Внеклассное мероприятие «Дерево держится корнями, а человек семьей. Моя родословная. Урок праздник-игра "моя родословная"

22.06.2019

Зоя Максимова

Шежере - праздники родословной

НОВАЯ ФОРМА ПАТРИОТИЧЕСКОГО ВОСПИТАНИЯ НАСЕЛЕНИЯ

Мой край! На огненных конях
Скакал ты по холмам и по равнинам.
Историю писал ты на камнях -
Когда меня и не было в помине.

Воспитание во все времена было заботой всего общества. Оно опиралось на общественные идеалы, на народные духовные ценности.
Чтобы воспитать патриота своей страны, нужно хорошо знать свой край, род, язык, культуру и его историю.
В нашем районе сложилась целая система мер по возрождению истинной любви к своему народу: это изучение родного края, национальных традиций и обычаев, воспитание уважения к историческому прошлому.
Трудом и старанием многих калтасинцев создавалась славная история района. Это судьба наших дедов, отцов и нас, живущих на благодатной калтасинской земле.
Судьба нашего края неотделима от великих исторических событий, от жизни республики и страны.
Калтасинская земля помнит повстанцев Крестьянской войны 1773-1775 годов. Наши предки во время Отечественной войны 1812 года в составе русских войск дошли до Парижа.
В грозные годы Гражданской войны здесь тоже происходили крупные политические события. В честь героя Гражданской войны, красного командира, кавалера ордена Красного Знамени Шаптрая Кудаевича Кудаева установлен монумент на его родине в деревне Чилибеево, а прах, привезенный из Москвы, замурован в нем.
В веках будут жить имена Героев Советского Союза - уроженцев нашего района Тимиряя Кубакаевича Кубакаева, Дмитрия Ильича Лазарева, Василия Семеновича Васильева, Петра Ивановича Сюткина.
Их нет сегодня среди нас. Двоим - Васильеву и Кубакаеву - высокое и почетное звание присвоено посмертно. Одному - в боях за Советскую Литву, другому - в сражениях за станцию Красновку, что расположена в Ростовской области.
Жители района глубоко чтят память погибших на войне. Их имена увековечены на мемориальных досках, обелисках и в музеях.
В тяжелые военные и послевоенные годы люди с большим подъемом стремились построить новую жизнь и построили. Наши земляки принимали активное участие в строительстве московского метрополитена. Каждый пятый метростроевец был посланцем нашего района.
На территории района в 50-е годы прошлого столетия вырос поселок нефтяников Краснохолмский и позднее поселок Кутерем, которые на сегодняшний день переименованы в села.
Великий боевой и трудовой подвиг нашего народа неизмерим.
В этом году наша республика отмечает 450-летний юбилей вхождения Башкортостана в состав Российского государства.
В нашем Калтасинском районе осенью прошлого года открылась целая панорама праздничных мероприятий, посвященных этому славному юбилею.
Это фестиваль народного творчества «Узами братства», в котором принимают участие все трудовые коллективы и школы района. Состоялись смотры, конкурсы, КВНы «Мы едины», спортивные мероприятия.
Но особенно ярко проходят праздники «Шежере байрамы» в башкирских и татарских деревнях, «Шочмо тукым пайрем» - в марийских, «Чыжы выжыослэн празднизы» в удмуртских деревнях, праздники родословной «Здравствуйте, односельчане» в других населенных пунктах.
Инициатива проведения народного праздника «Шежере байрамы» принадлежит Правительству Республики Башкортостан. В рамках подготовки к знаменательной дате «450 лет в составе России», в целях привлечения населения Республики Башкортостан к изучению своей родословной, истории родного края Правительство РБ своим постановлением от 10 мая 2006 года рекомендовало администрациям муниципальных районов, городских округов и сельских поселений обеспечить ежегодное проведение народного праздника «Шежере байрамы» («Праздник родословной») в населенных пунктах.
Ведь, как известно, праздники и обряды всегда оказывали на людей огромное воспитательное воздействие, обогащая их духовно и нравственно.
25 ноября прошлого года в нашем районе впервые за всю историю его существования произошло знаменательное событие: состоялся народный праздник «Шежере байрамы». Проводился он в деревне Новый Аткуль, в доме семьи Саматовых.
К назначенному времени здесь собрались не только родственники семьи Саматовых, друзья и жители деревни Новый Аткуль, но и главы сельских поселений, работники культурно-просветительных учреждений, учителя и учащиеся Нижнекачмашевской школы.
Звучит башкирская мелодия. Хлебосольная группа встречает гостей. Глава семейства Саматовых - Риф Саматович приглашает гостей во двор, который украшен флагами, предметами выставок, где ждет своих посетителей также красочно украшенная башкирская юрта (тирмэ).
О своей родословной, об истории деревни Новый Аткуль и ее роли в судьбе Отечества рассказал Р.С. Саматов.
Риф Саматович Саматов, известный всему Калтасинскому району многоуважаемый человек, сделал не только своему роду, но и всему Калтасинскому району неоценимый подарок - создал шежере своих предков, когда ему уже исполнилось 70 лет.
«Мне интересно было знать свое происхождение, кем же считали себя мои предки в стародавние времена, - рассказывает Риф Саматович. - В какой-то мере найти ответ на интересующие меня вопросы помогли рассказы старожилов деревни, материалы республиканского архива и выпущенная литература о северо-западных башкирах. В хронологическом порядке я проследил историю образования и развития деревень Старый Аткуль и Новый Аткуль, жизнь и быт многих предков, начиная с 1729 года по настоящее время».
В результате неутомимого кропотливого труда родился такой ценный исторический документ, который достоин своего достойного завершения - публикации его отдельной книгой.
Нужно сказать, что исследования Р. Саматова содержат достоверные сведения жизни и быта не только деревни Новый Аткуль, но и других деревень Бирского уезда Уфимской губернии. Полученные сведения и исторические факты он стремился систематизировать таким образом, чтобы выходцы из Нового Аткуля знали свою малую родину, корни своих предков и гордились как прошлым, так и настоящим родного очага.
Как выяснил Р. Саматов по архивным данным, «деревня Аткуль образовалась еще до 1729 года. Предки новоаткульцев жили во владениях Гарейской волости в деревне Старый Аткуль. Ввиду недостатка земли для сельскохозяйственного пользования некоторые жители деревни решили переселиться и образовать новую деревню. В этих целях земская управа выделила землю на том самом месте, где в настоящее время расположена деревня Барсук, и здесь в 1834 году предки новоаткульцев основали деревню под названием Новый Аткуль с населением 30 башкир в 5 дворах. А по сведениям земства по Бирскому уезду за 1902 год в д. Новый Аткуль числилось башкир-вотчинников уже 236 человек мужского пола в 80 дворах. Земля у крестьян деревни Новый Аткуль была бедная, песчаная и не могла их прокормить. По их ходатайству жителям было разрешено переселиться на новое место, и им отвели земли, расположенные рядом с деревней Нижний Качмаш. В 1910 году вся деревня Новый Аткуль со своего первоначального места переселилась и обосновалась на теперешнем месте, сохранив свое прежнее название».
Неоценимой заслугой Рифа Саматовича является еще то, что он после долгих кропотливых изысканий сумел составить родословную таблицу рода Зангировых (по отцовской линии), куда относится он сам и его предки.
Зангировцы всегда были на высоте. Риф Саматов очень горд тем, что его предки, где бы они ни жили или ни трудились, всегда оставляли только добрый след. Они, как и весь башкирский народ, активно участвовали в защите своего Отечества. В архивах имеются сведения, что его предки принимали участие в военной кампании против французов на территории Польши и Пруссии в 1805-1807 годах, во время Отечественной войны 1812 года, на фронтах первой мировой войны, в Гражданской войне, финской кампании и на фронтах Великой Отечественной.
Вот интересный пример. Их родоначальник Муратхузя Зангиров, имея опыт боевых действий в 1807-1809 годах, не мог остаться в стороне, и в рядах «северных амуров» (башкирская конница) сражался в Отечественной войне 1812 года против войск Наполеона Бонапарта. За проявленную храбрость и воинскую доблесть зауряд-хорунжий Муратхузя сын Зангиров был награжден двумя серебряными медалями - «За взятие Парижа 19 марта 1814 года» и «В память войны 1812 года».
Ко всему этому надо добавить, что у Муратхузя Зангирова были сыновья: Багаутдин, Шарафутдин, Шаймардан, Кихазмет, Фархутдин, которые так же, как и их отец, служили Отечеству верой и правдой.
Образцы героизма, стойкости показали новоаткульцы и на фронтах Великой Отечественной войны. На фронт были призваны 100 мужчин, а погибли и не вернулись с поля боя 35 односельчан. Среди них есть и из рода Зангировых.
В своих исследованиях Риф Саматов подробно описывает культуру и быт своих земляков, о том, как они исполняли религиозные и другие обряды, как трудились в сельском хозяйстве, повышали свой образовательный уровень и так далее. Интересная деталь: на сегодня выходцев из Нового Аткуля с высшим образованием более 120 человек. Это несмотря на то, что даже в благоприятные годы в деревне было всего 84 двора. В деревне есть семьи, где по 5-6 детей имеют высшее образование.
Обо всем этом и о многих аспектах сельской жизни и быта, о его жителях, о роде Зангировых более подробно говорили и вспоминали на народном празднике «Шежере байрамы» в деревне Новый Аткуль. Праздник у всех его участников оставил добрый след. Так, например, одна из его участниц - женщина средних лет - громко заявила: «Ой, как жалко, зачем же такие праздники не проводили раньше. Почему же наши люди мало знают о своем родословии? Если бы все знали шежере своего рода, то меньше делали бы зла люди друг другу. Они постеснялись бы предать забвению заветы родовой солидарности, память отцов и дедов».
Да, в современных условиях, когда башкирский народ вновь обратился к собственным корням и своей богатейшей истории, народный праздник «Шежере байрамы» и в нашем Калтасинском районе может стать одним из тех праздников, которые послужат сохранению национальных традиций и преемственности поколений, воспитанию детей, молодежи в духе патриотизма.
В этом году праздники родословной продолжились. Они уже состоялись в начальной школе деревне Кокуш, в Калтасинских средних школах № 1 и № 2, Большекачаковском, Кельтеевском, Старояшевском, Тюльдинском, Бабаевском, Качкин-Тураевском, Кугарчинском, Верхне-Тыхтемском, Калмиябашевском сельских Домах культуры.
«Имя твое - в корнях твоих» - так назывался праздничный вечер «Шежере - байрамы», который состоялся на сцене сельского Дома культуры деревни Тюльди. Здесь родословную своих семей представили местные жители Георгий Ачибаев и Евгений Кабитов.
Древние люди хорошо знали свою родословную до седьмого колена. Одни сохраняли имена своих предков в памяти, а другие записывали их. Так появилось русское слово «родословная», башкирское - «шежере», марийское «родо тукым». Но значение этих слов остается одинаковым.
Вспоминая о своих предках, вспоминаешь и о тех краях, где они прожили свою жизнь. Это родное место - деревня Тюльди, название которой происходит от старинного мужского имени Толдыбай. Человек с этим именем и стал основателем этой деревни, жители которой в прошлом году отметили 375-летний юбилей.
«Корень дерева проходит сквозь землю, а корень людей - через весь мир тянется» - так говорят в народе. Вот и корни нынешних жителей деревни Тюльди тянутся к своему основателю.
Родословную своей семьи представил на празднике коренной житель деревни Георгий Ячибаев. Историю его рода составляет восемь поколений.
В своем выступлении Георгий Ачибаев отметил, что работа над родословной его семьи на этом не закончилась, ее обязательно продолжат его дети и последующие члены его семьи.
1840-е годы. Середина XIX-го века - примерно с этого времени ведет начало родословная семьи Кабитовых, то есть тех членов, которых удалось вспомнить на сегодняшний день. Более подробно Евгений Кабитов, который, кстати, является председателем совета ветеранов Тюльдинского сельсовета, остановился на более позднем поколении своего рода.
Не обошлось на празднике без танцев, музыки, а также выставки местных мастериц-рукодельниц.
В завершение директор сельского Дома культуры Люция Байрамова исполнила песню на марийском языке.
Праздник окончен, но всегда будет жить в сердцах его участников народная мудрость: «Богатым считается не тот, у кого скотина на дворе, живность, а тот, у кого есть сыновья и дочери».
На днях в Кельтеевском сельском Доме культуры состоялся праздник родословной (Родо-тукым), где были представлены родословные двух семей - Ислаевых и Байдемировых.
Началось мероприятие выступлением председателя женсовета деревни Б. Кельтей, заведующей местной библиотекой М.И. Ислаевой, которая рассказала собравшимся об истории дружбы других народов. Человек рождается на свет, и то место, где он родился и жил, становится для него самым родным. Родной стала деревня Кельтей для Саскавий Ислаевой, где прожила с мужем Михаилом более сорока лет. Прошлое - это не только перечень событий, но и судьбы, яркие страницы биографии реальных людей. О судьбе дедушки Михаила Ислаева рассказала его внучка Людмила Ислаева, ученица Кельтеевской СОШ. Глава семьи, Михаил Ислаевич, долгие годы работал бухгалтером колхоза «Родина», был участником Великой Отечественной войны. Вместе с женой Саскавий Ирбулатовной воспитали пятерых детей, все они стали достойными людьми. Сейчас у них уже 18 внуков и 16 правнуков.
Большой интерес вызвала у зрителей также судьба рода Байдемировых из деревни Графск. Заведующая сельским клубом Любовь Валикаева представила свою маму, Байдемирову Марию Ивановну, и рассказала историю своих родителей. Мария Ивановна и Николай Пайтуллович вырастили и воспитали троих детей, у них 12 внуков и 13 правнуков. Затем семья уехала в Казахстан. Николай Пайтуллович трудился механизатором, поднимал целину. Но им пришлось вернуться на родину.
Старейших членов семьи пришли поздравить дети, внуки, правнуки, близкие и просто знакомые. Зрителям и гостям были представлены стенды с фотографиями, письмами из семейного архива. Особым достоянием семьи стали сохранившиеся боевые и трудовые награды. Школьники в этот вечер читали стихи, пели песни, танцевали. Администрация сельского поселения вручила им памятные подарки и цветы.
Шежере байрамы - особенный праздник. Он не похож на традиционный тем, что не имеет своей красной даты на календаре. Фамильная гордость, интерес к своей родословной - все эти ветви генеалогического древа, имя которому патриотизм. Нельзя жить Иванами, не помнящими родства, невозможно изучать историю Родины в отрыве от родного края.
Праздники родословной прошли уже во многих деревнях Калтасинского района. На прошлой неделе эта своеобразная эстафета народного творчества дошла до деревни Калмиябаш.
Жители деревень не часто имеют возможность побывать на каких-либо праздниках. А то, что происходило тем вечером в Калмиябашевском Доме культуры, зал которого не мог вместить всех желающих, можно смело назвать праздником, воспитывающим самые лучшие человеческие качества - любовь к Родине, своему краю.
На этот раз были представлены родословные семей Ибатовых и Шакиртовых.
Родоначальники этих семей с давних пор жили на калмиябашевской земле, и из ныне живущих мало кто покинул родные места. Конечно, за многие годы количество родственников увеличилось, некоторые разъехались и проживают в других регионах, но непременно помнят о своей малой родине и по возможности приезжают сюда.
О родословной семьи Шакиртовых рассказал Роберт Шарапович, методист районного отдела образования. Имена и годы жизни членов этой семьи были вписаны в таблицу, по которой Роберт Шарапович подробно рассказал о каждом из родственников.
Кстати, при выступлении Роберта Шакиртова, как только он называл имена родственников, они появлялись в зале в прямом смысле этого слова. Услышав знакомые имена, зрители (дети и взрослые) говорили, что также относятся к той или иной ветви древа Шакиртовых. Роберт Шарапович непременно обещал вписать упущенное и дополнить родословную новыми именами.
Далее пошел разговор о семье Ибатовых. Родословная этой семьи также оказалась довольно обширной и богатой на достойные имена её представителей. Семьи Ибатовых и Шакиртовых являются родственными, поэтому одни и те же имена встречаются у обоих рассказчиков.
Перед началом праздника все с нетерпением ждали приезда капитана авиации в отставке Филимона Ибатова, который преподает военную подготовку в одном из лицеев города Нефтекамска, что находится неподалеку от Калтасинского района.
Его рассказ все слушали с интересом, и не раз в зрительном зале раздавался смех, когда седовласый капитан шутил. К тому же он еще пишет стихи, которые и читал зрителям. Не обошлось на празднике и без народного творчества, были исполнены марийские песни и частушки. Вообще все получилось на славу.
Эта встреча детей и родителей с замечательными людьми, безусловно, оставила в их душах добрый след.
«Изучаем свою родословную» - так звучала тема открытого урока в седьмом классе Калтасинской средней школы № 2. О родословной, или плане о шежере школьники впервые узнают на уроках по истории Башкортостана, но в учебниках об этом говорится немного. Поэтому Татьяна Шуматова, учитель истории Башкортостана, решила посвятить изучению родословной целый цикл уроков.
В начале урока Татьяна Шакиевна подробно рассказала ребятам о происхождении слова «шежере», о том, как звучит это слово на марийском и удмуртском языках.
Ребята к уроку подготовились очень основательно, принесли народные костюмы, утварь, предметы быта.
Один из учеников рассказал своим одноклассникам об особенностях быта древних башкир, о том, как они вели домашнее хозяйство.
Другие ребята приготовили родословную своей семьи, принесли фотографии и краткие биографические справки по каждому из членов рода, который у каждого из учеников оказался достаточно многочисленным и насчитывает немало достойных людей, которые прожили славную трудовую жизнь.
Завершила Татьяна Шакиевна открытый урок строками стихотворения народного поэта Равиля Бикбаева «Семь поколений рода моего»:
Случись, померкнет жизни красота
И жар души затопит пустота, -
Как семь джигитов, явят мне родство
Семь поколений рода моего.
Они придут, на помощь мне спеша, -
Тухват, Шараф, Хасан, Мухаметша -
Сквозь снег и свет, как семь богатырей, -
Кутлуахмет, Бикбай, Асылгарей.

История рода человека очень тесно переплетается и с историей мест проживания.
Изначально родословные передавались из уст в уста в течение многих поколений, и их хранение доверялось уважаемым грамотным людям, которые никоим образом не могли утратить ценных сведений о племени или роде.
Сегодня люди крайне заинтересованы в том, чтобы их семьи знали свои истоки и своих предков. Поэтому они стараются по любым источникам восстановить генеалогическое древо своего рода.
У некоторых это получается довольно успешно.
«Наш род - род Зайниевых начинался от Шамыкая. Шамыкаев Зайний родился в 1857 году. С детства он воспитывался в труде. Его отец всегда требовал порядочности, дисциплинированности. Он для своего времени был грамотным. Он умел писать, читать», - так начал рассказ о своей родословной Султангареев Ю.Г. - председатель ветеранской организации СП Старояшевский сельсовет.
Долгожители в роду Зайния: дочь, которая прожила 102 года, сын Аклий - 94 года, сын Султангарей - 90 лет, сноха Евдокия - 92 года, внучка Аймалче - 82 года.
«Желаем всем, чтобы и дальше продолжалась успешно родовая традиция Зайния. Для этого надо прилагать все силы для воспитания подрастающего поколения рода Зайниевых, какую бы они фамилию в настоящее время ни носили», - сказал он на встрече с учащимися и земляками Старояшевского сельсовета.
Гизитдинова Фроня Хакимовна и Мензаиров Мензарип Мензаирович - жители деревни Качкин Турай встретились с учащимися и своими земляками в сельском клубе и рассказали о роде своем. Эта встреча носила воспитательный характер.
В деревне Бабаеве жители подробно познакомились с родом Ахмадиева Ивана Тимиршиновича, Тимирбаева Олега Тимофеевича. В деревне Большой Качак - с родами Байметовых и Галимзяновых.
При подготовке шежере школьники собирают сведения об известных личностях своего рода, копаются в семейных архивах, разыскивают предков, изучают их ремесла.
Самое приятное, что в эту большую и очень кропотливую работу постепенно втянулись и их родители. Все вместе они собирали по крупицам историю не только своих семей, но и деревень.
Все более популярным становится в Башкортостане праздник родословной «Шежере байрамы».
У горожан и сельчан возрождается интерес к истории своего рода, семьи, национальным традициям и обычаям.
Подготовка к 450-летию добровольного вхождения Башкирии в состав России заметно повлияла на этот интерес. Потому что шежере - один из важнейших источников истории народа, объединения башкирского, русского и всех других народов.
Праздник шежере - это праздник семьи, праздник, который по-новому заставляет посмотреть на свои семейные корни, по-новому оценить исторические события, которыми была богата наша земля.

Вы можете высказать свое суждение об этом материале в

Сценарий творческого проекта «Моя семья – моя родословная».

Задачи:

Способствовать формированию нравственной культуры учащихся, уважительного отношения к родителям, взаимопонимания и терпимости в отношениях взрослых и детей.

Формировать у учащихся представления о семье, как о людях, которые любят друг друга, заботятся друг о друге.

Развивать семейное творчество и сотрудничество семьи и школы, воспитание у учащихся интереса и любознательности, открытости, положительных эмоций; чувства любви и уважения к родителям, гордости за свою семью; сплочение классного коллектива.

Воспитывать ответственное отношение к порученному делу, учиться выполнять совместно общее дело; воспитание духовных потребностей: любовь и уважение к окружающим.

Ход мероприятия:

Ведущий: Уважаемые родители, дети и гости, сегодня мы собрались, чтобы устроить отдых вам и забыть повседневные заботы и хлопоты. Чувствуйте себя уютно, как дома, ведь вы находитесь во втором доме ваших детей – школе. Я рада видеть вас в нашем классе.(Представление гостей)

Детям предлагается разгадать ребус: 7 я.

Семья - что это такое?

Ребята, как вы понимаете, что такое семья? (Высказывают своё мнение.)

Рассмотрите схему - объяснение понятия "семья". (Рассматривают схему и объясняют.)

Ведущий: У каждого из нас есть своя семья, родительский дом, где нас ждут, помнят и за всё простят. Именно в семье мы учимся любви, ответственности, заботе и уважению. И где бы мы ни были, мы всегда помним о своей семье, о близких нам людях: о родителях, сёстрах и братьях, бабушках и дедушках.

Чтец: В семейном кругу мы растём

В семейном кругу все корни твои.

И в жизнь ты входишь из семьи.

В семейном кругу мы жизнь создаём.

Основа основ – родительский дом.

Анализ сочинений на тему «Традиции моей семьи».

Семейная традиция – это то, что перешло от одного поколения к другому.

Прочитав сочинения детей, узнала, что каждый ребёнок гордится своей семьей, дети пишут, что семейные традиции сближают всех родных и делают семью дружной и крепкой. У многих семей традиция – это семейные праздники: дни рождения, Новый год, 1 сентября, когда все собираются за одним столом и поздравляют друг друга. Также дети отмечают и то, что в семье учат правилам этикета. Об этом написали в своих сочинениях: Сибиряков В., Попова К., Гагарин Н., Перевощиков А., Балтачева С., Мутных С., Брылякова А., Дряхлова В., Меньшикова С., Буторин И., Кутявина В. Во многих семьях любят животных и природу, поэтому выезжают всей семьёй в лес. Такие прогулки объединяют взрослых и детей. Написали в своих сочинениях Коньков Д., Анохин И., Дьяконов И., Ушакова Ю.

Ашихмин Егор написал о том, традицией в его семье стало, то, что по выходным они стряпают, он очень любит выпечку бабушки, аромат её булочек и пирожков распространяется по всему подъезду и бабушка любит угощать соседей.

Данил Бабинцев написал о том, что вот уже несколько лет они с папой в Крещение купаются в проруби.

А вот в семье Журавлёвых поистине настоящая традиция. Их традиции по бабушкиной линии уже несколько десятков лет. Все получили музыкальное образование. Даниил будет четвёртым поколением, закончившим музыкальную школу по классу фортепьяно.

Семья Русских Егора большая: трое детей, папа и мама. Каждый год на протяжении 13 лет ко Дню Победы эта семья своими руками изготовляет подарки, рисуют открытки и во время парада дарят эти сувениры ветеранам.

Что такое родословная?

Ведущий: Мы плохо знаем свои корни. Это наша беда. Ведь фамильная гордость и интерес к истокам собственной родословной - это две ветви одного дерева. Нельзя жить, не зная родства, нельзя изучать историю Родины в отрыве от истории родного края, от истории своей семьи. Семейная память важна для воспитания чувства гордости свой род.

Для чего люди составляют родословные?

А как вы думаете, для чего люди составляют родословные?

Семейная история (родословная) поможет взглянуть на себя со стороны. А, может быть, вы узнаете что-то такое, что поможет возгордиться вам своей семьёй.(Высказывания детей)

Человек растёт и задумывается над вопросом: «Кто я? Откуда я? Каковы мои корни?» издавна одной из традиций русского народа было знание своих предков, своей родословной. Сегодня старинная традиция возвращается. Вот и мы с вами попытались составить свои родословные. Сейчас мы услышим рассказы семей о своей родословной, о родственниках, которыми можно гордиться.

1 конкурс – «Родословное древо. (родители и дети защищают свои творческие работы).

Песня «Потолок ледяной». (Исполняет Меньшикова Софья)

Чтобы не было скучно, нужно чередовать конкурсы «Семь нот» и «Семь раз отмерь». Ведущий: Наши семьи не только музыкальны, но могут похвастаться своим рукоделием, умением создавать красивые и полезные вещи, необходимые в хозяйстве или просто приносящие в наш дом тепло. Эти предметы делают наш дом уютней, непохожим на другие дома. "Семь раз отмерь" - следующая страничка нашего мероприятия.

Стихотворение «Что может быть семьи дороже?»

(Читает Мутных Саша).

Что может быть семьи дороже?

Теплом встречает отчий дом,

Здесь ждут тебя всегда с любовью,

И провожают в путь с добром!

Отец и мать, и дети дружно,

Сидят за праздничным столом,

И вместе им совсем не скучно,

А интересно вчетвером!

Малыш для старших как любимец,

Родители - во всем мудрей,

Любимый папа - друг, кормилец,

А мама ближе всех, родней.

Любите! И цените счастье!

Оно рождается в семье,

Что может быть ее дороже,

На этой сказочной земле!

Песня Бременских музыкантов (поёт Калабин Даниил)

Внимание, газета! Конкурс «Вкуснятина».

КОНКУРС “ДОМ МОЕЙ МЕЧТЫ”

Ведущий: Друзья, вы задумывались, почему так говорят:

“Мой дом – моя крепость”?

Команды отвечают.

– Несомненно, у человека должен быть дом, и не просто крыша над головой, а место, где его любят и ждут, понимают, принимают таким, каков он есть, место, где человеку тепло и уютно. Сегодня на празднике каждая семья может построить дом своей мечты. Пусть ваша семья превратится в строительную бригаду. Предлагаю каждой команде набор кирпичей. Раздает конверты с “кирпичиками”. Сумейте договориться, из каких кирпичей вы построите дом. На четырех кирпичах у вас уже написаны слова “здоровье”, “любовь”, “понимание”, “улыбка”. Остальное надо подписать. Придумайте, какие кирпичи возьмете для строительства своего чудесного дома. Крыше можно дать свое название. Итак, приготовьтесь к защите своего проекта.

Стих «Семья» (читает Сибиряков Владик)

Семья – это счастье, любовь и удача,

Семья – это летом поездки на дачу.

Семья – это праздник, семейные даты,

Подарки, покупки, приятные траты.

Рождение детей, первый шаг, первый лепет,

Мечты о хорошем, волнение и трепет.

Семья – это труд, друг о друге забота,

Семья – это много домашней работы.

Семья – это важно!

Семья – это сложно!

Но счастливо жить одному невозможно!

Всегда будьте вместе, любовь берегите,

Хочу, чтоб про нас говорили друзья:

Какая хорошая Ваша семья!

Подведение итогов, чаепитие.


Сценарий детского праздника - сценарий детского праздника Дерево дo небес (моя родословная) - сценарий детского праздника Действующие лица : Прошлое.

Реквизит

Ватман, на котором нарисовано дерево,

Яблоки, вырезанные из цветной бумаги, с написанными на них заданиями,

Фотографии детей, ножницы,

Карандаши или фломастеры,

Листы бумаги,

Набор цветной бумаги,

Листочки, на которых написаны «звания» родственников и степени их родства,

Цветные пайетки,

Свиток, склеенный из листов, с печатью.

Составление генеалогического дерева способствует изучению ребенком истории своей семьи, воспитанию гордости за принадлежность к своему роду, своей фамилии, пробуждению желания стать достойными продолжателями своего рода. Составление родословной сплачивает семью.

В комнату входит папа, одетый в костюм Прошлого.

Прошлое : Я

— Прошлое вашей семьи. То есть то, что уже прошло. Я храню те времена, когда жили ваши прапрабабушки и прапрадедушки, когда только-только познакомились, а потом поженились ваши мама и папа, когда вы, мои юные друзья, появились на свет... Своих предков нужно помнить, знать историю своего рода, уважать тех, кто жил до тебя, не забывать об их достижениях и делах.

А что вы знаете о прошлых поколениях?

Дети рассказывают.

Прошлое : Много знаете про бабушек и про дедушек. Очень интересно. Сегодня мы с вами будем составлять родословную вашей семьи. Знаете, что такое родословная?

Дети отвечают.

Прошлое : Вообще, составление и ведение родословной издавна являлось частью традиционной культуры многих народов России. Когда земли и имущество стали передавать по наследству, ведение родословной стало очень актуальным. Поэтому чаще всего ее составляли высшие слои общества. Однако родословную старались вести во всех семьях, независимо от их сословной принадлежности. Крестьяне, ремесленники, казаки бережно относились к родословной.

Владевшие грамотой записывали ее, например, на оборотной стороне старинных семейных икон, неграмотные передавали память о своих предках устно, как сказки, былины или пословицы.

Итак, наша родословная будет оформлена в виде дерева.

Прошлое крепит на стену ватман, на котором нарисовано дерево. К дереву приклеены яблоки из цветной бумаги, на обратной стороне яблок написаны задания.

Прошлое : Посмотрите на это дерево, оно олицетворяет ваш род

— с одной стороны кроны

— прародители по маминой линии, а с другой

— по папиной. Знаете, почему именно дерево станет основой вашей семейной родословной?

Мама : Нет. Расскажи.

Прошлое : Потому что оно имеет корни

— это ваши предки

— и ветви

— это молодые поколения. Корни

— это те, от кого пошел ваш род. Начнем мы, конечно, с вас, дети. Сорвем яблоко, которое растет выше всех. Задание: приклейте на яблоки свои фотографии, подпишите фамилию, имя, отчество и дату рождения.

Мы приклеим эти яблоки на самой верхушке дерева.

Дети вырезают свои портреты и приклеивают их на яблоки, а затем

— на вершину «генеалогического дерева».

Прошлое : Под фотографиями обязательно нужно написать фамилию, имя, отчество и дату рождения. Кстати, знаете ли вы, почему ваши родители назвали вас именно так? Что означают ваши имена?

Дети рассказывают. Если они затрудняются ответить, за них рассказывает мама.

Прошлое : А теперь скажите мне, как зовут ваших родителей?

Дети называют.

Прошлое : А что вы можете рассказать о них? Может быть, вспомните какой-нибудь интересный случай, когда мама или папа вам очень помогли или, напротив, очень вас обидели?

Дети рассказывают о родителях. Прошлое «срывает» два яблока с ветки чуть пониже.

Прошлое : Портреты родителей я предлагаю вам нарисовать. А потом мы также подпишем их даты рождения и приклеим портреты на ветви нашего дерева.

После того как портреты готовы, их также приклеивают на яблоки, вырезанные из ватмана.

Прошлое : А теперь я предлагаю вам сыграть в игру «Веселая семейка».

Игра «Веселая семейка»

Все садятся в круг так, чтобы один стул был свободным. В центре.круга стоит водящий. Каждый участник, сидящий в кругу, называет себя членом семьи, которым он хотел бы стать, объясняя при этом, почему.

Например : «Я выбираю роль мамы, так как она добрая». Участник, сидящий слева от свободного стула, хлопает правой рукой по нему и называет любую из выбранных ролей (мамы, папы, дочки, сына, бабушки, дедушки и т. д.). Тот, кто услышал выбранную им роль, должен занять свободный стул.

Участник, справа от которого освободился стул, должен хлопнуть по нему и назвать другого члена семьи.

Задача водящего

— успеть занять стул до хлопка. Тот, кто не успел хлопнуть, становится водящим.

Прошлое : Вы молодцы! Здорово играете! Но вернемся к истории нашей семьи. Вы

— дети. Ваши мама и папа

— это ваши родители. А у ваших родителей есть родители? Как вы их называете? Дети: Бабушки и дедушки. Прошлое: Верно. Я расскажу вам стихотворение о них.

У бабушки и дедушки все время интересно : Мы с дедом чиним лестницу и напеваем песню, Мы с бабушкой на кухне стряпаем оладушки, А после в огороде цветы сажаем с бабушкой. У бабушки и дедушки что хочешь, разрешается. Здесь на диване прыгаем, подушками кидаемся. А бабушка и дедушка на нас не обижаются, Они и не ругаются, а только улыбаются. Остаться бы у бабушки, у дедушки б остаться, Но папе с мамой скучно, и надо возвращаться.

А в воскресенье снова приехать в этот дом, Где бабушка нас встретит любимым пирогом.

Прошлое срывает яблоки с ветвей, расположенных еще Читает задание.

Прошлое : Задание: сравните ваших бабушек и дедушек с какими-нибудь цветами. Объясняю. Когда вы приезжаете в гости к бабушке, например, по маминой линии, видите ее добрые глаза, счастливую улыбку, слышите ее мягкий спокойный голос, какой цвет вы при этом можете представить? Дети: Желтый, красный, оранжевый... Прошлое: Теперь подумайте о дедушке.

Вот он, серьезный, читает газету, вот смотрит любимую телепередачу, вот, задумавшись о чем-то, пьет крепкий чай. Какой цвет приходит на ум, когда вы думаете о дедушке? Дети: Синий, фиолетовый...

Прошлое : Также представьте бабушку и дедушку по папиной линии. Определились с цветами? Теперь возьмите листы цветной бумаги и нарисуйте на них силуэты бабушек и дедушек.

Каждый силуэт на отдельном листе, выбрав тот цвет, на котором вы остановились.

Дети выполняют задание, затем приклеивают вырезанные силуэты на дерево, подписав дату рождения, фамилию, имя и отчество бабушек и дедушек.

Прошлое : Ответьте мне на один непростой вопрос: кем приходится ваш папа вашему дедушке?

Дети : Сыном.

Прошлое : Да, молодцы! А теперь, чтобы проверить, как вы разбираетесь в родственных связях, поиграем в игру.

Игра «Распутай цепочки родства»

Участникам игры выдаются листочки, на которых написаны «звание» и степень родства. Игроки должны расположить их по порядку и по принадлежности материнской или отцовской линии.

Надписи на листочках : «Бабушка, мамина мама», «Бабушка, папина мама», «Дедушка, мамин папа», «Дедушка, папин папа», «Тетя, мамина сестра», «Дядя, папин брат», «Мама», «Папа», «Двоюродные братья, тетины дети», «Дядя, тетин муж», «Троюродная сестра, дочь двоюродного брата», «Племянники, дети брата или сестры» и т. д.

Прошлое : Ну вот, с родственными связями разобрались. А у ваших родителей есть братья или сестры? Их тоже нужно внести в родословную. Расположим их имена на тех же ветвях, что и имена ваших родителей. А стрелки от бабушек и дедушек проведем так же, как к вашим маме и папе.

Ведь все они дети бабушек и дедушек.

Дети пишут фамилии, имена, отчества, даты рождении на яблоках, раскрашивают их.

Прошлое : А теперь давайте с вами вспомним, есть ли у ваших тетей и дядей дети. Кем они вам приходятся? Дети: Двоюродными братьями и сестрами.

Прошлое : Молодцы! Вы отлично стали распутывать родственные цепочки. Куда мы их запишем? Дети: Соединим стрелками их имена с именами тети и дяди. Прошлое: Умницы!!!

Их портреты мы выложим из пайеток и приклеим на яблоки.

Из цветных пайеток дети составляют портреты

— делают глаза, рот, нос, волосы. Подписывают их. Прошлое: Ребята, а попробуйте сейчас представить то время, когда у вас уже будет своя семья, свои мужья и жены, свои дети.

Какой будет ваша семья? Дети рассказывают.

Прошлое : Следующая игра как раз поможет вам лучше представить ваше будущее.

Игра «Семья»

Для игры потребуется мяч. Он у водящего. Водящий придумывает вопрос. Например, сколько у тебя будет детей? Называя число, бросает мяч первому игроку. Если количество детей, названное водящим, игрока не устраивает, он отбивает мяч. Водящий называет другое число и снова бросает мяч.

Если игрок поймал мяч, значит, он согласился с водящим. Другой вариант, когда вместо числа водящий произносит слово «семья», игрок, которому бросили мяч, должен поймать его и выбрать то количество будущих детей, которое ему бы хотелось иметь, Если же мяч не был пойман, то число снова определяет водящий. Затем водящий задает тот же вопрос следующему игроку и так далее.

Вопросы могут быть самыми разными : «Во сколько лет ты выйдешь замуж (женишься)?», «Кем будет работать твой муж (жена)?», «Сколько комнат будет в вашей I квартире?» и т. д. В ходе игры у каждого игрока будет составлена своя, часто забавная, история будущей семьи.

Прошлое : Вот мы с вами и дошли до третьего поколения. Есть у нас в русском языке такое выражение «Иван, не помнящий родства». Как вы думаете, кого так называют?

Дети высказывают свои предположения.

Прошлое : Верно, Иваны, не помнящие родства,

— это те, кто забывает своих предков, те, кто не уважает и не знает истории своего народа. Стыдно быть таким «Иваном».

Но мы-то с вами не такие. Поэтому мы продолжим составлять наше «генеалогическое дерево».

Далее дети записывают прабабушек и прадедушек. Если их имена и даты рождения точно неизвестны, то записывается только имеющаяся информация. Родители рассказывают детям то, что знают о своих бабушках и дедушках сами.

Эту информацию можно просто записывать на яблоках, «растущих» на нижних ветвях дерева.

Кроме этого, можно составить родословную летопись, или, как ее называют, роспись. Чтобы детям было, интересно оформлять такой семейный документ, оформите его в виде свитка с печатью. В росписи можно изложить основные сведения о каждом из членов рода, рассказать о его достоинствах и достижениях.

Сведения, которые включают в родословное описание, представляют собой рассказы о том, где человек воспитывался, какое образование получил, где жил и в какие годы, указываются места работы или службы, звания, должности. Если какой-либо представитель рода участвовал в войнах, сражениях, то необходимо пояснить, где и когда это происходило. Важно также указать, имел ли он награды.

Дополнением к росписи могут быть фотографии и портреты. Они обязательно должны быть подписаны: кто на них изображен, когда и где.

Роспись можно приклеить к ватману с «генеалогическим деревом» и хранить в семейном архиве.

Прошлое после того как дерево составлено : Вы

— молодцы! Все правильно сделали и выполнили все мои задания. Я, Прошлое, хочу сказать вам, что у вашей семьи есть большое будущее.

Вы не забыли своих предков и рассказы о них смогли занести в семейную летопись. Ее продолжат ваши дети, внуки, внуки ваших внуков и так далее. Пускай ваше будущее будет светлым!

Сценарий детского праздника - сценарий детского праздника

МБОУ Лицей № 4

Семейный праздник-игра «Моя родословная»

Учитель:

Бараненко Н. П.

г-к. Кисловодск

«Неуважение к предкам – первый признак безнравственности».

А. С. Пушкин

«Все счастливые семьи похожи друг на друга, каждая несчастная – несчастна по-своему».

Л. Н. Толстой

ЦЕЛЬ ПРАЗДНИКА-ИГРЫ: пробудить у детей интерес к своей родословной, обычаям, преданиям, семейным традициям и реликвиям; расширить представления о связи времён; углубить представления об именах и фамилиях, их происхождении и значении; воспитывать чувство гордости за свою семью, уважение и любовь к предкам, прошлому нашей Родины.

ОФОРМЛЕНИЕ ЗАЛА: на центральной стене эмблема праздника – «Родословное древо», рядом – плакат с девизом праздника: «Мы умеем предками гордиться!» На стенах – родословные, составленные и оформленные каждой семьёй. Оформлена выставка семейных реликвий. У каждого участника праздника – эмблемы.

ХОД ПРАЗДНИКА-ИГРЫ

ВЕДУЩИЙ. Добрый день, дорогие ребята, уважаемые родители, гости! Я приветствую всех участников нашего семейного праздника «Моя родословная». Он проходит под девизом…

ДЕТИ (хором). «Мы умеем предками гордиться!»

ВЕДУЩИЙ. В нашей школе немало замечательных традиций. Сегодня рождается новая – впервые в празднике участвуют семейные команды! Все конкурсы будет оценивать уважаемое жюри. Пусть его решения будут добрыми и справедливыми. Символом игры является аист. Пусть он принесёт всем счастье и удачу.

Звучит фонограмма песни «Родительский дом»

УЧЕНИК. В семейном кругу мы с вами растём,

Основа основ родительский дом.

В семейном кругу все корни твои,

И в жизнь ты входишь из семьи.

В семейном кругу мы жизнь создаём,

Основ основ – родительский дом.

ВЕДУЩИЙ. Дом, семья… Слова эти понятны и дороги всем, как слова «хлеб» и «вода». Они с первых минут жизни рядом с каждым из нас. Семья – это дом, это папа и мама, бабушка и дедушка. Это любовь и забота, труд и радость, несчастье и печаль, привычки и традиции. Я хочу рассказать вам одну легенду. В давние времена в одной стране жила семья, состоящая из 100 человек, и в ней царили мир и согласие. Молва об этом долетела до правителя этой страны, и он спросил у главы семьи: «Как вам удаётся жить, никогда не ссорясь и не обижая друг друга?» Старец взял бумагу и что-то написал на ней. Правитель посмотрел и удивился. На листе сто раз было начертано одно и то же слово – «понимание»! До сих пор в старых деревенских домах висят фотографии всех членов семьи – близких и дальних родственников. А в центре – на видном месте – обязательно увеличенные портреты отца и матери. Такие святые слова, как «родители» и «Родина» не зря имеют один корень. Они помогают нам полюбить и понять родной язык, родную природу, традиции своего народа. Сегодня мы и поговорим о семейных традициях и праздниках.

1-й УЧЕНИК. Посмотрите-ка, у нас

Здесь собрался целый класс,

А напротив – папы, мамы.

Папы бросили диваны,

Мамы бросили кастрюли

И костюмы натянули.

2-й УЧЕНИК. Все хотят соревноваться,

Пошутить и посмеяться.

Знания и мудрость показать

И сноровку доказать.

3-й УЧЕНИК. Этой встрече все мы рады,

Собрались не для награды.

Нам встречаться чаще нужно,

Чтобы все мы жили дружно!

4-й УЧЕНИК. Вместе с нами здесь учительница –

Наша классная руководительница.

5-й УЧЕНИК. Обо всех заботится,

Немного беспокоится,

Всегда подскажет и поможет,

А если нужно – и пристрожит.

Своим классов довольна

Наша Нина Петровна.

6-й УЧЕНИК. И ещё на праздник в зале

Мы гостей к себе позвали.

Убедитесь, что у нас

Самый дружный в школе класс!

1-й УЧЕНИК. Жизнь человека – только миг

В безбрежном времени Вселенной,

И только в памяти живых

Она становится нетленной.

2-й УЧЕНИК. Всё это так, да вот беда,

Что забываем иногда,

Откуда мы, кто наши предки –

Такие случаи нередки.

3-й УЧЕНИК. Заставить нас забыть о них

Не должен злой народа гений.

Уйдя из памяти живых,

Исчезнет много поколений.

4-й УЧЕНИК. Одной мы связаны судьбой,

Одной семьёй, единой кровью.

Потомки станут нам с тобой

Надеждой, верой и любовью.

5-й УЧЕНИК. И дух наш, продолжая жить,

Во внуков, правнуков вольётся,

И никогда не оборвётся

Веков связующая нить.

ВЕДУЩИЙ. Конкурс 1-й: «Тайна имени». Родился ребёнок, и родители сразу дают ему имя.

1-й УЧЕНИК. Что имя – звук, оброненный случайно,

В котором нет ни смысла, ни значенья?

Конечно, нет. И в именах есть тайна,

И таинство есть имянареченье.

2-й УЧЕНИК. И вот мы с вами силами своими

Осознаём в начале века:

Не человек себе находит имя,

А имя выбирает человека.

ВЕДУЩИЙ. Знаете ли вы о происхождении вашего имени? Что оно означает? Внимание! Вас приветствуют команды.

1-я КОМАНДА (хором). «Родня».

2-я КОМАНДА (хором). «Родичи».

Конкурс проводится в форме блица: представители обеих команд по очереди рассказывают о своём имени.

ВЕДУЩИЙ. У наших детей прекрасные, благозвучные имена. А вот какую историю описал в своём стихотворении поэт Юрий Благов.

3-й УЧЕНИК. Дед, стараясь для внучонка,

Нахватал из разных мест

Ряд имён, звучащих звонко:

Тавий… Муций, Свен, Орест.

4-й УЧЕНИК. Зять решил по ходу прений

Повернуть вопрос ребром:

Назовём посовременней –

Гелий… Атом… Космодром…

5-й УЧЕНИК. Дочь, захваченная спором,

Шумно лезет на рожон

С целым импортным набором:

Эдвин… Мельвин… Сельвин… Джон…

6-й УЧЕНИК. Бабка с нехристями знаться

Не желает и сама

Вносит лепту, глядя в святцы:

Псой… Сысой… Кузьма… Фома…

7-й УЧЕНИК. Сочинительством премудрым

Занимались вчетвером.

Ночь проспорили, а утром

Мальчик назван был Петром.

ВЕДУЩИЙ. Как вы думаете, почему спорщикам удалось договориться? (Ответы детей).

Исполняются песни «Песня о папе» и «Мамины глаза».

Вопросы родителям. Статистика. Конкурс для пап и мам (см. приложение). Дети переодеваются для сценки.

ВЕДУЩИЙ. Начинаем 2-й конкурс – «А вы откуда родом?» Итак, имя вам дали родители. Отчество вы получили от отца. А откуда появилась ваша фамилия? К вашему отцу она перешла от деда, к деду – от прадеда. Но кого же первого в роду так называли и почему? Ведь всего 200 лет назад фамилий совсем не было.

1-й УЧЕНИК. В фамилиях различных лиц,

Порою нам знакомых,

Звучат названья рыб и птиц,

Зверей и насекомых…

2-й УЧЕНИК. Лисичкин, Раков, Индюков,

Селёдкин, Мышкин, Тёлкин,

Мокрицын, Волков, Мотыльков,

Бобров и Перепёлкин.

ВЕДУЩИЙ. Сейчас вы увидите сценку, из которой станет ясно, откуда появилась фамилия Иванов.

Сценка «У плетня» (см. приложение).

1-й УЧЕНИК. «Молодая бабушка» – люди говорят,

Я за нашу бабушку очень рад,

Я, ребята, бабушке, не грублю,

Потому что бабушку я люблю.

2-й УЧЕНИК. Будем нашим бабушкам

Помогать с тобой.

Улыбайся, бабушка,

Всегда будь молодой!

Песня «О бабушке».

ВЕДУЩИЙ. Вы попытались составить свои родословные. Конечно, в них не 5000 исторических имён, но и вы вправе гордиться своими предками. Объявляется 3-й конкурс – «Моя родословная». Сейчас мы отправимся в прошлое. Каждому человеку нужно знать и чтить своих предков. Это дань благодарности, дань памяти. Вы видите в этом зале прекрасно составленные родословные. Я уверена, что каждый из вас мог бы защитить свою родословную, но команды поручили сделать это тем, у кого самые «глубокие» и содержательные родословные (по 2 человека от каждой команды).

3-й УЧЕНИК. Если спорят сын иль дочка:

«Кем мой прадед был, скажи?»

Рассказать ведь им придётся

Лучше чётко, от души.

4-й УЧЕНИК. И не мямлить, и не мяться,

Мол, не помню, хоть убей!

Вот поэтому занялся

Родословною своей!

5-й УЧЕНИК. Ведь не дань капризной моде –

Предков знать за 300 лет.

Нет без прошлого сегодня,

Без него и завтра нет.

6-й УЧЕНИК. Жаль того нам, кто не помнит

Жизни предка своего.

Мы свои копали корни –

Накопали кой-чего.

Песня «Золотая свадьба».

ВЕДУЩИЙ. Объявляю следующий, четвёртый конкурс – «Герб и девиз нашей семьи. Прошу участников команд произнести девизы и показать гербы своих семей, а также описать их (по 2 человека от команд).

ВЕДУЩИЙ. А теперь начинается 5-й конкурс – «Добрая пословица ко времени молвится». Сейчас в течение трёх минут (по секундомеру) игроки обеих команд поочерёдно будут называть известные им пословицы.

Танцевально-ритмическая пауза. Все участники исполняют танец «Маленьких утят» или «Летка-Енька».

ВЕДУЩИЙ. В каждой семье есть свои предания, интересные истории из жизни предков. Участники нашего праздника – не исключение. Предлагаю принять активное участие в 6-м конкурсе, который так и называется – «Семейные предания и истории».

Физминутка.

ВЕДУЩИЙ. Ребята, а теперь я хотела бы обратить ваше внимание на фотовыставку, которая называется «Загляните в семейный альбом». Как вы думаете, почему она организована здесь? С какой связана традицией? (Ответы детей). Правильно, в каждой семье есть фотографии, которые надолго сохраняют память о дорогих и близких людях, о знаменательных и повседневных событиях семейной жизни. Традиция хранить старые фотографии очень важна. Недаром во время войны или других тяжёлых жизненных ситуаций, когда люди были вынуждены покидать свои дома, они брали с собой только самые ценные вещи, в том числе и фотографии друзей и близких, самых дорогих для них людей. «Чтобы вспомнить, какими мы были, загляните в семейный альбом» – поётся в одной из песен. Вот почему здесь, на нашей выставке представлены фотографии из ваших семейных альбомов.

Предлагаю провести 7-й конкурс – «Самая интересная семейная фотография».

Пока жюри подводит итоги конкурса, звучит фонограмма песни «Семейный альбом».

ВЕДУЩИЙ. Ребята, а как вы думаете, что делает дом, не похожим на другие дома. Что вас постоянно окружает в вашем доме, в квартире. (Ответы детей.) Правильно. Человек в течение своей жизни всё время пользуется какими-нибудь вещами, которые становятся дороги ему, так как связаны с определёнными событиями. И вот уже человека нет, а его вещь остаётся. Мы продолжаем её хранить. У каждого в доме – в гараже, в чуланчике, на чердаке, на даче – хранится много старинных вещей. Вам было дано задание провести разведку и поиск старинных предметов, которые бережно хранятся и переходят из поколения в поколение. Вы выполнили задание и принесли эти вещи сюда, чтобы всем показать. А мы сложили эти семейные реликвии в большой бабушкин сундук. Вот он у нас какой! Об этих старинных вещах и пойдёт сейчас речь.

Ведущий достаёт из сундука вещи. Команды представляют их.

1-й УЧЕНИК. Умный, сильный наш народ

Далеко глядит вперёд.

Но преданья старины

Забывать мы не должны.

Слава русской старине!

Слава нашей стороне!

2-й УЧЕНИК. Есть на свете земном

Разные края.

Только там, где отчий дом,

Родина твоя.

Веселись, расти и пой,

Знай, что Родина с тобой.

Помни главные слова:

«Мама», «Родина», «Семья»!

ВЕДУЩИЙ. Вот и подходит к концу наш семейный праздник. Я думаю, что всем было интересно, но ответьте на вопрос: «У кого до проведения этого праздника уже была составлена родословная?» Оказывается, что ни у кого! Поэтому я хочу посоветовать вам: не выбрасывайте свои работы, храните их для своих детей, для своей семьи, пополняйте своё генеалогическое древо, узнавайте как можно больше о своих родственниках, передавайте документы из поколения в поколение. Надеюсь, что в вашей семье навсегда сохранится эта традиция. 219 ныне здравствующих потомков А. С. Пушкина гордятся своим великим предком, но даже, если ваши предки не были знаменитыми историческими личностями, а были просто хорошими, достойными уважения людьми, я думаю, что вы можете по праву ими гордиться. Очень здорово, что традиция узнавать о своих предках, составлять родословную и генеалогическое древо возвращается в семьи. Возвращаются и другие забытые нами традиции. Ведь каждой семье нужны праздники. Скучен и неуютен дом, где праздник видят только по телевизору, где нет потребности хотя бы время от времени собираться за большим праздничным столом, принарядиться не для гостей, а для себя, жены, своих детей, включить любимую музыку, порадовать близких подарком. Сам по себе праздник никогда не получится. Не придёт сама в дом новогодняя ёлка. Не испечётся вкусный пирог. Не возникнут подарки-сюрпризы, которые сделаны родными руками и хранят их тепло. Но разве не стоят семейные праздники наших усилий? Ведь взамен мы получаем столько радости и счастья, чувствуя, что мы нужны друг другу, что нам хорошо вместе, что так будет всегда. Я считаю, что наш сегодняшний праздник удался на славу. А что думает по этому поводу наше уважаемое жюри, мы сейчас узнаем.

Жюри подводит итоги конкурсов и всего праздника в целом.

ПРИЛОЖЕНИЕ.

Вопросы для родителей.

    Какая самая счастливая минута в вашей жизни?

    В какое время года вы встретили свою половину?

    Кем вы мечтали стать в юности?

    Что вы преподнесли впервые в качестве подарка?

    Приходилось ли вам о чём-нибудь пожалеть в жизни?

    Какие цветы подарили вам на первом свидании?

    Чем вы любите заниматься в свободное время?

    Чувствуете ли вы себя бабушкой (дедушкой)?

Статистика.

Статистики подсчитали, что мама, ухаживающая за двумя детьми и мужем, в течение года перемывает 18 тысяч ножей, 13 тысяч тарелок, 8 тысяч чашек и так далее. Общий вес посуды, переносимой из кухонного шкафа к столу и обратно, достигает за год 5 тонн. Поэтому, конечно же, дело чести каждой дочери, каждого сына и отца присоединиться к маме-тяжелоатлетке и переложить хотя бы парочку тонн посуды с её могучих плеч на свои. А ещё маме нравится быть красивой, даже на кухне. Давайте поможем ей в этом и подарим новый чудесный передник.

Одной из команд выдаётся лист бумаги (обои) длиной 2,5 м, ножницы, клей, цветная бумага. Для изготовления передника приглашаются папа и дети.

Из другой команды приглашаются мама и сын. Им выдаётся по листу бумаги с вопросами и ручка или карандаш. Мама и сын одновременно письменно отвечают на вопросы, повернувшись друг к другу спиной. Затем проводится проверка, сколько ответов на вопросы совпало.

ВОПРОСЫ МАМЕ:

Ваш день рождения.

Как вы ласково называете сына?

Ваша любимая песня.

Ваше фирменное блюдо или блюдо, которое у вас лучше всего получается.

ВОПРОСЫ СЫНУ:

Когда день рождения твоей мамы?

Как мама ласково называет тебя?

Любимая песня твоей мамы.

Фирменное блюдо твоей мамы или блюдо, которое у неё лучше всего получается.

Сценка «У плетня».

Действующие лица.

Дуня

Катерина

Алёша

Девочки – Катерина и Дуня – сидят на скамейке.

Дуня плетёт чуни – верёвочные лапти.

Под весёлую русскую народную мелодию к ним подходит Иванов Алёша. Дети одеты в красочные русские национальные костюмы.

АЛЁША. Здравствуйте, девочки! Что вы делаете?

ДУНЯ. Я чуни плету.

КАТЕРИНА. А я у плетня сижу.

ДУНЯ. Алёша, нам интересно узнать, откуда ты родом. Как произошла твоя фамилия – Иванов? Расскажи нам, пожалуйста.

АЛЁША. А я вам сейчас загадку загадаю. Послушайте и сами всё поймёте.

У кого ты не спроси –

Всем известно на Руси:

То он царь, то из крестьян,

А зовут его…

ДЕТИ (хором). Иван!

АЛЁША. Правильно, молодцы, отгадали. Я продолжаю:

Всех умнее и добрее,

И конечно, всех сильнее,

А для мира уж не ново:

Русь стоит на Ивановых!

Кто сегодня у плетня

Вяжет свои чуни?

Это вся моя родня –

Катерина с Дуней.

КАТЕРИНА. Спасибо тебе, Алёша, ты очень хорошо объяснил происхождение своей фамилии. А сейчас мы споём с Дуней частушки о твоём предке.

АЛЁША (садится на скамейку). Я с интересом послушаю.

Девочки исполняют частушки.

Эх, топни нога, топни, правенькая,

Я в пляс пойду, хоть и маленькая,

Пойду плясать по соломушке,

Раздайся, народ, по сторонушке!

Не хотела я плясать –

Стояла и стеснялася,

А гармошка заиграла –

Я не удержалася.

А у нас во дворе

Квакали лягушки,

А я – с печки босиком,

Думала: подружки.

По деревне я шла

И Ивана видела.

Под кустом сидел и плакал –

Курица обидела.

Я плясала в две ноги,

Потеряла сапоги,

Оглянулася назад –

Сапоги мои лежат.

Балалаечка-гудок

Своё дело знает.

Она в Ваниных руках

Хорошо играет.

Если б не было воды,

Не было б и кружки.

Если б не было девчат –

Кто бы пел частушки?

АЛЁША. Спасибо, девочки. Очень понравились мне частушки.

ДЕВОЧКИ. До свидания.

АЛЁША. До свидания.

В семейном кругу мы с вами растем,

В семейном кругу все корни твои,
И в жизнь ты выходишь из семьи.
В семейном кругу мы жизнь создаем,
Основа основ - родительский дом.

Ведущий: Дорогие наши мамы и папы, бабушки и дедушки, мальчики и девочки, уважаемые гости! Всех нас объединяет одно слово «семья». Сегодня мы с вами посвящаем этот праздник семье, своим корням - родословной.

Что такое «родословная»? Это перечень поколений одного рода. Род - ряд поколений, происходящий от одного предка. Предок - это древний предшественник по роду.

А можете ли вы назвать имя своей прабабушки или прадедушки? Знаете ли вы, откуда они родом?

Никто из нас не свалился с луны. Все мы - ветви и листья огромного и переплетенного общечеловеческого дерева. В народе не уважают «Иванов, не помнящих родства».

У каждого человека по два родителя - мама и папа, а вот бабушек и дедушек уже вдвое больше - четверо, прабабушек и прадедушек еще вдвое больше - восемь. И так далее. Вот сколько у нас предков. И именно сегодня мы увидим, как наши дети совместно с родителями составляли свою родословную - шежере.

Итак, начинаем! Праздник семьи - праздник родословной!

Ученики 3-го класса исполняют песню «День семьи». (Песня на мелодию «Ветер с моря дул».)

1. Ветер с моря шел, ветер с моря шел,
День семьи пришел, день семьи пришел.
И сказать не грех, и сказать не грех:
Он собрал нас всех, он собрал нас всех!

Припев:

Этот день семьи, этот день семьи
Будем отмечать, будем отмечать.
Мам и пап своих, мам и пап своих
Будем поздравлять, будем поздравлять!

2. Мы сейчас споем, мы сейчас споем,
Поздравление, поздравление.
Мы всех любим вас, мы всех любим вас,
Без сомнения, без сомнения.

Припев:

Мы желаем всем, мы желаем всем
Вам терпения, вам терпения.
Ведь мы - часть семьи, ведь мы - часть семьи,
Продолжение, продолжение.

Ведущий: Слово для защиты своих родословных предоставляется ученикам 4-го класса.

(Классными руководителями выбираются самые лучшие работы и защищают 2-3 ученика.)

Почитать родителей, значит: в детстве их слушать, в молодости - с ними советоваться, в зрелом возрасте - о них заботиться. Бывает, по одному человеку обо всей семье судят. Нужно дорожить доброй молвой о своей семье. Сейчас ученики 3-го класса расскажут стихотворения о семье.

Любили тебя без особых причин:
За то, что ты внук,
За то, что ты сын,
За то, что малыш,
За то, что растешь,
За то, что на маму и папу похож…
И эта любовь до конца твоих дней
Останется тайной опорой твоей.

Там, где дружная семья,
От счастья кружится голова!
Там, где дружная семья,
Лица светятся улыбкой,
Словно звездочки горят.

Там, где дружная семья
Спорятся отлично все дела.
Там, где дружная семья,
Удач тропинка пролегла.

И в этот праздник счастья всех нас
Мы поздравляем прямо сейчас,
Пусть крепкой будет наша семья -
Иначе на свете жить нельзя!

Семья - поистине высокое творенье.
Она заслон надежный и причал.
Она дает призванье и рожденье.
Семья для всех - основа всех начал.

Ведущий: А сейчас, уважаемые члены нашей большой семьи, мы проверим, как хорошо вы знаете пословицы о семье, о доме. Я говорю начало пословицы, а вы должны закончить пословицу.

Дома и стены… (помогают)

Не нужен клад, когда в семье… (лад)

Нет милее дружка, чем… (родная матушка)

Яблоко от яблони… (недалеко падает)

Живы родители - почитай,… (умерли - поминай)

В гостях хорошо, а… (дома лучше)

Ведущий: Молодцы! А сейчас для защиты своих родословных слово дается 3-му классу.

Выступают 3 ученика из 3-го класса. Песня на мелодию «Где-то на белом свете» (исполняет 2-й класс).

Где- то на белом свете
Наша семья живет.
Горя и бед не знает,
Дружною слывет.

Вместе читаем книжки,
Вместе в кино идем.
В праздник поем и пляшем,
В будни дела найдем.

Припев:

Ла-ла-ла-ла-ла-ла-ла,
Дружная у нас семья.

Ведущий: В давние времена жила одна семья, и в ней царили мир, любовь и согласие. Молва об этом долетела до правителя тех мест, и он спросил у главы семьи: «Как вам удается жить, никогда не ссорясь, не обижая друг друга?» Старец взял бумагу и написал на ней что-то. Правитель посмотрел и удивился: на листе было написано сто раз одно и то же слово «ПОНИМАНИЕ».

А сейчас ученики 4-го класса покажут сценку «Мир в семье всего дороже».

Жили - были дед и баба.
Жили, не тужили.
Сухарь чаем запивали,
Один раз в месяц колбасу жевали.
И все ладно бы, да Курочка - невеличка
Взяла и снесла яичко.
Яичко не простое.
Яичко золотое.
А теперь по нашим ценам
И вообще бесценно.
На семейный на совет
Собрал внучку с Бабкой Дед.

Дед:

Так и так. Такое дело.
Что с яичком этим делать?
Может скушать? Иль продать?
Иль на доллары сменять?
Может, чтоб упали стены,
Центр музыкальный купим современный?

Бабка:

Что ты, дед? Побойся бога!
Музыка не стоит много!
Лучше купим телевизор,
Пылесос или транзистор
Иль возьмем телегу мыла,
Чтобы в доме чисто было.

Внучка:

Может, купим мне духи?
Удивятся женихи!
Иль французскую помаду?
Я ей тоже буду рада!

Начался тут сыр да бор
И житейский шумный спор.
То не се, да то не так.

Дед: Ты балда!

Бабка: А ты дурак!

Начался такой скандал -
Свет такого не видал.
Только Курочка молчит.
Около стола стоит.

Курочка:

Ну никак не ожидала
Стать причиною скандала.
Чтобы это прекратить,
Надо мне яйцо разбить.

Подошла она тихонько
И, крылом взмахнув легонько,
Яичко на пол уронила
Вдребезги его разбила!
Плачет внучка, плачет бабка…
Что наделала ты, Ряба?
Дед не плакал, как ни странно,
Вывернул с дырой карманы.

Дед:

Нету денег, ну и что же?!
Мир в семье всего дороже!

Ведущий: А сейчас со своими родословными выступят ученики 2-го класса.

Глядя на свои родословные, понимаешь, что в родственниках разобраться нелегко. Но нужно, чтобы сохранять основу крепости каждого дома. Наш конкурс - «Родственные связи». Представьте, к вам пришли следующие гости. Кто они вам?

Брат жены. (Шурин.)

Брат мужа. (Деверь.)

Сестра мужа. (Золовка.)

Брат отца или матери. (Дядя.)

Сестра отца или матери. (Тетя.)

Муж дочери или сестры. (Зять.)

Представьте, что мы с вами семья. И чтобы в нашей семье, в нашем доме было хорошо, мы по бревнышку будем поднимать дом и крыть крышу.

На доске получается из «бревен» домик:

Тепло
Забота
Любовь
Доброта
Уважение
Понимание

Мы построили дом, в котором тепло. Соберите в ладони свое тепло. Почувствуйте это тепло. Поделитесь своим теплом друг с другом.

Ученик:

Я вам желаю от души,
Чтобы были дела хороши,
Чтоб в дом не стучалась беда,
Чтоб грустить не пришлось никогда.

Желаю счастья и добра,
Желаю теплых, светлых дней,
Здоровья, что всего важней.

Ведущий: Пусть ваши лица устают только от улыбок! Пусть все дети будут послушными! Пусть ваш семейный очаг всегда светится счастьем и любовью!

А сейчас все вместе исполним песню «Пусть всегда будет солнце».

Использованная литература

1. Лободина Н. В., Савинова С.В., Агапова Н.Б., Жукова С.Б., Суханосова Н.А. Внеклассные мероприятия в начальной школе - Волгоград, 2006.
2. Варанкина Л.И. Моя родословная // Педсовет: Журнал. №3. 2004.
3. Колотова А.Н. Наша дружная семья // Педсовет: Журнал. №5. 2008.