Что делать, если ребенок ни с кем не дружит? Пути преодоления этой проблемы

14.07.2019

«Хочу, чтобы мои дети дружили и играли с как можно большим количеством детей и в то же время могли в случае чего без проблем дать сдачи, пуская в ход кулаки, да так, чтобы ни у кого и мысли не возникло больше их обидеть. Дмитрий»

Дмитрий, начнем с первого вопроса. Как научить ребенка дружить и общаться с другими детьми.

Для начала присмотритесь к собственному ребенку. Подвижные и активные детки сами всегда стремятся завести знакомство, любят быть в центре внимания и участвовать в коллективных играх. Дети, которые обладают флегматичным типом темперамента, вполне комфортно чувствуют себя в одиночестве.

Другое дело, когда Вы видите, что ребенок хочет поиграть с другими детками, но по каким-то причинам сделать этого не может. Задача родителей научить его знакомиться, общаться и играть вместе с ними. Простые беседы о дружбе тут вряд ли помогут, гораздо эффективнее петь вместе песни о дружбе, смотреть мультики, читать и обсуждать книги, рассказывать ребенку о собственных друзьях. Личный пример – это, пожалуй, самый эффективный способ из всех, чтобы показать и объяснить ребенку, как лучше себя вести в той или иной ситуации.

Задайте себе вопросы о том много ли у Вашей семьи друзей, часто ли Вы ходите в гости и приглашаете кого-то к себе. Ребенок чаще всего наследует ту модель поведения, которая свойственна в семье.

Самый первый шаг к дружбе – это знакомство. Для того, чтобы помочь ребенку познакомиться с другими детьми, помогите ему: расскажите, как можно обращаться к мальчику или девочке. Например: «Привет. Меня зовут Саша. А тебя? Давай поиграем!». Можно прорепетировать дома с игрушками. Родители также могут сами организовать совместную игру, а потом оставить детей играть самостоятельно. Любые коллективные игры помогут снять ребенку напряжение и найти новых друзей: прятки, догонялки, игры с песком и т.д.

Чем шире у ребенка круг общения, тем больше возможностей завести друзей. Секции, кружки, школы раннего развития, соседи по лестничной клетке, дети Ваших друзей. Приглашайте к себе в гости других детей, готовьтесь к их приходу. Подберите подходящие игры, подготовьте сладкий стол, можно приготовить небольшие подарочки. Заодно и научите своих детей этикету и правилам приема гостей. Так же и в тех случаях, когда Вы идете в гости к кому-то можно прихватить небольшой сюрприз для друга: нарисовать картинку, сделать поделку, испечь печенье и т.д. Сами интересуйтесь тем, как дела у друзей Вашего ребенка, вместе переживайте, или радуйтесь за успехи друзей своего малыша.

Учите ребенка, что присоединяться к группе уже играющих ребят нужно, дождавшись паузы, а затем, обратившись к кому-нибудь за разрешением присоединиться.

Помимо того, что ребенка нужно научить дружить, просто необходимо научить его без обид реагировать на отказы. Отказы – это не повод для расстройства, а повод для того, чтобы найти более интересную и подходящую компанию детей. Обязательно похвалите ребенка за его старания и попытки познакомиться с кем-то или включиться в игру, не зависимо от результата.

Не секрет, что даже у самых закадычных друзей, порой возникают конфликты. Здесь тоже нужно объяснять ребенку, что обида и огорчения проходят, а дружба остается. Бывает и так, что детки просто не подходят друг другу по темпераменту, и если игры чаще всего заканчиваются слезами и дракой, то и поощрять такие отношения не нужно.

Теперь поговорим о втором вопросе. Как научить ребенка защищаться. Этот вопрос волнует и мам и пап, но пап, особенно мальчиков, больше. Опять же вернемся к личному примеру. Это фраза уже наверняка набила оскомину, но, все же, она очень действенна. С рождения любимого чада, мы стараемся дать ребенку все самое лучшее, научить его всему самому необходимому, в том числе и искусству общения.

Если Ваш ребенок еще мал и не может выстраивать полноценные фразы, и Вы видите, что ему нужна помощь, то эту помощь должны оказывать ВЫ. Отняли игрушку – не беда. Можно попросить ее обратно, поменявшись на другую. Толкнули/ударили – утешьте своего ребенка, отведите подальше от драчуна.


Вообще не стоит раздувать из мухи слона. Чаще всего на обидах своего ребенка «застревают» именно взрослые. Прежде, чем научить ребенка яро отстаивать свои интересы, задайте себе несколько вопросов: «Как ребенок относится к данной ситуации?», «Действительно ли он чувствует себя обиженным, униженным и несчастным?», «Как к этой ситуации отношусь я?», «Может это мои амбиции или давние обиды, которые вспомнились сейчас?». В большинстве случаев ребенок быстро забывает или вообще не замечает несправедливого отношения, на котором заострил внимание его родитель. Толкнули, не приняли в игру, подразнили. Ничего страшного. Через пару минут ребенок сам уже найдет новую компанию, и примет самое активное участие в уже новой игре. Детские обиды неустойчивы и быстро забываются. Вчерашние враги, сегодня становятся лучшими друзьями.

Конечно, ребенка нужно учить и защищаться. Опять же во всем нужна мера. Не нужно быть склочниками, которые по любому поводу начинают качать права. Также как и нельзя называть своего ребенка трусом и хлюпиком.

Вообще родители дошкольников больше всего озабочены самообороной своих чад, и всячески пытаются научить их отстаивать свои права. Хотя именно дошкольника больше всего нуждаются в поддержке взрослых, и ждут от них помощи. Они еще морально и физически не готовы оказывать физическое воздействие и защищаться от обидчиков.

Пускать в ход кулаки – последнее дело. Но иногда и это делать нужно. И только деткам школьного возраста. Именно они находятся без присмотра взрослых, и порой вынуждены сами за себя постоять, либо защитить более слабого товарища. Но и здесь тоже все должно быть оговорено. Например, первым начинать драку нельзя. По лицу и животу тоже бить нельзя. Лучше, если ребенок будет заниматься спортом. Там он научится контролировать свои эмоции, станет более терпимым, заведет друзей-единомышленников. Ну и, в случае необходимости, сможет за себя постоять.

Хочется сказать, чтобы родители были мудрыми и не торопили своих детей взрослеть. Будьте рядом с ними и защищайте их, когда они еще ходят в детский сад и нуждаются в Вас, и отпустите своих детей, предоставляя возможность самим разобраться в конфликтах, когда они уже более самостоятельные и могут постоять за себя.

Ваш ребенок — изгой в своем классе (или в детском саду, во дворе), и вы не знаете, что делать? А может, таким ребенком когда-то были вы сами, но тяжкий след в душе до сих пор не зажил…

Как быть и что делать? Давайте разбираться вместе.

1. С моим ребенком никто не дружит…

Всё начинается вот с этой простой мысли. Которая приходит в голову либо вам, либо вашему ребенку.

Если вас беспокоит, что ребенок не умеет дружить — но сам он не жалуется

На самом деле, если она пришла в голову ВАМ — а сам ребенок не демонстрирует никаких переживаний по этому поводу (то есть ему хорошо одному, или с кем-то конкретным — братом-сестрой, малышами, только девочками у мальчиков и наоборот, и т.д.) — вполне вероятно, что сейчас вы проецируете на него свои детские переживания. Которые у ВАС — были. И были проблемы, с ними связанные. И вы боитесь повторения этих проблем у него.

Но он — не вы. Он — другой, и судьба у него другая. Быть может, его внутренняя природа — созерцательная, он вырастет человеком искусства. Или он интроверт, и ему не нужно столько общения и друзей, сколько было нужно вам, ему вообще хватает вполне одного товарища…

Это не значит, конечно, что на низкую общительность ребенка можно махнуть рукой — нет, держите руку «на пульсе», следите за его внутренним состоянием, будьте внимательны к жалобам.

Просто учтите склонность человеческой природы резонировать своей прошлой болью со сходными на ваш взгляд ситуациями у ваших детей (и потому опасными по мнению вашего подсознания). И делайте поправку на это.

Если сам ребенок говорит, что с ним никто не дружит

— то внимание его словам, безусловно, уделить нужно. Хотя и здесь ситуации могут быть очень разные, и об этом — первое видео:

Повторяю:

Аутсайдерство ребенка является проблемой настолько,

насколько велики его собственные переживания по этому поводу

Например, есть много детей, которым на все школьные годы хватает общения всего с одним другом. И они не испытывают чрезмерных переживаний по поводу того, что остальные 25 детей их не замечают. Так, небольшой дискомфорт, и только.

А есть и другие дети. С которыми общается почти весь класс, и есть друзья, и много смеха и общения… НО! Не обращают внимания мальчики (на девочку). И/или кучка лидеров хоть и принимает в свою компанию, но как-то без восторга (а некоторые могут откровенно недолюбливать). Так вот если ребенок — скрытый лидер, если он жаждет быть в центре внимания, а у него не получается — он может испытывать страдания гораздо большие, чем дети из примера выше. И ему очень нужна ваша помощь.

2. От аутсайдера до изгоя — один шаг

Ребенка-аутсайдера не обижают. А если и обижают, то крайне редко. Бессистемно. С таким ребенком просто не очень дружат. Как правило, потому что он сам не умеет дружить. Или имеет какие-то страхи относительно того, как его воспринимают (на его взгляд!) другие дети и взрослые. И комплексует. А окружающие его дети и взрослые просто считывают такое его мышление — как если бы эти его мысли были написаны на его лбу или футболке — и ведут себя с ним именно так, как он «хочет». Впрочем, об этом я рассказала уже в ролике выше.

Но быть аутсайдером (точнее — думать как аутсайдер, вот это самое «дети со мной не хотят дружить», «я не такой как все», «я не вписываюсь в класс» и т.д.) — ОЧЕНЬ ОПАСНО.

Потому что от таких мыслей и отсутствия отношений с классом до изгойства (то есть открытой травли) — один шаг.

3. Как НЕ стать изгоем в классе

Есть такое мнение, что изгоями становятся дети, отличные от остального коллектива:

  • с неблагозвучной фамилией, которую легко превратить в обидную кличку,
  • с существенным дефектом внешности или здоровья,
  • бедные среди богатых,
  • дети из неблагополучных семей
  • и т.д.

На самом деле в большинстве случаев все эти «фишки» — всего лишь «крючки», УЖЕ «больные» темы для данного ребенка (то есть он их мучительно стесняется сам). И они становятся ФОРМАЛЬНЫМ поводом для задеваний ребенка другими детьми.

Как появляется в классе «козел отпущения»

Первая, и самая распространенная «причина» — это легкий способ поднять свою самооценку, свой рейтинг в классе за счет опускания другого.

Вторая причина — возможность «слить» негатив, накопленное раздражение на «легально одобряемого» «козла отпущения».

И если «очаг» конфликта не погасить оперативно, обе причины сливаются в единое целое и начинают активно использоваться детьми, стремящимися выбиться в лидеры или примкнуть к лидерам.

Идеальные «мишени» для такого отношения и «группа риска» — это:

  • дети другой национальности (плохо знающие язык и совершающие ошибки даже там, где их не делают двоечники),
  • и гиперактивные дети, очень эмоционально реагирующие на задевания и не способные себя контролировать (это развлекает обидчиков на скучных уроках и вообще).

Так что делать?

Мой опыт и ответ: поднимать ребенку самооценку.

В первую очередь — между кнутом и пряником почаще выбирать пряник, и учиться хвалить его сперва даже за малые успехи (сменку не забыл сам, если часто забывает). И вдохновлять. И поддерживать, когда у него трудности (а двойки — это трудности тоже!) То есть не ругать, а сочувствовать и выражать УВЕРЕННОСТЬ, что он сможет осилить эту трудную тему, и что вы готовы помочь ему разобраться с ней, если что.

Еще — конечно же, искать снова и снова области, где он может раскрыться как человек творческий и успешный, где у него что-то будет отлично получаться. Это кружки и секции в первую очередь. Умения компьютерные и любые иные современные навыки. Это буквально всё, на что его сверстники скажут ему: «Ух ты!»

Кроме, конечно же, купленных родителями вещей и гаджетов, которые дают лишь иллюзию самооценки в глазах детей — но оставляющих пустоту в душе самого ребенка. А ведь к нас уважают и ценят в итоге ровно настолько, насколько мы сами уважаем и ценим себя…

Что еще можно сделать? Конечно же, отвести в театральную секцию (которая отлично развивает коммуникабельность и умение выражать себя смело). Так же влияет на самооценку ребенка занятие любым видом спорта, и не обязательно в ДЮСШ.

Любые молодежные тренинги коммуникабельности и лидерства, коих сейчас всё больше появляется в Домах Молодежи (для подростков) тоже отлично…

Так что — ищите. Это то, чем мы с вилах помочь нашим детям — и то, что зачастую они не способны найти для себя сами.

Ищите, пока не найдете то, что придется по сердцу вашим детям.

И пусть они растут у вас счастливыми!

Подпишитесь на статьи и видео"фишки" проекта

и то, что Вам по душе!

Отвечает Анна Арутюнян, психолог-консультант :

Если ребёнок ни с кем не дружит, трагедии устраивать не надо. От рождения все дети разные по характеру и темпераменту. Бывает, что ребёнку с самим собой вполне нормально и не скучно. Ведь и у взрослых так же. Кто-то больше ориентирован на взаимодействие с людьми, на активную жизнь в обществе, и, если два часа не звонит телефон, человек уже начинает беспокоиться - почему это он никому стал не нужен. А кому-то такого общения требуется меньше, и от отсутствия близких друзей он нисколько не страдает. Так и дети. Кому-то проще в Интернете общаться, а два-три раза в год встретиться. А другие подростки и дня не могут обойтись без встреч с одноклассниками вне школы. Подходите к вопросу разумно. Навязывать и насильственным способом насаждать дружбу не надо. Но если видно, что ребёнок тянется к другим детям и хочет подружиться, однако стесняется, побаивается, то лучше потихонечку научить. Как это сделать?

Помогите подростку наладить отношения со сверстниками. Ни в коем случае не критикуйте резко друзей или подруг ребёнка, если они вам чем-то не нравятся («он хулиган», «ты от него ещё наплачешься» и т. п.). И не запрещайте дружить! Можно высказать свою точку зрения, но не навязывать её ребёнку.

Родителям надо понимать: в подростковом возрасте дети очень нуждаются в общении со сверстниками. Да, они могут не приводить одноклассников домой и не гулять вместе во дворе, но дружить в школе, общаться в соцсетях. Общаясь друг с другом, подростки отвечают на самые важные для их возраста вопросы. Что такое мир? Как он устроен? А кто я в этом мире? Какое место занимаю по отношению к другим? Чего я стою? А это понимание приходит только через общение и дружбу. Бывают сложные ситуации, когда какого-то ребёнка сверстники почему-то не принимают или ещё хуже - он становится объектом травли. Нужно разобраться, что он делает не так, отчего с ним не хотят общаться. Совет здесь универсальный - больше общаться с ребёнком, разговаривать, вникать в его потребности, желания и переживания, давать понять, что вы всегда готовы прийти на помощь.

Начинайте учить взаимодействию со сверстниками как можно раньше, прямо «с возраста песочницы».Конечно, не стоит 2-летнего малыша заставлять дружить с другими детьми. В этом возрасте дети ещё не способны играть вместе, они играют рядом. Можно предложить обменяться игрушками («ты дашь девочке формочку, а она тебе совочек, а потом поменяемся»). Примерно с 5 лет дети начинают осваивать ролевые игры типа дочки-матери, магазина и т. д. Взрослые могут предложить игру, научить новой игре, помочь распределить роли и придумать новые.

Учите дружить собственным примером. Если в семье принято приглашать домой гостей, если у мамы-папы есть друзья, семьи с детьми, с которыми они часто проводят время вместе, то и их дети будут представлять, что такое общение существует. Совсем необязательно, что они во взрослой жизни скопируют такой тип поведения. Но у них, по крайней мере, будет выбор.

Развивайте эмоциональный интеллект ребёнка , то есть способность понимать чувства и эмоции, намерения, желания других, а также свои собственные, умение управлять своими эмоциями и эмоциями других людей для решения практических задач. Развивать только мозг, чистый интеллект бессмысленно, если человек находится не в ладу с самим собой, своим внутренним миром. Более того, есть психологические теории, объясняющие, почему люди становятся успешными в карьере и в жизни, если, скажем, традиционные тесты не показывают наличие высокого интеллекта. Как раз потому, что люди с высоким эмоциональным интеллектом способны правильно оценивать обстановку и интуитивно улавливать желания и нужды других людей, понимать их сильные и слабые стороны, не поддаваться стрессу, не зависеть от мнения окружающих и быть обаятельными для всех. А научиться всему этому опять же возможно только в процессе взаимодействия, общения и дружбы.

По возможности уменьшите учебную нагрузку , чтобы у ребёнка оставалось время на игры и дружбу с другими детьми. К сожалению, реалии нашего времени таковы, что у ребёнка часто не остаётся времени на элементарное общение со сверстниками. С детского сада родители пытаются отдать ребёнка на всевозможные обучалки-развивалки - он ходит на английский, китайский, на шахматы да плюс ещё на аэробику и плавание с рисованием. Подумайте, нужно ли это всё? Может, ограничиться чем-то одним?

Мирные игры детей всегда радуют родителей. "Какие у нас дружные малыши!" - умиляются мамы на детской площадке. Но вот дружные малыши уже что-то не поделили. Спорят, кто первый нашел эту палку. Шумят. Тянут. Кто-то падает. Крик, плач, жалобы родителям, растаскивание "друзей" в разные стороны. И далее по списку...

Без друзей меня чуть-чуть...

Ребенку необходимо общение со сверстниками - с этим фактом не поспоришь. Малыш, который не имеет друзей, вызывает опасение с точки зрения полноценного развития личности. Даже самые тесные отношения с родителями не могут заменить игру с другими детьми. Хотя случается, что мамы решают до школы "поберечь" малыша от друзей.

Чему может научить ссора?

К мелким конфликтам между детьми надо относиться спокойно. Ссоры, как известно, нет лишь там, где один человек. Гулять только с родителями для ребенка не лучший вариант. Ему нужно учиться выстраивать отношения, общаться, заводить друзей. Дошкольный период - возраст развития инстинкта жить в коллективе, приобретения коммуникативных навыков, умения отвечать не кулаком, а словом, заслуживать доверие и уважение. Конфликты - это часть человеческого общения; опасаться надо, если их никогда не бывает между детьми. Это противоестественно.

Вместо того чтобы убегать при малейшей проблеме, понаблюдайте за своим ребенком. Характер конфликта может много рассказать вам. Из-за чего возникает спор? Вашему малышу нужны только чужие игрушки? Он упорно утверждает, что птичка говорит "Чик-чирик", а не "Пи-пи-пи"? А может, упрямый кроха ни за что не соглашается подвинуться на лавочке? Приглядитесь - вы лучше узнаете своего ребенка, а возможно, и проведете работу над ошибками.

Елена: "Мы выходили с Катей (ей 3 года) на детскую площадку, но, когда какой-то мальчик отобрал у нее игрушку, его мама даже слова не сказала, моя разревелась, я забрала ребенка, куклу и ушла. На другой день еще хуже: Катеньку девочка толкнула прямо в снег, дочка хотела взять у нее лопатку. Я отругала чужого ребенка и под недовольство ее мамы опять ушла. Зачем нужно такое общение? Чему могут научить ссоры? Теперь мы гуляем в парке вдвоем или с папой. Надеюсь, до школы Катя научится давать сдачи".

Что делать с этим хулиганом?

В ситуации нездорового общения мы должны понять, что четырехлетний хулиган с неадекватным поведением - всего лишь малыш с проблемой, и его мама, которая не знает, как помочь непоседе, испытывает не меньшие трудности, чем весь вовлеченный в воспитание двор. Перед нами не преступник, перед нами ребенок. Не надо выступать в роли судей. Может, малышу просто нечем заняться? Его не научили играть, не научили дружить. Самое время отложить философские беседы на темы "купить или не купить" и "что приготовить на обед", встать с лавочек и творчески подойти к ситуации. Поможем детям организовать совместную игру. Если уж это обстрел снежками - начнем строить снежную крепость, ни один мальчишка не откажется от "Ледового побоища". Если на дворе лето, бросаться будем мячами, а крепь строить, например, из коробок бытовой техники. Придумаем любую общую игру, и вся компания опять будет "мирно проводить время". Вот тогда спокойно вернемся на лавочки продолжать задушевные беседы.

Простое правило: относись к так, как бы ты хотел, чтобы относились к тебе, диктует модель поведения. Не нужно кричать повышать голос, раздраженно высказывать свое мнение; и, конечно, никакого рукоприкладства. Выступая в роли надзирателя и арбитра, благоприятных результатов достичь невозможно.

Лучшей позицией, как ни странно, психологи считают невмешательство. И вот почему. Представьте ситуацию: вашего ребенка обидели, скажем, не дали игрушку. Он весь в слезах: так долго просил, что его просто оттолкнули. Вы подходите и, может, и мягко объясняя другому малышу, что нехорошо жадничать, надо делиться, уговариваете его сдаться. Итак, на стороне вашего ребенка двое, один из которых - взрослый. На стороне того "скряги" - только один малыш. У вас явный перевес. Вы думаете, как поступит бабушка, гуляющая с маленьким "жадиной"? Конечно, заступится. Ну, вот и дождались: в конфликт вовлечены уже четверо. Кого звать следующего? Папу?

Если бабушка уже заняла позицию невмешательства, то и тут дети не в выигрыше. Ваш испытывает мстительное удовлетворение, а его "друг" жажду мести. Вмешательство не дает возможности решить проблему самому, препятствует развитию умения находить компромисс. Бесспорно, случаются ситуации, где бездействовать, мягко говоря, сложно. Если вам не повезло и все же пришлось стать "разнимателем", дайте высказаться всем участникам конфликта, а не только тому, кого вы уже посчитали правым. Не вставайте на сторону одного ребенка: выясните, кто чего хочет, и помогите договориться. Как правило, в конфликтах виноваты оба: они его начали, они в нем участвовали, а значит, упрекать кого-то одного не имеет смысла. Если мы делаем при детях вывод "виноват Вася", то и в дальнейшем малыши будут трактовать поведение этого ребенка отрицательно, реагируя на любое его неверное движение, вплоть до перешагивания через песочный город.

Надежда: "К обычным конфликтам я отношусь легко, но поведение одного мальчика спокойно переносить не могу. Как только он выходит, мамы на лавочке тяжело и довольно громко вздыхают, а дети начинают прятать свои игрушки и подвигаться ближе к родителям. Никита (4 года) подбегает, начинает задираться, а потом в ответ на недовольство детей кидается снежками. Может, и безобидно, но летом-то это были камни и песок. Провоцирует драки, отбирает игрушки, в общем, разгоняет всех мирно проводящих время. Что делать с этим хулиганом? Его маме все равно, она не реагирует на наши постоянные упреки и замечания. И что остается нам? Нашлепать ребенка?"

Как не ругаться мамам?

Научить дружить наших малышей мы сможем только тогда, когда сами перестанем ссориться. Конфликты родителей на детских площадках не редкость. Интересно, что чаще всего они длятся гораздо дольше, чем "разборки" драчунов. Посмотрите, дети уже давно помирились и играют вместе, а мы все продолжаем выяснять, какой подход к воспитанию правильнее, чей ребенок лучше и кто же все-таки был виноват в их ссоре.

Разумеется, можно дать общие рекомендации предъявления претензий типа: говорите спокойно и дружелюбно, используйте объединяющее слово "мы", посмотрите на ситуацию глазами собеседника. Но в порыве "праведного" гнева, в процессе обсуждения случившегося, во время выслушивания ответных обвинений так трудно следовать правилам. Да и, становясь "волком в овечьей шкуре", можно вызвать даже более агрессивное поведение. "Конечно, и ребенок у нее правильный, и сама такая вся правильная, только мы плохие" - чувство матери, чей малыш не сумел вести себя хорошо, ничем не меньше обиды за расплакавшегося кроху. Если есть искреннее желание сдружить детей, найти общие пути решения, а не выплеснуть свою злость на собеседника - рекомендации не нужны: вы обязательно договоритесь.

Если так случилось, что разъяренная мама идет с недовольным лицом к вам, соберите волю в кулак и постарайтесь выйти с достоинством из разговора. Прежде всего, дайте даме накричаться, пусть выплеснет ту самую злость. Примите обвинения и спокойно извинитесь, сейчас не время отстаивать свои позиции и провоцировать конфликт при детях.

Лариса: "Максим (5 лет), мой сын, - спокойный, добрый мальчик, никогда не дерется и мухи не обидит. Однажды к нему подбежала девочка лет трех и стала яростно стягивать его с качелей. Максим увертывался, а Полина начала его колотить, а потом укусила. Сын заплакал. Я не стала ругать маленькую девочку, но решила обратиться к ее маме. Сказала только: "Смотрите за своим ребенком!" Слово за слово - и разразился настоящий скандал. Как не ругаться мамам, если их дети причиняют друг другу боль. Мой тоже не удержался и толкнул Полину. Он еще и оказался виновным: "старшие же должны уступать".

Как помочь завести друзей?

Часто причины конфликтного поведения кроются в неуверенности, низкой самооценке одного из участников. Ребенок старается заслужить уважение и привлечь внимание любым способом: сильнее ударить, больнее укусить, напакостить, обсыпать, обкидать, ущипнуть, отобрать. Если кроха спровоцировал драку или обидел другого ребенка, подойдите к пострадавшему, пожалейте и извинитесь за своего. Подсознательно проказник ждет, что вы отругаете его, он начнет плакать и тут, наконец, получит свое: утешение и заботу. Обращайте внимание на малыша, когда он хорошо себя ведет, а не когда все жалуются на его проделки.

Бывает и другой вариант поведения: кроха пытается сдружиться с помощью подарков и приглашения к себе в гости. "Мама, дай конфеты, я отдам их Свете и Ксюше, а они будут со мной играть". Такая хитрость будет, конечно, срабатывать, но недолго. Через несколько лет этот прием не пройдет, и ребенок опять окажется отвергнутым.

В обоих случаях относитесь к ребенку как к личности, цените его достижения, больше хвалите, не сравнивайте со сверстниками, подчеркивайте его возможности и способности. И тогда малышу не нужно будет "выбивать" авторитет. Дети всегда тянутся к тому, кто выступает в роли лидера и выделяется на общем фоне уверенностью в себе.

Михаил: "Мой сорванец часто обижает детей, дерется, плохо ладит со сверстниками. Постоянно приходится выслушивать претензии родителей, но меня волнует не это. Как наладить его отношения с другими малышами? Как помочь завести друзей? Игорь (5 лет) сам, кажется, переживает из-за ссор с детьми".

Обсуждение

Спасибо за статью, но хотелось бы подробностей как организовать игровой процесс ребенка для воспитания в нем дружбы к детям.
У меня дочь проявляет агрессию к детям (в детском саду). Время у нас с женой не так много чтобы проводить с ребенком целые дни. Поэтому за 2-3 часа игр и общения дома необходимо изменить ситуацию.

Zdrastvuyte,moemu sinu 3.3 goda.No u nas takaya problema,on niskem neho4et delitsya igru6kami.Esli kto to prihodit k nam v gosti ,to vse ,on nedayot ne odnoy igru6ki ,vse mayo.nekomu ni4ego nedam.Pust netrogayet,eto mayo.Pust uhodit eto moi igruki.Mojet e6e i udarit igru6koy.Shto mne delat?pomogite pojalusta,kak sebya vesti?Ya emu obyesnyayu,shto eto tvoi igrushki i shto on prosto poigraet i vse.no sin nesoglashaetsa ne ne odni moi ugovori,vse zakan4ivaetsa skandalom i gosti uhodyat.

Доброе время суток:-)
Мне кажется, что у Вашей дочки нет чувства защищенности,отсюда и агрессия. Любить можно по-разному...Разговор по душам позволит ребенку высказать свои внутренние переживания.Мы часто не дооцениваем маленьких детей, думаем что они не способны анализировать, делать выводы...Не надо гадать, просто скажите, что очень сильно любите ее и хотите чтобы она была самой счастливой девочкой на свете.Спросите,что по ее мнению для этого нужно сделать.Задавайте больше простых вопросов, предлагайте свои варианты, если она растеряется.
Мой сынуля полгода назад на мой вопрос "долго ты еще будешь сидеть на горшке?", озвучил: Долго-долго буду еще сидеть...И умру...один.
Я была неприятно удивлена такой реакцией. Подумала, что видимо, ему не хватает внимания.Призадумалась.Приняла меры. Теперь вроде все в порядке.После того, как я стала сама интересоваться что его волнует, сын постепенно стал сам объяснять мне причины своих поступков.

01.11.2007 16:38:14, Ирина

Как сделать, чтобы не было замкнутого круга. Моя девочка 3,5 г. часто бывает агрессивно настроена к детям, я думаю потоиу что не получается простых дружеских отношений, мы переехали, в садик почти не ходили. Но эта агрессия и мешает завести дружбу. У нас получалось играть с детьми, но чаще она предпочитает каких- нибудь жучков мучить или позавидовав игрушке громко плакать и просить купи мне такую. Если завести 2 ребёнка, или хотя бы кошку, но я беспокоюсь что она и их будет обижать, да и проблема это. Ещё меня беспокоят частые истерики, "хочу, что-бы меня увезли в больничку, хочу сломать ручки, ножки, Зачем ты меня защищала от злой собаки, я сама злая." А в остальном нормальный ребёнок. Очень чувтвительный, но любимый и любящий.

06.09.2007 08:52:48

Комментировать статью "Научите нас дружить!"

Сейчас часто дети дружат с детьми наших друзей! У вас есть друзья с детьми подходящего возраста? как научить дружить. Как научить ребенка знакомиться, общаться и дружить? Необщительный ребенок на детской площадке, в саду, в школе: что делать родителям.

Обсуждение

Не конфликтный,а эгоистичный больше
Хорошо,что вы уже сейчас озаботились тем что у нее нет друзей и т.д
Может еще исправить можно.Хотя сомневаюсь,это врожденное.
У меня сестра такая при одинаковом отношении родителей.Она одна такая королева,всех учит и видит только недостатки,постоянно спорит,так как ее мнение самое верное,она же лучше и умнее всех.
Образование у нее два университета.
Никого не любит кроме себя.
Муж ушел,хороший мужик был,не выдержал нравоучений вечных и отсутствия тепла.Друзей нет,только коллеги по работе и то ее не любят.
Единственного ребенка своего зашпыняла,он ее вообще боится,так как по натуре мягкий.
Мне звонит только для того чтоб жаловаться какие вокруг все тупые и как все плохо.
Очень грустно.

07.02.2019 09:48:29, сестра моя

Необоснованные амбиции. Бывает нередко. Лучше с психологом поговорить, даже с несколькими.
Скорее всего дело не быстрое, вам надо знать как действовать, чтоб взрастить самодостаточность и снизить желание выделиться, затоптав рядом стоящего - нужен проф совет типа прям "комплекса упражнений". Форум тут не особо в помощь, детаои должен психолог посмотреть.
Но еще надо понять а нужны ли ей друзья, может как раз как вампир подзаряжает конфликтами.

С научением ребенка ДРУЖИТЬ в садике - как научить плавать, бросив в бассейн и сказав "плыви". В общем, научиться чувствовать себя сильным «без драк» и научиться лидировать, заботясь, для мальчиков (да и для девочек) гипер важно и для школы и для будущих семей.

Обсуждение

Причем здесь предательство? Той девочке интереснее с другой девочкой, поэтому она больше дружит с ней. С Вашим ребенком её большой дружбы не связывает, хотя Ваша с ней очень хочет дружить.
Ничего здесь не поделаешь. Запрещая своей звонить той девочке, Вы добьётесь только того, что Ваш ребенок будет больше страдать.
Учите свою занимать себя, чтобы ей одной не было скучно, пробуждайте в ней чувство собственного достоинства. Сами больше с ней куда-то ходите и гуляйте, разговаривайте.

Как-то на нашей площадке в домике сидели 2 девочки, школьницы лет 10. После школы (или вместо школы)))
Так одна другой так эмоционально выговаривала, что тоже не согласна ее с кем-то делить.))) Прям как жены мужей за любовниц отчитывают.))
И прям пилила-пилила.))) А вторая молча так соглашалась.)))
А еще вспомнила в студенчестве как-то подружка пригласила меня на свой день рождения в кафе, там я познакомилась с ее лучшей подругой. Мы весело пообщались и решили обменяться телефонами с новой знакомой. Так моя подруга устроила истерику, что, мол, мы собираемся общаться за ее спиной и все в таком духе.)) А нам было около 20 уже. У меня был шок от такой ревности к друзьям, мне казалось это неадекватной реакцией.
Так что надо как-то объяснять дочке, что не надо так ревностно делить подруг. Надо учиться легко находить себе друзей. 1 подружка - это мало, зависимое какое-то положение получается.
Никакое это не предательство. Не надо так накручивать девочку. А то потом тоже будет расценивать как предательство обмен телефонами.))

Дружить в троём.. Друзья, одноклассники. Ребенок от 7 до 10. Раздел: Друзья, одноклассники (возможна ли среди детей дружба втроем). Дружить в троём.

Обсуждение

Почитала Ваш пример внизу.
Если Вашу дочь ситуация напрягает, то я бы поговорила с родителями той девочки, которая с няней. Типа "Вот няня Вашей дочки, кажется, против ее дружбы с нашей... это что, Ваша позиция или ее самодеятельность?"

вмешательство - да, сейчас это очень часто происходит.
есть такая детская книжка "Три подруги", можно почитать ребенку..
дружить-то можно и втроем

Стоит дружить по детям. Возможно, в круг ваших интересов вовсе не входит обсуждение И если ребенок играть с другими не умеет, то и там он не научится. В 7- 10 лет наступает как бы равновесие между природными и социальными страхами (одиночества, наказания, опоздания).

Обсуждение

Потому что дружить втроем вообще почти нереально. Хотя все в треугольнике могут дружить парами и вполне изредка вместе что-то непродолжительное делать.
Вообще-то этого и взрослые нормально не умеют. Взрослые втроем умеют отдыхать в лучшем случае... Но у меня, например, этого в 25 лет не получилось- всегда одна из нас была лишней.
Раз уж так вышло, надо придумывать занятия на троих с делением обязанностей. Если хватит наглости- придумывать занятия на двоих с кем-то из "тех" ребят, уводя от третьего.
Иначе третий всегда будет лишним. Пока это ваш сын

А я вас поддержу. Дело не в вашем сыне, и не в том что на нем леко ездить, а реально (у нас они с вами ровестники) в этом возрасте "задружить против кого-то" у них получается лучше. Причем и у девочек и у мальчиков. Наблюдаю такую картину в лагере второй год. В палате по 3 человека, ВСЕГДА 2ое против одного. Каолиции меняются, но схема два и один всегда остется. Будем надеется, что с возрастом появится понимание как может быть по другому

Подскажите, как можно научить ребенка есть быстро? как научить дружить с "хорошими мальчиками"? мой все время выбирает себе друзей под стать себе самому- гиперативных психов. и ведет себя соответственно- ему так проще. хотя если общается с нормальными...

Обсуждение

Вот в школе без вашей помощи сама и научится. Возможно у вас в семье стиль такой - ребенок болтает, а вы сидите рядом и ждете. Если все члены семьи поели, встали и занялись своими делами, у ребенка не будет желания засиживаться с тарелкой в одиночестве. Ну и не настаивайте на съедении целой котлеты. Не хочет есть - не нужно. В другой раз поест. Или не поест - тоже не страшно. Здоровый ребенок от голода не умрет.Только в перерывах не позволяйте кусочничать.

Мою никак. В школе ест или первое или второе (выбирает что больше по вкусу). Все съесть не успевает, все время голодная. Дома по 40 минут может сидеть. И уроки так делает...

Сложилась закономерность в поведение дочки из которой мне нужно как то ее вывести. При встрече с детьми (например, заходим в Мне очень стыдно и неудобно становится перед тем ребенком (хотя они как правило никак не реагируют или реагируют нормально)и его родителями.

Обсуждение

На мой взгляд, дочка просто не знает КАК реагировать в определенных ситуациях. Ну к примеру, застеснялась и вместо того, чтобы осознать это состояние, уходит в бурчание или агрессию. У моей было подобное, дочка меня пыталась ударить, если сильно по мне соскучилась. Я просто проговаривала с ней ее ощущения. Ну типа "ты сильно соскучилась и не знаешь как выразить свои эмоции? давай ты меня крепко-крепко обнимешь и скажешь, что ты скучала...".
Ну как-то так. В вашем случае видимо тоже надо проговорить, что "ты стесняешься, тебе неуютно от того что ты здесь никого не знаешь. Давай ты подойдешь к девочке, поздороваешься с ней и скажешь как тебя зовут"...

как научить выбирать друзей?. Друзья, одноклассники. Ребенок от 7 до 10. как научить дружить с "хорошими мальчиками"? мой все время выбирает себе друзей под стать себе самому- гиперативных психов. и ведет себя соответственно- ему так проще. хотя если...

Обсуждение

Обсуждение

Проблема "нет" начинается с осознавания своей ценности - своих интересов, своей собственности, своих прав.
"НЕТ" можно сказать только ЗАЩИЩАЯ все это.
Попробуйте проанализировать - ЕСТЬ ли у ребенка то, что он ХОЧЕТ защищать? (хотел бы, осознает, что надо защищать). А вопрос про "МОЖЕТ ли" - вторичный.ИМХО.:))

12.05.2001 01:34:42, Карина

Пусть говорит "да". Да, я согласен, но сначала посмотрю, как это делаешь ты.
Врезать в живот? Пожалуйста! Но почему сначала мне? Давай сначала я тебе - твоя ведь идея (старшая девочка согласилась - ладно, попробуем теперь на мне)...
Возможно, причина в том, что Вы показали слишком мало примеров собственных реакций на поведение других...

Благодаря таким навыкам как коммуникабельность и дружелюбность ребенок развивается физически и интеллектуально. Нет ничего важнее – так он может себя почувствовать «в стае». Новые дети – это источники новых впечатлений, хороших и не очень привычек, новых увлечений и интересов. Только благодаря общению с детьми ребенок приходит с садика, полный сил и радости, рассказывает о новых мультяшных героях и может поведать неизвестные вам ранее дразнилки.

Социальная адаптация крайне важна для малыша. Без общительности ему очень трудно будет в профессиональной сфере. Важно защищать свои интересы, не затрагивая чувства значимости других детей, а это очень тонкий момент. Как понять, общителен ли ваш ребенок? Это легко заметить, выйдя с ним на детскую площадку. Тянется ли он к детям? Не отказывается ли от предложения поиграть?

В детском садике проконтролировать ситуацию нелегко и тут вашим связывающим звеном станет воспитательница. Спросите ее, с кем играет ваш ребенок, как он ведет себя в окружении детей. Когда будете забирать из сада, поговорите с крохой о его друзьях и занятиях в садике. Если о других детях он ничего не рассказывает или говорит, что его обижают – это повод углубить разговор и научить малыша правильно общаться.

Самооценка и друзья

Часто бывает так, что общение ребенка с другими детьми исключается, потому что он боится показать себя перед всеми в детском саду . Это говорит о заниженной самооценке. В таком случае попробуйте брать ребенка чаще в гости, на прогулки, по магазинам и учите его общаться вместе с вами. Заговаривайте первыми с детьми и незнакомыми людьми, постепенно вовлекая кроху в разговор. На вашем примере он увидит, что незнакомые дети и люди не представляют угрозы и начнет брать с вас пример.

Бывает так, что кроха закрывается в себе и молчит или же большую часть времени играет сам. Это говорит о внутренних переживаниях малыша, ему сложно выйти из зоны комфорта. Такое часто случается после болезни или праздников, когда малыш отвыкает от садика.

Научить ребенка ладить с другими детьми – целое искусство. Важно, чтобы кроха чувствовал себя значимым – не заискивал перед детьми, но в то же время и не вел себя как самовлюбленный нарцисс. Как найти баланс? Посмотрите, как вы дома общаетесь с крохой. Самолюбие – очень уязвимое чувство. Никогда не ставьте в пример других детей. Так вы выработаете в крохе агрессию к ним и обиду на вас.

Если же малыш оказался на детской площадке неправым – не ругайте его в присутствии посторонних. Лучше поговорить наедине. Чтобы не понизить самооценку малыша, судите не его как личность, а поступок. Не нужно говорить «ты такой агрессивный, зачем отобрал у Димы игрушку?». Лучше скажите так: «нельзя отбирать игрушки у детей – так их легко обидеть». Помните, личность крохи неприкосновенна и только поступки заслуживают порицания. Смотрите с крохой добрые мультики, которые помогут научить малыша общаться в детском саду. После просмотра обязательно обсуждайте поступки героев, разъясняя, что такое хорошо и что такое плохо.

Количество друзей

Сколько должно быть друзей у малыша? Одни скажут, чем больше, тем лучше, но это не всегда верно. Для многих родителей нет ничего важнее общения ребенка в детском саду и они стараются протиснуть его во все выступления, чтобы кроха везде был первым. Однако множество кружков и бесконечные выступления оказывают большую нагрузку на психику малыша, хотя и прибавляют ему популярности в виде друзей, восхищающихся им.

Учить ребенка дружить со всеми в детском саду не нужно. Пусть кроха общается только с теми, кто ему нравится и хорошо к нему относится. Каждому малышу подходят разные типы характеров. Закрытые дети будут углублять дружбу с одним-двумя друзьями. А открытые будут дружить со всеми по чуть-чуть. Обычно понятия о дружбе изменяются со временем, и ребенок может стать более разборчив в выборе друзей.

Научить ребенка дружить с детьми в детском саду помогут родители

  1. Всех в дом. Старайтесь, чтобы а даптация ребенка в детском саду прошла очень легко. Для этого сами создавайте круг друзей для стеснительного малыша. Предложите пригласить детей на день рождения крохи или позовите на обед своих друзей с детьми. Потихоньку малыш свыкнется. А еще лучше запишите малыша в кружок по интересам. Такие часто бывают при садике. Если малыш увлекается рисованием, лепкой – ему будет проще найти друзей среди единомышленников. А научившись общаться в кружке, кроха раскрепостится и в садике.
  1. Психология с малых лет . Говорите много о детях, обсуждайте их с хорошей стороны и анализируйте промахи. Знакомого мальчика наказала воспитательница? Обсудите, что он сделал не так и как ему стоило себя повести. Учите ребенка психологии на простых примерах, но не говорите плохо о других людях. Будьте нейтральны.
  1. Детские проблемы . Мало н аучить ребенка дружить в детском саду , важно также уметь помогать ему справляться с первыми проблемами. Если друзья ребенка конфликтуют между собой, расскажите ему о нейтральной позиции. Учите не говорить плохо о детях за глаза, а всегда стараться их понять. Но это не значит, что кроха должен стать мягкотелым. Научите его давать сдачи и расскажите, что справедливость – лучшая защита.

Ребенок — интроверт

Будет затруднительна, если кроха погружен в себя и стесняется окружающих. Но и ломать характер маленького интроверта не стоит. Малыш больше любит книжки, чем общество деток? Это неплохо, если не возводится в крайность. Такого ребенка тоже можно научить дружить в детском саду. Вот только дружба будет иной – более глубокой и настоящей. Пусть на первых порах малыш присматривается к детям, расскажите, что необязательно вливаться в коллектив во что бы то ни стало. Важно сначала занять наблюдательную позицию, а затем сесть рядом с тем, с кем интересно. И уже по прошествии времени завести разговор.

Дети-интроверты могут не любить садики, потому что не выносят большого количества шумных детей. Такому ребенку нужно позволять дома отдыхать от садика с игрушками или книжками. Не требуйте общения еще и дома, наблюдайте за ребенком и дайте ему время на восстановление сил в своем мирке.

Ребенок-экстраверт

Научить ребенка дружить в детском саду нетрудно, если он экстраверт. Такие дети всегда на виду, везде выступают и болтают без умолку. Обладающие яркой энергетикой, они очень притягивают к себе новых друзей. Совсем не страшна социальная адаптация ребенка в детском саду при наличии сильно выраженной экстраверсии. Однако и здесь может быть минус – такие дети имеют много друзей и меняют их довольно быстро.

Также они могут быть зачинщиками бойкотов и объединяться против других детей. Это нужно сразу пресекать. Экстраверты – это лидеры, которые ведут за собой, а значит, они должны быть примером. Скажите крохе, что детки на него смотрят и подражают ему, поэтому пусть ведет себя хорошо.

Овен. Маленький Овен – это маленький огонь, которого трудно не заметить. Учите его не бояться проявлять дарованную природой инициативу.

Телец. Для Тельца важен комфорт в детском саду. Поэтому любые ссоры выводят его из колеи. Разбирайте все конфликты вместе.

Близнецы. Эти детки очень подвижны, но ваша задача – научить их фокусироваться на чем-то одном и быть более внимательными к детям.

Рак. Это тихие детки, которым непросто адаптироваться. Не требуйте много от них.

Лев. Львята обожают хвастаться. Расскажите, что эта черта характера может оттолкнуть от него друзей.

Дева. Любят спокойствие и дисциплину. Шумные дети их выводят себя. Маленькие Девы могут поучать и тем самым превратиться в зануд. Научите кроху быть более терпимым к недостаткам друзей.

Весы. С этим знаком обычно проблем не возникает. Однако они не всегда могут концентрироваться на чем-то одном.

Скорпионы. Любят уединение. Не требуйте от них общительности раньше, чем они будут готовы.

Стрелец . Такие детки импульсивны и легко могут обидеть других. Учите их быть добрее.

Козерог. Нечасто признает детские забавы. Расскажите, что взрослый взгляд на жизнь – это хорошо, но в детских играх тоже стоит участвовать, чтобы обрести друзей.

Водолей. Нестандартны с самого рождения и могут быть настоящими шалунишками. Учите их дисциплине еще дома.

Рыбы. Очень обидчивы. Расскажите, что обида – не выход. Нужно с детьми разговаривать, если они неправы, а не уходить в себя.

Вооружившись этими знаниями, вы с легкостью отправите кроху в детский сад. Помните, что каждый ребенок индивидуален и не требуйте от него соответствия общественным стандартам, во что бы то ни стало.