Колористика и цветоведение. Сочетания цветов в одежде - правила колористики

19.07.2019

April 18th, 2014

так смешно сегодня получилось. Сижу делами занимаюсь, другим глазом в скайп кошусь. Подруга задалась вопросом правильного окрашивания, пытается со мной решить насущные проблемы из серии - хочу что-то такое, но что не знаю. А у меня принцип - сначала сформулируй, что ты хочешь, потом я отвечу. Поэтому я в метания не лезу, киваю время от времени и новых вопросов подкидываю. ДОшли наконец до некой черты, разбираемся с текущим цветом и какую бы краску выбрать - т.е. уже смотреть оттенки. Мне, значит, ссылки с девочками на коробочках смотреть, а ей девочек этих выбирать. В итоге не выдержала, грю - по девочкам не буду, ищи давай расшифровку кодировки краски. Я ж не помню наизусть даже примерно. Подруга поискала-поискала. говорит - во, смотри я тут в жж пост нашла и ссылка. А я уже по адресу ссылки вижу, что мой пост. Поудивлялась, но молчу. Грю - где ж ты отрыла этот пост? а нигде, говорит, яндекс выдал. Приятно мне было. эээх...

буду вещать, как оттенки при окрашивании прогнозировать

в предыдущих частях саги мы выяснили, что если под рукой нет Мастера, а путаются одни фломастеры, с чувством, толком и расстановкой нужно подойти к выбору краски для домашних экспериментов. Выяснить свой текущий уровень светлости (уровень глубины тона) и выяснить, куда будем двигаться
- придавать оттенок без изменения глубины (не темнее, не светлее, просто оттенок),
- осветлять и придавать оттенок
- либо "затемнять" и тоже придавать оттенок

После этого мы можем выбрать "тип краски". Для того, чтобы стать светлее, мы можем выбрать только аммиачную краску. Если же кардинально нам не надо, вполне можем обойтись безаммиачной и либо затонировать (можно даже не краской как таковой) текущий уровень глубины тона (цвет) в желаемый оттенок, либо "затемнить" тоже в желаемый оттенок.

тафайте разберемся сначала с оттенками.
я вот когда ругалась, что производители бытовых красок в книжки-подсказки никакой информации не вкладывают. делала я это не зря. Оттенки не могут хаотично перетекать из одного в другой по велению сердца. Цвет, любой цвет, не только в волосах, подчиняется общим законам. Общие же законы вывел ишо Гете и создал цветовой круг. Потом его подрихтовали и модернизировали для своих нужд и Иттен и Освальд и может быть ИванИваныч Иванов, но про последнего история умалчивает. А вот цветовыми кругами других авторов весьма успешно пользуются в мире для разных цветовых сочетаний в основном.

колористика тоже любит сочетания, но еще ей никуда не убежать от физики цвета. и колористы очень даже пользуются вот такой раскладкой классического цветового круга

Я подчеркну, в этом круге-овале нет ничего нового. Это классический цветовой спектр, где три основных цвета - желтый, синий и красный - замкнуты в круг через "переходные цвета". Сначала расскажу, потом вернусь еще к этому кругу.

Что нам показывает этот круг?
- во-первых, тут помечены цифры со слешем - это пигменты. ЭТо те которые в кодировке краски после точки. 5.33 - золотистый пигмент на 5м уровне окрашивания. 3.55 - насыщенный красный темный (какой-нить кровавый закат или багряный вполне подошел бы к описанию такого кода).

цифры кодировки, как мы помним, у разных производителей могут разниться, я даже рассуждала, как сориентироваться у конкретного производителя. Так вот если в книжке подсказке вы увидите цветовой круг, цифры и обозначения пигментов - вот это вам самая главная подсказка, как выбрать направление цвета.

может быть вот так

или как угодно иначе. Главное, что есть цветовой круг и цифровые или буквенные обозначения основных пигментов, которые и будут определять направление цвета (оттенок) при окрашивании.

Во-вторых, цветовой круг делит основные и переходные цвета на две части
желтый-оранжевый-красный - теплые
фиолетовый-синий-зеленый - холодные

Во-третьих, такой цветовой круг показывает нам возможные перемещения с цветом.
По большому кругу идет стрелка по направлению часовой стрелки

из желтого в оранжевый, потом красный, фиолетовый ну и т.д. Между ними еще вон понтаыканы махаон, бежевый, пепельный- дополнительные пигменты

Так вот шагать между оттенками легко можно по цветовому кругу по направлению часовой стрелки. особено внимательно при переходе между теплыми и холодными.
есть вы сейчас золотистая блондинка и хотите вы выкраситься в медный ды-дынц по стрелочке посмотрели - рядышком совсем, идет. Или в красный из золотистого или в махаон - пжалста. Добавляем к своему золотистому нужный пигмент - красный, медный - получаем что хотели с высокой долей вероятности.

а есть вы сейчас махаон, а хотите медный. По кругу посмотрели, вроде и рядом оттенки, но тащиться до этого рядом будем против часовой стрелки. А если по часовой, то целый круг обойти. Не получится у нас добавить желтого и стать сразу золотистой. Т.е. если к текущему махаону вы добавите медный пигмент - то вот и фигушки вы станете сразу медной. Не переходят цвета так. Сначала махаон надо извести, а потом уже медный накладывать на изведенную основу.

С холодными так же, просто цвета не так выразительно там называются и не так визуализированы в жизни.

И это все было про ту ситацию, когда краску вы выбрали своего уровня светлости (глубины тона), но хотите поменять оттенок. Из золотистой стать медной - легко. Из медной стать золотистой путем добавления золотистого пигмента не получится. Надо брать другую краску, изводить медный пигмент, добавлять золотистый.

если вы изначально и хотели осветлять и добавлять новое. И вы помните про нежелательные оттенки осветления. И вы посчитали, что у вас он выползет обязательно. Снова смотрим на цветовой круг и запоминаем, что друг напротив друга находятся нейтрализирующие цвета, корректоры, микстоны.
микстон - это обозначение самогО чистого пигмента. Он может выступать как краситель и как нейтрализатор (корректор)

как краситель в чистом виде - это ядреный насыщенный такой цвет. В колорировании, в разных креативных цветных окрашиваниях. малиновые волосы, синие и т.д. Производитель красок в разных готовых вариантах за нас уже намешал разные микстоны, получил некое направление цвета (оттенок) и указал на коробочке буквой или цифрой.

как корректор следует использовать эти цвета из цветового круга, которые друг напротив друга

Самая распространенная при домашнем окрашивании беда - появление разных нежелательных оттенков. Как мы помним добрый Мастер, это учтет еще при окрашивании и добавит сразу микстон. Мастер-фломастер будет пенять на качество краски, на гормональные всплески клиента, плохую воду и всякое дополнительное. Однако нейтрализатором цвета можно воспользоваться и после окрашивания. Скажем, взяли вы краску для самоокрашивания, не просчитали, выполз у вас желтый - бежим в шапочке в магазин и покупаем цветной шампунь фиолетового цвета. Именно, друзья, шампунь! не бальзам, не тоник, не тонирующую краску, а шампунь густого красивого цвета)
они есть не только фиолетовые, потому что нежелательных оттенков бывает больше. И синие есть и красные для нейтрализации зелени.

Особенность шампуня в том, что это не краска, он держится 2-3 помывки и постепенно сходит на нет.
пепельные блондинки для поддержания цвета держат у себя на полочках такие сине-фиолетовые шампуни.

в общем, капитальных косяков с окрашиванием шампунь не решит, конечно, не стоит возлагать на него серьезные надежды, но поможет продержать какой-то более менее вразумительный цвет до следующего окрашивания, переждать, пока волосы не отошли от сильных оксидантов.

ну и цветные шампуни можно использовать концентрированно для временного придания оттенка перед хэллоуином. всерна смоется. (тут шампунь выступит не как корректор, а как краситель)
но, повторю, даже так ПОВТОРЮ! я говорю про ШАМПУНЬ! не про тоник, не про бальзам, ни про временные смывающиеся краски.

_______________
в кодировке красок в цифрах направление цвета и смешение микстонов указано в цифрах. Краска *.10 и краска *.01 - это два разных цвета. Не кардинально, конечно, но разных.

*.10 основной пигмент синий (русый)
*. 01 - основной пигмент натуральный, а синего добавлено немного.

в ситуации с *.10 синий пигмент выступает как краситель. В ситуации с *.01 - как корректор нежелательного оттенка (в данном случае оранжевого).

Т.е. если вы хотите получить русый оттенок, то надо выбрать краску с нумерацией *10. А если вы понимаете, что при осветлении у вас вылезет рыжина, надо взять *.01.

НО! все это красиво, хоть и немного запутано, работает с профессиональными красками и с Мастером, который не только соображает в колориметрии, но и знает, с какими красителями он работает.
с бытовыми красками, зная всю эту науку, мы можем хоть как-то прогнозировать результат,но он всерна остается не обязательным.

правда, есть и положительная сторона медали. если вы вникаете в колориметрию, применяете все знания при выборе краски, а потом у вас нифига не выходит, то вы хотя бы сможете понять, как это исправить малыми жертвами (нейтрализовать) или подкорректрировать свою логику и при дальнейших экспериментах получить более прогнозируемый результат.

________________________________

как и обещала, возвращаюсь к кругу.
это обычный цветовой круг.

Т.е. если вы увидите вот такой круг

или любой другой (а такие круги можно взять в строительных магазинах,которые краски смешивают для малярных работ. Либо у художников)

так вот все эти круги не отличаются набором цветов. Везде желтый переходит в зеленый, потом в синий, потом в красный, в оранжевый и снова в желтый.

особенность состоит вот в чем.
если в круге из строительного магазина мы пойдем по часовой стрелке, как говорит нам колористическая раскладка и стрелочки вокруг, то у нас красный перейдет в желтый, желтый через зеленый в синий. А если пойдем против часовой стрелки, то красный перейдет в синий, потом через зеленый в желтый.

еще раз и внимательно

ПРОТИВ ЧАСОВОЙ СТРЕЛКИ
желтый - оранжевый - красный - фиолетовый - синий -зеленый - желтый

ПО ЧАСОВОЙ СТРЕЛКЕ

желтый - зеленый - синий - фиолетовый - красный - оранжевый - желтый

колористические круги построены вот так


стрелочки идут по часовой стрелке, но из желтого мы выходим в красный и т.д.

т.е. в отличие от круга из строительного магазина, в котором по часовой стрелке желтый переходит в зеленый.
с точки зрения теории цвета и всяких спектров круг как круг, но движения по кругу разные.

нам надо с вами запомнить, что если в магазине красок вам не подсунули цветовой круг, но в сумочке или телефоне вы имеете классический, то в классическом мы шагаем против часовой стрелки . И это очень важное примечание.

запоминать кто куда переходит в каком состоянии не надо. Воспользуйтесь визуализацией.
если вы возьмете желтую и красную гуашь и начнете ее смешивать, добавляйте к желтому много-много красного и вы в итоге забьете желтый совсем и получите красный цвет. Т.е. из желтого легко получить красный путем добавления большого количества красного.
А если вы из красного захотите получить желтый? будете много-много добавлять желтого, то ничего у вас не выйдет, так и так будет проскакивать то красный, то оранжевый, чистого желтого цвета у вас не получится.

Если вы понимаете лучше с другими цветами - проведите аналогию самостоятельно. Когда мы смотрим на цветовой круг, выбираем рядом два чистых цвета и из одного можем получить другой чистый, значит применяем и с волосами. Шагаем по этому кругу в заданном направлении по или против часовой стрелки.

Понятно? или еще больше запутала?

Цвета воздействуют на наши эмоциональные реакции, особенно если это касается окружающего нас интерьера. Изучая основы цветоведения, полезно знать, какие эмоции у человека вызывают различные цвета.

Еще в 1810 году в работе «Учение о цвете» великий немецкий поэт и философ И.В. Гете писал: «цвет - продукт света, вызывающий эмоции».

Первым фактом, с которым сталкивается каждый исследователь отношения «эмоция – цвет», является то, что оно не носит случайного произвольного характера: эмоции и цвет «сцеплены» между собой на очень глубокой основе. Психика человека преимущественно ориентирована на внешнюю реальность. Один из родоначальников экспериментальной психологии В. Вундт в «Основах физиологической психологии» (1880) описывает органическую взаимосвязь ощущений и чувств. Для ряда ощущений характерно, по выражению Вундта, почти «совершенное поглощение чувством» всех остальных частей ощущения. В первую очередь, это чувства удовольствия и неудовольствия. Воздействие раздражителя вызывает не только ощущение, но и чувство по отношению к этому ощущению.

Вторым существенным фактом является достаточно жесткая степень «закрепленности» за определенным цветом определенной эмоции. Психически здоровый человек, как взрослый, так и ребенок, начиная с 3-4-х лет, когда он может вербализовать свои впечатления, понимает эмоциональное содержание основных цветов и может их дифференцировать по эмоциональному знаку.

Было выявлено заметное изменение цветовой чувствительности (порогов цветоразличения) в зависимости от эмоционального состояния человека. Положительные эмоции, например радость, оказались связанными с повышением чувствительности к красному и желтому и с понижением - к синему и зеленому. При переживании отрицательных эмоций наблюдалась обратная картина: чувствительность к синему и зеленому возрастала, а к желтому и красному снижалась. Интересно, что указанные изменения цветовой чувствительности, отмечались не только при актуальном переживании эмоций, но и при воспоминаниях о приятных, либо неприятных событиях.

Цветовой код ряда эмоций, носит достаточно простой характер. Они выражаются либо одним цветом, либо однородной цветовой комбинацией. Прежде всего, это относится к «страху» (черный), «грусти» (серый, синий и черный), «утомлению» (серый, черный и коричневый) и «радости» (красный и желтый). Что касается таких эмоций как «интерес», «удивление», «отвращение», «стыд», то их цветовые профили далеко не так однозначны и психологически понятны.

Взаимосвязь цвета и эмоций является многоуровневой:

– во-первых, цвета и их сочетания являются символами эмоций, их внешним воплощением;

– во-вторых, эмоциональные состояния человека влияют на ситуативное отношение к цвету (изменения цветовой чувствительности, цветовых предпочтений и т.д.);

– в третьих, устойчивые эмоциональные особенности (свойства) субъекта также находят свое отражение в различных вариантах цветовых предпочтений.

Проблема цветового символизма является одной из центральных при изучении взаимосвязей между цветом и психикой. Происхождение цветового символа, его содержание, отношение к тем или иным явлениям и событиям в жизни людей, межкультурные различия в цветовой символике - вот ее главные аспекты.

Можно выделить три основных типа цветовой символики.

1. Цвет сам по себе (т.е. изолированно от других цветов и форм) представляет собой первый тип цветового символа, отличающийся многозначностью и противоречивостью.

2. Вторым типом цветового символа является цветовое сочетание, содержащее два и большее число цветов, составляющих символическое целое, смысл которого не сводится к сумме значений отдельно взятых цветов.

3. Соединение цвета и формы представляет собой третий тип цветового символа - символика цветных форм, причем, как абстрактных геометрических фигур (круг, квадрат, треугольник), так и конкретных физических предметов, например, символика драгоценных камней.

Клинические наблюдения цветового воздействия на человека, а также данные психологии цвета позволяют дать цветам следующие психофизические и психофизиологические характеристики:

1. Красный - возбуждающий, согревающий, активный, энергичный, проникающий, тепловой, активизирует все функции организма; используется для лечения ветряной оспы, скарлатины, кори и ряда кожных заболеваний; на короткое время увеличивает мускульное напряжение, повышает кровяное давление, ускоряет ритм дыхания.

2.Желтый - тонизирующий, бодрящий, согревающий, увеличивающий мышечную активность, стимулирующий деятельность ЦНС, оказывает лечебное воздействие при заболеваниях пищеварительного тракта, печени, почек, ревматизме и др.

3. Зеленый - уменьшает кровяное давление и расширяет капилляры, успокаивает, снимает напряжение, облегчает невралгии и мигрени, используется при лечении астмы, ларингита и др.

4. Синий - замедляет сердечную активность, действует седативно, успокаивающее действие может перейти в тормозящее, депрессию. Синие лучи применяют при лечении воспалительных заболеваний глаз, ветрянке, скарлатине и др.

Считается, что простые, чистые, яркие цвета действуют на человека как сильные, активные раздражители. Они удовлетворяют потребностям людей со здоровой, неутомленной нервной системой - дети, подростки, молодежь, крестьяне, люди физического труда, открытые, простые и прямые натуры. Сложные, малонасыщенные, разбавленные оттенки действуют, скорее, успокаивающе, чем возбуждающе, вызывают более сложные ощущения, отражают потребности субъектов достаточно высокого культурного уровня и предпочитаются чаще людьми среднего и пожилого возраста, интеллигентного труда, лицами с утомленной и тонко организованной нервной системой.

Вопросов психоэмоционального воздействия цвета касается и Василий Кандинский в работе «О духовном в искусстве» В. Кандинский писал: «Если блуждать взглядом по палитре красок, то возникает два главных последствия - рождается чисто физическое воздействие и... психическое воздействие».

Центральным положением концепции Кандинского можно считать утверждение о двух шкалах, определяющих психологическое воздействие цвета: «тепло-холод» и «светлота-темнота». В результате сочетания этих факторов рождаются четыре возможных «звука» красок. Краска «…или она: I) теплая и при этом 1) светлая или 2) темная, или же она: II) холодная и 1) светлая или 2) темная».

Как и Гете, Кандинский связывает с красками «активной стороны» (желтым, красным и оранжевым) идеи радости, торжества и богатства. Основную роль, при этом, он отводит желтому. Однако, если к желтому прибавить синий и сделать его «холоднее», рождается болезненное ощущение повышенной чувствительности. Кандинский сравнивает такой цвет с раздраженным человеком, которому мешают. Интенсивная желтая краска беспокоит человека, колет, возбуждает, действует на душу нагло и навязчиво.

Говоря о красном, Кандинский характеризует его, как живой, жизненный, беспокойный цвет, но, в отличие желтого, не легкомысленный. Красный выражает зрелость, силу, энергию, решимость, триумф, радость. В нем отсутствует безумие желтого. Углубление красного приводит к снижению его активности.

Оранжевый, полученный смешением теплого красного с родственным желтым, превращает «внутренне движение красного цвета» в движение «излучения, излияния в окружающее». Однако доминанта красного сохраняет в оранжевой краске «оттенок серьезности».

Фиолетовый, как охлажденный красный, Кандинский сравнивает с болезненным звуком, в основе которого лежит печаль.

Синий - «небесная краска», зовет человека к бесконечному. Углубленный синий выражает покой, а в сочетании с черным - печаль. Чем светлее синий, тем он беззвучнее и равнодушнее к человеку.

Из смешения желтой и синей красок рождается зеленый. Зеленый цвет – самый спокойный и бесстрастный: в нем отсутствуют движение и звук. Он благотворно действует на уставшего человека, поскольку никуда не зовет, но, вместе с тем, может и быстро прискучить. Абсолютное значение зеленого - пассивность. Будучи главным цветом лета, зеленый символизирует природу, погруженную в самодовольный покой. При добавлении желтого он оживляется, становится «моложе, веселее». И, наоборот, в сочетании с синим приобретает серьезность, вдумчивость.

Белый для Кандинского - символ бесконечности, молчания, холода, отсутствия материального мира. Однако это молчание не бездушное, но полное возможностей и предшествующее началу миру красок.

В отличие от белого, черный - это мертвое «ничто», олицетворяющее конец: без возможностей, без развития, без движения. Черный, по Кандинскому, - самая беззвучная краска.

Белый и черный находят (как и желтый с синим) равновесие между собой в сером. Это также беззвучная и бездвижная краска. Кандинский называет серый «безутешной неподвижностью». Особенно это касается темно-серого, который действует еще более безутешно и удушающе.

Если ваша цель – отделка помещения, предназначенного для отдыха, расслабления и умиротворения, например ванная комната или спальня, скорей всего вам подойдут голубой или зеленый. Если вам нужна активная энергетика, покрасьте комнату в желтые или красные тона. Но, при всем этом, не следует забывать, что у каждого из нас есть собственные цветовые предпочтения. Некоторые, например, воспринимают синий цвет как депрессивный, а другим, напротив, он напоминает океан. Что касается зеленого, то у кого-то этот цвет может ассоциироваться с завистью или ревностью, тогда как для большинства – это цвет живой природы и естественности. Кроме того, нужно еще учитывать свойства каждого конкретного помещения. К примеру, вы хотите иметь веселую, яркую кухню в желтых тонах, но она уже и так сильно освещается солнцем и/или флуоресцентными лампами – если вы покрасите стены желтой краской, то света станет слишком много, и он будет утомлять.

Цветовой круг

Базовым инструментом колористики служит цветовой круг.

Первая попытка привести видимые цвета в систему принадлежала Исааку Ньютону. Открытие Ньютона заключалось в том, что солнечный спектр содержит семь цветов. Ньютон создал объективную физическую основу систематики цвета, расположив семь спектральных цветов по кругу: : красный, оранжевый, желтый, зеленый, голубой, синий и фиолетовый. Он установил, что любой цвет можно получить из этих семи. Ньютон описал модель цветового круга при помощи цветомузыкальной аналогии: он делил окружность «…на семь частей … пропорциональных семи музыкальным тонам, или интервалам восьми звуков: соль, ля, фа, соль, ля, ми, фа, соль, содержащихся в октаве, т.е. пропорциональных числам: 1/9, 1/16, 1/10, 1/9, 1/10, 1/16, 1/9» (см. рисунок слева).

Приемы смешения, которыми пользовался Ньютон, не были безупречными. Но все законы оптического смешения были фактически предсказаны им. Он заметил и тот факт, что смешение фиолетового и красного цвета дает пурпурные цвета, которых нет в спектре. Таким образом, множество цветов оказалось не только непрерывным, но и замкнутым. Увидел Ньютон и то, что смешение не близких по спектру цветов всегда ведет к потере насыщенности, к подмеси белого (серого). Идея цветового круга была столько же естественным, сколько и удивительным следствием экспериментов гениального физика по смешению цветов, так же как идея самого смешения - естественным и удивительным следствием наблюдений над разложением солнечного луча. В конце XVIII века ярый противник Ньютона, И.В. Гeтe, дал классификацию цветов по физиологическо му принципу, на основе гармонии цвета и закономерностей цветового зрения. Он создал цветовой круг из шести частей (трех пар контрастных цветов) и вписал в него треугольник, в вершинах которого лежат три самых употребляемых художниками цвета: красный, желтый и синий. Гете предложил три вида цветовых сочетаний.

1 . «Гармоничные» - это сочетания дополнительных (контрастных) цветов, расположенных в круге напротив. Например, С и О, К и 3, Ф и Ж.

2. «Характерные» - это сочетания цветов, расположенных через один в круге. Например, К и Ж, О и 3.

3. «Нехарактерные» - это сочетания родственных цветов, расположенных в круге рядом друге другом. Например, К и О, О и Ж.

Цветовой круг Гете помогает увидеть, какие цвета усиливают друг друга, какие цвета получаются при смешении красок.

Сегодня используется двенадцатичастный цветовой круг, состоящий из 12 цветов: основных и составных второго и третьего порядка. Как известно, человек с нормальным зрением может определить три чистых цвета, не имеющих оттенков: чистый красный (не имеющий ни синеватого, ни желтоватого оттенка), чистый жёлтый (не имеющий ни синеватого, ни красноватого тона), и чистый синий (не имеющий ни зеленоватого, ни красноватого оттенков). Каждый цвет следует рассматривать на нейтральном сером фоне.

Основные цвета ( Primary ): Основной цвет – это цвет, который не может быть получен путем смешения других цветов. Таких цветов три. Их часто называют чистыми, поскольку все остальные цвета получают на их основе. К основным цветам относятся:

  1. Красный
  2. Синий
  3. Желтый

Составные цвета второго порядка (Secondary): получают смешением основных цветов. Их 4:

  1. Оранжевый
  2. Желтый
  3. Зеленый
  4. Фиолетовый

Составные цвета третьего порядка ( Tertiary ): получаются путем смешения основных цветов с составными цветами второго порядка. Их 6:

  1. желто-оранжевый
  2. красно-оранжевый
  3. красно-фиолетовый
  4. сине-фиолетовый
  5. сине-зеленый
  6. желто-зеленый

Основные цвета должны быть определены с максимально возможной точностью. Три основных цвета первого порядка размещаются в равностороннем треугольнике: жёлтый – у вершины, красный – справа внизу, синий – внизу слева. Затем данный треугольник вписывается в круг и на его основе выстраивается равносторонний шестиугольник. В образовавшиеся равнобедренные треугольники помещают три смешанных цвета, каждый из которых состоит из двух основных цветов, и получают цвета второго порядка: жёлтый + красный = оранжевый; жёлтый + синий = зелёный; красный + синий = фиолетовый. Все цвета второго порядка должны быть смешаны в равной пропорции и не должны склоняться ни к одному из своих компонентов. Оранжевый цвет не должен быть ни слишком красным, ни слишком жёлтым, а фиолетовый – ни слишком красным, ни слишком синим.

Затем на некотором расстоянии от первого чертится второй круг, и полученное между ними кольцо делится на двенадцать равных частей. Основные и составные цвета размещаются по месту их расположения. При этом между каждыми двумя цветами оставляют пустой сектор. В эти пустые сектора вводятся цвета третьего порядка, каждый из которых создаётся благодаря смешению цветов первого и второго порядка: жёлтый + оранжевый = жёлто-оранжевый; красный + оранжевый = красно-оранжевый; красный + фиолетовый = красно-фиолетовый; синий + фиолетовый = сине-фиолетовый; синий + зелёный = сине-зелёный; жёлтый + зелёный = жёлто-зелёный. Таким образом, возникает правильный цветовой круг из двенадцати цветов, в котором каждый цвет имеет своё неизменное место, а их последовательность имеет тот же порядок, что в радуге или в естественном спектре.

В двенадцатичастном круге все двенадцать цветов имеют равные отрезки, поэтому цвета, занимающие диаметрально противоположные места по отношению друг другу, оказываются дополнительными. Такая система даёт возможность мгновенно и точно представить себе все двенадцать цветов и легко расположить между ними все их вариации.

Месторасположение цвета на цветовом круге может подсказать, какие цвета сочетаются друг с другом.

Комплементарные цвета

Комплементарными называют цвета, расположенные на цветовом круге диаметрально противоположно друг другу. Эти цвета обычно хорошо сочетаются друг с другом. Например, синий и оранжевый.

Аналоговые цвета

Это цвета, расположенные на цветовом круге рядом. Они тоже хорошо сочетаются друг с другом, но не дают контраста комплементарных цветов. Обычно один цвет выбирается в качестве основного, а другой – в качестве дополнительного.

Триадные цвета

Триадные – это три любые цвета, составляющие на цветовом круге равносторонний треугольник. Воплотить цветовое решение, в основе которого лежит использование триадных цветов, обычно довольно сложно, но результат обычно получается очень сбалансированным.

Нейтральные цвета

Нейтральные цвета часто используются в домашних интерьерах, поскольку они очень хорошо сочетаются друг с другом и работать с ними легко. К нейтральным относятся:

  1. белый
  2. коричневый
  3. серый
  4. черный

Температура

Температура – это характеристика цвета по шкале «холодный – теплый». В общем и целом, синие и зеленые оттенки считаются холодными, а желтые и красные – теплыми. Опытным путем было установлено, что субъективное ощущение температуры в помещениях, окрашенных в сине-зеленые и красно-оранжевые тона, различается на 3–4 градуса. В сине-зелёном помещении люди начинают жаловаться на холод при температуре 15°, в то время как в красно-оранжевом помещении – лишь при температуре 11–12°.

Суть контрастного воздействия холодных и теплых цветов можно понять при помощи следующей сравнительной аналогии:

холодный – тёплый = теневой – солнечный;

прозрачный – непрозрачный;

успокаивающий – возбуждающий;

жидкий – густой;

воздушный – земной;

далёкий – близкий;

лёгкий – тяжёлый;

влажный – сухой.

Различные аспекты восприятия контраста «холод – тепло» говорят о его огромных выразительных возможностях. В природе более удалённые предметы в силу отделяющего их от нас воздушного слоя всегда кажутся более холодными, поэтому контраст холодного и тёплого обладает также свойством влиять на ощущение приближенности и удаленности изображения, превращаясь, тем самым в важнейшее изобразительное средство при передаче перспективы и пластических ощущений.

Поэтапный выбор цветового решения вашего интерьера

1. Спросите себя, какие цвета вам больше всего нравятся. Скорее всего, вам захочется декорировать комнату именно любимыми цветами.

2. Попытайтесь определить, что для вас означает каждый цвет. Нравится ли вам пурпурный, или он кажется вам вульгарным. А как насчет более темных или более светлых оттенков? Может быть, пойдет темно-пурпурный, или лучше взять светло-фиолетовый?

3. Вспомните свои любимые предметы искусства, декоративные украшения или безделушки. Есть ли в вашем доме картина или ваза, которые вам очень нравятся? Если так, то позаимствуйте цветовое решение у них.

4. С помощью цветового круга выясните, какие из выбранных вами цветов сочетаются друг с другом.

5. Начните постепенно. Не стоит сразу красить все комнаты в синий цвет, а то через неделю можно обнаружить, что вы ненавидите этот оттенок. Экспериментируйте и будьте готовы к ошибкам. Запомните, большинство из того, что вы натворите, можно будет переделать.

Выбрать подходящий колер краски порой бывает очень сложно. Существует десятки оттенков белого, не говоря уж о других цветах спектра. Кроме того, оценить, как на самом деле будет выглядеть ваша комната по пробному покрашенному вами участку стены площадью 2"x2" практически невозможно. Ниже предлагается несколько рекомендаций, которые помогут вам сдвинуть ремонт с мертвой точки. И помните, не бойтесь, добавить в интерьер немного красок!

Профессиональные дизайнеры подбирают сочетающиеся друг с другом краски с помощью цветового веера (см. на рис. выше). Вам тоже полезно будет его приобрести.

  1. Комплементарные цвета добавят в интерьер комнаты контраст и драматизм. Хорошо будут смотреться комбинации фиолетового и желтого, розового и зеленого.
  2. Монохроматические цвета, то есть оттенки одного цвета, такие как сливовый, фиолетовый и сиреневый, будут хорошо смотреться вместе, если вы подберете их в одной цветовой модели. Берите цвета, которые лежат на цветовом веере рядом.
  3. Аналоговые цвета, например, желтый и оранжевый или синий и пурпурный, создают более тонкий контраст, чем комплементарные цвета.

В дополнение можно привести еще несколько фактов, знание которых может помочь вам в выборе краски:

1) светлее и пастельные тона визуально делают помещение больше и создают ощущение воздуха;

2) темные и интенсивные цвета создают интимность и уют, но заставляют комнату казаться меньше;

3) холодные оттенки – синие, зеленые, мягкий пурпур – создают атмосферу спокойствия и расслабленности;

4) теплые оттенки – желтые, красные, оранжевые – делают комнату солнечной и веселой.

С древнейших времен и до наших дней цвет является неотъемлемой частью жизни человека. Цвет может управлять нашим вниманием, привлекать взгляд к главному, отвлекая от второстепенного, или наоборот. Этот материал рассказывает о теории цвета и гармоничных сочетаниях, восприятии и психологических характеристиках разных цветов.

Колористика. Теория цвета В. Оствальда.

С древнейших времен и до наших дней цвет является неотъемлемой частью жизни человека. Обращаясь к искусству прошедших столетий, мы видим, что человек находился в постоянном поиске утонченных цветовых решений. Цвет во все времена являлся способом художественного самовыражения того или иного народа. Цвет может управлять нашим вниманием, привлекать взгляд к главному, отвлекая от второстепенного, или наоборот.

Первую стройную систему цветов создал Леонардо да Винчи . Он не только установил, что многообразие цвета может быть ограничено: "Простых цветов шесть: белый, желтый, зеленый, синий, красный и черный", - но и выделил два возможных аспекта цветов: художественный и физический.

Знаменитый немецкий поэт Иоганн Вольфганг Гете создал огромный (1400 страниц) "Труд о природе цвета" и сам ценил его выше всех своих поэтических произведений. Гете рассматривал цвет комплексно, учитывая психологический и физиологический аспекты.

Колористика (от лат. color - цвет, краска) - наука о цвете, включающая знания о природе цвета, основных, составных и дополнительных цветах, характеристиках цвета, цветовых контрастах, смешении цветов, колорите, цветовой гармонии, цветовой культуре и языке цвета.

Колорит

Одним их важнейших средств эмоциональной и художественной выразительности служит колорит.

Колорит - это система соотношения цветов, образующая некое единство и являющаяся эстетическим выражением красочного разнообразия действительности.

По характеру цветовых сочетаний колорит может быть спокойным или напряженным, холодным или теплым, светлым или темным, а по степени насыщенности и силы цвета - ярким, сдержанным, блеклым и т.д. В любом произведении искусства (каким является и костюм) колорит образуется сложным и неповторимым взаимодействием красок.

Цвет характеризует не только эстетический смысл одежды, но и его символическое значение, объединяющее людей. Наши глаза способны различать огромное количество цветов. Но все это многообразие делится всего лишь на две группы: ахроматические (т.е. неокрашенные) - черный, белый и их смесь - серый; хроматические (т.е. окрашенные) - это все остальные цвета и оттенки. Для того чтобы грамотно и гармонично сочетать цвета в костюме, дизайнер должен знать их основные характеристики.

Характеристики хроматических цветов

1. Цветовой тон - это наличие в одном цвете примесей другого. Тон характеризует отличие одного цвета от другого.

Пример
В малиновом цвете присутствует синий, а в красно-оранжевом - желтый. Таким образом, эти цвета получаются смешением двух цветов: в первом случае красного и синего, во втором - красного и желтого. Значит, тон у этих двух цветов различен.

2. Насыщенность - это наличие чистого пигмента в цвете (например, насыщенный синий, насыщенный зеленый и т.д.).

3. Светлота - это наличие в цвете белого или черного пигмента. Самым светлым цветом является белый, самым темным - черный.

Пример
Одни и те же цветовые тона, взятые в различных светлотных отношениях, производят разное эмоциональное впечатление. Добавление в цвет черного создает ощущение тяжести, а тот же цвет с добавлением белого кажется легким, радостным и нежным.

Чем больше цвета отличаются один от другого по светлоте, насыщенности и цветовому тону, тем менее они гармонируют друг с другом.

Теория цветоделения В. Оствальда

Все многообразие основных характеристик цвета было представлено немецким ученым В. Оствальдом в его теории цветоделения. Он представил все цвета в виде замкнутого цветового тела, состоящего из двух конусов, объединенных общим основанием. Единой осью конусов является ахроматический ряд: верхняя точка - белый цвет, нижняя - черный.

По окружности основания расположены наиболее насыщенные спектральные цвета (цвета радуги), которые расположены в определенной последовательности: красный - оранжевый - желтый - зеленый - голубой - синий - фиолетовый. (Вы наверняка помните шутливую скороговорку, в которой первая буква каждого слова является первой буквой названия цвета: "Каждый охотник желает знать, где сидит фазан".)

Цветовой круг

На основе этой фигуры был разработан цветовой круг - одна из цветовых гармоний. Цветовой круг построен на контрастных парах (красный - зеленый, желтый - синий), или на четырех основных цветах, находящихся на концах диаметров круга. Между основными цветами находятся растяжки промежуточных цветов (от желтого до красного, от красного до синего, от синего до зеленого, от зеленого до желтого).

Если мы разделим цветовой круг по основным цветам на четыре четверти, то внутри каждой будет находиться своя гармония родственных цветов. Обратимся к каждой их них.

Верхняя правая четверть (I). В ней желтый цвет постепенно переходит в красный.

Нижняя правая четверть (II). В ней красный цвет переходит в синий.

Нижняя левая четверть (III). Синий переходит в зеленый.

Верхняя левая четверть (IV). Зеленый переходит в желтый.

Если обратить внимание на каждую четверть, то мы увидим, что внутри каждой четверти находятся родственные цвета. А если взять отдельно правую и левую половины круга, то сочетания цветов будут уже родственно-контрастны.

Сочетания родственных цветов - это сдержанная и уравновешенная цветовая гамма, в ней нет резких противопоставлений.

Сочетания родственно-контрастных цветов - это сочетания родственных цветов и контрастных пар. Они более ярки и дают более широкие возможности для творчества.

Но при сочетании родственно-контрастных цветов необходимо быть внимательными. Идеальными сочетаниями считаются сочетания таких двух цветов, в которых количество объединяющего главного цвета и количество контрастирующих главных цветов одинаково.

Особой гармоничностью обладают сочетания двух цветов, которые в круге расположены на концах вертикальных и горизонтальных хорд.

Теперь условно разделим круг на верхнюю и нижнюю половины. В верхней половине находится вся теплая гамма, в нижней - вся холодная.

Гармоничные сочетания цветов

Как уже было сказано раньше, цветовой круг построен на двух контрастных парах, расположенных друг против друга (красный - зеленый, желтый - синий).

Cуществуют гармонии контрастных цветов . Если мы проведем диаметры через центр круга, продолжим от красных до зеленых, то мы увидим, что каждому оттенку красного соответствует определенный оттенок зеленого. Но в дизайне сочетания двух цветов довольно редки. Наиболее выразительными считаются сочетания трех цветов.

Рассмотрим несколько вариантов гармоничного сочетания трех цветов.

1. Гармония образуется сочетанием цветов, расположенных в вершинах вписанного в круг равностороннего треугольника, у которого одна вершина - главный цвет, а противолежащая сторона - вертикальная или горизонтальная хорда.

2. Гармонию составляют цвета, расположенные в вершинах прямоугольных треугольников, у которых гипотенузы являются диаметрами круга, а катеты - вертикальные или горизонтальные хорды.

3. Гармонию составляют цвета, находящиеся в вершинах тупоугольных треугольников, у которых вершина тупого угла - один их главных цветов, а противолежащая сторона - вертикальная или горизонтальная хорда.

4. Кроме того, существуют еще и сочетания четырех родственно-контрастных цветов. Получить такие гармонии можно, вписав в круг прямоугольник. Цвета, расположенные на концах диагоналей прямоугольника, контрастны, другие пары - родственно-контрастны.

Воздействие цветов

Мы уже говорили о том, что цвет имеет символическое значение и служит средством самовыражения. Кроме того, цвет обладает и сильнейшим психологическим воздействием. Еще Гете заметил, что различные цвета вызывают определенное душевное состояние: желтый вызывает радость, синий навевает грусть, зеленый успокаивает.

Уже в античные времена цвета имели символическое значение. Так, белый цвет был закреплен за аристократией, а зеленый, серый и коричневый цвета были обычными цветами сельских жителей. Черный, пурпуровый, темно-зеленый и серый выражали печаль.

Проектируя костюм, дизайнер всегда должен помнить о том, что костюм - это самый "близкий" человеку предмет быта. Надевая на себя одежду, мы часто неосознанно формируем у себя определенное настроение.

Безусловно, цвет - это неотъемлемый элемент формы костюма. С помощью цвета мы способны получить дополнительную эстетическую информацию о функции костюма, о его предназначенности для той или иной социальной или возрастной группы и т.д.

Кроме того, цвет - это сигнал нашей личности, отражающий наше мироощущение, образ жизни и темперамент.

Пример
Люди, предпочитающие яркие цвета, чувствительны, эмоциональны. Если предпочтение отдается нейтральным цветам, то такой человек характеризуется строгим самоконтролем, педантичностью и малоэмоциональным отношением к миру.

Психическое воздействие цвета формировалось и развивалось вместе с эволюцией человека. В течение тысячелетий в сознании людей сформировались определенные взаимосвязи цветов с жизненными условиями.

Цвета являлись символами жизни и смерти, радости и горя. Но у разных народов один и тот же цвет служил выражением различных эмоций.

Пример
У европейцев белый цвет олицетворяет чистоту и невинность, а в Японии белая одежда - символ траура.

Восприятие цветов

Эмоциональное восприятие столь же сложно и многогранно. Так, цвета огня и солнца (красный и оранжевый) мы воспринимаем как теплые, а цвета воды и льда (голубые и синие) - холодные. Все светлые цвета кажутся нам легкими и воздушными, а темные - тяжелыми и основательными.

Выбирая цвет костюма для вечеринки, помните о том, что при искусственном освещении цвета меняют свои характеристики. Так, при слабом освещении оранжевые и красные цвета блекнут, "гаснут", а синие и сине-зеленые становятся более активными и яркими, при плохом сумеречном освещении красные и оранжевые становятся глубже и как бы уходят на второй план, а зеленые и синие наоборот светлеют и выходят на первый план.

Теплые, свежие, чистые цвета вызывают ощущение радости, бодрости и благополучия (это золотистый, желтый, оранжевый, и розовый), холодные и малонасыщенные цвета кажутся грустными, печальными и унылыми.

Давно известно, что реакции людей на цвет очень схожи и что цвета обладают вполне объективными свойствами, знание которых поможет правильно подбирать и гармонично сочетать цвета друг с другом, добиваясь создания с помощью одежды желаемого имиджа.

Значения цветов

- Красный цвет в одежде отражает готовность к действию, импульсивность, авторитетность. Положительно воздействует, если составляет не более 50% всего внешнего облика.
- Синий цвет придает солидность, уверенность, духовность и приверженность традициям.
- Желтый вносит в костюм коммуникабельность, непостоянство. В больших количествах утомляет. В сочетании с серым и синим создает эффект интеллектуальности.
- Темно-зеленый цвет - это стабильность, кредитоспособность, консерватизм.
- Одежда в коричневых тонах вызывает ощущение доверия, стабильности, предсказуемости.
- Светло-серый костюм - это сдержанность и интеллигентность. Серый в сочетании с розовым - элегантность.
- Белый создает дистанцию, поэтому в деловом костюме должен использоваться осторожно.

Конечно же, у человека существует огромное количество оттенков настроения, и столь же велико и количество цветовых оттенков. Многие художники обращались к проблеме воздействия цвета на психику и даже пытались построить теории, как с помощью колористического решения создать определенные эмоциональные состояния.

Эмоционально-психологические характеристики цвета

- Еcли Вы создаете ансамбль из двух или более светлых оттенков, позаботьтесь о том, чтобы один из них был доминирующим, иначе Ваш образ будет расплывчатым.
- Белый считается цветом-хамелеоном: он легко сочетается со всеми остальными цветами.
- Следует помнить, что розовый цвет полнит. Его лучше использовать для отделки, а в качестве основного тона выбрать более темный.
- Не допускайте границ между цветом, фактурой или рисунком ткани в том месте, которое Вы хотели бы скрыть.

Завершая урок, отметим, что современная мода очень демократична и не оказывает предпочтения какому-либо цвету. Появляется огромное количество новых цветов: цвет металла, серебра, золота, старой бронзы, мыльных пузырей, блестящих поверхностей и светящихся "кислотных" цветов. Каждый дизайнер отдает предпочтение тому или иному цвету и имеет свою стратегию цвета.

Пример
Японский дизайнер И. Мияке использует только "радостные" цвета. Он считает, что одежда должна вызывать положительные эмоции и радость. Французский кутюрье К. Лакруа обладает редким колористическим даром. В своих моделях он применяет неожиданные сочетания тканей, рисунков и фактур.

Выбирая отдельные цвета, оттенки и сочетания, дизайнер придает костюму определенную эмоциональную окраску: праздничную, деловую, грустную или трагичную. Как мы уже неоднократно говорили, современная мода не диктует, а рекомендует. Поэтому, выбирая цветовую гамму, советуйтесь с модным направлением, но предпочтение отдавайте той цветовой гамме, которая Вам наиболее симпатична.

Колористика волос строится на научной основе – познания цветовых и химических законов, мастерстве парикмахера-колориста.

Современная колористика – мода на уникальность и абсолютную индивидуальность

Колористика подразделяется на несколько разновидностей, основными из которых считают:

  • брондирование;
  • мелирование;
  • балаяж;
  • омбре.

При блондировании мастер тщательно распределяет различные оттенки светлых тонов на всю длину волос каждой пряди. Красиво смотрится этот вид на русых волосах.

Брондирование на русых прямых волосах. Результаты до и после окрашивания

Выполняя мелирование волос, парикмахер обесцвечивает выбранные пряди . Количество светлых прядей зависит от пожеланий клиента и может составлять от 10% и до более 50%.


Мелирование на темные волосы

Иногда для окрашенных прядей дополнительно нейтрализуют оттенки, получившиеся при окрашивании, применяя правила колористики.

При проведении техники омбре мастер достигает плавности перехода , начиная с очень темной прикорневой зоны до самых осветленных кончиков волос.


Длинные прямые волосы, окрашенные в технике Омбре

Особенности колористики по цветотипам внешности

Для получения необходимого тона краска разбавляется определенными пигментами:

1 упаковку краски (60 мл) корректируют цвет 4 граммами пигмента. При получении некрасивого или не того, который желателен, цвета волос специалисты не рекомендуют их осветлять, получится грязный непривлекательный цвет.

В этом случае исправлять окрашивание лучше у профессиональных мастеров, имеющих богатый опыт и необходимые средства.

Почему важно знать теорию цвета, про сочетания цветов, как это применять в колористике

Важно знать! Для колористики волос, смешивании красок и цветов – важна подборка сочетающихся тонов, соединение их в точной пропорции. Профессионалы смешивают краски близкие по тональности, отвечающие правилам правильного совмещения:

  • медный оттенок с коричневым;
  • баклажанный с темно-фиолетовым;
  • карамельный с золотисто-русым.

Не разрешается мешать больше 3 разных по тону красок. Прическа приобретет контраст, если на темные волосы нанести белые пряди.

Обратите внимание! Правильное смешивание красок и цветов в колористике сможет визуально изменить форму лица, скорректировать части прически определенными цветовыми оттенками.

Правила смешивания красок разных оттенков

Владеют правилами сложнейшей технологии смешивания различных оттенков красок опытные профессионалы, умеющие оценить:

  • волосы – состояние, структуру;
  • кожу головы – чувствительная, сухая, наличие раздражения.

Специалисты отмечают 4 цветотипа: холодные – лето и зима, теплые – осень и весна.

природный цветотип на противоположный менять нежелательно.

Светловолосым женщинам, относящимся к цветотипу «лето», лучше делать окрашивание пшеничными, пепельными и платиновыми тонами. Темноволосым представительницам прекрасного пола, принадлежащих к этому цветотипу, подойдут различные коричневые тона.

Светлые волосы цветотипа «весна» окрашивают красками, подходящими к натуральному цвету, золотистыми и медовыми тонами. Для темных волос этого цветотипа выбирают карамель и орех.

Ярким представительницам «осени» особенно подходят насыщенные тона красок – рыжий, золотистый, медный.

Опытные стилисты цветовую гамму красок для волос определяют по глазам.


Обладательницам серо-голубых глаз больше всего подойдут светлые тона волос

Зеленоглазым женщинам предлагаются теплые оттенки. Если присутствуют в радужной оболочке глаз желтоватые вкрапления, рекомендуется краска оранжевой и красной палитры. Если глаза отличаются малахитовым оттенком, гармонирует каштановый, темно-русый тон.

При голубых глазах красиво выглядят светлые тона . Коричневатые вкрапления на радужной оболочке голубоглазых предполагают окрашивание карамельными или рыжими оттенками. Ярко синие глаза – хорошо подойдут коричневые тона. Серо-голубые лучше всего окрашивать светлыми тонами.

Для темно-карих глаз со смуглой кожей – каштановые или шоколадные тона. Если при темно-карих глазах светлая кожа, следует окрашивать рыжими оттенками. Для светло-карих глаз рекомендуются золотистые тона.

Сероглазым женщинам подходят все тона , но лучше не использовать слишком темных оттенков.

Смешивают краски для колористики волос близкими по тону цветами палитры, точный подбор осуществляется с использованием, прилагаемых таблиц цветовых оттенков.

Нельзя смешивать краски, выпускаемые разными фирмами.

Производители имеют собственную палитру, отличную от других. Желательный результат получается при правильном расчете пропорции и количества краски.

Неравномерно окрашенные и волосы с сединой специалисты рекомендуют – сначала окрасить в натуральный цвет, а затем подбирать и смешивать оттенки. На разных по типу и структуре волосах одинаковые оттенки смотрятся по-разному, а временная выдержка влияет на цветовую насыщенность.

Запрещается разводить краску в посуде из металла, подходит из стекла, керамики, пластмассы.

В каких пропорциях смешивать краски

На разные по длине волосы применяют разное количество краски:

  • короткие волосы – 1 упаковка (60 мл);
  • средние волосы – 2 упаковки (120 мл);
  • длинные волосы – 3 упаковки (180 мл).

Для получения оттенка, указанного на упаковке, при разведении краски добавляют 3% окислитель. Смешивая краски для колористики волос, берут их в одинаковых пропорциях или добавляют большее количество краски, цвет, которой желают получить.

Например, при смешивании карамельного и золотисто-русого, добавляя больше золотисто-русого, получается более насыщенный золотистый оттенок.

Важно помнить! Разработанные фирмами производителями палитры цветов являются сложными по тональности красками, заключающими различное количественное содержание пигментов: серо-зеленого, синего, красного и желтого.

Молекулы этих красителей различаются по размеру:

  1. Наименьшая молекула принадлежит серо-зеленому пигменту, окрашивая волос, он распространяется в нем первым.
  2. Следующим по размеру идет синий, который будет следующим, занимающим место в структуре волоса.
  3. Красный побольше первых двух, у него остается маленькая возможность занять место в окрашенном волосе.
  4. Больше всех желтый пигмент, у него совсем нет места во внутренней части волоса, он обволакивает его внешнюю сторону. Шампунь желтый пигмент быстро смывает.

Состав красителей – что важно знать?

Неокрашенные природные волосы содержат 3 основных цвета . Разное их сочетание определяет натуральный цвет волос.

Три основных природных цвета: синий, красный и желтый

В колористике волос при смешивании красок и цветов гамма цветов распределяется по уровням с 1 по 10: начинается с 1 — очень черный и заканчивая 10 – самый светлый. В волосах с 8-10 уровня находится 1 желтый пигмент, с 4-7 уровни присутствует красный и желтый цвет, получаются коричневые оттенки.

Самые высокие уровни 1-3 имеют наличие синего пигмента в соединении с красным, желтый отсутствует полностью.

Краски для волос всех фирм производителей обозначаются цифрами, по ним определяют ее тон:

  • первая – принадлежность к степени светлости;
  • вторая – к основному цвету (до 75% состава краски);
  • третья – нюанс цвета.

Вторичные цвета

Смешивая граничащие цвета приобретают вторичные:

  • оранжевый – желтый и красный;
  • фиолетовый – красный и синий;
  • зеленый – синий и желтый.

Каждый из 3 основных цветов имеет противоположный цвет (противоцвет) , способствующий нейтрализации различных оттенков:

Каждый из 3-х основных цветов имеет противоцвет
  • красный гасится зеленым;
  • синий – оранжевым;
  • желтый – фиолетовым.

Профессионалы рассчитывают и убирают по этому принципу неудачные оттенки.

Третичные цвета

Соединяя основные и вторичные цветовые границы, приобретают третичные оттенки.

При колористике волос, смешивании красок и цветов получаются красивые оттенки, например, совместив бежевый оттенок с холодным фиолетом — изысканная платина. Блондинку с серо-зелеными волосами поправляют добавлением рыжего, красноту нейтрализуют табачным оттенком.

Важно помнить! На совсем обесцвеченных волосах желаемые оттенки не получаются, они становятся более светлыми, например, фиолетовый оттенок на белых волосах превращается в сиреневый. При незначительном содержании в волосах желтого пигмента выходит:

  1. Розовый цвет приобретает рыжеватый оттенок.
  2. Сиреневый нейтрализует желтизну остается платина.

Темнее оттенки выходят на натуральных неокрашенных волосах.

Гармоничные цвета

Гармония близлежащих цветов – это наличие одного основного цвета. Гармоничные цвета берутся из интервалов одного главного цвета до последующего главного цвета. Они имеют 4 подвида.

Гармония этих цветов – приводит к равновесию, изменяя их светлоту и насыщенность при колористике волос, смешивании красок и цветов. При добавлении к ним белого или черного цветов происходит гармония сочетания с выделением одного насыщенного цвета.


Круг Освальда — основа колористики, определяющая законы формирования оттенков. Смешивание красок и цветов для изменения цвета волос проводится в соответствии с его рекомендациями

Монохромные цвета

При монохромном сочетании происходит сочетание цветов одной цветовой гаммы, с имеющими светлыми и насыщенными оттенками. В парикмахерском искусстве часто используется подобное спокойное сочетание.

Ахроматические цвета

Ахроматическое сочетание цветов по сути близко к монохроматическому сочетанию, в некоторых источниках не выделяется отдельно. В его основе лежит два или несколько ахроматических цветов.

Классическим сочетанием этого гармонического ряда считается постепенный переход от белого к черному. Прически, сделанные в этом стиле, подчеркивают достоинство и стабильность.


Ахроматическое сочетание цветов

Сложные цветовые оттенки каждый производитель изготовляет, используя разные пропорции, что придает продукции собственный оттенок.

Некоторые фирмы добавляют нейтрализующий пигмент, но не всегда. Сложность окрашивания с получением желаемого эффекта – тщательно изучать состав красок.

Пепельные оттенки

В окрашивании волос в салонах, особенно при омбре, популярны пепельные оттенки.

Результаты окрашивания пепельными оттенками могут отличаться от ожидаемых. Потому следует учесть ряд нюансов:

  • пепельный оттенок на осветленных волосах выглядит чрезмерно серым или грязным;
  • он придает потемнение волосам;
  • при наличии желтизны создает зеленый отлив;
  • подходит юным девушкам, остальные женщины выглядят старше.

Пепельный оттенок больше всего подходит юным девушкам

Умелые руки профессионала позволят избежать побочных эффектов и получить желаемый результат при учете следующих особенностей пепельной краски:

  • в пепельном оттенке находится много синего пигмента;
  • особенностью краски является наличие у разных производителей различающихся оттенков;
  • пепельные оттенки разных фирм различаются по плотности пигмента;
  • эта краска при осветлении убирает оранжевый оттенок.

Прежде чем приступить к колористике волос, следует определить несколько моментов:

  • правильно установить глубину, имеющегося в волосах тона;
  • понять, какой цвет волос желает получить клиент;
  • принять решение по поводу дополнительного осветления волос;
  • понять — получится ли после процедур ненужный оттенок, подлежащий нейтрализации, и определить цвет.

Важно правильно определить уровень глубины тона волос

Колористика волос, смешивание нескольких красок различных цветов в прическе способствует созданию неповторимого индивидуального имиджа. Этот вид окрашивания подходит для волос разной длины: от коротких креативных стрижек до красивых локонов.

Специалисты настаивают на соблюдении чувства меры, чтобы не было переливов безвкусных ярких пятен. Соблюдать равновесие мастерам помогают теория колористики, бесценная практика, приносящая опыт.

Квалифицированные парикмахеры предупреждают – нельзя необдуманно экспериментировать без четких знаний законов получения цветовых комбинаций.


Таблица смешивания красок для волос

Как правильно выполнять окрашивание волос, используя технику колористики

Перед колористикой волос, смешав краски и цвета, придерживаются советов специалистов:

  1. Не рекомендуется в течение недели перед окрашиванием пользоваться масками, так как находящиеся в их составе специальные вещества обволакивают волос и могут изменить ожидаемый результат окраски.
  2. Не моется голова перед окрашиванием: кожные покровы на голове не пострадают от окислителя, благодаря выделившемуся жиру.
  3. Наносится краска на сухие волосы, мокрые разбавляют ее, цвет потеряет насыщенность.
  4. Для облегченного распределения краски, волосы разделяются на пряди и наносится краска одинаково и быстро.
  5. Наносится краска повторно сначала на прикорневую зону, спустя 20 минут распределить на всю длину.
  6. Выполнять процедуру в перчатках, защищающих руки.
  7. Смывать краску постепенно, смочить, вспенить. Потом промыть голову шампунем и нанести бальзам.

Краски должны предназначаться для профессионального использования и принадлежать одному производителю.

Смешивание красок и цветов в колористике волос следует проводить пошагово:

  1. Внимательно изучить инструкцию . Смешать краски отдельно.
  2. Смешать краски вместе в выбранной пропорции.
  3. Размешать тщательно состав и распределить по волосам смесь. Краску наносят немедленно после приготовления, т.к. срок пригодности разведенного красящего состава недолгий.
  4. Держать краску на волосах согласно инструкции, после чего помыть голову.

Обратите внимание! Разведенные и смешанные краски нельзя хранить. Спустя 30 минут произойдет реакция с воздушными массами и краска испортится. Разноцветную смесь нужно использовать за один прием.

По записям определяют:

  • понравившийся цвет, не надо вспоминать – какие оттенки использовались при смешивании;
  • продолжительность – какое время не смывается окрашивание;
  • не подошедший оттенок – какие цвета не следует смешивать.

Профессионалы предупреждают от некоторых тонов красок освободиться сложно. Сначала потребуется вывести не понравившийся цвет, а затем проводить окраску волос снова. Эти действия повлияют на состояние кожи на голове и волосы.

Посоветовавшись со специалистами, можно понять, какие краски больше идут к типу кожи и форме лица и обрести особый индивидуальный цвет волос, подчеркивающий неповторимый женский образ. Будьте здоровы и красивы!

Полезные видео-материалы на тему: Колористика волос. Смешивание красок и цветов

Как правильно смешивать краски для волос:

Краткий курс по основам колористики:

Посмотреть, как подобрать оттенок для волос можно здесь:

Схема № 1. Комплиментарное сочетание

Комплиментарными, или дополнительными, контрастными, являются цвета, которые расположены на противоположных сторонах цветового круга Иттена. Выглядит их сочетание очень живо и энергично, особенно при максимальной насыщенности цвета.

Схема № 3. Аналогичное сочетание

Сочетание от 2 до 5 цветов, расположенных рядом друг с другом на цветовом круге (в идеале — 2-3 цвета). Впечатление: спокойное, располагающее. Пример сочетания аналогичных приглушенных цветов: желто-оранжевый, желтый, желто-зеленый, зеленый, сине-зеленый.

Схема № 4. Раздельно-комплиментарное сочетание

Вариант комплиментарного сочетания цветов, только вместо противоположного цвета используются соседние для него цвета. Сочетание основного цвета и двух дополнительных. Выглядит эта схема почти настолько же контрастно, но не настолько напряженно. Если вы не уверены, что сможете правильно использовать комплиментарные сочетания, — используйте раздельно-комплиментарные.

Схема № 5. Тетрада — сочетание 4 цветов

Цветовая схема, где один цвет — основной, два — дополняющие, а еще один выделяет акценты. Пример: сине-зеленый, сине-фиолетовый, красно-оранжевый, желто-оранжевый.

Схема № 6. Квадрат

Сочетание 4 цветов, равноудаленных друг от друга. Цвета здесь несхожи по тону, но также комплиментарны. За счет этого образ будет динамичным, игривым и ярким. Пример: фиолетовый, красно-оранжевый, желтый, сине-зеленый.

Сочетания отдельных цветов

  • Белый: сочетается со всем. Наилучшее сочетание с синим, красным и черным.
  • Бежевый: с голубым, коричневым, изумрудным, черным, красным, белым.
  • Серый: с цветом фуксии, красным, фиолетовым, розовым, синим.
  • Розовый: с коричневым, белым, цветом зеленой мяты, оливковым, серым, бирюзовым, нежно-голубым.
  • Фуксия (темно-розовый): с серым, желто-коричневым, цветом лайма, зеленой мяты, коричневым.
  • Красный: с желтым, белым, бурым, зеленым, синим и черным.
  • Томатно-красный: голубой, цвет зеленой мяты, песчаный, сливочно-белый, серый.
  • Вишнево-красный: лазурный, серый, светло-оранжевый, песчаный, бледно-желтый, бежевый.
  • Малиново-красный: белый, черный, цвет дамасской розы.
  • Коричневый: ярко-голубой, кремовый, розовый, палевый, зеленый, бежевый.
  • Светло-коричневый: бледно-желтый, кремово-белый, синий, зеленый, пурпурный, красный.
  • Темно-коричневый: лимонно-желтый, голубой, цвет зеленой мяты, пурпурно-розовый, цветом лайма.
  • Рыжевато-коричневый: розовый, темно-коричневый, синий, зеленый, пурпурный.
  • Оранжевый: голубой, синий, лиловый, фиолетовый, белый, черный.
  • Светло-оранжевый: серый, коричневый, оливковый.
  • Темно-оранжевый: бледно-желтый, оливковый, коричневый, вишневый.
  • Желтый: синий, лиловый, светло-голубой, фиолетовый, серый, черный.
  • Лимонно-желтый: вишнево-красный, коричневый, синий, серый.
  • Бледно-желтый: цвет фуксии, серый, коричневый, оттенки красного, желтовато-коричневый, синий, пурпурный.
  • Золотисто-желтый: серый, коричневый, лазурный, красный, черный.
  • Оливковый: апельсиновый, светло-коричневый, коричневый.
  • Зеленый: золотисто-коричневый, оранжевый, салатный, желтый, коричневый, серый, кремовый, черный, сливочно-белый.
  • Салатный цвет: коричневый, желтовато-коричневый, палевый, серый, темно-синий, красный, серый.
  • Бирюзовый: цвет фуксии, вишнево-красный, желтый, коричневый, кремовый, темно-фиолетовый.
  • Электрик красив в сочетании с золотисто-желтым, коричневым, светло-коричневым, серым или серебряным.
  • Голубой: красный, серый, коричневый, оранжевый, розовый, белый, желтый.
  • Темно-синий: светло-лиловый, голубой, желтовато-зеленый, коричневый, серый, бледно-желтый, оранжевый, зеленый, красный, белый.
  • Лиловый: оранжевый, розовый, темно-фиолетовый, оливковый, серый, желтый, белый.
  • Темно-фиолетовый: золотисто-коричневый, бледно-желтый, серый, бирюзовый, цвет зеленой мяты, светло-оранжевый.
  • Черный универсален, элегантен, смотрится во всех сочетаниях, лучше всего с оранжевым, розовым, салатным, белым, красным, сиреневатым или желтым.