Что такое праздник? Государственные и национальные праздники

31.03.2019

- [зн] праздника, м. 1. В религиозном обиходе день (или несколько дней подряд), посвященный памяти какого–н. религиозного (исторического или легендарного) события или так наз. святого (церк.). Праздник пасхи. Праздник кущей. 2. День торжества в… … Толковый словарь Ушакова

Табель, праздничный (табельный, неприсутственный, царский) день; торжество, триумф. Праздник большой, церковный, престольный. Табель высокоторжественных и викториальных дней. .. Прот. будень. См. день править праздник, справлять праздник...… … Словарь синонимов

Противопоставленный будням (повседневности) отрезок времени, характеризующийся радостью и торжеством, выделенный в потоке времени в память, или в честь кого или чего либо, обладающий сущностной связью со сферой сакрального, отмечаемый в… … Энциклопедия культурологии

П. Господня существовал уже в IV в., что указывает на ещеболее раннее его происхождение. Св. Елена, мать Константина Вел.,построила на горе Фаворе храм в честь П. господня, разрушенный Саладиномв XIII в. В VIII в. св. Иоанн Дамаскин и Козьма… … Энциклопедия Брокгауза и Ефрона

ПРАЗДНИК, а, муж. 1. День торжества, установленный в честь или в память кого чего н. Первомай п. весны. 2. День или ряд дней, отмечаемых церковью в память религиозного события или святого. В день храмового праздника. Престольный п. (в честь… … Толковый словарь Ожегова

В архаичной мифопоэтической и религиозной традиции временной отрезок, обладающий особой связью со сферой сакрального, предполагающий максимальную причастность к этой сфере всех участвующих в П. и отмечаемый как некое институциализированное (даже… … Энциклопедия мифологии

Праздник - Праздник ♦ Fête Особый момент, часто заранее вписанный в календарь в память о другом, который принято отмечать; первоначально – повод к благоговению, затем – к радостному времяпрепровождению. В наше время последний повод все заметнее… … Философский словарь Спонвиля

праздник - веселый (Бальмонт); радостный (Фруг); светлый (Бальмонт, Фруг); шумный (Фруг, Языков) Эпитеты литературной русской речи. М: Поставщик двора Его Величества товарищество Скоропечатни А. А. Левенсон. А. Л. Зеленецкий. 1913. праздник Бесподобный,… … Словарь эпитетов

См. Торжество (Источник: «Афоризмы со всего мира. Энциклопедия мудрости.» www.foxdesign.ru) … Сводная энциклопедия афоризмов

праздник - праздник. Произносится [празник] … Словарь трудностей произношения и ударения в современном русском языке

Сущ., м., употр. часто Морфология: (нет) чего? праздника, чему? празднику, (вижу) что? праздник, чем? праздником, о чём? о празднике; мн. что? праздники, (нет) чего? праздников, чему? праздникам, (вижу) что? праздники, чем? праздниками, о чём? о… … Толковый словарь Дмитриева

Книги

  • Праздник , Николай Квициниа. Известный абхазский поэт и прозаик Николай Квициниа принадлежит к среднему поколению писателей. В новую книгу "Праздник" вошли повести "Прозрение", "В разгар лета", "Праздник", "Огонь очага",…
  • Праздник счёта , Колодинский Д.. Книги этой серии, благодаря оригинальной методике обучения ребенка через игру, позволят сформировать и закрепить навыки чтения, письма, счета, рисования и лепки, будут способствовать развитию…

В «Толковом словаре живого великорусского языка» В. Даля читаем: «Праздничный день или праздник вообще-день, посвященный отдыху, не деловой, не работный... день, празднуемый по уставу церкви, или же по случаю и в память события гражданского, государственного, или по местному обычаю, по случаю, относящемуся до местности, до лица». В «Малом толковом словаре» В. и Л. Лопатиных находим современные «добавки»: «Праздник: 1) День торжества, установленный по случаю какого-нибудь события, и само такое торжество. Праздник Победы. Новогодний праздник. Спортивный праздник. Праздник урожая. Семейный праздник. 2) ... Общий нерабочий день (дни) по случаю такого торжества».

Праздники как социальное явление «учредить» или выдумать невозможно. Очевидно, нужны либо неординарные события, либо десятилетия переживаний, связанные с памятной датой или памятным событием, чтобы они закрепились в сознании. Но детские праздники выдумывать можно и нужно. Как бы оптимистично мы не относились к будничной жизни, она все-таки однообразна, без праздников жизнь безрадостна, однообразна, скучна, и чем она сложнее, противоречивее, труднее тем необходимее праздники как потребность в положительных эмоциях, как повод собраться вместе, отдохнуть от одинаковых будничных дней, набраться энергии для предстоящей работы. Для всех, а особенно для школьников, любой ближайший праздник - своеобразное счастье.

Праздники - это своеобразные рубежи жизни: на них ориентируются, к ним готовятся. В отведенные для него дни мы собираемся вместе и, стряхнув груз повседневных забот, переключаемся, отдыхаем, набираемся энергии, оглядываемся назад и мечтаем о будущем... Взрослые, и дети живут в ожидании хорошего праздника - веселого, нарядного, дружественного и бывают очень разочарованны, если их ожидания обмануты. Потому время праздника мы всегда стараемся сделать ярким, разноцветным, объединяющим людей в их радости, запоминающимся надолго.

А еще праздники любят за необычность личного самовыражения, установку на творчество, образность, элементы костюмированного шоу, эмоциональность, за возможность «себя показать и других посмотреть». Детский праздник поддерживается непосредственным желанием детей играть, активно участвовать в жизни праздника, ведь для них праздники - не просто отдых, но и место выражения творчества, полного удовлетворения в тех формах, которые в учебной или будничной практике обычно принижаются или даже подавляются. Праздник же есть повод, во-первых, проявить себя как личность и, во-вторых, выразить внимание к другим людям, ведь практически все праздники связаны с поздравлениями друг друга, и в праздничных поздравлениях обращение делается к людям вообще - кто его услышит - не разделяя их на тех, «кто мне нравится и не нравится»; т.о., в праздничном поздравлении дети учатся уделять внимание другим, радовать их.

Досуг в дни празднеств приносит ребенку естественную разрядку от вечной дидактической и режимной напряженности, которая накапливается в нем в одномерных, повторяющихся операциях учебных будней и внеучебных привычных деяниях, как правило, связанных с тем же процессом учебы и всеми ему сопутствующими элементами - дисциплиной, правилами школьного устава, обязанностями не всегда привлекательного характера.

Известный исследователь народного досуга И. Снегирев свободное время связывает в основном с празднествами: «Самое слово «праздник» выражает упразднение, свободу от будничных трудов, соединенную с весельем и радостью. Праздник есть свободное время, обряд - знаменательное действие, принятый способ совершения торжественных действий; последний содержится в первом». (Снегирев И. Русские простонародные праздники и суеверные обряды. Вып. 1. М., 1837.)

Снегирев понятие «праздник» трактует как календарное время, когда люди отмечают важные для них события, выделенные из остальных и представленные в особом выразительном, торжественном виде обычаев, ритуалов, символов и забав, вызывающих праздничность ощущений.

А. Мазаев - один из интереснейших исследователей праздников «революционной эпохи» - также связывает их понятийную сущность со свободным временем: «С давних пор и до нашего времени с понятием праздника связывается не просто свободное от работы время, не просто отдых, а свободное время в значении важного социально- культурного акта, созидающего общечеловеческие ценности. Ими являются: положительная оценка свободы, праздничности, веселья и т. п., которые предстают благодаря празднику не как исключительные состояния, а как равноправная и существенно необходимая доля всего хода жизни». (Мазаев А.И. Праздник как социально-художественное явление. М., 1978.)

Не отрицая связи праздника со свободным временем (это его естественная временная сущность), мы все-таки не стали бы рядополагать эти понятия. Время - лишь пространство праздника, календарное время (природно-цикличное), отражающее трудовой опыт людей, наполняет праздник как «социально-культурный акт» содержанием сущности времени, если опираться на традиции времяпровождения.

Следует согласиться с Мазаевым, что праздники - объективно свободная жизнедеятельность, «протекающая в чувственно-обозримых границах места и времени и посредством живого контакта людей, собравшихся добровольно». Хотя, можно было бы внести некоторые коррективы и в этот оптимистический тезис.

Большую часть своей жизни человек проводит в трудах, зарабатывая на хлеб насущный. Чередующиеся с буднями выходные дни призваны дать отдых, достаточный для восстановления сил. В отличие от выходных дней, праздники предназначены не столько для отдыха, сколько для того, чтобы отметить торжество, посвященное конкретному событию. Чтобы выяснить, что такое праздник, нужно обратиться к этимологии этого слова, которое произошло от слова «праздный», то есть свободный, не занятый. Другими словами, под праздником понимается день торжества, который установлен в память или в честь какого-либо события. Причем праздничный день может выпадать как на конкретное число ежегодно, так и определяться по иным закономерностям. Виды праздников можно рассматривать по разным критериям, однако в некоторых случаях четкую границу провести довольно трудно, так как один и тот же праздник может подходить под несколько категорий.

Государственные и национальные праздники

Этот вид праздников устанавливается государством и их основной целью является создание общности народа, проживающего на территории государства. Такие праздники несут политический и идеологический смысл, имеют высокую степень «протокольности».

Религиозные праздники

Этот вид праздников также имеет высокую степень организованности, но их целью является напоминание о высших божьих и церковных законах, возрождение духовности и единение представителей одной религии или конфессии.

Народные праздники

История возникновения этих праздников уходит в глубину веков. Их корни можно найти в древних верованиях, в общинных традициях. Народные праздники отличаются своей стихийностью, органичностью и естественностью. Именно народные праздники помогают понять, что такое праздник в изначальном смысле. Некоторые государственные праздники имеют тенденцию со временем превращаться в народные.

Семейные праздники

Только память о событиях и датах, имеющих отношение к конкретной семье, помогает почувствовать себя членом этой общности. Для этого и предназначены семейные праздники. Они сплачивают родственников, напоминая о принадлежности одному роду. Эти праздники традиционны и интимны.

Профессиональные праздники

Этот вид праздников близок к народным, однако он также отличается и высокой организацией. Предназначение этого вида праздников – обозначить и укрепить общность людей одной профессии либо одного рода занятий. Если профессиональный праздник отмечается всем коллективом одной организации, он способствует формированию неформальных дружеских связей его участников и укреплению коллектива.

История возникновения праздника.

Праздники - неизменные спутники народной жизни. Праздники для нас - это возможность доставитьрадость близким!

Праздник - не календарное понятие. Праздник происходит там, где его чувствуют, где его ждут.

Праздник как феномен культуры - день или дни торжества, установленные в честь или память

кого или чего-либо. В сознании человека праздник ассоциируется с «временным вступлением в

утопическое царство всеобщности, свободы, равенства и изобилия». Праздник - антитеза

будням, обычной жизни, специфическая кратковременная форма человеческого бытия.

Исторические корни праздника уходят в глубокую древность, они тесно связаны с магией,

ритуалом, трудовой деятельностью, мировосприятием, образом жизни, ценностными

ориентациями. Издревле существовала общечеловеческая потребность в праздниках,

выполнявшем важные социальные функции: компенсаторную, эстетическую, нравственно

облагораживающую. Праздник выступал как способ духовного единения, коллективного самовыражения

и обретения свободы, раскрепощения, снятия груза будничных забот и тревог.

Как бы далеко ни углублялись мы в историю народов России (да и не только России), нам не удастся

найти такое время, такой период, в котором не было бы праздников. Начиная от плясок вокруг костра

по случаю удачной охоты и кончая Святками, Масленицей, Пасхой, Купальной неделей и прочими

календарными торжествами нынешних дней. Со времен первобытных капищ и языческого осмысления

природы и своего места и роли в ней народа не упускал случая попеть, потанцевать, поиграть.

Славили богов, поклонялись идолам, стремились умилостивить их жертвоприношениям, песнями,

танцами, играми. Эта первооснова доживших до наших дней обрядов и ритуалов легко узнаваема,

если знать историю формирования и развития нации.

Праздники обладают способностью группового воздействия, утверждают стабильные

стереотипы поведения, соответствующие данным общественным отношениям нормы нравственности

и ценностные ориентации.

Праздник всегда имеет оптимистичный жизнеутверждающий характер; его содержательная

сторона отличается выраженно-духовной направленностью. В нем достаточно ощутима многовековая

преемственность духовных ценностей.

С развитием цивилизации праздники становились делом официальным, а с утверждением

государственности как формы и средства управления человеческим сообществом еще и регламентированными.

Тем же путем шла и церковь. Причем и церковь, и государство очень строго следили за тем, чтобы

празднества любого масштаба и содержания не выходили за официально установленные рамки.

Эта система жива и сегодня.

Особое значение в праздниках приобретает его эстетическая составляющая: чувственно-эмоциональная

насыщенность содержания, выразительность, экспрессивность, алогизм, зрелищность, элементы

карнавальности, театрализация. Все эти качества роднят праздник с искусством, но не отождествляются с ним. Праздник - некая пограничная зона между реальной жизнью и художественным произведением.

Типология праздников многообразна: народные (национальные), религиозные, государственные,

профессиональные, семейные и др. Народным праздникам свойственна естественность, органичность,

самостийность; государственные праздники отличает высокая степень протокольной регламентированности, выраженная идеологическая направленность; религиозные праздники являются отражением той или

иной формы верований. Наблюдается определенная близость народных и религиозных праздников,

т.к. в этнонациональных культурах религия выступает одной из важных форм ценностной ориентации. Но

народные праздники могут не исчерпываться религиозными, т.к. включают в себя и элементы светской

культуры (карнавальная культура в рамках средневековья). Существует возможность превращения в

перспективе государственных праздников в народные.


Семейный праздник

Когда же речь идет о семейных праздниках, официальная регламентация теряет свою довлеющую

силу. В узком родственном кругу, внутри «ячейки» общества действуют свои правила и регламенты и,

независимо от официальных канонов, рождаются, умирают, преобразовываются самые разные - большие

и малые - праздники. Не будет преувеличением сказать, что без праздников существование нормальной

семьи невозможно, без них нет и самой семьи.

Само понятие праздник, в том числе и семейный, содержание, которое в это понятие

вкладывается, трансформируется в зависимости от условий существования каждой отдельной семьи

ее духовных, религиозных, нравственных, политических ориентаций, образовательного и материального цензов.

Семейные праздники очень многообразны, в каждом отдельном случае - свои традиции, нормы,

способы их ознаменования, даже свои критерии в определении значимости того или иного события.

Но при всем при этом семейные торжества можно разделить на общечеловеческие,

общенациональные, общегосударственные и лично-семейные. К общечеловеческим торжествам относятся

рождение детей (за редчайшим исключением это всегда радость); нет на земле народа, нации, племени,

где рождение новой семьи не воспринималось как бы праздник; не менее важны дни рождения, именины, годовщины супружества.

За последние годы в нашей жизни многое изменилось. Но тяга людей к праздникам, желание как-то

по-особому отметить то или иное событие остались неизменными. Более того, потребность в праздниках

значительно возросла.

Праздник - своеобразное зеркало социальных противоречий, в нем находят свое отражение

ущемление демократических форм жизни общества, забвение национальных традиций, крушение

идеалов, политизация духовной жизни, разрыв между официальной идеологией, обществ, сознанием и

объективными реалиями действительности. Эти противоречия находят свое воплощение в комическом

аспекте праздника, в его юмористических и сатирических формах. Праздник - старейшая и

перспективная форма бытия культуры.