Развитие ребенка 8 9 месяца. Учимся взаимодействовать с предметами. Как понять, что кроха развивается правильно

30.09.2019

Рассматривая тему о развитии ребенка до года, предлагаем обратить внимание на период 8-9 месяцев. В этой статьи мы более подробно рассмотрим тему о том, что должен уметь ребенок в возрасте 8-9 месяцев и особенности рациона его питания. Итак, ребенку 8-9 месяцев: что он должен уметь и питание?

Особенности развития ребенка в 8 месяцев

В этот период у крохи могут появиться первые зубки. Чаще всего это резцы на нижней и верхней десне. В этом периоде ребенок особое внимание уделяет падающим предметам. Он акцентирует внимание на процессе полета, а также на звуках, которые возникают в результате соприкосновение предметов с поверхностью. Поэтому не стоит удивляться, если ваша кроха начнет кидать все предметы на пол.

У ребенка в таком возрасте активно развивается бинокулярное зрение. Он отчетливо видит предметы на разном расстоянии. Это касается и самых маленьких предметов. Малыш прислушивается к окружающим его звуков. Он способен сидеть на протяжении длительного времени и играть. Некоторые дети в таком возрасте хорошо ползают и даже приподнимаются на ножки.

В 8-9 месяцев ребенок может:

  • подняться на ножки и сделать несколько шагов, удерживаясь при этом за какой-то предмет;
  • сидеть без какой-либо опоры;
  • повторять определенные движения и звуки за окружающих его людей;
  • удерживание кружки двумя руками во время питья;
  • складывать игрушки в корзину или определенное место;
  • легко находить игрушку по желанию мамы.

В этом возрасте особое место в развитии ребенка занимают и игры. В процессе игры ребенок может изучать предметы, определять их месторасположение в комнате и многое другое.

Питание ребенка

В этом возрасте рацион питания малыша стает более разнообразным. Грудное молоко постепенно переходит на второй план и занимает всего треть рациона. Оптимальным вариантом для малыша станет молочная каша домашнего приготовления. Конечно, не исключением являются и купленные каши. Молоко необходимо обязательно кипятить.

В рацион питания должно входить овощное пюре. Чем больше овощей, тем лучше. При этом нужно тщательно проследить за тем, чтобы у ребенка не было аллергии на тот или иной продукт. В пюре можно добавлять различную зелень, такую как петрушка или укроп.

Также в рацион питания можно постепенно ввести рыбные блюда, которые полны фосфором. Паровые котлеты или отваренная рыба очень полезна и питательна. Главное тщательно очистить рыбу от косточек.

Возможно вам также понравится:

Как научить ребенка играть в ладушки — польза от ладушек Ребенок боится темноты: что делать для преодоления страха
С какого возраста можно ставить ребенка на ножки поддерживая за подмышки
Стоит ли ставить ребенка в угол и с какого возраста это лучше делать?
Что должен уметь и знать ребенок к школе — чтобы его взяли без проблем в 2019 году
Ребенок боится уколов и вид человека в белом халате

Подрастающий ребенок требует к себе много внимания. Большую часть времени он находится в движении, пытаясь познать мир и удовлетворить свое любопытство. Даже обычный распорядок дня малыша может принести сюрпризы, если вы имеете дело с восьмимесячным ползунком.
В возрасте 8-9 месяцев ребенок успокаивается только во время дневного и ночного сна, остальную часть дня: во время прогулки, игр, гимнастики и даже купания он ведет активный образ жизни, наблюдая, исследуя, пробуя на вкус.

Режим ребенка 8-9 месяцев — Сон

Дневной сон в этот период обычно становится двухразовым. Малыша укладывают спать на пару часов, за это время он способен хорошо отдохнуть и набраться сил для своих шалостей. Если ребенок очень подвижный, и сохранять такой распорядок становится все сложнее, можно перейти на режим дня с одним дневным сном. В этом случае рекомендуется более продолжительный отдых, однако малыш вряд ли станет спать по часам. Нужно рассчитывать на то, что длительность дневного сна будет варьироваться в зависимости от настроения и самочувствия ребенка. Ночной сон при этом не сокращается, ребенок спит в течение 11-12 часов.

Режим ребенка 8-9 месяцев — Купание

Водные процедуры понравятся малышу гораздо больше, если проводить их в форме игры с использованием различных игрушек для ванны. Специальные игрушки хороши тем, что не тонут, не намокают и не теряют «товарный» вид: их можно бросать на пол, топить, сжимать в кулачке.
Когда игровая часть окончена, можно заняться и делом. Процесс мытья головы вызывает у многих малышей беспокойство, поэтому его тоже нужно облечь в форму своеобразной игры с закрыванием глазок и дождиком, который поливает детку.
Продолжительность купания зависит от того, насколько комфортно чувствует себя ребенок в воде. Любящие воду карапузы могут принимать ванну 15-20 минут. Малышам, которые боятся или болеют, например, еще не прошла , купание можно сократить до 5-10 минут, и проводить эту процедуру через день.

Режим ребенка 8-9 месяцев — Питание

Питание ребенка приближается к рациону его родителей, поэтому и место принятия пищи тоже должно «взрослеть». Детский стульчик для кормления можно ставить к столу, и приучать малыша кушать самостоятельно. Он уже умеет держать ложку, осталось лишь научиться попадать в ротик. Даже если это выйдет не сразу, не стоит огорчаться: разбросанная вокруг кашка окупится, когда вы увидите, как ваше чадо сосредоточенно несет ложку ко рту.
Ритуал питания занимает некоторое время в режиме дня. Завтрак, обед, полдник и ужин ребенок может проводить за общим столом, чтобы видеть, как ведут себя взрослые, и учиться у них.
Кормление грудью сохраняется, если у матери еще есть , а малыш нуждается в нем. Ночное кормление уже не столько обеспечивает его питательными веществами, сколько является связующим звеном с мамой. И эта связь очень важна, поэтому необходимо, чтобы оставалось полезным и правильно сбалансированным.

Утро малыша должно начинаться с общения с самым дорогим человеком. Ласковые слова и прикосновения настроят ребенка на приятный день и спокойную ночь, они расскажут ему о материнской любви и нежности.

Анастасия Ильченко

На восьмом месяце малыш продолжает динамично развиваться в разных направлениях: физически, эмоционально, социально. В этом возрасте создается фундамент для будущего развития органов чувств, моторики, сенсорного аппарата и речевых навыков.

Тем не менее уровень развития ребенка в 8 месяцев может быть разный: кто-то удивит своих родителей первым словом, а кто-то продолжает произносить лишь отдельные звуки, некоторых мам малыши уже радуют улыбкой с четырьмя зубами, а у кого-то нет пока ни одного. Первые месяцы второго полугодия – это время предпосылок и начинаний.

Физическое развитие

Темпы роста ребенка несколько снижаются, за восьмой месяц малыш набирает примерно 500 – 600 г и подрастает на 1.5 – 2 см. К концу месяца дети набирают вес до 8 – 9 кг (± 1 кг) и рост 67 – 71 см (±3 см).

В 8 месяцев у ребенка могут вырасти уже 4 зуба: два нижних и два верхних центральных резца. Но если у крохи нет еще зубов, то это тоже является нормальным и не должно волновать родителей ().

Чему научились?

  1. Ребенок из положения лежа умеет сам присаживаться, а также лечь обратно из положения сидя.
  2. Все дети умеют переворачиваться в разных направлениях ().
  3. Может встать, держась за перила кроватки и передвигаться при этом бочком, делая маленькие шажки. Если вы возьмете ребенка за руку, то он пытается пройтись.
  4. Малыш может играть в «ладушки», помахать ручкой.
  5. Некоторые дети могут хорошо ползать (). Также могут ползти, удерживая в одной руке предмет.
  6. Может захватывать маленькие предметы двумя пальчиками.
  7. Выполнять различные действия с игрушками: катать мяч, нанизывать кольца, качать куклу.
  8. Может узнавать себя на фотографиях и в зеркале.
  9. Показывает пальцем на объект, о котором говорят.
  10. Может , ест небольшие кусочки пищи. «Угощает» маму.
  11. Умеет стаскивать носочек с ноги.
  12. Не сопротивляться при высаживании на горшок.
  13. Узнавать маму, папу, другого близкого человека среди взрослых.

Психическое развитие

  1. Ребенок все лучше понимает вашу речь. Он даже может выполнять некоторые просьбы: дай мячик, возьми кубик.
  2. К матери привязанность становится еще сильнее. Тяжелее переносит расставания, спокоен только рядом с мамой. Но быстрее идет на контакт, если незнакомый человек проявляет к малышу дружелюбие.
  3. Обостряется восприятие громких звуков (пылесос, фен). Многие младенцы в этом возрасте боятся этих приборов (что делать ).
  4. Ребенок не только хватает, трогает и щупает новые предметы, а также гладит их пальчиком или ладошкой.
  5. Малыш жестами просит поднести его к объекту, который ему интересен. Тянется к окошку, к холодильнику, шкафчикам и пытается открыть их.
  6. Улыбается своему отражению в зеркале.
  7. Понимает запрет, обижается, когда с ним строго разговаривают.
  8. Глаза ребенка привыкают видеть предметы под разным углом. Малыш узнает знакомые вещи на расстоянии в любом расположении: в профиль, вверх ногами. Теперь малыш четко осознает качества вещей: цвет, текстуру, мягкость, форму и умеет манипулировать с предметами, учитывая их свойства: катать мячик, рвать бумажку, дергать за веревочку.
  9. Малыш может более 10 минут самостоятельно заниматься чем-то. Более того, если ребенка отвлечь от занятия, то после небольшой паузы он может вспомнить о своей игре и продолжить ее.
  10. Для ребенка становится важным научиться и достигнуть чего-то, поэтому кроха уже реагирует на удачу и неудачу радостью или огорчением. Очень важно теперь хвалить малыша и поддерживать в начинаниях.
  11. Может проявлять первые попытки манипулировать вами. Не идите на поводу, давайте малышу понять, что нельзя, а что можно.
  12. Стремится к эмоциональным контактам с другими детьми: смотрит на другого ребенка, улыбается ему и может потянуться, чтобы потрогать.

Тест на развитие малыша в 8 месяцев

Что должно насторожить

  • Ребенок не садится, не пытается встать, не переворачивается, не пробует ползать;
  • Не может стоять у опоры или при поддержке;
  • Не хватает предложенную игрушку. Не перекладывает игрушку из одной ручки в другую;
  • Не лепечет. Не произносит слоги;
  • Не проявляет никаких эмоций.

ВИДЕО: Ребёнок в 8 месяцев. Развитие малыша

Прикорм

Питание малыша в 8 месяцев остается пятиразовым. Уже два грудных кормления должны быть заменены. Первое и последнее кормления (после сна и перед ночным сном) должны оставаться грудными. Интервалы между кормлениями 4 – 4.5 часа.

Теперь можно делать многокомпонентные каши и пюре, то есть состоящие из нескольких овощей, фруктов и злаков. В начале восьмого месяца можно разнообразить прикорм овощным пюре из картофеля в комплексе с другими овощами (кабачок, морковка, тыква, цветная капуста) и начать давать пшеничный хлеб 5 г. К концу месяца вводят кисломолочные продукты: творог и кефир, при хорошей переносимости, постепенно заменяя еще одно кормление. В целом восьмой месяц уходит на введение еще незнакомых овощей, фруктов и злаков, и усвоение их в комплексе. Таким образом, если вы начали , то к концу 8-го месяца у вас должно быть заменено три грудных кормления.

Как помочь малышу развиваться

  1. Продолжайте носить малыша на руках. Холдинг (ношение на руках) остается важным элементом в психологическом развитии ребенка.
  2. Пополняйте словарный запас крохи, читая ему книжки, рассказывая об окружающем мире. Разговаривайте с ребенком ласковым тоном, называйте его по имени. Привлекайте внимание малыша ко всему новому. Ученые утверждают, что количество слов, которое слышит ребенок в течение дня на прямую влияет на интеллектуальный уровень в будущем. Чем больше вы общаетесь с крохой, тем шире его потенциал когда он вырастет. К 8 месяцам малыши понимают до 100 слов.

Не сюсюкайтесь с ребенком, не искажайте слова, разговаривайте с малышом как с человеком, который понимает все, что вы говорите. Даже если ребенок произносит что-то неправильно, использует первый слог слова, то вы все равно говорите так, как нужно. Чаще говорите крохе, что вы любите его.

Мамам на заметку!


Девочки привет) вот не думала, что и меня коснется проблема растяжек, а еще буду писать про это))) Но деваться некуда, поэтому пишу тут: Как я избавилась от растяжек после родов? Очень буду рада, если и вам мой способ поможет...

Гуляйте с ребенком не менее 2-х часов день. Дома продолжайте делать ежедневно гимнастику, устраивать воздушные ванны и массаж.

Когда вы выбираете занятия для ребенка, учитывайте его предпочтения и темперамент. В этом возрасте дети уже имеют личностные особенности. Если ваш малыш непоседливый, то обеспечьте ему активные игры с ползанием, поворотами и другими движениями. Спокойным детям скорей понравится рассматривать книжку, слушать сказку или строить пирамидку из кубиков. Уважайте интересы вашего ребенка, не заставляйте его что-то делать, если чувствуете, что малышу это не нравится, не получается и он тянется совсем к другому.

Мамам на заметку!


Девочки привет! Сегодня я расскажу вам, как же мне удалось прийти в форму, похудеть на 20 килограммов, и, наконец, избавиться от жутких комплексов полных людей. Надеюсь, информация окажется для вас полезной!

Первый год жизни ребенка принято делить на четыре триместра. Хотя это и не лишено некоторой условности, но отражает характерные этапы роста и развития малыша. Третий триместр - время подготовки организма к кардинальному событию: вставанию ребенка на ноги. И девятый, последний месяц триместра можно назвать в этом плане решающим.

Если на восьмом месяце ребенок не сидит самостоятельно, то, при прочих благополучных показателях, это еще допустимо относить за счет его индивидуальных особенностей или каких-то случайных обстоятельств, например, перенесенного недавно заболевания. Но если он не сядет сам и к концу девятого месяца, ждать больше нельзя. Обратитесь к врачу!

Самая частая причина такого отставания - неврологические расстройства.

Когда они появились? Как правило, еще во внутриутробном периоде, возможно, в момент родов. Выраженные несильно, они до сих пор могли остаться незамеченными, а может быть, и проявились впервые только сейчас, потому что интенсивное развитие в последние месяцы создало повышенную нагрузку для нервной системы и она дала срыв.

Тест с пуговицей

Здоровый ребенок на девятом месяце очень активен. Он ползает в разных направлениях, иной раз очень забавно вращается вокруг своей оси, встает, ухватившись за бортик манежа, и даже пытается переступать вдоль него. Но бывает и так: встал, оперся о бортик, смотрит с торжеством, довольный собой и вообще всем миром. И вдруг - горько заплакал. Что случилось? Устал стоять, а сесть сам из положения стоя еще не умеет.

Одна из особенностей девятого месяца - интенсивное развитие мелких движений кисти. Еще совсем недавно, чтобы ухватить, допустим, кубик, ребенку требовалась вся ладонь, которой он действовал как черпаком: загребал кубик, придерживая кончиками всех пяти пальцев. И вот в один прекрасный лень он осторожно взял этот кубик двумя пальцами, большим и указательным. Событие, рубеж перейден! Умению действовать двумя пальцами придается важное значение. Некоторые специалисты в числе прочих показателей нормального психомоторного развития предлагают и такой: умеет ли ребенок в 8-9 месяцев удерживать между большим и указательным пальцами крупную пуговицу. (Естественно, это только тест, пуговицей играть ребенку не давайте!)

Происходит и «специализация» указательного пальца, малыш трогает им заинтересовавший его предмет, осваивает указующий жест: «там», «туда».

Если на этот немалый успех родители, может быть, и не обратили особого внимания, то одна новая привычка уж точно не прошла незамеченной: ребенок полюбил сдергивать с головы свою шапочку или платочек. Не считайте это озорством, не сердитесь, а восхищайтесь, потому что это тоже показатель нормального развития.

Что он любит еще? Как и прежде, выбрасывать свои игрушки из манежа, стучать кубиком по столу или кубиком о кубик - словом, действовать руками. Теперь и игрушки ему нужны соответствующие: легкие мисочки, которые можно вкладывать одну в другую, пирамидка из нескольких колечек, коробка, куда так интересно бросать кубики, шарики, колечки, потом вытряхивать их и снова бросать.

Работа рук - это и пища для ума, для познания свойств предметов, это толчок для первых догадок и, наконец, это очень сильный стимул развития речи.

Девятый месяц - преддверие первого слова. Ребенок охотно повторяет за взрослым различные звукосочетания - подсчитано, что в его возможностях их около восьми; подолгу лепечет сам - то громко, то тихо, то даже переходя на шепот.

Очень заметны успехи малыша в понимании речи, если, конечно, вы постоянно разговариваете с ним, называете разные предметы, комментируете свои действия: «Сейчас будем одеваться, трусики надели... Теперь кофточку... Вот она, кофточка, ах, какая красивая...»

Неважно, что пока это только ваши монологи, они готовят диалог, откладываются в сознании ребенка. Впрочем, он уже способен и отвечать вам, если не словом, то мимикой, действием. По вашей просьбе подаст ручку, помашет ею уходящему на работу папе. Уже знает свое имя, оборачивается, когда позовут, и, будучи в хорошем расположении духа, одаривает вас при этом очаровательной улыбкой.

В конце месяца можно устроить маленькую проверку достижений малыша.

Попей водички (или сока), - говорите вы, протягивая ребенку чашку.

Он с готовностью берет ее двумя руками и пьет. Конечно, если вы нальете полную, обязательно расплескает, обольется - наливать надо меньше половины.

Дай мне лялю, - просите вы. И он протягивает вам лежащую поблизости хорошо знакомую ему куклу.

Попробуйте усложнить задание, поставив в ряд несколько игрушек, и спросите: «Где ляля (киска, шарик)?» Ребенок находит названную игрушку сначала взглядом, потом указывает на нее. Поменяйте игрушки местами и задайте тот же вопрос. Если и теперь ребенок найдет игрушку правильно, да еще протянет к ней указательный палец - можете смело ставить пять с плюсом и ему, и себе. Значит, вы отлично с ним занимаетесь! А если он с заданием не справился, не огорчайтесь, повторите тест недели через две-три; ребенок имеет полное право сдать такой экзамен и в 10 месяцев.

В правой ложка, в левой хлеб!

На девятом месяце питание становится более сложным. Второе, третье и четвертое кормления состоят из нескольких блюд. В связи с этим возникает необходимость в сервировке стола, за которым сидит ребенок. Пища должна быть не только вкусно приготовлена, но и иметь привлекательный вид.

Жидкое блюдо нужно наливать в тарелочку, пюре или кашу класть на блюдечко, а соки, морс, кисели давать из стакана или чашки. Стол должен выглядеть красиво. Перед малышом нужно положить чистую салфетку. Нельзя ставить на стол сразу весь обед.

Перед кормлением необходимо вымыть малышу руки. Это имеет не только гигиеническое значение. Вода - один из сильнейших раздражителей нервных окончаний кожи. Мытье рук перед едой скоро превратится в условный рефлекс, стимулирующий выделение наиболее активных пищеварительных соков, усиливающих аппетит.

Развитие кисти, идущее параллельно с совершенствованием -соординации движений, открывает перед ребенком совершенно новые возможности: пришла пора взять в руку ложку и учиться есть самостоятельно.

Удобнее делать это уже не на коленях у мамы, а за столом, сидя на высоком детском стульчике. Поставьте перед ребенком его тарелочку с кашей или пюре (начинать надо с густой пищи!), дайте ему в правую руку ложку, а в левую -кусочек хлеба или сухарик. И наберитесь терпения! Первое, что сделает ребенок, -- начнет стучать ложкой по столу, попробует и по тарелке. Направьте спокойно его руку, покажите, как надо набрать немного еды на ложку, донести ее до рта да еще обязательно попасть на язык, а не под него.

Конечно, ребенок далеко не сразу одолеет эти премудрости. И пока он будет размазывать пищу по щекам, а также ронять ее на стол, вы потихоньку покормите его своей ложкой, оставив немного для самостоятельных упражнений. Закончив кормить малыша, вытрите ему щечки и рот мягкой салфеткой, а еще лучше - умойте и не забудьте похвалить: какой молодец, сам ест!

Ранее пользование ложкой не только прививает навыки самостоятельности, но делает для ребенка более привлекательным сам процесс еды, улучшая тем самым аппетит. Оно имеет также еще одно, несколько неожиданное преимущество: как и все другие варианты тренировки кисти, стимулирует развитие речи.

Рыба? Мясо? Бульон? Что можно, а что нельзя кушать.

Рацион ребенка, его ежедневное меню остается прежним, желательно только один-два раза в неделю вместо мяса давать рыбу. Чем она хороша? В рыбе содержатся все незаменимые аминокислоты, необходимые растущему организму, в том числе метионин, которого нет в мясе. Она богата минеральными веществами, витаминами группы В, ее белки усваиваются полнее, чем белки мяса. Детям рыбу дают нежирную - треску, хек. Основная трудность - выбрать все до единой косточки. Сделать это легче, если в течение 5-7 минут поварить кусок в подсоленной воде, не доводя до кипения, потом, очищенный от шкурки и косточек, пропустить через мясорубку, дать прокипеть - и рыбное пюре готово. Его можно смешивать с овощным пюре, а можно положить на тарелку то и другое отдельно.

Первые пробные порции, как всегда, должны быть совсем маленькими - неполная чайная ложка. Но если у вашего малыша бывают проявления диатеза и выяснилось, например, что он плохо переносит морковь или яичный желток, тогда лучше не давайте ему и рыбу, поскольку она, скорее всего, вызовет у него аллергическую реакцию.

Бульон - некогда классическое блюдо диетической кухни - сейчас приходится потеснить из рациона, во всяком случае, детского. Даже здоровым детям следует мясные супы давать не чаще двух раз в неделю. Дело в том, что экстрактивные вещества, те самые, которые и придают бульону неповторимый вкус и аромат, - сильные аллергены. Особенно это относится к экстрактам куриного бульона.

Саму курицу, как правило, давать ребенку можно. У куриного мяса есть некоторые преимущества перед говядиной - оно содержит более полноценные и легче усваиваемые белки, мягче, вкуснее, и дети обычно его любят. Использовать лучше верхнюю, нежирную часть тушки, сняв с нее кожицу. А что касается столь популярных сейчас импортных куриных окорочков, то они для детей совершенно неприемлемы.

Почти не имеет противопоказаний мясо кролика. Детям оно особенно полезно из-за высокого содержания железа. У кролика предпочтительно "использовать, наоборот, заднюю часть, содержащую меньше соединительных волокон.

Количественно ежедневный рацион ребенка остается таким же, как и раньше, то есть не более литра, что составляет примерно 1/8~1/9 массы его собственного тела.

К девяти месяцам заметнее становятся индивидуальные особенности! Они сказываются и в характере, и в отношении к еде, и в физическом развитии. Масса тела, например, может к концу месяца составлять у одних детей 8,5 килограмма, у других - 9,5 и даже 10 килограммов. И все это - норма.

Прогулки вообще и прогулка сегодня

Ребенок должен бывать на свежем воздухе каждый день и как можно больше. Это, как говорится, аксиома, не требующая доказательств. Хотя доказательств - сколько угодно. Специальными наблюдениями, научными экспериментами, да и практикой жизни, установлено, что максимальное пребывание на свежем воздухе закаляет ребенка, повышает его сопротивляемость респираторным инфекциям, благотворно действует на нервную систему - словом, становится универсальным профилактическим, а часто и лечебным средством.

У «комнатных», «оранжерейных» детей, оберегаемых от малейшего ветерка, выше риск анемии, отставания в физическом развития, расстройств сна и аппетита. У них и щечки бледные, и глазки грустные.

Так что тысячу раз прав был русский педиатр профессор А. А. Кисель, сформулировавший девиз: «День без прогулки - потерянный день!», и даже: «Комната - тюрьма для ребенка!»,

Итак, на свежий воздух! На свежий, слышите? Но где он - вот вопрос...

К великому несчастью, нам сегодня порой легче обеспечить малыша заморскими фруктами и игрушками, памперсами, ходунками и прочим, чем обыкновенным глотком чистого воздуха.

Если вы живете в сельской местности, или просто в экологически благополучном районе, вашему ребенку несказанно повезло: можете гулять с ним сколько угодно. Золотое правило «ни дня без прогулки» написано именно для вас!

Но если вы жители большого города, с загрязненной промышленными выбросами атмосферой, каждую прогулку приходится обдумать и еще раз обдумать.

Ни дождь, ни ветер, ни туман сами по себе не помеха для гулянья. Но если направление ветра выдалось такое, что именно на ваш район он погнал все вредные выбросы заводских труб, если метеорологические условия сложились так, что над городом повис насыщенный этими выбросами смог? Даже самые горячие ревнители ежедневных прогулок простят вас, если в такой день вы оставите ребенка дома или отложите променад на вечер, когда воздух станет почище.

Сон у открытого окна в какой-то мере, пусть и далеко не полностью, компенсирует пропущенную прогулку. Но опять-таки, учитывайте, на каком этаже вы живете, куда выходят ваши окна. Если квартира расположена высоко и окна выходят во двор, в иной день открытое окно в комнате может оказаться полезнее похаживания вдоль загазованной автомагистрали. А если у вас первый этаж, да еще и окна на улицу, спешите с ребенком из дома в хотя бы относительно чистый зеленый уголок! Наверняка в вашем районе есть все-таки парк или сквер. Трудно туда добираться несколько раз в день (а ребенку нужны три прогулки по полтора-два часа)? Попытайтесь организовать свой режим так, чтобы погулять в парке хотя бы один раз, но подольше.

Многолюдным городским транспортом пользоваться нежелательно. Что же делать?

В самом невыгодном положении оказывается малыш, которого везут по городской улице в низкой прогулочной коляске. Концентрация вредных примесей, и просто пыли, велика именно внизу, и здесь ребенок дышит гораздо более грязным воздухом, чем, к примеру, его мама.

Получше тому, кого несут на руках, но это тяжело для взрослого. Выручить может сумка-рюкзачок. При строгом соблюдении условий, на которых настаивают ортопеды, это неплохой вид транспортировки до ближайшего зеленого оазиса.

Лучше, если в вашем арсенале есть обычная высокая коляска. Она несколько громоздка, но зато ребенок может и поспать в ней, не согнувшись, как в коляске прогулочной, и посидеть, бодрствуя. Только будьте настороже! Он ведь теперь садится сам, по собственной инициативе, и, разглядывая все в"округ, может заинтересоваться чем-то, лежащим на земле, и, неожиданно перегнувшись, выпасть из коляски. Такие травмы после 7-8 месяцев не редкость.

Прогулка нужна ребенку не только ради свежего воздуха, но и для новых впечатлений, познания окружающего мира. Погуляйте с ним по парку. Покажите (если есть) пруд с уточками, фонтан, клумбы с яркими цветами. Дайте потрогать ствол дерева, обратите его внимание на играющих старших детей. Пусть светом, красками, теплом входит в него окружающий мир!

Что умеет ребенок в 8 месяцев

В восьмимесячном возрасте ребенок уже умеет многое. Он активен, постоянно пребывает в приподнятом настроении, много двигается, произносит много звуков, в числе которых отдельные слоги. Для него уже не представляет трудности перевернуться со спинки на живот и обратно, он вовсю ползает. Ребенок в этом возрасте достаточно умело пользуется руками и берет разные предметы. И может похвалиться двумя нижними резцами.

На основании вышеизложенного вы имеете возможность самостоятельно оценить психофизическое развитие своего ребенка. Если вы подозреваете, что в чем-то его развитие задерживается, обращайтесь за консультацией к своему педиатру.

Мы уже говорили о том, что ребенку опасно давать мелкие предметы, потому что он может засунуть их себе в ухо или нос, а также может возникнуть опасность обтурации (закупорки) дыхательных путей. Но это не значит, что ребенку нельзя давать мелких предметов вовсе. Когда-то ведь ему надо же научиться обращаться с ними!.. Взять, например, пуговицы. Нанижите их на крепкую нить, и пусть ваш малыш (но обязательно под контролем взрослого) поиграет с ними. Вы увидите, как стали ловки его пальчики.

Девятимесячный ребенок уже может хорошо сидеть - уверенно и долго, без чьей-либо помощи. Он должен приучаться к горшку. Желание сходить на горшок получает со временем звуковое обозначение - в виде очень серьезного «а-а». Это самое «а-а» очень облегчает жизнь и маме, и ребенку - поскольку бывает очень важно не пропустить сеанс. Постепенно приучайте малыша произносить милое «а-а» в случае надобности.

Не позволяйте ребенку сидеть на горшке больше 7-8 минут. Это вредно.

Не отвлекайте ребенка, когда он сидит на горшке. Он должен сосредоточенно заниматься «своим делом». В противном случае ребенок будет сидеть долго. Не давайте ему игрушек во время сидения на горшке.

К вам пришли гости, которых вы уважаете и даже любите, а ваш малыш объявил свое «а-а». Не вздумайте ругаться на малыша, он поступил правильно.

Если ваш ребенок просидел минут восемь на горшке и это ничем не кончилось, не исключено, что через некоторое время он испачкает пеленки. В этом случае вы имеете полное право выразить ребенку свое неудовольствие. Замечание вы должны сделать строгим, но не злым голосом. Быть может, не сразу, но однажды ребенок поймет, за что ему делают выговор.

Вашему ребенку исполнилось девять месяцев. Вы должны быть готовы к тому, что однажды увидите его стоящим. Конечно, он еще не в силах стоять без поддержки. Но, схватившись за стенку кроватки или манежика, он уже вполне способен подняться сам. И даже может сделать несколько шагов... Но потом опять опустится на четвереньки. Бегать на четвереньках ему пока гораздо удобнее.
В этом возрасте ребенок свободно, минут по пятнадцать, сидит.

Жизненного опыта ребенок набирается, наблюдая за вами или играя. Поэтому не умаляйте значения игр. Занимайтесь с вашим малышом. Самым удобным временем для игр является предобеденное время и время перед вечерним купанием. Нельзя беспокоить ребенка играми после еды - это мешает усваиванию пищи; нельзя возбуждать ребенка играми перед сном - сон будет беспокойный.

Приучайте ребенка к самостоятельным играм. Самостоятельность в игре развивает фантазию. Но сначала вы должны показать малышу, как обращаться с игрушкой. Если игрушка разборная (например, пирамидка), разберите и соберите ее - чтобы ребенок видел. А потом пусть играет сам.

Во время игры ребенка желательно исключить посторонние отвлекающие внимание моменты. Ребенок должен сосредоточиться на игре - и играть спокойно. Не вмешивайтесь в игру. Ребенок, привыкший играть самостоятельно, и растет самостоятельным.

Не давайте ребенку одновременно больше двух игрушек. Обилие игрушек рассеивает его внимание. Если ребенок во время игры захотел вас видеть и кричит, не торопитесь на зов. Возможно, ребенок выбросил игрушку из манежика и теперь хочет, чтобы вы вернули игрушку. Зачем же выбрасывал?.. С этого маленького «недоразумения» начинается воспитание чувства ответственности за свои поступки.

В виде игры приучайте ребенка пользоваться ложкой - руки у него уже достаточно ловкие для этого. Также приучайте пользоваться чашкой и подносить ее краешком ко рту. Эти практические навыки скоро освободят вам немало времени.

На десятом месяце можете взвешивать ребенка не чаще чем один раз в две недели. Вы уже привыкли к этой процедуре; более того, начали от нее уставать (помните то время, когда взвешивали малыша по нескольку раз в день?). Продолжайте фиксировать вес в вашей таблице. А когда в очередной раз отправитесь на прием к детскому врачу, прихватите таблицу с собой. Врач с интересом проследит динамику веса вашего ребенка. Данные из этой таблицы красноречиво свидетельствуют о состоянии здоровья малыша во все месяцы жизни.

Вы уже, наверное, заметили, что с течением времени ваш ребенок стал набирать в весе медленнее, и кривая веса приняла более пологий вид. Не волнуйтесь, это нормально.

За две недели ребенок набирает в весе от 140 до 200 граммов.

Как вы уже поняли, зубки у детей появляются не в какой-то совершенно определенный срок. У кого-то чуть раньше, у кого-то несколько позже. На десятом месяце у вашего ребенка может быть четыре, а то и все шесть зубов (два снизу и два или четыре сверху). Если у вашего ребенка еще нет в этом возрасте четырех зубов, подождите недельку-другую - возможно, за это время недостающие зубки прорежутся. Но если они и по истечении этого срока не показались, посоветуйтесь с педиатром: возможно, понадобится консультация стоматолога. А может, в силу каких-то причин вашему ребенку не хватает солей кальция и фосфора, а также витамина D.

Бывает, что родители, обеспокоенные задержкой в прорезывании у ребенка зубов, ежечасно проверяют, не появились ли они - и пальцем ощупывают десны малыша. Не надо этого делать часто. Во-первых, это не совсем приятная процедура; а во-вторых, можете занести ребенку в полость рта инфекцию. Пощупали разок и - достаточно.

Одна из причин позднего прорезывания зубов -заболевание под названием рахит. Вследствие недостатка витамина D в организме кальций и фосфор плохо откладываются в костях; нарушается рост костной ткани. Этот важный витамин образуется в коже человека под действием солнечных лучей. Если вас насторожило, что зубки у ребенка еще не появились в нужном количестве, задумайтесь над тем, достаточно ли солнечных ванн принимает ваш малыш.

Проявления рахита (если не принять неотложных и грамотных мер, не выполнять предписаний врача) могут остаться на всю жизнь. Поэтому знайте, что лучше предупредить рахит - даже в самых незначительных его проявлениях. С первых дней жизни держите на контроле
«общение» вашего ребенка с солнцем, а также позаботьтесь о постоянном поступлении ребенку витамина D с пищей. Помните, что всякую болезнь проще предупредить, нежели потом лечить.

Ваш ребенок уже не только самостоятельно сидит, активно ползает и даже с поддержкой стоит, он уже преодолевает препятствия, делает упорные попытки взобраться на скамеечку, табуретку, стул. И это у него все чаще получается. Такое поведение - возрастная норма. Не следует видеть в этом каприз или проявление упрямства. Наоборот, надо помочь. Следует создать условия для акробатических упражнений ребенка - чтобы было, на что взбираться (на невысокую скамеечку), и чтобы было не больно падать. Ребенку надоедает однообразие, и он стремится покорять свои вершины. Организм ребенка растет в движении.

Что умеет ребенок в 9 месяцев

превращает лепет в звуковые серенады;
показывает носик, ротик и прочие части тела у мамы, куклы, у себя в зеркале, иногда правильно «попадая» пальчиком в нужное место;
сует пальчики во все дырочки;
умеет рвать и мять бумагу, мнет в ладошке глину;
может листать толстые страницы картонной книжки;
самостоятельно садится, сидит, ходит у опоры, ползает;
встает без опоры;
ритмично прыгает и приседает у опоры или держась за мамины руки.

Техника безопасности на девятом месяце жизни ребенка

Еще недавно, кажется, младенцу было достаточно созерцания игрушек, а сейчас он уже действует ими очень энергично - резиновую куклу сжимает, мячик умеет катать, матрешек вкладывает одну в другую. Правда, нередко с усердием пытается затолкать большую в меньшую или стащенную с куклы туфельку натянуть на кубик. Но и это - путь познания!

Малышу теперь уже не хватает расстеленного на полу одеяла - вы и оглянуться не успеете, как он уползет с этой игровой площадки и окажется в дальнем углу комнаты. Значит, пришло время обеспечить безопасность доступного ребенку пространства.

Дети обожают исследовать всякие щели, отверстия, углубления. Вы, может быть, уже заметили, как настойчиво ваш ребенок старается просунуть палец в ухо резиновому зайцу или в петлю своей кофточки. Представьте же себе, каким соблазном окажется для него электрическая розетка! И первое, что вы должны сделать - приобрести предохранители-заглушки. Если на полу лежат провода электрических приборов, скажем, торшера, проверьте их исправность. Заодно посмотрите, не сможет ли ребенок, занявшись торшером, опрокинуть его на себя? Свисающую со стола скатерть ему тоже захочется потянуть. А вдруг на ней стоит чашка с горячим чаем?

Проверки требует и высокий детский стульчик, даже если он новый, а тем более если достался вам, как говорится, по наследству от друзей. Нет ли там каких-то мелких деталей, винтиков, которые уже расшатал прежний владелец? Иначе вашему малышу останется только завершить дело, вытащив их и отправив в рот. Надежно ли устройство, не позволяющее выпасть, потянувшись вперед? Устойчив ли сам стульчик, и не может ли ребенок, резко откинувшись назад, упасть вместе с ним?

Усадив малыша на высокий стул для очередного кормления, не ставьте рядом тарелку с чем-нибудь горячим. Немало младенцев получили ожоги, радостно шлепнув ладонью по горячей манной каше...

Не забывайте просматривать игрушки. Ребенку уже вполне по силам довести погремушку до такого состояния, что из нее вот-вот вывалятся какие-то мелкие части, или добраться до «начинки» мягкого медвежонка. Обычно это кусочки пенопласта, и можете не сомневаться, что они будут опробованы на вкус, а, возможно, проглочены.

Вообще мягкие игрушки уже становятся самыми любимыми, причем привязанность к какому-нибудь облезлому, измусоленному мишке нередко сохраняется до школьных лет. Видимо, такая игрушка не только развлекает, но и как-то успокаивает, согревает, воспринимается почти как живая, дружественная.

Выбирая мягкие игрушки, мех предпочтите синтетический, а не натуральный. Зверюшек из синтетики легче время от времени мыть, они вызывают меньше риска аллергических реакций. Новую игрушку тоже лучше сначала вымыть в теплой воде, потом высушить и расчесать; может быть, она и потеряет чуть-чуть красоты, зато вы будете уверены, что смыли остатки формальдегида, которым обычно обрабатываются такие изделия. И хотя он допускается только в безвредных количествах, пусть лучше его не будет совсем.

Покупая любую игрушку, вы вправе поинтересоваться сертификатом на нее, узнать, безопасны ли для ребенка материалы, из которых она изготовлена, особенно - каковы красители. С отечественными и импортными игрушками, купленными в крупных магазинах, такой риск невелик, так как они должны пройти через проверку. На рынке игрушки для младенца не покупайте совсем!

В поле зрения ребенка должно быть немного игрушек: пять-шесть. В их число допустимо включить и какой-нибудь легкий бидончик с крышкой. Остается загадкой, почему обыкновенной кухонной посудой дети играют охотнее, чем дорогой игрушкой, разработанной и изготовленной специалистами. Впрочем, это не единственная загадка, которую задают малыши...

Итак, ваш ребенок начал вставать на ножки. Обычно первые шаги малыш делает, держась за стул или бортик манежа. Но можно приобрести (или изготовить, если это под силу папе или дедушке малыша) специальные приспособления, рассчитанные на ребенка, начинающего ходить с опорой, - например деревянный мостик с перилами. Наверняка вашему ребенку доставит радость также большой плоский квадратный ящик со стенками высотой примерно 10-15 см, в который малыш сможет не только класть игрушки, но и влезать сам.

Для стимулирования двигательной активности малыша можно использовать (разумеется, только в присутствии и под контролем взрослого) заводные игрушки . Для этой цели по-прежнему подойдут и озвученные игрушки (например, неваляшки). Детям очень нравятся и самодельные погремушки , которые взрослый или кто-нибудь их старших детей мастерит в их присутствии из различных «подручных материалов».

Еще более интересными для малыша становятся несложные пирамидки и сборные башенки : теперь ваш ребенок сможет не только разбирать, но и собирать их. Не забудьте о том, что сборные (или, говоря «научным» языком, конструктивные ) игрушки, предназначенные для детей до 1 года, должны быть очень простыми в сборке: выбирая пирамидку, позаботьтесь о том, чтобы у нее были кольца с широкими отверстиями и обязательно - широкий стержень с закругленным концом (это обеспечит безопасность малыша). Отличное средство для развития мелкой моторики - коробка или верстачок с отверстиями различной формы, в которые вкладываются фигурки соответствующей формы (но обратите внимание, для детей какого возраста предназначена эта игрушка: она не должна быть слишком сложной). И, конечно же, роскошным подарком вашему малышу станет развивающий центр, совмещающий разнофункциональные игрушки 1 .

Как и 1-2 месяцами раньше, малыш с удовольствием будет возиться с различными коробочками, ведерками, мисочками и даже мамиными кастрюлями , в которые можно класть небольшие игрушки. Для этой цели можно также использовать небольшие полотняные мешочки . Можно предложить малышу одноместную матрешку , при этом убедившись, что она достаточно легко открывается. Все эти игрушки позволят ребенку продолжать изучение свойств пространства. Той же цели послужат пластмассовые или деревянные (только обязательно некрашеные и не оклеенные бумагой) кубики. Можно при случае приобрести или сделать самим так называемый шароброс - каркас с желобками, по которым скатываются шарики. Чтобы изготовить простейший вариант такой игрушки, сверните лист картона в виде трубочки (закрепив его края, например, скотчем) и предложите малышу бросить в трубочку шарик соответствующего размера (например, от пинг-понга).

Для развития речи, кроме сюжетных игрушек, о которых говорилось в предыдущей статье, можно приобрести яркие картонные книжки .

Наконец, примерно к 9 месяцам особое значение для ребенка приобретают игрушки, которые помогут ему расширить представление об окружающем мире. Кроме уже упоминавшихся озвученных и заводных, можно приобрести сюжетные игрушки, приводимые в движение простым механизмом, с которым сможет справиться сам ребенок. Это могут быть, например, деревянные богородские игрушки , изображающие медведей с ложками, клюющих курочек и проч. Кстати, достоинство таких игрушек еще и в том, что они изготавливаются из экологически чистого материала и, как правило, без применения красок. Конечно же, стоит, как и прежде, давать ребенку для игры предметы быта . Во время купания предложите ему наливать воду в какие-нибудь небольшие емкости (например, в баночки из-под йогурта). Малыш - как мальчик, так и девочка - с удовольствием будет играть в самые простые сюжетные игры с куклой , пользуясь игрушечными предметами быт а: пластмассовой посудой, игрушечными кроваткой, коляской и постельными принадлежностями. При этом чашки и мисочки должны быть достаточно большими, чтобы малыш во время игры мог не только «поить» из них куклу, но и «пить» сам. Выбирая куклы и другие сюжетные игрушки, предназначенные для самостоятельной игры ребенка, родителям следует иметь в виду, что их длина не должна превышать 20 см. Хорошо, если эти игрушки не будут слишком натуралистичными и будут воспроизводить не мелкие детали, а лишь существенные черты облика человека и животных. Если вам удастся подобрать озвученную сюжетную игрушку (например, неваляшку, говорящую куклу, рычащего медведя), то она подарит малышу не только зрительные, но и слуховые впечатления, что тоже будет способствовать его развитию.

Первые шаги

Ваш малыш начал вставать, и вот он уже пытается сделать первые шаги - правда, пока еще держась за опору - диван или выступ шкафа. Чтобы пробудить в нем желание двигаться дальше, поставьте на диван, подальше от того места, где стоит ребенок, большую яркую (можно заводную и/или озвученную) игрушку. Малыш начнет двигаться к игрушке, переступая и держась за опору. С каждым разом увеличивайте расстояние от игрушки до ребенка. Когда он дотянется до игрушки, подвиньте ее поближе и рассмотрите вместе.

Когда ребенок стоит, держась за опору, поиграйте с ним в «догоню-догоню», двигаясь к нему быстрыми мелкими шагами и делая вид, что пытаетесь его догнать. Если у вас появится такая возможность, поиграйте сразу с двумя детьми: догоняйте одного, держа на руках другого.

Пусть ваш малыш «потанцует» под музыку, делая пружинящие движения ногами: для этого вам достаточно начать танцевать самим - и ребенок попытается повторить ваш танец.

Развитие речи

Помогите малышу расширить свой пассивный словарный запас. Для этого существуют старые испытанные средства:

  • Используйте для описанной в предыдущем разделе игры, стимулирующей двигательную активность, разные игрушки - зайчика, собачку, петушка и др. Во время игры как можно чаще называйте игрушку «по имени» - при этом желательно использовать не имя собственное (например, Шарик), а родовое наименование (собачка).
  • Поиграйте с ребенком в прятки, накрывая поочередно его и себя платком или салфеткой и называя при этом его и себя: «Где мама? Вот мама! А где же Ваня? Вот Ваня!». Игра станет еще более захватывающей, если в нее будут играть сразу несколько малышей и платком будут накрывать каждого из них по очереди. Прятаться можно не обязательно за платком: попробуйте использовать для этой цели папину спину, спинку кровати и просто собственные ладони (то же будет делать, повторяя ваши движения, ваш малыш). Однако, увлекшись игрой, не забывайте, что главное в ней - не сам процесс поисков, а запоминание имен участников.
  • Разучите с ребенком известную игру в «ладушки». Для этого сначала похлопайте в ладоши сами, а потом возьмите руки ребенка в свои и покажите ему, как играть. (Без вашей помощи малыш, скорее всего, пока не сможет повторить эти довольно сложные для него движения). Таким же способом попытайтесь освоить традиционные «До свиданья» и «Здравствуй. Дай ручку!».
  • Научите ребенка выполнять простые действия по вашей просьбе. Для этого сначала покажите действие сами, говоря ребенку, что вы делаете, и попросите его повторить ваши движения. В дальнейшем старайтесь заменять показ словесной просьбой. Например, попросите ребенка принести вам игрушку. Когда он научится это делать, усложните задачу и используйте сразу несколько игрушек, из которых ребенок должен принести вам именно ту, которую вы называете. Поиграйте с малышом в «теремок». Для этого поселите в игрушечный домик (можно построить его из любого конструктора) нескольких зверюшек и вместе с ребенком зовите их из домика). После игры можно почитать ребенку сказку «Теремок», прося его показать каждого из ее персонажей.

Для развития речи и установления эмоционального контакта взрослого с ребенком существуют испытанные «народные средства». Напомним, что, кроме уже упоминавшихся «ладушек», это такие игры-шутки, как «идет коза рогатая», «поехали-поехали» и др.

Продолжаем знакомство с окружающим миром: играем в куклы

Примерно с 9 месяцев наступает время, когда малыш начинает осваивать сюжетные игры - игры с игрушками, изображающими человека или животных. Значение их для развития ребенка очень велико. Во-первых, таким образом малыш узнает о назначении предметов быта и учится их использовать. Во-вторых, «общаясь» с игрушками, он приобретает такие важные человеческие качества, как заботливость, сострадание. Кроме того, сюжетные игры способствуют развитию речи малыша. Конечно же, научиться таким играм ребенок сможет только с помощью взрослого или старших детей.

  • Для начала покажите ребенку самые простые действия с сюжетной игрушкой. Пусть кукла пройдется по дивану, потанцует, «поговорит» с малышом, поест из игрушечной посуды, ляжет спать. При этом обязательно рассказывайте о том, что в данный момент делает кукла. Поощряйте все попытки ребенка поиграть с куклой в сюжетные игры самостоятельно.
  • Пусть те же действия, что и кукла, проделает какая-нибудь другая игрушка: мишка, зайчик и проч.

И последний совет: играя с куклой, мишкой или зайчиком, демонстрируйте эмоциональное отношение к игрушке: хвалите ее, жалейте и т.д. Так же поступайте с животными (если они есть в вашем доме) и, конечно, друг с другом. Ведь только таким образом вы сможете пробудить «чувства добрые» ко всем окружающим в своем малыше.