Методика Марии Монтессори: основные принципы, достоинства и недостатки. Методика раннего развития Марии Монтессори: основные принципы, плюсы и минусы

06.09.2019

В материале изложены основные идеи педагогической системы Монтессори, педагогические принципы, цели и задачи воспитания детей по этой системе, а также методы, с помощью которых удаётся добиться положительных результатов. Но, в каждой системе, даже самой хорошей есть свои недостатки. В материале также изложены недостатки педагогической системы М. Монтессори.

Скачать:


Предварительный просмотр:

Педагогическая система М.Монтессори

Мария Монтессори (31.08.1870 - 06.05.1952) – первая женщина-врач в Италии, ученый, педагог и психолог, которая впервые начала применять свою систему с умственно отсталыми детьми дошкольного возраста. Система была использована в «Доме ребенка», открытом ею 6 января 1907 года в Риме. Наблюдая за детьми, Мария методом проб и ошибок постепенно разработала сенсорные материалы, вызывающие и стимулирующие у детей интерес к познаниям. С 1909 года педагогика Монтессори и её книги начали распространяться во многих странах мира. В 1913 г. система стала известна и в России. А с 1914 г. во многих русских городах были открыты детские сады Монтессори. Но спустя 10 лет большевики закрыли эти детские сады. Только в 1992 году система Монтессори вернулась в Россию.

Основная идея данной педагогической системы: максимальное раскрытие природного потенциала каждого ребенка, поддержка его индивидуальности и уникальности, развитие самостоятельности и независимости, получение навыков социального взаимодействия с детьми разного возраста и при этом всестороннее гармоничное развитие в соответствие с природным ритмом самого ребенка. Такой педагогический подход позволяет сохранить физическое и психологическое здоровье ребёнка в процессе обучения и дать ему максимум знаний.

Педагогика Монтессори - это система саморазвития ребенка. Ребенку предоставляется возможность самостоятельно двигаться, самостоятельно развиваться; это происходит спонтанно, но если в каких-то случаях ему необходима помощь взрослого, он ее получает. Взрослые занимаются только тем, что организуют среду для ребенка, в которой он уже движется сам. В уникальной системе самовоспитания и саморазвития маленьких детей основное внимание уделяется воспитанию самостоятельности, развитию чувств (зрения, слуха, обоняния, вкуса и т.д.) и мелкой моторики. В этой системе нет единых требований и программ обучения. Каждый ребенок работает в собственном темпе и занимается только тем, что ему интересно.

Философские взгляды Монтессори базируются на «Космической теории»,в которой отражается понимание природы ребенка и законов его развития.

«Все… живые существа в процессе питания или поисков пищи выполняют «космическую» задачу, которая способствует тому, чтобы сохранить природу в гармоничном состоянии чистоты».

Главный принцип системы Монтессори - «Помоги мне сделать это самому!». Это значит, что взрослый должен понять, что интересует малыша в данный момент, создать ему оптимальную среду для занятий и ненавязчиво научить пользоваться этой средой. Таким образом, взрослый помогает каждому ребенку найти свой индивидуальный путь развития и раскрыть свои природные способности. Всё и вся в системе Монтессори стимулирует ребенка к самовоспитанию, самообучению, саморазвитию потенциала, заложенного в нем.

О сновные составляющие системы Монтессори, позволяющие реализовать индивидуальный путь развития ребенка: взрослые, развивающая среда, дидактический материал.

Основная задача взрослого по отношению к ребенку непосредственно в процессе занятий – не мешать ему осваивать окружающий мир, не передавать свои знания, а помогать собирать, анализировать и систематизировать свои собственные.

Сущность воспитания по М.Монтессори – содействие психофизическому развитию ребенка («Помощь жизни с самого рождения»). Для Монтессори духовное развитие человека теснейшим образом было связано с его психофизическим развитием, она постоянно подчеркивала важнейшую роль развития восприятия и органов чувств (сенситивность), двигательной сферы для развития интеллекта, мыслительных способностей, общего развития в целом.

Цели и задачи воспитания

Цель- достижение мировой гармонии, построение универсального общества.

Главная задача взрослого – создать среду, подходящую для свободного и полноценного развития ребенка, а так же для возможности выбора и самостоятельной деятельности.

По Марии Монтессори , процесс развития детской личности подразделяется на четыре стадии :

  • первая стадия детства (0-6 лет);
  • вторая стадия детства (6-12 лет);
  • юность (12-18 лет);
  • взросление (18-24 года).

Каждая из этих стадий представляет собой отчётливый самостоятельный отрезок развития.

В период от 0 до 6 лет познавательная активность ребенка направлена на формирование чувственного образа окружающего мира через инстинктивное развитие чувств: обоняния, осязания, зрения, слуха. Целью воспитания в возрасте от 0 до 6 лет является оптимизация процесса естественного развития, достижение «нормализации». Решаются задачи содействия развитию: концетрации внимания, произвольных движений, сенсорной сферы, речи, навыков письма и чтения, элементарных математических представлений, представлений об окружающем мире, способности делать выбор, принимать решения, самостоятельно учиться.

От 6 до 12 лет ребенок становится на позицию исследователя по отношению к окружающему миру. Целью воспитания является формирование «вселенского сознания» и чувства ответственности перед человечеством. На этом этапе решаются задачи :1)содействовать развитию системного мышления и экологического мышления; 2)показать место Земли и человека в Космосе; 3) «посеять семена»различных наук как частей единого целого.

В возрасте от 12 до 18 лет подросток активно ищет свое место в обществе. Цель воспитания – развитие способности к эффективному взаимодействию с социумом. Задачи : 1)содействовать личному развитию подростков; 2)дать возможность полноценного образования.

Педагогические принципы М Монтессори:

1)Содействие естественному развитию (природосообразность);

2)Взаимодействия с «подготовленной средой»;

3)Свободы выбора в «подготовленной среде»;

4)Индивидуальной активности в учении (мотивационная,двигательная, самоконтроль, речевая и познавательная активность, активность в социальной сфере);

5)Предметности в учении.

Согласно принципам Монтессори, детям предоставляется как можно больше свободы под наблюдением воспитательницы, что требует от нее большого душевного напряжения.

Главный метод Монтессори - это «свободная работа» детей в «подготовленной среде» при ограничении прямого воздействия педагога.

Методы воспитания в различные периоды развития:

От 0 до 6 лет используют методы воспитания : наблюдение; оказание помощи; показ; предложение материала с ориентацией на зону ближайшего развития; поддержание порядка и рабочей атмосферы; отдельные упражнения со всей группой.

От 6 до 12 лет используют методы воспитания : наблюдение; помощь в самостоятельном изучении материала; от общего к частному, от целого к деталям: презентация общих схем; пробуждение и активное использование силы воображения; групповые занятия.

От 12 до 18 лет используют методы воспитания: помощь в самостоятельном изучении; помощь в овладении основами профессий; чередование учебной деятельности с практической работой; пробуждение интереса к различным видам практической деятельности и наукам; ориентация учащихся в учебном материале.

Система развития детей по Монтессори основана на следующих положениях:

  • Ребенок активный. Роль взрослого непосредственно в акции обучения вторична. Он помощник, а не наставник.
  • Ребенок - сам себе учитель. Он имеет полную свободу выбора и действий.
  • Дети учат детей. Поскольку в группах занимаются дети разного возраста, старшие дети становятся учителями, при этом они учатся заботиться о других, а младшие тянутся за старшими.
  • Дети принимают самостоятельные решения.
  • Занятия проходят в специально подготовленной среде.
  • Ребенка нужно заинтересовать, а развиваться он будет сам.
  • Полноценное саморазвитие - это следствие свободы в действиях, мышлении, чувствах.
  • Ребенок становится самим собой, когда мы следуем указаниям природы, а не идем против них.
  • Уважение к детям - отсутствие запретов, критики и указаний.

Ребенок вправе ошибаться и доходить до всего сам.
Развитие детей по системе Монтессори подразумевает, что ребенок учится, прежде всего, играя с предметами. Предметом игры может стать любая вещь: тазик, сито, стаканчик, ложка, салфетка, губка, крупа, вода и т. д. Но есть и специальные классические монтессори-материалы – знаменитая Розовая башня, Коричневая лестница, формочки-вкладыши и прочее.

Любое упражнение с дидактическим материалом Монтессори имеет две цели : прямую и косвенную. Первая способствует актуальному движению ребенка (расстегивание и застегивание пуговиц, нахождение одинаково звучащих цилиндров), а вторая нацелена на перспективу (развитие самостоятельности, координации движений, утончение слуха).

Занятия в Монтессори группе начинается со свободной работы. Каждый дидактический материал в группе имеет свой алгоритм работы и если ребенок впервые взял тот или иной материал, педагог проводит презентацию материала. В занятия также входит «Круг». Это место сбора детей, на котором происходит обсуждение проживаемой ситуации. За ребенком остается право самостоятельного высказывания, «Круг» заканчивается и дети приступают к творческому заданию, которое соответствует теме «Круга».

В группе есть определенные правила , со временем старшие дети обучают вновь прибывших детей. Также одной из главных особенностей группы является разновозрастность обучающихся. Младшие дети тянутся к старшим, а те, в свою очередь, оберегают и помогают младшим, что учит их толерантности.

В детском саду, работающем по системе Монтессори, в группе находится 18 человек разного возраста, от 3 до 6 лет.

Занятие в группе Монтессори включает:

  • работу в Монтессори-среде;
  • круг знакомства с окружающим миром;
  • творческую мастерскую;
  • в гостях у сказки;
  • аэробику для малышей.

Свободная работа с Монтессори - материалами - это индивидуальная работа в специально подготовленной развивающей Монтессори - среде, направленная на всестороннее развитие ребенка.

Круг - это особая форма работы в методе Монтессори. Он включает в себя приветствие - "эмоциональное" начало работы, дети здороваются со своими друзьями и педагогами; пальчиковые игры; потешки; знакомство с окружающим миром, с социальной действительностью.

Творческая мастерская – это использование различных техник в доступной форме: рисование ладошками, с использованием поролоновых губок, трафарета; лепка из пластилина и соленого теста, раскрашивание; резание; склеивание и т.д. Эта деятельность направлена на развитие мелкой моторики, творческого мышления и способности к эстетическому восприятию.

В гостях у сказки – на занятии педагог показывает детям сказку, которая направлена на развитие речи, понимание и выявление причинно-следственных связей и закономерностей.

Аэробика для малышей - это организация физкультурно-оздоровительных мероприятий для детей: ходьба, бег, подвижные игры, элементы аэробики и гимнастики, упражнения с палкой и фит-болом, танцевальные движения - все это помогает детям приобрести здоровье, красоту, гармонию.

Для осуществления помощи саморазвития ребенка от 3 до 6 лет используют учебные разделы «подготовленной среды» разделенные на зоны:

  1. Зона упражнений в повседневной жизни - материалы, с помощью которых ребенок учится следить за собой и своими вещами, т.е. то, что нужно в повседневной жизни.
  2. Зона сенсорного воспитания предназначена для развития и утончения восприятия органов чувств, изучения величин, размеров, форм и пр.
  3. Математическая зона - для понимания порядкового счета, цифр, состава чисел, сложения, вычитания, умножения, деления.
  4. Зона родного языка предназначена для расширения словарного запаса, знакомства с буквами, фонетикой, понимания состава слов и их написания.
  5. Зона Космоса предназначена для знакомства с окружающим миром и значением роли человека в нем, для усвоения основ ботаники, зоологии, анатомии, географии, физики, астрономии.

В рамках каждого из разделов материалы упорядочены по степени сложности.

Разработанные М. Монтессори материалы для развития органов чувств выпускаются и сегодня. Монтессори придумала широко вошедший в практику детских садов «волшебный мешочек» (сшитый из ткани), в который кладут разные мелкие вещи, которые дети узнают на ощупь. Огромным достоинством методики является непрерывность обучения между дошкольным и школьным возрастом, единство требований к детям в доме ребенка и начальной школе Монтессори.

Недостатки системы М. Монтессори

Как и у всякой системы здесь тоже есть свои минусы:

1.Система концентрируется лишь на развитии интеллекта и практических навыков. Упражнения и дидактические материалы направлены на развитие аналитического мышления, логики и моторной деятельности.

2.В системе нет ролевых и подвижных игр.

3.Отрицание творчества, как препятствия для умственного развития детей (в то время как исследования психологов говорят об обратном). Следует отметить, что два последних недостатка компенсируются тем, что в монтессори-садах обязательно создают обычные игровые комнаты, и ребенок в садике проводит не все свое время.

4.После демократичной системы Монтессори детям трудно привыкнуть к соблюдению дисциплины в обычных садах и школах.

Заповеди Марии Монтессори:

  1. Никогда не трогай ребенка, пока он сам к тебе не обратится (в какой-либо форме)
  2. Никогда не говори плохо о ребенке, ни при нем, ни без него.
  3. Концентрируйся на развитии хорошего в ребенке, так что в итоге плохому будет оставаться все меньше и меньше места.
  4. Будь активен в подготовке среды. Проявляй постоянную педантичную заботу о ней. Помогай ребенку устанавливать конструктивное взаимодействие с ней. Показывай место каждого развивающего материала и правильные способы работы с ним.
  5. Будь готов откликнуться на призыв ребенка, который нуждается в тебе, всегда прислушивайся и отвечай ребенку, который обращается к тебе.
  6. Уважай ребенка, который сделал ошибку и сможет сейчас или чуть позже исправить ее, но немедленно твердо останавливай любое некорректное использование материала и любое действие, угрожающее безопасности самого ребенка или других детей, его развитию.
  7. Уважай ребенка отдыхающего или наблюдающего за работой других, или размышляющего о том, что он делал или собирается делать. Никогда не зови его и не принуждай к другим активным действиям.
  8. Помогай тем, кто ищет работу и не может выбрать ее.
  9. Будь неустанным, повторяя ребенку презентации, от которых он ранее отказывался, помогая ребенку осваивать ранее неосвоенное, преодолевать несовершенство. Делай это, наполняя окружающий мир заботой, сдержанностью и тишиной, милосердием и любовью. Сделай свою готовность помочь очевидной для ребенка, который находится в поиске, и незаметной для того ребенка, который уже все нашел.
  10. Всегда в обращении с ребенком используй лучшие манеры и предлагай ему лучшее в тебе и лучшее из того, что есть в твоем распоряжении.

В современной педагогике родители смогут найти множество авторских методик воспитания ребенка с пеленок. Однако самой востребованной справедливо считается развивающая программа итальянского ученого Марии Монтессори. Ее метод, конечно, с оглядкой на новые достижения в педагогике, активно применяется в многочисленных центрах развития и садиках во многих странах мира. В чем же кроется секрет подобной популярности?

Немного истории…

Основательница известной методики – первая женщина в Италии, которая освоила профессию врача. Работая с малышами с отклонениями в развитии, автор разработала собственный курс реабилитации, который получил высокую оценку в педагогической среде.

В 1907 году впервые распахнул свои двери «Дом ребенка» уже для здоровых дошкольников и школьников. Именно в этом учреждении была применена та самая методика, о которой мы сегодня и говорим.

В дальнейшем метод получил широкую известность – Монтессори прочла большое количество лекций, выпустила несколько уникальных книг и множество обучающих пособий. По всему миру появились дошкольные учебные заведения, в которых воспитатели использовали данный метод, а чуть позже появились и экспериментальные школы. Вот уже более ста лет она остается на пике популярности среди родителей и педагогов.

Суть педагогики Монтессори

Пожалуй, главным принципом этого метода является идея самовоспитания малыша. Родителям и воспитателем нужно понять, что ребенку интересно, создать необходимые развивающие условия и объяснить, как можно получить знания. Отсюда и девиз образовательной системы: «Помоги мне это сделать самому!» .

Основные пункты:

  • Занятия проходят в специально организованной среде, поделенной на несколько зон (о них мы расскажем немного позже), в которых удобно размещены пособия для работы.
  • В группах занимаются дошкольники разного возраста: старшие проявляют заботу о маленьких детках, а те, в свою очередь, стараются учиться у более взрослых детей.
  • Педагоги не должны ничего навязывать ребенку, тот сам решит, что ему интересно (купать пупсика, раскрашивать или играть с рамками-вкладышами), сколько времени он потратит, станет ли он заниматься в одиночестве или в компании.

Однако не стоит думать, что в группах и классах процветает вседозволенность. Детей учат соблюдать следующие правила :

  • То, что ребенок сможет сделать самостоятельно, он выполняет без участия педагога или родителя. Это развивает независимость, уверенность в собственных силах.
  • Дети должны вести себя тихо, не мешать окружающим играть и заниматься. Однако они могут «выпустить пар» в особых комнатах для расслабления.
  • Все игрушки, кубики и письменные принадлежности, с которыми малыши взаимодействуют, они обязаны помыть, сложить и убрать на место. Это развивает в детях уважение к другим людям.
  • Тот, кто первым взял куклу или вкладыши, и занимается с этими пособиями. Таким способом в детях воспитывается понимание своих и чужих границ.

Соблюдение правил, упорядочивание деятельности вносит в детскую жизнь стабильность, позволяет дошкольникам чувствовать себя более уверено, воспитывает терпеливость и уважение к сверстникам и взрослым.

В чем особенность занятий по Монтессори?

В садиках группы поделены на несколько зон и наполнены самыми разными дидактическими пособиями. Подобное зонирование помогает педагогам организовывать рабочее пространство и сохранять порядок, а детям – лучше ориентироваться в разнообразных материалах. Итак, подробнее о зонировании:

  1. Практическая зона помогает детям приобретать простейшие бытовые навыки. Например, дети от года до трех лет учатся подметать пол щеткой с совком, застегивать и расстегивать пуговицы разного размера, застежки-липучки, одевать и раздевать кукол. Дети от трех до восьми лет учатся чистить обувь, стирать и гладить одежду, мыть и нарезать овощи для салатов и даже полировать металлические предметы.
  2. Сенсорная зона включает в себя предметы, которые различаются формой, размерами, цветом и весом. Игры с подобными материалами (поролоновые мячи различного диаметра, набор крышек разного размера для баночек и бутылочек) развивают у детей моторику рук и пальцев, тактильные ощущения, а также психические процессы – память и внимание.
  3. Математическая зона состоит из материалов, которые помогают малышам освоить счет, познакомиться с математическими символами и геометрическими фигурами. Для малышей подобраны модели геометрических тел. Дети постарше изучают математику при помощи счетов, деревянных дощечек с примерами вычислений, наборов фигур, которые дают представление о дробях. Решая подобные задания, ребенок также совершенствует абстрактное мышление, воспитывает усидчивость.
  4. В языковой зоне кроха найдет пособия, предназначенные для изучения букв и слогов, расширения словарного запаса. Например, фактурные буквы, коробки с картинками «Что это?», «Кто это?» для самых маленьких, а также кассы букв и слогов, наборы печатных и прописных букв, книги «Мои первые слова» для деток постарше. С их помощью дети учатся письму и грамоте.
  5. Космическая зона познакомит с Вселенной, окружающей средой, загадками природы и погодными явлениями, культурой и обычаями народов мира. Детей раннего возраста ждут фигурки различных животных, а старшие дошкольники занимаются с картами, коллекциями минералов.

Мамам на заметку!


Девочки привет) вот не думала, что и меня коснется проблема растяжек, а еще буду писать про это))) Но деваться некуда, поэтому пишу тут: Как я избавилась от растяжек после родов? Очень буду рада, если и вам мой способ поможет...

Спорные моменты в методике Монтессори

Главное преимущество методики Монтессори – ребенок развивается самостоятельно, в своем собственном темпе, без особого вмешательства со стороны взрослых. Что же касается существенных минусов методики, то к ним специалисты относят следующее:

  1. Большинство пособий направлено на развитие мелкой моторики, логического и аналитического мышления, интеллекта. Творческая и эмоциональная сфера практически не затрагиваются.
  2. Отсутствуют сюжетно-ролевые и подвижные игры, которые, по мнению автора, только тормозят интеллектуальное развитие малыша. А ведь учеными доказано, что игра в дошкольном детстве является ведущим видом деятельности. Ребенок познает окружающий мир, человеческие отношения, играя и взаимодействуя со сверстниками.
  3. Психологи советуют мамам застенчивых и замкнутых детей отнестись с большой осторожностью к методике Монтессори. Она предполагает значительную самостоятельность, а тихие малыши вряд ли попросят о помощи, если вдруг они не смогут что-то сделать.
  4. Педагоги отмечают, что после демократичной атмосферы, царящей в монтессори-группах, ребенок с трудом привыкает к правилам обычных детских садиков и школ.

В настоящее время развивающие центры и многие образовательные учреждения не практикуют методику Монтессори в ее первоначальном виде. Современные преподаватели берут из нее только лучшее , добавляя собственные наработки.

Беседа со специалистом по системе Монтессори в раннем развитии малышей: Что нужно знать родителям, которые хотят, чтобы их ребенок развивался с ранних лет

Наше мнение

Методика раннего воспитания итальянского доктора и ученого Марии Монтессори достаточно интересна и своеобразна. Дети, воспитанные в монтессори-классах, самостоятельны и уверены в себе, умеют решать бытовые проблемы. Они не только отстаивают свое мнение, но и способны нести ответственность за собственные поступки. Если у вас есть желание видеть эти качества в своем ребенке, попробуйте прочитать несколько книг и пособий автора: «Дом ребенка», «Мой метод», «Мой метод. Руководство по воспитанию детей от 3 до 6 лет», «Помоги мне это сделать самому», «Ребенок по Монтессори ест все подряд и не кусается», «Самовоспитание и самообучение в начальной школе (сборник)», «Дети — другие», «Домашняя школа Монтессори (комплект из 8 книг)», «Впитывающий разум ребенка», «После 6 месяцев уже поздно. Уникальная методика раннего развития» – и возьмите на заметку некоторые советы по детскому развитию и воспитанию.

Юля на своем опыте делится положительными и отрицательными сторонами методики Монтессори:

Фильм о Марии Монтессори

Метод Монтессори. Развитие детей от 8 месяцев до 3 лет

Каждому ребенку от природы дано быть умным и успешным человеком. Задача взрослого — просто помочь малышу раскрыть свой потенциал, научиться самостоятельно постигать мир. А постичь его он может только через опыт — опыт мысли, чувства, действия.

Играя с матералом Монтессори, дети развивают мелкую моторику рук и зрительно-моторную координацию, совершенствуют координацию и точность движений, развивают свои сенсорные способности.

Эти, казалось бы, простые упражнения — переливание воды, просеивание смеси из крупы через дуршлаг, вытирание воды губкой, складывание салфеток, пересыпание крупы ложкой, вылавливание шариков, и столь нелюбимые большинством взрослых стирка и подметание пола и т.п. — действуют на кроху просто завораживающе. Вот ведь теперь он — совсем как взрослый, все умеет и все делает самостоятельно! Это очень повышает их самооценку, и как следствие — появляется уверенность в себе. Надо ли говорить, как это важно!

Мамина школа: Развитие ребёнка по системе Монтессори

Мамам на заметку!


Девочки привет! Сегодня я расскажу вам, как же мне удалось прийти в форму, похудеть на 20 килограммов, и, наконец, избавиться от жутких комплексов полных людей. Надеюсь, информация окажется для вас полезной!

О педагогической системе Монтессори слышали многие. Что это такое, и как она применяется в детском саду, мы расскажем в этой статье.

Итальянский врач и педагог Мария Монтессори (1870-1952) впервые начала применять свою систему с умственно отсталыми детьми дошкольного возраста в 1907 году. Ей удалось создать уникальную развивающую среду, в которой даже детишки с проблемами без особого труда приобретали знания и навыки такого уровня, что не уступали, а порой даже превосходили в развитии своих беспроблемных ровесников.

«Что же надо делать с нормальными детьми, чтобы они стали слабее моих несчастных?» - поразилась Мария Монтессори и решила, что ее система обучения могла бы быть полезна и обычным деткам. Сейчас эта педагогическая система – одна из наиболее популярных во многих странах мира. По ней работают многие детские сады, развивающие центры и даже школы, в том числе и в России. Чем же этот метод так привлекает педагогов и родителей?

Принцип системы Монтессори

Вот самый главный принцип системы Марии Монтессори: каждый ребенок развивается по своему личному, абсолютно индивидуальному плану в специально подготовленной среде. Полный способ пособий, которыми оснащаются группы, занимает не один десяток листов. Задача воспитателя помочь ребенку организовать свою деятельность так, чтобы творческий потенциал получил максимальное развитие .

В большинстве материалов и заданий заложен принцип самокоррекции: ребенок сам видит свои ошибки, а не получает плохую оценку со стороны взрослого. «Помоги мне сделать самому» - вот принцип занятий системы Монтессори. При этом обучающее пространство состоит из пяти основных зон, о которых мы поговорим подробнее.

Личное пространство

В подготовительной среде ребенок знакомится с такими важными «взрослыми» понятиями, как. Например, категория пространства. И это происходит не только за счет осознания, что у каждого материала в группе есть свое место. Просто, когда малыш раскатывает коврик для работы, он обретает свое личное пространство, которое не может быть нарушено без разрешения его обладателя.

Ведь в группах Монтессори дети не сидят на партами, взирая на гордо декламирующего воспитателя. Здесь каждый занят своей работой, устроившись на коврике или за небольшим столиком.

Если в материале, каждый их которых в среде есть только в одном экземпляре, нуждаются сразу два ребенка, то, естественно, возникает необходимость договориться об очередности использования или о совместной работе. И в этом случае дети получают бесценные навыки общения в социуме, умения договариваться и слушать друг друга.

Целям обретения навыков социального общения служит и принцип разновозрастного комплектования групп, где старшие помогаю младшим, что в свою очередь воспитывает заботливое отношение к близким и приближает климат в группе к семейному. Для малыша Монтессори-материалы – это ключ к миру, благодаря которому он упорядочит свои хаотичные представления о мире. В специальной подготовительной среде он упражняет все физические и духовные функции и всесторонне развивается.

Отличия системы Монтессори

Как видите, система Монтессори существенно отличается от традиционной педагогики. Во-первых, это касается отношения к ребенку как к уникальной, неповторимой личности, с собственным планом развития, способами и сроками освоения окружающего мира.

Второе – роль учителя. Главное место в системе Монтессори - пространстве принадлежит ребенку, а учитель лишь помощник, в чьи задачи входит научить правильно работать с материалом, а также наблюдать за достижениями малыша. И в этом проявляется свобода выбора малыша: он волен двигаться в своем собственном темпе. Самостоятельность – это залог успешной и счастливой жизни.

Жизненная практика

В первую очередь это упражнения из области жизненной практики, которые помогают ребенку заботиться о себе, обучая его правильно застегивать пуговицы, шнуровать ботинки, чистить и резать овощи, сервировать стол и многое другое, чего мама обычно не разрешает делать дома.

А в группах Монтессори дети слышат: «Ты уже взрослый и сможешь справиться с этой задачей сам». Учитель лишь показывает, как правильно обращаться с материалом. Упражнения включают также материалы, которые связаны с переливанием, пересыпанием, ношением и сортировкой предметов – все то, что развивает движения рук и готовит к освоению письма, чтения и математических абстракциях.

Все предметы должны быть настоящими, ведь в группах Монтессори дети живут не понарошку, а всерьез. Если у малыша падает на пол кувшин и вода разливается по полу, ему очевиден результат: работает еще один принцип педагогики – автоматический контроль ошибок.

Сенсорное развитие по системе Монтессори

В области сенсорного развития ваш малыш может получить все те ощущения, которых ему по тем или иным причинам так недостает в реальной современной жизни: с помощью материалов, находящихся в этой зоне, он прекрасно развивает свое зрение, осязание, вкус, обоняние, слух, а также имеет прекрасную возможность потренироваться в различении температуры, ощутить разницу в весе и форме предметов и конечно же развить мускульную память.

Работа со специальными материалами в сенсорной зоне является важным подготовительным этапом перед вступлением малыша в область математического развития – поработав с сенсорным материалом, научившись мыслить логично и точно, ребенок без труда переводит в математические термины уже хорошо знакомые ему понятия.

Математическое развитие по системе Монтессори

Обучение математики также проходит максимально естественно: малыш просто-напросто живет в подготовленной среде, насквозь пропитанной математикой. Зона математического развития содержит все необходимые материалы для того, чтобы ребенок достаточно быстро и эффективно научился операциям сложения, вычитания, умножения деления, освоил порядковый счет – все то, что считается важным критерием готовности ребенка к поступлению в школу.

Область языкового развития

Ребенку как носителю языка, естественно, необходима и область языкового развития, без которого невозможен полноценный интеллектуальный рост. Здесь малыш получает шанс расширить свой словарный запас, познакомиться с буквами, обводя пальчиком шершавые буквы или рисуя на манной крупе, а также научиться составлять слова с помощью подвижного алфавита. Кстати, такие шершавые буквы и алфавит вы вполне сможете сделать и в домашних условиях.

Космическое воспитание по системе Монтессори

Также очевидно, что полноценное личностное развитие не может состояться без того, чтобы у ребенка не сформировалась целостная картина мира – и эту задачу решает область космического воспитания. В доступной форме малыш знакомится с самыми сложными теориями о строении человека, географии, истории, растениях и животных. Перед ребенком разворачивается общая картина мира, и он учится сознавать его целостность и воспринимать себя как частицу этого многообразного пространства.

Мария Монтессори (1870-1952) — итальянский педагог, создатель педагогической системы, основанной на идее свободного воспитания.

Занимаясь проблемами лечения детей с ограниченными умственными возможностями, Монтессори разработала метод развития органов чувств у умственноотсталых детей дошкольного возраста. Ей удалось создать уникальную развивающую среду, в которой даже детишки с проблемами без особого труда приобретали знания и навыки такого уровня, что не уступали, а порой даже превосходили в развитии своих беспроблемных ровесников. Позже Мария Монтессори решила, что ее система обучения могла бы быть полезна и обычным деткам.

В основе педагогической системы Монтессори лежит принцип недопустимости насилия над ребенком. Ребенок для нее – целостная активная личность с чрезвычайно интенсивной мотивацией к саморазвитию. Задача взрослого заключается в том, чтобы подготовить развивающую среду все предметы, с которыми работает ребёнок, доступны для него и стоят в определенном порядке, который дети сами поддерживают, так осуществляется свобода выбора — и наблюдать за самостоятельной работой ребенка, предлагая свою помощь лишь тогда, когда это необходимо.

Главное место в системе Монтессори принадлежит ребенку, а взрослый лишь помощник, в чьи задачи входит научить правильно работать с материалом, а также наблюдать за достижениями малыша. И в этом проявляется свобода выбора малыша: он волен двигаться в своем собственном темпе. Самостоятельность – это залог успешной и счастливой жизни.

Огромное значение для Монтессори имело качество пособия . Она внимательно следила за тем, с какими пособиями дети занимаются охотно, и отбраковывала те, к которым они не особенно тянулись. Дидактический материал устроен таким образом, что позволяет малышу самому обнаруживать допущенные ошибки, а это, по мнению Монтессори, развивает внимательность ребенка, его ответственность и уверенность в себе.

Монтессори предлагала делить пространство, где находится (занимается) ребенок на пять зон :

1. зона практической жизни, где ребенок развивает навыки самообслуживания (правильно застегивать пуговицы, шнуровать ботинки, чистить и резать овощи, сервировать стол и многое другое);

2. зону сенсорного развития, где представлены материалы для развития зрения, слуха, обоняния, осязания, а также имеется прекрасная возможность потренироваться в различении температуры, ощутить разницу в весе и форме предметов и конечно же развить мускульную память.

3. зона математического развития, которая содержит все необходимые материалы для того, чтобы ребенок достаточно быстро и эффективно научился операциям сложения, вычитания, умножения деления, освоил порядковый счет

4. зона языкового развития, в которой малыш получает шанс расширить свой словарный запас, познакомиться с буквами, обводя пальчиком шершавые буквы или рисуя на манной крупе, а также научиться составлять слова с помощью подвижного алфавита.

5. космическая зона, где ребенок может удовлетворить свое любопытство в области географии, физики, химии и других наук и где он учится осознавать целостность мира и воспринимать себя как частицу этого многообразного пространства.

Изучая последовательность развития тех или иных навыков, Монтессори заметила, что в естественном развитии ребенка можно выделить сензитивные периоды , когда наиболее легко и непринужденно формируются отдельные навыки, умения, представления. Большинство сензитивных периодов приходятся на первые шесть лет жизни. Так, от рождения до шести лет в несколько этапов происходит развитие речи, примерно с двух с половиной до шести лет возникают и закрепляются социальные навыки, период особой чувствительности к восприятию мелких предметов приходится на возраст приблизительно от полутора до двух с половиной лет и т.д. Время возникновения, длительность и динамика сензитивных периодов несколько различаются у разных детей. Главный показатель наступления того или иного периода – интерес ребенка к соответствующему типу деятельности.

Сейчас Монтессори-педагогика широко распространена во многих странах. В России существуют в основном Монтессори-сады для детей от 3 до 6 лет. Отношение к этой педагогической системе неоднозначное: бытует мнение, что в ней не уделяется достаточного внимания эстетическому воспитанию детей, а также недооценивается значение ролевых игр для развития ребенка. Кроме того, у многих противников этой системы вызывает опасение привычка ребенка самому решать, чем он хочет заниматься в данный момент, а чем нет. Такая привычка, по их мнению, может привести к проблемам адаптации в условиях школьной дисциплины. Сторонники же метода утверждают, что дети, воспитанные по системе Монтессори, отличаются самостоятельностью, аккуратностью, ответственностью, они умеют ставить цели и принимать решения, они понятливы, доискиваются до сути, а главное – умеют и хотят быть свободными.

Использование принципов воспитания, основанных на теории «Педагогической антропологии» М.Монтессори помогут родителям и учителям в организации неординарного образовательного процесса, нацеленного на интенсивное интеллектуальное развитие, формирование психологических навыков социальной солидарности, раскрытие творческого потенциала ребёнка. Полезными также будут знания о том, как правильно организовать обучение, какие дидактические материалы и инструменты при этом будут необходимы, каким образом приёмы системы раннего развития Монтессори–педагогики могут использовать родители в домашних условиях самостоятельно для того, чтобы помочь своему ребёнку глубже осознать и развить свою индивидуальность.

Суть и принципы педагогики М. Монтессори

Имя Марии Монтессори (1870–1952) – итальянского психолога и педагога, детского врача, практически уже столетие вызывает подлинный живой интерес у многих. Она является автором экспериментальной педагогической системы, методики, которая поначалу была ориентирована на детей, испытывавших проблемы в интеллектуальном развитии и социальной адаптации, а затем получила широкое распространение и признание. Школа М. Монтессори пользуется заслуженным авторитетом, уважением и мировым признанием, это прекрасный пример эффективного педагогического принципа. Замечательная новация стала плодом мощного революционного гуманистического движения в европейской и американской педагогике рубежа XIX–XX вв., которое бросило смелый вызов заскорузлой, догматической традиционной системе образования.

Особенности педагогической теории Марии Монтессори

Нестандартность теории М. Монтессори заключается в том, что она предложила интеграционный сплав из религиозных, научных, философских знаний о человеке, который и стал фундаментом новой образовательной архитектуры. Такой органически целостной «Педагогической антропологии» в истории мировой педагогической мысли ещё не было. Технология нововведения отличалась стройностью и систематичностью, изобиловала методическим инструментарием, обладала универсальным характером применения как в официальной системе образования, так и частной, домашней, дистанционной.

Гуманистическая методика предлагает отталкиваться от наблюдения за непринуждённым поведением ребёнка в естественной среде и признания его права на своеобразие, а также призывает добиваться понимания его глубинной природы, наклонностей и способностей. Таким образом, новый педагогический подход противопоставляет себя общепринятому для того времени взгляду искусственной и насильственной «лепки» будущей личности по образу и подобию некоего «идеала», ребёнку должна предоставляться свобода действия для саморазвития, контроль и направленность действий необходимы лишь в особых случаях, которые несут угрозу здоровью или жизни.

Командовать слабым покорным ребёнком и наказывать его легко, но никто не сумеет «развить» в нём другую личность. Этого невозможно достичь обучением.

М. Монтессори

Обычная школа только сдерживает физическое и интеллектуальное развитие, сковывая его жёсткими дисциплинарными и учебными нормативами и предписаниями. Учитель так же своеобразный заложник такой тоталитарной системы обучения и воспитания. М. Монтессори считала, что взрослый, будь то учитель или родитель, не должен обучать, а лишь осторожно руководить свободными поступками и действиями подопечного, не ограничивая искренние порывы ребёнка, а направляя в безопасное для него русло. Девиз – «Помоги мне это сделать самому!»

Обычно мы считаем индивида дисциплинированным только с той поры, как он станет молчаливым, как немой, и неподвижным. Как паралитик. Но это личность уничтоженная, а не дисциплинированная.

М. Монтессори

Ребёнок по Монтессори ест всё подряд и не кусается

Самые главные принципы методики

Если попытаться коротко сформулировать «формулу успеха» Монтессори–философии, то, прежде всего, стоит обратить внимание на главные её принципы:

  • наблюдение и внимание - пристальное изучение природы ребёнка, глубокая, искренняя заинтересованность и понимание особенностей его внутреннего мира;
  • гуманизм - отсутствие психологического насилия, неприятие тоталитарных методов педагогической практики;
  • свобода и независимость - энергия творческой спонтанности не подавляется, а заботливо и терпеливо направляется в созидательное русло, здесь колоссальную роль играет мастерство педагога и его вера в ребёнка. Обучение и познание мира должны приносить радость, а свободная деятельность вызывать чувства удовлетворения и энтузиазма;
  • индивидуальный подход - наличие системной программы, детально продуманной с учётом индивидуальных особенностей каждого ребёнка, направленной на пробуждение внутренних сил, развитие природной детской активности.

Ведущей мотивацией для активного познания является любовь ребёнка к учению, его увлечённость и энтузиазм. Воспитание и обучение органично переплетаются, развивая навыки самостоятельности, эмоциональный мир ребёнка при этом обогащается чувством независимости, самоуважения и внутреннего достоинства. Особое внимание уделяется естественному формированию ответственности за собственное развитие на принципе добровольного выбора, а не принуждения со стороны взрослых.

С помощью методики Монтессори развиваются навыки самостоятельности, эмоциональный мир ребенка обогащается чувством независимости

Монтессори-материалы

М. Монтессори постоянно экспериментировала с новыми видами дополнительных материалов, стимулирующих обучение, для выявления наиболее эффективных. Был разработан целый комплекс Монтессори-материалов - ярких, привлекательных, способных заинтересовать ребёнка и активизировать его познавательные стремления. Вот лишь некоторые из них: фигурки-вкладыши, шершавые буквы, числовые станки, рамки с застёжками и другие. Эти методические пособия специально разрабатывались для стимулирования внимания, воли к достижению успеха, наблюдательности, сосредоточенности на задаче, при этом смысл их был ещё и в том, чтобы ребёнок сам нашёл и устранил свою ошибку, без помощи руководителя. Такой уважительный подход к малышу поднимал его самооценку, укреплял чувство собственного достоинства, способствовал проявлению активности и инициативности.

Значение Монтессори-материалов:

  • вызывают живой интерес к выполнению задания, дополнительно мотивируют ребёнка;
  • дают возможность ребёнку легко исправить ошибку без помощи взрослых;
  • максимально активизируют сенсорное восприятие;
  • отдают приоритет практической деятельности, а не абстрактным объяснениям, ребёнок много работает руками;
  • разбивают процесс обучения на составные части, что позволяет совершенствовать каждый этап отдельно;
  • развивают независимость и самостоятельность;
  • усиливают концентрацию внимания, поскольку предполагают возможность повтора без ограничения времени на освоение навыка.

Оригинальным и практичным дополнением к новой мебели стали тёплые коврики, цель которых была не столько в том, чтобы внести разнообразие и уют в интерьер, сколько расширить пространство двигательной активности ребёнка: на них проводились занятия с дополнительным дидактическим материалом

Ещё одно нововведение касалось объединения разновозрастных детей (2,5–6 лет) в одну развивающую группу. Ребёнок выбирал для себя коллективные или индивидуальные формы работы в соответствии со своим желанием и готовностью. Дети с радостью помогали друг другу, обретая социальные навыки взаимопонимания и поддержки.

Монтессори-материалы - яркие и привлекательные, способны заинтесовать ребёнка и активизировать его познавательные стремления

Монтессори-класс включал несколько пространственных зон для занятий.

Зона практической деятельности

Главная задача зоны практической деятельности - привить навыки бытовой самостоятельности и независимости, научить малышей премудростям самообслуживания. Ребёнок будет учиться ухаживать за собой, делать работу по дому, готовить нехитрые блюда и т. д. Ориентирована на детей 2,5–3,5 лет.

Зона сенсорного развития

С помощью вспомогательных материалов активизируется чувства, которые малыш использует для познания окружающего мира. Роль сенсорного развития малыша в раннем возрасте огромная. Акцент делается на развитии:

  • зрения (таблички разного цвета, розовая башня, геометрические фигурки для понимания различий формы, размера);
  • слуха (музыкальные инструменты, колокольчики, шуршащие коробочки);
  • обоняния (баночки с запахом);
  • осязания (лоскутки тканей, доски).

Основная цель научной зоны - интеллектуальное развитие. Включает отдельные области - математическую, географическую, языковую, естественно-научную. Эта зона также наполняется необходимым вспомогательным материалом. Прекрасным дополнением среды могут стать зоны искусства, ремесленные, музыкальные, танцевальные, которые будут способствовать гармонизации эстетического и физического развития детей.

Область развития речи

В языковой зоне проводится моторная подготовка к освоению навыков письма, развитие звукового слуха, обучение чтению. Целенаправленно работают над обогащением словарного запаса ребёнка, знакомят с буквами, учат написанию.

Опорный материал для развития мелкой моторики и освоения навыков письма и чтения:

  • всевозможные рамки с контурными вкладышами для обводки;
  • многочисленные серии карточек с шероховатыми буквами, слогами, словами;
  • доски с динамичным алфавитом;
  • поднос с рассыпанной манной крупой.

Математическая область

Математическое развитие ставит перед собой такие цели:

  • знакомство с цифрами;
  • представление о числовых разрядах и десятичной системе;
  • освоение сопоставления математических символов;
  • умение проводить основные математические действия по сложению, вычитанию, делению с четырёхзначными числами;
  • знание квадрата числа;
  • понимание дроби и действий с ней.

Однако, что из вышеперечисленного перечня умений и знаний ребёнок освоит, зависит от его заинтересованности и индивидуального темпа восприятия, педагог не оказывает никакого давления в стремлении заполучить быстрый результат, главное, сохранить вкус к познанию и удовольствие от процесса обучения.

Дидактический материал:

  • наборы золотых бусин и коробки с цифровыми карточками для изучения арифметических разрядов и овладением навыками четырёх действий;
  • штанги;
  • веретена;
  • доски Сегена.

Космическая или естественно-научная область

В этой зоне происходит знакомства малыша с окружающей его Вселенной. Ребёнок учится разделять понятия живая и неживая природа, дикие животные и домашние, узнаёт об органах внутри человеческого тела. Кроме того, он проведёт настоящие опыты и экспериментально убедится в том, что дерево горит, а камень тонет, смоделирует картонный вулкан и организует настоящее извержение, запустит бурлящий речной поток. В сознании малыша появится глубокое понимание закономерности и взаимосвязанности всего происходящего в окружающем мире, ценности и неповторимости каждого живого существа на Земле и необходимости бережного отношения к природе.

Фотогалерея: Монтессори-материалы для развития детей

Пластиковый глобус на деревянной подставке с выступающими континентами и окрашенными в разные цвета может использоваться детьми с трёх лет Монтессори -материал «Доски «Сегена» используется для обучения последовательному счёту и запоминанию правильных, общепринятых названий чисел Малыш с удовольствием будет помогать вам на кухне в приготовлении простых блюд Цветные цилиндры позволяют малышам изучить тот факт, что при одной и той же форме предметы могут иметь разные размеры С помощью этого материала из бусин действие сложения, вычитания, умножения и деления приобретает буквальный смысл Обучать шитью с помощью монтессори-материла в виде нитки с иголкой можно безопасно и легко детей начиная с трёхлетнего возраста Деревянная коробочка с образцами тканей разивает осязание Коробочки с запахом помогут научить малыша различать запахи, развить его обоняние, расширить словарный запас Приучать к самостоятельной уборке можно с трёх лет Деревянный ящик с двумя откидывающимися сторонами, в котором разложены кубики и призмы можно давать ребятам с 4 лет Вращая за ручку одного из колес, ребенок с интересом наблюдает за работой зубчатой передачи, вызывающей вращение другого колеса
Прямоугольная доска, с изображенными на ней странами Европы в виде пазлов будет отличным помощником в изучении географии детьми

Роль взрослого в раннем развитии ребенка

С каждым годом количество модных садиков, лицеев, специализированных школ только растёт, возникает потребность в педагогах и воспитателях с совершенно иным альтернативным стилем мышления, необходимым уровнем профессиональной подготовки, готовых совершенствоваться и развиваться, способных работать с верой и любовью к своему делу.

Монтессори-педагог косвенно воздействует на ребёнка, прибегая к помощи дополнительных дидактических материалов - организованных увлекательных игр, методических приспособлений. В этой системе отсутствует общепринятый в традиционной школе «учителецентризм». Рабочее место учителя - пространство всей классной комнаты, он не привязан к своему столу, активно перемещается от одного ребёнка к другому, проводя с ними индивидуальные занятия за столиком или на коврике. При этом личность педагога едва заметна, он не концентрирует на себе внимание, его роль вспомогательная, а не назидательная.

Видео: методика Монтессори. Доводы одного родителя

Каким должен педагог, работающий с ребёнком по системе Монтессори:

  • наблюдательным;
  • психологически гибким;
  • обладать проницательностью и тонким чутьём в подборе оптимального обучающего материала лично для каждого ученика, чтобы обеспечить наибольшую эффективность работы;
  • избегать сравнений с другими детьми, а также прямых оценок, заменяя их проявлениями своего отношения через чувства

Рабочее место учителя - пространство всей классной комнаты, он не привязан к своему столу, активно перемещается от одного ребёнка к другому, проводя с ними индивидуальные занятия за столиком или на коврике

Каждый ребёнок входит в продуктивную фазу сенситивного периода индивидуально, поэтому учебная нагрузка, её распределение должны быть персонально ориентированы. Воспитатель владеет навыками техники определения периодов чувствительности, поэтому в общении с ребёнком помогает ему раскрыться, максимально активизировав внутренний ресурс. Основной индикатор пробуждения чувствительности - неподдельный интерес ребёнка к какому-либо виду деятельности. Задача руководителя - вовремя уловить наступление активного периода обучения и предложить ребёнку применимый его возрасту и подготовке педагогический инструментарий развития.

Закономерным стало и предложение М. Монтессори о замене термина «учительница» на «руководительница», которое казалось более уместным и справедливым.

Видео: работа педагога в Монтессори-центре

Советы родителям:

  1. Приобретайте одежду, с которой ребёнок легко справится самостоятельно: без сложных застёжек, с большими пуговицами, с широким воротником. Оборудуйте детскую удобной для возраста ребёнка и прочной мебелью: вешалка для вещей, зеркало, низкие полочки для игрушек, низкая кроватка, мобильные и лёгкие стол и стульчик.
  2. Гармонизируйте пространство детской комнаты, используйте материалы, которые легко мыть и чистить. Уберите из зоны доступности предметы опасные для малыша или те, которые он может сломать.
  3. Научите ребёнка пользоваться средствами уборки: тряпка для пыли, веник, ведёрко. Дайте в личное пользование предметы для уборки.

Фотогалерея: какой должна быть домашняя среда

В оформлении детской предпочтение необходимо отдать пастельным тонам и деревянной мебели Одежда ребёнка должна быль доступна, чтобы он осваивал навыки самообслуживания У ребёнка должно быть место для игр и движения Между ребёнком и окружающим его миром не должно быть решёток, кроме того, низкая кроватка будет безопасна Игрушки должны быть сложены так, чтобы малыш сам выбирал для себя занятие Детская мебель должна быть мобильной и лёгкой, соответствующей возрасту ребёнка Можно оборудовать специальный стенд для рисунков и поделок

Деятельность:

  1. Обеспечьте ребёнка дополнительными дидактическими материалами для развития - оборудуйте зону практической деятельности, сенсорную и научные зоны в его комнате. Не перегружайте детскую игрушками, даже если они развивающие, добавляйте их постепенно, возможно, заменяя другие.
  2. Посещайте вместе с ребёнком интересные места, которые будут способствовать его интеллектуальному, культурному, физическому и духовному развитию.
  3. Пусть ребёнок принимает активное участие в домашних делах, таких как поход за покупками, уборка, готовка, садоводство. Давайте ему конкретное задание и обеспечивайте условия для выполнения.
  4. Позвольте ребёнку вырезать картинки из журналов, обсуждайте с ним его творчество (рисунки, поделки), читайте ему вслух и проводите беседу на тему услышанного им.
  5. Рассказывайте ребёнку о своих увлечениях и интересах, это обогатит его мир знаниями о музыке, книгах, спорте, рукоделии и т.д.
  6. Приучите его ухаживать за домашними животными и растениями в доме. Пусть привыкает брать ответственность за них, но не заставляйте, если ему это не по силам.
  7. Ходите с ребёнком в гости вместе, но делайте визиты короткими, учитывая быструю утомляемость малыша, продумывайте заранее чем его можно будет занять, если он заскучает.

Как выстраивать отношения в семье:

  1. Если отец посвящает много времени работе и часто отсутствует дома, желательно, чтобы ребёнок наблюдал отца за работой дома, тогда он будет понимать слова «папа на работе».
  2. Будьте честны со своим ребёнком.
  3. Создайте атмосферу уважения и взаимопонимания.
  4. Расширяйте сферу его социальной адаптации, приучайте культуре общения с посторонними взрослыми людьми в больнице, школе, магазинах и т. д.
  5. В случае возникновения трудностей в воспитании, обращайтесь за профессиональной консультацией к опытным психологам или учителям.

В семье важно создавать атмосферу взаимопонимания и уважения

Занятия по методу М. Монтессори

Приводится несколько примеров занятий, который будут полезны родителям для применения воспитания детей, для их саморазвития и гармоничного понятия окружающего мира.

Техника игры со счётными палочками

Инструкция:

  1. «Собери палочки» - способствует развитию мелкой моторики. Применяем с 9-месячного возраста. В коробочке от счётных палочек делается отверстие, затем малышу предлагают складывать палочки в коробочку по одной. Проводить под присмотром родителей.
  2. «Разложи по цвету» - начальное задание будет состоять из палочек двух цветов, показываем как разложить в две кучки и просим кроху повторить. Когда первое задание освоено, усложняем задачу, добавляя ещё один цвет. Занятие стимулирует способность сенсорного восприятия и формирует умение сравнивать.
  3. «Творим из пластилина» - в год, полтора можно приступать к играм с пластилином. Счётные палочки используем вместе с пластилином: забор, опора светофора, ствол дерева и т. д.
  4. «Игры в геометрию» - выкладывает из счётных палочек фигуры, попутно объясняя, что такое квадрат, угол или сторона. Чем одна фигура отличается от другой, как из одной фигура получить другую. Малыш просто наблюдает за игрой, а с возраста 4–5 лет можно предлагать ребёнку самостоятельно справиться с заданием.
  5. «Увлекательные дорожки» - из счётных палочек выкладываем яркие дорожки разной ширины и длины. Начинаем с одной (это короткая дорожка) и постепенно добавляем ещё по одной, проговаривая, что дорожка становится длиннее. Знакомим с понятиями длины («короткий», «длинный») и высоты, если добавить пластилин.
  6. «Учимся считать» - около двух лет малыш уже знаком с понятиями «один» и «много», учится считать до двух, к трём годам осваивает счёт до пяти, количественное измерение, а не числовую последовательность. Счётные палочки помогут освоить простейшие арифметические действия

Видео: песочная терапия, игры на развитие внимания

Чтение и письмо

Цель: развитие мелкой моторики и мускульного аппарата как подготовка к письму.

Материал: многочисленные рамки с фигурками, шершавые буквы.

Технология проведение занятия:

  1. Ребёнок обводит цветным карандашом внутренний контур рамки, при этом на белом листе бумаги остаётся прорисованная им геометрическая фигура. Дополнительно можно предложить вашему малышу раскрашивание фигурки, сделав её цветной. Вкладки могут представлять собой любые геометрические фигуры, позже к ним можно добавить фигурки животных или предметов, чтобы сделать занятие более увлекательным и разнообразным.
  2. Цель - освоить зрительные образы букв и усовершенствовать мускульную память мелкой моторики кисти руки для письма. Материал - таблички, на которые наклеены письменные буквы, вырезанные из наждачной бумаги. Начинаем процесс изучения букв с гласных, затем приступаем к согласным. Учимся произносить звук, а не букву. Начинаем с небольшого количества букв, двух или трёх, показываем, произносим и даём обвести пальчиком. Тактильное восприятие обязательно, так как это принципиальная основа метода. Можно включить игровой метод поиска ребёнком произносимой вами буквы: «Найди мне «К», а где «О»?».
  3. Цель - научиться составлять слова. Материал - вырезанные из карточек буквы, каждая буква должна быть минимум в двух экземплярах. Кладём буквы перед ребёнком и чётко произносим хорошо знакомое слово, например, ма-ма. Малыш находит и выкладывает перед собой букву «М», подготовленный к занятию ребёнок справится с задачей составить простое слово. Если ребёнок не определяет звук, то вы слишком торопитесь, будет уместным поиграть с ним в звуковые игры в качестве подготовки. Подготовленный ребёнок сам стремится писать с удовольствием, можно предложить ему писать пальчиком по рассыпанной манной крупе или мелками на доске, прежде, чем осваивать письмо карандашами на бумаге.

Фотогалерея: материалы для чтения и письма

Складывать слова из шершавых букв интересно и легко малышам Первые буквы вырисовывать на манной крупе очень просто Учение письма с вырисовывания букв пальцем намного легче Рамки-вкладыши служат для обводки фигурок Складывание слов из фигурок букв руками очень нравится детям

Обучение счёту

Цель: малыш овладевает математическим навыком счёта с помощью бусин. Он учится сравнивать конкретное количество бусин с их цифровым изображением, осваивает четыре арифметических действия. Ребёнок получает навык систематизации, развивает абстрактное мышление, усваивает понятие числа, осознаёт взаимосвязь отдельных явлений.

Основной материал для организации проведения занятия - инструмент «Золотые бусины», которые объединены по разрядам (десятки, сотни, тысячи). Основная единица счёта - золотая бусина, один десяток - нанизан на стержень, сотня - пластинка из десяти стерженьков, тысяча - куб из десяти пластинок. Для проведения полноценного занятия по обучению счёту необходим дополнительный дидактический материал, который представляет собой коробку с символическим изображением цифр (1, 10, 100, 1000).

Организация и проведение упражнения:

  1. Ребёнку показывают одну бусину и называют её: «Это одна единица». Малыш может её рассмотреть, взять в руки, после чего положить на поднос с Золотым материалом. Затем ему демонстрируют стерженёк, проговаривая вслух: «Одна единица, две единицы, три единицы, четыре единицы и т. д.», в финале пересчёта малышу сообщают «Десять единиц - один десяток». Потом ребёнку предлагают самостоятельно повторить процедуру счёта бусинок. Аналогично вместе с ним пересчитывают десятки в пластинке и тысячи в кубе. Второй шаг - знакомство с числом, усвоение значения 0. Наконец, третьим этапом станет сравнение усвоенного понимания разрядов, выраженных в количестве бусинок, и числового их изображения. Перед ребёнком выкладывают бусинку и предлагают положить рядом соответствующую карточку с цифрой 1, таким же образом исследуются десятки, сотни и тысячи.
  2. Материал: два коврика, куб-тысяча, коробка с 9 пластинками, коробка с 9 стерженьками и 9 бусин-единиц, коробка с большими цифрами 1000, 900, 90, 1.В правой части одного ковра выкладываются 9 бусин, далее ребёнку говорят: «Если мы добавим десятую бусинку, у нас получится десяток». Задача ребёнка выложить столбик десятки-стерженьки, а, затем столбик из пластинок и завершить работу появлением на коврике куба. Параллельно, на другом коврике, второй ребёнок, следуя аналогичной логике, раскладывает картинки с цифрами.
  3. Детям предлагают собрать любое четырёхзначное число, сначала они проделывают это из бусин, затем находят правильное число. Следующим этапом будет переход к изучению арифметических действий с четырёхзначными числами.

Основные достоинства и недостатки системы воспитания Монтессори

Мастерская М. Монтессори не оставляет равнодушным никого из тех, кто хотя бы прикоснулся к изучению и знакомству с ней, или, например, привёл своего ребёнка в такую школу. Мнения бывают самые полярные - от категорически восторженных до резкой критики. Минусы, основанные на критических замечаниях противников метода можно изложить в нескольких тезисах:

  • ярко выраженное доминирование индивидуальной и самостоятельной работы, ребёнок мало времени проводит в живом общении со сверстниками, преобладает деловой стиль;
  • отсутствие спонтанных творческих игр, урок превращается в работу;
  • противники метода осторожно относятся к стимулированию раннего развития в целом, придерживаются того мнения, что «всему своё время» и такое ускоренное, преимущественно интеллектуальное развитие, принесёт свои побочные эффекты в виде искажения психологии ребёнка, лишит его атмосферы беззаботной радости детства;
  • в Монтессори-центрах отдают предпочтение развитию логики, а развитие образного мышления, воображения при этом страдает, нарушается принцип гармоничного развития;
  • мало внимания уделяется творческому и эстетическому развитию, эмоциональная жизнь ребёнка теряет насыщенность и глубину, становится сухой и примитивной;
  • выражают сомнение по поводу того, а стоит ли специализированные педагогические приёмы для умственно отсталых детей, которые, несомненно, доказали свою эффективность, столь широко популяризировать и внедрять для всех детей;
  • предупреждают родителей о том, что в России нет сертифицированного центра подготовки Монтессори-педагогов для детей 2,5–3 лет.

Следует как можно дольше оставлять ребёнка в его нежном образно-сказочном мире, в котором он приспосабливается к жизни, дать ему возможность как можно дольше не расставаться с воображением, образностью, «безыинтеллектуальностью». Ибо, если предоставить его организму возможность окрепнуть в «безынтеллектуальности», он сможет позже правильным образом освоиться и интеллектуальности, необходимой современной цивилизации.

Рудольф Штайнер

http://www.umnyedetki.ru/metodiki/protivniki.html

Классическая система Монтессори предполагает занятия с детьми старше 2,5–3 лет. Но на сегодняшний день уже есть большой мировой опыт по созданию Монтессори-групп для занятий с детьми до 3 лет. Правда, в нашей стране пока нет сертифицированных Монтессори-педагогов для детей от 0 до 3 лет, во всяком случае я не нашла подобной информации. И ещё, не все Монтессори-центры в нашей стране официальные и действительно работают по системе Монтессори. Уточнить список Монтесори-центров (садов и школ), можно, например, на страницах интернет-журнала Монтессори. Монтессори-школ в мире также значительно меньше, чем Монтессори-групп для детей до 6 лет (дошкольников). В России Монтессори-школ единицы и официально они таковыми не числятся. Эти и другие правила, позволили научить отстающих в развитии детей одевать себя, организовывать порядок окружающих вещей, систематизировать окружающий мир. Но это не значит, что подобная программа подходит и принесёт пользу большинству «обычных» детей. Речи не шло о выращивании гениев и опережающем развитии. Да и для «обычных» детей методика не предназначалась.

Агрова Анна

http://mamainfo.ru/goods/137.html

Развитие ребёнка сводится для неё исключительно к развитию сил способностей организма: развитие мускулов, грудной клетки, зрения, осязания, слуха и т. д. Понятие образования определяется ею всецело материалом, подлежащим воспитанию. Что должно воспитать? - вот вопрос, который она только и ставит, естественно отвечая на него: надо воспитать в человеке все, что только находит и нем физиология и психология! А между тем - даже максимальное развитие органов восприятия и движения обеспечивает ли на деле то, что мы называем идеалом развитого человека? Разве виртуозная тонкость в различении оттенков цветов и глазомер, не уступающий глазомеру дикаря, не сочетаются часто с полным непониманием живописи и рисунка, а способность улавливать тончайшие шумы и наличие даже абсолютного слуха - с банальным музыкальным вкусом, предпочитающим пошлую слащавость глубокой и серьёзной музыке? Ведь художественное восприятие есть восприятие не вещества, по его живописного или музыкального смысла, и потому для понимания живописи или музыки далеко недостаточно развитого зрения и развитого органа слуха… Система Монтессори отрицает все, могущее так или иначе питать воображение. Она отвергает изобразительные игры, отрицает даже сказки, как уводящие ребёнка в мир ирреального. Развивая чисто сенсуалистическую теорию воображения, Монтессори знает одно лишь пассивное воображение, которое есть не что иное, как подражательно-произвольная комбинация воспринятых элементов реальности. То, что психология называет творческим воображением, есть для неё лишь усложнённое пассивное воображение. Детское творчество ею решительно отвергается… Система Монтессори кроет в себе опасность преждевременного превращения игры в урок, т. е. в работу…Ошибка Монтессори состоит в том, что, отрицая творчество ребёнка, она выбрасывает за борт и его активность.

С.И. Гессен

Основы педагогики