В детстве ребенок должен чувствовать, что его любят просто так – не за какие-то успехи и не только за хорошее поведение. Такое отношение родителей укрепит в нем уверенность в себе, в собственной ценности. И баловать ребенка можно, но в меру, чтобы не навредить ему.
Допустим, нет ничего плохого в том, что родители часто берут малыша с собой в поездки, желая показать ему красоту окружающего мира, разделить с ним приятные впечатления; или мама покупает дочке новые платьица, чтобы подчеркнуть ее очарование; или папа дарит сыну не одну, а несколько машинок, позволяя себе вернуться в детство и «доиграть», но уже с собственным ребенком. Другое дело, если водопад подарков вызван желанием родителей «откупиться» от ребенка за свое редкое включенное присутствие в его жизни. Или под принятием малыша таким, каков он есть, подразумевается отсутствие воспитания. А ведь семья должна помочь ему научиться жить в обществе!
Именно среди родных дети учатся контролировать свои эмоции, уважать желания других, быть вежливыми и отзывчивыми, выражать собственное мнение без страха «не угодить» кому-то. И если упустить тот важный период, когда ребенок изучает модели поведения, пробует «границы дозволенного», то потом исправить уже закрепленные способы реагирования будет сложно. Однако все возможно.
Рассмотрим несколько типичных проблемных ситуаций и способы их разрешения.
Лерина мама – очень занятая молодая женщина, папа тоже подолгу пропадает на работе. Да и вместе родителям хочется иногда побыть, поэтому Лерочку с раннего детства часто оставляли на няню. Родители же старались, чтобы у их дочки было все самое лучшее. Но Лерочка подрастала, росли и ее запросы, и однажды в магазине маме пришлось отказать ей в покупке очень дорогой куклы. Тогда у 4-летней девочки началась дикая истерика, она ползала по полу, захлебываясь слезами и криком, не желая уйти без игрушки. Мама чувствовала себя беспомощной, ей было ужасно стыдно, но самое грустное, что такая ситуация стала повторяться...
Как не избаловать ребенка ? В погоне за материальными благами взрослые часто упускают важность участия в воспитании, да и в самой жизни ребенка. А дети чутко реагируют на моральное отсутствие родителей, компенсируя его тем, что те готовы предложить. В некоторых случаях это еда, в других – игрушки, вещи, развлечения. Чувствуя за собой вину за недостаток времени, проведенного с чадом, мама и папа стремятся выразить свои чувства через подарки. Избалованный ребенок же с определенного возраста становится отличным манипулятором, умеющим добиваться своего. Поэтому, столкнувшись однажды с отказом, такой малыш будет использовать все средства воздействия на взрослых, включая истерику.
Алеше почти 6 лет, он поздний избалованный ребенок , который всегда был окружен заботой не только родителей, но и бабушек-дедушек. Его всегда очень оберегали: от болезней, от ушибов, от жизненных сложностей. Больше всего родители гордились тем, что их мальчик послушный, никуда не лезет, охотно играет один. Но вот Алеша пошел в подготовительную группу детского сада, и воспитательница пригласила родителей для разговора. Оказывается, их сын отказывается от занятий, так как ему неинтересно готовиться к школе, а в раздевалке сидит и ждет, пока его оденут. Как не избаловать ребенка ? Случаи с гиперопекой сейчас не редкость, особенно если ребенок поздний. Родителям доставляет удовольствие делать за него все, что они могут, как бы продлевая его детство и чувствуя свою нужность. В результате малыш привыкает быть апатичным, неуверенным в собственных силах, зато убежден в том, что окружающие всегда придут на помощь и решат проблему за него. Впоследствии такому ребенку трудно достигать результатов, реализовываться в чем-то, ведь эта потребность в нем не развита.
Родители сразу решили воспитывать Наташу свободным, раскрепощенным ребенком. Разрешено есть то, что и когда захочется, спать ложиться за полночь, вмешиваться в разговоры взрослых. А как же еще вырастить уверенного в себе человека с творческим потенциалом? Но в 4 года Наташа пошла в детский сад, и родители вдруг узнали, что дочка грубит воспитателям, шумит в тихий час, а дети не хотят с ней играть, так как она не считается с ними. Как не избаловать ребенка ? Действительно, ребенку для полноценного развития нужно проявлять активность, любознательность. Однако ему не менее важно иметь представление о других людях и их нуждах, об организации жизни и правилах поведения. Нередко бывает, что молодым родителям удобно жить в привычном ритме, а не подстраиваться под детский режим. Не учитывается лишь то, что у малыша стирается ориентация в жизненных рамках и правилах. Аналогичная ситуация происходит и при разногласиях между родителями, касающихся подходов к воспитанию, когда у мамы нельзя одно, зато это можно у бабушки, а что запрещает бабушка, позволяет папа. Тогда ребенок быстро улавливает относительность запретов, отсутствие их силы и непреложности. Все это приводит к тому, что избалованный ребенок запутывается в ориентирах «можно-нельзя», «хорошо-плохо» и ведет себя так, как ему удобно и привычно, что в глазах окружающих сводится к невоспитанности и влечет психологические проблемы у ребенка.
Мишу воспитывают мама и бабушка, ему еще только 3 года, но и в детском саду, и на площадке на него постоянно жалуются - избалованный ребенок . То он ударил девочку, то наехал на ребят на игрушечной машине, то ломает игрушки. На любой запрет мальчик реагирует криком и физической силой. Мама же говорит: «Миша сам в драку первым не полезет. Раз отвечает, значит, есть на что». Но в действительности мама и бабушка уже сами начинают понимать, что не справляются со своим ребенком, когда тот замахивается и на них. Как не избаловать ребенка ? Очень часто ребенок начинает «решать вопросы кулаками» как раз в 3 года, когда у него появляются силы и ловкость, накапливается определенный опыт поведения в конфликтных ситуациях, а вот уровень эмоциональной зрелости еще недостаточен. Если в семье, пусть даже в неявном виде, поощряется проявление силы и доминирования над окружающими, малыш становится крикливым, драчливым и упрямым. Поэтому, попадая в социум, такой ребенок не может поладить с окружающими. Внешне он кажется хулиганом, однако такое поведение развивается обычно при двух условиях: недостатке внимания (когда малыш может привлечь взрослого только плохими поступками) и культивировании эгоизма («Правильно, что не дал игрушку, свои надо носить», «Нечего уступать, сам еще не накачался на качелях», «Подумаешь, ударил, больше лезть не будет»). Мишина мама, оправдывая сына, действует против него. Она не пытается понять, что же хочет донести до взрослых малыш своим поведением. Возможно, он ревнует к другим детям и требует внимания таким образом; или он просто не умеет выражать эмоции и общаться иным способом (всегда играл только один, потому что родители заняты, не рисовал, так как бабушка боялась, что все перепачкает); находится под влиянием негативных эмоций в семье, если при нем часто ругаются. Исправлять сложившуюся ситуацию нужно скорее, иначе родители рискуют однажды сами «получить тумаков», не принеся вовремя конфеты.
Все эти меры будут более эффективны, если родители наладят общение с малышом: можно читать сказки и инсценировать их с игрушками, рисовать, лепить. В развивающем центре специалисты подскажут подходящее направление деятельности, нелишне было бы посетить детского психолога. Постарайтесь найти спортивную секцию, где у малыша будет возможность выплеснуть энергию. И главное, обратите внимание на себя. Чтобы ребенок относился к миру с доверием и сочувствием, нужно, чтобы он видел эти качества в своих близких. Приняв решение о перевоспитании, не загоняйте малыша в жесткие рамки. Формируя новое поведение, давайте ребенку понять, что вас расстраивает не он сам, а его поступки. Он должен знать: несмотря ни на что, вы его любите.
Один из странных и мало логичных для меня мифов звучит примерно так: «Если ребенка любить безусловно и принимать, он вырастет избалованным неприспособленным хамом».
Миф этот базируется на нескольких интересных идеях.
Идея 1: «Человек должен знать, что жизнь бывает жестока». Не то что бы он кому-то должен, но, скажем прямо, сложно будет от него это скрыть. Кроме правильного десятиминутного разбора, который знающий осознанный родитель провел в векторе принятия и эмпатии, есть все остальные 23 часа 50 минут, в которые ребенок учится пассивно всему: и нашей поднятой брови, и раздражению, и ухмылке, и нашим взрослым неэмпатичным разговорам, и ругани, и обидам, и анекдотам, и злости, и кроме родителя его окружают еще сотни и тысячи не эмпатичных и не любящих столкновений с жизнью, начиная от медсестры в роддоме и заканчивая соседками по подъезду.
Поверьте, ребенок успеет увидеть разнообразие жизни. Намеренно делать ребенку прививки «нелюбви» — это примерно так же, как намеренно заставлять дышать его из выхлопной трубы: а то вдруг привыкнет дышать чистым воздухом. Прививки эти он получит, хочется нам или нет. Ребенок, выросший в попытке любви и принятия (попытке, ибо никто из нас не бог) — будет куда сильнее, просто у него будет шанс сказать «здесь душно» и «я не ем тухлое». Потому что он не привык.
Идея 2: «Если приучить, он привыкнет». Этот миф базируется на незнании особенностей развития личности. На том, что те или иные черты личности формируются поэтапно, и это не вопрос привычки. Что нельзя ждать от ребенка желания делиться в два года, сочувствия — в три или осознанности — в четыре.
Ребенок не только крайне пластичен, он еще и развивается не сразу. Поэтому ребенок, истерики которого родители пережили в терпении и понимании в 2-3 года, не будет истерить в 7 лет — точно так же, как ребенок, писающий в штаны в год, не будет делать это в 10.
Незнание особенностей детского развития рождает массу страхов, и ребенка «приучают» быть добрым в 2 года в страхе, что детский эгоизм сохранится до 25. Сохраниться он и правда может, причем именно тогда, когда нормальному взрослению ребенка мешают, и он застревает в периоде войны за право иметь синюю ложку и мамину любовь. Он не привыкнет, если ему дать право быть собой в каждом возрасте. Он вырастет. Из мокрых штанов, забывчивости, истерик и бардака.
Идея 3: «Если детей любить, они останутся эгоистами». Вот это очень опасный миф, потому что за ним стоит еще более глубокое убеждение, что человек по сути своей — существо дурное, и только жесткий запрет на эгоизм делает из него Человека.
Человек по сути своей — существо социальное. Он обладает способностями ко всему: как к величайшему эгоизму и потребности защитить себя, так и к величайшему самопожертвованию и любви, и проявляет и развивает в себе эти способности в ответ на окружающих людей. Если человек живет в опасной агрессивной среде, где много унижения, насилия и бесчувствия, он вырастает защищенным, озлобленным и бесчувственным. Если человек живет в поддерживающей, уважительной и питающей среде, он вырастает уважающим, благородным и щедрым.
При прочих равных есть овощи с огорода и дышать соснами полезнее, чем жить в Капотне и есть картофельные очистки.
Но мир удивителен: всегда находятся те, кто это отрицает. Кто говорит: «А вот меня били по рукам смычком, и теперь я прекрасно играю на скрипке».
Ну что ж. У нас у всех есть возможность бить ребенка по рукам, и даже не оправдываясь скрипкой. Мало ли что. А вдруг.
Избалованный ребенок, кто он? Вы наверняка хоть раз в жизни были свидетелями картины: в магазине малыш просит купить игрушку, взрослый отказывает. У крохи начинается истерика, которая заканчивается катанием по полу. Зрелище не для слабонервных. У родителей есть два пути решения проблемы: пойди на поводу у чада, и купить ему то, что он хочет. Или настоять на своем. Первый способ легче, поэтому им часто пользуются, совершая огромную ошибку. Малыш понимает, что с помощью плача и истерик может добиться желаемого. В статье рассмотрим, в какой момент стоит начать бить тревогу и принимать меры.
Избалованный ребенок – беда для родителей. В раннем возрасте с ним можно совладать, но с периодом взросления контролировать процесс становится сложнее. Выросшему чаду придется в жизни трудно. Рядом не будет мамы и папы, которые решают все вопросы, и выполняют требования. Что его ждет? Крах надежд, разочарование и затяжная депрессия. Особенно это касается слабого пола. Девушка в жизни сталкивается с огромным количеством проблем: недопонимание окружающих, отсутствие близких подруг. Избалована в детстве, она не понимает стандартную модель поведения, у нее есть лишь потребительские запросы.
Не хотите испортить будущее своему чаду? Нужно знать основные признаки балованного ребенка:
Теперь вы знаете, как ведет себя избалованный ребенок.
Малыш не рождается балованным. Его плач говорит о физиологических потребностях (хочет спать, кушать, ощущает боль и другое), это никак не способ манипулировать вами.
Разбаловать малыша легко. Происходит это по следующим причинам:
По статистике избалованные дети встречаются в современном мире в 10 раз чаще, чем 20 лет назад. Все дело в занятости родителей. Взрослые стремятся реализоваться в жизни, обеспечить кроху материально, поэтому и вынуждены большую часть времени проводить на работе. Малышу приходится сидеть с няней. Не всегда можно подобрать нужного и ответственного человека. От ее профессионализма зависит будущий характер крохи, ведь большую часть времени он будет проводить с ней.
Родители задаются вопросом, как не избаловать ребенка? Специалисты дают советы:
Теперь вы знаете, как не избаловать ребенка. Воспользуйтесь советами, и проблема обойдет вас стороной.
Можно ли исправить поведение малыша? Психологи уверяют, что чем старше он становится, тем сложнее это делать. Важно не потерять драгоценного времени, заметив проблему, ее стоит исправить. Перевоспитывать чадо нужно постепенно. Никто не говорит, что результаты будут мгновенными. Пройдет не один месяц, а то и год.
Как перевоспитать избалованного ребенка? Психологи дают следующие советы:
Избалованный ребенок – настоящее испытание для семьи. Помните, любить и опекать свое чадо нужно, но все должно быть в меру. Нельзя позволять ему все, что он хочет. Это приведет к ужасным последствиям. Например, избалованная девочка может не выйти замуж. Какому мужчине понравятся постоянные истерики и капризы? Думайте о будущем ребенка, как оно сложится, зависит во многом от вас.
Десятилетней Ане поручили убраться в ванной. После минимальных усилий она раздражается и говорит: «Почему это я должна убираться, так не честно!»
Ваня должен помыть посуду. Завтра ему предстоит контрольная, и папе хочется отпустить его, чтобы он успел получше подготовиться.
Звучит знакомо?
Поведение детей может создавать у вас чувство вины и неуверенности в вашем стиле воспитания. Есть множество причин, по которым нам хочется уступать детям и разрешать им не делать то, что они должны делать.
Часто нам больше хочется быть их друзьями, чем родителями. Кроме того, нам может быть неприятно, как дети огрызаются, когда мы требуем от них выполнения договоренностей, да и давление насчет того, что «У всех в классе уже есть…» или «Никого в классе не заставляют..» порой мешает нам придерживаться правил.
1. Перестаньте постоянно говорить ребёнку, что он особенный или самый лучший, чтобы он не ожидал особенного отношения к себе.
2. Перестаньте чрезмерно волноваться за ребёнка и опекать его. Ему нужно ваше доверие, а не волнение.
3. Не позволяйте ребёнку огрызаться на вас или грубить, когда вы просите сделать что-то.
4. Пусть ребёнок заменит или починит игрушки, которые сломал.
5. Даже если ребенок супер-занят, у него должны быть обязанности, полезные для всей семьи.
6. Позволяйте ребёнку заработать или заслужить те вещи, которые он хочет получить.
7. Давайте ребёнку карманные деньги и пусть он учится рассчитывать на них и распоряжаться ими, а не просить у вас постоянно купить то то, то это.
8. Пристройте ребёнка на первую подработку к 16 годам или даже раньше.
9. Не готовьте для ребёнка отдельно «на заказ», пусть кушает то, что кушает вся семья.
10. Проводите обучающие беседы, если ребёнок нарушают правила.
11. Не позволяйте ребёнку делать всё предметом переговоров. Дайте ему знать, что вы родитель и вы решаете. Есть много ситуаций, которые не подлежат обсуждению.
12. Если ребёнок занял у вас деньги, следите, чтобы он вовремя их вернул (для детей, у которых есть карманные деньги).
13. Научите ребёнка самостоятельно контролировать свое экранное время.
14. Давайте ребёнку доделать свою работу самостоятельно… не доделывайте за него.
15. Научите ребёнка, как управлять своим раздражением и недовольством.
16. Не позволяйте относиться к себе неуважительно.
17. Уделяйте время ребёнку, а не вещам.
18. Научите ребёнка терпению.
19. Помогите ребёнку осознать, что «трудно» — это часто на пользу, а ожидание закаляет характер.
20. Спросите ребёнка перед сном, за какие три вещи сегодня он благодарен.
Возможно, вы думаете: «Это слишком сложно!»
Одна из важных вещей, о которой чаще всего НЕ говорят книги по воспитанию – это то, что пока вы воспитываете характер вашего ребенка, он воспитывает ваш.
Я согласна, это занимает много времени и не всегда бывает просто. Но уверяю вас, если вы не уделите ребёнку время сейчас, потом придется уделить его намного больше.
И для вас и для ребенка будет лучше не откладывать воспитание на потом.
Совет родителям : отметьте те пункты, над которыми вам стоит поработать с ребенком. Выберите один пункт из тех, которые вы отметили и работайте над ним, пока не достигнете успеха, а затем работайте над следующим. Избегайте работы сразу над двумя темами, чтобы избежать перегрузки и для вас, и для ребенка.
P.S. Если эта статья была вам полезна, оставьте комментарий ниже и, используя кнопки социальных сетей, поделитесь этой статьей с друзьями, чтобы помочь им стать счастливее.
Регистрируйтесь на бесплатный онлайн-курс «Отношения с ребёнком без криков и наказаний», который состоится уже совсем скоро.