Частое мытье рук ребенком может быть признаком невроза навязчивых состояний. Как приучить ребенка мыть руки

18.10.2019

Стала замечать, что сын(6 лет) постоянно моет руки, без на то каких-либо оснований и всегда что-нибдь куда-нибудь прячет:под диван, под кровать или еще куда-нибудь!! Я очень обеспокоина таким поведением!! Если упадет игрушка, моет и руки и игрушку! Когда спрашиваю: "зачем ты моешь руки?", - отвечает: "Грязные!" Моет руки с мылом!! От мыла кожа на руках стала сухой и уже выступила краснота! Я не знаю с чем это связано?! Возможно, из-за конфликтов в семье с его отцом (2009 до середины 2010г)!....сейчас мы уже расстались и вместе не живем!! ...а может и по другой причине!...я не знаю! Я очень хочу помочь ему, но не знаю как! Помогите пожалуйста! Мне 32 года! Работаю в магазине менеджером-продавцом! В основные обязанности входит: консультация клиентов по товару, ответы на звонки. Работаю до поздна - с 10.00 до 20.00, иногда и на выходных! Сын ходит в садик, уторм я его отвожу в садик, а из садика его забирает няня-сидит с ним и водит в школу на подготовительные занятия! До няни из садика сына забирала сестра.

Ответы психологов

Вы интуитивно почувствовали, что проблема Вашего ребёнка каким-то образом связана со сложностями Ваших взаимоотношений с отцом мальчика и недостатком Вашего общения с сыном.

Все проблемы решаемы. Организовывайтесь на работу с психологом , Марина. Отношение к прошлому (обиды на мужа, претензии, сожаления) можно и нужно выравнивать. Время, проводимое вместе с сыном, можно организовать наиболее эффективно - чтобы малыш получил то, в чём нуждается больше всего. Очень полезно прояснить для себя как сын пережил (и продолжает переживать) развод родителей. Очень бережно и доверительно побеседовать с мальчиком. Не бояться выглядеть глупо ("Вот еще! Я взрослая женщина обсуждаю с ребенком свою жизнь!"). Дети, нравится нам это или нет, включены в систему. Отец навсегда останется для ребенка отцом. Даже если в представлениях бывшей жены он "негодяй" и "сволочь". И для психического равновесия ребёнка важно, чтобы в отношениях с отцом (даже мысленных) был мир.

(Иначе так и хочется отмывать и отмывать эту "грязь". Ведь каждому человечку хочется жить в мире, где царят мир, любовь и чистота.)

Хороший ответ 1 Плохой ответ 0

Здравствуйте, Марина! Конечно это не совсем естественное повдение для ребёнка (и такое также наблюдается у взрослых и называется навязчивым состоянием) - у ребёнка может быть тоже самое! да, это своего рода проявление внутренних проблем ребёнка - что-то происходит у него внутри, но и в силу своего возраста! и в силу того, что саморефлексия НЕ развита у детей - он и сам не может этого понять, поэтому все свои переживания из внутреннего уровня он переводит во внешнее проявление - да, возможно "что-то пытается отмыть" - возможно свои чувства, которые он подавляет в себе и не принимает в себе! И эти эмоции и чувства могут относиться и к отцу (винит его или себя, или Вас, переживает что его предали и бросили) - возможно накладывается недостаток общения с Вами как с матерью - для ребёнка самое главное чтобы сформировалось чувство безопасности - а это можгут создать родители - но работать с ребёнком нужно (чтобы не закреплять эти навязчивости, а помочь ребёнку разобраться и в самом себе и высвободить все во вне), чтобы они не переходили на уровень ритуального характера - это все неблагоприятно для ребёнка (важно - делает ли он так только дома или в саду тоже?) - надо найти причину! Марина, если решитесь разобраться и понять, что же видит ребёнок вокруг себя (именно взгляд ребёнка) - можете смело обращаться ко мне - я работаю с детьми из проблемных семей (развод родителей, проблемы с зависимостям в семье ...) и знаю специфику и подход - звоните - буду только рада Вам помочь!

Хороший ответ 1 Плохой ответ 0

Здравствуйте, Марина.

Вы правы, что на мальчика мог повлиять Ваш конфликт с его отцом и последовавшее расставание. Однако утвержать что-либо точно по письму довольно затруднительно.

Остается много вопросов. Главные из них: когда это началось? Какие события в тот период жизни ребенка происходили в семье ? Как проходило приучение к горшку? Какие отношения у Вас с ребенком сейчас? Какие отношения у него с няней?

Так же возможно, что такое компульсивное повторение одного и того же действия служит для ребенка попыткой справиться с произошедшим в семье . Например, мальчик может считать себя виноватым в произошедшем разрыве. Вопрос в том, как осмысляет ребенок ваше расставание.

Конечно, важно разбираться в происходящем.

Если решите делать это, буду рада помочь Вам.

Так же Вы можете писать мне на почту: [email protected]

С уважением,

Хороший ответ 9 Плохой ответ 3

Здравствуйте, Марина! Получилось так, что Вы мало времени проводите с сыном. Однако, дело не столько в количестве, сколько в качестве. Нужно постараться вникнуть в чувства ребенка, отсюда станут более понятны его проблемы. Для этого, возможно, достаточно беседы по душам перед сном или за ужином. Важно, чтобы ребенок стал Вам доверять, тогда можно его спросить, почему ему так важно содержать свои руки в чистоте. Можно купить ему крем для рук, чтобы они не сохли и смазывать на ночь. Те обстоятельства, которые Вы описали, Ваш развод, конечно, не способствуют спокойствию и умиротворению мальчика. Может быть, для него не все ясно в отношениях с папой. Может быть, какие-то проблемы в детском саду. Все это, скорее всего, не так страшно и вполне поддается коррекции. Не надо только запускать. Если не получается самой все это урегулировать, пожалуйста, обратитесь к психологу .

Хороший ответ 8 Плохой ответ 4

Профилактика детского ожирения.

Помните, что еда, разделенная на 7 приемов, позволяет худеть в 2 раза быстрее, чем тот же самый объем, но съеденный за три приема. После 6 часов вечера есть можно - кормите ребенка кисломолочными продуктами и овощами (кроме картофеля).


Чистота – залог здоровья. Приучить ребенка правильно и постоянно мыть руки – значит, дополнительно защитить его от ОРВИ и инфекций ЖКТ. Но как выработать и закрепить у малыша эту здоровую привычку?

Когда начинать?

На самом деле, начинать приучать малыша мыть руки разумно уже с грудного возраста. Конечно, это будут простые водные процедуры, в которых уделяется особое внимание мытью ладошек, чтобы кроха привыкал к этому ощущению. Затем, когда ребенок начинает ходить, можно отправляться в ванную и мыть руки в раковине вместе. Если он сопротивляется во время процесса, отвлекайте его и немного играйте с мыльными пузырями, вырабатывая положительные ассоциации. В 3 года малыш уже достаточно подрос для первого самостоятельного мытья рук. А к 4 годам полезная привычка вполне может стать постоянной. Но не пугайтесь, если ваш малыш старше 4 лет, а этого все еще не произошло. Выделите еще один год на «обучение и тренировки».

Не будет лишним перечислить, когда и дети, и взрослые должны мыть руки:

  • после посещения туалета;
  • перед едой;
  • после прихода с улицы;
  • после контакта с животными;
  • после контакта с заболевшим человеком;
  • после уборки или прикосновения к пыльным/грязным предметам.

Комфорт для ребенка

Чтобы ребенок мыл руки вовремя и с удовольствием, весь процесс должен быть максимально удобным для него. Прежде всего, позаботьтесь о правильном мыле. Для малышей дошкольного возраста кусковое мыло станет не лучшим выбором. Оно большое и часто выскальзывает из рук. Идеальный вариант - жидкое мыло в упаковке с легко поддающимся нажатию рычагом. При этом не экспериментируйте с ароматизированным мылом, чтобы у крохи не было соблазна попробовать его на вкус из-за приятного запаха.

Выделите ребенку его собственное полотенчико для вытирания рук - мягкое, небольшого размера и интересной расцветки. И прикрепите крючок для полотенца на уровне детских рук.

Наконец, если раковина в вашем доме расположена высоко, подставьте под нее специальный детский стульчик. Ребенку не будет удобно, когда во время мытья его руки задираются вверх и вода стекает к предплечьям. Только уделите особое внимание к устойчивости такого стульчика - он должен быть достаточно широким, чтобы кроха не оступился и не упал.

Как правильно мыть руки

Из раза в раз, заходя с ребенком в ванную, показывайте и проговаривайте для него все этапы мытья рук следующим образом:

1. Мы ополаскиваем руки теплой водой от запястий к пальчикам.
2. Выдавливаем мыло и вспениваем его на ладошках.
3. Чистим с пеной кожу между пальчиков и под ногтями.
4. Круговыми движениями намыливаем ладошки.
5. Смываем мыло водой и аккуратно вытираем ручки полотенцем.

Вырабатываем привычку

Довольно долгое время ребенок будет мыть руки вместе с вами или по вашему требованию. Чтобы потихоньку «автоматизировать» процесс, объясняйте малышу, почему так важно регулярно мыть руки с мылом. Не стоит вдаваться в подробности о «вредоносных микроорганизмах», которые все равно останутся непонятными. Но акцентируйте внимание на том, что на руках есть невидимая глазу грязь, и если ее не смыть, она попадет в животик и заставит его болеть или вызовет другие неприятные болезни.

Бывает так, что уже подросший малыш моет руки через раз или с большой неохотой. Родители понимают, что без их напоминаний он вряд ли сам подойдет к умывальнику перед тем, как сесть за обеденный стол. Почему так происходит? Чаще всего потому, что ребенок перенимает такую модель поведения от членов семьи. Видя, что мама и папа сами не всегда тщательно промывают руки с мылом, а лишь ополаскивают их, да и то не всегда, он начинает вести себя так же. Разумеется, ситуация не изменится, пока взрослые вокруг ребенка не начнут следовать своим же правилам.

Если же вы и ваши родственники безупречно выполняете ритуал мытья рук, и только ребенок не может принять его, попытайтесь пробудить в нем живой интерес. Найдите в Сети специальные обучающие мультфильмы для малышей, где обычно мысль о необходимости мытья рук доносится через забавных микробных монстров и отважного мыльного война. Вспомните и почитайте классические книжки-сказки о чистоплотности. В общем, постарайтесь замотивировать ребенка с помощью игровой формы, которая, как известно, всегда безотказно работает.

Скачать:


Предварительный просмотр:

Как научить ребенка мыть руки?

Каждый родитель должен понимать, что просто нравоучения – это довольно скучно и нудно. Поэтому необходимо подходить к процессу обучения непринужденно и весело, постараться объяснить основные правила гигиены в игровой форме, не принуждая малыша ни к чему и не ругая его.

1. Маленькие дети очень любят подражать взрослым, и такое их поведение можно с успехом использовать для обучения. Вовлекайте малыша в процесс, показывайте, как моете руки вы, как намыливаете их и как ополаскиваете под струей воды. Комментируйте свои действия, предлагайте использовать на выбор различное мыло – в кусочках, жидкое или даже мыло собственного изготовления. Пусть малыш поможет помыть руки вам, а потом самостоятельно помоет свои.

2. Имитация игры – очень действенный способ приучить ребенка к чему-либо, в том числе и к мытью рук. Поиграйте с ним в дочки-матери: приготовьте обед и отправьте его помыть перед едой руки и лицо любимой кукле.

3. Можно предложить малышу поиграть в интересную игру – «мыльные перчатки». В начале этой игры пусть ребенок сам выберет понравившееся мыло, затем потрогает водичку и наденет белые мыльные перчатки на руки. Для этого необходимо будет тщательно намылить каждый пальчик. Когда «перчатки» полностью надеты, пусть малыш самостоятельно «снимет» их – смоет мыло под струей воды. После этого ручки следует хорошенько вытереть. В игровой форме навыки формируются гораздо быстрее.

4. Дети более охотно приучаются мыть руки, если родители приобретают им индивидуальные предметы гигиены. Например, набор полотенец и мыльных принадлежностей с любимыми героями мультфильмов.

5. Многие родители используют в целях обучения мультфильмы, в которых рассказывается о детях-грязнулях, которые не хотели умываться и мыть руки. Вспомните хотя бы старые добрые мультики «Мойдодыр» и «Королева Зубная щетка». Существуют и современные обучающие мультики, которые объясняют, почему необходимо поступать так, а не иначе. Такие примеры наилучшим образом воздействуют на ребенка и прививают любовь к чистоте и порядку.

6. Чтобы малыш быстрее научился мыть руки, не лишне использовать наглядную агитацию – плакаты с картинками процесса. Их можно временно разместить в ванной комнате и обращать внимание ребенка на рисунки каждый раз, когда он заходит в это помещение.

Обучая ребенка мыть руки, следует помнить некоторые правила.

1. Создайте ему комфортные условия для мытья рук. Если ребенок не достает до умывальника, приобретите специальную подставку или приставьте обычный детский стульчик.

2. Проверяйте и регулируйте температуру воды, чтобы малыш не обжегся и не испытывал неприятных ощущений от слишком холодной воды.

3. Закатывайте ребенку рукава на одежде, чтобы он не намочил их.


Врач-психотерапевт

Навязчивое мытье рук

Когда сталкиваешься с таким симптомом, сразу, автоматически, хочется отнести его к обсессивно-компульсивному расстройству. Картина такого навязчивого мытья, при котором человек, например, каждые 15-20 минут моет руки и делает это очень тщательно, ассоциируется у многих со страхом загрязнения: иначе с какой бы стати человек стал постоянно мыться? Однако, как это часто бывает, на практике подобный симптом может означать нечто совсем другое.

Однажды ко мне обратились родители девочки 13 лет, у которой появилось навязчивое мытье рук. Каждые 15-20 минут она мыла руки, каждый день мылась в душе чуть ли не по часу. Если она сдерживалась и пыталась не мыть руки, у нее, по ее словам, появлялось внутреннее напряжение, которое на некоторое время проходило после мытья. Постепенно она перестала посещать школу; нельзя же все время отпрашиваться выйти то с одного урока, то с другого, чтобы помыть руки.

Родители были в растерянности, опасались психиатрического заболевания, и в конце концов обратились к психотерапевту. По просьбе родителей психотерапия проходила на дому. Наша первая с встреча с пациенткой (назовем ее Нина) проходила в ее комнате. Нина села как можно дальше от меня и всем своим видом и поведением выказала полное нежелание разговаривать.

Прошла первая встреча, вторая...ничего не менялось. Нина разговаривала крайне неохотно. Узнать от нее что-либо о причинах возникновения ее симптома - хотя бы какие-то ее предположения, переживания не получалось.

В течение нескольких последующих встреч я рассказывал Нине разнообразные истории, взятые из реальной жизни или выдуманные. Я надеялся, что какая-нибудь из этих историй вызовет у Нины эмоциональную реакцию, ориентируясь на которую я смогу сделать предположение о причинах ее симптома. Но сколько я ни старался, ничего не получалось. Нина слушала мои рассказы весьма равнодушно.

Тогда, следуя одному мудрому совету, чтобы разговорить Нину, я попросил у нее помощи. Я рассказал ей, что у меня есть племянница 16 лет, которая не умеет знакомиться с молодыми людьми. Племянница просит меня помочь ей разрешить эту проблему, а я не знаю, что ей ответить (все это была выдумка). Не могла бы Нина мне помочь и рассказать, какие она использует способы, для того, чтобы знакомиться на улице?

Сначала Нина не верила мне и оставалась подозрительной, но я говорил очень искренне и убедительно, и, в конце концов, Нина разговорилась. Она рассказала мне, как нужно обращать на себя внимание молодых людей, потом мы поговорили о ее жизни, о школе, и о ее симптоме.

Во время разговора Нина сказала: «Мне кажется, что если папа снял бы мне отдельную квартиру, то у меня бы все прошло». Сейчас я уже не помню всех деталей - это происходило уже довольно давно, но тогда, в контексте нашего общения, эта фраза вызвала у меня своеобразное озарение: не могу объяснить почему, но я вдруг понял, что главная функция этого навязчивого мытья рук - защита от родителей.

Родители у Нины были довольно строгими, и каждый со своей стороны оказывал на нее определенный прессинг. В силу своего характера Нина не могла вступить с ними в прямую конфронтацию. Когда у нее появился этот навязчивый симптом, давление родителей стало гораздо слабее. Более того, у нее появилась причина не ходить в школу.

Как только стала понятна функция симптома, появился и план лечения. На следующем сеансе я стал рассказывать Нине о тех пациентах в своей практике, чье состояние выглядело особенно патологическим и неприятным. Я старался делать это так, чтобы на бессознательном уровне вызвать у нее ассоциацию между тем, что происходит с ней и тем, что происходило с этими пациентами.

Например, я рассказал ей об одном человеке, который семь лет просидел на диване не вставая с него в буквальном смысле этого слова. На этом диване он ел, спал, ходил в туалет. Рассказанное вызвало бурную эмоциональную реакцию: видимо, бессознательно Нина действительно провела параллель. В этот момент я спросил ее, насколько сильно она хочет выздороветь? Нина подтвердила свое самое горячее и решительное желание.

Тогда я сказал ей, что выздоровление произойдет, если она выполнит данное мной задание, но дать обещание о его выполнении надо заранее, до того, как она узнает, в чем задание заключается. После некоторого колебания и моих уверений, что это задание никоим образом не унизит ее человеческое достоинство, Нина согласилась.

Задание состояло в следующем: надо было мыться под душем два раза в день по часу, засекая время по таймеру. Руки следовало мыть с той же частотой и в том же режиме, как она делала это сама, но помимо того, необходимо было мыть их дополнительно по десять минут всегда, когда родители приходили на кухню.

Кроме того, мы договорились, что Нина не будет требовать никаких дополнительных объяснений и не будет ни с кем это задание обсуждать.

Родителям Нины я объяснил, что задание, которое она будет выполнять - это не шутка, и что его выполнение гарантирует излечение от симптома на тысячу процентов. И поэтому они должны отнестись к выполнению Ниной задания абсолютно серьезно, без всякого сарказма и с пониманием. И родители прониклись серьезностью задачи.

При следующей встрече, которая состоялась через неделю, я узнал, что Нина стала мыться как все обычные люди. Что же произошло? Во-первых, мыться по той схеме, которая была ей предписана, это тяжелое испытание, оно утомляет и вызывает желание отказаться от чрезмерного мытья, то есть, отказаться от симптома.

Во-вторых, сам факт того, что какой-то психотерапевт указал ей, что ей следует делать, вызывает протест, что тоже мотивирует отказаться от чрезмерного мытья. Но самое главное - это изменение реакции родителей. Если раньше, когда Нина усиленно мылась, у родителей возрастала тревога, то теперь, наблюдая, как Нина выполняет задание, они все больше и больше расслаблялись; теперь усиленное мытье, назначенное врачом, означало для них выздоровление.

И симптом перестал быть средством эмоционального контроля над родителями, то есть утратил свою функцию.

В течении двух заключительных сеансов Нина обрушила на меня поток агрессии, заключавшийся в насмешках над моей внешностью, манерами, результатами психотерапии и.т.д. Возможно, это была агрессия, которую Нина хотела бы, но не могла выразить своим родителям.

Возможно, это была вполне оправданная злость на психотерапевта, который лишил ее такого хорошего способа самозащиты. Таким образом, на заключительном этапе я сыграл роль громоотвода.

Итак, на поверхности можно было бы рассматривать данный случай как обсессивно-компульсивное расстройство со страхом загрязнения. По существу, скорее, речь идет о расстройстве демонстративного типа. Страх загрязнения, который, возможно, и был, имеет весьма несущественное значение, поскольку главной функцией симптома были эмоциональный контроль над родителями и защита от их давления.

Через год мама Нины сообщила мне, что у Нины все хорошо и «заморочек» больше не появлялось, и что они с мужем полгода назад развелись. Наверное, это был тот самый случай, когда симптом ребенка скрепляет семью.

С другой стороны - жизнь без симптома - это намного лучше и здоровее, чем жизнь с симптомом. И если считать это успехом, то он, без сомнения, принадлежит в первую очередь самой Нине: если бы она выбрала жизнь с симптомом, то ничего бы не получилось.