«конспект занятия нод на тему «осень» по развитию речи в старшей группе

24.07.2019

Конспект по развитию речи в старшей группе
Тема: «Золотая осень»

Цели:

закрепить знания детей о приметах осени; вспомнить стихи, пословицы, поговорки об осени;

развивать наблюдательность, познавательные интересы, речь;

воспитывать любовь к природе, стремление заботиться о ней и беречь ее.

Оборудование: Игрушка Незнайка (или переодетый взрослый), репродукции художников с осенними пейзажами И. Левитана «Золотая Осень», Остроухова «Осень».

Предварительная работа : Чтение произведения Н. Носова «Приключения Незнайки», разучивание стихов, пословиц, поговорок об осени.

Ход занятия

1. Организационный момент

В гости к детям приходит Незнайка.

Незнайка: Привет, ребята! Какая замечательная погода, солнышко светит - вот бы сейчас искупаться.

Воспитатель: Незнайка, купаться уже поздно, потому, что наступила осень, а лето закончилось.

Незнайка: Осень? Что такое осень, я не знаю.

Воспитатель: Дети, давайте расскажем Незнайке об осени.

2. Работа по теме

Воспитатель: Какие осенние месяцы вы знаете? (ответы детей) Какой месяц начинает осень? (Сентябрь). А после сентября? (Октябрь). А после октября? (Ноябрь).

Есть две осени.

Одна - радостная, пышно убранная цветами, листвой, богатая урожаем.

Другая - неприглядная собой, в лоскутьях опадающей листвы, грустная, с тихим плачем мелкого дождя, с тяжелыми тучами на небосводе. Это поздняя осень.

И к каждой осени у нас особая любовь. Давайте, подберем слова - определения к первой, золотой осени (золотистая, разноцветная, пышная, роскошная, лучезарная, щедрая, богатая урожаем, тихая, прохладная).

Послушайте, как красиво Федор Иванович Тютчев написал об осени:

Есть в осени первоначальной

Короткая, но дивная пора-

Весь день стоит как бы хрустальный,

И лучезарны вечера…

Дети, а какие вы знаете стихи об осени, давайте расскажем Незнайке. (Дети читают стихи).

Воспитатель:

Удивительная, неповторимая пора - увядание. Осенняя песня слышна в трепетном шелесте осин на ветру и робком стрекотании кузнечика. Солнце осеннее ярко светит, да не греет, вода в реке холодная. Как ни хороша осенняя погода, а все в природе готовятся к суровым холодам, а птицы улетают на юг.

Одна из первых примет осени - желтые пряди в листве. Раньше всех начинает желтеть липа.

Есть такая поговорка в народе «Мигнула липа пестрым листом - осень позвала». Затем начинают желтеть березы, рябины, кружатся в воздухе опадающие листья. Это явление называется листопад.

Русский народ был очень наблюдательным, до нас дошло много пословиц примет поговорок. По ним люди определяли, какая будет осень:

Расскажите Незнайке, какие вы знаете пословицы, поговорки об осени.

Какие вы знаете поговорки:

Поздний листопад - к суровой и продолжительной зиме.

Сильный ветер во время дождя - к хорошей погоде.

От осени к лету поворота нет.

Воспитатель: Такие пословицы, поговорки могли сочинить очень внимательные, наблюдательные, любящие природу люди. Давайте и мы с вами будем наблюдать за природой и замечать ее закономерности.

3. Игра «Да или нет»

А теперь давайте, поиграем в игру «Да или нет» (дайте правильный ответ).

Осенью цветут цветы?

Осенью растут грибы?

Тучки солнце закрывают?

Колючий ветер прилетает?

Туманы осенью плывут?

Ну а птицы гнезда вьют?

А букашки прилетают?

Урожай все собирают?

Птичьи стаи улетают?

Часто- часто льют дожди?

Достаем ли сапоги?

Солнце светит очень жарко?

Можно детям загорать?

Ну а что же надо делать?

Куртки, шапки надевать?

Молодцы, я вижу, вы знаете приметы осени, правильно ответили на каверзные вопросы.

Итог: Незнайка: Спасибо вам ребята, за рассказ об осени. Мне было очень интересно. Я узнал, что осень бывает золотая и поздняя. Золотую осень можно еще назвать золотистая, разноцветная, пышная, роскошная, лучезарная, щедрая, богатая урожаем, тихая, прохладная. Теперь я знаю, что явление, когда падают листья, называется листопадом. Осеннее солнце светит ярко, но не греет, поэтому я уже не хочу на речку, боюсь простудиться. Давайте, с вами отправимся на прогулку и полюбуемся красотой осени.

4.Игра « Осенние Листики»

Мы листики осенние,
На ветках мы сидим.

Дунул ветер – полетели
Мы летели, мы летели

Легкий бег по кругу.И на землю тихо сели.

Ветер снова набежал.И листочки все поднял.

Легкий бег по кругу.Закружились, полетели.И на землю тихо сели.

5.Хоровод. Вокруг дерева с платочками. Поем песню про Осень.

А сейчас ребята мы пойдем в группу, и будем делать картину с природного материала.

Конспект по развитию речи для детей старшей группы "Осень - щедрая хозяйка"


Актуальность: конспект предназначен для воспитателей ДОУ, методистов, родителей.Надеюсь, что предложенный материал поможет разнообразить занятия по развитию речи, формировать у детей интерес к народной культуре.
Цель : создать условия для развития речи детей с использованием малых фольклорных форм.
Образовательные задачи:
-Активировать словарный запас детей, обогащать его именами прилагательными: щедрая, урожайная, золотая.
-Упражнять в образовании имён прилагательных от имён существительных.
-Формировать умение употреблять в речи обобщающие слова: овощи,фрукты, урожай.
-Уточнить представление детей о месте произрастания овощей (огород), и фруктов (сад).
-Побуждать отвечать на вопросы предложением, а не словом.
Развивающие задачи:
-Развивать речевую активность, коммуникативные навыки, внимание.
-Развивать интонационную выразительность речи.
Воспитательные задачи:
-Воспитывать дружеские отношения, навыки взаимодействия и сотрудничества.
Предварительная работа:
-Знакомство с пословицами и поговорками по теме "Осень".
-Разгадывание загадок о овощах и фруктах.
-Рассматривание осенних листьев, определение принадлежности их разным деревьям.
-Рисование осенних пейзажей.
Оборудование : слайды "осенних" пейзажей, слайды к пословицам, муляжи овощей и фруктов, картинки с изображением листьев деревьев, два конверта, салфетка, корзина, контейнеры с надписями "сад" и "огород", фонограмма "осенней" музыки.

Ход занятия:

Воспитатель сообщает детям о ожидании гостьи.Они узнают кто придёт, если отгадают загадку.
Листья с веток облетают.
Птицы к югу улетают.
"Что за время года"?- спросим
Нам ответят: "Это...(осень).
Дети хором отвечают.Воспитатель предлагает им встать в хоровод и исполнить закличку. Дети декламируют:"Осень, осень, в гости просим: с обильными хлебами, с высокими снопами, с листопадом и дождём, с перелётным журавлём.

Звучит "осенняя" музыка, входит Осень в венке из пёстрых листьев, с корзинкой в руках.
Осень: Здравствуйте, дети! Вы меня узнали? Конечно же, я- осень.
Плавно двигается по группе и читает стихи.
Прихожу я чередой за румяным летом,
Тих мой терем расписной, солнышком согретый.
Много у меня хлопот, день за днём в трудах идёт.
Каждой травке и листу, подберу наряд к лицу.
Красок ярких, золотых к зелени добавлю,
Только ели и сосне их наряд оставлю.
Рад багряным листьям клён, золоту-берёза,
В пёстрых платьях щеголять будут до мороза. (Васильева Е.)
Ох! Славно я потрудилась. Давайте вместе полюбуемся какая красота кругом (просмотр "осенних" слайдов.


Воспитатель по ходу просмотра задаёт вопросы:
-Какими стали листья на деревьях?
-Какого цвета листья на деревьях и кустарниках?
-Назовите деревья, которые остались зелёными.
-Почему много листьев на земле?
(воспитатель побуждает детей давать полные ответы, дополнять ответы друг друга).
Осень: Молодцы! Сама я, тружусь день и ночь, и людей люблю трудолюбивых и заботливых. Кто не привык лениться, получает от меня награду - щедрый урожай. Вот и к вам я с подарками пришла (показывает корзину). Вы потрудиться готовы?
Дети отвечают: готовы.
Осень: тогда получайте первое задание.(Достаёт из корзины и вручает воспитателю конверт с заданием). Воспитатель читает:попробуйте угадать, какие деревья прислали вам в подарок свои листья.
Дети рассматривают картинки и дают ответы. Дуб-дубовые, клён-кленовые и т.д.
Осень:
Молодцы, с первым заданием справились. А теперь давайте сами листочками станем. Повторяйте волшебные слова: Покружусь, поверчусь и в листочек превращусь!
Дети кружатся, проговаривая слова и садятся на корточки. Проводится физкультминутка "Листочки".
Ребята проговаривают слова и выполняют движения.
Мы листики осенние (поднимают руки вверх)
На ветках мы сидим. (раскачиваются)
Дунул ветер, полетели, полетели (кружатся)
И на землю тихо сели.(садятся на коврик)
Осень:
Как красиво вы кружились, настоящий листопад у нас получился. А я вам второе задание приготовила.(достаёт конверт из корзины) Воспитатель читает: продолжите пословицы о осени.(просмотр слайдов, дополнение пословиц)
Весна красна цветами, а осень...(снопами).
Осенью скот жиреет, а человек...(добреет).
Лето со снопами, а осень с...(пирогами).
Осень:
отлично справились. А теперь посмотрите на мою корзину. Какая она? (большая, вместительная, тяжёлая). Хотите узнать что там лежит? Что лежит в ней тот узнает, кто загадки отгадает. Загадывает загадки о овощах и фруктах и достаёт отгадки-муляжи,выкладывает на салфетку.(Загадки в приложении).
Осень:
Умницы! Все загадки отгадали, да вот только у нес беспорядок. Все овощи и фрукты перемешались. Давайте вспомним, где растут овощи -на огороде.Уберём их в контейнер.Кто поможет? А фрукты зреют в саду. Помогите мни их положить.(дети раскладывают муляжи по контейнерам)
Осень: Молодцы, весь урожай убрали.
Воспитатель: давайте поблагодарим осень за подарки и скажем какая она.
Дети: щедрая,урожайная, золотая...и т. д.
Осень : спасибо за добрые слова, а я с вами не прощаюсь, пробуду до самой зимы. До свидания!(уходит)
Воспитатель расспрашивает детей, что понравилось, чем они занимались.Выслушивает ответы детей.
Приложение:
Сидит дед, в сто шуб одет. Кто его раздевает, тот слёзы проливает. (Лук)
Наливное, сладкое, с яблони упало-бок себе помяло. (Яблоко)
Уродилась я на славу, голова бела, кудрява. Кто любит щи-меня ищи. (Капуста)
Синий мундир, белая подкладка, а в середине сладко. (Слива)
Он круглый и красный, как глаз светофора, среди овощей нет сочней...(помидора).

Тема: Чтение художественных произведений. «У природы нет плохой погоды». (По произведениям Е. Трутневой «Осень», А. Плещеева «Осень наступила», А. Пушкина «Унылая пора!..», «Уж небо осенью дышало...»).

Цель: учить детей эмоционально воспринимать стихи, понимать содержание поэтических текстов, развивать поэтический слух, вызвать желание выразить свои впечатления в образном слове; упражнять детей в образовании разных форм глаголов и сравнительной степени прилагательных; развивать у детей координацию движений с речью.

Ход занятия

Воспитатель беседует с детьми.

Ребята, вот и закончилось лето с длинными жаркими днями и короткими звездными ночами, с грозами и ливнями, с разноцветной радугой и утренней росой, с ягодами, грибами, цветами.

Неужели с уходом лета и настроение теперь будет грустное? Осенью погода бывает пасмурной, хмурой, дождливой.

Ребята, вам хочется, чтобы наступила осень? (Ответы детей).

Верно, ребята. Нам грустно расставаться с летом. Но осень будет радовать нас своими чудесами. Послушайте стихотворение Е. Трутневой «Осень» и узнайте, какое настроение было у автора, когда она писала это стихотворение.

Стало вдруг светлее вдвое,

Двор как в солнечных лучах, -

Это платье золотое

У березы на плечах.

Утром мы во двор идем, -

Листья сыплются дождем,

Под ногами шелестят

И летят... летят... летят...

Пролетают паутинки

С паучками в серединке,

И высоко от земли

Пролетели журавли.

Все летит! Должно быть, это

Улетает наше лето.

- Послушайте стихотворение А. Плещеева «Осень наступила» и попробуйте догадаться о настроении другого автора.

Осень наступила,

Высохли цветы,

И глядят уныло

Голые кусты.

Вянет и желтеет

Травка на лугах,

Только зеленеет

Озимь на полях.

Тучи небо кроют,

Солнце не блестит,

Ветер в поле воет,

Дождик моросит.

Воды зашумели

Быстрого ручья,

Птички улетели

В теплые края.

Да, видно, будем мы осенью печалиться и тосковать. А, может, все не так уж и грустно. Посмотрите на этот осенний букет из листьев.

Воспитатель предлагает детям рассмотреть букет из осенних листьев.

Осень, словно искусный художник, выбрала самые яркие краски для украшения природы. Посмотрите, какое чудо!

Воспитатель раздает листья детям в руки.

Какими цветами раскрасила осень листья деревьев? (Красным, желтым, багряным, коричневым и т. д.)

Подберите много-много слов, чтобы рассказать о листьях, какие они. (Красивые, большие, маленькие, легкие, резные, волшебные, прозрачные, красочные, сказочные, осенние, цветные, разноцветные, пестрые, веселые, радостные и т. д.)

На что стали похожи листья осинок? (На румяные яблочки.)

А листья дуба? (На медные монеты.)

Листья рябины красные. Значит, они что сделали? (Покраснели.)

Листья клена желтые. Значит, они что сделали? (Пожелтели.)

Листья березы золотые. Значит, они что сделали? (Позолотились.)

Листья осенью красивые, а стали еще... (Красивее.)

И вдруг подул осенний ветерок. Давайте покажем, как кружатся осенние листья.

Листья осенние тихо кружатся.

(Кружатся на цыпочках, руки в стороны.)

Листья нам под ноги тихо ложатся.

(Приседают.)

И под ногами шуршат, шелестят.

(Движение руками вправо-влево.)

Будто опять закружиться хотят.

(Поднимаются, кружатся.)

Соберем прекрасный букет из осенних листьев и поставим в вазу. Пусть он радует нас своей волшебной красотой.

Осень вдохновляла художников, композиторов, музыкантов создавать прекрасные произведения, рассказывая об осени красками, музыкой, словами. Великий русский поэт А. Пушкин каждый год восхищался осенью. Осень была любимой порой поэта. Послушайте отрывок из его стихотворения «Осень».

Унылая пора! Очей очарованье!

Приятна мне твоя прощальная краса.

Люблю я пышное природы увяданье,

В багрец и в золото одетые леса,

В их сенях ветра шум и свежее дыханье,

И мглой волнистою покрыты небеса,

И редкий солнца луч, и первые морозы,

И отдаленные седой зимы угрозы.

Какими словами поэт называет осень, выражая свое особенное отношение, чувство к ней? (Очей очарованье! Приятна мне твоя краса. Люблю я...)

Как поэт описывает осень? Какие слова подбирает для ее описания? (В багрец, золото одетые леса; редкий солнца луч; первые морозы...)

О каком периоде осени писал поэт это стихотворение? (О золотой поре, о середине осени.)

- Послушайте еще одно стихотворение А. Пушкина.

Уж небо осенью дышало,

Уж реже солнышко блистало,

Короче становился день,

Лесов таинственная сень

С печальным шумом обнажалась.

Ложился на поля туман,

Гусей крикливых караван

Тянулся к югу: приближалась

Довольно скучная пора,

Стоял ноябрь уж у двора.

(Из романа «Евгений Онегин»)

Какой период осени описал поэт в этом стихотворении? (Поздняя осень.)

Какие признаки глубокой осени отражены в этом стихотворении? (Светит солнце редко, короткий день, туман на полях, караван улетающих птиц, тянущихся к югу...)

Правильно, поэт нам прямо говорит о поздней, глубокой осени, называет ее последний месяц - ноябрь.

Почему поэт называет осень «скучной порой»? (Солнца мало, холодный ветер, затяжные холодные дожди, голые деревья, холодно, сыро...)

Ребята, вам понравились стихи поэтов об осени?

А вы любите осень? (Ответы детей).

Какая бы погода ни стояла, каждое время года отличается своим великолепием и радует человека своими чудесами. Недаром говорится, что «У природы нет плохой погоды».

Ребята, а если бы вы были музыкантами, какую бы вы сочинили музыку об осени: грустную или веселую? (Ответы детей).

А если бы вы были художниками, какими бы красками вы рисовали осенние пейзажи? (Ответы детей).

А если бы вы были поэтами, какие бы слова вы подобрали, чтобы рассказать о волшебной поре - осени? (Рассказы детей).

Шайхутдинова Юлдуз
Конспект занятия по развитию речи в старшей группе «Осень золотая»

КОНСПЕКТ

занятия по развитию речи в старшей группе .

ТЕМА : «Осень золотая »

Выполнила : Сафина Юлдуз Фаритовна

воспитатель

Мамадыш, 2012 год

Тип занятия : комплексное

Вид занятия : познавательное

Цель : Закрепить знания детей об осенних явлениях в природе

Задачи :

1. Систематизировать знания детей об осени и осенних явлениях ;

2. Развивать мелкую моторику пальцев рук, через пальчиковую гимнастику.

3. Продолжать развивать память , мышление через игры и упражнения.

4. Продолжать учить детей наводить порядок на своём рабочем месте по окончании работы.

5. Развивать наблюдательность , внимание, мышление (умение анализировать, обобщать, делать выводы) .

6. Развивать связную речь у детей.

7. Воспитывать любовь и бережное отношение к родной природе.

8. Способствовать формированию коммуникативных навыков. Вызывать эмоциональный отклик в процессе любования родной природой.

Методические приемы :

Наглядные : рассматривание иллюстраций, показ;

Словесные : образец педагога, вопросы, речевые упражнения,

Практические : дидактические игры и упражнения.

Демонстративный материал : картинки с признаками осени , картинки с изображениями правил в транспорте, макеты деревьев, мяч, аудиозапись звуков леса, ветра, автобуса, П. И. Чайковского “Времена года”

Раздаточный материал : осенние листья сделанные из картона и сухие, нить коричневого света, цветная бумага, клей – карандаш, клеенки, салфетки.

Словарная работа : желтеют, роняют, листопад, сухими, солнце, листья, береза, рябина, ель, клен, дуб.

Предварительная работа : чтение стихотворений об осени ; игра «Подбери предмет к признакам» . Наблюдения за живой природой на прогулке; наблюдения за деревьями на территории ДОУ; чтение литературы природоведческого характера; рассматривание иллюстраций о лесе;

ОРГАНИЗАЦИЯ ЗАНЯТИЯ

Ход занятия

Воспитатель : – Ребята, я приглашаю вас в волшебный лес. Вы согласны ехать? (ответы детей) .

– А поедем мы на автобусе. Но перед тем как сесть в автобус, давайте вспомним правила поведения в транспорте (дети рассматривают картинки и называют правила)

– А теперь можно и занять свои места (звучит аудиозапись автобуса, дети имитируют езду в автобусе. Звучит аудиозапись звуков леса).

– Вот мы и на месте. Как здесь красиво не так ли дети?

– Ребята, посмотрите-ка вокруг, какое сейчас время года? (ответы детей) .

– А как вы это узнали? (ответы детей)

– А после какого времени года наступает осень ? (ответы детей) .

Воспитатель : – Ребята, давайте поиграем с вами в одну игру. (Дидактическая игра «Подбери слова» ). Для этого нам надо встать в кружочек. «Мяч осенний и волшебный будет в руки к вам скакать и вопросы задавать». Кому я брошу мяч, тот должен ответить на мой вопрос. За правильный ответ я буду давать осенний лист .

– Листья осенью (что делают) –листья осенью желтеют и опадают

– Дождь осенью (что делает) –дождь осенью идет .

– Урожай осенью (что делают) –урожай осенью убирают .

– Птицы осенью (что делают) - Птицы осенью улетают .

– Деревья осенью (что делают) - Деревья осенью роняют листья .

– Звери осенью (что делают) - Звери осенью готовятся к зиме , меняют шубки.

Воспитатель : Хотите прогуляться по лесу? Тогда отгадайте загадку :

«Нам в дождь и зной поможет друг,

Зеленый и хороший,

Протянет нам десятки рук

И тысячи ладошек». (Дерево)

– Чем похожи все деревья между собой? (ответы детей)

– Правильно! У них есть ствол, ветви, листья, корни.

– А чем они отличаются друг от друга (ответы детей)

(Звучит аудиозапись ветра)

Воспитатель : – Осенний ветер разбросал разноцветные листья. Посмотрите какие они красивые, надо их собрать. Поднимите по одному листочку. (Дети собирают листья : осины, дуба, клена, рябины)

– Давайте, посчитаем у кого сколько листиков на руке? Сколько кленовых? Сколько листьев рябины? Дубовых сколько? А сколько березовых? (у каждого по три)

– Молодцы!

Воспитатель : – Дети, мы вспомнили об осени в загадке , в песне, в стихотворении. А сейчас я предлагаю рассказать об осени в картине , которую мы сделаем сами из кусочков ниток, из сухих листьев и цветной бумаги, приготовленных на рабочем столе. Перед вами рамка для нашей картины. Мы видим деревья, но они какие – то не осенние . Почему?

(ответы детей : «Потому, что нет веток, листьев)

Воспитатель : Из чего мы будем их делать? (из ниток)

– А листья из чего мы сделаем? (приклеим сухие листья)

Осенью часто идут дожди . Как вы думаете чего еще не хватает в нашей картине? (Лужи)

– Из чего мы будем его делать? (картона)

– Пора начинать работу, давайте разомнём пальчики.

(“Дождь” – пальчиковая гимнастика) .

Дождик, дождик веселей! Стряхиваем пальцы рук.

Капай, капай не жалей! Играем ладошками вверх, вниз.

Брызни в поле пуще; Сжимаем и разжимаем пальцы.

Станет травка гуще! Руки впереди, шевелим только

пальцами.

Воспитатель : – Принимайтесь за работу, помните, пока звучит музыка, вы работаете.

(Звучит произведение П. И. Чайковского “Времена года”) .

Воспитатель : – Окончив свою работу, крепим детали на картину и убираем своё рабочее место в порядок.

Воспитатель : – Ребята, какое время года мы видим на картине?

– Как назовем нашу картину?

– Какие приметы осени вы изобразили ?

– Какой материал в работе, вам понадобился?

(Ответы детей на вопросы воспитателя) .

Итог занятия .

Воспитатель : Чудесная осенняя картина получилась у нас дети, она украсит нашу группу . Спасибо!

Литература :

1. Программа воспитания и обучения в детском саду / Под ред. М. А. Васильевой, В. В. Гербовой, Т. С. Комаровой. – 2-е изд., испр. и доп. – М.: Мозаика – Синтез, 2005. – 208 с.

2. Колесникова Е. В. Математика для детей 5-6 лет : Методическое пособие к рабочей тетради (изд. 2-е, доп. и перераб.) . – М.: ТЦ Сфера, 2005. – 80 с.

3. Развитие речи . Окружающий мир : дидактический материал к занятиям со старшими дошкольниками / авт . – сост. О. В. Епифанова. – Волгоград : Учитель, 2008. – 208 с.

4. Горькова Л. Г., Обухова Л. А. Сценарии занятий по комплексному развитию дошкольников (старшая группа ) . – М.: ВАКО, 2005. – 192 с. --- (Дошкольники : учим, развиваем , воспитываем) .

5. И. А. Лыкова Изобразительная деятельность в детском саду : планирование, конспекты занятий , методические рекомендации. Старшая группа . – М.: Издательство : Карапуз-Дидактика, 2009, 210 с.

Коррекционные цели:

Расширять и активизировать словарный запас по лексической теме «Осень»;

Закреплять умения согласовывать прилагательные с существительными, образовывать относительные прилагательные;

Развивать умения классифицировать предметы по отдельным признакам;

Развивать связную речь;

Развивать мышление, внимание;

Развивать мелкую моторику рук

— закреплять умения обобщать и систематизировать представления об осени

Предварительная работа:

Разучивание слов и движений к физкультминутке;

Закрепление знаний о признаках осени, названиях деревьев.

Оборудование: венок и букет осенних листьев; листочки на веревочках; изображения деревьев и листьев: дуба, клёна, березы, каштана, ели, рябины; картинки к игре «Четвёртый лишний»; пальчиковый бассейн; игрушки-сюрпризы.

логопеда и детей.

1. Организация внимания на занятие.

Логопед просит подойти детей.

Логопед: Послушайте внимательно загадку:

Несу я урожаи,

Поля вновь засеваю,

Птиц к югу отправляю,

Деревья украшаю,

Но не касаюсь сосен и ёлочек, я …

Логопед: — Закройте глаза. (Логопед надевает венок из осенних листьев) . Кто я?

— Почему вы так думаете?

Логопед: — Что вы знаете об осени как о времени года?

Дети: Осенью солнце светит ярко, но не греет; листья падают с деревьев на землю; часто идут дожди; становится холодно; птицы улетают на юг.

Логопед: — Вы назвали приметы осени. Приметы – это отличительное свойство, признак, по которому можно узнать что-нибудь или кого-нибудь.

— Сегодня мы будем вспоминать, что мы знаем об осени.

2. Основная часть.

1. Развитие плавного длительного выдоха.

Логопед: — Сегодня я к вам пришла с осенними листочками. (К верёвочкам прикреплены из цветной бумаги листочки)

— Наденьте их на пальчик и поймайте на ладошку листочек. Поднесите ладонь к губам, немного отодвиньте её от лица. Подуйте на листочек, чтобы они закружились в воздухе. Сделайте вдох носом, выдох ртом, вытянув губы вперёд трубочкой. Подуйте на листок.

Подул лёгкий ветерок (поддувание длинной, лёгкой воздушной струёй) ;

— Подул сильный ветерок (поддувание длинной, более сильной воздушной струёй) ;

–Молодцы. Сядьте на свои места.

2. Упражнение «Разноцветные листочки»

Логопед: — Какого цвета становятся листья на деревьях осенью?

Как можно, одним словом сказать про цвет листьев? Какие они?

Дети: красивые, разные. Разноцветные.

Логопед: Давайте хором повторим РАЗНОЦВЕТНЫЕ.

— Почему меняется цвет листьев осенью?

— Посмотрите на полотно. Что вы здесь видите? (осенний лес)

(На наборном полотне изображение деревьев. Кружки для нужного листочка, а на столе листочки с данных деревьев. Картинки снабжены «липучками», так же и кружки, нарисованные около деревьев)

Ребёнок: — этот листочек упал с клёна. Это кленовый лист.

Ребёнок: — этот листочек упал с рябины. Это рябиновый лист.

Ребёнок: — этот листочек упал с берёзы. Это берёзовый лист.

Ребёнок: — этот листочек упал с дуба. Это дубовый лист.

Ребёнок: — этот листочек упал с ели. Это еловые иголки.

Ребёнок: — этот листочек упал с сосны. Это сосновые иголки.

Логопед: — С какого же дерева упал последний листок? (с каштана)

Мы назовём его лист каштана. Каштановый лист не принято говорить.

3. Физкультминутка.

Цель: координация речи с движениями. Совершенствование умений прыгать на носочках, приседать без опоры, ходить и высоко поднимать колени.

Логопед: — Я приглашаю вас поиграть в игру «Осень».

Вдруг закрыли небо тучи, Поднимаются на носочки, поднимают вверх

перекрещенные руки.

Начал капать дождь колючий. Прыгают на носочках, руки на поясе.

Долго дождик будет плакать,

Разведёт повсюду слякоть. Приседают, держат руки на поясе.

Грязь и лужи на дороге, Идут по кругу, высоко поднимая колени.

Поднимай повыше ноги.

4. Игровое упражнение «Четвёртый лишний»

Логопед: — Я приготовила для вас картинки об осени, но осенний ветер расшалился, подул так сильно, что перепутал все картинки, которые были у меня. Помогите мне найти лишнюю картинку, которую нельзя отнести к осени.

Вариант 1 : воробей, сорока, ласточка синица

Логопед: — Какая картинка лишняя?

Ребёнок: — Это ласточка, потому что осенью она улетает в тёплые края.. А все остальные птицы остаются зимовать.

Вариант 2 : куртка, шапка, плащ, шорты.

Логопед: — Какая картинка лишняя?

Ребёнок: — Это шорты. Их носят только летом.

Вариант 3 : орехи, грибы, брусника, ландыши

Логопед: — Какая картинка лишняя?

Ребёнок: — Это лыжи. На лыжах катаются зимой, а другие вещи можно использовать осенью.

3. Подведение итогов занятия.

Что нового узнали?

В какую игру вам понравилось играть?

Вы любите осень? Почему?

Молодцы, вы справились со всеми заданиями, хорошо отвечали на вопросы.

Осень пришла к вам с непустыми руками, а с подарками. Найдите их! (Дети опускают руки в бассейн из каштанов, желудей, орехов и находят там игрушки-сюрпризы).

учитель-логопед 1 категории

МБДУ детский сад

комбинированного вида №2,

г. Нелидово, Тверская область, Россия