Психологические лекции для подростков. Образовательный портал. Условия проведения занятий

26.09.2019

Визитная карточка занятия по психологии

по теме «Стороны общения»

Учебный предмет психология

Название учебного курса «Что я знаю о себе»

Форма занятия тренинговая: игровые упражнения, групповое взаимодействие

Возраст участников подростки

Учитель педагог-психолог

Дата проведения 20.02.2012

Цель занятия

Задачи

Оборудование

урока

Основные этапы занятия

Продуктивность

занятия

Коррекция межличностных отношений учащихся;

диагностика внутригрупповой сплоченности

Развивающая : развитие саморегуляции; развитие сплоченности детей;

развитие воображения, творчества

Музыкальный центр, муз.запись, мягкий мяч, листы ватмана, фломастеры, цв. карандаши, листы А4 с текстом, стулья, столы для рисования

1.Оргмомент. Вводное слово педагога, мотивация на работу

2. Разбор темы: общение, его стороны и виды.

3.Упражнение №1 как пример взаимодействия в общении: «Поменяйтесь местами…»

Создание коллективной рисованной картины взаимовосприятия

друг друга в классе

адачи:

Образовательная : развитие коммуникативных

умений подростков

Воспитательная:

развитие доброжелательного

отношения к сверстникам; снятие агрессивности;

снятие напряжения

Разбивка учебного пространства на две рабочие зоны: зона круга обсуждения и зона рисования.

4.Упражнение №2 «Похвали соседа» как пример взаимовосприятия.

5. Мотивация на игру. Игра-рисование «Волшебная планета».

6. Рефлексия в кругу

7.Благодарность за участие.

Проекция внутригрупповых взаимоотношений

подростков

Работа по теме.

Психолог: Кто может попытаться раскрыть понятие «общение»? (Общение – это взаимодействие людей друг с другом с целью передачи знаний, опыта, обмена мнениями. В отличии от простого взаимодействия в процессе общения происходит открытие друг другом самих себя. Я тебе – своё Я, а ты мне – своё Я.). Скажите, всегда ли ваше общение с другими людьми бывает успешным и вызывает положительные эмоции? Нужно ли учиться общению? Как вы считаете, для чего это нужно? (Общение требуется каждому человеку, чтобы чувствовать себя человеком.)

Психолог подводит ребят в процессе обсуждения к выводу, что общение играет в жизни человека важную роль и общению нужно учиться, чтобы оно приносило человеку пользу и радость.

Психолог: Трудно представить себе жизнь без общения, оно рано входит в нашу жизнь. Если мы проанализируем, с кем и как мы общаемся, то, наверное, станет понятно, что общение довольно часто доставляет нам неприятности. Задумывались ли вы, почему это происходит? Многочисленные исследования свидетельствуют, что ссоры между юдьми чаще всего возникают из-за отсутствия культуры общения. В ссорах люди чаще обвиняют других.

«ВОЛШЕБНАЯ ПЛАНЕТА "Перед занятием ведущий (психолог) раскладывает на столе большой лист ватмана или кусок обоев (ребята будут на нём рисовать).

Все участники садятся за стол.

Психолог: Ребята. Представьте, что мы прилетели на планету. Все мы находимся на разных концах этой планеты. Нам нужно познакомиться. У нас есть волшебное сказочное имя. Придумайте себе такое имя, которое вам нравится. / Упражнение "Придумай себе имя"/. Ведущий опрашивает детей, кто какое имя себе придумал.

Психолог: А теперь, мы вместе будем рисовать на этом листе страну, где мы будем жить. Встаньте вокруг листа там, где вам нравится. Возьмите кисточку, выберите тот цвет, который вам нравится.

Задания:

1. Нарисуйте на листе необыкновенный круглый домик с размером вашей руки.

2. Нарисуйте другие 2-3 дома, где хотите.

3. Разукрасьте дворы вокруг домов, в домиках рисовать не надо.

4. А теперь нарисуйте в своих домиках то, что вы хотите: лучше всего нарисовать то, чем вам нравится заниматься (свои увлечения. Ведущий может для облегчения задания сделать символы, обозначающие виды деятельности: мяч - игры, телевизор, Цветок - прогулка и т.д.).

5. Нарисуйте дорожки, к кому вы хотите пойти в гости.

6. посмотрите, вам понравилась страна, которую мы нарисовали? Если вы еще хотите что-нибудь нарисовать в других домиках, можете нарисовать. Рисование проводится под спокойную музыку, дети не должны разговаривать между собой.

Обратная связь: Вам понравилась наша страна? Как мы ее назовем? А какие законы в нашей стране? (Проходит обсуждение) Давайте их запомним. На этом мы заканчиваем наше занятие. Давайте поблагодарим друг друга за занятие.

ЦИКЛ ЗАНЯТИЙ

Для учащихся 7-8 классов

«Общение без проблем»

МБОУ СОШ № 12 г.Выкса

Кондрушина О.Е.

В подростковом возрасте на первое место выступает общение между сверстниками и взрослыми. Общение становиться ведущей деятельностью подростка.

Для отечественной психологии общение – не самодовлеющий, замкнуты на себе акт, а деятельность, имеющая свои «долговременные» продукты. В качестве ближайшего такого продукта можно рассматривать отношения, складывающиеся между партнерами по общению (Я.Л. Коломенский, 1976) , а конечным продуктом является. По-видимому, образ других людей и самого себя у субъекта общения. Остановимся на характеристике позиции отечественной психологической школы. Так, Т.В. Драгуновой (1967г.) удалось показать, что именно внутри общения со сверстниками подросток познает и других, и самого себя. Изучение специфических особенностей общения подростков со сверстниками привело Т.В. Драгунову к определенному пониманию роли этой сферы коммуникаций в общем психическом развитии школьников и к выяснению разнообразных путей её влияния на прогресс их личности и деятельности.

Т.В. Драгунова вместе с Д.Б. Элькониным выдвинули в свое время тезис о том, что общение со сверстниками в своей личностной, интимной форме составляет ведущую деятельность в подростковом возрасте.

Установлено, что в «Сфере общения» со сверстниками существуют оптимальные условия для развития и укрепления у подростка ощущения собственной взрослости» (Возрастные и индивидуальные… 1967, с.124)- основного новообразования этого периода.

Знакомясь с литературой, можно сказать, что тема общения актуальна.

Ведь процесс общения проходит во всех сферах нашей жизнедеятельности. А для того, чтобы наше взаимодействие с окружающими было бесконфликтным, нужно учиться правильно общаться. И если речь легче поддается контролю. То внешний облик или бессловесные действия, совершаемые человеком, есть своеобразный язык тела, который воспринимается окружающими быстрее и ярче слухового. Однако данный язык трудно поддается контролю самого человека. Возможны ситуации, когда человек чувствует одно, совершает действие, уверенный, что оно полностью отражает его чувства, мысли, намерения, а другой человек, видит в том действии нечто иное. В результате – обида, недопонимание друг друга.

Поэтому нужно учиться владеть и вербальными и невербальными средствами общения.

Учитывая все выше сказанное с учащимися 7-8 классов можно проводить цикл занятий на навыки общения. Данный цикл занятий был разработан и проводится педагогом-психологом МБОУ СОШ № 12 г.Выскы.

Занятие № 1

Цель:

    Приветствие. Перебрасываем игрушку или мяч и делаем комплимент участникам.

    Знакомство Упражнение «Моё имя»

Назвать имя и качество характера на букву своего имени.

    Игра «Повтори за мной»

Поднимите правую руку вверх те, кто любит сладкое, погладьте себя левой рукой по голове те, кто любит читать, присядьте те, у кого есть дома животные, покажите язык те. Кто любит играть в компьютерные игры. возьмитесь за руки, кто учиться в …….классе 12 школы.

    Правила поведения на занятиях

    • Доверительный стиль общения

      Недопустимость оценок в адрес других

      Активное участие во всех упражнениях

      Уважение к говорящему или принцип активного слушания

5 . «Портрет» Разделиться на две группы

1-я группа – рисует портрет плохого ученика, записывает качества

этого ученика

2-я группа – рисует портрет хорошего ученика и записывает его

качества.

Обсуждение

    Игра «Печатная машинка»

    Дареному коню в зубы не смотрят

    Ищи товарища лучше себя, а не хуже себя

    Не от росы урожай, а от поту.

Рефлексия

Ритуал прощания «Бутон»

анятие № 2

Цель: создание позитивного настроя учащихся на совместное взаимодействие; осознание подростками круга своего общения, своих взаимоотношений с ними; развитие толерантных установок у подростков по отношению к окружающим людям.

    Приветствие

    Упражнение «Имена»

Каждый участник по очереди называет своё имя и качество, которое привлекает его в других людях.

    Упражнение «Линейка, стройся»

Построиться в линейку по заданному признаку, но делать это необходимо молча.

    По росту

    По цвету глаз

4. Упражнение «Эмблема толерантность».

Ведущий. Толерантность в современном мире рассматри­вается, как уважение и признание равенства, отказ от доминиро­вания и насилия, признание многомерности и многообразия че­ловеческой культуры, норм, верований. Толерантность предпо­лагает готовность принимать других такими, какие они есть, взаимодействуя с ними на основе согласия. Как видите, вы во многом были правы. А какие качества характеризуют толерант­ную личность? (Варианты аудитории.: чуткость. доброжелательность. чув­ ство юмора, умение владеть собой, умение слушать...)

По итогам работы все эмблемы презентуются, а ведущий крепит их на стену вокруг понятия «Толерантность».

Рефлексия: участники высказывают свои ощущения по поводу игры.

Ритуал прощания «Бутон»

Занятие № 3

Цель: повышение психологической культуры общения, вербальные и невербальные характеристики общения, создание условий для сплачивания коллектива.

    Приветствие.

Поздороваться с соседями справа и слева:

    Кивком головы

    Прикосновением плеча к плечу

    Прикосновением спины к спине

    Прикосновением колена к колену.

Упражнение «Стряхни»

Игра «Фруктовый салат»

Теория об общении.(3-4мин)

Упражнение «Портрет» Трем группам раздаются одинаковые портреты человека. Задание: по внешним признакам охарактеризовать качества человека (1 гр.- преступник, 2гр.-академик-исследователь подводного мира, 3 гр. Бизнесмен –фирма по строительству).

Обсуждение

    Игра «Барьеры общения»

    Соглашайтесь со мной

    Спорьте со мной

    Игнорируйте меня

    Спрашивайте моего совета

    Говорите мне противоположной

    Я всегда прав

Обсуждение

    Тест « Умеете ли вы общаться»

    Притча «Виноград»

Рефлексия

Ритуал прощания «Бутон»

Занятие № 4

Цель: сформировать представление об общении, выработка навыков эффективного общения.

    Разминка «Построение круга»

Участники закрывают глаза и начинают хаотично перемещаться по помещению, издавая при этом гудение, как пчелы. По условному сигналу ведущего все останавливаются в тех положениях, где их застал сигнал, после чего пытаются встать в круг, не открывая глаз и не разговаривая, можно только трогать друг друга руками.

    Игра «Слепой и поводырь»

Обсуждение

    Теоретическая информация об общении (5 мин)

    Анкета «Умеете ли вы слушать?»

Инструкция. Перед вами 12 вопросов. Постарайтесь, не особенно за­думываясь,

искренне ответить на них «да» или «нет».

1. Часто ли вы с нетерпением ждете, когда другой закончит говорить

и даст возможность высказаться вам?

2. Бывает ли, что вы спешите принять решение до того, как поймете

суть проблемы?

3. Правда ли, что вы порой слушаете лишь то, что вам нравится?

4. Не мешают ли вам эмоции слушать собеседника?

5. Часто ли вы отвлекаетесь, когда ваш собеседник излагает свои

Мысли?

6. Не запоминаете ли вы вместо основных моментов беседы, какие­

Либо несущественные?

7. Бывает ли так, что слушать другого человека вам мешают собственные

предубеждения?

8. Прекращаете ли вы слушать собеседника, когда появляются трудности

в понимании сказанного?

9. Занимаете ли вы негативную позицию к говорящему?

10. Перебиваете ли вы собеседника?

11. Избегаете ли вы взгляда собеседника в разговоре?

12. Возникает ли у вас острое желание прервать собеседника и вставить

свое слово за него, опередив его собственные выводы?

Обработка и интерпретация результатов. Подсчитайте количе­ство ответов «нет».

10-12 баллов. Вы умеете достаточно хорошо слушать собеседника. Не руководствуясь предубеждениями по отношению к нему, стараетесь выделить в его словах главное. Ваши собственные эмоции не мешают вам слушать даже то, что вам не очень нравится. Поэтому многие лю­бят общаться с вами.

8-10 баллов. Нередко вы проявляете умение слушать партнера. Даже если вы чем-то недовольны, все равно стараетесь дослушать партнера до конца. Если же партнер вам надоел, пытаетесь тактично прервать общение с ним. Иногда вы все же позволяете себе перебить собеседника для того, чтобы вставить свое «веское слово».

Менее 8 баллов: К сожалению, вы еще не научились слушать сво­их партнеров по общению. Вы перебиваете их, не даете высказаться до конца. Если вам не нравится то, что человек говорит, перестаете слушать его.

Конечно, данная анкета не может рассматриваться как серьезное психодиагностическое исследование, ее основная задача - продемон­стрировать подросткам 12 признаков плохих слушателей. Ведь из­вестно, что отрицательные примеры, «вредные советы» запоминаются лучше положительных.

    Упражнение «Слушание в разных позах»

Участники разбиваются на пары. Один участник -говорящий, второй –слушающий. Участники сидят напротив друг друга и по команде ведущего начинают разговаривать между собой. Через 1 минуту по команде ведущего говорящий встает и продолжает разговаривать, а другой сидит. Еще через минуту оба встают друг к другу спинами и продолжают говорить. Потом роли говорящего и слушающего меняются и упражнение повторяется.

Обсуждение. При каком расположении легче говорить? А легче слушать? Как вы думаете. Почему при изменении взаимного расположения меняется эффективность общения?

Рефлексия.

Ритуал прощания «Бутон»

Занятие № 5

Цель: развитие способности выдвигать и отстаивать свои идеи, вербальное взаимодействие.

1.Разминка «Фруктовый салат»

2. Упражнение «Копирование движений»

Участники встают в круг. Выбирается водящий, который выходит за дверь. Без него группа выбирает участника, чьи движения будут комментироваться. Тот начинает делать какое-то несложное упражнение, группа копирует это движение. Каждые 10-15 секунд ведущий меняет движение. Задача водящего - понять, за кем группа повторяет упражнения.

Обсуждение . На какие признаки ориентировался водящий выполняя задание.

    Упражнение «Необычное использование»

В этих же подгруппах придумайте и, по возможности, продемонстрируйте как можно больше способов необычного использования обычных предметов (картонные коробки, пластиковые бутылки, рваные капроновые колготки и.т.д.) Называние- 1балл, демонстрация-2балла.

Обсуждение : Как распределились роли: кто выдвигал идеи. А кто их воплощал; кто был лидером, а кто ведомым? С какими качествами личности участников связано именно такое распределение?

    Упражнение «Снежки»

Участники делятся на 2 команды. Каждая команда располагается в своей половине помещения. Каждый участник делает себе из бумаги 4 снежка. По команде начинается игра, задача которой – перебросить как можно больше «снежков» на сторону противника. Продолжительность 1 минута; выигрывает та команда, на чьей территории по окончании этого времени оказалось меньше «снежков». Проводят 2-3 тура игры.

Запрещается держать в руках больше 1 «снежка»

Обсуждение . Короткий обмен впечатлениями.

Рефлексия

Ритуал прощания «Бутон»

Занятие № 6

Цель: развитие навыков эффективного общения, создание положительного эмоционального фона.

1.Разминка «Мячик»

Участники встают в круг. Перебрасывают несколько мячей, но чтобы мяч побывал у каждого участника.

2. Игра «Пишущая машинка»

    На работу с радостью, а с работы с гордостью.

    Не разгрызёшь ореха, так и не съешь ядра.

    Не за то волка бьют, что сер, а за то, что овцу съел. Обсуждение

3. Упражнение « Передай информацию»

Участники встают в круг. В одну половину круга передается слово «кошка», а в другую «мышка»

    Теоретическая часть о дистанции общения.

    Упражнение «Разговор в рисунках»

Участники разбиваются на пары. Каждая пара получает один лист бумаги, где они в течении 5 минут ведут общение на произвольные темы. Нельзя писать слова, буквы, цифры, использовать только рисунка и схемы.

Обсуждение. Удалось ли достигнуть взаимопонимания при таком общении?

Рефлексия

Ритуал прощания «Бутон»

Занятие № 7

Цель: развитие умения выражать свои чувства, интегрирование своих навыков вербального и невербального взаимодействия с использованием арт-терапевтических методов.

    Разминка « Поздороваться», «Фруктовый салат»

    Упражнение «Достраивание композиции»

Каждый участник получает лист бумаги. Задумать какую-либо цельную композицию для изображения на этом листе. Но изобразить только одну из её характерных деталей. После этого листок передается соседу, тот дорисовывает ещё какую-нибудь деталь и т. д. Переговариваться в процессе выполнения задания нельзя.

Обсуждение. Насколько получившиеся рисунки соответствуют первоначальным замыслам тех. Кто начинал их создавать? Какие эмоции возникли при виде того, что получилось?

    «Групповой коллаж»

Тематика: дружба, любовь в моем понимании и др.

Длительность работы 30-35 минут. На этот период вводится запрет на обсуждение содержательной стороны создаваемой композиции.

Обсуждение. Каждый участник представляет свои фрагменты композиции, раскрывает вложенный в них смысл и делиться общими впечатлениями от процесса работы.

Рефлексия

Ритуал прощания «Бутон»

Занятие № 8

Цель : повышение самооценки, уверенности в себе.

    Разминка «Фруктовый салат»

    Упражнение «Доброе животное»

Все участники становятся друг за другом, они «большое доброе животное». Ведущий просит совместно полетать, походить, попрыгать, подышать и.д.р.

    Упражнение «Никто не знает»

По кругу каждый участник произносит фразу: «никто не знает, что я умею……

    Игра «Театр»

Участники делятся на группы по 3-4 человека. Предлагается разыграть действие без слов, чтобы другие поняли, что хотят им показать.

    Упражнение «Волшебная рука»

Каждый участник обводит ладонь на листе бумаги. На каждом пальце написать свое качество. Листы передаются по кругу. Каждый участник может дописать качество присущее обладателю данной ладони.

Рефлексия

Ритуал прощания «Бутон»



ИСПОЛЬЗУЕМАЯ ЛИТЕРАТУРА

    Грецов А. Тренинг общения для подростков. Питер, 2005

    Рудякова О.Н. Психокоррекционная работа со старшеклассниками.

Тренинги. Волгоград,2008

    Родионов В.А. Практическая психология Москва 2000

    Эксакусто Т.В., Справочник по групповой психокоррекции.

Истратова О.Н.

Психологическое занятие для подростков

«Самое ценное, что у меня есть…»

Цель : - помочь учащимся в личностном осмыслении, осознании ресурсов, которые составляют силу личности, личностную основу

Задачи :

Создать атмосферу общности и взаимопонимания,

Учить подростков выражать свои чувства с помощью литературной грамотной речи,

Помочь сформировать представление о жизненных ценностях, понятии – жизнь.

Необходимые материалы и оборудование:

Мультимедийная установка, музыкальное сопровождение, бумага, ручки, доска, мел

Ход занятия:

«Они (подростки) сегодня обожают роскошь, у них плохие манеры и нет никакого уважения к авторитетам, они высказывают неуважение к старшим, слоняются без дела и постоянно сплетничают. Они все время спорят с родителями, они постоянно вмешиваются в разговоры и привлекают к себе внимание, они прожорливы и тиранят учителей…»

Сократ, философ – 400 лет до н.э.

Они минуту взрослые, минуту дети
Робин Скиннер

Сначала послушайте притчу.
Некий молодой человек шёл по грязной дороге и вдруг увидел в грязи золотую монету. Он нагнулся и подобрал её. Пошёл дальше в поиске других монет. И, действительно, они иногда попадались ему под ногами. Так прошла его жизнь. Когда он умирал, его, глубокого старика, спросили что такое жизнь. Он ответил: «Жизнь – это грязная дорога, на которой иногда попадаются золотые монеты».

Попробуем и мы задать вопрос: «Что такое жизнь?»

Дети предлагают свои варианты. Жизнь – это благо, это дар, который даётся человеку лишь однажды. И от самого человека зависит, каким содержанием наполнит он свою жизнь.

Обратить внимание на следующий стих:

Известно, время растяжимо.
Оно зависит от того,
Какого рода содержимым
Вы наполняете его.

ПОЗНАНИЕ + РЕАЛИЗАЦИЯ
СЕБЯ
ВОЗМОЖНОСТЕЙ
ИНТЕРЕСОВ
СТРЕМЛЕНИЙ

С самого раннего детства мы с вами слышим слово «жизнь». У каждого человека при упоминании этого слова появляются свои мысленные ассоциации: с мамой, с семьей или мальчиком из соседнего двора, а может быть, с дедушкой или …

Давайте попробуем определиться, с чем у каждого из вас в первую очередь ассоциируются это слово. Я запишу его на листке, а каждый из вас запишет под этим словом свои ассоциации, выразив их только одним словом, желательно существительным:

Жизнь ……….

Упражнение «Продолжите предложение »

1. Сильнейший тот, кто имеет власть над... (собой).

2. Берегите время - это ткань, из которой соткана наша.... (жизнь).

3. Все победы начинаются с победы над самим... (собой).

4. Правильной и прочной лестницей можно кого угодно вывести на любую (высоту) - .....

После того, как все учащиеся запишут свои ответы психолог подводит учащихся к выводу, что жизнь человека – самое дорогое, что есть у человека

Тайна жизни.. . Она дается один раз, и прожить его нужно так, чтобы не было невыносимо больно за бесцельно прожитые годы, чтобы не жег позор, за подловатое и мелочное прошлое...

Она волновала людей всегда с того времени, как они осознали себя живыми существами. Имеет ли жизнь какую-то цель и смысл, и в чем они? Кто руководит человеческой жизнью? Можно сделать ее лучше? Имеет ли человек право уйти из жизни или лишить ее другого человека?

Эти и много других подобных вопросов во все времена привлекали внимание не только философов, а и писателей, художников, ученых и даже обычных людей - каждого, кто хоть раз задумывался над тайной своей жизни.

Один восточный властитель захотел познать всю историю человечества. Мудрец принес ему 500 томов. Занятый государственными делами, царь отослал его, приказав изложить все это в более краткой форме. Через 20 лет мудрец вернулся. История человечества занимала теперь 50 томов, но царь был уже слишком стар, чтобы преодолеть столько толстых книг и снова отослал мудреца. Прошло еще 20 лет, и состарившийся, поседевший мудрец принес властителю один-единственный том, который вмещал всю премудрость мира, которую тот стремился познать. Однако царь лежал на смертельном одре, и у него не осталось времени, чтобы прочитать даже одну эту книгу. Тогда мудрец изложил ему историю человечества в одной строке: человек рождается, стареет и умирает.

Итак, для чего человек приходит в этот мир? Чтобы помучиться, пострадать и бесплодно пойти у забвения? Какой смысл в этом всем? В чем смысл жизни?

Говорят дети……

Упражнение “Дом”.

Продолжаем наше занятие. Представьте, что внезапно в горах пошел снег, поднялся сильный ветер. Перед нами открывается одиноко стоящая хижина. Мы в ней останавливаемся. Так как каждый совершает восхождение на свою собственную вершину жизни, то вы оказываетесь одни в горной хижине. У вас есть запас воды, еды и топлива, тренажерный зал, магнитофон, телевизор, библиотека, компьютер с играми. Связь с внешним миром потеряна. Что вы будете делать, пока переживаете бурю?

На следующий день повторилась та же ситуация. Что вы будете делать?

А если ситуация продолжается месяц?

Ценность- человеческое общение.

Упражнение «Клубок»: учащимся предлагается передавать друг другу клубок ниток, оставляя намотанной на руку нить у себя. При передаче нити с клубком тому, кому он предназначен, говорят добрые слова, комплимент. Вывод – вот так все люди связаны между собой невидимыми нитями доброты, дружбы и любви на протяжении всей жизни. Учащимся предлагается подумать над проблемами:

Что произойдет, если кто-то, не отпустив нить, соберется уйти сейчас?

Когда разрываются нити? При каких условиях?

С какими людьми эти нити связывают нас очень крепко?

Ведущий рассказывает о феномене жизни

Жизнь

(Leben). - Уже с древнейших времён люди наглядно, чувственно постигали жизнь, усматривая ее прежде всего в том, чем мир организмов (т. е. растения, животные, люди) отличается от всей остальной действительности. Таков главный смысл этого слова, из которого развивается целый ряд специальных его значений, часто исключающих друг друга.

1. В естественно-научно-биологическом смысле понятие жизни тождественно понятию органического явления; жизнь (согласно Э. С. Расселу) принципиально отличается от неорганического явления своей направленностью, в частности:
1) прекращением действия с достижением цели;
2) настойчивым продолжением действия, если цель не достигнута;
3) возможностью варьирования методов или способностью их комбинирования при неудаче; при этом стереотипное поведение ориентирует на нормальное, обычное, а приспособленное - на непривычное;
4) ограничением, но не определением направленного поведения внешними условиями (например, деление клеток, или размножение, несмотря на недостаток вещества или питания).

2. Жизнь в метафизическом смысле - основной мотив созерцающего мир мышления как высшее проявление переживания человеческого, жизненная судьба вообще. Здесь ставятся вопросы о смысле, ценности и цели жизни, и ответы на них даются с точки зрения основных существующих мировоззренческих предпосылок; ср. Экзистенцфилософия; Философия жизни.

3. Психологически жизнь характеризуется своей естественной упорядоченностью. Поэтому современная гештальтпсихология отвергает как причинно-механистическое, так и виталистическое объяснение живого, потому что оба они исходят из принципа беспорядка в естественном, который должен быть преобразован в порядок или функционирующий организм только посредством воздействия особых сил (энтелехии, витального фактора и т. д.).

4. С историко-культурной точки зрения жизнь в смысле «духовного, или духовной жизни», означает наличие и действие на протяжении всей мировой истории идей и разумного содержания, смысла в мыслях и поступках; см. История; Философия истории; Культура; Культуры философия. Особенную важность имеет здесь использование естественно - научного понятия жизни для объяснения духовно-исторических явлений, в частности государства.

5. С биографической точки зрения «жизнь одного человека» есть все его телесно-душевно-духовное становление, деятельность и судьба в мире, от рождения до смерти, причём в течение жизни туда попадают ещё и вопросы о смысле жизни, размышления о личном бытии, о смерти и др.

В. Франкл, американский философ и психолог, выделяет 3 пути, посредством которых человек может решить проблему смысла жизни:

1) с помощью того, что мы даем жизни (в смысле творческой работы);

2) с помощью того, что мы берем от жизни (в смысле переживания ценностей);

3) посредством позиции, которую мы занимаем по отношению к судьбе, которую мы не в состоянии изменить.

Соответственно он выделяет 3 группы ценностей: ценности творчества, ценности переживания и ценности отношения . Приоритет принадлежит ценностям творчества. При этом ценность и смысл приобретает труд человека как вклад в жизнь общества, а не просто занятие. Из числа ценностей переживания выделяется любовь, обладающая богатым ценностным потенциалом. Как говорил А.Н. Чанышев, любовь есть то, что делает бытиечеловека более устойчивым. Да, жизнь человека сопряжена со страданием: рождение, болезни, расставание с приятным, встреча с неприятным. И иногда жизнь подходит к некой критической точке, о которой писал В. Шекспир в своем сонете № 66: «Все мерзостно, что вижу я вокруг, но как тебя покинуть, милый друг!». Мы все несем ответственность за наших близких и родных людей, за тех, кого мы «приручили» (СентЭкзюпери). Любовь спасает и обязывает, обязывает жить и украшать собой жизнь других людей. И, наконец, при любых обстоятельствах человек свободен занять осмысленную позицию по отношению к ним. Как только добавляются ценности отношения к другим ценностям, пишет Франкл, становится очевидным, что человеческое существование не может оказаться бессмысленным (В. Франкл «Человек в поисках смысла»). Человек должен жить так, чтобы его бытие было «любезно» и даже необходимо другим людям.

После рассмотрения приведенного материала, учащимся предлагается написать синквейны на тему: жизнь.

Синквейн – это особое стихотворение, которое возникает в результате анализа и синтеза информации. Мысль, переведенная в образ, как раз и свидетельствует об уровне понимания ученика. Это прием, позволяющий развивать способности резюмировать информацию, излагать сложные идеи, чувства и представления в нескольких словах, требует вдумчивой рефлексии. Это быстрый, но мощный инструмент для рефлексии.

Слово “синквейн ” происходит от французского слова, которое означает пятистрочье . Таким образом, синквейн – это стихотворение, из 5 строк, где:

Первая строка. 1 слово – понятие или тема (существительное).

Вторая строка . 2 слова – описание этого понятия (прилагательные).

Третья строка . 3 слова – действия (глаголы).

Четвертая строка . Фраза или предложение, показывающее отношение к теме (афоризм)

Пятая строка . 1 слово – синоним, который повторяет суть темы

Примеры ответов учащихся на моем занятии:

Интересная, познавательная.

Учит, приобретает, открывает.

Жизнь – это сложная штука!

Жить!Радостная, счастливая.

Смеяться, стремиться, надеяться…

Дарит прекрасные чувства!

Притча.

У одного крестьянина был сын, который стал плохо себя вести. Испытав все способы влияния, отец придумал следующее: он вкопал против дома столб и после каждого проступка сына вбивал гвоздь в этот столб.

Прошло некоторое время, и на столбе не осталось живого места – весь он был утыкан гвоздями. Эта картина так поразила воображение мальчика, что он начал исправляться. Тогда за каждый его поступок отец стал вытаскивать по одному гвоздю. И вот наступил день, когда последний гвоздь был вытащен, но на мальчика это произвело совсем неожиданное впечатление: он горько заплакал.

Что ты плачешь? – спросил его отец. – Ведь гвоздей больше нет?

Гвоздей нет, а дырки остались, - ответил сын.

    Почему заплакал мальчик?

    О чем эта притча?

Упражнение «Только от меня зависит…..» (5 мин)

Участники по кругу продолжают предложение.

У каждого из нас своя вершина жизни. У кого-то она маленькая и гладкая, у кого-то величественная и неприступная. И мы несём на своих плечах наши поступки, ценности, идеалы. У каждого в жизни свой путь. И как мы его пройдем и достигнем ли мы поставленной цели, зависит только от нас самих.

Нам свойственно странное противоречивое отно­шение к жизни: с одной стороны, мы любим жизнь, с другой - не ценим ее каждодневно.

Мы считаем, что человек - «это звучит гордо», но хорошо при этом понимаем, что гордиться большинством деяний не приходит­ся. Мы произносим высокие слова, но совершаем низкие поступки.

Совместное обсуждение понятия "жизнь", ее ценности, жизненных целей с подростками является также важной профилактикой депрессивных состояний и суицидальных мыслей. Такие занятия помогают найти единомышленников по мировоззрению, помогают составить собственную мировоззренческую модель.

Жизнь прекрасна и удивительна...

Урок психологии для подростков

Хапсалис Светлана Владимировна, педагог- психолог, ПМС-Центр

Тема урока: Идентификация - какой я?

Информационная:

. ознакомление учащихся с понятием «идентификация».

Формирующая:

Формирование навыка самораскрытия и обратной связи в группе. Развивающие:

Развитие интереса к своему внутреннему миру и внутреннему миру окружающих,

Самопознание,

Саморазвитие.

Цели контроля: проверка усвоения знаний по теме, анализ включённости новых знаний в структуру психологических понятий.

Задачи:

1. Раскрыть понятие «идентификация»;

2. Провести анализ знаний о понятии «идентификация»;

3. Выявить уровень включённости новых знаний в структуру психологических понятий;

4. Ознакомить с условиями проведения тренинга

Форма проведения - тренинг.

Структура урока:

Разминка- 5 мин.

Основная часть - 25 - 30 мин.

Рефлексия - 5 мин.

Ход урока:

Разминка. Упражнение « горы» и « альпинисты».

Цель: устранение эмоциональных барьеров.

На полу проводится мелом полоса шириной 1 метр. Группа делится на две части: «альпинистов» и «горы». «Горы» выстраиваются вдоль полосы, образуя препятствия для «альпинистов». «Альпинисты» должны пробраться через «горы». Нельзя сходить с полосы, держаться за посторонние предметы. Затем участники меняются ролями.

Задание: как можно быстрее пробраться сквозь «горы».

Психологический смысл упражнения.

Развиваются навыки телесного контакта невербальной коммуникации, координации совместных действий.

Обсуждение. Какие чувства возникли у составляющих «горы» при выполнении данного упражнения? Что помогало, а что мешало справиться с заданием?

Основная часть:

Оборудование: пачка карточек по 10-12 штук на каждого учащегося, размер карточек должен позволять написать на них крупно одно слово из набора признаков, каждый из которых может быть отнесён к человеку.

Четыре набора признаков

Активный

Пассивный

Оптимистичный

Взрослый

Растущий

Счастливый

Нейтральный

Уверенный

Осторожный

Импульсивный

Компетентный

Настойчивый

Агрессивный

Творческий

Предприимчивый

Послушный

Сдержанный

Сознательный

Романтичный

Выдающийся

Замкнутый

Нерешительный

Практичный

Уступчивый

В группе я признаю власть над людьми

В группе я борюсь за власть

В группе я избегаю власти

В группе я пользуюсь властью

В группе я

значимый

В группе я посторонний

В группе я независимый

В группе я рядовой

Условия проведения тренинга : помещение должно быть свободным от мебели, чтобы участники группы могли свободно перемещаться. На стенах должно быть место для плакатов с признаками. Признаки, служащие основанием для сравнения, будут называться ведущими. Они будут предлагаться сериями (по 4 признака), учащимся нужно из них выбрать один, который в большей степени отражает то, как они воспринимают себя в данный момент. Далее четыре признака, по одному из каждого набора, одновременно предлагают группе. Признаки из каждого набора будут выставляться в разных частях комнаты. Каждый учащийся делает свой выбор из четырёх признаков, записывает выбранный признак на карточке, так чтобы надпись могли увидеть и понять окружающие. После того, как все выбрали, предлагается подойти к тому месту, где выставлен выбранный ими признак. Таким образом, группа разбивается на подгруппы. Затем происходит обсуждение в группах сделанные ими выборы, они также могут корректировать друг друга. Ведущий спрашивает, как все себя чувствуют, находясь в группе, предлагает обратить внимание на другие подгруппы и дать обратную связь - подходят ли другим членам группы те «команды», в которых они оказались. Учащимся можно изменить своё мнение, выйти из группы или перейти в другую группу. Далее представляются следующие четыре признака, и весь процесс повторяется столько раз, сколько это потребуется. Когда серия выборов закончится, и каждый учащийся запишет свой выбор на карточках, ведущий просит выбрать из них 5-6 и переписать их в специальную карточку, которую каждый член группы повесит на грудь. В завершение группа разбивается на триады, в которых участники могут обсудить созданный образ себя и отреагировать на него.

Рефлексия.

Вопросы для обсуждения:

В какой группе оказалось большинство участников?

Трудно ли было делать выбор? Почему?

Какие признаки Вы бы хотели добавить в наборы?

Легко ли сравнивать себя с другими людьми?

Что даёт знание о себе и других в реальной жизни?

Литература для подготовки к уроку :

1. Бадмаев Б. Ц. Методика преподавания психологии. - М., Владос. - 2000г.

2. Кулагина И. Ю., Колюцкий В. Н. Возрастная психология: Полный жизненный цикл развития человека. Учебное пособие для высших специальных заведений. - М.,ТЦ «Сфера». - 2001г.

3. Шнейдер Л. Б. Тренинг профессиональной идентичности/ Руководство для преподавателей вузов и практикующих психологов. - М., Воронеж. -2004г.

1. Годфруа Ж. Что такое психология?: Т1. - М. - 1992.

2. Ильин. Е. П. Психология. Учебник для средних учебных заведений. - СПб., Питер - 2004г.

Государственное бюджетное образовательное учреждение

Саратовской области

для детей, нуждающихся в психолого-педагогической и медико-социальной помощи,

  1. Областной центр диагностики и консультирования

Конспект занятия

для подростков

Тренинг «Живое общение».

подготовила

педагог-психолог

Иванова Елена Александровна

г. Саратов
2014

Актуальность тренинга: В наше время информационные технологии всё чаще заменяют живое общение, что не может не влиять на формирование личности и коллектива.

Виртуальное общение в мире интернета, где подросток может быть где угодно и кем угодно. Мир, в котором практически нет запретов, мир в котором ты можешь реализовать свои таланты. Однако, давайте посмотрим с другой стороны. Живое общение это общение глаза в глаза, где ты можешь непосредственно оценивать собеседника, взаимодействовать с ним, видеть его реакции и формировать мнение или отношение. А так же это может делать собеседник. Интернет общение- ты не видишь собеседника, и свое мнение о нем формируешь только с его слов, там не нужно строить общение, находить подход или анализировать, а непонравившегося человека можно легко удалить одним щелчком. Но живем то мы не в сети, а в живом мире с его законами и правилами.

И как вы думаете, где взаимодействовать проще? А тем более формирующейся личности с её комплексами и эмоциональной неустойчивостью?

К нам на консультацию всё чаще обращаются родители подростков с просьбой о помощи «Наш ребенок не умеет общаться, у него нет друзей, он все время сидит в интернете, помогите!»

При работе с такими подростками становиться ясно, что проблема эта действительно серьезная. Опыт показывает, что при данной проблеме лучше всего помогают именно социально-психологические тренинги. Где участники могут получить навык общения, познакомиться с основными проблемами в общении и научиться справляться с ними под руководством тренера-психолога.

Цель тренинга : научить подростков техникам «живого» общения, и различным способам взаимодействия с людьми.

Задачи тренинга:

Создать атмосферу доверия и положительный эмоциональный фон для коммуникативного самовыражения;

Ознакомить участников с некоторыми законами общения;

Помочь в формировании адекватной самооценки и оценки других;

Стимулировать интерес к познанию других людей через «живое» общение;

Форма занятий: групповая.

Группа численностью 8-12 человек. Возраст 14-15 лет.

Продолжительность тренинга: 2 часа.

Ход занятия

Правила тренинга

Ведущий : «Для того чтоб наши занятия протекали наиболее эффективно, чтобы каждый извлекал из них как можно больше пользы для себя, мы вместе сформулируем несколько правил работы в нашей группе.

Есть общепринятые правила тренинга, я буду их озвучивать и если вы согласны, прошу поднять вверх большой палец.

(Правила записываются на ватмане или флипчарте )

    проявлять активность и ответственность;

    быть не только активным слушателем, но и принимать постоянное участие в работе;

    не обсуждать то, что происходит в группе, за её пределами;

    ничего не придумывать, не врать, т.е. быть откровенным и искренним;

    говорить только о себе и от своего лица (“Я думаю”, “Я чувствую” и т.п.)

    недопустимость непосредственных оценок (оцениваем не человека, а действия)

    общение по принципу «здесь» и «сейчас» (обсуждение того, что происходит в данный момент времени);

    участник группы, который не хочет отвечать на вопрос или участвовать в конкретном упражнении, может сказать “Стоп!” и таким образом исключить себя из участия;

    правило говорящего, правило поднятой руки».

А теперь вы так же можете предложить свои правила. (например, правило обращения на Ты).

Обсуждение темы общение

Ведущий: «Замечательно, теперь, когда правила нашего тренинга сформированы, мы можем начать работу по освоению такого важного в нашем мире навыка как общение. Для начала давайте подумаем и обсудим

«Важно ли уметь общаться? Для чего это нужно? Какие возможности открывает умение общаться? Врожденное ли это умение или его можно развить? Что важно уметь, для того, чтобы эффективно общаться? С чего начинается общение?

Все мы знаем, что общение начинается со знакомства. И сейчас мы проведем упражнение, которое поможет нам отточить наше умение знакомиться».

Упражнение “Знакомство” .

Инструкция: сейчас вам нужно разделиться на две группы. Одна группа образует внутренний круг, встав спиной друг к другу и лицом к остальным. Вторая группа образует круг внешний, встав лицом к первой группе. Итак, вы встали друг напротив друга. Теперь вы будете выполнять задания, которые вам будут предложены, и выполнив задание в паре с одним человеком внешний круг по хлопку смещается вправо, чтобы выполнить то же задание в паре с другим человеком.

Задания : встретиться глазами, улыбнуться, сказать «привет», представиться по имени, задать любой вопрос, пожать друг другу руки, показать язык, пожелать что-то.

Закон I : Важно не то, что мы говорим, а важно как мы это говорим (мы реагируем по разному на одну и ту же информацию в зависимости от интонации, от того «как» нам сказали) . Для того, чтобы лучше понять закон выполним простое упражнение.

Упражнение «Что или как?»

Сделать комплимент (так, чтобы было приятно) другому, а затем ту же информацию преподнести так, чтобы человеку было неприятно.

Сделать замечание тоном возмущенным, рассерженным, не допускающим возражения, а затем ту же информацию донести до человека ласково, с верой в лучшее в нем.

Закон II : Важно не то, как нам говорят, а важно то, что нам говорят (в общении лучше сосредоточится на полученной информации, вынести рациональное зерно и отсеять все лишнее). Любая информация в общении полезна для нашего развития.

Упражнение «Горькая пилюля» .

Один участник высказывает критическое замечание в адрес другого, другой участник внимательно слушает и дает обратную связь, переводя эмоциональное послание в объективную информацию.

Пример:

Ты все время перебиваешь, ты вообще ничего не можешь дослушать до конца …

Спасибо, что ты мне дала такую ценную информацию обо мне, я поняла, что мне следует учиться внимательнее слушать своих собеседников.

Ведущий : «А теперь используем игру, которая позволит нам перевоплотиться и понаблюдать за разными типажами общения. И поможет выбрать свой».

Игра «Маски -шоу»

Ведущий. Шекспир сказал: “Весь мир- театр. В нем женщины, мужчины – все актеры…И каждый не одну играет роль.” Действительно, очень часто мы можем услышать в свой адрес или в адрес другого человека: “Он так изменился. Не похож сам на себя”. Случается, что человек редко или часто, по желанию или по принуждению надевает на себя маску, т.е. примеривает к себе определенный стиль отношений, характер, манеру общения и т.д.

Попрошу вас ответить на два вопроса:

Был ли в вашей жизни опыт примеривания маски к себе и каковы от этого впечатления, чувства, эмоции?

Оправдано ли надевание человеком масок или лучше и легче всегда оставаться самим собой?

В действительности мы часто надеваем маски. Но очень важно надеть маску по размеру, не сливаться с ней полностью, отделять себя от того характера, который примерил. Не стоит надевать маску, в которой не сможешь поднять голову. Хотя бы немного, но она должна соответствовать твоему внутреннему “Я”.

Сегодня мы не только будем примерять маски, но и распознавать их. Это тоже очень важно. Возьмите себе по одной маске, на обратной стороне которой написано её название. Маску не раскрывайте. После того как я расскажу все правила игры, вам будет дано некоторое время, чтобы надеть маску и вести себя в соответствии с ней. Продумайте свои движения, позы, мимику, речь, характер, манеру общения и т.д. имена остаются те, которые вы выбрали на наши занятия.

Маски, предлагаемые для игры (вы можете придумать свои)

Золушка

Каждому участнику нужно определить маску другого. По ходу действия можно создать тестовые ситуации для определения – кто есть кто.

Представим, все мы участники конференции “Искусство перевоплощения”. Конференция будет проходить в городе Н. В этот город можно добраться только на автобусе.

Ожидание автобуса . Все маски подходят к автобусу по очереди, знакомятся, выясняют, его ли это группа; ждут экскурсовода, которым буду я.

Действия экскурсовода

1. Перекличка в автобусе.

2.Остановки: по просьбе, у ларька, туалета. Отдых на воздухе.

3. Размещение в гостинице:

    двух-, трехместные;

    на одного человека нет места, и его нужно подселить в трехместный номер четвертым;

    путаница с багажом: двое перепутали одинаковые сумки.

Рассаживание в автобусе

Там есть удобные места и неудобные места у окна, сзади и т.д. ваше поведение должно соответствовать вашей маске. Помните об этом на протяжении всего действия.

Размещение в гостинице . Номера двух- и трехместные. Напоминаю, что вам предоставляется возможность создавать тестовые ситуации, чтобы распознать маски. Пользуйтесь этим.

Конференция . На которой будут “расколдованы” маски. Вы можете высказываться по каждой маске. Если название маски совпадает с предложенными вариантами, то будем считать, что маска расколдована. Если нет, то попросим снять маску и назвать себя.

Анкета обратной связи

Тренинг «Живое общение»

Имя (Ник)____________________________________Возраст________________________

Мое настроение до тренинга 1 2 3 4 5

Мое настроение после тренинга 1 2 3 4 5

Мне больше всего понравилось: _____________________________________________

Для меня было новым и полезным_____________________________________________

___________________________________________________________________________

Мне не понравилось__________________________________________________________

Я бы посетил тренинги на темы __________________________________________________

_____________________________________________________________________________

Спасибо!!!

Список использованной литературы

1. Анн, Л. Ф. Психологический тренинг с подростками / Людмила Анн. – СПб.: Питер, 2006. – 271 с. – (Эффективный тренинг).

2. Бабаева Ю.Д., Войскунский А.Е., Смыслова О.В. Интернет: воздействие на личность. Гуманитарные исследования в Интернете / Под ред. А.Е. Войскунского (Москва: Можайск-Терра, 2000, 431 с.).

3. Балонов И.М. "Компьютер и подросток" М., 2002 г. стр.32-58.

4. Вачков, И.В. Основы технологии группового тренинга. Психотехники: учебн. пособие / И. Вачков. – М.: Ось-89, 2000. – 224 с. – (Практическая психология.)

5. Ежова, Н. Н. Научись общаться!: коммуникативные тренинги / Н. Н. Ежова. – Изд. 2-е. – Ростов н /Д.: Феникс, 2006. – 250 с. – (Психологический практикум)

6. Жичкина А.Е., Белинская Е.П. Самопрезентация в виртуальной коммуникации и особенности идентичности подростков-пользователей Интернета // Труды по социологии образования. М., 2000. Т.5. Вып.7.

7. Жуков, Ю. М. Коммуникативный тренинг / Ю. М. Жуков. – М.: Гардарики, 2004. – 223с.: илл. – (psychologia universalis).

8. Лидерс, А. Г. Психологический тренинг с подростками: учебн. пособие для вузов / А. Г. Лидерс. – М.: Академия, 2003. – 256 с.

9. Панфилова, А. П. Тренинг педагогического общения: учеб. пособие для вузов / А. П. Панфилова. – М.: Академия, 2006. – 336 с. – (Высшее профессиональное образование)

10. Петровская, Л. А. Компетентность в общении: Социально-психологический тренинг / Л. А. Петровская. – М.: Изд-во МГУ, 1989. – 216с.

11. Психологический тренинг в группе. Игры и упражнения: учебн. пособие для вузов / сост. Т. Л. Бука, М. Л. Митрофанова. – М.: Ин-т психотерапии, 2005. – 128 с.

12. Ромек В,Г. Тренинг уверенности в межличностных отношениях - СПб.: Речь, 20023

13. Хрестоматия по социальной психологии / сост. Т. В. Кутасова. – М.: МПА, 1994. – 221с.

Интернет ресурсы

http://www.бесстрашное-детство.рф/articles-sel-754.html