Коллеги выкладываю своё экспертное заключение, может в качестве образца Вам будет интересно. I. Общие сведения об аттестуемом: Квалификационная категория, срок предыдущей аттестации: 26.03.2015года. Образование: среднее специальное, окончила Ташкентское педагогическое училище им. Н. К. Крупской 30 июня 1997 года, факультет дошкольное воспитание, по специальности: воспитатель детского сада. Диплом №419110, выдан 30.06.1997 года; НОУ «Рос Ноу» фа-культет психологии – педагогики, по специальности: педагог – психолог девиантного пове-дения. 2011г. по настоящее время. Учёная степень или звание – нет. Общий трудовой стаж: 12 лет Общий педагогический стаж: 8 лет 4 месяца Стаж работы в должности, по которой проходит аттестацию: 8 лет 4 месяца Стаж работы в данном учреждении: 5 лет Система повышения квалификации: — Московский институт открытого образования, 2010. 03., 72 часа.
Внимание
Экспертное заключение по итогам оценки уровня квалификации воспитателя Коноваловой Елены Владимировны МАДОУ ДС «Дарование» Экспертная группа в составе: Абаимовой Людмилы Юрьевны — методиста МКУ Ташлинский ИМЦ, Вильдяевой Галины Васильевны – старшего воспитателя МБДОУ Ташлинский ДС «Дружба», Злобиной Марины Венадьевны- старшего воспитателя МБДОУ Ташлинский ДС «Солнышко» — осуществила экспертизу профессиональной деятельности Коноваловой Елены Владимировны, воспитателя МАДОУ ДС «Дарование». Елена Владимировна имеет среднее специальное образование, закончила в 1984 г Бузулукское педагогическое училище по специальности: «Преподавание в начальных классах общеобразовательной школы». Стаж работы 29 лет, в данном учреждении – 14 лет, квалификационной категории в настоящее время не имеет.
Инфо
Преподносит изучаемый материал логично, в игровой форме, понятной воспитанникам различных способностей, широко использует наглядный метод обучения. Информационно – коммуникативные технологии позволяют Елене Владимировне активно использовать их в образовательном процессе. В своей работе педагог использует презентационные слайды, видеоролики, обучающие игры, просмотр обучающих мультфильмов, интернет ресурсы.
Грамота администрации ДОУ за активное участие в конкурсе «Оформление группового участка»; 2011 г – Грамота за участие в конкурсе «Лучший уголок природы» в номинации «Дизайнерское решение в оформлении уголка природы»; 2012 г- Диплом 2 степени в конкурсе «Театр в жизни ребёнка»; 2013 г- Грамота администрации ДОУ за 2 место в конкурсе «Организация предметно – развивающей среды». Опрос родителей, беседа с коллегами показали, что необходимые для успешной реализации педагогической деятельности личностные качества педагога, такие как творческий подход к делу, ответственность, высокий уровень общей культуры и эрудиции, любовь к детям, полная самоотдача высоко развиты. По отношению к воспитанникам проявляет внимание к личности ребёнка, обеспечивая каждому ребёнку эмоциональное благополучие, через непосредственное общение с каждым из них.
Уважительно относится к чувствам и потребностям ребёнка, создаёт условия для свободного выбора детьми деятельности. Является для окружающих образцом педагогического мастерства и этики. Результаты анализа деятельности педагога позволяют оценить высокую степень сформированности у него профессиональных компетенций.
Важно
В области постановки целей и задач педагогической деятельности Елена Владимировна может сформулировать и обосновать цели и задачи собственной педагогической деятельности. Цели и задачи занятий формулируются на основе нормативных требований, в соответствии с возрастными, индивидуальными психологическими и физиологическими особенностями воспитанников. Свою профессиональную деятельность педагог выстраивает в соответствии с образовательной программой дошкольного образования, федеральным государственным образовательным стандартом.
Педагога отличает высокий уровень профессиональной компетентности в сочетании с уме-нием осуществлять оптимальный отбор методов, средств, форм воспитания, что позволяет осуще-ствить перенос основного внимания обучающихся с процесса передачи знаний на процесс разви-тия интеллектуальных и творческих способностей. Елена Владимировна умеет добиться понимания воспитанников, поставленных целей и за-дач, грамотно соотнести с ними полученные результаты обучения. Педагога отличает умение планировать свою деятельность на перспективу с учетом уровня развития детей.
Елена Владими-ровна, работая в тесном контакте со специалистами учреждения, проводит результативную работу с детьми по всем направлениям, что позволяет добиться положительной динамики по всем разде-лам программы, снизить психо-эмоциональное напряжение детей и обогатить их эмоционально-волевую сферу, повысить умственную работоспособность.
Экспертная группа: Директор ГБОУ начальная школа – детский сад №1659 Горлова О. А. Руководитель структурного подразделения по организации учебно – воспитательной работы ГБОУ начальная школа – детский сад № 1659 Черкашина Е. К. Председатель первичной профсоюзной организации ГБОУ начальная школа – детский сад № 1659 Сорокина Н.
В. М. п. Дата составления экспертного заключения С результатами экспертизы ознакомлен Е. В. Вартанян «Экспертное заключение проанализировано, материалы подготовлены к представлению на заседании Главной аттеста-ционной комиссии» Дата: Главный эксперт ГБУ г. Москвы «МЦОП» / / Главный эксперт ГБУ г.
В области обеспечения информационной основы деятельности педагог Вартанян Е. В. характе-ризуется знаниями и умениями, соответствующими требованиям образовательных стандартов. Елена Владимировна владеет современными методами, своевременно вносит в них необходимые коррективы в зависимости от сложившейся ситуации.
Применяемые ею методы всегда соответст-вуют целям и задачам обучения, содержанию изучаемой темы, условиям и времени, отведенным на ее изучение. Она обоснованно использует на занятиях современные информационно-коммуникативные технологии, как при изучении нового материала, так и при повторении. Для Вартанян Е. В. одним из важнейших аспектов преподавания является использование компьютер-ных технологий и интернет — ресурсов. Это позволяет не только совершенствовать навыки владе-ния компьютером, наглядно предъявлять материал, добиваться общекультурного развития воспи-танников.
Психолого – педагогические основы воспитания дошкольников». Данные курсы соответствуют профилю деятельности аттестуемого. Тема самообразования: «Использование мнемотехники при ознакомление со сказкой по ФГТ». Наиболее значимые награды, полученные аттестуемым за весь период педагогической деятельности: — Благодарственное письмо от администрации ГОУ № 1659 «За высокий уровень учебно – вос-питательного процесса в старшей группе» 2008 – 2009 уч. год. — Благодарственное письмо от администрации ГОУ № 1659 «За хорошую организацию воспита-тельной работы». 2009 -2010 уч. год. Наиболее значимые награды, полученные аттестуемым за последний межаттестационный период: — Благодарственное письмо от администрации ГОУ № 1659 «За раскрытие и развитие художе-ственных способностей детей». 2010 – 2011 уч. год.
Главная»Коллектив»Аттестация»Аттестация работников ДОУ. Приложения и экспертные заключения. Нормативные документык текущей странице» Воспитатель Методист ДОУ, включая старшего воспитателя Музыкальный руководитель Инструктор по физической культур Учитель-логопед Педагог-психолог Социальный педагог Воспитатель Приложение_воспитат.ДОУ_ ЭЗ_воспитатель_ДОУ_2016 Методист ДОУ, включая старшего воспитателя Приложение_методист, ст.воспит ЭЗ_методист ОУ, ДОУ, ШИ, ст. воспит Музыкальный руководитель Приложение_муз.рук.ДОУ, ДД 2016 ЭЗ_муз.рук.3 в 1_ДОУ, ДД, ПО_2016 Инструктор по физической культур Приложение_инструктор по физ-реДОУ_2014 ЭЗ_инструктор физ-ры_2 в 1_ДОУ, ОУ_2016 Учитель-логопед Приложение_учит-логопед ДОУ_ ЭЗ_учит-логопед(ДОУ, ОУ, Кор.ДОП)_2016 Педагог-психолог Приложение_педагог-психологДОУ_16 ЭЗ_педагог-психолог_ДОУ_16 Социальный педагог Приложение_соц.педагог ДОУ_16 ЭЗ_соц.
Методический вестник» 2012г.Принимала участие в организации конкурсов на уровне города, имею благодарственные письма:2011год и 2012 год, городской конкурс « Зеркало природы»;2011 год, третья городская спартакиада дошкольников, посвященная Дню Победы2012 год, городской конкурс «Мы — дети Галактики»2013год, городской конкурс рисунков «Русь святая»2013 год, городской конкурс творческих работ «Многообразие вековых традиций»Анализ уровня компетентности в области организации педагогической деятельности показал, что педагог владеет на высоком уровне следующими умениями: работать в коллективе, включаясь в систему деловых и межличностных отношений с другими участниками образовательного процесса, владеет организацией детского и взрослого коллективов, умеет создать положительный рабочий настрой при проведении педагогических заседаний, сочетает различные формы коллективной и индивидуальной работы.
Мачулина Т.Н является администратором сайта ДОУ №18 http://www.ladushki-dou18.ru/, имеет публикации на сайте « Мир дошкольного детства»:В области реализации программы и принятия педагогических решений педагог достаточно компетентен. Мачулина Т.Н. отличается высокой требовательностью к себе как к специалисту, реализующему образовательную программу и Программу развития ДОУ. Педагог успешно реализует задачи образовательной программы для дошкольников с учетом принципов индивидуализации и дифференциации и целенаправленно обновляет методические и дидактические материалы в методическом кабинете.Татьяна Николаевна являлась руководителем творческой группы по разработке образовательной программы МБДОУ «Детский сад №18 « Ладушки».
Профессия воспитателя известна с давних времён. Сегодня это одна из самых нужных и значимых профессий, ведь занятые родители не всегда могут посвятить достаточное количество времени своему малышу, а тем более - сформировать у него важные умения и навыки, подготовить к школе. Именно воспитатель научит вашего кроху самостоятельности, правилам поведения, необходимым дошкольнику знаниям. Каков его идеальный портрет? О том, какие качества воспитателя будут способствовать его эффективной и успешной профессиональной деятельности в дошкольном детском учреждении (ДОУ) - в нашей статье.
Воспитатель ДОУ - это призвание
Воспитатель детского образовательного учреждения – это даже не профессия, а настоящее призвание, а ещё - ежедневный нелёгкий труд. Чтобы стать воспитателем надолго и всерьёз, нужно почувствовать, что педагогика – дело всей вашей жизни, и работать на совесть, передавая детям всё лучшее, что в вас есть, отдавая всю душу.
Василий Сухомлинский, всемирно признанный идеолог гуманистической педагогики, подчёркивал, что тот настоящий педагог, чья деятельность направлена на воспитание гуманной личность.
Согласно В. Сухомлинскому, настоящий воспитатель должен:
Если качества воспитателя соответствуют этим гуманистическим принципам педагогики, сможет воспитать малыша внимательным, благородным, добрым, интеллектуально развитым, патриотичным, неравнодушным к проблемам окружающих, культурным, ответственным, честным, тактичным, чутким, трудолюбивым человеком.
Обязанности воспитателя ДОУ указаны в ряде нормативных документов, таких как трудовой (коллективный) договор, должностная инструкция воспитателя, правила и нормативы санэпидстанции и пр. Эти документы регламентируют деятельность воспитателя ДОУ.
Сейчас дошкольное образование развивается с учётом интенсивного внедрения инноваций в педагогический процесс. Поэтому к деятельности воспитателя в настоящее время выдвигаются новые, современные требования. Работа воспитателя ДОУ должна строиться на основе четырёх компонентов:
Педагогический процесс в ДОУ осуществляется на основе педагогического взаимодействия воспитателя и ребёнка. Поэтому воспитатель должен быть профессионально компетентен.
«Уровень профессионализма воспитателя определяет профессиональная компетентность - способность качественно и эффективно вести педагогическую деятельность на основании должностных обязанностей, научной образованности и ценностном отношении к педагогике как виду деятельности».
Компетентность воспитателя ДОУ определяет то, что он обладает необходимыми для проведения педагогической деятельности установками, ценностями соответствующими личностными характеристиками, теоретическими знаниями, профессиональными качествами, которые необходимо постоянно совершенствовать путём самообразования.
Воспитатель должен обладать определёнными профессиональными компетенциями
К профессиональным компетенциям и обязанностям воспитателя детского сада относятся:
Хороший воспитатель должен быть добрым и терпеливым
Какие же личностные качества должны быть присущи хорошему воспитателю детского образовательного учреждения? Рассмотрим их:
Без творческой составляющей работа воспитателя не будет эффективной
«Совет. Очень важно уважать личность ребёнка. Это значит, уметь с ним общаться, выслушивать и понимать его потребности, не раздражаться при непослушании, находить способы тактичного и настойчивого педагогического воздействия, видеть лучшее в ребёнке».
Список нужных личностных качеств воспитателя ДОУ можно продолжить. Кроме этого, педагог должен иметь ряд профессиональных знаний, навыков и умений, важных для успешного проведения образовательной деятельности в детском образовательном учреждении.
Факт, что воспитательная деятельность в детском саду требует большого терпения. Некоторые полагают, что педагогом может стать только тот, кто имеет врождённые специальные способности, однако это весьма спорный вопрос. Нужные педагогу специальные знания, профессиональные умения и навыки можно приобрести и развить.
Воспитание заключается не в назойливых поучениях и бесконечных нотациях: своим однообразием они вызовут у дошкольников лишь скуку и тоску. Профессиональное мастерство педагога ДОУ проявляется в понимании, что наиболее действенными являются не только словесные методы воспитания, а в значительно большей мере добрые и нравственные поступки: помощь окружающим, проявление сочувствия и милосердия и др. Поэтому воспитателю необходимо нарабатывать свой педагогический опыт в том, чтобы уметь легко организовывать такую деятельность детей.
Чтобы обучать детей, воспитатель должен иметь глубокие познания в разных областях
Воспитатель должен иметь глубокие знания по:
Воспитатель ДОУ должен:
Среди профессионально важных качеств воспитателя специалисты выделяют:
Как оценить работу воспитателя? Посмотрите, как он строит своё общение с детьми.
Обратим внимание на личностную сторону общения. Если воспитатель ведёт себя интеллигентно, спокойно, уважительно по отношению к детям, уделяет каждому из них внимание, умеет выслушать и помочь – то перед вами о, беззаветно любящий своё дело. Про таких говорят – «он на своём месте». И даже если он ещё не обладает большим педагогическим опытом, то, благодаря любви к профессии и детям, он, несомненно, его приобретёт.
Если «педагог» ведёт себя не сдержанно, кричит, командует приказным тоном, не особенно следит за детьми, то такой человек, увы, не будет хорошим пример для подражания для ребёнка.
С точки зрения содержательной стороны профессиональной деятельности воспитателя, следует обратить внимание на то, применяет ли педагог новые формы и подходы к организации обучения и самостоятельной работы детей, групповых и индивидуальных занятий.
Воспитатель должен применять новые формы и подходы к организации обучения и самостоятельной работы детей, групповых и индивидуальных занятий
Роль воспитателя в образовательном процессе ДОУ велика. Воспитатель влияет на становление личности малышей, передаёт им нужные знания и формирует личностные качества. Поэтому, для того чтобы позитивно влиять на саморазвитие дошкольников, педагог сам должен представлять собой высокоразвитую нравственную личность и постоянно совершенствовать своё профессиональное мастерство.
Решение новых задач, стоящих перед современным образованием, невозможно в рамках традиционной «педагогики формирования». На сегодняшний день основной сдвиг, который осуществляют развитые страны в сфере раннего, дошкольного и школьного образования, связан с идеей его гуманизации.
Воспитание творческой, самоактуализирующейся личности предполагает признание важности процессов саморазвития ребенка, его статуса как субъекта собственного развития; необходимости сбалансированности инициатив взрослых и детей; учета мотивов и потребностей участников образовательного процесса. Это коренным образом меняет роль и функции педагога.
Диагностика и последующее воздействие на ребенка (формирование, коррекция) должны быть заменены со-бытием (совместным бытием взрослых и детей, наполненным интересными событиями), организацией продуктивного общения участников образовательного процесса. Именно в дошкольном возрасте дети получают базовый комплекс ключевых компетенций, которые им будут необходимы в жизни. Во многом от того, как они проживут детство, будет зависеть их успешность и мобильность в будущем.
Профессия воспитателя ДОУ постепенно переходит в разряд специальностей, характеризующихся высочайшим уровнем мобильности. Она становится все более сложной, что связано с появлением новых профессиональных задач, поведенческих парадигм и взглядов, с необходимостью освоения новых функций, востребованных современным обществом.
На фоне обновления содержания, принципов построения образовательного процесса, внедрения различных моделей организации обучения дошкольников углубляется противоречие между требуемым и реальным уровнем профессиональной компетентности воспитателей. На практике это выражается в преобладании в работе дошкольных образовательных учреждений учебной модели, в неумении педагогов организовывать продуктивную совместную деятельность с детьми, построить объект-субъектные отношения с воспитанниками и их родителями, подобрать формы и методы воспитания, обучения, развития дошкольников в соответствии с принятыми целями образования.
Важным шагом на пути устранения данного противоречия должно стать определение требований к профессиональной квалификации воспитателя и ее составляющим (профессиональный опыт, мотивация, личностные качества и другие профессиональные характеристики).
Анализ опыта оценки профессиональной квалификации воспитателей, представленного различными регионами, позволяет говорить о неоднозначности подходов к решению данной проблемы. Показатели уровня профессионализма
отличаются по содержанию, по масштабности, не для всех предлагаемых параметров оценки профессиональной
квалификации можно выявить выраженную корреляцию с успешностью педагогической деятельности. Например, в Белгородской области действует следующий комплекс показателей, определяющий уровень профессиональной деятельности педагогических работников :
В экспертном заключении об уровне профессиональной деятельности педагогического работника дошкольного образовательного учреждения, форма которого разработана в Санкт-Петербурге , аналогичные показатели объединены в четыре группы:
Таким образом, нормативные требования к профессиональной деятельности, нашедшие отражение в квалификационной характеристике воспитателя и включающие базовые знания, умения, навыки, дополняются показателями, отражающими способность применять ЗУН, осмысливать профессиональный опыт, добиваться результата.
В соответствии с данной тенденцией в содержание профессионального образования и методики оценки профессиональной деятельности вводятся такие конструкты, как компетентности, компетенции и метапрофессиональные качества.
Само определение понятия «компетентность» отражает различные аспекты профессионализма педагога.
Определение 1. Компетентность - это качество действий работника, обеспечивающих адекватное и эффективное решение профессионально значимых предметных задач, носящих проблемный характер, а также готовность нести ответственность за свои действия.
Определение 2.
Компетентность - качественная характеристика реализации человеком сформированных в образовательном процессе знаний, обобщенных способов деятельности, познавательных и практических умений,
компетенций, отражающих способность (готовность) человека активно и творчески использовать полученное
образование для решения личностно и социально значимых образовательных и практических задач, эффективного
достижения жизненных целей.
Определение 3. Компетентность - качество, определяемое наличием знаний, умений и компетенций, но не сводимое к набору компетенций и не являющееся механической суммой знаний, умений и навыков, так как включает в себя еще и мотивационную, социальную и поведенческие составляющие.
Определение 4. Компетентность - новообразование субъекта деятельности, формирующееся в процессе профессиональной подготовки, представляющее собой системное проявление знаний, умений, способностей и личностных качеств, позволяющее успешно решать функциональные задачи, составляющие сущность профессиональной деятельности.
На основе базовых составляющих компетентности работников образования авторским коллективом под руководством В.Д. Шадрикова были выделены компетенции, обеспечивающие успешное решение профессиональных задач в следующих областях профессиональной деятельности:
Описание соответствующих компетенций и параметров их оценки позволило представить профессиональный стандарт педагогической деятельности, задавая тем самым «деятельностно-ориентированную критериальную основу для проведения оценки качества профессиональной деятельности и аттестации педагогических работников» . Оценка каждого из параметров в баллах позволяет выявить соответствие уровня сложности и качества решения педагогом
профессиональных (функциональных) задач заявленной квалификационной категории.
Авторы методики выделяют ряд научно-методических, организационных и этических принципов оценивания профессиональной деятельности и проведения аттестации педагогических работников. Среди научно-методических принципов (принцип деятельностного подхода, принцип критериальной ясности, принцип ориентации на повышение качества работы педагогических кадров) хотелось бы выделить принцип дифференциации уровня квалификации педагогов.
Практика показывает, что наличие научно обоснованных, проверенных экспериментально критериев, имеющих высокую корреляцию с практикой педагогической деятельности, является необходимым условием объективности оценочной деятельности эксперта. Также важно отметить, что без опоры на определенные критерии, отражающие те или иные характеристики профессиональной деятельности, педагогу сложно осуществить самооценку.
Количественный. Основанием для оценки того или иного показателя компетентности педагога является количество чего-либо (стаж работы, общее количество часов курсовой подготовки, статей, открытых мероприятий, число победителей конкурсов и пр.). Очевидно, что данного критерия часто оказывается недостаточно, поскольку количество далеко не всегда указывает на качество.
Выраженность параметра оценки.
При использовании данного критерия система оценки чаще всего бывает трехбалльной. Каждому из вариантов ставится определенное количество баллов. Например, «Качество организации
развивающей среды группы»:
а) не соответствует Федеральным государственным требованиям к условиям реализации основной общеобразовательной программы дошкольного образования,
б) не в полной мере соответствует ФГТ,
в) соответствует ФГТ в полной мере.
Данный критерий также не отражает качественную суть деятельности педагога, ее результатов, не связан с личностными и профессиональными качествами воспитателя.
Уровневость.
Подобный критерий отражает уровень (в рамках учреждения, где работает педагог, на уровне района, города, региона, всероссийский уровень) представления опыта (День новатора, районное заседание методического
объединения, городской конкурс педагогического мастерства и т. д.), публикаций (статьи для сайта ДОУ, периодических изданий или сборников передового педагогического опыта, выходящих в регионе; всероссийское издание), поощрений (благодарности и грамоты ДОУ, районных, городских, областных отделов образования; премии, награды). Данный критерий может быть также отнесен к степени научности обобщенного опыта, его объективной новизне, к творческой составляющей, к качесту владения определенными педагогическими технологиями.
Поскольку в большинстве рассмотренных примеров в основе определения уровня оцениваемого параметра лежат обоснованные, унифицированные требования, подобный критерий может быть признан достаточно объективным. Вместе с тем такой критерий, как уровневость, нельзя признать универсальным, в частности он не применим к оценке личностных качеств, особенностей взаимодействия с другими людьми.
Несовершенство каждого из применяемых в практике оценки профессиональной квалификации критериев определяет необходимость использования комплексного подхода к их выделению.
Предлагаем рассмотреть некоторые критерии оценки показателей квалификации педагогических работников, разработанные авторским коллективом Орловского института усовершенствования учителей .
Показатель: «Общая культура».
Оцениваемый параметр: «Грамотность и доступность для понимания высказываний педагога, культура речи».
Показатель: «Умение ставить цели и задачи работы в соответствии с возрастными и индивидуальными особенностями детей».
Оцениваемый параметр: «Умение ставить цели занятия (других форм работы с детьми) в соответствии с возрастными и индивидуальными особенностями дошкольников».
Не только вопрос о выборе и формулировке показателей и критериев оценки качества профессиональной деятельности педагогов, но и проблема определения оптимальных форм проведения аттестационных мероприятий остается дискуссионной. В ряде регионов наблюдается тенденция значительного повышения требований к претендентам на высшую квалификационную категорию. Подобный подход объективно вполне оправдан, как попытка остановить девальвацию званий, степеней, категорий.
Практика показывает, что в результате введения нового порядка аттестации педагогических работников большинство педагогов не может самостоятельно подготовиться к соответствующей процедуре. Особые трудности у воспитателей возникают в процессе выбора современных форм представления результатов педагогической деятельности, обобщения и распространения передового опыта работы (см. Приложение 1). При этом педагоги нуждаются не в разовых консультациях, а в систематизированно организованном непрерывном образовании (самообразовании).
Ограниченными нам представляются и подходы к осуществлению оценки качества профессиональной деятельности, основанные лишь на одной из методик: анализ портфолио, открытых занятий (других форм организации образовательного процесса), реферата, презентации. Целостное представление о работе педагога, его личностных и
профессиональных качествах может быть составлено лишь по итогам использования названных и других методик (собеседования с аттестуемым и с администрацией ДОУ, анализа результатов самооценки педагога, данных диагностики его компетенций, анализа продуктивной деятельности детей, планирования и материалов к занятиям, конспектов мероприятий) (см. Приложение 2).
В заключение хотелось бы привести слова В. Д. Шадрикова:
«Оценка уровня квалификации педагогических работников… - это важный этап профессиональной жизни, который обеспечивает повышение качества деятельности за счет получения внешней оценки и самооценки деятельности, осмысления достигнутого и проектирования дальнейших шагов повышения квалификации и профессионального развития педагога» .
Выделяют две разновидности передового педагогического опыта:
Новизна. Может проявляться в разной степени - от внесения новых положений в науку до эффективного нетрадиционного применения уже известных положений и рационализации отдельных сторон педагогического процесса.
Высокая результативность. Передовой опыт должен давать хорошие результаты - высокое качество обучения, воспитания, развития детей.
Соответствие современным требованиям. Опыт работы должен основываться на признанных достижениях науки и практики, актуальных на современном этапе развития образования.
Важна также ориентировка опыта на последние нормативные требования (приказы, распоряжения) федерального и регионального уровня.
Стабильность - сохранение эффективности опыта при изменении условий, достижение высоких результатов на протяжении достаточно длительного времени.
Возможность использования опыта другими педагогами и учебными заведениями. Передовой опыт могут сделать своим достоянием другие педагоги. Он не может быть связан только с личностными особенностями его автора.
Оптимальность опыта - достижение высоких результатов при относительно экономной затрате времени, сил педагогов и детей, а также не в ущерб решению других образовательных задач.
Педагогический опыт может быть представлен в различных формах. Приведем описание наиболее распространенных вариантов оформления опыта работы воспитателей и требований к ним.
Реферат (от лат. refero - докладываю, сообщаю) - краткое изложение в письменном виде или в форме публичного выступления содержания книги, научной работы, результатов изучения научной проблемы; доклад на определенную тему, включающий обзор соответствующих литературных и других источников.
Структура и композиция реферата:
Стилистика реферата. Рефераты пишутся обычно стандартным, клишированным языком, с использованием типологизированных речевых оборотов. К языковым и стилистическим особенностям рефератов относятся слова и обороты речи, носящие обобщающий характер, словесные клише. Им, как правило, присущи неопределенноличные предложения, отвлеченные существительные, специфичные и научные термины, свойственные исследуемой проблеме, слова-жаргонизмы, деепричастные и причастные обороты.
Рецензия и оценка реферата. Рецензия составляется на основе следующих факторов:
Отчет о проделанной работе. Итоги работы, результаты обобщения опыта можно оформить и в виде отчета.
К отчету предъявляются следующие требования:
Структура отчета:
Аннотация должна отражать в очень кратком изложении основное содержание отчета: объем, количество и характер иллюстраций и таблиц, перечень ключевых слов, сущность выполненной работы, методы исследования (работы),
краткие выводы и возможности применения результатов.
Основная часть отчета включает:
В приложения включают вспомогательный материал:
Доклад о проделанной работе.
По содержанию доклад является предназначенным для публичного выступления
аналогом отчета. Он может охватывать не всю исследуемую проблему, а только какую-то логически завершенную ее
часть, аспект. К оформлению и содержанию доклада предъявляются менее жесткие требования, чем к отчету. В докладе может не быть аннотации, разбиения по главам, по стилю изложения он должен быть больше приспособлен для устного выступления, восприятия на слух.
Статья является самой распространенной формой предоставления результатов исследования, обобщения педагогического опыта. Изложение материала в статье должно быть систематичным и последовательным. Особое внимание необходимо уделять стилю работы, соблюдению основных требований (ясность изложения, точность словоупотребления, лаконизм, строгое соблюдение научной терминологии, последовательность изложения позиций, логичность, взаимосвязь положений). Большое значение в подобной статье имеет изложение заключения, выводов и предложений.
Методическое пособие
- форма представления результатов педагогической деятельности, доступная только опытным педагогам. Основой такого пособия могут стать теоретически обоснованные методические рекомендации
для совершенствования воспитательно-образовательного процесса. В пособии приводятся конкретные примеры применения рекомендуемых автором методов и методических приемов организации образовательного процесса, содержится наглядный материал.
Методические пособия можно разделить на группы:
Автор___________________________________________________________________________________________________________
Название_________________________________________________________________________________________________________
Тема_____________________________________________________________________________________________________________
Образовательная область________________________________________________________________________________
Возраст детей_________________________________________________________________________________________
Приемы организации работы детей на занятии:
Цель работы детей на занятии:
Мотивационные основы деятельности детей на занятии:
Организация педагогом совместной деятельности по выявлению путей достижения цели
работы детей на занятии:
Формы организации детской деятельности:
Методическая, дидактическая и техническая оснащенность:
Соблюдение санитарно-гигиенических требований:
Качество организации оценочной деятельности (педагог знакомит детей с наиболее наглядными параметрами и критериями оценки различных видов деятельности, форм работы; учитывает возрастные и индивидуальные особенности детей при оценивании; применяет различные методы оценивания; умеет сочетать методы педагогического оценивания, взаимооценки и самооценки детей, способствует формированию у детей навыков самооценки различных видов деятельности)
Анализ конспекта выполнен______________________________________________________________ (Ф. И. О. эксперта)
Экспертное заключение
по результатам профессиональной деятельности воспитателя
Воспитатель провела непосредственно образовательную деятельность по программе «От рождения до школы» под редакцией Н. Е. Вераксы по образовательной области «Художественное творчество». Аппликация в старшей группе.
Интеграция с областями: «Формирование целостной культуры мира», «Коммуникация», «Труд», «Чтение художественной литературы».
Тема: «Веточки вербы».
Программное содержание:
Расширять представления детей об изменениях в живой природе с приходом весны.
Закрепить и расширить знания детей о вербе.
Обогатить словарный запас детей существительными: верба, «барашки»; прилагательными: красивый, пушистый, мягкий, серый, овальный).
Учить приемам нетрадиционной аппликации веток вербы в вазе, передавать форму, величину, расположение частей, соблюдая пропорции, используя всю площадь листа бумаги.
Способствовать овладению композиционными умениями, способами и приемами аппликации различными изобразительными материалами (пластилин, вата, цветной картон).
Развивать воображение детей, фантазию, эстетическое восприятие, самостоятельность при выборе изобразительного материала.
Воспитывать любовь и бережное отношение к окружающей природе родного края.
Была проведена подготовительная работа:
Беседы о временах года.
Чтение стихотворений о весне.
Разучивание хоровода «Вербочка».
Изготовление рамочек для будущих картин.
Анализ НОД:
Цели и задачи образовательной деятельности сформулированы с учетом возраста детей и объединены единым сюжетом.
Образовательная деятельность построена на сочетании современных технологий:
практической (деятельность детей) и игровой деятельности.
Степень проявления познавательной активности детей высокая, дети проявляли самостоятельность и творческую активность.
При выполнении детьми практических действий было использовано музыкальное сопровождение.
Применяла методы организации и осуществления познавательно – игровой деятельности: словесный (беседа, чтение стихотворений про весну, загадывание загадок);
наглядный (рассматривание ветки вербы, показ изготовления и расположения «барашек» на ветке);
дедуктивный (сравнение: барашки – пушистые).
Использовала методы стимулирования и мотивации учения, поощрения, индивидуального опроса и обращения.
В ходе образовательной деятельности, воспитатель применяла разные формы работы:
коллективную (беседа, прослушивание грамзаписи), индивидуальную
(ответы на вопросы), групповую (деятельность детей).
Проявлялась организованность и заинтересованность детей (отвечали на вопросы, внимательно слушали), дисциплинированность.
Используемый материал интересен, доступен, научен, посилен (соответствует
программе) для детей старшего возраста.
Нерационально использовано время на протяжении всей образовательной деятельности. Долгое время дети занмали статическое положение (много сидели).
Длительность занятия 40 минут, что несоответствует нормам Сан Пина.
Методы и приемы соответствуют содержанию и целям образовательной деятельности, возрасту и уровню подготовки детей.
Применяла здоровьесберегающие технологии: дыхательная гимнастика, аромотерапия, физминутка, но забыла провести с детьми пальчиковую гимнастику.
К детям обращалась по именам (личностно – ориентированный подход), речь образная, эмоциональная, но иногда грамматически неправильная, так как использует в речи много уменьшительно-ласкательных форм слов (веточка, ваточка, картоночка и т.д.).
Анализируя, проведенное занятие можно сказать, что цели образовательной деятельности достигнуты с учетом требований программы. Дети с поставленным заданием справились.
Дата написания Подпись эксперта
экспертного заключения: написавшего ЭЗ.