«Красота родного края, открывающаяся благодаря сказке,
фантазии, творчеству - это источник любви к Родине.
Понимание и чувствование величия, могущества
Родины приходит к человеку постепенно и имеет
своими истоками красоту»
В.А.Сухомлинский
Дошкольное детство – важнейший период становления личности человека, когда закладываются основы гражданских качеств, формируются первые представления детей об окружающем мире, обществе и культуре. Патриотическое воспитание подрастающего поколения – одна из самых актуальных задач нашего времени. Цель патриотического воспитания детей дошкольного возраста состоит в том, чтобы посеять и взрастить в детской душе семена любви к родной природе, родному дому и семье, к истории и культуре страны, созданной трудами родных и близких людей, тех, кого зовут соотечественниками.
Нравственно-патриотическое воспитание дошкольников – сложный педагогический процесс. В основе его лежит развитие нравственных чувств ребенка. Любовь к Родине воспитывается у детей под влиянием окружающей жизни. Нормальным явлением становится целенаправленное воздействие родителей и педагогов дошкольного учреждения в воспитании чувств патриотизма.
Знакомство детей с нравственно – патриотическое воспитание начинается с младшей группой. Для маленького ребенка Родина начинается с родных мест – с улицы, на которой он живет, где находится его детский сад. Постепенно дети получают представления о родном городе, селе, знакомятся с достопримечательностями улицы, на которой они живут, узнают о том, чем славится их город, село, начинают гордиться им. Дошкольники узнают о людях, прославивших себя трудом, боевыми заслугами, героическими подвигами, чьими именами названы города, улицы, площади. Расширяют представление о правилах поведения в городе, на природе, правилах дорожного движения, промышленных предприятиях и профессиях людей, которые трудятся на этих предприятиях. А так же знакомятся с сельским хозяйством, животноводством и птицеводством.
Данные задачи решаются во всех видах детской деятельности: на занятиях, в играх, в труде, в быту и т.д. – так как воспитывают в ребенке не только патриотические чувства, но и формируют его взаимоотношения с взрослыми и сверстниками.
В подготовительной группе мы детей знакомим с культурным городом, его традициями, с историей города, достопримечательностями (памятниками, театрами, музеями, парками и т.д.), известными людьми, прославившими наш город и их произведениями, творчеством, закрепляем правила этикета в общественных местах. При этом мы сталкиваемся с трудностями, так как мало наглядного и дидактического материала по этой теме. И мною были изготовлены игры по ознакомлению детей с культурным городом.
Для выполнения поставленных задач, мною были созданы дидактические игры:
Цель игры: познакомить детей с достопримечательностями города Воронежа и людьми прославившие город.
Цель игры: закрепить произведения С.Я. Маршака и героев сказок. Развитие связной речи, фантазии, творческого мышления.
Цель: развивает внимание, память, мышление, мелкой моторики, закрепление знаний о достопримечательностях города Воронежа.
Цель: совершенствовать знания детей о профессиях взрослых; находить предметы, необходимые для определенной профессии; развивать память, сообразительность, мышление.
Цель: закрепить с детьми культурные места города Воронежа
Цель: Закрепить правила культурного поведения в транспорте, природе, общественных местах. Развитие связной речи. Формировать у детей умение отвечать на вопросы
Цель: закрепить сказки С.Я. Маршака, развивать мыслительные операции, связную речь; развивать словарь, формировать умение строить фразы, развивать воображение, память.
Цель: закрепить достопримечательности города, развивать мыслительные операции, связную речь; развивать словарь; формировать умение строить фразы; развивать воображение, память.
Паспорт проекта
Возраст: Подготовительная группа.
Проблема : Отсутствие интереса к Российской армии.
Обоснование проблемы : Недостаточный уровень у дошкольников знаний о Российской армии; отсутствие желания в будущем стать защитником Отечества.
Актуальность проекта : Проблема нравственно-патриотического воспитания детей дошкольного возраста является одной из первостепенных для современного общества. В настоящее время воспитание патриотизма достаточно трудная задача, решение которой требует терпения и такта. В современных семьях подобные вопросы не считаются важными и заслуживающими должного внимания. Наши дети уже не мечтают стать доблестными войнами и не считают защиту своей Родины - священным долгом. К сожалению, мало кто знает историю праздника – 23 февраля, в связи, с чем он был установлен. Этот проект является отличной возможность воспитать чувство гордости за свой народ, за армию, Родину. А также вызвать желание быть похожими на смелых и отважных воинов своей страны.
Цель проекта: Формирование патриотических чувств у детей старшего дошкольного возраста.
Задачи проекта:
Тип проекта : Исследовательский, познавательно-речевой.
Вид проекта : Краткосрочный, групповой.
Сроки реализации проекта : Две недели.
Участники проекта : Дети подготовительной группы, воспитатели, музыкальный руководитель, родители.
Предполагаемый результат проекта :
Этапы реализации проекта.
I этап - подготовительный
II этап - основной
1. Занятия:
1. «Наша Армия родная».
Задачи:
«Мой папа в Армии». Составление рассказа.
Задачи:
Беседы:
2. «Военные профессии».
Задачи:
3. «Военная техника».
Задачи:
4. Продуктивная деятельность:
1. Лепка «Пограничник с собакой».
Задачи:
2. Аппликация «Гвоздики».
Задачи:
3. Рисование «Пограничник с собакой».
Задачи:
4. «Военная техника»
Задачи:
5. Ручной труд «Самолёт».
Задачи:
6. Чтение художественной литературы:
7. Сюжетно-ролевые игры:
8. Подвижные игры.
9. Музыка.
10. Работа с родителями:
III этап - заключительный.
Ожидаемый результат:
Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение детский сад №28 «Светлячок»
Подготовила воспитатель Бударагина Л.М.
ЗАДАЧИ НРАВСТВЕННО – ПАТРИОТИЧЕСКОГО ВОСПИТАНИЯ
Система и последовательность работы по нравственно-патриотическому воспитанию детей представлена следующим образом:
Решая задачи нравственно-патриотического воспитания, мы строим свою работу, учитывая следующие принципы:
ПЕРСПЕКТИВНЫЙ ПЛАН РАБОТЫ ПО НРАВСТВЕННО-ПАТРИОТИЧЕСКОМУ ВОСПИТАНИЮ ДЕТЕЙ В
СТАРШЕ - ПОДГОТОВИТЕЛЬНОЙ ГРУППЕ
Сентябрь
«Мой любимый детский сад»
1. Развлечение "День знаний".
Цель: Дать детям представление о том, что знания нужны каждому, источник знаний - книги, старшее поколение, школа.
2. Экскурсия по детскому саду и знакомство с трудом сотрудников.
Цель: познакомить детей с помещениями и сотрудниками детского сада, углубить знания детей о том, что в детском саду работает много людей, которые заботятся о них, вызвать желание им помогать, доставлять радость.
3. Занятие «Наш детский сад»
Цель: закреплять, углублять, расширять знания о работе воспитателя, помощника воспитателя, повара, врача.
4. Беседа: «Где аккуратность, там и опрятность»
Цель: закрепить знания и умения детей об этикете.
5. Экологическая экскурсия в осенний лес.
Цель: Способствовать углублению представлений детей о лесе: выявить знания детей о растительном и животном мире леса, развивать умение устанавливать простейшие причинно-следственные связи, закреплять знания детей о правилах поведения в лесу.
6. Занятие «Будем дружно мы играть»
Цель: уточнить знания детей о доброжелательном отношении к сверстникам, о том, что надо играть дружно.
6. Выставка детских рисунков на тему «Мой любимый детский сад» .
Цель: вызвать у детей желание отражать в рисунке свои впечатления и представления, воспитывать любовь к своему детскому саду; доброжелательное отношение к сверстникам; воспитывать уважение к сотрудникам детского сада.
«Моя семья»
1. Занятие «Наша дружная семья» .
Цель: формировать представление о составе семьи, воспитывать любовь и уважение к близким родным людям.
2. Занятие «Путешествие по родному селу»
Цель: Воспитывать у детей чувство любви к малой Родине, родному селу, систематизировать знания о достопримечательностях села, природе родного края.
3. Конкурсно – спортивная программа «Краски осени» среди старших групп двух детских садов на базе «Детско–юношеского центра»
Цель; систематизировать знания детей об осени, вызвать радостное переживание от совместной командной деятельности.
4. Рассказы детей о членах семьи на основе личного опыта.
Цель: прививать любовь и уважение к близким родным, уважение к их труду.
5. Беседа «Уважай отца и мать – будет в жизни благодать» .
Цель: воспитывать любовь и уважение к родителям.
6. Рисование на тему «Моя семья»
Цель: вызвать у детей желание отражать в рисунке свои впечатления и представления. Воспитывать любовь и уважение к членам своей семьи.
7. Занятие «Пеку, пеку хлебушек» .
Цель: познакомить детей с процессом выращивания хлеба; дать представление о том, как хлеб пришѐл к нам на стол; воспитывать бережное отношение к хлебу, уважение к человеческому труду, понимание того, что труд каждого делает нашу жизнь, страну лучше и богаче.
8. Фольклорный праздник «Осенины»
Цель: формировать знания детей об осенних явлениях природы, Развивать любознательность, желание узнавать что-то новое, воспитывать интерес и любовь к фольклору, оказывать на детей эмоциональное воздействие.
9. Экскурсия в мини-музей «Русская изба»
Цель: Вызвать интерес к истории и культуре русского народа. Познакомить с предметами быта, с русской печкой, назначением отдельных её частей (подпечье, лежанка, труба, заслонка, задвижка, приступка, печурка, устье) . Воспитывать интерес к русским народным сказкам, загадкам.
«Наша Родина-Россия» .
1. Беседа «Наша Родина-Россия» .
Цель: уточнить, углубить знания и представления о России (территория, президент, столица, язык) .
2. Беседа «Природа России» . Цель: формировать представление детей о красоте природы России, воспитывать чувство гордости за то, что они живут в такой прекрасной стране.
3. Беседа "Березка-символ России".
Цель. Воспитывать желание узнать больше о символе России-русской березке, выучить стихи и песни о березке, пробудить интерес к природе через художественно-поэтическое творчество. Прививать любовь к Родине.
4. Занятие по аппликации «Люблю березку русскую»
Цель: вызвать желание отражать в своей работе впечатления и представления о своей малой Родине, воспитывать любовь и уважение к ней.
5. Интегрированное занятие «Государственные символы России» .
Цель: познакомить с Государственным флагом и гербом России, назначении, символике цветов и их взаиморасположении.
6. Беседа «Кто людям добра желает, тот сам его добывает»
Цель: учить понимать себя через познание своих чувств, способствовать развитию умения угадывать чувства и настроение другого человека, воспитывать чувство сострадания, милосердия.
7. Конкурс чтецов «Стихи о маме» .
Цель: воспитывать чувства любви, уважения и заботы о маме.
8. Занятие «Государственный гимн России»
Цель: познакомить с государственным гимном России и правилами его использования, рассказать о его происхождении, назначении, содержании; определить его признаки, сходные с признаками других музыкальных произведений и отличные от них, коммуникативные умения.
9. Занятие «Мамы всякие важны, мамы всякие нужны»
Цель: закрепить знания о труде мамы дома и на работе, воспитывать чувства любви, уважения и заботы о женщинах; расширять представления о профессиях.
10. Праздник ко Дню Матери «Мама, милая моя!»
Цель: прививать чувства любви и заботы о маме».
11. Развлечение «Детское сердце открыто для дружбы»
Цель: Продолжать закреплять представления детей о дружбе, формировать понятия «друзья» , «товарищи» . Учить быть внимательными, доброжелательными к сверстникам, заботиться о младших. Закрепить правила настоящей дружбы.
«Новый год у ворот»
1. Беседа: «Что такое хорошо и что такое плохо?»
Цель: раскрыть детям значение слов «нельзя» , «можно» , «надо» ; учить оценивать поступки и соотносить их со словами хорошо и плохо.
2. Занятие «Страна моя родная!» .
Цель: продолжать знакомить с родной страной (города, гимн, флаг России) ; развивать чувство гордости за страну. Вызвать желание больше узнавать о России.
3. Изготовление альбома «Родная сторонушка» .
Цель: прививать любовь, бережное отношение к природе, расширять знания детей о родном крае.
4. Развлечение «О правах играя» .
Цель: расширять знания детей о правах ребёнка в доступной для них форме.
5. Беседа «Животный мир нашего края» .
Цель: формировать представление об условиях среды, к которой приспособились животные и растения в нашем крае; развивать у детей познавательный интерес к жизни животных нашего края; воспитывать бережное отношение к животным.
6. Занятие: «Что за праздник Новый год?»
Цель: расширять и углублять знания детей о новогоднем празднике, семейном, добром, весёлом.
7. Проведение конкурса «Ёлочка - колкая иголочка» .
Цель: воспитывать у детей желание что-то придумывать и творить вместе с родителями.
8. Праздник «В гостях у новогодней сказки» .
Цель: создать у детей радостное настроение.
«Народные праздники»
1. Занятие «Народные праздники на Руси. Рождество, святочная неделя»
Цель: Продолжать знакомить детей с русским народным праздником – Рождество, «Святки» , традициями ряжения, колядования. Вызвать интерес к разучиванию и обыгрыванию колядок – величальных песен хозяину и всей его семье. Воспитывать гостеприимство, умение быть благодарным. Расширять знания детей о народных праздниках на Руси.
2. Развлечение «В гости коляда пришла» .
Цель: воспитывать интерес к народным русским праздникам.
3. Выставка детских рисунков «Ангел мой всегда со мной» .
Цель: вызвать у детей желание отражать в рисунке свои представления и впечатления от праздника.
4. Беседа "Зимушка - зима".
Цель. Расширять знания детей о зимних сезонных изменениях, о зимних забавах.
5. Занятие «Доведи дело до конца» .
Цель: учить детей доводить начатое дело до конца, не бросать на полпути свою работу, учить предвидеть результат.
6. Беседа «Наше село, его прошлое и настоящее» .
Цель: познакомить детей с историей возникновения родного села, развивать умение понимать неразрывную связь «прошлое» – «настоящее» .
7. Рассматривание фотографий с изображением знакомых мест в селе, в районе.
Цель: прививать интерес и любовь к родному селу, району.
8. Занятие по аппликации «Дома нашего села»
Цель: Обобщить представление детей о домах (их сходства и различия, форму и строение сельского и городского домов) , воспитывать любовь к родному селу.
9. Беседа "Народные промыслы".
Цель. Формировать понятие о русской народной игрушке; прививать интерес к русскому прикладному искусству; создавать и творить по мотивам русского народного творчества.
«Сильны и могучи богатыри славной Руси» (ко Дню защитника Отечества) .
1. Рассматривание картины Васнецова «Три богатыря» .
Цель: расширение кругозора.
2. Слушание в записи былин об Илье Муромце, Миките Селяниновиче, Никите Кожемяке.
Цель: познакомить с подвигами богатырей.
3. Беседа о традициях и обрядах праздника – Масленица.
Цель: повышение интереса к традициям русского народа, приобщение детей к традиции проведения народного праздника – Масленицы через сопереживание и непосредственное участие их в общем действии
4. Занятие "Моя родословная".
Цель. Учить детей любить свою семью, вызвать интерес к своей родословной, желание рассказать о своих папах, дедушках, старших братьях, дядях.
5. Беседа "Мы все разные, но мы все равны".
Цель: формировать у детей понятие о том, что люди не похожи друг на друга, но все они равны; воспитывать у детей уважение и терпимость к людям, независимо от их социального происхождения, расовой и национальной принадлежности, внешнего облика, физических недостатков.
6. Праздник «Масленица» .
Цель: воспитывать интерес к народным русским праздникам, интерес к истории России, национальную гордость.
7. Изготовление подарков для пап и дедушек.
Цель: прививать желание заботиться о своих близких родных.
8. Занятие «Кто сторожит тишину?» (с презентацией о родах войск Российской Армии)
Цель: расширить представление детей о Российской армии, закрепить знания о разных военных профессиях и родах войск; рассказать о людях, прославивших нашу страну в годы войны, о том как, люди чтят их память.
9. Конкурсно-спортивно-игровая программа «C днём Защитника, герой» .
Цель: формировать представления об одном из главных праздников страны-Дня Защитников Отечества, развивать у детей быстроту, выносливость, силу,
воспитывать уважение к старшим членам семьи, людям, служившим в армии, любовь и гордость за свою страну.
10. Русские народные игры по народному календарю.
«Моя мама»
1. Игровое занятие «Сердце матери лучше солнца греет» .
Цель: развивать у детей доброту сердца, чуткость души, действенную любовь к маме – самому родному человеку, уважение к её труду. Приобщать к художественной литературе.
2. Изготовление подарка мамам, бабушкам.
Цель: воспитывать желание порадовать мам, бабушек.
Цель: Знакомить детей и родителей с народно - прикладным промыслом России, закреплять знания детей о видах росписей, о народных танцах и народных музыкальных инструментах, воспитывать любовь и уважение к своим близким, желание поздравить мам, бабушек, заботиться о них.
4. Игра – путешествие «Москва– столица России» .
Цель: познакомить детей с достопримечательностями Москвы. Формировать у детей понятие о Москве – столице, главном городе России; воспитывать патриотические, гражданские чувства.
5. Сюжетно - ролевая игра «Дочки – матери» .
Цель: способствовать возникновению игр на темы из окружающей жизни, развивать умение ладить друг с другом в совместной игре.
6. Игра - посиделки «Ладушки в гостях у бабушки» .
Цель: формировать у детей понятие о русском фольклоре: песнях, играх, потешках, воспитывать любовь к устному народному творчеству.
7. Выставка детских рисунков «Маму свою очень люблю»
Цель: прививать чувства любви к маме и заботы о ней.
8. Занятие "Прогулка по весеннему парку".
Цель. Воспитывать любовь к природе, к птицам; желание заботиться о них
«Наши космонавты»
1. Занятие «Покорение космоса» .
Цель: дать представление о космосе космическом пространстве; о ближайшей звезде – Солнце, о спутнике земли – Луне; воспитывать уважение к трудной и опасной профессии космонавта. Учить фантазировать и мечтать
2. Занятие "Земля - наш общий дом".
Цель. Продолжать знакомить детей с понятием "Земля -наш общий дом", с тем, что на Земле много стран и много разных народов, что всем нам надо жить в мире и согласии.
3. Развлечение «Ждут нас быстрые ракеты» .
Цель: закрепить знания детей о космосе, о первых космонавтах, развивать у детей ловкость, быстроту, силу, выносливость, воспитывать чувство уважения к людям.
4. Беседа «Я и моѐ имя» .
Цель: познакомить со значением имен детей, родителей; объяснить понятие имя, отчество, фамилия; закрепить умение понимать и объяснять смысл русских пословиц о семье.
5. Занятие по рисованию «Украшаем пасхальные яйца»
Цель: Познакомить детей с историей праздника Пасхи, особенностями подготовки к нему, способами росписи пасхальных яиц.
6. Праздничное игровое занятие «Пасхальные встречи» .
Цель: Продолжать знакомить детей с праздником Светлой Пасхи, играми и развлечениями на Пасху. Развивать интерес к традициям, обычаям народа красить яйца, печь куличи. Воспитывать гостеприимство, желание быть добрым, щедрым.
7. Беседа «Знамя Победы» .
Цель: формировать элементарное представление об истории Отечества, закрепить и обобщить знания о видах флагов, об их назначении; дать краткие сведения из истории знамен.
8. Занятие «Этот день Победы» .
Цель: познакомить с жизнью детей во время Великой Отечественной войны; формировать патриотические чувства, интерес к прошлому России.
«Праздник Весны»
1. Развлечение «Веснянка» .
Цель: уточнить и систематизировать представление детей о весне; формировать интерес к культуре своего народа.
2. Экскурсия к вечному огню с возложением цветов к обелиску павших солдат.
Цель: донести до детей мысль, что спустя много лет люди помнят о событиях грозной войны, чтят память погибших.
3. Праздничное тематическое занятие «Поклонимся великим тем годам»
Цель: Познакомить детей с подвигом русского народа в Великой Отечественной войне. Познакомить с музыкально-эстетическим творчеством на военную тематику: пословицами и поговорками, песнями. Воспитывать уважение и чувства благодарности к защитникам Отечества.
4. Оформление стенда «Мои папа и дедушка – защитники Отечества» .
Цель: воспитывать любовь и уважение к близким родным людям, как к защитникам Родины.
5. Совместное развлечение с учащимися 1 класса МОУ СОШ № 2 "Весѐлое путешествие друзей".
Цель. Прививать интерес к школе, желание учиться в школе
6. Беседа «Бабушка и дедушка вместе» . Цель: расширять представление о семье, учить ориентироваться в родственных отношениях, воспитывать у детей доброе, внимательное, уважительное отношение к старшим, стремление помогать им.
7. Конкурс рисунков «Мой родной край» . (Совместно с родителями) .
Цель: воспитывать любовь и уважение к нашей малой Родине.
8. Развлечение «День защиты детей»
Цель: продолжать знакомить с Конвенцией о правах ребенка в доступной для дошкольников форме.
Список использованной литературы:
Муниципальное автономное дошкольное образовательное учреждение детский сад «Буратино» п. Пруды
ОТЧЕТ ПО САМООБРАЗОВАНИЮ
Шаровой Альбины Евгеньевны
Воспитатель
(Должность)
«Нравственно-патриотическое воспитание детей подготовительной к школе группы»
(Название темы)
Сентябрь 2014 год
(Начало изучения темы)
Май 2015 год
(Окончание изучения темы)
п. Пруды 2015
К.Д.Ушинский писал: «Как нет человека без самолюбия, так и нет человека без любви к отечеству, и эта любовь дает воспитанию верный ключ к сердцу человека…»
Именно поэтому наши интересы обратились к нравственным ценностям, к национальной культуре нашего народа, к русскому педагогическому наследию.
Актуальность
Патриотизм – любовь к Родине, преданность ей, ответственность и гордость за нее, желание трудиться на ее благо, беречь и умножать ее богатства – эти чувства и особенности характера начинают формироваться уже в дошкольном возрасте.
Невозможно воспитать чувства собственного достоинства, уверенность в себе, а, следовательно, полноценную личность без уважения к истории и культуре своего Отечества, к его государственной символике. Нельзя быть патриотом, не чувствуя личной связи с Родиной, не зная, как любили и берегли ее наши предки, наши деды и отцы.
Нет сомнения в том, что уже в детском саду в результате целенаправленной воспитательной, систематической работы у детей могут быть сформированы элементы гражданственности и патриотизма.
Одной из задач, наряду с сохранением и укреплением здоровья детей считаю воспитание нравственных качеств маленького человека.
Патриотическое воспитание – неотъемлемая часть нравственного воспитания. Настоящий патриот должен быть здоров и физически, и нравственно. Вот почему воспитание здорового образа жизни теснейшим образом связано с патриотическим воспитанием, воспитанием активной гражданской позиции.
Не случайно ведь народная мудрость гласит: «В здоровом теле – здоровый дух».
В процессе формирования чувства патриотизма в дошкольном возрасте важно давать детям начальные знания о Родине, представления о нашей стране, народе, обычаях, истории, культуре. Но при этом, на мой взгляд, необходимо понимать, что истоки патриотизма зарождаются в человеческом сердце. Именно поэтому период дошкольного детства, в силу присущих ему непосредственных душевных и эмоциональных реакций, в силу еще неутраченной открытости души наиболее важен для формирования чувств патриотизма.
Ребенок, начинает познавать Родину – через свою семью, ближайшее его окружение. Что следует иметь в виду, развивая у ребенка дошкольного возраста первые чувства гражданственности? Какие задачи стоят перед педагогом и родителями в этом направлении?
В своей работе я уделяла внимание следующим вопросам:
Программа нравственно-патриотического воспитания (подготовительная группа).
Цель:
Задачи:
Тематическое планирование нравственно-патриотического воспитания (подготовительная группа).
Блок 1. Тема: «Моя семья»
Цели. Укрепление связи поколений в семье, воспитывать уважение к представителям старшего поколения.
Задачи:
Чувство Родины начинается у ребенка с отношения к семье, к самым близким людям – маме, папе, бабушке, дедушке. Эти корни, связывающие его с родным домом и ближайшим окружением.
Чувство Родины связано с восхищением тем, что видит перед собой малыш, чему он изумляется и что вызывает отклик в его душе. И хотя многие впечатления еще не осознаны им глубоко, но они играют огромную роль в становлении личности ребенка. Семейное изучение своей родословной поможет детям начать осмысление важных моментов:
Необходимо помочь детям осознать свой статус в семье, оценить значимость семьи в своей жизни.
Приятно считать, что воспитание любви к Отечеству, выстраивается в такой логике «от близкого к далекому»: от любви к дому, детскому саду, улице, городу, поселку, до любви к родной стране. Поэтому воспитывать любовь и уважение к родному дому нужно с дошкольного детства.
Это понимают все, но как это делать знает не каждый.
Я стараюсь прийти родителям на помощь, вовлекать их в совместные мероприятия, результаты которых радуют детей, вызывают у них чувство гордости.
Приятно услышать из уст ребенка: «Это мои мама и папа сделали!», «Это мы вместе смастерили!».
Занимаясь воспитанием любви детей к своим родным и семье, я решила привлечь родителей к составлению родословной, в которой они подробно рассказали о семейный традициях.
Оформили выставку семейного древа. Каждый родитель подошел к этому вопросу по-особенному.
Дети подолгу рассматривали выставку и с гордостью рассказывали о своей семье.
Немалую фантазию родители проявили при оформлении герба семьи.
Ни один герб не походил на другой, каждый отражал особенности своей семьи.
Каждая семья выбрала свой девиз: «Мой дом – моя крепость», «Всегда вместе – всегда рядом», «Моя семья – моё богатство».
Вывод, к которому я пришла: важно, чтобы в своем родном доме ребенок рос не гостем, а хозяином, чтобы он имел какие – то обязанности, - это способствует укреплению чувства семьи.
Блок 2. Тема: «Я люблю свой детский сад»
Цель. Знакомство с трудовой деятельностью сотрудников детского сада, с многообразием профессиональных навыков, которыми они владеют.
Задачи:
Все взрослые работают. Чтобы дети не оставались дома их приводят в детский сад, где много разных людей: детей и взрослых.
Всем им хорошо, когда они заботятся друг о друге, приветливо здороваются, прощаются, благодарят за оказанную услугу.
В детском саду есть добрые, умные, заботливые люди – воспитатели. Они знают много интересного, могут научить лепить, рисовать, они читают детям книги, играют с ними.
Есть няня – она наводит чистоту, кормит детей.
Есть повар – он готовит для детей вкусную еду, заботится о том, чтобы они быстрее выросли.
В детский сад дети ходят не только потому, что им нельзя оставаться дома, но еще и потому, что здесь с ними проводят много интересных занятий, здесь многому можно научиться.
Блок 3. Тема: «Я живу в поселке Пруды»
Цель. Закрепление и расширение знаний о родном поселке.
Задачи: познакомить с историей возникновения поселка, с историей возникновения предприятий, их влияния на экологическое развитие края.
Чтобы подготовить ребенка к самостоятельной жизни, научить его быть честным, справедливым и успешным во всех делах, необходимо помочь ему с раннего детства полюбить свою Родину.
В связи с этим огромное значение имеет ознакомление дошкольников с историческим, национальным, культурным, географическим, природным – экологическим своеобразием родного поселка, потому что любовь к нашему отечеству начинается с любви к своему городу, поселку, краю.
Самый эффективный способ формирования патриотических чувств дошкольников к своему родному поселку – проведение таких игр, как «Знатоки поселка», «Пройдемся по улицам поселка», «КВН» – мой любимый поселок.
Воспитание любви к окружающей природе, родному краю, городу, поселку, – составная часть воспитания глубоких патриотических чувств.
Поставив перед собой эту задачу, я решила выбрать для её решения более действенные формы: беседы, экскурсии, игры.
Беседы дают возможность детям учиться выражать свои чувства и переживания, а экскурсии позволяют воспринимать окружающие объекты, расширяют кругозор детей, уточняют их представления об окружающей жизни, а также помогают конкретно и образно видеть красоту родного края.
Работу по воспитанию любви к родному поселку я начала с бесед, в ходе которых выявила имеющиеся знания детей о родном поселке.
Оказалось, что знания пока невелики: дети имели представления лишь об улице, на которой проживают, и о своем детском саде, да и то не очень ясные.
В ходе тематических бесед с использованием фотографий и иллюстраций я побуждала детей делать выводы, давать оценки услышанному и увиденному.
Провела беседы, загадала загадки об орудиях труда шахтера, сделали вместе с детьми макет разреза, поселка, организовали фотовыставку.
Дала задание ребятам узнать, где трудятся их мамы и папы, а родителей попросила в беседе с детьми больше рассказать о своей работе.
На одном из занятий я предложила детям составить рассказ о красивом и любимом уголке нашего поселка.
Ребята проиллюстрировали свои рассказы.
Наши воспитанники выполняли и коллективные работы на темы: «Улица нашего поселка».
Совместная деятельность стала основной для дальнейшего формирования нравственно-патриотических чувств у детей.
Дети стали следить за чистотой игровой площадки, с удовольствием убирают мусор, сажают цветы. Так у них появилось новое отношение к окружающему, что любишь – надо беречь.
В результате проведенной работы знания наших воспитанников о поселке стали глубже, шире, их рассказы стали содержательными, образными, эмоциональными.
В этих рассказах было ярко выражено отношение детей к своему родному поселку, они уже резко отличались от прежних. Богатство впечатлений детей отражались в их игровой деятельности. В рисунках по замыслу у ребят появились темы, связанные с нашим поселком: «Наша улица», «Мой детский сад», «Мой двор».
В группе оформили краеведческий уголок (мини-центр). В уголке представлена книга:
Блок 4. Тема: «Наше государство – Российская Федерация»
Цель. Привитие чувства гордости, глубокого уважения и почитания символов Российской Федерации – герба, гимна, флага.
Задачи:
Дети узнали историю возникновения государственного герба Российской Федерации, который представляет собой четырехугольный, с заостренными нижними углами, заостренный в оконечности красный геральдический щит с золотым двуглавым орлом, поднявший вверх распущенные крылья. Орел увенчан двумя малыми коронами и над ними – одной большой короной, соединенными лентой, в правой лапе орла – скипетр, в левой – держава. На груди орла, в красном щите, – серебряный всадник в синем плаще на серебряном коне, поражающий серебряным копьем черного опрокинутого навзничь и попранного конем дракона.
На музыкальном занятие был прослушан государственный гимн Российской Федерации. Гимн – официально принятая торжественная песнь в честь государства.
Государственный флаг – один из важнейших атрибутов государства, символ государственного и национального суверенитета, отличительный знак государства; представляет собой прямоугольное полотнище из трех равновеликих горизонтальных полос: верхней - белого, средней – синего, и нижней – красного цвета.
В закрепление у детей правильного представления о символике помогли беседы на следующие темы:
Блок 5. Тема: «День защитников Отечества»
Цель. Образ защитника Родины через образы реально существовавших личностей, былинных, сказочных богатырей.
Задачи:
Вместе с детьми был сделан макет «Наша армия сильна». Была организована выставка рисунков на тему «Много в армии профессий».
Совместно с родителями был проведен спортивный праздник.
Блок 6. Тема: «Моя любимая мамочка»
Цель. Расширение знаний детей о профессиях. Привитие любви и уважения к старшему поколению.
Задачи: воспитывать доброе, внимательное, уважительное отношение к старшим, стремление помогать им.
Была организована выставка рисунков «Портрет моей мамочки».
Совместно с родителями была организована выставка «Рукодельница».
Блок 7. Тема: «Наши космонавты»
Цель. Знакомство с глобусом и физической картой Земли. Рассказ о влиянии Солнца и Луны на планету Земли.
Задачи:
Экскурсии в «планетарий». У детей появился интерес к космосу, к созвездиям, планетам. Уверено рассказывали о первом космонавте, кто первый полетел в космос, почему космонавт надевает скафандр, чего нет в космосе.
Совместно с детьми была организована выставка рисунков «Космос».
Блок 8. Тема: «Этот день Победы»
Цель. Закрепление знаний детей о том, как защищали русские люди свою Родину в годы войны, как живущие помнят о них.
Задачи:
Темы блока:
1. Что такое героизм?
Формировать представление о героизме. Воспитывать у детей эмоционально-положительное отношение к воинам.
2. В музее славы.
Подвести детей к пониманию того, что во все времена народ защищал свою Родину, что люди помнят о защитниках Отечества, воздвигают им памятники.
Была организована экскурсия к памятнику погибшим воинам.
Прежде чем отправится к памятнику погибшим воинам, я с детьми рассматривала иллюстрации о героических подвигах наших советских людей в годы Великой Отечественной войны.
После прочтения рассказов, я беседовала с детьми и выяснила, что знают наши воспитанники о героях войны, кого в наши дни можно назвать героем.
Вывод. На мой взгляд, важное и необходимое условие успеха в педагогической деятельности – любовь к своей профессии, детям.
Любить детей нужно за то, что они есть, дети с благодарностью отзовутся на любовь и веру в них.
По моему мнению, организовывать жизнь детей в детском саду следует так, чтобы каждый день и час открывал им что-то, новое, развивал их ум, формировал основы личности, приносил успех, и тогда работа педагога будет успешной и плодотворной.
Описание презентации по отдельным слайдам:
1 слайд
Описание слайда:
2 слайд
Описание слайда:
Патриотическое воспитание сегодня - одно из важнейших звеньев системы воспитательной работы. Ответ на вопрос «Что такое патриотизм?» в разные времена пытались дать многие известные люди нашей страны. Так, С.И. Ожегов определял патриотизм как "преданность и любовь к своему Отечеству, своему народу". Г.Бакланов писал, что это "не доблесть, не профессия, а естественное человеческое чувство". Суть патриотического воспитания состоит в том, чтобы посеять и взрастить в детской душе семена любви к родной природе, к родному дому и семье, к истории и культуре страны, созданной трудами родных и близких людей, тех, кого зовут соотечественниками.
3 слайд
Описание слайда:
Планируя работу по патриотическому воспитанию, необходимо решить ряд задач: - формировать у детей чувство привязанности к своей семье, дому, детскому саду, посёлку, стране; - формировать представление о России как о родной стране, о Москве - как о столице России; - воспитывать гражданско-патриотические чувства через изучение государственной символики России; - воспитывать бережное отношение к природе, ко всему живому; - воспитывать уважение и интерес к культурному прошлому России, развивать интерес к русским традициям и промыслам.
4 слайд
Описание слайда:
Формирование семейной, гражданской принадлежности, патриотических чувств, чувств к мировому сообществу Образ и Я: развивать представления о временной перспективе личности, об изменении позиции человека с возрастом, углублять представления о себе в прошлом, настоящем,будущем. Семья: расширять представления об истории семьи в контексте истории родной страны. Детский сад: формировать представления о себе как об активном члене коллектива, привлекать детей к созданию развивающей среды. Родная страна: расширять представления о родном крае, углублять и уточнять представления о Родине. Наша армия: углублять знания о Российской армии, воспитывать уважение к защитникам Отечества, к памяти павших бойцов. Наша планета: рассказывать о том, что Земля наш общий дом, много разных стран, о том как важно жить в мире со всеми народами, знать и уважать их культуру, обычай и традиции, расширять представление о своей принадлежности к человеческому сообществу, формировать представления о свободе личности.
5 слайд
Описание слайда:
Работу по привитию детям духовно – нравственных ценностей, воспитанию достойного человека, патриота своей Родины следует вести по нескольким направлениям: духовно – образовательном (тематические занятия, беседы, чтение литературы, рассматривание иллюстраций); воспитательно – образовательном (работа с родителями, развлечения, народные праздники, игровая деятельность); культурно – познавательном (экскурсии, целевые прогулки, встречи с интересными людьми); нравственно – трудовом (продуктивная деятельность, организация труда детей).
6 слайд
Описание слайда:
Для реализации нравственно – патриотического воспитания дошкольников необходимы некоторые очень важные условия, одним из которых является создание определенной предметно-развивающей среды. Мышление дошкольника наглядно – образное. Поэтому так необходимо насытить окружающую ребенка действительность предметами и пособиями, позволяющими более точно представить себе то, о чём говорит педагог. В подготовительной группе должен быть оформлен уголок по нравственно-патриотическому воспитанию, в котором содержится материал по ознакомлению с родным посёлком, страной, государственной символикой, а также уголок русского быта, в котором собраны предметы старины и быта крестьян, в уголке худ. творчества собраны предметы народно-прикладного искусства.
7 слайд
Описание слайда:
Семейные фотоальбомы, самодельные книги, детские анкеты на тему « Я и моя семья», «Генеалогическое дерево», художественная литература нравственной тематики, фотовыставки, выставки детского творчества. Материал по социально-нравственному воспитанию
8 слайд
Описание слайда:
9 слайд
Описание слайда:
Материал по ознакомлению детей с родным посёлком, с Северобайкальским районом, Бурятией Начиная знакомство с малой Родины, дошкольники постепенно усваивают свою принадлежность к большой Родине – России.
10 слайд
Описание слайда:
Подбор литературы. Тематические папки, содержащие фотографии и рисунки нашего посёлка, достопримечательности посёлка, района, республики. Детские анкеты, макеты, подбор DVD – дисков с фильмами и презентациями, дидактические игры.
11 слайд
Описание слайда:
Подбор детской литературы о России, об истории нашей страны, о народах России. Карта России. Макет нашей страны. Папка-раскладушка «Наша родина – Россия» Тематические папки: «Родина моя –Россия», «Народы, населяющие Россию» «Семь чудес России», «Известные города России». Дидактические игры для детей. Подбор DVD – дисков с фильмами и презентациями о нашей стране. Материал по ознакомлению детей нашей страной - Россией
12 слайд
Описание слайда:
13 слайд
Описание слайда:
Тематические папки: « Российская армия», «Памятники воинской славы», «Города –Герои», «Богатыри земли русской». Атрибуты костюма русского богатыря. Модели военной техники. Альбом с детскими рисунками русских воинов. Дидактические игры для детей, сюжетно-ролевые игры «Защитники Отечества» Материал для ознакомления с защитниками Отечества
14 слайд
Описание слайда:
Музей Рассказывать о преемственности поколений защитников Родины: от былинных богатырей до героев Отечественной войны.
15 слайд