Конспект занятия для детей старшей и подготовительной групп «Мои друзья всегда со мной. «Когда мои друзья со мной». Конспект интегрированного занятия в старшей группе

17.05.2019

Цель: Уточнить представления детей о том, что значит «уметь дружить», научить осмысливать и оценивать ситуацию, самостоятельно понимать мотивы поведения и соотносить эти мотивы существующим нормам поведения, познакомить с пословицами и поговорками о дружбе.

Материалы: Игрушка Буратино, записи песен В. Шаинского «Если с другом вышел в путь», «Настоящий друг», клубок ниток, телевизор, мультфильм «Мир похож на цветной луг» на DVD

Предварительная работа : Оформление книги о дружбе, заучивание стихов, песен о дружбе. Чтение и обсуждение рассказов о дружбе, разучивание коммуникативной игры «Клубочек».

Ход беседы:

1. Решение проблемы.

Дети стоят в кругу с воспитателем.

Воспитатель: Ребята, представляете. Прихожу я сегодня на работу, вдруг слышу, как под дверью кто-то пищит. Угадайте, кого я увидела?

У отца был мальчик странный,

Необычный, деревянный.

Всюду нос суёт он длинный.

Кто же это? (Буратино).

Отгадали! Молодцы! Буратино рассказал мне такую историю. Он с Мальвиной сидел на полянке. Буратино рисовал, а Мальвина сматывала нитки в клубок. Буратино так старался. Что весь перемазался в краске. Мальвина – известная чистюля. Попросила Буратино пойти умыться. А он заупрямился, рассердился на неё, отобрал у неё вот этот клубок ниток и убежал искать себе новых друзей. Вот так он попал в наш детский сад.

Воспитатель: Буратино, зачем ты отобрал у Мальвины клубок?

Буратино: Не знаю, просто так.

Воспитатель: А давай мы с ребятами покажем тебе, как можно поиграть с этим клубочком.

Буратино: Ой, как интересно!

Проводится игра «Клубочек» (по кругу)

Посмотрите. Ребята, на клубочек. Сейчас я возьму его в левую руку, обмотаю вокруг большого пальца, потом передам Юле, которая стоит справа от меня. (Дети по очереди дублируют действия воспитателя, а воспитатель направляет детей).

Воспитатель: И снова клубочек вернулся ко мне. Ниточка не порвалась, она состоит из множества тонких нитей, которые переплелись вместе и стали прочными и крепкими. Так и у нас: ниточка связала нас, и дружба наша стала крепче.

Собрались все дети в круг

Ты мой друг и я твой друг.

Вместе за руки возьмёмся

И друг другу улыбнёмся.

(Воспитатель сматывает нитки, дети рассаживаются на коврике).

2. Беседа.

Воспитатель: Ребята, а как вы думаете, правильно поступил Буратино, отобрав у Мальвины клубок?

Дети: Нет, не правильно. Он обидел Мальвину.

Воспитатель: Да, так настоящие друзья не поступают никогда. Я надеюсь, что Буратино извинится и помирится с Мальвиной. А сейчас, пусть Буратино останется у нас и послушает что же такое «дружба» и кто такой «настоящий друг».

Буратино: Конечно, я останусь, мне очень-очень всё это хочется узнать.

Воспитатель : Женя, а у тебя есть друг?

Женя: Да. У меня есть друг, его зовут…

(спросить несколько детей)

Воспитатель: Почему вы считаете их хорошими друзьями?

Дети : (ответы детей) Мой друг хороший. Он делится игрушками. Мой друг никогда меня не обижает, помогает мне. Он весёлый и добрый…

Воспитатель: А как ты ласково называешь друга?

(Ответы детей).

Воспитатель: А может ли твоим другом быть взрослый человек? (бабушка, папа, мама, дедушка)

Дети: Да, ведь они нас любят, заботятся о нас, читают нам книги. Учат нас, покупают нам игрушки, конфеты…

Воспитатель: Как вы думаете. Может ли собака быть вашим другом?

Дети: Да, может. Она защищает нас от злых людей, играет с нами. Другом может быть любое домашнее животное, которое живёт в доме.

Воспитатель: Что нужно делать, чтобы дружба была крепкая?

Дети: Надо не ссориться, делиться игрушками. Помогать друг другу, заботиться о друзьях…

Воспитатель: Молодцы, вы хорошо рассказали, как надо дружить. Тот, кто

хорошо дружит – не ссорится, делиться игрушками, заботится о товарищах, а если друг не знает, как поступить правильно, поможет ему, научит. Если друг вдруг загрустил – придумает, как его развеселить.

Друг

Друг - это тот, кто тебя понимает.

Друг - это тот, кто с тобою страдает.

Друг не покинет тебя никогда

Друг остается с тобой навсегда.

Друг никогда тебя не обидит,

Друг - это тот, кто тебя насквозь видит.

И если с тобой приключится беда,

Только от друга жди помощь тогда...

Друг и советом мудрым поможет,

Если тебя изнутри что-то гложит.

И если вдруг стало тебе "горячо",

Ты обопрись на друга плечо.

Лишь другу ты можешь доверить секрет,

Ведь между друзьями предательства нет.

И тот у кого миллионы друзей,

Намного богаче всех королей.

И даже когда никого нет вокруг

Незримо с тобою твой лучший друг...

Не думайте, что если вы поменяете друга, новый будет лучше. В пословице говориться: «Старый друг, лучше новых двух».

Буратино, ты понял, о чём говорили ребята?

Буратино: Понял. Надо друзей беречь, не обижать их.

3. Физкультминутка.

Подойдите к своему другу, возьмите его за руку и мы вместе со своими друзьями отправимся в путь (инсценировка песни «Если с другом вышел в путь»).

4. Моделирование ситуаций.

(Дети садятся на стульчики).

Воспитатель: А сейчас мы с вами вместе обсудим некоторые ситуации.

1. Чтение стихотворения:

Подарок

Елена Благинина

Пришла ко мне подружка,

И мы играли с ней.

И вот одна игрушка

Вдруг приглянулась ей:

Лягушка заводная,

Весёлая, смешная.

Мне скучно без игрушки -

Любимая была, -

А всё-таки подружке

Лягушку отдала.

Правильно ли поступила девочки? Как ты будешь вести себя в этом случае?

2.Твой друг заболел. Что ты будешь делать?

3. Как поведёт себя ваш друг, если вы попадёте в беду?

5. Традиция группы.

Давайте встанем в круг, положим, друг другу руки на плечи и скажем наше ежедневное приветствие:

Только смелый и упорный

Доберётся к цели бодро.

А ещё в дороге нужно:

Знать секреты прочной дружбы.

Один за всех, все за одного.

6. Домашнее задание. Заключение.

Воспитатель: Ребята, было бы очень хорошо, если бы вы с папами и мамами выучили новые пословицы и поговорки о дружбе. Договорились? Это ваше домашнее задание. Буратино, ты узнал что-нибудь новое и интересное для себя? А теперь я предлагаю вам посмотреть фрагмент мультфильма «Мир похож на цветной луг».

DVD мультфильм «Мир похож на цветной луг».

Буратино: Мне так у вас понравилось. Я понял, что зря обидел Мальвину. Мне так хочется побыстрее всё исправить, извиниться.

Воспитатель: Ребята, давайте отдадим Буратино клубочек. Он отдаст его Мальвине, помириться с ней, научит своих друзей нашим замечательным играм. До свидания, Буратино! Приходи к нам ещё, мы будем рады видеть тебя и твоих друзей.

Буратино: До свидания. Приду обязательно.

Цель: закрепить понятие «друзья», совершенствовать значение слов «знакомые», «друзья»; ценить дружбу, беречь ее;

развивать умение выражать свои мысли сложными предложениями;


развивать умения аргументировать свою точку зрения;

формировать нравственные качества, обучающие: умению дружить, беречь дружбу, общаться в коллективе;

воспитывать доброжелательность, уважение друг к другу;

воспитывать чувство взаимовыручки, взаимопомощи; прививать любовь, бережное отношение ко всему живому (растениям, птицам, животным)

содействовать формированию дружного коллектива.

Скачать:


Предварительный просмотр:

Конспект интегрированного занятия для детей старшей группы

Тема: «Мои друзья».

Цель: закрепить понятие «друзья», совершенствовать значение слов «знакомые», «друзья»; ценить дружбу, беречь ее;

развивать умение выражать свои мысли сложными предложениями;

помочь детям осознать, что друзьями могут быть и взрослые, и сверстники, и животные, и игрушки, и кто-то, кого они придумали сами;
развивать умения аргументировать свою точку зрения;

формировать нравственные качества, обучающие: умению дружить, беречь дружбу, общаться в коллективе;

воспитывать доброжелательность, уважение друг к другу;

воспитывать чувство взаимовыручки, взаимопомощи; прививать любовь, бережное отношение ко всему живому (растениям, птицам, животным)

содействовать формированию дружного коллектива.

Ход НОД.

Дети сидят в кругу. Взявшись за руки.

Настал новый день! Как хорошо, что мы сегодня здесь все вместе. Возьмите за руку того, кто сидит рядом с вами. Почувствуйте тепло ваших друзей, которые будут вам добрыми помощниками. Пожелайте им доброго здоровья и хорошего настроения. Я вам желаю внимательного и бережного отношения друг к другу.

Ребята, давайте произнесем нашу речевку:

Детский сад - наш добрый дом,

Хорошо нам будет в нем.

Вместе будем мы играть.

Веселиться, рисовать.

Затем соединяют правые руки в центре круга, накладывая их одна на другую, и говорят девиз: «Один за всех и все за одного».

Ребята, сегодня мы будем говорить о дружбе. Давайте все вместе споем знакомую, хорошую песню, которая называется «Песня о дружбе».

Дружба крепкая не сломается,

Не расклеится от дождей и вьюг:

Друг в беде не бросит,

Лишнего не спросит-

Мы поссоримся и помиримся.

«Не разлить водой»,- шутят все вокруг.

В полдень или в полночь

Друг придет на помощь-

Вот что значит настоящий лучший друг.

Друг всегда меня сможет выручить,

Если что-нибудь приключится вдруг.

Нужным быть кому-то

В трудную минуту-

Вот что значит настоящий, верный друг.

Дети, о чем говорится в этой песне? (ответы детей).

Что такое дружба? ? (ответы детей).

А у нас в группе дети умеют дружить? (ответы детей).

Назовите каждый своего самого лучшего друга, расскажите, какой он. (Рассказы детей о друзьях по желанию.)

Дети, а бывает такое, что друзья ссорятся? ? (ответы детей).

Кому нравится ссорится с друзьями? ? (ответы детей).

Что надо делать, чтобы не ссориться? (ответы детей).

(Делиться игрушками, не драться, уступать друг другу в игре, соблюдать правила игры, уважать мнение и желание друга, не обижаться, не жаловаться, уметь прощать…)

А теперь рассмотрим картинки с иллюстрациями следующих ситуаций.

Ситуации.

1. Мальчики играют в мяч, а девочки стоят рядом и плачут.

Вывод: (ответы детей).

2. Мальчик играют с красивой игрушкой девочка сидит рядом.

Вывод: (ответы детей).

3. Девочки читают одну книжку.

Вывод: (ответы детей).

4. Мальчики качаются на качели.

Вывод: (ответы детей).

5. Дети построили из песка высокую башню.

Вывод: (ответы детей).

6. Девочки разделили яблоко пополам, едят вместе.

Вывод: (ответы детей).

Дети, догадались, где здесь настоящие друзья? (Ответы детей.)

А если у кого нет друга, можно его найти? (Можно.)

Послушайте, что говорит русский народ о дружбе.

Нет друга - так ищи, а нашел- береги!

Настоящий друг познается в беде.

В настоящей дружбе так: сам пропадай, а товарища выручай.

Не имей сто рублей, а имей сто друзей.
Один за всех и все за одного.
Дружба – самое дорогое сокровище.
Дружба- дороже денег.
Без друга в жизни туго.

Физкультминутка

«Жук».

На лужайке по ромашкам

Жук летел в цветной рубашке

Жу –жу-жу-,жу-жу-жу.

Я с ромашками дружу.

Тихо по ветру качаюсь,

Низко-низко наклоняюсь.

Ребята, послушайте рассказ К.Д. Ушинского «Вместе тесно, а врозь скучно».

Говорит брат сестре: «Не тронь моего волчка». Отвечает сестра брату: «А ты тронь моих кукол». Дети расселись по разным углам, но вскоре им обоим стало скучно. Отчего детям стало скучно?

Кто догадался, отчего стало скучно детям? (Оттого, что они поссорились, не хотели делиться игрушками, не уступили друг другу, не организовали общую игру, стали играть по одному. А играть одному скучно, неинтересно.)

Правильно! Если ты хочешь, чтобы у тебя были хорошие друзья, ты сам должен быть хорошим другом.

А сейчас давайте представим себе вот такие ситуации.

1. Два друга, Миша и Витя шли по лесу, и вдруг началась гроза. У Миши был плащ, а у Вити не было. Как вы думаете, как поступит Миша? Что он сказал Вите? (Ответы детей).

2. Две подружки, Марина и Аня, пришли в школу. Стали готовиться к урокам, и вдруг выяснилось, что Аня забыла учебник дома. Начался урок, учительница дала задание списать с учебника задачу.

Марина сидела и выполняла задание , а Аня рядом плачет, потому что Марина сказала, что каждый должен списывать со своего учебника, и не дала ей книгу. Как вы думаете, можно назвать Аню и Марину подругами? Почему? Как бы поступили вы? (Ответы детей).

Ребята, вы знаете очень много детей во дворе и в детском саду. А всех ли можно назвать друзьям? (Нет).

Знакомых очень много, а друзей мало. А кто знает, отличаются знакомые от друга? (Ответы детей).

Какие чувства связывают настоящих друзей? (Дружбы, взаимопонимание, миролюбие, взаимовыручка, взаимопомощь, доверие, любовь…)

Молодцы, ребята! Очень много есть книг о дружбе и друзьях. Читая их, вы приобретаете друзей в лице литературных героев. Какое надежное и емкое слово – дружба! А как вы думаете, есть ли друзья среди животных? Какие? Чем отличается дружба с животными от дружбы с мальчиками или девочками? Что самое хорошее в дружбе с животным? Дети отвечают.

Вывод: преданность, верность животных. Забота о них согревает сердце.
- Значит, друзьями могут быть не только сверстники.

Приведите примеры из книг о дружбе человека и животного. Вспомните сказочных персонажей.

(Кошка Муренка «Серебряное копытце», кот Матроскин и пес Шарик «Трое из Простоквашино». Конек- Гарбунок «Конек- Гарбунок, Серый Волк «Иван- Царевич и Серый Волк» Золотая рыбка «Сказка о рыбаке и рыбке», Щука « По щучьему велению» , Собаки «Пожарные собаки»…)

Это сказочные друзья человека. А дома у вас есть настоящие друзья животные? (Ответы детей.)

Можно подружиться со всей окружающей природой: с деревьями, травами, цветами. Выбирайте себе друга по душе. Что нужно делать для того, чтобы цветы стали нашими друзьями? (Ухаживать за ними, поливать, рыхлить, удобрять). А как вы думаете: что нужно делать, чтобы весь лес стал твоим другом? (Оберегать его, охранять, не ссорить, не рубать деревья, не ломать ветки не рвать цветы, не пугать зверей.)

Дети, а с книгой дружить можно? (Ответы детей). Как нужно дружить с книгой? (Читать книги, беречь их, чинить, если порвались).

Получается, что дружить можно со всеми, лишь бы ты сам был хорошим другом и умел ценить настоящую дружбу.

Давайте с вами попробуем открыть секреты дружбы и придумать правила.

Правила:

Уступать.

Не бояться просить прощения, если обидел друга.
Не грубить.
Не злиться.
Не жадничать.
Помогать друг другу.
Быть честным.

Быть вежливым, внимательным.
Итог. Сюрпризный момент.
– Я еще раз убедилась, что у нас в группе живет дружба, вы умеете дружить и, конечно, смогли бы научить других детей дружить, у которой еще нет друзей.

А чтобы дружба становилась между вами крепкой и настоящей, положите свои пожелания о дружбе в эту волшебную копилочку. Для этого каждый из вас возьмет сердечко, скажет пожелание (какими надо быть, чтобы появились друзья) и бросит его в копилочку. Теперь я спокойна за вас, Копилочка останется у нас в группе, и вы сможете пополнять ее новыми пожеланиями о дружбе.
Релаксационная музыкальная пауза . - Встаньте в круг, возьмитесь за руки и улыбнитесь друг другу. Мне очень приятно, что вы умеете дружить. Вы чувствуете, как между ладонями вспыхнула маленькая искорка, маленькое-маленькое солнышко. Оно не обжигает, а согревает, вспыхивает в ваших глазах. Я знаю, вы иногда ссоритесь, но как только в чьих-то глазах мелькнет злость, положите ему на плечи руки, и добро растопит злость без следа.
Давайте протянем своим друзьям руки, обнимите их и улыбнитесь. И постарайтесь никогда не ссориться.


бюджетное дошкольное образовательное учреждение города Омска

« Детский сад № 383 комбинированного вида»

Конспект по речевому развитию в старшей группе

Тема: «Секреты дружбы».

Образовательная область: речевое развитие.

Формы организации деятельности: ситуативный разговор, беседы, решение проблемных ситуаций.

Цель: Опираясь на ранее усвоенные детьми нормы морального поведения, дать представление о понятии «дружба» и нравственных её ценностях.

Задачи:

Формировать у детей понятия о моральных представлениях на примере художественных образов.

Добиваться усвоения детьми умений оценивать чувства и поступки сверстников в совместных играх и ситуациях, мотивировать, объяснять свои суждения.

Развивать сочувствие, сопереживание к окружающим, осознанное доброжелательное отношение, мыслительную активность, культуру речи: ясно и грамотно излагать свои мысли.

Воспитывать культуру общения, дружеские взаимоотношения, желание поддерживать друзей, заботиться о них.

Оборудование: клубок цветных ниток, кукла Хрюша, разноцветные сердечки из цветной бумаги, копилка для пожеланий, картинки с изображениями персонажей сказок.

Предварительная работа: Дидактическая игра«Что такое хорошо и что такое плохо», чтение стихотворений Л. Николаенко «Доброта», Б. Борисова «Доброта», А. Кузнецова «Подружки», чтение рассказа А. Гайдара «Чук и Гек», чтение рассказов В.Осеевой «Три товарища», «Долг», чтение и заучивание русских народных пословиц о дружбе, рассматривание иллюстраций к мультипликационным историям и сказкам о дружбе.

1 этап. Мотивация деятельности

Воспитатель: Здравствуйте дети!

Дети: Здравствуйте!

Воспитатель: Ребята, подойдите, пожалуйста, ко мне.

Воспитатель приглашает детей выйти к ней на ковер и образовать круг.

Воспитатель: Ребята, представляете, прихожу я сегодня на работу, вдруг слышу, как под дверью кто-то тихо говорит. Как вы думаете кто это?

Дети говорят возможные варианты.

Воспитатель: Интересно! Я думаю, вам легче будет узнать этого героя, если услышите загадку о нём.

Воспитатель загадывает загадку детям.

Загадка

Спереди - пятачок,

Сзади - крючок,

Посредине спинка,

А на ней щетинка.

Дети: Поросенок!

Воспитатель: Отгадали! Молодцы! Но это не простой поросенок! (Воспитатель показывает куклу Хрюшу ) Кто назовет его имя?

Дети: Хрюша!

Воспитатель: Знаете, Хрюша рассказал мне одну историю. Хотите услышать?

Дети: Да.

Воспитатель предлагает детям присесть на ковёр, чтобы им было удобно и берёт в руки куклу Хрюши и от его имени ведёт повествование.

Хрюша: Мы с Каркушей сидели на полянке. Я рисовал, а Каркуша сматывала нитки в клубок. Я очень, очень старался, весь, понятное дело перемазался в краске. Каркуша - известная чистюля. Попросила пойти умыться. А я не захотел, рассердился на неё, отобрал у неё вот этот клубок ниток и убежал искать себе новых друзей, хороших, тех, кто не заставляет умываться. Вот так я и попал в ваш детский сад.

Воспитатель: Хрюша, зачем ты отобрал у Каркуши клубок?

Хрюша: Не знаю, просто так.

Воспитатель: Хрюша, а ты считаешь, хорошо поступил по отношению к Каркуше?

Хрюша: Не знаю…

Воспитатель: Дети, а вы как считаете, хорошо поступил Хрюша?

Дети: Нет!

Воспитатель: А почему, как вы думаете?

Дети: Он забрал у неё нитки!

Хрюша: Ну и что! Захотел и забрал! Подумаешь!

Воспитатель : Ребята, по моему Хрюша, не совсем понимает, кто такой друг и как нужно дружить. А вы знаете это?

Дети: Да.

Хрюша: Помогите мне, ребята, а то я ничего не понимаю в этой дружбе.

2 этап. Постановка детьми цели предстоящей деятельности.

Воспитатель: Ну, что Хрюша, присаживайся с нами. Ребята, можете вы помочь Хрюше разобраться, что же такое дружба и друзья?

Дети: Да, сможем!

Воспитатель: А что вы можете рассказать Хрюше?

Дети: Мы расскажем ему, что нельзя забирать у друга игрушки, драться нельзя, надо делиться игрушками и не жадничать…

Воспитатель внимательно выслушивает мнение детей.

3 этап. Совместная работа с детьми по нахождению способов деятельности

Воспитатель : Да, я вижу, вы много знаете, но прежде, чем вы всему этому научите Хрюшу, позвольте я прочитаю вам рассказ «Урок дружбы» М. Пляцковского.

Жили два воробья: Чик и Чирик. Однажды Чику пришла посылка от бабушки. Целый ящик пшена. Но, Чик об этом ни словечка не сказал приятелю.

«Если я всем пшено раздавать буду, то мне ничего не останется», - подумал он. Так и склевал всю посылку один. А когда ящик выбрасывал, то несколько зернышек все же просыпалось на землю. Нашел эти зернышки Чирик и полетел к своему приятелю Чику.

-Здравствуй, Чик! Я сегодня нашел десять зернышек пшена. Давай, их поровну разделим и склюем.

- Не надо, - сказал, Чик. Ты нашел, ты и ешь!

- Но мы же друзья, сказал Чирик. А друзья все должны делить пополам. Разве не так?

Чику стало очень стыдно. Ведь он склевал целый ящик пшена и не поделился с другом. Взял, Чик пять зернышек и сказал: - Спасибо тебе, Чирик! И за зернышки, и за урок.

Воспитатель: Дети, скажите, пожалуйста, почему Чику стало стыдно?

Дети : Потому что он склевал целый ящик пшена.

Воспитатель: Правильно, а почему, Чик решил ни кому не давать пшена из посылки бабушки?

Дети: Потому что если бы он раздал все пшено, то ему бы ничего не досталось.

Воспитатель:А как поступил Чирик, когда нашел десять зернышек? Почему он так поступил? (Он хороший, добрый и заботливый друг.)

Воспитатель: Ребята, вы устали сидеть?

Дети: Да.

Воспитатель : Хотите размяться?

Дети : Да!

Воспитатель: Тогда начинаем! Подойдите к своему другу, возьмите его за руку и мы вместе со своими друзьями отправимся в путь.

Я иду, и ты идешь (идем по кругу, взявшись за руки) остановились.
Я иду, и ты идешь — раз, два, три. (Шагаем на месте.)
Я пою, и ты поешь — раз, два, три. (Хлопаем в ладоши.)
Мы идем, и мы поем — раз, два, три. (Прыжки на месте.)
Очень дружно мы живем — раз, два, три. (Шагаем на месте.)

Воспитатель и дети вновь размещаются на ковре и продолжают разговор.

Воспитатель: Ребята, а как вы думаете, правильно поступил Хрюша, отобрав у Каркуши клубок?

Дети: Нет, не правильно. Он обидел Каркушу.

Воспитатель: Да, так настоящие друзья не поступают никогда! Даша, скажи, а у тебя есть друг?

Даша: Да. У меня есть друг, его зовут…

(спросить несколько детей)

Воспитатель: Почему вы считаете их друзьями?

Дети высказывают своё мнение: Мой друг хороший. Он делится игрушками. Мой друг никогда меня не обижает, помогает мне. Он весёлый и добрый…

Воспитатель: А как вы ласково называете своих друзей?

Дети перечисляют ласковые, приветливые обращения к своим друзьям.

Воспитатель: А может ли твоим другом быть взрослый человек? (бабушка, папа, мама, дедушка)

Дети: Да, ведь они нас любят, заботятся о нас, читают нам книги. Учат нас, покупают нам игрушки, конфеты…

Воспитатель: Как вы думаете. Может ли собака быть вашим другом?

Дети: Да, может. Она защищает нас от злых людей, играет с нами. Другом может быть любое домашнее животное, которое живёт в доме.

Воспитатель: Что нужно делать, чтобы дружба была крепкая?

Дети: Надо не ссориться, делиться игрушками. Надо помогать друг другу, заботиться о друзьях…

4 этап Самостоятельная деятельность воспитанников

Воспитатель : Ребята, вы знаете много сказок, где герои дружат друг с другом и часто помогают и спасают друг друга. Посмотрите, перед вами лежат картинки с изображениями разных персонажей, но так перепутались, что просто невозможно понять, кто из какой сказки пришёл. Сможете разобраться?

Дети: Да.

Перед детьми на ковре лежат картинки с изображениями персонажей из разных сказок, дети все вместе одновременно начинают искать кто из какой сказки.

5 этап Рефлексия

Воспитатель: Молодцы, вы интересно рассуждали о том, кто такой друг, как надо дружить. Дружить это значит, не ссорится, делиться игрушками, заботится о товарищах, а если друг не знает, как поступить правильно, поможет ему, научит. Если друг вдруг загрустил - придумает, как его развеселить. Ребята, как вы думаете, дружные ли дети в нашей группе?

Дети: Да, дружные.

Воспитатель: Хрюша, ты понял, что такое дружба, и кто такой друг?

Хрюша: Мне так у вас понравилось. Я понял, что зря обидел Каркушу. Мне так хочется быстрее всё исправить, извиниться. Я пойду?

Воспитатель: Конечно, Хрюша, до свидания! Приходи к нам ещё, мы будем рады видеть тебя и твоих друзей.

Хрюша: До свидания. Приду обязательно.

Воспитатель: А чтобы дружба становилась между вами крепкой и настоящей, я предлагаю, сохранить свои пожелания для друга. Для этого каждый из вас возьмет бумажное сердечко, скажет пожелание (каким должен быть твой друг и каким другом должен быть ты) и положит в копилку. Копилочка останется у нас в группе, и вы сможете пополнять ее новыми пожеланиями о дружбе.

Воспитатель: Итак, наше занятие подошло концу, вспомним, о чем мы с вами сегодня говорили?

Дети вспоминают о том, что они сегодня слышали. Высказываются по данному вопросу.

Воспитатель : Молодцы вы сегодня хорошо поработали. На этом наше занятие закончено. Спасибо!

Светлана Храмцова
Конспект НОД по развитию речи «Мои друзья» (старшая группа)

Тема : «Мои друзья

Цель : формировать понимание того, что дружеские отношения зависят от поведения каждого ребенка.

Задачи :

Совершенствовать диалогическую речь, учить вести координированный диалог; - Учить быть доброжелательными собеседниками; - Развивать связанную речь , способности к суждению и умозаключению, т. е. раскрывать смысл пословиц; - Воспитывать чувства товарищества, взаимопомощи; - Помочь понять, что дружба дарит радость общения и надо уметь доставлять друзьям эту радость .

Словарная работа : обогатить речь детей прилагательными : добрый, верный, честный, смелый, самоотверженный, дружелюбный, мужественный, правдивый, отзывчивый, внимательный, надежный.

Интеграция : «Коммуникация» , «Социализация» , «Чтение художественной литературы» , «Музыка»

Виды деятельности : коммуникативная, игровая, двигательная, восприятие художественной литературы.

Методы и приемы : словесный, игровой, сюрпризный момент

Формы : беседа, инсценировки, игра, рассказ.

Оборудование : колокольчик, магнитофон, аудиозаписи : песни В. Шаинского «Верные друзья » , «Малыш у реки» из серии «Голоса природы» , «Цветик-семицветик» ; цветы из цветной бумаги с фотографиями детей в середине, аппликация с вазой, иллюстрация двух девочек в одном платье, костюмы медведей (2 шт, бочонки, цветик-семицветик.

Предварительная работа : чтение рассказа Л. Н. Толстого «Два товарища» , беседа по рассказу; чтение рассказа К. Ушинского «Вместе тесно, а врозь скучно» , беседа по нему; объяснение пословиц и поговорок о дружбе; заучивание стихов о дружбе; проведение игр, способствующих развитию коммуникативных качеств детей; «Скажи соседу комплимент» , «Угадай, кто это?» ; подготовка инсценировок с детьми.

Ход НОД:

Ребята, сегодня мы с вами поговорим о … Нет, я не буду вам ничего говорить, вы сейчас обо всем догадаетесь. Послушайте песню (звучит песня «Верные друзья » В. Шаинского)

Вы догадались, о чем мы будем говорить?

(Мы будем говорить о дружбе и о настоящих друзьях )

Что такое дружба? (Дружба – это когда дети играют вместе, делятся игрушками, не ссорятся) .

У каждого человека есть (должен быть) друг, не правда ли? Уверена, что у вас есть друзья ? У кого есть друг? Почему считаешь … своим другом? (Ответы 2 – 3 детей) .

Подумайте и скажите, кого можно назвать своим другом. (Другом может называться тот, кто готов разделить и твою радость и твое горе, а если понадобится, отдать тебе все, что имеет сам).

Бывает ли так, что друзья иногда ссорятся ? (Да, бывает) .

А как вы сами должны относиться к другу?

Бывает ли так, что друзья иногда ссорятся ? (Да, бывает) .

Что же надо делать, чтобы не ссорится? (Чтобы не ссорится, надо делиться игрушками, уступать друг другу в споре, соблюдать правила в игре, уметь прощать).

Я думаю, если мы будем соблюдать эти правила, то в нашей группе никогда не будет ссор.

Ребята, вы ничего не слышите?

Инсценировка. (Входит медвежонок Лакомка с бочонком меда) .

Лакомка : Какой у меня большой бочонок меда, а мед ароматный, липовый, сейчас я его съем. (Лакомка ест мед) .

Воспитатель : Это медвежонок Лакомка. Он такой сладкоежка и дня не может прожить без сладкого.

Лакомка : Какой вкусный мед. (Все съедает и появляется второй медвежонок. Топтыжка с бочонком меда)

Воспитатель : А вот и друг нашего Лакомки – медвежонок Топтыжка.

Топтыжка : Лакомка, ты где? Как хорошо, что я тебя нашел?

Лакомка : Ну чего тебе?

Топтыжка : Мне мама меда дала, я тебя хочу угостить. Угощайся, пожалуйста. (Лакомке становится стыдно, он опускает голову) .

Лакомка : Не надо, ешь сам, я не хочу.

Лакомка : Спасибо тебе, Топтыжка, за угощение и за урок.

Воспитатель : Ребята, как вы думаете, почему Лакомка так сказал : «Спасибо за угощение и за урок» (Лакомка так сказал потому, что ему стало стыдно : он все один съел и не поделился с другом).

Как вы считаете, чему Топтыжка научил Лакомка? (Топтыжка научил Лакомку делиться, не забывать про своих друзей ).

Мне кажется, что Лакомка еще только учится дружить. Лакомка оставайся у нас в гостях, а ребята подскажут каким должен быть настоящий друг? (Настоящий друг должен быть : добрый, верный, честный, смелый, самоотверженный, дружелюбный, преданный, щедрый, мужественный, отзывчивый, внимательный, надежный).

Правильно, таким и должен быть настоящий друг. А сейчас Даша и Карина нам хотят что-то показать и рассказать.

(Инсценировка : «Подружки» )

Даша : Я сейчас все ребятам расскажу и покажу.

Карина : Почему это ты? Я тоже хочу рассказать.

Даша : Я расскажу.

Карина : Нет, я расскажу.

(Девочки обижаются друг на друга и расходятся в разные стороны) .

Даша : Ну вот, опять поссорились. Карина, может вместе расскажем.

Карина : Рассказывай ты, а я картинку подержу.

Даша : Хорошо, слушайте. Гуляли мы с Кариной по парку, увидели художника, попросили его нарисовать нас. Посмотрел он на нас и нарисовал вот эту странную картинку и что-то написал.

Воспитатель : Действительно, странная картина. Художник нарисовал двух подружек одетыми в одно платье и подписал картину : «Вместе тесно, а врозь – скучно» . Почему?

(Художник так нарисовал подружек потому, что они всегда рядом, любят играть вместе, но иногда ссорятся. А когда расстаются, скучают друг по другу).

Воспитатель : Да, Карина и Даша подруги, они всегда рядом и, несмотря на ссоры, скучают друг без друга. Поэтому художник нарисовал такую картину и подписал ее так. Девочки, вы все поняли?

Девочки : Да, спасибо вам ребята, мы все поняли, больше не будем ссорится.

Воспитатель : Молодцы, ребята, помогли подружкам. Садитесь девочки. Ребята, а вы любите играть с друзьями ? (Да) .

Предлагаю вам игру «Подари улыбку» и ты Лакомка с нами в круг вставай.

Дети встают в круг. У ведущего (ребенок) в руках колокольчик. Он идет внутри круга со словами (Дети в кругу идут навстречу ребенку) :

По дорожке я иду И улыбку всем дарю. Улыбнись и ты скорей Вместе будет веселей.

Ведущий останавливается и стоящему напротив него ребенку с улыбкой отдает колокольчик. Игра повторяется. Молодцы. Садитесь.

А сейчас послушайте стихотворение о дружбе. (Ребенок читает стих-ние)

Друг нам в жизни очень нужен, С другом жить нам веселей. Рядом с ним в любую стужу Нам становится теплей. Дружбой искренней и честной Нужно всем нам дорожить, Потому что, как известно, Без друзей нам не прожить .

Воспитатель : Русский народ издавна ценил верную, крепкую дружбу и придумал о дружбе и о друзьях много пословиц и поговорок. Вспомните их, пожалуйста, и постарайтесь их объяснить .

Без друга в жизни туго. - Без друга на сердце вьюга. - Верному другу цены нет. - Дерево живет корнями, а человек друзьями . - Друга ищи, а найдешь, береги. - Не имей сто рублей, а имей сто друзей . - Старый друг , лучше новых двух. - Человек без друзей , как птица без крыльев.

Молодцы. Ребята, я предлагаю вам составить необычный букет друзей . (Воспитатель подводит детей к столу, на котором лежат цветы из бумаги с фотографиями детей в середине, а на доске аппликация вазы).

Посмотрите, на столе лежат цветы с фотографиями ваших друзей , возьмите цветок с фотографией вашего друга и расскажите о нем. (После рассказа цветок прикрепляют на доску, так получается букет в вазе). Нашему гостю Лакомке тоже будет интересно послушать. (Рассказы 3-4 детей) .

Ребята, посмотрите, пока мы слушали рассказы о друзьях , в нашей группе расцвел еще один цветок. Это цветик-семицветик. Вы знаете, что он может исполнять желания, сегодня он исполнит ваши пожелания друзьям , но сначала давайте вспомним волшебные слова (Под музыку «Малыш у реки» ).

Лети, лети лепесток, через запад на восток, Через север, через юг, возвращайся, сделав круг. Лишь коснешься ты земли, быть, по-моему, вели. Вели, чтобы … (Дети произносят свои пожелания, пожелания должны быть короткими) .

Ребята, я думаю, что ваши пожелания исполнятся. Ваша дружба будет крепкой, а вы будете ценить и беречь своих друзей . Лучшими друзьями в вашей жизни могут стать ваши близкие : родители, братья, сестры, бабушки и дедушки. Они любят вас, вы им дороги. Относитесь к ним с любовью, добротой, и приобретете настоящих друзей .

Ну, что Лакомка, ты все запомнил?

Лакомка : Спасибо, ребята, за ваши рассказы. Теперь я знаю, как надо дружить. Вы такие молодцы!

Ребята, давайте споем для Лакомки песню о дружбе.

Поется песня о дружбе.

Итог : - О чем мы сегодня говорили? О ком вы рассказывали? - Что такое дружба? - Молодцы!

Конспект НОД в старшей группе по теме «Сила дружбы».

Описание материала : Занятие посвящённое теме дружбе является очень актуальным в старшем дошкольном возрасте. Данный материал будет полезен психологам-педагогам и воспитателям ДОУ. Это занятие направлено как на развитие творческих способностей детей, так и на приобретение нравственного опыта и усвоения моральных норм.
Интеграция образовательных областей: «Физическое развитие», «Социально-коммуникативное развитие», «Художественно-эстетическое развитие».
Цель: развитие мелкой моторики пальцев рук, мышления и коммуникативных навыков у детей старшего дошкольного возраста.
Задачи: - создание благоприятных условий для развития детей;
- сформировать коммуникативных навыков ребенка с помощью коллективной деятельности;
- развить точность выполнения движений пальцев рук;
- помочь детям освоить и развить художественные навыки и технику рисования на песке;
- развивать интерес ребенка к экспериментальной деятельности, его любознательность;
- сформировать умения самостоятельно выполнять поставленные задачи.
Демонстрационный материал: световой стол для рисования песком (но за неимением такого, возможно использование листа формата не меньше А3 и пишущих принадлежностей) , фигурка мышонка, белки, ежа и двух лесных животных, повязка на глаза, картинки с графическим изображением цветка, солнца, дома, ёлки, гриба.
Методы: беседа, рассказ, пальчиковая гимнастика, выполнение упражнения в парах с поддержкой партнёром, работа над рисунком в команде, анализ, рефлексия.

Ход НОД

Воспитатель. Добрая фея прилетела к нам из далёкой страны, чтобы рассказать интересную историю. Ребята, вы хотите её услышать? Но сначала надо угадать название этой истории. Фея спрятала его в загадке.
«Радость делит он со мной,

За меня всегда горой.
Коль беда случится вдруг,
Мне поможет верный…» (Друг)
Воспитатель. Правильно ребята, это история будет о друге, о настоящем друг.
«На полянке в лесу есть небольшая норка и в этой норке живёт маленький Мышонок. А около норке стоит дерево, в дупле которого живёт пушистый Бельчонок. У Бельчонка есть орехи, которые нужны только ему и друзей по какой-то причине нет. А у Мышонка очень много друзей, все они к нему приходят в гости, кушают его запасы зерна и называют настоящим другом.
К Мышонку так много друзей приходило, что, не дождавшись конца зимы, зерно в его кладовке закончилось. Но он не стал печалиться, ведь у него так много друзей и они ему обязательно помогут.
Но когда друзья пришли в гости и увидели, что зерна нет, они сразу поторопились к себе домой.
-Куда же вы друзья? – спросил Мышонок.
- Какие мы тебе друзья, раз больше в гости незачем ходить – ответил важный ёж.
Все ушли, а Мышонок остался один.
В одну ночь была очень сильная метель. Утром вся нора Мышонка была в снегу. Бельчонок увидел, как сложно Мышонку освобождать свою нору от снега. Он решил ему помочь и вдвоём они быстро справились с этой проблемой.
- Спасибо, Бельчонок, за помощь! Давай я тебе тоже помогу снег убрать.
- Спасибо, Мышонок! Ты настоящий друг!
- Ты ошибаешься Бельчонок, никакой я не друг. У меня зерно закончилось, мне нечем тебя угостить.
- Дружба не зёрнами измеряется, а поступками!
Мышонок был очень рад, что у него теперь есть настоящий друг. Они и сейчас не только ходят в гости, но и всегда готовы прийти на помощь друг другу». (авторская сказка)
Воспитатель. Ребята, вам понравилась история феечки? Настоящие ли друзья были у Мышонка? Почему Бельчонок был один? Когда Мышонок понял что, среди гостей нет его друзей? Что сделал Бельчонок когда Мышонок оказался в беде? Почему Бельчонок и Мышонок настоящие друзья?
Воспитатель. Молодцы, ребята! А вы хорошие друзья? Вы не обижаете своих друзей и всегда им помогаете? Давайте подойдём к волшебному песку и произнесём волшебные слова.
(Пальчиковая гимнастика "Дружба")
Дружат в нашей группе девочки и мальчики.
(соединять пальцы в «замок»)
С вами мы подружим маленькие пальчики.
(касание кончиков пальцев обеих рук)
Раз, два, три, четыре, пять - начинай считать опять.
(парное касание пальцев от мизинцев)
Раз, два, три, четыре, пять - мы закончили считать.
(руки вниз, встряхнуть кистями)
Воспитатель. Нам Фея придумала сложное задание, но для выполнения его нужно надеть повязку. (На глаза одного из детей надевается плотная повязка и предъявляется картинка).
- Петя, нарисуй пожалуйста то, что я тебе показываю. Ты не видишь картинку, но это не беда. Рядом с тобой стоит Соня. Попроси её помочь тебе. (Петя просит Соню помочь. Соня направляет палец Пети, помогая нарисовать картинку на песке). - Снимай повязку. Помогла тебе Соня? Ты бы смог без неё справится? Друг всегда тебе поможет. Скажи Соне спасибо. (Задание проводится и с остальными детьми).
Воспитатель. Сила дружбы помогла нам справиться с этим сложным заданием. Вы все молодцы! А хорошо было, если бы все люди на планете дружили? Давайте эту мечту нарисуем на нашем волшебном песочке.(Рисуется полусфера, изображающую Землю. Дети рисуют человечков, держащихся за руки).
Воспитатель. Ребята, а кто такой друг? Тот у кого много конфет или игрушек? Помните, что быть другом и иметь друга это огромное счастье!Мне понравилось наше волшебное занятие, поэтому я нарисую весёлое личико на песочке. А какое личико нарисуете вы?