Похоронные традиции в Ингушетии и Чечне. Отношение к смерти. Чеченская жизнь. Свадьбы и Похороны Чеченские похороны

26.06.2021

На похоронах президента и председателя Госсовета республики собрались тысячи человек. Следствие не исключает, что ключ к раскрытию преступления следует искать в окружении Ахмата Кадырова.

Похороны погибших руководителей республики – президента Ахмата Кадырова и председателя Госсовета Хусейна Исаева - проходили в их родных селах – Центорой и Итум Кале. Люди съезжались туда со всей Чечни и даже из ближайших республик. Репортаж Николая Кудряшова.

В селе траур по погибшему земляку. По мусульманским обычаям, все, кто пришел почтить память президента Чечни, в головных уборах. В доме Ахмата Кадрова собрались его семья, бывшее и нынешнее руководство республики, уважаемые старейшины и просто люди, которые пришли выразить свое уважение погибшему.

Сын Ахмата Кадырова Рамзан, который прилетел из Москвы сегодня утром, принимает соболезнования. От ворот дома на кладбище тело погибшего президента провожают только мужчины, но похоронная процессия растягивается на сотни метров.

Полпред президента в Южном федеральном округе Владимир Яковлев провел несколько рабочих встреч. На Ахмате Кадырове сходились множество нитей управления Чечней, и заменить его будет очень непросто.

Владимир Яковлев, полпред президента в Южном федеральном округе: "Допустить разброд, шатание – это просто невозможно. Мы постараемся и сегодня, и завтра, и послезавтра оговорить ряд вопросов, каким образом мы дальше будем осуществлять свою деятельность. И компенсации, какие необходимо было выплачивать людям за потерянное жилье, - они будут выплачиваться".

Сейчас исполняющим обязанности президента Чечни стал Сергей Абрамов, председатель правительства республики. Днем, после похорон, он вернулся в Грозный. Первое заседание кабинета министров после вчерашнего теракта началось с минуты молчания. Потом Сергей Абрамов объявил о новых кадровых назначениях.

Сергей Абрамов, председатель правительства Чечни: "Мною подписано два указа о назначении первым заместителем председателя правительства Рамзана Кадрова и о назначении заместителем председателя правительства Джебраилова. Наша задача - одной командой работать, работать и еще раз работать".

Между тем полным ходом идет расследование вчерашнего теракта. Уже известно, что артиллерийский снаряд, забетонированный под трибуной во время ремонта стадиона, скорее всего, был взорван не радиосигналом, а с помощью проводного детонатора. Но подозреваемых и арестованных пока нет, и количество версий у следствия очень велико.

Впрочем, по словам заместителя Генпрокурора России, один из основных разрабатываемых вариантов - в подготовке теракта принимал участие кто-то внутри самих служб безопасности.

Сергей Фридинский, заместитель Генерального прокурора по Южному федеральному округу: "Те меры безопасности, которые принимались на стадионе, они, на наш взгляд, безусловно свидетельствуют о том, что посторонний человек не мог туда прийти и привести в действие взрывное устройство. Поэтому, безусловно, самая большая первоначальная работа, которая будет вестись, она связана с теми людьми, которые обеспечивали безопасность".

Из 63 человек, пострадавших от взрыва, в больнице сейчас находится 15. Состояние двух детей, доставленных накануне в реанимацию, остается тяжелым. В реанимации Моздокского военного госпиталя пока остается командующий Объединенной группировкой войск на Северном Кавказе Валерий Баранов. Сегодня медики заявили, что состояние генерала улучшилось. Он пришел в сознание и даже говорил со своими родными по телефону.

Траурные молебны прошли во всех российских мечетях. Это поминальные службы по президенту Чечни Ахмату Кадырову и другим погибшим в результате теракта в Грозном. Муфтии ближайших к Чечне республик – Карачаево-Черкесии, Ингушетии, Дагестана и Кабардино-Балкарии - отправились в Центорой, чтобы лично присутствовать на траурных церемониях. Свои соболезнования семьям погибших также передал глава Совета муфтиев России Равиль Гайнутдин.

Равиль Гайнутдин, глава Совета муфтиев России: "Мы знали его как муфтия, верховного главы мусульман Чеченской республики, который старался дать мир, спокойствие и законность на территории Чечни и на Северном Кавказе. Он был отважным, Кадыров был смелым и взял ответственность за будущее Чеченской республики и ее народа и не испугался".

Ахмат Кадыров знал, что террористы объявили на него охоту, но принципиально не сворачивал с избранного пути. Об этом сам бывший президент Чечни рассказал в интервью корреспонденту ИТАР-ТАСС в начале мая, незадолго до своей гибели.

По словам Ахмата Кадырова, главными заказчиками теракта были Масхадов и Басаев, которые предложили за его жизнь большие деньги. Как заявил в том интервью Ахмат Кадыров, он был готов отдать жизнь за свой народ и за мир на многострадальной чеченской земле.

В Чечне и Ингушетии исповедуют мусульманство, поэтому похороны проводятся по мусульманским обычаям. Хотя некоторые оговорки на местные традиции все же есть. Умерших здесь хоронят как можно раньше, желательно в тот же или на следующий день. Как только человек умирает, оповещают всех его родных и знакомых, тут же в дом приходит много людей.

Эти люди пришли не только проститься с покойным, но и помочь семье организовать похороны. Такая традиция в Ингушетии обычное дело - отзываться целыми семьями, дворами и чуть ли не поселками на беду.

Родственники, знакомые и соседи сразу же делятся на группы - одни выкапывают на кладбище могилу, другие помогают с омовением и подготовкой тела к погребению, третьи занимаются приготовлением поминок. Но для канонического мусульманства поминки после похорон - это, можно сказать, нонсенс. Потому что Исламом предписано освободить скорбящих родственников от хлопот.

Однако в Чечне и Ингушетии придерживаются немного других взглядов: семью покойного стараются наоборот отвлечь, занимая родственников организацией похорон и поминок. Так как людей собирается много, нужно расставить столы, занять недостающие стулья или посуду у соседей - в общем, дел невпроворот, предаваться унынию действительно некогда. Но опять же, делается это только во благо семьи, перенесшей траур.

Кроме того, в Ингушетии есть обычай очень серьезно относиться к гостям. Если родственники пришли, а кто-то и приехал издалека, чтобы оказать помощь, их нужно обязательно накормить и расположить на ночлег при необходимости. Гость здесь куда важнее собственного состояния.

Как в Ингушетии и Чечне относятся к смерти?

Отношение к смерти здесь, как и во всех мусульманских странах, смиренное: все происходит по воле Аллаха.

Поэтому на похоронах родственники покойного стараются вести себя сдержанно - никаких разрывов одежды, расцарапывания лица, причитаний. Такое поведение считается недостойным мусульманина. В то же время каждый здесь понимает, что семья перенесла горе, и старается подставить плечо поддержки.

Ингушские кладбища

Место под могилу в Ингушетии бесплатное. Считается, что незачем дополнительно нагружать людей, перенесших утрату, тем более что проблем с местами под кладбища нет.

Каждый человек имеет право быть похороненным на местном погосте, и после смерти родственника его семья не отягощена волокитой по оформлению могилы. Достаточно просто прийти на кладбище и выкопать яму под захоронение. Погребение происходит очень быстро, без проволочек - так положено по Шариату. Да и с таким количеством помощников как можно по-другому?

Даже памятник в Ингушетии делают за пару часов: на простой бетонной плите на скорую руку выбивают имя покойного и даты его жизни.

Наименование: Народный обряд «Похоронные обряды».

Язык наименования: rus

Наименование: «Тезет.»

Язык наименования: chech.

Тип объекта: Народный обряд «Похоронные обряды»

В этом тексте читатель ознакомится с похоронным обрядом чеченцев «Тезет». В тексте приведены сведения о том, как этот обряд проводился несколько веков назад и как он проводится сегодня, какие подготовки проходят до и после смерти человека, что происходит когда человек умирает, приведены детали самого похоронного обряда и связанных с ним поминок.

подробнее...

ПОХОРОННЫЕ ОБРЯДЫ И РИТУАЛЫ У ЧЕЧЕНЦЕВ

Тарикат – это область исламской науки,

которая занимается лечением и избавлением

человеческой души от плохих качеств и пороков.

Нет никакого сомнения в том, что все живое, созданное Всевышним, рано или поздно, по окончанию отведенного ему времени, вернется к своему Создателю. Свидетельством всему этому является и то, что мы часто теряем своих самых родных и близких, порой и тех, кого бы мы желали оставить после себя – наших детей.

Когда появляется человечек на свет, мы безмерно радуемся, забывая о том, что рано или поздно, то ли ему, то ли нам придется терпеть горечь утраты. Когда человек покидает этот бренный мир, забывая порой, что это по воле Всевышнего, мы ужасаемся болью и потерей родных. Однако каждому стоит понимать, что все мы смертны.

Смерть неизбежна, но никто не знает, когда она постучится в твою дверь. Бывает так, что человек, достигший преклонного возраста, готов к ее встрече, но еще больше случается и то, что она приходит внезапно для тех, кто только начинает жить…

Основной ритуал захоронения усопшего со времен первого человека на земле пророка Адама (а.с.) до наших дней дошел, видоизменяясь, но неизменными остаются основные обряды: омывание тела, заворачивание его в саван, копание могилы и т.д.

Делу захоронения усопшего чеченцами отводится особое место и внимание, согласно религии Ислам и Сунне Пророка Мухаммада (а.с.в.) (Су́нна (араб. – обычай, пример‎) - мусульманское священное предание, излагающее примеры жизни исламского пророка Мухаммада как образец и руководство для всей мусульманской общины (уммы) и каждого мусульманина). Основным законом похорон у чеченцев является Шариат (Шариа́т - комплекс предписаний, определяющих убеждения, а также формирующих религиозную совесть и нравственные ценности мусульман) и Тарикат (Тарика́т (араб. – дорога, путь ‎), или сулюк - метод духовного возвышения и мистического познания Истины (хакк), так же пути Овлиа-Устазов (Вали – покровитель, святой), Авлия (праведник, приближенный к Аллаху, усердствующий в молитвах, поминании Аллаха и других видах поклонения). Чеченцы, исповедуя Ислам, придерживаются его двух основных тарикатов – Кадарийский (Кадирия – суфийский тарикат , основанный Абдул-Кадиром аль-Джилани (1077 - 1166 ). Это суфийское братство является одним из двенадцати основополагающих братств кадирийского тариката в Чечне и Ингушетии, как и в других регионах Северного Кавказа) и Накшбандийский (Накшбанди́я (суфийское братство (тарикат), – одно из 12-ти материнских братств суннитского толка, получившее это название в конце XIV века по имени Мухаммада Бахауддина Накшбанди аль-Бухари (ум. в 1389).

Если человек находится в тяжелом состоянии, его родственники обязаны: напомнить ему о “весет” – завещании; (если нет собственного “весет” – завещания, то человека хоронят согласно основным нормам захоронения) попросить его, чтобы он произнес Шахадат – свидетельство, что нет Бога кроме Аллах1а и Мухаммад (пророк, посланник) его; просить Всевышнего покоя, облегчения и прощения умирающему; самим как-то быть готовы к его утрате; принести в жертву – (“саг1а дакхар” – жертвенное животное (это не объязательство), а одобряемая сунна) жертвенное животное и раздать мясо соседям, родственникам, малоимущим и сиротам (мера раздачи мяса жертвенного животного заранее определяется старшим в роду и раздается несколько кварталов).

Широкое применение в народе имеют три вида такого пожертвования “садака ” (“саг1а дакхар”):

  • – человек в возрасте, будучи еще совершенно здоровым, сам готовится к такому процессу, покупает животное и вместе с родственниками проводят этот ритуал, и раздают мясо жертвенного животного;
  • – когда человек находится в тяжелом состоянии, его родственники сами проводят такой процесс и раздают жертвенное мясо;
  • – после того, как человек покидает этот мир, его дети и родственники приносят животное в жертву и раздают его по назначению до захоронения.

Со слов богословов, важными для усопшего являются все три вида, однако самым ценным является первый пример. Это подтверждает и следующее народное поверье: если совершить пожертвование (садака) при жизни, на свои честно заработанные средства, то ты его найдешь на том свете, как милостыню, размещенную впереди своего пути, и ты ее обязательно получишь. Если совершают пожертвование (садака) после смерти, то оно как бы размещено позади твоего пути, и ты можешь не найти его в ином мире.

Так же, готовясь к той подлинной жизни (и это является сунной Пророка (с.1.с), многие сами, на свои честно заработанные средства, покупают и готовят основное «одеяние» для себя (ситец 12-15 м., 1,5кг. ваты, 2 новых полотенца, новое ароматное мыло, новые масляные духи без спиртных добавок, неиспользованные резиновые перчатки, аптечные маски и т.д.).

Основными признаками того, что человек находится при смерти, являются то, что он не слышит окружающих, не обращает на них внимания, не может произнести ни слова, не имеет рассудка, с каждой минутой его руки и ноги становятся холодными, также его берет холодный пот. В таких ситуациях, по правилу, человека поворачивают головой в сторону севера, лицом в сторону Каабы, вынимают изо рта (легкий) зубной протез, если такой есть.

В предсмертный час («садолуш») человеку нежелательно давать пить воду (поскольку он не в силах спокойно ее выпить) , с помощью намоченной чистой водой ваты, приложенной ко рту, он впитывает кое-какую влагу. Так же, прося у Всевышнего прощения его грехов, духовное лицо (мулла) или кто-то из родных читают над ним суру Ясин (Ясин – одна из 114 глав Корана, ( Кора́н – священная книга мусульман) . Родственники в своих молитвах тоже просят милости Всевышнего по отношению к нему. В доме, где человек скончался, или, где его готовили к захоронению, каждый вечер в течение недели после смерти читают часть Корана – Ясин.

После того, как тело отпустила душу, покойника поворачивают головой в сторону севера, лицом в стороны Каабы, подстилают под него ковер и кладут на пол, лентой из ситца подвязывают подбородок (чтобы рот не оставался открытым), опускают по длине тела и привязывают руки (есть места, когда некоторые привязывают руки и кладут их на грудь.???. В таких случаях возникают проблемы во время омывания тела, и многие советуют их опустить по длине). Так же привязываются ноги и кладется тяжесть на живот, чтобы тело покойника не теряло свой обязательный вид. Все это является основным уходом за телом покойника. У чеченцев принято, прежде чем передать тело покойника для приготовления в последний путь к священнослужителям, родственники покойника обязаны проверить его на предмет соответствия канонам Ислама (стричь ногти и ненужные волосы на теле, (если такие есть) чтобы на нем не было никакой грязи и т.д.) На все это обращается особое внимание, потому что это обязательный уход за телом покойника.

Три человека, включая основного умельца Муллы (Мулла́ - знаток и служитель мусульманского культа) , омывают тело покойника, делают вместо него омовение, заворачивают в белый ситец (саван ), опрыскивают духами или миской (духи на основе масел), и полностью готовят к захоронению. Под него подстилают чистый ковер и кладут подушку. Мужчину заворачивают в три слоя, а женщину в пять слоев, однако два слоя остаются внутри. Снаружи женщину тоже заворачивают в три слоя, после чего читается первая молитва над покойным. Таким же образом покойницу к захоронению готовят женщины, нужно отметить, что женщины над покойницей молитву не читают. Ее читают мужчины, перед тем, как вынести подготовленную покойницу из дома.

Похороны проходят, соблюдая все нормы Шариата и Тариката.

Обязательной процедурой над каждым покойником, как и предписано в Исламе, является: чтение Корана, омывание тела, заворачивание в белый ситец (саван), копание могилы и придание его земле.

Подготовка (копание) могилы занимает одно из основных мест траурной процессии у чеченцев. Как только человек покидает этот мир, (утреннее или дневное время суток), пять или семь человек, в основном молодые мужчины (близкие родственники покойного, соседи, добровольцы, беря с собой мерило тела покойника, идут на кладбище и начинают подготовку (копание) могилы для захоронения).

Этот процесс примерно длится полтора-два часа, но может продолжаться и больше, в зависимости от того, какой будет почва земли, твердая или мягкая. Глубина могилы не менее 160 см., а длина в рост покойника, плюс 10-15 см. в запас, ширина в среднем 80-90 см. Мужчине могилу копают на один «штык» больше, чем женщине.

Если покойник соблюдал нормы Кадарийского тариката, то его кладут в нишу могилы в сторону севера, если придерживался норм Накшбандийского тариката, то его кладут в нишу в сторону юга. Независимо от того, в какой стороне (северной или южной части) ниша, в обоих тарикатах хоронят покойника лицом в сторону Каабы.

В связи с тяжелой физической нагрузкой, тем, кто готовит (копает) могилу, в обязательном порядке дают пищу (обычно это обед – (вареное мясо, бульон, хлеб, напитки и т.д. ) и многие принимают его, выходя за территорию кладбища.

Утром, после согласования с имамом села, родственник покойного берет у него список 10 мусульман, которые читают отведенную ему 10-ю часть Корана. Они должны в срок, до захоронения покойника, выполнить эту просьбу и прочитать весь Коран.

В число обязательной раздаваемой милостыни по покойнику (садака) , входит: кафарат (5 пунтов пшеницы), которая раздается по 8 кг. 10-ти малоимущим или сиротам; тоненькие лепешки с творогом, смазанные сливочным маслом (чIепалгаш) ; халва (хьовла ) из кукурузной или пшеничной муки (их меньшее количество – 63), судя по всему, такое количество связано с годами жизни Пророка Мухаммада (а.с.в.); кроме этого, в течение семи вечеров такая милостыня (чIепалгаш и хьовла) раздается семи соседям.

Таким образом, чеченцы трепетно относятся к похоронам. Когда умирает человек, открывая ворота, ставя по всему периметру навеса, порой и двора, скамейки, семья покойного дает знак того, что их постигла беда, и эта весть быстро распространяется по всем родственникам, знакомым. В знак почитания покойного и того, что это общая утрата и боль всей общины, родственники и даже ближайшие соседи тоже открывают свои ворота. Несмотря на то, что знали усопшего или нет, практически все сельчане ходят на похороны и выражают соболезнование родственникам покойного.

Семья и старшие в роду покойного, как правило, оповещают близких и дальних родственников, знакомых, имама села (къеда) , тамаду муридов (муридийн тхьамда), 4 руководителей групп муридов (муридийн туркхаш) тарикато-последователей (муридаш) о смерти человека. Они оповещают и собирают всю группу тарикато-священнослужителей (муридийн тоба) , которые совершают обряд “Маха бар” – условная процедура выкупа (договора) души и тела покойника, включающий в себя: предварительное произнесение всеми присутствующими Шахадат – 3 (свидетельства единобожия), читают Астог1фируллах1 (прошу Аллаха о прощении грехов), 15 Салават (определенная ду‘а-мольба с возвеличиванием пророка Мухаммада (с.1.с.), его положения пред Всевышним и людьми), 3-5 разные Аяты и Суры Священного Корана, 70 тысячи раз произносят «ЛАИЛАХIА ИЛЛАЛЛАХI (нет бога кроме Аллаха), и мольбой просят Всевышнего о прощении грехов покойника и воздаяния ему благодати за проделанное им богоугодное дело. Этот обряд проводится в самой большой комнате (зале) дома или в мечети по соседству (если есть такая возможность).

Проделав всю вышеуказанную работу, муриды выходят во двор на “зикр” (Зикр поминание ‎ Всевышнего) исламская духовная практика, заключающаяся в многократном произнесении молитвенной формулы, содержащей прославление Всевышнего Аллах1а).

Передавая друг друга определенную сумму денег (в размере стоимости средней коровы) завернутую в чисткую ткань, как милостыня за покойника, они просят Всевышнего Аллаха прощения всех грехов покойника в течение всей его жизни, включая несоблюдение или неполноценного соблюдения покойным 5 обяъзательных столпов ислама как:

  • декларация веры, содержащая исповедание единобожия и признание пророческой миссии Мухаммада (шахада т);
  • пять ежедневных молитв (намаз);
  • пост во время месяца Рамадан (ураза);
  • религиозный налог в пользу нуждающихся (закят);
  • паломничество в Мекку (хадж).

Все вышеперечисленные составные мероприятия обряда похорон, как: подготовка покойника к захоронению – омывание тела; подготовка (копание) могилы; раздача мяса жертвенного животного (ц1ий-саг1а), раздача нуждающимся определенного количества зерна (садака-кафарат), чтение Корана (из 10 частей) праведными мусульманами, условная процедура выкупа (договор) души и тела покойника (Маха бар), религиозный ритуал очищение от мирских грехов покойника (искъартхьовзор), а также посещение желающих места, где проходят похороны, их соболезнования родственникам проводятся с утра, примерно в одно и то же время, но в разных местах.

Скорейшее придание покойника земле считается естественной потребностью покойника и богоугодным делом, и поэтому ритуал похорон стораются завершить до обеда.

Ритуалы и обряды захоронения у чеченцев имеют небольшие разновидности, в зависимости от того, норм какого Тариката они придерживаются, и места бытования: равнина или горная местность. На похороны приходят как сельчане, так и люди из других районов, городов и сел республики. На равнине похороны проходят в течение трех дней, а в горной местности они длятся и неделю.

На чеченских похоронах “тезет” для расположения мужчин отводится навес и большой двор. Здесь проходит прием односельчан, родственников, знакомых, произносят мольбу за покойного и соболезнование родственникам. Старшие их рода и самые ближайшие родственники умершего садятся на почетное место. Это место определяется правой стороной двора от ворот, как входишь во двор. От них левее садится брат или старший сын погибшего, все остальные не садятся, они стоят по возрасту (молодые стоят левее). Правее от родственников садится богослов, который читает «дуа».

Далее садятся сельчане, знакомые и прихожане. Уважая мудрость и их преклонный возраст, им уступают почетные места в этом ряду. Когда человек или группа людей подходят и произносят «Ассаламу Алайкум» – приветствие, все встают (даже старцы, несмотря на свой преклонный возраст), а богослов отвечает «Ваалайкум ас Салам» – ответное приветствие, далее он или по его просьбе один из прибывших читает «дуа» (мольба), все остальные про себя произносят «Амин» («О Аллах, прими мою молитву!»).

После чтения дуа, выражения соболезнований родным и близким, взрослые из пришедших садятся, если среди них есть богослов или мудрый старец, то ему обязательно отводят одно из самых почетных мест, а молодые отходят в сторону и стоят там, где свободно, но не рядом с родственниками погибшего. Во время такого процесса необязательно, чтобы каждый из пришедших выполнял ритуал «рукопожатие», поскольку во время такого ритуала все должны стоять из-за уважения к гостю, а старцам порой, через каждую минуту или две, это бывает не под силу.

После того, как гости разместились, и выпала свободная минута от прихожан, богослов-хозяин рекомендует всем собравшимся прочитать “Ламаз бисмиллах1” (сура Аль-Фа́тиха – открывающая 1-я сура Корана), и 11 раз “Къулх” (Ихлас – 112-я сура Корана) и 4-5 Салавата, после чего просит богослова или старца прочесть дуа или сам читает, прося покойному милость у Всевышнего. В течение всего траура гостей долго не задерживают, а такой процесс повторяют регулярно.

Нужно отметить, что чеченские похороны являются неким институтом, где на примерах старшего поколения молодежь учится многим правилам этикета человечности. В виду этого, особое место уделяется одежде мужчин и женщин, как в обыденной жизни, так и на похоронах. Мужчины и женщины в обязательном порядке имеют головной убор, (и скромная, желательно, однотонная одежда).

Для женщин на похоронах отводится отдельный двор. В летнее время их размешают под навес, а зимой в зале или гостиной. Редко бывает так, что мужчин и женщин размещают в одном дворе. Такой вариант устраивается лишь в крайнем случае (если есть завещание покойного, чтобы все проводили именно у него в доме и во дворе).

После проведения всех подготовительных работ к захоронению, покойника выносят для коллективной погребальной молитвы над ним, и имам читает дуа.

Прежде чем совершить над ним погребальную молитву, те, кто хорошо

его знали (сосед, друг, знакомый, не менее трех человек), свидетельстуют о том, что он (или она) был хорошим человеком и соблюдал все каноны Ислама. Далее, имам просит всех простить ему обиды и долги (если есть) , а если таковые имеются, просит их обратиться к родственникам. Совершают погребальную молитву, которая проводится стоя совместно со всеми желающими, после чего, беря на насилках (барма) тело, мужчины направляются на кладбище, (несколько мужчин остается на месте). Женщинам не принято в день похорон идти на кладбище.

На кладбище, во время захоронения покойника, трое (вместе с имамом) спускаются в могилу и кладут покойника в нишу. После этого двое продолжают кирпичом или деревянными досками огораживать нишу. В это время сверху над могилой держат шерстяную бурку, чуть приподнятую от земли. После завершения данной работы ближайщие родственники (отец, сын или брат) начинают засыпать землю, (по три раза в ладонях) , далее остальные засыпают всю землю, а имам читает Ясин.

После того, как засыпают всю землю, имам читает ЗаIам (напутствие покойнику,состоящее из нескольких аятов (коранических стихов) из Корана и нравоучений для той жизни. Считается, что покойный слышит и знает то, о чем ему читают. После этого имам льёт из-под кувшина воду на могилу и читает дуа. Далее, четыре богослова садятся по четырем углам и читают суры из Священнописания (Ясин, Табарак, Духан, Саждат) , после чего все четверо по очереди делают дуа, присутствующие поддерживают словом мольбой Амин.

Когда завершается весь процесс захоронения, один из родственников, соответсвенно, мудрый и уважаемый человек, выражает благодарность всем, кто откликнулся на их горе, иногда имамы объявляют время и место мовлида (мовлид – это коллективное выражение любви к Пророку, салаЛлаху алейхи васаллям) и зикра за покойного, а потом люди расходятся по домам.

Самые ближайшие родственники (молодежь) остаются и ставят нагробную плиту (чурт) , тем самым читая Салават, Суры из Корана Аль-Фатиха, Ихлас и другие, еще раз делают дуа над покойным, после чего возвращаются домой.

Напомним, похороны у чеченцев продолжаются в течение трех дней (на равнине, а в горной местности порой и неделю).

После завершения похорон, родственники еще раз проводят обряд садака (сагIадаккхар) . Если покойник соблюдал нормы Кадарийского тариката или его похоронили согласно его нормам, то этот обряд проводят по истечению трех дней, а если Накшбандийского тариката, то после истечения недели. В обоих случаях в жертву приносится крупный рогатый скот, закупаются всякого рода сладости, хлеб, фрукты, напитки, собирают всех, кто принимал участие в захоронении покойного: мюридов, соседей, родных и близких. Мюриды читают Мавлид, совершают обряд Зикр, читают Аяты и Суры из Корана и еще раз просят милость и прощения покойному…

В ближайший четверг всем соседям, родным и близким раздаются пакеты (рис, сахар, чай, хурма, сладости) . Это еще один вид «садака» у чеченцев.

Стоит отметить, что у чеченцев, (если у человека имелось завещание, в котором все прописано) , все виды садака и расходы, связанные со всей похоронной процессией, оплачиваются исключительно из средств самого покойного, нажитых им самим на этот день.

После заверщения похорон, в ближайщую пятницу, родные покойника посешают его могилу, читают над ним Ясин и делают дуа. (Желательно, чтобы родные посещали могилы усопших, ухаживали за ними и проводили такой обряд регулярно).

Чеченская жизнь.
Свадьбы и Похороны.
Чеченские родственные связи очень крепки. Редко найдёшь человека, который не знал бы историю хотя бы прадедушки. Да и фамилии, под которыми мы живём – это не что иное, как имена взрослых людей, живших в начале века на нашей территории. Например, я знаю прадедушку в двенадцатом поколении – ШИШЛИ, который жил в 17 веке. И таких людей не мало, знающих свою родословную. Безусловно – это хорошо. Но у каждой медали есть две стороны. Что же мы имеем с обратной стороны: это – бремя.. Да, бремя поддержки родственных связей. Я не говорю, что это плохо, наоборот Ислам требует поддержки родственных отношений. Хадис Пророка Мухаммада (Да благословит его Аллах и приветствует): Тот, кто разрывает родственные связи, тот не из нас (не из нашей Уммы).
Только подумайте, скольких людей я считают родными по крови! А у каждого есть ещё семьи. В результате, происходит вот что: свадьба любого из ближайшего из них – это почти всегда присутствие. А смерть одного из них, а может и меня когда – нибудь, если будет на то воля Всевышнего Аллаха – это обязанность присутствовать на похоронах. Помимо, родственников есть друзья, знакомые, коллеги. Если свадьбу можно и игнорировать иногда, то про похороны этого не скажешь. Я живу в городе, и похороны не прямых родственников часто проходят без меня. Чего не скажешь о двоюродных и троюродных братьях, а равно и их сестёр и жён. Если в селе в любом конце, или же в соседнем селе похороны, мужчины должны стоять на похоронах по три дня, иногда меньше, иногда больше, а женщины оплакивать усопшего. А если своих (начиная от отца, матери, сына, дочери, что естественно, до троюродных дядей) хоронят, то три дня, похороны, а ещё до поминок дня три-четыре они заняты круглые сутки. Не бывает в неделю меньше двух-трёх похорон в четырёх по соседству сёлах. У всех родственники по отцовской или материнской линии – это минимум два раза два дня от рассвета до заката стоять на похоронах. Вот и слышишь на одних похоронах: а ты был там-то и там-то? У них же тоже несчастие приключилось. И приходится посещать таких-то, выразить сочувствие. Учитывая то обстоятельство, что нас Чеченцев становится всё больше и больше (семьи-то большие) становится страшно за будущее. Считаю, что надо как-то упрощать проведение похорон. Например, в первый день до захоронения умершего, быть на похоронах. А два других дня приходить лишь отметиться, скажем минут на десять. Лишь ближайшие наследники, остаются, априори, на похоронах. Женщинам бы я вообще запретил ходить на похороны. Я вообще не понимаю, что они делают три дня и ночи с трёхразовым питанием, что они проводят в доме умершего. .Вроде богоугодными делами они не занимаются. Лишь самые близкие из них оплакивают усопшего.

Смерть родного человека- это как психологический, так финансово-моральный удар по его наследникам. По прошествии обычно 5-6 дней, проходят поминки. Раньше, я помню – это было скромным мероприятием со скудным бюджетом. А теперь? каким только снадобьем не угостят!! Пиршество, да и только! А что делать тому, кто не может позволить такое раздолье? И он, бедняга, чаще на последние деньги, пытаясь не ударить лицом в грязь, дотягивается до этой вожделенной «планки». А ведь завтра ему всё это ой как аукнется.
Ислам призывает нас к разумному воздержанию во всём. Даже саван, в который заворачивают усопшего, желательно, чтобы он был не новым, а постиранной тканью, так как тому он как бы уже не нужен, а транжирить деньги на ветер за зря – грех. Ислам призывает родственников или соседей тех, у кого произошло несчастие, накормить и морально поддержать тех, в чьих домах похороны. Как говорится с ног на голову!