СОГБПОУ «Рославльский многопрофильный колледж»
Программа «Личный вклад педагога в совершенствование
Морщакина Т.Н.
Рославль
Введение
Современное информационное общество ставит перед учебными заведениями
задачу подготовки выпускников, способных:
- быстро адаптироваться в меняющихся жизненных ситуациях, самостоятельно
приобретая необходимые знания, умело применяя их на практике для решения разнообразных возникающих проблем, чтобы на протяжении всей жизни иметь возможность найти в ней свое место;
- самостоятельно критически мыслить, уметь увидеть возникающие в реальной
действительности проблемы и искать пути рационального их решения,
используя современные технологии;
Четко осознавать, где и каким образом приобретаемые ими знания могут быть
применены в окружающей их действительности;
Грамотно работать с информацией; быть коммуникабельными, контактными в
различных социальных группах, уметь работать сообща в различных областях, в
Самостоятельно работать над развитием собственной нравственности, интеллекта,
культурного уровня.
Подготовка высококвалифицированного специалиста, востребованного в условиях рынка, способного самостоятельно принимать решения в рамках профессиональной компетентности – главная задача преподавателя. Такая подготовка невозможна без внедрения новых форм и методов преподавания. Изменяющиеся, условия образовательной деятельности, новые запросы обучающихся и работодателей, появление новых средств обучения и другие факторы диктуют педагогическому работнику необходимость творчески подходить к их применению, развивать существующие формы и подходы, адаптировать к конкретным условиям уже известные методы и средства обучения и воспитания, иными словами, формировать собственный опыт педагогической деятельности.
«Скажи мне и я забуду.
Покажи мне и я запомню.
Дай мне действовать самому, и я пойму»
Конфуций
Главная задача современной системы образования – создание условий качественного обучения. Педагогика накопила в своем арсенале значительное число эффективных методик. Однако проблемы стабильности в обучении, а также достижения каждым учеником высоких результатов важны и по сей день. С развитием науки и техники значительно расширились возможности человека, появились новые технологии (промышленные, электронные, информационные) с колоссальными обучающими ресурсами.
Технология обучения – системный метод планирования, применения и оценивания всего процесса обучения и усвоения знаний путем учета человеческих и технических ресурсов и взаимодействия между ними для достижения более эффективной формы образования.
Современное образование отказывается от традиционного представления результатов
обучения в виде знаний, умений и навыков; формулировки ФГОС указывают на реальные виды деятельности. Поставленная задача требует перехода к новой системно -деятельностной образовательной парадигме, которая, в свою очередь, связана с принципиальными изменениями деятельности преподавателя, реализующего новый стандарт.
Передо мной, как и перед всеми моими коллегами, возникла проблема – превратить традиционное обучение, направленное на накопление знаний, умений, навыков, в процесс развития личности обучающихся.
Новые жизненные условия, в которые поставлены все мы, выдвигают свои требования к формированию молодых людей, вступающих в жизнь: они должны быть не только знающими и умелыми, но мыслящими, инициативными, самостоятельными.
Уход от традиционного урока через использование в процессе обучения новых технологий позволяет устранить однообразие образовательной среды и монотонность учебного процесса, создаст условия для смены видов деятельности обучающихся, позволит реализовать принципы здоровьесбережения.
Цель моей педагогической деятельности – создание условий для достижения
современного качества образования, воспитания информационно-компетентной
личности, способной адаптироваться к изменяющимся условиям жизни. Достижение этой цели вижу возможным через эффективное построение учебного процесса, применение современных образовательных технологий, на которые акцентирует внимание новый стандарт образования.
Работать преподавателем я пришла имея за плечами двадцатилетний багаж производственной работы: инженером – механиком и руководящим работником. Первый этап своей трудовой деятельности в должности преподавателя- освоение и применение традиционных технологий.
Второй этап совпал с межаттестационным периодом.(2012-2016гг.)
На протяжении межаттестационного периода изучены и реализованы следующие инновационные технологии:
Технология личностно-ориентированного обучения
Реализуемая цель:
Организация самостоятельной деятельности обучающихся по раскрытию проблемной
ситуации, развитие мыслительных и творческих способностей обучающихся.
Внедрение технологии личностно – ориентированного обучения заключается:
В правильной постановке индивидуальной задачи через создание проблемной ситуации,
При изучении конкретной темы учебных занятий - сравнение и анализ результативности
полученных знаний, умений и навыков;
Поиск решения алгоритма поставленной задачи, активизация творческой деятельности
обучающихся.
Результатами использования мною технологии являются:
Активная самостоятельная деятельность обучающихся;
Повышение интереса к избранной профессии;
Раскрытие мыслительных способностей и активизация самостоятельной деятельности.
Инфомационно-коммуникационные технологии
Цель:
- активизация познавательной деятельности обучающихся на уроках теоретического
обучения;
Внеурочных мероприятиях;
Обогащение содержания изучаемых предметов.
Результаты:
- развитие различных видов мышления; -углубление межпредметных связей;
Расширение диапазона знаний и возможностей для творческой деятельности обучающихся;
Обогащение содержания изучаемого материала.
.
Цель: Способствование формированию психически устойчивой, физически развитой,
нравственной личности обучающегося.
Результаты:
- сохранение здоровья обучающихся;
Повышение качества образовательного процесса:
Удовлетворение личностных потребностей обучающихся в образовании;
Усиление мотивации обучения, повышение уровня познавательной активности.
Укрепление их здоровья, воспитание у них культуры здоровья, стремлении
грамотно заботиться о своем здоровье.
Построение урока с учетом работоспособности обучающихся;
Благоприятный психологический климат, ситуации успеха и эмоциональные разрядки;
С целью предотвращения перегрузки обучающихся и сохранения их здоровья использую различные приемы и методы: поддерживаю в кабинете обоснованные санитарно-гигиенические условия. Чистота, освещенность, дизайн; физиологически грамотное построение занятий, строгая дозировка учебной нагрузки; смена видов деятельности.
Мониторинг интеллектуального развития
Анализ и диагностика качества обучения каждого учащегося при помощи тестирования и построения графиков динамики успеваемости.
Воспитательные технологии -реализуется в виде вовлечения обучающихся в дополнительные формы развития личности: участие в культурно-массовых мероприятиях.
Технология портфолио реализует следующие функции в образовательном процессе:
Диагностическую (фиксируются изменения и рост (динамика) показателей за определенный период времени);
Целеполагания (поддерживает образовательные цели, сформулированные стандартом);
Мотивационную (поощряет обучающихся, педагогов и родителей к взаимодействию и достижению положительных результатов);
Развивающую (обеспечивает непрерывность процесса развития, обучения и воспитания от курса к курсу);
следует добавить:
Обучающую (создает условия для формирования основ квалиметрической компетентности);
Корректирующую (стимулирует развитие в условно задаваемых стандартом и обществом рамках).
Для обучающегося портфолио – это организатор его учебной деятельности, для преподавателя – средство обратной связи и инструмент оценочной деятельности.
Проектное обучение - развивает творческие способности, самостоятельную познавательную активность;
Цель проектного обучения: создать условия, при которых обучающиеся:
Самостоятельно и охотно приобретают недостающие знания из разных источников;
Учатся пользоваться приобретѐнными знаниями для решения познавательных и
практических задач;
Приобретают коммуникативные умения, работая в различных группах;
Развивают у себя исследовательские умения (умения выявления проблем,
сбора информации, наблюдения, проведения эксперимента, анализа, построения
гипотез, обобщения);
Развивают системное мышление.
В своей работе применяю также педагогические технологии на основе активизации и интенсификации деятельности обучающихся.
Игровые технологии;
Проблемное обучение;
Технология коммуникативного обучения.
Игровые технологии
Деловая игра- в деловых играх моделируются жизненные ситуации и отношения, в рамках которых выбирается оптимальный вариант решения рассматриваемой проблемы и имитируется его реализация на практике.
Деловая игра – это форма воссоздания предметного и социального содержания профессиональной деятельности, моделирования систем отношений, характерных для данного вида практики. В деловой игре моделируются разнообразные условия
профессиональной деятельности, деловая игра выступает как метод эффективного обучения, поскольку снимает противоречия между абстрактным, формальным характером учебного предмета и реальным характером профессиональной деятельности.
Педагогические игры по характеру педагогического процесса подразделяются на группы:
а) обучающие, тренировочные, контролирующие и обобщающие;
б) познавательные, воспитательные, развивающие;
в) репродуктивные, продуктивные, творческие;
г) коммуникативные, диагностические, профориентационные, психотехнические
Формируют устойчивую мотивацию учения;
Формируют ценностно-смысловые, социокультурные компетенции.
Результат:
Переход от игровой деятельности к учебной
Проектные методы обучения - в своей работе широко использует метод защиты курсовых проекта, так как он ориентирован на самостоятельную деятельность обучающихся. Работая над проектом, обучающиеся раскрывают свои творческие и интеллектуальные возможности.
Цель технологии - стимулировать интерес обучающихся к определенным проблемам,предполагающим владение определенной суммой знаний и через
проектную деятельность, предусматривающим решение этих проблем,
умение практически применять полученные знания.
Формируются компетенции: учебно-позновательные, ценностно-смысловые.
Результат:
Усвоение способов организации целепологания, планирования, анализа, рефлексии, самооценки.
Практикую работу с применением технология развития критического мышления
Критическое мышление – это способность анализировать информацию спозиции логики и личностно-ориентированного подхода с тем, чтобы применять полученные результаты, как к стандартам, так и нестандартным ситуациям, вопросам и проблемам. Критическое мышление – это способность ставить новые вопросы, вырабатывать разнообразные аргументы,принимать независимые продуманные решения.
Цель технологии – обеспечить развитие критического мышленияпосредством интерактивного включения учащихся в процесс обучения.
Критическое мышление:
Способствует взаимоуважению партнѐров, пониманию и продуктивном взаимодействию между людьми;
Облегчает понимание различных «взглядов на мир»;
Позволяет воспитанникам использовать свои знания для наполнения смыслом ситуаций с высоким уровнем неопределѐнности, создавать базу для новых типов человеческой деятельности.
Критерии оценки результата в условиях технологии развития критического мышления обучающихся:
Критичность мышления, которая может быть раскрыта через следующие показатели:
Оценка (Где ошибка?)
Диагноз (В чѐм причина?)
Самоконтроль (Каковы недостатки?)
Критика (Согласны ли вы? Опровергните. Приведите контраргументы?)
Прогноз (Постройте прогноз).
Основные методические приемы развития критического мышления :
1. Прием «Кластер»
2. Таблица
3. Учебно- мозговой штурм
4. Интеллектуальная разминка
Также в начиная с прошлого учебного года внедряю в в практику метод кейс-
технологий.
Данные технологии помогают повысить интерес обучающихся к изучаемому профессиональному модулю, развивают у обучающихся такие качества, как социальная активность, коммуникабельность, умение слушать и грамотно излагать свои мысли, изменяют мотивацию к обучению.
Стараюсь реальный профессиональный случай перевести из статуса «жизненной ситуации» в статус задачи, и затем решать с последующей рефлексией хода и ресурсов решения.
Результат:
Эффективная коммуникация в процессе коллективного поиска и обоснования решения;
Развитие навыков структурирования информации и идентификации проблем;
Освоение технологий выработки управленческих решений различного типа (стратегических, тактических);
Повышение мотивации на расширение базы теоретического знания для решения прикладных задач.
Таким образом, можно выделить следующие признаки инновационных технологий :
Ориентированы на получение конкретного результата;
Цель урока с их использованием – приобретением знаний в процессе деятельности;
Индивидуализация процесса обучения;
Способствует социализации обучающихся в процессе обучения и после окончания колледжа;
Использует другие инновационные технологии;
Требует от преподавателя организации образовательного пространства урока;
Устанавливает качественно новые взаимоотношения преподавателя и обучающегося на уроке;
Способствует творческому и интеллектуальному развитию личности обучающегося.
Вывод: основное отличие инновационных технологий: практическая направленность, проблемный характер, использование активных методов обучения. Разнообразие современных педагогических технологий позволяет учитывать индивидуальные способности обучающихся, раскрывать их творческий потенциал, обеспечить всестороннее развитие личности обучающихся.
Таблица 1 – Классификация современных педагогических технологий
Название | Механизм реализации | Сущность технологии |
|
Технология проблемного обучения | Развитие познавательной активности, творческой самостоятельности обучающихся. | Поисковые методы, постановка познавательных задач, решение проблемных ситуаций. | Последовательное и целенаправленное выдвижение перед обучающимися проблемных задач, разрешая которые обучаемые активно усваивают знания, умения, навыки. |
Технология модульного обучения | Обеспечение гибкости, приспособление его к индивидуальным потребностям личности, уровню его базовой подготовки. | Разделение материала на логические блоки – модули; индивидуальный темп обучения. | Самостоятельная работа обучающихся по индивидуальной учебной программе. |
Технологии развивающего обучения | Всестороннее развитие личности и ее способностей. | Работа с обучающимися, вовлеченных в различные виды деятельности | Ориентация учебного процесса на потенциальные возможности человека и их реализацию. |
Технология дифференцированного обучения | Создание оптимальных условий для выявления и развития интересов и способностей обучающихся в рамках образовательного процесса. | Использование методов индивидуального и дифференцированного обучения. | Усвоение программного материала на различных уровнях, но не ниже государственного образовательного стандарта. |
Информационные технологии обучения | Развитие у обучающихся навыков получения необходимых знаний с помощью современных технических средств обучения. | Активное использование в образовательном процессе компьютерных и Интернет-ресурсов, компьютерного тестирования и др. | Непрерывное поэтапное развитие интереса обучающихся образовательным аспектам использования технических средств обучения. |
Технология деловой игры | Обеспечениеличностно-деятельностного характера усвоения знаний и умений. | Игровые методы обучения, способствующие вовлечению обучающихся в творческую деятельность. | Самостоятельная познавательная деятельность, направленная на поиск, обработку и усвоение знаний. |
Проектная технология | стимулировать интерес обучающихся к определенным проблемам, предполагающим владение определенной суммой знаний и через проектную деятельность, предусматривающим решение этих проблем, умение практически применять полученные знания. | наличие проблемы требующей исследования, организация и осуществления деятельности, защита проекта | развитие познавательных навыков обучающихся, умений самостоятельно конструировать свои знания, умений ориентироваться в информационном пространстве, развитие критического мышления. |
здоровье- сберегающая технология | сохранение и повышение работоспособности, укрепления здоровья | поддержание в кабинете обоснованных санитарно-гигиенических условий, от чистоты и освещенности до дизайна; физиологически грамотное построение уроков с использованием в их процессе оздоровительных мероприятий, строгая дозировка учебной нагрузки; динамические дидактические материалы, смену видов деятельности, свободное обсуждение и дискуссию на уроке | активная деятельность по сохранению и укреплению здоровья обучающихся, в которой можно выделить следующие основные компоненты: Осознанное, целенаправленное применение разнообразных форм физкультурной активности; Целенаправленное освоение гигиенических навыков и навыков охраны здоровья; Использование естественных природных факторов в укреплении здоровья и цивилизованное отношение к природе; Активная борьба с вредными привычками и их полное искоренение; Деятельность по пропаганде и внедрению ЗОЖ в жизнь каждого человека и общества. |
кейс технологии | повысить интерес обучающихся к изучаемому профессиональному модулю, развивает у обучающихся такие качества, как социальная активность, коммуникабельность, умение слушать и грамотно излагать свои мысли. | вычленение проблемы из той информации, которая содержится в описании кейса и решению ее. | усвоение знаний и формирование умений есть результат активной самостоятельной деятельности обучающихся по разрешению противоречий, в результате чего и происходит творческое овладение профессиональными знаниями, навыками, умениями и развитие мыслительных способностей. |
Таблица 2. Результаты использования современных образовательных технологий
технология | уровень использования | дисциплина, МДК,ПМ | результат использования технологий |
Личностно-ориентированное обучение | все дисциплина, МДК | Стабильная, 100% успеваемость, повышение качества знаний и обученности обучающихся, всестороннее развитие личности. |
|
Здоровьесберегающие технологии | Отдельные компоненты | Компоненты технологии используются на всех все дисциплина, МДК | Уменьшение пропусков по болезни. Отсутствие снижения уровня зрения, осанки обучающихся. |
Исследовательские методы обучения | Методические приёмы | ПМ.01, ПМ02специальность 110809 «Механизация сельского хозяйства» МДК.01.01 «Устройство автомобиля» | Формирование и развитие исследовательских навыков в процессе обучения; подготовка и защита ВКР |
Информационно-коммуникационные технологии | Отдельные компоненты | Компоненты технологии используются на всех изучаемых дисциплинах и МДК,ПМ. | Создание и грамотное оформление творческих работ. Обновление дидактического материала, Работа в веб-сайтах, Тестирование при входном контроле, Подготовка презентаций, -использование электронных учебников, Участие в сообществах по интересам, Повышения эффективности своей профессиональной деятельности, Принимать участие в онлайн конференциях, Преподаватели и собучающиеся могут постоянно работать и взаимодействовать друг с другом, в том числе непосредственно в ходе занятий и в виртуальном режиме. |
кейс- технология | Методические приёмы | дисциплина, МДК,ПМ | совместными усилиями группы обучающихся проанализировать ситуацию - возникающую при конкретном положении дел, и выработать практическое решение; окончание процесса – оценка предложенных алгоритмов и выбор лучшего в контексте поставленной проблемы. |
Проектные методы обучения | Методические приёмы |
При применении инновационных технологий встречаются проблемы, рассмотрим пути их решения :
Возрастающая роль преподавателя - как непосредственного носителя знаний - не только профессиональных по предметной дисциплине, но и современных: в области педагогики, психологии, технологии обучения и воспитания. На этой базе у преподавателя формируется готовность к восприятию, оценке и реализации инновационных проектов в образовании.
Для решения этой проблемы мною
- пройдены курсы повышения квалификации по темам :
«Организация процесса профессионального обучения в современных профессиональных образовательных организациях»,
«Разработка основных профессиональных образовательных программ и дополнительных профессиональных программ на основе профессиональных стандартов»,
«Психолого-педагогическое и учебно- методическое сопровождение образовательного процесса(для преподавателей и мастеров производственного обучения профессиональных образовательных организаций).
-изучена литература :
Столяренко Л.Д. «Основы психологии», «Хрестоматия по возрастной психологии» под редакцией Д.И. Фельдштейна, «Курс общей психологии», «Психологический смысл труда» автор Н.С.Пряжников, «Многомерные статистические методы анализа данных в психологических исследованиях» - Н.И.Леонов и другие работы. Изучены методики: А. К. Марковой, А.И.Савенкова, Амтхауэра, Торренса, Хеллера,Дж. Холланда, Гилфорда, Дембо-Рубинштейн в модификации А.Прихожан, М. Лукьяновой и А.А. Реана.
Работаю над темами самообразования:
«Формы и методы повышения мотивации к обучению и создание условий для формирования учебной деятельности»,
«Использование ИКТ и совершенствование методики проблемного обучения для развития познавательной деятельности обучающихся»
внесение изменений в цели, содержание, методы и технологии, форму организации урока.
Решение проблемы - в ориентации учебного процесса на потенциальные возможности обучающихся и их реализацию, находить творческие способы решения жизненно важных проблем, способствовать превращению творчества в норму и форму существования. Целью инновационной деятельности является качественное изменение личности обучающегося по сравнению с традиционной системой. Это становится возможным благодаря внедрению в профессиональную деятельность новых дидактических и воспитательных программ. Развитие умения мотивировать действия, самостоятельно ориентироваться в получаемой информации, формирование творческого нешаблонного мышления, развитие обучающихся за счет максимального раскрытия их природных способностей, используя новейшие достижения науки и практики, – основные цели инновационной деятельности.
проблема изучения, обобщения и распространения современных педагогических технологий.
Решение: принимала активное участие в региональных педагогических научно-практических конференциях , посвящённых совершенствованию и модернизации современного образовательного процесса:
Научно-практическая конференция "Использование инновационных образовательных технологий в системе профессионального образования" -доклад на тему "Модульное обучение как средство формирования профессиональной компетенции у студентов СПО", 2014 год.
Научно-практическая конференция "Формирование общих и профессиональных компетенций в соответствии с ФГОС СПО" - доклад на тему "Технология проектирования экзамена (квалификационного) ", 2015 год.
Научно - практическая конференция " Непрерывное профессиональное образование в региональном контексте"
Международная научно- практическая конференция " Информационно - методическое сопровождение внедрения ФГОС опыт, проблемы, перспективы" и публикация статьи "Ресурсное обеспечение непрерывного профессионального образования"
Приняла участие в Московском международном салоне образования. - апрель 2016 года.
Принимаю активное участие в конкурсах сети «Портал педагога»:
Всероссийский конкурс «Развитие профессиональны педагогических концепций, Социокультурная практика»- 2 место;
«Основы компьютерной грамотности педагога как фактор повышения профессионального статуса. Высокий уровень»- второе место.
Разработка материала для классного часа «Дети Смоленщины на войне» заняла 2 место во всероссийском конкурсе «Лучший классный час»
4) внедрения достижений инновационных проектов в образование на практике.
Транслирование опыта через проведение открытых уроков, написание методических разработок, проведение открытых внеклассных мероприятий:
- «Машины для внесения минеральных удобрений»;
- « Выбор посадок по предельным натягам с использованием таблиц допусков»
Урок- конференция на тему «Зерноуборочные машины. Современные тенденции в комбайностроении».
- «Техническое обслуживание и ремонт кривошипно-шатунного механизма»
Открытое внеклассное мероприятие, посвященное дню автомобилиста.
Курсовое и дипломное проектирование выходит за рамки отдельно взятого профессионального модуля и носят исследовательский характер с переходом на практическую направленность.
Разработка рабочих программ по профессиональным модулям, пакетов контрольно оценочных средств.
Результаты использования инновационных технологий:
Повысилась уверенность обучающихся в собственных силах;
Обеспечение механизмов критического мышления обучающихся, умение искать пути решения поставленной задачи;
Качественное усвоение знаний, развитие интеллекта и творческих способностей;
Усиление мотивации на успешную учебную деятельность;
Повышения умения адекватно оценивать себя:
Развитие познавательных интересов и творческой активности обучающихся;
Развитие исследовательских способностей;
Развитие умения мыслить адекватно;
Развитие «чувства локтя», коммуникабельности.
IV - этап работы 2017-2019г.
1. Внедрить в свою работу бинарные уроки- нетрадиционную
форму занятия.
2. Продолжить мониторинг интеллектуального развития.
3.Шире внедрят в учебный процесс возможности ИТК технологий.
4.Углубить уровень использования проектной технологии.
5. Продолжить реализовывать технология портфолио.
6. Продолжать использовать здоровьесберегающие технологии.
Заключение
Использование в педагогической деятельности различных образовательных
технологий позволяет повысить мотивацию обучающихся, профессионально-практическую направленность занятий, а следовательно, добиваться более гарантированных запланированных результатов в своей профессионально-педагогической деятельности.
Таким образом, современные образовательные технологии связаны с повышением
эффективности обучения и воспитания и направлены на конечный результат
образовательного процесса – подготовку высококвалифицированных рабочих
кадров и специалистов, способных успешно осваивать новые профессиональные области, гибко и динамично реагировать на изменяющиеся социально-экономические условия, обладающих высокими нравственными качествами в условиях инновационного образовательного пространства.
Литература.
Беспалько, В.П. Слагаемые педагогической технологии [Текст] / В.П.Беспалько – М.,1989. – С.126
Выступление В.В. Путина на заседании Государственного Совета Российской Федерации 29 августа 2001 г. [Электронный ресурс] – URL: 2002.kremlin.ru ›events/284.html
Модернизация российского образования: документы и материалы. Ред.: Э.Д. Днепров, Москва: ГУ ВШЭ, 2002, серия “Библиотека развития образования”– 35c.
Полат, Е.С. Новые педагогические и информационные технологии в системе образования. //Учебное пособие для студ. пед. вузов и системы пов. квалиф. пед. кадров / Е. С. Полат, М. Ю. Бухаркина, М. В. Моисеева, А. Е. Петров; Под ред. Е. С. Полат. - М.: Издательский центр «Академия», 2002. - 272 с.
Селевко, Г.К. Современные образовательные технологии [Текст] /Г.К,Селевко. – М.: Народное образование. 1998 -256 с.
Совершенствование методов обучения и воспитания (краткое описание методик, которые использует педагог в образовательной деятельности.)
В своей работе с детьми я использую следующие современные технологии:
В работе педагога: подбор иллюстративного материала к занятиям, оформление стендов, сканирование, интернет, принтер, создание презентации, обмен опытом, оформление документации.
5. Личностно-ориентированная технология. Формирование личности ребёнка, обеспечение комфортных условий в семье и ДОУ, создание личностно-ориентированных взаимодействий с детьми в развивающем пространстве. Выявление темпов развития ребёнка. Создание условий для творчества личности.
6. Проблемное обучение. Целью проблемной технологии выступает приобретение ЗУН, усвоение способов самостоятельной деятельности, развитие познавательных и творческих способностей детей. Создание проблемных ситуаций в НОД, в ходе режимных моментах, и самостоятельной деятельности детей, в беседах, в игровой деятельности.
7. Игровые технологии. Цель игровой технологии - не менять ребенка и не переделывать его, не учить его каким-то специальным поведенческим навыкам, а дать возможность «прожить» в игре волнующие его ситуации при полном внимании и сопереживании взрослого. Игры, упражнения, занятие, часть занятия, труд, игровые задания, ситуации.
(Технология развивающих игр Б. П. Никитина.) Развитие психических процессов, решение задач с помощью развивающих игр, которые ребёнок решает с помощью кубиков, кирпичиков, квадратов или пластика, деталей из конструктора - механика и т. д. Игры, упражнения, занятие, часть занятия, труд, игровые задания, ситуации.
8. Технология «Триз» . Развитие психических процессов, поисковой активности, стремление к новизне, развитие речи и творческого воображения. Привитие ребёнку радость творческих открытий. Учить искать своё решение и вывод. Сказки; игровые, бытовые ситуации; художественное творчество (рисование, лепка, аппликация, дидактические игры, занятия.
9. Технология «Портфолио педагога» . Развитие умения владеть современными технологиями, умение прогнозировать свой результат, создание своего досье успехов, учитывать свои результаты в разнообразных видах деятельности, оценивать свой профессионализм. Создание портфолио педагога.
Здоровьесберегающие технологии. Наряду с комплексом обязательных мероприятий по физической культуре и оздоровительно-профилактическими действиями (утренняя гимнастика, подвижные игры, физкультурные занятия) , я провожу оздоровительную работу с детьми. Одна из важнейших задач – снижение риска заболеваемости детей. Поэтому большое внимание я уделяю профилактике болезней, укреплению и закаливанию детского организма. Применяя такие методы как: использование динамических пауз, подвижных и спортивных игр, гимнастики: пальчиковая, дыхательная, бодрящая, для глаз, занятия по ЗОЖ и др., повышаю результативность воспитательно-образовательного процесса, укрепляю здоровье.
Для всех видов гимнастик я создала картотеку.
Эффективность оздоровительной деятельности зависит от условий и образа жизни семей воспитанников, а также от комплексного подхода к её организации. Поэтому здоровьесберегающую технологию осуществляю в следующих формах:
Осваивая инновации, нужно постоянно находиться в активном творческом поиске, осваивать эффективные технологии обучения, воспитания, развития творческих способностей воспитанников, экспериментировать и исследовать, стремится повысить результаты своего труда. Для эффективности своей работы я использую разные современные технологии.
Технологию проектирования использую в работе как с детьми, так и с родителями. В работе использовала краткосрочные и долгосрочные проекты: «Раз песчинка, два песчинка…» (познавательно-исследовательский) , «Будь здоров» (для родителей, с целью заинтересовать родителей укреплять здоровый образ жизни в семье) .
Также в своей работе использую личностно-ориентированную технологию, которая включает в себя гуманистическое направление, обеспечивает комфортные, конфликтные и безопасные условия развития личности ребёнка. В своей работе использую также игровые технологии обучения:
В своей работе я использую также проблемное обучение детей. Я создаю для детей познавательную задачу, ситуации во всех областях образовательной деятельности, и даю детям находить средства её решения, используя ранее усвоенные знания и умения. Проблемную ситуацию создаю с помощью активизирующих действий, вопросов, подчеркивающих новизну, важность, красоту и другие отличительные качества объекта познания.
Использую проблемные ситуации в беседах по безопасности жизни и здоровья, на занятиях по математике, ознакомлению с окружающим миром, в игровой деятельности, по сенсорному воспитанию. В результате дети учатся мыслить, рассуждать.
Проблемную ситуацию я создаю с помощью определённых приёмов, методов и средств. Использую, например, такие методические приёмы:
Игра - ведущий наиболее доступный для детей вид деятельности, это способ переработки полученных из окружающего мира впечатлений, знаний. Уже в раннем детстве ребенок имеет наибольшую возможность именно в игре, а не в какой-либо другой деятельности, быть самостоятельным, по своему усмотрению общаться со сверстниками, выбирать игрушки и использовать разные предметы, преодолевать те или иные трудности, логически связанные с сюжетом игры, ее правилами. В игре он развивается как личность, у него формируются те стороны психики, от которых впоследствии будет зависеть успешность его социальной практики. Поэтому, используя игровые технологии в образовательном процессе, я следую принципу доброжелательности, стараюсь осуществлять эмоциональную поддержку, создавать радостную обстановку, поощрять любые выдумки и фантазии ребенка. Считаю, что только в этом случае игра будет полезна для развития ребенка и создания положительной атмосферы сотрудничества с взрослым. Стараюсь организовать педагогический процесс так, чтобы игровые технологии, как игровые моменты проникали во все виды деятельности детей: труд и игра, образовательная деятельность и игра, режимные моменты и игра. Игровые моменты играют важную роль в педагогическом процессе, особенно в период адаптации. Начиная с двух - трех лет их основная задача - это формирование эмоционального контакта, доверия детей к воспитателю, умения видеть в воспитателе доброго, всегда готового прийти на помощь человека (как мама) , интересного партнера в игре. Первые игровые ситуации организую фронтально, чтобы ни один ребенок не чувствовал себя обделенным вниманием. Например, это такие игры как хоровод «Каравай» , «Попробуй, догони» , «Куличи для Маши» и др. Далее включаю игровые ситуации типа «Что катится?» , «Кто быстрее докатит мяч» - при этом, организуя детей в игру – соревнование. Игровые технологии я направляю на развитие внимания детей. У детей в дошкольном возрасте происходит постепенный переход от непроизвольного внимания к произвольному. Произвольное внимание требует сосредоточения на задании, пусть даже оно не очень интересное. Поэтому необходимо развивать детей, используя игровые приемы. Например, предлагаю игровую ситуацию на внимание: «Найди такой же» - можно ребенку предложить выбрать из нескольких шариков, кубиков, фигурок, игрушек «такой же» (по цвету, величине) , как у него. Или предлагаю игру «Что не так?» , специально допуская ошибку в своих действиях, а ребенок должен ее заметить.
Использование игровых технологий помогает мне при развитии памяти детей. Это такие игры как «Запомни и назови» , «Что сначала, что потом» и др.
Игровые технологии способствуют также и формированию основных форм мышления: наглядно-действенного, наглядно-образного и логического.
В этом мне помогает включение в образовательный процесс игровых приемов и методов. При этом, ребенок учится сравнивать, выделять самое существенное в предметах и может осуществлять свои действия, ориентируясь не на ситуацию, а на образные представления. Логическое мышление формирую в процессе обучения ребенка умению рассуждать, находить причинно-следственные связи, делать умозаключения.
На занятиях и вне занятий активно использую развивающие игры Никитиных: «Сложи узор» , «Внимание!» , «Внимание-угадай-ка!» , «Кубики для всех» , «Сложи квадрат» . Дети играют как с фабричными пособиями, так и изготовленными мною.
Так же использую такие игры, как «Блоки Дьенеша» , «Монгольскую игру» , «Колумбово яйцо» , «Танграм» . Дети моей группы с удовольствием занимаются с этими пособиями.
Использование игровых приемов и методов в нестандартных, проблемных ситуациях, требующих выбора решения из ряда альтернатив, формирует у детей гибкое, оригинальное мышление. Например, на занятиях по ознакомлению детей с художественной литературой (совместный пересказ художественных произведений или сочинение новых сказок, историй) дети получают опыт, который позволит им играть затем в игры.
Комплексно использую игровые технологии разной целевой направленности в своей педагогической деятельности, что помогает подготовить ребенка к школе.
В качестве одного из эффективных видов игротерапевтических средств являются народные игры с куклами, потешками, хороводами, играми-шутками. Их я использую в педагогическом процессе, с их помощью я не только реализуют обучающие и развивающие функции игровых технологий, но и различные воспитательные функции: они приобщают воспитанников к народной культуре, традициям, воспитывают толерантность и уважение к разным народам. Это важное направление регионального компонента образовательной программы детского сада.
Технологии ТРИЗ помогают мне не просто развивать фантазию детей, но и творчество. Использую эту технологию по рисованию нетрадиционными способами. Дети рисуют пальчиками «Снег идёт» , ладошками «Осеннее дерево» , «Солнышко» , паролоном «Рыбки живут в воде» , ватными палочками «Кисть рябины» , отпечатками листьев и др. Во время занятий ребята с удовольствием играют в игру «Хорошо – плохо» - эту игру можно использовать для обсуждения правил поведения на улице, в транспорте, на природе. Игра «Найди противоречия» годится для наблюдений, бесед, причем противоречия можно находить в погоде, в игрушках, в предметах, ситуациях, размерах, и дети, разделившись на две команды, будут с увлечением придумывать новые решения проблемы. Для развития памяти и наблюдательности использую игру «Проверка памяти» , в которой после кратковременного показа какого-либо рисунка или объекта прошу детей воспроизвести этот объект или ответить на вопросы по его содержанию. Специально для этой цели изготовила набор карточек с простейшими схематическими рисунками, буквами, символами и в начале занятия, особенно на математике выставляю их на доске, предлагаю ребятам запомнить и воспроизвести их на бумаге. В начале года это может быть 4-5 карточек, а к концу года количество можно увеличить. В качестве физкультминутки можно использовать игру на внимание «Уши, глаза, нос» . Ребята играют в эти игры с интересом и сами, даже не догадываясь, что все это называется ТРИЗ. Просто им интересно, необычно и они никогда не скучают, а играют с увлечением. На занятиях по математике с удовольствием ищут пропавшую цифру, узнают в знакомых предметах геометрические фигуры и наоборот, рисуют, превращая геометрические фигуры в настоящие или фантастические предметы. Очень любят ребята работать со сказками, изменять их, придумывать новый конец к сказке, добавлять героев в знакомые сказки, сочинять сказки новые и современные. Очень интересно проходит занятие, когда после прочтения уже известных или новых сказок я предлагаю самим ребятам придумать другой конец к сказке или помочь герою выйти из сложного положения. Фантазия и творчество детей не иссякают. Я считаю, что использование ТРИЗ в работе с детьми, помогает не только в развитии творческих способностей, но и дает возможность детям почувствовать себя увереннее, спокойнее, идти в детский сад с радостью и интересом в ожидании ежедневных чудес, открытий, волшебства и превращений.
Для повышения эффективности образовательного процесса использую ИКТ:
Основные средства ИКТ, используемые в работе с детьми и родителями: компьютер, принтер, сканер, магнитола, фотоаппарат.
Вся моя работа строится с учетом разноуровневого обучения. Я учитываю способности ребёнка, его темп деятельности, уровень утомляемости. И этому помогают карты индивидуального сопровождения. Карты составлялись с учетом наблюдений за детьми в непосредственно образовательной деятельности, в свободное время и с учетом бесед проводимых с родителями. В нашей работе важно уметь находить подход к каждому ребенку: определить индивидуальные способности, интересоваться заботами и достижениями.
Результатом использования этих методик и технологий стали стабильные положительные достижения физического и личностного развития обучающихся.
«Воспитание детей» - Я не храбр. Лень и дети. Родительское собрание по теме «Отцы и дети. Как сформировать волю? Ребёнок должен на деле почувствовать силу авторитета родителей и педагогов. Что делать? Умение беречь время – важная черта организованного человека. По отношению к упрямым, избалованным детям рекомендуется строгость и твердость.
«Метод проектов в литературе» - Ведущая идея. Команды не соревнуются. Методика работы команд. Продукт. Портфолио. Результат проектной деятельности. Что дает применение таких уроков? Все должны проявлять активность и вносить свой вклад в общее дело. Проектная Личность деятельность. Каждый должен получать удовольствие от чувства уверенности в себе.
«Активные методы обучения» - Признаки методов активного обучения Проблемность. Активные методы обучения: игровое моделирование. Индивидуализация. Активные методы обучения: обучение с помощью специальных средств. Непосредственность, самостоятельности взаимодействия обучающихся с учебной информацией. Активные методы обучения: обучение на практических примерах и ситуациях.
«Интерактивные методы обучения» - Решает три главные задачи: Разработаны специальные приёмы для интерактива (для работы в парах, группами, коллективно): Учебно-познавательная задача (нр.: узнать, определить…) Коммуникативно-развивающая (нр.: развитие учебных умений) Социально-ориентированная. Карусель Кластер Паучок. Интерактивные методы обучения.
«Метод проектов в обучении» - Подготовка. Предложенный Дж. Границы и трудности использования метода проектов. Заключительный этап. Конструкторский этап. Оценка результатов и процесса. Планирование. Исследование. Вся деятельность учащихся сосредоточивается на следующих этапах: Характер педагогической деятельности в методе проектов.
«Методы воспитания» - Достижение целей воспитания осуществляется, как правило, в процессе реализации совокупности методов. Различные мелодии, даже самые сложные, сочиняются при помощи только семи нот. Доминирующие бинарные методы воспитания-самовоспитания: Классификация методов воспитания И.Г. Щукиной построена на основе направленности - интегративной характеристики, включающей в себя в единстве целевую, содержательную и процессуальную стороны методов воспитания.
МБОУ «Шумячская СШ им. В.Ф.Алешина»
Выступление на заседании
ШМО учителей истории и обществознания
«Совершенствование
методов обучения и воспитания учащихся»
учитель истории и обществознания
Современное информационное общество ставит перед школой задачу подготовки выпускников, способных:
- быстро адаптироваться в меняющихся жизненных ситуациях, самостоятельно приобретая необходимые знания, умело применяя их на практике для решения разнообразных возникающих проблем, чтобы на протяжении всей жизни иметь возможность найти в ней свое место;
- самостоятельно критически мыслить, уметь увидеть возникающие в реальной действительности проблемы и искать пути рационального их решения, используя современные технологии;
Четко осознавать, где и каким образом приобретаемые ими знания могут быть применены в окружающей их действительности;
Грамотно работать с информацией; быть коммуникабельными, контактными в различных социальных группах, уметь работать сообща в различных областях, в различных ситуациях;
Самостоятельно работать над развитием собственной нравственности, интеллекта, культурного уровня.
Такая подготовка невозможна без внедрения новых форм и методов преподавания. Изменяющиеся, условия образовательной деятельности, новые запросы обучающихся и родителей, появление новых средств обучения и другие факторы диктуют педагогическому работнику необходимость творчески подходить к их применению, развивать существующие формы и подходы, адаптировать к конкретным условиям уже известные методы и средства обучения и воспитания, иными словами, формировать собственный опыт педагогической деятельности.
Технология обучения – системный метод планирования, применения и оценивания всего процесса обучения и усвоения знаний путем учета человеческих и технических ресурсов, и взаимодействия между ними для достижения более эффективной формы образования.
Поставленная задача требует перехода к новой системно -деятельностной образовательной парадигме, которая, в свою очередь, связана с принципиальными изменениями деятельности преподавателя, реализующего новый стандарт.
Передо мной, как и перед всеми моими коллегами, возникла проблема – превратить традиционное обучение, направленное на накопление знаний, умений, навыков, в процесс развития личности обучающихся.
Новые жизненные условия, в которые поставлены все мы, выдвигают свои требования к ученикам: они должны быть не только знающими и умелыми, но мыслящими, инициативными, самостоятельными.
Уход от традиционного урока через использование в процессе обучения новых технологий позволяет устранить однообразие образовательной среды и монотонность учебного процесса, создаст условия для смены видов деятельности обучающихся, позволит реализовать принципы здоровье-сбережения.
Цель моей педагогической деятельности – создание условий для достижения современного качества образования, воспитания информационно-компетентной личности, способной адаптироваться к изменяющимся условиям жизни. Достижение этой цели вижу возможным через эффективное построение учебного процесса, применение современных образовательных технологий, на которые акцентирует внимание новый стандарт образования.
Остановлюсь на отдельных образовательных технологиях, которые я использую в своей работе:
Инфомационно-коммуникационные технологии
Цель: активизация познавательной деятельности обучающихся на уроках теоретического обучения, внеурочных мероприятиях; обогащение содержания уроков истории и обществознания.
Результаты:
- развитие различных видов мышления;
Углубление межпредметных связей;
Расширение диапазона знаний и возможностей для творческой деятельности обучающихся;
Обогащение содержания изучаемого материала. (Приложение 1)
Здоровьесберегающие технологии.
Цель: формирование психически устойчивой, физически развитой нравственной личности.
Результаты:
- сохранение здоровья обучающихся;
Повышение качества образовательного процесса:
Удовлетворение личностных потребностей, обучающихся в образовании;
Усиление мотивации обучения, повышение уровня познавательной активности.
Укрепление здоровья, воспитание культуры здоровья, стремлении
грамотно заботиться о своем здоровье.
Построение урока с учетом работоспособности обучающихся;
Благоприятный психологический климат, создание ситуации успеха
С целью предотвращения перегрузки обучающихся и сохранения их здоровья использую различные приемы и методы: поддерживаю в кабинете условия, соответствующие СанПиНам; строгий режим учебной нагрузки, соответствующий возрастным особенностям учащихся; смена видов деятельности, развитие гигиенических навыков. (Приложение 2)
Проектное обучение
Развивает творческие способности, самостоятельную познавательную активность;
Цель : создать условия, при которых обучающиеся:
Самостоятельно и охотно приобретают недостающие знания из разных источников;
Учатся пользоваться приобретёнными знаниями для решения познавательных и практических задач;
Приобретают коммуникативные умения, работая в различных группах;
Развивают у себя исследовательские умения (умения выявления проблем,
сбора информации, наблюдения, проведения эксперимента, построения
обобщения). (Приложение 3)
Проектные методы обучения .
В своей работе широко использует метод защиты проекта, так как он ориентирован на самостоятельную деятельность обучающихся. Работая над проектом, обучающиеся раскрывают свои творческие и интеллектуальные возможности.
Цель технологии - стимулировать интерес обучающихся к определенным проблемам, предполагающим владение определенной суммой знаний и через
проектную деятельность, предусматривающим решение этих проблем, умение практически применять полученные знания.
Формируются компетенции: учебно-познавательные, ценностно-смысловые.
Результат: Усвоение способов организации целеполагания, планирования, анализа, рефлексии, самооценки.
В своей работе применяю также педагогические технологии на основе активизации и интенсификации деятельности обучающихся.
Игровые технологии;
Проблемное обучение;
Технология коммуникативного обучения.
При применении инновационных технологий встречаются проблемы. Их приходится решать по мере поступления.
Возрастает роль преподавателя - как непосредственного носителя знаний - не только профессиональных по предметной дисциплине, но и современных: в области педагогики, психологии, технологии обучения и воспитания. На этой базе у преподавателя формируется готовность к восприятию, оценке и реализации инновационных проектов в образовании.
Учитель учится вместе со своими учениками : повышение квалификации, вебинары, встречи и обсуждения с коллегами, обмен опытом.
Использование в педагогической деятельности различных образовательных технологий позволяет повысить мотивацию обучающихся, профессионально-практическую направленность занятий, а, следовательно, добиваться более гарантированных запланированных результатов в своей профессионально-педагогической деятельности.
Таким образом, современные образовательные технологии связаны с повышением эффективности обучения и воспитания и направлены на конечный результат образовательного процесса – подготовку выпускников способных успешно осваивать новые знания, гибко и динамично реагировать на изменяющиеся социально-экономические условия, обладающих высокими нравственными качествами в условиях инновационного образовательного пространства.
Приведу отдельные результаты использования мною отдельных современных образовательных технологий как учителя и классного руководителя:
Таблица. Результаты использования современных образовательных технологий
технология | уровень использования | результат использования технологий |
Личностно-ориентированное обучение | Методические приёмы. Отдельные компоненты | Стабильная, 100% успеваемость, повышение качества знаний и обученности обучающихся, всестороннее развитие личности. |
Здоровьесберегающие технологии | Отдельные компоненты | Уменьшение пропусков по болезни. Отсутствие снижения уровня зрения, осанки обучающихся. |
Исследовательские методы обучения | Методические приёмы | Формирование и развитие исследовательских навыков в процессе обучения; |
Информационно-коммуникационные технологии | Отдельные компоненты | Создание и грамотное оформление творческих работ. Подготовка презентаций, Участие в сообществах по интересам, Участие в онлайн конкурсах, |
Проектные методы обучения | Методические приёмы |