры со строительным материалом.

Вхождение в практическую профессиональную деятельность

Мастерская № 1

«Игра»

В наш век искусственного меха
И нефтью пахнущей икры
Нет ничего дороже смеха,
Любви, печали и игры.

Игорь Губерман

1. Произнесите слово игра с разной тембровой интонацией. Что Вам слышится в данном слове? Какие возникают слова, образы близкие по звучанию, смыслу? Запишите эти слова.

2. Социализация — предъявление результата.

3.Внимательно вчитайтесь и выберите наиболее понравившееся определение

понятия игра. (Высказывания находятся в свободном размещении на стенах и столах аудитории).

— Игра – особый вид деятельности дошкольников, она всегда носит творческий характер. В ней отражается реальная действительность, но в воображаемых обстоятельствах.

— Игра – исторически возникший вид деятельности детей, заключающийся в воспроизводстве действий взрослых и отношений между ними.

— Игра – это произвольная, внутренне мотивированная деятельность, предусматривающая гибкость в решении вопроса о том, как использовать тот или иной предмет.

— Игра – конкретное самовыражение ребёнка и способ его приспособления к собственному миру.

— Игра — это произвольная, внутренне мотивированная деятельность, предусматривающая гибкость в решении вопроса о том, как использовать тот или иной предмет.

— Игра для малыша – это «машина времени»: она даёт ему удивительную возможность пожить той жизнью, которая ему предстоит через много – много лет.

(Е. Субботский)

— Игра – особый вид деятельности дошкольников, она всегда носит творческий характер. В ней отражается реальная действительность, но в

воображаемых обстоятельствах.

— Игра – исторически возникший вид деятельности детей, заключающийся в воспроизведении действий взрослых и отношений между ними.

4. Социализация. Объясните, как Вы это понимаете.

5. Дайте своё собственное определение понятию игра. (Задание индивидуально с выходом на подгруппу).

6. Предлагается каждой подгруппе текст стихотворения, помогающий построить знания об игре. Каждый в подгруппе выбирает понравившуюся мысль, которую он разделяет или опровергает, зачитывает её и комментирует

ИГРА

Совсем не плох и спуск с горы:
Кто бури знал, тот мудрость ценит.
Лишь одного мне жаль: игры…
Её и мудрость не заменит.

Игра загадочней всего
И бескорыстнее на свете.
Она всегда – ни для чего,
Как ни над чем смеются дети.

Котёнок возится с клубком,
Играет море в постоянство…
И всякий ведал – за рулём –
Игру бездумную с пространством.

Играет рифмами поэт,
И пена — по краям бокала…
А здесь, на спуске, разве след –
След от игры остался малый.

Пускай! Когда придёт пора
И все окончатся дороги,
Я об игре спрошу Петра,
Остановившись на пороге.

И если нет игры в раю,
Скажу, что рая не приемлю,
Возьму опять суму мою
И снова попрошусь на землю.

(З. Гиппиус)

8. Рефлексия. Мини-сочинение на тему «Игра загадочней всего и бескорыстнее на свете…», в котором участники пишут о своих впечатления

от работы в мастерской и мыслях об игре и её смысле.

Мастерская № 2

«Классификация детских игр».

1. Пробуждение детских воспоминаний. Чтобы помочь сидящим в кругу вспомнить и пережить состояние радости от игры в детстве, каждому предлагается выбрать одну из игрушек, которая нравится, и подержать её в руках (это плюшевый медведь, весёлая обезьянка, кукла, новогодний шарик, мяч, скакалка, краски и т.д.).

Каждый из участников рассказывает о любимых играх детства, которые хранятся в душе как воспоминания. Собирается ожерелье из воспоминаний, игры записываются на листочки и размещаются на доске вокруг картины Е.Романовой «Детство».

2. Какие классификации игр известны? Каковы их основания? (Предлагаем ниже).

* основанием данной классификации исследователи (Д.Б. Эльконин, А.П. Усова) считают закономерности развития мышления, воображения, умений, навыков, творческих способностей);

* основанием данной классификации являются особенности становления игровой деятельности, её источники, характер, содержание;

* основанием данной классификации является развитие интереса, любознательности, основ диалектического мышления;

* основой данной классификации явилось возникновение новых технологий и их использование в воспитательно-образовател ьном процессе ДОУ (В.В. Безменова, Е.В. Зворыгина, И.О. Ивакина);

* основой данной классификации является « инициатива, исходящая от субъектов игры» (исследования С.Л Новосёловой).

Задание: предлагаются различные классификации игровой деятельности. Каждая подгруппа выбирает основание и подбирает к нему классификацию.

3.Социализация – предъявление результата.

4. Создать свою классификацию игровой деятельности и дать своё обоснование. (Задание для подгрупп).

5. Вспомните одну игру, которая стала для вас особо значимой (в профессии или жизни), где вы были ребёнком или воспитателем. Припомните и запишите отдельные детали этой игры, какие – то сведения, ход игры, себя в ней. Попытайтесь понять, почему вспомнилась именно эта игра.

6.Социализация – предъявление результата.

7. Рефлексия.

— Чем сегодняшняя мастерская полезна для Вас?

— С чем ухожу с мастерской?

Мастерская № 3

«Сюжетно-ролевая игра, роль её в развитии ребенка-дошкольника. Своеобразие сюжетно-ролевой игры».

«Игра, как затопленная Атлантида» — по образному выражению профессора С. А. Шмакова, — находится на грани исчезновения .

1.Эти мысли учёного можно отнести, прежде всего, к сюжетно-ролевой игре. Докажите или опровергните данную точку зрения.

2. Социализация – обмен мнениями.

3. Исходя из названия игры, дайте её определение, напишите на листочке и сравните с предложенными понятиями данного вида игр.

4. Задание на подгруппу. Ответить на проблемные вопросы:

— в чём незаменимость сюжетно-ролевой игры, уникальность в развитии всех потенциальных возможностей детей?

— почему сюжетно-ролевая игра форма моделирования социальных отношений?

— какие психологические новообразования возникают в сюжетно-ролевой игре?

— почему сюжетно-ролевая игра является показателем здоровья ребёнка?

5. Социализация.

6. Представить в рисунках, схемах, таблицах структуру сюжетно-ролевой игры (задание для каждой подгруппы). Оформить выставку.

7. Для каждой подгруппы выбрать и раскрыть особенности сюжетно-ролевой игры: преддошкольный, младший, средний, старший дошкольный возраст: сюжет и содержание, роль, игровые действия, взаимоотношения (работа с методической литературой).

9. Представление творческих заданий:

— объясните слова Л.С. Выготского, что ребёнок младшего дошкольного возраста в игре идёт от действия к мысли, а на четвёртом году жизни способен идти от мысли к действию (свои рассуждения подкрепите примерами детских игр, которые наблюдали);

— в схематичной форме покажите, какими средствами изображения роли пользуются дети младшего, среднего и старшего дошкольного возраста;

— докажите, от чего зависит овладение детьми условными игровыми действиями, с какой целью ребёнок прибегает к словесным замещениям в игре;

Определите, как отражается современная жизнь в играх детей «Семья».

10. Социализация.

11. Рефлексия

— что вы открыли сегодня для себя?

— какие задания было выполнять легко, а какие трудно?

Мастерская №4

«Приёмы руководства сюжетно-ролевыми играми в разных возрастных группах».

Каждая команда составляет несколько правил, которые обсуждаются в кругу, афишируются и принимаются всеми участниками мастерской:

  • старайся быть самим собой;
  • никого не критикуй и не обижай своими оценками;
  • любую проблему сначала обсуждай, а потом ищи пути решения;
  • пользуйся правом на своё мнение;
  • учись понимать себя и других, это приведёт к пониманию детей и умению общаться с ними;

1. В последние годы ввиду того, что отмечается недостаточно высокий уровень сформированности игровой деятельности у детей дошкольного возраста, учёные Н.А. Короткова, Н.Я. Михайленко рассматривают руководство сюжетно-ролевой игрой как процесс постепенной передачи усложняющихся способов построения игры. Передача способов осуществляется в совместной игре взрослого и детей.

Каждой подгруппе предлагается найти способы построения сюжетно-ролевой игры:

* первый способ построения игры – это последовательность предметно-игровых действий;

* второй способ — ролевое поведение;

* третий способ — сюжетосложение.

Данная информация помещается на доске.

2. Схематично игру маленького ребёнка можно представить как «человек – предмет». Закончите схему развёрнутой формы ролевой игры: «человек — …..».

3.. Социализация – озвучивание ответов.

4. Спроектировать усложнение тематики и сюжетов игр от группы к группе (работа в подгруппах).

5. Социализация – озвучивание ответов.

6.Задание на подгруппу. Ответить на проблемный вопрос. Почему необходимо осуществлять руководство сюжетно-ролевой игрой?

7. Социализация.

8. Составить проект сюжетно-ролевой игры (тематика игры и возрастная группа на усмотрение участников мастерской):

— цель игры;

— предварительная работа к сюжетно-ролевой игре;

— предметно-игровая среда;

— примерный сюжет игры;

— примерный ход игры;

— приёмы руководства сюжетно-ролевой игрой.

Что можно добавить к данному проекту?

9. Социализация: выставка проектов.

10. Деловая игра.

Вопрос к участникам мастерской. Какие, по вашему мнению трудности испытывает молодой педагог при руководстве сюжетно-ролевыми играми детей?

Социализация

11. Рефлексия

— Как мне проживалось в мастерской?

— Что вы сегодня открыли для себя?

— Какие вопросы возникли у вас при изучении данной темы?

Мастерская № 5

«Театрализованные игры, их своеобразие, виды. Условия для развития театрализованных игр, педагогическое руководство».

«Вся жизнь театр, а люди в ней актёры».

Вильям Шекспир

1. Запишите слово театр вертикально и на каждую букву придумайте слова, которые могут пригодиться для придания основного смысла понятию театрализованная игра. Дайте определение данному виду игр. Сравните своё определение с определением, предложенным Л.В. Артёмовой.

Театрализованная игра – это разновидность творческой игры, содержание которой представляет собой разыгрывание в лицах литературных произведений, где герои становятся действующими лицами, а их события жизни, изменённые детской фантазией, сюжетом игра.

  1. Социализация – озвучивание ответов.
  2. Работа в группах.

Докажите воспитательную ценность театрализованных игр. А.Н. Леонтьев относит игры-драматизации (так долгое время в дошкольной педагогике назывались театрализованные игры) к своеобразной «предэстетической деятельности» ребёнка. Согласны ли вы с данным утверждением?

Закончите схему:

— в сюжетно-ролевой игре ребёнка привлекает процесс деятельности,

— в театрализованной игре ребёнка привлекает ….

5. Сделайте сравнительный анализ данного вида игр с сюжетно-ролевой игрой. Что общего и в чём отличие?

6. Социализация.

7. Индивидуальная работа с литературой (пополнение, уточнение информации) по вопросу виды театрализованных игр. Проверьте себя, дополните предложенную выше классификацию.

  1. Сама театрализованная игра, где дети точно копируют литературное произведение;
  2. Театрализованные игры с элементами творчества (вводят героев, дополняют сюжет, изменяют конец и т.д.);
  3. Театрализованные игры – спектакли, когда дети разыгрывают литературное произведение сами, как артисты, а в других случаях действуют как в режиссёрской игре: разыгрывают литературное произведение с помощью игрушек, озвучивая их:
  • театр игрушек;
  • настольный театр с плоскостными фигурками;
  • театр – фланелеграф;
  • теневой театр;
  • пальчиковый театр;
  • кукольный театр (театр бибабо, театр марионеток).

8. Социализация – предъявление результата.

9. Составьте пиктограмму сказки, которая может стать содержанием театрализованной игры, используя книгу «Чего на свете не бывает?»/Под ред. О.М. Дьяченко, Е.Л. Агаевой. — М., 1999.-с. 48-49.

Почему вами выбраны именно эти сказки? Требования к подбору литературных произведений:

— произведение должно быть очень простое, но увлекательное по содержанию;

— образы яркие, наделённые характерной чертой;

— динамичность событий, многократные повторы;

— наличие монологов, диалогов, песенок.

Проиллюстрируйте примерами.

10. Используя различные альтернативные программы для ДОУ, спроектируйте тематику театрализованных игр в разных возрастных группах. Выбрав одну из них, каждая подгруппа проектирует данную игру

11. Проигрывание этюдов, игр-упражнений, элементов психогимнастики, работа над текстом.

12. Деловая игра. Проведение театрализованных игр с использованием анализа.

13. Рефлексия.

— Какие ресурсы своей педагогической деятельности Вы обнаружили?

— Чем была полезна сегодняшняя встреча?

Мастерская № 6

«Игры со строительным материалом»

«В игре дитя, уже зреющий человек, пробует свои силы и самостоятельно распоряжается своими же созданиями» (К.Д. Ушинский).

1. Задание индивидуально.

Игры со строительным материалом можно отнести к разряду рубежных (по определению А.Н. Леонтьева), посредством которых у ребёнка формируются умения, качества и свойства личности, подготавливающие его переход к новому виду деятельности. Какова роль строительной игры? К какому новому виду деятельности подготавливает ребёнка строительная игра?

Дайте определение строительной игры. Попытайтесь сделать сравнительный анализ сюжетно-ролевой, театрализованной и строительной игр, находя сходство и различие. Оформите с помощью схемы, рисунка, таблицы.

2. Социализация – озвучивание ответов.

3. Виды строительного материала и тематика детских построек (работа в подгруппах), сделать количественный и качественный анализ от группы к группе.

4. Социализация – озвучивание ответов.

5.Анализ конструктивных умений у детей в каждой возрастной группе. Работа строится в подгруппе на основе анализа программ для ДОУ.

6. Социализация – озвучивание результатов.

7. Проектирование строительной игры. (Тематика на усмотрение подгруппы).

8. Социализация – озвучивание результатов.

9. Проигрывание деловых игр.

10. Рефлексия. Чем сегодняшняя мастерская была полезна для Вас? Что изменилось в Вашем отношении к данному виду игровой деятельности?

С чем ухожу с мастерской?

Литература

1.Г.Н. Гришина Любимые детские игры.- М., 1997.

2.Е.В. Зворыгина Первые сюжетные игры малышей.- М., 1988.

3. Н.Я. Михайленко, Н.А. Короткова Как играть с ребёнком.- М., 1990.

4. Н.Я. Михайленко, Н.А. Короткова Организация сюжетной игры в детском саду.- М.- 1997.

5. Материалы и оборудование для детского сада: Пособие для воспитателей и заведующих. / Под ред. Т.Н. Дороновой и Н.А. Коротковой. М., ЗАО «Элти-ку-Кудиц», 2003.

6. Т. П. Шитова Развитие фантазии и творчества дошкольников в сюжетно-ролевых играх // Ребёнок в детском саду.- 2003, №5.

7. Д.Б. Эльконин Психология игры.- М., 1978.