Народные праздники и их значимость. Русский народный праздник: календарь, сценарии, традиции и обряды

26.07.2019

Фольклорные праздники — это сама жизнь народа. Фольклор (в переводе с английского — народная мудрость, народное знание) — народное художественное творчество: песни, сказки, легенды, танцы, драматические произведения, а также произведения изобразительного и декоративно-прикладного искусства. Жизнь народа всегда была неотделима от природы, подчинена ее ритму, смене времен года. Переход солнца с зимы на лето, конец зимы и начало весны, цветение трав, сбор урожая — все это праздновалось. Песня, припевка, наигрыш, танец — непременные участники коллективных гуляний и хороводов, многих обрядов и обычаев . Но в круговерти шумных потех и народных гуляний не забывают и о тех, кто положил начало семейному роду. Отдать дань предкам, заручившись их поддержкой в личных и профессиональных делах, считается главным смыслом праздника

Предлагаем вам сценарии различных народных праздников:

  1. Старины обычай древний : Сценарии праздников, массового гуляния, посиделок русского народного и православного календаря // Сценарий и репертуар, 2005, вып. 16. — С. 2-91.
  2. Старины обычай древний — 2 : Сценарии праздников, массового гуляния, посиделок русского народного и православного календаря // Сценарий и репертуар, 2006, вып. 6. — С. 2-96.
  3. Голдобина Т. Родная старина : Сценарий фолклорного праздника-выставки // Сценарий и репертуар, 2004, вып. 2. — С. 5-15.
  4. В гостях у старины глубокой : Сценарии и программы театрализованных праздников, викторины, приговорки // Сценарий и репертуар, 2004, вып. 12. — С. 3-92.
  5. К истокам народных традиций : Сценарии и программы, построенные на обычаях, обрядах, празднествах // Сценарий и репертуар, 2003, вып. 5. — С. 2-86.
  6. Лучникова Г. Будет весело нам на Рождество! Сценарий народного гуляния // Сценарий и репертуар, 2004, вып. 10. — С. 58-70
  7. Белогрудова А. Рождество дома : Праздник для детей младшего возраста // Клуб, 2003. — N 12. — С. 30-31.
  8. Гребенькова Т. Будет нам весело на Рождество : Сценарий рождественского праздника // Клуб, 2006. — N 11. — С. 24-25
  9. С Рождеством Христовым! Сценарий театрализованного представления // Клуб, 2005. — N 12. — С. 26-29.
  10. Сахарова М. Январь. Зимние святки // Клуб, 2007. — N 1. — С. 36-37.
  11. Кучукбаева И. Зиновий-синичник: театрализованное игровое представление для детей дошкольного и младшего школьного возраста // Сценарий и репертуар, 2004, вып. 2. — С. 35-41.
  12. Сахарова М. Сороки — праздник равноденствия // Клуб, 2006. — N 4. — С. 24-25.
  13. Нетбайло Ю. Играй и пой, русская душа! Театрализованный концерт // Сценарий и репертуар, 2005, вып. 23. — С. 6-15.
  14. Гаврилова Т. Воскресенье — праздный день (В пасхальный день в парке) : Сценарий // Клуб, 2006. — N 4. — С. 26-27
  15. Сахарова М. Егорий. Землю отмыкает, зелену траву выгоняет // Клуб, 2006. — N 5. — С. 28-29.
  16. Сахарова М. Зеленые святки // Клуб, 2006. — N 6. — С. 36-37.
  17. Перьков А. Сценарий праздника Купалы (без Ивана), который отмечается после летнего солнцеворота с 23 на 24 июня // Клуб, 2005. — N 6. — С. 25-327
  18. Сахарова М. Июль — макушка лета // Клуб, 2006. — N 7. — С. 38-39.
  19. Сахарова М. Август. Спасовки // Клуб, 2006. — N 8. — С. 36-37.
  20. Сахарова М. Сентябрь. Осенины // Клуб, 2006. — N 9. — С. 30-31.
  21. Панфилов В. Осенины : Сценарий народного праздника Рождества Пресвятой Богородицы // Сценарий и репертуар, 2005, вып. 22. — С. 53-73.
  22. Белова М. Мати Господа Всевышнего : Сценарий вечера, посвященного Рождеству Богородицы // Сценарий и репертуар, 2005, вып. 22. — С. 74-84.
  23. Встреча Боярыни Масленицы Широкой : Сценарии народных праздников и театрализованных представлений, игровых программ // Сценарий и репертуар, 2005, вып. 24. — С. 2-96.
  24. Масленица — лакомка : Праздничная программа // Клуб, 2006. — N 2. — С. 32-34
  25. Семенова Т. Масленица к нам идет! Сценарий игровой программы для детей дошкольного и младшего школьного возраста // Сценарий и репертуар, 2004, вып. 2. — С. 30-34.
  26. Как на маслену неделю теща зятя любила : Игровая программа // Клуб, 2007. — N 2. — С. 24-25
  27. Сахарова М. Декабрь. Солнцеворот // Клуб, 2006. — N 12. — С. 34-35.
  28. Суханова Л. Семык — праздник радости: Обычаи и обряды // Клуб, 2003. — N 10. — С. 30-31.
  29. Сколь годов, сколь веков… : Программы и сценарии праздников, посвященные предметам быта // Сценарий и репертуар, 2005, вып. 17. — С. 2-90.
  30. Кондратьева Е. С пылу с жару : Праздник-игра, посвященный русской каше // Клуб, 2003. — N 9. — С. 32-33.
  31. Нечаева И. Хлебная викторина // Клуб, 2005. — N 11. — С. 25-26.
  32. Яковлева Н. Возьму полотенце льняное : Театрализованное представление // Клуб, 2006. — N 5. — С. 21-22.

История большинства русских народных праздников очень сложная, они зарождались еще в дремучие времена, когда славяне ничего не знали о письменности и даже христианстве. После крещения одни из них были запрещены, а другие трансформировались и гонениям не подвергались. Например, Комоедица становится , а праздник Солнца превратился в Купалу. Православие сильно изменило жизнь русского человека, но он старался по-своему приспособиться к переменам, что привело к возникновению новых примет, заговоров, песен, гаданий. Чисто христианские русские праздники стали обрастать народными обычаями, во многом похожими на языческие обряды.

Основные русские народные праздники и традиции

С наступлением холодов простолюдины могли отдохнуть, появлялась возможность спокойно играть свадьбы, устраивать массовые гуляния, ходить в гости. Может поэтому существует такое множество именно зимних русских народных праздников. Самым настоящим веселым славянским комплексом являются , которые отмечаются с 6 по 19 января. На протяжении двух недель происходят масштабные игры, с колядованием, посеванием, хождением в гости. Проводится много обрядов, ничего не имеющего общего с христианством, например, гадания или ритуалы, которые должны повышать плодородие.

Крещенский сочельник предваряет празднество Крещения (18.01) и его еще называют Голодной кутьей. Соблюдался строжайший пост, до появления первой звездочки следовало от пищи воздерживаться. На вечерней службе люди святят воду и затем с помощью колосьев освящают ею свое жилище, хлев, все уголки усадьбы, чтобы семья избежала болезней, а в дом пришел достаток.

Многие русские народные весенние праздники напрямую связаны с Пасхой . Подготовка к Воскресению Христову проходила на Страстной неделе. Дом следовало убрать, обязательно люди купались, красили яйца и пекли куличи, следовало поминать умерших родственников. Сама Пасха для народа превратилась в событие громадного значения. Возле церкви освящались куличи, яички, разные кушанья, людям позволялось после строжайшего поста разговляться и гулять. Обязательно следовало христосоваться при встрече и поздравлять дальних родственников открытками и письмами.

Не менее почитаемы и летние русские народные праздники. Троицу отмечают в июне на 50-й день после Воскресения Христова. Седьмая неделя имела свой мистический смысл и называлась еще «русальной неделей». Другое ее популярное наименование – Зеленые Святки. Девушкам следовало плести венки и загадывать судьбу на Троицын день, если они хорошо плыли, то можно было ожидать скорого замужества. Букеты и ветки освящали в церквях, а затем зеленью украшались дома. Позже их не выбрасывали, а сушили и хранили в качестве сильных оберегов.

Приятным и ожидаемым событием считался Медовый Спас (14.08) с которого начинался сбор сладкого продукта. По традиции в этот день рекомендовалось освящать колодцы и проводить чистку старых источников. Для православных данное событие является началом Успенского поста.

Сейчас Ильин день (2.08) посвящен христианскому пророку, но некоторые оригинальные народные традиции свидетельствуют о глубоких славянских корнях праздника. Фактически для предков этот святой заменил грозного Перуна. Недаром и сейчас бытует верование, что Илья грозами и дождем управляет. После данного праздника не рекомендовалось в речке купаться.

На Яблочный Спас (19.08) проводилось освящение яблок и разрешалось их есть, ранее этого дня в народе кушать сладкие плоды возбранялось. Лучше всего было угостить вначале яблочками неимущих с сиротами, поминая, таким образом, предков, а только затем угощаться самим. Фактически данный русский народный праздник означал встречу осени. Перед закатом на Яблочный Спас люди выходили на природу с песней проводить солнышко и уходящее теплое лето.

Фольклорный праздник «На завалинке»

Цели: 1)Постижение «мудрости народной» через создание

ярких картин будней и праздников молодёжи конца 19- начала

2)Воспитание глубокого уважения к прошлому, традициям и

обычаям русского народа.

3)Установление тесного общения с семьёй.

Оформление: макет дома, плетня, завалинка.

Дети в русских народных костюмах сидят на завалинке.(звучит народная песня)

Ведущий:

Добрый день, гости дорогие! Гости званные, да желанные!

Люди зрелые и молодые, женатые и холостые!

Давно мы вас ждали – поджидали. У нас для каждого найдётся и местечко, и словечко, и забавушек разных мы припасли на каждый вкус.

Дай Бог тому, кто в нашем дому-

Дорогим гостям, да вашим детушкам.

Наделил бы вас Господь

И житьём и бытьём и здоровьицем!

И по старой русской традиции кланяемся вам в пояс…

(медленный поклон)

Гость в дом – хозяину радость.

Какие добрые слова говорили наши далекие предки, не правда ли?

А теперь так часто за событиями и за сутолокой дней

Старины своей не помним, забываем мы о ней

Прошлое – особая страна! В ней всё милей, и понятнее,

ближе, и родней. И как жаль, что прошлое уходит всё дальше и дальше и многое забывается. Теперь уже никто из нас не знает значения некоторых слов. Как жаль, что забыты такие красивые слова: узорочье, матица , высокий терем, завалинка , посиделки…

К счастью, ничто не проходит бесследно. Народная мудрость жива и всегда будет жить в народе.

Нам повезло – мы жители села и многие традиции по крупинкам сохраняются и передаются из поколения в поколение.

В каждом селе в старину были свои обычаи посиделок, праздников, посвященных народному календарю - летним, осенним, зимним и конечно весенним календарным праздникам.

Весной народ ощущал свое единство с окружающей природой, был убежден, что своими добрыми делами, играми, обрядами они помогают весеннему пробуждению Солнца, появлению цветов и злаков, прилету птиц….

На Руси считалось, что лишь тот, кто умеет по настоящему справить праздник, посидеть весело – тот умеет и трудиться.

А потому, в давние времена в каждой деревне, в каждом селе были свои посиделки, куда собирались холостые девушки, да парни.

Роднило их одно: собирались, чтобы себя показать и других посмотреть, переброситься частушкой, посоперничать в потехах и забавах, умением и мастерством блеснуть.

И сегодня на нашей завалинке мы постараемся показать вам фрагменты деревенских посиделок. Вы увидите и услышите то, о чём говорили, что пели и о чём мечтали наши прабабушки и прадедушки.

Всем ли видно?

Всем ли слышно?

Всем ли места хватило?

Тогда мы начинаем наш фольклорный праздник «На

завалинке » и милости просим на наши посиделки…

ПЕСНЯ «ЗАВАЛИНКА »

(дети обращаются друг к другу как будто ведут диалоги к гостям)

Добрый день вам и поклон,

Гости дорогие!

Собрались со всех сторон

Наши все, родные.

Я смотрю на ваши лица,

Хорошо, отрадно мне,

Словно я в огромной, дружной

И приветливой семье.

Ото всех дверей

Ото всех ворот

Выходи скорей,

Торопись, народ!

Открываю ворота

Выходи, кому охота!

(выходит ШУМОВОЙ ОРКЕСТР «ВО САДУ ЛИ В ОГОРОДЕ »)

Девочки: Ох, и расшумелись, а ну-ка тссс! (показывает «тише») А ну, домой, а то мамка заругает! (дети убегают)

Девочки садятся на скамейку, грызут семечки.

Входят 2 мальчика в русских костюмах.

Идут, грызут семечки, поглядывают на девочек.

1. О! Наро – оду!

2. Ого! Народищу – у!

1.Ты куда?

2. А ты куда?

1. Я – сюда.

2.И я сюда.

Мальчики садятся на скамейку.

1д. Ой, девочки, а я что вчера видела!

Все. Чего?

1д. Да не знаю уж, сказывать ли вам?

2д. Как это не знаешь?

3д. Коли заикнулась, так сказывай давай?

1д. Сижу я вчера вечером у окошка, луна светит ярко, на улице хорошо видать, идут мимо дома нашего Варенька с Серёжкой. Достаёт он платочек да на плечи ей накидывает так бережно, бережно. И в глаза ей всё заглядывает.

4д. Никак, свадьба скоро будет.

. (воодушевленно рассказывать)

1 д. А мне маменька рассказывала, . что на старинных русских свадьбах совершался обряд, сегодня совершенно забытый. В самый разгар свадебного

пиршества невеста бросала в круг незамужних девушек подушку. И первая, севшая на неё, была следующей невестой. Так же поступал и жених. Вот поди было весело…

(проходит парочка, мальчик одевает платок на плечи и тянет мешок с семками )

2д. Ой глянь, вон что весело, ты погляди как Сенька на Таньку пялится, влюбился что ли?...

1д. Завидуешь что ли?

2д. А что ж, не завидовать, он жених завидный..

3 д. (с иронией ) это точно…завидный…

(парочка садится)

ПЕСНЯ «СЕМЕЧКИ » (девочка садится к другим девочкам, машет мальчику и тот уходит, продолжается диалог…)

3д. Послушайте, что со мной сегодня произошло. Иду я к вам сюда, вдруг мне дорогу перебегает чёрная – пречёрная кошка. Что делать? Не идти – нельзя, вы меня ждёте, а пойти так все переругаемся…

2д. Ой – ой – ой? Что же ты сделала?

3д. Ну, я не растерялась – три раза через левое плечо плюнула…

2 дев. Бедный пушистый зверёк! Ох и хлебнул же он горя из –за своей окраски! А почему же именно чёрная, а не рыжая,полосатая или ещё какая – то кошка стала символом ссоры,неприятностей?

1 дев. Мне бабуля сказывала, то произошло потому что с чёрным цветом наши предки связывали многие неприятности в своей жизни. Тёмная ночь…

тёмный лес… чёрный провал пещеры – они таили в себе опасность. С тех пор и повелось, что чёрный цвет стал символом зла, коварства, недобрых мыслей. И безобидную чёрную кошку крестьяне выкидывали из избы во время грозы – а вдруг притянет к себе молнию.

2 дев. А если провезти такого кота на лошади – всё, считай, конь пропал, а уж если чёрный кот чихнёт – не миновать хозяину зубной боли.

Все: ха-ха-ха

2 дев. Нам сейчас смешно, но ведь ещё не так давно люди верили во всю эту ерунду.

3 дев. А вот что говорил народ о суевериях.

1.Муравьи в доме – к счастью; кони ржут – к добру.

2.Кто нечаянно завидит свет в своём доме – жди счастья.

3Сова близ дома кричит – к новорождённому.

4.Заяц по селу бежит – к пожару.

1 дев. Ага, вот-вот…

5.Коли наступишь на чужой след, то будут болеть ноги.

6.Чёрный глаз опасен. Бойся чёрного да карего глаза.

7.Мыло за пазухой спасает от порчи.

8.Не играй ножом – ссора будет.

9.Ключи на столе – к ссоре.

2 дев . Что вы все о грустном! Для хорошего настроения послушайте вот такие забавные приметы: «Звенит в одном ухе – к исполнению желаний.

Звенит в обоих ушах – выключите будильник и вставайте.», «Если все кошки, перебегающие дорогу, чёрные, значит, рядом жгут автопокрышки.», «Если вам навстречу попадается женщина с пустыми вёдрами, значит, в доме отключили воду.»

(все вместе смеются)

1д. Ой, что-то скучно стало!

(выходят мальчики)

1м. А не поиграть ли нам в фанты? (дети тянут бумажки и исполняют желания, кто не задействован - хлопают)

    Выпала тебе работёнка:

Изобрази-ка нам котёнка.

    Чтобы не попасть впросак,

Пришлось смотреть во все глаза.

    А теперь закрой-ка глаз,

Кукарекни пару раз.

4. Вежливостью удиви:

Руку всем вокруг пожми.

(все вместе)

Ставьте ушки на макушку:

Мы споём для всех частушки.

Девочка: Говорят частушки, вроде, в наши дни уже не в моде?

Мальчик: Только, разве, дело в моде, если любят их в народе?

ЧАСТУШКИ

    Мы частушки-прибаутки собирали всем селом

Всем на радость и забаву их сейчас перепоём.

Я плясала у реки, потеряла каблуки.

Обернулася назад – каблуки мои лежат.

Не смотрите на меня, глазки не ломайте,

Я не с вашего села, вы меня не знаете.

А у нас во дворе квакали лягушки,

А я с печки босиком, думала, подружки.

Ах, гармошечка-гудок, своё дело знает.

Она в Сашиных руках хорошо играет.

Как же нам не петь частушки, ведь в Ардони мы живём!

Мы частушки пели вам - больше, чем полвечера.

Мы пойдём, а вы сидите, вам ведь делать нечего (уходят?)

(Выходят мальчик).

1.Небылицы в лицах

Сидят в теремах-светлицах.

2.Щёлкают орешки

Да говорят насмешки.

Выходят все участники.

Все: Фольклорные перевёртышки .

1.Ехала деревня мимо ямщика,

Вдруг из-под воротни лают ворота.

2.Крыши полетели, сели на ворон,

Лошадь понукает ямщика кнутом.

3. «Тпру»- сказала лошадь, а ямщик заржал,

Лошадь пошла в гости, а ямщик стоял.

4.Лошадь ела шаньги, а ямщик овёс,

Лошадь села в сани, а ямщик повёз.

Все: Фольклорные потешки .(ДИАЛОГ ПО ДВА)

1.-Федул, что губы надул?

Кафтан прожёг.

Зашить можно.

Да иглы нет.

А велика ли дыра?

Один ворот остался.

2.-Фома, что из леса нейдёшь?

Медведя поймал.

Так веди сюда.

Да он не идёт.

Так сам иди.

Да он не пускает.

3.- Фома, у тебя в избе тепло?

Тепло. В шубе на печи согреться можно.

4.-Сынок, сходи за водицей на реку.

Брюхо болит.

Сынок, иди кашу есть.

Ну, раз мать велит, надо идти.

Все: Фольклорные загадки .

1.Меж двух светил я в горнице один. (Нос.)

2.Стоят два кола, на кольях бочка,

На бочке кочка,

А на кочке дремучий лес. (Человек.)

3.Одну меня не едят, а без меня мало съедят. (Соль.)

4.У двух матерей по пяти сыновей.

Одно имя всем. (Пальцы).

5.И комковато, и ноздревато, и мягко, и ломко,

А всех милей. (Хлеб.)

6.Чёрненькая собачка, свернувшись, лежит:

Не лает, не кусает, а в дом не пускает. (Замок.)

Все: Фольклорные дразнилки.

1.Дуня-пышка на улицу вышла.

На кочку села, комарика съела.

2.Лёшка-лепёшка, голова с лукошко,

Шапка колышком, ноги брёвнышком.

3.Коля, Коля, Николай, бросил шубу на сарай,

Шуба вертится, Коля сердится.

4.А Дуня -Бабка-ёжка, костяная ножка,

С печки упала, ножку сломала,

А потом и говорит: «У меня живот болит»

(на сцену выходит женщина с ребенком на руках ) Тсссс!... малыш засыпает..

Ведущий (за кадром ) На посиделки приходили и молодые замужние женщины, у которых уже были маленькие дети. Младенец ещё и «мама» сказать не умеет, а его уже укладывают спать под уютную колыбельную песню.

Девочка с куклой поёт колыбельную песню .

Баю, баю, баю, бай!

Спи, малютка, засыпай.

А то серенький волчок тебя схватит за бочок.

Баю, бай, баю, бай,

Поскорее засыпай.

Ведущий: (за кадром) Проснётся ребёнок, затекли руки-ноги – раньше туго заворачивали. Развернёт его мама и начинает поглаживать да приговативать..

(Девочка разворачивает куклу, поглаживает и говорит).

Потягунюшки, подрастунюшки,

А в ножки ходунюшки, а в ручки хватунюшки,

А в роток говорок, а в головку разумок.

Ведущий (за кадром) Какие хорошие, ласковые слова, верно? И следит малыш глазами: где у него ножки, где роток. По-доброму как всё было…, по-нашему…, тепло… душевно…

(шум и гам.. на сцену выходят шумовой оркестр…)

Дети: А мы сейчас убаюкаем вашу ляльку…

ШУМОВОЙ «КАМАРИНСКАЯ »

Женщина: ох и шумные вы ребята! Пойдем мы …(уходит, дети садятся)

Ведущий (за кадром ): На посиделках велись и серьёзные разговоры. Думали о лучшей жизни, вспоминали о прошлом, хотели узнать о будущем.

На май-июнь приходится один из самых главных праздников – Святая Троица. С праздником Святой Троицы связано много народных обычаев и традиций. Это праздник связан с культом прославления расцветающей растительности, с культом воды и земли. В Семик (четверг) девушки надевали лучшие наряды, плели венки из веток берёзы и цветов и ходили в лес завивать берёзку. У нас на селе до сих пор в особом почете праздник «Березка». Наверное потому, что вокруг села березовые рощи и возле школы растут белоснежные красавицы…

Ей, красавице русской, несметное количество песен написано…

ПЕСНЯ ПРО БЕРЕЗУ (ДК Ардонь)

С чего начинается Родина?
Наверное, с белых берез,
С их царства сквозного молочного
И с пухлых ребяческих грез.

Праздник «Березка» объединяет всех и умудренных опытом и молодых

Выходят девочки с венками, подходят к берёзке , окружают её и по очереди расхваливают.

1.Ай да красавица!

2.Ай да кудрявая!

3.Ай да стройная!

Дети: . Завьём берёзоньку ! Да желанья загадаем!

1.Вью-вью колечко на батюшку,

Другое колечко на брата,

Третье колечко на себя.

2.Вью колечко на сестру,

Другое колечко на брата,

А третье колечко на себя,

Чтобы все наши желания исполнились.

Участники водят хоровод «Ах ты, белая березка!».

3.Берёзка-берёзонька, завивайся, кудрявая!

К тебе девушки пришли, загадать желания пришли.

4.Белая берёзонька, ходи с нами гулять, пойдём с нами играть.

5.Девушки-подруженьки, пойдёмте к реченьке венки в воду

бросать, на женихов гадать.

Все участники уходят….

Девочка: А вот и конец, всему делу венец.

Ведущий : Мы показали вам только часть того доброго и

прекрасного, что знали и любили далёкие наши предки.

Х очется пожелать вам , чтобы души ваши были добрыми, чтобы любили

землю, на которой живёте, берегите любовь свою к матери, отцу, брату, сестре. Если будет среди вас лад, будет вам всем и клад.

Дом, земля наша, любовью богата и трудом.

А песнями, играми счастье копится и полнится.

Старое уходит, но его нужно знать и беречь.

Русская старина пронизана добром, а это очень важно в наши дни.

Берегите Россию…

ПЕСНЯ «РОСИНОЧКА – РОССИЯ »

(на проигыше)

Желаем дней побольше ясных,

Побольше света и тепла,

Здоровья, радости, успехов,

Покоя, счастья и тепла.

Все: Приходите снова к нам, будем рады мы гостям!

Введение

«Детство – важнейший период человеческой жизни, не подготовка к будущей жизни, а настоящая, яркая, самобытная, неповторимая жизнь. И от того, как прошло детство, кто вел ребенка за руку в детские годы, что вошло в его разум и сердце из окружающего мира – от этого в решающей степени зависит, каким человеком станет сегодняшний малыш» (В.А.Сухомлинский).

В настоящее время Россия переживает один из непростых исторических периодов. И самая большая опасность, подстерегающая наше общество сегодня не в развале экономики, не в смене политической системы, а в разрушении личности. Ныне материальные ценности доминируют над духовными, поэтому у детей искажены представления о доброте, милосердии, великодушии, справедливости, гражданственности и патриотизме. Формирование основ моральных качеств начинается еще в дошкольном детстве. От того насколько успешно осуществляется этот процесс, во многом зависит духовно-нравственное развитие ребенка.

Дошкольный возраст – фундамент общего развития ребенка, стартовый период всех высоких человеческих начал. Сохранить в наших детях человечность, заложить нравственные основы, которые сделают их более устойчивые к нежелательным влияниям, учить их правилам общения, умению жить среди людей – главные идеи воспитания духовно-нравственных качеств личности. Детский сад – это культурно-социальная плацента для каждого дошкольника, где формируется и отрабатывается его социальный опыт. В этом пространстве дети учатся воспринимать сложные жизненные явления, у них сглаживаются проявления социальной и материальной стратификации, формируется гуманистическая направленность. В культурно-образовательном пространстве ДОУ дошкольник осваивает систему ценностей, норм, стереотипов общества, у него складывается система внутренних регуляторов, привычных форм поведения. В нем он не просто адаптируется к жизни, к социальной среде, а является творцом своей жизни, преобразует себя и самореализуется.

Стандартизация в системе образования нормирована приказом Министерства образования и науки Российской Федерации от 17.10.2013 №1155 «Об утверждении Федерального государственного образовательного стандарта дошкольного образования». Такого стандарта в России ещё не было. И с каждым годом он всё шире и шире открывает для себя двери в Российскую образовательную систему. А с 1 января 2014 года вступил в силу приказ Минобразования и науки РФ «Об утверждении ФГОС дошкольного образования».

ФГОС – федеральный государственный образовательный стандарт.

ФГОС ДО это совокупность обязательных требований к структуре Программы и ее объему, условиям реализации и результатам освоения Программы. На основе стандарта разрабатывается и сама Программа. Это делают сами дошкольные учреждения. Её содержание должно обеспечивать развитие личности, мотивации и способностей детей в различных видах деятельности, гарантировать охрану и укрепление физического и психологического здоровья воспитанников, комфортной по отношению к воспитанникам (в том числе и с ограниченными возможностями здоровья). Интегративным результатом реализации указанных требований является создание развивающей образовательной среды: Обеспечивающие духовно-нравственное развитие и воспитание детей, так же высокое качество дошкольного образования, его доступность, открытость и привлекательность для детей и их родителей и всего общества.

Культурно образовательная среда дошкольника является фундаментом для Программы духовно-нравственного развития, воспитания обучающихся на ступенях начального общего образования (п.19.6. ФГОС), в основе которой положены ключевые воспитательные задачи, базовые национальные ценности российского общества. В связи с этими поставлена задача ориентировать проект «Народные фольклорные праздники в жизни малышей» на решение главной проблемы современного общества утрату нравственных интересов и общечеловеческих ценностей.

Народная культура – одно из средств нравственного, познавательного и эстетического развития детей. Современный дошкольник живет во время, когда русская культура, родной язык испытывают влияние иноязычных культур. На экранах телевизора ребенок видит диснеевские мультфильмы, героями современных детей становятся персонажи иностранных фильмов. А как же наши сказочные герои, чудесные мультфильмы советского периода, изумительные фильмы-сказки, где добро побеждает зло? Вспомним слова академика Д.С.Лихачева: «Русский народ не должен терять своего нравственного авторитета среди других народов – авторитета, достойно завоеванного русским искусством, литературой. Мы не должны забывать о своем культурном прошлом, о наших памятниках, литературе, языке, живописи. Рациональные отличия сохранятся и в двадцать первом веке, если мы будем озабочены воспитанием душ, а не только передачей знаний» Именно родная культура должна найти дорогу к сердцу, душе ребенка и лежать в основе его личности. И одним из средств духовно-нравственного воспитания дошкольников является устное народное творчество. Неслучайно фольклор с давних времен должным образом оценивается в разных аспектах: как средство педагогического воздействия, как средство психолого-педагогического изучения ребенка, как средство формирования духовно-нравственной культуры, как средство обогащения словарного запаса детей и как средство передачи красоты и образности русского языка. Только произведения устного народного творчества удивительным образом совмещают в себе глубокую мудрость, легкость осознания и простоту запоминания, соответствующие психофизиологическим особенностям дошкольников.

Актуальность

Интерес и внимание к народному искусству, в том числе музыкальному, в последнее время в нашей стране еще более возрос. Все чаще говорят о необходимости приобщения детей к истокам русской культуры, о возрождении народных праздников с их традициями. Значение различных форм русского фольклора в музыкальном образовании дошкольников трудно переоценить. Ведь, приобщая детей к народному творчеству, мы тем самым приобщаем их к истории русского народа, к нравственным общечеловеческим ценностям, которых так не хватает в наше неспокойное время. Нельзя не отметить роль народной культуры в духовно-нравственном воспитании дошкольников. Наши предки оставили нам воистину неисчерпаемый источник народной мудрости. Немного творчества, выдумки, импровизации и из старых обрядовых народных гуляний получатся замечательные праздники для наших детей. Именно поэтому стало актуальным разработка проекта «Народные фольклорные праздники в жизни малышей». Для тог, чтобы воспитать гармонично развитую личность необходимо с раннего возраста воспитывать в ребёнке познавательные способности, поскольку задачей дошкольной педагогики, особенно в современных условиях является развитие познавательных способностей ребёнка, поскольку любой стране нужны разносторонне развитые. Интеллектуально-подкованные, гармонично-слаженные личности, а дошкольная педагогика способствует воспитанию таких детей.

Объектом исследования данный проект предусматривает процесс приобщения всех детей нашего дошкольного учреждения.

Предметом данной проектной деятельности является путь приобщение детей к народной культуре.

Цель проекта: Приобщение дошкольников к истокам русской народной культуры путём знакомства с народными фольклорными праздниками.

Задачи проекта:

  1. Формировать у детей устойчивый интерес к народному творчеству, желание знакомиться с разнообразными жанрами фольклора.
  2. Активизировать представления детей о народных праздниках, обычаях и традициях русского народа.
  3. Развивать эмоциональное восприятие народной музыки в различных видах музыкальной деятельности.
  4. Познакомить детей с русскими народными песнями различных жанров, со звучанием и внешним видом русских народных инструментов.
  5. Развивать воображение, творческие и актерские способности.
  6. Расширить диапазон детского голоса, развивать вокально-хоровые навыки, чистоту интонирования средствами народного фольклора.
  7. Воспитывать патриотические чувства, гордость за великую державу.
  8. Вовлечь родителей в совместную деятельность по реализации проекта по приобщению детей к истокам русской национальной культуры.

Новизной и отличительной особенностью проекта является приобщение детей к творческой деятельности. Создание игровых миниатюр, инсценировок народных фольклорных праздников, а также знание истоков народного творчества.

Необходимость в создании данного проекта существует, так как он рассматривается как многосторонний процесс, связанный с развитием у детей музыкального восприятия, фантазии, музыкального слуха, формирует исполнительской культуру, мотивирует на творчество.

Ожидаемые результаты:

  • устойчивый интерес к культуре русского народа;
  • знание детьми устного народного творчества, песен, декоративно –

прикладного искусства;

  • создание календаря праздников, состоящего из детских работ.

Аннотация проекта

Проект «Народные фольклорные праздники в жизни малышей» представляет внутренний нормативный документ и является немаловажным для оценки качества музыкального образовательного процесса в детском саду «Ромашка». Основная идея проекта – гуманизация, приоритет воспитания общечеловеческих ценностей: добра, красоты, истины, дошкольного детства. Проект основан на интеграции художественно-речевой, музыкальной, игровой, изобразительной, театрализованной деятельности. В его основе лежит ознакомление детей с детей с народным искусством (слушание народной музыки, сказок, потешек, пословиц, поговорок, загадок, колыбельных песен).

Этапы реализации проекта

I. Организационно-подготовительный

  • Обоснование актуальности темы, мотивация ее выбора;
  • Определение цели и задач проекта;
  • Подбор литературы, пособий, атрибутов;
  • Обсуждение с родителями детей вопросов, связанных с реализацией проекта.

II. Основной

  • Непосредственно-образовательная деятельность с детьми.
  • Совместная деятельность
  • Самостоятельная деятельность детей.

III. Заключительный

  • Обобщение результатов работы;
  • Анализ деятельности.

Основной принцип проекта – принцип взаимодействия ребенка с различными формами народного фольклора. Обрядовые песни, игры, танцы, народные сказки, малые фольклорные жанры – это все неоценимое богатство, которое способно помочь ребенку преодолеть скованность, застенчивость, стать творческой личностью.

Постановка проблемы

В настоящее время многие современные дети растут на примитивных музыкальных “шедеврах”, единственной целью которых является бездумное подчинение ритму и оглушительной какофонии звуков. Это создает обстановку духовной бедности и художественной серости и не способствует гармоничному и нравственному развитию. Наблюдая за детьми во время проведения фольклорных праздников, театральных народных представлений, фольклорных спектаклей, при знакомстве с различными формами устного народного творчества и малыми музыкальными фольклорными формами, виден их живой интерес к этому процессу и познавательная активность. У детей рождается ответное душевное чувство, интерес к обычаям и культуре народа, носителями которой они являются, гармонично формируются нравственные ценности: представление о добре, красоте, правде и верности, которые приобретают в наши дни особую значимость. Прислушиваясь к речи детей, можно отметить ее скудность, слабые попытки строить логические фразы, рассказы, высказывать мысли, пересказывать текст.

Русские пословицы, небылицы, поговорки, скороговорки (древнейшая логопедия), прибаутки, песни, потешные и докучные сказки не только открывают звуковые красоты родного слова, координируют движение и речь, но и расширяют, обогащают, активизируют словарный запас ребенка.

Опираясь на методическое пособие для педагогов «Народный календарь и дети» С.Черноскутовой, фольклорный материал книги методические рекомендации и программу Э.Г.Чуриловой, авторскую технологию А.И.Бурениной, я рассчитываю, на положительную динамику решения проблемы в ходе реализации проекта.

План мероприятий

Этап Мероприятия Сроки Ответственный
Организационно-подготовительный Анкетирование воспитателей

Анкетирование родителей

Наблюдения

Май-сентябрь Музыкальный руководитель,

воспитатели

Основной Октябрь Музыкальный руководитель
Консультация для воспитателей «Роль музыкального фольклора в жизни детей дошкольного возраста» Ноябрь Музыкальный руководитель
Семинар – практикум для воспитателей «Использование музыкального фольклора в воспитании детей» Декабрь Музыкальный руководитель
«Мастер – класс» для родителей «Народная музыкотерапия» Февраль Музыкальный руководитель,

Воспитатели

Семинар – практикум для родителей «Знакомьте малышей с фольклором» Март Музыкальный руководитель,

Воспитатели

Круглый стол с участием родителей «Роль народного фольклора в Апрель Музыкальный руководитель,

Воспитатели

Культурно - досуговое мероприятие «Ярмарка» Май Музыкальный руководитель,

Воспитатели

Рефлексивно-диагностический Анкетирование воспитателей

Анкетирование родителей

Мониторинг творческих способностей, музыкальных особенностей

Наблюдения

Май Музыкальный руководитель,

воспитатели

План мероприятий с детьми

Название

мероприятия

Форма проведения Предварительная работа Материал Направление
Осеница – царица Праздник Беседа о осенних праздниках, о народных приметах и обычаях связанных с ними, разучивание песен, плясок, загадок, русских народных игр. Костюмы, музыкальные инструменты
Рождественские Посиделки Музыкальная

гостиная

Беседа о святочных праздниках, об обычаях рядиться на святки, знакомство детей с рождественскими песнями. Иллюстрации с изображением

ряженных

Колядки Развлечение Беседа о празднике Масленица, о традициях, обрядах, обычаях. Разучивание приговорок, прибауток, закличек, песен.

Организация и проведение русских народных игр и забав.

Костюмы

ряженных,

шумовые музыкальные

инструменты

Эх, да Масленица! Русские гулянья Разучивание рождественских колядок, русских народных игр Костюмы

ряженных,

шумовые музыкальные

инструменты

Физическое развитие
Вербное воскресение Проведение русских народных игр «Верба - вербочка» Рассказ о праздновании вербного воскресения и о вербе. Веточки

вербы, народные

Художественно-эстетическое развитие
Пасха Праздник Рассказ о празднике Пасха. Знакомство с обрядами, играми, поверьями, обычаями. Разучивание пасхальных песен приговорок, раскрашивание Пасхальных яиц. Костюмы,

музыкальные

инструменты макет горки,

пасхальные яйца,

Социально-личностное развитие
Троица все зеленью покроется Праздник Беседа о праздновании Троицы об обрядах, традициях. Разучивание русских народных игр, хороводов, песен. Демонстрац.

материал

Познавательно-речевое развитие

Ресурсное обеспечение проекта

1. Нормативно – правовой ресурс:

  • согласование проекта с администрацией детского сада;
  • утверждение проекта на заседании творческой группы педагогов.

2. Материально – технический ресурс

  • приобретение инвентаря, расходного материала для изготовления пособий и создания специальной среды в группах детского сада.

3. Информационный ресурс:

  • подбор методической и познавательной литературы по теме;
  • сбор информации по теме проекта из Интернета и периодических изданий.

Ресурсное обеспечение проекта:

Информационное:

  • Программа «От рождения до школы» под редакцией Н. Е. Вераксы, Т. С. Комаровой, М. А. Васильевой.
  • Программа «Приобщение детей к истокам русской народной культуры» (О.Л.Князева, М.Д.Маханева, 2001г.).
  • Система работы по формированию культуры здорового образа жизни «Наша традиция - быть здоровыми!"» (Карепова Т.Г., Жуковин И.Ю.).
  • Программа «Школа этнической социализации» (Л.В.Суровяк, Новосибирск, 2004г.).
  • Фольклорная арт-терапия (Л.Д.Назарова, С-Петербург, 2002г.).
  • Авторские разработки педагогов и методиста МДОУ «Ромашка» Рая О. Н. О.Н., Рудаковой Л.Г. , Токмаковой О. Е.

Финансовое:

Реализация проекта осуществляется за счет бюджетных ассигнований МБДОУ «Ромашка» (покупка методической литературы, оборудования и др.), а также силами волонтерской деятельности педагогов ДОУ, и родителей воспитанников ДОУ (сбор экспонатов для музея, изготовление наглядных и дидактических пособий и др.).

Материально-техническое:

Реализация проекта требует оформления мини-музея, изготовления информационных материалов для родителей воспитанников.

Кадровое:

Разработку и реализацию проекта обеспечивают штатные работники ДОУ:

  • старший воспитатель, педагог-психолог Скрипочка В.Е.;
  • воспитатели высшей квалификационной категории Рая О.Н. Рудакова Л. Г.

В результате реализации проекта:

  • дети проявят активный интерес и желание заниматься поэтическим и музыкальным фольклором;
  • у детей будут сформированы навыки актерского мастерства, коммуникативные способности;
  • воспитатели получат интересную технологию работы с детьми, основанную на создании образно-игровых ситуаций, требующих от детей перевоплощения, работы фантазии, воображения. Они сделают вхождение в мир фольклора для ребенка желанным, интересным, занимательным, личностно окрашенным и значимым. Также педагоги приобретут опыт в изготовлении костюмов, бутафории, реквизита и опыт совместного сотрудничества с детьми и родителями.

Риски и пути преодоления рисков

Конечно же, при апробации проекта нужно учитывать, что возникнут определённые трудности и риски.

Хочется отметить проблемы, с которыми мы столкнулись:

  • содержание ряда занятий не в полной мере выстроены с учетом возрастных

особенностей детей дошкольного возраста;

  • в содержании одного занятия включено два и более произведения, что

тяжело для восприятия детей;

  • музыкальному руководителю приходится готовиться к каждому занятию основательно его перерабатывать и вносить изменения;
  • не достаточно методической базы, готовясь к занятию, необходимо было найти и просмотреть большой объем литературы, подготовить большой наглядный материал, иллюстрации, картины.

Но все эти проблемы можно преодолеть с помощью взаимодействия педагогического коллектива и родителей. В настоящее время проблема духовно-нравственного воспитания детей стоит особенно остро. Настоящее и будущее российского общества и государства определяются духовно-нравственным здоровьем народа, бережным сохранением и развитием его культурного наследия, исторических и культурных традиций, норм общественной жизни, сохранение национального достояния всех народов России.

Особо значимым является период дошкольного детства, период первоначального вхождения ребенка в этот огромный, удивительный и прекрасный мир. Именно в дошкольном возрасте закладывается основа системы духовно - нравственных ценностей, определяющая отношение человека к миру во всем многообразии его проявлений. У ребенка формируются основы отношения к себе и к окружающим, обществу в целом.

Взаимодействие со специалистами и родителями:

Внедрение проекта проходит более эффективно и результативно при участии специалистов ДОУ: к консультации педагога-психолога прибегаем для решения социально-нравственных проблем у детей. Советы логопеда помогают совершенствовать речевые навыки дошкольников. Другие педагоги принимают участие в праздниках, развлечениях в роли персонажей. Родители помощь в изготовлении атрибутов, костюмов к праздникам; участвуют в качестве персонажей. Так же проводятся беседы с родителями, их участие помогает дома закреплять знания и навыки, полученные детьми на занятиях и, тем самым, достичь желаемых нами результатов.

Стратегия работы с родителями воспитанников предполагает

  • информирование родителей о целях, задачах и результатах проектной деятельности;
  • проведение проблемно-ориентированного анализа для сопоставления

достигнутых результатов с прогнозируемыми.

Модель сотрудничества педагогов с семьями воспитанников строится как процесс межличностного общения, результатом которого является формирование у родителей осознанного отношения к собственным взглядам и установкам в вопросах духовно-нравственного воспитании ребенка.

Педагогический коллектив в этом направлении решал следующие задачи:

  • объединил усилия педагогов и родителей;
  • создал атмосферу общности интересов в процессе организации проектной деятельности.

С целью ознакомления родителей с проектной деятельностью используются активные формы работы. Тесное взаимодействие с семьями воспитанников и педагогическое просвещение родителей осуществляются на занятиях: «Школы для родителей». Для родителей выпускаем информационные стенды: «Народный праздник в жизни ребёнка», «В кругу семьи», «Православные праздники».

Таким образом: постоянная работа с семьей, позволяет соблюдать принцип непрерывности и преемственности духовно- нравственного воспитания в семье и детском саду Работа детского сада в данном направлении соответствует запросам родителей, которые хотят видеть своих детей духовно, психически и телесно здоровыми.

Необходимые условия реализации программы:

Специальное помещение, технические средства, русские народные музыкальные и шумовые инструменты, предметы народного быта, народные костюмы, разные виды театра, устный и музыкальный фольклорный материал, атрибутика.

Проект «Народные фольклорные праздники в жизни малышей» должен стать мощным импульсом развития всего педагогического коллектива в вопросах приобщения дошкольников к русской традиционной культуре. И Главная задача состоит в том, чтобы помочь ребёнку развиваться, проявлять свой творческий потенциал. Для этого мною сделана попытка обобщения и систематизации фольклорного репертуара из разных источников с акцентом на социально-нравственное и речевое развитие дошкольников, а также, преодоление застенчивости у детей средствами музыкально-театральной, игровой деятельности. В целом проект в своём развитие имеет прогресс так как его оригинальность состоит во взаимодействии творчества, осваивании опыта прошлых поколений, изучении его, реализации полученные знания в повседневной жизни. Фольклор и народное творчество учат детей понимать добро и зло, а так же противостоять негативным явлениям. Данный проект помогает комплексно подойти к проблеме социально - нравственного воспитания дошкольников решать коммуникативные и речевые проблемы. А также, фольклор одно из действенных методов воспитания, таящее в себе огромные дидактические возможности. Также ведущее место в процессе приобретения детьми первых этнокультурных знаний мы изначально отвели детскому фольклорному празднику. Стараемся создавать у ребенка радостное настроение, эмоциональный подъем и формировать праздничную культуру (знание традиций народного праздника, особенностей организации праздничного действа, правил приглашения гостей и гостевого этикета). Подготовка к празднику всегда вызывает у детей интерес, на основе которого формируется художественный вкус, единение детей и взрослых. Самое главное, чтобы никто не был пассивным созерцателем. Мы, взрослые, должны дать выход детским стремлениям, способствовать удовлетворению их желания участвовать в играх, танцах, инсценировках, в оформлении зала, группы. Это способствует социализации ребенка, формирует у него активную позицию и вызывает стремление сохранить традиции и обычаи русского народа.

Список используемой литературы

  1. Боронина, Е. Г. «Оберег». Программа комплексного изучения музыкального фольклора в детском саду. – М.: Владос, 1999.
  2. Ветлугина Н. А. Музыкальное воспитание в детском саду. – М.: Просвещение, 1981. – 240 с., нот. – (Б-ка воспитателя дет. сада).
  3. Дзержинская, И. Л., Музыкальное воспитание младших дошкольников: Пособие для воспитателя и муз. руководителя дет. сада. (из опыта работы) – М.: Просвещение, 1985 - 160c., нот.
  4. Камертон: программа музыкального образования детей раннего и дошкольного возраста / Э. П. Костина. – М.: Просвещение, 2004,. – 223с.- ISBN 5-09-014666-7.
  5. Камертон: программа музыкального образования детей раннего и дошкольного возраста / Э. П. Костина. – 2-е изд. – М.: Просвещение, 2006. – 223с.- ISBN 5-09-014666-7.
  6. Каплунова, И., Новоскольцева, И. Праздник каждый день. Программа музыкального воспитания детей дошкольного возраста «Ладушки», младшая группа. СПб.: Изд-во «Композитор», 1999, - 60с.
  7. Князева О. Л., Маханева, М. Д., Приобщение детей к истокам русской народной культуры.
  8. Доронова Т.Н. Вместе с семьёй. М.Просвещение, 2006.
  9. Радынова О.П. Музыкальное воспитание в семье М. Просвещение, 1994.
  10. Давыдова И.А. Формы работы музыкального руководителя ДОУ с родителями. Ж. 1 сентября 2013.
  11. Калинина Т.В. Новые информационные технологии в дошкольном детстве Ж. Управление ДОУ 2008 №6.
  12. Веракса Н.Е., Веракса А.Н. Проектная деятельность дошкольников. Пособие для педагогов дошкольных учреждений. – М.: Мозаика-синтез, 2008. – 112 с.
  13. Киселева Л.С. и др. Проектный метод в деятельности дошкольного учреждения: – М.: АРКТИ, 2003. – 96 с. 4.

Многие философы и историки доказывали, что незнание прошлого неизбежно приводит к непониманию настоящего.

Воспитание учащихся на традициях русской культуры - одно из главных направлений обновления содержания педагогического процесса. Активная перестройка учебного процесса на основе ознакомления учащихся с русскими семейно-бытовыми традициями, с народными песнями и танцами, промыслами, ремёслами, праздниками и обрядами проводится во многих школах России. Такой интерес объясняется следующими причинами:

Без знаний основ народной жизни, родного фольклора, классического искусства невозможно воспитывать интерес и уважение к культуре других народов: ведь Россия - многонациональное государство. Если выпускник не знает истоков своей национальной культуры, ему чужда и культура другого народа.

Русский образ жизни во многом утрачен, а ведь он основан на гармоничном существовании человека с природой, на взаимном уважении и ладе в семье. В отношениях между молодыми людьми и пожилыми людьми между верующими и неверующими людьми.

Раскрыть эти и другие секреты русского житейского уклада и передать их педагогическими средствами подрастающему поколению - одна из важнейших задач.

Народное творчество не только неиссякаемый источник мудрости и красоты, но и неоценимое средство воспитания, приобщения современных подростков к сокровищам устной художественной, прикладной фольклорной культуры.

Интерес к народному творчеству, в том числе и к праздникам наших предков, возник в связи с изменениями социального строя в нашей стране, т.к. многое было утрачено. Появилась необходимость изучения народного творчества - это проявляется в возрождении старинных праздников и обрядов, увеличение количества специализированной литературы по народному творчеству, появлении на телевидении и радио специальных передач по фольклору и этнографии.

Праздники в русской деревне прошлого составляли важную сторону общественной и семейной жизни. Крестьяне даже говорили: «Мы целый год трудимся для праздника».

Праздник - время отдыха, веселья, радости, ощущения полноты жизни, время, когда люди осознавали себя частью единого сообщества. Праздник религиозным сознанием людей воспринимался как нечто священное, противоположное будням - повседневной жизни.

Если будни осмыслялись как время, в которое человек должен заниматься мирскими делами, добывая хлеб насущный, то праздник понимался как время слияния с божественным и приобщения к сакральным ценностям общины, ее священной истории. В праздник люди должны достигнуть особого психофизиологического состояния полноты жизни, мироощущения, богоощущения, а также ощущения внутреннего единения друг с другом. Такое философское осознание праздника на бытовом уровне закреплялось в целом ряде правил, которые должен был усвоить человек русского традиционного общества.

Чередование будней и праздников считалось необходимой составляющей нормального течения жизни, а сбои могли привести, по народным представлениям, к хаосу, гибели.

Праздник предполагал также полную свободу от всякой работы. В этот день запрещалось пахать, косить, жать, шить, убирать избу, колоть дрова, прясть, ткать, то есть выполнять всю повседневную крестьянскую работу. Праздник обязывал людей нарядно одеваться, для разговора выбирать темы приятные, радостные, иначе вести себя: быть веселым, приветливым, гостеприимным. Характерной чертой праздника было многолюдье. Тихое в будни село заполнялось зваными и незваными гостями - нищими, странниками, богомольцами, каликами перехожими, вожаками с медведями, балаганщиками, раешниками, кукольниками, ярмарочными торговцами, коробейниками. Праздник воспринимался как день преображения деревни, дома, человека. К лицам, нарушавшим правила праздничного дня, применялись жесткие меры.

В русской деревне все праздники включались в единую многоступенчатую последовательность. Они справлялись из года в год, из века в век в определенном порядке, установленном традицией.

В самой природе человека заложена необходимость органического сочетания будней и праздников, подытожить результаты трудовой деятельности. В стремлении человека к завтрашней радости есть стимул развития социальной активности, на которой можно построить эффективную воспитательную систему.

Современные праздники и обряды богато насыщены народной художественной самодеятельностью, они резко противостоят старым, религиозным обрядам. В народной культуре можно встретить различные формы праздников: праздники-концерты, праздники-спектакли. Такие праздники приносят радость, развлечение тем, кто приходит на них, как зрители, и не меньшую радость и удовольствие тем, кто является «артистами». Для школы наиболее естественными будут те праздники, в которых традиционно принимают участие дети. Это, например, праздники: «встреча весны», где детям отводится роль закликающих, они водят хороводы, поют пестушки и их одаривают куличами (печеньем в виде птичек). Такой праздник дети ждали с нетерпением, с этим днем связывались волнение художественного творчества: вместе с матерями они делали из белого теста жаворонков, ласточек, сорок, соловьев, синичек и приносили свои изделия в школу. Дети воплощали в свои маленькие создания чувство любви к природе, каждый по своему выражал свое представление о красоте.

Многообразные воспитательные функции массовых народных праздников обуславливают целесообразность широкого использования этой формы эстетического и нравственного воздействия в системе воспитания, в первую очередь подрастающее поколение.

Современная система народных праздников это своеобразное педагогическая система, которая органически связана со всей воспитательной работой. Она обеспечивает постоянное воспитательное воздействие на людей, отражает их мировоззрение.

Во всем многообразии школьных праздников наиболее убедительными будут те, которые ориентированы на существенные стороны народного праздника в его фольклорной традиции.

Во-первых: обязательность праздника, его неотвратимость. В народной жизни будни чередовались с праздниками и были наполнены их ожиданием. Весь год был подчинен ритму смены работы и праздника. Праздники были необходимы и жизненно оправданы. Ими отмечались главнейшие поворотные вехи года, связанные со сменой сезонов, началом и завершением трудовых будней. Праздники отражали то чувство, с которым люди относились к окружающей их природе, к своему труду и его результатам.

Во-вторых: массовость. На праздник собирались все, и все в нем участвовали. Кульминационными моментами праздника являются совместное пение, совместный танец, трапеза. Это незаменимые способы единения, когда каждый участник чувствует себя причастным к всеобщему.

В-третьих: праздник - это веселье, смех, разрядка напряжения, выход накопившейся психической энергии.

В каждом празднике проявляются закономерности педагогики как науки о воспитании подрастающих поколений посредством целенаправленной специально организованной системы воздействия.

Функции народных праздников:

Развивающая

Информационно-просветительная

Культурно-творческая

Рекреативно-оздоровительная.

Наиболее полно развивающее начало воплощено в информационно-просветительной функции праздников. Под термином «просвещение» в данном случае подразумевается педагогическая образовательная и самообразовательная деятельность, направленная на духовное обогащение личности, приобретение определенной системы знаний, получение необходимой информации.

Информационно-просветительная функция народных праздников основана на самостоятельности самих людей, она обеспечивает наиболее полное удовлетворение разнообразных интересов, запросов и предпочтений людей.

Рассмотрев данный вопрос, можно сказать, что праздники - неотъемлемая часть жизни людей, которая располагает людей на дружеские и теплые отношения. Праздник - одна из ветвей фольклора, изучение и углубление которого ведет за собой приобщение к народной культуре.