План-конспект занятия (старшая группа) на тему: Конспект спортивного досуга по ПДД в старшей группе на тему:"Правила движения –знаем все без исключения". Досуг в старшей группе по правилам дорожного движения. По улице, по улице

01.03.2019
МБДОУ Д\с «Подснежник»

Воспитатель

«Личность воспитателя – значит всё в деле воспитания»

(К.Д.Ушинский)

Реализация принципа интеграции в образовательном процессе ФГОС

Принцип интеграции является основополагающим принципом развития современного дошкольного образования. Интеграция должна обеспечить дошкольнику целостное восприятие окружающего мира. [ 3. С.1-7 ]

Впервые интерес к проблеме интеграции возник ещё в трудах Я.А.Каменского. Интеграция имеет большое значение для повышения эффективности воспитания и образования детей на всех уровнях обучения от раннего возраста до выпуска детей в школу. Интегрированный подход должен быть небольшим по объёму, но ёмким. Строя образовательный процесс по принципу интеграции воспитатель решает такие задачи как:

Формирования у детей глубоких, разносторонних знаний;

Активное формирование окружающей действительности, развитие логики, мышления, коммуникативных способностей;

Эффективность воспитания и развития детей.

Сущностью интегрированного подхода к НОД является соединение знаний из разных областей, дополняющих друг друга. Важно заметить, что при планировании и проведении НОД с детьми помогают такие методы как:

Сюрпризный, игровой моменты;

Рассмотрение, наблюдение, сравнение, обследование;

Сравнительный анализ, сопоставление;

Проблемные вопросы;

Разнообразные речевые дидактические игры для активизации словаря, расширения представления о многообразии граней родного языка, воспитания чувства уверенности в своих силах.

Форма проведения НОД нестандартна, интересна, это могут быть путешествия, познавательные экскурсии, интересные встречи. Выбор определённой темы проекта определяет и подбор к ней образовательных областей, которые всесторонне раскроют ребёнку её содержание.

Например, тема проекта «Наши мамы» объединяет в себе такие образовательные области как «Речевое развитие», «Социально-коммуникативное развитие», «Художественно-эстетическое развитие».

В течение тематической недели дети слушают произведения о маме, рассматривают репродукции с картин знаменитых художников (например, А.Шилова «Портрет матери»), иллюстрации, фотографии, дети сами рисуют портреты своих мам, мастерят подарки, можно организовать выставку портретов, мастерскую подарков для мам и бабушек, слушают музыкальные произведения, посвящённые мамам, организуют совместно со взрослыми концерт для мам. В такие дни полезно организовать творческие встречи с мамами и бабушками, которые расскажут о своей профессии и т.д.

В такие дни дети не только погружаются в атмосферу совместной коллективной работы, подготовки к празднику, но и учатся ценить и уважать родных и близких. Здесь налицо духовно-нравственное и гендерное воспитание, формируются такие качества как активность, любознательность, отзывчивость, креативность.

Или другой пример: Тематическая неделя, посвящённая Дню Победы. С детьми ведётся большая предварительная работа: чтение рассказов о ВОВ, рассматривание картин о подвиге солдат, беседы с детьми, рисование на тему войны, встречи с ветеранами, создание семейных презентаций «Абакан в годы войны ».

Можно привести множество примеров реализации принципов интеграции в НОД, главное, чтобы это было интересно, чтобы ребёнок смог реализовать свои творческие возможности: он сочиняет, фантазирует, воображает, думает, развивает коммуникативные умения. Следовательно, дети учатся свободно общаться и высказывать свои мысли и мнение, что является неотъемлемой частью работы с детьми-дошкольниками.

Технология интеграции организованной образовательной деятельности может быть различной, но в любом случае необходимо проявление творческой активности педагога. Это одно из важных условий при её проведении для развития детских способностей. Конечно, при реализации принципов интеграции так же необходимо наличие оснащённой методической базы: наличие компьютеров, методических разработок, репродукций картин, коллекций музыкальных произведений и т.д. Напрашивается главный поисковый вопрос: как осуществить интеграцию образовательных областей в образовательном процессе? Думаю, ответ один: проявлять креативность, творчество и фантазию.

«Список литературы»:

1 Березина Н.О. Методические рекомендации. М.: Просвещение 2011-240с.

2 Веракса Н.Е. Проектная деятельность дошкольников. Мозайка-синтез 2008-112с.

3 Емельянова Н Е. Интегрированная познавательная задача как систематизирующий фактор развития ребёнка. Начальная школа Плюс до и После-2013 № 10-1-7с.

4 Кириенко С.Д. Интеграция содержания образования в практике работы в ДОУ. Начальная школа Плюс до и После 2011-№10 1-5с.

5 Морозова Л.Д. Педагогическое проектирование в ДОУ. Сфера2010-128с.

6 Трубайчук Л.В. Интеграция как средство реализации образовательного процесса. Начальная школа Плюс до и После 2011-№10 1-7с.

7 Фомина Н.А. Интеграция образовательных областей в ДОУ №7/2012г.87с.

План лекции:

  1. Интеграция как средство организации образовательного процесса: системообразующий фактор интеграции
  2. Интегрированная познавательная задача как системообразующий фактор интеллектуального развития дошкольников; типы интеграции.
  3. Технология проектной деятельности дошкольников как средство интеграции образовательных областей

Цель : систематизация представлений педагогов о системных обновлениях в дошкольном образовании, активизация деятельности по внедрению ФГТ

Ключевые слова: принцип интеграции образовательных областей; комплексно-тематический принцип; системообразующий фактор интеграции, технология проектной деятельности.

Литература:

  1. Веракса, Н.Е. Проектная деятельность дошкольников: Пособие для педагогов дошкольных образовательных учреждений / Н.Е. Веракса, А.Н. Веракса. – М.: Мозаика-синтез, 2008. – 112с.
  2. Емельянова, И.Е. Интегрированная познавательная задача как системообразующий фактор ху-дожественно-творческого развития ребёнка / И.Е. Емельянова // начальная школа Плюс До и После. – 2011. - №10. – С.1-7.
  3. Кириенко, С.Д. Интеграция содержания образования в практике работы ДОУ /С.Д. Кириенко /Начальная школа Плюс До и После. – 2011. - №10. – С.1-5.
  4. Морозова, Л.Д. Педагогическое проектирование в ДОУ: от теории к практике / Л.Д. Морозова. – М.: ТЦ Сфера, 2010. – 128с.
  5. Савенков, А.И. Методика исследовательского обучения дошкольников / А.И. Савенков. – Самара: Учебная литература, 2010. – 128 с.
  6. Трубайчук, Л.В. Интеграция как средство организации образовательного процесса/ Л.В. Трубайчук // Начальная школа Плюс До и После. – 2011. - №10. – С.1-7.
  7. Успех. Методические рекомендации: пособие для педагогов/ [Н.О. Березина, О.Е. Веннецкая, Е.Н. Герасимова и др.; науч.рук. А.Г. Асмолов; рук.авт.коллектива Н.В.Федина]. – М.: Просвещение, 2011. – 240с.

I . Интеграция как средство организации образовательного процесса: системообразующий фактор интеграции

В Федеральных государственных требованиях к структуре основной общеобразовательной программы дошкольного образования определены подходы и принципы построения образовательного процесса, который должен строиться с учётом интеграции образовательных областей в соответствии с их спецификой и возрастными возможностями и особенностями детей дошкольного возраста.

Принцип интеграции является инновационным и обязывает дошкольные образовательные учреждения коренным образом перестроить образовательную деятельность в детском саду на основе синтеза, объединения образовательных областей, что предполагает получение целостного образовательного продукта, обеспечивающего формирование интегральных качеств личности дошкольника и его гармоничное вхождение в социум.

Понятие интеграции относится к общенаучным и заимствовано педагогической наукой из философии, где интеграция понимается как сторона процесса развития, связанная с объединением в целое ранее разнородных частей и элементов. В 1993 году на сессии ЮНЕСКО было принято рабочее определение интеграции как такой органической взаимосвязи, такого взаимопроникновения знаний, которое должно вывести ученика на понимание единой научной картины мира.

Необходимость реализации принципа интеграции в дошкольном образовании заключена в самой природе мышления, диктуется объективными законами высшей нервной деятельности, законами психологии и физиологии. Использование интеграции в дошкольном образовании объясняется прежде всего биологическим феноменом, который характеризуется интенсивным созреванием организма и формированием психики. Ребёнок дошкольного возраста в сравнительно короткий период проходит все стадии развития человечества.

По мнению А.Ф. Яфальян, быстрое развитие ребёнка обеспечивают голографическое (целостное) и субсенсорное (сверхчувствительное) восприятие мира, которые являются врождёнными. Именно голографичность и субсенсорность позволили дошкольнику осваивать мир в короткие сроки, за 4–5 лет пройти этапы развития человечества. Высокая чувствительность, целостность восприятия мира дают ребенку возможность наиболее полно, объёмно, быстро и точно усваивать человеческий опыт. Обеспечение систематического функционирования интеграционного процесса позволяет создавать целостную систему развития у дошкольников познавательной активности и даёт возможность целостно воспринимать окружающий мир, не нарушая его природу.

В дошкольной педагогике проблемой взаимосвязи видов детской деятельности с позиций комплексного и интегрированного подходов занимались Н.А. Ветлугина, Т.Г. Казакова, С.П. Козырева, Т.С. Комарова, Г.П. Новикова и др.
Т.С. Комарова, например, рассматривает интеграцию как форму взаимосвязи, глубокого взаимопроникновения разного содержания образования детей дошкольного возраста, охватывающую все виды художественно-творческой деятельности. Она подчёркивает, что в интеграции один вид искусства выступает доминирующим, другой – сопутствующим, помогающим более широкому и глубокому осмыслению образов и их созданию разными выразительными средствами.

Однако интегрированные занятия как форма интегрированного образования дошкольников специально не изучались. Более того, до недавнего времени в ДОУ существовала предметная система обучения, воспитания и развития, и получалось, что знания оставались разрозненными, искусственно расчленёнными по предметному принципу.

Проектирование образовательного процесса в современном дошкольном образовательном учреждении требуетоснования на принципе интеграции образовательных областей и комплексно-тематическом принципе, позволяющем интегрировать содержание дошкольного образования в рамках той или иной темы. Выбор темы и интегрируемых образовательных областей принадлежит педагогам, реализующим основную общеобразовательную программу дошкольного образования с учетом индивидуальных особенностей детей и специфики условий осуществления образовательного процесса .

В настоящее время разработка интегрированных занятий через синтез образовательных областей не является целью проектирования образовательного процесса в дошкольном образовательном учреждении. Принципиально новым подходом к дошкольному образованию является конструирование целостного интегративного процесса взаимодействия взрослого и ребёнка на определённую тему в течение одного дня (недели), в котором будут гармонично объединены различные образовательные области для целостного восприятия окружающей действительности.

Основные преимущества интегративного подхода в образовательном процессе заключаются в том, что он:
1) является условием развития системы знаний, овладения основами наук;
2) способствует формированию научной картины мира;
3) позволяет достигать большего эффекта в развитии воспитанников;
4) обеспечивает формирование качеств личности дошкольника для гармоничного вхождения в социум;
5) реализует сотворчество детей и значимых взрослых как взаимодействие всех субъектов образовательного процесса .

Поиск основания для объединения, выявление системообразующего фактора - важное условие интеграции содержания образования. С.Д. Кириенко под системообразующими факторами предлагает рассматривать идеи, явления, понятия, предметы, способные соединить компоненты системы, стимулировать деятельное проявление, сохранить определённую и необходимую степень свободы компонентов, обеспечить саморегуляцию новой системы и её саморазвитие. В соответствии с этими ориентирами в дошкольном и предшкольном образовании возможна систематизация вокруг категорий различного характера («живое», «неживое», «движение», «качество», «количество», «потребности» и др.), что даёт возможность получения детьми первоначальных образных представлений о разных «картинах» мира.

Л.В.Трубайчук для эффективной организации интеграционного процесса в дошкольном образовании выделяет системообразующий фактор интеграции как «рабочей единицы», которым может быть любой компонент содержания дошкольного образования, качественные характеристики его участников. Ею выделены четыре системообразующих фактора :

1. Основной системообразующий фактор - образовательные области. ФГТ выделяют 10 образовательных областей, которые не должны реализовываться в образовательной деятельности дошкольного образовательного учреждения в чистом виде – необходим их синтез, нужна интеграция, которая обеспечит качественное и количественное изменения формирования качеств личности дошкольника. При этом нужно понимать, что образовательным областям придаёт целостность не столько их объединение, сколько проникновение одной области (или нескольких) в другую.
2. Второй системообразующий фактор - интеграция образовательных областей на основе календарно-тематического планирования , которая определяет логико-содержательную основу целостного образовательного процесса.
3. Третий фактор - интеграция основных видов деятельности детей дошкольного возраста: познавательно-исследовательской, трудовой, художественно-творческой, коммуникативной, двигательной. Деятельность как психологическая основа интеграции способна объединять внутри себя разрозненные компоненты и обеспечить необходимые условия для появления нового образовательного продукта, в создание которого включены и педагоги, и дети, и родители. Таким образовательным продуктом могут выступать новое знание, рисунок, танец, спектакль, составленный ребёнком текст и др.
В результате освоения интегративной деятельности у ребёнка формируются целостные социальные и психологические образования, интегрированные способы деятельности, легко переносимые из одной сферы в другую, индивидуальный стиль деятельности, освоение социального опыта, развитие творческих способностей.
4. Четвёртый системообразующий фактор - формирование интегративных качеств личности, которые предусмотрены ФГТ в качестве конечного результата освоения основной общеобразовательной программы. По своей сути личность целостна, системна. В процессе личностного становления ребёнок постепенно обретает самостоятельность как способность к автономному существованию и социальную активность как способность создавать и поддерживать свои отношения со средой. Интегральная индивидуальность каждой личности складывается в процессе воспитания, развития и обучения.

И.Е. Емельянова рассматривает интеграцию как системообразующий фактор освоения научной картины мира и основу гармоничной социализации дошкольников. Она устанавливает структурные связи интеграции в содержании понятий и деятельности по освоению образовательных областей ФГТ .

В Федеральном документе выделены линии воспитания (духовно-нравственное, гражданское, патриотическое, гендерное, воспитание здорового безопасного образа жизни) и единые воспитательные процессы, ориентированные на воспитание гражданина, любящего свой народ, свой край и свою Родину, толерантно относящегося к культуре, традициям и обычаям других народов. ФГТ намечает также линии развития детей дошкольного возраста (физическое, социально-личностное, познавательно-речевое, художественно-речевое направления развития дошкольников). Интеграция образовательной деятельности должна учитывать и обеспечивать процессы воспитания и развития дошкольника.

Интеграция как целостное явление, объединяющее образовательные области, разные виды деятельности, приёмы и методы в единую систему на основе календарно-тематического планирования, выступает в дошкольном образовании ведущим средством организации образовательного процесса, ведущей формой которого становятся не занятия, а совместная со взрослыми и самостоятельная деятельность детей.

Таблица 1


Образовательные
области

Вид деятельности

Познание

Проектная деятельность - составление схемы-карты космического маршрута

Дети обозначают планеты (Марс, Венера, Юпитер, Луна), на которых они делают остановки)

Получение знаний о галактике, космических полётах, одежде космонавтов

Конструирование ракеты из кубиков

Совместная деятельность по конструированию

Физическая культура

Активная физическая деятельность

Разучивание гимнастики для космонавтов

Здоровье

Исследовательская деятельность

Пища космонавтов

Безопасность

Исследовательская деятельность
Коммуникативная деятельность.

Охрана здоровья космонавтов

Коммуникация

Коммуникативная деятельность

Творческие рассказы о полёте, путешествии по Луне

Читательская деятельность

Чтение-слушание рассказов

Разучивание и исполнение песни о космосе

Художественное творчество

Художественно-творческая деятельность

Рисование на тему «Путешествие в Космос»

Социализация

Коммуникативная деятельность

Первичное представление о профессии

Сюжетно-ролевые игры в космонавтов

Таблица 2


Образовательные
области

Вид деятельности

Познание

Познавательная
Исследовательская

Дети наблюдают пробуждение природы

Здоровье

Исследовательская

Коммуникация

Творческое рассказывание о приметах весны

Безопасность

Исследовательская
Коммуникация

Дети выясняют, какие опасности могут возникнуть зимой

Творческая

Дети мастерят кормушки для птиц

Чтение художественной литературы

Читательская

Чтение-слушание и разучивание стихов о весне

Художественно-творческая

Разучивание и исполнение песни о весне

Художественное творчество

Художественно-творческая деятельность

Рисование на тему «Мои открытия весной»

Социализация

Коммуникативная

Первичное представление о деятельности землепашцев

Подвижные игры

II . Интегрированная познавательная задача как системообразующий фактор развития интегративных качеств личности дошкольника: типы интеграции

По мнению воспитателей-практиков, интеграция реализуется естественно при изучении каких-либо явлений через смену видов игровой деятельности детей. Но на современном этапе развития дошкольного образования педагоги дошкольных образовательных учреждений стали искать пути совершенствования процесса интеграции в направлении большей целостности и прозрачности, объединения образовательных областей, наиболее эффективно обеспечивающих разностороннее развитие детей с учётом их возрастных и индивидуальных особенностей по основным направлениям (физическому, социально-личностному, познавательно-речевому, художественно-эстетическому).

Качественное осуществление интеграции в дошкольном образовательном учреждении возможно лишь при определении форм интеграции, которые будут обеспечивать синтез образовательных областей, взаимосвязь разных видов деятельности и формирование интегративных качеств личности дошкольника в процессе воспитания, развития на основе календарно-тематического планирования. Формы интегративного процесса характеризуют конечный продукт, приобретающий новые функции и новые взаимоотношения педагога, ребенка, родителей в течение одного дня, одной недели. Такими интегративными формами могут выступать совместные творческие проекты и исследования, праздники, эксперименты, экскурсии, сюжетно-ролевые игры.

Интеграция позволяет раскрыться каждому ребёнку в совместной деятельности, найти применение своих способностей в создания коллективного и индивидуального творческого продукта. Важным аспектом является представление результатов этой деятельности (на мероприятиях, где воспитатели, родители, педагоги дополнительного образования являются не наблюдателями, а активными участниками).

Совместная деятельность субъектов образовательного процесса характеризуется как осуществление внутренних и внешних связей процессов непрерывного образования и развития, которые имеют такие характеристики, как связь, взаимосвязь, единство, систематичность, неравномерность, прерывность–непрерывность, гибкость.

Коллективный субъект – это функционирование детско-взрослой группы людей, выполняющих совместную созидательную деятельность на высшем уровне своей активности через самоорганизацию, саморегуляцию, согласование внешних и внутренних условий осуществления этой деятельности. Значимой составляющей совместной деятельности является сотрудничество и сотворчество в групповом субъекте – общение, переживание радости, созидание, отсутствие привилегии указывать, контролировать и оценивать. В процессе этой деятельности чувствуют, принимают, доверяют, открываются, планируют, самостоятельно и совместно рефлексируют .

Организация образовательного процесса, направленного на реализацию принципа интеграции образовательных областей при формировании целостного восприятия мира, предполагает, что содержание этих областей будет усвоено более эффективно в совместной деятельности на основе принципа проблемности. Именно постановка и решение творческой задачи обеспечивают единство системы «значимый взрослый – содержание образования – ребенок».

Интегрированная познавательная задача – это такая проблемная задача, которая включает субъектов образовательного процесса в деятельность по установлению и усвоению связей между структурными элементами образовательных областей. Интегрированные познавательные задачи отражают общенаучный уровень, который фиксирует отношения объективного мира: «система–функция», «строение–свойство», «явление–сущность» и др.
Классификация интегрированных познавательных задач возможна в соответствии с содержательным, процессуальным и личностным критериями. Одним из преимуществ организации эффективного взаимодействия субъектов образовательного процесса является создание условий для поисковой деятельности детей при решении интегрированных познавательных задач. Совместный творческий поиск способствует развитию природной любознательности.

И.Е. Емельянова рассматривает особенности решения интегрированных познавательных задач в различных типах интеграции:

1. Тематическая интеграция предполагает систему познавательных задач, проблемных вопросов, заданий для раскрытия ведущих идей и понятий, отражающих ретроспективы и перспективы интегративного процесса. Данный тип интеграции обеспечивает единство конкретного и абстрактного в усвоении знаний, обеспечивает большую степень обобщённости, глубины, мобильности, повышает мировоззренческое значение приобретаемых знаний. Основу организации тематической интеграции составляет планирование на базе смежных, связанных между собой понятий.

Освоение знаниевых единиц различных образовательных областей («Социализация», «Познание», «Чтение художественной литературы», «Коммуникация») и смена видов деятельности (игровой, коммуникативной, познавательно-исследовательской, продуктивной, читательской, художественно-эстетической) обеспечивают достижение поставленной цели.

2. Проблемно-тематическая интеграция – это выдвижение общенаучной проблемы и поэтапное её решение через освоение нескольких тем нескольких образовательных областей. Данный вид интеграции усиливает содержательно-смысловые связи образовательных областей при раскрытии проблемы, а также способствует активизации группового субъекта.

Прохождение ребенком собственного исследовательского пути от замысла к идее, от идеи к противоречию, от коллекционирования фактов (явлений, объектов) к их классификации, от метода проб и ошибок к решению творческой задачи, разрешению противоречия обеспечиваетсяпроблемно-тематической интеграцией. Тема взаимодействия носит уже мировоззренческий характер, повышает способность теоретических обобщений, развивает личностные качества дошкольников, что отражает социально-личностный уровень.

3. Широкая проблемная интеграция – это выдвижение общего противоречия для ряда образовательных областей, предполагающее последовательное решение исследовательской или творческой задачи в групповом субъекте с последующей защитой или презентацией собственного продукта. Данный тип интеграции предполагает организацию коллективной и индивидуальной познавательной деятельности, в результате которой развиваются предпосылки духовно-творческой самореализации личности.

Под духовно-творческой самореализацией дошкольников понимается процесс реализации детьми в микросоциуме актуальных и потенциальных способностей, в результате чего средствами творческой деятельности ребёнок изменяет и преобразовывает себя с ориентацией на нравственные ценности. Ядром широкой проблемной интеграции является духовно-творческая задача как сотворчество значимых взрослых и детей по разрешению противоречия в искусственно созданной ситуации, осознания детьми их общественно значимых целей в духовно-творческой деятельности.

Сложность осуществления тематической и проблемно-тематической интеграции представляет реализация взаимосвязи «человек – природа – культура», в которой важно установить гармонию между естественно-научным и гуманитарно-эстетическим циклами, соединить научно-логическое и художественно-образное познание. Например, изучая объекты живой природы, воспитатели интегрируют следующие образовательные области: «Познание», «Чтение художественной литературы», «Художественное творчество», «Музыка», реализуя их через различные виды творческой и репродуктивной деятельности детей.

Продумывая органичные переходы от эстетического восприятия природы к восприятию произведений искусства и литературы и далее – к более глубокому общению с природой и наслаждению искусством, педагоги ДОУ должны помнить о специфике субъектного отражения красоты природы в литературе, музыке и живописи. Ведь среди детей найдутся такие, кому захочется «анатомировать» объекты природы, уйти от восприятия прекрасного и углубиться в изучение формы.

Организация взаимодействия со значимыми взрослыми и сверстниками в познании целостной картины мира является непременным условием развития творческих способностей. В настоящее время, реализуя принцип интеграции, ФГТ ориентирует не на чётко спланированное и организованное по хронометражу занятие, а на взаимодействие – совместную деятельность всех субъектов образовательного пространства в целостном интегрированном процессе.

Интеграция предполагает следование за индивидуальным восприятием каждого ребёнка. Педагогу здесь могут помочь творческие задачи и проблемные вопросы по изучаемой теме.

III. Технология проектной деятельности дошкольников как средство интеграции образовательных областей

Дошкольный возраст является периодом интенсивного развития познавательного интереса к окружающему миру и формирования различных познавательных позиций по отношению к предмету деятельности. К старшему дошкольному возрасту мозг детей перестраивается для усвоения новой информации и по своим функциональным характеристикам уже готов к восприятию большей по объёму и сложной по качеству информации. Определяющую роль начинает играть память как средство накопления активно приобретаемого в данный период личного опыта. Заметно возрастают возможности умственной деятельности, развивается способность обобщения, существенно увеличивается последовательность мыслительных операций.

По мнению Л.С. Выготского, для детей характерна синкретичность восприятия, выражающаяся в нерасчленённости чувственного образа объекта. Синкретизм имеет большое значение в процессе развития мышления. Для эффективного осуществления интеграции необходимо развивать все виды восприятия: зрительное, слуховое, тактильное, кинестетическое, вкусовое, обонятельное.

Чтобы правильно отобрать содержание знаний для их дальнейшей интеграции, важно учитывать, что, помимо наличия общих оснований, они должны:

1) расширять и обогащать имеющиеся представления дошкольников;
2) быть нужными при последующем обучении в школе;
3) быть доступными и опираться на личный опыт, связываться с повседневной жизнью.

Кроме того, знания должны вовлекать детей в решение проблемно-поисковых задач, сформулированных на основе личного опыта; активизировать познавательные интересы, стремление к усвоению новой информации; стимулировать умственную деятельность (процессы анализа, синтеза, сравнения, обобщения и классификации); повышать уровни самоконтроля, самоорганизации и самооценки.

Как один из вариантов интеграции в дошкольном образовании рассматривается метод проектов. Как показывает практика, использование в образовательной деятельности метода проектов способствует формированию у дошкольников позиции самостоятельности, активности, инициативности в поиске ответов на вопросы, в процессе систематизации информации, в практическом применении приобретенных знаний, навыков и умений (в играх и быту) .

О перспективности метода проектов свидетельствуют широкие возможности развития составляющих успешной личности:

  1. наблюдения и анализа явлений окружающей действительности;
  2. проведения сравнения, обобщения и умения делать выводы;
  3. творческого мышления, логики познания, пытливости ума;
  4. совместной познавательно-поисковой деятельности;
  5. коммуникативных и рефлексивных навыков и др. .

В основу метода проекта заложена идея о направленности познавательной деятельности дошкольников на результат, который достигается в процессе совместной работы педагогов, детей и родителей над определенной практической проблемой. Работа над решением проблемы в проектной деятельности означает применение необходимых знаний и умений из различных образовательных областей для получения ощутимого результата.

Особенностью проектной деятельности в дошкольном образовании является тесное сотрудничество взрослых (педагогов и родителей) и детей, так как ребенок не в состоянии самостоятельно найти противоречия в окружающем, сформулировать проблему, определить цель (замысел). Взрослые помогают детям обнаружить проблему (возможна провокация этой проблемы), вызывают интерес к ней и вовлекают детей в совместный проект. В проекте можно объединить содержание образования из различных областей знания, что открывает широкие возможности организации совместной познавательно-поисковой деятельности детей, педагогов и родителей.

В образовательной практике выделяют следующие этапы работы над проектом :

1. Целеполагание: педагог помогает ребенку выбрать наиболее актуальную и посильную для него задачу на определенный отрезок времени.

2. Разработка содержания проекта, планирование деятельности по достижению цели:

  • к кому обратиться за помощью (педагогу, родителю, др.);
  • в каких источниках можно найти информацию ;
  • какие предметы (оборудование, пособия ) использовать;
  • с какими предметами научиться работать .

3. Выполнение проекта (практическая часть).

  • Публичное представление продукта проектной деятельности.
  • Подведение итогов, определение задач для новых проектов.

Тематикой проекта могут стать: образовательная область программы; региональные особенности, приоритетное направление дошкольного образовательного учреждения, программы дополнительного образования. Особенно ценным является возникновение темы по инициативе детей. Тема проекта может отражать сезонные изменения, общественные явления.

Целесообразно в проектную деятельность вводить детей вопросами: Что я знаю об этом? Что я хочу узнать? Что для этого надо сделать? Совместно с детьми планируются этапы работы над проектом, определяется продукт и вид презентации.

Задачи развития дошкольников на разных возрастных этапах средствами проектной деятельности различны и определяются следующим образом (А.И. Ромашина).

Младший дошкольный возраст:

Старший дошкольный возраст:

  • формирование предпосылок исследовательской деятельности;
  • формирование умения определять возможные методы решения проблемы с помощью взрослого и самостоятельно;
  • формирование умения применять методы, способствующие решению поставленной задачи, с использованием различных вариантов;
  • развивать потребность в использовании терминологии, ведении конструктивной беседы в процессе совместной исследовательской деятельности.

Проектную деятельность целесообразнее использовать в работе со старшими дошкольниками. Этот возрастной этап характеризуется более устойчивым вниманием, наблюдательностью, способностью к началам анализа, синтеза, самооценки, а также стремлением к совместной деятельности. Однако кратковременные проекты необходимы и эффективны в образовательной деятельности детей младшего дошкольного возраста. Начиная с младшего дошкольного возраста, используются ролево-игровые и творческие проекты, которые не противоречат, но подчеркивают специфику проектной деятельности с дошкольниками.

К оценке проектной деятельности и рефлексии промежуточных результатов обязательно привлекаются дети. Рефлексия способствует осознанию значимости выполненной деятельности, развитию личностных качеств: инициативности, ответственности и настойчивости в достижении цели. Совместный проект должен быть доведен до конца в определенные планом сроки и ребенок должен увидеть плоды своего труда (альбом, выставка, праздник и др.)

Таким образом, реализация проектной деятельности в образовательной практике связана с формированием определённой среды . В связи с этим использование проектов предполагает, прежде всего, кардинальное изменение роли педагога, который должен стать организатором, руководителем и консультантом.

Вторым необходимым условием выполнения проектов дошкольниками является наличие информации, обеспечивающей самостоятельность ребёнка в выборе темы и выполнении работы . Наконец, должны быть созданы оптимальные условия для оформления результатов проектной деятельности и их обсуждения.

Вместе с детьми педагог составляет план – «паутинку», которая является образовательной основой.

Проект образовательной деятельности с детьми разновозрастной группы по теме
«Растения – зелёный цвет Земли»

Процесс планирования содержания деятельности в центрах активности начинается с вопроса к детям: «Что мы с вами можем сделать, чтобы более подробно узнать о Земле?». Все идеи педагог записывает, затем корректирует.
Задачи воспитателя заключаются в том, чтобы дополнить идеи дошкольников, помочь им подобрать разнообразные материалы для реализации этих идей в разных центрах активности, предусмотреть интегрированность решения задач по разным видам деятельности в каждом из центров.

Примеры детских идей:
– взвесить камни, узнать, какой тяжелее; каким способом можно измерить расстояние между городами (центр математики);
– прочитать книги о Земле; решить кроссворд; сочинить сказку или рассказ; зашифровать и расшифровать слова; сделать книги, газеты о Земле; познакомиться с разными энциклопедиями (центр литературы);
– рассмотреть глобус; узнать о разных камнях; собрать коллекцию разных камней; подготовить сообщения по теме проекта (центр науки);
– сделать из газет глобус; нарисовать карту Земли; выполнить аппликацию о нашей планете (центр искусства);
– построить необычный транспорт для путешествия (центр строительства);
– провести игру «Путешествие вокруг света» (центр игры);
– приготовить блюда разных народов (центр кулинарии);
– разучить подвижные игры разных народов (открытая площадка).

Цель – обогатить представления дошкольников о растениях и их строении; формировать интерес и бережное отношение к природе.

Задачи.

Младший возраст:
1) развивать умение рассматривать семена, определять форму, цвет (область «Познание»);
2) развивать умение подбирать парные картинки, узнавать и называть некоторые растения (область «Чтение художественной литературы»);
3) развивать мелкую моторику, закреплять навыки счёта до 5 (область «Познание»);
4) развивать умение строить качели, скамейки по модели (область «Познание»);
5) закреплять умение намазывать клеем лист, приклеивать его посередине основного листа (область «Художественное творчество»).
Старший возраст:
1) формировать представления детей об условиях жизни растений, правилах посадки семян, ухода за посадками (область «Познание»);
2) закреплять умение выделять последовательность звуков в простых словах (область «Чтение художественной литературы»);
3) развивать мелкую моторику; закреплять умения решать арифметические задачи на сложение и вычитание с помощью знаков и символов (область «Познание»);
4) продолжать учить сооружать постройки, объединённые общей темой, определять подходящие детали для постройки (область «Познание»);
5) закреплять приёмы вырезания симметричных предметов из бумаги, сложенной пополам; поощрять самостоятельное проявление творчества (область «Художественное творчество»).
Названные задачи решались через разные виды деятельности по центрам, указанным в таблице

Центр активности

Материал

Младший возраст

Старший возраст

Младший возраст

Старший возраст

Центр науки

Подготовка грунта
Рассматривание и посадка семян

Земля, емкости для посадки, рабочий инвентарь, фартуки, модели посадки, семена, лейка с водой

Центр литературы

Дидактическая игра «Растения»

Звукобуквенный анализ слов

Лото «Растения»

Модели слов (названия растений), фишки для звукобуквенного анализа

Центр математики

Счет предметов до 5

Решение арифметических задач

Плоскостные фигуры цветов, листиков, стебельков

Модели растений, цветов, знаки, символы

Центр строительства

Сооружение построек по модели, схеме, плану

Набор «Крупный строитель», дополнительный материал для обыгрывания постройки «Парк», схемы, план парка

Центр Искусства

Намазывание и приклеивание готовых силуэтов деревьев, цветов

Вырезание симметричных предметов из бумаги

Изобразительные средства, модели последовательности действий, трафареты, шаблоны, силуэты растений

Педагоги совместно с родителями и детьми (опора на интересы детей) формулируют тему для изучения, разрабатывают план деятельности.

Следующим шагом является оснащение центров активности и их выбор детьми. Педагоги проводят презентацию центров, сообщают детям, какие интересные материалы их ожидают, просят подумать и решить, в какой центр пойти и чем заняться сегодня. После того как выбор сделан, педагоги предлагают нескольким воспитанникам высказаться (рассказать о своём плане). Воспитатели подбирают материалы разного уровня сложности и выкладывают различные вспомогательные пособия для поддержки самостоятельных действий детей: схемы, модели, литературу во всех центрах в зависимости от индивидуальных интересов и развития ребёнка. В качестве партнёров в совместной деятельности выступают взрослые (младший воспитатель, родитель, специалист) или ребёнок (хорошо владеющий информацией, способами действия, способный передать свой опыт сверстнику).

Спланированная работа может быть не закончена за один день. В этом случае дошкольник завершает её в вечернее время, в последующие дни, а партнёры и помощники могут меняться в зависимости от желания детей. Подведение итогов деятельности в центрах активности педагоги осуществляют на итоговом сборе, задача которого заключается в том, чтобы продемонстрировать результаты продуктивной деятельности, инициировать процесс самооценки достижений детей, выявить трудности, наметить перспективы. Помимо этого, на утреннем сборе дети высказывают ассистентам слова благодарности за оказанную помощь, предлагают научить других тому, чему научились сами. Творческое самовыражение приветствуется и ценится детьми и взрослыми.

Анализ продуктов детской деятельности и самооценка работы во время итоговой беседы (презентации продуктов проекта) дают информацию об умении ребёнка строить работу в соответствии с выбранной целью, использовать полученные знания в практической деятельности, самостоятельно ставить и решать проблемы, испытывать чувство удовлетворённости результатами, согласовывать свои действия с действиями других. По окончании работы педагоги предлагают детям вспомнить и обдумать все занятия в рамках проекта. В ходе выполнения и по завершении проекта педагоги проводят анализ результатов наблюдений и продуктов детской деятельности. На основе накопившихся сведений и выявленных фактов делаются выводы об особенностях и динамике продвижения ребёнка по ведущим направлениям проектной деятельности, включая социально-личностное развитие .

Таким образом, работа над проектом имеет большое значение для развития познавательных интересов дошкольника. В этот период происходит интеграция между общими способами решения учебных и творческих задач, общими способами мыслительной, речевой, художественной и других видов деятельности. Через объединение различных областей знаний формируется целостное видение картины окружающего мира.

Проектная деятельность помогает связать обучение с жизнью, формирует исследовательские навыки, развивает познавательную активность, самостоятельность, творческие способности, умение планировать, работать в коллективе. Всё это способствует успешному обучению детей в школе.

Проектная деятельность может быть зафиксирована в виде плана воспитательно-образовательной работы (с пометкой «проект»), может быть разработана специальная проектная карта , в которой указаны виды коллективной деятельности, через которые реализуются отдельные этапы проекта; может быть использована матрица проекта ,. содержащая необходимую информацию о проекте .


Тема проекта

Цель проекта

Название итогового мероприятия

Форма итогового мероприятия

Дата итогового мероприятия

ФИО педагога, ответственного за итоговое мероприятие

День недели

Образовательные области

Совместная деятельность взрослого и детей
(интеграция образовательных областей)

Самостоятельная деятельность детей (центры активности)

Взаимодействие с родителями и другими социальными партнерами

Образовательная деятельность в режимных моментах

групповая,
подгрупповая

индивидуальная


Планирование воспитательно-образовательной работы

ФИО педагогов

События,
традиции,
праздники

Организация развивающей среды для самостоятельной деятельности детей

Формы организации совместной деятельности педагогов с детьми

Взаимодействие с родителями

Проектная карта

Основные виды деятельности детей, организуемых педагогами

Дни недели

Понедельник

Непосредственно образовательная деятельность

Наблюдения (экскурсии, прогулки)

Рассказывание

Чтение художественной литературы

Экспериментирование, моделирование

Игры (настольно-печатные и дидактические)

Художественно-творческая деятельность:-

рисование

аппликация

художественное конструирование

восприятие произведений изобразительного искусства


Матрица проекта

Название проекта

Тема проекта

Проблемное поле проекта

Сценарий совместной деятельности по решению задач (основные шаги реализации проекта)

Описание продукта, полученного в результате проекта

Вид проекта

Состав участников

Интеграция образовательных областей

№№
пп

Название образовательной области

Дополнительная информация, необходимая для выполнения проекта

Материально-технические ресурсы, необходимые для выполнения проекта

Планируемое время на реализацию проекта по этапам

Поисковый

Аналитический

Практический

Презентационный

Контрольный

Организационные формы работы над проектом

Формы работы

Название

Непосредственно образовательная деятельность

Наблюдение

Экспериментирование,
моделирование

Экскурсии

Самостоятельная работа детей

Взаимодействие с родителями

Групповое обсуждени

Форма проведения презентации

Задания:

I. Разработайте (на заседании РМО/ГМО) алгоритм организации исследовательской (проектной) деятельности в дошкольных образовательных учреждениях района (города) с учетом региональных особенностей:

  1. Подберите краеведческий материал для наполнения содержания исследовательской (проектной) деятельности (изучение, анализ, отбор содержания для работы с детьми).
  2. Подберите методический материал (методика организации исследования (проектной деятельности) в дошкольном образовательном учреждении; интеграция содержания образовательных областей; комплексно-тематическое планирование; психолого-педагогическое сопровождение исследовательской (проектной) деятельности детей).
  3. Разработайте тематику детских исследований (проектной деятельности) с учетом региональных особенностей.
  4. Разработайте систему взаимодействия участников образовательного процесса (детей, педагогов, родителей, музейных педагогов, педагогов дополнительного образования и др.), обеспечивающую организацию исследовательской (проектной) деятельности.

II. Изучите методику организации самостоятельной исследовательской практики дошкольников, предложенную А.И.Савенковым, поразмышляйте над вопросами:

  1. Каковы сложности и ошибки, возникающие при выборе тем и организации исследований с детьми?
  2. Какова концепция развития исследовательских способностей дошкольников? Каковы особенности тренинга исследовательских способностей и методики развития исследовательских навыков и умений? Что должна включать тренинговая программа исследовательской деятельности дошкольников, ее задачи и содержание?
  3. Каковы требования к программе самостоятельной исследовательской деятельности детей, ее задачи и содержание. В чем заключаются особенности организации самостоятельной исследовательской деятельности дошкольников?
  4. Каким образом осуществляется презентация результатов исследования, каковы задачи презентации, особенности ее организации?
  5. Что включается в содержание мониторинга исследовательской деятельности дошкольников: в чем состоит проблема результата исследовательской работы; каковы особенности защиты итогов исследования и проектирования.

Материал подготовлен Колисниченко Т.Н.,
ст.преподавателем кафедры педагогики и психологии
ИПК и ППРО ОГПУ

Елена Положенцева

Цель : - закреплять знания и представления детей о безопасности дорожного движения ;

Продолжать знакомить детей с правилами дорожного движения ;

Повторить сигналы светофора;

Повторить дорожные знаки .

Задачи : - обобщить знания детей о ПДД через игровые ситуации, формировать умение правильно вести себя на улице города;

Развивать двигательные навыки и физические качества, координацию движений , ловкость и быстроту;

Формировать у воспитанников ценности ЗОЖ;

Воспитывать организованность, выдержку, чувство коллективизма.

Ход занятия

Дети входят в зал под музыку, встают в одну шеренгу.

Ведущий. Дорогие ребята ! Сегодня у нас праздник «Азбуки безопасности» , посвященный правилам дорожного движения !

Это должны знать все

Чтоб спокойны были каждый день родители,

Чтоб не волновались за рулем водители

Нельзя на дороге играть и кататься

Если ты хочешь здоровым остаться .

Сегодня мы вспомним ПДД, а помогут нам знания Азбуки безопасности.

1 ребенок. Надо помнить ежечасно, у дорог играть опасно !

Надо место выбирать, где не страшно поиграть .

2 ребенок. Перед быстрою машиной

Никому нельзя бежать!

У дороги надо маму

Крепко за руку держать!

3 ребенок. Нам на улице не страшно

Знаем все мы с давних пор

Красный свет – идти опасно,

Путь закрыл нам светофор.

4 ребенок. Если перехода нет,

Дай друзьям своим совет,

Поспеши предупредить

Здесь нельзя переходить.

5 ребенок. Всем, кто любит погулять,

Всем без исключения

Нужно помнить,

Нужно знать правила движения .

Ведущий. Ребята, а сейчас я проверю, как вы знаете правила дорожного движения . Для этого мы проведём соревнование, чья команда лучше справится , та и победит. Сегодня у нас две команды : команда зелёный огонёк и команда жёлтый огонёк.

1 конкурс «Пешеходный переход» .

Первый игрок (командир команды) добегает до обозначенной линии, ставит дорожный знак «пешеходный переход, возвращается к своей команде, передает эстафету. Следующие игроки выкладывают белую полоску, черную (сделанную из бумаги) .

2 конкурс «Дорожка с препятствиями » .


Обежать 4 кегли «змейкой» с машинкой на веревочке, не сбив ни одной кегли, вернуться к своей команде, передать машинку следующему игроку.

3 конкурс «Автобусы» .


Водитель «автобуса» с помощью обруча по одному перевозит «пассажиров» до остановки и едет за следующим «пассажиром» и так перевозится все игроки.

4конкурс «Красный, желтый, зеленый» .

На зеленый сигнал – все ходят по кругу, на желтый - маршируют на месте, на красный – стоят на месте.

5 конкурс «Добеги до знака»


По сигналу воспитателя дети бегут к дорожному знаку , который называет воспитатель.

Ведущий. Молодцы ребята с заданиями справились на отлично . Я вас поздравляю. За это вы получаете медали «Знатока правил дорожного движения » .


Надеюсь, вы всегда будете соблюдать и не нарушать ПДД.

А сейчас произнесем с вами клятву пешеходов.

Клятва пешеходов.

Перед строгим светофором

Обещаете всегда

Идти будете на зеленый

А на красный никогда

(все) клянемся.

Обещаете, что в мячик

Будете во дворе играть

А на проезжей части

Правила будете соблюдать .

Публикации по теме:

Досуг по правилам дорожного движения в детей старшей группы. Участники досуга: педагоги, дети старшей группы. Задачи: Обобщать знания детей.

«Путешествие колобка». Конспект досуга по правилам дорожного движения Конспект развлечения по правилам дорожного движения Цели и задачи:.

Досуг «Знатоки правил дорожного движения» Досуг по ПДД в группе компенсирующей направленности: "Знатоки правил дорожного движения" Цель: формировать у детей основы безопасности.

Конспект НОД по правилам дорожного движения «Страна дорожных знаков» (старший дошкольный возраст) Тема: «Страна дорожных знаков» Цель: - Углубить знания детей о переходе дороге, её особенностях; - Повторить правила поведения в общественном.

Конспект образовательной деятельности по основам правил дорожного движения «Правила дорожного движения» Конспект образовательной деятельности по основам правил дорожного движения в старшей группе: «Правила дорожного движения» Задачи: - закрепить.

Конспект досуга по ПДД в средней группе «Страна Правил Дорожного Движения»

Цель:
- формировать у детей знания о правилах дорожного движения, желание соблюдать эти правила, обучать предвидеть опасность, показать важность соблюдения правил дорожного движения.

Задачи:
-расширять и закреплять знания детей о сигналах светофора;
-обогащать словарь детей;
-развивать игровую деятельность детей;
-расширять знания названий и обозначений дорожных знаков для пешеходов и водителей;
-расширять знания о том, в каком месте можно переходить дорогу и как ее переходить;
-расширять словарный запас загадками.

Предварительная работа:
-рассматривание макета дороги;
- чтение стихотворения Н. Гончарова" Постовой";
- беседа " Как правильно переходить дорогу";
- игра " Светофор";
- дидактические игры: "Угадай машину", " Виды транспорта";
- беседа - рассказ " Наши верные друзья на улицах и дорогах".

Оборудование : украшение зала, мяч, презентация, аудиозапись игры, аудиозапись песни.

Ход занятия:

Воспитатель: Ребята, посмотрите, сколько сегодня пришло к нам гостей, давайте поздороваемся с ними.
Воспитатель: А настроение, у вас хорошее?
Дети: Хорошее!
Воспитатель: Давайте это хорошее настроение подарим гостям. (Дети дуют на ладошку) .
Воспитатель: Ребята, сегодня я хочу пригласить вас в страну «Правил дорожного движения».
Воспитатель: Давайте представим, что мы с вами гуляем по этой необычной стране. В этой большой красивой стране много улиц. По ним движутся много легковых и грузовых автомашин, автобусы и никто никому не мешает. Это потому что есть четкие и строгие правила для водителей машин и пешеходов. Чтобы сохранить свое здоровье и жизнь, мы должны строго соблюдать правила дорожного движения. А запомнить их нам поможет наш сегодняшний друг, который и пригласил нас в эту страну. Чтобы узнать кто это, нужно отгадать загадку.
Три разноцветных круга
Мигают друг за другом.
Светятся, моргают –
Людям помогают.
Дети: Светофор.
Воспитатель: А зачем он нужен, ребята?
Дети: Чтобы регулировать движение
Воспитатель: Ребята, что-то Светофор какой-то грустный. Не заболел ли он? Посмотрите на него хорошо, чего-то на нем не хватает?
Дети : Световых сигналов.
Воспитатель: Да, ребята, действительно, наш Светофор растерял все свои сигналы. А без сигналов ему никак нельзя. Давайте поможем Светофору.
Воспитатель: Сигналы светофора расположены в определенной последовательности. Давайте вспомним в какой? В самом в верху, какой сигнал?
Дети: Красный!
Воспитатель: А какой сигнал расположен в середине?
Дети: Желтый!
Воспитатель: А какой сигнал расположен внизу?
Дети: Зеленый!
Воспитатель: Молодцы, ребята! А теперь наш Светофор с нами хочет поиграть. На светофоре будут загораться в разной последовательности сигналы, а вы мне объясните, что означает тот сигнал, который загорелся на светофоре.
Игра: «Сигналы светофора!»
Дети: Красный свет - Самый строгий, Стой! Дороги дальше нет, Путь для всех закрыт!
Дети: Правильно! Желтый свет – предупреждение, жди сигнала для движения.
Дети: Правильно! Зеленый свет – говорит «Проходите, путь открыт!»
Воспитатель: Молодцы, справились с заданием. А Светофор приготовил для вас загадки. У него есть помощники, называются они дорожные знаки. Вы слышали про них?
Дети: Да.
Воспитатель : Итак, первая загадка, слушайте внимательно!
Что за знак такой висит?
Стоп - машинам он велит...
Пешеход! Идите смело
По дорожкам черно-белым.
Дети: Знак «Пешеходный переход».

Воспитатель: Зачем нужен этот знак?
Дети: Он показывает нам, где можно переходить дорогу.
Воспитатель:
Ездят здесь одни машины
Грозно их мелькают шины
У тебя велосипед?
Значит стоп! Дороги нет!
Дети: Знак «Движение на велосипедах запрещено».
Воспитатель:
Дети: Этот знак нас предупреждает о том, что здесь ездить на велосипедах очень опасно.
Воспитатель:
Я хочу спросить про знак,
Нарисован знак вот так.
В треугольнике - два братца
Все куда-то мчатся, мчатся.
Самый важный знак на свете -
Это просто рядом... («Дети»)
Воспитатель: А о чем говорит нам этот знак?
Дети: Этот знак обозначает «Осторожно, дети». Водитель издалека видит этот знак и сбавляет скорость, потому что в этом месте дорогу могут переходить дети.
Воспитатель:
Знак водителей стращает,
Въезд машинам запрещает!
Не пытайтесь сгоряча
Ехать мимо кирпича!
Дети: Знак «Въезд запрещен».
Воспитатель: А о чем говорит нам этот знак?
Дети: Этот знак обозначает, проезд запрещен.
Воспитатель:
Если ты собрался с другом
В зоопарк или в кино,
Подружиться с этим знаком
Вам придется все равно,
Он домчит вас быстро, ловко
Знак….
Дети: …(Автобусная остановка)
Воспитатель: А о чем говорит нам этот знак?
Дети: Здесь останавливаются автобусы.
Воспитатель: Вот видите, сколько помощников на дороге у светофора! А сейчас мы с вами представим, что мы водители. А вы знаете кто это такие?
Дети: Те, кто сидят за рулем автомобиля.
Физминутка: «Мы - шоферы»
(дети должны показывать движения)
Едем, едем на машине (движение рулем)
Нажимаем на педаль (согнуть ногу в колене и вытянуть)
Газ включаем, выключаем (рычаг повернуть к себе и от себя)
Смотрим пристально мы вдаль (ладонь прикладывается ко лбу)
Дворники считают капли
Вправо, влево – чистота! («дворники»)
Волосы ерошит ветер (пальцами взъерошить волосы)
Мы шоферы – хоть куда! (большой палец правой руки вверх)
Воспитатель: Ребята, нашему Светофору интересно, знаете ли вы виды транспорта?
Воспитатель: Давайте поиграем в игру «Виды транспорта». Посмотрите на экран и скажите, какой вид транспорта вы видите. (Автомобиль, автобус, велосипед)
Дети: Наземный.
Воспитатель: А это какой вид транспорта, ребята? (Самолёт, вертолет)
Дети: Воздушный.
Воспитатель: К какому виду транспорта относятся? (Корабль, подводная лодка, лодка)
Дети: Водному.
Воспитатель: Молодцы, ребята! Теперь Светофор уверен, что вы точно знаете виды транспорта. А сейчас поиграем ещё в одну игру.
Дидактическая игра с мячом: «Можно и нельзя».
Воспитатель: Поиграем с мячом. Я бросаю одному мяч из вас и говорю, что дети делают на улице. Вы ловите мяч и говорите: «Можно или нельзя так делать» и возвращаете мне мяч обратно.
Воспитатель: Дети перебегают улицу. Можно или нельзя?
Ребенок: перебегать улицу нельзя.
Воспитатель: Можно переходить улицу, когда на светофоре горит красный свет?
Ребенок: Переходить улицу на красный свет нельзя.
Воспитатель: Дети переходят улицу по пешеходному переходу и держат маму за руку. Можно или нельзя?
Ребенок: Так делать можно и нужно!
Воспитатель: Можно детям играть в мяч на дороге?
Ребенок: Так делать нельзя.
Воспитатель: Можно или нельзя кататься на велосипеде во дворе?
Ребенок: Так делать можно.
Воспитатель: Молодцы! Вам понравилась игра?
Дети: Да.
Воспитатель: Светофор наш стал радостным от правильных ответов. И м ы сейчас вместе с ним повеселимся.
Музыкальная пауза: музыкальная игра «Мы сейчас пойдём направо ».
Воспитатель: Ребята, какие вы молодцы. Помогли Светофору, отгадали его загадки, вспомнили знаки дорожного движения. Вам понравилось наше путешествие?
Дети: Да.
Воспитатель: Давайте споём песню нашему другу Светофору о правилах дорожного движения.
ПЕСЕНКА О ПРАВИЛАХ ДОРОЖНОГО ДВИЖЕНИЯ
(на мотив «Пусть бегут неуклюже...»)
1. Пусть бегут неуклюже пешеходы по лужам,
Но нельзя по дороге бежать.
Тротуар - пешеходам, а машине - дорога.
Это правило все должны знать.
Припев:
Если красный - путь опасный,
Если жёлтый - подожди.
А зелёный, значит можно
Нам дорогу перейти.
2 .Знак дорожный подскажет, запретит и укажет
Пост ГАИ, переход и объезд.
Тем, кто это не знает, мы подскажем, ребята:
Вы учите, вот вам наш совет!
Припев:
Как друзей их надо знать.
Знаки разные, все прекрасные,
Мы их будем соблюдать!
Воспитатель: Ребята, нашему другу Светофору было интересно и весело с вами. Но ему пора прощаться и возвращаться выполнять свои обязанности на проезжую часть, чтобы все соблюдали правила дорожного движения.
На улице будьте внимательны дети!
Твердо запомните правила эти,
Правила эти помните всегда.
Чтоб не случилась с вами беда!
Воспитатель: Вы сегодня молодцы, вспомнили и рассказали нашим гостям много правил дорожного движения. Давайте будем их помнить и соблюдать. Наш друг Светофор за правильные ответы передал вам медали. Я хочу их вам вручить, вы их заслужили. Вы настоящие Знатоки правил дорожного движения.
Воспитатель: Ребята, расскажите, что обозначает красный свет на светофоре?
-А жёлтый?
-А зелёный?
- Что обозначает знак «Пешеходный переход?»
-Какие виды транспорта вы знаете?
-А можно переходить улицу на красный свет?
-А на какой?
Дети отвечают на вопросы.
Воспитатель: Молодцы! А теперь давайте попрощаемся с нашими гостями.

Задачи:

— закреплять знания правил поведения на улице;

— создавать условия для понимания, что от знаний правил поведения на улице, дорожного движения зависит здоровье и безопасность людей;

— совершенствовать координацию движений, умение легко и свободно ориентироваться в пространстве;

— закреплять умение выполнять правила игры, воспитывать выдержку;

— уточнять и закреплять знания о культуре поведения в общественном транспорте;

— развивать предпосылки для смыслового и ценностного восприятия словесных, музыкальных произведений по теме развлечения;

— способствовать формированию творческой активности, участвуя в музыкальных играх, пении и других видах деятельности;

— дать возможность почувствовать радость от участия в мероприятии.

Предварительная работа : беседы по правилам поведения на улицах города, в транспорте; заучивание стихов, песен, танца; подвижная игра «Красный, желтый, зеленый», аппликация «Светофор», просмотр мультфильма «Дядя Степа — милиционер», рисунки «Правила движения».

Оборудование: костюмы героев развлечения, картинки с изображением правил дорожного движения, ноутбук, картинки с изображением пешеходных переходов, транспорта, мяч.

Ведущий. Ребята, около нашего детского сада есть дорога, по которой то и дело проезжают разные машины. Но они едут только по проезжей части, рядом с которой есть тротуар. А по тротуару вы с мамой каждое утро идете в детский сад. Чтобы попасть на территорию детского сада, нужно перейти проезжую часть дороги. Расскажите, как вы переходите это опасное расстояние?

Рассказывают 2—3 ребенка.

Примерные ответы:

— переходить нужно только в определенном месте, где есть светофор или пешеходный переход;

— нельзя бежать через дорогу, перед едущей машиной;

— нужно держать маму за руку

Чтобы быть спокойным за свою жизнь и здоровье, нужно знать правила перехода проезжей части улицы.

1-й ребенок

Движенья полон город,

Бегут машины в ряд.

Цветные светофоры

И день, и ночь горят.

2-й ребенок

Шагая осторожно,

За улицей следи.

И только там, где можно,

Ее переходи.

С. Михалков

Ведущий . Ну вот вы правильно перешли улицу и пришли в детский сад. А день в детском саду каждое утро начинается с веселой танцевальной зарядки.

Дети выполняют танцевальную зарядку (из программы Т. Суворовой «Танцевальная ритмика для детей»).

В музыкальный зал входит, прихрамывая, Буратино.

Ведущий. Здравствуй, Буратино! Что с тобой случилось, почему ты хромаешь?

Буратино. Я чуть под машину не попал. Около детского сада дорога, и машины мчатся туда-сюда, туда-сюда. А я хотел перебежать, и вот — не получилось.

Ведущий. А где же ты переходил проезжую часть дороги?

Буратино . Где захотел, там и стал переходить, вернее перебегать.

Ведущий . Буратино, а ты не подумал дойти до светофора и до пешеходного перехода?

Буратино . Откуда я знаю, что такое пешеходный переход. Я ведь не люблю учиться, и Мальвина мне этого не рассказывала. А еще я очень торопился, ведь я убежал из своей книжки, которая стоит в библиотеке. А сейчас думаю, зря убежал, потому что не смогу вернуться обратно, ведь на улице так много опасностей.

Ведущий . Ничего, мы с ребятами тебя проводим, но сначала объясним, что такое пешеходный переход и как правильно переходить проезжую часть дороги.

Игра «Найди и объясни»

На картинках изображена дорога с правильным и неправильным способами перехода через нее. Картинки лежат на столе перевернутыми. Ребенок выбирает любую картинку, переворачивает ее и объясняет изображенную ситуацию.

Ведущий . Буратино, теперь ты понял, как правильно переходить улицу, а как нельзя, чтобы не случилось беды?

Буратино . Немножко понял, только как же я доберусь до своей книги в библиотеке, вдруг что-то перепутаю и опять окажусь под колесами машины.

Ведущий . Ребята, давайте проводим Буратино и объясним, как вести себя в разных ситуациях на дороге. А поедем мы в библиотеку на автобусе. Занимайте там места.

Дети садятся на стулья, которые поставлены, как в автобусе, впереди место для водителя. Буратино садится с детьми.

Дети исполняют песню «Наш автобус голубой» (муз. А. Филиппенко, сл. Т. Волгиной).

Ведущий . Смотри, Буратино, как много разных машин на улицах города.

Буратино. Вижу красненькую и маленькую. А вот большая, и рожки на крыше. Ой, что это за машина такая?

Ведущий . Эта машина называется троллейбус, а сейчас ребята расскажут тебе о машинах, которые помогают людям добираться до работы, в цирк, зоопарк и другие места города.

1-й ребенок

Неуклюжий он немного, мягко шинами шуршит.

К проводам прилипли рожки, в окнах солнышко блестит.

А внутри весь, как игрушка — вот сидений мягкий ряд.

Место уступить старушке ты, надеюсь, будешь рад.

Без него добраться сложно в детский садик и в кино.

Без троллейбуса не можем обойтись давным-давно.

Н. Кнушевицкая

2-й ребенок

На работе кто за сутки город весь исколесит?

Сэкономит нам минутки, ну конечно же, такси.

Лучше всех ему известен каждый адрес, каждый дом,

Не заблудимся с ним вместе даже в городе чужом.

Вот приветливо мигает нам зеленый огонек,

С ним никто не опоздает, всех такси доставит в срок.

Н. Кнушевицкая

3-й ребенок

Под веселый перезвон вот и показался он:

Два вагончика с дугой и проезд недорогой.

Для него здесь путь проложен, только будь-ка осторожен —

Сам по рельсам не ходи, поскорее с них сойди.

Знай, что рельсы лишь трамваю быстро бегать помогают.

Н. Кнушевицкая

Во время чтения стихов на экране показываются картинки этих видов транспорта.

Буратино. Смотрите, старушка вошла в автобус, да такая старенькая! (Продолжает сидеть на стуле.)

Старушка (ведущий надевает на себя платок). Миленькие детки, кто мне место уступит?

Дети уступают место.

Старушка снимает платок.

Ведущий . Молодцы, что уступили место старушке, а вот Буратино даже не встал. Ты что, Буратино, не знаешь, что старшим место нужно уступать везде, и в транспорте тоже?

Буратино . Я не знал, но сейчас буду уступать.

Ведущий . А сейчас еще одна игра.

Игра «Такси»

Дети делятся на две команды, «водитель» в фуражке с обручем в руках. Он бежит к команде, к нему пристраивается один игрок, и оба бегут к стойке (остановке). «Водитель» бежит за следующим игроком. Побеждает команда, чьи игроки быстрее окажутся у стойки.

Ведущий . Вот наш автобус подъехал к остановке «Библиотека». Выходим из автобуса и переходим улицу по «зебре».

Буратино. Я не буду ходить по зебре, я боюсь ее.

Ведущий. Послушай, что называют «зеброй» на дороге.

Ребенок

Для чего на перекрестке

Черно-белые полоски?

Это «зебра», но не лошадь,

А дорога через площадь.

Вдоль по «зебре» пешеход

В безопасности идет.

Н. Строжкова

Ведущий. А в больших городах пешеходные переходы бывают вот такие. (Показывает картинки.) Подземные — самые безопасные. А еще обязательно смотрите на светофор и по сторонам, когда переходите дорогу.

Дети исполняют «Песенку о светофоре» (муз. Н. Петровой, сл. Н. Шифриной).

Подвижная игра «Красный, желтый, зеленый»

Дети на красный свет стоят на месте, на зеленый идут.

По дороге я иду, маму за руку веду.

Мой знакомый светофор светит людям с давних пор.

Он на улице стоит, подает сигнал.

И хотя всегда молчит, здесь он — генерал.

Мы на красный свет стоим и на желтый не идем,

На зеленый поглядим и дорогу перейдем.

Вот зеленый свет горит, осмотреться нам велит.

Тормозят машины — стоп! — смело мы идем вперед.

О. Кулакова

Буратино играет в мяч.

Ведущий . Что ты делаешь, Буратино, ведь мы около проезжей части, и здесь много машин.

Буратино. Ну и что. Они остановятся, если мой мяч выскочит на дорогу.

Ведущий . Ребята, расскажите Буратино, почему нельзя играть на проезжей части.

Дети . Машины не могут быстро остановиться. Играть на дороге опасно для жизни и здоровья.

Ведущий. Правильно, нельзя играть на дороге, а еще на тротуаре, ведь по нему ходят пешеходы. Для игр в мяч есть специальные стадионы, площадки. Вот на них играй сколько хочешь.

Игра «Кто быстрее»

Дети стоят в двух командах. Первый участник бежит с мячом в руках, обегает стойку, возвращается к команде и передает мяч следующему игроку.

Ведущий . Ну вот мы и у библиотеки. Буратино, ты все понял о дороге, об опасностях, которые ждут нас на проезжей части, и как вести себя на улице?

Буратино . Я все понял. Ой, а это что за знак?

Выходят дети со знаками и читают стихи про знак, который держат в руках.

1-й ребенок

Это очень важный знак,

Он висит не просто так.

Будь внимателен, шофер,

Рядом садик, школьный двор.

2-й ребенок

На пути ребят — дорога,

Транспорт ездит быстро, много.

Светофора рядом нет,

Знак дорожный даст совет.

Надо чуть вперед пройти,

Там, где «зебра» на пути.

«Пешеходный переход» —

Можно двигаться вперед.

А. Вайнер

Ведущий. Буратино, чтобы ты все лучше запомнил, мы с ребятами сделали рисунки. Посмотришь на рисунок и вспомнишь, что на красный свет светофора нельзя переходить улицу.

Буратино рассматривает рисунки и комментирует некоторые из них.

А нам пора прощаться. Садимся в автобус и отправляемся обратно в детский сад.