Как научить ребёнка читать: важные правила и эффективные методики. Как научить ребенка запоминать буквы и читать слова и предложения целиком

01.09.2019

Однако специалисты в области педагогики не рекомендуют так нагружать малыша в этом возрасте, ведь двухлетке и без того есть что постигать. В это время должны формироваться навыки социализации, коммуникации, без которых в будущем ребенку будет сложно найти свое место в обществе.

Родители могут возразить: ведь детки очень хорошо узнают буквы на картинках! Действительно, это так. Малыши 2-3 лет хорошо запоминают и узнают графические изображения букв, но расценивают их только как картинки.

Но соотнести букву со звуком, соединить две буквокартинки в слог - слишком сложные задачи для ребенка раннего дошкольного возраста. Учиться читать в 2-3 года еще рановато.

Признаки готовности ребенка к началу обучения

Первое правило, касающееся сроков обучения такому навыку как чтение, гласит, что начинать этот процесс необходимо тогда, когда малыш уже:

  • хорошо говорит,
  • не пропускает и не «глотает» звуки,
  • успешно справляется с трудновыговариваемым «р»,
  • не шепелявит и не присвистывает.

Если кроха начнет учиться читать до устранения этих проблем, в будущем у него могут возникнуть проблемы не только с самим чтением, но и с письмом: перестановка звуков и букв, пропуск звука во время говорения и буквы при написании слов.

Еще одним условием благополучного обучения грамоте является наличие у ребенка развитых навыков анализа и синтеза. Именно они помогут малышу разобраться, что он видит не просто изображение, а именно, букву, которой соответствует определенный звук. А также понять, что две буквы образуют слог, который можно произнести.

Как правило, этими навыками ребенок овладевает к 5 годам. Именно в это время опытные педагоги и рекомендуют начинать освоение навыка чтения по слогам.

Помимо этого, следует заниматься с ребенком чтением тогда, когда он к этому готов, то есть может в течение 15-20 минут сосредоточиться на одном деле. В противном случае наука не пойдет впрок, и обучение малышу совсем не понравится.

Подготовительный этап: осваиваем буквы и звуки

Еще одним условием, без которого чтение по слогам, а уж тем более беглое, просто невозможно, является знание ребенком всех букв и звуков. Важно, чтоб ребенок понимал, какому изображению соответствует тот или иной звук.

Именно поэтому начинать обучение чтению следует с изучения грамоты. Для этого можно использовать любую детскую книгу с крупными буквами.

Но все же лучше приобрести букварь: это проверенное годами пособие, способствующее поэтапному овладению навыком. Здесь и буквы, и звуки, и интересные картинки по теме. Обучение будет и продуктивным, и интересным.

Освоение гласных

Как правило, звукобуквенный состав языка начинают изучать с гласных А, О, Э, У, Ы, И. Ребенок запоминает, как выглядят эти буквы и как произносятся соответствующие звуки. Покажите малышу, как хорошо пропеваются гласные. Следом за простыми гласными можно изучить йотированные, составив все 10 звуков в пары: А - Я, О - Ё, У - Ю, Э - Е плюс еще одна пара Ы - И.

В таком сочетании ребенок быстро освоит гласные звуки. Не стоит углубляться в фонетику и объяснять ребенку, что йотированные гласные обозначают два звука, и уж тем более не нужно употреблять на занятии сам термин. Достаточно просто изучить сами буквы и звуки. Теорию детям подробно объяснят в школе.

Разучивание согласных

Разобравшись с «поющими» гласными, можно переходить к согласным. Обычно сначала изучают сонорные - Л, М, Н, Р и звонкие звуки. Затем можно приступить к освоению глухих согласных, используя тот же метод, что и при изучении гласных - соединение букв (звуков) в пары: Б - П, З - С и так далее.

После этого наступает очередь непарных шипящих и Й. С «беззвучными» буквами - Ь и Ъ - знакомятся в последнюю очередь.

Важный момент: впервые показывая ребенку буквы, произносите не их названия, а звуки, то есть не «бэ», а «б», не «эн», а «н». Так малышу будет легче соотнести звук и букву. В противном случае пятилетка может перепутать название буквы и звук и выдаст загадочное «эноэс» вместо простого и понятного «нос».

Начинаем читать по слогам

Сонорный + А

Учиться читать слоги следует с самых простых примеров. Как правило, на первых этапах осваиваются слоги, начинающиеся с сонорных и оканчивающиеся на А: МА, ЛА, РА и так далее. На данном этапе важно объяснить малышу, что во время чтения слога один звук как бы притягивается к другому, звуки нужно произносить слитно.

Используя сочетание «сонорный + гласный» можно наглядно показать слияние звуков, произнеся слог нараспев: «ммммаааа». Еще нагляднее суть соединения звуков можно продемонстрировать на примере сочетания двух гласных: АУ, УА.

Конечно, такое сочетание слогом не является, но использование его на данном этапе поможет ребенку понять, как один звук постепенно, безотрывно переходит в другой.

Сонорный +другие гласные

Разобравшись с сочетанием сонорного и гласного А, можно приставить к тем же согласным новый гласный звук. Далее можно заменить и согласные - на другие звонкие или глухие: ЖИ, КО, СА. Поняв принцип сложения звуков, в дальнейшем маленький читатель сможет самостоятельно произносить и составлять слоги.

Некоторые методики предлагают уже на этом этапе попробовать прочитать слова, состоящие из знакомых ему слогов: «мама», «молоко». Если у малыша все получается, можно закончить занятие прочтением фразы из старого советского букваря: «Коси, коса, пока роса».

Если же обучение проходит не слишком легко для ребенка, не стоит пока нагружать его чтением слов и фраз.

Осваиваем более сложные слоги

Традиционно более сложными считаются закрытые слоги (то есть оканчивающиеся на согласный звук): АМ, ОК, ЭХ. Можно изучать их, сравнивая с уже знакомыми открытыми: МА - АМ, КО - ОК. Так ребенок поймет, что одинаковые буквы и звуки можно складывать в слоги, разные не только по написанию, но и произношению.

Когда освоены закрытые слоги, можно перейти к трехбуквенным сочетаниям: конструкции «согласный + гласный + согласный». Например: КОТ, НОС, ТОМ.

Более сложным вариантом является трехбуквенный слог, где два согласных звука идут подряд: ТРА, ПЛИ, СТО. Изучение трехбуквенных слогов подготавливает ребенка к чтению слов.

Переходим к чтению слов и предложений

Читаем слова из открытых двухбуквенных слогов

Конечно, между частями слова будут оставаться небольшие паузы, ничего страшного в этом нет. Однако нужно следить, чтоб пауза не слишком затягивалась, иначе слово превратится просто в слоги.

Осваиваем более сложные слова

Далее можно потренироваться в чтении трехбуквенных слов конструкции «согласный + гласный + согласный»: «рот», «сон», «мир». Объясните ребенку, что эти слова не что иное, как сложные слоги, которые вы уже тренировались читать вместе раньше.

Следующий этап предполагает чтение сложных в фонетическом плане слов с двумя согласными подряд: «стол», «плита», «травка», а также с Й, Ь и Ъ.

Особенности обучения прочтения слогов и слов

Стоит сказать, что сегодня методик обучения чтению очень много. Их авторы по-разному распределяют материал.

Предложенной последовательности обучения ребенка чтению по складам можно предложить следующую альтернативу: освоив простые слоги с одним гласным, к примеру, с А, можно приступать к чтению более сложные слогов с этим же звуком, а затем попробовать складывать и слова (например, «забава», «парад»).

Затем следует пройти такой же путь с другими гласными, после чего пробовать читать по слогам целые предложения, например: «Мама мыла раму». Слоги и слова с Й, Ь и Ъ традиционно остаются на конец периода обучения.

Важно, что общим моментом всех современных методик является закрепление материала в игровой форме. Игра - важнейший элемент обучения в наши дни, тем более если речь идет о дошколятах.

Как сделать обучение ребенка более продуктивным?

Основные моменты

Итак, обучая ребенка чтению по слогам, нужно придерживаться следующих рекомендаций:

  1. Повторимся: буквы следует называть как звуки: «м», а не «эм», «к», а не «ка».
  2. Следите, чтоб ребенок произносил слоги правильно, и исправляйте ошибки сразу во избежание запоминания неверных вариантов.
  3. Не перегружайте малыша лишней информацией, в частности фонетическими терминами, а также звукобуквенным анализом. К примеру, не вдавайтесь в подробности о том, что некоторые буквы в определенных положениях в слове обозначают два звука.
  4. Переходя к чтению слов, предоставляйте ребенку текст в книге с правильным их написанием, без дефисов, которые затрудняют восприятие слова целиком.

Интерес ученика - ключ к успеху

Старайтесь делать занятия интересными для ребенка, проводите их в игровой форме. Только в этом случае можно надеяться на результат.

Чтение - сложная наука, и без наглядности здесь не обойтись. Используйте яркие картинки, карточки с буквами для складывания слогов и со слогами для составления слов, представляйте информацию в виде мини-кроссвордов.

Вместе с ребенком иллюстрируйте прочитанное, используйте настольные игры и образные средства (классические примеры: слоговой паровозик или гусеничка), включайте малышу обучающие онлайн игры и видео на компьютере или планшете - в общем, разнообразьте и дополняйте учебный процесс всем, что душе угодно.

Цель одна: устойчивый интерес к занятиям у ребенка. Заскучавший ученик информацию практически не воспринимает.

Научить ребенка читать по слогам может каждый родитель. Для этого не нужно педагогического образования, достаточно ознакомиться с пособиями, которые сегодня в большом ассортименте, поинтересоваться основными методиками, выбрать понравившуюся и следовать советам автора.

А если вы сделаете освоение этого нужного навыка еще и увлекательным, то можете быть уверены, что в первый класс ваш малыш пойдет уже умея читать как минимум по слогам.

  1. Ребёнок свободно говорит предложениями и понимает значение сказанного.
  2. Ребёнок различает звуки (то, что логопеды называют развитым фонематическим слухом). Проще говоря, малыш легко на слух поймёт, где дом и лук , а где - том и люк .
  3. Ваш ребёнок произносит все звуки, и у него нет логопедических проблем.
  4. Ребёнок понимает направления: лево-право, верх-низ. Опустим момент, что взрослые зачастую путают право и лево. Для обучения чтению важно, чтобы малыш мог следовать по тексту слева направо и сверху вниз.

8 правил, которые помогут научить ребёнка читать

Подайте пример

В семье, где есть культура и традиция чтения, дети сами потянутся к книгам. Читайте не потому, что это надо и полезно, а потому, что это в удовольствие именно вам.

Читайте вместе и обсуждайте

Вы читаете вслух, а затем вместе разглядываете картинку, поощряя ребёнка к взаимодействию с книгой: «А кто это нарисован? А покажи у кошки ушки? А кто это рядом с ней такой стоит?». Детям постарше можно задавать более сложные вопросы: «Почему он так поступил? Как ты думаешь, что будет дальше?».

Идите от простого к сложному

Начните со звуков, затем перейдите к слогам. Пусть первыми станут слова, состоящие из повторяющихся слогов: ма-ма, па-па, дя-дя, ня-ня . После них переходите к более сложным сочетаниям: ко-т, жу-к, до-м .

Покажите, что буквы есть везде

Сыграйте в игру. Пусть ребёнок найдёт буквы, которые окружают его на улице и дома. Это и названия магазинов, и памятки на инфостендах, и даже сообщения светофора: бывает, на зелёный загорается надпись «Идите», а на красный - «Ждите столько-то секунд».

Играйте

И снова играйте. Складывайте кубики с буквами и слогами, составляйте слова, просите ребёнка прочитать вам какую-то вывеску или надпись на упаковке в магазине.

Используйте любую возможность для тренировки

Сидите ли в поликлинике в очереди или едете куда-нибудь, доставайте книжку с картинками и коротенькими историями к ним и предлагайте ребёнку почитать вместе.

Закрепляйте успех

Повторяйте знакомые тексты, ищите в новых историях уже известных героев. Зайчик-побегайчик встречается и в «Теремке», и в «Колобке».

Не заставляйте

Это, пожалуй, самое важное. Не отнимайте у ребёнка его детство. Обучение не должно идти через и слёзы.

6 методик, проверенных временем

Азбуки и буквари

katarina_rosh/livejournal.com

Традиционный, но самый долгий путь. Различие этих книг в том, что азбука закрепляет каждую букву мнемонической картинкой: на странице с Б будет нарисован барабан, а рядом с Ю - юла. Азбука помогает запомнить буквы и - нередко - интересные стишки, но не научит читать.

Букварь последовательно учит ребёнка соединять звуки в слоги, а слоги - в слова. Процесс этот непростой и требует усидчивости.

Родители сходятся во мнении, что одной из самых понятных методик для обучения дошкольников является букварь Надежды Жуковой. Автор просто объясняет самую сложную для ребёнка вещь: как буквы превратить в слоги, как прочитать ма-ма , а не начать называть отдельные буквы мэ-а-мэ-а .


igrushkinadom.com

Если при обучении по букварю ребёнок последовательно осваивает буквы и слоги, то в 52 кубиках Зайцева ему даётся доступ сразу ко всему: отдельной букве или сочетаниям согласной и гласной, согласной и твёрдого или мягкого знака.

Ребёнок играючи усваивает различия глухих и звонких звуков, потому что кубики с глухими согласными заполнены деревяшками, а кубики со звонкими - металлом.

Кубики отличаются и по размерам. На больших изображены твёрдые склады, на маленьких - мягкие. Автор методики объясняет это тем, что, когда мы произносим на (твёрдый склад), рот открывается широко, ни (мягкий склад) - губы в полуулыбке.

В комплект входят таблицы со складами, которые родитель пропевает (да-да, не говорит, а именно пропевает) своему чаду.

Ребёнок быстро осваивает складовое чтение с помощью кубиков, но может начать проглатывать окончания и столкнётся со сложностями уже в школе при разборе слова по составу.

«Складушки» и «Теремки» Вячеслава Воскобовича


igrushkinadom.com

В «Складушках» Вячеслав Воскобович переработал идею Зайцева: на 21 карточке представлены все склады русского языка с симпатичными тематическими картинками. В комплекте - диск с песенками, тексты которых идут под каждым рисунком.

«Складушки» хорошо подходят для детей, которые любят рассматривать картинки. Каждая из них - повод обсудить с ребёнком, где котёнок, что делает щенок, куда полетел жук.

Обучать ребёнка по этим карточкам можно уже с трёх лет. При этом стоит отметить, что сам автор методики не считает необходимымВячеслав Воскобович: «Как сохранить в себе ребёнка? Играйте!» форсировать раннее развитие.


igrushkinadom.com

«Теремки» Воскобовича состоят из 12 деревянных кубиков-теремков с согласными и 12 картонных кубиков-сундучков с гласными. Сначала ребёнок знакомится с алфавитом и пытается с помощью родителей придумать слова, которые начинаются с каждой из букв.

Затем наступает пора изучить слоги. В теремок с буквой М вкладывается А - и получается первый слог ма . Из нескольких теремков можно выложить слова. Обучение построено на игре. Так, при замене гласной дом превратится в дым .

Начинать играть в теремки можно с двух лет. При этом родители не останутся один на один с кубиками: в комплекте есть пособие с подробным описанием методики и вариантами игр.


umnitsa.ru

Пособие Евгения Чаплыгина включает 10 кубиков и 10 подвижных блоков. Каждый динамический блок состоит из пары - согласной и гласной. Задача ребёнка - покрутить кубики и найти пару.

На начальном этапе, как и при любой другой методике обучения чтению по складам, ребёнок составляет самые простые слова из повторяющихся слогов: ма-ма, па-па, ба-ба . Задействованная моторика помогает быстрее запомнить начертание букв, а поиск уже знакомых слогов превращается в увлекательную игру. К кубикам прилагается пособие с описанием методики и словами, которые можно составить.

Оптимальный возраст для занятий - 4–5 лет. Можно начать и раньше, но только в формате игры.


steshka.ru

Американский врач Гленн Доман предлагает обучать детей не отдельным буквам или даже слогам, а словам целиком. Родители называют и показывают ребёнку слова на карточках 1–2 секунды. При этом от малыша не требуется повторить услышанное.

Занятия начинают с 15 карточек с самыми простыми понятиями вроде мамы и папы . Постепенно количество слов увеличивается, уже выученные уходят из набора, а ребёнок начинает изучать словосочетания: например, цвет + предмет, размер + предмет.

Как же понять, что ребёнок понял и запомнил визуальный образ слова, если автор методики рекомендует начинать занятия с рождения? Стоит обратить внимание на важную деталь, которую упускают родители в попытке сделать чадо самым умным, самым развитым, самым-самым.

Гленн Доман в «Гармоничном развитии ребёнка» настоятельно подчёркивает, что не надо устраивать ребёнку тестов и проверок: малыши этого не любят и теряют интерес к занятиям.

Лучше пусть запомнит 50 карточек из 100, чем 10 из 10.

Гленн Доман

Но учитывая, что родители не смогут не проверять, он советует при желании и готовности ребёнка сыграть в игру. Например, вы можете положить несколько карточек и попросить принести какую-то одну или указать на неё.

Сегодня психологи, нейрофизиологиSteven Novella, MD, «Psychomotor Patterning» и педиатрыAmerican Academy of Pediatrics «The Doman-Delacato Treatment of Neurologically Handicapped Children» сходятся во мнении, что метод Домана направлен не на обучение чтению, а на механическое запоминание визуальных образов слов. Ребёнок оказывается объектом обучения и почти лишён возможности познать что-то самостоятельно.

Стоит также добавить: чтобы перейти к этапу чтения по Доману, родителям надо заготовить карточки со всеми (!) словами, которые встречаются в конкретной книге.


howwemontessori.com

Чтение по Монтессори идёт от обратного: сначала пишем и только потом читаем. Буквы - это те же картинки, поэтому сначала надо научиться их рисовать и только потом заниматься произношением и чтением. Дети начинают с того, что обводят и заштриховывают буквы и благодаря этому запоминают их начертание. Когда изучено несколько гласных и согласных, переходят к первым простым словам.

Много внимания уделяется тактильной составляющей, поэтому дети могут буквально потрогать алфавит, вырезанный из шершавой или бархатистой бумаги.

Ценность методики заключается в обучении через игру. Так, можно положить перед ребёнком шершавую букву и тарелку с манкой и предложить сначала обвести знак пальчиком, а затем повторить это на манке.

Сложность для родителей - покупка или заготовка значительного количества раздаточного материала.

Выводы

В интернете и на плакатах, рекламирующих «развивашки», вам будут предлагать суперсовременные методики обучения ребёнка чтению в три, два года или даже с рождения. Но будем реалистами: в год нужна счастливая мама, а не развивающие занятия.

Миф о том, что после трёх уже поздно, прочно закладывается в умы и сердца уставших родителей и активно подпитывается маркетологами.

Авторы методик все как один настаивают на том, что самый естественный процесс познания для ребёнка - через игру, а не с помощью занятий, на которых родитель выполняет роль строгого контролёра. Главный ваш помощник в обучении - любознательность самого ребёнка.

Одни дети будут заниматься полгода и начнут читать в три, другим надо подождать пару лет, чтобы научиться всего за месяц. Отталкивайтесь от интересов ребёнка. Если ему нравятся книжки и картинки, то придут на помощь буквари и «Складушки». Если он непоседа, то в помощь кубики и система Монтессори.

В обучении чтению всё просто и сложно одновременно. Если ребёнок часто видит вас с книгой, у вас сложилась традиция читать перед сном, ваши шансы существенно возрастут.

Существует много вспомогательных средств, которые позволят малышу быстро запомнить алфавит. Мы приведем самые популярные и действенные из них.

  • Азбука. Она должна быть с крупным шрифтом и яркими, красивыми картинками. Желательно, чтобы на каждой странице авторы разместили короткое тематическое четверостишие. Дошкольник легко запомнит его, а вместе с ним и букву.
  • Магнитные доски. С ними удобно работать. К ним крепятся не только алфавитные знаки, но и изображения. Вы можете попросить ребенка составить название какого-нибудь предмета, найти рисунок на ту букву, которая изучается в данный момент, поиграть в «домино» из слов (каждое новое начинается с того, чем закончилось предыдущее).
  • Распечатанные шаблоны. Крупные элементы алфавита, написанные на формате А4, подойдут для игрового обучения. Попросите сына или дочь украсить «букву дня» с помощью разных мелких предметов. Для этих целей подойдут нитки, пуговицы, ленточки, кусочки цветной бумаги, мелкая морская галька, бисер. Когда задание будет выполнено, уберите шаблон и предложите воспроизвести графический образ буквы по памяти, используя те же подручные материалы.
  • Творческие задания. Лепите слоги и слова из пластилина, вырезайте из бумаги, стройте из конструктора. Когда малыш справится с поручением, спросите, что же у него получилось. Если ответит – урок прошел успешно, если нет – закрепляйте материал.
  • «Алфавитная» еда. Поищите печенья, макаронные изделия, утренние завтраки, сделанные в форме букв, и каждый прием пищи превратится в увлекательный урок.
  • Обучающие наборы. Они продаются в любом детском магазине. Подходят родителям, которые не хотят тратить время на создание вспомогательных материалов и предпочитают использовать готовые.

Как быстро научить ребенка читать и понимать прочитанное: правила и упражнения


  • Не принуждайте. У каждого малыша свой темп развития. Некоторые в три года бойко рассказывают стихи, а другие к этому времени только начинают внятно разговаривать. Интерес к чтению проснется раньше, если Вы будете заниматься с детьми с младенческого возраста, развивать речь, память, внимание.
  • Читайте постоянно. Знакомьте своих детей с миром литературы, начиная с первых дней их жизни. Переходите от незамысловатых книжек с яркими картинками к более серьезным произведениям. Читайте сказки на ночь и в дороге, заменяйте ими мультфильмы и компьютерные игры. Если сын или дочь уже взрослые, водите их по специализированным магазинам, покупайте новые тома вместе. Пусть ребенок видит, что мама и папа тоже читают – ничто так не способствует развитию интереса, как родительский пример.
  • Сначала изучайте звуки. Не объясняйте на начальном этапе, чем «р» отличается от «эр». Это сделает учительница. Лучше научите складывать слоги, читать несложные слова. Постепенно углубляйте знания, чтобы в голове ученика не было каши.
  • Читайте вслух. Засекайте минуту и считайте, сколько слов успел прочесть ребенок за этой время. Устройте соревнование, если у него есть братья или сестры. За каждое улучшение результата дарите маленький презент: новый набор фломастеров, раскраску, книжку или что-то вкусненькое. В качестве поощрениям может выступать увеличение «компьютерного» времени или освобождение от домашней работы (не гуляешь сегодня с собакой, не моешь посуду).
  • Повторяйте. Малыш забудет, что буква «ы» уже была, если Вы не будете периодически вспоминать о ней. Регулярно проводите небольшие проверочные работы в игровой форме. Перед началом занятий просите своего ученика рассказать, что было на прошлом уроке.
  • Учитесь везде. По дороге в садик читайте вывески, вспоминайте имена сказочных персонажей, название растений, еды или животных на ту букву, которую недавно выучили, чертите слоги палочкой на песке или земле.
  • Не забывайте о практической ценности. Докажите, что только грамотный человек может писать поздравительные открытки родственникам, составлять списки продуктов, читать инструкции. Составьте вместе фамильное дерево, узнайте инициалы каждого близкого родственника.

Если Вы не знаете ничего о своих корнях, обратитесь в Дом Родословия. Мы найдем информацию о Ваших предках и расскажем от кого ваша семья берет начало. Наши клиенты гарантированно получат:

  1. Сертификат основоположника
  2. Бесплатную курьерскую доставку по Москве и Петербургу.

Ребенок с удовольствием будет изучать буквы по красочно оформленной книге, где будет написано не только о далеких прабабушках и прадедушках, но и о нем самом, его маме и папе, братьях и сестрах.

  • Занимайтесь регулярно. Учитесь каждый день и получите результат. Определите точное время, когда ребенок будет работать, и соблюдайте график. Не забывайте включить в новый режим свободные дни, чтобы у малыша было время на отдых.
  • Используйте закладку. Если Вы закроете ею уже прочитанный фрагмент, детям будет легче сосредоточиться на следующем отрывке.

Как можно быстро научить ребенка читать: методики и техника чтения

Карточки Гленна Домана

Разработчик метода – американский физиотерапевт. Он считает, что мозг человека растет до 7 лет, и именно в этот период следует использовать все его ресурсы. Акцент делается на зрительном восприятии информации. Родители приобретают специальные карточки: красные буквы на белом фоне. Они продаются в детских магазинах, но при желании Вы сможете сделать их самостоятельно. Если прибегните к последнему варианту, не мельчите. Оптимальный размер заготовок 50 на 10 см.

Одно занятие включает в себя три этапа, по 15 слов в каждом. В первые дни показывайте малышу существительные. Четко произносите то, что написано на карточке. Постепенно увеличивайте количество «подходов». Добавляйте другие части речи, демонстрируйте сразу несколько слов, составляйте словосочетания и предложения.

Во время обучения зрительная и слуховая память ребенка активизируется. Он невольно начинает соотносить графическое начертание со звуковой оболочкой, и учится читать незаметно для себя самого.

Несмотря на то, что методика дает хорошие результаты, у нее много противников. Специалисты справедливо замечают, что дошкольник запоминает информацию механически, знания имеют энциклопедический характер. Навыки самостоятельного анализа развиваются слабо, креативное мышление остается в зачаточном состоянии. Мы не призываем родителей отказаться от этого способа, но не рекомендуем использовать только его.

Кубики Зайцева

Знаменитый советский педагог, Николай Александрович Зайцев, создал этот известный педагогический инструмент, способный заинтересовать детей и пробудить их интерес к чтению. Он задумался о том, как научить ребенка любить читать в игровой форме и разработал набор из 52 кубиков. Из них 7 одинаковые. Они включены для того, чтобы малыш мог выложить такие слова, как «мама» и «папа».

Согласно методике ученого, основной единицей языка является не буква, звук или слог, а склад. Это может быть пара из согласной и гласной, сочетания с мягким или твердым знаком и даже одна буква. Главное, чтобы ребенок легко и без усилий мог произнести то, что написано на гранях. В процессе игры дети быстро улавливают разницу между гласными и согласными, звонкими и глухими. Они начинаются понимать принцип состава слов.

На деталях большого размера написаны твердые склады, на маленьких – мягкие. Объясните малышу, что размер игрушки соотносится с тем, как человек раскрывает рот, когда произносит тот или иной склад («ба» – широко, «бя» – чуть-чуть). При работе с кубиками задействованы сразу несколько видов чувственного восприятия: зрение, слух, тактильные ощущения. В классических наборах игровые элементы созданы из двух материалов: дерево и железо. На железных изображаются звонкие согласные, на деревянных – глухие. На магазинных полках Вы увидите пластиковые и даже картонные варианты, которые нужно клеить самим.

Цвет игрушек также помогает при обучении: на золотых – только гласные, на железных и деревянных – сочетания букв, на белых – знаки препинания. Двойные кубики показывают ребенку, что в русском языке не все буквы могут стоять рядом друг с другом, некоторым нужны определенные пары.

Помимо кубиков в обучающие комплекты входят таблицы, где не только отражены те склады, что уже есть на игрушках, но и добавлены новые. Обращаем Ваше внимание, что плакаты надо расположить на уровне роста дошкольника. Он должен видеть, что на них изображено.

Если Вы решили воспользоваться этой методикой, соблюдайте последовательность действий:

  1. Дайте малышу познакомиться с новой игрушкой. Это могут сделать даже дети, не достигшие двухлетнего возраста. Отдайте кубики в их полное распоряжение, не объясняя, что на них написано. Пусть они построят из них башню, попробуют на зуб, постучат один о другой.
  2. Когда ребенок начнет разговаривать, начинайте обучение. Понаблюдайте, какая деталь набора особенно приглянулась Вашему сыну или дочери. Внимательно рассмотрите ее вместе. Н.А. Зайцев рекомендовал взрослым не проговаривать, а пропевать то, что написано на гранях. Он считал такой способ знакомства со складами более эффективным и веселым.
  3. Работу с таблицами вводите на позднем этапе. Она также подразумевает совместную пропевку. Предлагайте ученику найти кубик с такими же сочетаниями, которые только что были озвучены. Расскажите историю о потерявшихся складах-близнецах, которым нужно помочь встретиться.
  4. Не забывайте об игровой составляющей. Придумывайте интересные задания, которые малыш захочет выполнять. Предложите ему построить из кубиков паровоз, который поедет, только если Вы вместе сможете прочитать получившееся слово. Вспомните, какие звуки произносят животные, и складывайте их. Если идеи закончились, обратитесь к книге автора методики «Письмо. Чтение. Счет», которая предлагает родителям массу занимательных обучающих игр.

Методика Марии Монтессори


Самая популярная из всех, была разработана в начале ХХ века, но не утратила актуальность до сих пор. Автор считает, что сначала родителям следует научить детей писать, и только потом переходить к чтению:

  • Развитие мелкой моторики. Чтобы письмо ручкой или карандашом не вызывало трудностей, сначала научите ребенка раскрашивать и обводить предметы по контуру. Хорошо подойдет упражнение, при котором надо соединять точки для получения рисунка. Штрихуя картинки, он разработает кисть, пальцы начнут слушаться.
  • Тактильный контакт. Малыш должен почувствовать буквы, понять, какие они на ощупь. Для этого приобретите кубики или книжки с выпуклым алфавитом или вырежьте его из бархатной бумаги. Проводя по отдельным деталям пальчиком, дошкольник запомнит очертания, ему будет легче воспроизвести их в дальнейшем. Предлагайте ему угадать, что написано, закрыв глаза.
  • Составление слова. Используйте те же кубики или бумажные карточки.
  • Письмо. Не давите на сына или дочь. Кто-то начинает с отдельных элементов алфавита, а кто-то сразу пишет предложения. Марина Монтессори считала, что необходим индивидуальный подход к каждому конкретному случаю. Разнообразьте процесс обучения, чтобы дети не потеряли к нему интерес. Маленьким очень нравится «письмо на манке». Несмотря на название, использовать можно любую крупу. Насыпьте немного на плоскую тарелку и предложите ребенку что-нибудь написать острой палочкой. Это упражнение удобно еще и потому, что его можно проводить вне дома. Когда мальчики и девочки пишут на песке или земле, они совершенствуют навык.
  • Чтение. Дети начинают складывать отдельные буквы в слова параллельно с процессом их написания.

Наша статья рассказала Вам, как научить дошкольника читать в домашних условиях. Помните, что в процессе обучения надо регулярно хвалить малыша, подчеркивать его успехи и мягко исправлять недочеты, не прибегая к крику и наказаниям. Желаем успехов и верим, что наши рекомендации помогут Вам воспитать гения.

Учимся читать по слогам – этот этап в обучении детей чтению является одним из самых важных и непростых. Часто родители просто не знают, как научить ребёнка произносить две буквы слитно и надолго «застревают» на этом. Устав от бесконечного повторения «МЭ и А будет МА», ребёнок быстро теряет интерес, и обучение чтению превращается в мучение для всей семьи. В результате дети, уже с двух-трёх лет знающие буквы, даже к пяти годам не могут читать простые слова, не говоря уже о чтении предложений и книг.

Что же делать дальше, когда ребёнок запомнил буквы? Сразу оговоримся, что обучение дошкольника чтению слогов можно начинать и ДО того, как он освоил весь алфавит (более того, некоторые педагоги настаивают на том, что переходить к слогам нужно как можно быстрее, не дожидаясь изучения всех букв). Но те буквы, которые мы будем соединять в слоги, ребёнок должен называть без запинок.

Для того чтобы начать обучение чтению по слогам, ребёнку достаточно знать 3-4 гласных и несколько согласных. Возьмите в первую очередь те согласные, которые можно тянуть (С, З, Л, М, Н, В, Ф), это поможет научить ребёнка слитному произношению слога. А это принципиально важный момент.

Итак, рассмотрим несколько, на наш взгляд, самых эффективных методик, которые современные педагоги предлагают для обучения ребёнка складыванию букв в слоги.

1. Играем в «Паровозики»

(игра из пособия Е. Барановой, О. Разумовской «Как научить вашего ребёнка читать»).

Вместо скучной зубрёжки, предложите ребёнку «прокатиться на поезде». На рельсах, по которым поедут наши вагончики, написаны все согласные, а на самих вагончиках – гласные. Помещаем вагончик на рельсы так, чтобы в окошечко показалась согласная, и называем, какая станция у нас получилась (например, БА). Далее перемещаем вагончик вниз по рельсам – до следующей согласной и читаем появившийся слог.

Есть похожее пособие в карточках «Игра «Паровозик». Читаем слоги.» от Е. Сатаевой

Эта игра хороша тем, что ребёнку не нужно специально объяснять, как складывать слоги. Достаточно сказать: «Сейчас мы покатаем букву А, она будет нашим пассажиром, называй все станции, на которых мы будем делать остановку». Для начала «прокатитесь» сами – пусть ребёнок перемещает вагончик по рельсам, а вы громко и чётко называйте «станции»: БА, ВА, ГА, ДА, ЖА, ЗА и т.д. Затем предложите ребёнку делать это с вами по очереди. В процессе игры, слушая вас, дети легко схватывают, как произнести два звука слитно. На третий раз ребёнок уже без особого труда «прокатится» сам.

Если ребёнок знает не все буквы – останавливайтесь только на тех «станциях», которые ему хорошо знакомы. Далее меняем вагончик. Теперь катаем буквы О, У, Ы. Если ребёнок легко справляется с заданием, усложняем задачу. Например, катаемся на скорость – засекая время, какой из вагончиков доберётся до конца пути первым. Или другой вариант: останавливаясь на станции, ребёнок должен назвать не только слог, но и слова, начинающиеся с этого слога (БО – бочка, бок, Боря; ВО – волк, воздух, восемь; ГО – город, гольфы, гости; ДО – дождь, дочка, доски и т.д.).

Обратите внимание, что с помощью этой игры можно отработать чтение не только открытых слогов (с гласным звуком в конце), но и закрытых (с согласным в конце).

Для этого берём вагончики там, где гласные буквы написаны перед окошечком, и действуем аналогично. Теперь у нас буква на вагончике не пассажир, а машинист, она главная, она впереди. Прочитайте сначала получившиеся «станции» с закрытыми слогами сами: АБ, АВ, АГ, АД, АЖ, АЗ и т,д., затем предложите «прокатиться» ребёнку.

Помните, что и в этом, и в других упражнениях мы сначала тренируемся складывать слоги с гласными первого ряда (А, О, Э, У, Ы), а затем вводим гласные второго ряда (Я, Ё, Е, Ю, И) — так называемые, «йотированные» гласные, которые делают предшествующий им звук мягким.

Когда у ребёнка будет хорошо получаться чтение отдельных дорожек со слогами – чередуйте вагончики с пассажирами и машинистами, при этом не подсказывая – какой именно вагончик мы будем катать. Это поможет ребёнку научиться чётко видеть, где именно в слоге стоит гласный (с него начинается слог или им заканчивается). На первых порах обучения чтению по слогам у ребёнка с этим могут возникнуть сложности.

2. «Бежим» от одной буквы к другой

(из «Азбуки для малышей» О. Жуковой)

Это наглядное упражнение, которое поможет ребёнку научиться произносить две буквы слитно.

Перед нами дорожка от одной буквы к другой. Чтобы её преодолеть, нужно тянуть первую букву, пока палец, который мы ведём по дорожке, не дойдёт до второй буквы. Главное, над чем мы работаем в этом упражнении: чтобы не возникло паузы между первым и вторым звуком. Для того чтобы было интереснее заниматься, замените палец на фигурку любого зверя/человечка – пусть он бежит по дорожке и соединяет две буквы.

(«Букварь для малышей» Е. Бахтиной , «Русская азбука» О. Жуковой и др.).

Многие авторы букварей и азбук используют одушевлённые образы букв, которые нужно сложить в слог, – они дружат, ходят вместе парами, тянут друг друга через препятствия. Главное в таких заданиях, как и в предыдущем упражнении, называть две буквы слитно, чтобы две буквы-подружки остались вместе.

Для использования этого приёма вам даже не нужны специальные пособия или буквари. Распечатайте несколько фигурок мальчиков и девочек (животных, сказочных или вымышленных персонажей), напишите на каждом из них по букве. Пусть на фигурках мальчиков будут написаны согласные, а на фигурках девочек – гласные. Подружите детей. Проверьте вместе с ребёнком, что дружить могут мальчики и девочки или две девочки, а вот подружить двух мальчиков (произнести слитно две согласные) не удаётся. Меняйте пары, ставьте в них сначала вперёд девочек, а потом мальчиков.

Читайте слоги сначала в одном порядке, потом в обратном.

Этих нескольких приёмов вполне хватит для того, чтобы научить складывать ребёнка две буквы в слог. А обучение в форме игры позволит избежать зубрёжки и скучного повторения одного и того же.

4. Игры для закрепления навыка сложения букв

— Слоговые лото

Их очень просто сделать самим, для этого нужно подобрать несколько картинок – 6 для каждой карточки и распечатать соответствующие слоги.

  • Вам поможет пособие «Слоги. Выбери картинку по первому слог БА-, ВА- , МА-, СА-, ТА-. Развивающие игры-лото. ФГОС ДО» Е. В. Васильевой — в этой серии есть еще несколько пособий
  • «Буквы, слоги и слова. Лото с проверкой» А. Аникушеной
  • Подобные упражнения есть в книге «Слоговые таблицы. ФГОС» Н. Нещаевой

— Игра в магазин

Разложите на прилавке игрушечные товары или картинки с их изображениями (например, РЫ-ба, ДЫ-ня, ПИ-рожки, БУ-лка, ЯБ-локи, МЯ-со). Приготовьте «деньги» — бумажки с названием первых слогов этих слов. Ребёнок может покупать товары только за те «купюры», на которых написан правильный слог.

Сделайте своими руками с ребёнком альбомчик, в котором на одной странице разворота будет написан слог, а на другой – предметы, название которых начинается на этот слог. Периодически рассматривайте и дополняйте эти альбомчики. Для более эффективного обучения чтению закрывайте то одну, то вторую половинку разворота (чтобы у ребёнка не было лишних подсказок при назывании слога или подборе слов на определённый слог).

В этом вам помогут «Карточки для звукового и слогового анализа слов.»

— Игра в аэродром (гаражи)

На листах бумаги крупно пишем слоги, раскладываем их по комнате. Это будут в нашей игре разные аэродромы (гаражи). Ребёнок берёт игрушечный самолёт (машину), а взрослый командует – на какой именно аэродром (в какой гараж) нужно посадить самолёт (припарковать машину).

Для этого упражнения подойдут кубики Зайцева или любые карточки со слогами (можно их сделать в виде следов). Строим из них длинную дорожку – из одного конца комнаты в другой. Выбираем две фигурки/игрушки. Одной играете вы, другой — ребёнок. Кидайте кубик — ходите по очереди вашими фигурками по карточкам на столько ходов, сколько выпало на кубике. Наступая на каждую карточку, называйте слог, написанный на ней.

Для этой игры также можно использовать различные «бродилки», написав слоги в кружочках на игровом поле.

5. Чтение простых слов по слогам

Одновременно с отработкой слогов приступаем к чтению простых слов (из трёх-четырёх букв). Для наглядности, чтобы ребёнок понял, из каких частей состоит слово, какие буквы нужно читать слитно, а какие отдельно, мы рекомендуем первые слова составлять из карточек со слогами / отдельными буквами или графически разделять слово на части.

Слова из двух слогов можно писать на картинках, состоящих из двух частей. Картинки легче для восприятия (ребёнок охотнее читает слова, написанные на них, чем просто столбики слов) плюс наглядно видно, на какие части можно разбить слово при чтении его по слогам.

Повышайте сложность постепенно: начните со слов, состоящих из одного слога (УМ, ОН, ЕМ, УЖ, ЁЖ) или двух одинаковых слогов: МАМА, ДЯДЯ, ПАПА, НЯНЯ. Затем переходите к чтению слов из трёх букв (закрытый слог + согласный): БАЛ, СЫН, ЛАК, БОК, ДОМ.

Нужно понимать, что даже если ребёнок произносит все слоги в слове правильно, это не значит, что он сразу сможет осмысленно сложить их в слово. Наберитесь терпения. Если ребёнок с трудом читает слова из 3-4 букв, не переходите к чтению более длинных слов и тем более предложений.

Будьте готовы к тому, что ребёнок свободно начнёт читать слова только после того, как у него автоматизируется навык сложения букв в слоги. Пока этого не произошло – периодически возвращайтесь к отработке слогов.

И, главное, помните, что любое обучение должно быть в радость – и родителям, и детям!

Филолог, учитель русского языка и литературы, педагог дошкольного образования
Светлана Зырянова

Всесторонне развитый ребенок является мечтой каждого современного родителя. Особенно важно для мам и пап, чтобы их кроха научился рано читать. Ведь многие школьные учреждения ждут первоклассников, которые уже владеют навыками чтения, а также умеют считать и писать.

Сегодня разработано множество методик и систем, которые помогают родителям самостоятельно научить ребенка читать. Но многие родители теряются и не знают, в каком возрасте начинать обучать малыша навыкам чтения и какую методику для этого выбрать. Рассмотрим все по порядку.

Когда учить ребенка читать

Мало кто из взрослых задумывается над тем фактом, что чтение является достаточно сложным процессом, который заключается не только в выучивание букв, умение образовывать из них слоги или даже воспроизводить длинные предложения.

Суть обучения чтению заключается в том, чтобы малыш умел осознанно воспринимать и воспроизводить текст.

В связи с этим, ответ на вопрос о том, когда разрешается учить ребенка читать типа «Чем раньше, тем лучше» является неправильным. Невропатологи предупреждают родителей, что раннее обучение малыша чтению в некоторых случаях может ему навредить. Ведь нервная система и мозг человека развивается постепенно. Если начинать принудительно влиять на отделы головного мозга ребенка, которые еще физиологически не готовы функционировать в полную силу, то возможно развитие невроза, бессонницы и других психологических проблем.

Каждый из родителей может самостоятельно определить физиологическую готовность своего маленького чада к чтению:

  1. У малыша развита и полностью сформирована речь. Он не только говорит сложными предложениями, но и в состоянии составить небольшой связный рассказ.
  2. У ребенка полностью развит фонематический слух. Малыш без труда может самостоятельно определить звук в начале, в конце и в середине слова.
  3. Ребенок уже правильно произносит все звуки, а также у него нет нарушения ритма речи, мелодики и других логопедических проблем.
  4. У крохи полностью сформировалась пространственная ориентация.

Педагоги и психологи рекомендуют родителям начинать обучать чтению детей не раньше 5 лет. В данном возрасте мозг ребенка способен без труда освоить любые знаковые системы. Но, каждый малыш индивидуален, и в практике существуют случаи, когда дети начинают самостоятельно читать и в более раннем возрасте.

Методики раннего обучения чтению

Сегодня разработано множество методик, которые помогают малышам быстро научиться читать с помощью родителей. Рассмотрим наиболее актуальные из них более детально:

Правильно учить ребенка читать: методика Зайцева

Суть данной методики, которая успешно используется уже более 20 лет, заключается в том, что малыши изучают сразу не звуки и буквы, а склады. Статичные кубики Зайцева способствуют освоению крохой именно фонетического состава языка.

Данный дидактический материал включает 12 групп. Кубики могут быть золотыми, деревянными и железными, внутри которых находится разнообразный наполнитель. В игровой форме ребенок учится различать согласные и гласные звуки, а также твердые, мягкие и глухие звуки. В набор для раннего обучения чтению включаются не только кубики Зайцева, но и специальные таблицы, которые показано размещать чуть выше роста ребенка на стене, и аудиокассеты.

Родители в процессе обучения чтению должны не проговаривать склады, а петь.

В методике Зайцева данный прием называется «попевки». При этом следует использовать таблицы, которые способствуют более активному запоминанию материала. В результате систематических занятий дети могут легко запомнить около 246 складов русского языка.

Следует отметить, что методика Зайцева больше актуальна для «леворуких» детей, которые быстро и легко воспринимают склад и слово целиком, а также для детей с психически-эмоциональными нарушениями. При этом скорость обучения ребенка зависит от его возраста. Если малышу больше трех лет, то через полгода он сможет научиться читать. При этом заниматься с малышом следует не меньше двух раз в неделю. Длительность занятия 15-30 минут.

Педагоги не считают методику Зайцева идеальной для ребенка и отмечают в ней как плюсы, так и минусы. Положительной стороной методики являются такие моменты:

  • ребенок в игровой форме запоминает сочетание букв и ему не нужно думать, как прочитать склад;
  • на кубиках Зайцева изображены правильные сочетания букв, которые в дальнейшем помогут ребенку писать грамотно;
  • система Зайцева не привязана к какой-либо возрастной категории;
  • ребенок может самостоятельно играть кубиками Зайцева, обучаясь раннему чтению;
  • кубики Зайцева положительно влияют на развитие органов чувств и мелкой моторики.
  • Данная методика отличается и некоторыми негативными явлениями:
  • ребенок, выучившийся читать по данной методике, часто проглатывает окончания и ему трудно понять состав слова, так как он изучал сразу склады;
  • трудности в первом классе с фонематическим разбором слова, так как в методике Зайцева звуки отмечаются совсем другими цветами;
  • непоследовательность метода;
  • дорогие пособия и длительная подготовка к началу занятий.

Правильно учить ребенка читать: методика Глена Домана

Суть данной популярной методики американского ученого заключается в том, что малыш не запоминает звуки или склады, а автоматически осваивает целые слова. Для этого используются специальные карточки, с изображением слова и предложения. Родители показывают малышу определенную карточку в течение 15 секунд и громко называют ее значение.

Занятия по данной методике должны осуществляться регулярно и первоначально длиться около 5-10 минут. В результате малыш не только быстро научится читать, но у него будет развиты интеллектуальные способности, фотографическая память, внимание и умение концентрироваться на определенном объекте. Плюсы данной методики следующие:

  • методику можно использовать с самого рождения крохи;
  • занятия смогут самостоятельно организовать родители, без привлечения специалистов;
  • дидактический материал можно сделать самостоятельно;
  • малыш получает всестороннее развитие, так как карточки разнообразной тематики.
  • Педагоги определяют следующие недостатки данной методики:
  • ребенок в ходе обучения занимает пассивную позицию;
  • малыш не учится самостоятельно читать, а только слушает информацию и ее анализирует;
  • невозможно проявить креативность в процессе обучения;
  • процесс обучения однотипный: нужно ежедневно демонстрировать малышу разнообразные карточки;
  • дети, которые старше трех лет, не очень охотно воспринимают данную методику.

Правильно учить ребенка читать: система развития Павла Тюленева «МИР»

Данная методика сегодня актуальна для многих родителей, особенно книга автора «Читать раньше, чем ходить». Педагог и новатор уверен, что малыш может с легкостью к году складывать буквы в слова, а к двум годам - бегло читать. Для этого с крохой нужно заниматься с самого рождения, а именно демонстрировать карточки с буквами, громко их озвучивая.

Особенно важны первые четыре месяца ребенка, когда его мозг активно воспринимает любые графические изображения.

При этом важно, чтобы в поле зрения малыша не попадали какие-либо игрушки или отвлекающие внимание посторонние предметы. Таким образом, для ребенка создается благоприятная развивающая среда, которая содействует активному обучению в будущем чтению. Автор методики предлагает родителям пропустить образную и сенсорно-моторную стадию развития крохи.

Правильно учить ребенка читать: классический способ обучения - Букварь

Данное пособие отличается разнообразными картинками и изображениями на страницах любимых героев. Принцип этой традиционной методики заключается в том, что малыш учится соединять в слоги отдельные звуки, а полученные слоги - в слова. При этом ребенку предоставляются специальные предложения на различные сочетания гласного с согласным звуком и наоборот. Важно, чтобы в приобретенном родителями букваре не были сразу представлены все буквы алфавита, а потом подана информация о соединении их между собой. Наилучшим вариантом является букварь, в котором данный процесс осуществляется параллельно. Ведь именно в ходе множества складываний ребенок учится активно читать и осознает основные его принципы.

Следует отметить, что многие родители, апробировав множество современных методик, возвращаются к традиционной методике обучения чтению. Конечно, данная методике не является легкой и простой, но она дает возможность малышу самостоятельно проанализировать полученную информацию и прочитать первые склады и слова, а потом небольшие предложения.

Легкий способ правильно научить ребенка читать

Предлагаем вам освоить самый простой способ научить читать ребенка. Данный способ состоит из нескольких этапов. Рассмотрим их более детально:

Учим только гласные буквы

Для этого родители должны подготовить специальный дидактический материал: кружочки диаметром 10 см красного цвета. На этих кружочках необходимо написать все 10 гласных букв. Данный цвет выбран не случайно, так как в звуковых схемах гласные звуки обозначаются точкой именно красного цвета. Ознакомьте малыша с каждым гласным звуком отдельно и пропойте вместе с ним его название. Кружочки с гласными звуками можно расклеить по дому и периодически просить кроху спеть песенку для того или иного звука. Через некоторое время измените местоположения кружочков.

Данный прием можно уже не применять, если кроха запомнил все песенки правильно.

Далее можно поиграть с малышом в интересные прятки с гласными звуками. Для этого, возьмите текст с достаточно крупным шрифтом или напишите самостоятельно простые слова на отдельных листах бумаги. Задача ребенка заключается в том, чтобы найти спрятанную в слове гласную букву. Благодаря этой игре малыш лучше запомнит графическое изображение буквы, а также научиться выделять букву из слова, независимо от ее цвета и размера.

Учимся читать отдельные слоги и простые слова

Когда малыш полностью выучил гласные звуки, можно перейти к процессу соединения их в слоги. При этом воспользуйтесь следующей методикой. Например, сегодня вы будете знакомить малыша с буквой Н. Следует отметить, что для малыша не важна информация о том, является ли изучаемая буква твердой или мягкой. В первую очередь обратите внимание ребенка на особенности ее графического изображения и придумайте, с какими предметами ассоциируется буква. Постарайтесь создать в голове малыша четкий образ буквы Н.

Далее приставляем изучаемую букву к готовым красным кружочкам с гласными буквами и читаем вместе с малышом образованный слог. Можно полученные слоги пропеть, произносить с различной интонацией и использовать другие приемы, чтобы малыш понял принцип образования слога. Данное занятие должно осуществляться в игровой форме и не превышать 10 минут.

После того, как кроха освоит два или три согласных звука можно учиться составлять простые слова из трех или четырех букв. Например: со+к, со+н или но+с. Для этих целей можно подготовить карточки со слогами и буквами или использовать магнитную азбуку.

Чтение сложных слов

Когда малыш научиться читать отдельные слоги и небольшие слова, можно приступать к чтению сложных слов, состоящих из 6 и более букв. Для более быстрого результата напишите знакомые слова для ребенка на листке бумаги и расклейте их по дому.

Прочитайте с крохой вместе все новые слова несколько раз. Далее в течение дня в игровой форме повторяйте данные слова несколько раз. При этом можно менять месторасположение листочков со словами. Когда первую группу слов вы уже с ребенком освоили, приступайте к новым словам.

Кроме этого, повторяйте периодически ранее изученные слова.

Выше изложенный способ поможет малышу быстро научиться читать сначала слоги, а потом слова. Достаточно 15 минут в сутки уделить внимание данной методике, и ваш ребенок скоро будет читать отдельные предложения и маленькие истории.

Правила для успешного обучения чтению

  1. Обучение ребенка должно осуществляться в игровой форме, так как в данный возрастной период именно игра является активной формой познания мира.
  2. Интерес к занятиям должен постоянно поддерживаться многофункциональными пособиями и увлекательным дидактическим материалом.
  3. Эффективнее всего для малыша являются короткие занятия последовательного характера.
  4. Ваши объяснения должны быть четкими, короткими и емкими, так как дошкольник не способен воспринимать длинные и многочасовые инструкции.
  5. Начинайте малыша обучать чтению только в том случае, если его устная речь полностью развита и нет дефектов в звукопроизношениях.
  6. Структура вашего занятия должна включать не только обучающую часть, но и короткие разминки, физкультминутки, пальчиковую гимнастику и прочие мероприятия.
  7. В процессе занятия будьте последовательными, гибкими и терпеливыми.
  8. Не сравнивайте достижения своего малыша в обучении чтению с успехами других детей. Ведь для каждого ребенка характерен собственный индивидуальный темп приобретения навыков чтения, зависящий от многих факторов.
  9. Не начинайте заниматься с малышом, если у него или у вас плохое настроение. Данные занятия не будут эффективными и негативно отразятся на дальнейшем развитии малыша.

Следует отметить, что процесс обучения чтению является длительным и многогранным процессом. При этом у малыша вырабатывается собственный темп познания основ чтения.

Родители в первую очередь должны ориентироваться не на модные методики раннего обучения, а на индивидуальные особенности развития у крохи мышления, памяти и внимания. Ведь от того, насколько правильно вы будете учить ребенка читать, зависит, вырастет ли из него грамотный и вдумчивый читатель.