Порядок назначения и выплаты пенсии госслужащим по выслуге лет. Процентная надбавка за стаж гражданская государственная служба

26.07.2019

Государственные служащие имеют право на пенсию по выслуге лет. Условия и правила назначения, расчета и выплаты пенсии за выслугу лет государственным гражданским служащим установлены Федеральным законом N 166-ФЗ «О государственном пенсионном обеспечении в Российской Федерации» (далее – закон 166-ФЗ).

Когда госслужащим положена пенсия по выслуге лет

Обращаем внимание на важное обстоятельство. Указанный закон 166-ФЗ распространяется только на федеральных государственных гражданских служащих, т.е. на лиц, которые определенное время, находясь на госслужбе, работали на должностях федеральных государственных органов либо на лиц, замещавших государственные должности РФ. Таким образом, пенсии федеральным государственным служащим назначаются в соответствии с законом 166-ФЗ.

На госслужащих, которые находились на государственной службе в региональных или муниципальных органах власти и при этом не работали в федеральных органах власти, действие закона 166-ФЗ не распространяется. Пенсия по выслуге лет этим госслужащим назначается и выплачивается в соответствии с региональными законодательными актами.

Важно иметь в виду следующее обстоятельство. Пенсия за выслугу лет назначается в дополнение к страховой пенсии по старости при выполнении необходимых условий, о которых мы расскажем ниже.

Пенсия по выслуге лет государственным служащим назначается при наличии необходимого стажа на соответствующей службе. Так, для федеральных государственных гражданских служащих данный стаж в 2019 году составляет 16,5 лет с последующим ежегодным увеличением на 6 месяцев до достижения в 2026 году стажа 20 лет.

Таким образом, для оформления в 2019 году пенсии по выслуге лет государственному гражданскому служащему должны быть выполнены следующие условия:

  • наличие оснований для назначения госслужащему страховой пенсии по старости (инвалидности), поскольку пенсия за выслугу лет устанавливается в дополнение к указанной пенсии. Такими основаниями являются наличие страхового стажа не менее десяти лет и величину индивидуального пенсионного коэффициента не ниже 16,2;
  • достижение госслужащим возраста 56,5 лет (женщины) и 61,5 год (мужчины);
  • наличие стажа государственной службы не менее 16,5 лет;
  • нахождение на гражданской службе не менее 12 месяцев подряд увольнением;
  • увольнение не по вине самого госслужащего.

Вместе с тем федеральные госслужащие при наличии стажа государственной гражданской службы не менее 25 лет и увольнении со службы в связи с расторжением служебного контракта по собственной инициативе имеют право на пенсию за выслугу лет до назначения страховой пенсии по старости (инвалидности), если непосредственно перед увольнением они замещали должности федеральной государственной гражданской службы не менее 7 лет.

Есть еще одно условие, которое появляется после назначения пенсии по выслуге лет: гражданин не может работать на государственной должности после того, как ему назначена такая пенсия.

Более подробную информацию об условиях назначения пенсии за выслугу лет и о стаже государственной службы можно найти в наших статьях:

Об условиях назначения пенсии по выслуге лет, о пенсионном стаже, о размерах пенсии за выслугу лет, о порядке оформления пенсии за выслугу лет федеральным государственным служащим можно прочитать в статьях, активные ссылки на которые приведены ниже.

Размер пенсии за выслугу лет

Если гражданин при оформлении пенсии по выслуге имеет минимальный стаж 16,5 лет, то размер его пенсии определяется как 45 процентов от среднемесячного заработка за последние 12 месяцев работы за вычетом страховой пенсии по старости, фиксированной выплаты к страховой пенсии по старости, установленных в соответствии с законом «О страховых пенсиях».

За каждый полный год стажа государственной службы сверх 16,5 лет пенсия госслужащему за выслугу лет увеличивается на 3 процента среднемесячного заработка. При этом общая сумма пенсии по выслуге и страховой пенсии по старости и фиксированной выплаты к страховой пенсии не может превышать 75 процентов среднемесячного заработка федерального государственного служащего.

Узнать больше о расчете пенсии за выслугу лет вы сможете из нашей статьи

Порядок расчета пенсии за выслугу лет госслужащим

Для расчета размера пенсии основным моментом является определение среднемесячного заработка государственного служащего. Для этого определяется среднемесячный за год доход, но не более величины 2.8 месячного оклада должности госслужащего.

При этом при определении среднемесячного дохода не учитываются периоды болезни, отпусков за свой счет и декретных отпусков. Если такие периоды есть, то доход за год за вычетом больничных и декретных выплат делится на количество рабочих дней и умножается на 21.

Для жителей некоторых районов России размер пенсии за выслугу лет может быть больше за счет районных коэффициентов.

Государственные гражданские служащие имеют право на получение страховой пенсии по старости. Для получения страховой пенсии по старости госслужащий должен достичь пенсионного возраста, который в 2019 году составляет 61,5 лет (мужчины) и 56,5 лет (женщины).

Однако по общему правилу гражданин может выбрать только одну из пенсий – либо по выслуге лет, либо страховую по старости. Хотя имеются исключения, позволяющие частичное получение доли другой пенсии в дополнение к основной.

Надо отметить, что сама система правил выплаты пенсии за выслугу лет является довольно сложной. Это обстоятельство часто становится причиной споров и судебных разбирательств.

Узнать больше о пенсиях по выслуге лет можно узнать из наших статей:

Служащие государственных учреждений представляют собой отдельную категорию граждан. Именно поэтому для них предусмотрены дополнительные выплаты, помимо тарифного оклада специалиста.

Государственные служащие – это граждане, чья служебная деятельность заключается в обеспечении исполнения законодательства на территории России или отдельных субъектах страны. Эта категория граждан относится к сотрудникам исполнительных, правоохранительных органов.

Финансирование госслужащих включает в себя его месячный оклад соответственно занимающей должности, месячный оклад соответственно присвоенного сотруднику классного чина, а также ряд дополнительных выплат другого рода, назначение которых может регулироваться:

  • выслугой лет;
  • особыми условиями несения службы;
  • взаимодействием с данными, которые содержат государственную тайну.

Кроме этого, госслужащие могут рассчитывать на всевозможные премии за исполнение важных задач, а также на единоразовую выплату с учетом предоставления планового оплачиваемого отпуска и материальную помощь, включенная в ФОП гражданских госслужащих.

Размеры окладов за должность и классный чин, а также ежемесячных финансовых поощрений в виде надбавки для гражданских служащих устанавливает указ мэра Москвы.

Кроме того, размеры окладов для госслужащих ежегодно индексируются, что закреплено законом города Москвы о бюджете города.

Надбавка за выслугу лет государственным гражданским служащим

«Выслуга лет» является определенным сроком беспрерывной трудовой деятельности, которая относится к профессиональному стажу. Это понятие определяет доплаты к пенсии, зарплате и т. п.

Правом на льготную доплату к заработной плате за выслугу лет пользуются государственные служащие.

Таким образом, льготная доплата за выслугу лет законодательством РФ предусмотрена для:

  • гражданских служащих;
  • сотрудников органов исполнительной власти;
  • бюджетных сотрудников.

А на коммерческих предприятиях подобные выплаты могут использоваться в виде материального поощрения.

Выслуга лет не играет роли в повышении самой зарплаты, однако она обозначает право сотрудника на дополнительную доплату за трудовой стаж. Трудовым кодексом России конкретный размер такой доплаты не закреплен, однако каждая организация независимо от того, является ли она государственной, имеет уставные документы, к примеру, ЛНА, в которых обозначаются размеры всех дополнительных выплат.

Выслуга лет обязательно суммируется: даже в том случае, если сотрудник прервет трудовую деятельность, выслуга лет не будет утеряна. После выхода на пенсию она будет необходима для расчета ежемесячного пенсионного пособия.

Доплата за выслугу лет играет роль материального поощрения для госслужащего. Экспертами определен перечень правил, которые нужно учитывать при расчете величины надбавки:

  • поощрения являются ежемесячными;
  • при ее расчете учитывается тарифный оклад работника;
  • выслуга учитывается по основному месту трудовой деятельности;
  • учитывается только заработная плата без каких-либо других материальных поощрений, которые она может в себя включать;
  • сохраняется пропорция между процентами надбавки и отработанным временем.

Трудовая книжка любого гражданина – это главный документ, который служит подтверждением права на надбавку за выслугу лет. При расчете учитывается дата вступления в должность, то есть дата, когда специалист был принят на работу.

Кроме этого, берутся во внимание весь стаж работы с начислением заработной платы, в том числе и оплачиваемые отпуска, больничные, командировки. Если специалист переходит на иную должность, но в той же структуре, выслуга лет суммируется.

Сумма надбавки за выслугу лет, положенную государственным гражданским служащим в 2019 году

Как уже было сказано, государственные служащие пользуются правом на льготную надбавку. Размер данной надбавки регулируется как периодом профессиональной деятельности, так и зарплатой специалиста.

Размер такой доплаты в процентных ставках за прошлый год составляет:

  • от одного года до трех – пять процентов;
  • от трех до пяти лет – десять процентов;
  • от пяти до десяти лет – двадцать процентов;
  • при выслуге более 10 лет – тридцать процентов.

Совместители на такого рода поощрительные доплаты рассчитывать не могут – для них данные выплаты законодательством РФ не предусмотрены.

Большая часть государственных служащих обеспокоена вопросом получения этой выплаты за выслугу лет в новом году. Их также беспокоит то, сколько будет составлять размер этой надбавки после ее повышения.

Стоит учесть, что в нынешнем году отмена такого рода материального поощрения не ожидается. Однако данная надбавка напрямую зависит от установленного оклада сотрудника. Следовательно, если увеличится зарплата, то последует увеличение размера данной надбавки госслужащим.

Кроме поощрительных финансовых доплат к зарплате, подобная надбавка предусмотрена и для пенсионеров. Однако в такой ситуации насчитываются пенсионные бонусные баллы. Специалисты с трудовым стажем от тридцати лет получают прибавку одного коэффициента, а со стажем более сорока лет – пяти коэффициентов.

Навигация по статье

Выплата пенсий госслужащим

Пенсия гос. служащим перечисляется каждый месяц . Пенсионер может выбирать организацию, которая будет доставлять выплату, а также вариант ее получения. Притом, за пенсионера выплату может получать доверенное лицо , в таком случае выплачиваться пенсия будет по доверенности.

Способы доставки пенсии:

  • Почта РФ - возможно получить пенсию на почте по месту регистрации или на дом. В таком случае устанавливается дата ее получения соответственно графику доставки. Если не получать пенсионную выплату в течение полугода, то она приостанавливается, и необходимо написать заявление в ПФР для ее возобновления;
  • Банк - возможно получить пенсию в кассе банка или оформить карту и деньги снимать через банкомат;
  • С помощью организаций , занимающихся доставкой пособий - получить можно пенсию на дом или самому в данной организации. Весь список таких организаций находится в ПФР.

Чтобы выбрать способ доставки или изменить его, надо написать заявление в территориальный орган ПФР, который занимался назначением Вам пенсионных выплат.

Заключение

Пенсия за выслугу лет - это трудовая пенсия, которую необходимо заслужить продолжительной работой. Ее величина определяется тем, сколько продолжалась соответствующая деятельность:

  • При наличии стажа гос. службы не менее 15 лет пенсия назначается в сумме 45% среднего месячного заработка гос. служащего за вычетом и фиксированной выплаты к ней.
  • За каждый год стажа службы больше 15 лет пособие вырастает на 3% среднего месячного заработка , при этом общая сумма пенсии за выработку лет не может быть больше 75% среднего заработка федерального гос. служащего.
  • Пенсия за выработку лет не начисляется в период нахождения на государственной службе, которая дает возможность на данную пенсию.

12 189

Комментарии (81)

Показано 81 из 81
  • data-id="115" data-respond="comment">
    • data-id="116" data-respond="comment">
  • data-id="113" data-respond="comment">
    • data-id="114" data-respond="comment">
  • data-id="405" data-respond="comment">
    • data-id="406" data-respond="comment">
  • data-id="460" data-respond="comment">
    • data-id="461" data-respond="comment">
    • data-id="462" data-respond="comment">
    • data-id="464" data-respond="comment">
    • data-id="471" data-respond="comment">
  • data-id="469" data-respond="comment">
    • data-id="470" data-respond="comment">
  • data-id="735" data-respond="comment">
    • data-id="737" data-respond="comment">
  • data-id="956" data-respond="comment">
    • data-id="1918" data-respond="comment">
  • data-id="1081" data-respond="comment">
  • data-id="1205" data-respond="comment">
    • data-id="1212" data-respond="comment">
    • data-id="1221" data-respond="comment">
    • data-id="1227" data-respond="comment">
    • data-id="3453" data-respond="comment">
  • data-id="1261" data-respond="comment">
  • data-id="1369" data-respond="comment">
    • data-id="1371" data-respond="comment">
  • data-id="1453" data-respond="comment">
  • data-id="1727" data-respond="comment">
  • data-id="1754" data-respond="comment">
  • data-id="1853" data-respond="comment">
    • data-id="3264" data-respond="comment">
  • data-id="1869" data-respond="comment">
  • data-id="2222" data-respond="comment">
  • data-id="2724" data-respond="comment">
    • data-id="3619" data-respond="comment">
  • data-id="2960" data-respond="comment">
  • data-id="2964" data-respond="comment">
  • data-id="2965" data-respond="comment">
  • data-id="3175" data-respond="comment">
    • data-id="3618" data-respond="comment">
  • data-id="3265" data-respond="comment">
    • data-id="3617" data-respond="comment">
    • data-id="7425" data-respond="comment">
  • data-id="3454" data-respond="comment">
    • data-id="3534" data-respond="comment">
    • data-id="3566" data-respond="comment">
    • data-id="3569" data-respond="comment">
    • data-id="3616" data-respond="comment">
    • data-id="7502" data-respond="comment">
    • data-id="8591" data-respond="comment">
    • data-id="3741" data-respond="comment">
    • data-id="4313" data-respond="comment">

Стаж государственной гражданской службы применяется для решения многих вопросов, связанных с трудовой занятостью госслужащего. Что такое стаж госслужбы, как он исчисляется и для чего необходим, рассмотрим в этой статье.

Понятие стажа в госслужбе

Стаж государственной службы, в том числе гражданской, - это суммарная продолжительность времени, в течение которого госслужащий занимал определенные должности в системе госслужбы РФ.

Применяется данная категория для урегулирования многих организационных и денежных аспектов, относящихся к работе госслужащего. Исходя из стажа государственной гражданской службы исчисляется ежемесячная надбавка к окладу и определяется количество дополнительных дней к основному отпуску; рассчитывается объем поощрений за выслугу лет и безупречную и эффективную службу. Кроме того, стаж госслужбы входит в перечень отборочных требований, предъявляемых к человеку при поступлении на государственную должность. Также на стаж ориентируются при назначении пенсии и расчете ее размера.

На законодательном уровне эти вопросы урегулированы:

  • Федеральными законами «О системе государственной службы Российской Федерации» от 27.05.2003 года № 58-ФЗ, «О государственной гражданской службе Российской Федерации» от 27.07.2004 года № 79-ФЗ, «О государственном пенсионном обеспечении в Российской Федерации» от 15.12.2001 года № 166-ФЗ;
  • Указами Президента РФ «Об исчислении стажа государственной гражданской службы Российской Федерации…» от 19.11.2007 года № 1532 и «О перечне должностей, периоды службы (работы) в которых включаются в стаж государственной гражданской службы для назначения пенсии за выслугу лет федеральных государственных гражданских служащих» от 20.09.2010 года № 1141 (далее Перечень).

Указом Президента РФ утверждены должности, период работы на которых засчитывается в стаж государственной гражданской службы. Это довольно внушительный список, состоящий из 20 пунктов. Если обобщить, то получится, что в стаже государственной гражданской службы учитываются сроки занятости на государственных (к примеру, Президент РФ) и муниципальных должностях (депутат региональной думы от района), на должностях гражданской службы (например, премьер-министр республики в составе РФ), военных должностях и должностях в правоохранительных органах, а также на некоторых других (органов налоговой полиции, таможни, уголовно-исполнительной системы и т. д.).

Правила расчета стажа госслужбы, утвержденные Указом Президента РФ, разъясняют, что при исчислении стажа государственной гражданской службы госслужащего суммируются все периоды работы на должностях, перечень которых определен законодательно и замещение которых засчитывается в стаж государственной гражданской службы.

Документально подтвердить стаж государственной гражданской службы можно записями в трудовой книжке, в некоторых случаях - военным билетом. Если данные в трудовой книжке ошибочны или отсутствуют, то доказательством будет справка из архива, содержащая сведения о периодах гражданской службы. Расчет ведется в календарных месяцах и годах, при этом каждые 30 дней переводятся в 1 календарный месяц, а каждые 12 месяцев в 1 календарный год.

Пример

Гражданин проработал в правоохранительных органах на должности, включенной в Перечень, 6 лет 4 месяца и 21 день. Затем он 8 лет 7 месяцев и 9 дней работал в прокуратуре - также на должности, включенной в Перечень. Путем математического сложения получим общий стаж гражданина на государственной службе — 15 лет.

1. Оплата труда гражданского служащего производится в виде денежного содержания, являющегося основным средством его материального обеспечения и стимулирования профессиональной служебной деятельности по замещаемой должности гражданской службы.

2. Денежное содержание гражданского служащего состоит из месячного оклада гражданского служащего в соответствии с замещаемой им должностью гражданской службы (далее - должностной оклад) и месячного оклада гражданского служащего в соответствии с присвоенным ему классным чином гражданской службы (далее - оклад за классный чин), которые составляют оклад месячного денежного содержания гражданского служащего (далее - оклад денежного содержания), а также из ежемесячных и иных дополнительных выплат (далее - дополнительные выплаты).

3. Размеры должностных окладов и окладов за классный чин федеральных государственных гражданских служащих устанавливаются указом Президента Российской Федерации по представлению Правительства Российской Федерации. По отдельным должностям гражданской службы указом Президента Российской Федерации может устанавливаться денежное содержание в виде единого денежного вознаграждения, в котором учтены должностной оклад, оклад за классный чин и ежемесячные надбавки к должностному окладу за выслугу лет на гражданской службе, за особые условия гражданской службы, за работу со сведениями, составляющими государственную тайну, но не учтены премии и ежемесячное денежное поощрение.

4. Размеры должностных окладов и окладов за классный чин государственных гражданских служащих субъекта Российской Федерации устанавливаются в соответствии с нормативным правовым актом субъекта Российской Федерации.

5. К дополнительным выплатам относятся:

1) ежемесячная надбавка к должностному окладу за выслугу лет на гражданской службе в размерах:

2) ежемесячная надбавка к должностному окладу за особые условия гражданской службы в размере до 200 процентов этого оклада;

3) ежемесячная процентная надбавка к должностному окладу за работу со сведениями, составляющими государственную тайну, в размерах и порядке, определяемых законодательством Российской Федерации;

4) премии за выполнение особо важных и сложных заданий, порядок выплаты которых определяется представителем нанимателя с учетом обеспечения задач и функций государственного органа, исполнения должностного регламента (максимальный размер не ограничивается);

6) единовременная выплата при предоставлении ежегодного оплачиваемого отпуска и материальная помощь, выплачиваемые за счет средств фонда оплаты труда гражданских служащих.

6. Размеры ежемесячного денежного поощрения, выплачиваемого федеральным гражданским служащим, устанавливаются по федеральным государственным органам дифференцированно указами Президента Российской Федерации.

7. Порядок выплаты ежемесячной надбавки за особые условия гражданской службы определяется представителем нанимателя.

8. Порядок выплаты материальной помощи за счет средств фонда оплаты труда гражданских служащих определяется соответствующим положением, утверждаемым представителем нанимателя.

9. В случаях, установленных законодательством Российской Федерации, к денежному содержанию гражданского служащего устанавливается районный коэффициент (коэффициент).

10. Гражданским служащим производятся другие выплаты, предусмотренные соответствующими федеральными законами и иными нормативными правовыми актами.

11. Размеры окладов денежного содержания по должностям федеральной гражданской службы ежегодно увеличиваются (индексируются) в соответствии с федеральным законом о федеральном бюджете на соответствующий год с учетом уровня инфляции (потребительских цен). Решение об увеличении (индексации) размеров окладов денежного содержания по должностям федеральной гражданской службы принимается Президентом Российской Федерации по представлению Правительства Российской Федерации.

12. Размеры окладов денежного содержания по должностям гражданской службы субъекта Российской Федерации ежегодно увеличиваются (индексируются) в соответствии с законом субъекта Российской Федерации о бюджете субъекта Российской Федерации на соответствующий год с учетом уровня инфляции (потребительских цен). Увеличение (индексация) размеров окладов денежного содержания по должностям гражданской службы субъекта Российской Федерации производится в соответствии с законодательством субъекта Российской Федерации.

13. Федеральным гражданским служащим, замещающим должности гражданской службы в государственном органе, находящемся за пределами территории Российской Федерации, денежное содержание выплачивается в иностранной валюте и в рублях в порядке и размерах, установленных Президентом Российской Федерации и Правительством Российской Федерации.

14. По отдельным должностям гражданской службы может устанавливаться особый порядок оплаты труда гражданских служащих, при котором оплата труда производится в зависимости от показателей эффективности и результативности профессиональной служебной деятельности, определяемых в срочном служебном контракте. К гражданским служащим, оплата труда которых производится в указанном особом порядке, не применяются условия оплаты труда, установленные иными частями настоящей статьи. Обобщенные показатели эффективности и результативности деятельности государственных органов, принятия и исполнения управленческих и иных решений, а также правового, организационного и документационного обеспечения исполнения указанных решений, общие для государственных органов и гражданских служащих, утверждаются соответственно Президентом Российской Федерации и Правительством Российской Федерации.

15. Перечень должностей гражданской службы, по которым может устанавливаться особый порядок оплаты труда, а также порядок установления оплаты труда гражданских служащих, предусмотренный частью 14 настоящей статьи, утверждаются соответственно указом Президента Российской Федерации по представлению Правительства Российской Федерации и нормативными правовыми актами субъектов Российской Федерации.

16. Оплата труда, предусмотренная частью 14 настоящей статьи, производится в пределах установленного фонда оплаты труда гражданских служащих.

17. Специфические показатели эффективности и результативности деятельности государственного органа, принятия и исполнения управленческих и иных решений, а также правового, организационного и документационного обеспечения исполнения указанных решений утверждаются правовым актом государственного органа в соответствии с особенностями его задач и функций.