Знакомство с понятием цвета и его восприятия происходит у ребенка с момента его появления на свет. Но умение осознанно различать цвета, произносить их названия, выделять базовые оттенки из остальных формируется к возрасту 2-3 лет. Сегодня мы расскажем, как научить ребенка различать цвета, рассмотрим простейшие методики для легкого обучения цвету, и подскажем, что делать, если у малыша возникают трудности с запоминанием цветов.
Умение различать цвета относится к понятию зрительной информации. Чтобы восприятие зрительной информации было более продуктивным и успешным, нужно следовать простым шагам, выполнить которые под силу каждой маме и её ребенку.
Освоение цвета становится проблемой, когда ребенок не различает цвета в 4 года (в 5 лет). Прежде всего необходимо исключить у крохи “цветовую слепоту”, или, иначе, дальтонизм. Это проявляется в том, что ребенок неспособен различать один или несколько цветов среди предложенных. В данном случае необходима консультация окулиста.
Прежде всего следует запомнить, что обучение цветам должно проходить только в игровой форме. Ненавязчивые, легкие, но ежедневные упражнения с крохой дадут положительный результат уже спустя 3-5 дней.
Обратите внимание на методики обучения детей от 2 до 5 лет, которые помогут малышу понять и освоить основные цвета палитры.
Как ни странно, но работа с обыкновенным пластилином может дать отличные результаты по освоению цветов и их оттенков. Стандартный пластилин включат в себя необходимые цвета для изучения: красный, зеленый, желтый, синий, оранжевый. Ребенок в 2 года под руководством мамы может работать каждый день с несколькими цветами, делая только красные или зеленые шарики, лепя синих снеговичков. Если вы увидите, что кроха в игре начинает выделять для себя один яркий, распространенный цвет, например, зеленый, то подкрепляйте работу с ним рассказом, какие бывают предметы этого цвета, демонстрируйте их.
Эту методику разработал американский врач-физиотерапевт, автор многих обучающих методик Глен Доман. Изучение цветов по дням недели – хороший способ изучить и закрепить знания об определенном цвете. Например, понедельник – красный день. Сегодня малыша должны окружать красные вещи. Познакомьте его с красными овощами и фруктами. Рисуйте акварелью красные узоры и вырезайте красные фигурки из цветной бумаги в этот день. По аналогии познакомьте малыша с остальными цветами: зеленым, синим и т.д.
Интересную методику познания цвета ребенком предложила сторонница раннего развития детей и просто увлеченная мама двоих детей, Сесиль Лупан. Она рекомендует еще с младенческого возраста знакомить малышей с понятием цвета, предлагая ему на ощупь разноцветные кусочки ткани разной фактуры. Зрительная память вкупе с осязательной дает удивительные результаты. Эта методика подойдет как для совсем грудных детей, так и для тех, кому уже исполнилось 2-3 года.
Знакомство с цветом, пожалуй, одно из первых представлений об окружающем мире, которое доступно даже очень маленькому ребенку. И это понятно, ведь по утверждению специалистов, кроха уже с двух-четырех месяцев может распознавать цвета. Но, несмотря на то, что цветовое восприятие заложено у ребенка с рождения, правильное называние и различение цвета требует целенаправленного обучения. В домашних условиях подобное обучение можно проводить даже с грудничками, так как пассивные знания со временем переходят в активные, если они постоянно побуждаются взрослым. Более того, это просто необходимо для крохи, так как раннее обучение цветовосприятию обогащает знания об окружающих предметах, способствует сенсорному (чувственному) развитию. Педагоги обращают внимание родителей на то, что малыш может путать цвета в раннем возрасте, так как полноценные знания о цветовой гамме устанавливается у него только в старшем дошкольном возрасте. Поэтому подобные пробелы не должны волновать родителей. Главное, к чему они должны стремиться, как научить ребенка различать цвета правильно.
Прежде чем начинать домашнее обучение, родителям не помешает знание о возрастных этапах распознавания цвета у детей, чтобы ненароком не наделать ошибок. Педагоги подчеркивают, что палитра цвета открывается ребёнку постепенно, поэтому надо начинать с основных цветов, затем переходить к их оттенкам. Родителям будет интересно узнать, что младенец сначала воспринимает цвета в теплых тонах (красных, желтых, оранжевых), поэтому лучше, если первые игрушки для бодрствования будут именно такой расцветки. Затем цветовой спектр расширяется, к концу первого года малыш уже различает холодные тона (зеленые, синие предметы). При правильном обучении кроха шагает по ступеням цветовой палитры следующим образом:
Важно: нужно учитывать, что шестилетние дети любят самостоятельно создавать разнообразные оттенки цветов при смешении красок, хорошо знают тона, например, малиновый, сиреневый, бирюзовый. Поэтому в доме всегда должны быть краски для творческой деятельности дошколенка.
Специалисты утверждают, что приучить ребенка называть и отличать цвета совсем нетрудно, если правильно подойти к домашнему обучению. Можно даже не организовывать каких-то специальных занятий, а использовать всевозможные приемы в окружающей обстановке. В педагогике существует много приемов, при помощи которых легко и просто научить дошколенка уже в раннем возрасте различать основные и дополнительные цвета:
Важно: дети хорошо воспринимают информацию о цвете, если у них идет полноценное речевое, умственное и эмоциональное развитие.
Для любящих родителей не будет проблемой, как научить ребенка различать цвета, если они будут постоянно играть с ним. В настоящее время создано множество игр, которые направлены на пополнение и закрепление знаний об окружающем мире, в том числе и цветах. Наиболее популярные и любимые детьми игры, при помощи которых учим цвета:
Игры - вкладыши доступны даже маленькому ребенку. С их помощью он не только распознает цвет, но и развивает мелкую моторику, обогащает знания о форме, величине предметов. Правило игры у многих вкладышей одинаковое: в емкость с прорезями геометрической формы нужно вставить соответствующие по цвету, форме и размеру фигуры. Для большей заинтересованности ребятишек игрушки представлены в виде объемных домиков, ящичков, цветочков, паровозиков или плоскостных рамок. Родитель может выбрать вкладыши, исходя из возраста и интересов своего чада. Можно соорудить игру самостоятельно, прорезав в коробке отверстия геометрической формы и обклеив каждую сторону цветной бумагой. Для проталкивания внутрь пригодятся мелкие игрушки, детали конструктора, мозаики. Нельзя использовать очень мелкие или острые детали, играть в самодельные вкладыши лучше вместе с деткой. Сейчас стали очень популярны рамки - вкладыши Монтессори, которые можно приобрести в специализированных магазинах.
Учим цвета при помощи игр из разряда «Подбери пару», которые обычно нравятся маленьким деткам. При правильной организации в дальнейшем кроха может играть самостоятельно, что значительно облегчает задачу родителей в быстром обучении. Правила игры просты и доступны малышам. Нужно подобрать предмет определенного цвета к аналогично окрашенному другому, например, крыши к домикам, совочки к ведеркам, бантики к платьицам или геометрические фигуры одного цвета: круги, квадраты, треугольники и т. д. Для поддержания интереса к такого рода играм можно предложить вариант: ребенок закрывает глаза, а взрослый "ошибается" в подборе пар. Нужно исправить все ошибки.
Довольно необычная игра для старших ребятишек, имеющих опыт в рисовании геометрических фигур. Играть можно вдвоем, но более интересно играть нескольким игрокам. Поэтому такая игра может войти в семейный досуг. Правила игры просты, но требуют внимания, начинать рисование нужно взрослому. В центр стола выкладывается большой лист бумаги и цветные фломастеры разного цвета. Первый участник в центре листа рисует любую геометрическую фигуру: ромб, квадрат, треугольник, закрашивает ее одним цветом. Следующий участник пририсовывает к одной из сторон первой фигуры свою геометрическую фигуру другого цвета, такие действия совершают все участники. Правило игры заключается в том, что ни одна из фигур не должна соприкасаться сторонами с другой фигурой такого же цвета. Побеждает тот, кто завершает "мозаику" последним рисунком.
Еще одна необычная игра для средних и старших дошкольников, которые хорошо умеют пересказывать, так как игра динамичная, требует внимания и смекалки. Правила заключаются в следующем: взрослый подбирает сказку или короткий рассказ, который хорошо знаком детям. Затем предлагает ребенку "окрасить" при пересказе все встречающиеся персонажи или предметы на один определенный цвет, например, синий. Вот как примерно будет выглядеть сказка "Три поросенка":
Жили-были на свете три синих поросенка. Три брата. Все одинакового роста, кругленькие, синенькие , с одинаковыми синими веселыми хвостиками. Даже имена у них были похожи. Звали поросят: Ниф-Ниф, Нуф-Нуф и Наф-Наф. Все лето поросята кувыркались в синей траве, грелись на синем солнышке, нежились в синих лужах. Но вот наступила осень...
Когда дети хорошо научатся пересказывать сказки таким образом, можно предложить новый вариант: взрослый "окрашивает" персонажи или предметы необычными цветами, например, зеленый волк встречается с желтой шапочкой в розовом лесу, а дошкольник должен найти ошибки. На начальном этапе можно голосом выделять необычные места.
Игра понравится ребятишкам всех возрастов. Взрослый мастерит из плотной бумаги очки разного цвета. Затем предлагает ребенку выбрать какие-либо из них. Это будет ориентиром для поиска предметов, окрашенных в такой же оттенок. По правилам игрок за короткий промежуток, например, 30 - 40 секунд должен собрать вместе предметы аналогичные цветным очкам. Например, красные очки - книжка красного оттенка, кукла в красном платье, красная машинка, кубик, мячик и т. д.
Старшим дошколятам можно усложнить игру, ориентируясь не на очки, а на инструкцию ведущего: найти две игрушки синего цвета, одну - желтого, одну - зеленого, две - красного. Такое задание поможет включить во взаимодействие все психические процессы, так как ребенку нужно быть внимательным, чтобы запомнить инструкцию, осознать поставленную задачу, правильно выполнить ее.
Дошкольников всех возрастов, несомненно, заинтересует игра в "радугу" с разнообразной палитрой цветов и их оттенков. Играть можно в разных вариантах:
Статья расскажет вам о том, как правильно научить цветам ребенка.
Родители должны всегда помогать своим подрастающим детям познавать мир и изучать все вокруг. К примеру, знакомиться с цветами малышам бывает достаточно сложно, ведь они имеют множество оттенков и не всегда ярко выражены. Однако это очень полезно для того, чтобы ребенок мог полноценно развиваться, выражать свои мысли и желания.
Маленькому ребенку очень сложно понять, что цвета бывают разными, хоть он и начинает их различать с тех пор, когда уже начинает полноценно видеть. Ощущать разницу между цветами малыш сможет лишь тогда, когда он научится говорить, а это случается приблизительно в 2 года . До этого возраста молчание ребенка считается допустимым, но не позже.
Учить ребенка цветам следует «с первых слов» . Начинайте с простого и знакомьте ребенка с основными цветами: синий, красный, зеленый и желтый. Потом со временем увеличивайте «порцию знаний», добавляя новые слова: розовый, черный, фиолетовый, оранжевый, голубой и так далее.
Ваши занятия с ребенком должны быть регулярными . Не отчаивайтесь, если ребенок ленится, плохо запоминает или неправильно произносит названия цветов. Главное – ваше усердие и интересный подход к образовательному процессу в форме игры , способный увлечь малыша и ненавязчиво обучать жизненно важным вещам.
ВАЖНО: Правильным будет начинать учебный процесс ранее, чем в 2 года и с первых сознательных шагов малыша (первое слово, самостоятельные шаги, развлечения с игрушками, прогулки на свежем воздухе, просмотр мультфильмов) уже знакомить с названиями предметов и их цветами. Со временем полученные знания будут лучше усваиваться и закрепляться в сознании.
Обучение ребенка после 1 года:
Обучение ребенка после 2 лет:
ВАЖНО: На каждом занятии с ребенком следует проходить три этапа: повторение, знакомство с новым материалом и закрепление. Ориентируйтесь на то, как ведет себя малыш, хочет ли он учить новые цвета и может ли запомнить названия. Если нет, просто повторяйте и закрепляйте уже изученные.
Удивительно, но некоторые способные малыши могут различать несколько цветов уже до года. Однако в этом заслуга не только хороших врожденных данных ребенка, но и настойчивости родителей, уделяющих достаточное количество внимания своим детям. Известно, что на познавательную активность ребенка так же влияет развитие его моторики (мелкой), поэтому и другие занятия не следует игнорировать.
ВАЖНО: Чтобы ребенок быстро запоминал названия цветов, все слова следует вводить постепенно. Но перед началом таких уроков, его следует обязательно познакомить с красками, пластилином, карандашами.
Эффективные и игровые приемы:
Изучение цветов в игровой форме:
Для веселого и быстрого заучивания названий цветов радуги существует веселая поговорка. Первая буква в каждом слове поговорки должна вызывать у ребенка ассоциации с названием цвета. Для более взрослых деток, которые могут запомнить более, чем 1 или 2 строчки, можно предложить для заучивания стишков про цвета радуги.
Стишки – маленькие и звучные, помогут детям быстрее и качественнее заучить наизусть названия цветов.
На светофоре цвет опасный,
Запомните – он красный,
Тот цвет предупреждает,
Что транспорт проезжает.
Такой же цвет, как апельсин,
Хурма, облепиха и мандарин,
Оранжевым зовется он,
Он дарит яркий свет, тепло!
Солнце желтое на небе
Высоко и ярко светит,
Согревает всех ребят,
Что под солнышком сидят.
Зеленое дерево, кустик зеленый,
Он добрый цвет, мягкий и очень веселый,
Зеленый цвет лета, весны и травы,
Зеленый цвет мягкой и сочной листвы.
Голубое небо большое очень радует,
Голубые капельки с неба того падают,
Голубые лужицы на асфальте светятся,
Голубые капельки в лужах этих плещутся.
Синее небо вечером поздним
Вешает яркие бусинки-звезды,
Блещет во тьме, не утихая
Синяя ленточка – речка лесная.
Цветом фиолетовым разукрашу домик,
Окошко фиолетовое, дверь и подоконник,
Цвет тот фиолетовый очень мне приятен,
Бантик фиолетовым разукрашу, платье.
Белый снег зимою снежной,
В белой снеговик одежде,
Белый лед зимой на речке,
В белых шапках человечки.
Черной ночью очень темной,
Черный кот вздохнул так томно,
Ничего коту не видно
И от этого обидно.
Розовые розочки расцвели в саду,
В небе ярко розовом я нашла звезду,
Розовый цвет добрый, розовый цвет теплый,
Розовый бывает ярким и бывает блеклым.
Коричневый горшок на подоконнике,
В коричневом горшке цветут бегонии,
Я разверну обертку очень яркую,
Коричневую съем конфету шоколадную.
Серый пес во дворе,
Серый дождь в октябре,
Тучи серые на небе
Гонит прочь холодный ветер.
Какой же он приятный
Красивый цвет салатовый,
Похож на травку весеннюю,
На первую сочную зелень.
Во дворе сирени куст,
Он красив, высок и густ,
И цветы сиреневые
Дарят настроение!
Взрослые дети будут с удовольствием разучивать и напевать песенки про разные цвета.
В помощь родителям всегда будут развивающие мультфильмы. В которых есть не только стишки и песенки, но и события, приключения и сравнения, помогающие изучать все цвета.
- Рисуем пальчиками. Прямой контакт ребенка с цветными красками позволит ему быстро и надолго запомнить названия цветов.
- Наклейки. Для этого следует приобрести несколько листов наклеек (самых простых) и, приклеивая их на основу, называть цвета.
- Строим пирамидку. Это простая игрушка, которая помогает детям быстро и играючи учить цвета, нанизывая каждое колечко на основу.
- Цветные мячики. Их следует кидать и ловить, называя цвет мячика, который был пойман.
- Опиши себя. Или любого другого члена семьи. Для этого следует называть все цвета, которые можно только увидеть.
Что ребенок познает раньше: цвет или форму?
Как правило, ребенку легче запомнить цвета и только после того, как он изучит основные, следует приступать к заучиванию и различению форм. Это будет и легче, и проще, а так же интереснее. В 2 года ребенок уже может знать основные фигуры: круг, треугольник, квадрат.
Почему ребенок не запоминает цвета: причины
Перед тем, как приступать к образовательному процессу, следует осознавать, что каждый ребенок индивидуален и если один малыш с жаждой «глотает» каждую порцию знаний, другой может лениться, не хотеть этого и всячески противостоять урокам.
Почему ребенок не запоминает цвета:
- Он еще слишком мал
- Уроки скучны для него и не вызывают интереса
- Вы даете ему слишком много информации, он просто не может ее запомнить всю сразу.
- Вы преподносите информацию не качественно
- Вы задействуете мало наглядностей и игровых упражнений
- Ребенок отстает в развитии
- У ребенка дальтонизм
Видео: «Как правильно учить ребенка цветам?»
Знакомство ребёнка с окружающим миром - важная задача внимательных и заботливых родителей. Вам предстоит многое поведать крохе, многому его научить - и, среди прочего, научить распознавать цвета. Сделать это несложно, если заниматься постоянно, органично вплетая развивающие игры на изучение цвета в традиционный список ежедневных дел с малышом. Но давайте обо всём по порядку.
О том, с какого возраста целесообразно изучать цвета с дошкольником, специалисты единого мнения не выработали. Одни убеждают, что уже годовалые детки готовы верно перерабатывать соответствующую информацию, другие считают, что до 2 лет приступать к изучению цветов и тем более оттенков не имеет смысла. Но наши постоянные читатели знают, что мы за эффективное и разумное обучение. И наши методы позволяют развивать интеллект уже с пелёнок, при этом не перегружая мозг ребёнка, не вызывая отторжения новых знаний, не угнетая естественные процессы детской любознательности.
1. Обращайте внимание на цвета окружающих предметов. Делать это можно уже тогда, когда малыш в колыбели только-только учится фокусировать свой младенческий взгляд на окружающих предметах. Погремушка жёлтая, мамино платье синее, а сейчас мы отправимся купаться в зелёную ванночку. Это не сложно, правда же?
2. В возрасте 2 лет большинство детей уже хорошо знают основные цвета:
3. Если малыш правильно называет цвет, который вы показываете, самое время закреплять и расширять его познания, предлагая ему быстро ориентироваться в цветовом многообразии и постепенно вводить новые цвета:
4. Очень хорошо работать с цветом во время творческих занятий. Рисование, лепка, аппликация - прекрасная возможность вспомнить уже известные колеры и познакомиться с новыми. А ещё, комбинируя между собой смешиваемые материалы, можно наблюдать воочию, как из двух цветов получается третий. Эксперимент простой, но очень увлекательный!
5. Не фокусируйтесь на изучении цветов как на серьёзных, сложных уроках. Не экзаменуйте кроху. Просто играйте с ним. Игры на изучение цвета можно придумывать на ходу. Идеи буквально витают в воздухе. Но если пока придумывать их самостоятельно не получается, ловите несколько готовых, многократно проверенных на практике рецептов.
Важный этап изучения цвета - умение отождествлять разные предметы по этому признаку. Для его освоения вам понадобятся различные материалы:
Вообще приспособить к играм с цветом можно что угодно:
Можно распечатывать карточки для развивающих игр из интернета или покупать готовые игры в детских магазинах. Не сомневайтесь, стоит начать, и вы сами удивитесь, как легко придумываете собственные игры.
Ну а пока - несколько интересных вариантов в вашу родительскую копилку предложим мы, НИИ «Эврика».
Нам понадобятся три игрушки: кукла, медведь и кот. Конечно, игрушки могут быть любыми - выбирайте из своих запасов. Обязательно нужна цветная посуда. Это могут быть наборы обычной пластиковой посуды. Проще всего воспользоваться детской посудкой, в которой есть всё, что нам необходимо: одноцветные яркие блюдца, чашки и ложечки. Если у вашего малыша ещё нет посуды - отличный повод её приобрести. Вопреки расхожему стереотипу, посуда - подарок универсальный, с равным успехом вызывающий восторг как у девочек, так и у мальчиков.
Мы пригласили на чай гостей. Но есть проблема.
Мы должны проблему решить.
Из конструктора самостоятельно, а лучше вместе со своим юным архитектором мастерите гаражи разных цветов: белый, красный, синий, зелёный, жёлтый. А теперь достаёте машинки соответствующих цветов. Желательно, чтобы машинки были совершенно одинаковыми, не считая цветовых отличий.
Машинки утром покинули свои домики, чтобы отвезти людей на работу, а деток - в детские сады. Но теперь они заблудились и не могут найти своё место. Мы должны помочь.
В данном варианте задача аналогична предыдущей. Вы можете видоизменить правила, предложив маленькому исследователю выявить, в чём несоответствие. Расставьте машинки по гаражам, намеренно не соблюдая цветовую гармонию. А теперь кроха должен определить, что не так, и исправить ситуацию.
Этот же комплект материалов отлично подходит для игр на внимательность и память:
Вот вам ещё несколько вариантов для подобных игр, но с другой игровой ситуацией и без подробных объяснений.
Листы цветной бумаги - ковры-самолёты, готовые отправиться в неизведанные дали. Они поднимутся в воздух, если пассажиры будут подходящими. Роль пассажиров могут играть маленькие цветные игрушки для купания, цветные резиновые мячики, детали конструктора, прищепочки, вырезанные из цветной бумаги человечки и пр.
Нужны цветные коробочки-домики и жители соответствующего цвета.
Из цветной бумаги вырезаем капельки. Капли «пролились» на ковёр. Их надо срочно собрать в цветные чашечки.
У нас есть цветные жучки - маленькие пластмассовые заколочки (крабики, например), прищепки или крупные канцелярские скрепки. Цветок готовим из цветного картона. Каждый жучок должен сесть на «свой» лепесток.
Магазин - любимая игра для детей 2–3 лет, и даже в более старшем возрасте она вызывает большой интерес. Мы можем интерпретировать её так, чтобы кроха не только отрабатывал модели поведения в обществе, не только учился считать, но и осваивал цветовую грамоту.
Отличная игра на закрепление навыка определять цвета в окружающей среде. Можно объявлять цветные дни (как удачно, что количество цветов в радуге совпадает с количеством дней в неделе!) и весь день искать соответствующие предметы, а также сознательно стараться использовать вещи «правильного цвета».
В общем, направление мы задали. Фантазируйте!
А какие цветные игры для своих детей используете вы? Будем рады познакомиться с вашим опытом, если вы поделитесь им в комментариях к статье!
До новых встреч и счастливого вам родительства!
В этом разделе вы найдете пособия и карточки для изучения цветов с малышом, начиная с двух лет.
Распечатайте пазлы, разрежьте на 4 части. Предложите малышу собрать пазлы, чтобы получился прямоугольник одного цвета.
Прежде всего ребенок должен запомнить основные цвета: красный, желтый, синий и зеленый. Учить малыша различать цвета надо последовательно и постепенно.
Красный цвет
Найди предметы красного цвета
Рассмотрите с малышом картинки. Назовите их. Не спеша найдите на картинках предметы красного цвета. Затем вместе с ребенком ищите предметы красного цвета вокруг: дома, на улице. И только когда малыш будет четко находить и называть предметы красного цвета, можно переходить к желтому цвету.
Жёлтый цвет
Учимся различать красный и желтый цвета
Просите ребенка показать на картинках предмет определенного цвета, например: — Покажи красный карандаш. А теперь покажи желтый карандаш и т. д. Объясните малышу, почему цыпленок нарисован только желтым.
Зелёный цвет
Учимся различать красный, жёлтый и зелёный цвета
Попросите ребенка: «- Покажи, что на картинке красного цвета? Найди, что зеленое. Выбери, что желтое». Предложите малышу более сложный вариант игры. Показывая на картинку, спросите: «-Помидор какой? Груша какая?», побуждая ребенка проговаривать названия цветов.
Синий цвет
Учимся различать зелёный и синий цвета
Попросите ребёнка: «Покажи, что синее. Найди всё зеленое».
Учимся различать красный, жёлтый, зелёный и синий цвета
Попросите ребенка: «Покажи и назови, что красное. Что синее? Что зеленое? Что желтое? Скажи, какого цвета кубик. Какого цвета совок?»
Разложи по коробочкам
Рассмотрите с малышом картинки. Попросите найти красную, зеленую, синюю и желтую коробочки. Обратите внимание ребенка на предметы в рамке. Их надо убрать на место. Спросите малыша: «Как ты думаешь, куда мы положим бантик?» Если ребенок покажет верно (красный бант в красную коробку), возьмите карандаш и вместе соедините линией бантик и коробочку. Если задание вызовет затруднение, покажите малышу бантик и спросите: «Где такая же коробочка?»
Подбери куклам одежду
Скажите ребенку: «Давай поможем куклам одеться». Обратите внимание малыша на куклу с красным бантиком и спросите: «Как ты думаешь, какое пальто наденет эта кукла?» Соедините карандашом куклу и пальто соответствующего цвета. Таким образом «наденьте» пальто, сапоги и шапочки всем куклам.