Флакон для духов. История дизайна флакона духов История возникновения флаконов для духов

26.09.2019

Винтажные флаконы для духов сами по себе являются предметов искусства.

Они появились примерно тогда же, когда начала появляться парфюмерия. Первые флаконы были изготовлены египтянами и рога, слоновой кости и камней. Они были больше современных и могли иметь высоту до 20 сантиметров. Благовоний в такой емкости хватало на целый год. Мастера вырезали на них животных, женщин и мифических персонажей национального эпоса. После этого стали появляться сосуды в форме охотничьего рога. Делали их из зубов бегемотов. Древние греки и римляне делали емкости для хранения духов в форме амфор. В России это были специальные украшения в виде маленькой бутылки, которая вместе с духами внутри подвешивалась на шею. Они назывались ладанки и украшались изображениями православных святых.

В Средние века ювелиры начали делать флаконы из золота и серебра, украшая из драгоценными камнями. С 17 века емкости для духов украшают тонким фарфором, перламутровыми инкрустациями, цветным стеклом и хрусталем. Их геометрическая форма становится более разнообразной. Мастера научились работать со стеклом, а из него можно отлить любую экзотическую форму. Стеклянные флаконы обрамляли в металл с прожилками. В 18 веке главным мотивом украшений были романтические и пасторальные образы: лебедь, пастух, влюбленные, купидон, фонтаны и сердца. После этого стали модными богемские флаконы из опалового или непрозрачного стекла самых нежных тонов, украшенные арабесками и золотой филигранью. Одним из первых современных художников, придумавших свой флакон для духов стал Сальвадор Дали. Он выпустил стеклянный флакон в виде губ.

В мире моды Пако Рабан представил флакон в виде киборга, а Соня Рикель в виде вязанного свитера. Один из самых известных дизайнеров современных флаконов является Рене Лалик. Вот как выглядят его работы:

В 19 веке флаконы в основном делались из хрусталя и художник-ювелир Рене стал отливать из него оригинальные формы. Его партнером, производящем духи был Франсуа Коти. Коти однажды прогуливался по Парижу и заметил лавку со скульптурными работами Рене. Ему пришла идея применить его талант для того, чтобы украшать свою продукцию. В то время Рене Лалик был бедняком, у которого умер отец. С детстве от обучался в Лондоне ювелирному делу и привык зарабатывать своим трудом, даже успел поработать в доме Картье. Сейчас его дело продолжают предки в составе огромной семейной компании.

К Тьерри де Башмакофф — дизайнеру флаконов с забавной русской фамилией, доставшейся ему от деда-эмигранта, уехавшего во Францию в 1917 году, — в бьюти-индустрии относятся вполне серьезно. И неудивительно, ведь за его плечами работа с Bvlgari, Dior, Kenzo, Balmain, Burberry, а теперь еще и Ferrari. Парфюмеры и креативные директора брендов в столицу наведываются часто, а вот поговорить с создателем визуального образа аромата — большая редкость. Дизайнер приехал в Москву представлять парфюм Ferrari Vetiver Essence, для которого он создал мужественный и элегантный флакон из непрозрачного стекла, а заодно рассказал Buro 24/7 о своем творчестве.

Расскажите, как вы начали заниматься дизайном флаконов?
Мой дядя был архитектором, отец инженером, а двоюродная сестра парфюмером, поэтому я просто взял от всех понемножку. (Смеется. ) Если быть откровенным, я не знаю, как возникла эта идея, но однажды просто взял кусок пластилина и стал лепить из него флаконы. Что вообще-то было довольно странно, ведь я тогда только заканчивал среднюю школу. Я сделал около 45 таких пластилиновых "флаконов" разных форм. Я тогда жил в Грассе и просто собрал все в коробку и отправился в Париж. На меня тогда смотрели очень странно, но потом я все же нашел людей, которые в меня поверили. И создал свою компанию Aesthete.

А каким был первый настоящий флакон, который вы создали?
О, это было так давно — этого бренда уже даже не существует. Он назывался Isabelle Canovas, и это была марка дорогих аксессуаров, которая запускала свой первый аромат. Мы решили сделать флакон в форме декоративного помпона, потому что он был в их логотипе — вышло очень забавно. Это был мой первый фигуративный флакон. Сейчас они снова входят в моду. Совсем недавно все парфюмы выпускались в строгих минималистичных флаконах и не слишком провокативными. А теперь снова стал возможен дизайн, который рассказывает историю еще до аромата.

"мы никогда не можем быть уверены, совпадут они в итоге или нет. Я создал много флаконов, но могу вспомнить только пару случаев, когда я заранее знал запах"

Расскажите, с чего начинается разработка флакона для аромата — с самого запаха?
Как это ни удивительно, нет. Первое, что определяет будущую концепцию флакона, — это сам бренд. Аромат и упаковка вообще редко придумываются одновременно. Очень часто флакон появляется раньше самого парфюма; люди уверены, что все наоборот, но так оно и есть! Парфюмеру и дизайнеру дается одна и та же концепция, и мы начинаем работать над ней каждый по-своему. Поэтому я знаю задачи парфюмера, но не знаю, что у него в итоге получится. Это оттого, что процесс производства флаконов занимает гораздо больше времени, чем производство самого запаха, поэтому разработку дизайна флакона нужно начинать как можно раньше. Так что мы никогда не можем быть уверены, совпадут они в итоге или нет. Я создал много флаконов, но могу вспомнить только пару случаев, когда я заранее знал запах. Обычно выбирать цвет и материал для флакона помогают ключевые слова о самом аромате, но они не регламентируют форму — ее я всегда подбираю сам.

А в чем заключается специфика дизайна флакона?
Ну, вообще индустрия парфюмерии довольно сильно отличается от всего остального; с каждым отдельным флаконом или линейкой всегда особенная история. Я выбрал эту стезю именно потому, что в ней свобода творчества почти ничем не ограничена, в отличие от других аксессуаров. Вот в часах, например, должна быть очень четкая взаимосвязь конструкции и внешнего вида, и ты должен сохранить основные особенности бренда в дизайне. С духами все иначе: я всегда стремлюсь создать картинку.

Те же часы с нами весь день, это очень личный предмет, а духи — наоборот. Мы держим флакон всего несколько секунд в день утром, поэтому визуальное впечатление от дизайна должно быть очень ярким. Но и в нем, конечно, должны сохраняться узнаваемые черты марки. Кроме того, есть еще внешняя упаковка, шрифт — я создаю целую визуальную вселенную вокруг продукта, и это тоже очень важно. Сегодня дизайнер вовлечен в весь процесс целиком. Потому что парфюм — это своего рода бренд в бренде.

То есть вы обладаете почти полной творческой свободой?
Ну, практически: мои главные рамки — это стоимость материалов. Например, во флаконе Ferrari колпачок сделан из настоящего металла; в другом случае я использовал бы металлизированный пластик, чтобы снизить стоимость изготовления. Кроме того, мы взяли для флакона Ferrari настоящую кожу, чтобы подчеркнуть связь с салоном спорткара. Я хотел, чтобы флаконы немного напоминали машины, но не ассоциировались с ними буквально. А вот стекло — это всегда стекло, просто его толщина варьируется в зависимости от дизайна. Так что какие-то границы все-таки существуют, я не свободный художник. Однако думаю, что на старости лет непременно займусь живописью — вот где настоящая свобода. И когда-нибудь обязательно выучу русский.

Уникальные флаконы для духов ручной работы в стиле Ар-Нуво и Ар-Деко и история парфюмерного искусства

Духи создают вокруг тебя неповторимую ауру, а изящный флакон радует глаз и подчеркивает стиль.

Начало ароматной истории

Парфюмерное искусство зародилось еще в 2800 году до нашей эры, судя по первым историческим справкам о духах. Древние народы Египта, Греции, Рима и Китая использовали ароматы как в эстетических, так и в медицинских целях. Целебные силы эфирных масел применялись в личной гигиене для устранения неприятных запахов и придания аромата телу и жилью. Распад Римской Империи губительно сказался на парфюмерном деле, которое возродилось лишь в 16 веке. Тогда стали популярными ароматические шарики. Большинство же современных парфюмерных фабрик, таких как Yardley, были основаны уже в 18 веке.

Когда мы ищем «свой запах», не последнюю роль играет и «наряд» духов. Флаконы создают не только для хранения, но и для эффектной демонстрации аромата. Их дизайн стал настоящей манией множества коллекционеров.

Сегодня некоторые такие шедевры уходят «с молотка» за сотни тысяч долларов. Например, недавно эксклюзивный флакон духов «Сокровища моря», дизайн которого разработал легендарный Рене Лалик, был продан на аукционе за 216 тысяч долларов коллекционеру, пожелавшему остаться анонимным.

В преддверии 20-го века. Стекло, серебро и керамика

К 18 веку завоевали признание флаконы для нюхательной соли и туалетного уксуса, похожие на миниатюрные сундучки, умещающиеся на ладони или в дамской перчатке. Сейчас бы в таком аксессуаре правоохранительные органы заподозрили что-то неладное.

Тогда же пользоваться популярностью стали эфирные масла и цветочная вода в привлекательных стеклянных емкостях. Их могли себе позволить не только знатные особы, но и обычные люди. Только представь: Наполеон Бонапарт заказывал в месяц по 60 флаконов цветочной воды.

Середина 19 века привнесла богатство и насыщенность викторианского стиля в парфюмерную промышленность. Флаконы, чеканенные из серебра, были украшены замысловатыми рисунками, керамические - инкрустированы цветами, а стеклянные - огранены так, что сверкали на свету. От такого великолепия дамы приходили в восторг.

Также на протяжении 18 и 19 веков признаком хорошего вкуса считалось иметь фарфоровые флаконы.

1900 - 1920. Рождение первой легенды дизайна

В 1905 году Рене Жюль Лалик открыл свой первый магазин стеклянных флаконов. Договорившись с фирмой Coty, он начал массовое производство. Лалик использовал оригинальнейшие дизайнерские разработки. Ему было, что предложить любителям ароматов. Ведь он создавал драгоценности для звезды Сары Бернар, у него заказывала украшения русская императрица Александра Федоровна. Этот ювелир и мастер работы по стеклу считается одним из главных художников стиля ар нуво. За многие годы Рене выпустил тысячи флаконов для более чем 60 фабрик. Ар Нуво и Ар Деко оказывали тогда огромное влияние на парфюмерную промышленность. Отголоски этого влияния можно находить и по сей день.

1920 - 1930-е. Господство Ар-Деко

Использование духов приобретало все большее распространение, парфюмерная индустрия продолжала расти, и все быстрее. В дизайне становится заметно влияние кубизма, сюрреализма и модернизма.

Известнейшая стеклодельная фабрика Baccarat, основанная еще в 1764 году во Франции, выпустила множество экспериментальных флаконов для известных парфюмеров (в том числе Elizabeth Arden), выполненных в этих новых стилях.

С начала 1920-х годов и до начала Второй Мировой рельефные, угловатые формы, присущие стилю Ар-Деко, широко использовались в дизайне парфюмерных упаковок.

В 1922 году в мире духов произошла очередная революция. Тогда рынок представлял представлены, в основном, натуральные цветочные ароматы. Коко Шанель выпустила совершенно новый, непривычный запах, сочетающий в себе наряду с натуральными - синтетические субстанции. Кстати, его создал выходец из России, парфюмер Эрнест Бо, эмигрант, происходящий из семьи знаменитых парфюмеров. Chanel №5 стал великим ароматом 20 века, а его флакон - эталоном элегантной простоты. А в 1930 году, во времена Великой депрессии в Америке, Жан Пато представил духи под названием "Радость", Joy, ставшие известными как самый дорогой аромат в мире. В наиболее мрачные для страны времена Пато решил сыграть на отчаянном желании жить красиво не смотря ни на что. Для создания 30 мл Joy используют больше 10000 цветков жасмина и 360 роз. Флакон был выдержан в том же модном стиле, на его дизайнеров явно повлиял успех Chanel №5.

Знаменитое богемское стекло получило «второе дыхание» после Первой мировой войны. Яркие, разноцветные флаконы, выполненные в стиле Ар-Деко, стали популярными во всем мире. Искусный ремесленник Генрих Гоффман представил вниманию любителей духов поразительные флаконы из богемского стекла. Геометрические формы, классические мотивы и непропорционально большие пробки - все это было характерно для того времени.

HOFFMAN (Czech)

CZECH Perfume bottle

LANGLOIS "Duska"

LANGLOIS "Shari"

YARDLEY & CO. "White Roses"

CORYSE "Rose d"Ispahan"

GODET Three-perfume bottle set, "Cuir de Russie"

COTY "L"Aimant"

ARYS "Promenade Matinale" J. Viard

GUELDY "Le Prestige" J. Viard

HARRIET HUBBARD AYER "Muguet" J. Viard

GRAVIER "Cascade" Baccarat

BRECHER "Sous la Charmille" J. Viard

LA VALLIERE "Jasmin D"Or"

LA DUCALE "Egizia"

YBRY "Les Fleurs"

YBRY "Desir du Coeur"

DUBARRY "Blue Lagoon" J. Viard

LUBIN "Enigma" J. Viard

MARQUIS "Niradjah" Depinoix

PIVER "Astris" Baccarat

PIVER / RENAUD Two perfume bottles: "Astris" in Baccarat

FRENCH Two Art Nouveau perfume bottles

CORDAY "L"Heure Romantique" Baccarat

GUERLAIN "Sillage"

DRALLE "Ora e Sempre"

COLGATE "Picante," and "Lilas" Lucien Gaillard

KESMA "Larmes de Nuit"

SCHIAPARELLI "Shocking," "Sleeping," and "Zut"

Способы хранения различных жидкостей известны давно. Человек издревле был вынужден придумывать, как хранить воду, мед, молоко или вино. Для этого использовались различные материалы, такие, например, как кожа, глина, дерево, камень. Для хранения жидкостей, которые человек использовал в пищу или в домашнем хозяйстве, требовались сосуды большого размера. И, зачастую, было не очень важно, как выглядит тот или иной сосуд для хранения жидкости. Главное, чтобы он выполнял свою основную функцию - сохранял от порчи и испарения помещенные в него жидкости. Совсем другое дело, когда у древних людей появилась потребность в хранении парфюмерных масел или ароматических жидкостей.

Использование человеком парфюмерии известно с древнейших времен. При чем, эта тенденция прослеживается на всех континентах. Люди очень давно используют различные ароматические жидкости для создания приятной атмосферы в своем жилище, для создания приятного аромата от одежды, а также для того чтобы украсить запах человеческого тела. С появлением первых ароматических жидкостей, естественно, стал вопрос об их длительном хранении и удобстве использования.

Исследования исторических источников показывают, что создание и эволюция парфюмерного флакона (или по-другому, флакона для духов) представляет собой отдельный пласт человеческой культуры и истории.

Например, известно, что древние люди на разных континентах использовали кости и зубы животных для хранения ароматических жидкостей. Для таких целей хорошо подходили зубы бегемотов и слонов. Технология изготовления такого флакона или сосуда для хранения была следующей: в кости или в зубе животного проделывали отверстие, глубиной примерно от 3-х до 5-ти сантиметров, верх флакона обматывали кожей. Кожа служила элементом, который закрывал флакон и не давал жидкости улетучиться.

Сосуды такого рода были обнаружены при раскопках могильников в северной Африке и на юге Индии. Первоначально археологи предполагали, что обнаруженные ими предметы использовались в виде пробок для других сосудов, но потом выяснилось, что основное назначение этих предметов это хранение парфюмерных жидкостей и именно для этого они использовались в древности.

При раскопках на арамейской полуострове, а именно на месте, где располагалась древняя Иудея, были обнаружены очень интересные сосуды (флаконы) для парфюмерии, выполненные из рогов диких и домашних животных. Эти флаконы для древних духов были украшены резьбой, оплетены кожей и, судя по всему, могли очень долго хранить в себе желанный аромат.

Известно также, что древние славянские племена использовали для хранения парфюмерных масел и ароматических жидкостей сосуды, выполненные из плотно дубленой кожи. Для этого использовалась кожа рогатых и вьючных животных. Кожа подвергалась обработке специальным составом (вытяжка из внутренностей животного), который делал кожу пригодной для хранения парфюмерных жидкостей и отдушек.

Также славянские племена использовали камень и дерево для создания парфюмерных флаконов. Так, например, широко распространены были височные украшения для девушек, которые крепились к головному убору. В украшения такого рода вставлялись специальные деревянные сосуды с ароматическими жидкостями. Когда девушка двигалась или танцевала, украшения раскачивались, и вокруг девушки распространялся приятный аромат.

До некоторого момента, флаконы для духов (ароматических жидкостей, парфюмерных композиций) носили сугубо утилитарный характер. То есть, предназначались исключительно для хранения жидкости, и к форме флакона не предъявлялось никаких требований. Однако с развитием парфюмерного производства и появлением моды на ароматы, начинается постепенная эволюция парфюмерного флакона.

В средние века, во Франции, в Граасе, зарождается парфюмерная промышленность в том виде, в котором мы ее знаем сейчас. Средневековые парфюмеры начинают использовать опыт предыдущих поколений и стремятся создавать различные ароматы, которые могут удовлетворить любого человека. Парфюмерия, как промысел, начинает приобретать промышленные масштабы.

Соответственно, сразу встает вопрос о производстве флаконов для духов для различных парфюмерных мануфактур. К тому моменту истории, человечество уже отлично освоило производство стеклянной посуды и тары. И первые парфюмерные композиции в Граасе начинают разливать именно в стеклянные флакончики. И постепенно процесс производства флаконов для духов оформляется в отдельный промысел.

Стеклодувы начинают использовать самые передовые (на тот момент) технологии при производстве флаконов для парфюмерных композиций. Флакон становится уникальным продуктом сам по себе. Мануфактуры, производящие такие флаконы, начинают использовать лучшие сорта кожи, лучшие породы дерева, позолоту, тиснение серебром и украшение драгоценными камнями. Продукция такого рода производится массово и на заказ.

Флакон для духов, как предмет, становится уникален сам по себе. Ценители парфюмерии специально заказывают у фабрикантов флаконы для хранения своих парфюмерных коллекций. Флаконы того времени сейчас можно встретить на аукционах и в коллекциях знатоков.

Эта тенденция активно развивается и приобретает популярность по всему миру. В Европе, в каждой стране, есть своя известная стеклодувная мастерская по производству флаконов для духов. Парфюмерия постепенно становится продуктом массового потребления. К началу XIX века парфюмы продаются по всей Европе в специализированных магазинах, и все известные парфюмерные дома считают обязательным заказывать флаконы для своих парфюмов у именитых мастеров-стеклодувов.

В начале двадцатого века в производстве парфюмерных флаконов появляется новая тенденция, которая приобретает массовый характер. Постепенно парфюмеры начинают задумываться о том, что и сам флакон и его содержимое должны представлять из себя единое целое. Парфюмерные компании начинают создавать целые парфюмерные произведения искусства, которые несут в себе какую-то идею и этой идее подчинены и сам аромат, и парфюмерный флакон, в который он помещен и упаковка духов. Одним из первых воплотил эту идею в жизнь, основатель парфюмерной торговой марки Эрнест Далтрофф. Он начал проводит эксперименты с различной формой флакона, а для упаковки стал использовать различные материалы: кожу, ткани, дерево и дорогую упаковочную бумагу. Во многом благодаря ему, парфюмерные композиции начали становиться целыми произведениями искусства.

В настоящее время парфюмеры и дизайнеры создают такие парфюмерные композиции, которые способны поразить своей красотой и гармоничностью любого человека. Так, например, модельер производит два типа ароматов: для мужчин и женщин. Женские ароматы помещены во флакон по форме напоминающий женскую фигуру. Мужские ароматы, наоборот, помещены в сосуд, по форме напоминающий мужской торс. При этом флаконы помещены в коробку цилиндрической формы, напоминающей коробку из под детского печенья или консервную банку.

Ароматы серии Rocabar , от известной компании помещены в шерстяную ткань с клетчатым узором (аналогия с теплым пледом), упакованы в коричневую оберточную бумагу и обвязаны по кругу тонкой кожаной лентой.

Парфюмерный флакон сегодня - это отличный предмет дизайна, роскоши, который может быть хорош сам по себе.

Когда появились первые духи, никто не знает. Еще в древности люди скрывали неприятные запахи сильно пахнущими растениями и цветами. В гробницах фараонов были найдены ароматические масла и бальзамы, которыми пользовались в косметических и парфюмерных целях.

Секреты изготовления духов передавались из поколения в поколение, а небольшая баночка ароматного средства стоила целое состояние. В средние века появляются жидкие духи с использованием спирта и эфирных масел. Понятно, что изготовленные парфюмы должны были храниться в специальных сосудах, чтобы дорогая жидкость не портилась.

Стеклянные сосуды для ароматов

Именно в это время (средние века) и появляются первые флаконы для духов, а в XIX веке начинается настоящий бум на красивые сосуды, в которых находилось сводящее с ума зелье. Стекло стало основным материалом для хранения ароматов - оно не позволяло испаряться драгоценным духам.

«Одежда» парфюма

При выборе аромата необычайно важно обратить внимание на его «одежду», поскольку флаконы для духов отображают всю суть парфюма. В начале XX века появляются дизайнерские стеклянные сосуды, представлявшие собой настоящие произведения искусства. До сих пор за ними охотятся коллекционеры, а на специальных аукционах они уходят за нереальные деньги.

Флаконы от Lalique

Благодаря современным технологиям все емкости изготавливаются в промышленных масштабах, однако некоторые из них создаются ручным способом в очень малом количестве, что сказывается на их цене.

Говоря про оригинальные флаконы для духов, нельзя обойти вниманием основавшего в Париже компанию по производству стеклянных изделий Он получал заказы от парфюмерных фабрик и на основании собственных дизайнерских разработок создавал удивительной красоты шедевры.

Рене называли настоящим художником, облекающим чувственные ароматы в индивидуальную форму. После плодотворного сотрудничества с брендом Coty родились эксклюзивные хрустальные флаконы, в которых претворял в жизнь свои творческие идеи бывший ювелир.

Продолжение традиций

И по сей день наследники большой династии продолжают дело великого мастера. Ароматы компании Lalique de Lalique выпускаются в уникальных пронумерованных флаконах, форма которых никогда не повторяется и красноречиво повествует о заточенных внутри духах. Над всем великолепием этой парфюмерии «колдуют» около десятка человек. Мэтр Лалик всегда был уверен в том, что роскошный парфюм достоин не менее драгоценного обрамления.

Хрустальная продукция

Некоторые стекольные фабрики выпускают хрустальную продукцию для хранения парфюмерной жидкости. Например, известная французская компания St. Louis создает невероятной красоты прозрачные сосуды ручной работы с притертыми крышками. А для особого удобства был представлен изящный флакон для духов с распылителем, выполненный с учетом новейших технологий по нанесению гравировки и золотого орнамента.

Любимый аромат заливается внутрь хрустальной бутылочки, а распылитель экономично выдает парфюм. Такой максимально герметичный флакон не допустит утечки ценной жидкости.

Важен ли цвет?

Флаконы для духов отличаются разнообразной палитрой. Но чаше всего ароматы для женщин заключены в светлые или разноцветные стеклянные бутылочки самых невероятных форм. Долгое время считалось, что темные оттенки более привычны для оформления мужских духов, однако в последнее время производители парфюмерной продукции отходят от этого утверждения.

Ювелирная компания Bvlgari, занимающаяся и выпуском ароматов, облачила свое творение под названием Jasmin Noir в глянцевую черную «одежду», разбавленную золотом.

А в 2008 году селективный бренд Creed выпустил духи в черных флаконах, прямолинейно их назвав Love In Black. Парфюмеры марки признались, что на создание драгоценной эссенции их подвигла темноволосая Жаклин Кеннеди-Онассис.

«Стеклянная тюрьма, скрывающая аромат», как поэтично высказался Шекспир, не менее важна, чем сам парфюм. А многие покупатели при выборе духов делают свой выбор на основании внешнего вида флакона, хранящего ноты прекрасного букета.