«Пасха — Светлое Христово Воскресение» (конспект занятия в подготовительной группе). Конспект занятия в подготовительной группе "роспись пасхальных яиц"

31.07.2019

Конспект открытого занятия в подготовительной группе «Роспись пасхальных яиц»

Цель: Формирование представлений детей о народном обрядовом празднике – Пасха.

Задачи:

    Углубить знания о традициях росписи пасхального яйца, познакомить с характерными особенностями росписи.

    Учить анализировать и сравнивать росписи пасхальных яиц разных видов.

    Развитие речи, памяти, мышления, творческое воображение, художественно-эстетические навыки учащихся, глазомер и тонкую моторику руки.

    Воспитывать уважительное отношение к традиционным русским праздникам.

Оборудование: ноутбук, презентация « Детям о Пасхе», аудиозапись колокольного звона, коллекция пасхальных яиц, гуашь, кисточки, стаканчики с водой, салфетки.

Ход занятия


1.
Ребята! Каждый год весною мы отмечаем день Светлого Христова Воскресения. Пасха считается главным христианским праздником, поводом для которого стали спасительные страдания и воскресение Иисуса Христа. Слово «Пасха» в переводе с древнееврейского языка означает «переход, прохождение мимо или освобождение от беды». (слайд 1)

Христос воскрес!
Сияет солнышко с небес!
Зазеленел уж тёмный лес,
Христос воистину воскрес!
Пришла весна - пора чудес! (слайд 2)

Пасха – это весенний праздник. О нем есть красивые стихи.

Ясно и солнечно в Светлую Пасху!
Крашенки красные, песни и пляски.
Свет на душе, как от яркой свечи.
И на столе уже ждут куличи.
Пусть разнесется по миру: Воскресе!
Будем всегда мы с надеждою вместе. (слайд 3)

В течение всей пасхальной недели на Руси звучал колокольный звон. Любой мог подняться на колокольню и ударить в колокол. Звон колоколов нес благую весть о Пасхе и за это его прозвали благовестом. (аудиозапись колокольного перезвона)

Повсюду благовест гудит,

Из всех церквей народ валит.

Заря глядит уже с небес…

Христос воскрес! Христос воскрес!

С утра все выходили на улицу и смотрели как «играет солнышко». (слайд 9)

Дети кликали солнышко:
Солнышко-ведрышко,
Выйди из-за облышка.
Сядь на пенек,
Погуляй весь денек.

Ребята, что вы еще знаете о традициях Пасхи? (ответы детей)

Красивый праздник, торжественный, обильный. На праздничном столе целый пир: пироги, куличи, пасхи и крашенные яйца. (слайд 10, 11)

Сегодня, ребята, мы познакомимся с разными способами украшения пасхальных яиц. И, конечно, попробуем сами расписать яйцо.

По данным археологов, роспись на яйце появилась несколько тысяч лет назад. Сначала их только красили в разные цвета. А потом стали разрисовывать узорами.

Существует несколько способов раскрашивания яиц. Крашенки - в старину использовали натуральные красители: луковую шелуху, соки растений, овощей. Сегодня используют пищевые красители. Крапанки - сначала варёное яйцо красят, а затем наносят капли горячего воска. После чего, яйцо кладут в краску другого цвета. Как только краска высохнет, яйцо опускают в горячую воду. В ней воск тает, образуется оригинальный рисунок. (слайд 13)

Писанки - это целое произведение народного творчества. В их росписи используются изображения растений и животных, геометрические фигуры. Основные цвета орнамента Писанок – белый, жёлтый, красный и чёрный. (слайд 13)

Значение цвета:

красный - цвет радости, жизни, любви;

желтый – солнце, луна, звезды;

зеленый – символизирует весну, молодость;

сочетание красного и белого – благодарность за защиту от зла.(слайд 14)

Драпанки - яйца варят, затем красят в какой-нибудь цвет потемнее, потом сушат. Узор наносят на скорлупу острым предметом - ножом, шилом, ножницами, толстой иглой.(слайд 15)


–Ребята! А как у вас в семье красят яйца? - Ответы детей

Ребята, посмотрите ка еще можно украсить пасхальные яйца (слайд 16, 17, 18).

А известные ювелирные фирмы создавали произведения искусства из фарфора, хрусталя, золота и серебра, стекла и кости. Они могли быть разных размеров – от больших, в которых можно было спрятать различные сюрпризы, например, пасхальные яйца фирмы Фаберже).

    Физкультминутка.

А перед тем, как начать практическую работу, давайте ребята, немного отдохнём! Повторяйте за движения за мной!

Рано утром все мы встанем,

Руки вверх с тобой потянем,

Сделаем по три наклона

Вправо, влево, прямо, снова

Пошагаем мы на месте,

Улыбнёмся друзьям вместе,

Раз - присядем, два – присядем

И на стул тихонько сядем.


Самостоятельная творческая работа

Ребята, сегодня вы узнали много нового об украшении пасхальных яиц.

Сейчас вы попробуете расписать яйцо. Смело проявляйте свою фантазию и творчество!

Беседа за работой:

Писанкам придавали большое значение.

Разбрасывали по полю яичную скорлупу для плодородия.

Высохшим желтком лечили ожоги.

Скорлупу толкли и применяли в пищу для укрепления кровеносных сосудов.

Кусочек скорлупы нанизывали на нитку и носили от простуды.

Рефлексия
Ребята! Посмотрите, какие замечательные писанканки и крапанки у вас получились.

Для чего делали яйца-писанки?

Какие цвета использовали мастера?

Пасха - это время радости, праздник победы над смертью, скорбью и печалью. Я желаю вам надолго сохранить светлое и радостное настроение, пусть душа ваша наполнится любовью, добротой и надеждой!

Пора надежд и возрождения

Опять пришла! Душа поёт!

Так пусть Христово Воскресение

Любовь и счастье принесёт!

Воспитатель: «Пасха - самый главный христианский праздник. В это день верующие отмечают воскресение из мёртвых Иисуса Христа. Православная церковь празднует Пасху уже более двух тысяч лет.

Вот послушайте, какие стихи сложил один из поэтов о Пасхе:

Звонко капают капели

Возле нашего окна.

Птицы весело запели,

В гости Пасха к нам пришла (К. Фофанов)

Писание гласит, что после вознесения Иисус велел ученикам идти по миру и проповедовать народу свое учение. Отправилась проповедовать учение Христа и бедная женщина Мария Магдалина. Пришла она в Рим, в императорский дворец к римскому императору Тиверию. В те далекие времена каждый приходящий к императору обязательно приносил какой-нибудь подарок: богатые несли драгоценные дары и украшения, а бедные – кто что мог. У Марии ничего с собой не было, кроме веры в Христа. Протянула она императору простое куриное яйцо и громко сказала: «Христос воскрес!». Удивился император и сказал: «Как можно поверить в то, что кто-то может воскреснуть из мертвых? Трудно в это поверить, как и в то, что это белое яйцо может стать красным!» Пока он говорил эти слова, яйцо стало менять свой цвет: оно порозовело, потемнело и, наконец, стало ярко-красным. Так было подарено первое пасхальное яйцо. Вот почему Пасху называют «Красная Пасха» - ведь это «праздник праздников», прославляющий победу добра над злом, жизни над смертью, света над тьмой.

С тех пор в память об этом событии, символизирующем нашу веру в Воскресшего Господа, мы и красим яйца.

Яйца красят в разные цвета и дарят со словами: «Христос воскресе!» В ответ следует сказать: «Воистину воскресе!» - и три раза поцеловаться в знак прощения и любви к близким».

Воспитатель: «Давайте и мы с вами попробуем подарить пасхальное яйцо».

Воспитатель выбирает двоих желающих, дает одному из них в руки яйцо -писанку и предлагает детям поздороваться по Пасхальному обычаю.

А много позже традиция расширилась, яйца стали красить разными цветами или наносить на них различные рисунки.

Воспитатель показывает детям крашеные яйца: «Чем отличаются эти яйца?» (ответы детей).

Воспитатель: «Правильно, ребята. Одно яйцо окрашено одним цветом, а на другом мы видим узор.

Окрашенные краской яйца называют «крашенки», а расписанные тонкими узорами «писанки». Когда художник рисует, то говорят, что он пишет картину или узор.

А еще на Пасху пекут куличи. Кулич символизирует красное солнышко, и если человек пробует кулич, то он вбирает в себя живительные лучики и становится добрым и сильным.

Пасха всегда приходилась на весну и люди наблюдали за погодой, так складывались народные приметы:

Посмотрите на улице, лежит ли еще снег? (ответы детей)

Воспитатель: «Народная примета говорит нам: «Если к Пасхе весь снег уже сошел, то год будет урожайным. А если снег еще лежит, то год будет бедным».

Воспитатель: «А теперь посмотрите, идет ли дождик или светит солнышко?» (ответы детей)

Воспитатель: «есть и еще примета: если в Пасхальное воскресение стоит ясная солнечная погода, то лето будет жаркое, но сухое. Если пройдет «грибной дождь», то лето будет теплое, но дождливое. А если облачно, но без дождя, то лето будет холодное, но засушливое.

Воспитатель: «Как вы думаете, какое у нас будет лето?» (ответы детей)

Воспитатель: «Издавна существовал и обряд «отпущения птиц на волю».

Давайте мы с вами представим, что в руках у нас птички, и мы их выпускаем.

(Дети повторяют за воспитателем хором):

Синички-сестрички,
Тетки-чечетки,
Вы на воле полетайте,
Вы на вольной поживите,
К нам весну скорей ведите.

Воспитатель: «Вот и мы с вами отпустили наших птичек на волю, чтобы весна поскорее пришла, чтобы снег растаял, чтобы цветы зацвели.

Пасха во всем мире является не только церковным, но и одним из самых любимых семейных праздников.

Подготовку к Пасхе начинают с уборки дома, многие собирают вещи для бедных и отдают их тем, кто в этом нуждается. Ведь Пасха – это праздник милосердия и сострадания, и каждый из нас может проявить эти качества помогая своему ближнему. А это, согласитесь, приятно и совсем несложно.

Вы тоже можете на Пасху вместе с родителями складывать вещи, из которых вы выросли и игрушки, в которые не играете, и отдавать их деткам помладше.

В четверг и пятницу хозяйки пекут куличи, а дети украшают их глазурью, посыпают разноцветными сахарными звездочками и горошинками.

Праздник Пасхи всегда сопровождался народными играми и забавами.

Хотите ли вы узнать, как праздник Пасхи отмечали наши дедушки и бабушки? (ответ детей)

Игра «Найди яйцо»: воспитатель показывает детям яйцо-писанку, после чего предлагает им закрыть глаза, а в это время прячет яйцо в группе. Желательно положить его на видное место. Затем детям предлагается найти писанку.

Игра «За двумя зайцами»: воспитатель берет три крашеных яйца. Два кладет рядом. А третье предлагает запустить детям так, чтобы оно попало в эти два и они раскатились в разные стороны. Дети «болеют» друг за друга.

Игра «Катание яиц»: воспитатель раскладывает небольшие сувениры и устанавливает небольшую самодельную горку или доску. Ребенок берет в руки яйцо и скатывает его с горки. К какому сувениру прикатится яйцо, тот подарок получает ребенок.

Игры на улице:

«Игра-несушка»: для этой игры понадобятся 2 яйца и 2 ложки. Дети делятся на две команды, воспитатель устанавливает флажки. По команде дети кладут яйцо в ложку и несут яйцо так, чтобы не уронить с ложки, обходя при этом флажки. Далее яйцо и ложка передаются команде. Выигрывает та команда, которая первая пронесла яйцо вокруг флажков.

«Игра-путаница»: Выбирается ведущий, остальные дети встают в круг, держатся за руки и запутываются. Ведущий должен их распутать.

Цель мероприятия:

Воспитание любви к своей земле, к своему народу;
приобщение к истокам культурных традиций русского народа;
пробуждение интереса к русскому фольклору, старинным русским обрядам.

Познакомить с пасхальными традициями русского народа, отражёнными в народном календаре, с произведениями русского фольклора;
совершенствовать уровень исполнения русских народных песен, частушек, закличек, хороводов, русских народных игр.
формирование художественно – эстетического вкуса
развитие творческих способностей каждого ребёнка
активизация творческой фантазии и воображения

Ход занятия:

Постановка темы

В день Пасхи звонили в церквях колокола, звонили по особому, торжественно. Этот звон зовется Пасхальный благовест.

Колокол дремавший

Разбудил поля.

Улыбнулась солнцу

Сонная земля.

Понеслись удары

К синим небесам,

Скрылась за рекою

Белая луна,

Звонко побежала

Резвая волна

Тихая долина

Отгоняет сон

Где-то за дорогой

Замирает звон.

С.Есенин.

Прослушивание магнитофонной записи колокольного перезвона

Сегодня мы будем говорить про Пасху.

Объяснение нового материала

Воспитатель: Знаете ли вы, что такое ПАСХА? Почему на Пасху красят яйца и пекут куличи? Какие обряды связаны с этим праздником?

Пасха – самый большой и светлый праздник христианской церкви. К Пасхе люди готовились очень долго, и эта подготовка называется Великий Пост (7 недель), в эти дни нельзя кушать мясо, молоко, яйца. Но и еще в это время каждый человек должен серьезно задуматься о себе, о своих поступках – хороших и плохих, о своих делах – добрых и не очень, он должен понять, что он сделал плохого, и исправить это. Вовремя поста на Руси не отмечали веселых, шумных праздников, не играли свадеб.

1 ребенок:

Повсюду благовест гудит,

Из всех церквей народ валит.

Заря глядит уже с небес…

2 ребенок:

Вот просыпается земля,

И одеваются поля,

Весна идет, полна чудес!

Христос воскрес! Христос воскрес!

Воспитатель: Христос Воскрес, дети! Наступил праздник Пасхи. Церковь называет Пасху Праздником праздников. Когда-то очень давно Бог прислал к нам на Землю Иисуса Христа, своего сына, чтобы он победил Зло и Смерть, чтобы избавил всех людей от их первородного греха.

К Пасхе относились благоговейно. Вся семья собиралась за общим столом, дарили друг другу подарки.А на столе обязательно были пасхальные куличи.

Дидактическая игра

Перед детьми картинки продуктов. Их задача выбрать те, которые необходимы для выпечки пасхального кулича.

Мука, сахар, соль, молоко, яйца, изюм.

Объяснение нового материала

Воспитатель: На пасху люди внимательно наблюдали за погодой. Народные приметы:

На Пасху пасмурная или снежная ночь, значит, год будет урожайным,

На Пасху дождь с громом - к богатому урожаю

Ясная погода на пасху - к сухому лету.

А если погода была мрачная, толюди звали солнышко специальными закличками.

Учим закличку:

Солнышко-ведёрышко,
Выгляни в окошечко!
Солнышко, нарядись!
Красное, покажись!
Солнышко, солнце,
Выгляни в оконце,
Посвети немножко,
Дам тебе горошка!

На пасху всегда ждали гостей. А гости просили у хозяев подарки (Приход гостей)

Хозяюшка-батюшка,

Одари гостей,

Не камней, да костей.

Не хочешь дарить –

Пойдем с нами:

Грязь месить, собак дразнить,

Собак дразнить, людей смешить!!!

Воспитатель: А хозяева дарили своим гостям яйца-крашенки. Это вареные крашеные яйца, расписанные по особому обычаю.

А почему красили и угощались яйцами?

Яйцо – это маленькое чудо, это символ жизни. Обычай красить яйца - уходит корнями в древность. Раньше считалось красное яйцо – символ солнца, нового дела, новой жизни.

Чтобы новый дом получился красивым, нарядным, крепким, а жизнь в новом доме была счастливой, под углами дома закладывали яйца.

Прежде, чем приступить к весеннему севу, яйцо крошили и рассыпали по свежим бороздам в земле. Тогда будет хороший урожай.

Когда рождался жеребенок, то хозяин проводил яйцом по спине жеребенка, чтобы он не болел, и вырос в крепкого коня.

А почему же красят яйца?

На Пасху Мария Магдалина (ученица Иисуса Христа) римскому императору Тиберию сказала, что Христос воскрес, но Тиберий не поверил, тогда Мария Магдалина подарила ему куриное яйцо со словами: «Христос Воскрес!», и яйцо сразу стало ярко – красное, символизируя кровь, которую пролил Христос. И именно поэтому яйца на Пасху принято красить красным цветом.

Значения символов, используемых при росписи пасхальных яиц:
Сосна и ель- символ здоровья.
Дубок - символ силы.
Точечки - символ плодородия, новой жизни.
круг – символ солнца

Практическая работа

Вареные яйца дети опускают в специальный мешочек, а затем, под контролем воспитателя, в горячую воду. Яйцо становится цветным. Затем вместе обсуждаем, какие узоры проявились и какой смысл они несут.

Подвижные игры

«Не урони»

Играющие берут в зубы ложку с яйцом и по команде идут через зал, стараясь не уронить яйцо.

«Прокати»

Просмотр презентации о Пасхе
Итог

О чем мы сегодня говорили?

Что нового узнали о праздновании Пасхи?

Елена Сидубаева
Конспект занятия кружка «Декупаж» в подготовительной логопедической группе. Тема: «Украшение яиц к пасхе»

Конспект кружковой работы «Декупаж »

в подготовительной логопедической группе «Дружная семейка»

Тема : «Украшение яиц к пасхе »

Руководитель кружка : воспитатель I категории Сидубаева Е. Г.

Цель : формирование умений создавать декоративную композицию на объемной форме в технике «декупаж » ; развивать творчество.

Интеграция :

О. О. «Познание»

Расширять кругозор детей о духовных праздниках, познакомить с символами праздника «Пасха » .

О. О. «Музыка»

Создавать благоприятный музыкальный микроклимат.

О. О. «Труд»

Закрепить навыки аккуратного наклеивания в технике «декупаж »

О. О «Коммуникация»

Развивать диалогическую речь (добиваться полных ответов на вопросы) Активизировать словарь по теме : «пасха » , «символ»

О. О. «Здоровье»

Развивать мелкую моторику рук, глазомер.

О. О. «Социализация»

Воспитывать интерес к народным играм, взаимовыручку и взаимопомощь в игре.

Демонстрационный материал : украшенные писанки , картины с праздником «пасха »

Раздаточный материал : яйца, салфетки 3-х слойные, ножницы, клей, кисти, салфетки

1. Организационный момент.

Воспитатель вносит в группу поднос с пасхальными яичками «писанками» .

Уж верба вся пушистая

Раскинулась кругом.

Опять весна душистая

Повеяла кругом.

Я не зря принесла вам весенним днем эти яички и хочу спросить : «Какой духовный праздник приближается?»

Скажите, что означает слово «Пасха » ?

(избавление)

2. Энциклопедический рассказ о празднике

В России святая Пасха всегда занимала особое место в духовной жизни людей. В этот праздник люди забывают про свои обиды, мирятся друг с другом.

О каком пасхальном обычае вы знаете ?

А почему в Пасху мы раскрашиваем и дарим друг другу яйца?) Яйцо-это маленькое чудо,это символ жизни.

Чтобы новый дом получился красивым, крепким, а жизнь в нем была счастливой, в фундамент дома закладывали яйцо. Прежде чем посеять пшеницу, яйцо крошили и рассыпали по полю - верили, что урожай будет хороший. Эти обряды складывались веками и дошли до наших дней. Один из них - красить и украшать яйца , а затем дарить друг другу.

3. Рассматривание красиво украшенных писанок .

Полюбуйтесь, чем украшены яйца ?

Что обозначает волнистая линия, точки, круги, цветы? (река, солнце, весна)

Ребята, праздник Пасхи мы встречаем

И яички украшаем

Вот пасхальное яйцо-

Ах, не празднично оно.

Ты яичко покатись-

К празднику принарядись.

4. Практическая часть

А украшать мы яички будем в знакомой нам технике «декупаж » .

Подумайте, кто какими узорами хочет украсить свое яйцо ?

Намазываем яйцо клеем;

Накладываем узор;

Разглаживаем кисточкой.

(Оказание индивидуальной помощи при наклеивании салфеток

Вот и окончена работа

Позабыты все заботы.

Вот яичко покатилось

К Великому празднику Пасхи принарядилось .

5. Обобщение. Анализ

Посмотрите, что за чудо, какие разные, удивительные и красочные получились ваши пасхальные яички .

Какое настроение оно у вас вызывает?

-Как в народе говорится : «Кончил дело, гуляй смело!» Пришла пора поиграть детвора

6. Народная игра «Собери яйца»

При помощи считалки выбирается «зайчик» . Ему завязывают глаза, затем раскладываются яйца в различных местах (на лавочке, на столе, под скамейкой, около шкафа.) .

Дети хором проговаривают : «Зайчик, мимо не беги, мне яички подари. Их я к Пасхе соберу , ищи, я помогу!»

«Зайчик» собирает яйца при помощи детей, которые указывают ему путь : 3 шага вперёд, вправо, наклонись, проползи, перешагни и т. д.

Программное содержание: продолжать знакомить детей с народными праздниками; рассказать о значении праздника Пасхи для русского народа, о том, что русские люди считают Пасху главным христианским праздником; познакомить детей с пасхальными народными приметами, пасхальными играми, пасхальными обрядами и обычаями; развивать творческие способности; воспитывать уважение к традициям русского народа.

Продолжать знакомить детей с искусством миниатюры на яйце (славянскими писанками).Дать представление о истории возникновения этого искусства, специфике композиции и орнаментального строя. Воспитывать интерес к народному искусству.

Скачать:


Предварительный просмотр:

Комплексно -тематическое занятие в подготовительной группе

Тема: «Великий праздник - Пасха.» (Познание. Художественное творчество. Лепка с элементами аппликации.)

Тема: «Декоративные пасхальные яйца – писанки.»

Программное содержание: продолжать знакомить детей с народными праздниками; рассказать о значении праздника Пасхи для русского народа, о том, что русские люди считают Пасху главным христианским праздником; познакомить детей с пасхальными народными приметами, пасхальными играми, пасхальными обрядами и обычаями; развивать творческие способности; воспитывать уважение к традициям русского народа.

Продолжать знакомить детей с искусством миниатюры на яйце (славянскими писанками).Дать представление о истории возникновения этого искусства, специфике композиции и орнаментального строя. Воспитывать интерес к народному искусству.

Предварительная работа : беседа с детьми о народных праздниках, рассматривание иллюстраций, мини – выставка коллекции сувенирных яиц; раскраски.

Материалы и инструменты: Иллюстрации с изображением - пасхальный стол, куличи, самовар, крашеные яйца; Писанки и их изображения, таблица «Писанки: композиционные схемы», плакат «Писанки» ; контейнеры от киндер-сюрпризов; пластилин, стека, доска для лепки, крупа (рис, гречка,пшено), горох; влажная салфетка для рук.

На доске висит изображение белоснежного храма. Звучит колокольный звон. Красному гостю – красное место. Так раньше на Руси приветствовали дорогих гостей.

А говорить я сегодня хочу с вами о том, как русский народ умеет поддерживать традиции, обычаи всех своих предков. Издавна русский человек славился своим трудолюбием, не забывая при этом и традиции поддерживать.

Какие праздники вы знаете?

(ответы детей…)

Сегодня мы с вами поговорим о великом празднике весны – Пасхе.

Играет и льется

Радостный свет,

В душе раздается

С утра благовест.

В лазури безбрежной

Плывут облака,

Под ивами нежно

Лепечет река.

Дыханье весны

В зеленеющем лесе…

Как радостно жить!

Христос Воскресе!!!

(В. Морозова)

Пасха - самый главный праздник для православных христиан. Слово Пасха – обозначает «исход», «избавление», «освобождение». Пасха считалась « праздником праздников» и всегда отмечалась торжественно и весело.

Пасха – праздник весенний. Длится он неделю. Сроки его проведения каждый год вычисляют заново, по лунному календарю.

В течение всей пасхальной недели на Руси звучал колокольный звон. Любой мог подняться на колокольню и ударить в колокол. На площадях устанавливались качели и карусели, разбивались балаганы. Люди принимали гостей, и вся неделя проходила в радостных встречах. Было принято обмениваться пасхальными яйцами, сделанными из фарфора, хрусталя, цветного и прозрачного стекла, кости, дерева и простыми – крашеными – писанками… Такие яйца изготавливались и деревенскими умельцами, и ювелирными фирмами. В кондитерских продавались шоколадные и сахарные яйца, а дома хозяюшки красили разными красками и украшали по-разному свои «писанки».

Давайте рассмотрим коллекцию пасхальных яиц.

(Дети подходят к выставке пасхальных яиц, рассматривают, радуются красоте и удивляются – какие они разные…)

Хозяйки заранее и очень тщательно к этому дню готовились. Убирали дом, пекли куличи, красили яйца, делали из творога пасху, готовили вкусные блюда, доставали из сундуков праздничные одежды. В праздничный день шли всей семьей в церковь, а потом кто-то у себя принимал гостей, кто-то в гости шел. Люди пировали, веселились, радовались и говорили друг другу: « Христос воскрес!» - « Воистину воскрес».

В пасхальную ночь все шли в церковь, дома оставались только малые дети да глубокие старики. Около церквей зажигали костры, цветные фонарики. Люди, держа в руках зажженные свечи, ждали, когда из церкви выйдут священники и начнется крестный ход – обход церкви с крестом и иконами.

Как вы думаете, для чего люди ходят в церковь и носят туда еду?

В наши дни сохранился обычай на Пасху печь и освящать куличи. Вернувшись из церкви ранним утром, люди христосовались и обменивались крашеными яйцами. Красное яйцо – символ Пасхи. Освященному в церкви яйцу приписывались магические свойства: спасение дома от пожара, помощь скоту от болезней, сбережение урожая от града. Праздничный стол был украшен куличами, всевозможными кушаньями. Каждый, кто приходил в дом, должен был быть накормлен, напоен и обогрет.

В день Пасхи верующие люди при встрече, по обычаю, должны трижды поцеловать друг друга. При этом одни произносят слова: «Христос воскрес!», а другие отвечают: «Воистину воскрес!».

Русские люди всегда связывают Пасху с весной, с жизнью природы, с расцветом добрых чувств, с надеждой на будущее счастье. Пасха связана с солнцем. У крестьян существовало поверье, что на Пасху «солнце играет». Были такие приметы:

На Пасху небо ясное – к хорошему урожаю.

На Пасху дождь – добрая рожь.

На Пасху гром – к урожаю.

Дети в первый день Пасхи обращались к Солнцу с речевками, закличками, песенками. И верили еще, что если яйцо сохранить до следующей Пасхи, то оно исполнит любое желание.

Давайте, ребята, покличем солнышко!

Солнышко, ведрышко,

Выгляни в окошко,

Выгляни немножко.

Солнышко, покажись,

Красное, нарядись.

Гори, солнце, ярче –

Лето будет жарче,

А зима – теплее,

А весна – милее.

(Водят хоровод и поют….)

Молодцы ребята!!! Посмотрите в окно – солнышко нас услышало и выглянуло…

А сейчас поиграем с вами в пасхальные игры. Их было очень много – например, «Где коки прячешь?» , «Чье яйцо дольше кружится?» , «Прокати яйцо.»

Игра «Прокати яйцо.»

Дети садятся на ковре друг напротив друга – парами. Катают яйца друг другу. Яйца сталкиваются. Чье яйцо разобьется – выходит из игры.

(Дети играют…..)

Игра – соревнование «Чье яйцо дольше кружится?»

По команде дети раскручивают свои крашенки. Чье яйцо дольше крутится, тот и победитель. (Под музыку игра повторяется несколько раз.)

Игра – «Где коки прячешь?».

Дети раскладывают пасхальные яйца кучками на столе и накрывают их шапками. На столе лежат и шапки, под которыми нет ничего. Затем шапки двигают по столу. Один из участников игры – водящий. Его вызывают и спрашивают: «Где коки прячешь?» Водящий поднимает шапку и, если там крашенки, забирает их себе. Игра проводится до тех пор, пока крашенки не разберут.

Вот так весело мы с вами поиграли…

Как отмечают люди Пасху?

(Ответы детей ….. На Пасху ходили в гости, устраивали гулянья, качались на качелях, красили яйца, пекли куличи, делали пасху из творога. Все это освящали в церкви и дарили друг другу в знак любви и уважения.)

Кто знает, как украшали яйца, чтобы они были красивые?

Для того чтобы яйца на праздничном столе выглядели красиво, за неделю до Пасхи в специальную посуду насыпали землю, сажали в нее пшеничные или овсяные зерна и ежедневно их поливали. К Пасхе поверхность земли покрывалась нежной зеленой травкой, и уложенные в нее цветные яйца очень красиво смотрелись. Яиц надо было готовить много: для подарков родным и друзьям, для веселых игр.

А теперь я расскажу о самых простых способах окраски яиц в домашних условиях. Для этого можно использовать небольшие лоскутки линяющей материи или полоски цветной бумаги. В них заворачивают яйцо, затем оборачивают сверху кусочком льняной ткани; кладут яйцо в воду и варят минут пятнадцать. Для получения разных оттенков желто-коричневого цвета используют шелуху лука. Можно нарисовать на яйце воском и потом положить в краску; можно приложить к яйцу любой листочек, цветочек или травку, а потом положить в краску - будет красивый орнамент. Раскрашивают яйца и акварельными красками. Для большей красоты и блеска, после того как яйца обсохнут, их протирают тряпочкой, смоченной в растительном масле.

А сейчас давайте рассмотрим какие красивые писанки представлены на нашей выставке. И я сегодня предлагаю вам сделать свои писанки, и сделать их совершенно другим способом.

Для этого нам понадобится контейнер от киндер-сюрприза, пластилин разного цвета, стеки, доска для лепки, крупа гречневая, пшено, горох, влажные салфетки.

Приготовьте рабочее место.

Работа у нас ответственная, писанки наши должны получиться красивыми, разными и понравиться вашим родителям.

Этапы изготовления.

  1. Поверхность контейнера от киндер-сюрприза равномерно покрыть тонким слоем пластилина любого цвета.
  2. На пластилиновую основу стеком (или зубочисткой) сначала нанести тонкие линии, горизонтальные и вертикальные, которые разделят поверхность яйца на поля, а затем внутри отдельных зон нарисовать контуры разнообразных элементов: цветов, крестиков, завитков, силуэт солнца, символа Пасхи – букв ХВ – и т. д.- и все, что подскажет вам ваша фантазия.
  3. Выложить крупу или горох по намеченным линиям, чтобы разделить будущую композицию на отдельные зоны. Эту работу выполняйте осторожно, накладывая на контур рисунка и слегка придавливая. Иногда в процессе работы образуются незаполненные участки узора – пустоты, их следует заполнить отдельными элементами декоративного материала.

Дерзайте, старайтесь, выдумывайте и у вас все получится.

(Дети приступили к работе….)

По окончании работы все изготовленные писанки выставить на выставку. Отметить всех за старание и творчество.

Занятие на этом заканчивается.

Литература.

  1. «Народная культура и традиции» автор-составитель В. Н. Косарева, Волгоград, Издательство «Учитель».
  2. «Открытые мероприятия. Для детей подготовительной группы детского сада. Образовательная область «Художественно-эстетическое развитие». ООО «Метода» Воронеж.
  3. «Изобразительная деятельность в детском саду» Подготовительная группа. И. А. Лыкова, ООО ИД «Цветной мир», 2013.
  4. «Подарки к праздникам» , Г. Н. Давыдова, Москва, «Скрипторий 2003», 2014.