Мнемотехники способы улучшения памяти. Упражнения для развития памяти для начинающих, методы и приёмы мнемотехники, технология и принципы. Привет, друзья! С вами я, Юрий Окунев

21.10.2019

Техника запоминания исторических дат - одна из наиболее простых в мнемотехнике. Для чтения картинок из своего воображения достаточно вспоминать картинки приблизительно. Если вы можете прочитать точную дату по припоминаемой ассоциации (спутник - чай, лед, арбуз), значит, вы вспоминаете образы достаточно четко. Обратите внимание, что ваша память не воспроизводит написание слов или чисел, но хорошо воспроизводит образы и звучание слов и фраз. Например, вы не видите написание буквами «Капитолийская волчица» - символ Рима, но когда вспоминаете её зрительный образ, вы легко можете вспомнить его название без специального запоминания. Таким образом, мнемоника активно использует свойство нашей памяти быстро связывать с образами слова и короткие фразы (в виде звуков речи, но не в виде букв и цифр).

Техника запоминания исторических дат обеспечивает пожизненное запоминание. Но информация каждый раз вспоминается в виде картинки, ассоциации (общий вид карточки, невидимая шпаргалка), читается из воображения точно так, как вы читаете образы, видимые на карточке на экране.

Методы кодирования чисел в зрительные образы - достаточно сложные. Поэтому в современной мнемонике даётся заранее составленный справочник образных кодов чисел, выполненный в виде фотографий на карточках.

Иллюстрированная система образных кодов, существующая в настоящее время только в русскоязычной мнемонике, является одним из основных методов запоминания, наряду с «ударным методом» - приемом образования искусственной ассоциации (связь нескольких образов в частями одного образа).

При использовании одинаковых образов для чисел, названий месяцев и других часто повторяющихся элементов информации, возможен быстрый поиск в памяти информации с одинаковыми элементами. Например, элемент «лед» - октябрь. Если представить образ «лед», память покажет все картинки, в которых есть этот образ: 12 октября 1492 г. - открытие Америки Колумбом; 14 октября 1066 г. - битва при Гастингсе; 4 октября 1957 года - запуск первого ИСЗ… В мнемотехнике описываются и другие интересные эффекты памяти. Например, образы можно перезаписывать в памяти. Если вы запомнили дату с ошибкой, её можно перезаписать. Для этого на тот же центральный образ (спутник), на те же его части нужно запомнить другие образы. Старые образы будут затерты.

Объём запоминания с помощью мнемоники ограничен достаточно низкой скоростью запоминания (в среднем 6 секунд на запись в память одной связи). Мнемоническое запоминание похоже на образное конспектирование: запоминается самое важное и в виде зрительных образов. Мнемоника вполне может заменить традиционные бумажные шпаргалки. Но в отличие от них, мнемонические «шпаргалки» - невидимые, и могут сохраняться в памяти пожизненно.

История

Предпосылки появления

Искусство запоминания было особенно важным в дописьменные периоды человеческой истории. Так жрецы, шаманы, сказители должны были запоминать огромные объёмы информации. Даже после появления письменности искусство запоминания не утратило своей актуальности. Очень малое количество книг, дороговизна материалов для письма, большие масса и объём написанной книги - всё это побуждало запоминать текст. Сказывалось также и длительное время нахождения в дороге во время путешествий, когда читать и писать было невозможно и приходилось пользоваться тем, что есть в памяти.

Первые тексты

Первые известные нам тексты по мнемонике создавали древние греки. Искусство запоминания также развивалось средневековыми монахами, которым нужно было помнить огромное количество богослужебных текстов. В эпоху Возрождения, когда знания стали считаться силой (Френсис Бэкон : «Knowledge itself is power», «Знание само по себе - сила»), способность держать знания в голове также ценилась очень и очень высоко. Например, книги по мнемонике писал Джордано Бруно . В своих показаниях трибуналу инквизиции он сообщает, что напечатал во Франции книгу о памяти под названием «О тенях идей». Учитывая то, что Бруно приглашал к себе король Генрих III (король Франции) , желая выяснить - откуда у него столько знаний, следует предположить, что Бруно хорошо владел искусством запоминания.

Речевые конструкции

Методы

Цифро-буквенный алфавит

Суть его заключается в том, что каждой цифре ставятся в соответствие какие-то буквы. Алфавитов таких известно несколько.

0 . конечно же, буквы Н и Л в слове «Н оЛ ь».

1 . Р от слова «Р аз».

2 . Д - «Д ва» и Г , так как эта цифра больше всего напоминает данную маленькую букву.

3 . Т от «Т ри» и 3 - по внешнему сходству.

4 . Ч от слова «Ч етыре» (и, кстати, напоминает внешним видом), но более часто К от слова «Квадрат».

5 . П - «П ять» и Б , по схожести звучания (и по внешнему виду).

6 . Ш - «Ш есть» и Ж , тоже по схожести звучания.

7 . С - «С емь», и, обычно этого хватает, так как С - очень распространённая буква.

8 . В - «В осемь» (внешнее сходство тоже сильное) и, иногда, сходное по звучанию Ф .

9 . Здесь сложнее. Можно М от слова «M ного», так как 9 самая большая цифра.

Использование зрительной памяти

Используются различные внешние структурирующие приёмы, позволяющие активизировать зрительную память . Может использоваться для запоминания стихотворений, опорного плана, последовательности действий и т. п. Такие приемы особо эффективны для людей с доминированием зрительной памяти над другими видами памяти.

Многим знакома ситуация, когда возникала проблема получить связанные с каким-нибудь зрительным образом некие недавно образованные ассоциации, связи. Например, вспомнить фамилию человека. Если фамилия как-то помечалась (особенно, если как-то запоминательно - с какими-либо значимыми, примечательными событиями, эпизодами, дизайнами и т. п.), то достаточно взглянуть на место записи (например, классный журнал), как нужная фамилия сразу вспоминается. Но если известно, что такого «костыля» для мозга под рукой может не оказаться, лучше сделать его заранее «искусственно». Уж он всегда будет «под рукой».

Приём Смысловой рисунок : создаётся «зрительный каркас (скелет, план)», по которому можно «прогуливаться» в произвольном порядке и с произвольной точки.

  • Запоминание стихотворения
    • Каждая строка (либо несколько строк) обозначается (кодируется) своим поясняющим шаблоном-«иероглифом » (графическим символом, схематическим рисунком). Для кодирования процесса/объекта (смысла) используются стандартные либо самостоятельно придуманные ассоциативные символы (лучше запоминаются первые возникшие ассоциации, связанные с запоминаемым объектом). Расположение кодирующих символов - обычно последовательно слева направо либо сверху вниз. При ручной прорисовке символов активизируется также и моторная память, что увеличивает запоминание. Схематические рисунки лучше «помещать» по хорошо известному пути (использование памяти запоминания местности, её объектов и рельефа), например, пути домой («развешивать», «прибивать», «вкапывать», ставить за угол и т. п.). После расстановки всех таких «иероглифов» достаточно мысленно «идти» по этой дороге и «считывать» расставленные рисунки-знаки. «Закодированная» в них ситуация должна ассоциативно всплывать в памяти.

Использование вспомогательных предметов

Использование некоторых «подсобных приспособлений» позволяет облегчить запоминание некоторой важной информации. Например, для запоминания того, «растущей» ли является фаза Луны, можно использовать палец, «приставленный» к полумесяцу на небе: если получается буква Р - растущая, иначе С - стареющая (вариант: Р - ребёнок, С - старик). Аналогичное правило есть и во французском языке: p - premiere (первая четверть), а d - derniere (последняя четверть).

Использование звуковой памяти

Используются различные внешние структурирующие приёмы, позволяющие активизировать звуковую память

Можно использовать и «принцип сюжета» - сочинить рассказ (сюжет), в котором задействованы запоминаемые слова. Например, чтобы запомнить последовательность слов: «Слон, домик, телевизор», - придумываем: «Слон шёл к себе в домик смотреть телевизор» .

Мнемонические фразы, приёмы, истории

Русский язык

  • Шорох чопорный трущобы шов крыжовник и обжоры
  • Шорох - в крыжовнике, шов - в капюшоне
  • Девчонка в рубашонке
  • То, кое, либо, нибудь - дефис не позабудь, а частицы бы, ли, же - все раздельно их пиши (разделяй давай уже)
  • Были же (бы, ли, же) мечты, сомнения и утверждения, что сомнения рассеются, а мечты осуществятся
  • Не чудесно, не прекрасно, а ужасно и опасно букву т писать напрасно
  • Здесь, здание, здоровье, зги
Собирать, стирать, задира - Повнимательней гляди: Если в слове имя Ира, Значит, в корне буква и . Если после корня - а , В корне будет и всегда. Вот пример, запоминай: Ноги вытер? - Вытирай! Мошенн ик у тружен ика одну н украл!

Предлоги

Если «й» закрался в слог, То тогда мы пишем «об». Если гласный пред тобой, Пишем «о» само - собой. Перед гласным пишут «об», Об этом знаю точно. А перед согласным пишут «о», Скажу вам даже ночью.

Ударение

Фено́мен звони́т по среда́м, Приня́в догово́р по года́м, Он о́тдал экспе́ртам эско́рта Хода́тайство аэропо́рта. Как у нашей Марфы Есть в полоску ша́рфы! Срубили ель, сорвали щаве́ль. Долго ели то́рты - Не налезли шо́рты! Звони́т звонарь, Звоня́т в звонок, Чтоб ты запомнить верно смог. Ты нам шторы не вози, Мы повесим жалюзи́

Исключения

  • Уж замуж невтерпёж - мнемофраза для запоминания наречий без
  • Цыган на цыпочках цыплёнку цыкнул: «Цыц» - мнемофраза для запоминания слов с после
  • оловянный, деревянный и стеклянный - «в школьном окне» (стеклянное стекло, деревянная рама и оловянный шпингалет)
  • У девчонки чужой парчовый башмачок - нехорошо. Бережёт перчёную тушёнку на ночёвку - мнемофразы для облегчения запоминания, в каких случаях под ударением после шипящих пишется О и Ё.
  • Надеваю одежду, одеваю - Надежду - для запоминания употребления «одевать» и «надевать».
  • Горению творца поклоняйся - для запоминания употребления корней «гар»-«гор», «твар»-«твор» и «клан»-«клон».
  • Автомотовелофототелерадиомонтёр - все эти приставки пишутся слитно.
  • Не чудесн о, не прекрасн о, а ужасн о и опасн о букву «Т» писать напрасн о в словах «вкусн ый, интересн ый» - В этой фразе собраны 7 слов, где не пишется «Т» между «С и Н».
  • Психиатр и педиатр пошли в театр .
  • Стихотворение, с помощью которого школьники в дореволюционной России запоминали слова с ятем (Ѣ ) :
Бѣдный бѣглый бѣлый бѣсъ Пообѣдать бѣгалъ в лѣсъ Бѣлкою по льду он бѣгалъ, Рѣдькой с хрѣномъ пообѣдалъ. Пообѣдавъ, далъ обѣтъ, Далъ обѣтъ надѣлать бѣдъ.
  • «Ростовщик Ростислав поехал в город Ростов , чтобы заниматься разной отраслью . По дороге ему попались росток , переросток и мальчик-подросток » - Исключения на слова с корнем «рас», «рос».

Глаголы

Исключения второго спряжения (звучат в фильме Плюмбум, или Опасная игра):

1) Гнать, держать, дышать, зависеть, видеть, слышать и обидеть, а ещё вертеть, смотреть, ненавидеть и терпеть. 2) Гнать, дышать, держать, зависеть, видеть, слышать и вертеть, и смотреть, и ненавидеть, и обидеть, и терпеть. 3) «Гнать, держать, смотреть и видеть, Дышать, слышать, ненавидеть И обидеть, и терпеть, И зависеть и вертеть. Вы запомните, друзья. Их на -Е спрягать нельзя.» 4) Ко второму же спряженью Отнесём мы, без сомненья, Все глаголы, что на -ить, Исключенья: брить, стелить. И ещё: смотреть, обидеть, Слышать, видеть, ненавидеть, Гнать, дышать, держать, вертеть И зависеть и терпеть .

5)Смотреть, все слышать, видеть, зависеть, ненавидеть, вертеть, держать, дышать, терпеть, обидеть, гнать.

Согласные

  • Глухой согласный
    • - СТёПКа ФеЦ, ХоЧеШь ЩеЦ? (- СТёПКа, ХоЧеШь ЩеЦ? - Фи! )
    • - ФоКа, ХоЧеШь ПоеСТь ЩеЦ?
    • - ПеТьКа ФеС, ХоЧеШь ЩеЦ?
  • Звонкий согласный
    • Мы Же Не ЗаБыВаЛи ДРуГ ДРуГа!
  • Непарные звонкие согласные
    • звонкий ЛаМиНаРиЙ
    • НоРМаЛьНыЙ
    • МиНеРаЛьНыЙ
  • Непарные глухие согласные
    • глухо ЧиЩу ЦеХ
  • Непарные твёрдые согласные
    • твёрдо Шёл Жирный Цыплёнок
  • Непарные мягкие согласные
    • мягкий ЩуЧиЙ хвост

Падежи русского языка

(именительный, родительный, дательный, винительный, творительный, предложный)

«И ван (Ирина) Р одил Д евчонку, В елел Т ащить П елёнку». «И мя Р ебёнку Д али, В инни Т оптыжку П розвали». «И ван Р убил Д рова, В елел Т ащить П илу». «И ван Р убил Д рова, В арвара Т опила П ечь». «И ван Р оманов Д ал В ите Т етрадь П одержать». «И звините Р одители Д айте В анюше Т аблеток П окушать». «И ван Р одной Д ай В одицы - Т ётя П росит». «И ваниха Р одила Д евочку В ерочку, Т олстенькую, П узатенькую». «И ра Р одила Д евочку В алюшу, Т олстенькую, П узатенькую». «И Р одила Д арья В аньку Т олстого, П узатого». «И ван Р оманович, Д айте В ашу Т рубку П окурить». «И ван Р ешил Д орогую В азу Т ане П одарить».
  • Имя Родители Дали, Винни Топтыжкой Прозвали (Имя Родители Дали - Винительным Творцом Прозвали)

Слова с

  • У подъезда адъютант ждёт фельдъегеря - напоминает, что после некоторых приставок пишется твёрдый знак.

Слова с в корне

Астрономия

Название и порядок следования планет Солнечной системы

(Плутон - с 2006 года карликовая планета).
  • Мы Встретимся Завтра, Мой Юный Спутник, У Новой Планеты
  • Мы Все Знаем: Мама Юли Села Утром На Пилюли
  • Мудрая Волшебница Златоглавая Модница Южных Стран Увлекается Новейшей Поэзией
  • Планеты Нетрудно Упомнить Самому Юному Малышу, Зная Венеру, Меркурий
  • Мы Все Знаем: Многие Юные Сурки Учат Названия Планет
  • Морозным Вечером Залез на Мачту Юнга Стремясь Увидеть Незнакомый Порт
  • Можно Вылететь За Марс Ювелирно Свернув У Нашей Планеты
  • Мама Варит Земляничный Морс, а Юный Сын Уже Не Плачет
  • Мерял Веня землю Марусиной юбкой сатиновой да урановой, непутёвый он плут.
  • Медвежонок Ветчину Закусил Малиной, Юркий Суслик Утащил Ножик Перочинный
  • Мрачное Венерическое Заболевание Может Юрко Сразить Усталую Нимфоманку
  • Старый Морской Волк Замучил Молодого Юнгу, Совершенно Утомив Несчастного Подростка
  • Меркурий - раз, Венера - два-с,
Три - Земля, четыре - Марс, Пять - Юпитер, шесть - Сатурн, Семь - Уран, восьмой - Нептун
  • Меньше Всего Замечает Мария Южного Солнца Улыбку На Пляже
  • Между Волками Зайчишка Метался, Юркнул, Споткнулся, Упал - Не Поднялся
  • Другой способ - сравнение с иными - похожими словами и составление предложения с их использованием.
    • Примеры: Меркнет (Меркурий) моя подруга Венера (Венера) на Земле (Земля), потому что съела Марс (Марс), лежавший на пюпитре (Юпитер), а обёртку бросила в полную, то есть сытую урну (Сатурн), крикнув после этого «Ура» (Уран) и не ПТУ (Нептун), а институт окончила, сбежав потом с каким-то плутом (Плутон).
    • Мерку Венеры Земной Марсианин У Питерского Сада урн Уронил, Непутёвый
  • Запомнить акроним: МеВеЗеМа ЮСУНП
  • Мнемоника планет Алексея Головнина: Медленно Везёт Землю Маленький Питер; Сад Украшен Небьющимися Плафонами.

Спектральные классы звёзд

Спектральные классы звёзд: O, B, A, F, G, K, M

География

Информатика

  • мнемокод , мнемонические (символьные) обозначения команд
  • Мнемоники в HTML , символ-мнемоника (конструкция SGML, которая ссылается на символ из набора символов документа)
  • Уровни эталонной модели ISO/OSI :
    • по-русски (физический, канальный, сетевой, транспортный, сеансовый, представлений, приложений):
      • Футбольный Клуб Спартак? Только Слабых Привыкли Побеждать!
    • по-английски (Physical, Data link, Network, Transport, Session, Presentation, Application):
      • Please, Do Not Throw Sausage Pizza Away
      • Peter Did Not Take Suzy Partying All Night
      • All People Seem To Need Data Processing - в обратном порядке
      • Админ Подкалывал Сисопа Тебе Нужна Другая Попа - на русском
  • Кодирование
    • Морзянка : использование звуковой памяти (аудиопамять), кодирование абстрактной информации звуком (напевом). Например: · − (ай-даа = А,А); − · · · (баа-ки-те-кут = Б,В); · − − (ви-даа-лаа = В,W).

Математика

Пи (число)

  • Нужно только постараться
    И запомнить всё, как есть:
    Три, четырнадцать, пятнадцать,
    Девяносто два и шесть.
    - С. Бобров "Волшебный двурог"
    • - Что я знаю о кругах? (3,1415)
      - Вот и знаю я число, именуемое Пи - Молодец! (3,1415927)
      - Учи и знай в числе известном за цифрой цифру, как удачу примечать! (3,14159265359) - этот диалог предложил Я. И. Перельман
    • Она и была, и будет уважаемая на работе
    • Кто и шутя, и скоро пожелаетъ «Пи» узнать число - ужъ знаетъ
    • Кто и шутя, и играя возжелает «Пи» узнать число - его узнает
    • Это я знаю и помню прекрасно - «Пи» многие знаки мне лишны, напрасны
    • Как я хочу и желаю надраться до чертей после сих тупых вопросов, наводящих тяжёлую депрессию!

E (число)

  • Русский вариант до 15-го знака после запятой (e = 2,718281828459045…): Двум запятым семь вёрст не крюк (2,7) + два Льва Толстых (Год рождения Толстого 1828) + прямоугольный равнобедренный (углы равнобедренного прямоугольного треугольника - 45, 90, 45)
  • В другом варианте правила e связывается с президентом США Эндрю Джексоном : 2 - столько раз избирался, 7 - он был седьмым президентом США, 1828 - год его избрания, повторяется дважды, поскольку Джексон дважды избирался. Затем - опять-таки равнобедренный прямоугольный треугольник
  • Длины слов кодируют первые цифры числа:
    • ""Мы порхали и блистали,
      но застряли в перевале:
      не признали наши крали
      авторалли

Квадратный корень из 2

  • Длины слов кодируют первые цифры числа (1,4142135623730950488016887242097):
    • Я Катя, я дура, но я вот нашла корень из два

Квадратное уравнение

  • Для запоминания уравнения существуют различные правила: ,

Двойное векторное произведение

  • Тело, всунутое в воду,
    выпирает на свободу
    с силой выпертой воды
    телом, всунутым туды.
  • Если тело вперто в воду,
    то оно не тонет сроду.
    Его прет из под туды
    сила выпертой воды.
  • Если тело впёрто в воду,
    не утонет оно сроду.
    Сила выпертой воды
    его выпрет из туды.
  • Тело, впёрнутое в воду,
    выпирает на свободу
    с силой выпертой воды
    телом, впёрнутым туды.

2) Запоминание формулы: РоЖа - Во! , а также можно просто запомнить марку вина «Рожеве» (РоЖэВэ)

где - плотность жидкости (газа), - ускорение свободного падения , а - объём погружённого тела (или часть объёма тела, находящаяся ниже поверхности)

4) Предэкспоненциальный множитель в распределении Максвелла

запоминается как молоко для двух паршивых котов (данный вариант был придуман И. В. Савельевым).

Знаки : в слове «анод» и в слове «плюс» по 4 буквы, а в «катод» и «минус» - по 5 Процессы: (в электрохимии) «катод» и «восстановление » - на согласную (на катоде идёт восстановление), «анод» и «окисление » - на гласную (на аноде протекает процесс окисления)

7) Механическая работа- A=FS, запоминается как марка пива «Эфес Пилснер» или просто как «Эфес».

  • К ак о днажды Ж ак-з вонарь г ородской с ломал ф онарь. (Как Однажды Жан Звонарь Головою Снес Фонарь)
  • К от о слу, ж ирафу, з айке г олубые с шил ф уфайки
  • К аждый о формитель ж елает з нать, г де с качать ф отошоп
  • К варк о кружает ж аркий з анавес г люонов, с оздающих ф люиды
  • К аждая о бразованная ж енщина з автракает г орячими с ырыми ф рикадельками
  • К радётся о сень,
    Ж ара з атмилась г лубиной.
    С инеет Ф удзияма
  • К аждый о хотник ж елает з нать, г де с идит ф азан .
Для запоминания Правила Хунда существует мнемоническое «правило трамвайного вагона»: Ты приглядись, решив присесть,
К местам трамвайного вагона:
Когда ряды пустые есть,
Подсаживаться нет резона.
См. также

Время, календарь

  • Количество дней в месяцах года
    • По костяшкам пальцев. Надо сжать руки в кулаки и сложить два кулака вместе, боком друг к другу, как будто двумя руками держишь карандаш. Счёт месяцев идёт по выступающим костяшкам пальцев и по впадинкам между костяшками. Если месяц приходится на костяшку, значит он длинный, в нём 31 день; если на впадинку - значит короткий, в нём 30 дней, или 28/29, если это февраль. Январь - костяшка мизинца, февраль - впадинка между мизинцем и безымянным пальцем, март - костяшка безымянного, и т. д. Месяца июль и август приходятся на костяшки указательных пальцев, между ними ложбинки нет.
    • Второй способ:

«АпЮнСеНо» - 30 дней
Ап - АПрель
Юн - иЮНь
Се - СЕнтябрь
Но - НОябрь

    • По клавишам фортепиано отсчтитывать месяцы по нотам хроматической гаммы, начиная от ноты фа - белые клавиши будут приходиться на месяцы, в которых 31 день.
  • Переход на зимнее\летнее время
    • Порядок перевода стрелок часов на летнее /зимнее время: определяется правилом первых букв: «ВВ - весной вперед, ОО - осенью обратно» (сокращённо: «ВВ ОО»).
    • второй способ: «Стрелки переводим к лету» - весной стрелка хочет приблизить наступление лета и поэтому переводится на час вперед, осенью стрелка не хочет так быстро прощаться с летом и поэтому уходит на час назад.

Медицина, биология

  • Днём работают с колбочками , ночью ходят с палочками - для запоминания специфики работы фоторецепторов сетчатки глаза.
  • Об осёлок осёл топорище точит, а факир, вращая (в прошлом: сощурив) глаз, выть акулой хочет - чтобы запомнить очерёдность пар черепно-мозговых нервов (по латыни): olfactoruis, opticus, oculomotorius, trochlearis, trigeminus, abducens, facialis, vestibulocochlearis (в прошлом, по BNA: statoacusticus), glossopharyngeus, vagus, accessorius, hypoglossus.
  • Очи Запавшие, Грудь Богатырская, Темя Опущено, Локоны Серые - Я Буду Делать Портрет - названий черепных нервов по-русски: (обонятельный, зрительный, глазодвигательный, блоковый, троичный, отводящий (глаз), лицевой, слуховой, языкоглоточный, блуждающий, добавочный, подъязычный). Также: «Oрел зоркий глаз бежал тайком от лисы- пипец, я буду дома поздно» . И вариант - О, Зиночка! Голубка Белокрылая, Тебя Одну Лишь Вижу Я, Бедная Девочка Печальная (только «слуховой» нерв в этой поговорке называется «вестибуло-кохлеарный»). И ещё вариант -«Нюхай, Зри, Глазами двигай, Блок Тройничный Отводи; Лицо, Слух, Язык и глотку понапрасну не Блуди. Добавляй Под язык»
  • Для запоминания названий и расположения костей запястья (кости перечисляются по кругу):
В ладье (ладьевидная) при луне (полулунная) Трое (трехгранная) ели горох (гороховидная) Да снимали с крючка (крючковидная) Рыбьи головы (головчатая). Торопились, увидя (трапециевидная) трапецию (трапеция).

Химия

Таблица химических элементов Менделеева

Для облегчения запоминания придумывается история, в которой элементы таблицы Менделеева становятся как бы героями, либо используются в практических целях, например:

«Воду родную (Водород) смешали с Гелем (Гелий), чтобы Лить (Литий). Да, Бери и лей (Бериллий) в сосновый Бор (Бор), где из-под Угла родного (Углерод) выглядывает Азиат (Азот), причём с такой Кислой рожей (Кислород), что Вторично (Фтор) не хотелось смотреть. Но Не он (Неон) был нам нужен, поэтому мы отошли На три (Натрий) метра и попали в Магнолию (Магний), где Алю в мини (Алюминий) юбке намазали Кремом (Кремний) с содержанием Фосфора (Фосфор), чтобы она перестала быть Серой (Сера). После этого Аля взяла Хлорку (Хлор) и помыла корабль Аргонавтов (Аргон)» .

Процессы окисления-восстановления

  • О тдать - О кислиться, В зять - В осстановиться (слова начинаются с одинаковых букв; может ассоциироваться с «кислым», о пущенным выражением лица жадины, у которого что-то забирают, при получении же - в оспрявшее, в осстановленное).
  • Окислитель - это грабитель (в процессе окислительно-восстановительной реакции окислитель присоединяет электроны). Восстановитель - это тот, кто электроны отдаёт. Отдаёт грабителю, злодею-окислителю.

Смешивание кислоты и воды

В случаях приготовления растворов сильных кислот согласно правилам техники безопасности кислоту нужно лить в воду, но ни в коем случае не наоборот. Для запоминания этого лабораторного приёма существует несколько мнемонических правил:

Лей кислоту поверх воды,
А то недолго до беды!

Лила воду в кислоту - потеряла красоту.

Сначала вода,
Потом кислота,
Иначе случится
Большая беда

Не плюй в кислоту!

Химик, запомни как оду - льют кислоту в воду.

Валентность

Для запоминания валентности некоторых химических элементов существуют следующие мнемоническое стихотворение :

Железо , алюминий , хром - их валентность равна трём. Натрий , калий , серебро - одновалентное добро. Натрий , калий и аргентум - не всегда одновалентны.

Молярность - Нормальность

Зачастую у школьников вызывают путаницу понятия молярная и нормальная концентрация растворённого вещества в растворе . При этом очевидно, что они кратны друг другу и отличаются в число эквивалентов. Так например для соляной кислоты они совпадают, так как она содержит один эквивалент протонов. Серная же кислота содержит два протона, а ортофосфорная - три, следовательно для них молярность и нормальность отличаются в три раза. Для окислительно-восстановительных реакции отличаются в число передающихся электронов. Таким образом, важно запомнить, какая из двух концентраций больше. Для этого можно просто сравнить положения букв М (Молярность) и Н (Нормальность) в русском алфавите - Н позже М , и нормальность всегда больше или равна молярности.

Альдогексозы - изомеры глюкозы

  • All Altr uists Gl adly Ma ke Gu m I n Gal lon Ta nks - аллоза, альтроза, глюкоза, манноза, гулоза, идоза, галактоза, талоза

Биохимия

История

Однажды запомнив фамилии членов группы именно в этом порядке, их невозможно забыть (в соответствующей статье в Википедии они также перечислены именно в этом порядке).

Правила дорожного движения

  • Две железки, две воды, хулиганы и рабы - для запоминания дорожных знаков, повторяющихся вне населённых пунктов: железнодорожный переезд без шлагбаума, железнодорожный переезд со шлагбаумом («две железки»); выезд на набережную, разводной мост («две воды»); осторожно дети («хулиганы»); дорожные работы («рабы»).
  • Знаки регулировщика и разрешённые направления движения:
Из рукава в рукав и правее - описывает все возможные положения регулировщика относительно водителя и все разрешенные направления движения. Трамвай ходит по рукаву - описывает передвижение трамвая по сигналам регулировщика.
  • Помеха справа - кто правее, тот и прав .
  • Для запоминания правил использования противотуманных фар: в тёмное время суток - только вместе с ближним или дальним светом фар, а в условиях недостаточной видимости - не важно - как отдельно, так и с ближним или дальним светом фар:
Т ёмное В ремя суток - Т олько В месте Н едостаточная В идимость - Н е В ажно

Военное дело

Для поражения противника с первого выстрела (очереди) необходимо быстро определять и учитывать поправки на боковой ветер и движение цели. В руководствах и наставлениях по стрелковому делу даются величины поправок: для средних условий стрельбы при умеренном ветре - 4 м/с, дующем под углом 90° к плоскости стрельбы; для скорости цели 3 м/с по бегущим фигурам и по мотоцелям. Запомнить значения табличных поправок на все дальности стрельбы невозможно, да и нет необходимости. В реальных условиях на поле боя скорость и направление ветра, как и скорость движения цели, определяются приближённо, на глаз. Поэтому поправки можно учитывать по так называемым мнемоническим правилам, удобным для запоминания и дающим достаточную для практики точность подготовки исходных данных для стрельбы. Поправки на боковой ветер для стрелкового оружия удобно определять и учитывать в фигурах цели. Расчёт обычно делают в величинах наиболее типичной цели - фигурах человека (шириной 0,5 м). Результат легко пересчитывать в фигурах других целей. При боковом умеренном ветре, дующем под углом 90° к плоскости стрельбы, мнемонические правила следующие:

  • Для стрелкового оружия под патроны обр. 1943г: Ветер пулю так относит, как от прицела два отбросить
  • Для стрелкового оружия под винтовочный патрон и патрон калибра 5,45 мм: Ветер пулю так относит, как от прицела два отбросить и разделить на два

Иностранные слова

Использование мнемотехнических приёмов для запоминания иностранных слов. Обычно это слова, которые «выпадают» из памяти.

Английский язык

  • Pastime (времяпрепровождение). Примерное произношение (фонетическая ассоциация) - «пастайм»

Мнемоническая модель: Если нескольким людям нечего делать, то они так время (time - тайм) проводят - пасуют его туда-сюда, туда-сюда. Вот и получается времяпрепровождение. Таким образом, времяпрепровождение - это ПАСТАЙМ. Пас тайм - вот и времяпрепровождение (пасовать «тайм» друг другу)

Человеческий мозг использует только 10% своих способностей, остальная часть потенциала мозга остается незадействованной. Человек, у которого хорошая память и который может запоминать огромное количество бессвязной информации, не использует никаких секретов по раскрытию остальных 90% способностей мозга.

Практическое применение мнемотехник

Достаточно тренировать свою память ежедневно по 15-20 минут. Использовать проверенные мнемотехники для запоминания.

Современный мир компьютерных технологий и информации требует огромного количества запоминания точной информации. Это могут быть пароли электронной почты, цифровой код программы или файла. В этом случае просто необходимо точно запоминать и воспроизводить числовую и буквенную информацию.

Также требуется запоминание стихов и текстов по школьной литературной программе. Стихи являются хорошей тренировкой для памяти, увеличивают словарный запас рифмованных слов, развивают творческие способности.

Имея натренированную память, можно выучить не один иностранный язык за короткое время.

Приемы мнемотехники позволят вам увеличить объем новых иностранных слов в двое. Изучив английский язык, можно с легкостью использовать его, как матрицу для запоминания слов немецкого или другого языка.

Немного информации о самом механизме памяти

Память человека имеет достаточно изученные границы. Психологи выяснили, что память делится на оперативную, долговременную и кратковременную. С сенсорных рецепторов восприятия (зрения, слуха) в кратковременную память поступает отпечаток реального мира. С помощью целенаправленного внимания информация запечатлевается, распознается и сравнивается в оперативной памяти. В оперативной памяти, как и в кратковременной удерживается ограниченное число элементов, семь плюс-минус два элемента на 30 секунд.

Затем информация кодируется в когнитивные структуры(смысл) или подвергается перекодированию и отправляется в долговременную память, где хранится всю жизнь.

Чем лучше и эффективнее кодирование информации, тем дольше она помнится и тем быстрее извлекается из этого хранилища. Содержимое кратковременной памяти постоянно меняется, новые элементы вытесняют старые. Временное стирание уже обработанной информации в ходе мышления является защитной функцией мозга от постоянно поступающих сенсорных стимулов из внешнего мира.

Если бы не происходило стирание старых следов информации, то мозг был бы сильно перегружен. И по этой причине объем памяти никогда не меняется. Иногда происходит накладывание одной информации на другую, и информация смешивается, например, при бесперерывном просматривании разных текстов. При этом могут возникать ошибки запоминания. Отсутствие пользования той или иной заученной информации ведет к её абсолютному стиранию. Часто мысленное её повторение наоборот ведет к постоянному стимулированию соответствующих нейронных связей в мозге.

Существуют различные приемы мнемотехники, позволяющие эффективно использовать все возможности памяти.

Школьные методики запоминания учебного материала основывались на многократном повторении. Такое механическое заучивание требовало много времени при низких результатах. А неполное понимании материала вело к тому, что он быстро разрушался и стирался в памяти. Поэтому одно из правил прочного запоминания – это осмысление запоминаемой информации.

Быстрому усвоению новой информации способствует уже знакомая информация, которая имеет какое-либо отношение к ней. Например, если человек изучает медицину или психологию, то новые сведения о болезнях или психических расстройствах лягут в тот же самый контекст поблизости. Информация ассимилируется в те же самые ячейки памяти, что и прежде освоенные знания.

Такое быстрое освоение новой информации обусловлено тем, что в нашем сознании уже имеются готовые обобщения – понятия, нужный набор ассоциаций, на которые нанизываются другие.

Необходимо четко систематизировать свои занятия по тренировке памяти. Если вы изучаете иностранный язык, повторные занятия не должны идти с большим разрывом во времени. Если вы один раз занимаетесь два дня подряд, а потом отдыхаете пять дней, то новая информация будет забываться и стираться из памяти быстрее чем будет нарабатываться новая. Тем самым уровень развития памяти будет оставаться низким. Поэтому заниматься нужно каждый день по 15-20 минут.

Для лучшего понимания информации старайтесь организовать её в логичную структуру по типу дерева. Более общее знание (слово, понятие) можно использовать, как ствол дерева, а далее от него по принципу веток приращивать более конкретные. Если вы учите слова, старайтесь объединить их в одно семантическое поле. Или по степени абстрактности (например, дата основания Вологды 1147 год – Вологда, основание, дата, 11 47).

Естественный язык нашего сознания

Любой символьный язык (язык математики, язык родной речи) является искусственно созданной системой коммуникации. Ребенок, который не умеет читать и писать до какого-то времени, запоминает все с помощью картинок – образов. Поэтому самым естественным для человеческого сознания является образ. Это тот самый непосредственный код для запоминания.

Наше сознание воспринимает всю информацию в образной форме. Образ предметов, цифр, слов появляется в нашем сознании намного быстрее чем включаются понятийные структуры и мышление. Удержанный образ в памяти на какой-либо стимул, без наблюдения самого реального объекта называется представлением .

Таким образом, мнемотехники для запоминания направленны на:

  • максимальное развитие образного мышления;
  • создание устойчивых опорных ассоциаций;
  • увеличение времени концентрации сознания(внимания).

С Викиум вы сможете организовать процесс тренировок по основам мнемотехник по индивидуальной программе

Тренировка внимания

Упражнение 1.
Сведите ладони рук вместе, оставив между ними расстояние в 1 сантиметр. Через некоторое время между ладонями появиться ощущение тепла. Старайтесь сконцентрироваться на этом ощущении, остановив течение мыслей. В этот момент ни о чем не думайте.

Упражнение 2.
Упражнение на внимание с помощью дыхания. Устройтесь поудобнее в кресле. Дыхание должно быть ровным и спокойным. Затем старайтесь следить за ритмом своего дыхания. Медленно наблюдайте момент вдоха, выдоха.

Упражнение 3.
Другой метод помогает в тренировке внимания. Необходимо сконцентрироваться на всем образе своего тела. Мысленно пройдитесь по телу: как лежат и расслаблены руки, какие ощущения в ногах. Постарайтесь ощутить тепло своего тела с ног до головы.

Манипуляция с образами. Основные приемы мнемотехник

Основные приемы мнемотехники основаны на визуализации запоминаемой информации. При чтении, чтобы запомнить весь текст, старайтесь каждое слово перевести в картинку в своем воображении. С помощью мыслительных действий попробуйте рассмотреть полученный образ со всех сторон. Например, представьте себе книгу. Мысленно переверните её другой стороной. Рассмотрите какого она цвета, по толщине.

Зрительные образы можно соединять между собой. Связь между ними запоминается мозгом, и при необходимости вспомнить всю цепочку образов, достаточно вспомнить один из ключевых. В этом случае мозг выдаст на стимул весь запомнившийся в образах материал.

Прием наложения образов

Существует методика создания матрицы наложением образов. Создается связка, которая позволяется вспомнить слабые связи между стимулом и запоминаемой информацией. Такой мнемонический прием используется для изучения иностранных слов. В этом случае накладываются образы разных модальностей – визуальный и акустический.

Прием увеличения и уменьшения образов

Необходимо взять более сложный образ и поместить туда более простой. Сложный образ при необходимости можно уменьшить. Например, представить себе градусник, рассмотреть его детально: деления, цифры, ртутный столбик. Увеличиваем ртутный столбит и на него можно повесить ведро. Затем все мелкие детали свернуть обратно до нормальных размеров.

Прием трансформации образов

Воображаемые предметы можно также трансформировать. Утолщать, удлинять. Добавлять разные детали. Это необходимо для того, чтобы можно было использовать их повторно.

Создание искусственных ассоциаций

Соедините несколько разных образов в одну картинку, которую можно запомнить, как один элемент. Одновременно можно соединить от 3 до 5 образов вместе.

Естественные ассоциации

Естественные ассоциации создаются мозгом в повседневной жизни. Все объекты, которые мы видим в своем окружении уже создают между собой определенную связь. Обстановка хорошо изученной комнаты, или известный путь от дома на работу через парк может стать опорной ассоциацией к запоминанию нужной информации, нанизывая её на предметы обстановки. Чтобы воспроизвести данную информацию, необходимо вспомнить знакомую местность или комнату.

Символизация

Символизация – это метод для запоминания абстрактных слов, которые сложно представить визуально. Используйте известные символы:

  • символ мира — голубь;
  • символ смерти — череп;
  • и так далее.

Для создания символов можно прибегнуть к свободным ассоциациям. Далее можно использовать обобщенный образ (символ) для нанизывания более мелких и конкретных ассоциаций, увеличивая семантическое поле.

Запоминание числовой информации

Для этого заранее подготавливается готовая матрица образов. На которые будут соответствовать цифрам. К примеру:

  • 1 – карта;
  • 2 – стакан;
  • 3 – птица.

Но эффективнее использовать для обозначения цифр их графический образ и схожесть с другими предметами. Допустим:

  • 0 – можно обозначить как часы, глобус, которые имеют круглый контур напоминающий данную цифру.
  • 1 – свеча, карандаш, гвоздь;
  • 2 – лебедь, шахматный конь;
  • и так далее.

Эйдетика

От слова «эйдос» — образ. В основе этой методики запоминания лежит не только образное восприятие мира, как в детстве, но и присоединения психического материала. У ребенка больше развито любопытство и чувство удивление всему новому. Поэтому особо новая и интересная информация больше всего стимулирует нейронные связи.

События, которые сопровождаются чувством радости запоминаются наиболее ярко. Поэтому стремитесь, чтобы ваши ассоциации были как можно интереснее.

Целесообразно на основе запоминаемого материала (например цифр) придумать необычную историю, которая объединить все искусственные ассоциации вместе.

При запоминании иностранных слов попробуйте представить, какие ощущения у вас вызывает это слово. Звучание этого слово. Ребенок всю окружающую информацию запоминает эмоциями, внутренними ощущениями, а не логикой. Получения положительных эмоций от образов отражается и на химическом уровне высвобождением гормона удовольствия(эндорфина).Происходит закрепление материала в структуре мозга.

Свое воображение можно дополнить рисунком, нарисовав то, о чем говориться в стихотворении.

Сложные и длинные слова и цифры необходимо аналитически расчленять. Двухзначные цифры можно складывать, получая новое число – код для хранения в памяти числа. Например, чтобы запомнить иностранное слово spring можно его расчленить на sp – ring получается в слове «весна» имеется ещё и слово «кольцо». Для запоминания числа 315 можно получить новое число 3+1+5 = 9, таким образом необходимо уже запомнить не три числа, а одно.

В целом, использование мнемотехник первое время для вас будет некоторой дополнительной мыслительной работой, но это именно то, что нужно — в итоге вы будете формировать те мыслительные образы, которые сможете успешно запоминать. Со временем и с улучшением навыков, применение мнемотехник будет даваться просто, а результат будет более гарантированным. Как мы отмечали выше, залог успеха в регулярных тренировках. Тренируйтесь для достижения успеха.

Память человека удивительна по своей природе. Случается так, она закладывает в файлы долговременные то, что надо бы быстрее забыть, а то, что очень нужно помнить, выводит в слепую зону. Прикладывая массу усилий и ресурсов, всё же удаётся потянуть за ниточку и вывести событие на территорию внимания и осознания. Это было замечено ещё в дописьменный период развития человечества. Шаманы и жрецы, позже монахи и священнослужители держали огромные объёмы информации в своих головах, пользуясь «наукой образности».

Первая книга о тренировке памяти была напечатана во Франции под названием «О тенях идей», автор – Джордано Бруно .

С древних времён люди поняли, что запоминание может случиться не произвольно, а можно, применив волю и стремление, пользоваться информацией всю жизнь.

Цифры, события, люди, факты, воспоминания – всё перепуталось в голове и начинает раздражать. Проблемы с памятью? Есть решение! Тренировка памяти.

Психический процесс запоминания напрямую связан с органами чувств и воображением:

  • больше впечатлений и ассоциаций, ярче воспоминание;
  • сильные визуальные, аудиальные и кинестетические переживания легче переходят в долговременные структуры;
  • замена фактов (объектов) на представления и понятия, памятнее впечатляющие образы.

Хотите помнить всё и всегда? Реальная боевая задача. Простое зазубривание сотрёт информацию через несколько дней, осмысленное оставит навсегда. Огромное количество техник, приёмов и упражнений разработано на данный момент, чтобы натренировать память. Одна из них мнемотехника.

Понятие мнемотехники

Что вы желаете помнить? Номера телефонов, правила языка, шутки и анекдоты, конспекты, планы и разное другое. Мнемоника – мнемонические приёмы запоминания. Они вас удивят и порадуют. Например, 100 слов с интервалом в 7 секунд легко запишет ваш мозг в память.

Мнемотехника – это мнемонические приёмы и методы запоминания различной информации, используя особенности психических механизмов через ассоциативные ряды, увеличивая объём памяти. Это как «система внутреннего письма».

Например, одно из явлений восприятия – синестезия – проявляется в том, что раздражение одного органа чувств вызывает ощущения в другом органе чувств. Так, и возникают мнемонические цепочки, связка образов для запоминания, которые можно воспроизвести как в прямом, так и в обратном порядке.

Рассмотрим основные техники , приёмы и методы, хотя разработано их специально великое множество, целые циклы и серии для тренировки памяти. Иногда в рекомендательной литературе используют понятие «мнемоника», что, по сути, одно и то же, совокупность приёмов и методов для мнемонической тренировки памяти.

В основе главного мнемонического принципа лежит замена достаточно абстрактных объектов образами-ассоциациями через визуальное, аудиальное или чувственное представление. Важно создать связанную цепочку, яркий информационный ряд, для простоты запоминания.

Основные приёмы запоминания

Набор унифицированных приёмов и техник достаточно обширный. Основан на свойстве психики запоминать быстро связь между воспринимаемыми образами. Обычная скорость – 6 секунд на запись в память одного образа .

  • Ассоциации. Найти яркую необычную ассоциацию во фразе или картинке по данной информации.
  • Буквенный код. Создание ассоциативных смысловых фраз, используя первые буквы из информации.
  • Рифмы. Придумывание пар слов и стихотворений с предложенной информацией.
  • Созвучие. Термины и иностранные слова соединять с уже известными и созвучными.
  • Римская комната. Метод Цицерона. Размещение запоминаемых объектов в хорошо известном пространстве.
  • Метод Айвазовского. Тренировка зрительной памяти мнемоническими приёмами.

Запоминание цифр

Эти приёмы и упражнения пригодятся, когда запомнить нужно быстро и ненадолго. Выучить всю математику или физику не получится, а вот необходимую информацию к экзамену да.

Самая популярная и древняя мнемотехника – создание цифробуквенного кода . Каждой цифре соответствует определённая буква. Большие цифры – длинные слова, словосочетания и даже истории.

Сам код при этом хорошо заучивается.

Например, необходимо запомнить число 386145.

  1. Разбиваем число на пары: 38-61-45.
  2. Производим перекодировку с буквами: 38 – с и т; 61 – р и з; 45 – п и в.
  3. Составляем слова: например, «Сто РаЗ ПраВ».

Цифры можно запомнить связанными ассоциациями – метод вешалок . Вешалка – слово, «приклеенное» к цифре. Например, 1 – образ цветка, 3 – образ поля, 7- образ вазы. 137 – история о попадании цветка в вазу.

Цифра – образ . Приём, в котором каждая цифра через свою форму написания связывается с похожим образом их жизни. Например, 0 – солнце, 8- неваляшка, 2 – лебедь. Из образов составляют интересную яркую историю.

Метод О’Брайнера. Запоминание чисел через известных людей. Например, 4 – Жириновский, 7 – Шарапова. 47 – Жириновский с теннисной ракеткой на корте.

Запоминание имён и лиц

Нам приятно, когда помнят имя. Запоминать людей, с которыми познакомились – полезное упражнение для памяти.

Проявление интереса , обращаясь по имени к человеку, во время общения. Полученная информация пойдёт в основу ассоциаций. Например, Максим – лучший гитарист в городе.

Ассоциация с уже знакомыми людьми . Например, тёзки или родственники с таким же отчеством. Помогут имена известных личностей, актёров, политиков, музыкантов.

Модификации имени . Например, Максим, Макс, Максимка, Максютка.

Письменное имя. Визуальное представление, как могло бы быть оно написано. Например, Макс: крупные четыре буквы красного и синего цвета.

Трансформация фамилии. Зрительная ассоциация модификации фамилии. Например, Шахов: падишах в шатре или шах, поставленный королю на шахматной доске.

Запоминание исторических фактов

Запомнить даты к экзамену по истории или даты в жизни вашей семью помогут простые упражнения мнемотехники.

Важно выстроить все даты в ассоциативный ряд , что зачем шло.

Например, 1945 год – окончание Великой Отечественной войны. 1 – красный флаг, 9 – Берлин, 4 – четыре долгих года, 5 – отлично. Великая Отечественная – башня и народ. Война – огонь. Связываем всё в одну картинку: Красный флаг на башне в Берлине, внизу костры и люди, кричат слово «отлично».

Мнемонисты и их соревнования

В 1991 году прошёл первый мировой чемпионат по запоминанию, теперь проходит в 30 странах мира. Первым победителем стал британец Доминик О’Брайен. В чемпионате есть даже свои мнемотехнические дисциплины: слова, имена, даты, карты, цифры, абстракции и другие.

Самым известным мнемонистом был репортёр одной из газет Шершевский . Память у него была феноменальной, в основе которой лежало уникальное воображение. Несколько лет его феномен и технику изучал советский психолог А. Р. Лурия впоследствии написавший книгу «Маленькая книга о большой памяти» (1968 г.).

Шершевский никогда не записывал раздаваемые редактором задания: адреса, имена, маршруты. Тренировка памяти мнемотехника шла на рабочем месте. Удивлённый памятью сотрудника редактор и направил Шершевского к Лурия. Там пришлось пройти ряд очень сложных тестов, которые подтвердили безграничность объёма его памяти.

Мнемонист легко связывал высокие звуки и яркие краски, цифры с людьми, ощущения поверхности со вкусом, используя мнемотехнические приёмы. Свои способности он даже демонстрировал на сцене.

Жить с таким воображением было сложно, образы сталкивались и перемешивались, когда Шершевский воспринимал очень простой материал не для запоминания. В его памяти было очень много ненужной информации , пока не нашёл для себя простой образ: грифельная чёрная доска и тряпка. И это сработало!

Пытаясь оценить свою память, мы сравниваем её с памятью других людей. При этом мы не знаем, хороша она или не очень. В результате получаем искажённое представление, забывая об уникальных способностях своей психики.

Что такое мнемоника, мнемотехника, искусство мнемотехники: определение, объяснение метода.

  • Авторы многих доступных учебников по мнемотехнике при публикации своих работ руководствовались вполне приземленными для человека мыслями – написать текст, который будут покупать. Потому в книгах много сведений о науке мнемотехнике, объяснений, позволяющих, якобы, применять почерпнутые из различных выкладок, научных энциклопедий сведения в реальной жизни.
  • Однако, преследуя цель собрать несколько значительных «пластов» знаний о науке, в действительности у них получается все иначе: полезной и доступной информации мало, а терминов и «воды» много.
  • Человеческий мозг обладает невероятными возможностями, и мнемотехника помогает их раскрыть. Однако не всем, кто заинтересовался этой наукой, удается «раскопать суть» большинства техник, чтобы автоматически применять их в повседневной жизни.

В нашей статье собраны наиболее доступные объяснения и способы обучения навыку запоминания.

Что такое мнемоника, мнемотехника, искусство мнемотехники: определение, объяснение метода

  • В основе метода мнемотехники – создание образов в подсознании. Берется информация, необходимая для запоминания, и подсознательно преобразуется в образ путем ассоциации.
  • Мы обладаем прекрасной ассоциативной памятью, которую мнемоники используют в полной мере. Чтобы развить способность запоминать, необходимо уметь рисовать мысленно воображаемые предметы.
В основе метода мнемотехники – создание образов в подсознании

Вот пример запоминания информации. Ниже приведен список того, что мы обычно покупаем в магазине. Попробуйте запомнить последовательность слов:

  • влажные салфетки
  • зубная паста
  • шампунь
  • голландский сыр
  • мандарины
  • томатная паста
  • растительное масло
  • кетчуп
  • зеленый горошек
  • грецкие орехи

Чаще всего у людей остается в памяти 7 наименований. Счастливчики, запомнившие весь список, как и остальные, как правило, по прошествии 5 минут забывают все слова из списка.
А теперь раскрываем секрет запоминания подобных списков таким образом, чтобы он оставался в памяти на несколько дней минимум.



Неординарные ситуации сильнее «врезаются» в память

Для запоминания необходим образ, а не только набор слов. Потому умение создавать в голове нужную картинку – уже первый шаг к успеху.

Для запоминания нашего списка проделываем следующие воображаемые действия:

  • Представляем пачку влажных салфеток
  • Представляем тюбик зубной пасты
  • Совмещаем два предмета, мысленно поставив их рядом или проткнув насквозь пачку салфеток тюбиком зубной пасты
  • Соединение двух необычных образов надолго врезается в мозг, особенно, если добавить некоторые детали: например, из пачки салфеток может вытекать какая-то жидкость или, находясь рядом с тюбиком зубной пасты, влажные салфетки покрываются пеной. Основная задача – соединение двух различных образов.
  • Далее в списке записаны шампунь, голландский сыр, мандарины и томатная паста. Проделываем все то же самое: на разлитый шампунь падает кусочек сыра, а мандарины варятся в томатной пасте.
  • Если с придумыванием ассоциаций все сложно, то просто представьте, как один образ «протыкает» другой.


Соединение двух необычных образов надолго врезается в мозг, особенно, если добавить некоторые детали
  • «Протыкание» одного образа другим не просто забыть, потому способ срабатывает почти всегда.
    Противники метода могут возразить, что на соединение образов уходит много времени. Однако, если нужно постоянно запоминать информацию в большом количестве, то метод того стоит. Упражнения мнемотехники как раз и разрабатываются для запоминания подобных списков, сведений, логических цепочек.

В книгах по мнемотехнике собрано достаточно информации, чтобы понять, как работают упражнения и как создавать свой дворец памяти или чертог разума, если вам так больше нравится. Все упражнения полезны при регулярном их применении в жизни.

Как создавать дворец памяти

  • Сохранившиеся в памяти образы – это ваш склад изображений, который вы строите в голове. Из подобного хранилища образы извлекаются в нужный момент, например, список продуктов. В течение нескольких дней список забудется, даже при наличии суперпамяти.
  • Упражнения мнемотехники помогут сохранить список на долгие годы в так называемом дворце памяти.
    Создание дворца памяти можно сравнить с методом Цицерона. Суть его заключается в том, что мнемоник рисует в своем воображении жилище и мысленно расставляет в нем предметы, присваивая им определенные образы.
  • Теперь об особенностях нашего «строения»: поскольку дворец памяти создается в мысленно, то и процесс запоминания будет проходить удобнее, ведь в таком случае позволительно использовать самые разнообразные предметы.


Вот как это выглядит практически:

  • Требуется запомнить физическую формулу q = CU. Преобразовываем полученные латинские буквы в образ. Здесь все совершенно индивидуально: представляйте то, что вам легче запомнить.
    Например, q - кочан капусты, CU - авоська. Теперь рисуем завершенный образ: в авоське лежит кочан капусты.
  • Двигаемся дальше и отправляем полученный образ во дворец. Но не просто оставляем его там, а укладываем на полочку, которая называется «Физика». Чтобы проще было ориентироваться в нашем дворце, установим на эту же полку небольшой бюст Эйнштейна или учебник по физике. Теперь ставим авоську с кочаном на полку.

Как видите, ничего сложного!

Для обучения навыку запоминания не обязательно погружаться в изучение деталей о работе мозга и о том, какова скорость заряда между нейронами. Главное усвоить технику запоминания.



Усвоив технику запоминания, вы сможете без труда наполнять свой дворец памяти образами

Как развить память начинающим взрослым — мнемотехника: методы, приемы и упражнения

Какими же приемами и практическими упражнениями располагает мнемотехника? Тренируя память, вы сможете запоминать как образную информацию, так и сведения, представленные в текстах или таблицах.

Для кого приемы мнемотехники будут полезны:

  • Всем нам в какие-то моменты необходимо запомнить определенное количество точных сведений. И совершенно не обязательно для этого быть школьником, студентом или преподавателем. Вспомните, сколько имен, номеров телефонов и списков вы записываете в электронные или записные книжки.
  • А ведь было бы проще вносить все сведения в свой мозг. Тогда вы уж точно сохраните все «листы» своей «записной книги» и не нужно будет искать зарядное устройство для телефона или планшета, если вдруг разрядиться аккумулятор, чтобы увидеть свои записи.
  • Вы просто будете помнить всю информацию, которая может понадобиться. В некоторых случаях «сделать запись» мысленно намного легче, чем искать нужный блокнот, ручку или карандаш.


В некоторых случаях «сделать запись» мысленно намного легче, чем искать нужный блокнот, ручку или карандаш
  • Приемы мнемотехники выручат и оратора, речь которого после некоторых выполненных и опробованных во время выступления упражнений будет литься плавно и естественно.
  • Школьники и студенты также смогу оценить приемы мнемотехники, особенно в период сдачи зачетов и экзаменов. Ведь упражнения помогут лучше запоминать большое количество информации. Если на экзамене студенты пытаются списать со шпаргалки или с телефона, то тот, кто применяет описанные выше техники по запоминанию данных, сможет без особых усилий списывать из своей памяти.
  • Такой способ безопаснее, да и времени на подготовку к сложным экзаменам понадобится меньше.
    Для преподавателей использование приемов мнемотехники будет не только полезным, но и добавит уважения. Лекционные материалы будут запоминаться быстрее и подглядывать в конспект не придется.
  • Для запоминания информации о людях из своего обширного круга деловых знакомств также не лишним будет знание приемов мнемотехники.
  • Если вы будете часто прибегать к разработанным мнемониками способам запоминания информации, даже в качестве профилактики своей постоянной забывчивости, то ваша память не начнет «отмирать» за ненадобностью до преклонных лет.


Располагать данные и связывать их мысленно помогают образное мышление, воображение, внимание

Основы мнемотехники: описание

Как же работают приемы и методы для запоминания больших информационных блоков? Мысленно упорядочив (расположив) необходимую для запоминания информацию, используя различные ассоциации, можно связывать получаемые сведения между собой. Располагать данные и связывать их мысленно помогают образное мышление, воображение, внимание.

  • Чтобы применять методы мнемоники, не обязательно начинать знакомство с этой областью знаний с нуля. Все приемы становятся доступными и понятными практически сразу после ознакомления с мнемоникой. Основы мнемоники позволяют уже на ранних этапах самообучения запоминать простые последовательности чисел, знаков, слов.
  • Быстрое освоение основ мнемотехники может сыграть злую шутку с новичком: свои новые возможности он воспринимает как полностью освоенный навык и прекращает развиваться в этом направлении дальше. Что же происходит? В определенные моменты мнемотехника дает сбой из-за отсутствия практических навыков по запоминанию и опыта сохранения информации в памяти на длительный период.


Основы мнемоники позволяют уже на ранних этапах самообучения запоминать простые последовательности чисел, знаков, слов

Правильно составленные ассоциации помогут обрабатывать в уме большое количество информации. Потому важно отрабатывать приемы мнемотехники на уровне навыка. Регулярные тренировки помогут овладеть искусством запоминания. А вот быстрым наскоком добиться эффективности приемов нельзя.

Видео: Чертоги разума. Дворец памяти

Мнемотехника – тренировка памяти: таблицы цифр, букв, символов

Для тренировки памяти есть специальные таблицы. Их можно найти во всемирной паутине в свободном доступе. Таблицы Шульге, например, разработаны для разного уровня сложности. Суть заключается в том, что нужно находить числовые значения и знаки, которые нужно будет добавить через пару ходов. Таблицы Шульге развивают память, улучшают концентрацию внимания.



Принципы запоминания информации

Буквы

Цыфры

Знаки

Есть тренировочные упражнения, разработанные в виде игр на внимание и сообразительность. Вот некоторые из них:

  • В игре «Числовой охват революция» необходимо запоминать появляющиеся на экране цифры и безошибочно вводить их в пустое окошко. Правильный ввод цифр позволяет пройти дальше и увеличить количество набранных очков. Игра может длиться долго или закончится после третьего неправильного ввода последовательности цифр.
  • Суть игры «Быстрое сложение перезагрузка» заключается в том, что открывается заданное трехзначное число, а игроку необходимо подобрать правильные слагаемые суммы этого числа. Правильный ответ увеличивает количество балов.
  • Среди сложных заданий можно выделить Красно-черные таблицы Горбова-Шульге. В них требуется запомнить одновременно две цифровые последовательности. Черные клетки предназначены для выбора наименьшего числа, а красные – для наибольшего. В игре главное быстро подбирать нужные числа.
  • Не все таблицы и задания построены на вычислениях и подборе чисел. Например, в игре «Буквенный охват» развивается память и внимание, благодаря запоминанию букв и их воспроизведению. На экране появляются буквы, которые нужно запомнить. Следующий шаг предполагает запись буквенного ряда по памяти.


Во Всемирной паутине можно найти тренировочные упражнения, разработанные в виде игр на внимание и сообразительность

Мнемотехника – запоминания имен на основе визуального мышления: описание метода, ассоциации

  • Для запоминания имен необходимо внимательно слушать людей, которые вам представляются, а не отвлекаться на мысли о предстоящих с ними беседах.
  • Услышанное от нового знакомого имя можно несколько раз повторить во время первой встречи или разговора (если это уместно). Завершающей фразой может стать следующая: «приятно познакомиться», и обязательно повторить имя нового знакомого.

Но есть и другие способы, позволяющие запоминать имена новых знакомых. Мысленно представить образ, который ассоциируется в вашем воображении с конкретным именем:

  • Светлана – электрическая лампочка
  • Валерий – школьный учитель
  • Соня – грызун
  • София – софа
  • Павел – перо павлина
  • Лилия – одноименный цветок
  • Николай – кол
  • Михаил – медведь

Представив картинку, которую рисует ваше воображение при упоминании определенного имени, свяжите полученный образ с внешностью нового знакомого. Например, если София рыжеволосая, то представьте на софе копну рыжих волос. Только не раскрывайте свой секрет человеку, имя которого вы запомнили таким необычным способом. Ведь нарисованный вашим воображением образ-ассоциация может его обидеть.

Видео: Как запоминать имена людей?

Мнемотехника для развития памяти взрослым – программа: описание

Приемы мнемотехники

Цепочка

  • Связывание ассоциаций попарно. Пары придуманных образов составляются примерно одинаковые по размеру. После образования связи между первым образом и вторым, связь с первым образом «обрывается», а внимание переключается на второй образ. Так образуется взаимосвязь между образами. Если возникнет необходимость припомнить один из образов «цепочки», то сознание воспроизведет одновременно до пяти образов.
  • В образовании связей должна присутствовать определенная система: горизонтальная ассоциация предполагает размещение первого образа по левую сторону, вертикальная ассоциация предполагает размещение первого образа внизу. Припоминание образов должно происходить в таком же порядке.

Прием «Матрешка»

  • Механизм запоминания предполагает соединение образов парами, но в определенной последовательности: первый образ самый крупный, второй образ меньше первого, третий — меньше второго и так далее.
  • При переключении внимания на следующие образы, предыдущие складываются друг в друга. В подсознании четко видно только два образа.

Видео: Мнемотехника и мнемоника

Здравствуйте, дорогие читатели!

У вас есть проблемы с памятью? Вам тяжело запоминать цифры и события? Тогда вам поможет мнемотехника. Вы не знаете, что это? Тогда я познакомлю вас с этим понятием, и вы будете помнить все и всегда.

Хотите? Знакомьтесь: мнемоника — приемы запоминания числовых сочетаний, событий, слов на основе ассоциаций.

Как работает метод?

Мнемоника как средство запоминания возникла еще в древности. Греки первые заметили, что память человека напрямую связана с его органами чувств. Чем больше впечатлений получает человек, тем ярче воспоминания. Следовательно, чтобы что-то запомнить, надо подключить различные ассоциации.

Чтобы память надолго сохранила некоторые слова или цифры, надо заменить факты и объекты на понятия и представления, имеющие кинестическое, визуальное и аудиальное представление. Иными словами, мы заменяем в уме сухие факты более яркими и впечатляющими образами.

Мнемотехника дает удивительные результаты. Вы сможете запомнить сотни номеров телефонов, правила по грамматике, анекдоты, планы-конспекты и т.д. Хотите попробовать? Тогда начнем.

Запоминаем числа с помощью мнемоники

Если вам нужно выучить большое количество цифр (автомобильных номеров, телефонов, математических действий), можете выбрать один из понравившихся методов запоминания с помощью мнемоники.

  • Цифробуквенный код. Техника основана на том, что каждому из чисел от 0 до 9 присваивается буква, соответствующая названию цифры, например: 1 – р (раз), ноль – н и т.д. Чтобы запомнить большое число, надо разбить его на пары цифр и каждой присвоить букву. Затем с этими буквами образуются слова: 58-53 (ПВ-ПТ – ПаВлин ПоТерялся). Лучше всего придумать несколько предложений или связный текст, тогда запоминание пойдет гораздо лучше.
  • «Вешалка». Эта необычная методика, заключающаяся в том, что на каждое слово придумывается созвучный или ассоциативный ряд. Затем с этими словами сочиняется история или сказка. Для простоты запоминания можно использовать рифмы, например: один – господин, два – голова и т.д. Иногда цифры представляют как одну кривую из кнопок на телефоне.


  • Совмещение образов и цифр. Данная методика обращается к форме написания числа. Например, один похож на шест или карандаш, ноль – на солнце и т.д. Затем найденные образы соединяются в какую-нибудь интересную запоминающуюся историю.
  • Метод О Брайена . Похож на предыдущие и состоит в присваивании каждой цифре образа какого-нибудь известного человека.

Используйте только один метод! Не пытайтесь задействовать сразу все! Это очень сложно и не продуктивно. Методики предназначены для кратковременного запоминания.

Они хороши, если нужно быстро подготовиться к экзамену или другому ответственному мероприятию. Выучить всю физику или математику с помощью этого метода у вас не получится. Хотя, кто знает?

Изучение иностранных языков с помощью мнемоники

Одной из самых больших проблем при изучении иностранных языков является запоминание слов. К сожалению, традиционная зубрежка не всегда дает плоды. Чтобы не только запомнить звучание и значение слова, но и уметь в нужный момент беседы вспомнить его и применить на практике, используйте следующий алгоритм запоминания:

  1. Создайте образ на основе слова.
  2. Свяжите образ со значением слова по ассоциации.
  3. Извлеките в нужный момент из памяти образ и восстановите звучание слова.


Обратимся к примеру заучивания английских слов по технике мнемоники, поскольку этот язык сегодня наиболее востребован в международном общении.

Приведем пример: owl в английском языке означает «сова». Оно созвучно с русским словом «аул», которое означает «восточные поселения». Представьте, что сова облетает аул. В нужный момент восстановите этот образ, и звучание придет к вам само собой.

Подобные «запоминалки» лучше создавать самостоятельно. Так они будут откладываться в памяти, поскольку были придуманы вами.

Однако если у вас не хватает фантазии и времени для обдумывания каждого слова, можно использовать готовые техники. Образы уже придуманы за вас: вы только применяете их на практике.

Многие современные преподаватели мнемотехники утверждают: если овладеть приемом в совершенстве, можно запоминать по 100 слов в час. Реально ли это?


Отзывы на различных форумах от людей, посещавших семинары мнемотехники, говорят, что методика действительно работает. Однако к ней надо приспособиться и настроить мозг. Не каждый из нас готов, глядя в словарь, выдумывать какие-то нелепые истории, а затем их запоминать!

Приемы запоминания исторических фактов с помощью мнемоники

Кто из нас не страдал от того, что ему необходимо готовить билеты по истории на экзамен, а запомнить все даты и события не представляется возможным? Это потому, что вы не использовали технику мнемоники для подготовки к экзамену по истории. Здесь можно объединить сразу несколько способов.

Для начала нужно понять, что история – это не просто даты, а именно их определенная последовательность. Чтобы запомнить их по порядку, надо составить ряд ассоциаций.

Обратимся к примеру. Предположим, что перед нами стоит задача освоить дату гибели Византии – 1453 год.

  1. Составляем число-буквенный код. Для этого каждой цифре присваиваем букву. Путь будет 4-чщ, 5-пб, 3-кх. Придумываем с ними слово, скажем, ЩеПКа. Можно взять другие обозначения, создав их самостоятельно.
  2. Далее кодируем по созвучию. Византия созвучна с пластиковой картой «виза».
  3. Как упоминание об империи представляем императорскую корону.


Соединяем все элементы в своем воображении. Пусть это будут номер карты в углу и ее тип – корона.

В нужный момент представьте себе карту и расшифруйте этот образ. Поверьте, сделать это будет легко.

Работает ли мнемоника?

Многие, посмотрев на цепочку ассоциаций, которые им предстоит осуществить, скажут, что это слишком сложно. Для запоминания единственной даты или ряда чисел приходится выдумывать целые истории.

Сначала этот процесс кажется трудоемким, так как требует напрягать воображение, а делаем мы это в повседневной жизни не так часто. Но после нескольких тренировок запоминание пойдет само собой.


Мнемонические цепочки действительно работают. Дело в том, что наша память предпочитает хранить не сухие факты и ничего не значащие слова и числа, а образы. Сегодня этот научный факт доступен всем, но мы им не пользуемся для своего блага.

В древности у египетских жрецов существовала так называемая «наука образности». Это было тайное учение, бережно хранимое от обычных людей. Почему образ так важен для нас?

Если вы внимательно проследите за своим ходом мыслей, то поймете, что думаете вы не словами или цифрами, а образами. Если слово ассоциируется с представлением, вы легко его запоминаете, оно даже может вызвать у вас определенные чувства.

То же самое с числами. Даже людей, окружающих нас, мы воспринимаем как некие созданные ими образы.

Почему бы для запоминания не создать образ самому? Постепенно вы привыкнете к такому ходу мыслей и не сможете без него существовать. Мнемоника станет вашим лучшим помощником.

Сегодня эту науку даже преподают в некоторых школах. Не напрасно. Может быть, мы сможем вырастить поколение с необычными способностями. А вот для быстрого счета используют другую методику — .