Аграфены купальница да иван купала. Заготовка банных веников для купания. Где и как отмечают этот праздник

18.03.2019
Святая Агриппина жила в III веке. Она родилась в Риме и происходила из знатной семьи. С юности дева посвятила себя Богу. Благоухание ее добродетелей было для христиан подобно предвкушению райского блаженства, и они отрекались от страстей, чтобы вслед за святой Агриппиной пойти по пути чистоты и девства. Многие юные девы и женщины зрелого возраста стремились разделить ее образ жизни, чтобы иметь часть в той благодати, которую Господь даровал святой Агриппине.

Однако у язычников ее сияющие добродетели породили завистливую ненависть. Они выдали святую Агриппину властям во времена гонений при Валериане (257). Ее обвинили в том, что она восстает против института брака и с помощью мошенничества обманывает девушек. На это невеста Христова отвечала, что отнюдь никого не вводит в заблуждение, но приводит к Богу и что проповедуемое ею девство не угрожает общественным установлениям, а является путем единения со Спасителем, Который пришел в мир, родившись от Девы.

Из любви к Небесному Жениху святая Агриппина с готовностью пошла на мученичество. Ее били по устам, но она хранила молчание, подрывая этим сами основы нечестия. Ее обнажили и бичевали так, что кровь залила всю землю вокруг, но мученица преодолела все вероломные козни врага рода человеческого. С руками и ногами, закованными в колодки, она развенчала заблуждения язычников. Ангел Божий посетил мученицу и исцелил ее раны, и вскоре она снова с той же решимостью предстала перед судом. В новых мучениях святая Агриппина предала Богу душу и унесла на Небеса победный венец.

Подруги и духовные сестры Агриппины, святые Васса, Павла и Агафоника, пришли на суд, невзирая на угрозу их собственной жизни. Когда тело мученицы бросили на съедение псам, девы взяли останки и ушли. Ночью их вел столп света, они переходили от одного города к другому и наконец достигли Сицилии. Они погребли тело Агриппины в месте, называвшемся Мений.

Впоследствии там была возведена церковь в честь мученицы Христовой. Присутствие ее святых мощей изгнало бесов, которым обитатели острова поклонялись как богам, и спасло людей от мрака заблуждений. Сарацинские пираты, посмевшие напасть на храм, погибли после того, как в небе явилась золотая голубка с крестом. Впоследствии прокаженные и многие другие больные, приходившие почтить мощи святой Агриппины, получали исцеление от недугов.

Святые Васса, Павла и Агафоника также удостоились мученических венцов.

Составитель — иеромонах Макарий Симонопетрский,
адаптированный русский перевод — издательство Сретенского монастыря

Мало кто знает, но большое количество восточнославянских праздников представляют собой некий симбиоз христианских и языческих праздников. Именно поэтому многие славянские праздники практически не имеют аналогов в мире. Дело в том, что огромное количество праздников появилось на Руси еще задолго до прихода на наши земли христианской веры.

Когда Христианская Церковь начала распространять свое влияние на территории Руси, она попыталась бороться со всеми языческими праздниками, которые тогда существовали. Стоит отметить, что ей действительно удалось избавиться от многих языческих традиций и обычаев. Но, несмотря на все запреты церкви, люди продолжали отмечать немалое количество особенно полюбившихся в народе праздников. Представители церкви поняли, что не смогут бороться с этими праздники, поэтому они решили подстроиться под них. Именно поэтому многие восточнославянские праздники являются смесью христианства и язычества. И как бы церковь не пыталась избавиться от языческих корней тех или иных славянских праздников, им не удается сделать это и по сей день.

Одним из наиболее популярных восточнославянских праздников является Аграфена Купальница. От этого праздника христианской церкви также не удалось избавиться. Именно поэтому этот народный праздник был объединен с днем памяти о святой Агриппине.

Агриппина причислена Христианской Церковью к лику святых мучениц. Дело в том, что она с раннего детства воспитывалась в христианстве. Агриппина добровольно призналась в своей вере, за что была подвергнута страшным мученьям. Ее избили палками и закидали камнями так сильно, что переломали все кости. После этого ее раздели и заковали в кандалы. Однако девушка не умерла от этого, так как явился ангел и придал ей смерти. После этого ее мучения прекратились. Впоследствии она была приговорена к смерти. Согласно приданию ее разрубили и захоронили в Риме. Произошло это в середине третьего века. Спустя несколько веков ее мощи перенесли Минео. Именно поэтому принято считать, что она является покровительницей этого сицилийского городка.

День памяти этой святой мученицы проходит в православных церквях 6 июля. В этот же день славяне отмечают и праздник Аграфены Купальницы, который являет собой некую подготовку к купальской ночи.

История праздника

Особенность большинства восточнославянских праздников заключается в том, что крайне сложно определить, когда именно они появились. Это же касается и народного праздника Аграфены Купальницы. Точная дата появления традиции отмечать этот праздник неизвестна. Доподлинно известно лишь то, что свою историю Аграфена Купальница начала еще задолго до прихода христианства на Русь. То есть, этому празднику больше тысячи лет, ведь он появился до 988 года.

Несмотря на то, что этот праздник появился еще задолго до христианства, Церковь решила объединить его с днем памяти святой Агриппины. При этом христианская церковь не привнесла в этот праздник ни одной из собственных традиций и обычаев. Именно поэтому Аграфена Купальница и по сей день отмечается так, как это делали восточные славяне тысячу лет назад.

Стоит отметить, что сейчас этот праздник не так распространен, как былые времена. Дело в том, что в условиях города его не так просто праздновать. Хотя в некоторых деревнях люди по-прежнему соблюдают восточнославянские традиции и отмечают этот праздник так, как это делали раньше.

Как отмечать и праздновать праздник Аграфены Купальницы

Так как этот день является некой подготовкой к купальской ночи, то совсем неудивительно, что практически все обычаи, которые принято соблюдать в этот день, связаны с мытьем в бане, купанием в водоемах, сбор трав и цветов, гаданием, плетением венков и народными гуляньями. То есть, праздник этот очень похож на Ивана Купала.

В некоторых населенных пунктах существовала традиция, согласно которой купаться в реках, озерах и других водоемах начинали только на Аграфену Купальницу. Более того, в этот день проходили общие купания, в которых принимали участие не только взрослые, но и дети. Стоит отметить, что особой популярностью такие купания пользовались именно среди детей, так как это действительно веселое занятие.

Практически все обычаи, которые принято соблюдать на Аграфену Купальницу, связаны с водой или травой. Одним из наиболее популярных обрядов было обливание каждого встреченного человека на улице. Что примечательно, людей обливали не только чистой, но и грязной водой. Согласно найденным летописям, в некоторых местах молодые парни надевали на себя самую грязную одежду и шли к водоему. Там они набирали в ведра наиболее мутную и грязную воду. С этой водой они ходили по деревне и обливали всех подряд. Исключение они делали лишь для маленьких детей и стариков. При этом больше всего доставалось девушкам. Можно смело предположить, что таким образом парни флиртовали с молодыми красавицами. Иногда доходило до того, что парни врывались с ведрами в дома, в которых жили молодые девушки, дабы облить их там. Заканчивались подобные обряды тем, что перепачканная молодежь шла на водоемы для совместного купания.

Как отмечают некоторые историки, несмотря на весь интимные подтекст подобных обрядов, в водоемах парни и девушки купались в одежде. Однако они предпочитали скрываться от взрослых, дабы те их не увидели. То есть, подобные традиции, которые принято было соблюдать на Аграфену Купальницу, имеют под собой некий интимный подтекст.

Что касается девушек, то в этот день они в обязательном плане гадали на своих суженых. Делали это они с помощью подорожников и других трав. Кроме того, в некоторых деревнях девушки собирались в ночь на Аграфену Купальницу, дабы побеседовать. Во время этой беседы они толкли в ступке ячмень. Продолжалось подобное занятие всю ночь. Наутро из толченого ячменя варили кашу и угощали ею нищих

В этот же день девушки надевали свои наиболее красивые наряды и ходили по домам. Во время таких похождений дамы просили у хозяев всевозможные девичьи украшения. Щедрые хозяева давали им серьги, кольца, ленты, бусы, ожерелья и прочие украшения.

Восточные славяне считали, что если на Аграфену Купальницу умыться вечерней росой, то весь год болезни будут обходить стороной. Поэтому многие на Руси собирали в этот день вечернюю росу и умывались ею. Кроме того, они также собирали всевозможные травы, делали из них веники и вешали в своих домах. Славяне полагали, что в этот день травы заряжены особой силой.

Помимо того, что в этот день делали веники и венки для украшения дома, на Аграфену Купальницу славяне также заготавливали веники, чтобы применять их в бане. Более того, они старались заготовить этих веников столько, чтобы их количества было достаточно на целый год. Делали их в основном из березовых веток. Но иногда также использовали ветки и других лиственных растений. Что примечательно, ветки для веников собирали исключительно лишь девушки и женщины.

С одним из сделанных в этот день веников люди парились в этот же день. Другие веники использовали для того, чтобы окропить с их помощью дом, скот и огород.

Ну а главной традицией, которую соблюдали на Аграфену Купальницу, являлось мытье в бане. Этим занимались практически все.

В народном календаре 6 июля – Аграфена Купальница, Аграфена – лютые коренья, Ивановская Богородица. По приметам, репа, посаженная в этот день, вырастит крепкой и вкусной.

Православная церковь 6 июля вспоминает мученицу Агриппину, жившую в III веке. Она была истинной христианкой и приняла мученическую смерть за свою веру. Возле её мощей собиралось большое количество верующих, а больные, приходившие к её гробу, чудесным образом выздоравливали.

Ещё на этот день приходится празднование в честь Владимировской иконы Божией Матери. Празднование совершается в благодарность чудотворной иконе за спасение Москвы от нашествия хана Ахмата в 1480 году.

6 июля: традиции и обычаи дня

В народе мученицу Агриппину прозвали Аграфеной Купальницей, потому что день её памяти предшествует празднику . 6 июля совершались многие купальские обряды, а ночь с Аграфены на Ивана считали волшебной (Купальская ночь). На эту ночь приходил пик праздничного разгула и веселья.

Этот праздник пришел к нам из дохристианской древности. Ему соответствуют:

  • у древних римлян – праздник Весты;
  • у греков – элевсинские мистерии;
  • в Персии и Индии – праздник огня.

Аграфена Купальница, Ивана Купалы и сливались в один большой праздник, наполненный огромным смыслом для земледельца, и поэтому включающий множество обрядов, приговоров, песен, всевозможных примет, гаданий, поверий и легенд. В эти праздничные дни особо не наблюдалось хозяйственной деятельности. Не было строгих запретов на какой-либо труд, но из-за праздника предусматривался отказ от повседневных занятий. Это не значит, что люди бездельничали, просто застольям и приветствиям предавался особый смысл.

Утром 6 июля умывались росой и приветствовали Аграфену Купальницу. К этому времени вырастало много крапивы, от того и получил этот день ещё одно название – «лютые коренья». На окна и на порог клали крапиву, чтобы в дом не пробралась нечистая сила, разгулявшаяся на Ивана Купалу. В этот день сеяли репу:

Сей репу на Аграфену – хороша репа будет.

На завтрак хозяйки готовили обетную кашу из толченого ячменя. Всей деревней в складчину покупали ячмень, варили в общем котле, а потом этой кашей угощали странников и нищих. Кроме каши, на Аграфену варили все яйца, которые были дома, веря, что после этого куры начнут лучше нестись.

Занимались сбором целебных трав, которые, по преданию, в это время обладают наибольшей лечебной силой. На имя каждого члена семья срывали купаленку (медвежье ушко) и втыкали в стены дома. Чей цветок быстрее завянет, тот будет болеть или умрет. Проводили обряд выкатывания ржи: выходили в поле и катались по колоскам, чтобы придать колосьям особую крепость, а земле плодородие.

В этот день заготавливали веники на весь год. Деревенская жизнь немыслима без веника. С его помощью поддерживалась в доме чистота. Веник, распаренный в жаркой бане, лечил и доставлял ни с чем несравнимое удовольствие. Он служил свадебным оберегом и охранял жилище от всего дурного (в его зеленых ветках любил отдыхать дедушка-домовой).

Заготовку веников считали делом важным и приятным. В поход за ними собирались большими компаниями. После обеда запрягали лошадей и на несколько часов отправлялись в лес.

Обычные веники вязали из веток березы, но всегда заготавливали и специальные (лечебные, свадебные, предназначенные для гаданий), которые составляли из разных пород лиственных деревьев, добавляя цветы и травянистые растения. Заготовка веников проходила под песни, шутки, прибаутки.

По свежим веникам гадали на Аграфену и на Ивана Купалу. Зачастую гадание состояло в том, что девушки, став спиной к бане, старались через её крышу перекинуть веник, и по тому, куда указывала его рукоятка, определяли, в какой стороне живет суженый. Веники подбрасывали через голову и кидали с крыши бани. Если веник упадет вершиной к кладбищу, то гадающий человек скоро умрет. Ещё веники бросали в воду и наблюдали:

  • если веник утонул, то жди беды;
  • если хорошо держится на воде, то ничего дурного в ближайшее время с человеком не произойдет;
  • чем быстрее веник плывет по реке, тем скорее девушка, которая гадает, выйдет замуж.

На Руси с этой даты открывался купальный сезон. До этого же дня наши предки без нужды старались даже в баню не ходить. По обычаю, искупаться в воде должны были все – от младенцев до древних старцев, если не в водоеме, то в бане.

На Купальницу в бане парились различными растениями и кореньями, чтобы восстановить и укрепить силы и здоровье. Особое внимание обращали на старых и больных, которых приносили в баню, парили и натирали разными целебными травами. Пол в банях застилали свежей травой. Девушки парились свежими вениками из трав, пели песни.

Вечером крестьяне разводили костры, в которых жгли крапиву и шиповник, чтобы обезопасить себя от несчастий и бед. Шиповник на Руси символизировал здоровье, удачу и изобилие. Его считали отличным оберегом от всего дурного.

6 июля: приметы и поверья

  1. Если идет дождь, то через пять дней будет солнечно.
  2. Если не слышно в этот день пения соловья, то скоро поспеет ячмень.
  3. После дождя радуга долго держится – к сырой погоде.
  4. Вечером на ясном небе зарница сверкает – к осадкам.
  5. Муравьи днем в муравейник спрятались – к непогоде.
  6. Сон с 5 на 6 июля вещий, но разгадать его будет непросто. Сновидение, увиденное днем 6 июля, исполнится, но все будет наоборот, не так как во сне.

Люди, родившиеся 6 июля, владеют секретами трав. В качестве талисмана им следует носить топаз.

Видео: Аграфена Купальница

Девушка в венке.

Тип народно-православный иначе Лютые коренья, Обетная каша, Канун Иванова дня также Агриппина (христ.) Значение подготовка к празднику Купалы Установлен вероятно имеет древние дохристианские корни Отмечается славянскими народами Дата 23 июня (6 июля) Традиции мытьё в бане, сбор охранительных трав, девушки плетут венки Связан с Иваном Купалой

Аграфе́на Купа́льница - славянский народный праздник, отмечаемый 23 июня (6 июля) . В этот день всё было подчинено подготовке к ночной встрече Купалы .

После принятия христианства на этот день наложилось церковное почитание святой Агриппины , прозванной в народе Аграфеной.

Другие названия дня

Купальница, Лютые коренья, Обетная каша, Канун Иванова дня, Ивановские ночи, Сбор лечебных трав, Липеньские купальщицы, Купало, Скакунов вечер (белорус.), Ведьмин день (белорус.), Купалье (белорус.), Аграфена.

В церковном календаре

Русские традиции

Всё, что было связано с купанием, баней и травами, нашло отражение в этот день. Во многих местах только с Купальницы начинают купаться, «закупываются». Бывают даже общие купания, сопровождаемые песнями. Особенно радуются дети, играясь и пытаясь столкнуть друг друга в воду.

Один из довольно распространённых купальских обрядов - обливание водой всякого встречного и поперечного. Так, в Орловской губернии деревенские парни одевались в старое и грязное и отправлялись с вёдрами на речку чтобы наполнить их самою мутною водою, а то и просто жидкой грязью, и шли по деревне, обливая всех и каждого, делая исключение разве что для стариков и малолеток. Но всего более, разумеется, доставалось девушкам: парни врывались даже в дома, вытаскивали девушек на улицу силой и здесь окатывали с ног до головы. В свою очередь и девушки старались отомстить парням. Кончалось тем, что молодёжь, перепачканная, мокрая, в прилипшей к телу одежде, устремлялась на речку и здесь, выбрав укромное местечко, подальше от строгих глаз старших, купалась вместе, «причём, - как замечает этнограф XIX в. - разумеется, и парни и девушки остаются в одеждах».

Считается, что к этому дню лютые травы и коренья в соке, а травы лучистые в силе. Селяне украшали дома вениками, пучками травы и букетами цветов. Утром этого дня пели:

Приехала Купаленка
На семидесяти тележках.
Привезла нам Купаленка
Добра и здоровья,
Богатства и почестей.

И верили, и видели, будто на телегах, выстланных скошенной травой, украшенных букетами цветов, едет она, обмытая росами, рассветом-зоряницей привечаемая, лелеемая ветерком светлокрылым, из семи братьев Ветровичей младшим братом. Едет красавица Аграфена с Иваном Купалой повидаться.

В этот день заготовливают банные веники на весь год. Для этого девушки и женщины после обеда запрягают лошадь и уезжают в лес ломать молодые березовые ветки. Иногда веники делают из различных пород лиственных деревьев и растений, тогда в каждый веник входило по ветке: от березы, ольхи, черемухи, ивы, липы, смородины, калины, рябины и ветку разных сортов. Это ритуальные веники: одним из них парятся в этот день в бане, другими обряжают недавно отелившихся коров, третьи, наконец, перебрасывают через головы или бросают на крышу бани с целью узнать будущее (если веник упадёт вершиной к погосту, то бросающий умрёт, а если не вершиной, то останется жив). Заготовка веников идёт под песни.

К вечеру обязательно моются и парятся в банях, используя при этом для исцеления от болезней разные лечебные травы. Парятся веником из богородицкой травы (тимьян или чабрец) и папоротника, иван-да-марьи и ромашки , из лютика (купальница), полыни и мяты пахучей.

В некоторых местностях в день Аграфены Купальницы девушки ходили в своих лучших нарядах по домам и просили: «Умойте». В переводе на обычный язык это значит - дайте что-нибудь из девичьих украшений: серьги, ленточки, бусы и прочее.

В течение всего дня и ночью звучат песни.

Обязательное событие дня Купальницы - сбор трав, кореньев для лечебных и знахарских целей. На Ивана Травника , отчаянные мужики и бабы в глухую полночь снимают с себя рубахи и до утренней зари роют коренья или ищут в заветных местах клады. А знахари, ложась спать, читают самодельные молитвы.

Самое главное значение дня - это подготовка к празднику Купалы, который начнётся вечером этого дня и продлится всю ночь.

Поговорки и приметы

На Аграфену гречиха мала - овсу пороет. Репу досевай. Репу сей на Аграфену - хороша репа будет. На Аграфену и старики закупываются. Мойся белее, будешь милее. Пар костей не ломит, души вон не гонит. Утресь меня зеленушка упóлзал, уёрзал и спать уклáл (о банном венике). Купаленька - ночь маленька. Сегодня - Купало, завтра - Иван. Мимо девки, да мимо репки так не пройдёшь. Приехала Купаленка на семидесяти тележках. Привезла нам Купаленка добра и здоровья, богатства и почестей. «Віночок вити - життя любити» (укр.).

См. также

Примечания

Литература

  1. Золотые правила народной культуры / О. В. Котович, И. И. Крук. - Мн. : Адукацыя i выхаванне, 2010. - 592 с. - 3000 экз. - ISBN 978-985-471-335-9
  2. Коринфский А. А. Народная Русь . - Смоленск: Русич, 1995. - 656 с. - ISBN 5-88590-309-3
  3. Некрылова А. Ф. Круглый год. Русский земледельческий календарь. - М .: Правда, 1991. - 496 с. - ISBN 5-252-00598-6
  4. Терещенко А.В. Быт русского народа: забавы, игры, хороводы . - М .: Русская книга, 1999. - 336 с. - ISBN 5-268-01383-1 (по изд. 1847 – 1848 гг.).

Категории:

  • Праздники по алфавиту
  • Праздники 23 июня
  • Праздники 6 июля
  • Летние праздники
  • Русские народные праздники
  • Народное христианство

Wikimedia Foundation . 2010 .