Иван ильин о воспитании и образовании. О семье Ильин о семье и воспитании

11.10.2019

И.А.ИЛЬИН О РОЛИ СЕМЬИ В ЖИЗНИ ЧЕЛОВЕКА

Государство начинается с семьи. Какова семья, такое и государство. Сегодня мы находимся в таком кризисе, что можем спастись лишь чудом. Но это чудо возможно лишь при возрождении духовности, а духовность присутствует лишь там, где есть вера и любовь. Вот два начала, на которых держалась во все века русская семья.

В настоящее время, к сожалению, многие семьи в России переживают кризис, значительно увеличилось количество разводов, неполных и неблагополучных семей. Низкий уровень рождаемости, увеличение числа абортов, количества незаконнорожденных детей - все это характерные черты современной действительности. Кроме того, растет число детей, которые стали социальными сиротами из-за пьянства или наркомании своих биологических родителей. В такой ситуации необходимо признать, что микроклимат многих семей нуждается именно в духовно-нравственном обновлении. В связи с этим, на наш взгляд, очень актуальны работы русского философа и педагога, профессора И.А. Ильина.Долгое время егоработы были недоступны русскому читателю, сегодня его духовное наследие возвращено на родину.

Ильин Иван Александрович (1883 – 1954) - российский религиозный философ, национальный мыслитель, правовед и государствовед, публицист и литературный критик. Автор нескольких сотен статей и более 30 книг, в том числе «О сопротивлении злу силою»(1925), «Путь духовного обновления» (1935), «Основы борьбы за национальную Россию» (1938), «Аксиомы религиозного опыта» (т.1-2, 1953), « Наши задачи» (т.1-2, 1956). Многое из его наследия было запрещено в советский период, так как большую часть своей жизни ученый вынужденно провел вдали от России, в эмиграции, но все его мысли были обращены к будущему своей страны. В его духовном наследии большое место занимали размышления о новой русской школе и о реформах в воспитательном процессе, в том числе о проблемах семейного воспитания в России. Сейчас пришло время переоценки трудов этого философа, осмысления его идей воспитания.

В своем трактате «Путь духовного обновления» А.И.Ильин дал определение понятию воспитание: « Воспитать человека - значит, прежде всего, пробудить в нем духовные переживания и открыть ему доступ к духовному опыту. Только в этом опыте человек может постигнуть, что такое любовь, какова ее глубина и сила и в чем ее священное значение. Только здесь он может научиться отличать добро от зла, услышать в самом себе голос совести, постигнуть, что такое честь, благородство и служение».

Ученый призывал людей не прятаться от жизни, а идти навстречу ей. По его мнению, только до 5 или 6 лет ребенок должен воспитываться «в теплице», его нужно оберегать от всего, что может его испугать, или надломить, или запачкать. Потом же, в школьный период жизни, в детях нужно, прежде всего, воспитывать волю, мужество, умение искать и находить во всех явлениях жизни некий высший смысл. Незаменимая основа в этом деле, как считал И.А.Ильин, - знание своих предков, истории своего народа. «Из духа семьи и рода, из духовного и религиозно осмысленного приятия своих родителей и предков - родится и утверждается в человеке чувство собственного духовного достоинства, эта первая основа внутренней свободы, духовного характера, здоровой гражданственности». О тесной взаимосвязи воспитания и образования философ говорит в своей книге « Взгляд вдаль», III часть которой называется « Воспитание»: « Воспитание начинается с корней; оно должно сводиться не к проповеди, а внушать ребенку новый способ жизни; не интеллект оно должно «образовывать», а сердце зажечь. Образование без воспитания и ложно, и опасно: то, что оно дает, - это лишь полуобразование; чванливое, самоуверенное, тщеславное, заносчивое, оно вооружает бездуховность, развязывает в человеке волка».

Цель воспитания детей, по Ильину, - открыть ребенку радость выбора добра и совершения поступков по любви, а не по неприязни. И при этом должен совершаться именно сознательный выбор, и воспитывать нужно в ребенке не «психологию раба», не того, у «кого хватает ума только для понимания чужих мыслей», а воспитывать свободного человека, который верует сознательно и поступает не бездумно, а, отдавая себе и Богу отчет в том, что он делает. Коротко это можно обозначить словом - ответственность.

« Ибо «воспитать» - не означает сделать из ребенка преуспевающего мошенника, а сделать добросердечного, твердого характером, цельного человека», - писал ученый в книге «Взгляд вдаль».

Ильин, философски осмысливая произошедший в России революционный кризис, считал, что назрел он в результате того, что были упущены эти правильные основы воспитания: духовность порой открывалась и прививалась детям не на уровне инстинкта, а на уровне идеологии. Как писал он, «грядущая культура должна понять эту ошибку и обновить свое педагогическое искусство», если же этого не произойдет, то все духовные ценности останутся для ребенка только навязываемыми извне. И, неизбежно, в период созревания, в подростковом возрасте и в юности он начнет бунтовать против них.

Описывая значение семьи в духовно-нравственном воспитании детей, Ильин называл ее «первичным лоном человеческой культуры», священным союзом, который необходимо основывать на любви, вере и свободе. Роль семьи с развития личности невозможно переоценить. Психологи заметили, что воспитанники даже очень хороших детских домов отстают в развитии от своих сверстников, живущих в семьях. Их контакты со взрослыми воспитателями более формальны, нежели в семье. Изолированность от откровенных разговоров взрослых затрудняет их знакомство с отдельными сторонами жизни. По-иному в воспитательных учреждениях организован быт, отчего многое в «нормальной « жизни кажется бывшим питомцам детских домов странным и непривычным. К тому же не будем забывать, что ни один самый заботливый воспитатель не может заменить ребенку его родителей, одарить его тем теплом, которое он получил бы в семье. По мнению Т.А.Флоренской, «в семье, в этом первичном коллективе начинается общественное воспитание человека – ведь именно здесь получает он первый опыт общественного труда, распределения обязанностей и социальных ролей» . И.А.Ильин также считал, что заменить семью в процессе воспитания невозможно ничем: « Никакие «детские сады», « детские дома», «приюты» и тому подобные фальшивые замены семьи никогда не дадут ребенку необходимого: ибо главной силой воспитания является то взаимное чувство личной незаменимости, которое связывает родителей с ребенком и ребенка с родителями связью единственной в своем роде – таинственной связью кровной любви. В семье и только в семье ребенок чувствует себя единственным и незаменимым, выстраданным и неотрывным, кровью от крови и костью от кости – существом, возникшим в сокровенной совместимости двух других существ и обязанным им своей жизнью, личностью, раз навсегда приятною и милою во всем ее телесном – душевном – духовном своеобразии». Если ребенок не научится любви в семье своих родителей, то он не сможет правильно и творчески развиваться. В результате социализации в семье из ребенка может получиться «великая личность или низкий проходимец». Ссылаясь на немецкого богослова Толука, который утверждал, что «мир управляется из детской комнаты», русский философ писал: «Мир не только строится в детской комнате, но и разрушается из нее; здесь прокладываются не только пути спасения, но и пути погибели» Таким образом, именно от того, как семья воспринимает и передает из поколения в поколение духовно-религиозную, национальную и отечественную традицию, зависит будущее благополучие общества.
И.А. Ильин указывал на то, что семья распадается не от ускорения исторического темпа, а вследствие переживаемого человеком духовно-нравственного кризиса. Более того, «великие крушения и исчезновения народов возникают из духовно-религиозных кризисов, которые выражаются прежде всего в разложении семьи».
И действительно, как показывают примеры истории, кризис государства начинается с кризиса семьи.
Главной задачей брака и семьи этот ученый считал духовное воспитание детей. Необходимо, чтобы нежное и восприимчивое сердце ребенка научилось отзываться на всякое проявление Божественного в мире и в людях, в том числе и на красоту природы, и на радость, которую дает нам истинное искусство, и неподдельное сочувствие всему страдающему, и любовь к ближнему. Семья должна быть "школою христианской любви", в здоровой семье душа ребенка с раннего детства смягчается, приучается относиться к ближним с любовным вниманием. Ребенок учится взаимному самопожертвованию ради дорогих людей, служению им. Здоровая духовно-нравственная атмосфера семьи призвана пробудить в ребенке потребность в чистой любви, способность к спокойной дисциплине. Эта дисциплина является внутренним самообладанием человека, его духовным самоуправлением. Она принимается личностью сознательно и добровольно, и труднейшая часть воспитания как раз в том и состоит, чтобы укрепить в ребенке волю, умение без особого труда сдерживать и понуждать себя. Особое искусство повеления и запрета без морального гнета, угроз и телесных наказаний дается только счастливым, здоровым семьям. Кроме того, особенностью чистой атмосферы духовной семьи является искренность, взаимное доверие. Родители и воспитатели не должны лгать своим детям ни при каких важных обстоятельствах жизни. По мнению И.А. Ильина, никогда из лживой семьи не выйдет искренний, верный и мужественный человек, разве только из отвращения к своей семье, с целью духовного преодоления ее наследия.
И.А. Ильин указывал на то, что именно семья дарит человеку два «священных первообраза», которые он носит в своей душе всю жизнь, - первообраз чистой матери, несущей для ребенка любовь, милость и защиту, и первообраз отца, олицетворяющий справедливость и понимание. Эти образы являются источниками духовной любви и веры, и достоин огромной жалости тот человек, у которого в душе нет места для этих живых символов, так как глубинные силы его души, не пробужденные этими ведущими первообразами, могут остаться в пожизненной скованности. Семейную организацию в этом отношении никто не может заменить. Современная эмансипация детей, падение авторитета родителей в глазах многих детей заставляет нас задуматься о том, не повлечет ли это падение авторитета вообще в социальной жизни будущих поколений.
По словам И.А. Ильина, из духа семьи и рода, из духовного восприятия своих родителей и предков утверждается в человеке чувство собственного духовного достоинства, которое является основой гражданственности. Напротив, презрение к своим предкам, а следовательно, к истории своего народа, порождает в человеке
«безродную, безотечественную, рабскую психологию». Таким образом, семья является первоосновой всей общей духовной культуры, в том числе и Родины.
Исходя из этого, проблемы семьи следует определить как самые острые проблемы современности. Осуществляя социальную функцию, семья формирует личность в зависимости от своего культурного, социального и духовного уровня. В ней регулируются отношения ребенка к окружающему миру, в семье он получает опыт нравственности, моральных норм поведения, человеческих отношений. От того, насколько крепко родители и дети связаны духовной общностью, зависит социальное устройство не только отдельных семей, но и общественной жизни, история целых народов.

Интересны мысли философа о соборности. Соборность он рассматривал как духовное единство, возникшее из «инстинктивного подобия», общения и взаимодействия людей в их обращении к Богу, друг к другу. В соборном единении каждый человек нуждается во всех остальных и все нуждаются в каждом. Здесь возникает «великая совместимость»: все связаны общими целями, взаимным доверием («солидарностью»), взаимной соотнесенностью чувств, стремлений («коррелятивностью»), взаимными обязанностями, проникновением частного в общее и наоборот («мутуальностью»). Цель соборности, по мнению И.А.Ильина, в духовном единении. Благодаря сходству духовных идеалов и устремлений члены собора стремятся к частному общению, взаимообогащению духовными, нравственными ценностями, взаимосовершенствованию. «Собор, по И.А.Ильину,- это единая духовная самоуправляемая община, где ее члены связаны любовью к Богу, соборной молитвой, единством образа жизни, вероисповедания, творчества, труда».

Важную роль в воспитании соборности И.А.Ильин придавал семье, которую он считал основой духовных традиций народа. Семья открывает ребенку путь к любви, внутренней свободе, вере, совести. Семья для ребенка – первое «мы», возникшее из любви и добровольного служения, где один в ответе за всех и все несут ответственность за одного; это – основа солидарности, доверия друг другу, где взаимная любовь превращает совместную деятельность членов семьи в радость, наполняет смыслом общее сосуществование.

Неумение родителей передать духовный опыт детям ведет к оскудению человеческой духовности. Семья в то же время есть школа душевного здоровья, выработки уравновешенного характера, развития творческой предприимчивости. Воспитать ребенка – значит заложить в нем основы характера, выработать готовность к участию в общественной деятельности и сформировать способность самовоспитания. Ученый определил задачи семьи в развитии у детей чувства соборности:

    пробуждение в ребенке «христианской любви», то есть воспитание любовного, почтительного отношения к людям, пробуждение альтруистических чувств, способность к самопожертвованию;

    духовно-религиозное воспитание, пробуждающее к истинной внутренней свободе;

    развитие самостоятельности;

    знание истории своего народа;

    развитие чувства собственного достоинства;

Семья, по И.А.Ильину, - это школа воспитания внутренней свободы ребенка. Любовь и уважение к родителям, добровольное подчинение им ведет к адаптации ребенка в обществе сверстников, терпимости к чужому мнению, принятию мнения большинства, воспитанию правосознания. «Формирование соборного сознания начинается в семье на основе духовного единства родителей, в процессе труда, соблюдения дисциплины, включает развитие инициативы, самостоятельности, способности прийти на помощь членам семьи, товарищам»,- писал И.А.Ильин в работе «Путь духовного обновления».

Ученый считал, что свобода, вера, любовь и творчество являются смыслом существования каждой духовно развитой личности.

Следовательно, смысл жизни, по И.А.Ильину, состоит в стремлении человека к соборности, то есть к духовному развитию и единению людей. «Воспитание соборности получает свое дальнейшее развитие в школе, в детском коллективе , где на принципах свободы, взаимоуважения, терпимости к чужому мнению, путем приобщения к народному творчеству, православным традициям воспитывается гражданственность, патриотизм, товарищество, духовное единение, потребность в труде, чувство собственного достоинств», - комментирует работу И.А.Ильина «Путь духовного обновления» современный исследователь наследия ученого А.Г. Голев.

Библиография

1. Голев А.Г. Духовно-нравственное воспитание учащихся. Монография.- Часть 1.- Пятигорск: ПГЛУ. 2006.- С.121- 126

2. Духовный мир человека: проблема формирования и развития. – Вып. 2: Этика и психология семейной жизни/ Сост.: В.И.Сидоров, О.Е.Проскуров, Н.Ф.Бондаренко; ред. В.И. Грудков, - Ставрополь: СКИПКРО,2002. – С. 58-59

3. Ильин И.А. Путь духовного обновления// Путь к очевидности. – М.: Республика, 1993.- С.133-289.

4. Ильин И.А. Собрание сочинений: В 10 т./ Сост., вступ.ст. и коммент. ЮТ.Лисицы.- М.: Русская книга,1993. Т.1.-С.33,35,68,166,191-195.243

5. Ильин И.А. Раскалить уголь духа. Отрывки из статей о воспитании, перевод с немецкого Антипенко З.Г. / Духовно-нравственное воспитание – 2005. №6. С. 102-104

6. Ильин И.А. Собрание сочинений: В 10 т. – М.,1994.Т.1. – С.202-207

7. Мусский И.А. 100 великих мыслителей.- М.: Вече, 2000.- С.619-626

НОУ СПО (ССУЗ) СЭК «Перспектива» Ильин И.А. Раскалить уголь духа. Отрывки из статей о воспитании, перевод с немецкого Антипенко З.Г. / ж. Духовно-нравственное воспитание – 2005.№6. С. 101

Духовный мир человека: проблемы формирования и развития. – Вып. 2: Этика и психология семейной жизни /Сост. : В.И.Сидоров, О.Е.Проскурова, Н.Ф.Бондаренко; ред. В.Н.Грузков.- Ставрополь: СКИПКРО, 2002.- С. 58-59

Ильин И.А. Собрание сочинений: В 10 т. / Сост., вступ.ст. и коммент. ЮТ.Лисицы.- М.: Русская книга.,-1993. Т.1.- С. 166

Ильин И.А. Собрание сочинений: В 10 т. / Сост., вступ.ст. и коммент. ЮТ.Лисицы.- М.: Русская книга.,-1993. Т.1.- С. 143

Голев А.Г. Духовно - нравственное воспитание учащихся. Монография -Часть 1.- Пятигорск: ПГЛУ, 2006.- С. 126

Духовная предметность души является, как сказано, выходом из безразличия и своекорыстия. Но этим преодолением, которое имеет лишь отрицательное, а не Положительное значение, предметность не определяется и не исчерпывается. По существу же идея предметной жизни и предметного человека может быть описана так.

Преодолев свое безразличие, человек должен найти себе настоящее и достойное содержание жизни. Он должен цельно полюбить нечто такое, что на самом деле заслуживает цельной любви и преданного служения. Это значит, что настоящая предметность имеет два измерения: субъективно личное и объективно ценностное. Первое измерение, субъективно личное, определяет, действительно ли я предан моей жизненной цели, искренен ли я в этой преданности, целен ли я в этой искренности и, наконец, действую ли я согласно этой преданности, искренности и цельности. Второе измерение, объективно ценностное, определяет, не ошибся ли я в выборе моей жизненной цели, действительно ли мой «предмет» Предметен, действительно ли моя цель священна и правда ли ею стоит жить и за нее стоит бороться и, может быть, умереть. Ибо в жизни возможны разные пути и перепутья.

Так, возможно, что человек субъективно «предметен», а объективно нет. Это значит, что он страстно, искренно и деятельно предан ошибке, напр., какому-нибудь вредному, обольстительному учению, ложной политической цели, нелепой и лукавой вере... Тогда возникает страстное и искреннее кипение в пустоте или соблазне. Но возможно и обратное, - когда человек высказывается в пользу верной цели, которою действительно стоит жить и за которую стоит бороться до смерти, но сам он относится к ней холодно, не имея для нее ни любви, ни жертвенности, ни борьбы. Тогда возникает верная формула Предмета, не больше, а, может быть, еще и аффектированная декламация о Предмете, верная по содержанию, но фальшивая по чувству и скользко-предательская в жизни. В-третьих, возможно и такое положение дела, при котором субъективно-холодный человек холодно разговаривает о Предметно неверных или соблазнительных целях жизни. Однако верна и духовно значительна четвертая возможность, когда человек искренно, цельно и деятельно предан Предметной цели, т.е. делу Божьему на земле, например, церкви, науке, искусству, духовному воспитанию своего народа, организации справедливой жизни, спасению своей родины, выработке свободного и справедливого права. И эта возможность есть единственно верная.

Тогда душою человека владеет двойная или подлинная Предметность. Она захватывает его душу, осмысливает его жизнь, делает его цельным и огненным и придает его жизни религиозный смысл даже и тогда, когда он сам себя не считает ни верующим, ни церковным, ибо сокровенная религиозность глубже явной и незримая церковь обширнее зримой. Такой человек переживает свой Предмет - сразу - как далекую цель, как объективное-будущее-желанное событие и в то же время - как близкую реальность, как вдохновляющую его силу, как подлинную ткань бытия, которая захватывает и его личные силы. Настоящий человек ищет в своей жизни прежде всего - Предметности, т. е. Дела Божьего на земле, он углубляет до него каждую жизненную задачу, каждое жизненное отношение, он освещает из него все дела, исходит из него, как из задания, и восходит к нему, как к цели.

Все это придает ему особый дух - дух искания, ответственности и служения, без которого человек остается обывателем или карьеристом, слугою своих страстей или медиумом чужих влияний, а может быть, и хуже - лисой, хамелеоном и предателем. По духу искания, ответственности и служения предметные люди легко и быстро узнают друг друга, и тот, кто раз приобщился ему, быстро научивается без ошибки узнавать его: он узнает его и у Конфуция, и у Сократа, и у Марка Аврелия, и у Вильгельма Оранского, и у Карлейля; а у нас в России - он узнает его и в православном старце, и в Петре Великом, и в Суворове, и у праведников Лескова и будет прав, ибо этот дух действительно создавал и строил Россию. И вот каждое такое открытие, каждое такое знакомство будет ему духовной радостью и будет вызывать в нем желание - включить узнанное в свою жизнь, а если это живой человек, то связаться с ним крепко и надолго полнотою доверия и братским сотрудничеством. Предметные люди - братья перед лицом Божиим; они суть как бы живые нити Божией ткани на земле; или - живые струи Его потока; граждане Его медленно возрастающего Царства. И именно этим объясняется присущее им стремление - пробудить в других чувство Предметности, сознание Предмета, искание Предметности, чувство предметной ответственности.

Вот почему Предметность можно было бы описать, как включение себя в Дело Божие на земле, или как вплетение себя в Его ткань, или как вхождение в Его поток, как отождествление своего дела с Его Делом, своего успеха с Его успехом, своей силы с Его силою. И этому соответствует измерение его мерилами и его успехами - своей жизни, своей ответственности, своих решений, своей правоты, своей удачи и победы. Ткань этого Дела реально присутствует во всем: в природе и в человеке; в самом человеке (в теле, в душе и в духе) и в его культуре; в индивидуальной жизни и в народной жизни; в семье и в воспитании; в церкви и в вере; в труде и в хозяйстве; в праве и в государстве; в науке и в искусстве; в деяниях воина и в деяниях монаха. Надо научиться воспринимать ее, видеть ее, радоваться ей, пребывать в ней и служить ей. И воспитание человека тем лучше и глубже, чем больше оно сообщает ему это умение.

Можно было бы сказать, что Предметность есть единый и общий источник всех благих побуждений человека, ибо все они определяются словами «хочу Божьего Дела» и «служу Божьему Делу». Все благие дела и побуждения человека суть видоизменения Предметности; и любовно-творческое отношение к природе, и самовоспитание, и строительство семьи, и дружба двух людей, и хозяйственное вдохновение, и чувство ответственности и вины, и социальное чувство, и правосознание, и верный патриотизм, и совестный акт, и научная совесть, и художественное созерцание, и молитва, и церковное сознание - все это разновидности «божеского» подхода к Божьему Делу на земле. Это есть то, в чем нуждается всегда все человечество, но чего ищут и чем владеют только лучшие люди. Все великие религии хотели и доныне хотят этого; все монашеские ордена, все организации братства, чести и служения (начиная от университета и кончая армией), все они ищут именно Предметности в своей сфере. И духовный уровень каждого такого человеческого союза определяется именно тем, поставлены ли в нем на должную высоту - воля к Предметности и организация Предметности. Ибо есть своя особая Предметность в церкви, и своя особая Предметность в науке и преподавании, и своя Предметность в суде и управлении, своя Предметность в искусстве, своя Предметность в армии. И все это, что называется в жизни - лицеприятием, непотизмом, святокупством, взяткою, криводушием, гражданскою трусостью, политической продажностью, завистью, лестью, предательством, бесчестием, карьеризмом, лукавством, интригою или же, выражаясь русскими летописными словами, - «кривдою» и «воровством» - все это, что разлагает нравы и создает растленную культуру и больную государственность, сводится к отсутствию Предметности в душе и в жизни. Но надо сказать и обратное: нет более крепкого и плодотворного единения на земле, как единение людей в духовной Предметности - в совместной молитве, в духовной близости брака и дружбы, в настоящем академическом сотрудничестве, в воинском братстве единой армии, в предметно-политическом единочувствии, в патриотическом подъеме.

Иван Александрович Ильин (1883-1954) – русский философ, писатель, публицист.

Итак, есть глубокий, духовно верный, творческий национализм и его необходимо прививать людям с раннего детства.

Мы установили уже, что национальность человека определяется не его произволом, а укладом его инстинкта и его творческого акта, укладом его безсознательного и, больше всего, укладом его безсознательной духовности . Покажи мне, как ты веруешь и молишься ; как просыпаются у тебя доброта, геройство, чувство чести и долга ; как ты поешь, пляшешь и читаешь стихи ; что ты называешь «узнать» и «понимать» , как ты любишь свою семью ; кто твои любимые вожди, гении и пророки , - скажи мне все это, а я скажу тебе, какой нации ты сын; и все это зависит не от твоего сознательного произвола, а от духовного уклада твоего безсознательного.

А этот уклад слагается, формируется и закрепляется прежде всего и больше всего - в детстве . Воспитание детей есть именно пробуждение их безсознательного чувствилища к национальному духовному опыту , укрепление в нем их сердца, их воли, их воображения и их творческих замыслов.

Бороться с национальным обезличиванием наших детей мы должны именно на этом пути: надо сделать так, чтобы все прекрасные предметы, впервые пробуждающие дух ребенка, вызывающие в нем умиление, восхищение, преклонение, чувство красоты, чувство чести, любознательность, великодушие, жажду подвига, волю к качеству - были национальными, у нас в России - национально русскими; и далее: чтобы дети молились и думали русскими словами; чтобы они почуяли в себе кровь и дух своих русских предков и приняли бы любовью и волею - всю историю, судьбу, путь и призвание своего народа; чтобы их душа отзывалась трепетом и умилением на дела и слова русских святых, героев, гениев и вождей. Получив в дошкольном возрасте такой духовный заряд и имея в своей семье живой очаг таких настроений, русские дети, где бы они ни находились, развернутся в настоящих и верных русских людей.

В особенности следует обогащать их следующими сокровищами.

1. Язык . Язык вмещает в себе таинственным и сосредоточенным образом всю душу, все прошлое, весь духовный уклад и все творческие замыслы народа. Все это ребенок должен получить вместе с молоком матери (буквально). Особенно важно, чтобы это пробуждение самосознания и личностной памяти ребенка (обычно - на третьем, четвертом году жизни) совершилось на его родном языке. При этом важен не тот язык, на котором говорят при нем другие, но тот язык, на котором обращаются к нему , заставляя его выражать на нем его собственные внутренние состояния. Поэтому не следует учить его чужим языкам до тех пор, пока он не заговорит связно и бегло на своем национальном языке. Это относится и к чтению: пока ребенок не зачитает бегло на родном языке, не следует учить его никакому иному чтению. В дальнейшем же в семье должен царить культ родного языка : все основные семейные события, праздники, большие обмены мнений должны протекать по-русски; всякие следы «волапюка» должны изгоняться; очень важно частое чтение вслух Св. Писания, по возможности на церковно-славянском языке, и русских классиков, по очереди всеми членами семьи хотя бы понемногу; очень важно ознакомление с церковно-славянским языком, в котором и ныне живет стихия прародительского славянства, хотя бы это ознакомление было сравнительно элементарным и только в чтении; существенны семейные беседы о преимуществах родного языка – о его богатстве, благозвучии, выразительности, творческой неисчерпаемости, точности и т.д.

2. Песня. Ребенок должен слышать русскую песню еще в колыбели. Пение несет ему первый душевный вздох и первый духовный стон : они должны быть русскими. Пение помогает рождению и изживанию чувства в душе; оно превращает пассивный, беспомощный и потому обычно тягостный аффект - в активную, текучую, творческую эмоцию : ребенок должен безсознательно усваивать русский строй чувств и особенно духовных чувствований . Пение научит его первому одухотворению душевного естества - по-русски , пение даст ему первое «не-животное» счастье - по-русски . Русская песня глубока, как человеческое страдание, искренна, как молитва, сладостна, как любовь и утешение; в наши черные дни, как под игом татар, она даст детской душе исход из грозящего озлобления и каменения. Надо завести русский песенник и постоянно обогащать детскую душу русскими мелодиями, - наигрывая, напевая, заставляя подпевать и петь хором. Всюду, по всей стране, надо создавать детские хоры - церковные и светские, организовывать их, объединять, устраивать съезды русской национальной песни. Хоровое пение национализирует и организует жизнь - оно приучает человека свободно и самостоятельно участвовать в общественном единении .

3. Молитва . Молитва есть сосредоточенная и страстная обращенность души к Богу. Каждый народ совершает это обращение по-своему, даже в пределах единого исповедания; и только для поверхностного взгляда Православие русского, грека, румына и американца - одинаково. Живое многогласие и многохваление Господа, идущее от мира, требует, чтобы каждый народ молился самобытно; и эту самобытную молитву надо вдохнуть ребенку с первых лет жизни.

Молитва даст ему духовную гармонию , пусть он переживет ее по-русски . Молитва даст ему источник духовной силы - русской силы . Молитва научит его сосредоточивать чувство и волю на совершенном - по-русски . Молитва даст ему религиозный опыт и поведет его к религиозной очевидности - по-русски . Ребенок, научившийся молиться, сам пойдет в церковь и станет ее опорой - русской опорой, русской Церкви. Он найдет пути - в глубину русской истории, и на простор русского возрождения. Неправославный может быть верным русским патриотом и доблестным русским гражданином, но человек, враждебный Православию, не найдет доступа к священным тайникам русского духа и русского миропонимания, он останется чужеродным в стране, своего рода внутренним «неприятелем».

4. Сказка. Сказка будит и пленяет мечту. Она дает ребенку первое чувство героического - чувство испытания, опасности, призвания, усилия и победы; она учит его мужеству и верности; она учит его созерцать человеческую судьбу, сложность мира, отличие «правды и кривды». Она заселяет его душу национальным мифом, тем хором образов, в которых народ созерцает себя и свою судьбу , исторически глядя в прошлое и пророчески глядя в будущее. В сказке народ схоронил свое вожделенное, свое ведение и ведовство, свое страдание, свой юмор и свою мудрость. Национальное воспитание неполно без национальной сказки. Ребенок, никогда не мечтавший в сказках своего народа, легко отрывается от него и незаметно вступает на путь интернационализации. Приобщение к чужеземным сказкам вместо родных будет иметь те же самые последствия.

5. Жития святых и героев. Чем раньше и чем глубже воображение ребенка будет пленено живыми образами национальной святости и национальной доблести , тем лучше для него. Образы святости пробудят его совесть , а русскость святого вызовет в нем чувство соучастия в святых делах, чувство приобщенности, отождествления; она даст его сердцу радостную и гордую уверенность, что «наш народ оправдался перед лицом Божиим», что алтари его святы и что он имеет право на почетное место в мировой истории («народная гордость»). Образы героизма пробудят в нем самом волю к доблести, пробудят его великодушие, его правосознание, жажду подвига и служения, готовность терпеть и бороться, а русскость героя - даст ему непоколебимую веру в духовные силы своего народа. Все это, вместе взятое, есть настоящая школа русского национального характера.

Преклонение перед святым и героем возвышает душу , оно дает ей сразу - и смирение, и чувство собственного достоинства, и чувство ранга; оно указывает ей - и задание, и верный путь. Итак, национальный герой ведет свой народ даже из-за гроба.

6. Поэзия. Стихи таят в себе благодатно-магическую силу: они подчиняют душу, пленяют ее гармонией и ритмом, заставляют ее прислушиваться к сокровенной жизни вещей и людей, побуждают ее искать закона и формы, учат ее духовному восторгу. Как только ребенок начнет говорить и читать, так классические национальные поэты должны дать ему первую радость стиха и постепенно раскрыть ему все свои сокровища. Сначала пусть слушает, потом пусть читает сам, учит наизусть, пытается декламировать - искренно, прочувствованно и осмысленно. Русский народ имеет единственную в своем роде поэзию, где мудрость облекается в прекрасные образы, а образы становятся звучащей музыкой. Русский поэт одновременно - национальный пророк и национальный музыкант. И русский человек, с детства влюбившийся в русский стих, никогда не денационализируется.

В меру возрастания и в меру возможности необходимо открывать ребенку доступ ко всем видам национального искусства – от архитектуры до живописи и орнамента, от пляски до театра, от музыки до скульптуры. Тогда душа его всесторонне раскроется для восприятия того, что впервые дали ей песня, сказка и поэзия. Понятно, что наиболее доступным, наиболее увлекающим и непосредственно национализирующим видом искусства останется русская пляска со всей ее свободой и ритмичностью, со всем ее лиризмом, драматизмом и неистощимым юмором.

7. История. Русский ребенок должен с самого начала почувствовать и понять, что он славянин, сын великого славянского племени и в то же время сын великого русского народа, имеющею за собою величавую и трагическую историю, перенесшего великие страдания и крушения и выходившего из них не раз к подъему и расцвету. Не обходимо пробудить в ребенке уверенность, что история русского народа есть живая сокровищница, источник живого научения, мудрости и силы. Душа русского человека должна раскрыть в себе простор, вмещающий всю русскую историю так, чтобы инстинкт его принял в себя все прошлое своего народа, чтобы воображение его увидело всю его вековую даль, чтобы сердце его полюбило все события русской истории... Мы должны освоить волею наше прошлое и волею замыслить наше будущее. Мы должны прочувствовать окрыленные слова Пушкина: «Гордиться славою своих предков не только можно, но и должно; не уважать оной есть постыдное малодушие». И еще: «Клянусь вам моею честью, что я ни за что на свете не согласился бы ни переменить Родину, ни иметь другую историю, чем история наших предков, какую нам послал Господь». При этом национальное самочувствие ребенка должно быть ограждено от двух опасностей: от националистического самомнения и от всеосмеивающего самоунижения. Преподаватель истории отнюдь не должен скрывать от ученика слабых сторон национального характера, но в то же время он должен указать ему все источники национальной силы и славы. Тон скрытого сарказма по отношению к своему народу и его истории должен быть исключен из этого преподавания. История учит духовному преемству и сыновней верности: а историк, становясь между прошедшим и будущим своего народа, должен сам видеть его судьбу, разуметь его путь, любить его и верить в его призвание. Тогда только он сможет быть истинным национальным воспитателем.

8. Армия. Армия есть сосредоточенная волевая сила моего государства, оплот моей Родины; воплощенная храбрость моего – народа, организация чести, самоотверженности и служения - вот чувство, которое должно быть передано ребенку его национальным воспитателем. Ребенок должен научиться переживать успех своей национальной армии как свой личный успех; его сердце должно сжиматься от ее неудачи; ее вожди должны быть его героями; ее знамена - его святынею. Сердце человека вообще принадлежит той стране и той нации, чью армию он считает своею . Дух воина, стоящего на страже правопорядка внутри страны и на страже Родины в ее внешних отношениях, отнюдь не есть дух «реакции», «насилия» и «шовинизма», как думают иные даже до сего дня. Без армии, стоящей духовно и профессионально на надлежащей высоте, - Родина останется без обороны, государство распадется и нация сойдет с лица земли. Преподавать ребенку иное понимание значит содействовать этому распаду и исчезновению.

9. Территория. Русский ребенок должен увидеть воображением пространственный простор своей страны, это национально-государственное наследие России. Он должен понять, что народ живет не для земли и не ради земли, но что он живет на земле и от земли и что территория необходима ему, как воздух и солнце. Он должен почувствовать, что русская национальная территория добыта кровью и трудом, волею и духом, что она не только завоевана и заселена, но что она уже освоена и еще недостаточно освоена русским народом. Национальная территория не есть пустое пространство «от столба до столба», но исторически данное и взятое духовное пастбище народа, его творческое задание, его живое обетование, жилище его грядущих поколений. Русский человек должен знать и любить просторы своей страны: ее жителей, ее богатства, ее климат, ее возможности так, как человек знает свое тело, так, как музыкант любит свой инструмент; так, как крестьянин знает и любит свою землю.

10. Хозяйство. Ребенок должен с раннего детства почувствовать творческую радость и силу труда, его необходимость, его почетность, его смысл. Он должен внутренне испытать, что «труд» не есть «болезнь» и что работа не есть «рабство», что, наоборот, труд есть источник здоровья и свободы . В русском ребенке должна проявиться склонность к добровольному, творческому труду, и из этой склонности он должен почувствовать и осмыслить Россию как безконечное и едва початое трудовое поприще. Тогда в нем пробудится живой интерес к русскому национальному хозяйству, воля к русскому национальному богатству как источнику духовной независимости и духовного расцвета русского народа. Пробудить в нем все это значит заложить в нем основы духовной почвенности и хозяйственного патриотизма.

Таков дух национального воспитания, необходимый русскому и каждому здоровому народу. Задача каждого поколения состоит в верной передаче этого духа, и притом в формах возрастающей одухотворенности, национального благородства и международной справедливости. Только на этом пути человечеству удастся соблюсти священное начало Родины и в то же время одолеть соблазны - как больного национализма, так и всеразлагающего интернационализма.

Из книги Ивана Александровича Ильина «Путь духовного обновления». 1932-1935.

ИВАН ИЛЬИН О ДЕТЯХ, СЕМЬЕ, ВОСПИТАНИИ

Иван Александрович Ильин — русский философ, писатель. В его проектах устройства жизни в России большое место занимают размышления о новой русской школе и о воспитании детей в целом. Сегодня идеи Ивана Александровича очень актуальны, он говорит о воспитании: «Надо воспитывать в душе ребенка будущего победителя , который умел бы внутренне уважать самого себя и утверждать свое духовное достоинство и свою свободу , - духовную личность , перед которой были бы бессильны все соблазны и искушения современного мира». То есть Ильин призывает к тому, чтобы не прятаться от жизни, а идти навстречу ей. Только до 5 или 6 лет ребенок должен воспитываться «в теплице», его нужно оберегать от всего, что может его испугать или надломить, или запачкать. Потом же, в школьный период жизни в детях нужно, прежде всего, воспитывать волю, мужество, умение искать и находить во всех явлениях жизни некий высший смысл.

Мы предлагаем вам ознакомится с некоторыми публикациями Иван Ильина, посвященными семейному воспитанию, роли родителей в личностном становлении детей.

О семье.pdf
Значение семьи.pdf
О духовном здоровье семьи.pdf
Основные задачи воспитания.pdf

Обращение к родителям

Коренистова Н.Г., к.п.н.,
заместитель директора

«Направляйте свое внутреннее око на свет, и вы увидите его…»
(Владыка Сергий)

В дословном переводе с греческого «педагогика» звучит как «детоводительство». Встает вопрос: «Куда мы ведем сегодня детей?» И если не лукавить, то ответ следующий: прежде всего, к получению качественного образования, которое обеспечит поступление в престижный ВУЗ и, впоследствии, высокооплачиваемую работу.

В широком социальном смысле воспитание – это передача накопленного опыта от старших поколений к младшим. Но передать можно только то, чем владеешь сам. И опять встает вопрос: «Как можно осуществлять духовно-нравственное воспитание, не имея духовного опыта и не признавая наличие в ребенке «искры Божией», т.е. духовного мира?» Невозможно, если не произвести подмену понятия «духовно-нравственное воспитание» на «нравственное воспитание».

Православная педагогика имеет принципиально иной взгляд на воспитание – это совместный путь учителя и ученика к Любви . И если душой принять эту точку зрения, то многие проблемы современного воспитания будут решаться менее болезненно и более продуктивно.

Любая деятельность начинается с целеполагания. В современном воспитании существует многообразие целей воспитания и соответствующих им воспитательных программ (систем), поэтому цели воспитания подвижны, изменчивы. Отсюда появляется заблуждение, что воспитание личности можно осуществлять «по частям», каковыми выступают направления воспитательной работы: нравственное, экологическое, эстетическое, туристско-краеведческое, спортивно-оздоровительное и т.д. Эта мысль, внедренная в сознание педагога, вступает в противоречие с аксиомой: воспитание и развитие ребенка возможно только на основе становления его целостного духовного мира.

Цель православной педагогики вовсе не «подвижна и изменчива», она постоянна и неизменна – приобретение опыта общения в Любви , поэтому важной задачей христианского воспитания является привитие любви к образу Божию в каждом человеке и возрастание этой любви.

Проекция вышеназванного целеполагания на современное воспитание высвечивает истинную суть духовно-нравственного воспитания: вершиной духовного развития человека, совокупностью всех его совершенств, является Любовь .

С другой стороны, если мы понимаем и принимаем вышеназванное целеполагание православной педагогики, то получаем уникальную возможность в корне поменять взгляд на содержание воспитания.

Во-первых , детство – это особый этап духовного становления человека, от рождения ребенок всецело устремлен к добру, поэтому «нет плохих детей» (есть недобросовестные взрослые, которые не смогли создать благоприятные условия для духовного роста маленького человека). Задача педагога – помочь детям в их собственном пути к Любви и ближним, в их желании жить по законам Любви.

Во-вторых , земная жизнь важна тем, что ею закладывается фундамент вечной жизни. Задача педагога – помочь детям достойно пройти путь через временную жизнь к вечной.

В-третьих , жизнь каждого ребенка ценна именно своим личным путем и личным трудом, на это педагог и должен ориентироваться, реализуя в своей деятельности существующие стандарты.

Но, самое главное, при внимательном рассмотрении все христианские заповеди и основные положения православной педагогики являют нам конечную цель и задачи современного воспитания.

«Возлюби ближнего как самого себя» . Для реализации этого главного закона Любви современному ребенку необходимы «перемена ума» и образа жизни, каждодневный труд «самостроительства» себя, чтобы понять и принять мысль о том, что благополучие мира зависит от его способности к бескорыстной любви к другому человеку.

«Никогда не воздавайте злом на зло, но пекитесь о добром перед всем человечеством» . Бесспорно, выполнение этой заповеди способствует развитию в ребенке способности к рефлексии, потому что он должен найти достойный способ поведения в трудной ситуации, а это потребует от него определенных размышлений и усилий души, направленных на «умножение» Добра.

«Таланты надо развивать – это дары, которые Господь послал людям» . Если принять такой взгляд на творческие способности личности, то ставится под сомнение необходимость создания в ОУ отдельной программы по работе с одаренными детьми, т.к. потенциальной одаренностью обладают все дети. Задача педагога – создать условия для раскрытия в каждом ребенке «дара Божиего». Но развитие детей должно быть целомудренным, не развращающим, а, наоборот, собирающим воедино все силы души человека. Тогда мир начинает восприниматься ребенком не как бытовое поприще приложения своих сил и талантов, а как начало пути к себе, к своему истинному «Я».

Позволим высказать еще одну мысль: не только на воспитание, но и на обучение мы должны смотреть с позиций цели и главного смысла православной педагогики. Святой Апостол Павел сказал: «Если … знаю все тайны, и имею всякое познание… , а не имею любви, — то я ничто» .

Есть в Подмосковье школа, руководит которой священник Артемий Владимиров. В этой школе нет неуспевающих, т.к. у детей сформировано определенное отношение к оценкам. Вот как размышляет отец Артемий о школьных отметках под знаком вечности:

«Кол – это, несомненно, орудие убийства. Кол бьет на поражение. Кол – это, собственно, осиновый кол, который вбивается в грудь дитя, уже мертвого для «божества и вдохновенья», и слез, и жизни, и любви… Одним словом, оценка «кол», как и кол – орудие, колет и ум, и сердце, закалывает ученика на убой.

Двойка, в отличие от предыдущей отметки, обладает определенным изяществом формы, и если бы у меня был черный фломастер, то на белом ватманском листе я изобразил бы фигуру лебедя… Очевидно, что двоечник может плыть только по-собачьи, при этом захлебываясь; плыть, с каждым взмахом выплевывая не вмещающиеся в него знания. Видно, что двойка не имеет никакого отношения к смирению… Посмотрите, как она выпячивается.

Если кол есть направление к аду, а четверка явно обеими руками тянется по направлению к небу, то тройке ничего не нужно… Тройка чужда вдохновению, чужда боли о собственном несовершенстве… Тройка содержит в себе смерть, потому что жизнь – это движение, жизнь – это изменение от худшего к лучшему, от меньшего к большему. Поиск совершенства всегда сопряжен с состоянием неудовлетворенности, недовольства собой, боли за пережитое…

…Четверка рождает в душе не столько уверенность в собственных силах, сколько надежду на лучшее будущее. Весело смотрит четверочник в «завтрашний день»… Четверка вместе в тем с тем, не дает поводов к гордыне, к «головокружению от успехов». Она имеет над собой еще верхний этаж, но, стоя на ее высоте, уже не хочется смотреть туда, вниз, в бездну, где, по тютчевскому выражению, «хаос шевелится».

…Пятерка – это ода радости, пятерка заставляет душу петь, пятерка побуждает вас изливать сердце в благодарности, и, смотря по вашему нравственному развитию, вы адресуете свою признательность либо Богу, либо вашим педагогам, которые настолько щедро и умело поделились с вами знаниями, что и вас приобщили к этому богатству. Вместе с тем, чрезмерное стремление удержаться на этой звездной высоте может грозить отличнику нравственным ущербом. Пятерка – Божий дар, хотя и плод наших собственных трудов; и очень важно … быть свободным от нее, не впадать от нее в зависимость, но всегда быть готовым и оступиться, признать за собой право на ошибку… Жизнь, дорогие друзья, – это осциллограмма побед и поражений. Говорят, что побеждает лишь тот, кто умеет отступать…».

В сложившейся непростой социальной ситуации и педагогам, и родителям нельзя отступать от вечных, непреходящих ценностей православной педагогики: в их руках – детские души.

Однажды мудрец спросил своих учеников: «Вы уже долго со мной, что вы делали все это время?» На что получил честный ответ: «Мы верили в тебя и твое учение, Учитель!» Тогда учитель строго выговорил им: «Ну и что произошло от того, что вы верили? Зачем вы верили? Если мир остался таким же, каким был до вас, то зачем вам вообще было верить?»

Эта притча точно раскрывает основную миссию современного воспитания – изменить окружающий мир к лучшему, в котором будет радостно жить нашим детям. Только без Любви и Веры эта миссия не выполнима, потому что «вера в сердце, что светильник в доме… Когда светильник в доме горит и сияет, все ясно в доме, и живущие в нем все видят, и ходящие не претыкаются, и всяк свое дело делает… Когда светильник Веры в сердце сияет, человек все духовное ясно видит …» (Святитель Тихон Задонский).

Идеи духовно-нравственного и правового воспитания человека, изложенные в философском наследии И. А. Ильина, могут быть рассмотрены в рамках религиозного направления русской философско-педагогической антропологии. Социально-философскими аспектами педагогической антропологии И. А. Ильина выступают: ценностные основания воспитания, институциональные формы и средства воспитания, цели и задачи воспитания.

И. А. Ильин полагал, что в современном обществе, во всех сферах человеческой деятельности наблюдается картина «величайшей катастрофы», причинами которой является то, что человеку «внушается» с самого детства и с чем он вынужден жить впоследствии всю свою жизнь. Изменить ситуацию, пагубную для развития общества и формирования в нем человека, может, по мнению Ильина, новая концепция воспитания. Эта концепция излагается философом в нескольких работах, таких как «Путь духовного обновления», «Аксиомы религиозного опыта», «Путь к очевидности», в ряде статей сборника «Наши задачи» и др.

Педагогическая концепция И. А. Ильина основывается на идее духовности как главном условии бытия человека, качественной особенности, присущей всему человеческому роду. Данная установка, основанная на необходимости органической связи образования и воспитания человека в обществе с духовной культурой, была обоснована в немецкой классической философии.

Русский мыслитель выделяет несколько основных задач воспитания человека, среди которых можно выделить следующие: в первую очередь, воспитание, по Ильину, должно быть религиозным, то есть строиться на основе христианской любви и христианской культуры, что должно научить ребенка искусству так называемого «сердечного созерцания», то есть способности видеть, «вживаться» и отражать различными способами окружающий мир, доверию и искренности, альтруизму и взаимопомощи, самостоятельности и творческой инициативности, труду и дисциплине, чувству частной собственности, справедливости, верному восприятию авторитета, патриотизму и национализму, бережному сохранению религиозных, национальных и отечественных традиций, правосознанию и внутренней свободе.



Первой ступенью духовной реализации человека является семья, которую Ильин называет «ячейкой духовности», и которая «есть целый остров духовной жизни». По мнению мыслителя, «если духовность колеблется и слабеет, то она слабеет, прежде всего, в семейной традиции и в семейной жизни. Но, раз поколебавшись в семье, она начинает слабеть и вырождаться – и во всех человеческих отношениях и организациях: больная клетка создает больные организмы». Поэтому именно семья несет ответственность за воспитание человека, который, в свою очередь, будет отвечать не только за свою жизнь и ее содержание, но и за духовную культуру своего времени и современное ему состояние мира: «Так созерцал; так возлюбил: так выбрал: так совершил; и потому признаю это деяние моим деянием, поддерживаю его основания и мотивы и принимаю на себя ответственность за совершенное, признаю свою ошибку за ошибку, свое «заранее обдуманное намерение» признаю за таковое, - и вина моя, и заслуга (если она есть) моя, и последствия мною совершенного я готов нести и за них отвечать».

В работе «Путь духовного обновления» (1935) философ пишет, что: «Семья есть первый, естественный и в то же время священный союз, в который человек вступает в силу необходимости. Он призван строить этот союз на любви, на вере и на свободе; - научиться в нем первым совестным движениям сердца; - и подняться от него к дальнейшим формам человеческого духовного единения – родине и государству». Семья рассматривается им как «первичное лоно человеческой культуры», как бы живая «лаборатория» человеческих судеб, личных и народных. «В любовной и счастливой семье, - продолжает он, - воспитывается человек с неповрежденным душевным организмом, который сам способен органически любить, органически строить и органически воспитывать». Только духовное пламя здорового семейного очага, как убежден И. А. Ильин, может дать человеческому сердцу «накаленный уголь духовности, который будет и греть его, и светить ему в течение всей его дальнейшей жизни».

Именно семья, по Ильину, оказывается первой школой «творческого самопожертвования, социальных чувств и альтруистического образа мыслей». Семья призвана также «воспринимать, поддерживать и передавать из поколения в поколение некую духовно-религиозную, национальную и отечественную традицию … . И самая идея родины, лона моего рождения, и отечества, земного гнезда моих отцов и предков, - возникла из недр семьи, как телесного и духовного единства».

В работе «Путь к очевидности» Ильин указывал на важную роль семьи, особенно родителей, в процессе становления человека в пору его раннего детства, когда он беспомощен и живет потребностями своего организма. От рождения до трех лет особенно велико влияние матери, поющей у колыбели своего ребенка, которая «начинает его истинное воспитание», пробуждая младенческую душу. Ее любовь Ильин характеризует как женственно-ласковую и религиозно-совестную. Данная мысль является не только следствием представления о естественном развитии ребенка, но и имеет под собой гораздо более глубокую основу, так как для Ильина главным является воспитание духовности и нравственности. После трех лет, согласно русскому мыслителю, в воспитании маленького человека становится все более заметно влияние отца с его мужественной и братски-товарищеской любовью, а также включается весь окружающий мир: природа, «серьезная» музыка, ближние люди, которым необходимо научиться сострадать. После пяти-шести лет ребенок уже должен, согласно Ильину, «скромно, но уверенно гордиться своей русскостью», то есть начать знакомиться с историей своей родины, узнать о героях страны.

Семья, основанная на взаимном доверии и уважении, в большей степени, чем сторонние наставники, является залогом правильного воспитания детей, а «воспитать ребенка – значит заложить в нем основы духовного характера и довести его до способности самовоспитания», до способности быть «живым органом своего народа и верным сыном своей родины». Здоровая семейная жизнь учит ребенка христианской любви и христианской культуре, бережному сохранению религиозных, национальных и отечественных традиций, а также «верному восприятию авторитета», что немаловажно для воспитания человека, поскольку признание естественным собственный низший ранг в семье по отношению к любимым и уважаемым родителям (отцу) не только призывает к порядку в личной и общественной жизни, но и к внутренней свободе, благодаря чему семья в итоге воспитывает правосознание.

Ильин подчеркивал воспитательное значение авторитета, отмечая, что «свободно признанный авторитет воспитывает человека к свободе и к силе». Ильин аппелирует не к авторитету разума, а к авторитету веры, так как, по его мнению, именно вера указывает на то, что человек «воспринимает и ощущает как самое главное в жизни». Тем не менее, Ильин указывают на возможность единства авторитета и свободы, автономии и гетерономии, так как только через свободное подчинение возможно, по их мнению, воспитание духовно самостоятельной личности.

Огромное воспитательное значение Ильин придавал дисциплине. Дисциплина необходима, но дисциплина как проявление внутренней свободы, «духовное умение», «достойная» и «спокойная», которая должна резко отличаться от любых проявлений родительского террора, в противном случае ребенок, защищая себя, приучится к «внутренней вседозволенности», и семейный террор станет «одним из главных источников общественной деморализации и политической революционности».

Семья, по Ильину, также является «школой здорового чувства частной собственности», которое воспитывается в ребенке за счет сплоченности семьи и общего каждодневного труда, сопряженного с лишениями и умственными усилиями и направленного на приобретение наследственно передающегося имущества, являющегося «сущим источником не только семейного, но и всенародного довольства».

Необходимость общего каждодневного труда, имеющего духовно-нравственную природу, заложена, по Ильину, в основы семейного воспитания. Это роднит его с К. Д. Ушинским, видевшим в труде цель и смысл человеческого существования: труд, по определению русского педагога, «есть такая свободная и согласная с христианской нравственностью деятельность человека, на которую он решается по безусловной необходимости ее для достижения той или другой истинно-человеческой цели в жизни».

Семья должна, согласно Ильину, научить ребенка инициативности, самостоятельности, которые помогут ему в дальнейшей самореализации. Зеньковский писал о необходимости уважения ребенка и его свободы, что, в свою очередь, способствует развитию в нем «инициативы, творческой смелости и сознания ответственности».

Семья, по Ильину, учит ребенка доверию и искренности, альтруизму и взаимопомощи, труду и дисциплине, самостоятельности и творческой инициативности, то есть искусству, «вне которого не может быть разрешен социальный вопрос нашей эпохи».

Говоря об основных задачах воспитания человека, Ильин отмечает, что все они могут быть сведены к одной цели: «чтобы ребенок получил доступ ко всем сферам духовного опыта; чтобы его духовное око открылось на все значительное и священное в жизни; чтобы его сердце… научилось отзываться на всякое явление Божественного в мире и в людях» С педагогической точки зрения, по Ильину, «надо зажечь и раскалить в нем [ребенке] как можно раньше духовный «уголь»: чуткость ко всему Божественному, волю к совершенству, радость любви и вкус к доброте». Мыслитель говорит о том, как важно не упустить пору детства, особенно раннего, для будущего пробуждения духовности, при этом он отмечает, что помочь этому пробуждению могут пейзажи родной природы, высокое искусство, сострадание к ближнему, молитва, испытание совестью, национальные герои и гении.

Одним из основных направлений духовно-нравственного воспитания ученый считал семейное воспитание, рассматривая детство как важнейший этап в процессе духовного становления личности. Согласно концептуальным идеям И. А. Ильина, семья – это «первичное лоно» человеческой культуры и духовности, связующее звено между индивидуально-личностным, социокультурным и общесоциальным компонентами воспитания личности. Ученый выделил следующие основные цели семейного воспитания: научить детей христианской любви; поддерживать и транслировать духовно-религиозную, национальную и отечественную традицию; воспитать ребенка к внутренней свободе; приучить ребенка к самостоятельному продуктивному и честному труду; сформировать у ребенка здоровое отношение к частной собственности.

Актуальны для сегодняшнего времени мысли И.А. Ильина об опасности образования без воспитания, которое создает людей только наполовину образованных, бездуховных, самомнительных и тщеславных; о необходимости здорового семейного воспитания; о моральной, правовой и экономической защищенности всех членов семьи; о терпимости к иноверию, инокультурности, иноплеменности, что открывает России «пути к имперскому (не «империалистическому») пониманию своих задач» и многие другие, в которых объясняется почему таким образом воспитанный человек будет «прав перед лицом Божиим».