Пути решения проблем подростков. Решение проблем подросткового возраста

27.07.2019

Одна из самых важных причин психологических проблем подростка - их семьи. Например, постоянные ссоры с родителями, сильного наказания в семье, слишком много ограничений и.т. п.

Часто, причиной многих психологических проблем у подростков может быть:

Осознание подростком того, что что-то серьезное и неправильное происходит в его семье

Насилие (физическое, моральное)

Пренебрежение со стороны родителей

Постоянные ссоры и драки между родителями

Чувство не желанности и не любви в своем доме.

Также одна из причин - неполные семьи. Большинство подростков растут в неполных семьях. Более 50% новорожденных проведут, по меньшей мере, часть своего детства в неполной семье. Сегодня многие уверены, что мать или отец в одиночку не могут так же уверенно и успешно воспитывать ребёнка, как может сделать это полная семья. Так как такому родителю приходится не только зарабатывать на жизнь, но и вести хозяйство, и часто такие семьи находятся на грани нищеты. Многие также думают, что когда подросток начал жить самостоятельно (закончил школу, нашёл работу, поехал учиться), всё, что происходит между его родителями на него уже не влияет. Это семьи, образовавшиеся в результате развода, смерти одного из супругов, а также, если один из родителей живет и трудится в другом месте или если родители ребенка никогда не жили вместе.

Каждый из выделенных типов неполных семей характеризуется своими специфическими чертами:

· в разведенных семьях ребенок в большинстве случаев наблюдал конфликтные, дисгармоничные отношения между родителями;

· в овдовевших семьях воспоминания о совместной жизни родителей чаще сопровождаются положительными эмоциями;

· в материнских семьях ребенок фактически не наблюдает реального процесса семейного общения и функционирования.

Несмотря на существование неполных семей, состоящих из отца с детьми, чаще всего это семьи, в которых есть только мать, испытывающая «хронический эмоциональный стресс, усугубляющийся постоянной занятостью и хронической усталостью». Если родители вступают в повторный брак, появляются проблемы налаживания взаимоотношений с отчимом, мачехой, сводными братьями и сестрами и т.д. Отсутствие отца ослабляет его социальную позицию и может явиться причиной мучительных переживаний.

Основные психологические проблемы подросткового возраста:

1. Суицид В настающее время самоубийства в подростковом возрасте становятся всё чаще и чаще. В детстве и в раннем подростковом возрасте самоубийства происходят очень редко, но в возрасте с 15 по 19 лет количества самоубийств сильно увеличиваются. Девушкам более свойственны попытки самоубийства, но по количеству смертельных исходов в 3 раза превосходят мужчины. Причины этого, низкая самооценка, безразличие со стороныродителей, чувство одиночества, депрессии, всё это может натолкнуть на мысль о самоубийстве.

2. Гомосексуализм Не всегда подростков сексуально привлекает противоположный пол. Иногда между подростками возникают гомосексуальные отношения. Гомосексуализм - половое влечение к представителям своего пола. Научные данные говорят, что гомосексуализм не связан с неправильным воспитанием, потому что его могут практиковать дети нормальных семей. Но все-таки есть мнение, которого придерживается автор данной работы, что гомосексуализм это следствие теплых отношений с матерью при отсутствии таких же отношений с отцом, особенно, если отец не приемлет подростка. Причиной этого могут быть неполные семьи.

3. Гнев подростка. Многие считают, что гнев подростка - нечто ненормальное. Однако само по себе чувство гнева не может быть ни плохим, ни хорошим. Гнев - нормальное явление и может возникать в любом человеке. Проблема в том, как управлять им. В подростковом периоде пассивно-агрессивное поведение проявляется довольно часто. Цель пассивно-агрессивного поведения состоит в том, чтобы вывести родителей или других людей, занимающихся его воспитанием, из равновесия. Всё это делается неосознанно, является результатом невысказанного гнева. Подросток начинает делать поступки в отместку родителям. Причиной большинства проблем с подростками (начиная от плохих отметок и кончая наркоманией и самоубийствами) является пассивно-агрессивное поведение. Вся трагедия в том, что если подросток к 16-17 годам не научится зрелому отношению ко гневу и не избавится от пассивно-агрессивного поведения, то такая линия поведения укоренится в нём и станет неотъемлемой частью его жизни.

4. Подростковая депрессия . Депрессия - психическое расстройство: тоскливое, подавленное настроение с сознанием собственной никчемности, пессимизмом, однообразием представлений, снижением побуждений, заторможенностью движений, различными соматическими нарушениями. Подростковую депрессию трудно распознать, потому что её симптомы отличаются от классических симптомов депрессии взрослых.

а) Лёгкая подростковая депрессия. Проявляется в мрачных фантазиях грёзах наяву или в ночных снах. Эту степень депрессии можно выявить, зная мысли подростка и зная состояние его души. Обычно, есть причина подростковая депрессии. Таким событием может быть смерть, болезнь или отъезд важного для подростка человека, развод или конфликт в семье, переезд и т.п.

б) Подростковая депрессия средней степени. Подросток ведёт себя как обычно, но содержание его разговоров эмоционально окрашено. Он касается в первую очередь, тех тем, которые угнетают его.

в) Умеренная степень депрессии подростков. Это уже серьёзная стадия. Она оказывает влияние на процесс мышления. Подросток теряет способность ясно, логично, разумно мыслить. Тут требуется медицинская помощь.

Как выход из депрессии мальчишки выбирают себе более буйный способ, чем девочки. Они могут попытаться снять симптомы депрессии воровством, ложью, драками, превышением скорости, взломом, проникновением в дома, самоубийства. Девочки обычно пытаются выйти из депрессии менее буйным способом, однако из-за вредного влияния средств массовой информации, тип их поведения начинает меняться. Часто девочки снимают свою депрессию с помощью беспорядочных половых связей: страдания, причинённые депрессией, смягчаются во время физической близости. Однако когда эти отношения заканчиваются, эти несчастные дети чувствуют себя ещё хуже.

5. Личностное самоопределение . Термин «самоопределение» употребляется в литературе в самых различных значениях. Так говорят о самоопределении личности, социальном, жизненном, профессиональном, нравственном, семейном, религиозном.

Таким образом, на уровне конкретной психологической теории проблема самоопределения выглядит следующим образом. Проблема самоопределения, таким образом, есть узловая проблема взаимодействия подростка и общества. На разных уровнях это взаимодействие обладает своими специфическими характеристиками. Главной задачей, которая встает перед индивидом в ранней юности, по Эриксону, является формирование чувства идентичности в противовес ролевой неопределенности личностного «я». Юноша должен ответить на вопросы: «Кто я?» и «Каков мой дальнейший путь?». В поисках личной идентичности человек решает, какие действия являются для него важными, и вырабатывает определенные нормы для оценки своего поведения и поведения других людей. Этот процесс связан также с осознанием собственной ценности и компетентности.

Важнейшим механизмом формирования идентичности является, по Эриксону, последовательные идентификации ребенка со взрослым, которые составляют необходимую предпосылку развития психосоциальной идентичности в подростковом возрасте. Чувство идентичности формируется у подростка постепенно; его источником служат различные идентификации, уходящие корнями в детство. Подросток уже пытается выработать единую картину мировосприятия, в которой все эти ценности, оценки должны быть синтезированы. В ранней юности подросток стремится к переоценке самого себя, в отношениях с близкими людьми, с обществом в целом - в физическом, социальном и эмоциональном планах. Он трудится в поте лица, чтобы обнаружить различные грани своей Я-концепции и стать, наконец, самим собой, ибо все прежние способы самоопределения кажутся ему непригодными.

Главной опасностью, которой, по мнению Эриксона, должен избежать молодой человек в этот период, является размывание чувства своего «я», вследствие растерянности, сомнений в возможности направить свою жизнь в определенное русло. Это становится большой проблемой для подростка. Когда подросток вырастает он внутри остается таким же, каким был в 17, не ответив на вопросы: Кто я? Зачем я здесь? Что мне делать? Таким он и проживает всю свою жизнь, вот почему так много сейчас взрослых, которые ведут себя как подростки.

Сегодняшний круглый стол предлагаю посвятить теме проблем подростков. С какими проблемами сталкиваются подростки, что предстоит пережить подростку и как справляться с трудностями свойственным подростковому возрасту.

Подростки… Под какую из категорий они попадают: это взрослые или дети? Если спросить у родителей - то те, несомненно, причислят их к детям. За рамками семьи 13-17-летних личностей назовут взрослыми, особенно, если речь идет о выполнении каких-то обязательств и ответственности за свои поступки.

С точки зрения формирования личности, этот период считается переходным от ребенка до взрослого . Они точно уже не дети, которым нужно указывать, что делать и как поступить, контролируя при этом их действия. Но еще и не взрослые, имеющие знания и жизненный опыт.

С одной стороны - это дети, нуждающиеся в поддержке и одобрении, а с - другой уже взрослые люди, способные отвечать за свои действия. Обращаясь к ним, как к детям и используя при этом директивность, родители тем самым провоцируют ответный бунт. Подросткам становится еще тяжелее, когда их начинают сравнивать с кем-то, кто более успешен и более активен. Они тогда попадают в чувство вины перед родителями, что не могут оправдать их ожидания, теряют уверенность в себе.

Есть, как минимум, восемь вещей, которые важно учитывать при общении с подростком. Именно они влияют на формирование значимости и важности подростка , на его самооценку и уверенность в своих силах и достижении желаемого. Это:

- Когда я был в твоем возрасте … (говоря эти слова, взрослый подчеркивает свою зрелость и успешность уже в те далекие времена, при этом занижает способности подростка).

- Ты просто не понимаешь! (подчеркивается незрелость личности и собственная «умность»).

- Ты только думаешь, что у тебя есть какие-то проблемы (на самом деле, даже незначительная на взгляд взрослого проблема, у подростка может вызвать не только сильнейшие страдания, но даже и суицид).

- У меня нет времени, чтобы выслушать тебя сейчас (у взрослого есть дела поважнее, чем заниматься проблемами ребенка).

- Делай то, что я говорю, а не то, что я делаю (я могу нарушать правила, а ты нет).

- Потому, что я приказал тебе! (ты полностью в моей власти, я управляю твоей жизнью).

- Да почему же ты не можешь быть похожим на… (ты не «дотягиваешь» до идеального образца, ты хуже, чем он).

- Однажды ты вспомнишь этот день… (ты не должен поступать по своему усмотрению, я лучше знаю, как сделать, у меня же больше опыта).

Кроме предыдущих восьми посланий, у взрослых в воспитательном арсенале есть еще и коммуникационные барьеры, которые делают подростка менее умным, менее сильным, менее знающим. Барьеры инфантилизируют его, вмешиваясь в его собственный путь набора опыта. Это:

- Команды, директивность : «Ты должен сделать…», «Перестань жаловаться…». Родители пытаются контролировать ситуацию, дать ребенку быстрые решения. Ребенок это воспринимает, как: «Ты не имеешь право выбирать способ своих действий и решений».

- Советы : «А почему бы тебе…», «Я придумал, как…». Родители пытаются повлиять на ребенка аргументами или мыслями. Ребенок воспринимает это как: «У тебя нет достаточно ума, чтобы найти собственное решение».

- Утешения : «Да не так уж это плохо…», «Все будет хорошо». Родители пытаются уменьшить переживания ребенка, чтобы тот почувствовал себя лучше. Восприятие ребенком: «Ты не имеешь права на свои чувства, ты не можешь преодолеть дискомфорт».

- Допросы : «Что ты ему сделал?». Побуждения у родителей очень даже понятные, есть желание найти корень проблемы, узнать, что ребенок сделал не так. Он же воспринимает это как: «Ты где-то что-то натворил…».

- Психологический анализ : «Ты знаешь, почему ты это сказал?». Родители намерены путем анализа проблемы предотвратить будущие проблемы, а ребенок воспринимает это, как «Я знаю о тебе больше тебя самого, я уже предвижу последствия».

- Сарказм : «Надо же было до такого додуматься…», «Это же надо было так поступить». Ребенок воспринимает это замечание как «Ты глупый», а родители, посмеиваясь, всего лишь хотят показать ему, каким неправильным было его поведение.

- Морализаторство : «Нужно было сделать так…». Родители хотят показать ребенку «правильный» способ справиться с проблемой, а он воспринимает это как навязывание ему чужих решений: «…И не старайся выбирать свои собственные ценности».

- Подчеркивание значимости родителей «Я-все-знаю». Когда родители объясняют ребенку, что «на самом деле решение очень простое», ребенок чувствует, что он знает очень мало или совсем ничего, а родители дают «скрытое» послание о том, что для преодоления любых проблем у него есть родители.

Если родители вспомнят, как им самим было подчиняться воле родителей в свое время, какие родительские установки "окрыляли" их, а какие наоборот, гасили любые спонтанные проявления и как все это сказывалось на формировании их личностей - они больше смогут понимать мир своих подростков. Родители смогут давать своим детям поддержку, признание и принятие, а не быть для них строгими учителями, перед которыми нужно "держать" ответ.

Изменения в организме, изменения в психике - неравномерные и пугающие самого ребенка в подростковом возрасте требуют особого внимания родителей.

Неуправляемый, замкнутый, агрессивный, отбился от рук, не слышит, не слушает, грубит, орет - с такими запросами часто обращаются растерянные и рассерженные на своего ребенка родители.

И начинаем мы разговор об УВАЖЕНИИ.

Относитесь к сыну или дочери так же, как к своему лучшему другу (подруге), может сказать родителям психолог . Вы же не станете кричать пришедшей к Вам в гости Вашей подруге: «Ты чего кинула куртку на кресло, вешалку не видишь?!» или «Ешь, что дают, больше ничего не получишь!», или «Опять с Нинкой поругалась, бестолочь!»…

Подруге своей -нет, а сыну, дочери - ?

Если мы привыкли унижать ребенка в 5-7 лет, и он терпел это, то в подростковом возрасте негативизм возьмет вверх. И родителей своих обесценит подросток , и поведение станет вызывающе наглым.

Что бы наладить свои отношения с детьми-подростками, стоит показать им для начала, как сильно Вы их любите. Напишите на плакате признание в любви своему сыну или своей дочери - украсьте его и повесьте в детской комнате. Пусть это станет первым шагом к примирению между родителями и подростком.

Подумайте о том, что прежде, чем критиковать своего ребенка, сначала стоит задать себе эти вопросы:

В состоянии ли ребенок изменить то, за что я его собираюсь ругать?

А не в сотый ли раз я его собираюсь за это ругать?

Подходящий ли я выбираю момент для его научения и воспитания?

Не скрываются ли мои личные проблемы в данном желании его покритиковать?

Разговаривайте с ребенком о его проблемах, настроении, успехах, когда он сам готов к контакту с Вами. Задавайте вопросы, пусть ребенок учится сам анализировать свои действия и поступки:

Чему научил тебя этот промах?

Как бы иначе ты мог поступить?

Могу ли я тебе помочь в этом?

Развитие самостоятельности и ответственности важный момент в отношениях с ребенком. Поручайте многое своему подростку , хвалите его, гордитесь им.

Очень важно иметь подростку свою комнату с закрывающейся дверью, куда вход взрослых ограничен с разрешения ребенка. У родителей тоже есть своя зона, куда ребенок не входит без позволения - родительская спальня. Установите ясно очерченные границы дозволенного и в территории и в правилах семьи .

Подростковый период не будет напоминать военные действие между поколениями только в том случае, если отношения в семье гармоничные, узы крепкие, общение между членами семьи честное и справедливое.

Родителям подростков н еобходимо знать о существующих симптомах, по которым можно определить в поведении ребенка что-то неладное :

1. Самый верный способ узнать о злоупотреблении в отношении ребенка, когда он сам открыто, заявляет о том, что с ним произошло.

2. Если вы хотите оставить ребенка у родственников, соседей или если вдруг ребенок не хочет оставаться дома, пойти в школу и начинает кричать, плакать, цепляться за вас, стоит обратить на это особое внимание.

3. Если вдруг ребенок рассказывает вам неприятную историю, произошедшую с его другом, это знак, на который надо обратить внимание. Возможно, это скрытая просьба о помощи.

4. Если вдруг резко неожиданно повысилась или, наоборот, понизилась успеваемость ребенка, это тоже косвенный симптом, необходимо обратить внимание на ребенка.

5. Если ребенок внезапно теряет аппетит или, наоборот, постоянно чувствует голод.

6. Нарушение сна у ребенка: он не может заснуть, ему снятся кошмары или же наоборот, он все время спит.

7. Ребенок вдруг становится тревожным, агрессивным или замкнутым, перестает общаться со сверстниками.

8. В разговоре ребенок затрагивает вопросы о смысле жизни, о смерти , говорит о том, что если бы его не было, было бы лучше.

9. Если Вы вдруг заметили у ребенка не соответствующие его уровню развития рисунки гениталий, человеческих органов - это признак того, что он знает больше положенного. Нужно выяснить: это просто интерес к данной теме или же выражение своих страхов через рисунок.

10. Если вдруг у ребенка появилось настойчивое желание нравиться противоположному полу.

11. На фоне внешней уравновешенности у ребенка обнаруживаются энурез (это ночное недержание мочи, непреднамеренное мочеиспускание) и энкопрез. (это: непроизвольное выделение кала, недержание кала)

12. Ребенок стал пренебрежительно, разрушающе относиться к своей жизни, у него появились порезы на месте вен, ожоги, колотые раны, повышенный интерес к экстремальным видам спорта, к неоправданному риску.

13. У ребенка выявилась тяга к алкоголю, азартным играм, кражам, противоправным поступкам, наркотикам, токсикомании и т. д.

14. У ребенка возникли навязчивые состояния, движения или действия, например, увеличилась частота принятия душа.

15. При прикосновении ребенок вдруг начинает вздрагивать.

16. Если ребенок, одеваясь, старается все прикрыть, быть незамеченным или, наоборот, стремиться выглядеть вызывающе.

17. У ребенка появились регрессирующие тенденции, вдруг стал снова сосать палец, грызть ногти, картавить или шепелявить.

18. Ребенок начал сбегать из дома.

19. У ребенка обнаруживаются явные попытки самоубийства.

20. Если ребенок, играя, неосознанно проговаривает, как кому-то из действующих лиц плохо, потому что ему сделали больно. Прислушайтесь к тому, как озвучивает игру ребенок, и в игровой форме уточните причину боли.

Если Вы нашли в поведении ребенка более 10 упомянутых выше симптомов, срочно обратитесь к специалисту за своевременной квалифицированной помощью.

Где-то прочитала, что подростковый возраст - это не возраст, а состояние души. Я соглашаюсь с этим в том плане, что подросток - вроде до чего-то подрос, но не дорос. И в любом переходном периоде есть такое состояние - что-то старое начинает уходить, а новое еще не пришло. Это состояние неопределенности, назад уже не хочется, а что впереди? И боязно, и интересно. Короче говоря, кризис .

Самое главное, что происходит в этом возрасте с подростками - это гормональная перестройка организма и изменения во внешности . Особенно внимательно нужно отнестись к девочкам. У кого-то раньше, у кого-то позже, появляются первые менструации и к этому девочек надо подготовить заранее. Маме девочки-подростка нужно рассказать об этом в мягкой и поддерживающей манере, чтобы девочка не пугалась. Когда событие произойдет, в семье желательно устроить маленький семейный праздник, что-то подарить дочери, чтобы она поняла, что это важный момент в ее жизни. Что касается мальчиков,то у них тоже отмечается рост активности половых желез, но позже, чем у девочек. Отцам мальчиков тоже стоит поговорить с ними о эякуляции, чтобы подросток не пугался происходящих в нем изменений.

Родителям подростков стоит помнить о том, что их психика в этот период крайне неустойчива. Перепады настроения в течения дня, деление мира на "черное" и "белое", "все или ничего", максимализм, идеализация и др. - все эти состояния присутствуют в жизни подростка и необходимо это учитывать при общении с ними. Подросток начинает постигать себя, ищет свое место в мире. Очень важный вопрос, который подросток задает себе: "Кто я?" Также неустойчива в это время самооценка подростка - сегодня он уверен в себе, а завтра - нет. Очень важна в этом плане поддержка родителей. Поддержка родителей нужна всегда, но именно в этот период необходимо и поддерживать, и принимать, и понимать, и в то же время нужен баланс между контролем и доверием.

В чем нуждаются подростки, как показывают мой опыт и знания:

  1. В возможности самим решать, что носить и как выглядеть, что и когда есть, сколько и когда спать, с кем дружить, чем увлекаться и чем заниматься. При этом жизненного опыта для того, чтобы предвидеть возможные результаты своих решений, у них нет. И хорошо бы выстроить отношения так чтобы мы могли помочь спрогнозировать последствия. А вот выбор и ответственность за результаты выбора осталась все же у самого подростка. Например, решение не ходить в школу в субботу может привести к осложнениям в отношении с учителем физики, который терпеть не может пропусков, и если подросток принимает решение все же не идти в школу, то и с учителем потом конфликт пусть тоже разрешает сам.
  2. В том, чтобы за спиной, дома был надежный тыл - то есть место, где можно расслабиться и где тебя принимают и любят со всеми твоими несовершенствами и ошибками. Сложно бывает родителям отделить чувства, вызванные неправильными действиями подростка, от отношения к нему самому. Да, наши замечательные дети иногда делают ужасные вещи, но от этого они сами не становятся ужасными. Когда подросток понимает, что у него есть право на ошибку, то удивительным образом меньше ошибается и гораздо эффективнее делает выводы из ошибок.
  3. В том, чтобы требования со стороны родителей оставались ясными и определенными - это тоже, с одной стороны, увеличивает ощущение безопасности, а с другой, позволяет подростку учиться выстраивать собственные ясные границы в отношениях. Примером может быть такое требование, регулярно соблюдаемое: в своей комнате ты можешь убираться тогда, когда сочтешь нужным, но уборку общей территории мы делаем вместе по субботам, и ты пылесосишь и моешь пол.
  4. В возможности оставаться в ненарушаемом одиночестве. И тут родителям бывает непросто справляться со своей тревогой и не терзать подростка вопросами: что ты там весь вечер сидишь один, что при этом у тебя такое лицо странное, а что за депрессивная музыка у тебя играет. :-)

Если помнить, что подростковый возраст и переживание кризиса неминуемо, и что это важный шаг на пути к взрослости, и что от того, насколько полноценно он будет прожит, зависит многое в будущей жизни, то становится немного легче.

А еще в этом периоде можно получить массу удовольствия, наблюдая как вчерашний ребенок, смешной, милый, непосредственный, буквально на глазах превращается во взрослого, со своей позицией, взглядом, выбором, ценностями. Меня лично это просто завораживает.

Моя статья обращена скорее к самим подросткам. Они не реже, чем их родители обращаются на сайт с вопросами. Их сильно тревожит то, что происходит внутри и снаружи.

Несомненно, в прохождении подростковости у всех есть общее, закономерности, но индивидуального тоже много. Один ребёнок проходит пубертат быстро, за год-полтора, и его "плющит" не по-детски, как в физическом так и в морально- психологическом плане. А другой взрослеет медленно и относительно безболезненно, и ему трудно понять, что происходит со сверстниками.

Очень хорошие, ответственные, добрые дети вдруг становятся наказанием для своей семьи . Даже если родители подготовлены к таким изменениям, всё равно отношения сильно меняются. Подросток не может не замечать, как тяжело ему стало общаться со взрослыми, да и самих взрослых подростки часто жалеют. Не чужие ведь, любимые и когда-то близкие.

Станет ли всё как раньше? Будет ли мир в семье? Сможет ли он наладить испорченные враз отношения? Вернуть себе утраченную (с его точки зрения) любовь родственников? Почему болят ноги, голова, грудь, живот... Почему утром хотелось плакать, а прямо на уроке напало безудержное веселье?

Милые мои подростки! Всё пройдет. Это гормоны управляют вашим поведением и самочувствием. Всё пройдёт. Война рано или поздно заканчивается. И Ваша задача сейчас- выйти из войны с наименьшими потерями.

*Полюбите себя- не торопитесь делать "всё наоборот"- гуляйте когда светло, ночуйте дома, предупреждайте родителей о том, где и с кем вы. Совсем не обязательно посвящать взрослых в личные вопросы больше, чем вам хотелось бы, но вопросы безопасности- это важно. Даже предусмотрительные взрослые попадают в трудные ситуации, а вам это и вовсе- проще простого.

*Спите столько, сколько хочется.

*Ешьте столько, сколько надо. Не волнуйтесь- больше положенного организм в подростковом возрасте не потребует. Он (организм) усиленно растёт, вот и просит побольше "строительного материала".

*Терпеливо отнеситесь к изменениям внешности - это тоже не окончательный вариант. Я сама в подростковом возрасте была не слишком симпатичная. А потом выросла- и стала вполне ничего, по крайней мере, вышла замуж в 18, родила троих детей и сейчас уже не вспоминаю о том, что в 14 была дурнушкой. :))

* Не беспокойтесь по поводу своих эмоциональных реакций. В конце концов, вы всегда можете извиниться перед человеком, когда "остынете". Если вас мучает плаксивость и приступы дурного настроения- создавайте себе побольше радостных моментов- смотрите весёлые, позитивные фильмы, общайтесь только с теми, кто любит вас, слушайте хорошую музыку, танцуйте, гуляйте, ходите в спортзал, балуйте себя вкусненьким. Всё это ОЧЕНЬ влияет на настроение.

* Если к вам пришла любовь- знайте: это действительно может быть начало большого и светлого чувства на всю жизнь. Но может и не быть. Не торопитесь с началом половой жизни, особенно, если вы сами к этому ещё не готовы, а собираетесь начать сексуальные отношения под давлением любимого. Если любимый по-настоящему любит- он будет ждать, пока вы будете готовы. А если ждать не хочет, настаивает, ставит условия- тогда может быть ему нужны и не вы сами, а только секс ? К сожалению, я лично знаю несколько девушек, которые, став мамами в 14-15 лет, очень затруднили свою дальнейшую жизнь. Одна из них всё же закончила школу и Вуз, но КАКИМ трудом ей это далось! Да и променять общение с друзьями и дискотеки до утра на пелёнки и кормления по часам в 14-15 лет - это жесть! Дети сами по себе - это здорово, но всему своё время.

* Если вы всё же приняли решение начать половую жизнь- предохраняйтесь от инфекции и нежелательной беременности . О противозачаточных средствах можно узнать в интернете. Сейчас есть медицинские препараты, которые позволяют избежать беременности даже после незащищённого полового акта (в течение 36 часов после события надо принять таблетку) .

* В период непростых отношений с родителями давайте им надежду. Говорите им о том, что любите их, хотя бы тогда, когда вы не в конфликте. Демонстрируйте заботу и любовь, желание помочь. Поверьте- у родителей тоже иногда руки опускаются, они переживают, думают, что вы больше не любите их, не знают, что им делать.

* Постарайтесь всё же не слишком запускать учёбу. Ходите в школу. По опыту консультирования подростков я знаю- тяжелее всего не учиться в школе, а вернуться туда после того, как прогулял две-четыре недели. Если ты хотя бы ходишь на уроки, учителя будут к тебе благожелательнее относиться. А к прогульщикам часто относятся как к потерянным людям.

* Смотрите, с кем дружите. В подростковом возрасте часто в друзьях появляются личности, которые могут втянуть тебя в неприятную историю. Если вам предлагают сделать что-то такое, чего вы делать не хотели бы- умейте ответить "нет". Это не признак слабости, это признак зрелости. Взрослый человек никогда не будет делать что-то вредное, опасное для себя или окружающих для того, чтобы оправдать чьи-то ожидания. Не делайте и вы. Наркотики, крепкий алкоголь, опасные развлечения, воровство- всё это не прибавит счастья ни вам, ни вашим близким. Мало того, иногда последствия бывают НЕИСПРАВИМЫ. Бойтесь неисправимых поступков. Самое дорогое, что есть у тебя- ЭТО ТВОЯ ЖИЗНЬ.

Я желаю вам, дорогие подростки , чтобы всё в вашей жизни сложилось так, как должно сложиться- только позитивно! Чтобы ошибки можно было исправить, вину- загладить, любовь- вернуть, дружбу - сохранить. Чтобы в вашей жизни было побольше солнца и тепла!

Самая большая трудность подросткового возраста – это одновременная очень мощная перестройка организма и психики ребенка. Качество взрослой жизни во многом определяется тем, насколько успешно человек прошел через подростковый кризис.

Подростковым возрастом принято называть период от 10-11 до 15-16 лет. Его называют переходным, так как в это время ребенок переходит от детской модели поведения к взрослой. Происходит изменение самооценки, восприятия себя в социуме. Появляется способность воспринимать окружающее критически, анализировать и делать собственные выводы, сознательно присваивать предлагаемые социумом те или иные моральные ценности.

Кроме того, в этот период подросток переживает серьезнейшие физиологические изменения.

Возрастные особенности подростков

  • Скрытые от глаза физиологические процессы вызывают чувство тревоги, дискомфорта, постоянного напряжения и эмоциональной усталости
  • Психологические изменения в свою очередь приводят к эмоциональному дисбалансу, внутренним и внешним конфликтам, решение которых требует энергии внутренней силы
  • К описанным проблемам подростка добавляется значительное повышение учебной нагрузки в старших классах, усиление давления со стороны родителей.
  • Все это создает у подростка чувство растерянности: старые ориентиры утрачены, новые еще не обретены
  • Естественные процессы взросления вызывают ощущения катастрофы и утраты себя в окружающем мире
  • Социальные навыки подростка еще не сформированы, личный жизненный опыт слишком мал, чтобы самостоятельно находить решения в сложных ситуациях.
  • Постоянная внутренняя дисгармония приводит к повышенной конфликтности и агрессии, что только усиливает негативное восприятие ситуации
  • В результате подросток замыкается, уходит в себя, обрастает ненужными комплексами, вместо решения проблем ищет легкие способы бегства от них
  • В худшем случае подростковые проблемы могут сломать человека как личность



Первые признаки переходного возраста

Внешне начало переходного возраста проявляется в следующем:

  • Ребенок начинает быстро расти, прибавка к росту больше 10-15 см в год
  • Развиваются вторичные половые признаки
  • Появляются подростковые угри и высыпания на коже
  • Ребенок становится чересчур ранимым, обижается на вещи, которых раньше не замечал
  • Стесняется проявлений родительской ласки на людях
  • Спорит и грубит чаще, чем обычно

Физиологические проблемы подросткового возраста.

  • Происходит серьезная перестройка эндокринной системы. Тело подростка в переходный период развивается неравномерно и непропорционально. К моменту окончания полового созревания диспропорции в большинстве случае исчезают
  • Центральная нервная система претерпевает значительные изменения, следствием которых является чрезмерная эмоциональная возбудимость подростков. Процессы, происходящие в коре головного мозга, провоцируют повышенную реакцию нервных окончаний и одновременно снижают реакцию торможения


  • В переходном возрасте происходит окончательное формирование жировых тканей и клетчатки, костей и мышечной ткани. Тело принимает законченные формы. В этот период особенно важно правильное здоровое питание и обмен веществ
  • В области желудочно-кишечного тракта в подростковом возрасте часто возникают проблемы, так как пищеварительная система очень чувствительна к физическим нагрузкам и эмоциональным перепадам
  • Физиологические изменения сердечно-сосудистой системы и органов дыхания приводят к возникновению расстройств в области сердца, легких, частой слабости, головокружениям и обморокам. Очень важно подобрать для ребенка правильный режим сна и отдыха, а также внимательно отнестись к определению допустимых нагрузок на организм



Основные особенности переходного возраста у девочек

  • Тело постепенно приобретают формы, характерные для женской фигуры: круглые бедра, выпуклые ягодицы, нижняя часть тела становится шире, чем верхняя
  • Происходит рост молочных желез, часто процесс сопровождается болезненными ощущениями и чувством дискомфорта. Грудь может расти неравномерно, молочные железы могут отличаться по размеру одна от другой, но к завершению полового созревания разница практически исчезает
  • В подростковом периоде у девочек начинают расти волосы в области лобка и подмышек, одновременно с этим сальные железы начинают работать интенсивнее, запах тела становится резче. В этом возрасте необходимо пересмотреть вопросы гигиены и выработать индивидуальный режим ухода за телом
  • Завершается формирование половых органов. Часто в этот период возможны нарушения микрофлоры и связанные с этим осложнения (раздражения, грибковые инфекции). Необходимо приучить девочку внимательно относиться к здоровью в области гинекологии и правильно ухаживать за этой частью тела



Основные особенности переходного возраста у мальчиков

  • В подростковом возрасте у мальчиков начинается интенсивный рост костей, а затем и мышечной такни, причем кости обычно растут быстрее, чем мышцы. Отсюда частая излишняя худоба у подростков-мальчиков. Иногда такое отставание мышечной ткани может вызвать болезненные ощущения и временное недомогание
  • Подростковая ломка голоса – это рост гортани, в процессе которого у мальчика появляется «адамово» яблоко, а голос понижается на несколько тонов до характерного взрослым мужчинам тембра. В этот период мальчики подвержены частым осложнениям и болезням горла, так как при росте гортани происходит довольно сильный приток крови в эту область
  • Очень тонкий и деликатный вопрос полового созревания мальчиков – это поллюции (непроизвольное, обычно ночное, семяизвержение, связанное с чрезмерным сексуальным возбуждением)
  • Изменения на лице, вызванные гормональной перестройкой: черты лица становятся более резкими и мужскими, уходит детская округлость. На лице и шее появляется растительность. Юношеские угри у мальчиков обычно выражены сильнее, чем у девочек
  • Рост волос на груди, в подмышках, в паху, изменение запаха пота. Важно приучить мальчика к ежедневной гигиене и использованию косметических средств по уходу за телом (дезодоранты, лосьоны, крема)



Перестройка гормонов. Что делать с проблемной кожей?

Угревая сыпь на лице в подростковом возрасте практически неизбежна из-за глобальной гормональной перестройки организма. Поскольку подростки очень чувствительны к своему внешнему виду и оценке своей внешности в глазах окружающих, прыщи на лице являются не только физиологической, но и психологической проблемой.

При половом созревании сальные железы ребенка начинают работать в усиленном режиме. Выделяемый ими жир создает идеальные условия для развития патогенной флоры на коже, что приводит к закупорке пор и развитию гнойничковых поражений.

При правильном ежедневном уходе можно значительно снизить уровень бактерий в порах и предотвратить излишнее количество угрей на лице.

Что необходимо учесть при лечении угревой сыпи у подростков:

  • Подростковая кожа очень чувствительна и подвержена раздражению, поэтому следует выбирать препараты деликатного действия, разработанные специально для подростков
  • «Взрослые» средства могут привести к серьезному раздражению и аллергическим высыпаниям, что только усугубит физический и психологический дискомфорт ребенка
  • Лучше подойдут средства на основе натуральных компонентов, можно при умывании протирать лицо отварами лечебных трав, обладающих антисептическим действием
  • Не используйте спиртосодержащие препараты, так как спирт пересушивает кожу, что в свою очередь вызывает еще более активную работу сальных желез и выделение жира
  • Угревая сыпь может усиливаться из-за неправильной работы пищеварения, поэтому важно придерживаться здорового и сбалансированного питания
  • Важно помнить, что чистой должна быть не только кожа, но и полотенце, постельное и нижнее белье. Приучите ребенка не прикасаться к лицу без особой необходимости, чаще мыть руки и пользоваться чистыми носовыми платками
  • Подростковая кожа подвержена загрязнениям больше, чем взрослая, поэтому необходимо умывать лицо несколько раз в сутки, как минимум утром и вечером



Социальные проблемы подросткового возраста. Адаптация в социуме

Главной мотивацией ребенка в социуме в подростковом возрасте становится обретение уважения в глазах окружающих, особенно сверстников. Мнение одноклассников начинает превалировать над мнением родителей и учителей. Подростки очень чувствительны к малейшему изменению своего положения в кругу ровесников.

Отсюда часты внезапные поступки, нехарактерные для ребенка, призванные продемонстрировать сверстникам его исключительность и неординарность: хулиганские выходки, необдуманный риск, экстравагантные детали внешности.
Замечено, что вес ребенка в глаза подростка напрямую зависит от его эмоционального благополучия и микроклимата в семье.



Психологические проблемы подросткового возраста

Главные задачи личностного роста, которые ребенок решает для себя в подростковом возрасте:

  • Умение анализировать, сравнивать, делать собственные выводы
    Самостоятельное принятие решений на основе сделанных выводов
    Осознание личной ответственности за свои решения и поступки
    Осознание себя как отдельной личности и субъекта социума
    Его статус и положение в социуме

Важный аспект для подростка – уважение себя как личности. Научившись воспринимать мир критически, дети начинают видеть в себе слишком много недостатков, особенно в сравнении с другими сверстниками. Также болезненно они воспринимают любой намек на неуважение извне.

Часто подавленное состояние подростка либо повышенная агрессивность вызваны именно дисбалансом между внутренней потребностью ребенка в уважении и его недостаточным проявлением со стороны родителей и сверстников.



Проблемы межличностных отношений в подростковом возрасте

  • В плане межличностных отношений в подростковом возрасте происходит снижение значимости взрослых и высокая зависимость от мнения сверстников. То есть подросток из позиции подчиненного переходит в позицию равного по значению
  • Если в отношениях взрослый-ребенок присутствует серьезная дистанция и субординация, то в отношениях ребенок-ребенок подросток в полной мере может реализовать свои главные для этого возраста потребности: чувствовать себя взрослым и обрести уважение в глазах окружающих
  • Главными же проблемами межличностного общения подростка являются неготовность взрослых согласиться со снижением собственной значимости в глазах ребенка, и неумение подростка формировать гармоничные отношения, основанные на равноправии, поскольку навык общения в детском возрасте был основан на подчинении взрослым и выполнении их требований
  • Частые конфликты подростков друг с другом вызваны именно попытками выстраивать новые отношения на основе старых навыков. В раннем подростковом возрасте ребенок не разборчив в друзьях, его интересует общение как таковое и наработка необходимого опыта
  • К старшему подростковому возрасту, дети, как правило, уже определяются с выбором постоянных друзей по интересам, четко определяют свою роль в их компании и имеют достаточные навыки для поддержания ровных отношений на протяжении длительного времени



Проблемы обучения в подростковом возрасте. Как помочь ребенку справиться с учебой?

У большинства подростков помимо всех вышеперечисленных сложностей возникает еще одна – потеря интереса к учебе. У каждого ребенка причина может быть своя, объединяет их одно: подростковый возраст переполнен эмоциональными и физиологическими переживаниями, что неизбежно сказывается на всех аспектах жизни ребенка.

Возможные причины ухудшения успеваемости

  • В раннем подростковом возрасте ребенок переходит в среднюю школу, где организация учебной деятельности существенно отличается от начальной. Вместо одного педагога появляется много, каждый со своими требованиями и установками. Способы подачи материала становятся более академичными, акцент смещается в сторону теории и сложных понятийных конструкций. Ребенку необходима помощь родителей в том, чтобы своевременно и правильно адаптироваться в новых условиях
  • В старшей школе к сложности материала добавляются повышенные требования родителей к качеству оценок и уровню знаний, поскольку стоит вопрос о поступлении в профессиональные учебные заведения. Возрастает давление со стороны педагогов, заинтересованных в качестве сдачи ЕГЭ. Сам подросток переживает естественные страхи по поводу предстоящих экзаменов и поступления в вуз
  • Все это приводит к серьезной психологической нагрузке, которая может сказаться на качестве успеваемости. Помогите ребенку равномерно распределить нагрузку в течение рабочей недели, правильно чередовать режим отдыха и работы. Постарайтесь не нагнетать обстановку, подбодрите ребенка, помогите ему обрести чувство уверенности в себе и своих сила.
  • Конфликты с педагогами и отсутствие мотивации. Подростки очень чувствительны к критике в свой адрес, особенно к публичным ее проявлениям. Самая естественная реакция подростка – агрессия, что только усугубляет конфликт. Неуспеваемость по отдельным предметам может быть связана с негативными взаимоотношениями педагога и ребенка. Попробуйте выяснить причины конфликта и помочь ребенку выстроить контакт
  • Личные проблемы. Для подростка взаимоотношения со сверстниками гораздо важнее успеваемости. На текущий момент это его самая болевая точка. Если подросток не адаптирован в коллективе, испытывает трудности в общении, это может быть причиной общей апатии, в том числе в отношении учебы. Очень важно не отмахиваться от проблем подростка, какой бы несущественной она вам ни казалась
  • Признайте ее значимость, постарайтесь вызвать ребенка на откровенный разговор и оказать ему реальную помощь, иначе в следующий раз он вряд ли поделится проблемой. Помните, что для подростка важна самостоятельность, поэтому не пытайтесь решить его проблемы силой, не читайте нотаций его одноклассникам. Помогите подростку найти достойный выход из ситуации или поменять коллектив



Проблема конфликта в подростковом возрасте

В подростковом возрасте особенности развития психики и организма складываются так, что ребенок переживает одновременно несколько серьезных внутренних конфликтов.

  • Желание быть взрослым – отрицание ценностей окружающих взрослых
  • Ощущение себя центром вселенной – самокритика и неприятие себя как личности
  • Желание быть «как все» — глубокая потребность заявить о своей индивидуальности и исключительности
  • Половое созревание – страх и неприятие перемен, происходящих в организме
  • Влечение к противоположному полу – неумение выстраивать отношения

Подростку трудно справиться с таким наплывом эмоций, переживаний и физических ощущений, в этот период. Внутренние конфликты неизбежно находят отражение во внешней жизни.



Отношения с родителями и близкими подростка. Как себя вести старшему поколению и чего ждать?

  • В подростковом возрасте ребенок выходит из-под опеки родителей. Если в детстве он воспринимал родительские оценки и требования как правильные по определению, в подростковом возрасте ребенок начинает оценивать происходящее вокруг с точки зрения своего личного восприятия. Он осознает, что у него есть свои собственные предпочтения, симпатии и стремления, которые не всегда совпадают с мнением взрослых
  • В отношении родителей подросток в этот период стремится дистанцироваться от их опеки и покровительства, продемонстрировать свою взрослость и самостоятельность. Однако это не значит, что подросток готов отказаться от общения с родителями в целом. Просто его общение в этот период выходит на качественно новый уровень
  • Часто родителям кажется, что ребенок проявляет беспричинную агрессию и упрямство, и единственное, что им движет – сделать все назло. Но недопонимание скорее вызвано неумением ребенка в силу возраста выразить свои подлинные эмоции, и нежеланием родителей его понять. В итоге у ребенка возникает чувство одиночества, замкнутость
  • Важно понимать, что от конфликтов ребенок эмоционально страдает не меньше, чем родители. Но, не имея достаточного опыта взрослых отношений, подросток не в состоянии понять причину взаимного недовольства, не знает, что предпринять, чтобы разрешить конфликт

Также необходимо понимать, что гормональная революция подросткового организма вызывает неуправляемые всплески эмоций, которые ребенок физически не способен контролировать.



Личность подростка в период переходного возраста. Новые увлечения и взгляды на мир

Психологи разделяют подростковый период на две фазы: негативную и позитивную.

  • Негативная фаза – это отмирание старой системы ценностей и интересов, активное неприятие происходящих внутри перемен. Ребенок чувствует, что происходят изменения, но психологически к ним еще не готов, отсюда его раздражительность, апатия, постоянное беспокойство и недовольство
  • В позитивной фазе подросток готов принять и осознать происходящие перемены. У него появляются новые друзья, интересы, он способен к коммуникациям на новом качественном уровне, возникает чувство зрелости, эмоции становятся более устойчивыми

Именно в период позитивной фазы у подростка появляются устойчивые увлечения, ярко проявляются творческие таланты. Если в 10-12 лет подростки выбирают друзей по территориальному принципу (вместе учатся, рядом живут), то в старшем подростковом возрасте круг знакомых формируется на базе общих интересов и увлечений.



Когнитивное развитие подростка

Когнитивным развитием называется развитие познавательных навыков.

  • В подростковом возрасте ребенок способен усваивать абстрактные понятия, анализировать гипотезы, строить собственные предположения, обоснованно критиковать чужую точку зрения. Подросток открывает для себя логический способ изучения предметов, в дополнение к механической памяти, которой пользуются дети дошкольного и младшего школьного возраста
  • При механическом запоминании воспроизведение материала происходит в той последовательности, в которой оно было заучено: дословный пересказ текста, строго последовательное выполнение физических действий
  • Логическая память делает акцент не на форме, а на сути изучаемого предмета. Изучаемый предмет анализируется, вычленяются наиболее важные моменты, устанавливается их логическая взаимосвязь, после чего изученный материал закладывается в память
  • В раннем подростковом возрасте ребенку трудно понять, в каких случаях использовать те или иные полученные навыки. Часть школьных предметов хорошо поддается логическому способу заучивания, некоторые предметы можно изучить только при помощи механической памяти (иностранные языки, сложные формулы и определения). В возрасте 10-12 лет дети часто жалуются на ухудшение памяти и неспособность понять тот или иной материал

К старшему подростковому возрасту ребенок обычно свободно владеет приобретенными навыками и их использование не вызывает у него затруднений.



Конфликт поколений: разрешать или не разрешать?

Конфликты, возникающие у родителей с подростком, могут иметь самые разные причины, но если не пытаться управлять конфликтом, любая незначительная мелочь может привести к очень серьезным последствиям для обеих сторон. Что делать, если возник конфликт?

  1. Первый шаг – необходимо выслушать аргументы и доводы обеих сторон. Подростки не воспринимают категорических запретов, им важно понимать, что стоит за вашим «нет». Дайте ребенку возможность высказать свою точку зрения. Во-первых, он научится формулировать объяснения своим поступкам (он не всегда их понимает сам), во-вторых, вы дадите ему понять, что считаете его взрослым и уважаете его мнение. Это существенно снимет накал страстей
  2. После того, как вы взвешенно и уважительно выслушали позицию ребенка и высказали свои аргументы, постарайтесь найти общий компромисс. Обозначьте подростку границы, в которых вы готовы уступить, предложите ему отказаться от части требований. Так вы научите ребенка находить золотую середину в конфликтах с другими людьми
  3. Если вы нашли устраивающее обе стороны решение, не пытайтесь его пересмотреть под воздействием внешних обстоятельств. Будьте логичны и последовательны в своем желании говорить с ребенком с позиции взаимоуважения



Как выстроить отношения с ребенком, чтобы не навредить ему?

Родительская семья является первой и важнейшей в жизни ребенка моделью взаимоотношений между людьми.

Возможные перекосы и дисгармония в семейных отношениях наиболее остро проявляются именно в подростковом возрасте ребенка. Несколько примеров негармоничного поведения родителей и их последствия для подростка.

Недостаток внимания к подростку, его проблемам и интересам, отсутствие общения и привязанности между родителями и детьми Асоциальное поведение подростка: побеги из дома, демонстративное «ничегонеделание», эпатажные выходки и эмоциональные провокации
Чрезмерное внимание к ребенку, большое количество запретов и ограничений, отсутствие личного пространства и поля для принятия самостоятельных решений Инфантильность, неумение дать сдачи, отстоять свою территорию; протесты по отношению к родителям по защите собственного «Я»
Поощрение малейших прихотей и желаний, отсутствие требований и границ, чрезмерная любовь и обожание Неадекватная оценка себя по отношению к окружающим, чрезмерное самомнение, потребность в постоянном внимании к собственной персоне
Диктаторский, спартанский стиль воспитания, завышенные требования, отсутствие похвалы, чрезмерно жесткий стиль общения, невнимание к желаниям и интересам ребенка Либо замкнутость, уход в себя и собственный мир, отстраненность от социума, либо опускание «во все тяжкие» и демонстративное нарушение всех запретов и ограничений, установленных родителями
Завышенные требования, несоответствующие возрасту обязанности и роли в семье: выполнение родительских функций по отношению к младшим детям, возложенное на ребенка «взрослое» чувство долга и ответственности по отношению к семье, непризнание его детства как такового Затяжные депрессивные состояния, бесконтрольная агрессия, вспышки гнева по отношению к объекту ответственности



Как помочь ребенку принять себя как личность?

  • Излишняя критичность, с которой подросток анализирует ми и окружающих, в полной мере относится и к нему самому
  • Все подростки в той или иной степени недовольны собой, своей внешностью, своими достижениями и успехами в среде сверстников. Девочки подвержены низкой самооценке сильнее, чем мальчики
  • Помогите подростку увидеть свои сильные стороны, понять, в чем он привлекателен и уникален. Отмечайте его реальные успехи, постарайтесь поднять его самооценку в собственных глазах
  • Подростки испытывают очень большую потребность в общении со сверстниками. Стать своим, быть полноправным членом социальной группы, компании друзей – главная мечта любого подростка
  • Помогите ребенку выстроить отношения в коллективе. Найдите время для разговора «по душам»; расскажите ребенку о вашем подростковом возрасте, о вашем опыте первой любви, дружбы, первых ссор и ошибок. Анализируя ваши рассказы подростку будет легче принять решение в отношении собственных проблем
  • В поисках собственного «Я» подросток может начать вести себя эпатажно, одеваться в странные одежды, слушать непривычную музыку и так далее. Если поведение ребенка не несет угрозы себе и окружающим, позвольте ему «перебеситься»
  • Не высмеивайте его новые увлечения, не запрещайте самовыражаться. Дайте понять, что он по-прежнему ценен и любим независимо от его внешности
  • Позвольте подростку совершать ошибки. Это отнюдь не означает отсутствие родительского контроля. Наоборот, разрешите ребенку сделать по-своему, но предупредите о возможных, на ваш взгляд, последствиях
  • Уроки из собственного опыта усваиваются гораздо лучше, чем родительские наставления. Конечно, такие эксперименты уместны в тех вопросах, где ошибка ребенка не приведет к критическим последствиям

Видео: Проблемы подростка в переходном возрасте

Подростковые годы являются серьезным испытанием для ребенка и его родителей. Подростки часто спорят с родителями, они пытаются добиться большей самостоятельности и минимума контроля со стороны взрослых. Это естественный шаг, однако, родителям в этот период приходится сталкиваться с неуважением к себе.

В ситуациях, когда поведение подростка становится все более проблемным, важно разрешить сложную ситуацию, прежде чем она выйдет из-под контроля.

Основные проблемы современных подростков:

1. Подросток одержим электронными устройствами.
Большинство подростков постоянно сосредоточены на мобильных телефонах и текстовых сообщениях, для них это способ оставаться всегда на связи со своими друзьями. Тем не менее это не должно мешать другим аспектам их жизни, таких как учебе, помощи по дому и саморазвитию.

Некоторые родители устанавливают компьютеры в общих комнатах дома, чтобы иметь возможность контролировать деятельность; другие устанавливают временные ограничения на использование устройств. Помимо этого можно устанавливать ограничение на различные сайты и программы с нежелательным содержимым.

2. Подросток враждебен к родителям.
Родители могут и не заметить, когда их ласковое чадо превратилось в раздражительного подростка, который ведет себя неуважительно, говорит по-хамски, закатывает глаза и игнорирует правила. Большую часть юности молодежь учится собственным моделям поведения, которые бы были отличными от поведения родителей.

Мнение друзей ценится значительно больше, чем мнение семьи, и это может быть опасно. Как бы там ни было, важно установить основные нормы поведения, и важным правилом является запрет ругаться с родителями. Подросток должен понимать, что вы ни потерпите непростительного поведения по отношению к вам.

3. Подросток быстро выходит из себя.
Любые слова провоцируют подростка на раздражение и ярость, заставляют кричать, плакать, топать ногами и убегать в другую комнату. Зачастую это является результатом физических и эмоциональных изменений, которые переживает ребенок. Однако это серьезно усложняет общение с ним.

Попробуйте сменить свою тактику – вместо нравоучений и советов, попробуйте выразить ему сочувствие. Это позволит вам наладить контакт с подростком и добиться честного общения.

4. Подросток говорит неправду.
Есть много причин, по которым подросток может не говорить вам правды. Например, желание скрыть некоторые факты от родителей как способ добиться большей независимости. Когда ваш ребенок скрывает детали своей жизни, это может быть тревожным признаком того, что он попал в нехорошую компанию и занимается нечестными делами.

Также это может означать, что подросток не обратится к вам за помощью, если будет в ней нуждаться. Необходимо понять, какие именно проблемы скрывает подросток. В случае безуспешных попыток имеет смысл обратиться за помощью к психологу.

5. Подросток приходит поздно.
Подростки часто испытывают пределы, и зачастую намеренно нарушают установленный комендантский час. Прежде чем устраивать скандал, попытайтесь выяснить, действительно ли комендантский час, установленный родителями его друзей, значительно позже вашего.


Если вы беспокоитесь о том, что ваш подросток занимается опасными занятиями, то убедитесь, что вы предупредили его о последствиях и способны проконтролировать соблюдение правил, чтобы сломать зарождающуюся опасную привычку.

6. Подросток выбирает плохих друзей.
Вам может показаться, что некоторые друзья вашего подростка одеваются неподобающим образом и оказывают на него плохое влияние, однако, это не всегда является поводом для тревоги. Подросток может быть очень привязан к друзьям, и любая критика в их адрес будет восприниматься остро, как личная критика. Поэтому зачастую лучше не высказывать свое мнение слишком резко.

Конечно, если вы беспокоитесь о том, что ваш ребенок принимает наркотики или занимается другими опасными занятиями, важно вовремя вмешаться. Семейная терапия может помочь найти решения для устранения плохого влияния друзей.

7. Эксперименты подростка с сексом.
Для подростков естественна повышенная заинтересованность в сексе, в связи с увеличением гормональных изменений в организме. Для родителей важно убедиться, что ребенок имеет представление о возможных последствиях секса.

Если вы обнаружили, что ваш подросток уже сексуально активный, постарайтесь быть объективным, и искать пути решения эмоциональных и физических проблем, если они уже случились.

8. Подросток употребляет наркотики.
Подростки могут проявлять любопытство к наркотикам, поэтому важно убедиться, что ваше предупреждение об их вреде было заблаговременным. Необходимо постараться создать такую среду в общении с подростком, в которой ему, с одной стороны, будет комфортно говорить с вами о своем любопытстве, но, с другой стороны, ваша позиция о вреде наркотиков будет оставаться твердой.

Попробуйте понять, почему подросток хочет употреблять наркотики. Возможно, друзья в его компании настаивают на этом. Задавайте вопросы прямо, это поможет найти более эффективное решение проблемы, связанной с наркотиками.

Существуют ситуации, такие как насилие или сексуальная зависимость, которые требуют профессионального вмешательства. Психотерапевты и другие специалисты психологии, могут помочь в поиске возможного решения проблемы.

Половое созревание, первые «взрослые» отношения, поиск своего предназначения, экзамены. Наверное каждый вспомнил тот прекрасный, но по-своему тяжелой, период в своей жизни - подростковый возраст. Да это был один из первых серьезных жизненных кризисов, что дал основы для формирования вашего «Я». К сожалению, сегодня многие взрослые забыли как переживали подростковые психологические проблемы . Сейчас эти ситуации кажутся незначительными, но для подростка - его трудности играют очень важную роль.

Пубертатный период: информация, которую нужно знать каждому.

Подростковый возраст (пубертат) - не имеет четких границ. Согласно общей периодизации он наступает с 12 лет и продолжается 2–3 года (до 14–15 лет). В некоторых случаях его рамки смещаются и он может быть более короткий или же затянуться.
Несмотря на зависимость от некоторых сугубо индивидуальных факторов, у каждого тинейджера в той или иной степени проявляются главные характеристики пубертатного периода:
  • Уязвимость к оценке. Во время полового созревания, тело начинает меняться и приобретает черты свойственные взрослым. В это время тинейджер уже не ребенок, но и не взрослый. Он не знает как ему оценить свои внешние данные и поэтому ориентируется на высказывания окружающих. Соответственно его самооценка зависит от других людей и получая неудовлетворительные оценки, ребенок замыкается. Эта проблема подросткового возраста - влияет на принятие себя и является одной из важнейших.
  • Бескомпромиссное отношение. Категоричность и упрямство - это одни из тех характеристик, что мешают подростку строить отношения. В пубертатный период мир делится на две стороны «хорошо» и «плохо» (дружу или полностью игнорирую, делаю или отказываюсь). В это время нет компромисса, например, ребенок действительно не понимает как можно общаться с неприятным человеком, даже если это нужно.
  • Эмоциональная нестабильность. На противовес бескомпромиссному решению выступает нестабильный эмоциональный фон. Это проявляется в резкой смене настроения, желанием привлечь к себе внимание и при этом демонстрация полной независимости, противостояние каким-либо авторитетам, но наследование кумиров.

Приведенные в той или иной мере будут проявляться в течение всего периода. Зачастую, родители не понимают, что происходит и стараются своим авторитетом «помочь» ребенку определится. Именно в это время и созревают известные конфликты взрослых и детей, что могут привести к полному отстранению подростка и его протесту. К сожалению, на этом этапе возобновить доверительные отношения очень сложно и именно сейчас больше всего нужна профессиональная помощь. Обратиться за ней можно онлайн, через форум, но более эффективна .

Психологические проблемы, что переживает подросток.

Изменение пропорций тела, любовные отношения, межличностные конфликты, несоответствие мира «идеалистическим» ожиданиям и вступление во взрослую жизнь - серьезное испытание для психики ребенка. Независимо от внешних факторов каждый тинейджер переживает .
Сегодня существует несколько типов проблем, что вызывают эмоциональное напряжение и ощущение неполноценности у подростка:
  1. Поиск своего «Я». Каждый кризис в жизни человека открывает новые представления о себе, но именно подростковый - становится основой для формирования личности. В это время ребенок еще не знает чего хочет. Он желает быть частью социума, при этом старается не потерять своего мнения. Эта проблема психологического возраста легко решается если обратиться к психологу. Он поможет ребенку изучить себя, свои достоинства и поможет определиться с интересами.
  2. Финансовая независимость. Выходя из беззаботного детства во взрослую жизнь, ребенок конечно понимает, что за покупки нужно платить, но он не знает как зарабатываются деньги, сколько усилий для этого нужно и поэтому не придает им такой ценности, как его родители. Также часто возникает ситуация манипуляции, когда из-за желания контролировать взрослые упрекают свое чадо в зависимости от них. Именно подобные ситуации заставляют ребенка искать варианты финансовой независимости уже сейчас.
  3. Сексуальное развитие. В результате полового созревания, выплеска гормонов и изменения тела тинейджер начинает изучать свою сексуальность. Теперь он по-другому смотрит на противоположный пол и проявляет знаки внимания. На фоне сексуального развития возникают и некоторые другие психологические проблемы подростков . Так, ребенок начинает изучать свое тело тактильно, может смотреть разного рода информацию и при этом ощущает стыд за свои действия.
  4. Неприятие другого мнения. В силу бескомпромиссного мышления тинейджер в период пубертата воспринимает только мнение своего авторитета. Соответственно, он не готов к другой точке зрения и категорически ее не приемлет. Этим связаны ситуации, когда в школе ученик спорить с учителем, всячески доказывая его неправоту, если услышал другое мнение.

Конечно, психологические проблемы подросткового возраста имеют более широкий диапазон, но именно приведенные четыре объединяют в себе главные и наиболее сильные переживания. Независимо от того как ведет себя ваш ребенок, следует максимально уделить ему внимание и помочь в его проблеме.
Чтобы не потерять доверительные отношения и воспитать действительно зрелую личность следует придерживаться нескольких простых рекомендаций психолога:

  • Не упрекайте деньгами. Конечно, ребенок пока еще зависит от вас в финансовом плане, но он от этого избавится, поэтому очень важно, чтобы в ваших отношениях он ценил доброжелательность, из-за которой он будет стремиться в свой дом.
  • Разбирайте каждую конфликтную ситуацию. Если у вас случилась ссора - поговорите о ней. Скажите, что вам не понравилось и выслушайте позицию ребенка. Таким образом вы сможете увидеть ситуацию с его стороны и при этом построите открытые отношения.
  • Не навязывайтесь. Даже если у тинейджера появилась проблема и говорить о ней он не хочет - дайте ему время. В этом случае просто покажите, что готовы выслушать, чтобы его не волновало. Может быть все решиться само-собой, но на другой раз он будет уверен, что вы готовы помочь.
  • Не контролируйте. Конечно, когда у чада эмоции проявляются вовсю, родители даже подневольно начинают переживать и контролировать. Конечно, знать где ребенок и что делает необходимо, но делайте это без маниакального преследования. Объясните почему вам это важно и оговорите правила поведения, что устроят обе стороны.
  • Не стыдите. В период полового созревания ребенок еще начинает изучать свое тело и видит его совсем по-другому. Если вы стали свидетелем необычной ситуации, мягко проговорите ее и расскажите об особенностях созревания.

Может быть некоторые психологические проблемы подростков часто кажутся не больше, чем выдумкой или преувеличены, но важно помнить, что в это время формируется личность. В зависимости от того, как подросток научится взаимодействовать и брать на себя ответственность, так он и будет выстраивать свое будущее.