МБДОУ «Детский сад № 13 «Рябинка»
Развлечение для детей старшей группы
«Новогодние колядки»
Провели: воспитатель Синюшина Е.Г
музыкальный руководитель Ртищева О.Ю.
Январь 2018 г.
Цель. Приобщение детей к истокам русской народной культуры посредствам народных игр.
Задачи . Обогащать словарь детей новыми словами, словосочетаниями, образными выражениями через стихи, колядки развивать интонационную выразительность речи.
Пробуждать у детей интерес к театрально-игровой деятельности, создавая условия для ее проведения.
Развивать эмоциональную отзывчивость, внимание.
Формировать эмоционально-положительное отношение и интерес к движениям, способствовать к перевоплощению, способствовать проявлению детьми чувства удовлетворения от двигательных заданий.
Пробудить у детей любовь к родине, народным играм, к старине, воспитывать патриотизм.
ХОЗЯЙКА. Здравствуйте гости дорогие!
Собрались мы с вами на беседу для забавушки.
Как когда–то наши прадедушки и прабабушки.
Приходили ребятки на веселые колядки.
Песни петь, плясать, да загадывать загадки.
Праздник этот самый длинный,
Он веселый и старинный.
От рождества до Крещенья,
Приготовив угощенье,
Наши предки пили, ели,
Веселились две недели,
Праздник ждали и любили,
Наряжались и шутили.
По дворам ходили,
Пели разные колядки.
Так давайте же сейчас
Колядки встретим мы у нас!
/Раздается звук трещеток, дудочек./
Дети заходят под слова.
Дети. Пришла Коляда,
Отворяй ворота!
Ворота отворяй
И гостей принимай!
Хозяйка . Кто там?
Дети: Это мы, колядовщики!
Дети . Здравствуй, хозяюшка! Разрешите, хозяйка, под окошко встать, коляду рассказать!
Хозяйка: Пойте!
Все исполняют колядку:
Дай Бог радости тому, кто в этом дому!
Дай на поле рожь густу, дай похлебку не пусту,
Да белой холстинки, да в хлеву скотинки!
Коляда, коляда, будет жизнь у вас сыта!
Дети . Чем вы нас, хозяюшка, одарите?
Тетенька, добренька,
Дай что-нибудь сдобненька,
Пышку да лепешку, да свиную ножку.
Хозяйка . Вот вам угощенье – сыр, да печенье!
Пряники, конфетки!
Кушайте, детки!
/В мешок насыпает хозяйка угощение/
Дети : Спасибо!
Дай Бог тому, кто в этом дому!
Вам и каша густа, вам и мед на уста!
Вам и плюшек с творогом
И детишек полон дом!
Воспитатель: Дети, давайте повеселим хозяев. Попляшем все вместе.
Заводите хоровод, да споем «Метелицу».
♪ Песня «Метелица»
1. Вдоль по улице метелица метет, скоро все она дорожки заметет,
Ай, жги, жги, жги говори, скоро все она дорожки заметет.
2. Запряжем – ка мы в сани лошадей, в лес поедем за дровами поскорей.
Ай, жги, жги, жги говорит, в лес поедем за дровами поскорей.
3. Топорами мы ударим дружно в ряд, только щепочки по лесу полетят.
4. А с дровами мы тихонечко пойдем и ногами то притопывать начнем
Ай, жги, жги, жги говори, и ногами то притопывать начнем.
Хозяйка: В старину в этот день люди наряжались в разных животных? Как думаете в каких?
Дети: Козу, медведя, коня, свинью.
Хозяйка : А почему же козу любили больше всего?
Дети: Коза - символ богатства, плодородия. Люди говорили: « Где коза рогом - там жито стогом».
Воспитатель. Мы не сами к вам идем, мы козу во двор ведем.
Хозяйка: Козу? А зачем нам коза?
Воспитатель. Так у нас коза не простая. Есть такое поверье древнее, что коза приносит хозяину счастье, урожай большой.
Где коза проходит,
Там пшеница родит.
Где коза махнет хвостом,
Там и рожь взойдет кустом,
Где коза шагнет ногою –
Там хлеба взойдут копною.
А где заденет рогом –
Там взметнутся стогом.
Дети, давайте позовем козу в круг.
Дети: Коза, коза, иди сюда.
Коза делает вид, что не слышит. Дети идут по кругу и произносят:
«Идет в гости коза,
К нам коза – дереза,
Идет коза рогатая,
Идет коза богатая,
Коза переставляет ноги в соответствии с ритмом стихов. На последнем слове падает перед хозяйкой на пол.
Хозяйка: Что случилось? Почему коза упала? Может быть, ей надо помочь подняться?
Воспитатель. Это коза - особенная. Она встанет только тогда, когда ей подарят подарок, или угостят на славу.
Хозяйка: А что же она любит?
Воспитатель. Нашей козочке немного надо:
Ведерко гречки,
Да горшок овса,
А поверх овса - колбаса,
Да три куска сала,
Чтобы коза встала..
Хозяйка одаривает козу. Насыпает угощение в мешочек. Коза встает, пританцовывая, уходит.
Хозяйка: Ты не уходи, останься у нас! Будем праздник продолжать, будем петь и танцевать!
♪ Игра «Шла коза по лесу»
Шла коза по лесу, по лесу, по лесу,
Нашла себе принцессу, принцессу.
Давай, коза, попрыгаем, попрыгаем, попрыгаем,
И ножками подвигаем, подвигаем, коза.
И ручками похлопаем, похлопаем, похлопаем,
И ножками потопаем, потопаем, коза.
И хвостиком помашем, помашем, помашем,
И просто так попляшем, попляшем, коза.
Головкой покачаем, качаем, качаем,
И снова начинаем, тарам-парам-пам-пам.
Воспитатель: Хозяйка, а сорить у вас можно?
Хозяйка: Можно, можно. Сори сколько хочешь.
Колядовщики разбрасывают зерна.
Дети. Сеем, сеем посеваем,
И пшеницей посыпаем.
Сеем, сеем посеваем
Овес, ячмень посыпаем.
С Новым годом поздравляем!
Хозяйка: Вот спасибо, гости! Это значит, вы мне желаете добра, да богатого урожая, да здоровья крепкого.
Ах, спасибо вам, колятки,
Что пришли в наш дом на святки!
Пожелали нам добра!
Вот вам угощенье - Вкусное печенье
Сладкие конфетки, Кушайте, детки!
(Вмешочек насыпает угощение)
Воспитатель: Ну, а теперь будем праздник продолжать.
Хозяйка: Ну, а какой святочный праздник без шуток-прибауток, без веселых соревнований? На посиделках всегда парни с девушками соревновались, умом и смекалкой похвалялись.
Ай, вы хитрые ребятки
Отгадайте ка загадки.
Отворилась тихо дверь --
И вошел усатый зверь.
Сел у печки, жмурясь сладко,
И умылся серой лапкой.
Берегись, мышиный род -
На охоту вышел … /Кот/
Летало одеяло
Мягкое, белое
Солнце припекло
Одеяло потекло. /Снег/
В синем небе светляки
Не дотянешь к ним руки,
А один большой светляк
Загнулся как червяк. /Звезды и месяц/
По полю рыщет,
Деревья ломает,
К земле приклоняет. / Ветер/
Хоть сама и снег и лед
А уходит слезы льет. /Зима/
Белая звездочка с неба упала
Мне на ладошку легла и пропала. /Снежинка /
Наша барыня сударыня
Толста и бела.
Щей да каши наварила
Пирогов нам напекла. /Печка/
Воспитатель: Пришла коляда
Всем веселье принесла.
Не сидите, не скучайте,
Игры начинайте.
Игра «Бояре»
Первая команда идет вперед со словами:
Бояре, а мы к вам пришли!
И возвращается на прежнее место:
Молодые, а мы к вам пришли!
Другая повторяет этот маневр со словами:
Бояре, а зачем пришли? Молодые, а зачем пришли?
Начинается диалог:
Бояре, нам невеста нужна. Молодые, нам невеста нужна.
Бояре, а какая вам мила? Молодые, а какая вам мила?
Первая команда совещается и выбирает кого-то:
Бояре, нам вот эта мила (показывают на выбранного).
Молодые нам вот эта мила.
Выбранный игрок поворачивается кругом и теперь ходит и стоит в цепи, глядя в другую сторону.
Диалог продолжается:
Бояре, она дурочка у нас. Молодые, она дурочка у нас.
Бояре, а мы плеточкой ее. Молодые, а мы плеточкой ее.
Бояре, она плеточки боится. Молодые, она плеточки боится.
Бояре, а мы пряничка дадим. Молодые, а мы пряничка дадим.
Бояре, у ней зубки болят. Молодые, у ней зубки болят.
Бояре, а мы к доктору сведем. Молодые, а мы к доктору сведем.
Бояре, она доктора боится. Молодые, она доктора боится.
Первая команда завершает:
– Бояре, не валяйте дурака, отдавайте нам невесту навсегда!
Хозяйка : Без гаданья, что за святки?
Погадаем-ка, ребятки!
Игра-гадание «Башмачок»
/Мальчики встаю в одну шеренгу спиной к шеренге девочек. Первая девочка снимает башмачок, произносит слова, по окончании слов бросает башмачок в сторону мальчиков/
Девочки. Мой чудесный башмачок, становись на каблучок.
С кем плясать мне, подскажи, я бросаю, раз, два, три!
Хозяйка. Коляда – молода, вы хотите пирога?
Сейчас всех угощу,
Всем отрежу по куску.
Дети. Коляда – молода, мы хотим пирога!
Не режь, не ломай, весь пирог подавай!
Игра «Пирожок»
/Выбираем пирог с помощью считалки. Делимся на две команды, становимся лицом друг к другу. Пирог становится в середине, упирается руками в бока, надувает щеки.
Команды произносят слова: «Вот он, какой высоконький, вот он какой широконький, вот он какой вкусненький, Режь его, да ешь!»
После этих слов играющие по одному от каждой команды/последние/ бегут к пирогу и стараются его осалить. Кто првый осалит тот забирает пирог в свою команду.
Новый «пирог» выбирается из проигравшей команды.
Выигрывает та команда, которая заберет больше «пирогов».
Игра заканчивается, когда в одной из команд не останется один человек/
Дети. Всем людям добрым желаем добра,
Золота и серебра!
Пышных пирогов,
Медовых блинов!
Чтоб здоровые все были,
Чтобы много лет прожили!
Хозяйка : За такие пожелания хозяева не скупились и угощали колядовщиков пирогами, булками, конфетами, мелкими монетами, «козульками». Козульки- это такие пряники, да не простые а в форме животных: овечек, коровок, лошадок. Люди в старину верили, что если одарить такими пряниками ряженых, то в доме живность хорошо будет плодиться.
Воспитатель. Коляда пришла
Всем веселья принесла
Не сидите не скучайте
Угощенья получайте.
/Угощаем гостей /
Все вместе: Пойдет коляда дальше гулять, С Новым годом поздравлять!
Сценарий развлечения
«Рождественские колядки»
(старшая и подготовительные группы)
Дети - «ряженые» ходят по детскому саду, в руках у них шумовые инструменты. Они «колядуют».
ДЕТИ: Коляда, коляда, ты подай пирога,
Или хлеба ломтину, или денег полтину,
Или курочку с хохлом, петушка с гребешком,
Или сена клок, или вилы в бок!
Взрослые одаривают их сладостями, игрушками.
ДЕТИ: Приходила коляда накануне рождества.
Кто даст пирога, тому полный дом овса,
Жеребца с хвостом, овин с овсом,
Кто не даст пирога - тому куричья нога,
Пест да лопата - корова горбата!
Затем дети подходят в музыкальному залу, колядуют, их встречает Хозяйка. Она выносит угощение.
ВЕДУЩИЙ: Открывайте сундучок, подавайте пятачок, хоть блин, хоть сала клин!
ХОЗЯЙКА: Сею - вею, посеваю, с Новым годом поздравляю, чтоб здоровенькими были, много лет жили!
ХОЗЯЙКА: Что ж вы, гости, тут стоите, аль зайти вы не хотите? Заходились чай с утра, уж и отдохнуть пора, вместе будем мы гулять, Рождество свое встречать!
Хозяйка кланяется, приглашает в зал, все заходят, рассаживаются. ТР. №1
ХОЗЯЙКА: День сегодня не простой, праздник к нам пришел святой
Наступило Рождество – начинаем торжество!
Дети №5 гр. исполняют Рождественскую песню (на выбор муз. рук.)
ХОЗЯЙКА: Ну-ка, детки, расскажите
Что такое святки?
1 реб: Праздник самый длинный
Он весёлый и старинный.
Наши предки пили, ели
Веселились две недели!
2 реб: От Рождества до Крещения,
Приготовив угощение.
Пели разные колядки
По дворам ходили в Святки.
3 реб: Наряжались и шутили
Праздник ждали и любили
Так давайте же сейчас
Встретим мы его у нас!
4 реб: Эй, спешите все сюда! В гости коляда пришла
Будем мы шутить, кривляться,
Бегать, прыгать, забавляться.
Руку дай скорее друг,
Ждём вас всех в весёлый круг!
ТР. №2. ХОРОВОД «НА КАРУСЕЛИ»
ВЕДУЩИЙ: Хороша сказка складом, а песня ладом.
Тр. №3. ПЕСНЯ «Зимушка хрустальная»
Тр. №4. Дети садятся. Тр. №5. Появляется ЗИМА.
ЗИМА : Здравствуйте ребятишки, девчонки и мальчишки.
С новым годом, С новым счастьем!
Чтоб здоровы были,
Много лет чтоб жили!
Пришла я к вам с морозами трескучими, да снегами сыпучими.
И спрошу я вас, а что вам нравится зимой?
Тр. №6 . ПЕСНЯ - «Что вам нравится зимой?», «ИГРА В СНЕЖКИ»
ЗИМА. А теперь поиграем в снежки. А где ларец со снежками? (ищет) . Ну, ладно, новые налепим, а я снегу подсыплю.
Тр. № 4. Зима сыпет снег, дети бегают за зимой, кидают в нее снежками.
ЗИМА: Ну, довольно, хватит, остановитесь, отряхнитесь.
ВЕДУЩИЙ: А ещё зима, наши дети расскажут стихи о Рождестве.
Рождественские стихи:
1. Во владеньях инея и снега
Расцвели хрустальные сады.
К нам в окошко с праздничного неба,
Льётся свет Рождественской звезды.
2. В каждый терем, в каждую светёлку,
Златокрылый ангел прилетел.
Он зажёг Рождественскую ёлку,
И на нас с улыбкой посмотрел.
3. Кругом звенят колокола
В весёлый праздник Рождества
Звёзды водят хоровод,
Веселится весь народ!
ЗИМА: Подарю я вам звезду.
Пусть она украшает вашу Рождественскую ёлку! (Звезда загорается) Тр. №7.
Тр. №8. Зима прощается и уходит .
Тр. №9. Под музыку вбегает Баба Яга.
БАБА ЯГА: Ух ты! Куды это я попала?
ВЕДУЩИЙ: Ты Баба Яга в детском саду на празднике у ребят.
БАБА ЯГА: На каком таком празднике?
ВЕДУЩИЙ: А вот послушай!
Тр. №10. ИСПОЛНЯЕТСЯ ПЕСНЯ «ЯРКАЯ ЗВЁЗДОЧКА НА НЕБЕ ГОРИТ»
ХОЗЯЙКА: А теперь поиграем в игру с Бабой Ягой.
Игра «Баба - Яга».
(становится в середину круга на одной ноге, в руках помело , дети ходят вокруг и говорят):
Бабка - Ежка - костяная ножка, с печки упала, ножку сломала,
Пошла на базар - раздавила самовар,
Вышла на лужайку - испугала зайку.
Дети убегают, а Б. Я. их ловит. Тр. №11.
Баба Яга: Дразнить меня вздумали! Вот, я вам задам!
Украду- ка я звезду, не видать вам праздника!
Хватает звезду и убегает. Тр. №12.
ВЕДУЩИЙ: Что же теперь нам делать? Как встречать праздник Рождества? Тр. №13.
ХОЗЯЙКА: Не будем огорчаться, а сядем рядком и поговорим ладком. Ночь пришла, темноту привела, замолчал петушок, затрещал сверчок.
Гасит свет, зажигает бутафорскую свечу.
ВЕДУЩИЙ : Ребята, на Рождество, темной зимней ночью собирались молодцы и девицы вместе и гадали. Давайте и мы погадаем? Может узнаем, как нам нашу звезду вернуть. Не боитесь? Тогда начнем...
Тр. №14. Вдруг раздается завывание ветра, свист, вой, «мяу» и т. д
ХОЗЯЙКА: Ой, кто это? Никак черт решил над нами посмеяться, попугать нас.
Тр. №15. Выскакивает чертенок. «Танцевальная миниатюра».
ЧЕРТ: Да, это я!
ВЕДУЩИЙ: Чур, чур, меня. Ты что наших ребят пугаешь?
ЧЕРТ: А я такой, люблю всякие пакости делать. Чем вы тут занимаетесь?
ВЕДУЩИЙ: Сказать - не скажем, а показать - покажем. Хочешь посмотреть?
ЧЕРТ: Конечно!
ВЕДУЩИЙ: А мешать не будешь?
ЧЕРТ: Честное бесовское не буду, буду сидеть, как мышка, тихо, тихо.
ХОЗЯЮШКА: Ну что, начнем? Раз в морозный вечерок девушки гадали, за ворота башмачок весело кидали. Тр. №16. 1. Гадание «Башмачки»
Завязывают глаза, раскручивают, куда башмачок улетит - там и жених.
2. Катилось колечко по бархату, прикатилось ко яхонту, кому вынется, тому сбудется, не минуется.
Тр. №17. ИГРА «КОЛЕЧКО»
3. Вынуть из мешка, не глядя, какой - либо предмет, по этому предмету определить профессию будущего жениха или невесты.
ЧЕРТ: Вот здорово! Так мне понравилось, а еще я играть люблю, хотите поиграть?
Садитесь в кружок.
Сам садится в центр, показывает разные движения или рожицы, дети должны повторить.
ХОЗЯЙКА: Ну, спасибо, тебе, черт, позабавил ты наших ребят, а мы тоже умеем веселиться. У нас в гостях два ежонка в лаптях, заяц в сапожках, лиса в сережках, медведь в кафтане, блохи в сарафане, и козёл в теплом полушубке. (Выходит козёл в середину)
Тр. №18. ХОРОВОД «ШЁЛ КОЗЁЛ ПО ЛЕСУ»
ЧЕРТ: Ой, не могу, ой, рассмешили. Ну, просите за это, все что хотите, все исполню!
Хозяйка шепчется с детьми.
ХОЗЯЙКА: А сможешь ли ты, Рождественскую звезду нам вернуть. Баба Яга её украла.
ЧЕРТ: Да раз плюнуть! «Унды, фунды, чунды, гей… Баба Яга явись скорей!»
Тр. №19. Вбегает Баба Яга со звездой.
БАБА ЯГА: Бегу, бегу касатик. Вот, пожалуйста, вертаю звезду вашу окаянную. Ой! Нарядную хотела сказать! (Ведущий вешает звезду)
ЧЕРТ: То-то же! И больше тут не безобразничать!
БАБА ЯГА: Конечно-конечно! (Хочет убежать но Чёрт хватает её за шиворот)
ЧЕРТ: А за свои проделки надо платить, ну-ка ребята выходите в круг скорей, затанцуем Б. Я. чтоб всем стало веселей!
Тр. №20. Все исполняют весёлый перепляс «Шизгара» в р. н. обр. по показу
Прокати-ка меня до дому! (Запрыгивает на спину к Б. Я. убегают)
Тр. №21. ДЕТИ исполняют песню «Ёлка в Рождество».
ХОЗЯЙКА: А вот и кончился праздник, а конец - всему делу венец.
ВЕДУЩИЙ: Приглашайте, ребята, своих гостей в группу на чай, с пирогами и
самоваром, милости просим!
Театрализованное представление для детей дошкольников 5-6 лет «Святочные колядки»
Представленный мною материал будет полезен воспитателям. Рассчитан на детей 5-6 лет. Данное мероприятие воспитывает у дошкольников, уважение и интерес к русским народным праздникам.
Цель:
Формировать любовь к народным традициям в сознании детей через знакомство с русскими народными праздниками.
Задачи:
- Воспитывать любовь, уважение и интерес к русским народным праздникам;
- Познакомить детей с колядками, увеличить словарный запас (коляда, колядки, колядовщики);
-Создать условия для возникновения положительных эмоций у детей и хорошего настроения;
-Представить фольклор, как явление, сочетающее музыку, действие и тексты;
-Познакомить с обрядом колядования на Руси (познакомить с атрибутами и персонажами обряда колядования.
Предварительная работа:
- Провести с детьми ознакомительное занятие и беседы на темы: «Рождество», «Святки –колядки».
-Познакомить детей с атрибутами и персонажами колядования, играми, народным гаданием;
-Изготовление воспитателя вместе с детьми атрибутов обряда колядования(маски, рождественскую звезду, чудесный мешочек, подарков семьям, которые посетим)
-Разучивание святочных песен и колядок с музыкальным руководителем;
- С помощью родителей подготовить костюмы для детей;
- Заранее договориться с родителями, в чьи семьи детей пойдем колядовать.
Материалы и оборудование:
костюмы и маски колядующим, чудесный мешочек, две корзины, рушник, рождественская звезда, полотенце, колечко, лента, машинка, пуговица, прутик, платки и пояса для всех детей группы, подарки –тряпичные куклы для семей, у которых колядуем, личина, барабан, погремушки-самодельные, колокольчики -звоночки.
Действующие лица:
медведь, петух, коляда, птички, старик и старуха, рогатые животные- олень, скоморох.
Ход мероприятия:
Воспитатель (беседа и ряженье в детском саду): Ребята, скажите какие зимние праздники вы знаете?«Добавлялки»
Ок-ок-ок-покатился…. (колобок)!
-Су-су-су-петушок прогнал….(лису)!
-Цо-цо-цо- снесла курочка ….(яйцо)!
-Ят-ят-ят-серый волк не съел….(козлят)!
-А-на,а-на, а-на – несут лебеди….(Ивана)!
-йок-йок-йок-не садись на ….(пенек)!
Игра «Четыре шага»
Давайте наряжаться!
- Я буду Колядой, надену рубаху, подвяжусь поясом – вот и готова Коляда-Маляда.
- Вероника, будет Мехоношей, ты согласна? Дадим тебе мешок, чтобы собирала туда гостинцы.
-Артему наденем маску медведя, так как медведь-это первопредок всех зверей.
-Даша будет птицей, а Алине дадим личину- она будет Шишком, кто это-никто не знает, но он всегда ходил колядовать.
- Остальные дети будем одевать платки, шали–девочки, красим щечки. А мальчики одеваем -пояса и шапки ушанки. Ну вот, колядовщики готовы, пойдем колядовать в семью нашей Алины и Саши
Идем в семьи детей из групп, заранее с ними договариваемся!
Коляда-Маляда (воспитатель):
Веселись народ, будет всем угощение!
Праздник это самый длинный.
Он веселый и старинный.
Наши предки пели, ели,
Веселились две недели.
Наряжались и шутили,
Праздник ждали и любили.
Так давайте же сейчас
Встретим мы его у Нас!
Выстраиваемся полукругом. Приготовились. Стучимся в дверь.Дети играют в инструменты и поют.
Дети:
В дверь стучимся колядуем,
Отворяйте ветер дует,
Здесь на улице –зима,
А мы желаем вам тепла!
Хозяйка открывает дверь
Вам звоночками позвоним
С пожеланьем и поклоном.
Мы пришли колядовать,
С Рождеством Вас поздравлять!
Ангел нынче к нам спустился
И пропел: «Христос родился».
Мы пришли Вас с праздником поздравлять!
Начинаем играть на инструментах!
Мы желаем вам тепла!
Мир хозяину с хозяйкой!
Пропоем вам песни-байки,
Потопчемся, погрохочем,
Поиграем, погадаем.
Колядой повеселим,
Пожеланьем одарим.
Нам же выгода проста:
Хоть кусочек со стола!
Коляда, Коляда с Рождеством Вас господа!
Коляда, Коляда пригласите со двора!
В хату к вам сейчас придем и станцуем, и с поем.
Хозяев прославляем,
Счастья им желаем.
Коляда, коляда, вам-забава, нам-еда!
Не скупитесь, поделитесь, вот корзиночка- пирог-сюда!
Коляда-колядушки, старинные игрушки!
В пояс вам поклонимся,
Благодать вам в дом!
1 ребёнок:
Добрым людям желаем добра!Золота,да серебра!
2 ребёнок:
Пышных пирогов, мягоньких блинов!
3 ребёнок:
Доброго здоровья! Маслица коровья!
Все вместе:
Кому песни поем, тому сбудется.
Тому сбудется- не минуется.
Предлагают погадать хозяевам
Гадание в «Чудесный мешочек»
(Вытаскиваем из мешочка не глядя предмет)
1. Полотенце- далеко расстилается. Ждет вас дорога, путешествие.
2. Булка- Мышь в горнице бежит, каравай в дом тащит. В вашем доме достаток будет и благополучие.
3. Колечко- Сейте муки, пеките пироги! К вам гости будут, и женихи.
4. Лента - Через поле идучи, руссу косу плетучи, щелком переплетаючи, златом перевиваючи. Лента к богатству и прибыли.
5.Пуговица-. Ой ходил жучок по завалинке, выбросил добро по мочалинке. Жить вашей большой семье счастливой жизнью!
6.Прутик- а это к веселью!
6.Мячик- Будете здоровыми и спортивными!
Елена Голышева
Развлечение в старшей и подготовительной группе «Колядки»
В ГОСТИ КОЛЯДА ПРИШЛА
Сценарий для старшей и подготовительной группы
Цель : создать радостное настроение, вызвать положительные
эмоции; развивать у детей любовь к русским традициям;
учить добрым, дружеским отношениям. Продолжать
знакомить с русским народным творчеством и фольклором.
Предварительная работа :
1. Беседы с детьми и их родителями о традиционном праздновании Рождества и Святок.
2. Разучивание музыкального репертуара с детьми :
(обрядовые песни, колядки , народные игры и хороводы) .
3. Изготовление костюмов, атрибутов русской избы,
оформление шеста с Вифлеемской звездой.
4. Приготовить угощение для детей - колядовщиков всех
возрастных групп .
Дети входят в зал и рассаживаются по местам. Слышны колокольные звоны (в грамзаписи) .
Звучит фонограмма русской народной песни. Одетые в русские костюмы входят ведущие
ВЕДУЩИЙ 1
Дети! Велено до вас
Довести в сей час указ,
Заготовленный самой
Нашей матушкой - Зимой.
(Читает указ) .
Каждый год, сего числа,
Как гласит указник,
Людям города, села
Приходить на праздник!
Непременно все должны
Быть на празднике Зимы.
ВЕДУЩИЙ 2
Эй, спешите все сюда!
В гости Коляда пришла .
Будем мы шутить, кривляться,
Бегать, прыгать, забавляться.
Руку дай скорее, друг! Ждем вас всех в веселый круг!
песня «Ой заинька»
Дети танцуют под фонограмму песни «Ой заинька» , выполняя движения по показу взрослых.
ВЕДУЩИЙ 1
К нам на святки
Пришли колядки -
Блины да оладьи,
Зима да морозы.
Давайте сядем на стульчики и посмотрим…
Выходят колядовщики подготовительной группы . Идут и поют «Ой, коляда » .
Коляда , мол яда,
Уродилась коляда !
Кто подаст пирога -
Тому двор живота,
кто не даст копейки -
Завалим лазейки,
Кто не даст лепешки -
Завалим окошки,
Кто не даст хлеба -
Уведем деда,
Кто не даст ветчины -
Тем расколем чугуны!
Коляда , коляда ,
Накануне Рождества!
Тетенька добренька,
Пирожка-то сдобненька
Не режь, не ломай,
Поскорее подавай,
Двоим, троим,
Давно стоим.
ВЕДУЩИЙ 1. Выходит из домика, к которому пошли колядовщики .
Вот вам, гости дорогие,
Пряники да леденцы,
Да тепленький пирог,
Да маслице, творог,
Да денежка копьем,
Да рубль серебром!
Складывает подарки в сумочку к мехоноше.
ВЕДУЩИЙ 1.
Эй, ребятки, выходите, гостей веселой песней и пляской порадуйте.
Дети ст. гр танцуют «Русская зима» .
Садятся на лавочки.
ВЕДУЩИЙ 1.
Аи да ребятки, аи да затейники!
ВЕДУЩИЙ 2.
И мы не хуже.
ВЕДУЩИЙ 1.
Да вам, видать, «старушка-завидушка » покоя не дает! Ну, тогда ловите!
(Бросает шарик - «старушку-завидушку » . Девочки передают шарик друг другу, пока тот не лопнет).
Дети ст. группы идут по кругу и поют «Ой, коляда » (1-й куплет, выстраиваются в шеренгу. Поют «Овсень» и подходят к домику.
Выходит из домика ВЕДУЩИЙ 2
ВЕДУЩИЙ 2 : Здравствуйте, люди добрые!
Вот вам угощенье :
Сыр да печенье,
Пряники, конфетки -
Покушайте, детки!
Колядовщики .
ВЕДУЩИЙ 1
Ну, хватит, ребятушки,
Полный мешок наколядовали !
Набрала Коляда :
Два пшеничных пирога,
Черепушку творога,
Блинов стопку, оладушек сотню,
Маслица каточек, ветчины шматочек,
ВЕДУЩИЙ 2
Что с ногами, не пойму!
Вправо, влево носятся,
Не стоят они на месте,
Зимою В пляску просятся!
Танец-игра «Три хлопка» .
ВЕДУЩИЙ 1
Коляда , Коляда , не хочешь пирога?
С луком, с перцем,
С комариным сердцем.
Игра «Пирог» .
Дети стоят в двух шеренгах друг к другу лицом. Между шеренгами садится участник, изображающий «пирог» . Все поют :
экий он высокинький,
экий он широкинький,
экий он мяконький,
Режь его да ешь его.
Во время пения при словах «высокинький» поднимают руки вверх, «широкинький» - разводят в стороны , «мякошенький» - гладят по животу. Сразу после слов «Режь его да ешь» к «пирогу» бегут по одному участнику от каждой шеренги. Кто первый коснется «пирога» , уводит его в свою команду, а неудачник остается изображать «пирог» .
Выигрывает группа , забравшая больше «пирогов» .
Садятся на лавочки.
ВЕДУЩИЙ 2
Как пошла Коляда
Вдоль по улице гулять,
С Новым годом поздравлять!
ВЕДУЩИЙ 1
А сейчас мы предлагаем вам игру -
Мерить силу, как бывало в старину .
Самых сильных приглашаем мы ребят,
Ну-ка, станьте, силачи, в потешный ряд.
Перетягивание каната.
ВЕДУЩИЙ 1
Петушок, Петушок,
Золотой гребешок,
Что пригорюнился, дружок?
ВЕДУЩИЙ 2
Как, подруга, не грустить?
Петухом хочу я быть.
ВЕДУЩИЙ 1
Петухом? Вот так да!
Это горе, не беда!
Бой устроим мы всегда.
Эй, ребята, дайте круг!
Пусть летят здесь перья, пух!
Проводится игра «Петушиный бой» .
Играющие, стоя на одной ноге, толкают друг друга плечом, стараясь заставить один другого встать на обе ноги.
ВЕДУЩИЙ 2
Вот еще одна игра,
Собирайся, детвора!
Не толкайтесь, не спешите,
В круг скорее становитесь.
С детьми проводится игра «Жмурки» .
«Жмурке» завязывают глаза, заставляют повернуться несколько раз вокруг себя, затем спрашивают.
Кот, кот, на чем стоишь?
На квашне.
Что в квашне?
Лови мышей, а не нас.
Участники игры разбегаются, «жмурка» их ловит. Тот, кого он поймал, становится «жмуркой» .
ВЕДУЩИЙ 2 :
Не устали вы играть?
Тогда будем продолжать!
ВЕДУЩИЙ 1 : Вы в кружок скорей вставайте
И потеху начинайте!
С детьми проводится игра «Пяточка-носочек»
(дети садятся)
ВЕДУЩИЙ 1 : Ну что за праздник без сказки? Сказки любите?
Хочу я вам сказочку рассказать,
Да о старых временах поведать ,
А сказки складывались тогда необыкновенные,
Вот послушайте…
Сценарий рождественской сказки “Колобок”
Куклы : Бабушка-старушка , Колобок, Лиса, Заяц, дети – мальчик и девочка, Ангел.
Ведущий – актер перед ширмой. Декорации : ширма, избушка, дверь, зимний лес, елка.
Ведущий :
В Рождественскую ночь
Приходят чудеса…
То ангелы зажгут
Вечернюю звезду,
Готовиться начнут
Все люди к Рождеству.
В рождественском лесу
Не спит лесной народ –
На небе ждут звезду,
Чтоб встретить Рождество.
На краю одной деревни стола маленькая избушка,
а в ней жила-была одинокая старушка .
Бабушка :
Какой сегодня праздник большой – Рождество!
(Бабушка закрывает лицо руками, как будто хочет заплакать, потом лицо раскрывает)
Грешно в такой праздник печалиться, сама – то я стара в гости ходить , испеку – ка я Колобка, чтобы было с кем празднику порадоваться!
Ведущий :
Принялась старушка за дело .
Ребята, а вы знаете, как испечь Колобка?
Правильно! Взяла бабушка муки хорошей, белой да рассыпчатой, маслица, водицы, замесила тесто, поставила в печь, и вот получился у неё круглый, румяный да пышный Колобок.
Бабушка : Удался Колобочек – Колобок, золотистый бочок! Полежи-ка пока тут, да остынь. А я пойду, прилягу – стара стала , умаялась.
Колобок : (салфетка резко снимается) А вот и я – здравствуйте, ребята! Хорошо нас свет родиться, да еще на Рождество! Только очень жалко бабушку, совсем она одинокая, грустно ей. Да и вдвоем не очень весело праздник встречать, пойду – ка я еще кого – нибудь в гости позову, чтобы настоящий праздник у нас получился.
Ведущий : Спрыгнул Колобок со стола, покатился по тропинке и встретился ему в лесу зайчик.
Колобок : Здравствуй, заинька! Куда путь держишь?
Заяц : Здравствуй, Колобок! Рождество сегодня, с праздником тебя! Все сегодня славят Христа – младенца, который на свет родился, и я ходил ему поклониться в Храм Божий, а теперь иду домой. (Зайка закручинился)
Колобок : Зайка, что ты загрустил, ведь сегодня праздник?
Заяц : Одиноко мне одному Рождество встречать. Колобок, а пойдем ко мне в гости, вместе чай с пирогами попьем под елочкой!
Колобок : Зайка, я ведь не сам по себе, я бабушкин, и мне обязательно нужно вернуться домой. Пойдем лучше к нам!
Заяц : С радостью!
Ведущий : И отправились Колобок и Зайчик дальше по дорожке.
(скрываются за ширмой)
(выход лисы)
Ведущий :
А это кто такой красивый в рыжей шубке появился, вы ее знаете, ребята?
Лиса : (поет в танце) Ах, какая я лиса
Всего леса я краса
Самая пригожая
Самая хорошая
И шубка у меня пушистая, и глазки карие, и зубки белые. И не кто мне не нужен. Ах, не правду говорю, скучно мне одной, тоскливо, всем я надоела со своим хвастовством. Ребята, а вы часто хвастаетесь? Не хвастаетесь? И у вас много друзей? Как бы я хотела иметь друзей, и радоваться вместе с ними! (склонила голову, грустит у края ширмы)
Появляются Колобок и Заяц.
Заяц : Здравствуй, Лиса, лесная – краса, с Рождеством тебя!
Лиса : С праздником – с праздником! Куда путь держите?
Колобок : А мы идем к бабушке. Пойдем, Лиса, с нами!
Лиса : Вы меня приглашаете? Ребята, они меня приглашают! Какая радость! Пойдем!
Ведущий : И отравились они дружной компанией бабушку с Рождеством поздравлять, а в это время к старушке пришли соседские дети с елочкой.
Сцена «Избушка» и «Дверь» Стук в дверь.
Бабушка : Кто там? Наверное, Колобок вернулся. (Открывает дверь)
Дети : Здравствуйте, бабушка! Нас мама отправила вас поздравить с праздником, а мы решили вам елочку Рождественскую подарить! (Появляется наряженная красивая елочка)
Бабушка : Вот спасибо, мои хорошие, сколько вы мне радости принесли! Проходите – проходите, сейчас чай с малиновым вареньем да яблочными пирогом пить будем, вот только Колобок куда -то запропастился, волнуюсь, как бы не потерялся, не заблудился в лесу. Ребята, а вы не видели Колобка? Его никто не обижал? Нет? Вот и славно.
(Как только дети – зрители рассказывают, что Колобок идет домой вместе с Зайцем и Лисой, появляются эти куклы)
Колобок : Бабушка, милая, я привел с собой друзей Рождество встретить, можно?
Бабушка : Проходите, мои дорогие, всем гостям я рада! Сколько Господь мне счастья подарил в Свой праздник! Не подаркам я рада, а теплоте вашей сердечной.
(Рождественская красивая мелодия, свет лучше чуть приглушить, чтобы не видно было, что происходит)
Ведущий : И сели они все за стол пить чай с пирогами. Бабушка рассказывала гостям Рождественские сказки, а они пели ей песни и рассказывали стихи. И так им было весело и уютно, что Господь послал к ним Ангела.
Появляется Ангел в луче света.
Ангел : С Рождеством вас, добрые люди!
Все хором : С Рождеством!
ВЕДУЩИЙ 1 :
Наш праздник подошел к концу.
Будьте здоровы,
Счастливы будьте,
Живите без бед
много-много лет!
Ведущий 2.: А сейчас пришла пора
Испить чаю, детвора!
В группы мы вас приглашаем
Сладким чаем угощаем!
В грамзаписи звучит колокольный звон. Дети выходят из зала.
Светлана Иванчук
Сценарий праздника в старшей группе «Рождественские колядки»
МБДОУ «Детский сад общеразвивающего вида с. Кустовое Яковлевского района Белгородской области»
Из опыта работы
воспитателя Иванчук С. М. ,
Рождественские колядки
Сценарий праздника для детей старшей группы
Цель : целенаправленное содержание становлению духовно-нравственной сферы ребенка, являющейся основной базой культуры личности.
Задачи : содействие воспитанникам в основании системы ценностей, идеалов, нравственных, отечественных традиций российского этноса, формирование национального самосознания;
сохранение исторической преемственности поколений, приобщение к традициям народной культуры русского народа. Способствовать пополнению активного словарного запаса («колядки » , «ряжение» , гадание, крещение, рождество ); познакомить с толкованием названий праздников : Рождество Христово , Старый Новый год ;
воспитание творческой, гармонично развитой личности, устремленной к высшим духовно-нравственным идеалам. Воспитывать у детей интерес и уважение к обычаям и традициям русского народа.
Предварительная работа : разучивание колядок , беседа о прошедших новогодних праздниках , изготовление масок.
Зал празднично украшен . В центре зала наряженная ёлка. Под музыку дети входят в зал.
Воспитатель : Здравствуйте дети. Здравствуйте, гости дорогие!
Сегодня мы с вами поговорим о праздниках .
Какое сейчас время года? Перечислите зимние месяцы. А какой сейчас месяц?
Да сейчас - январь.
- Послушайте пословицу : «Январь- году начало, зиме середина»
А какие праздники сопровождают этот месяц? (Новый год, Рождество , Старый Новый год , Крещение)
В январе, как вы правильно отметили, празднуется Рождество Христово , так как именно в этот день, 7 января, родился сын Божий Иисус Христос.
Родился Иисус чуть боле двух тысяч лет тому назад в городе Вифлееме.
Когда я была маленькой девочкой, бабушка рассказала мне о его рождении . Рассказ этот я хорошо помню :
Помню я, как в детстве в первый раз
Слышала о рождестве рассказ
Я была взволнованна до слез-
Ведь родился маленький Христос
Не в богатом именитом доме
И лежал не в пышной колыбели,
А глухой пещере, на соломе
Ангелы, над ним склонившись, пели.
Вот и пришел к нам великий праздник- праздник Рождества Христова , а за ним и зимние святки. Святки-это от слова «святой» . В эти дни славят Христа. В эти дни благодарят Бога за то, что он послал с небес сына своего, который учит любить, верить и прощать. Для того пришел Христос на землю, чтобы в сердцах людей произошло чудо, чтобы злой стал добрым, жадный стал щедрым, чтобы одинокий обрел друга.
Ведущий : Наступило Рождество – Долго ждали мы его. Святки празднует народ : Веселится и поёт. Веселится стар и млад , Кто на праздник к нам попал !
1 ребёнок : В этот зимний вечерок
Вьётся над трубой дымок,
Месяц светится над ней,
А в избе полно гостей.
2 ребёнок : Здесь и красные девицы,
Раскрасавицы - сестрицы,
Добры молодцы кругом,
И хозяйка за столом.
Посиделки здесь у нас.
3 ребёнок : Мы сюда позвали вас
Поиграть, повеселиться,
В русский пляс с душой пуститься.
Будем вечер коротать,
Дружно песню запевать.
«Белый снег белешенький»
1. Белый снег белешенький
Постели дороженьку
Чтобы мы играли
Рождество встречали
2. Встретим мы чудесными
Играм и песнями
Мы живем счастливо
Всей земле на диво…
Ведущий : В этот праздник такой долгожданный и прекрасный, всегда пекли пироги. Но сначала нужно замесить тесто. Раз - два, раз - два, начинается игра!
Игра «Тесто»
Правила игры : дети стоят парами по кругу, сцепленные руки подняты вверх. Водящая пара под музыку пробегает в любые «ворота» . Игру продолжает эта пара и так до тех пор, пока не закончится музыка. С окончанием музыки ведущий говорит : «Готово тесто!» . Пара, оставшаяся в середине круга, пляшет, затем игра продолжается с этой парой.
Игра «Пирог»
(под русскую народную мелодию) Правила игры : дети стоят в двух шеренгах напротив друг друга. В середине – водящий-«пирог» . Все поют :
Да экий он высокинький,
Да экий он широкинький,
Да экий он мягошенький,
Режь его, да ешь.
После слов «Режь его, да ешь» к «пирогу» бегут по одному участнику от каждой шеренги. Кто первый коснётся «пирога» , уводит его в свою команду, а неудачник остаётся изображать «пирог» . Выигрывает группа , забравшая больше «пирогов» .
Ведущий : Пирогов напекли, а не хотите ли вы погадать да судьбу свою узнать? Мы погадаем на ваше будущее - кем вы станете, когда вырастите. Девочки становитесь в кружок, да заводите хоровод.
Девочки :
Горшочек с вершочек
Скажи нам дружочек
Что сбудется, станется?
Плохое пусть останется.
(Из горшка вынимает полотенце)
Воспитатель : Полотенце!
Далеко расстилается…
Ждет тебя дорога, путешествие.
Хоровод продолжается кружится
(выбирают второй горшок с булкой)
Воспитатель : Булка!
Мышь в горнице бежит Коровай в дом тащит
В твоем дом достаток будет, благополучие.
(выбирают третий горшок с кольцом)
Воспитатель : Колечко!
Сейте муку, пеките пироги!
Ко мне гости будут
К тебе – женихи.
Хоровод продолжается кружится
(выбирают четвертый горшок с лентой)
Воспитатель : Лента!
Через поле идучи
Русу косу плетучи
Шёлком переплетаючи
Лента – к богатству, прибыли
(в пятом горшке пуговица)
Воспитатель : Пуговица!
Ой, ходил жучок по заваленке
Выбросил добро по мочаленке
Жить тебе в большой семье
Счастливой жизнью!
(в шестом горшке бусы)
Воспитатель : Бусы!
Бусы яркие достала
Да к себе все примеряла
Так и быть же тебе
Красою видной на селе!
(в седьмом горшке колокольчик)
Воспитатель : Колокольчик!
В песнях ты успех увидишь
Словно трели соловья
Петь тебе везде, всегда.
Воспитатель : Ну вот! Поиграли- погадали, попели – повеселились, а не загадать ли мне вам загадки? А разгадать сумеете? Тогда слушайте внимательно, дослушивайте до конца.
Летит – молчит, лежит – молчит, когда умрет, тогда заревет. (Снег)
Кого за уши повесили, за язык подергали? (колокол)
В лесу выросла, из лесу вынесли, в руках плачет, а кто слушает- скачет. (Дудка)
Морщинистый Тит всю деревню веселит (Гармонь)
Воспитатель : А я вам хочу ребята напомнить, что 14 января отмечают (Старый Новый год ) . Думаю вам интересно будет узнать, что 14 января-Васильев День о православному календарю. Этот день 14 января назван в честь Святого Василия, который является покровителем домашнего животного. Если отгадаете загадку,то узнаете, какого : «Хвост крючком, а рыло пятачком»
Верно, Святой Василий был покровителем свиней. И в этот день-14 января было принять подавать кушанья со свининой. Например каша со свининой, пирог со свининой, студень, паштет.
А молодежь наряжалась и ходила по дворам, поздравляла хозяев, пели песни под окном, выпрашивая угощения.
Воспитатель : Как у нашего соседа весела была беседа : Утки в дудки, чечетки- в трещотки, зайки в балалайки. Играют, играют - всех потешают! Да и мы сейчас начнем, инструменты лишь возьмем.
В исполнении детей прозвучит «Колядка »
Сею,сею, посеваю.
С новым годом поздравляю,
Открывайте сундучок
Подавайте пятачок!
Хоть печенье, хоть варенье
Нам на угощенье!
Игра «Найди пару» (рукавички)
Воспитатель : А 19 января- отмечается православный праздник Крещение Господне , потому что в этот день Иисус Христос крестился. В этот день церковный Батюшка освещает воду в водоемах, она считается самой чистой и целебной.
Ее набирают чтобы пить и исцелятся. Считается, что если искупаешься в водоеме в этот день,то смоешь все грехи и получишь благословение от Господа для избавления от болезней.
4 ребёнок : В тихий рождественский вечер
В небе сияет звезда.
Сердечко моё так и бьётся –
Радость на землю пришла!
5 ребёнок :
Мороз на окошке рисует
Узор очень тонкий, чудной.
Снежинка свой вальс танцует,
Кружась под яркой звездой.
В исполнении детей прозвучит песня «Рождественский вечер »
1. Снежинки спускаются ниже
И звездочки в небе горят
Рождественский праздник все ближе
И радость в глазах у ребят
Слетаются к елочке ангелы,
На веточках светятся свечи.
Веселому празднику рады мы
В чудесный рождественский вечер .
2. И звездочка яркая светит,
Она улыбается нам.
Танцуют под музыку дети
И песни звучат тут и там.
Воспитатель : Есть такая примета- если звездочку с неба поймаешь и желание ты загадаешь, то оно непременно исполнится.
Ребята, а посмотрите, что это за волшебный шарик, ой, звездочки полетели. Ловите звездочки и загадывайте желание, берегите эти звездочки, чтобы желания ваши исполнились.
Вносят пирог со свечами.
Воспитатель : Ребята посмотрите какой чудесный пирог. Наверное кто то из вас загадал угощение. Вот и исполнилось ваше желание.
Ну вот и закончился наш праздник , мы говорим вам : до свидания, мир тому, кто в этом дому. До новых встреч, до новых праздников . (Дети идут в группу пить чай с пирогом ) .