Развлечение коляда в детском саду. Развлечение в старшей группе"новогодние колядки". Сценарий праздника для детей старшей группы

03.03.2020

МБДОУ «Детский сад № 13 «Рябинка»

Развлечение для детей старшей группы

«Новогодние колядки»

Провели: воспитатель Синюшина Е.Г

музыкальный руководитель Ртищева О.Ю.

Январь 2018 г.

Цель. Приобщение детей к истокам русской народной культуры посредствам народных игр.

Задачи . Обогащать словарь детей новыми словами, словосочетаниями, образными выражениями через стихи, колядки развивать интонационную выразительность речи.

Пробуждать у детей интерес к театрально-игровой деятельности, создавая условия для ее проведения.

Развивать эмоциональную отзывчивость, внимание.

Формировать эмоционально-положительное отношение и интерес к движениям, способствовать к перевоплощению, способствовать проявлению детьми чувства удовлетворения от двигательных заданий.

Пробудить у детей любовь к родине, народным играм, к старине, воспитывать патриотизм.

ХОЗЯЙКА. Здравствуйте гости дорогие!

Собрались мы с вами на беседу для забавушки.

Как когда–то наши прадедушки и прабабушки.

Приходили ребятки на веселые колядки.

Песни петь, плясать, да загадывать загадки.

Праздник этот самый длинный,

Он веселый и старинный.

От рождества до Крещенья,

Приготовив угощенье,

Наши предки пили, ели,

Веселились две недели,

Праздник ждали и любили,

Наряжались и шутили.

По дворам ходили,

Пели разные колядки.

Так давайте же сейчас

Колядки встретим мы у нас!

/Раздается звук трещеток, дудочек./

Дети заходят под слова.

Дети. Пришла Коляда,

Отворяй ворота!

Ворота отворяй

И гостей принимай!

Хозяйка . Кто там?

Дети: Это мы, колядовщики!

Дети . Здравствуй, хозяюшка! Разрешите, хозяйка, под окошко встать, коляду рассказать!

Хозяйка: Пойте!

Все исполняют колядку:

Дай Бог радости тому, кто в этом дому!

Дай на поле рожь густу, дай похлебку не пусту,

Да белой холстинки, да в хлеву скотинки!

Коляда, коляда, будет жизнь у вас сыта!

Дети . Чем вы нас, хозяюшка, одарите?

Тетенька, добренька,

Дай что-нибудь сдобненька,

Пышку да лепешку, да свиную ножку.

Хозяйка . Вот вам угощенье – сыр, да печенье!

Пряники, конфетки!

Кушайте, детки!

/В мешок насыпает хозяйка угощение/

Дети : Спасибо!

Дай Бог тому, кто в этом дому!

Вам и каша густа, вам и мед на уста!

Вам и плюшек с творогом

И детишек полон дом!

Воспитатель: Дети, давайте повеселим хозяев. Попляшем все вместе.

Заводите хоровод, да споем «Метелицу».

Песня «Метелица»

1. Вдоль по улице метелица метет, скоро все она дорожки заметет,

Ай, жги, жги, жги говори, скоро все она дорожки заметет.

2. Запряжем – ка мы в сани лошадей, в лес поедем за дровами поскорей.

Ай, жги, жги, жги говорит, в лес поедем за дровами поскорей.

3. Топорами мы ударим дружно в ряд, только щепочки по лесу полетят.

4. А с дровами мы тихонечко пойдем и ногами то притопывать начнем

Ай, жги, жги, жги говори, и ногами то притопывать начнем.

Хозяйка: В старину в этот день люди наряжались в разных животных? Как думаете в каких?

Дети: Козу, медведя, коня, свинью.

Хозяйка : А почему же козу любили больше всего?

Дети: Коза - символ богатства, плодородия. Люди говорили: « Где коза рогом - там жито стогом».

Воспитатель. Мы не сами к вам идем, мы козу во двор ведем.

Хозяйка: Козу? А зачем нам коза?

Воспитатель. Так у нас коза не простая. Есть такое поверье древнее, что коза приносит хозяину счастье, урожай большой.

Где коза проходит,

Там пшеница родит.

Где коза махнет хвостом,

Там и рожь взойдет кустом,

Где коза шагнет ногою –

Там хлеба взойдут копною.

А где заденет рогом –

Там взметнутся стогом.

Дети, давайте позовем козу в круг.

Дети: Коза, коза, иди сюда.

Коза делает вид, что не слышит. Дети идут по кругу и произносят:

«Идет в гости коза,

К нам коза – дереза,

Идет коза рогатая,

Идет коза богатая,

Коза переставляет ноги в соответствии с ритмом стихов. На последнем слове падает перед хозяйкой на пол.

Хозяйка: Что случилось? Почему коза упала? Может быть, ей надо помочь подняться?

Воспитатель. Это коза - особенная. Она встанет только тогда, когда ей подарят подарок, или угостят на славу.

Хозяйка: А что же она любит?

Воспитатель. Нашей козочке немного надо:

Ведерко гречки,

Да горшок овса,

А поверх овса - колбаса,

Да три куска сала,

Чтобы коза встала..

Хозяйка одаривает козу. Насыпает угощение в мешочек. Коза встает, пританцовывая, уходит.

Хозяйка: Ты не уходи, останься у нас! Будем праздник продолжать, будем петь и танцевать!

Игра «Шла коза по лесу»

Шла коза по лесу, по лесу, по лесу,

Нашла себе принцессу, принцессу.

Давай, коза, попрыгаем, попрыгаем, попрыгаем,

И ножками подвигаем, подвигаем, коза.

И ручками похлопаем, похлопаем, похлопаем,

И ножками потопаем, потопаем, коза.

И хвостиком помашем, помашем, помашем,

И просто так попляшем, попляшем, коза.

Головкой покачаем, качаем, качаем,

И снова начинаем, тарам-парам-пам-пам.

Воспитатель: Хозяйка, а сорить у вас можно?

Хозяйка: Можно, можно. Сори сколько хочешь.

Колядовщики разбрасывают зерна.

Дети. Сеем, сеем посеваем,

И пшеницей посыпаем.

Сеем, сеем посеваем

Овес, ячмень посыпаем.

С Новым годом поздравляем!

Хозяйка: Вот спасибо, гости! Это значит, вы мне желаете добра, да богатого урожая, да здоровья крепкого.

Ах, спасибо вам, колятки,

Что пришли в наш дом на святки!

Пожелали нам добра!

Вот вам угощенье - Вкусное печенье

Сладкие конфетки, Кушайте, детки!

(Вмешочек насыпает угощение)

Воспитатель: Ну, а теперь будем праздник продолжать.

Хозяйка: Ну, а какой святочный праздник без шуток-прибауток, без веселых соревнований? На посиделках всегда парни с девушками соревновались, умом и смекалкой похвалялись.

Ай, вы хитрые ребятки

Отгадайте ка загадки.

    Отворилась тихо дверь --

И вошел усатый зверь.

Сел у печки, жмурясь сладко,

И умылся серой лапкой.

Берегись, мышиный род -

На охоту вышел … /Кот/

    Летало одеяло

Мягкое, белое

Солнце припекло

Одеяло потекло. /Снег/

    В синем небе светляки

Не дотянешь к ним руки,

А один большой светляк

Загнулся как червяк. /Звезды и месяц/

    По полю рыщет,

Деревья ломает,

К земле приклоняет. / Ветер/

    Хоть сама и снег и лед

А уходит слезы льет. /Зима/

    Белая звездочка с неба упала

Мне на ладошку легла и пропала. /Снежинка /

    Наша барыня сударыня

Толста и бела.

Щей да каши наварила

Пирогов нам напекла. /Печка/

Воспитатель: Пришла коляда

Всем веселье принесла.

Не сидите, не скучайте,

Игры начинайте.

Игра «Бояре»

Первая команда идет вперед со словами:

Бояре, а мы к вам пришли!

И возвращается на прежнее место:

Молодые, а мы к вам пришли!

Другая повторяет этот маневр со словами:

Бояре, а зачем пришли? Молодые, а зачем пришли?

Начинается диалог:

Бояре, нам невеста нужна. Молодые, нам невеста нужна.

Бояре, а какая вам мила? Молодые, а какая вам мила?

Первая команда совещается и выбирает кого-то:

Бояре, нам вот эта мила (показывают на выбранного).

Молодые нам вот эта мила.

Выбранный игрок поворачивается кругом и теперь ходит и стоит в цепи, глядя в другую сторону.

Диалог продолжается:

Бояре, она дурочка у нас. Молодые, она дурочка у нас.

Бояре, а мы плеточкой ее. Молодые, а мы плеточкой ее.

Бояре, она плеточки боится. Молодые, она плеточки боится.

Бояре, а мы пряничка дадим. Молодые, а мы пряничка дадим.

Бояре, у ней зубки болят. Молодые, у ней зубки болят.

Бояре, а мы к доктору сведем. Молодые, а мы к доктору сведем.

Бояре, она доктора боится. Молодые, она доктора боится.

Первая команда завершает:

Бояре, не валяйте дурака, отдавайте нам невесту навсегда!

Хозяйка : Без гаданья, что за святки?

Погадаем-ка, ребятки!

Игра-гадание «Башмачок»

/Мальчики встаю в одну шеренгу спиной к шеренге девочек. Первая девочка снимает башмачок, произносит слова, по окончании слов бросает башмачок в сторону мальчиков/

Девочки. Мой чудесный башмачок, становись на каблучок.

С кем плясать мне, подскажи, я бросаю, раз, два, три!

Хозяйка. Коляда – молода, вы хотите пирога?

Сейчас всех угощу,

Всем отрежу по куску.

Дети. Коляда – молода, мы хотим пирога!

Не режь, не ломай, весь пирог подавай!

Игра «Пирожок»

/Выбираем пирог с помощью считалки. Делимся на две команды, становимся лицом друг к другу. Пирог становится в середине, упирается руками в бока, надувает щеки.

Команды произносят слова: «Вот он, какой высоконький, вот он какой широконький, вот он какой вкусненький, Режь его, да ешь!»

После этих слов играющие по одному от каждой команды/последние/ бегут к пирогу и стараются его осалить. Кто првый осалит тот забирает пирог в свою команду.

Новый «пирог» выбирается из проигравшей команды.

Выигрывает та команда, которая заберет больше «пирогов».

Игра заканчивается, когда в одной из команд не останется один человек/

Дети. Всем людям добрым желаем добра,

Золота и серебра!

Пышных пирогов,

Медовых блинов!

Чтоб здоровые все были,

Чтобы много лет прожили!

Хозяйка : За такие пожелания хозяева не скупились и угощали колядовщиков пирогами, булками, конфетами, мелкими монетами, «козульками». Козульки- это такие пряники, да не простые а в форме животных: овечек, коровок, лошадок. Люди в старину верили, что если одарить такими пряниками ряженых, то в доме живность хорошо будет плодиться.

Воспитатель. Коляда пришла

Всем веселья принесла

Не сидите не скучайте

Угощенья получайте.

/Угощаем гостей /

Все вместе: Пойдет коляда дальше гулять, С Новым годом поздравлять!

Сценарий развлечения

«Рождественские колядки»

(старшая и подготовительные группы)

Дети - «ряженые» ходят по детскому саду, в руках у них шумовые инструменты. Они «колядуют».

ДЕТИ: Коляда, коляда, ты подай пирога,

Или хлеба ломтину, или денег полтину,
Или курочку с хохлом, петушка с гребешком,

Или сена клок, или вилы в бок!

Взрослые одаривают их сладостями, игрушками.

ДЕТИ: Приходила коляда накануне рождества.

Кто даст пирога, тому полный дом овса,

Жеребца с хвостом, овин с овсом,

Кто не даст пирога - тому куричья нога,

Пест да лопата - корова горбата!

Затем дети подходят в музыкальному залу, колядуют, их встречает Хозяйка. Она выносит угощение.

ВЕДУЩИЙ: Открывайте сундучок, подавайте пятачок, хоть блин, хоть сала клин!

ХОЗЯЙКА: Сею - вею, посеваю, с Новым годом поздравляю, чтоб здоровенькими были, много лет жили!

ХОЗЯЙКА: Что ж вы, гости, тут стоите, аль зайти вы не хотите? Заходились чай с утра, уж и отдохнуть пора, вместе будем мы гулять, Рождество свое встречать!

Хозяйка кланяется, приглашает в зал, все заходят, рассаживаются. ТР. №1

ХОЗЯЙКА: День сегодня не простой, праздник к нам пришел святой

Наступило Рождество – начинаем торжество!

Дети №5 гр. исполняют Рождественскую песню (на выбор муз. рук.)

ХОЗЯЙКА: Ну-ка, детки, расскажите

Что такое святки?

1 реб: Праздник самый длинный

Он весёлый и старинный.

Наши предки пили, ели

Веселились две недели!

2 реб: От Рождества до Крещения,

Приготовив угощение.

Пели разные колядки

По дворам ходили в Святки.

3 реб: Наряжались и шутили

Праздник ждали и любили

Так давайте же сейчас

Встретим мы его у нас!

4 реб: Эй, спешите все сюда! В гости коляда пришла

Будем мы шутить, кривляться,

Бегать, прыгать, забавляться.

Руку дай скорее друг,

Ждём вас всех в весёлый круг!

ТР. №2. ХОРОВОД «НА КАРУСЕЛИ»

ВЕДУЩИЙ: Хороша сказка складом, а песня ладом.

Тр. №3. ПЕСНЯ «Зимушка хрустальная»

Тр. №4. Дети садятся. Тр. №5. Появляется ЗИМА.

ЗИМА : Здравствуйте ребятишки, девчонки и мальчишки.

С новым годом, С новым счастьем!

Чтоб здоровы были,

Много лет чтоб жили!

Пришла я к вам с морозами трескучими, да снегами сыпучими.

И спрошу я вас, а что вам нравится зимой?

Тр. №6 . ПЕСНЯ - «Что вам нравится зимой?», «ИГРА В СНЕЖКИ»

ЗИМА. А теперь поиграем в снежки. А где ларец со снежками? (ищет) . Ну, ладно, новые налепим, а я снегу подсыплю.

Тр. № 4. Зима сыпет снег, дети бегают за зимой, кидают в нее снежками.

ЗИМА: Ну, довольно, хватит, остановитесь, отряхнитесь.

ВЕДУЩИЙ: А ещё зима, наши дети расскажут стихи о Рождестве.

Рождественские стихи:

1. Во владеньях инея и снега

Расцвели хрустальные сады.

К нам в окошко с праздничного неба,

Льётся свет Рождественской звезды.

2. В каждый терем, в каждую светёлку,

Златокрылый ангел прилетел.

Он зажёг Рождественскую ёлку,

И на нас с улыбкой посмотрел.

3. Кругом звенят колокола

В весёлый праздник Рождества

Звёзды водят хоровод,

Веселится весь народ!

ЗИМА: Подарю я вам звезду.

Пусть она украшает вашу Рождественскую ёлку! (Звезда загорается) Тр. №7.

Тр. №8. Зима прощается и уходит .

Тр. №9. Под музыку вбегает Баба Яга.

БАБА ЯГА: Ух ты! Куды это я попала?

ВЕДУЩИЙ: Ты Баба Яга в детском саду на празднике у ребят.

БАБА ЯГА: На каком таком празднике?

ВЕДУЩИЙ: А вот послушай!

Тр. №10. ИСПОЛНЯЕТСЯ ПЕСНЯ «ЯРКАЯ ЗВЁЗДОЧКА НА НЕБЕ ГОРИТ»

ХОЗЯЙКА: А теперь поиграем в игру с Бабой Ягой.

Игра «Баба - Яга».

(становится в середину круга на одной ноге, в руках помело , дети ходят вокруг и говорят):

Бабка - Ежка - костяная ножка, с печки упала, ножку сломала,

Пошла на базар - раздавила самовар,

Вышла на лужайку - испугала зайку.

Дети убегают, а Б. Я. их ловит. Тр. №11.

Баба Яга: Дразнить меня вздумали! Вот, я вам задам!

Украду- ка я звезду, не видать вам праздника!

Хватает звезду и убегает. Тр. №12.

ВЕДУЩИЙ: Что же теперь нам делать? Как встречать праздник Рождества? Тр. №13.

ХОЗЯЙКА: Не будем огорчаться, а сядем рядком и поговорим ладком. Ночь пришла, темноту привела, замолчал петушок, затрещал сверчок.

Гасит свет, зажигает бутафорскую свечу.

ВЕДУЩИЙ : Ребята, на Рождество, темной зимней ночью собирались молодцы и девицы вместе и гадали. Давайте и мы погадаем? Может узнаем, как нам нашу звезду вернуть. Не боитесь? Тогда начнем...

Тр. №14. Вдруг раздается завывание ветра, свист, вой, «мяу» и т. д

ХОЗЯЙКА: Ой, кто это? Никак черт решил над нами посмеяться, попугать нас.

Тр. №15. Выскакивает чертенок. «Танцевальная миниатюра».

ЧЕРТ: Да, это я!

ВЕДУЩИЙ: Чур, чур, меня. Ты что наших ребят пугаешь?

ЧЕРТ: А я такой, люблю всякие пакости делать. Чем вы тут занимаетесь?

ВЕДУЩИЙ: Сказать - не скажем, а показать - покажем. Хочешь посмотреть?

ЧЕРТ: Конечно!

ВЕДУЩИЙ: А мешать не будешь?

ЧЕРТ: Честное бесовское не буду, буду сидеть, как мышка, тихо, тихо.

ХОЗЯЮШКА: Ну что, начнем? Раз в морозный вечерок девушки гадали, за ворота башмачок весело кидали. Тр. №16. 1. Гадание «Башмачки»

Завязывают глаза, раскручивают, куда башмачок улетит - там и жених.

2. Катилось колечко по бархату, прикатилось ко яхонту, кому вынется, тому сбудется, не минуется.

Тр. №17. ИГРА «КОЛЕЧКО»

3. Вынуть из мешка, не глядя, какой - либо предмет, по этому предмету определить профессию будущего жениха или невесты.

ЧЕРТ: Вот здорово! Так мне понравилось, а еще я играть люблю, хотите поиграть?

Садитесь в кружок.

Сам садится в центр, показывает разные движения или рожицы, дети должны повторить.

ХОЗЯЙКА: Ну, спасибо, тебе, черт, позабавил ты наших ребят, а мы тоже умеем веселиться. У нас в гостях два ежонка в лаптях, заяц в сапожках, лиса в сережках, медведь в кафтане, блохи в сарафане, и козёл в теплом полушубке. (Выходит козёл в середину)

Тр. №18. ХОРОВОД «ШЁЛ КОЗЁЛ ПО ЛЕСУ»

ЧЕРТ: Ой, не могу, ой, рассмешили. Ну, просите за это, все что хотите, все исполню!

Хозяйка шепчется с детьми.

ХОЗЯЙКА: А сможешь ли ты, Рождественскую звезду нам вернуть. Баба Яга её украла.

ЧЕРТ: Да раз плюнуть! «Унды, фунды, чунды, гей… Баба Яга явись скорей!»

Тр. №19. Вбегает Баба Яга со звездой.

БАБА ЯГА: Бегу, бегу касатик. Вот, пожалуйста, вертаю звезду вашу окаянную. Ой! Нарядную хотела сказать! (Ведущий вешает звезду)

ЧЕРТ: То-то же! И больше тут не безобразничать!

БАБА ЯГА: Конечно-конечно! (Хочет убежать но Чёрт хватает её за шиворот)

ЧЕРТ: А за свои проделки надо платить, ну-ка ребята выходите в круг скорей, затанцуем Б. Я. чтоб всем стало веселей!

Тр. №20. Все исполняют весёлый перепляс «Шизгара» в р. н. обр. по показу

Прокати-ка меня до дому! (Запрыгивает на спину к Б. Я. убегают)

Тр. №21. ДЕТИ исполняют песню «Ёлка в Рождество».

ХОЗЯЙКА: А вот и кончился праздник, а конец - всему делу венец.

ВЕДУЩИЙ: Приглашайте, ребята, своих гостей в группу на чай, с пирогами и

самоваром, милости просим!

Театрализованное представление для детей дошкольников 5-6 лет «Святочные колядки»

Представленный мною материал будет полезен воспитателям. Рассчитан на детей 5-6 лет. Данное мероприятие воспитывает у дошкольников, уважение и интерес к русским народным праздникам.
Цель: Формировать любовь к народным традициям в сознании детей через знакомство с русскими народными праздниками.
Задачи:
- Воспитывать любовь, уважение и интерес к русским народным праздникам;
- Познакомить детей с колядками, увеличить словарный запас (коляда, колядки, колядовщики);
-Создать условия для возникновения положительных эмоций у детей и хорошего настроения;
-Представить фольклор, как явление, сочетающее музыку, действие и тексты;
-Познакомить с обрядом колядования на Руси (познакомить с атрибутами и персонажами обряда колядования.
Предварительная работа:
- Провести с детьми ознакомительное занятие и беседы на темы: «Рождество», «Святки –колядки».
-Познакомить детей с атрибутами и персонажами колядования, играми, народным гаданием;
-Изготовление воспитателя вместе с детьми атрибутов обряда колядования(маски, рождественскую звезду, чудесный мешочек, подарков семьям, которые посетим)
-Разучивание святочных песен и колядок с музыкальным руководителем;
- С помощью родителей подготовить костюмы для детей;
- Заранее договориться с родителями, в чьи семьи детей пойдем колядовать.
Материалы и оборудование: костюмы и маски колядующим, чудесный мешочек, две корзины, рушник, рождественская звезда, полотенце, колечко, лента, машинка, пуговица, прутик, платки и пояса для всех детей группы, подарки –тряпичные куклы для семей, у которых колядуем, личина, барабан, погремушки-самодельные, колокольчики -звоночки.
Действующие лица: медведь, петух, коляда, птички, старик и старуха, рогатые животные- олень, скоморох.

Ход мероприятия:

Воспитатель (беседа и ряженье в детском саду): Ребята, скажите какие зимние праздники вы знаете?
Конечно, это Новый год и Рождество?
Вы прекрасно знаете, что происходит в новогодние праздники, а вот что делают на Рождество и Крещение? (Ответы детей)
Для того, чтобы лучше узнать как на Руси отмечали святки, я сегодня предлагаю вам послушать историю и поучаствовать в обряде колядования с 07 по 18 января
(от Рождества до Крещения) .
Раньше молодежь и дети в ночь перед Рождеством ходили колядовать. Они переодевались в разные, самодельные костюмы, брали с собой мешок для гостинцев и шли от двора ко двору. Но не просто стучали в двери и просили угощение или денег, а пели специальные песни- колядки, которые воспевали тепло домашнего очага, играли, гадали, и желали хозяевам добра. радости, богатого урожая. А хозяева радушно угощали детей сладостями, пирогами. Мы с вами песенки выучили заранее.
А сейчас предлагаю поиграть в игру, которая называется

«Добавлялки»

Ок-ок-ок-покатился…. (колобок)!
-Су-су-су-петушок прогнал….(лису)!
-Цо-цо-цо- снесла курочка ….(яйцо)!
-Ят-ят-ят-серый волк не съел….(козлят)!
-А-на,а-на, а-на – несут лебеди….(Ивана)!
-йок-йок-йок-не садись на ….(пенек)!

Игра «Четыре шага»

Давайте наряжаться!
- Я буду Колядой, надену рубаху, подвяжусь поясом – вот и готова Коляда-Маляда.
- Вероника, будет Мехоношей, ты согласна? Дадим тебе мешок, чтобы собирала туда гостинцы.
-Артему наденем маску медведя, так как медведь-это первопредок всех зверей.
-Даша будет птицей, а Алине дадим личину- она будет Шишком, кто это-никто не знает, но он всегда ходил колядовать.
- Остальные дети будем одевать платки, шали–девочки, красим щечки. А мальчики одеваем -пояса и шапки ушанки. Ну вот, колядовщики готовы, пойдем колядовать в семью нашей Алины и Саши
Идем в семьи детей из групп, заранее с ними договариваемся!
Коляда-Маляда (воспитатель):

Веселись народ, будет всем угощение!
Праздник это самый длинный.
Он веселый и старинный.
Наши предки пели, ели,
Веселились две недели.
Наряжались и шутили,
Праздник ждали и любили.
Так давайте же сейчас
Встретим мы его у Нас!
Выстраиваемся полукругом. Приготовились. Стучимся в дверь.Дети играют в инструменты и поют.
Дети:
В дверь стучимся колядуем,
Отворяйте ветер дует,
Здесь на улице –зима,
А мы желаем вам тепла!

Хозяйка открывает дверь

Вам звоночками позвоним
С пожеланьем и поклоном.
Мы пришли колядовать,
С Рождеством Вас поздравлять!
Ангел нынче к нам спустился
И пропел: «Христос родился».
Мы пришли Вас с праздником поздравлять!

Начинаем играть на инструментах!

Мы желаем вам тепла!
Мир хозяину с хозяйкой!
Пропоем вам песни-байки,
Потопчемся, погрохочем,
Поиграем, погадаем.
Колядой повеселим,
Пожеланьем одарим.

Нам же выгода проста:
Хоть кусочек со стола!
Коляда, Коляда с Рождеством Вас господа!

Коляда, Коляда пригласите со двора!
В хату к вам сейчас придем и станцуем, и с поем.
Хозяев прославляем,
Счастья им желаем.

Коляда, коляда, вам-забава, нам-еда!
Не скупитесь, поделитесь, вот корзиночка- пирог-сюда!
Коляда-колядушки, старинные игрушки!
В пояс вам поклонимся,
Благодать вам в дом!

1 ребёнок: Добрым людям желаем добра!Золота,да серебра!
2 ребёнок: Пышных пирогов, мягоньких блинов!
3 ребёнок: Доброго здоровья! Маслица коровья!
Все вместе:
Кому песни поем, тому сбудется.
Тому сбудется- не минуется.

Предлагают погадать хозяевам
Гадание в «Чудесный мешочек»
(Вытаскиваем из мешочка не глядя предмет)
1. Полотенце- далеко расстилается. Ждет вас дорога, путешествие.
2. Булка- Мышь в горнице бежит, каравай в дом тащит. В вашем доме достаток будет и благополучие.
3. Колечко- Сейте муки, пеките пироги! К вам гости будут, и женихи.
4. Лента - Через поле идучи, руссу косу плетучи, щелком переплетаючи, златом перевиваючи. Лента к богатству и прибыли.
5.Пуговица-. Ой ходил жучок по завалинке, выбросил добро по мочалинке. Жить вашей большой семье счастливой жизнью!
6.Прутик- а это к веселью!
6.Мячик- Будете здоровыми и спортивными!


Игра «Шалунишки» (во дворе дома хозяев вместе с хозяевами)
Дети встают в круг, ходят пританцовывая и играя на инструментах.
Воспитатель говорит «Пыхтелки!»-(дети пыхтят и т.д.), «Пищалки!», «Моталки!»,«Визжалки!», «Смешинки!», «Топталки!», «Грозилки!», «Поздравлялки!»
Дарим хозяевам на счастье и удачу тряпичную куколку!
Хозяева угощают детей. Дети благодарят и прощаются!

Елена Голышева
Развлечение в старшей и подготовительной группе «Колядки»

В ГОСТИ КОЛЯДА ПРИШЛА

Сценарий для старшей и подготовительной группы

Цель : создать радостное настроение, вызвать положительные

эмоции; развивать у детей любовь к русским традициям;

учить добрым, дружеским отношениям. Продолжать

знакомить с русским народным творчеством и фольклором.

Предварительная работа :

1. Беседы с детьми и их родителями о традиционном праздновании Рождества и Святок.

2. Разучивание музыкального репертуара с детьми :

(обрядовые песни, колядки , народные игры и хороводы) .

3. Изготовление костюмов, атрибутов русской избы,

оформление шеста с Вифлеемской звездой.

4. Приготовить угощение для детей - колядовщиков всех

возрастных групп .

Дети входят в зал и рассаживаются по местам. Слышны колокольные звоны (в грамзаписи) .

Звучит фонограмма русской народной песни. Одетые в русские костюмы входят ведущие

ВЕДУЩИЙ 1

Дети! Велено до вас

Довести в сей час указ,

Заготовленный самой

Нашей матушкой - Зимой.

(Читает указ) .

Каждый год, сего числа,

Как гласит указник,

Людям города, села

Приходить на праздник!

Непременно все должны

Быть на празднике Зимы.

ВЕДУЩИЙ 2

Эй, спешите все сюда!

В гости Коляда пришла .

Будем мы шутить, кривляться,

Бегать, прыгать, забавляться.

Руку дай скорее, друг! Ждем вас всех в веселый круг!

песня «Ой заинька»

Дети танцуют под фонограмму песни «Ой заинька» , выполняя движения по показу взрослых.

ВЕДУЩИЙ 1

К нам на святки

Пришли колядки -

Блины да оладьи,

Зима да морозы.

Давайте сядем на стульчики и посмотрим…

Выходят колядовщики подготовительной группы . Идут и поют «Ой, коляда » .

Коляда , мол яда,

Уродилась коляда !

Кто подаст пирога -

Тому двор живота,

кто не даст копейки -

Завалим лазейки,

Кто не даст лепешки -

Завалим окошки,

Кто не даст хлеба -

Уведем деда,

Кто не даст ветчины -

Тем расколем чугуны!

Коляда , коляда ,

Накануне Рождества!

Тетенька добренька,

Пирожка-то сдобненька

Не режь, не ломай,

Поскорее подавай,

Двоим, троим,

Давно стоим.

ВЕДУЩИЙ 1. Выходит из домика, к которому пошли колядовщики .

Вот вам, гости дорогие,

Пряники да леденцы,

Да тепленький пирог,

Да маслице, творог,

Да денежка копьем,

Да рубль серебром!

Складывает подарки в сумочку к мехоноше.

ВЕДУЩИЙ 1.

Эй, ребятки, выходите, гостей веселой песней и пляской порадуйте.

Дети ст. гр танцуют «Русская зима» .

Садятся на лавочки.

ВЕДУЩИЙ 1.

Аи да ребятки, аи да затейники!

ВЕДУЩИЙ 2.

И мы не хуже.

ВЕДУЩИЙ 1.

Да вам, видать, «старушка-завидушка » покоя не дает! Ну, тогда ловите!

(Бросает шарик - «старушку-завидушку » . Девочки передают шарик друг другу, пока тот не лопнет).

Дети ст. группы идут по кругу и поют «Ой, коляда » (1-й куплет, выстраиваются в шеренгу. Поют «Овсень» и подходят к домику.

Выходит из домика ВЕДУЩИЙ 2

ВЕДУЩИЙ 2 : Здравствуйте, люди добрые!

Вот вам угощенье :

Сыр да печенье,

Пряники, конфетки -

Покушайте, детки!

Колядовщики .

ВЕДУЩИЙ 1

Ну, хватит, ребятушки,

Полный мешок наколядовали !

Набрала Коляда :

Два пшеничных пирога,

Черепушку творога,

Блинов стопку, оладушек сотню,

Маслица каточек, ветчины шматочек,

ВЕДУЩИЙ 2

Что с ногами, не пойму!

Вправо, влево носятся,

Не стоят они на месте,

Зимою В пляску просятся!

Танец-игра «Три хлопка» .

ВЕДУЩИЙ 1

Коляда , Коляда , не хочешь пирога?

С луком, с перцем,

С комариным сердцем.

Игра «Пирог» .

Дети стоят в двух шеренгах друг к другу лицом. Между шеренгами садится участник, изображающий «пирог» . Все поют :

экий он высокинький,

экий он широкинький,

экий он мяконький,

Режь его да ешь его.

Во время пения при словах «высокинький» поднимают руки вверх, «широкинький» - разводят в стороны , «мякошенький» - гладят по животу. Сразу после слов «Режь его да ешь» к «пирогу» бегут по одному участнику от каждой шеренги. Кто первый коснется «пирога» , уводит его в свою команду, а неудачник остается изображать «пирог» .

Выигрывает группа , забравшая больше «пирогов» .

Садятся на лавочки.

ВЕДУЩИЙ 2

Как пошла Коляда

Вдоль по улице гулять,

С Новым годом поздравлять!

ВЕДУЩИЙ 1

А сейчас мы предлагаем вам игру -

Мерить силу, как бывало в старину .

Самых сильных приглашаем мы ребят,

Ну-ка, станьте, силачи, в потешный ряд.

Перетягивание каната.

ВЕДУЩИЙ 1

Петушок, Петушок,

Золотой гребешок,

Что пригорюнился, дружок?

ВЕДУЩИЙ 2

Как, подруга, не грустить?

Петухом хочу я быть.

ВЕДУЩИЙ 1

Петухом? Вот так да!

Это горе, не беда!

Бой устроим мы всегда.

Эй, ребята, дайте круг!

Пусть летят здесь перья, пух!

Проводится игра «Петушиный бой» .

Играющие, стоя на одной ноге, толкают друг друга плечом, стараясь заставить один другого встать на обе ноги.

ВЕДУЩИЙ 2

Вот еще одна игра,

Собирайся, детвора!

Не толкайтесь, не спешите,

В круг скорее становитесь.

С детьми проводится игра «Жмурки» .

«Жмурке» завязывают глаза, заставляют повернуться несколько раз вокруг себя, затем спрашивают.

Кот, кот, на чем стоишь?

На квашне.

Что в квашне?

Лови мышей, а не нас.

Участники игры разбегаются, «жмурка» их ловит. Тот, кого он поймал, становится «жмуркой» .

ВЕДУЩИЙ 2 :

Не устали вы играть?

Тогда будем продолжать!

ВЕДУЩИЙ 1 : Вы в кружок скорей вставайте

И потеху начинайте!

С детьми проводится игра «Пяточка-носочек»

(дети садятся)

ВЕДУЩИЙ 1 : Ну что за праздник без сказки? Сказки любите?

Хочу я вам сказочку рассказать,

Да о старых временах поведать ,

А сказки складывались тогда необыкновенные,

Вот послушайте…

Сценарий рождественской сказки “Колобок”

Куклы : Бабушка-старушка , Колобок, Лиса, Заяц, дети – мальчик и девочка, Ангел.

Ведущий – актер перед ширмой. Декорации : ширма, избушка, дверь, зимний лес, елка.

Ведущий :

В Рождественскую ночь

Приходят чудеса…

То ангелы зажгут

Вечернюю звезду,

Готовиться начнут

Все люди к Рождеству.

В рождественском лесу

Не спит лесной народ –

На небе ждут звезду,

Чтоб встретить Рождество.

На краю одной деревни стола маленькая избушка,

а в ней жила-была одинокая старушка .

Бабушка :

Какой сегодня праздник большой – Рождество!

(Бабушка закрывает лицо руками, как будто хочет заплакать, потом лицо раскрывает)

Грешно в такой праздник печалиться, сама – то я стара в гости ходить , испеку – ка я Колобка, чтобы было с кем празднику порадоваться!

Ведущий :

Принялась старушка за дело .

Ребята, а вы знаете, как испечь Колобка?

Правильно! Взяла бабушка муки хорошей, белой да рассыпчатой, маслица, водицы, замесила тесто, поставила в печь, и вот получился у неё круглый, румяный да пышный Колобок.

Бабушка : Удался Колобочек – Колобок, золотистый бочок! Полежи-ка пока тут, да остынь. А я пойду, прилягу – стара стала , умаялась.

Колобок : (салфетка резко снимается) А вот и я – здравствуйте, ребята! Хорошо нас свет родиться, да еще на Рождество! Только очень жалко бабушку, совсем она одинокая, грустно ей. Да и вдвоем не очень весело праздник встречать, пойду – ка я еще кого – нибудь в гости позову, чтобы настоящий праздник у нас получился.

Ведущий : Спрыгнул Колобок со стола, покатился по тропинке и встретился ему в лесу зайчик.

Колобок : Здравствуй, заинька! Куда путь держишь?

Заяц : Здравствуй, Колобок! Рождество сегодня, с праздником тебя! Все сегодня славят Христа – младенца, который на свет родился, и я ходил ему поклониться в Храм Божий, а теперь иду домой. (Зайка закручинился)

Колобок : Зайка, что ты загрустил, ведь сегодня праздник?

Заяц : Одиноко мне одному Рождество встречать. Колобок, а пойдем ко мне в гости, вместе чай с пирогами попьем под елочкой!

Колобок : Зайка, я ведь не сам по себе, я бабушкин, и мне обязательно нужно вернуться домой. Пойдем лучше к нам!

Заяц : С радостью!

Ведущий : И отправились Колобок и Зайчик дальше по дорожке.

(скрываются за ширмой)

(выход лисы)

Ведущий :

А это кто такой красивый в рыжей шубке появился, вы ее знаете, ребята?

Лиса : (поет в танце) Ах, какая я лиса

Всего леса я краса

Самая пригожая

Самая хорошая

И шубка у меня пушистая, и глазки карие, и зубки белые. И не кто мне не нужен. Ах, не правду говорю, скучно мне одной, тоскливо, всем я надоела со своим хвастовством. Ребята, а вы часто хвастаетесь? Не хвастаетесь? И у вас много друзей? Как бы я хотела иметь друзей, и радоваться вместе с ними! (склонила голову, грустит у края ширмы)

Появляются Колобок и Заяц.

Заяц : Здравствуй, Лиса, лесная – краса, с Рождеством тебя!

Лиса : С праздником – с праздником! Куда путь держите?

Колобок : А мы идем к бабушке. Пойдем, Лиса, с нами!

Лиса : Вы меня приглашаете? Ребята, они меня приглашают! Какая радость! Пойдем!

Ведущий : И отравились они дружной компанией бабушку с Рождеством поздравлять, а в это время к старушке пришли соседские дети с елочкой.

Сцена «Избушка» и «Дверь» Стук в дверь.

Бабушка : Кто там? Наверное, Колобок вернулся. (Открывает дверь)

Дети : Здравствуйте, бабушка! Нас мама отправила вас поздравить с праздником, а мы решили вам елочку Рождественскую подарить! (Появляется наряженная красивая елочка)

Бабушка : Вот спасибо, мои хорошие, сколько вы мне радости принесли! Проходите – проходите, сейчас чай с малиновым вареньем да яблочными пирогом пить будем, вот только Колобок куда -то запропастился, волнуюсь, как бы не потерялся, не заблудился в лесу. Ребята, а вы не видели Колобка? Его никто не обижал? Нет? Вот и славно.

(Как только дети – зрители рассказывают, что Колобок идет домой вместе с Зайцем и Лисой, появляются эти куклы)

Колобок : Бабушка, милая, я привел с собой друзей Рождество встретить, можно?

Бабушка : Проходите, мои дорогие, всем гостям я рада! Сколько Господь мне счастья подарил в Свой праздник! Не подаркам я рада, а теплоте вашей сердечной.

(Рождественская красивая мелодия, свет лучше чуть приглушить, чтобы не видно было, что происходит)

Ведущий : И сели они все за стол пить чай с пирогами. Бабушка рассказывала гостям Рождественские сказки, а они пели ей песни и рассказывали стихи. И так им было весело и уютно, что Господь послал к ним Ангела.

Появляется Ангел в луче света.

Ангел : С Рождеством вас, добрые люди!

Все хором : С Рождеством!

ВЕДУЩИЙ 1 :

Наш праздник подошел к концу.

Будьте здоровы,

Счастливы будьте,

Живите без бед

много-много лет!

Ведущий 2.: А сейчас пришла пора

Испить чаю, детвора!

В группы мы вас приглашаем

Сладким чаем угощаем!

В грамзаписи звучит колокольный звон. Дети выходят из зала.

Светлана Иванчук
Сценарий праздника в старшей группе «Рождественские колядки»

МБДОУ «Детский сад общеразвивающего вида с. Кустовое Яковлевского района Белгородской области»

Из опыта работы

воспитателя Иванчук С. М. ,

Рождественские колядки

Сценарий праздника для детей старшей группы

Цель : целенаправленное содержание становлению духовно-нравственной сферы ребенка, являющейся основной базой культуры личности.

Задачи : содействие воспитанникам в основании системы ценностей, идеалов, нравственных, отечественных традиций российского этноса, формирование национального самосознания;

сохранение исторической преемственности поколений, приобщение к традициям народной культуры русского народа. Способствовать пополнению активного словарного запаса («колядки » , «ряжение» , гадание, крещение, рождество ); познакомить с толкованием названий праздников : Рождество Христово , Старый Новый год ;

воспитание творческой, гармонично развитой личности, устремленной к высшим духовно-нравственным идеалам. Воспитывать у детей интерес и уважение к обычаям и традициям русского народа.

Предварительная работа : разучивание колядок , беседа о прошедших новогодних праздниках , изготовление масок.

Зал празднично украшен . В центре зала наряженная ёлка. Под музыку дети входят в зал.

Воспитатель : Здравствуйте дети. Здравствуйте, гости дорогие!

Сегодня мы с вами поговорим о праздниках .

Какое сейчас время года? Перечислите зимние месяцы. А какой сейчас месяц?

Да сейчас - январь.

- Послушайте пословицу : «Январь- году начало, зиме середина»

А какие праздники сопровождают этот месяц? (Новый год, Рождество , Старый Новый год , Крещение)

В январе, как вы правильно отметили, празднуется Рождество Христово , так как именно в этот день, 7 января, родился сын Божий Иисус Христос.

Родился Иисус чуть боле двух тысяч лет тому назад в городе Вифлееме.

Когда я была маленькой девочкой, бабушка рассказала мне о его рождении . Рассказ этот я хорошо помню :

Помню я, как в детстве в первый раз

Слышала о рождестве рассказ

Я была взволнованна до слез-

Ведь родился маленький Христос

Не в богатом именитом доме

И лежал не в пышной колыбели,

А глухой пещере, на соломе

Ангелы, над ним склонившись, пели.

Вот и пришел к нам великий праздник- праздник Рождества Христова , а за ним и зимние святки. Святки-это от слова «святой» . В эти дни славят Христа. В эти дни благодарят Бога за то, что он послал с небес сына своего, который учит любить, верить и прощать. Для того пришел Христос на землю, чтобы в сердцах людей произошло чудо, чтобы злой стал добрым, жадный стал щедрым, чтобы одинокий обрел друга.

Ведущий : Наступило Рождество – Долго ждали мы его. Святки празднует народ : Веселится и поёт. Веселится стар и млад , Кто на праздник к нам попал !

1 ребёнок : В этот зимний вечерок

Вьётся над трубой дымок,

Месяц светится над ней,

А в избе полно гостей.

2 ребёнок : Здесь и красные девицы,

Раскрасавицы - сестрицы,

Добры молодцы кругом,

И хозяйка за столом.

Посиделки здесь у нас.

3 ребёнок : Мы сюда позвали вас

Поиграть, повеселиться,

В русский пляс с душой пуститься.

Будем вечер коротать,

Дружно песню запевать.

«Белый снег белешенький»

1. Белый снег белешенький

Постели дороженьку

Чтобы мы играли

Рождество встречали

2. Встретим мы чудесными

Играм и песнями

Мы живем счастливо

Всей земле на диво…

Ведущий : В этот праздник такой долгожданный и прекрасный, всегда пекли пироги. Но сначала нужно замесить тесто. Раз - два, раз - два, начинается игра!

Игра «Тесто»

Правила игры : дети стоят парами по кругу, сцепленные руки подняты вверх. Водящая пара под музыку пробегает в любые «ворота» . Игру продолжает эта пара и так до тех пор, пока не закончится музыка. С окончанием музыки ведущий говорит : «Готово тесто!» . Пара, оставшаяся в середине круга, пляшет, затем игра продолжается с этой парой.

Игра «Пирог»

(под русскую народную мелодию) Правила игры : дети стоят в двух шеренгах напротив друг друга. В середине – водящий-«пирог» . Все поют :

Да экий он высокинький,

Да экий он широкинький,

Да экий он мягошенький,

Режь его, да ешь.

После слов «Режь его, да ешь» к «пирогу» бегут по одному участнику от каждой шеренги. Кто первый коснётся «пирога» , уводит его в свою команду, а неудачник остаётся изображать «пирог» . Выигрывает группа , забравшая больше «пирогов» .

Ведущий : Пирогов напекли, а не хотите ли вы погадать да судьбу свою узнать? Мы погадаем на ваше будущее - кем вы станете, когда вырастите. Девочки становитесь в кружок, да заводите хоровод.

Девочки :

Горшочек с вершочек

Скажи нам дружочек

Что сбудется, станется?

Плохое пусть останется.

(Из горшка вынимает полотенце)

Воспитатель : Полотенце!

Далеко расстилается…

Ждет тебя дорога, путешествие.

Хоровод продолжается кружится

(выбирают второй горшок с булкой)

Воспитатель : Булка!

Мышь в горнице бежит Коровай в дом тащит

В твоем дом достаток будет, благополучие.

(выбирают третий горшок с кольцом)

Воспитатель : Колечко!

Сейте муку, пеките пироги!

Ко мне гости будут

К тебе – женихи.

Хоровод продолжается кружится

(выбирают четвертый горшок с лентой)

Воспитатель : Лента!

Через поле идучи

Русу косу плетучи

Шёлком переплетаючи

Лента – к богатству, прибыли

(в пятом горшке пуговица)

Воспитатель : Пуговица!

Ой, ходил жучок по заваленке

Выбросил добро по мочаленке

Жить тебе в большой семье

Счастливой жизнью!

(в шестом горшке бусы)

Воспитатель : Бусы!

Бусы яркие достала

Да к себе все примеряла

Так и быть же тебе

Красою видной на селе!

(в седьмом горшке колокольчик)

Воспитатель : Колокольчик!

В песнях ты успех увидишь

Словно трели соловья

Петь тебе везде, всегда.

Воспитатель : Ну вот! Поиграли- погадали, попели – повеселились, а не загадать ли мне вам загадки? А разгадать сумеете? Тогда слушайте внимательно, дослушивайте до конца.

Летит – молчит, лежит – молчит, когда умрет, тогда заревет. (Снег)

Кого за уши повесили, за язык подергали? (колокол)

В лесу выросла, из лесу вынесли, в руках плачет, а кто слушает- скачет. (Дудка)

Морщинистый Тит всю деревню веселит (Гармонь)

Воспитатель : А я вам хочу ребята напомнить, что 14 января отмечают (Старый Новый год ) . Думаю вам интересно будет узнать, что 14 января-Васильев День о православному календарю. Этот день 14 января назван в честь Святого Василия, который является покровителем домашнего животного. Если отгадаете загадку,то узнаете, какого : «Хвост крючком, а рыло пятачком»

Верно, Святой Василий был покровителем свиней. И в этот день-14 января было принять подавать кушанья со свининой. Например каша со свининой, пирог со свининой, студень, паштет.

А молодежь наряжалась и ходила по дворам, поздравляла хозяев, пели песни под окном, выпрашивая угощения.

Воспитатель : Как у нашего соседа весела была беседа : Утки в дудки, чечетки- в трещотки, зайки в балалайки. Играют, играют - всех потешают! Да и мы сейчас начнем, инструменты лишь возьмем.

В исполнении детей прозвучит «Колядка »

Сею,сею, посеваю.

С новым годом поздравляю,

Открывайте сундучок

Подавайте пятачок!

Хоть печенье, хоть варенье

Нам на угощенье!

Игра «Найди пару» (рукавички)

Воспитатель : А 19 января- отмечается православный праздник Крещение Господне , потому что в этот день Иисус Христос крестился. В этот день церковный Батюшка освещает воду в водоемах, она считается самой чистой и целебной.

Ее набирают чтобы пить и исцелятся. Считается, что если искупаешься в водоеме в этот день,то смоешь все грехи и получишь благословение от Господа для избавления от болезней.

4 ребёнок : В тихий рождественский вечер

В небе сияет звезда.

Сердечко моё так и бьётся –

Радость на землю пришла!

5 ребёнок :

Мороз на окошке рисует

Узор очень тонкий, чудной.

Снежинка свой вальс танцует,

Кружась под яркой звездой.

В исполнении детей прозвучит песня «Рождественский вечер »

1. Снежинки спускаются ниже

И звездочки в небе горят

Рождественский праздник все ближе

И радость в глазах у ребят

Слетаются к елочке ангелы,

На веточках светятся свечи.

Веселому празднику рады мы

В чудесный рождественский вечер .

2. И звездочка яркая светит,

Она улыбается нам.

Танцуют под музыку дети

И песни звучат тут и там.

Воспитатель : Есть такая примета- если звездочку с неба поймаешь и желание ты загадаешь, то оно непременно исполнится.

Ребята, а посмотрите, что это за волшебный шарик, ой, звездочки полетели. Ловите звездочки и загадывайте желание, берегите эти звездочки, чтобы желания ваши исполнились.

Вносят пирог со свечами.

Воспитатель : Ребята посмотрите какой чудесный пирог. Наверное кто то из вас загадал угощение. Вот и исполнилось ваше желание.

Ну вот и закончился наш праздник , мы говорим вам : до свидания, мир тому, кто в этом дому. До новых встреч, до новых праздников . (Дети идут в группу пить чай с пирогом ) .