Материалы для формирования сенсорики 5 лет. Стадии и значение сенсорного развития детей. Возможные отклонения от нормы

04.04.2019

В этой статье:

Что мы знаем о сенсорном развитии детей и почему так важно приступать к нему, когда ребёнку 3-4 года? Начнём с того, что сенсорное развитие - это активное совершенствование восприятия и представлений как об отдельных элементах, так и о целом окружающем мире.

Что нужно знать о сенсорном воспитании

С раннего детства кроху нужно обучать вслушиваться в звуки, всматриваться в происходящие явления, ощупывать предметы, таким образом формируя у него перцептивные действия.

Стоит понимать, что научить ребёнка обследовать предмет путём визуального и осязательного знакомства с ним недостаточно. Чтобы понять особенности предмета до конца, ему нужно будет научиться соотносить его качества и свойства с качествами и свойствами других предметов.

Для того чтобы ребёнок научился выявлять качества и соотносить их с качествами других предметов, ему понадобятся мерки - так называемые эталоны, сложившиеся исторически.

В рамках сенсорного воспитания будет происходить активное сенсорное развитие, кроме того, ребёнок научится познавать мир через личный чувственный опыт. Во многом эффективность физического и умственного воспитания связана с уровнем сенсорного развития ребёнка, то есть зависит от его способности слышать, осязать и видеть всё вокруг.

Почему нужно начинать заниматься с младшими дошкольниками

В каждом возрасте дети проявляют большую или меньшую чувствительность к разного рода воздействиям. Чем младше ребёнок, тем важнее для него чувственный опыт. В раннем дошкольном возрасте для малышей очень важно научиться знакомиться с основными свойствами предметов. Именно этот возраст считается самым подходящим для активного сенсорного развития.

Специалисты уверены, что сенсорное развитие с совершенствованием функциональности органов чувств и накоплением сведений об окружающей среде в раннем возрасте имеет наиболее благоприятные прогнозы.

Можно даже сказать более: сенсорное развитие детей в возрасте 3-4 лет с целью повышения уровня интеллектуального развития - это неотъемлемая часть дошкольного воспитания. Ещё Л.А. Венгером была разработана программа по сенсорному воспитанию младших дошкольников с использованием дидактических игр, о которых подробнее будет сказано ниже. Большая часть этих игр направлена на совершенствование навыков восприятия предметов с учетом их свойств.

О пользе дидактических игр

В основе дидактических игр лежат сформированные представления о действиях с предметами и игрушками. Можно отметить, что игры помогают в обучении детей и строятся на применении всевозможных игровых приёмов.

В качестве игрового метода обучения дидактическая игра может быть рассмотрена как игровое занятие либо непосредственно игра. Главное отличие вариантов
заключается в ведущей роли воспитателя: в первом случае он активно использует разнообразные игровые приёмы и хитрости для поддержания интереса детей, сопровождаемые указаниями, вопросами, демонстрацией, а в рамках игры у воспитателя появляется возможность донести до детей знания, сформировать представления, а также увлечь их игрой и научить простым игровым действиям.

В основу дидактической игры ложатся сформированные представления о построении игрового сюжета, о всевозможных игровых действиях с использованием предметов. Крайне важно, чтобы со временем были созданы условия для транспортировки представлений и знаний в игры без участия взрослых.

Что нужно знать о сенсорных эталонах

Нет никакой необходимости прививать детям навыки работы с сенсорными эталонами раньше 3-4 лет. Определённая подготовительная работа в этом направлении может вестись, но не более. Главное, чтобы при достижении младшего дошкольного возраста дети были способны усваивать основные сенсорные эталоны, группируя свойства предметов.

Сенсорное и эстетическое развитие тесно связаны между собой. Ребёнку, с лёгкостью разбирающемуся в звуках, цветах и запахах, доставит удовольствие наблюдать за особенностями окружающего мира, получая заряд бодрости и энергии от процесса. Если опыт сенсорного развития минимален, то и воображение окажется весьма скудным. Гармоничное интеллектуальное развитие не может проходить без развития восприятия, и это нормально.

Что касается роли сенсорного развития в судьбе каждого ребёнка, то она настолько значима, что средствам и методам сенсорного воспитания младших дошкольников в детском саду стоит уделить особое внимание.

В дошкольном возрасте дети познают явления природы, обучаются азам грамоты и математики. Результатов в этом процессе можно будет достичь исключительно после овладения знаниями о свойствах предметов, причём как внутренних, так и внешних. Так, например, чтобы срисовать обычный предмет с картинки, малышу нужно будет проанализировать его размеры, форму, цвет и прочие признаки.

То же касается и конструирования. Конструировать у детей 3-4 лет получится только после того, как они научатся исследовать признаки предметов, соотносить свойства материала для работы со свойствами образца. Неумение ориентироваться во внешних свойствах предметов станет основной причиной неспособности получения объективных представлений о природе, как живой, так и неживой.

Дети младшего дошкольного возраста учатся усваивать сенсорные эталоны в течение длительного времени, и результатом вовсе не будет считаться способность называть свойства предметов или объектов. Говорить о том, что процесс усвоения прошел гладко, можно будет лишь в том случае, когда ребёнок научится пользоваться чёткими представлениями об особенностях каждого свойства и сможет их применять для анализа.

Задачи сенсорного воспитания

Дошкольника 3-4 лет нужно обучать действиям, которые помогут ему понять простую истину: умение определять внешние признаки напрямую влияет на итоговую деятельность. Именно поэтому так важно, чтобы работа с дошкольниками была построена на практических действиях, позволяющих изучить форму предметов с называнием её и выявлением.

Со временем малыши 3-4 лет научатся справляться с вычленением формы зрительно, делая всё больше и больше успехов, пользуясь методом примеривания. Продолжительное использование метода примеривания позволит малышу отточить навык зрительного восприятия формы с возможностью её вычленения из предметов и последующим соотношением с формой остальных предметов.

Конструирование для дошкольников 3-4 лет - одна из наиболее продуктивных деятельностей, стимулирующих сенсорное развитие. Осуществлять сенсорные процессы в этом случае можно будет в рамках самой деятельности, а не за её границами, таким образом раскрывая новые возможности для развития сенсорики дошкольников без ограничений.

В процессе конструирования малыши учатся выделять не только внешние признаки предметов, но и совершенствуют практические и познавательные действия. У малышей, с которыми в возрасте 3-4 лет регулярно занимаются конструированием, хорошо развита способность зрительного восприятия предмета с возможностью его разбора на детали и последующего сбора в модель.

Как уже упоминалось выше, основной вид деятельности детей до 3-4 лет - это игра. Именно игра ускоряет познавательное и сенсорное развитие. Важно, чтобы взрослые поработали над расширением кругозора дошкольника, создавая условия для его развития. Игры, направленные на сенсорное воспитание, должны быть увлекательными для дошкольников, позволяющими незаметно для них усваивать нужный материал и получать богатый чувственный опыт.

Как развивать двигательную и зрительную память

В возрасте 3-4 лет концентрация внимания у детей становится заметно выше. Малыши удерживают внимание на определённой деятельности нужное время, способны запоминать названия геометрических форм, данные о растениях, животных, насекомых и птицах. Это означает, что дидактические игры, направленные на развитие сенсорики, должны стать более продуктивными.

Как развивать слуховую и словесно-логическую память

В 3-4 года речь детей становится более совершенной, словарный запас из пассивного переходит в активный, поэтому использовать разные новые слова в общении доставляет им особое удовольствие. В этом же возрасте малыши увлекаются книгами, ежедневно упрашивая родителей почитать им любимые сказки и рассказы. Учитывая такие изменения в развитии крохи, следует подобрать соответствующие дидактические игры, способствующие развитию сенсорики:

Как и для чего расширять кругозор у детей

В 3-4 года ребёнок, сенсорное развитие которого проходит нормально, уже должен иметь чёткие представления об основных природных явлениях. Так, например, малыш должен понимать, чем весна отличается от лета, а зима от весны. Малыш должен знать и различать фрукты и овощи, называть деревья и животных, разбираться во времени суток.

Добиться расширения кругозора можно только путём постоянного общения с ребёнком в возрасте 3-4 лет. Во время прогулки, дома, в гостях взрослые должны разговаривать с крохой, объясняя ему суть простых и сложных явлений природы, делая акценты на времени суток, на поведении людей в разное время дня, на типе трапезы (завтрак, обед или ужин) и пр.

Кроме того, в возрасте 3-4 лет уже можно практиковать с малышом, в том числе и во время прогулки, развитие навыков счёта, считая всё, что попадается на пути, начиная от деревьев и заканчивая вагонами в трамвае или лапами у щенка.

В заключение отметим, что дидактические игры, направленные на сенсорное развитие ребёнка, могут быть разными, как простыми, так и более сложными, и совсем не обязательно для того, чтобы играть с крохой и развивать его основные способности, понадобятся дорогие и редкие игрушки.

Использовать для игр можно подручные предметы, главное - это мотивация и интерес малыша, которые взрослые должны будут поддерживать на протяжении всего познавательного возраста личной заинтересованностью процессом и адекватной похвалой. Нельзя отпускать на самотёк процесс развития малыша с раннего возраста. Важно уделять крохе внимание каждый день и каждый час.

Важный период для формирования правильного восприятия окружающего мира у детей – 3-4 года. Главный кирпичик в «здании» формирования интеллекта закладывается именно в этот период. Ребенок уже хорошо умеет общаться, его словарный запас весьма обширный. Теперь ему легче на этой основе узнавать о формах, структурах и величинах предметов, понимать их положение в пространстве. От родителей зависит, насколько своевременно будет оказано воздействие на совершенствование детского организма, его психических и физических навыков, а также полноценное раскрытие заложенных потенциалов.

Для воспитания сенсорного восприятия и воображения дорогие игрушки не обязательны - иногда подручные материалы даже удобнее и интереснее

Важно вовремя показать широкую дорогу, ведущую к познанию. При помощи сенсорного развития детей младшего дошкольного возраста это сделать проще всего. Путь к практической деятельности открывается именно посредством совершенствования системы ощущений и восприятий. Самый оптимальный способ для этого – обучающие и развивающие упражнения и занятия. Материал для таких игр можно найти абсолютно везде - и дома, и на улице. Небольшой кусочек материи, с помощью которого ваша дочка одевает свою принцессу, представляя, что это бальное платье – тоже способ познания мира. Это может быть и бутылочная пробка, в которую кроха посадил жука для путешествия по ручейку-реке у дома.

Развитие сенсорики у детей

Сенсорное развитие детей дошкольного возраста подразумевает комплексные обучающие и развивающие меры по улучшению органов чувств, способствующие более быстрому и эффективному познавательному процессу. С помощью тактильного, слухового или зрительного воздействия предметов на ребенка осуществляется процесс, называемый ощущения. Ощущения являются основным источником получения информации в этом возрасте. Они помогают лучше познать себя и мир вокруг.

Перечислим 4 вида ощущений:

  1. Слух – ощущение звука.
  2. Обоняние – способность различать запахи.
  3. Вкус – умение чувствовать разнообразные вкусы: сладость, горечь, кислоту и соленость. Остальные вкусовые вариации будут являться их всевозможными сочетаниями.
  4. Осязание – чувства, помогающие различать осязательные характеристики предметов, а также способность кожи чувствовать различные воздействия (болевые, тепловые, холодящие, давящие).

Есть ли разница между ощущениями и восприятиями? Их отличие в том, что в основе восприятий лежат ощущения. Действуя целенаправленно на органы чувств, они помогают понимать целостность каждого предмета и в то же время осознавать разницу свойств.

Перечислим задачи сенсорного воспитания детей дошкольного возраста: обучение ребенка основным навыкам познания предметов - осязанию, синтезированию, сравниванию и обобщению. Детям крайне важно освоить базовые сенсорные знания, которые подразумевают под собой весь опыт, накопленный предыдущими поколениями. Благодаря этим знаниям сенсорное воспитание детей младшего дошкольного возраста будет осуществляться более согласованно.



Осязание - очень важный для ребенка навык, который дополняет картину целостного восприятия мира через физический контакт

Сенсорные эталоны

Что подразумевают под собой сенсорные эталоны? Перечислим основные из них, которые следует освоить детям старшего и младшего дошкольного возраста:

  1. система мер веса;
  2. система величины;
  3. система цвета;
  4. система геометрических фигур (подробнее в статье: );
  5. система мер длины;
  6. система направлений;
  7. система звуков;
  8. система запахов;
  9. система фактуры.

Осваивание данных знаний требует длительного времени. Процесс воспитания должен совершенствовать юный организм во всех сферах. Главное, на что ориентировано данное дидактическое развитие – улучшение деятельности мозга и речевых навыков.

Этапы освоения эталонов

К особенностям сенсорного развития детей младшего дошкольного возраста причислим тот факт, что сенсорные знания будут осваиваться следующими этапами:

I. Освоение предэталонов – понимание величины и формы предметов, расстояний и т.д. Продолжается это освоение с 6 месяцев и до 2,5-3 лет.



Освоение понятия «расстояние» начинается сразу после того, как ребенок учится перемещаться самостоятельно

II. Свойства предметов понимаются посредством сравнения. Ребенку проще усвоить понятия цветов с помощью сравнительного анализа, сопоставляя новую вещь с уже знакомым предметом, имеющим легко узнаваемый цвет. К примеру: красный как яблоко, желтый как солнышко или голубой как небо. Геометрические фигуры познаются через сравнение с привычными вещами. К примеру, крыша похожа на треугольник, мяч - на круг, окно - на квадрат. Продолжается этот этап с 3-4 до 7 лет.

III. Качество предметов анализируется в сравнении с эталонами. Например, яйцо – овальное, разноцветная бабочка - как радуга. Эталонами в данном случае выступают ноты, звучание звуков языка, семицветный спектр со всевозможными оттенками. Продолжается данный этап от 6 до 7 лет.

Что должен знать дошкольник?

Каким образом ребенок может усвоить все общепринятые эталоны? Разумеется, через игру и активное взаимодействие с предметами. Какими знаниями должен обладать ребенок до школы? Перечислим основные из них:

  • цвета;
  • величины (толстый, худой, узкий, средний, широкий и т.д.);
  • основные геометрические формы;
  • вкусовые различия (сладость, горечь, кислота, соленость);
  • запах;
  • фактура (теплый, мягкий, гладкий и т.д.);
  • вес (легкий – тяжелый);
  • звук (громкий, тихий, высокий, низкий);
  • время (сначала – утро, день, вечер, ночь, затем более сложные моменты, такие как временные интервалы - 1 минута, 5 минут, 1 час, умение определять время по часам);
  • речевой слух (уметь различать гласные и согласные звуки языка, умение сочетать их и составлять слова);
  • музыкальный слух (различие звуков по высоте, тембру, мелодии, ритмике);
  • пространственное ориентирование (впереди – сзади, внизу – вверху, под – над).

Направления развития

На сегодня в практике педагогического воспитания существует несколько систем сенсорного развития детей младшего дошкольного возраста. Наиболее распространенные из них две: система Марии Монтессори и система Фридриха Фребеля. Родители имеют возможность отдать свое чадо в детский сад, где применяется та или иная методика (см. также: ). Чем отличаются данные системы дидактического развития от общепризнанных, стоит ли их так отделять? Разберем каждую из них, чтобы понять, стоит ли отдавать малыша в особый детский сад.

Система Марии Монтессори

В основу системы воспитания Марии Монтессори заложена мысль о том, что ребенок должен познавать окружающий мир с помощью всевозможных предметов вокруг себя. Важно наполнить место пребывания ребенка различными вещами для манипуляций. Должна быть возможность выбора, чтобы хотя бы что-то из предложенного вызвало у него интерес.

Мария Монтессори была убеждена, что главное в развитии дошкольника помочь развить его силы и способности: слух, зрение, мускулатуру. Сама основательница системы разработала для развития детей массу упражнений, каждая группа которых направлена на развитие одного конкретного органа чувств.

Создательница метода предполагала научить ребенка тактильному восприятию через работу с различными видами тканей, дощечек, металлических пластин - гладких и шершавых. Все действия с предметами ребенок должен осуществлять самостоятельно.



Обучение тактильному восприятию по Монтессори включает в себя взаимодействие с предметами различных фактур и форм

Система Фридриха Фребеля

Фридрих Фребель заложил в основу своей системы воспитания цель развить у детей познавательные и творческие способности посредством практической деятельности. Развивающие занятия имеют своей целью совершенствование моторики, а также они попутно рассказывают ребенку о свойствах предметов. «Дары Фребеля» - материал для занятий, разработанный лично автором системы, который состоит из шести даров. Особенностью дидактических сенсорных пособий является то, что большинство из них создано по принципу «от целого – к части и обратно». Крупные детали «разбираются» на множество маленьких.

Поняв суть и значение каждой из систем, вы сможете выбрать наиболее подходящую и использовать ее в домашнем воспитании. Каждая мама в состоянии сделать такую сенсорную среду у себя дома своими руками.

Игра будет полезной и эффективной, если в ее основе лежит развитие и воспитание ребенка, его комплексное совершенствование в физическом и психическом плане. Полезной и эффективной игра будет тогда, когда ее целью ставится воспитание личности ребенка, его комплексное развитие в физическом и психическом плане. Игры с предметами подразумевают сенсорное воспитание детей-дошкольников. Любая из них призвана быть развивающей. Приведем примеры дидактических упражнений и игр.

Играем с младшими дошкольниками

Необходимо подготовить разнообразный набор пуговиц. Среди них должны быть большие и маленькие, разноцветные и разноформенные варианты. Сначала педагог выкладывает некий узор из данных пуговиц, затем просит ребенка воспроизвести его. В начале занятий следует помогать крохе составлять узор. Освоив технику повторения, просим карапуза придумать свой собственный рисунок. С помощью такого упражнения руками малыш получает представление о форме, размере и цвете.



Чтобы облегчить малышу задание, мозаику из пуговиц можно выложить на уже готовый рисунок или раскраску

«Солнечный зайчик»

Главный инструмент игры – зеркало. Обязательно при этом наличие безоблачной погоды, когда солнечные лучи проникают в помещение. Покажите малышу, как пускать солнечного зайчика, а затем помогите ему сделать это самостоятельно. Предложите поймать зайчика или дотронуться до него. Цель занятия – развить зрительное чувство.

«Разложи по цвету»

Для забавы вам понадобятся фигуры или предметы разных цветов. Это может быть мозаика, конструктор или кубики. В задание малыша будет входить сортировка этих предметов по цветам. Благодаря этой игре ребенок учится различать цвета, сравнивать их и уметь видеть разнообразие.

«Где звонят?»

Для упражнения понадобится платок для завязывания глаз и колокольчик. Крохе нужно повязать платок, закрыв обзор, а затем позвонить в колокольчик. Повязку снимают и просят малыша показать, с какой стороны производился звук. В такой игре ребенок учится контролировать свое слуховое внимание, понимать, откуда идет звук и уметь ориентироваться в пространстве. Также полезно давать простые музыкальные инструменты ребенку в руки, чтобы он лучше научился различать их.

«Что звенело?»

Для занятий подготовьте любые предметы, которые могут воспроизвести звук (барабан, ложки, дудочка, свисток, ксилофон, бумага, колокольчик). В начале упражнения покажите крохе, как звучит каждый из предметов. Затем малышу нужно завязать глаза, и воспроизвести звук одним из объектов. Глаза развязываем и просим указать предмет, звучавший только что. Направлена данная забава на совершенствование слухового внимания и музыкального слуха.

«Собери игрушки»

Для игрового процесса вам нужно подготовить две коробки и игрушки. Одна из коробок дается ребенку, вторая – взрослому. По команде оба начинают складывать игрушки в коробки. Каждый при этом наполняет именно свою коробку. Надо складывать игрушки так, чтобы у крохи в итоге получилось бы больше. Ребенку объясняем разницу между много и мало.



Самостоятельное взаимодействие с музыкальными инструментами помогает ребенку научиться различать их на слух

Играем с дошкольниками

«Угадай цифру». На спине карапуза рисуется пальцем цифра. В задачу ребенка входит отгадать, какую именно цифру написал взрослый. Занятие помогает развить тактильные ощущения. Позже можно писать буквы алфавита.

«Найди лишний предмет». Для упражнения необходимо подготовить разные по цвету геометрические фигуры. В качестве задания можно положить перед ребенком фигуры одного цвета, при этом только один из них отличен по форме. Попросите найти лишний предмет. Забава учит соотносить предметы между собой и сравнивать их.

«Большой – маленький». Для игровой деятельности будут нужны различные вещи, предметы или игрушки, а также носовой платок. Попросите ребенка спрятать поочередно вещи под платочком. При этом следует комментировать, что те предметы, которые были маленькими сумели спрятаться, а большие – нет. Задание направлено на знакомство с величинами.

«Что в мешочке?». Из необходимых материалов подготовьте мешочек небольшого размера и предметы, способные в нем поместиться. Важно, чтобы вещи эти были разными по форме, фактуре и размеру. Маленький первооткрыватель должен попытаться определить, что же именно попалось сейчас ему в руку. Направлена такая игровая деятельность на формирование тактильных ощущений.

Заключение

Ребенок раннего и дошкольного возраста способен развивать свои органы чувств с небывалой быстротой. Сенсорное развитие у детей дошкольного возраста является приоритетной задачей, переоценить которую крайне сложно. Благодаря обучению в форме игры малыш учится познавать мир вокруг себя. Кроха получает огромный поток информации о различных понятиях: цвет, величина, форма. Сенсорика направлена на гармоничное и целостное развитие личности ребенка.

МБДОУ Нарышкинский детский сад «Солнышко»

Проект

«Развитие сенсорных способностей через дидактические игры»

Составила воспитатель

1 квалификационной

Тип проекта.

Участники проекта.

Дети средней группы, родители, педагоги.

Практическая значимость проекта.

Данный проект позволит создать систему работы, направленную на развитие сенсорных способностей детей среднего дошкольного возраста посредствам дидактической игры. Благодаря предлагаемому проекту, у дошкольников сформируются сенсорные эталоны, разовьются познавательные способности, аналитическое восприятие, что поспособствует интеллектуальному развитию детей.

Проект будет полезен родителям воспитанников ДОУ, поскольку поспособствует повышению компетенции родителей в сфере сенсорного воспитания дошкольников.

Актуальность:

Одним из приоритетных направлений дошкольного возраста является воспитание сенсорной культуры детей. Актуальность сенсорного развития в дошкольном детстве трудно переоценить, именно этот возраст наиболее благоприятен для совершенствования деятельности органов чувств. Без обогащения сенсорного опыта, без сформированности системы сенсорно –

перцептивных действий и системы сенсорных эталонов у детей, не может происходить полноценное восприятие окружающего мира, которое необходимо для умственного развития.

Именно поэтому так важно, чтобы сенсорное воспитание планомерно и систематически включалось во все моменты жизни ребёнка, прежде всего в процессы познания окружающей жизни: исследование предметов, их свойств и качеств.

Наблюдая и анализируя сенсомоторную игровую деятельность детей моей группы в процессе совместной образовательной деятельности, сделала вывод, что у многих воспитанников наблюдается недостаточность освоения сенсорных эталонов, сформированности познавательной мотивации, способов обследования предметов, развития сенсорных способностей.

Для решения этих проблем необходимы новые эффективные подходы, которые бы способствовали развитию сенсорных способностей дошкольников, соответствовали современным требованиям, представляли собой комплексное решение вопросов, создавали основу для формирования благоприятного микроклимата в детском коллективе.

Новизна проекта.

Новизна проекта заключается в том, что формирование сенсорной культуры должно осуществляться не периодически, а систематически и поэтапно. Работа поможет расширить кругозор каждого ребенка на базе ближайшего окружения.

Цель проекта.

Создание системы работы по сенсорному воспитанию детей среднего дошкольного возраста посредством дидактической игры.

Задачи:

    Создать развивающую предметно-пространственную среду в группе, способствующую обогащению и накоплению сенсорного опыта дошкольников.

    Сформировать сенсорные эталоны, обучая детей способам обследования предметов.

    Развивать познавательные способности, аналитическое восприятие у детей дошкольного возраста.

    Воспитывать познавательный интерес, любознательность;

    Повышать компетентность родителей в организации работы по сенсорному воспитанию дошкольников посредством дидактической игры.

Формы и методы реализации проекта:

Методы: игровой, словесный, наглядный, практический.

совместная предметная деятельность воспитателя и детей;

игровые занятия, дидактические игры,наблюдение, рассматривание;

выполнение самостоятельных предметных действий.

Предполагаемый результат.

Овладение детьми сенсорными эталонами и развитие мелкой моторики.

Родители расширяют возможности сотрудничества со своими детьми, подготавливают материал для обучения своих детей.

Педагоги продолжают освоение метода проектирования – метод организации насыщенной детской деятельности, который дает возможность расширять образовательное пространство, придать ему новые формы, эффективно развивать творческое и познавательное мышление дошкольников.

Этапы реализации проекта.

    Этап -подготовительный.

На первом подготовительном этапе будет подобрана и изучена методическая и справочная литература по сенсорному развитию детей. Проведена диагностика детей и анкетирование родителей.

В конце данного этапа будет разработан план работы с детьми и родителями, а так же создана предметно-развивающая среда в группе. При создании предметно-развивающей среды будут соблюдены санитарно-гигиенические, педагогические, эстетические требования: достаточная освещённость, целесообразность размещения материала и доступность, соответствие возрастным особенностям детей, эстетичность.

Сроки

Подбор и изучение методической и справочной литературы

Сентябрь

Диагностирование детей в рамках проекта

Сентябрь

Анкетирование родителей

Сентябрь

Разработка поэтапного плана работы с детьми и родителями

Октябрь– апрель

    Этап –основной.

На втором основном этапе проекта будет осуществляться деятельность по реализации плана работы с детьми и родителями.

будут подведены итоги реализации проекта, выявлены достижения и недостатки, определены перспективы, обобщён опыт работы и представлен на конкурсах различного уровня.

МЕРОПРИЯТИЯ

ЦЕЛЬ

СРОКИ

Д/и «Красивый букет»

Д/и «Цвета»

Д/и «Найди на ощупь»

Д/и «Сложи бочонки »

Д/и «Волшебный мешочек».

Д/и «Дырявый коврик»

Д/и«Шнуровка»

Познакомить детей с цветами спектра и их названиями.

Учить детей подбирать карточки с нужным цветом карандашей к другой карточке. Развивать наблюдательность, внимание, память.

Учить детей сопоставлять результаты зрительного и осязательного обследования формы предметов.
Формирование умения детей устанавливать отношение предметов по величине.

Учить определять название запаха предмета, устанавливать отношения между предметом и его запахом.

Учить находить среди геометрических фигур недостающие элемента коврика.

Развивать мелкую моторику рук, точность глазомера, тренировать усидчивость.

Д/и «Волшебный лес»

Д/и «Найди одинаковые»

Д/и «В какую коробку?»

Игровое занятие «Моем посуду»

Д/и «Собери игрушку»

Д/и«Разложи фигуры по местам!»

Практиковать детей в сравнении предметов по высоте и толщине.

Учить различных осязательные ощущения, опираясь на тактильные ощущения.
Учить распределить разные виды игрушек разных размеров по пяти коробкам.

Учить определять различные тепловые ощущения.

Работать над умением дифференцировать различные геометрические фигуры, опираясь на тактильные и зрительные ощущения.

Закреплять знания плоских геометрических форм – квадратом, кругом, треугольником, овалом, прямоугольником. Формирование умения подбирать нужные формы разными методами.

Д/и «Тактильные крышечки».

Д/и«Самая длинная, самая короткая»

Д/ игра «Запомни свой цвет»

Д/и «Картинка из фигур»

Д/и «Где солнышко»

Д/и«Квадратики с секретом».

Д/и «Шумовые яички»

Игровое занятие «Сказка о том, как радуга в воде купалась»

Учить находить ткани разных фактур на ощупь.

Учить раскладывать разноцветные ленты разной длины от самой короткой до самой длинной. Называть ленты по длине: какая самая длинная, какая самая короткая, длиннее, короче, ориентируясь на цвет.

Формирование умения детей группировать объекты по цвету.

Развивать умение определять положение предмета в пространстве.

Учить ощупывать предметы и находить к ним пару.

Учить дифференцировать неречевые шумы, находить одинаковые по звучанию «яички».

Познакомить с получением промежуточных цветов при смешивании красной и жёлтой, синей и зелёной.

Д/и «Определи на ощупь»

Д/и «Почини одежду зайчатам»

Д/игра «Чередование флажков»

Д/игра «Подбери к шарикам круги»

Д/и «Какого цвета не стало?»

Д/и «Один - много»

Учить детей находить определенный предмет на ощупь и называть его.

Учить детей различать цвета и использовать названия цветов в речи. Закреплять умение распознавать геометрические фигуры и называть их.

Совершенствование умений детей сравнивать предметы по цвету (оттенки цветов).

Формирование умений соотносить объемные предметы с их плоским изображением (круг, шар).

Определить, какого цвета не стало.

Развивать активное внимание, умение быстро сосредотачиваться; стимулировать внимание, учить быстро и точно реагировать на звуковые сигналы.

Д/и «Найди такой же вкус».

Д/и «Какой музыкальный инструмент»

Д/игра «Кому какой?»

Д/игра «Выкладывание орнамента».

Д/и «Какого цвета предмет?»

Д/и«Гвоздики-резиночки»

Д/и«Собери гирлянду»

Учить находить кислый, сладкий, соленый и горький вкус.

Учить различать на слух музыкальный инструмент.

Совершенствование умений детей сравнивать предметы по цвету и величине.

Вырабатывание у детей умения воспринимать взаимное расположение фигур.

Учить детей под карточку с изображением контура предмета подбирать карточку необходимого цвета.

Закреплять знания разнообразных видов геометрических фигур, линий, изображать их с помощью резиночек.

Учить детей по памяти собирать гирлянды из разноцветных кружков в соответствии с образцом.

Д/и «Шумовые яички».

Д/и «Из каких фигур состоит машина?».

Д/и « Из чего сделано?»

Д/и «Разноцветные комнаты".

Д/и«Геометрическое лото»

Д/и«Найди пару»

Д/игра «Окраска воды».

Закреплять умение дифференцировать неречевые шумы, находить одинаковые по звучанию «яички», развивать логическое мышление, внимательность, память.
Учить определять по рисунку, какие геометрические фигуры включены в конструкцию машины, сколько в ней фигур.

Учить детей группировать предметы по материалу, из которого они сделаны (резина, металл, дерево, стекло, пластмасса).

Продолжать развивать представление детей об основных цветах спектра.

О своение умений выделять различные формы.

Закреплять умение находить одинаковые по цвету и рисунку картинки, закреплять знания геометрических фигур.

Ознакомление детей с оттенками цвета по светлоте.

Д/игра «Картинка из фигур»

Д/игра «Кто высокий?»

Д/и «Большой – маленький»

Д/и «Кто чем питается»

Д/игра «Мозаика»

Д/ игра «Что нужно кукле?»

Игровое занятие «Домашний лимонад»

Работать над умением дифференцировать различные по форме и размеру геометрические фигуры.

Формирование умения понимать относительность высоты предмета.

Закреплять умение детей подбирать предметы по величине.

Развивать мелкую моторику рук, закреплять знания о домашних и диких животных.

Формирование умения воспринимать и воспроизводить взаимное расположение мозаики на плоскости с учетом их цвета.

Формирование умений у детей подбирать предметы по слову, обозначающему цвет, группировать оттенки цветового тона, форму.

Совершенствовать знания детей о значении воды, ее свойствах и вкусовых качествах.

Работа с родителями.

Мероприятия

Сроки

Анкетирование родителей.

Сентябрь

Создание предметно-развивающей среды

Октябрь - апрель

Консультации «Сенсорное развитие детей дошкольного возраста»

Привлечение родителей к изготовлению дидактических игр по сенсомоторике.

Выставка игр, пособий, способствующих обогащению и накоплению сенсорного опыта дошкольников.

« Сенсорное воспитание ребенка в семье».

Беседа «Дидактическая игра в жизни ребёнка».

Памятка «Чему обучается ребенок в игре?»

Консультация «Предметно-развивающая среда дома».

Консультация «Роль дидактических игр по сенсорному воспитанию и мелкой моторике».

Индивидуальные беседы.

Октябрь-апрель

Презентация по овладению сенсорными умениями детей в детском саду.

3 этап –заключительный.

На третьем заключительном этапе будут подведены итоги реализации проекта, выявлены достижения и недостатки, определены перспективы.

Итоговое занятие «Домашний лимонад».

Литература

1. О.В.Дыбина «Ознакомление с предметным и социальным окружением» средняя группа.

2. «Дидактические игры и упражнения по сенсорному воспитанию дошкольников». Под редакцией Л.А.Венгера

3.Веракса Н.Е., Комарова Т.С., Васильева М.А. « От рождения до школы.

Основная общеобразовательная программа дошкольного образования».

4. «Сенсорное воспитание в детском саду» Под редакцией В.Н.Аванесовой, Н.Н.Поддьякова.

5. «Развитие игровой деятельности».Средняя группа. Москва 2014г.

6.«Сборник дидактических игр для детей 4-7 лет» . Л.Ю.Павлова

К 5-му году жизни малыш уже освоил много навыков и теперь может занять себя, а не просто подражать взрослому. У крохи окончательно сформировались все органы чувств, происходит совершенствование головного мозга.

важно Процесс воспитания ребенка дошкольного возраста должен включать в себя развитие сенсорики.

Развивать ее можно, опираясь на те умения, которые присущи малышам такого возраста:

  • появляется прочная связь между названием цвета и представлением о нем (т.е. говоря о каком-то цвете, кроха ясно себе его представляет);
  • дети начинают чувствовать темп и ритм музыки;
  • детки хорошо усвоили понятие «большой-маленький», и теперь они начинают чувствовать разницу между понятиями «далеко» и «близко»;
  • восприятие формы обычно связано с уподоблением каким-то предметам. Говоря о чем-то круглом, карапуз скажет «как солнышко», а о чем-то прямоугольном – «как телевизор».

Зрение детей

Помимо развития остроты зрения у малышей развивается тонкое восприятие оттенков. Обычно к моменту поступления в школу малыши различают основные цвета, но у дошкольников 4-5 лет все еще остается несовершенным улавливание различий между сходными оттенками.

  • Чтобы стимулировать развитие восприятия цветов у вашего малыша, предлагайте ему игры, направленные на выкладывание цветных узоров, игры с мозаикой, рисование красками.
  • Можно улучшить остроту зрения, если правильно проводить упражнения с крохой, направленные на различение приближенных и удаленных объектов.
  • При этом родителям лучше учесть, что кроха не должен перенапрягать глазки, рассматривая объекты при слабом или мерцающем освещении.

Возможные отклонения от нормы

совет Иногда, ссылаясь на недостаточное развитие остроты зрения, характерное многим деткам, можно оставить без внимания близорукость или дальнозоркость. Так, если вы замечаете, что малыш не обращает внимания на детали картинки, проявите бдительность и проконсультируйтесь у окулиста.

Достаточно редко, но все же у детей бывает нарушение восприятия цветов. Малыш может не видеть оттенков зеленого или красного, поэтому путает их, гораздо реже нарушается различие оттенков синего и желтого. Очень редко можно столкнуться с полным отсутствием восприятия цветов. То есть кроха не ощущает их, а только различает светлоту изображения.

Слух ребенка 4-5 лет

Начав свое формирование еще в раннем детстве, и в дошкольном возрасте. О правильном и достаточном его развитии может свидетельствовать то, что ребенок хорошо говорит. В процессе общения у крохи происходит совершенствование слуха. В возрасте 4-5 лет он имеет большие различия, заложенные индивидуально. Некоторые малыши будут иметь очень тонкий слух, у других же слуховая чувствительность может быть очень низкой, но в пределах нормы.

Вы можете способствовать развитию слуховой чувствительности крохи, регулярно занимаясь музыкой. Давайте ему постоянно слушать разную музыку. Также можно наигрывать малышу легкую мелодию и просить его, чтобы он напел то, что услышал.

Нормы и отклонения

важно То, что взрослые могут описать как рассеянность и невнимательность ребенка, на самом деле может быть вызвано снижением слуха.

Ребенок может плохо слышать, но это остается незамеченным, потому что компенсируется тем, что к 4-5 годам дети уже могут различать интонации и понимать смысл сказанного, глядя на выражение лица и движение губ того, кто к нему обращается.

Двигательные и кожные ощущения

Двигательные ощущения играют важную роль в осуществлении разнообразных движений и участвуют в процессах отражения всего, что окружает малыша.

Ирина Махалова
Сенсорное воспитание как основа интеллектуального развития детей 4–5 лет

Приходя на работу, я знаю, что там меня ждут мои «пытливые, любознательные солнышки» - мои дети. Мы целый день с ними играем, познаем мир : собираем пазлы, мозаики, картинки, матрешки; группируем разные предметы, классифицируем геометрические фигуры по нескольким признакам. А сколько радости нам доставляют игры с различным конструктором, песком, сенсорными коробками .

Поэтому проблема сенсорного воспитания наиболее интересна для меня на сегодняшний день и стоит на первом месте, имея огромное значение для ребенка дошкольного возраста.

«Самые далеко идущие успехи науки и техники рассчитаны не только на мыслящего, но и на ощущающего человека».

Б. Г. Ананьев

Основой умственного воспитания является сенсорное воспитание и обогащение чувственного опыта ребенка, формирует его представления о свойствах и качествах предметов.

Сенсорное воспитание (от латинского sensus – это «чувство» , «ощущение» , «восприятие » , предполагает формирование у ребенка процессов восприятия и представлений о внешних свойствах предметов их форме, цвете, величине, положении в пространстве, а так же запахе и вкусе.

Таким образом, сенсорное воспитание , непосредственно связано с образовательной деятельностью «Познавательное развитие » , цель которой :

развитие познавательных интересов , интеллектуальное развитие детей .

Достижение данной цели идет за счет решение следующих задач :

-сенсорное развитие детей ;

- развитие познавательно-исследовательской и продуктивной (конструктивной) деятельности;

Формирование элементарных математических представлений;

Формирование целостной картины мира, расширение кругозора детей .

Значение сенсорного воспитания велико :

1. это основа для интеллектуального развития ;

2. оно упорядочивает хаотические представления ребенка об окружающем мире;

3. оно развивает наблюдательность , внимание;

4. готовит ребенка к реальной жизни;

5. позитивно влияет на эстетическое чувство;

6. обеспечивает усвоение сенсорных эталонов ;

7. обеспечивает овладение навыками учебной деятельности;

8. влияет на расширение словарного запаса;

9. влияет на развитие зрительной , слуховой, моторной, осязательной и других видов памяти.

Задачи сенсорного развития детей 4-5 лет :

Обогащение сенсорного опыта детей при ознакомлении с широким кругом предметов и объектов, новыми способами их обследования;

Совершенствовать восприятие детей путем активного использования всех органов чувств;

Поддерживать попытки самостоятельно обследовать предметы, используя знакомые новые способы; сравнивать, группировать и классифицировать предметы;

развивать умение использовать эталоны как общественно обозначенные свойства и качества предметов (цвет, форма, размер, вес и т. п.) ; подбирать предметы по 1-2 качествам (цвет, размер, материал и т. п.) .

Сенсорное развитие детей осуществляется в :

Режимные моменты;

Совместной деятельности;

Организованной образовательной деятельности.

Рассмотрим все 3 пункта наиболее подробно.

В режимных моментах во время умывания, приема пищи, сборов на прогулки я веду работу с детьми по сенсорному воспитанию . Так, например, во время мытья рук я обращаю внимание детей на то , что вода бывает холодная и горячая; мыло – душистое, овальное, прямоугольное и т. п. Во время завтрака, обеда и полдника мы с детьми обговариваем вкусовые ощущения от блюд (например : каша – белая, желтая, сладкая, соленая, рисовая, пшенная и т. д.) во время сбора на прогулку я обращаю внимание ребят на текстуру одежды (например : у Ромы шарф – вязаный, колючий, теплый синий, а у Арины – шелковый, гладкий, холодный, цветной).

Во время совместной деятельности с детьми – это наблюдения за объектами окружающего мира; поручения и дежурства (трудовая деятельность) ; игровой деятельности я обращаю внимание детей на цвет , форму, размер и расположение в пространстве предметов и объектов окружающего мира. Так, например, на прогулке при наблюдении за хлебной машиной – это фургон, красного цвета, кузов – прямоугольный, металлический, кабина – квадратная, 4 резиновых, круглых колеса : 2 сзади и 2 спереди.

При сравнении деревьев (елка и береза) мы с детьми определяем, что у елки – колючие иголки, она зеленая, высокая. Ствол – треугольный, наверху растут шишки, пахнет смолой; а береза – ствол – прямоугольный, вытянутый, листья зеленые, круглые, вытянутые на конце.

Во время дежурства дети вместе со мной не только учатся правильно сервировать стол, но игровые задания : «За сервируй стол как и я» , «Возьми и раздай круглые, глубокие тарелки для супа» и т. п.

Во время закаливающих процедур после сна дети проходят по дорожкам здоровья, работаю с массажными мячами.

Кроме того я использую разнообразные виды игр на сенсорное развитие детей :

1. игры на развитие тактильных ощущений :

«Поймай киску» , «Угадай на ощупь» , «Чудесный мешочек» «Что внутри?»

2. игры на развитие слухового восприятия :

«Определи на слух» , «Что поет?» , «На чем играю?»

3. игры на развитие зрительного анализатора и мыслительных процессов :

«Найди цвет» , «Художники» , «Бусы» , «Заплатки» , «Составь из частей»

Во время организованной образовательной деятельности мною проводится работа по сенсорному воспитанию на различных занятиях с детьми. На познавательном развитие , музыкальном занятие, физкультурном, развитие речи и во время художественного творчества я обращаю внимание детей цвет , форма и размер предметов, объектов окружающего мира, а так же учимся подбирать описательные прилагательные к их текстуре (например : погремушка круглая, пластмассовая, зеленая) .

На таких занятиях я эффективно использую приемы :

1. сказкотерапия (дети словно проживают волшебную историю, передвигаясь в пространстве, выполняя различные задания);

2. цветотерапия (оказывает влияние на настроение и общее состояние ребенка) ;

3. музыкотерапия (музыка оказывает расслабляющий эффект) .

Задачами этих занятий являются :

1. развитие у детей навыков сотрудничества и коммуникативных умений;

2. обучение навыкам саморегуляции, умение быстро переключаться с активной деятельности на пассивную и наоборот;

3. обучение релаксации;

4. создание положительного эмоционального фона для преодоления негативных проявлений.

Но наиболее глубоко проблема сенсорного воспитания рассматривается мною на занятиях по развитию элементарных математических представлений, где мы вместе с детьми не только научились классифицировать геометрические фигуры по цвету, форме, размеру, а так же подбирать к ним соответствующие предметы из окружения, работать с алгоритмами.

Эти занятия способствуют :

1. обогащению ребёнка сенсорными впечатлениями , накоплению представлений о цвете, форме, величине предметов, обучению умению выделять цвет, форму, величину, знакомству с оттенками цвета, с вариантами геометрических фигур;

2. развитию мышления (логика, стимуляции речевого развития ;

3. развитию эвритического мышления, моделированию логических отношений, способности решать задачи с проблемами, развитию внимания и памяти , обучению элементарным математическим понятиям.

В дальнейшем мы будем углублять и расширять наши знания : определять фигуры по толщине, познакомимся с новыми геометрическими телами. В общем с помощью сенсорного развития будем углублять и расширять интеллект детей .

Данная проблема заинтересовала и родителей нашей группы, были проведены индивидуальные консультации о пользе сенсорного развития детей . В дальнейшем планируется провести родительский круглый стол, где будут продемонстрированы игры по сенсорному развитию детей во время обучения математике.

Таким образом, сенсорное развитие детей , с одной стороны, составляет фундамент умственного развития ребенка , а с другой – имеет самостоятельное значение, так как полноценное восприятие необходимо для успешного обучения ребенка в детском саду и школе.