Воспитание любви к природе у детей дошкольного возраста. Воспитание у детей любви к матери, родине, природе и труду

13.08.2019

Воспитание у школьников любви к природе.

Природа нравится, влечет к себе

и воодушевляет только потому,

что она естественна.

Вильгельм Гумбольдт

Проблема охраны природы в настоящее время является очень актуальной и воспитание бережного отношения, любви к природе стало одной из важнейших задач нравственного воспитания современного человека. Оно подразумевает формирование экологического сознания, формирование новых отношений с единственно возможной для человека средой обитания. Условием такого воспитания выступает организация взаимосвязанной научной, нравственной, правовой, эстетической и практической деятельности учащихся.
Содержание школьного экологического образования соответствует возможностям школы. Одним из путей творческого восприятия современных наук является систематическая научно-исследовательская работа по актуальным вопросам экологического образования.
Бережное отношение, уважение к природе необходимо воспитывать через изучение истории своего государства, традиций русского народа, через изучение местных экологических проблем. В школе экологическое воспитание осуществляется с учетом региональных особенностей территории. Основными направлениями работ экологической деятельности в школе являются:

Несмотря на обилие, достаточное освещение в литературе проблем экологического воспитания учащихся средних классов, использование возможностей кружковой работы являются недостаточно разработанной. Поэтому мы поставили своей целью разработку программы работы экологического кружка для школьников.

Нашей проблемой стало выяснение педагогических условий формирования экологической культуры школьников в ходе работы кружка «Юный эколог».

Одним из основных направлений в воспитании детей я считаю экологическое воспитание.

Работа мною ведется по трем направлениям:

Получение теоретических знаний о природе, о ее ценностях;

Пропаганда идей охраны природы;

Практическая работа, связанная с охраной природы. Центральное место здесь занимает исследовательская деятельность.

Цель исследовательской деятельности : формирование творческой, разносторонне развитой личности с экологически ориентированным мышлением, стремлением инициативно и эффективно участвовать в мероприятиях по защите окружающей среды.

Задачи: приобщение подрастающего поколения к пониманию экологических проблем современности и участию в их решении на местном уровне;

Развитие творческих способностей у учащихся;

Пробуждение интереса к исследовательской работе.

Экологическое воспитание осуществляется с первых уроков биологии.

Экологические знания, полученные учащимися на уроках, закрепляются и развиваются в ходе внеурочной и внешкольной деятельности.

В начале года мы с ребятами планируем работу, походы, экскурсии. Экскурсии в природу имеют важное значение для экологического, эстетического воспитания учащихся, формирования гуманного отношения ко всем живым существам. Они также помогают обобщить знания по предмету. А где воспитывать у ребят любовь к родной природе, показать все ее разнообразие, красоту, если не на экскурсии?

Это с одной стороны знакомство с разнообразными объектами и явлениями живой природы, с другой – просто отдых. Особого внимания заслуживают зимние экскурсии. Основная их цель показать ребятам, что в суровый зимний период борьба за жизнь становится чрезвычайно острой и, чтобы успешно выдержать ее, животным необходимо обладать самыми разнообразными приспособлениями. Многие из этих адаптаций можно увидеть на экскурсии. Важная задача учителя – помочь учащимся выяснить в процессе наблюдений экологическую роль снежного покрова. Ученики зарисовывают следы жизнедеятельности зверей. Ребята приобщаются к самостоятельной, увлекательной, но сложной деятельности. Они часто вынуждены принимать экологически правильные решения.

Исследовательская работа направлена на изучение водоохранной деятельности, влияние бытовых отходов на окружающую среду.

Ребята собирают сказки, легенды, народные приметы, связанные с природой своей малой родины. Затем связывают это со своими наблюдениями.

Природоохранная практическая работа ведется по разным направлениям:

Защита природной среды (подкормка птиц, борьба с мусором, изготовление кормушек и домиков для птиц);

Улучшение природной среды (посадка растений, озеленение пришкольного участка);

Сохранение и использование эстетических ценностей природы (сбор природного материала, изготовление гербариев, коллекций, панно, поделок).

Исследование природной среды. Проведенные исследования используются на уроках биологии, внеклассных мероприятиях. С результатами своих исследований ребята постоянно выступают на районных научно-практических конференциях.

Темы исследования следующие:

Флора заказника «Шольский лес»

Лекарственные растения нашего края.

Флористический состав реки Шола.

Состав и качество воды в р.Шола.

Легенды и сказания о лекарственных растениях с. Зубово.

Мхи и лишайники заказника Шольский лес.

Редкие и исчезеющие растения Шольского края.

Орнитологические исследования заказника «Шольский лес»

и др.

С целью проведения оценки эффективности экологического воспитания мною было проведено несколько диагностических исследований (анкетирование).

Важнейшим аспектом своей работы я считаю формирование у школьников экологической культуры как системы знаний, убеждений, задачу свою вижу в том, чтобы мои ученики, независимо от того, кем они станут после окончания школы, сохранили и пронесли через всю свою жизнь бережное отношение к природе. Это сделать нельзя, не вооружив ребят специальными знаниями, умениями, навыками, не показав им природу как единую целостную систему, среду жизни человека, источник его существования. И где бы они не работали, я надеюсь, что их экологическая культура, их гражданская позиция будут зримо проявляться во всех делах и поступках.

Человеческая деятельность в последние годы наносит всё больший ущерб природе – это и загрязнение, и чрезмерное нерациональное расходование её ресурсов. Несмотря на серьёзные меры, принимаемые в деле охраны природопользования в нашей стране, существующая экологическая обстановка очень напряжённая.
Охрана природы – одна из важнейших общегосударственных задач, от решения которой зависит успешное выполнение народохозяйственных планов, благосостояние нынешнего и будущего поколения. Деятельность человека в природе должна быть разумной: охраняющей и созидающей. Это отношение к природе нужно воспитывать у детей с ранних лет. Именно с ранних лет человек начинает познавать красоту, разнообразие природы.
Основы характера, жизненная позиция ребёнка закладываются в семье. И чтобы объяснять детям как беречь природу, чтобы привить им какие-то природоведческие навыки, очень важен личный пример родителей! Их бережное, любовное, заботливое отношение к природе.
Красота родной природы раскрывает красоту человеческого труда, рождает желание сделать свой край ещё прекраснее. Поэтому так важно показать детям как человек оберегает и умножает природные богатства, сколько труда вкладывает, чтобы радовали всех леса и озёра, поля и реки.
В воспитании у ребёнка бережного отношения к природе нет и не может быть мелочей. Сорванный просто так цветок, пойманная из любопытства бабочка, растоптанный в пылу преследования жучок – всё это при безразличном отношении со стороны взрослых может привести к крайне нежелательным последствиям.
Любовь детей к природе начинается с осмысления её ценностей. Поэтому прежде всего нужно показать познавательную и эстетическую ценность природы. Благодаря этому со временем и разовьётся бережное, ответственное отношение к окружающей природной среде.
Заинтересовывать ребёнка родители могут самыми разнообразными способами. Например, выращивание домашних растений. Кроме того, чтобы ребята своевременно их поливали, следует всячески поощрять их интерес к росту и развитию растений, появлению новых росточков, цветов, плодов. Наиболее пригодны для этого такие быстрорастущие растения как герань или бегония, комнатные культуры помидоров и огурцов. Ответственность - важное человеческое качество. И именно его мы будем развивать, доверяя крохе жизнь зеленых питомцев. Также можете попробовать вырастить апельсины или лимоны, ананасы или груши. Посадите в землю косточки фруктов и посмотрите, что получится. Ну, разве это не чудо: вырастить на подоконнике настоящее тропическое растение и полакомиться его плодами?
Каждая семья располагает всеми возможностями для того, чтобы пробудить, развить у ребёнка интерес к жизни природы, потребность постоянного общения с ней.
Большое воспитательное значение имеют регулярные семейные поездки в лес, поля, на реку или озеро. Ребёнок, под благотворным влиянием родителей, постепенно воспринимает красоту и прелесть природных ландшафтов, вникает в таинства жизни природы. В непосредственном соприкосновении с природой у детей развивается наблюдательность, любознательность, интерес к природным объектам.
Очень большое значение имеет чтение вслух книг о природе, жизни животных. Вовлекая ребёнка в обсуждение прочитанного, взрослые разъясняют непонятные моменты, направляют его мысли и интересы на жизнь природы.
Особенно ребёнка тянет к животным. Он страстно желает иметь и опекать какое-либо живое существо. Содержание в доме животного связано с дополнительной нагрузкой и трудностями. И всё-таки, трудно переоценить воздействие, которое оказывает на формирование личности ребёнка общение, забота и уход за слабым живым существом. С животными ребёнок может эмоционально общаться - играть и разговаривать. Игры с братьями меньшими (особенно с собаками и кошками) тренируют детей физически. Ребенок становится более подвижным и ловким, совершенствуется его моторика и координация движений. Наличие животного в доме делает дружнее и сплочённее семью.
Так же огромное значение имеет художественно-творческая деятельность детей. Лепка из глины, пластилина, все виды аппликаций, конструирование с применением круп, теста и природных материалов, рисование с помощью растительных элементов – всё это способствуют воспитанию любви к природе у дошкольников. Стремление сделать красивее, лучше влияет на мир чувств, позволяет раскрыть творческий потенциал, повышает уровень развития речи у дошкольников, дети учатся создавать, учатся понимать и видеть красоту и богатство природы.
Экологическое воспитание будет действеннее только в том случае, если в семье существует постоянное, каждодневное общение взрослых с детьми. Не жалейте своего времени на игры с домашними животными, на ботанические эксперименты, на чтение добрых стихов и рассказов о природе, на прогулки. И тогда ваши дети и во взрослой жизни будут осознанно и заботливо относиться ко всему живому и неживому на Земле.

Одна из главных проблем сегодняшнего дня – экологическое воспитание. Которое предполагает правильное взаимодействие человека с природой, разумное и грамотное с биологической точки зрения использование природных ресурсов земли, воздуха, лесов, рек, морей.

Неправильная хозяйственная деятельность, загрязнение окружающей среды разрушают сложившиеся природные комплексы, лишают растения и животные нормальных условий существования.

Главной задачей является сохранение природных ресурсов Земли – образование людей в области окружающей среды, экологическое воспитание подрастающего поколения. Первые основы экологического воспитания, это надлежащее отношение к окружающей природе, правильное понимание и видение закладываются в период дошкольного возраста.

Формирование экологической культуры в дошкольном возрасте лишь начинается. Однако, несомненно: первые крупицы экологических знаний необходимы; они помогут детям правильно ориентироваться в окружающей действительности, понимать ее, но главное – положат начало осознанному отношению к природе.

Экологическое воспитание детей я начинала со второй младшей группы. Начинала с уголка природы и его обитателей. В уголке природы ребенок может не только наблюдать растения или рыбок очень близко, но и рассматривать их долго.

Малыши очень эмоциональны, внимания у них непроизвольное и неустойчивое, интересы постоянно переключаются с одного объекта на другой. Для этого в уголке природы я ставила аквариум с красивой рыбкой – «золотой». Дети, подошедшие к аквариуму, долго не могли отойти от него. Их привлекало яркая окраска «золотой» рыбки, красота рыбки, ее большие плавники, движение рыбки.

Во время наблюдения обращала внимание на детей не только на красоту и поведение рыб, но и на то, какие условия им необходимы для нормального существования, чем их следует кормить. Для этого организовала занятие «Мир «золотой» рыбки». На этом занятии, детей познакомила с внешним видом рыбок, и какие условия им необходимы для нормального существования, чем их следует кормить.

Так, наблюдая за рыбками предлагала сказать детям, где они живут, что есть в их доме – аквариуме, чем они питаются каждый день. В дальнейшим предлагала детям помочь мне покормить рыбок. Дети помогали с большим удовольствием ухаживать за рыбками. В конце занятия обобщала что: «Эти живые рыбки, они живут в аквариуме. Он большой, в нём много воды. Без воды рыбы жить не могут, сквозь стекло проходит свет, что рыбок обязательно надо кормить». Практическое приобщение детей к пониманию специфики жизни обитателей уголка, направляло детей к наблюдениям и первым трудовым действиям.

Знания, полученные во второй младшей группе, были не достаточными. Поэтому в средней группе я привлекала детей не только наблюдать и ухаживать за уголком природы и его обитателями, а старалась расширить их кругозор. Летом, работая на цветнике, дети наблюдали, как я ухаживала за цветами на клумбе, и по мере возможности принимали в этом участие.

Наблюдали за результатом, что цветы растут, они зацвели и стало очень красиво.

«Посмотрите, какие у нас красивые цветы» - говорила я, предлагала детям понюхать, рассмотреть поближе.

В зимнее время засыпали кустарники, деревья снегом, я объяснила, что это нужно для корней, чтобы им было тепло и они не вымерзли, что снег для кустарников – это теплое одеяло, что когда наступит весна, все проснется и будет красиво. Начиная наблюдения весной за березкой, я обращалась ласково к ней: «Здравствуй, березонька, здравствуй, красавица! Мы пришли полюбоваться тобой!» Водили хоровод вокруг дерева.

Загадывала загадки: «Стоит Алена – платок зеленый, тонкий стан, белый сарафан», и «Разбежались по опушке в белых платьицах подружки». В конце наблюдения прочитала детям стихотворение П.Воронько «Березонька».

У красы – березки

Платье серебриться

У красы – березы

Зелены косицы.

Со двора к березке

Выскочили козы

Стали грызть березку,

А березка – в слезы.

Защищать березку

Стали мы гурьбою

Чтоб краса – березка

Выросла большою.

Оно вызвало радость, сочувствие у ребят. Применение художественного слова, формирует у детей глубокий познавательный интерес к природе, понимание необходимости бережного отношения к ней.

В средней группе познакомила детей с особенностями ухода за домашними животными, их повадками. Воспитывала доброе и заботливое отношение к ним. Для этого использовала картины из серии «Домашние животные». Постепенно у детей расширялись знания о домашних животных, о разностороннем использовании их человеком. Дети узнали, что животных содержат в индивидуальном хозяйстве и коллективном. Рассматривая картинки, дети узнали об устройстве ферм для коров, свиней, кур и т.д., о разнообразном труде людей по уходу за животными. Я помогала детям усвоить, что без домашних животных человеку не прожить, что каждое животное приносит человеку пользу, например корова – молоко; овцы – шерсть, мясо; куры – яйцо и т.д.

Для закрепления полученных знаний провела занятие «Наблюдение за кошкой» - использовала загадку:

Вся мохнатенька,

Четыре лапки,

Сама усатенька.

Рассмотрели ее внешний вид, ее повадки, чем ее надо кормить, обратила внимание детей, что кошка очень ласковая, добрая. Общение с кошкой принесло детям радость, удовольствие. Прочитала детям небольшое стихотворение

Отворилась тихо дверь –

И вошел усатый зверь,

Сел у печки, жмурясь сладко,

И умылся серой лапкой.

Берегись мышиный род –

На охоту вышел кот.

Что кошка приносит пользу человеку, ловит мышей. Затем постепенно обращалась к детям с заданием: «Расскажите, какой котенок: большой или маленький? Какого цвета шерсть? Нравиться ли он и почему? Чем вы кормите котенка? Как котенок умывается?» - это вызвало эмоционально-положительную реакцию ребенка, его интерес к животному, желание общаться с ним. Затем дала небольшое представление о жизни диких животных. Первое, что дикие животные живут в лесу, что это их постоянная среда обитания – это зайцы, белки, ежи, лисы, медведи.

Так как у нас не было возможности побывать в лесу, я знакомила детей с миром диких животных по картинкам, рассказам таких авторов как Н.Сладкова, Пришвина, Чарушина, Бианки и диафильмам.

Рассказала детям о том, что дикие животные сами добывают себе корм, «строят» себе жилье, медведь – берлогу, лиса – норку, белка ищет себе дупло на дереве. На примере лисы рассказала детям, как она добывает себе пищу, что зимой она разгребает снег, ищет под ним мышь или полевку. Этому помогают сильные передние лапы лисы, которыми она зимой разгребает снег, а летом роет глубокие норы. Рассказ сопровождала рассматриванием из серии картин П.Караченцова «Наедине с природой». Рассказывала, как человек заботиться о дикой природе: бережет леса от пожаров, насаждает новые, подкармливает диких животных и птиц, создает заповедники.

Постепенно с возрастом детей, формировала у них понимание: что каждое живое существо, растение или животное продолжает свою жизнь, растет, развивается, если для этого имеются все необходимые условия – влага, тепло, свет; почва – для растений; корм, вода, необходимая температура, убежища – для животных. Но если эти условия нарушить, то растения, животные гибнут.

Провели с детьми такой опыт, взяли лук и посадили в два горшка, один горшок поставили на свет, другой поставили в темное место. Через несколько дней увидели результат. Лук в первом горшке – пророс хорошо и зеленый, в во втором горшке – он пророс плохо и совсем бледный, какой-то желтый. Дети создали вывод, что для роста нужны хорошие условия: почва, вода, свет.

В старшем возрасте старалась правильно показать детям два мира природы. Один саморазвивающийся, независимый от человека и его деятельности мир естественной природы: леса, цветы на полянах, озера, реки, трава и т.д. Другой мир культурной природы, созданный людьми, поддерживаемый их трудом: посадки кустарника возле участка, цветы на клумбе, парки и т.д.

Для этого проводила с детьми беседы, наблюдения, экскурсии, занятия. Было проведена «Целевая прогулка в рощу». Войдя в рощу остановились, я сказала: «Ах, здравствуй лес! Как чист и свеж лесной воздух! Давайте послушаем о чем говорит лес. Слышите шелест ветвей, голоса птиц, но чтобы это все услышать, как себя нужно вести в лесу?»

Тихо, не кричать!

Не бегать!

Не ломать ветки!

Не сбивай ногами грибы!

Не разоряй гнезда!

Не рви зря цветы!

Если я сорву цветок,

Если ты сорвешь цветок,

Если все: и я, и ты,

Если мы сорвем цветы,

Опустеют все поляны

И не будет красоты.

Гнездо на ветке – птичий дом,

Вчера птенец родился в нем

Ты птичий дом не разоряй

И никому не позволяй.

Учила детей видеть красоту леса, предавать в словах свои чувства, переживания от встречи с ним. А когда прощались с лесом, предлагала детям оглядеться вокруг, постараться запомнить, что увидели и в дальнейшем сохранить это. А в группе все, кто хочет, нарисует лесную сказку. До свидания лес, до новой встречи!

Еще в старших группах старалась показать, как человек использует культурную природы: собирает урожай зерна, овощей, фруктов, разводит домашних животных, цветы, для отдыха разбивает парки и скверы. А все использованное восстанавливает своим трудом.

Было проведено занятие «Хлеб – всему голова». Дети знакомились с трудом хлебороба, рассматривали иллюстрации, картины, просматривали диафильмы. Детям давались четкие представления о процессе выращивания хлеба. Они узнали последовательность трудовых операций и умели объяснить, зачем пашут и боронуют поля, удобряют, как помогают хлеборобам машины, куда поступает зерно с поля и каков его дальнейший путь к столу. Чтобы дети лучше все усвоили, я использовала пословицы и поговорки:

«Чья земля, того и хлеб».

«Держись за соху – она кормилица».

«Пашню пашут, руками не машут».

«Худ обед, когда хлеба нет».

«Не красна изба углами, красна пирогами».

«Хлебушка – калачу дедушка».

Так же показывала и объясняла, что человек пользуется и дарами дикой природы: собирает грибы, ягоды; отдыхает в лесу; купается в реке, озере, охотится на диких животных, наслаждается красотой природы.

Только бережно обращение сохраняет природу.

На занятиях демонстрировала картины, слайды, диафильмы, что в природе взаимосвязано: хищники не могут без мелких раститель - ягодных животных, последние в свою очередь питаются растениями, растения произрастают только при наличии нормальной внешней среды.

Для этого с детьми играли в шоу «Живая цепочка»: например, комар – кузнечик – лягушка – цапля. Я спрашивала у детей: «Что же будет, если кого-то из этой цепочки не станет на Земле? Например: лягушки?» в дальнейшем провела с детьми комплексное занятие «Люби и охраняй природу». На этом занятии дети отличали деревья по коре, по листьям, закрепляли знания в игре: «Найди свой домик». Учились помогать животным в трудных ситуациях. В гости к детям пришли лиса и гусь, попросили помочь их собрать их из кусочков. Дети выкладывали на фланелеграфе лису и гуся.

В конце игры я прочитала стихотворение «Кто важнее?»

Все, все на свете нужны!

Мошки не меньше нужны, чем слоны.

Нельзя обойтись без чудовищ нелепых

И даже без хищников злых и свирепых

Нужны все на свете, нужны все подряд!

Кто делает мед, а кто делает яд.

Плохи дела у кошки без мышки.

У мышки без кошки не лучше делишки.

Да! Если мы с кем-то не очень дружны

Мы все-таки очень друг другу нужны!

А если вдруг лишним кто-то покажется,

о это, конечно, ошибкой окажется.

Все, все на свете нужны!

И это все дети запомнить должны!

Еще на специально подготовленной демонстрационной таблице, дети наглядно видели экологическую связь человека с природой. Дети принимали активное участие в уходе за обитателями уголка, за комнатными растениями, работали на участке, ухаживали за цветами на клумбе, за кустарником и видели свои результаты труда. Детям доставляло большое удовольствие работать на огороде и употреблять в пищу овощи, выращенные своими руками. Также дети в зимнее время учились ухаживать за кустарником, деревьями и птицами. Засыпали корни снегом, делали кормушки, развешивали на деревьях и подкармливали птиц.

Важнейший аспект экологического воспитания школьников – развитие гуманного чувства к природе. Наша задача – создать ситуации, в которых у ребят могут возникнуть радость от общения с природой, чувство глубокого удовлетворения от увиденной красоты, желание продлить или повторить наслаждение, полученное от содержательной прогулки по лесу, от созерцания красивого пейзажа.

Для этого с детьми мы провели длительное наблюдение во время весны. Когда совсем сошел снег, на деревьях набухли почки, мы с детьми вышли на участок и обратили внимание, что наш участок не очень красивый. И я задала вопрос: «Ребята, а что надо сделать нам, чтобы участок был красивым?» дети предлагали разные варианты. Мы с детьми обкапали землю вокруг кустарников и деревьев, сделали на участке клумбу, посадили различные цветы и стали день за днем ухаживать. Обращала внимание детей на то, как распустились первые листочки и уже стало лучше на участке. Появились первые результаты нашего труда, всходили цветы. Ежедневно мы поливали, рыхлили землю на клумбах и вот стали цвести первые. У детей это вызвало большую радость, они любовались этой красотой. И получили большое удовольствие от результатов своего труда.

В небе солнышко играет

Оживилось все кругом,

И цветы в росе сияют

Тихим ласковым огнем.

Но для того чтобы у детей закрепились знания по экологии, данные в детском саду, я работала с родителями младшей группы. Использовала разнообразные формы - индивидуальные, групповые, консультации, беседы. Организовала выставку детски рисунков

В дошкольном возрасте наиболее интенсивно происходит развитие наглядно-образного мышления и воображения, начинают формироваться морально-нравственные критерии. Всё это создаёт благоприятные условия для того, чтобы максимально расширить предпосылки к воспитанию любви к природе.

Скачать:


Предварительный просмотр:

Чумаченко Евгения Андреевна

КШ

Курсы профессиональной переподготовки

по направлению «Дошкольное образование»

Тема:

Воспитание у дошкольников любви к природе.

ГЛАВА ПЕРВАЯ

«Сущность экологического воспитания»

ГЛАВА ВТОРАЯ

«Воспитание любви к природе у дошкольников»

ГЛАВА ТРЕТЬЯ

«О воспитании любви к природе через понимание родины»

ЗАКЛЮЧЕНИЕ

СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ

ВВЕДЕНИЕ

Актуальность. В дошкольном возрасте наиболее интенсивно происходит развитие наглядно-образного мышления и воображения, начинают формироваться морально-нравственные критерии. Всё это создаёт благоприятные условия для того, чтобы максимально расширить предпосылки к воспитанию любви к природе.

Воспитание любви к природе у дошкольников, основанное на принципах единства воздействия на чувства, опыт, сознание, поведение – основа гармоничного и целостного развития личности ребёнка, достигается путём экологического воспитания - формирования сознательного восприятия окружающей природной среды, убежденности в необходимости бережного отношения к природе, разумного использования ее богатств, естественных ресурсов. Любое педагогическое воздействие, должно вызывать положительный эмоциональный отклик, формировать осознанность, расширять представления об устройстве и явлениях мира.

Цель экологического воспитания - формирование ответственного отношения к окружающей среде, которое строится на базе экологического сознания. Это предполагает соблюдение нравственных и правовых принципов природопользования и пропаганду идей его оптимизации, активную деятельность по изучению и охране природы своей местности. Сама природа понимается не только как внешняя по отношению к человеку среда - она включает в себя, человека.

Цель экологического воспитания достигается по мере решения в единстве следующих задач :

Образовательных - формирование системы знаний об экологических проблемах современности и пути их разрешения;

Воспитательных - формирование мотивов, потребностей и привычек экологически целесообразного поведения и деятельности, здорового образа жизни;

Развивающих - развитие системы интеллектуальных и практических умений по изучению, оценке состояния и улучшению окружающей среды своей местности; развитие стремления к активной деятельности по охране окружающей среды: интеллектуального (способности к анализу экологических ситуаций), эмоционального (отношение к природе как к универсальной ценности), нравственного (воли и настойчивости, ответственности).

ГЛАВА ПЕРВАЯ «Сущность экологического воспитания»

Общение с природой и художественный труд – подходящие инструменты, для решения этой задачи. Развивать способность видеть красоту, формировать бережное отношение к природе нужно с детства, при этом важно учитывать принцип последовательности, уровень развития и индивидуальные особенности ребёнка. Нравственный опыт и мастерство педагога, сочетающее доброту и требовательность, позволяет прививать детям уважительное отношение к окружающему миру.

Экологическое воспитание - составная часть эстетического и нравственного воспитания. Поэтому под экологическим воспитанием понимается единство экологического сознания и поведения, этичного с природой. На формирование экологического сознания оказывают влияние экологические знания и убеждения. Экологические представления формируются у дошкольников в первую очередь на материале художественной литературы. Знания, переведенные в убеждения, формируют экологическое сознание.

Экологическое поведение складывается из отдельных поступков (совокупность состояний, конкретных действий, умений и навыков) и отношения человека к поступкам, на которые оказывают влияние цели и мотивы личности (мотивы в развитии проходят следующие этапы: возникновение, насыщение содержанием, удовлетворение).

В сущности экологического воспитания, формирование которого необходимо начинать с младшего дошкольного возраста, есть две стороны: первая - экологическое сознание, вторая - экологическое поведение. Таким образом, определяя сущность экологического воспитания, выделяют особенности этого процесса:

  1. СТУПЕНЧАТЫЙ ХАРАКТЕР:
  • формирование экологических представлений;
  • б)развитие экологического сознания и чувств;
  • формирование убеждений в необходимости экологической деятельности;
  • выработка навыков и привычек поведения в природе;
  • преодоление в характере дошкольников потребительского отношения к природе;

2) ДЛИТЕЛЬНОСТЬ;

3) СЛОЖНОСТЬ;

4) СКАЧКООБРАЗНОСТЬ;

5) АКТИВНОСТЬ.

Также огромное значение имеет психологический аспект, который включает в себя: развитие экологического сознания, формирование соответствующих потребностей, мотивов и установок личности, выработку нравственных, эстетических чувств, навыков и привычек, воспитание устойчивой воли, формирование значимых целей экологической деятельности.

Создание нового отношения человека к природе - задача не только социально-экономическая и техническая, но и нравственная. Она вытекает из необходимости воспитывать экологическую культуру, формировать новое отношение к природе, основанное на неразрывной связи человека с природой. Одним из средств решения данной задачи становится экологическое воспитание, где под воспитанием в широком смысле слова понимается образование, развитие, воспитание (в узком смысле слова).

ГЛАВА ВТОРАЯ «Воспитание любви к природе у дошкольников»

Удивительный мир природы. Он встречает ребенка морем звуков и запахов, тысячами разных загадок и тайн, заставляет остановиться, прислушаться, присмотреться, задуматься.

Есть свои секреты и у поля, и у луга, и у тихой лесной речушки, и у крошечной лужицы, оставшейся на глинистой дороге в перелеске после сильного дождя. Знакомство с природой будит любознательность ребенка. Оно помогает понять многие явления, приучает видеть интересное там, где еще вчера, а для иного человека и до самого конца жизни не было и не будет ничего достойного внимания.

Строя свою «школу радости» для дошкольников на основе непосредственного общения с природой, Василий Александрович Сухомлинский справедливо считал необходимым вводить малышей в окружающий мир так, чтобы они каждый день открывали в нем что-то новое, чтобы каждый шаг детей был «путешествием к истокам мышления и речи - к чудесной красоте природы», чтобы каждый ребенок рос «мудрым мыслителем и исследователем, чтобы каждый шаг познания облагораживал сердце и закалял волю» .

Необходимо вместе с детьми присмотреться к тому, что окружает ребенка в лесу, в поле, на речке, отобрать те предметы, явления, которые могут не просто заинтересовать дошкольника, но сделать его знакомство с миром природы источником радости.

Например, дошкольников можно познакомить с термометром и принципом его работы (изменение температуры влияет на объем жидкости внутри трубочки, высота этого столбика и показывает температуру). Надо показать детям сначала нулевую отметку на шкале, познакомить с движением столбика «выше нуля», «ниже нуля». Вслед за этим можно научить малышей отсчитывать градусы на шкале: каждое деление - один градус. Самый обычный комнатный термометр дает возможность поставить десяток заданий. Их цель - научить определять температуру воздуха. Например, в комнате 22° выше нуля. Открыли форточку. Столбик термометра опустился до 18°. Спустя некоторое время - снова движение столбика вверх: температура воздуха в комнате опять повышается.

Много радости и удивительных открытий дарят малышам зимние наблюдения за жизнью птиц. Голод и холод выгоняют некоторых из них из лесов, ближе к человеческому жилью. Другие прилетают на зиму в наши края «погреться». Синицы, снегири, свиристели. Одни склевывают рябину, другие ощипывают березовые почки (зимой и это лакомство!). Надо объяснить детям, как важно помочь птицам благополучно перезимовать. Подкормку зимующих птиц лучше начинать, как мы уже сказали, еще до снега. Кормушка может быть любая: дощечка с бортиками, столик с крышей, пакет из под молока с дырочкой-лазейкой сбоку. Важно только, чтобы корм здесь был постоянно. И лучшего объекта для наблюдений за птицами, чем кормушка, вы не найдете. Как говорится, для того чтобы научить ребенка наблюдать жизнь животных и растений, с ним нужно непременно бывать за природе .

ГЛАВА ТРЕТЬЯ «О воспитании любви к природе через понимание родины»

Программа воспитания в детском саду включает в себя воспитание любви к Родине. Так с чего же начинается Родина? С кудрявой березки, шумящей на ветру, с переливчатой трелью соловья, с улицы, проросшей травой – со всего того, что окружает человека с первых дней жизни. Воспитывая в детях любовь к природе, мы тем самым воспитывает у них любовь к Родине, и делать это нужно с самого раннего возраста. Научить детей видеть красоту окружающей родной природы, воспитать интерес и бережное отношение к ней, одна из главных задач педагога.

Дошкольники, особенно старшие, очень любознательны. Они с интересом присматриваются к окружающей действительности, стремятся проникнуть в ее тайны. Большие возможности для наблюдений дает уголок природы. В воспитании у детей интереса к растениям большую роль играют занятия, направленные на знакомство с комнатными растениями.

Также большое значение для воспитания у дошкольников интереса к природе, имеют наблюдения за сезонными изменениями в окружающем мире. Весна - время увлекательных наблюдений. Всё приходит в движение, оживает после долгого зимнего сна. Необходимо обращать внимание детей на изменения в природе, отмечать, что весеннее солнце ярче зимнего, что цвет неба меняется в зависимости от погоды. На прогулках можно прислушиваться к пению скворцов, обращать внимание на их внешний вид: длинный и тонкий клюв, которым удобно отыскивать и выбирать насекомых.

В ненастную погоду, полученные на прогулках знания важно закрепить с помощью дидактических игр, например, «Назови и опиши птиц» и «Кто улетает, кто остаётся», загадывать загадки о птицах, петь песни, рассказывать стихи и прослушивать аудиозаписи с голосами птиц.

В работе с дошкольниками полезно использовать различные пословицы, поговорки, загадки, народные приметы о природе. Они содержат интересный познавательный материал, приучают детей наблюдать, присматриваться к окружающему. Например, если дождь идет при солнечной погоде, значит скоро прекратится или появится радуга.

Стихи с описанием русской природы можно найти у А. Пушкина, М. Лермонтова, Н. Некрасова, А. Фета, И. Сурикова, И. Бунина, Ф. Тютчева, А. Блока. Красоту родной природы раскрывают рассказы М. Пришвина. Их произведения способствуют пробуждению у детей любви к родной природе, сознательному отношению к красоте, ко всему живому.

ЗАКЛЮЧЕНИЕ

Воспитание любви к природе у дошкольников должно проводиться в системе, с использованием самих впечатлений от общения с живой природой и с привлечением различных форм искусства: художественной литературы, музыки, живописи. Лучшие образцы русской классики учат детей любви к природе, окружающему миру.

Чтобы это воспитание не было беспочвенным, обязательно нужно формирование экологического сознания . Экологически образованная личность, зная какой вред природе приносят те или иные действия, формирует свое отношение к этим действиям и решает для себя вопрос о их правомерности. Если человек экологически образован, то нормы и правила экологического поведения будут иметь под собой твердое основание и станут убеждениями этого человека. Эти представления могут развиваться у дошкольников на материале художественной литературы.

Постоянное внимание воспитателя к раскрытию экологических связей значительно повышает интерес дошкольников к художественным текстам русских классиков, обогащает представление о них. При простом заучивании стихотворений интерес у дошкольников постепенно снижается, это происходит неизбежно, даже в том случае, если воспитатель привлекает занимательные факты, загадки, пословицы и т. д. Если же при заучивании стихотворений раскрываются разнообразные и достаточно сложные связи, существующие в природе, теоретический уровень материала повышается, познавательные задачи, поставленные перед дошкольником, усложняются, и это способствует развитию интереса.

Изучение экологических связей способствует повышению экологической культуры дошкольников, воспитанию ответственного отношения к природе.

Без знания экологических связей трудно представить возможные последствия вмешательства человека в природные процессы. Без этого невозможно полноценное экологическое воспитание дошкольников.

Не существует однозначных рецептов по поводу того, какие экологические связи, на каком тексте художественной литературы и как именно рассматривать. Это может решить только воспитатель, работающий в конкретной группе в условиях конкретного природного окружения. Важно учесть необходимость дифференцированного подхода к детям, подбора для них заданий разной степени сложности.

СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ

  1. Божович Л.И. Личность и ее формирование в детском возрасте. - М., 1968.
  2. Гарбузов В.И. От младенчества до отрочества. – Л., 1991.
  3. Деятельность и взаимоотношения дошкольников / Под ред. Т.А. Репиной. – М., 1987.
  4. Лола В.Л. Учим воспринимать эстетические свойства природы // Начальная школа. - № 1. – 1988
  5. Трусова Т.М. Воспитание любви к природе // Начальная школа. - № 8. – 1986.
  6. Электронный словарь «Академик».

Воспитание любви к природе у дошкольников.

Человек и природа - одно целое. К сожалению, сегодня все чаще говорят об ухудшении экологического состояния нашей планеты. Природа все настойчивее требует бережного и внимательного к себе отношения. Поэтому охрана окружающей среды является проблемой века. Одним из шагов на пути к её решению может стать экологическое воспитание подрастающего поколения.

Вопрос экологического воспитания подрастающего поколения в настоящее время стоит остро как никогда. Прививать детям любовь к природе необходимо с самого раннего возраста. Дошкольники восторгаются при виде цветка, бабочки и в то же время могут бездумно сломать ветку дерева, раздавить бегущего по тропинке муравья. Как же научить их беречь и охранять природу, все живое, что нас окружает?

Уже в младшем дошкольном возрасте дети начинают выделять себя из окружающей среды, развивается эмоционально-целостное отношение к окружающему, формируются основы нравственно-экологических позиций, которые проявляются во взаимодействии ребёнка с природой, миром растений, а также в его поведении на природе. Благодаря этому появляется возможность формирования у детей экологических знаний, норм и правил взаимодействия с природой, активности в решении некоторых экологических проблем. Кроме того, ребёнок учится видеть красоту окружающего мира, слышать удивительное звучание природы, получает бесценный опыт взаимодействия и общения с природным окружением. Таким образом, восхищение красотой природы, ее охрана, углубление и систематизация знаний о ней - неразрывные звенья в цепи экологического воспитания дошкольников.

Ведущая деятельность у дошкольников – игровая, но доступны и элементы учебной и трудовой деятельности, такие как восприятие рассказов, сказок, в достаточной степени развиты навыки лепки, конструирования, рисования. Наиболее интенсивно происходит развитие наглядно-образного мышления и воображения, начинают формироваться морально-нравственные критерии. Всё это создаёт благоприятные условия для того, чтобы максимально расширить предпосылки к воспитанию любви к природе у дошкольников.

Общение с природой и художественный труд – подходящие инструменты, для решения этой задачи. Развивать способность видеть красоту, формировать бережное отношение к природе нужно с детства, при этом важно учитывать принцип последовательности, уровень развития и индивидуальные особенности ребёнка. Нравственный опыт и мастерство педагога, сочетающее доброту и требовательность, позволяет прививать детям уважительное отношение к окружающему миру.

В системе морально-нравственного воспитания - воспитание любви к природе у дошкольников, должно занимать одно из основных направлений. Художественный труд может использоваться в дополнении к классическим дисциплинам, гармонично дополняя их, он влияет и на развитие духовно-нравственной сферы и на развитие интеллектуальных способностей. Важно, что развитие представлений о национальных и художественных традициях, о природе, о труде и быте формируется совместно с художественным образом. Это единство позволяет развивать пространственное, колористическое, наглядно-образное мышление, самостоятельность, творческое воображение, укрепляет волю, стимулирует воспитание любви к природе.

Через развитие творческих возможностей, наблюдательности и стимуляции исследовательского опыта у дошкольников формируется любовь к природе. Лепка из глины, пластилина, все виды аппликаций, конструирование с применением круп, теста и природных материалов, тестопластика, пластилинография, рисование с помощью растительных элементов – всё это способствуют воспитанию любви к природе у дошкольников. Природа открывает большие возможности для развития любви. А знакомство с декоративно-прикладным искусством, и ремёслами народных мастеров, наиболее полно раскрывает богатство и разнообразие культурных традиций, что также развивает любовь к природе. Стремление сделать красивее, лучше влияет на мир чувств, позволяет раскрыть творческий потенциал, повышает уровень развития речи у дошкольников, дети учатся создавать, учатся понимать и видеть красоту и богатство природы.

Эстетическое воспитание легче осваивать, если вокруг много гармонии, есть чувство сопричастности к красоте. У дошкольников очень сильна природная любознательность, в процессе активного поиска, ребёнок расширяет рамки представлений о мире, познаёт пространственные и временные отношения, учится понимать причинно-следственные связи. Художественный труд, народный промысел и декоративно-прикладное искусство помогают развивать прилежность, аккуратность, наблюдательность, они побуждают познавательно-исследовательскую активность, стимулируют развитие мышления, воображения, речевых навыков, внимания.

Воспитание любви к природе у дошкольников, основанное на принципах единства воздействия на чувства, опыт, сознание, поведение – основа гармоничного и целостного развития личности ребёнка. Любое педагогическое воздействие, должно вызывать положительный эмоциональный отклик, формировать осознанность, расширять представления об устройстве и явлениях мира.