Ст 13 фз о трудовых пенсиях. Закон о трудовых пенсиях в российской федерации

27.08.2019

Большинство людей обращаются к изучению пенсионного законодательства незадолго до достижения пенсионного возраста или после наступления события, дающего право на пенсию (инвалидность, потеря кормильца). Однако такой подход нельзя назвать верным. Пенсионная реформа в России привела к тому, что право на пенсию тесно связано со стажем для назначения пенсии, величиной официального дохода и некоторых других показателей.

На сайте представлены статьи, посвященные основным видам пенсий в РФ и условиям их назначения, порядка обращения за назначением пенсии и осуществления выплат. Обращение к размещенной информации поможет грамотно строить свою профессиональную деятельность с целью получения достойного пенсионного обеспечения, а также помочь своим близким реализовать в полной мере предоставленные пенсионным законодательством права (например, на минимальную пенсию и др.).

Реализация права на пенсию в пенсионном законодательстве РФ

Пенсионное законодательство включает в себя несколько Федеральных законов (о страховых пенсиях, о государственном пенсионном обеспечении, о пенсионном обеспечении лиц, проходивших военную службу ми др.), постановлений Правительства РФ и ведомственных нормативных актах. На сайте размещена актуальная информация, которая поможет разобраться в основах нормативного регулирования порядка назначения пенсий. Кроме того, посетитель всегда может обратиться с вопросом к юристу в специальной рубрике и получить интересующую его информацию.

Условия назначения пенсий и законодательное регулирование отличаются в зависимости от вида пенсии. В то же время, сам пенсионер при реализации права на пенсию должен обладать инициативностью. Например, обратиться с заявлением о перерасчете пенсии в большую сторону, определить порядок выплаты и доставки пенсии, реализовать право на льготную пенсию, а если необходимо, то и защитить его путем подачи искового заявления о назначении пенсии.

Реформа пенсионного законодательства в РФ

Современное пенсионное законодательство стимулирует граждан осуществлять трудовую деятельность официально, получать высокую заработную плату для того, чтобы отчисления в фонды были также достаточно высокими. В зависимости от экономической ситуации государство решает по-разному вопросы индексации пенсий, осуществления выплат работающим пенсионерам и т.п. Изменения пенсионного законодательства вы можете отслеживать самостоятельно, или обратиться к интересующей Вас информации на сайте.

Каждый работающий человек, на протяжении всех рабочих лет, обязан выплачивать взносы в социальный и страховой фонды Российской Федерации. Производятся отчисления для получения пенсии при достижении определенного возраста и страхового стажа. Все нюансы, касающиеся размера пенсионных выплат и метода их начисления описаны в Федеральном Законе № 400.

В 18 статье ФЗ № 400 указываются условия проведения индексации пенсий работающих пенсионеров. Перерасчет (повышение, уменьшение) выплат производиться по формуле:

СПст = СПстп + (ИПКi / К / КН x СПК), где

  • СПст — размер выплат по старости, инвалидности, по случаю потери кормильца;
  • СПстп — установленный размер пенсии на 31 юля года, в котором производится расчет;
  • ИПКi — индивидуальный пенсионный коэффициент;
  • К — специальный коэффициент;
  • КН — второй специальный коэффициент;
  • СПК — стоимость одного пенсионного коэффициента.

По закону, минимальный размер пенсии устанавливается исходя из показателя прожиточного минимума. Поэтому по законодательству не может быть ниже, чем установленный прожиточный минимум.

Скачать текст

Страховые выплаты назначается в определенные сроки, установленными законом России:

  • выплаты по старости начисляются со следующего дня после увольнения с работы. Необходимо обратиться за данной пенсией в максимально установленный срок 30 дней после увольнения;
  • страховые выплаты по инвалидности назначаются со дня признания человека инвалидом, если он или его представитель обратились за начислением в течении года со дня установления факта инвалидности;
  • чтобы получить пенсию по случаю потери кормильца, по закону, следует обратиться в течении года со дня смерти данного человека.

Все нюансы начисления пенсий и их выплат подробно изложены в законе № 400. Ознакомиться с последней редакцией Федерального Закона «О страховых пенсиях» можно . Подробно рассмотреть внесенные изменения, согласно закону № 143, можно по

Пенсионная система претерпела огромные изменения с советских времен.

На сегодняшний день пенсионная система неуклонно стремится к западной модели. Совершенствования в данной сфере производятся поэтапно и неуклонно. Вместе с изменилось и само формирование будущих социальных выплат. А их размер теперь может зависеть не только от уровня получаемых доходов и количества отработанных лет, но и способов их формирования.

В 2017 году каждый гражданин может сам для себя определять, каким образом он будет формировать свои накопления на старость. Можно довериться, как и раньше государству, обратившись в управляющую компанию государственного масштаба. Но есть и иные возможности, например, формируя накопления в негосударственном пенсионном фонде или вместе с частными управляющими компаниями.

Становление пенсионного законодательства в России имеет четкие временные вехи. До 90-х годов ХХ века пенсии по старости назначались государством без ориентировки на уровень получаемых доходов бывшего работника. устанавливалась единожды и не претерпевала никаких изменений на протяжении всех последующих лет. Такое положение дел было обусловлено отсутствием инфляции и тем фактом, что сами отчисления формировались иным путем, а именно отчислениями предприятий и бюджетным финансированием.

С 1990 года начались изменения в данной сфере, рассматривались различные законопроекты, потому что пенсии требовали индексации в связи с постоянным ростом цен. В этом году был сформирован Пенсионный фонд, который стал получать ежемесячные отчисления от юридических и физических лиц, за счет чего и производились регулярные начисления пенсий. Кроме того, сам расчет значительно изменился. А уже в 1992 году были введены негосударственные пенсионные фонды, которые позволяли работающим гражданам накапливать средства к старости.

Последующие годы вплоть до 2000 ситуация в данной сфере была крайне тяжелая, несмотря на количество проведенных реформ. Но с началом XI века пенсионное реформирование приняло новые обороты, постепенно стабилизируя ситуацию.

Закон «О трудовых пенсиях в РФ»

Законодательство о трудовых пенсиях в Российской Федерации долгие годы регулировалось 173 ФЗ. Федеральный закон о трудовых пенсиях в РФ 3 173-ФЗ был принят 17 декабря 2001 года.

Данный закон объединил в себе многие законопроекты, предложив принципиально новый подход к формированию . В частности, пенсии стали делиться по основаниям для их получения. Их можно получить не только при достижении пенсионного возраста, но также и по инвалидности, и при потере кормильца.

Пособия формируются из нескольких различных частей:

  1. Базовая часть — это тот минимум, на который можно претендовать при определенных условиях.
  2. Страховая, которая напрямую зависит от продолжительности отчислений в пенсионный фонд.
  3. , позволяющая самостоятельно корректировать уровень средств, отложенных на старость.

В 173-ФЗ было скорректировано понятие о периодах, которые считаются страховыми, а посему должны быть засчитаны при начислении пенсии. Согласно данному закону, учитываются не только фактически отработанные периоды, но и время когда:

  • гражданин проходил срочную воинскую службу;
  • женщина осуществляла уход за новорожденным;
  • производился уход за инвалидом первой группы или пожилым человеком ;
  • человек числился безработным и получал пособие и др.

Единственным условием для осуществления данного зачета в страховой период является факт наличия официального трудоустройства перед указанным сроком или сразу после него, вне зависимости от общей его продолжительности.

Закон «О страховых пенсиях»

В 2015 году вступил в силу новый закон «О страховых пенсиях» № 400-ФЗ. В его основе лежит новый подход к формированию пенсионного пособия. Теперь пособие будет состоять из двух частей:

  1. Накопительных суммах.

Страховая часть - это те средства, которые наниматель отчисляет ежемесячно в бюджет за каждого своего работника. Ставка таких отчислений равняется 22%. Указанная сумма автоматически делится на две неравные части:

  1. 6% — именно такую сумму можно отчислять на незамедлительные инвестиции в различные проекты. То есть эти деньги могут работать и приносить прибыль, что впоследствии может существенно увеличить выплачиваемое пособие.
  2. 16% — сразу идут на страховую часть.

По желанию работника все 22% могут сразу отчисляться в страховую часть, минуя фондовый рынок.

Накопительные суммы могут скапливать в государственных или негосударственных управляющих компаниях. Выбор остается исключительно за гражданином. Если выбираются негосударственные компании, то данные средства инвестируют в фондовые рынки, принося прибыль как компаниям, так и инвесторам, то есть гражданам, вносящим данные накопления.

Применяется ли в настоящее время закон № 173?

Закон о назначении трудовых пенсий № 173-ФЗ фактически был заменен законом о страховых пенсионных пособиях №400-ФЗ. Произошло это в 2015 году. Но принятие нового Закона не полностью аннулировало действие предыдущего ФЗ № 173. Фактически на сегодняшний день действуют два этих документа. Основополагающим считается последнее издание под № 400. Все пункты, совпадающие с предыдущим ФЗ, теперь трактуются только в новой редакции. А вот те абзацы в ФЗ 173, которых не коснулись изменения, действуют и поныне в той же редакции. Без изменений остались те нормы, которые описывают порядок исчисления размера пенсионных пособий.

Следует учитывать, что если какая-либо из ранее описанных норм была установлена в новом Законе, то применяется та, что описана в ФЗ 400.

Фактически хоть № 173-ФЗ и утратил свое действие, но некоторые его пункты до сих пор применяются при .

Вам это будет интересно

Российское законодательство содержит массу нормативных актов, регулирующих методы и порядок социальной защиты граждан. На двух таких документах, а конкретнее на ФЗ РФ, регламентирующих порядок выплат и начислений по трудовым и страховым пенсиям, предлагаем сегодня остановиться более подробно.

Федеральный закон о трудовых пенсиях в Российской Федерации

Долгое время в России активно использовался исключительно ФЗ РФ о трудовых пенсиях в Российской Федерации от 17.12.2011 173-ФЗ. Закон регламентировал порядок пенсионных начислений, пенсионный возраст и прочие важные моменты для государственного обеспечения относительно беззаботной старости.

В 2013 году пенсионная система России и всех ее федеративных регионов претерпела существенных изменений, и уже с января 2015 года ФЗ No173, регламентирующий порядок внесения трудового стажа и соответствующих начислений, используется только в крайних вариациях. Его, почти полностью, заменил новый законопроект: ФЗ РФ 400, регламентирующий порядок страховых пенсий, принятый в декабре 2013.

Новый правительственный проект полностью сменил понятия: если ранее для пенсионных начислений государственные органы руководствовались исключительно трудовым стажем, то уже сегодня он не имеет такого значения, теперь учитывается страховой, т.е. периоды, когда гражданин РФ делал взносы в ПФР (учитываются страховые отчисления). Предлагаем углубиться в основные тезисы и понятия.

Закон 400-РФ о трудовых пенсиях в РФ в последней редакции с комментариями

В настоящем ФЗ РФ, регулирующего порядок трудовых начислений установлены:

  1. Общие положения и понятия.
  2. Виды пенсионных начислений:
    по старости;
    по инвалидности;
    по утере кормильца.
  3. Основное толкование понятия «страховой стаж».
  4. Порядок пенсионных начислений, согласно этому значению.
  5. Размеры и формулы начислений.
  6. Право на досрочный выход на пенсию.
  7. Доставка выплат, порядок выхода на пенсию по страховому стажу и прочие моменты.

По сути, этот Федеральный Закон во многом повторяет предыдущий законопроект (о трудовых начислениях), однако комментарии к каждой его статье поясняют основную разницу, и дают понимание их полного различия. Самые важные тезисы закреплены в части настоящего ФЗ, регламентирующего порядок учета (внесения) страхового стажа. В частности, к таковому, помимо рабочего времени с учетом неизменных взносов в ПФ РФ, относят такой список:


  • прохождение воинской или приравненной к ней службы;
  • выплаты пособий по временной нетрудоспособности;
  • уход за каждым рожденным или усыновленным ребенком (здесь уточняется: этот период в общем обсчете не должен превышать 6 лет);
  • периоды, которые гражданин числился в службе занятости населения;
  • периоды, в которые граждане находились под стражей либо отбывали наказание, но при условии их дальнейшей реабилитации;
  • периоды ухода за гражданином старше 80 лет, либо за инвалидом 1 группы, в т.ч. учитывается время ухода за ребенком инвалидом;
  • периоды, в которые семья военного контрактника не имела возможности трудоустроиться и с условием, что в это время пребывала вместе с ним по месту его службы;
  • время дипломатической работы за рубежами РФ (максимально – 5 лет).

В положении Федерального Закона указано, что все эти периоды учитываются для обеспечения государственными страховыми пенсиями граждан только если до и после них соответственное лицо регулярно делало (без удержания) страховые перечисления в ПФР. Ознакомиться с полным текстом настоящего законопроекта или скачать его онлайн с дополнениями и комментариями можно на профильных ресурсах, например, на портале Консультант Плюс.

Кстати, найти закон о страховых пенсиях в РФ 2017, действующий, с комментариями, можно в следующей статье .

173 ФЗ последние изменения на сегодня и комментарии

Настоящий закон 173 РФ о трудовых пенсиях в РФ в последней редакции с начала 2015 года (конкретнее с января) уже не применяется. Исключение — глава номер два, пункты и подпункты регламентирующие порядок пенсионных начислений (в данном варианте трудовых) для дальнейшей возможности определить страховой стаж, но только по части, которая не входит в противоречия с ФЗ РФ No400.

Данный закон (ФЗ №173) разделяет трудовую пенсию на две части: накопительную и страховую. Первую часть граждане собирают самостоятельно на собственном счете, вторую — гарантирует государство, поэтому для нее важен стаж. В новой редакции также имеются сведения об уменьшении надбавки для работающих пенсионеров, но коснуться они только тех из них, кто имеет среднегодовой доход более 1 млн. рублей.

Трудовая пенсия — это важнейший элемент социального обеспечения, действующий в РФ. Поэтому его регламентирует целое пенсионное законодательство, состоящее из разных законных, подзаконных актов. Входит сюда и государственный Закон ФЗ 173 указывающим, что такое трудовая пенсия, его последняя редакция, изменения к ней. Но этот некогда обширный российский документ (дата вступления в силу 2001 год, декабрь), сила которого распространялась на большинство вопросов в сфере, сейчас является тенью самого себя.

Так как с 2015 г. действует Закон РФ №400-ФЗ, который указал, что ФЗ 173, его последняя редакция больше не используется, то есть трудовая пенсия, все отношения, связанные с ней, регулируется другими законами, но за исключением норм, указывающих порядок исчисления таких выплат.

173 ФЗ о трудовых пенсиях в Российской Федерации – основные положения

Задать вопрос юристу

По любым вопросам обращайтесь к нашим юристам через данную форму!