Как часто люди разбивают окна. Теория разбитых окон и личная эффективность

10.05.2019

Хотите жить лучше? Читайте статью о теории разбитых окон, поддерживайте порядок и изменяйте мир вокруг вас!

Думаю, каждый человек замечал за собой: если на улице царит безупречная чистота, то ты станешь искать урну, потому что у тебя рука не поднимется бросить конфетный фантик на улице.

Но, если вы останавливаете машину на загаженной обочине, то соблазн не таскать с собой мусор, а бросить его здесь (ну, а что, ведь ничто уже не ухудшит и без того плачевное состояние обочины).

Приблизительно в этом и состоит смысл теории разбитых окон , о которой мы сегодня и поговорим.

Что предшествовало возникновению теории разбитых окон?

Однажды я совершенно случайно наткнулась на статью о преступности в Нью-Йорке.

Поскольку нравится мне этот город своей кипучей энергией и многими другими положительными чертами характера, то статью я решила прочесть и чуть не пожалела об этом, когда дошла до ужасающих цифр.

Оказывается, что в 1980-х годах криминогенная обстановка в Большом Яблоке была просто ужасающей: ежедневно совершалось более полутора тысяч преступлений разной тяжкости, в сутки с жизнью прощалось около 10 человек.

Полиция ничего не могла сделать со всем этим беспределом.

Но самым страшным местом оставались не ночные улицы, а подземка, причем – в любое время суток. Ужасно грязные вагоны, граффити на стенах, море бездомных, воры и извращенцы – все это заставляло ежедневно дрожать от страха тех, кто вынужден был пользоваться нью-йоркским метро.

А потом произошло маленькое чудо.

Пост начальника подземки занял такой себе Дэвид Ганн.

Ему предстояло решить множество проблем, но он удивил всех, начав бороться с … граффити на стенах вагонов.

Ньюйоркцы негодовали: «Вот популист, нашел, с чем бороться, с картинками!».

Но Ганн, по всей вероятности знакомый с теорией разбитых окон, стоял на своем: большой хаос начинается с маленьких беспорядков, поэтому он и его подчиненные с маниакальной тщательностью очищали вагоны от граффити.

И это подействовало: в начале 1990-х метро Нью-Йорка стало почти безопасной и почти привлекательной территорией.

В чем суть теории разбитых окон?


Теория разбитых окон впервые была разработана социологами-криминалистами Дж. Уилсоном и Дж. Келлингом в начале 1980-х годов.

Они доказывали, что нельзя игнорировать мелкие правонарушения, потому что они являются индикатором ухудшения криминогенной обстановки.

Если вовремя предотвращать такие мелкие правонарушения, как неправильная парковка, курение в неположенных местах, проезд без билета в общественном транспорте и прочие, то можно сократить до минимума количество серьезных преступлений.

Название для своей теории американские криминалисты выбрали неслучайно, поскольку в качестве примера они приводили наиболее распространенное в 1980-х годах правонарушение в США: битье окон.

Теория разбитых окон основывается на том, что, если вы не замените разбитое оконце, например, в своем дачном домике, то приготовьтесь к тому, что уже совсем скоро вы сможете лицезреть отверстия вместо окон, а чуть позже ваш дачный домик подвергнется атаке вандалов или поджигателей.

Как мер Джулиани построил свою карьеру на применении теории разбитых окон?


После Ганна реализовывать на практике теорию разбитых окон принялся мер крупнейшего города в США (Нью-Йорк) Джулиани, коего короновали на пост в 1994.

Скажем так, город ему достался не в лучшем состоянии: он продолжал захлебываться в криминальности, грязи и хаосе.

Призвав на помощь шефа полиции Браттона (который до этого был начальником транспортной полиции и помогал Ганну наводить порядки в подземке), Джулиани начал бороться с такими мелкими преступлениями, на которые его предшественники и внимания не обращали: драки, граффити на стенах, неправильная парковка, выброс мусора и в неположенном месте.

Естественно, на него ополчились так же, как и в свое время на Ганна, но Джулиани был непоколебим.

И оказался совершенно прав, применив теорию разбитых окон в управлении городом: к концу 1990-х годов Нью-Йорк стал наиболее безопасным мегаполисом в США, количество совершаемых в нем преступлений сократилось в 2,5 раза.

Как нидерландские ученые доказывали реальность теории разбитых окон?


Не сказать, что все были в восторге от появления теории разбитых окон и моментально стали ее адептами.

Находилось достаточно скептиков, которые утверждали: «Да, ну, фигня все эта ваша теория разбитых окон. Нужно заниматься серьезными преступлениями. Наказывать насильников, убийц и грабителей банков, тогда и мелкие хулиганы подожмут хвосты и не станут паскудить».

И даже несмотря на то, что директору подземки Ганну и меру Нью-Йорка Джулиани удалось остановить большой хаос и улучшить ситуацию в подчиненных им хозяйствам благодаря использованию теории разбитых окон, скептики и ворчуны не сдавались.

И тогда за дело взялись ученые из университета Гронингена, который находится в Нидерландах.

Группа социологов не поленилась провести целых 6 экспериментов, которые доказали эффективность теории разбитых окон и заткнули рты фомам неверующим.

В каждом было проведено по 2 испытания:

  1. «порядок соблюден»;
  2. «порядок нарушен».

Мне бы хотелось рассказать вам о двух, наиболее интересных, по моему мнению, экспериментах:

Теория разбитых окон: что делать с надоедливой рекламой


Этот эксперимент проводился около популярного в Гронингене магазина на велопарковке.

Пока люди совершали покупки, им на велосипеды нацепили рекламу товаров спортивного маркета.

Урну спрятали, поэтому у владельцев велосипедов было три вариации действий:

  • бросить рекламу под ноги;
  • подарить ее соседнему транспортному средству;
  • увезти с собой, чтобы выбросить в ближайшую урну.

Только последний из вариантов не являлся нарушением правопорядка.

Было проведено два испытания:

    Порядок соблюден.

    Изначально стена, около которой горожане паркуют свои велосипеды, была чистой, да и вся территория – убранной от мусора.

    Лишь 33% велосипедистов совершило правонарушение, остальные – увезли рекламу с собой.

    Порядок нарушен.

    Стену украсили узорами и разбросали вокруг немного мусора.

    69% владельцев велосипедов решили не заморачиваться и содеяли, пусть и мелкое, но – преступление.

Теория разбитых окон: легко ли спровоцировать человека на мелкую кражу?

В ящик с почтой, что находился на улице, ученые этого же Нидерландского университета положили прозрачный конверт, в котором находилась купюра в несколько евро.

Социологи прятались в ближайших кустах и считали поголовно людей, что решатся украсть эту купюру.

Опять же для шагающих мимо людей проводилось два испытания:

    Порядок соблюден.

    Почтовый ящик был совершенно чистенький, как и территория вокруг.

    13% пешеходов решили поживиться и украсть конверт с пятью евро.

    Порядок нарушен.

    Почтовый ящик разрисовали дурацкими граффити и вокруг разбросали мусор.

    Количество воров увеличилось до 27%.

Смотрите также небольшой видеосюжет

о теории разбитых окон.

Делайте выводы!

Как видите, теория разбитых окон нашла свое подтверждение и в теории, и на практике.

Если мы хотим жить лучше, то должны позаботиться о том, чтобы не совершать мелкие правонарушения: не бросать мусор мимо урн, не ломать лавочки, не разрисовывать стены, не уничтожать зеленые насаждения, не травить табачным дымом всех вокруг и т.д.

Когда все окна в нашем общем доме будут целыми, то и серьезных преступлений будет совершаться куда меньше.

Полезная статья? Не пропустите новые!
Введите e-mail и получайте новые статьи на почту

Теорию эту сформулировали два социолога Джеймс Уилсон и Джордж Келлинг. Они изучали динамику развития криминогенной обстановки на улицах. И вот вывод, который они сделали: «предотвращение мелких правонарушений, таких как вандализм, публичное пьянство, прыжки через турникеты в метро и т. п. (т. н. нулевая терпимость), создает атмосферу нетерпимости к преступлениям в целом и помогает предотвращать более крупные преступления, а также задерживать рецидивистов, обычно пренебрегающих правилами поведения в общественных местах». Цитируется по Википедии.

Говоря простым языком, там, где не заделано разбитое окно, очень скоро будут перебиты все окна и общий уровень преступности в этом месте (доме, улице, районе, городе, стране) быстро вырастет. Очень быстро! Практически мгновенно! При виде даже малейшего нарушения общепринятых норм люди перестают вести себя «цивилизованно». Не все, конечно. Но большая часть точно!

Видеть следствия из этой теории приходилось каждому. Брошенная кем-то бумажка словно притягивает вокруг себя брошенный мусор, хотя вот она урна, рядом! Начальник не осадил подчиненного за грубое слово, все разом стали этому начальнику грубить. Появилось одно граффити на чистой стене, и очень быстро вся стена уже размалёвана «наскальной живописью». И т.д.

Как и у любой психологической теории, у «разбитых окон» нашлось много критиков. «Всё дело в том, что никакой взаимосвязи между брошенными бумажками, размалёванными стенами, разбитыми окнами и уровнем правонарушений нет и быть не может», — говорили многочисленные оппоненты. Однако теория разбитых окон проверена многочисленными экспериментами. Кому интересно, может заглянуть в Википедию, но выводы из этих экспериментов однозначны: там, где есть признаки нарушения недозволенного, это недозволенное начинают совершать и те, кто раньше этого не совершал.

Выводы учёные сделали следующие:

Есть люди, которые будут нарушать установленный порядок всегда, при любых обстоятельствах.

Есть люди, которые не будут нарушать установленный порядок никогда, ни при каких обстоятельствах.

Есть люди «колеблющиеся», которые будут нарушать порядок, когда «видите, все нарушают», и не будут нарушать порядок, когда вокруг чистота и другие внешние признаки «порядка».

Таких «колеблющихся» в любом человеческом обществе подавляющее большинство. И достаточно кому-то из «идейных нарушителей» нарушить порядок, за ним потянутся и «колеблющиеся». Порядок быстро перерастает в хаос.

Кстати, верна и обратная зависимость. Если кто-то будет упорно «застеклять разбитые окна», уровень правонарушений и преступности быстро пойдёт на спад. Доказано это в очень крупном социальном эксперименте, который превратил американский город Нью-Йорк из «кромешного ада» в самый безопасный в Америке город.

Хронология событий…

80-е годы 20-го века. Нью-йоркское метро иначе как адом никто не называл. Размалёванные вагоны, сломанные турникеты, горы мусора, разгул преступности. Платить за билет в те времена было моветоном, перепрыгнуть через турникет было куда проще, и за это ровным счётом ничего не грозило.

Руководство Нью-Йорка назначило нового управляющего нью-йоркским метрополитеном. Звали его Дэвид Ганн.

С чего он начал? С перекрашивания поездов, очистки их от граффити. Казалось бы, странно… Ан нет!

«Граффити — это символ краха системы. Если начинать процесс перестройки организации, то первой должна стать победа над граффити. Не выиграв этой битвы, никакие реформы не состоятся. Мы готовы внедрить новые поезда стоимостью в 10 млн. долларов каждый, но если мы не защитим их от вандализма — известно, что получится. Они продержатся один день, а потом их изуродуют».

С почти религиозным рвением работники подземки мыли и перекрашивали поезда. Все — и пассажиры, и работники метро — видели, что «порядок» соблюдается!

И ещё одно важное действие. Безбилетники. Метрополитен отчаянно нуждался в деньгах, а за билеты платила лишь небольшая часть пассажиров. Ганн нанял управляющего безопасностью, который поставил у турникета одетых в «гражданское» полицейских. Ну и что, полицейские были там и раньше. Разница состояла в том, что раньше полицейскому было «дешевле» не замечать нарушителя. Правила предписывали при поимке выйти из метро, оформить нарушение и отконвоировать нарушителя в суд. Потом составить подробный отчёт. И всё это без всякой компенсации. И даже могло быть наказание от начальства! Рабочее место покинул, статистику испортил…

А теперь достаточно было поймать нарушителя и поставить у края платформы. За нарушителями приезжает наряд полиции в форме, осматривает, оформляет нарушение, снимает отпечатки пальцев и проверяет на причастие к другим правонарушениям. Затем конвоирует к автобусу, который везёт в полицейский участок. И всё это на виду у пассажиров и работников метро! Преступность и правонарушения в метро резко пошли на убыль.

Звали сего начальника Уильям Браттон. Позже его назначил начальником полиции Нью-Йорка мэр города.

Так «теория разбитых окон» была проверена в масштабе одного из крупнейших городов мира. Уровень преступности в городе упал не так быстро, как в метро. Но со временем Нью-Йорк стал самым безопасным мегаполисом Америки.

Это значило, что теория работает! Правда, с одной оговоркой.

Слой человека в нас чуть-чуть
наслоен зыбко и тревожно,
легко в скотину нас вернуть,
поднять обратно очень сложно.

Игорь Губерман.

Можно увидеть, как рядом с брошенным окурком очень быстро вырастает гора мусора, а вот даже если мусор этот убрать, то, скорее всего, люди всё равно будут мусорить в том же месте. Так, по привычке…

Из всего вышеописанного можно сделать несколько жизненных выводов:

1. Не нарушать порядок самому даже в мелочах, потому что: «брошенный на чистой улице окурок вполне может вылиться со временем в обоссанные лифты, сломанные телефонные будки, исписанные стены и разбитые фонари».

2. Своевременно ликвидировать любые, даже малейшие, нарушения «порядка». Да это тяжело. Конечно, мусором должны заниматься дворники, разбитыми окнами — домоуправление, а правонарушениями — полиция… Но, может быть, потому мы так плохо и живём, что ждём, «вот придёт добрый барин и всё за нас сделает»?

3. Нельзя прощать «нарушение порядка». Наказание должно быть неотвратимым и жестким. Этот пункт выполнить куда тяжелее предыдущих. Но надо… «Человеки разумные» по другому просто не понимают…

«Знаешь, эта планета оказывает на меня странное воздействие. Не могу здесь курить. Тут все так дьявольски чисто. Не испачкано. Не могу курить, не могу мусорить. Не могу вести себя, как на пикнике». Филип Дик. «Колонисты».

Пока эти слова не про нашу родную планету. А жаль! Хотя… Может, начнём собирать бумажки и вставлять-таки стёкла в разбитые окна? В прямом и переносном смысле.

“Теория разбитых окон”: если кто-то разбил стекло в доме и никто не вставил новое, то вскоре в этом доме не останется ни одного целого окна, а потом начнется мародёрство.

Иными словами, явные признаки беспорядка и несоблюдения людьми принятых норм поведения провоцируют окружающих тоже забыть о правилах.

В результате возникающей цепной реакции «приличный» городской район может быстро превратиться в место, где людям страшно выходить на улицу.

1980 год. Нью-Йорк представлял собой адский ад. Там совершалось более 1 500 тяжких преступлений КАЖДЫЙ ДЕНЬ. 6-7 убийств в сутки. Ночью по улицам ходить было опасно, а в метро рисковано ездить даже днем. Грабители и попрошайки в подземке были обычным делом. Грязные и сырые платформы едва освещались. В вагонах было холодно, под ногами валялся мусор, стены и потолок сплошь покрыты граффити.

Вот что рассказывали о нью-йоркской подземке:
«Выстояв бесконечную очередь за жетоном, я попытался опустить его в турникет, но обнаружил, что монетоприемник испорчен. Рядом стоял какой-то бродяга: поломав турникет, теперь он требовал, чтобы пассажиры отдавали жетоны лично ему. Один из его дружков наклонился к монетоприемнику и вытаскивал зубами застрявшие жетоны, покрывая все слюнями. Пассажиры были слишком напуганы, чтобы пререкаться с этими ребятами: «На, бери этот чертов жетон, какая мне разница!» Большинство людей миновали турникеты бесплатно. Это была транспортная версия дантова ада».

Город был в тисках самой свирепой эпидемии преступности в своей истории.

Но потом случилось необъяснимое. Достигнув пика к 1990-му году, преступность резко пошла на спад. За ближайшие годы количество убийств снизилось на 2/3, а число тяжких преступлений – наполовину. К концу десятилетия в метро совершалось уже на 75 % меньше преступлений, чем в начале. По какой-то причине десятки тысяч психов и гопников перестали нарушать закон.

Что же произошло?

«Теория разбитых окон» - это детище криминалистов Уилсона и Келлинга. Они утверждали, что:

Преступность - это неизбежный результат отсутствия порядка. Если окно разбито и не застеклено, то проходящие мимо решают, что всем наплевать и никто ни за что не отвечает. Вскоре будут разбиты и другие окна, и чувство безнаказанности распространится на всю улицу, посылая сигнал всей округе: сигнал, призывающий к более серьезным преступлениям».

Гладуэлл занимается социальными эпидемиями. Он считает, что человек нарушает закон не только (и даже не столько) из-за плохой наследственности или неправильного воспитания. Огромное значение на него оказывает то, что он видит вокруг.

Практическое применение

Вернемся в Нью-Йорк в эпоху дикой преступности. В середине 1980-х в нью-йоркском метрополитене поменялось руководство. Новый директор Дэвид Ганн начал работу с… борьбы против граффити. Нельзя сказать, что вся городская общественность обрадовалась идее. «Парень, займись серьезными вопросами – техническими проблемами, пожарной безопасностью, преступностью… Не трать наши деньги на ерунду!» Но Ганн был настойчив:

«Граффити - это символ краха системы. Если начинать процесс перестройки организации, то первой должна стать победа над граффити. Не выиграв этой битвы, никакие реформы не состоятся. Мы готовы внедрить новые поезда стоимостью в 10 млн. долларов каждый, но если мы не защитим их от вандализма – известно, что получится. Они продержатся один день, а потом их изуродуют».

И Ганн дал команду очищать вагоны. Маршрут за маршрутом. Состав за составом. Каждый чертов вагон, каждый божий день. «Для нас это было как религиозное действо», - рассказывал он позже.

В конце маршрутов установили моечные пункты. Если вагон приходил с граффити на стенах, рисунки смывались во время разворота, в противном случае вагон вообще выводили из эксплуатации. Грязные вагоны, с которых еще не смыли граффити, ни в коем случае не смешивались с чистыми. Ганн доносил до вандалов четкое послание.

«У нас было депо в Гарлеме, где вагоны стояли ночью, – рассказывал он. – В первую же ночь явились подростки и заляпали стены вагонов белой краской. На следующую ночь, когда краска высохла, они пришли и обвели контуры, а через сутки все это раскрашивали. То есть они трудились 3 ночи. Мы ждали, когда они закончат свою «работу». Потом мы взяли валики и все закрасили. Парни расстроились до слез, но все было закрашено снизу доверху. Это было наше послание для них: «Хотите потратить 3 ночи на то, чтобы обезобразить поезд? Давайте. Но этого никто не увидит»…

В 1990-м году на должность начальника транспортной полиции был нанят Уильям Браттон. Вместо того, чтобы заняться серьезным делом – тяжкими преступлениями, он вплотную взялся за… безбилетников. Почему?

Новый начальник полиции верил – как и проблема граффити, огромное число «зайцев» могло быть сигналом, показателем отсутствия порядка. И это поощряло совершение более тяжких преступлений. В то время 170 тысяч пассажиров пробирались в метро бесплатно. Подростки просто перепрыгивали через турникеты или прорывались силой. И если 2 или 3 человека обманывали систему, окружающие (которые в иных обстоятельствах не стали бы нарушать закон) присоединялись к ним. Они решали, что если кто-то не платит, они тоже не будут. Проблема росла как снежный ком.

Что сделал Браттон? Он выставил возле турникетов по 10 переодетых полицейских. Они выхватывали «зайцев» по одному, надевали на них наручники и выстраивали в цепочку на платформе. Там безбилетники стояли, пока не завершалась «большая ловля». После этого их провожали в полицейский автобус, где обыскивали, снимали отпечатки пальцев и пробивали по базе данных. У многих при себе оказывалось оружие. У других обнаружились проблемы с законом.

«Для копов это стало настоящим Эльдорадо, – рассказывал Браттон. – Каждое задержание было похоже на пакет с поп-корном, в котором лежит сюрприз. Что за игрушка мне сейчас попадется? Пистолет? Нож? Есть разрешение? Ого, да за тобой убийство!.. Довольно быстро плохие парни поумнели, стали оставлять оружие дома и оплачивать проезд».

А что произошло дальше?

В 1994 году мэром Нью-Йорка избран Рудольф Джулиани. Он забрал Браттона из транспортного управления и назначил шефом полиции города. И он дал команду развить стратегию в масштабах всего Нью-Йорка.

Полиция заняла принципиально жесткую позицию по отношению к мелким правонарушителям. Арестовывала каждого, кто пьянствовал и буянил в общественных местах. Кто кидал пустые бутылки. Разрисовывал стены. Прыгал через турникеты, клянчил деньги у водителей за протирку стекол. Если кто-то мочился на улице, он отправлялся прямиком в тюрьму.

Уровень городской преступности стал резко падать – так же быстро, как в подземке. Начальник полиции Браттон и мэр Джулиани объясняют: «Мелкие и незначительные, на первый взгляд, проступки служили сигналом для осуществления тяжких преступлений».

Цепная реакция была остановлена. Насквозь криминальный Нью-Йорк к концу 1990-х годов стал самым безопасным мегаполисом Америки.

Эксперименты

Группа социологов не поленилась провести целых 6 экспериментов, которые доказали эффективность теории разбитых окон и заткнули рты фомам неверующим.

В каждом было проведено по 2 испытания:

  1. «порядок соблюден»
  2. «порядок нарушен»

Эксперимент: что делать с надоедливой рекламой?

Этот эксперимент проводился около популярного в Гронингене магазина на велопарковке.

Пока люди совершали покупки, им на велосипеды нацепили рекламу товаров спортивного маркета. Урну спрятали, поэтому у владельцев велосипедов было три вариации действий:

  • бросить рекламу под ноги;
  • подарить ее соседнему транспортному средству;
  • увезти с собой, чтобы выбросить в ближайшую урну.

Только последний из вариантов не являлся нарушением правопорядка.

Было проведено два испытания:

Порядок соблюден.

Изначально стена, около которой горожане паркуют свои велосипеды, была чистой, да и вся территория – убранной от мусора. Лишь 33% велосипедистов совершило правонарушение, остальные – увезли рекламу с собой.

Порядок нарушен.

Стену украсили узорами и разбросали вокруг немного мусора. 69% владельцев велосипедов решили не заморачиваться и совершили, пусть и мелкое, но – преступление.

Эксперимент: парковка и забор

Исследователи перегородили главный вход на автомобильную парковку забором, в котором была оставлена широкая щель. Рядом с ней повесили знак «Вход воспрещен, обход в 200 м справа», а также объявление «Запрещается пристегивать велосипеды к забору».

Опыт опять проводили в двух вариантах:

Порядок соблюден

В этом случае в метре от забора стояли четыре велосипеда, явно к нему не пристегнутые. Из укромного места экспериментаторы наблюдали, как поведут себя граждане, пришедшие за своими автомобилями: пойдут обходить забор или пролезут в дырку.

В дырку пролезли только 27 % автовладельцев.

Порядок нарушен

Во этом случае те же велосипеды пристегнули к забору. В дырку пролезли 82 % автовладельцев.

Эксперимент: легко ли спровоцировать человека на мелкую кражу?

В ящик с почтой, что находился на улице, ученые этого же Нидерландского университета положили прозрачный конверт, в котором находилась купюра в несколько евро. Социологи прятались в ближайших кустах и считали поголовно людей, что решатся украсть эту купюру.

Опять же для шагающих мимо людей проводилось два испытания:

Порядок соблюден.

Почтовый ящик был совершенно чистенький, как и территория вокруг. 13% пешеходов решили поживиться и украсть конверт с пятью евро.

Порядок нарушен.

Почтовый ящик разрисовали дурацкими граффити и вокруг разбросали мусор. Количество воров увеличилось до 27%.

Использование теории окон в бизнес-процессах

Любой работающий принцип можно адаптировать для бизнеса. Например, если кому-то можно нарушать рабочий распорядок, то почему другим нельзя? Любой нарушитель провоцирует остальных на пренебрежение указаниями руководства.

Можно сказать, что в данном случае перефразируется давно известный принцип: дурной пример заразителен. Если часть сотрудников неукоснительно соблюдает правила, остальные тоже будут вынуждены их соблюдать.

Почему наведение порядка вокруг помогает привести мысли в стройную систему? Этот принцип работает в полном соответствии с теорией. Устраняя хаос вокруг себя, вы не впускаете его в свои мысли.

Цепочка попустительства и последствия

Если хотя бы одно звено цепи оказывается с изъяном, вся конструкция неминуемо рушится. Этот принцип прекрасно отображает теория разбитых окон. Стоит дать слабину, проявить попустительство — и последствиям можно не удивляться. Допуская мелкие недочёты, мы оправдываем и заранее подготавливаем почву для появления крупных проблем.

Например, если посмотреть, что творится в подъездах большинства российских домов… «Чисто не там, где убирают, а там, где не сорят” — это всё та же теория «разбитых окон», но сформулированная уже нашими мудрыми предками…

Используя «теорию разбитых окон», вы можете предсказать, что нас ждет дальше, если не добиваться четкого соблюдения закона и простого порядка на улицах, в подъезде.

Если мы живем в доме, жители которого друг с другом приветливо здороваются, мы автоматически начнем со всеми здороваться.

Если кто-то выбросил в подъезде мусор либо разрисовал стены, тем самым он провоцирует всех остальных поступать так же.

Очень быстро подъезд превращается в настоящую мусорку, несмотря на только что сделанный ремонт…

Теперь вы знаете что и как с этим.
Успехов и счастья!

Большой хаос начинается с маленьких беспорядков, поэтому, если в здании разбито одно стекло, через некоторое время в нем не останется ни одного целого окна. Если один переходит дорогу на красный свет – за ним побежит еще несколько человек. Стоит единожды переступить черту и нахамить собственному мужу, как завтра мы это сделаем еще раз, а через полгода перестанем замечать, что рявкаем друг на друга, словно дикие псы

Большой хаос начинается с маленьких беспорядков

Это случилось в школе во времена фанатичной пионерии. В 4-Б классе затравили девочку. Учительница невзлюбила ребенка только за то, что та пришла в юбке неправильного цвета.

Конкурс строевой песни проводился раз в году, и все активно готовились к мероприятию. Маршировали и горланили "орленок" днями напролет. Одна из сумасшедших педагогов решила выделиться, вытрясла из родителей деньги и заказала всем ученицам одинаковые синие юбки.

Катина мама ничего не сдавала, так как подобная одежка у них была. Классная дама надула губы и затаилась. В назначенный день девочка стала в строй, но ее наряд оказался на тон светлее. Педагога чуть кондрашка не хватила:

Выйди немедленно! Ты освобождена от участия в конкурсе из-за своего внешнего вида.

Катя расплакалась и простояла весь дурацкий парад под стеной. А на следующий день ее начали унижать одноклассники. А что такого, если сама училка дала зеленый свет?

Мы ехали в Болгарию автобусом. Поездка выдалась изматывающей. Черновцы, невнятная Румыния с цыганскими кибитками, заброшенными деревеньками и спорным Бухарестом. На границе нас продержали шесть часов. Проверяли, томили, задавали вопросы.

Мы периодически выходили из автобуса и ужасались количеству мусора. В некоторых местах он доходил до пояса. И что вы думаете, большинство из нас, съев шоколад, без зазрения совести выбросило обертки под ноги, наивно полагая, что один фантик не испортит и так уже неряшливый вид.

В свое время в Нидерландах провели забавный эксперимент. В почтовый ящик обычного жилого дома поместили просвечивающийся конверт с пятью евро. В случае, когда ящик, подъезд, дом и улица были чистыми, на дармовые деньги позарилось всего 13% пешеходов. Когда же конверт засунули в старый, сломанный, разрисованный граффити, ящик в неблагополучном районе, то количество воровства выросло в два раза.

Большой хаос начинается с маленьких беспорядков , поэтому, если в здании разбито одно стекло, через некоторое время в нем не останется ни одного целого окна. Если один переходит дорогу на красный свет – за ним побежит еще несколько человек. Стоит единожды переступить черту и нахамить собственному мужу, как завтра мы это сделаем еще раз, а через полгода перестанем замечать, что рявкаем друг на друга, словно дикие псы.

Теория разбитых окон напоминает снежный ком. Все начинается с мелочи, а заканчивается катастрофой. Количество грабежей существенно увеличивается во время войн, землетрясений, наводнений. У людей срабатывает пунктик, что, если что-то уже разрушено, то не зазорно из взорванного магазина унести хотя бы кассовый аппарат.

Безнаказанное зло размножается по принципу геометрической прогрессии. С одной спички начинается пожар. Со смятой пачки сигарет, выброшенной на обочину, – свалка. С одного удара – драка. С единственного выстрела – война. С улыбки, как утверждала Мать Тереза – мир .опубликовано .

© Ирина Говоруха

Остались вопросы - задайте их

P.S. И помните, всего лишь изменяя свое сознание - мы вместе изменяем мир! © econet

Продолжаем раздел "Туризм " и подраздел " " статьёй. Где совсем чуть-чуть расскажем про город Нью-Йорк, и подробно остановимся на теории разбитых окон — зачем она, эта теория нужна, и какую роль она сыграла в истории Нью-Йорка.

Нью-Йорк и теория разбитых окон связаны достаточно тесно. Что , таким городом, каким он является сейчас, Нью-Йорк стал достаточно недавно. До этого времени город был наиболее криминальным практически из всех возможных. Но обо всём по порядку. Для начала небольшая справочка:

Нью-Йорк (англ. New York City) — город в штате Нью-Йорк Соединённых Штатов Америки, один из крупнейших городов мира. Население 8 459 026 человек (2010), с пригородами — 18,8 млн. Расположен на берегу Атлантического океана в юго-восточной части штата Нью-Йорк. Нью-Йорк был основан в начале XVII века голландскими колонистами. До 1664 года город назывался «Новый Амстердам».

Как показывает история, в 1980-х годах Нью-Йорк представлял собой адский ад. Там совершалось более 1 500 тяжких преступлений КАЖДЫЙ ДЕНЬ . 6-7 убийств в сутки. Ночью по улицам ходить было опасно, а в метро рискованно ездить даже днем. Грабители и попрошайки в подземке были обычным делом. Грязные и сырые платформы едва освещались. В вагонах было холодно, под ногами валялся мусор, стены и потолок сплошь покрыты граффити. Вот что рассказывали о нью-йоркской подземке:

«Выстояв бесконечную очередь за жетоном, я попытался опустить его в турникет, но обнаружил, что монетоприемник испорчен. Рядом стоял какой-то бродяга: поломав турникет, теперь он требовал, чтобы пассажиры отдавали жетоны лично ему. Один из его дружков наклонился к монетоприемнику и вытаскивал зубами застрявшие жетоны, покрывая все слюнями. Пассажиры были слишком напуганы, чтобы пререкаться с этими ребятами: «На, бери этот чертов жетон, какая мне разница!» Большинство людей миновали турникеты бесплатно. Это была транспортная версия дантова ада».

Город был в тисках самой свирепой эпидемии преступности в своей истории.

Но потом случилось необъяснимое. Достигнув пика к 1990-му году, преступность резко пошла на спад . За ближайшие годы количество убийств снизилось на 2/3, а число тяжких преступлений - наполовину. К концу десятилетия в метро совершалось уже на 75 % меньше преступлений, чем в начале. По какой-то причине десятки тысяч психов и гопников перестали нарушать закон.

Что произошло? Кто нажал волшебный стоп-кран и что это за кран?

Его название - «Теория разбитых окон». Канадский социолог Малкольм Гладуэлл в книге «Переломный момент» рассказывает:

«Разбитые окна» — это детище криминалистов Уилсона и Келлинга. Они утверждали, что преступность — это неизбежный результат отсутствия порядка. Если окно разбито и не застеклено, то проходящие мимо решают, что всем наплевать и никто ни за что не отвечает. Вскоре будут разбиты и другие окна, и чувство безнаказанности распространится на всю улицу, посылая сигнал всей округе. Сигнал, призывающий к более серьезным преступлениям».

Гладуэлл занимается социальными эпидемиями. Он считает, что человек нарушает закон не только (и даже не столько) из-за плохой наследственности или неправильного воспитания. Огромное значение на него оказывает то, что он видит вокруг.

Нидерландские социологи подтверждают эту мысль. Они провели серию любопытных экспериментов (подробнее — в википедии). Например, такой.

Итак, теория разбитых окон — теория, сформулированная Джеймсом Уилсоном (J. Q. Wilson) и Джорджем Келлингом (G. L. Kelling) в 1982 году. Согласно данной теории, если кто-то разбил стекло в доме и никто не вставил новое, то вскоре ни одного целого окна в этом доме не останется, а потом начнется мародёрство. Иными словами, явные признаки беспорядка и несоблюдения людьми принятых норм поведения провоцируют окружающих тоже забыть о правилах. В результате возникающей цепной реакции «приличный» городской район может быстро превратиться в клоаку, где людям страшно выходить на улицу.

Как раз таким был Нью-Йорк в эпоху дикой преступности. Однако, в середине 1980-х в нью-йоркском метрополитене поменялось руководство. Новый директор Дэвид Ганн начал работу с… борьбы против граффити . Нельзя сказать, что вся городская общественность обрадовалась идее. «Парень, займись серьезными вопросами - техническими проблемами, пожарной безопасностью, преступностью… Не трать наши деньги на ерунду!» Но Ганн был настойчив:

«Граффити — это символ краха системы. Если начинать процесс перестройки организации, то первой должна стать победа над граффити. Не выиграв этой битвы, никакие реформы не состоятся. Мы готовы внедрить новые поезда стоимостью в 10 млн. долларов каждый, но если мы не защитим их от вандализма - известно, что получится. Они продержатся один день, а потом их изуродуют».

И Ганн дал команду очищать вагоны. Маршрут за маршрутом. Состав за составом. Каждый чертов вагон, каждый божий день. «Для нас это было как религиозное действо», — рассказывал он позже.

В конце маршрутов установили моечные пункты. Если вагон приходил с граффити на стенах, рисунки смывались во время разворота, в противном случае вагон вообще выводили из эксплуатации. Грязные вагоны, с которых еще не смыли граффити, ни в коем случае не смешивались с чистыми. Ганн доносил до вандалов четкое послание.

«У нас было депо в Гарлеме, где вагоны стояли ночью, - рассказывал он. - В первую же ночь явились тинейджеры и заляпали стены вагонов белой краской. На следующую ночь, когда краска высохла, они пришли и обвели контуры, а через сутки все это раскрашивали. То есть они трудились 3 ночи. Мы ждали, когда они закончат свою «работу». Потом мы взяли валики и все закрасили. Парни расстроились до слез, но все было закрашено снизу доверху. Это было наше послание для них: «Хотите потратить 3 ночи на то, чтобы обезобразить поезд? Давайте. Но этого никто не увидит»…

В 1990-м году на должность начальника транспортной полиции был нанят Уильям Браттон. Вместо того, чтобы заняться серьезным делом - тяжкими преступлениями, он вплотную взялся за… безбилетников. Почему?

Новый начальник полиции верил - как и проблема граффити, огромное число «зайцев» могло быть сигналом, показателем отсутствия порядка. И это поощряло совершение более тяжких преступлений. В то время 170 тысяч пассажиров пробирались в метро бесплатно . Подростки просто перепрыгивали через турникеты или прорывались силой. И если 2 или 3 человека обманывали систему, окружающие (которые в иных обстоятельствах не стали бы нарушать закон) присоединялись к ним. Они решали, что если кто-то не платит, они тоже не будут. Проблема росла как снежный ком.

Что сделал Браттон? Он выставил возле турникетов по 10 переодетых полицейских. Они выхватывали «зайцев» по одному, надевали на них наручники и выстраивали в цепочку на платформе. Там безбилетники стояли, пока не завершалась «большая ловля ». После этого их провожали в полицейский автобус, где обыскивали, снимали отпечатки пальцев и пробивали по базе данных. У многих при себе оказывалось оружие. У других обнаружились проблемы с законом.

«Для копов это стало настоящим Эльдорадо, - рассказывал Браттон. - Каждое задержание было похоже на пакет с поп-корном, в котором лежит сюрприз. Что за игрушка мне сейчас попадется? Пистолет? Нож? Есть разрешение? Ого, да за тобой убийство!.. Довольно быстро плохие парни поумнели, стали оставлять оружие дома и оплачивать проезд».

В 1994 году мэром Нью-Йорка избран Рудольф Джулиани. Он забрал Браттона из транспортного управления и назначил шефом полиции города. Кстати, в Википедии написано, что именно Джулиани впервые применил теорию разбитых окон. Теперь мы знаем, что это не так. Тем не менее, заслуга мэра несомненна - он дал команду развить стратегию в масштабах всего Нью-Йорка.

Полиция заняла принципиально жесткую позицию по отношению к мелким правонарушителям. Арестовывала каждого, кто пьянствовал и буянил в общественных местах. Кто кидал пустые бутылки. Разрисовывал стены. Прыгал через турникеты, клянчил деньги у водителей за протирку стекол. Если кто-то мочился на улице, он отправлялся прямиком в тюрьму.

Уровень городской преступности стал резко падать - так же быстро, как в подземке. Начальник полиции Браттон и мэр Джулиани объясняют: «Мелкие и незначительные, на первый взгляд, проступки служили сигналом для осуществления тяжких преступлений».

Цепная реакция была остановлена.

И таким образом, теория разбитых окон превратила насквозь криминальный Нью-Йорк в самый безопасный мегаполис Америки.