Комплекс оживления у ребенка включает в себя. Важность комплекса оживления. Период максимальной активности

23.04.2019

Добрый вечер дорогие форумчанки! Тему эту навеял разговор сегодня с приятельницей, которая позвонила и интересовалась моим здоровьем, я обедала и ела селедку с жареной картошкой, на что приятельница так бурно высказала свое Фи... насчет селедки, она ее вообще не ест и сказала что даже запах ее не переносит(((Я селедку люблю и ее фи... как то мимо ушей пропустила, но потом задумалась и начала вспоминать, что я тоже не ем никогда и так же фи...Никогда не притронусь к пенке с молока, не смогла дуриан в Тае попробовать, не смогла змею попробовать, не ем манную кашу, видимо в детстве перекормили, и творог для меня тоже фи...Никогда не ем почки, для меня это ужас. А у Вас есть так же фи... Тема болтательная

711

Ольга Ф

Здравствуйте! Ситуация такая: с мужем 8 лет вместе,ни одной незапланированной беременности и тут шок! Сына,6,5 лет бабушке отвезли и тусили всю ночь,потом дома «тусили» итог:две полоски-шок шок шок. Вообще второго не хотели. Мы только выдохнули,сын подрос-в школу пойдёт в сентябре. Я так ужасно рожала,18 часов ада. Потом пеленки,зубы,колики.... Как представлю-в жар бросает. Я к врачу сразу побежала, аборт медикаментозный на после завтра назначен. Муж сказал поддержит в любом случае,хотя впринципе не против второго,раз уж получилось. Мы всегда предохранялись. Как? Как так вышло? Оторвались блин. Я никогда второго не хотела. Не хочу ляльку((((Не хочу рожать(((Но вот уже мучаюсь второй день,не ни,не сплю-может так судьбе угодно? Не зря же так... Но у нас так все гладко,нам троем комфортно.... Вдруг пожалею что аборт не сделала,вдруг не смогу полюбить второго. Опять все сначала.... Я не знаю что делать,время до утра понедельника. Если бы мы с мужем не напились как два идиота,не было бы никакой беременности.... p.s: финансово потянем,я не работаю,есть возможность лентяйничать дома. Свой большой дом. Машина. Но я ленивая жопа.

202

Пятачок)

Здравствуйте, уважаемый форум, дамы!)
Что-то в последнее время меня тоска заела. Хочу на работу жутко, а дочка болеет часто (1 неделя в садике, 2 дома). Мы ходим первый год, даже только первое полугодие, по сути, только закончилось, это адаптация, как говорят, нормально. Я оптимист, я верю, что на следующий год будет лучше. И вот закрались в мою голову мысли, что пока я всё равно не могу выйти на работу, может быть, получить ещё дополнительное образование?
Я по специальности экономист, закончила факультет Финансы и кредит, работала в банке специалистом, далее в небольшом предприятии бухгалтером (но там была первичка, 1с склад, и обязанности были скорее секретарские).
Сейчас эта фирма закрылась. Возвращаться некуда. Идти куда-то ещё на аналогичную работу?
Сейчас у меня есть сильное желание поменять сферу деятельности. Сильно. Хочу работать либо дефектологом, либо в медицине. Не кидайте тапками сильно. (
Что посоветуете?

172

Жилетка Вассермана

Девочки и мальчики, срочно помогайте.
Хотим полететь в Крым самостоятельно, но:
не врубаюсь, на каких сайтах искать места для постоя.

Конкретно хочу поехать в местечко Белая Скала.
Ни одного варианта размещения нет!!!
Это как?! В Крыму нет гостиниц в радиусе пары десятков километров? В это даже трудно поверить.
Где искать? Сайты на "а", ещё на "а", на "бу" уже посмотрела.

Если кто поделится координатами - то я буду благодарна.
Хотим начать с Белой Скалы, потом уже Новый Свет, ну а дальше я пока не думала.

И ещё, вопрос к тем, кто ездил: дорога Новый Свет - Алушта - это прям совсем тошнилово. Я смотрю на карту и меня уже тошнит. Мы от Гаспры до Ялты еле-еле доезжали, а там ехать 20 минут. Как ЭТО пережить и проехать (видимо, на такси).

Спасибо, люди добрые, заранее, что не оставляете меня своими советами.
Всем бобра и хороших выходных.

138

Винни русский Пух

Дано 37 лет.
Поставили полную непереносимость лактозы и начальную стадию непереносимости хлеба (глютена).
Прошу кто не знает не писать.
А чем собственно перекусывать? Сладкое я не люблю да и конфеты все - включая любимый горький шоколад - под запретом.. Печенье не купить (и раньше не игралась), колбасы тоже нельзя..
Фрукты бананы/мандарины/ яблоки - порядком поднадоели.. В самолёт последний раз брала огурцы с вареным яйцом и бананы с хлебцами..
Скучно стало - после полного изобилия.
Послушаю разумные мысли.
Спасибо.
ps: сыру хочется очень.. но так тошнит после него и голова расскалывается - что лучше и не пробовать.

127

Schwimmmeister

Сейчас у мужа 12ти часовые смены, либо с утра до вечера, либо ночные. Каждые вторые выходные работает и праздники практически всегда, отпуск всего лишь 24 дня в год. Ехать очень далеко, за 2 часа до начала.... приезжает естественно тоже всегда поздно....но хорошая зарплата. Есть вариант сменить место работы, полный, 8 часовой день, выходные дома, праздники дома и совсем рядом с домом. Но зарплата заметно меньше. Сомневаемся оба,тк деньги естественно не лишние, я пока ещё в декрете до конца года. Но с другой стороны условия работы гораздо более человеческие....ну и как бы обещают повышать зп со временем.
Решать конечно же нам, но на форуме частенько бывают умные мысли и советы дают

108

Все мы не раз слышали о комплексе оживления младенцев, и вроде бы знаем, что это такое и как он проявляется. Но вопросы и непонимания все-таки терзают родительскую душу.

Давайте разбираться детально. Начнем с того какие характеристики входят в интересующий нас комплекс.

  • младенец замирает в 1ые секунды общения;
  • младенец зрительно сосредотачивается – как бы «рассматривает», взгляд направлен на лицо «собеседника», он долог и пристален, наибольшее внимание уделяется глазам;
  • улыбка (уже) – показатель радости;
  • оживленные движения – ручки тянуться, головка двигается, ножки вскидываются, спинка выгибается;
  • все вышеперечисленные действия сопровождаются вокализацией, т.е. голосовыми реакциями, вас привлекают возгласами и гулением.

Комплекс на то и комплекс, все данные реакции должны происходить совокупно.

Когда же развивается комплекс?

Период формирования комплекса оживления начинается к концу первого месяца. Вы скажите, что реакции оживления были и раньше. Да, малыш реагировал на любые раздражители. Но только сейчас его реакции комплексны.

Важно установить с малышом разумный контакт глаз. Ребенок в данном возрасте осознанно смотрит в глаза.

Малыш пока еще не умеет отличать лица знакомых от незнакомцев (обладание этим умением придет только к середине 1ого годика). Позже ребеночек будет насторожен при виде неизвестных людей.

В период четырех месяцев комплекс оживления модифицируется в другие формы реагирования, более сложные, они основаны на каждой отдельно взятой.

В чем же смысл комплекса оживления младенца?

С помощью данного комплекса малыш постепенно становится начинателем и побудителем общения! Малыш может заранее «сказать» родителю о своих желаниях и нуждах. Малыш постепенно попадает в среду общения, которая необходима для стимуляции развития психических функций.

Хочу отметить, как только малыш становится инициатором, позвольте ему им быть! Есть тревожные и невротичные родители, которые готовы чуть ли не спать у детской кроватке, они угадывают все желания малыша, даже если тот и не успел о них заявить. Малыш понимает, что его потребности удовлетворяются, даже не надо стараться и просить об этом.

В будущем могут появиться проблемы в инициативностью в целом. Но я не говорю, что стоит забросить малыша полностью. Запомните, не впадайте в крайности, будьте разумны, подходите ко всему с умом. Все нужды и желания малыша следует удовлетворять в нужное время и в нужном объеме. Но не предугадывайте их!

Обратите внимание! Если перечисленные реакции не появляются в нужное время – это, может быть, тревожный колокольчик. К примеру, если реакции комплекса не появляются до десятой недели, это может свидетельствовать о ЗПР или аутизме. Своевременно обращайтесь к врачу.

Комплекс оживления является той пограничной зоной, после которой заканчивается этап новорожденности, и начинается период развития психических функций малыша.

Данное развитие, как я отмечала ранее, строится с помощью взаимодействия и общения с взрослым.

Как мы уже определили, комплекс оживления – это способ коммуникации с взрослым миром. Данное общение, естественно, зависит от ситуации. К примеру, если взрослый не обращает внимания на малыша, тот в свою очередь, чтобы привлечь взрослого использует комплекс оживления, машет ручками, «приманивая» взрослого к себе. Или же наоборот, взрослый активен с малышом, как следствие комплекс не такой оживленный, как в первой ситуации.

Кульминация комплекса оживления!

Самый большой прилив счастья приходится на возраст трех – четырех месяцев. Только малыш услышит голос мамы, как активно начинает издавать разные звуки, двигаться, улыбаться. Обратите внимание на рекламы с детками, чаще всего мы видим именно малышей в таком возрасте. Малыш всегда весел, улыбчив и производит волшебные впечатления.

На данном этапе активно укрепляется связь малыш – родители. Некоторые родители говорят о том, что именно в данный период они испытали самое сильное чувство любви к своему чаду.

Есть ли улыбки после комплекса оживления?

Данный период совсем недолгий. Развитие требует более сложных форм реакции, и на смену данному комплексу приходят другие формы поведения. Данная смена происходит в возрасте четырех – пяти месяцев. Теперь маленький знает, что позвать родителя можно, не только при помощи плача, но и при помощи других звуков. Улыбка становится звонким смехом. Движениями он начинает управлять. Осознанно изучает свое маленькое тельце и мир вокруг него. В этот период малыш радуется не только маме – папе, но и другим близким людям. Также его радость вызывают игрушки!

Дорогие родители, обратите ваше внимание!

Случается, что комплекс проявляется с опозданием или же вообще не появляется. Это сигналы! Отреагируйте их, пожалуйста.

Если маленький не активничает в пять недель, не имеет фокуса на лице, не имеет реакции на голос, нет вздрагивания при резком и громком звуке, вероятно, что малыш имеет проблемы с развитием слухового и зрительного анализаторов.

Если маленький в четыре месяца реагирует на взрослого только в том случае, когда он наклонился к ребеночку почти впритык, или, увидев издали не активничает, то, возможно, он имеет проблемы с психомоторикой. Обратитесь к специалисту.

Задача для вас, дорогие мамы и папы, делайте так, чтобы максимально часто вызывать у малыша реакции оживления, всегда говорите с ним, проявляя любовь и заботу!

Растите большими и здоровыми.

Другая информация по теме


  • Как стать самостоятельным, когда ты еще совсем маленький?

Второй этап в развитии детей охватывает время со 2-го по 6-й мес жизни. В период от 4-х до 6-ти недель ребенок, уже научившийся с помощью матери выделять взрослого, быстро овладевает разнообразными средствами общения. Младенец теперь уверенно отыскивает глазами взрослого, поворачивается на звук его шагов, замечает его издали на большом расстоянии. Он сосредоточенно рассматривает лицо матери (особенное внимание привлекают ее глаза), вслушивается в звуки ее голоса. В ответ на обращения матери он улыбается, внимательно смотрит на нее, оживленно двигает конечностями и издает разнообразные звуки (вскрики, гуканье). Картина радостного поведения младенца была названа учеными комплексом оживления. Этот термин впервые был введен в 20-е гг.

Н.М. Щеловановым. Комплекс оживления включает четыре основных компонента:

1) замирание и зрительное сосредоточение - долгий, пристальный взгляд на взрослого;

2) улыбку, выражающую радостные эмоции ребенка;

3) двигательное оживление - движения и т.д.

4) вокализации - вскрики (громкие отрывистые звуки), гуканье (тихие короткие звуки типа «кх», «гк» и т. д.), гуление (протяжные звуки, напоминающие пение птиц, - «гуу-лллиии» и пр.). Все эти компоненты наблюдаются в поведении младенца одновременно (отсюда и название комплекс). Комплекс оживления складывается примерно к 2,5 мес, и его интенсивность нарастает вплоть до 4 мес. После этого возраста он начинает распадаться, т. е. отдельные его компоненты становятся относительно независимыми, и возникают новые формы поведения ребенка.

Известные советские специалисты в области раннего детства Н. Л. Фигурин и М. П. Денисова более полувека назад охарактеризовали комплекс оживления как проявление своеобразного удовольствия в ответ на воздействия взрослых. Долгое время комплекс оживления трактовался именно как реакция в ответ на действия взрослого. В 1960 г. вышла книга Д. Б. Эльконина («Детская психология»), в которой комплекс оживления впервые рассматривался как форма активного участия младенца в общении со взрослым. Однако это было всего лишь предположение, которое нуждалось в экспериментальных доказательствах. Такие доказательства были получены в исследованиях М. И. Лисиной и С. Ю. Мещеряковой.

В основу их было положено предположение о том, что комплекс оживления является не просто ответной реакцией, выражающей радостное возбуждение, но средством общения со взрослым. А значит, он должен выражать активность самого ребенка (т. е. быть его акцией). Если это так, то комплекс оживления (КО) должен иметь разный характер в зависимости от ситуации и от задачи общения. В экспериментах М. И. Лисиной фиксировалась интенсивность всех компонентов КО в разных ситуациях взаимодействия со взрослым: 1) пассивный взрослый в поле зрения ребенка, 2) улыбающийся взрослый, 3) ласковое поглаживание, 4) разговор, 5) комплексное воздействие (включающее улыбку, поглаживание и разговор одновременно).


Результаты экспериментов показали, что интенсивность и относительная выраженность компонентов КО зависят от типа воздействия взрослого. Так, на улыбку взрослого младенец отвечает в основном тоже улыбкой и оживлением. При поглаживании он спокоен, длительно улыбается и вокализирует. При разговоре ребенок часто и длительно гулит. Таким образом, ситуация взаимодействия определяет степень общей активности младенца и выбор коммуникативных средств, которые он по преимуществу использует. В этой работе экспериментально был доказан активный характер КО, о чем свидетельствовали следующие факты. Во-первых, было замечено, что младенцы ведут себя тем активнее, чем более пассивным является взрослый. И наоборот, чем он более активен, тем спокойнее и реактивнее ребенок. Наибольшая активность ребенка проявлялась в ситуациях с пассивным взрослым, а наименьшая - при его комплексном обращении. Это значит, что КО не подчиняется «закону силы», согласно которому ответ тем сильнее, чем интенсивнее вызывающее его воздействие. Он подчиняется совершенно другому закону - закону общения: чем пассивнее партнер, тем больше усилий нужно приложить, чтобы привлечь его к взаимодействию.

Во-вторых, КО нередко опережает обращение взрослого. Младенец начинает издавать звуки и взволнованно движется, когда взрослый не обращает на него внимания и разговаривает с посторонним. В подобных случаях поведение ребенка - это явно не ответ, а активное действие, призыв к общению. Однако КО проявляется не только при взаимодействии со взрослым, но и при восприятии интересных предметов, как реакция на радующие ребенка впечатления. Чтобы сопоставить эти две функции КО, следовало выяснить, имеет ли он качественные отличия, когда он служит средством общения и когда он возникает в ответ на приятные впечатления. Эксперименты С. Ю. Мещеряковой включали две группы воздействий: взрослого человека и игрушек, в том числе с изображением человеческого лица (неваляшка). Воздействия обеих групп уравнивались по времени и варьировались по способу предъявления и степени привлекательности для младенцев. Так, были серии с пассивным взрослым и неподвижным предметом и серии с общающимся взрослым и приближающимся к ребенку предметом. Поведение детей и компоненты КО фиксировались и оценивались по заранее разработанной 3-балльной шкале. Результаты работы показали следующее.

1. Суммарная интенсивность КО и его компонентов (за исключением зрительного сосредоточения) значительно выше при воздействии взрослого, чем при восприятии предметов.

2. При восприятии предметов основными его компонентами оказались сосредоточение и двигательное оживление при относительно слабой представленности улыбки и вокализаций. При воздействии взрослого одинаково ярко были выражены все компоненты КО.

3. КО при воздействии взрослого оказался более лабильным, чем при восприятии предметов. Младенцы явно меняли свое поведение в зависимости от поведения взрослого и практически одинаково реагировали на предметы. Интересно, что среди всех предъявляемых предметов наиболее интенсивную реакцию детей вызывали игрушки с изображением человеческого лица.

4. Обнаружились различия в динамике отношения младенца ко взрослому и к предмету. Интерес к одному и тому же взрослому на протяжении всех экспериментов (а их было 12 в каждой серии) не угасал, а, напротив, выражался все ярче. Повторное предъявление предмета вне присутствия взрослого вызывало все меньший интерес младенцев.

5. Анализ возрастной динамики КО показал, что состав КО в двух сравниваемых ситуациях зависит от возраста детей. До 2 мес он остается примерно одинаковым в обеих ситуациях, а начиная с 3 мес различия существенно нарастают: при восприятии взрослого на первое место выходит улыбка, а при восприятии предметов - двигательное оживление. Однако на протяжении первого полугодия жизни интенсивность всех компонентов КО при взаимодействии со взрослым значительно выше, чем при восприятии предметов.

Итак, в результате исследований М. И. Лисиной и С. Ю. Мещеряковой было показано, что КО имеет активную функцию, которая направлена на взаимодействие со взрослым, и эта активная функция является ведущей по отношению к реактивной (экспрессивной). Установление активной функции КО имеет большое научное значение, поскольку доказывает, что младенец является не просто пассивным, реагирующим существом, а активно действующим. Причем все его активные действия направлены на взрослого. Это можно рассматривать как доказательство того, что младенец начиная со 2-го мес. жизни овладевает способностью к общению со взрослым и что это общение является ведущей деятельностью в первом полугодии жизни.

На приеме у педиатра ребенку измеряют вес, рост, окружность головы - это основные физиологические параметры. Так же важно оценить, как ребенок развивается психически. Детские неврологи определяют его уровень с помощью комплекса оживления, являющийся важным критерием полноценного развития малыша.

Первые дни после рождения

После рождения испытывает сильнейший стресс, т. к. в утробе матери ему было спокойно, тепло и безопасно, а появившись на свет, малыш испытывает на себе смену температуры, слышит громкие звуки и видит яркие цвета, пугающие его, поэтому спокойно ему только в маминых руках.

В этот период важно дарить новорожденному тепло и заботу, не нужно включать с первых дней музыку и показывать игрушки, чтобы малыш реагировал.

Примерно в возрасте двух недель он уже различает голос мамы, фокусируется на лицах и предметах, звуках.

Постепенно грудной ребенок распознает мамины руки и лицо.

Чувствуя рядом маму, малыш спокоен и счастлив, он начинает реагировать на мир положительными эмоциями, что является залогом благополучного развития психики.

Определение понятия

Комплекс оживления младенца формируется у ребенка в возрасте трех недель и проявляется в виде различных эмоциональных реакций, с помощью которых малыш общается с родителями и познает окружающий мир.

Основные реакции, означающие появление комплекса оживления:

  • в первые секунды контакта со взрослым ребенок замирает;
  • сосредоточенное рассматривание взрослого, его лица, особенно глаз, а также рассматривание предметов;
  • осознанная улыбка, выражающая радость;
  • ребенок оживленно двигает руками и ногами, поворачивает голову, выгибает спину при виде взрослого;
  • для привлечения внимания младенец использует вскрикивание или гуление.

Критерии оценивания психологического развития проявляются одновременно, отсюда и название - «комплекс».

Комплекс продолжается до 4–5 месяцев т. к. у младенца возникают новые формы поведения, резко меняется настроение.

Важным новообразованием комплекса оживления является зрительный контакт со взрослым. Пока малыш разглядывает его не осмысленно, не различает лица родных и чужих, но к середине первого года жизни он перестанет улыбаться всем подряд и будет с осторожностью относиться к незнакомым людям.

Психология процесса

Психолог М.И.Лисина сделала предположение, что с помощью комплекса оживления ребенок общается со взрослыми.

В этот период важно уделять младенцу больше внимания, улыбаться ему и разговаривать с ним, играть и часто носить на руках, т. к. от этого зависит, вырастет он открытым и общительным или замкнутым человеком.

Инициатива малыша не должна подавляться. Обычно молодые родители готовы бежать к кроватке при малейшем вскрике для кормления ребенка или замены подгузника.

Понимая это, младенцу незачем стараться привлечь внимание к себе. Следить и вовремя выполнять действия по уходу за младенцем, но не впадать в крайности и давать ему отдохнуть от взрослых. Если малыш чем-либо заинтересовался, то не нужно ему мешать.

Ученые в области детской психологии долгое время изучали комплекс оживления и причину его активизации в период младенчества. Они пришли к таким выводам:

  1. Активность ребенка пропорциональна активности родителей. При частом пассивном поведении родителей по отношению к своему малышу, он все чаще проявляет этот комплекс для привлечения внимания и наоборот - при слишком высокой родительской активности малыш не чувствует потребности в общении и практически не демонстрирует комплекс оживления.
  2. Многие молодые родители, чтобы не баловать свое чадо, не обращают внимания на его крики и плач, что приводит к отставанию в развитии от сверстников, а также возможно развитие психических отклонений.
  3. Как будет общаться ребенок, повзрослев, напрямую зависит от поведения его родителей в период младенчества. Из-за дефицита внимания дети становятся капризными, вследствие чрезмерного внимания родителей к своему чаду дети становятся замкнутыми.

Отсутствие комплекса или его запоздание

Если у ребенка в положенный срок не наступил комплекс оживления, это повод обратится к невропатологу, т. к. отсутствие комплекса может означать развитие серьезных психических заболеваний. Признаком нарушения психики являются и реакции в виде плача и крика, испуга. Такая реакция характеризует детей с повышенной возбудимостью и нервностью, с легкой дисфункцией мозга, повышенным черепным давлением, церебральным параличом.

Комплекс оживления тесно связан со слухом и зрением, поэтому дефекты этих рецепторов могут послужить причиной отсутствия комплекса оживления.

Недоношенный ребенок, или перенесший травму при родах, получивший желтуху или страдающий асфиксией, овладевает комплексом в более поздние сроки или не овладевает вовсе.

Чтобы оценить уровень психического развития ребенка, можно проследить за его манипуляциями с игрушкой. Он должен следить за ее передвижением, тянуть к ней руки, хватать ее, сопровождая действия эмоциональной реакцией - улыбаться или хмуриться.

В возрасте 10 недель грудничок должен наблюдать за мамой, улыбаться ей и приветственно болтать ручками и ножками, а также отграничивать звуки, поворачивая голову, сопровождая свои действия гулением.

Эти показатели являются важным фактором полноценного психического развития. Если ребенок не фокусирует взгляд, не проявляет реакцию на взрослых и предметы, возможно у него есть серьезное заболевание или отклонение в развитии. Не стоит пренебрегать посещением невролога и его советами.

Какие бы отклонения ни выявил специалист, необходимо самостоятельно стараться вызвать комплекс оживления у грудного ребенка с помощью привлечения внимания, разговоров с ним во время переодевания и купания, кормления и гуляния.

Заключение

Комплекс оживления - это основной способ общения маленького ребенка, показывающий уровень его психического развития. Поэтому родителям необходимо знать это и наблюдать за реакциями младенца и в случае отклонений незамедлительно обратиться к врачу.

Очень часто молодые неопытные мамочки у своего педиатра спрашивают, нормально ли развивается их ребёнок. Физиологические параметры специалисту будет несложно оценить, ведь для этого существуют определённые показатели и нормы.

С первого дня жизни малыш проявляет разнообразные двигательные реакции. В начальный период такая реакция может вызываться всеми внешними предметами, но с течением времени малыш её начинает направлять на определённый предмет, который появился в его поле зрения. Именно тогда начинает формироваться комплекс оживления у ребёнка.

Что входит в комплекс оживления

В психологии существует несколько толкований понятия «комплекс оживления». Но основным из них является следующее: комплекс оживления - это двигательно-эмоциональная реакция ребёнка на появление взрослого человека.

Комплекс оживления включает в себя:

  1. Реакции голосовые (вокализация) - младенец к себе привлекает внимание протяжным гулением или короткими громкими вскриками.
  2. Оживлённые движения - ребёнок навстречу взрослому выгибает спинку, двигает головкой, тянет ручки, закидывает ножки и прочее.
  3. Радость младенца начинает выражаться улыбкой.
  4. Сосредоточение зрительное - младенец на протяжении длительного периода пристально рассматривает взрослого, уделив особое внимание его глазам.
  5. В первые секунды контакта ребёнок замирает.

Эти показатели являются основными составляющими, которые все вместе должны проявляться. Именно из-за этого совокупность этих реакций и зовётся комплексом.

В каком возрасте формируется комплекс оживления

В психологии сказано, что при рождении младенец испытывает огромный стресс . Связано это с тем, что окружающая среда, в которую он попал имеет огромное отличие от той, в которой он находился до рождения. Именно сейчас ему всё кажется опасным и новым.

Примерно через 14 дней после рождения младенец начинает осваиваться и привыкать, интересоваться вещами, которые его окружают и фокусировать на них свой взор, узнавать родные голоса, чувствовать безопасность, когда рядом находятся близкие люди.

К концу первого месяца после рождения малыша начинает формироваться комплекс оживления у ребёнка . Именно в этом возрасте реакции начинают проявляться комплексно, а взгляд на предметы и людей становится более осознанным. Важным новообразованием в этом возрасте является установление с малышом зрительного осмысленного контакта. Сознательно он ещё не способен отличать лица родителей от прочих лиц. Это он сможет делать только в возрасте 6 месяцев. После этого времени ребёнок всем подряд перестанет улыбаться и будет более настороженным к незнакомым ему людям. Но именно сейчас он сознательно начинает смотреть в глаза.

В возрасте 2,5 - 3 месяца малыш абсолютно счастлив, он постоянно улыбается, активен и показывает всем своим видом, что желает узнать как можно больше нового.

Постепенно комплекс оживления преобразуется в более сложные поведенческие формы, которые основываются в отдельности на каждой реакции. Примерно это происходит в возрасте 4 месяцев .

Когда наступает период максимальной активности

Комплекс оживления - это именно тот период, когда максимальным должно быть общение с малышом. Очень важно все свои действия сопровождать речью. В психологии сказано, что именно мамина речевая активность влияет на ребёнка: он будет постоянно одиноким и замкнутым или же станет центром компании.

Если рядом с малышом постоянно молчать , то это чревато ночными кошмарами, дефектами речи и задержкой развития. Главное, не переусердствовать с общением. Малышу требуется отдых. В норме комплекс оживления малыша длится до 4 месяцев. После достижения этого возраста реакция малыша меняется, более осмысленным становится поведение, появляются осознанные эмоции и перемены настроения.

Что должен уметь делать ребёнок после 4 месяцев

Очень важно, чтобы кроме развития физического, у ребёнка были следующий ряд навыков:

  1. Умение без помощи взрослого самостоятельно переворачиваться.
  2. Держать головку лёжа на животике.
  3. При помощи взрослого садиться и в таком положении держать головку.
  4. Когда малыша держат подмышки, он должен кончиками пальчиков на ногах отталкиваться от твёрдой поверхности.
  5. Сознательно захватывать предметы и, раскрывая ладошки, похлопывать по ним.
  6. Целенаправленно вместо соски засовывать себе в ротик пальцы или при грудном вскармливании помогать себе ручками.

Чем ребёнок старше, тем меньше заметны его проявления комплекса оживления. Но некоторые реакции становятся более значимыми и осознанными.

Что ребёнок должен уметь

Есть некоторые навыки, которыми должен владеть каждый ребёнок в определённый период развития. К таким навыкам относятся:

Родителям, которые воспитывают первенца, необходимо знать, что комплекс оживления - это явление обязательное, которое у каждого ребёнка должно проявляться. Если же тех реакций, которые были перечислены выше, у малыша не наблюдается, то незамедлительно нужно показать ребёнка специалисту.

Почему важна взаимосвязь родителей и детей

Новорождённый постоянно должен взаимодействовать с людьми, которые ему помогают развиваться психологически. Примерно до 6 месяцев взрослый и малыш взаимодействует на эмоциональной основе с помощью разнообразных реакций.

Общение эмоциональное происходит с помощью разнообразных движений, соответствующих определённой эмоции, при этом применяются интонации голоса, позы и мимика. Когда малыш достиг возраста 6 – 8 месяцев, приходит следующий этап общения ребёнка с внешним миром и родителями, а также людьми, которые его окружают. Этот этап зовётся ситуативно - деловой. В этот период вместе с эмоциональными проявлениями появляется взаимодействие с окружающими предметами.

Из-за активного взаимодействия со взрослым человеком на первом этапе своей маленькой жизни ребёнок развивается психологически и переходит на новый уровень своего формирования. Общение систематическое помогает стимулировать сферу ребёнка эмоциональную: так он скорее познаёт окружающий его мир.

Общаться кроха с родителями должен с первого дня жизни . Это общение наиболее продуктивно, пока у малыша не развились формы восприятия предметного.

Со временем малыш начинает проявлять интерес к предметам, которые его окружают: он для себя открывает их новые свойства и более активно действует. Но делать это ему самостоятельно сложно, именно по этой причине взрослый обязан помочь познать ребёнку мир, который его окружает. Только так малыш будет развиваться правильно и быстро. В этот период жизни создаются предпосылки для нормального развития и формирования младенческой психики и психологии.

Что происходит после комплекса оживления

Комплекс оживления занимает небольшую часть жизни ребёнка. Заканчивается он примерно в 4 месяца . Именно сейчас между родителями и малышом закрепляется надёжная связь. В этот период дети очень активные: они много двигаются и улыбаются. В этот период общение ребёнка со взрослым человеком способствует правильному развитию и формированию у ребёнка слуха, речи и памяти.

Очень быстро малютка развивается и очень скоро начинает понимать, что маму можно позвать звуками, а не только плачем. Он не только улыбается, но и начинает громко смеяться, движения его становятся более осознанными, а не хаотичными.

Бывают ситуации, когда период комплекса оживления затягивается . В таких случаях мама должна обращать особое внимание на особенности в развитии своего чада. Это может быть признаком недостаточного количества внимания с родительской стороны или же неполноценного развития. Для установления причины стоит показать малыша специалисту.

Если малыш достиг возраста в 5 недель, но нет никакой реакции на появление родителей, вздрагивания при громком шуме, это может быть признаком патологии в формировании зрения и слуха. Если малышу 4 месяца, но на маму он реагирует, только когда она находится рядом, это указывает на нарушение психомоторной функции и проблемы с развитием.