Маленький ребенок рождается счастливым, но не «вкусившим жизни». Только посредством духовной подготовки (или самодисциплины - сюйе) мужчина и женщина получают возможность жить полноценно и «чувствовать вкус» жизни. Только так можно полюбить жизнь. Самодисциплина «укрепляет нутро» - местонахождение самообладания, а значит - усиливает жизнь.
«Умелая» самодисциплина у японцев логически обоснована: она улучшает контроль человека над собственной жизнью. Об этом пишет американский антрополог Рут Бенедикт в книге «Хризантема и меч. Модели японской культуры». Любое бессилие, которое чувствует новичок, преодолимо, говорят японцы, потому что в итоге он или начнет получать от обучения удовольствие, или сдастся. Ученик должным образом овладевает своей профессией, мальчик осваивает дзюдо, молодая жена приспосабливается к требованиям свекрови.
Самодисциплина «очищает тело от ржавчины»
Вполне понятно, что на первых этапах подготовки мужчина и женщина, не привыкшие к новым требованиям, могут захотеть бросить начатое. В таком случае их отцы скорее всего скажут: «Что же ты хотел? Для того чтобы почувствовать вкус к жизни, необходимо пройти некоторую подготовку. Если ты сдашься и совсем не будешь себя тренировать, то в результате непременно окажешься несчастен…» Сюйе, согласно их излюбленной поговорке, «очищает тело от ржавчины». Человек превращается в сверкающий острый меч, каковым он, разумеется, и хотел бы стать.
В состояния мастерства (муга) «не существует разрыва, даже в толщину волоска, между волей человека и его действием». В людях, которые не достигли мастерства, присутствует так называемый изолирующий экран, который находится между волей и действием. Он называется «наблюдающим «Я» или «вмешивающимся «Я». Когда этот экран устраняется специальной тренировкой, цель замыкается сама на себе, действие происходит без усилия, человек в совершенстве воспроизводит ту картину, которую он рисовал в уме.
С детства нас обучают осознавать собственные действия и принимать во внимание, что скажут о них окружающие. В такой ситуации «Я-наблюдатель» крайне уязвим. Чтобы почувствовать удовольствие в душе, необходимо устранить уязвимое «Я». Сначала человек перестает чувствовать, что «он это делает», а затем начинает ощущать свои подлинные способности. Это подобно тому, как ученик в искусстве фехтования ощущает способность стоять на четырехфутовом столбе без страха упасть.
Японцы выражают эту мысль в непривычной для западного мира формулировке. Про человека, достигшего состояния муга, можно сказать: «живет, как будто уже умер». Буквальный перевод звучал бы как «живой труп», и во всех западных языках это выражение имеет неприятный оттенок. Японцы говорят: «живет, как будто умер», когда имеют в виду, что человек живет на уровне «мастерства». Это выражение используется в обычных повседневных наставлениях. Чтобы приободрить мальчика, который переживает относительно выпускных экзаменов в средней школе, ему скажут: «Относись к ним как человек, который уже умер, и ты легко сдашь». Чтобы успокоить друга, который заключает важную для бизнеса сделку, скажут: «Будь словно ты уже умер». Если человек переживает серьезный душевный кризис и заходит в тупик, достаточно часто с решением жить он выходит из него «как будто уже умер».
В понимании японца бессовестный человек - тот, который перестает быть напряженным и скованным
Муга основано на той же философии, что и совет жить, как будто умер. В этом состоянии у человека отсутствуют настороженность к себе и, следовательно, весь страх и предусмотрительность. «Наблюдающее Я» больше не препятствует движению к цели. Уходит чувство скованности и напряжения, склонность к депрессии.
По западной философии, практикуя муга, японцы устраняют совесть. То, что они называют «наблюдающим Я» или «вмешивающимся Я», служит цензором, судящим действия человека. Разница между западной и восточной психологией отчетливо проявляется в том, что, когда мы говорим о бессовестном человеке, западные психологи подразумевают, что человек совершил что-то недопустимое, не подумав об окружающих. Но когда эквивалентное выражение применяет японец, он говорит о человеке, который перестает быть напряженным и скованным. Американцы имеют в виду плохого человека, японцы - хорошего, тренированного, способного полностью реализовать свои способности. Ему под силу самые трудные и решительные бескорыстные действия.
В основе мотивации для американца - вина. Человек, который из-за огрубевшей совести перестает ее чувствовать, становится антиобщественным. Японцы представляют проблему иначе. Согласно их философии, человек в глубине души добр. Если ему удается воплотить в жизнь задуманное, он поступает целомудренно и легко.
Как полагается всем людям, у нас есть несколько природных инстинктов. Всему, что мы делаем, нам пришлось учиться – и ходить пешком, и программировать сложные компьютерные системы. Философы, педагоги и многие другие говорили о природе обучения с первых дней своей деятельности и, возможно, даже раньше. Эти 16 цитат из разных времен, исследуют различные аспекты и связаны с обучением.
Каждый из нас одарен по-своему, однако, дар обучаться имею все. Очевидно, что уровень этого дара у каждого мужчины и каждой женщины отличается, но он есть всегда. Важно то, что и выделяет Брайан Герберт, что большую часть вашего дара вы должны сформировать самостоятельно, проявляя и развивая свои навыки.
Бенджамин Франклин был одним из мудрейших людей не только в истории Америки, но и, пожалуй, в истории всего мира. Отказ от обучения, Франклин считает серьезным позором. Почему вы отказываетесь использовать ваш дар к обучению? Даже не имея таких способностей, как у самого Франклина или Эйнштейна, важно развивать и совершенствовать те, которые у вас есть.
Отличная цитата да Винчи. Обучение способствует пониманию, а понимание чего-то приносит больше удовлетворения и радости, чем почти все остальное, и является очень благородным. Всегда стремитесь .
Если вы считаете себя слишком умным, чтобы продолжать учиться, вы в корне не правы! Согласно мнению Херольда, мировым гениям следует узнавать еще больше нового, если они собираются использовать свой потенциал в полном объеме. Вот почему важно никогда не переставать учиться.
Мы снова обращаемся к мыслям Бенджамина Франклина о том, как важна учеба. Хотя каждый учится по-разному, очень часто взаимодействие является самым лучшим видом обучения. Важно слушать то, что говорят учителя, но и не менее важно узнавать многие вещи самостоятельно, только так можно дойти до истины.
Леонардо да Винчи был великим умом и его вклад в развитие общества был не менее великим. Многие люди могут попытаться уклониться от обучения, потому что . Если вы получаете моральное истощение, то это неправильное обучение. Обучение, на самом деле, стимулирует ваш ум только в том случае, если оно проходит должным образом.
Как же правильно учиться? Используя повторение, как выяснила основательница сообщества Деклара Рамона Пирсон, когда она заново училась ходить и разговаривать после трагической аварии. Повторение одного и того же – это лучший способ что-то выучить, поэтому не бойтесь его при обучении.
Конфуций был очень мудрым и его вклад в науку практически безграничен. Эта вечная цитата помогает понять, что обучение и мышление идут рука об руку и, бросив учебу, вы подвергаете себя опасности.
Да, вы многому научились в школе, но что из этого вы знаете по-настоящему хорошо? Сколько вы помните сегодня? То, что сохранилось в вашей памяти до сих пор – это ваше истинное образование и обучение, потому что осталось с вами на протяжении многих лет.
Брюс Ли был больше, чем просто опытный мастер боевых искусств, он также был опытным учеником и учителем философии. Абсолютная правда, что задавать вопросы, какими дурацкими они бы ни были, посодействует обучению больше, чем повторение цифр и фактов без остановки, вместо того, чтобы просто подумать о том, что должно быть усвоено.
Еврипид был одним из мудрейших и гуманнейших классиков времен Афин. Наравне с Сократом Еврипид утверждает, что вы должны задавать вопросы и слушать ответы, а не пытаться показать то, что уже знаете.
Научившись чему-то, продолжайте делать это, просто бессмысленно повторяя. Продолжайте учиться, открывайте для себя новое, чтобы отыскать или изобрести новые способы делать старые дела.
Лу Хольц подтверждает сказанное Евпиридом: мы учимся, задавая вопросы и слушая ответы. Конечно, это важно помогать другим узнавать что-то новое, отвечая на их вопросы, но еще важнее продолжать собственное обучение, задавая вопросы и внимательно слушая.
Было уже много раз сказано, но повторим еще раз. Никогда не прекращайте учиться. Здесь Ганди говорит о том, что вы должны обучаться так, как если бы от этого зависела ваша жизнь, потратив на это сотни лет, если бы вы собирались жить вечно.
В завершение этой статьи обратимся к современному источнику: Джеку Николсону. Он абсолютно прав, говоря, что тот, кто бросил учебу считается мертвым, ведь он остается на прежнем интеллектуальном уровне.
Учитесь всегда и при любой возможности, тренируйте свой интеллект и делитесь результатами с нами в комментариях.
Фактрум публикует статью антрополога Рут Бенедикт - о самодисциплине по-японски и о том, как она помогает справляться с жизненными трудностями - от сдачи экзаменов до депрессии.
1. Маленький ребенок рождается счастливым, но не «вкусившим жизни». Только посредством духовной подготовки (или самодисциплины - сюйе) мужчина и женщина
получают возможность жить полноценно и «чувствовать вкус» жизни. Только так можно полюбить жизнь.
2. «Умелая» самодисциплина в Японии
имеет логическое обоснование: она улучшает контроль человека над собственной жизнью. Любое бессилие, которое он будет
чувствовать как новичок, преодолимо, говорят они, потому что в итоге
он или
начнет получать от обучения
удовольствие, или сдастся. Ученик должным образом овладевает своей профессией, мальчик осваивает дзюдо, молодая жена приспосабливается к требованиям
свекрови.
Вполне понятно, что на первых
этапах подготовки мужчина и женщина,
не привыкшие
к новым
требованиям, могут захотеть избавиться от этого
сюйе. В таком
случае их отцы,
скорее всего, скажут им: «Что же
ты хотел?
Для того
чтобы почувствовать вкус к жизни,
необходимо пройти некоторую подготовку. Если ты сдашься
и совсем
не будешь
себя тренировать, то в результате
непременно окажешься несчастен…»
Сюйе, согласно их излюбленной
поговорке, «очищает тело от ржавчины».
Человек превращается в сверкающий
острый меч, каковым он, разумеется, и хотел бы
стать.
3. Характер этого состояния мастерства (муга) в том,
что… «не существует
разрыва, даже в толщину
волоска, между волей человека и его
действием».
В людях, которые не достигли
мастерства, присутствует, так сказать, изолирующий экран, который находится между волей и действием.
Он называется
«наблюдающим «Я», «вмешивающимся «Я», и когда
этот экран устраняется специальной тренировкой, мастер утрачивает чувство «я это
делаю». Цель замыкается
сама на себе.
Действие происходит без усилия… в совершенстве
воспроизводит ту картину, которую рисовал в уме
исполнитель. Такого рода мастерства в Японии
добиваются самые обычные люди.
4. Человека в детстве
настоятельно обучают осознавать собственные действия и судить
о них
в свете
того, что скажут люди; его «я-наблюдатель» крайне уязвим. Чтобы отдаться восторгу своей души, он устраняет
это уязвимое «Я». Он перестает
чувствовать, что «он это
делает», а затем
начинает ощущать в душе
свои подлинные способности подобно тому, как ученик в искусстве
фехтования ощущает способность стоять на четырехфутовом
столбе без страха упасть.
5. Самая крайняя, по меньшей мере для западного уха, форма, в которой
японцы выражают эту мысль - в высшей
степени одобрительное отношение к человеку,
«который живет, как будто уже умер». Буквальный перевод звучал бы
как «живой труп», и во всех
западных языках это выражение имеет неприятный оттенок.
Японцы говорят: «живет, как будто умер», когда имеют в виду,
что человек живет на уровне
«мастерства». Это выражение
используется в обычных
повседневных наставлениях. Чтобы приободрить мальчика, который переживает относительно выпускных экзаменов в средней
школе, ему скажут: «Относись к ним
как человек, который уже умер, и ты легко
сдашь». Чтобы успокоить друга, который заключает важную для бизнеса сделку, скажут: «Будь словно ты уже
умер».
6. Муга основано
на той же
философии, что и совет
жить «как будто ты умер».
В этом
состоянии у человека
отсутствуют настороженность к себе
и, следовательно, весь страх и предусмотрительность.
Иными словами: «Моя энергия и внимание
беспрепятственно направляются прямо к осуществлению
цели. „Наблюдающее „Я“ со всем
своим грузом страхов больше не стоит
между мной и целью.
С ним
ушло чувство скованности и напряжения,
склонность к депрессии,
которая беспокоила меня в прежних
поисках. Теперь для меня все стало возможным“.
7. По западной
философии, практикуя муга и „жизнь как будто ты умер“,
японцы устраняют совесть. То, что они называют „наблюдающим я“ или „вмешивающимся я“, служит цензором, судящим действия человека.
Разница между западной и восточной
психологией отчетливо проявляется в том,
что, когда мы говорим
о бессовестном
американце, мы имеем
в виду
человека, утратившего чувство греха, которым должен сопровождаться проступок, но когда
эквивалентное выражение применяет японец, он имеет
в виду
человека, который перестает быть напряженным и скованным.
Японцы имеют в виду
человека, которому под силу самые трудные и решительные
бескорыстные действия. Главная мотивация хорошего поведения для американца - это вина; человек, который из-за огрубевшей
совести перестает ее чувствовать,
становится антиобщественным. Японцы представляют проблему иначе. По их философии,
человек в глубине
души добр. Если его
побуждение может быть непосредственно воплощено в действие,
он поступает
целомудренно и легко.