Особенности развития и воспитания детей младшего школьного возраста. Особенности развития и воспитания младших школьников

18.07.2019

Воспитание дошкольников можно назвать своеобразным фундаментом, с которого начинается строительство и развитие всего дальнейшего - характера, способностей, навыков.

Дошкольное воспитание детей: два направления

1) подготовка к школе(посещение д.сада) 2) развитие в ребенке определенных личностных качеств, призванных помочь ему в дальнейшей жизни..

Воспитание дошкольников: подготовка к школе

Для того, чтобы определить готов ли ваш ребенок к школе – существует множ-во тестов.

Если ребенок проявляет стремление учиться, познавать мир, постигать что-то новое - необходимо подержать его в этом стремлении.

Ошибки родителей: Например, лишают ребенка «тихого часа» после обеда («чтобы привыкал»), устраивают домашние «уроки» с тетрадями, звонком и переменами, занимаются с ребенком по программе 1-го класса. - ребенок, насильно вовлеченный в почти «взрослую» жизнь, теряет желание учиться и интерес к школьной жизни.

Развитие детей дошкольного возраста подразумевает, что родители и воспитатели должны научить в первую очередь самостоятельно мыслить, делать выводы, размышлять, прислушиваться к другим людям. Методика воспитания дошкольников во многом базируется на развитии мелкой моторики. В пальцах ребенка расположено огромное количество рецепторов. Работая ручками, ребенок активизирует некоторые отделы мозга и центры, «отвечающие» за развитие речи.

Занимаясь развитием детей дошкольного возраста, подарите малышу коврик, сшитый из разных по фактуре тканей: шелк, бархат, вельвет, шерсть, хлопок. Проводите игры в «сороку-ворону», «ладушки», «идет коза рогатая»! Это тоже входит в понятие развития детей дошкольного возраста.

Дошкольное воспитание детей подразумевает понимание родителями особенностей детской психологии. В этом возрасте происходит становление личности ребенка. Малыш постоянно общается не только с родителями и другими членами семьи, но и со сверстниками в детском саду и во дворе, с ребятами постарше и помладше. Грамотное дошкольное воспитание детей - это постоянное наблюдение за ребенком, понимание особенностей взаимоотношений между детьми.

Уделяя развитию ребенка 6 лет большое внимание приготовьтесь отвечать на бесконечные вопросы «почемучки», не отмахиваясь от них, а стараясь найти информацию.

Дошкольное воспитание детей включает в себя множество факторов, в том числе чтение и рассказывание сказок и историй. Воздерживайтесь от рассказов «страшилок», берегите хрупкую психику ребенка.

Страхи появляются у ребенка в результате недостаточного тепла, которое уделяют им родители, и избыточного количества всевозможных запретов.

Чтобы помочь малышу забыть о своих страхах, нельзя делать следующее:

– запирать его одного в комнате;

– пугать доктором («сделает укол») или милиционером («посадит в тюрьму»);

– бить (по лицу, рукам);

– пугать волком, собакой и другими животными;

– переставать разговаривать с ребенком;

– заставлять ребенка в качестве наказания неподвижно стоять или сидеть.

Нельзя смеяться над ребенком из-за его страхов, называть его трусишкой, наказывать за то, что он боится темноты или одиночества.

Воспитание подростков.

Подростковый возраст (12-15 лет) часто является наиболее трудным периодом в воспитании.

В этом возрасте наиболее существенные перемены происходят в нервной системе ребёнка. Вследствие большой перестройки организма мозг находится в состоянии повышенной возбудимости, а временами приходит в состояние пониженной активности.

Внешне это может проявляться в повышенной раздражительности, в резкой смене настроения, «беспричинных» слезах или нарочитой грубости, в неожиданных срывах поведения, немотивированных поступках и некоторой манерности.

Известное перенапряжение в деятельности нервной системы может привести к такому её состоянию, при котором любое обращение к подростку, направленное на его благо, встречает с его стороны отрицательное отношение (негативизм).

Учитывая эти возрастные особенности подростков, родители должны проявить в обращении максимум педагогического такта, действовать не столько приказом, сколько убеждением, разумным требованием.

Родители должны сохранять спокойствие во всех случаях, когда в поведении подростка наблюдаются срывы или проявляется грубость.

Одновременно подростковый возраст - это период больших мечтаний и творческого подъёма. Подросток чувствует в себе такой прилив сил и энергии, которых, как ему кажется, хватит на осуществление всех его замыслов.

Этот большой физический и умственный подъём личности крайне благоприятен для того, чтобы направить подростка на общественно полезные дела, развить и углубить его творческую деятельность.

Нередко подросток, сталкиваясь с трудностями, преувеличивает их, быстро теряет веру в свои силы. Именно в эти моменты ему особенно необходима поддержка взрослых.

Семья должна помочь подростку в налаживании режима дня. Важно привлечь к организации режима самого подростка, пробудить в нём личную потребность в разумной организации своей жизни.

Это естественно связывается с другой потребностью, рождающейся в подростковом возрасте, - потребностью в самовоспитании.

Стремление утвердить себя и своё положение, свои права в школьном коллективе, в семье вызывает у подростка обострённый интерес к собственной личности, к своим достоинствам и недостаткам, активное желание преодолеть недостатки, развивать ценные черты характера.

Не зная, как этого достичь, он нередко прибегает к чисто внешним, искусственным приёмам выработки воли, характера. В этом случае дружеская родительская помощь, добрый совет старшего будут тем эффективнее, чем тактичнее они поданы.

Нельзя не учитывать самолюбия подростка, его стремления к самостоятельности, его повышенного чувства собственного достоинства.

Родители, понимающие это, особенно внимательны к самой форме, в которой они дают советы, направляют действия и поступки детей.

Когда эта форма воздействия выражает уважение к личности подростка, веру в его крепнущие силы и разум, она покоряет его, и он с радостью принимает указания старшего.

В том же направлении следует перестраивать всё воспитание, облекая руководство детьми и контроль за их учением (в том числе и самообразованием), трудом и досугом в более гибкие формы, подчёркивая растущее доверие к взрослеющему ребёнку.

Более глубокий характер приобретают и взаимоотношения между семьёй и школой. Родители должны быть в этот период особенно близки к школе, чтобы вместе с учителями и классным руководителем помогать детям - подросткам осваивать более сложные условия учения, преодолевать возникающие трудности.

Самые типичные ошибки в воспитании детей:

Гипопротекция

Повышенная свобода действий у ребенка. Его поступки не контролируются. Родители ничего не знают о своём ребёнке, где и с кем он проводит время, чем увлекается. Родители формально выполняют свои функции, но не вкладывают в воспитание личностного смысла. В результате ребенок вынужден искать необходимые ему ценности и нормы вне семьи. И не всегда эти нормы не противоречат его здоровью, психике и общественному закону.

Гиперпротекция

Воспитание, в основе которого лежит повышенное внимание к ребенку и повышенный контроль над ним. Родители стремятся полностью контролировать поведение ребенка, заставить его копировать собственную ценностно-нормативную систему. В подобной системе воспитания полностью игнорируется личность ребенка. Вследствие чего происходит резкое падение адаптивных способностей личности: конфликты со сверстниками, беспомощность, потребительская позиция. А у многих подростков такой тип воспитания, наоборот, вызывает бурный протест, ведущий к обострению взаимоотношений с родителями и к различным нарушением поведения.

«Кумир семьи»

Целью родителей становится удовлетворение всех потребностей ребенка, стремление избавить его от любых трудностей. Ребенок в итоге становится эгоцентричным, всегда желает быть в центре внимания, все желаемое получать с легкостью, без особого труда. При столкновении с реальными жизненными трудностями он оказывается, не в силах с ними справится.

Отправить свою хорошую работу в базу знаний просто. Используйте форму, расположенную ниже

Студенты, аспиранты, молодые ученые, использующие базу знаний в своей учебе и работе, будут вам очень благодарны.

Размещено на http://www.allbest.ru/

Введение

То, что развитие как физическое, так и умственное тесно связано с возрастом, понимали уже в глубокой древности. Эта самоочевидная истина не требовала особых доказательств: больше прожил человек на свете - стал выше ростом и крепче телом, с возрастом приходит мудрость, накапливается опыт, умножаются знания. Каждому возрасту соответствует свой уровень физического, психического и социального развития. Разумеется, это соответствие справедливо лишь, в общем и целом, развитие конкретного человека может отклоняться в ту или другую сторону.

Для правильного управления процессами развития педагоги уже в далеком прошлом делали попытки классифицировать периоды человеческой жизни, знание которых несет важную информацию для посвященных.

Периодизация основывается на выделении возрастных особенностей. Возрастными особенностями называются характерные для определенного периода жизни анатомо-физиологические и психические качества.

В современной науке приняты следующие периодизации детского возраста:

Психологическая

Педагогическая

Пренатальный период

Младенчество (1 год жизни)

Период новорожденности (до 6 недель жизни)

Преддошкольный возраст (от 1 до 3 лет)

Грудной период (до 1 года)

Дошкольный возраст (от 3 до 6 лет):

Ползунковый возраст (1-3 года)

Младший дошкольный возраст (3-4 года)

Дошкольный возраст (3 - 6 лет)

Средний дошкольный возраст (4 - 5 лет)

Старший дошкольный возраст (5 - 6 лет).

Школьный возраст (6-11 лет)

Младший школьный возраст (6-10 лет)

Пубертатный период (11-15 лет)

Средний школьный возраст (10 - 15 лет)

Юношеский период (15-20 лет)

Старший школьный возраст (15-18 лет)

Нетрудно заметить, что основу педагогической периодизации составляют стадии физического и психического развития, с одной стороны, и условия, в которых протекает воспитание, - с другой.

Возраст цепко удерживает развитие и диктует свою волю. Закономерности, действующие в этой области, жестко лимитируют возможности развития.

1. Особенности младшего школьного возраста

Переход в школьный возраст связан с решительными изменениями в его деятельности, общении, отношениях с другими людьми. Ведущей деятельностью становится учение, изменяется уклад жизни, появляются новые обязанности, новыми становятся и отношения ребенка с окружающими.

Поступивший в школу ребенок автоматически занимает совершенно новое место в системе отношений людей: у него появляются постоянные обязанности, связанные с учебной деятельностью. Близкие взрослые, учитель, даже посторонние люди общаются с ребенком не только как с уникальным человеком, но и как с человеком, взявшим на себя обязательство (неважно - вольно или по принуждению) учиться, как все дети в его возрасте.

В биологическом отношении младшие школьники переживают период второго округления: у них по сравнению с предыдущим возрастом замедляется рост и заметно увеличивается вес; скелет подвергается окостенению, но этот процесс еще не завершается. Идет интенсивное развитие мышечной системы. С развитием мелких мышц кисти появляется способность выполнять тонкие движения, благодаря чему ребенок овладевает навыком быстрого письма. Значительно возрастает сила мышц. Все ткани детского организма находятся в состоянии роста. В младшем школьном возрасте совершенствуется нервная система, интенсивно развиваются функции больших полушарий головного мозга, усиливается аналитическая и синтетическая функции коры. Вес мозга в младшем школьном возрасте почти достигает веса мозга взрослого человека и увеличивается в среднем до 1400 граммов. Быстро развивается психика ребенка. Изменяется взаимоотношение процессов возбуждения и торможения: процесс торможения становится более сильным, но по-прежнему преобладает процесс возбуждения и младшие школьники в высокой степени возбудимы. Повышается точность работы органов чувств. По сравнению с дошкольным возрастом чувствительность к цвету увеличивается на 45%, суставно-мускульные ощущения улучшаются на 50%, зрительные - на 80.% Несмотря на вышесказанное, ни в коем случае нельзя забывать, что еще не прошло время бурного роста, когда дети тянутся вверх. Остается и дисгармония в физическом развитии, оно явно опережает нервно-психическое развитие ребенка. Это сказывается во временном ослаблении нервной системы, что проявляется в повышенной утомляемости, беспокойстве, повышенной потребности в движениях. Все это, а особенно на Севере, усугубляет ситуацию для ребенка, истощает его силы, снижает возможность опоры на ранее приобретенные психические образования.

Из сказанного следует, что самые первые шаги ребенка в школе должны находится под пристальным вниманием родителей, педагогов и врачей.

2 . Формы орган изации воспитательного процесса

Личность человека формируется и развивается в результате воздействия многочисленных факторов, объективных и субъективных, природных и общественных, внутренних и внешних, независимых и зависимых от воли и сознания людей, действующих стихийно или согласно определенным целям. При этом сам человек не мыслится как пассивное существо. Он выступает как субъект своего собственного формирования и развития.

Воспитание является одним из ведущих понятий в педагогике. В ходе исторического развития общества и педагогики определились различные подходы к объяснению этой категории. Прежде всего, различают воспитание в широком и в узком смысле. Воспитание в широком смысле рассматривается как общественное явление, как воздействие общества на личность. В данном случае воспитание практически отождествляется с социализацией. Воспитание в узком смысле рассматривается как специально организованная деятельность педагогов и воспитанников для реализации целей образования в условиях педагогического процесса. Деятельность педагогов в этом случае называется воспитательной работой.

Виды воспитания классифицируются по разным основаниям. Наиболее обобщенная классификация включает в себя умственное, нравственное, трудовое, физическое воспитание.

В зависимости от различных направлений воспитательной работы в образовательных учреждениях выделяют гражданское, политическое, интернациональное, нравственное, эстетическое, трудовое, физическое, правовое, экологическое, экономическое воспитание. По институциональному признаку выделяют семейное, школьное, внешкольное, конфессиональное (религиозное), воспитание по месту жительства (общинное в американской педагогике), воспитание в детских, юношеских организациях, воспитание в специальных образовательных учреждениях.

По стилю отношений между воспитателями и воспитанниками различают авторитарное, демократическое, либеральное, свободное воспитание; в зависимости от той или иной философской концепции выделяются прагматическое, аксиологическое, коллективистское, индивидуалистическое и другие виды воспитания.

Одна из вечных проблем педагогики всегда состояла в том, чтобы добиться максимального повышения эффективности преднамеренных, целенаправленных воспитательных воздействий на человека. Общество имеет возможность предвидеть и заранее планировать определенные изменения в социальной среде и тем самым создавать благоприятные возможности для решения этой задачи.

Целенаправленное управление процессом развития личности обеспечивает научно организованное воспитание, или специально организованная воспитательная работа. Там, где есть воспитание, т.е. учитываются движущие силы развития, возрастные и индивидуальные особенности детей, используются все возможные положительные влияния общественной и природной среды и, с другой стороны, ослабляются отрицательные и неблагоприятные воздействия внешней среды, достигаются единство и согласованность всех социальных институтов, ребенок раньше оказывается способным к самовоспитанию.

Гуманистическое воспитание имеет своей целью гармоничное развитие личности и предполагает гуманный характер отношений между участниками педагогического процесса. Для обозначения таких отношений употребляется термин «гуманное воспитание». Последний предполагает особую заботу общества об образовательных структурах.

Гуманистическое воспитание осуществляется в актах социализации, собственно воспитания и саморазвития, каждый из которых вносит свой вклад в гармонизацию личности, формирует новый менталитет россиянина. Гуманистические перспективы возрождения делают востребованными не только такие качества личности, как практичность, динамичность, интеллектуальная развитость, но и прежде всего культурность, интеллигентность, образованность, планетарность мышления, профессиональная компетентность.

Общепринятой целью в мировой теории и практике гуманистического воспитания был и остается идущий из глубины веков идеал личности, всесторонне и гармонично развитой. Эта цель-идеал дает статичную характеристику личности. Динамическая же ее характеристика связана с понятиями саморазвития и самореализации. Поэтому именно эти процессы определяют специфику цели гуманистического воспитания: создание условий для саморазвития и самореализации личности в гармонии с самим собой и обществом.

Одной из ведущих задач воспитания базовой культуры личности является формирование мировоззрения школьников. Мировоззрение представляет собой целостную систему научных, философских, социально-политических, нравственных, эстетических взглядов на мир (т.е. на природу, общество и мышление). Воплощая в себе достижения мировой цивилизации, научное мировоззрение вооружает человека научной картиной мира как системным отражением наиболее существенных сторон бытия и мышления, природы и общества.

Научные знания выступают как часть, сторона, подтверждение диалектического взгляда на мир. Рассматривая научное мировоззрение как способ осмысления, понимания и оценки объективной реальности, мы обнаруживаем, что оно представляет собой связь между различными знаниями, идеями, понятиями, образующими определенную научную картину мира. В качестве элементов этой системы выступают взгляды, представления, принципы, направленные на выяснение отношения человека к миру, на определение человеком своего места в окружающей его социальной и природной среде. Но окружающая человека действительность чрезвычайно многообразна, как многообразны и те отношения, в которых человек находится с миром.

3 . Ос обенности развития и воспитания младших школьников

В шестилетнем возрасте ребенка ждет первая крупная перемена в жизни. Переход в школьный возраст связан с решительными изменениями в его деятельности, общении, отношениях с другими людьми. Ведущим видом деятельности становится учение, изменяется уклад жизни, появляются новые обязанности, новыми становятся и отношения ребенка с окружающими.

В биологическом отношении младшие школьники переживают период второго округления: у них по сравнению с предыдущим возрастом замедляется рост и заметно увеличивается вес; скелет подвергается окостенению, но этот процесс еще не завершается. Идет интенсивное развитие мышечной системы. С развитием мелких мышц кисти появляется способность выполнять тонкие движения, благодаря чему ребенок овладевает навыком быстрого письма. Значительно возрастает сила мышц. Все ткани детского организма находятся в состоянии роста.

В младшем школьном возрасте совершенствуется нервная система, интенсивно развиваются функции больших полушарий головного мозга, усиливаются аналитическая и синтетическая функции коры. Вес мозга в младшем школьном возрасте почти достигает веса мозга взрослого человека и увеличивается в среднем до 1400 г. Быстро развивается психика ребенка. Изменяется взаимоотношение процессов возбуждения и торможения: последний становится более сильным, но по-прежнему преобладает процесс возбуждения - и младшие школьники в высокой степени возбудимы. Повышается точность работы органов чувств. По сравнению с дошкольным возрастом чувствительность к цвету увеличивается на 45%, суставно-мускульные ощущения улучшаются на 50%, зрительные - на 80% (А.Н. Леонтьев).

Познавательная деятельность младшего школьника преимущественно проходит в процессе обучения. Немаловажное значение имеет и расширение сферы общения. Быстротекущее развитие, множество новых качеств, которые необходимо сформировать или развивать у школьников, диктуют педагогам строгую направленность всей учебно-воспитательной деятельности.

Восприятие младших школьников отличается неустойчивостью и неорганизованностью, но в то же время остротой и свежестью, «созерцательной любознательностью».

Младший школьный возраст связан с обучением детей в начальных классах. К этому времени их физическое развитие характеризуется важными особенностями: в основном заканчивается окостенение черепа, закрываются роднички, оформляются черепные швы и продолжается упрочение скелета в целом. Однако развитие и окостенение конечностей, позвоночника и тазовых костей находятся в стадии большой интенсивности. При неблагоприятных условиях эти процессы могут протекать с большими аномалиями (от греч. anomalia - отклонение от нормы). Вредные влияния, в частности, могут оказывать физические перегрузки (например, продолжительное письмо, утомительная физическая работа). Неправильная посадка за партой во время занятий может привести к искривлению позвоночника, образованию впалой груди и т.д.

Существенной физической особенностью младших школьников является усиленный рост мускулатуры, увеличение массы мышц и значительный прирост мышечной силы.

Не менее важное значение имеют особенности развития психики и познавательной деятельности младших школьников. Существенным фактором в этом отношении является связанное с развитием мозга совершенствование их нервной системы. Развитие головного мозга у младших школьников проявляется как в увеличении его веса, так и в изменении структурных связей между нейронами (нервными клетками). К концу младшего школьного возраста вес мозга достигает 1400-1500 г. и приближается к весу мозга взрослого человека, при этом относительно быстрее других частей развиваются его лобные доли. Совершенствуются также периферические нервные ответвления. Все это создает биологические предпосылки для развития нервно-психической деятельности ребят. У них усиливается контроль сознания над поведением, развиваются элементы волевых процессов. Отмечается также функциональное развитие мозга и, в частности, его аналитико-синтетические функции. Происходят сдвиги во взаимоотношениях процессов возбуждения и торможения: процессы торможения усиливаются, однако по-прежнему преобладающими в поведении остаются процессы возбуждения. Интенсивное развитие нервно-психической деятельности, высокая возбудимость младших школьников, их подвижность и острое реагирование на внешние воздействия сопровождаются быстрым утомлением, что требует бережного отношения к их психике, умелого переключения с одного вида деятельности на другой.

Совершенствование нервно-психической деятельности младших школьников происходит также под влиянием обучения. В психологии и педагогике утвердилась идея Л.С. Выготского о ведущей роли обучения и воспитания в психическом развитии детей. Вот почему усилия учителей должны направляться на то, чтобы, учитывая особенности и возрастные возможности ребят, использовать учебно-воспитательную работу для их интенсивного умственного развития.

Большое значение для умственного развития младших школьников имеет правильная организация и совершенствование их познавательной деятельности. Прежде всего, важно развивать те психические процессы, которые связаны с непосредственным познанием окружающего мира, то есть ощущения и восприятия. Однако их восприятия характеризуются недостаточной дифференцированностью. Воспринимая предметы и явления, они допускают неточности в определении их сходства и различия, зачастую акцентируют внимание на второстепенных деталях и не замечают существенных признаков. Например, при письме они нередко путают буквы «з» и «е», цифры «6» и «9». На одном из уроков математики мы были свидетелями того, как первоклассники путали слова «круг» и «шар». Вот почему в процессе обучения нужно обращать внимание на формирование у школьников точности восприятий предметов и явлений и тем самым развивать так называемое конкретное мышление.

Однако, как уже отмечалось, у младших школьников интенсивно развивается вторая сигнальная система, связанная с абстрактным мышлением и речью. Это создает условия для усвоения многих вопросов программного материала не только на уровне представлений, но и на уровне теоретических понятий, особенно по языкам и математике. Но здесь нужна определенная мера.

Под влиянием улучшения обучения и придания ему развивающего характера качественные сдвиги происходят в совершенствовании памяти младших школьников. У учащихся этого возраста обычно преобладает механическая память, причем они сравнительно быстро запоминают изучаемый материал. Осмысленное же усвоение знаний требует значительной аналитико-синтетической познавательной деятельности, что, естественно, вызывает у отдельных школьников определенные затруднения. Поэтому вместо преодоления этих затруднений они предпочитают механическое заучивание материала, что, как правило, ведет к отставанию в учебе. Предотвратить эти недочеты можно только путем побуждения ребят к глубокому осмыслению знаний и развития логической памяти.

Успешная организация учебной работы младших школьников требует постоянной заботы о развитии у них произвольного внимания и формировании волевых усилий в преодолении встречающихся трудностей в овладении знаниями. Зная, что у детей этой возрастной группы преобладает непроизвольное внимание и что они с трудом сосредоточиваются на восприятии «неинтересного» материала, учителя стремятся использовать различные педагогические приемы, чтобы сделать школьное учение более занимательным.

Важную роль играет социальная адаптация детей младшего школьного возраста. Школьное обучение является второй ступенью в социализации человека. Детям, прошедшим этап первичной социализации в детском саду проще адаптироваться в новом коллективе среди сверстников. В связи со сменой ведущего вида деятельности с игрового на учебный, требуется уделять дополнительное внимание формированию доброжелательных, дружелюбных и терпимых отношений в школьном коллективе. На сегодняшний день, необходимость этого процесса связана с выходом детей из семей с различным материальным достатком и социальным положением.

Заключения

Учет возрастных особенностей - один из основополагающих педагогических принципов. Опираясь на него, учителя регламентируют учебную нагрузку, устанавливают обоснованные объемы занятости различными видами труда, определяют наиболее благоприятный для развития распорядок дня, режим труда и отдыха. Возрастные особенности обязывают правильно решать вопросы отбора и расположения учебных предметов и учебного материала в каждом предмете. Они обусловливают также выбор форм и методов учебно-воспитательной деятельности.

Познавательная деятельность младшего школьника преимущественно проходит в процессе обучения. Немаловажное значение имеет и расширение сферы общения. Быстротекущее развитие, множество новых качеств, которые необходимо сформировать или развивать у школьников, диктуют педагогам строгую целенаправленность всей учебно-воспитательной деятельности.

младший школьник воспитательный психологический

Список литературы

1. Аверин В.А. Психология детей и подростков: Монография. - Санкт-Петербург, 1994 с. 3, 5, 113, 132-135.

2. Мухина В.С. Возрастная психология: феноменология развития, детство, отрочество - 5 изд., стереотип. - М.: Издательский центр «Академия», 2000 с. 249, 250-252, 259, 342

3. Подласый И.П. Педагогика - М.: Просвещение: Гуманит. изд. центр ВЛАДОС, 1996 с. 114-117, 126-129.

4. Российская педагогическая энциклопедия: В 2 тт./Р 76 Гл. ред. В.В. Давыдов. - М.: Большая Российская энциклопедия, 1998

5. Смирнов С.Д. Педагогика и психология высшего образования: от деятельности к личности Учеб. пособие для студ. высш. пед. учеб. заведений. - М.: Издательский центр «Академия», 2001. - 304 с.

6. Ушинский К.Д. Человек как предмет воспитания. - М., 1946.

7. Педагогика. Учебное пособие для студентов педагогических вузов и педагогических колледжей. - М., Российское педагогическое агентство, 1995

Размещено на Allbest.ru

Подобные документы

    Теоретические основы воспитания бережливости младших школьников. Практическая работа по воспитанию бережливости у детей младшего школьного возраста. Анкета на выявление сформированности экономических представлений у детей младшего школьного возраста.

    курсовая работа , добавлен 30.10.2008

    Специфика досуга учащихся младшего школьного возраста, особенности развития детей в данный период. Опыт организации досуга учащихся младшего школьного возраста: структура и основные этапы разработки мероприятия, направления, принципы данной деятельности.

    дипломная работа , добавлен 17.06.2014

    Возрастные особенности развития детей младшего школьного возраста. Проблема формирования понятия о множестве у детей младшего школьного возраста в научной литературе. Разработка уроков и дидактических игр по обучению детей младшего школьного возраста.

    дипломная работа , добавлен 08.09.2017

    Границы младшего школьного возраста. Эмоциональная неустойчивость учащихся начальных классов. Виды и формы досуговой деятельности детей младшего школьного возраста. Особенности организации досуга. Знания темпераментов для изучения характера ребенка.

    курсовая работа , добавлен 20.01.2014

    Физиологические и психологические особенности младших школьников и их влияние на учебную деятельность. Основные вокальные навыки, формирующиеся в пении детей младшего школьного возраста. Вокальные упражнения как средство развития вокальных навыков.

    курсовая работа , добавлен 19.01.2011

    Понятие, методы и формы правового воспитания в школе. Психолого-педагогическая характеристика детей младшего школьного возраста. Исследование представлений младших школьников о правах детей и взрослых. Разработка программы правового воспитания учащихся.

    курсовая работа , добавлен 30.01.2014

    Психолого-педагогическая характеристика детей младшего школьного возраста. Критерии и уровни нравственной воспитанности младших школьников. Использование метода этической беседы в воспитании нравственных ценностей, совместная работа школы и семьи.

    дипломная работа , добавлен 07.06.2010

    Семья и моральное развитие как психолого-педагогическая проблема. Особенности нравственного развития детей младшего школьного возраста. Взаимосвязь между детско-родительскими отношениями и уровнем нравственности ребенка младшего школьного возраста.

    дипломная работа , добавлен 02.04.2014

    Формы занятий в физическом воспитании, урочные и неурочные способы организации учебно-воспитательного процесса. Особенности физического воспитания детей младшего школьного возраста. Взгляды на природу креативности, развитие творческих возможностей детей.

    курсовая работа , добавлен 10.06.2010

    Творческое развитие личности. Диагностика творческого развития детей младшего школьного возраста. Культурно-досуговые учреждения и их возможности в развитии школьников. Программа по обучению детей младшего школьного возраста спортивным бальным танцам.

1. Воспитание как социокультурное явление.

2. Воспитание в структуре целостного педагогического процесса, характерные особенности воспитания.

3. Движущие силы и логика воспитательного процесса.

4. Закономерности и принципы воспитания.

5. Цели воспитания.

6. Понятие «содержание воспитания», его связь с понятием «задача воспитания». Многоаспектность содержания воспитания школьников.

7. Воспитание гражданственности, патриотизма, уважения к правам, свободам и обязанностям человека у младших школьников.

8. Воспитание у младших школьников нравственных чувств и этического сознания.

9. Воспитание у обучающихся в начальной школе трудолюбия, творческого отношения к учению, труду, жизни.

10. Формирование у детей младшего школьного возраста ценностного отношения к здоровью и здоровому образу жизни.

11. Воспитание у младших школьников ценностного отношения к природе, окружающей среде (экологическое воспитание).

12. Воспитание у обучающихся в начальной школе ценностного отношения к прекрасному, формирование представлений об эстетических идеалах и ценностях (эстетическое воспитание).

13. Экономическое воспитание младших школьников.

14. Физическое воспитание младших школьников в целостном учебно-воспитательном процессе.

15. Системный подход к построению воспитательного процесса.

16. Деятельностный подход к воспитанию.

17. Личностно-ориентированный подход к воспитанию.

18. Базовые теории воспитания и развития личности

19. Современные отечественные концепции воспитания (3 по выбору).

20. Система методов воспитания детей младшего школьного возраста, их классификация. Проблема выбора методов воспитания в начальной школе.

21. Характеристика методов формирования сознания личности младшего школьника.

22. Характеристика методов организации деятельности и формирования опыта поведения младших школьников.

23. Использование методов стимулирования в начальной школе.

24. Средства воспитания: понятие, классификация. Взаимосвязь методов, приемов и средств воспитания младших школьников.

25. ФГОС НОО: внеурочная воспитывающая деятельность. Понятие внеурочной деятельности. Виды и направления внеурочной деятельности.

26. Формы организации внеурочной деятельности младших школьников. Классификация форм внеурочной деятельности. Проблема выбора форм воспитания в начальной школе.

27. Современные технологии воспитания: основные идеи, классификация. Характеристика технологий воспитания в начальной школе.



28. Технология подготовки и проведения воспитательного мероприятия в начальной школе. Самоанализ воспитательного мероприятия.

29. Технология проведения классного часа в начальной школе.

30. Диалоговые формы воспитания. Технология проведения нравственно-этической беседы с младшими школьниками.

31. Технология организации праздника с младшими школьниками.

32. Технология организации игры с детьми младшего школьного возраста.

33. Технология организации экскурсий с младшими школьниками.

34. Технология организации коллективной творческой деятельности в начальных классах.

35. Преемственность в воспитании детей дошкольного и младшего школьного возраста.

36. Педагогическое взаимодействие учителя и учеников в воспитательном процессе начальной школы.

37. Педагогическая поддержка – основа воспитательной позиции школьного педагога.

38. Развитие индивидуальности младшего школьника в воспитательном процессе.

39. Воспитание и самовоспитание: их взаимодействие в развитии личности школьника.

40. Понятие «коллектив»: его сущность, основные признаки, этапы развития детского коллектива, воспитательные возможности.

41. Технология организации ученического коллектива младших школьников в общеобразовательной школе

42. Технология воспитательной работы в добровольных общественных объединениях младших школьников.

43. Технология воспитательной работы с младшими школьниками в режиме продленного дня.

44. Понятие «воспитательный результат внеурочной деятельности». Воспитательный эффект внеурочной деятельности. Классификация результатов внеурочной деятельности.

45. Диагностика результатов и эффектов внеурочной воспитательной деятельности.

46. Воспитательная система школы.

48. Характеристика основных функций учителя как классного руководителя.

49. Система деятельности педагога-воспитателя в начальной школе.



50. Методика и техника планирования воспитательной работы.

51. Формы взаимодействия педагогов и родителей в воспитании младших школьников.

52. Методы и формы организации работы с родителями младших школьников.

Вопросы к экзамену

по разделу «Исторический аспект начального образования»

1 Воспитание и педагогическая мысль в античном обществе.

2 Воспитание в феодальном обществе. Педагогика эпохи Возрождения.

3 Педагогическая биография Я.А. Коменского.

4 Разработка Я.А. Коменским принципов воспитания и обучения.

5 Я.А. Коменский о классно – урочной системе.

6 Возрастная периодизация и система школ Я.А. Коменского.

7 Ранние социалисты – утописты Т. Мор и Т. Кампанелла о воспитании и образовании.

8 Педагогические взгляды Дж. Локка.

9 Педагогические идеи французских философов – материалистов 18 века (Гельвеций, Дидро).

10 Идея естественного воспитания в педагогической теории Ж.- Ж. Руссо.

11 Педагогическая деятельность И.Г. Песталоцци.

12 Теория элементарного образования И.Г. Песталоции.

13 Проблема трудового воспитания в педагогическом учении И.Г. Песталоцци.

14 А. Дистервег о сущности воспитания, его целях и основных принципах.

15 Социально – педагогический опыт Р. Оуэна.

16 Буржуазная реформаторская педагогика конца 19 – начала 20 вв. (Педагогические теории Г. Кершенштейнера, А. Лая, Э. Торндайка, Э. Меймана, М.О. Декроли).

17 Основы прагматической педагогики Дж. Дьюи.

18 Педагогика М. Монтессори. Вальдорфская педагогика.

19 Состояние народного образования и школы главнейших капиталистических стран середины 20 века.

20 Воспитание и обучение древних славян (до 10 века). Воспитание и просвещение в Киевской Руси (10 – 13 вв.) и в Московском государстве (14 – 17 вв.).

21 Просветительные реформы Петра 1.

22 Педагогическая деятельность и взгляды М.В. Ломоносова.

23 Педагогика русской революционной демократии 19 века.

24 Педагогическая деятельность и взгляды Л.Н. Толстого.

25 Идея народности воспитания в педагогическом учении К.Д. Ушинского.

26 Учебные книги К.Д. Ушинского и Л.Н. Толстого.

27 Прогрессивная педагогическая деятельность Н.И. Пирогова.

28 Школьные реформы 60 – 70 гг. 19 века.

29 Прогрессивные деятели начальной народной школы России 60 – 90 гг. 19 века (Бунаков Н.Ф., Водовозов В.И., Корф Н.А., Тихомиров Д.И.).

30 Педагогическая деятельность и взгляды С.Т. Шацкого.

31 Учение А.С. Макаренко о коллективе.

32 А.С. Макаренко о трудовом воспитании.

33 Становление и развитие советской школы и педагогики в 20 – 30 гг.

34 Педология в России.

35 Советская школа и педагогика в годы Великой Отечественной войны (1941 – 1945 гг. и период восстановления народного хозяйства (1945 – 1958 гг.).

36 Педагогическая деятельность и взгляды В.А. Сухомлинского.

37 Принцип природосообразности воспитания в истории зарубежной и русской педагогики.

38 Проблема трудового воспитания в истории зарубежной и русской педагогики.

39 Принцип свободного воспитания в истории педагогики.

40 Проблема принципов и правил обучения в истории зарубежной и русской педагогики.

41 Я.А. Коменский «Великая дидактика»

42 Я.А. Коменский «Законы хорошо организованной школы».

43 Ж.– Ж. Руссо «Эмиль, или О воспитании».

44 И.Г. Песталоцци «Лингард и Гертруда».

45 И.Г. Песталоцци «Памятная записка парижским друзьям о сущности и цели метода».

46 А. Дистервег «Руководство к образованию немецких учителей».

47 К.Д. Ушинский «О народности в общественном воспитании».

48 К.Д. Ушинский «Труд в его психическом и воспитательном значении».

49 К.Д. Ушинский «Родное слово».

50 К.Д. Ушинский «Проект учительской семинарии».

51 К.Д. Ушинский «О пользе педагогической литературы».

52 Л.Н. Толстой «О народном образовании».

53 А.С. Макаренко «Методика организации воспитательного процесса».

54 А.С. Макаренко «Лекции о воспитании детей».

Вопросы к зачету

по разделу «Социализация личности ребенка в системе начального образования»

1. Детство как социальный феномен

2. Детская субкультура и социокультурный мир ребенка.

3. Государственная забота о защите детей в современной России.

4. Закрепление прав детей и подростков в законодательстве РФ.

5. Социально-педагогические проблемы детей мигрантов

6. Понятие и сущность развития личности. Факторы развития личности.

7. Роль социальной адаптации в обеспечении развития личности младшего школьника.

8. Цели и задачи, методы педагогической поддержки социального развития ребенка.

9. Этапы социализации.

10. Отечественные и зарубежные подходы к трактовке социализации личности.

11. Основные факторы социализации личности.

12. Агенты, средства социализации. Психологические, социально-психологические и социально-педагогические механизмы социализации.

13. Формы нарушения социализации. Трудности социализации.

14. Виды десоциализирующего влияния. Виды отклоняющегося поведения: девиантное, делинквентное и криминальное поведение.

15. Факторы, негативно влияющие на развитие и поведение детей и подростков. Механизм протекания отклонений в поведении.

16. Понятие «трудновоспитуемый» в педагогике. Типичные группы трудновоспитуемых детей. Причины, обусловливающие формирование детей, трудных в воспитательном отношении.

17. Семья как институт социализации и объект социально-педагогической поддержки.

18. Образовательное учреждение как сфера социального самоопределения ребенка

19. Улица как сфера социализации ребенка.

20. Молодежная инфраструктура города. Просоциальные, асоциальные и антисоциальные молодежные группировки. Неформальные молодежные организации. Их позитивное и негативное влияние на процессы социализации.

21. Социально-педагогические возможности СМИ.

22. Сущность социально-педагогической работы. Цели, задачи и формы работы социального педагога.

23. Основные составляющие социально-педагогической деятельности учителя начальных классов, ее принципы и структура. Объект и субъект социально-педагогической деятельности

24. Цели и задачи, функции социально-педагогической деятельности учителя начальных классов.

25. Сущность социально-педагогические технологий. Основные типы и виды социально-педагогических технологий.

26. Формы организации психолого-педагогической деятельности.

Задания к зачету по разделу

Период младшего школьного возраста в жизни ребенка (да и самих родителей!) является одним из наиважнейших «переходов» от беззаботного детства до более ответственной ступени развития ребенка. Ведь именно в 6-7 лет ваш ребенок садится за школьную парту, учебная деятельность приходит на смену игровой и становится ведущей в жизни малыша. Поступление ребенка в школу подразумевает не только усиленную работу над развитием его познавательных навыков, но и становление ребенка как личности.

Так какой же он младший школьный возраст ? Скажем сразу, что это период занимает не один год, а начинается с 6-7 лет и продолжается до 10-11 лет . Этот возрастной период знаменуется сменой образа жизни ребенка: у него появляются новые обязанности и приобретается новый социальный статус – он уже школьник.

Но малыш все так же безгранично доверят вам – для детей этого возраста очень весомым является авторитет взрослого . Именно сейчас у ребенка формируется такое важное новообразование как самооценка, поэтому роль родителей и учителя очень важна – они оценивают старания и труды малыша, а это в свою очередь, очень влияет на становление личности ребенка. Учитель должен поощрять успехи ученика и не заострять внимание на неудачах, ведь таким образом у ребенка формируется мотив для достижения успехов , или избегания неудач (который отнюдь не является стимулом).

Что касается воспитания, то младший школьный возраст не подразумевает только обучение ребенка. Важным моментом является его физическое развитие – ведь период 6-7 лет это фаза активного физического роста. Очень часто нервно-психическое развитее «не успевает» за физическим – и мы наблюдаем, как у детей появляется повышенная усталость, нервозность, невнимательность. Поэтому вам, как родителям, очень важно посвятить как можно больше времени своему малышу – гуляйте чаще на свежем воздухе, занимайтесь легкими видами спорта и старайтесь не нагружать ребенка – уж поверьте, ему и так сложно.

Все процессы мышления, памяти, восприятия, воображения, самосознания находятся в фазе активного развития.

Память. На этапе обучения развиваются все виды памяти ребенка: оперативная, кратковременная и долговременная. Это связано, в первую очередь, с необходимостью постоянного запоминания и заучивания учебных заданий.

Мышление. Доминирующим процессом в младшем школьном возрасте есть мышление – сейчас оно словесно-логическое. А к 9-ти годам ваш ребенок приобретает один из видов мышления: теоретик, мыслитель, или художник.

Внимание. У детей в этом возрасте преобладает непроизвольное внимание — вот почему им так сложно сконцентрироваться на чем то. Только с помощью высокой мотивации и волевым усилиям они могут удержать внимание.

Воображение. В начальной школе воображение ребенка опирается на конкретные формы, предметы, делая его менее обширным, но со временем основным в развитии воображения становится слово, что делает его более фантазийным и широким.

Также период 7-8 лет – это этап усвоения и восприятия моральных норм и правил – ребенок готов к их пониманию и выполнению. Поэтому в этот период очень важно много разговаривать с ребенком, объяснять непонятные ему правила морали и поведения в социуме.

Очень важным в жизни ребенка выступают и взаимоотношения со сверстниками – к концу младшего школьного возраста они выходят на новый уровень развития, когда авторитет родителей становится не столь уж важным для ребенка, а социальная реализация в кругу своих одногодок приобретает особую важность.

Дорогие родители ! Помните, что младший школьный возраст очень ответственный, важный и сложный период в жизни вашего малыша. Будьте терпеливыми и понимающими родителями и вы без проблем пройдете все трудности!

Переход в школьный возраст связан с решительными изменениями в его деятельности, общении, отношениях с другими людьми. Ведущей деятельностью становится учение, изменяется уклад жизни, появляются новые обязанности, новыми становятся и отношения ребенка с окружающими .

Поступивший в школу ребенок автоматически занимает совершенно новое место в системе отношений людей: у него появляются постоянные обязанности, связанные с учебной деятельностью. Близкие взрослые, учитель, даже посторонние люди общаются с ребенком не только как с уникальным человеком, но и как с человеком, взявшим на себя обязательство (неважно - вольно или по принуждению) учиться, как все дети в его возрасте.

В биологическом отношении младшие школьники переживают период второго округления: у них по сравнению с предыдущими возрастом замедляется рост и заметно увеличивается вес; скелет подвергается окостенению, но этот процесс еще не завершается. Идет интенсивное развитие мышечной системы. С развитием мелких мышц кисти появляется способность выполнять тонкие движения, благодаря чему ребенок овладевает навыком быстрого письма. Значительно возрастает сила мышц. Все ткани детского организма находятся в состоянии роста. В младшем школьном возрасте совершенствуется нервная система, интенсивно развиваются функции больших полушарий головного мозга, усиливается аналитическая и синтетическая функции коры. Вес мозга в младшем школьном возрасте почти достигает веса мозга взрослого человека и увеличивается в среднем до 1400 граммов. Быстро развивается психика ребенка. Изменяется взаимоотношение процессов возбуждения и торможения: процесс торможения становится более сильным, но по-прежнему преобладает процесс возбуждения и младшие школьники в высокой степени возбудимы. Повышается точность работы органов чувств. По сравнению с дошкольным возрастом чувствительность к цвету увеличивается на 45%, суставно-мускульные ощущения улучшаются на 50%, зрительные - на 80% .

Несмотря на вышесказанное, ни в коем случае нельзя забывать, что еще не прошло время бурного роста, когда дети тянутся вверх. Остается и дисгармония в физическом развитии, оно явно опережает нервно-психическое развитие ребенка. Это сказывается во временном ослаблении нервной системы, что проявляется в повышенной утомляемости, беспокойстве, повышенной потребности в движениях. Все это, усугубляет ситуацию для ребенка, истощает его силы, снижает возможность опоры на ранее приобретенные психические образования.

Из сказанного следует, что самые первые шаги ребенка в школе должны находится под пристальным вниманием родителей, педагогов и врачей.

Познавательная деятельность младшего школьника преимущественно проходит в процессе обучения. Немаловажное значение имеет и расширение сферы общения. Быстротекущее развитие, множество новых качеств, которые необходимо сформировать или развивать у школьников, диктуют педагогам строгую целенаправленность всей учебно-воспитательной деятельности.

Большое значение в познавательной деятельности школьника имеет память.

Мышление у детей начальной школы развивается от эмоционально-образного к абстрактно-логическому. Задача школы первой ступени - поднять мышление ребенка на качественно новый этап, развить интеллект до уровня понимания причинно-следственных связей. В школьный возраст, ребенок вступает с относительно слабой функцией интеллекта (сравнительно с функциями восприятия и памяти, которые развиты гораздо лучше). В школе интеллект обычно развивается так, как ни в какое другое время. Здесь особенно велика роль школы, учителя. Исследования показали, что при различной организации учебно-воспитательного процесса, при изменении содержания методов обучения, методики организации познавательной деятельности можно получить совершенно разные характеристики мышления детей младшего школьного возраста .

Произвольное внимание развивается вместе с другими функциями и прежде всего - мотивацией учения, чувством ответственности за успех учебной деятельности.

В первом-втором классах уровень произвольного поведения все еще невысокий, дети еще весьма импульсивны и не сдержанны.

Естественные возможности школьника первой ступени очень велики: его мозг обладает такой пластичностью, которая позволяет ему легко справляться с задачами дословного запоминания. Сравним: из 15 предложений дошкольник запоминает 3-5, а младший школьник - 6-8 .

Мышление детей развивается во взаимосвязи с их речью. Словарный запас нынешних четвероклассников насчитывает примерно 3500-4000 слов. Влияние школьного обучения проявляется не только в том, что значительно обогащается словарный запас ребенка, но прежде всего в приобретении исключительно важного умения устно и письменно излагать свои мысли.

У учеников младших классов развиваются элементы социальных чувств, формируются навыки общественного поведения (коллективизм, ответственность за поступки, товарищество, взаимопомощь и др.) Возникают коллективные связи, формируется общественное мнение. Младший школьный возраст предоставляет большие возможности для формирования нравственных качеств и положительных черт личности. Восприятие младших школьников отличается неустойчивостью и неорганизованностью, но и одновременно свежестью, «созерцательной любознательностью». Младший школьник может путать цифры 9 и 6, мягкий и твердый знаки с буквой «Р», но с живым любопытством воспринимает окружающую жизнь, которая каждый день раскрывает перед ним что-то новое .

Малая дифференцированность восприятия, слабость анализа при восприятии отчасти компенсируются ярко выраженной эмоциональностью восприятия. Опираясь на нее, опытные учителя постепенно приучают школьников целенаправленно слушать и смотреть, развивают наблюдательность. Первую ступень школы ребенок завершает тем, что восприятие, будучи особой целенаправленной деятельностью, усложняется и углубляется, становится более анализирующим, дифференцирующим, принимает организованный характер .

Внимание младших школьников непроизвольно, недостаточно устойчиво, ограниченно по объему. Поэтому весь процесс обучения и воспитания ребенка начальной школы подчинен воспитанию культуры внимания. Школьная жизнь требует от ребенка постоянных упражнений в произвольном внимании, волевых усилий для сосредоточения.

Память в этот период память имеет преимущественно наглядно-образный характер. Безошибочно запоминается материал интересный, конкретный, яркий. Однако ученики начальной школы не умеют распорядиться своей памятью и подчинить ее задачам обучения. Немалых усилий стоит учителям выработка умений самоконтроля при заучивании, навыков самопроверки, знаний рациональной организации учебного труда.

Основы нравственного поведения закладываются именно в начальной школе, ее роль в процессе социализации личности огромна.

В младшем школьном возрасте особую значимость и привлекательность приобретают для ребенка юность и взрослость. Именно эти возрасты кажутся детям наиболее счастливыми и желанными. Причем дети впервые начинают выделять для себя такой критерий, как социальный статус человека (его профессия, положение в обществе, семейный статус и пр.). Ребенок начинает думать о своем будущем и хочет занять определенное место в обществе (милиционера, начальника, ветеринара, мамы и пр.).

Представление о себе в новом социальном качестве выступает у младших школьников в виде освоения ролевого поведения как наиболее адекватной формы социальной активности. Именно в роли объективируется социальная по смыслу перспективная цель .

Школа привлекает многих детей, прежде всего, своими формальными аксессуарами. Такие дети ориентированы прежде всего на внешние атрибуты школьной жизни -- портфель, тетрадки, отметки, некоторые известные им правила поведения в школе. Желание учиться в школе для многих шестилеток не связано со стремлением к изменению дошкольного образа жизни. Напротив, школа для них - это своеобразная игра во взрослость. Такой школьник выделяет в первую очередь социальные, а не собственно учебные аспекты школьной действительности.

Податливость и известная внушаемость школьников, их доверчивость, склонность к подражанию, огромный авторитет, которым пользуется учитель, создают благоприятные предпосылки для экономического воспитания. Начальная школа должна включать своих воспитанников в разумно организованный, посильный для них производительный труд, значение которого в формировании социальных качеств личности ни с чем несравнимо.

Стремление младшего школьника к яркому, необычному, желание познать прекрасный мир чудес и испытания, двигательную активность - все это должно удовлетворяться в разумной, приносящей пользу и удовольствие игре, развивающей у детей трудолюбие, культуру движений, навыки коллективных действий и разностороннюю активность.