Они сильно меняют наше отношение к себе, особенно если произошло что-то серьёзное, например тяжёлый разрыв отношений или увольнение с работы. Но прошлого не изменить. Не зацикливайтесь на старых ошибках. Извлеките из них урок, иначе вы потратите время впустую.
Если родители постоянно были вами недовольны, а учителя судили вас только по оценкам, вы могли с детства усвоить привычку сомневаться в себе. Но теперь вы взрослый человек, и это только ваша жизнь. Вам больше не нужно стремиться к одобрению родителей и учителей.
Мы сравниваем себя с коллегами, которые успевают больше нас. С блогерами в соцсетях, которые живут интереснее нас. В результате разочаровываемся и злимся на себя. Решение проблемы вполне банальное - научитесь . Все мы разные, все разбираемся в разных вещах.
И всё-таки иногда сравнивать себя с другими полезно. Отметьте, каких качеств вам не хватает, и развивайте их.
Вы не знаете, как реагировать и чего ожидать от ситуации. Естественно, возникает неуверенность в себе. Используйте это как возможность научиться чему-то новому. Когда-то вы не умели ходить, а теперь вполне справляетесь с этим. Напомните себе, что ошибаться - это нормально. Благодаря ошибкам мы учимся.
С ним приходит страх, что вы никогда не сделаете ничего лучше. Не думайте, как повторить этот успех. Думайте, как превзойти самого себя. Пусть вы что-то хорошо умеете, всё равно есть куда расти. Развивайте свои .
Если вы заметили у себя негативные мысли, сосредоточьтесь на чём-то положительном. Заранее подготовьте что-то, что поможет настроиться на позитивный лад. Например:
Чем дольше вы зацикливаетесь на одной эмоции, тем сложнее от неё избавиться. Расслабьтесь и займитесь чем-то другим. Вы перестанете думать о неприятном и посмотрите на всё с другой стороны.
Поддержка близких, друзей или руководителя поможет в тяжёлой ситуации. А их совет даст заряд уверенности и мотивации.
Каждую неделю записывайте, что заставляет вас сомневаться в себе. Так вы определите, что вызывает неуверенность и как её преодолеть. Также записывайте, за что вы благодарны. Вы начнёте больше ценить себя и сосредоточитесь на том, что у вас есть.
Повышенная мнительность и отказ верить в собственные силы – лишь верхушка эмоционального айсберга, который психологи называют «сильная неуверенность в себе». Это опасное , способное сказаться на карьере, достижении гармонии в личной жизни и общении с друзьями.
Комплекс личностных ощущений, при которых человек чувствует зависимость от мнения окружающих и излишне критически относится к себе – самый частый повод обращения к психологам. Низкая самооценка и неуверенность в себе – сложное явление, включающее в себя такие компоненты, как:
Психология определяет эту проблему как «присутствие сомнений на постоянной основе в своих способностях, внешних данных, умениях, силах и способности осуществить задуманное» - так раскрывают специалисты этой сферы понятие «неуверенность в себе». В критичных формах развития этого синдрома страдающий от него может даже отказаться от каких-либо активных действий и замкнуться в себе. У психологов есть две точки зрения на то, что такое неуверенность в себе:
За появление почвы для развития этого комплекса отвечает детский период жизни, во время которого происходит становление личности. Модели поведения, которые человек видит в раннем возрасте впечатываются в детскую психику и постепенно превращаются в эталонный образ. Постоянная неуверенность в себе может быть вызвана негативной реакцией на любые активные действия или личным примером родителей, страдающих от нехватки силы воли. Среди остальных причин, раскрывающих, что такое неуверенность в себе, называют:
Страх и неуверенность очень ярко ощущаются перед выступлением, экзаменом или собеседованием. И хотя эта черта не имеет половых или возрастных особенностей, общие признаки ее можно выделить в небольшой список:
Какую бы поведенческую модель обладатель комплекса не выбрал (между убегающей и нападающей формой), он может и должен прилагать все усилия для борьбы с проблемой. Первым шагом к избавлению от психологического дискомфорта психологи считают нахождение ответа на вопрос о том, почему появляется неуверенность в себе. Бежать от фобии не нужно – с ней стоит познакомиться поближе, понять, из-за чего она появляется, в каких ситуациях возрастает, а от чего уменьшается. Поняв, как побороть неуверенность в себе, можно строить план получения контроля над комплексами:
Верующие люди стремятся найти ответы на все вопросы в религии, к которой они себя относят. Церковь считает, что гордыня, неуверенность в себе как качества личности похожи на грех, потому что лишают человека радости жизни. Библия о неуверенности в себе мало рассказывает, но священники сходятся в том, что есть профессии, для представителей которых она опасна – хирурги, ученые, пилоты и авиадиспетчеры. Религия советует необычные методы лечения комплексов:
Написанные простым языком работы психологов помогают справиться с последствиями жизненных кризисов и научиться оценивать себя по достоинству. Книги дают шанс со стороны взглянуть на проблемы, о которых в повседневной жизни многие боятся даже задуматься:
Кинокартины о победе над собственными фобиями создавались в разные времена, но никогда не теряли актуальности. Фильмы о неуверенности в себе из этого перечня рекомендованы к просмотру людьми всех возрастов:
Психолог.
Вряд ли найдется человек, который ни разу не сталкивался с новыми или пугающими ситуациями. Поэтому чувствовать себя неуверенно время от времени совершенно нормально. Но что делать, если вы постоянно пребываете в этом состоянии, и оно сильно мешает вам жить? Откуда вообще берется такая сильная неуверенность в себе? Такие вопросы мы детально разберем в этой статье, а начнем с признаков, которые указывают на чрезмерную склонность сомневаться в себе.
Однако неуверенного в себе человека отличает глубокая вера в то, что таким как есть его никто не полюбит. Что он плохой, недостойный и неудачливый. Проявляться это может в разной степени и в различных сферах жизни, но всегда очень мешает человеку быть счастливым по-настоящему и реализовывать свой потенциал.
Реализовывать свой потенциал может помешать Синдром самозванца (прим.ред.)
Поэтому очень важно разобраться с основными признаками и причинами неуверенности в себе, а также освоить способы ее преодоления.
1. Сравнение себя с другими
Так, неуверенность женщины проявляется в том, что она считает себя менее привлекательной, чем ее подруги. Поэтому в их компании она молчит и старается быть незаметной. Неуверенность мужчины может выражаться в том, что он пускает пыль в глаза и сорит деньгами. Или, наоборот, говорит, как ему не повезло с работой в отличие от соседа или старого друга. Принцип тут всегда один: у неуверенного в себе человека почти всегда сравнение с другими оказывается не в его пользу.
2. Избегание инициативы и ответственности
"Мне все равно", "делай, как хочешь" – типичные фразы неуверенного в себе человека. Дело не в том, что у него нет своих желаний и предпочтений, просто он боится заявлять о них и не хочет брать на себя ответственность. Многие психологи неуверенность определяют именно как страх быть собой и принимать решения. Ведь кому-то это может не понравиться, а такие люди обычно принимают критику близко к сердцу.
3. Неумение отказывать
Неуверенный в себе человек с трудом говорит "нет" и часто поступается своими желаниями ради интересов других людей. Он готов все бросить, отложить свои планы и примчаться на другой конец города, если попросили о помощи. Что им движет? Отнюдь не желание помочь. На самом деле такие люди боятся кого-то обидеть или выглядеть эгоистами. При этом они могут годами терпеть эгоистичное и наплевательское отношение к себе, лишь бы не вызвать осуждение других людей.
Как раз об этом в заметке гештальт-терапевта Полины Гавердовской "Невидимые люди" (прим.ред.)
4. Высокомерное поведение
В это сложно поверить, но высокомерие – явный признак неуверенности в себе. Когда человек самоутверждается за счет других, он таким способом пытается преодолеть комплекс и неуверенности в себе и неполноценности. Но стоит другим усомниться в его величии, как он тут же начинает злиться и защищаться. Уверенный в себе человек любую критику воспринимает спокойно и далеко не все принимает на свой счет. Он знает, что сколько людей, столько и мнений и не нравиться кому-то – абсолютно нормально.
1. Копирование соответствующих моделей поведения
Альберт Бандура, автор теории обучения на моделях, утверждает, что низкая самооценка и неуверенность в себе складываются из навыков, которые человек перенимает у своего окружения в детстве. Таким образом, агрессивное, уверенное или неуверенное поведение – это результат копирования стереотипов поведения, которые ребенок наблюдает вокруг себя. Родители, родственники, друзья являются образцами для подражания.
В результате неуверенность человека возникает как некий "слепок" шаблонов поведения, доминирующих в среде, окружающей ребенка. Т. к. ребенок не знал других стратегий, он продолжает транслировать их во взрослом возрасте, тем самым усиливая свою тревожность и неуверенность.
4. Выученная беспомощность
Согласно теории выученной беспомощности, Мартина Селигмана, проблема неуверенности в себе появляется из-за реакции других людей на поведение человека в детстве. Родители и социальное окружение дают обратную связь, которая позволяет ребенку соотнести свои действия с их последствиями. Выученная беспомощность возникает в ситуациях, когда:
Что делать, если выученная беспомощность уже отвоевывает внутреннюю территорию? 3 средства от беспомощности (прим.ред.)
5. Комплекс неполноценности
Основной причиной неуверенности в себе Альфред Адлер назвал "комплекс неполноценности", т.е. преувеличенное чувство собственной слабости и несостоятельности. Будучи маленькими и не обладая властью, дети особенно подвержены страху и неуверенности в себе. Однако умеренное проявление этого чувства, наоборот, способствует развитию ребенка и служит стимулом для его достижений. Но если человек застревает в детских комплексах, то это препятствует его дальнейшим успехам и росту.
Стоит отметить, что самооценка и неуверенность тесно связаны между собой. Так, комплекс неполноценности обязательно будет провоцировать неуверенность в себе. И наоборот: у человека с развитым чувством неуверенности и застенчивости со временем развивается комплекс неполноценности. Таким образом, развитие комплексов человека и чувство неуверенности взаимосвязаны и взаимообусловлены.
1. Вспомните ситуации, где вы чувствовали себя уверенно
Абсолютно неуверенных в себе людей не бывает. Значит, достаточно понять, в какие моменты вы ощущали смелость и научиться активировать это состояние. Как это делать: вспомните ситуацию, в которой вы проявили уверенность, увидьте себя в ней и сделайте шаг в этот образ, мысленно соединитесь с ним. Делайте это упражнение как можно чаще, и со временем состояние уверенности начнет возникать автоматически.
2. Берите на себя ответственность в мелочах
Речь идет о бытовых мелочах, которые вы обычно "спихиваете" на кого-то другого, потому что никогда этого не делали и страшно, что не получится. Например, вы не разбираетесь в коммунальных счетах, поэтому их оплачивают муж, родители. Хоть раз сделайте это сами. Маленький успех укрепит ощущение "я могу, я справился!", а оно непременно повысит вашу уверенность в себе. Ведь теперь вы знаете: "В случае чего я могу это сделать". Если же вы регулярно отказываетесь от нового опыта даже в таких мелочах, тем самым вы программируете себя: "я на это не способен, это выше моих сил".
3. Реже спрашивайте совета
Часто ли вы просите совета, когда можете справиться самостоятельно? Казалось бы, что плохого в ориентации на чужое мнение, но здесь важно понимать, чем она продиктована. Это бессознательное стремление переложить ответственность, дабы потом не испытывать гнетущее чувство вины, если что-то получилось не очень удачно. Так человек говорит себе: "кто-то другой всегда знает лучше, как надо. Я не способен принимать верные решения". Такие мысли оседают в подсознании и ослабляют чувство уверенности. Сознательно ловите себя на желании посоветоваться и принимайте решение сами. Даже если результат вас не порадует, вы все равно получите бесценный опыт и поймете, как избежать таких ошибок в будущем. Со временем вы заметите, что вообще забыли про неуверенность.
4. Нарисуйте свою неуверенность
Если вы не знаете, как преодолеть неуверенность в себе, просто представьте ее в виде образа и нарисуйте. Так вы сможете лучше понять свое состояние, и увидеть, что стоит за вашей неуверенностью и застенчивостью. Глядя на рисунок, спросите себя: как я делаю себя неуверенным? Зачем мне это? Чего я пытаюсь избежать или достичь с помощью своей неуверенности и застенчивости? Измените немного свой рисунок: добавьте в него элементы, которые, на ваш взгляд, помогут вам ощутить себя уверенней. Посмотрите еще раз на свой рисунок и спросите себя: что мне сделать, чтобы эта энергия уверенности проявилась в моей жизни? Выпишите все, что приходит в голову и сделайте это в ближайшее время.
5. Найдите свой талисман уверенности
Какой символ или предмет ассоциируется у вас с уверенностью? Может, это какой-то аксессуар, аромат духов, любимый костюм или даже мелодия? Заранее продумайте, что включит в вас состояние уверенности и просто используйте это, чтобы в нужный момент быть во всеоружии. Возможно, у вас получится зарядиться уверенностью, просто расправив плечи и приняв расслабленную позу? Экспериментируйте, ищите подходящие для себя символы, и вы обязательно найдете самый эффективный для себя способ.
В поиске решения как избавиться от неуверенности в себе, вы можете лучше познакомиться со своим внутренним миром и научиться использовать все свои качества себе на пользу. В любом случае, главное помнить: вы – это не ваши достижения/провалы. Каждый ошибается, и в вашей власти превратить эти ошибки в бесценный опыт. Возможно, именно так вы обнаружите свой ответ на вопрос "Как побороть страх и неуверенность в себе?".
Список литературы:
1. Владимир Ромек. "Социальная психология личности в вопросах и ответах: Учебн. пособие"/ под ред. В.А. Лабунской, М.: Гардарики, 1999.
Поиск
"15.1 Напишите сочинение-рассуждение, раскрывая смысл высказывания известного лингвиста И. Г. Милославского: «Отношение пишущего к сообщаемому часто может выражаться с помощью „маленьких” слов, слов, которые принято считать служебными, - частиц и союзов». Аргументируя свой ответ, приведите 2 примера из прочитанного текста.
Вы можете писать работу в научном или публицистическом стиле, раскрывая тему на лингвистическом материале. Начать сочинение Вы можете словами И. Г. Милославского.
Работа, написанная без опоры на прочитанный текст (не по данному тексту), не оценивается.
15.2 Напишите сочинение-рассуждение. Объясните, как Вы понимаете смысл финала текста: «Да, мы могли бы удивить мир, но пока не знали чем».
Приводя примеры, указывайте номера нужных предложений или применяйте цитирование.
Объём сочинения должен составлять не менее 70 слов.
Если сочинение представляет собой пересказанный или полностью переписанный исходный текст без каких бы то ни было комментариев, то такая работа оценивается нулём баллов.
Сочинение пишите аккуратно, разборчивым почерком.
Объём сочинения должен составлять не менее 70 слов.
Если сочинение представляет собой пересказанный или полностью переписанный исходный текст без каких бы то ни было комментариев, то такая работа оценивается нулём баллов.
Сочинение пишите аккуратно, разборчивым почерком.
(1)Как только у нас с Пашкой появлялся какой-нибудь замысел, неизменно оказывалось, что в прошлом кто-то уже опередил нас. (2) Нельзя же заново изобретать самолёт, если его давно изобрели, или открывать новые страны, если всё уже пройдено вдоль и поперёк! (3)Выходило, что мы родились слишком поздно и пути к славе для нас закрыты.
(4)Я высказался в этом смысле дома, но мать, удивлённо посмотрев на меня, сказала:
– (5)Экий ты, оказывается, ещё дурачок!.. (6)Иди вон на огороде славу зарабатывай...
(7)Пашка заметил:
– (8)Почему это матери, как правило, детей любят, а не понимают? (9)Вот раньше было: (10)«Благословляю тебя, сын мой, на подвиг...». (11)А тут - на огород!..
(12)Пашка хочет быть как Циолковский и всегда что-нибудь изобретает. (13)Он построил машину, чтобы наливать воду в колоду для коровы. (14)Машина, правда, сама воду наливать не могла; зато если налить вёдрами, то потом достаточно нажать железный рычаг, чтобы бочонок опрокинулся и половина воды попала в колоду.
(15)Мать поругивала Пашку за то, что он нагородил у колодца всяких палок, однако всё обходилось. (16)Но однажды Пашкин отец в сумерки наступил на рычаг, и его окатило с головы до ног. (17)Он тут же изломал Пашкину «механику» и задал бы самому изобретателю, да тот убежал.
(18)У меня нет пристрастия к технике - мне больше нравится читать. (19)Но все книги, какие я мог достать, уже читаны-перечитаны, и я попробовал написать свою.
(20)Я выпросил у отца большую конторскую книгу, вывел на обложке: «(21)Летопись. (22)Древняя, средняя и новая история деревни Тыжи, сочинённая Н.И. Березиным».
(23)Вначале описание деревни шло гладко. (24)Но после слов: «Заложена деревня в...» - начались затруднения. (25)Основание деревни относилось, конечно, к древней истории, но никаких древностей мне обнаружить не удалось.
(26)Ничего, к сожалению, не вышло и со средней историей. (27)Дед Савва, к которому я пристал с расспросами, отмахнулся:
– (28)Какая, к лешему, у нашей деревни история! (29)Бедовали в этой чащобе - вот и вся история.
(30)История Тыжи осталась ненаписанной, но в деревне меня теперь зовут не иначе как «Колька-летописец»...
(31)Да, мы могли бы удивить мир, но пока не знали чем.
(По Н. Дубову) *
* Дубов Николай Иванович (1910-1983 гг.) - русский советский писатель. Автор пьес «У порога», «Наступает утро», повестей «На краю земли», «Огни на реке», «Небо с овчинку» и др., романа «Горе одному». В основном его произведения освещают острые проблемы, переломные события в жизни молодого человека.
Пояснение.
15.1 И. Г. Милославский говорил: «Отношение пишущего к сообщаемому часто может выражаться с помощью «маленьких» слов, слов, которые принято считать служебными, - частиц и союзов». Казалось бы, как могут служебные части речи, не обладая самостоятельным значением, выражать отношение говорящего к сообщаемому? Попробуем проследить это на примерах из текста Н. И. Дубова.
Служебные части речи играют очень важную роль в русском языке. Они, действительно, не называют предметы, признаки, действия или состояния и не указывают на них, но служат для выражения грамматических отношений между словами в словосочетании и предложении. Они, в отличие от самостоятельных, не имеют конкретного лексического и общего грамматического значения, но придают дополнительные оттенки словам и предложениям. К служебным частям речи относятся частицы. Так, в предложение №2 (Нельзя же заново изобретать самолёт, если его давно изобрели, или открывать новые страны, если всё уже пройдено вдоль и поперёк!) частица «же» вносит дополнительный оттенок усиления. В предложениях 9 и 29 используется частица «вот», которая имеет дополнительное значение указания. Среди союзов можно отметить примечательный для текста союз «однако», который характерен для разго-ворной речи и в предложении 15 использован вместо стилистически нейтрального союза «но» с целью соответствия задачам текста - передать разговорный, непринужденный характер повествования.
Таким образом, прав был И. Г. Милославский, утверждая, что служебные слова помогают выразить отношение говорящего к повествованию.
15.2 Герои текста Н. И. Дубова жаждут великих открытий и полезных начинаний, но не знают, где найти себе применение. Об этом финальные строки текста.
В предложениях 16 - 17 приведённого текста говорится о Пашки-ной затее, которая должна была стать полезным изобретением на огороде, однако ничего, кроме неприятностей Пашкиному отцу, не принесла. Позиция родителей мальчика не направлена на поощрение его деятельности, а это тоже сказывается на общем результате. Для того чтобы неуверенность в себе пустила корни, надо потерпеть какую-нибудь неудачу. А если за эту неудачу тебе ещё и досталось, тут уж прямой путь к формированию заниженной самооценки.
Сам рассказчик тоже потерпел неудачу с историей деревни. Дед Савва только отмахнулся от него. Вот и ещё один пример, когда непонимание взрослых мешает взрослеющему человеку чувствовать свою самодостаточность и отстаивать свое мнение.
Примером неуверенности в собственных силах может стать рассказ из текста Н. И. Дубова о Пашкиной затее, которая должна была стать полезным изобретением на огороде, однако ничего, кроме неприятностей Пашкиному отцу, не принесла. Позиция родителей мальчика не направлена на поощрение его деятельности, а это тоже сказывается на общем результате. Для того чтобы неуверенность в себе пустила корни, надо потерпеть какую-нибудь неудачу. А если за эту неудачу тебе ещё и досталось, тут уж прямой путь к формированию заниженной самооценки.
Или возьмем ревнивцев: человек, съедаемый ревностью фактически «живёт» одним-единственным страхом - что он окажется хуже соперника, которого ему предпочтут.
Не факт, что неуверенный в себе человек должен непременно являться тихоней. Например, агрессивное поведение по отношению к заведомо более слабому - тоже проявление неуверенности в себе.
Преодолеть неуверенность в себе можно лишь в случае, если человек способен правильно ставить цели, соотносить их с внешними обстоятельствами и позитивно оценивать свои результаты.
Источник: Открытый банк ФИПИ, вариант 6B6F73
Используя прочитанный текст, выполните на отдельном листе ТОЛЬКО ОДНО из заданий: 15.1, 15.2 или 15.3. Перед написанием сочинения запишите номер выбранного задания: 15.1, 15.2 или 15.3.
15.1 Напишите сочинение-рассуждение, раскрывая смысл высказывания современного российского филолога
О. Н. Емельяновой: «Авторская речь обладает не только изобразительностью, но и выразительностью и характеризует не только объект высказывания, но и самого говорящего». Аргументируя свой ответ, приведите 2 примера из прочитанного текста. Приводя примеры, указывайте номера нужных предложений или применяйте цитирование.
Вы можете писать работу в научном или публицистическом стиле, раскрывая тему на лингвистическом материале. Начать сочинение Вы можете словами С. И. Львовой.
Объём сочинения должен составлять не менее 70 слов.
Сочинение пишите аккуратно, разборчивым почерком.
15.2 Напишите сочинение-рассуждение. Объясните, как Вы понимаете смысл финала текста: «Но он рад был происшествию, потому что Витёк его зауважал и Сивка оказался Сивкой, а не чем-то вроде...».
Приведите в сочинении 2 аргумента из прочитанного текста, подтверждающих Ваши рассуждения.
Приводя примеры, указывайте номера нужных предложений или применяйте цитирование.
Объём сочинения должен составлять не менее 70 слов.
Если сочинение представляет собой пересказанный или полностью переписанный исходный текст без каких бы то ни было комментариев, то такая работа оценивается нулём баллов.
Сочинение пишите аккуратно, разборчивым почерком.
15.3 Как Вы понимаете значение словосочетания НЕУВЕРЕННОСТЬ В СЕБЕ?
Сформулируйте и прокомментируйте данное Вами определение. Напишите сочинение-рассуждение на тему «Что такое неуверенность в себе», взяв в качестве тезиса данное Вами определение. Аргументируя свой тезис, приведите 2 примера-аргумента, подтверждающих Ваши рассуждения: один пример-аргумент приведите из прочитанного текста, а второй - из Вашего жизненного опыта.
Объём сочинения должен составлять не менее 70 слов.
Если сочинение представляет собой пересказанный или полностью переписанный исходный текст без каких бы то ни было комментариев, то такая работа оценивается нулём баллов.
Сочинение пишите аккуратно, разборчивым почерком.
Все сочинения на тему «Неуверенность в себе»: , , , .
(1)Он растяпа, этот Вовка. (2)Олег же его предупреждал! (3)Деревенские ребята хорошие, но их надо авторитетом брать, после этого они станут друзьями - во!
(4)А с авторитетом вот что вышло.
(5)Олег-то в Ольшанке сто раз был. (6)Он только вылез из автобуса, и к нему сразу кинулись мальчишки: Минтин, Витёк и Егорка. (7)Расхватали вещи и понесли к дому его родни.
(8)А у самого дома на Вовку пошёл какой-то сивобородый козёл. (9)Чего козёл Сивка от Вовки хотел, неизвестно, и Вовка на всякий случай попятился, споткнулся и шлёпнулся прямо в грязь.
(10)Витёк и Минтин ка-ак захохочут, за ними - самый маленький - Егорка. (11)А Вовка от стыда готов был провалиться сквозь землю.
(12)После обеда Минтин с Витьком повели компанию в лес в свой «фирменный» малинник.
(13)Вскарабкавшись на обрыв по узенькой тропе, они очутились на заброшенной вырубке. (14)Это и был малинник: запах малины, жара и шмелиное жужжание...
(15)Когда наелись малины, повернули назад и по дороге решили зайти в старый парк.
(16)Одна из аллей шла в самый глухой угол парка. (17)Там стояла бывшая барская контора, которая смотрела на прохожих пугающе чёрными пустыми окнами.
(18)Солнце уже клонилось к закату, и было совсем по-вечернему.
– (19)Здесь чёрт живёт, - неожиданно сказал Минтин, - это все наши старики знают.
– (20)Там, - указал пальцем в небо Олег, - космонавты круглосуточно вкалывают, а у вас - черти!
(21)Олег пихнул Вовку коленом и губами показал: «Авторитет!..» (22)А вслух сказал:
– (23)Вовка, сходи в разведку и выведи этого чёрта на чистую воду.
(24)Вовка поморщился… (25)А может, правда там кто-нибудь есть?
– (26)Я с тобой пойду! - закричал Егорка.
– (27)Вдвоём и дурак сходит, - отрезал Олег. - (28)Или ты один иди, или я один.
– (29)Ладно, пошёл я, - сказал Вовка.
(30)Он понимал: Олег точно уж пойдёт вместо него, но тогда - хоть в другую школу уходи.
(31)Вовка медленно зашагал к чёрному входу и замер. (32)Он зажмурил глаза, досчитал до пяти и вошёл. (33)Его охватила холодная, как вода, тьма. (34)Сердце стучало у самого горла... (35)Но глаза понемногу привыкли, и тьма немного рассеялась. (36)Он глянул в самый тёмный угол - прямо на него смотрели жуткие золотые глаза. (37)Ох и взвизгнул он, а потом засмеялся мелким, как дрожь, смехом и пошёл на эти глаза, ведь он разглядел под ними знакомую сивую бороду.
– (38)Сивка, - с облегчением произнёс Вовка.
– (39)Молоток, старик! (40)Теперь ты легенда, Минтин по всей деревне разнесёт, - как-то даже с завистью сказал Олег.
– (41)А, пустяки, главное, мы Сивку домой привели, - ответил Вовка и немного, конечно, соврал.
(42)Но он рад был происшествию, потому что Витёк его зауважал и Сивка оказался Сивкой, а не чем-то вроде...
(По В. И. Одноралову) *
* Одноралов Владимир Иванович (род. в 1946 г.) - оренбургский поэт, прозаик, публицист и детский писатель.
Пояснение.
15.1 Современный российский ученый-филолог О. Н. Емельянова говорила: «Авторская речь обладает не только изобразительностью, но и выразительностью и характеризует не только объект высказывания, но и самого говорящего». Действительно, подобно тому, как мы по речи нашего собеседника можем многое сказать об его внутреннем мире, убеждениях и уровне притязаний, так и по авторскому тексту можно проследить отношение писателя к описываемым событиям, героям, а значит, можно судить и о его мировоззрении. Наглядно это можно проследить на примерах из текста В. И. Одноралова.
В предложении 3 (Деревенские ребята хорошие, но их надо авторитетом брать, после этого они станут друзьями - во!) говориться об отношениях между подростками, и отношения эти совсем непростые. То, что автор понимает это, знает подходы к мальчишкам, очевидно. Даже стилистически это предложение приближено к речи ребят: вместо слов о том, какими друзьями могут стать деревенские мальчишки, писатель говорит очень выразительно звучащим в контексте предложения и конкретной речевой ситуации - «во!». Автор искренне сопереживает Вовке, когда тому приходится идти в устрашающую бывшую барскую контору. Об этом свидетельствует многоточие в конце предложения № 34, показывающее напряженность ожидания встречи героя с неизвестным, поэтому автор словно интригует читателя и заставляет его проникнуться чувством сим-патии к своему герою, так как сам также сопереживает и симпатизирует Вовке.
Приведенные примеры подтверждают, что О. Н. Емельянова была права, утверждая, что авторская речь может многое сказать не только о проис-ходящем в повествовании, но и о самом авторе.
15.2 Откуда берётся неуверенность в себе? Как и многие другие напасти, она часто формируется в детстве, когда знания о мире и о себе по большей части состоят из чужих оценок, а не из реальных фактов. Так происходит и с героями текста Одноралова В.И. Вовка рад, что «Витёк его зауважал», потому что ему важно, что мальчишки не считают его трусом.
Деревенских ребят надо «авторитетом брать» - говорится в пред-ложении номер 3. Но каким авторитетом? Как складывается этот авторитет? У ребят свои представления о нём. Мальчишки не прощают ошибок. Вот почему когда Вовка падает в грязь, отступив перед козлом, все смеются над ним, смеются зло, жестоко.
Отношение к Вовке меняется после того, как он пошёл в пустой, страшный дом. Он преодолел свой страх, потому что выхода другого у него и не было: «Он понимал: Олег точно уж пойдёт вместо него, но тогда - хоть в другую школу уходи».
15.3 Неуверенный в себе человек имеет низкую самооценку. У него отсутствует вера в себя, свои силы, свои возможности. Такие люди беспокоятся о том, что подумают о них другие, и заранее ориентированы на разочарование и недоверие. Неуверенность в себе мешает человеку чувствовать свою самодостаточность и отстаивать свое мнение. Ему приходится подстраиваться под других людей и принимать решения, полагаясь на их советы, не принимая в учет собственную точку зрения.
Так происходит и с героями текста Одноралова В. И. Деревенских ребят надо «авторитетом брать» - говорится в тексте. Но каким авторитетом? Как складывается этот авторитет? У ребят свои представления о нём. Мальчишки не прощают ошибок. Вот почему когда Вовка падает в грязь, отступив перед козлом, все смеются над ним, смеются зло, жестоко. Отношение к Вовке меняется после того, как он пошёл в пустой, страшный дом. Он преодолел свой страх, потому что выхода другого у него и не было.
Откуда вообще берется неуверенность в себе? Как и многие другие напасти, она часто формируется в детстве, когда знания о мире и о себе по большей части состоят из чужих оценок, а не из реальных фактов. Вот почему так важно формировать в себе адекватную самооценку.
Источник: Открытый банк ФИПИ, вариант 25DB0E
Актуальность: Используется в ОГЭ текущего года
Используя прочитанный текст, выполните на отдельном листе ТОЛЬКО ОДНО из заданий: 15.1, 15.2 или 15.3. Перед написанием сочинения запишите номер выбранного задания: 15.1, 15.2 или 15.3.
15.1 Напишите сочинение-рассуждение, раскрывая смысл высказывания известного лингвиста А. Н. Гвоздева: «Деепричастия… устраняют однообразие в перечне отдельных действий одного и того же лица». Аргументируя свой ответ, приведите 2 примера из прочитанного текста. Приводя примеры, указывайте номера нужных предложений или применяйте цитирование.
Вы можете писать работу в научном или публицистическом стиле, раскрывая тему на лингвистическом материале. Начать сочинение Вы можете словами А. Н. Гвоздева.
Объём сочинения должен составлять не менее 70 слов.
Работа, написанная без опоры на прочитанный текст (не по данному тексту), не оценивается. Если сочинение представляет собой пересказанный или полностью переписанный исходный текст без каких бы то ни было комментариев, то такая работа оценивается нулём баллов.
Сочинение пишите аккуратно, разборчивым почерком.
15.2 Напишите сочинение-рассуждение. Объясните, как Вы понимаете смысл предложения текста: «Он, правда, ни разу ни от кого не слышал обидных слов в адрес своей одежды, но всем своим существом чувствовал, что никак не вписывается в этих пиджаках в мужской коллектив класса».
Приведите в сочинении 2 аргумента из прочитанного текста, подтверждающих Ваши рассуждения.
Приводя примеры, указывайте номера нужных предложений или применяйте цитирование.
Объём сочинения должен составлять не менее 70 слов.
Если сочинение представляет собой пересказанный или полностью переписанный исходный текст без каких бы то ни было комментариев, то такая работа оценивается нулём баллов.
Сочинение пишите аккуратно, разборчивым почерком.
15.3 Как Вы понимаете значение словосочетания НЕУВЕРЕННОСТЬ В СЕБЕ?
Сформулируйте и прокомментируйте данное Вами определение. Напишите сочинение-рассуждение на тему «Что такое неуверенность в себе», взяв в качестве тезиса данное Вами определение. Аргументируя свой тезис, приведите 2 примера-аргумента, подтверждающих Ваши рассуждения: один пример-аргумент приведите из прочитанного текста, а второй - из Вашего жизненного опыта.
Объём сочинения должен составлять не менее 70 слов.
Если сочинение представляет собой пересказанный или полностью переписанный исходный текст без каких бы то ни было комментариев, то такая работа оценивается нулём баллов.
Сочинение пишите аккуратно, разборчивым почерком.
(1)Венька пришёл домой из школы, немного посидел в кухне, выпил стакан сваренного бабушкой клюквенного морса, посмотрел, как смешно, вытянув прозрачные лапки, спит в аквариуме белая крыска Марфуша, и всё же пошёл звонить маме на работу. (2)Так уж у них повелось: сразу после школы Венька всегда звонил ей и докладывал о своих делах.
– (3)Мам, я опять подрался… - медленно произнёс он и виновато замолчал.
(4)Из трубки какое-то время не раздавалось ни звука. (5)Мама расстроилась.
– (6)Всё ясно. (7)Поговорим вечером.
(8)Венька повесил трубку и задумался. (9)Что же это маме ясно? (10)Иногда то, что ей кажется абсолютно ясным и правильным, к школьной Венькиной жизни абсолютно неприменимо. (11)Например, мама заставляет его ходить в школу в пиджаке. (12)В сентябре на общешкольном собрании директор предложила родителям приобрести сыновьям пиджаки. (13)Дескать, школьная форма сейчас не обязательна, а пиджаки будут мальчиков дисциплинировать и настраивать на серьёзный лад. (14)Мама на следующий же день потащила Веньку в магазин, где они купили обалденный, как ему тогда в горячке показалось, бежевый пиджак, в котором бросалась в глаза тонкая коричневая клетка. (15)«Как денди лондонский…» - радостно приговаривала мама, оглядывая Веньку. (16)Он себе тоже очень нравился в пиджаке, но только до тех пор, пока не пришёл в школу. (17)В своём 7 «А» один лишь он таким образом вырядился.
(18)Сначала Венька не очень огорчился: не все же мамы такие расторопные, как его. (19)Но ни через неделю, ни через месяц никто из одноклассников в пиджак так и не переоделся. (20)Ребята по-прежнему ходили в джемперах, джинсовках, куртках от спортивных костюмов, а самые крутые - в толстовках. (21)Венька попытался как можно быстрее запачкать пиджак, благо он был светлый. (22)Он уже предвкушал, что дня через два наденет в школу свой старый тёмно-синий свитер крупной вязки, но мама притащила с работы ещё один пиджак.
– (23)Вот! (24)Примерь! - щебетала она над Венькой. - (25)Тётя Нина отдала. (26)Витальке стал маловат, а тебе будет в самый раз.
(27)Венька, стиснув зубы, влез в Виталькин пиджак. (28)Он тоже был ничего: стального цвета в чёрную крапинку. (29)Только не нужен был Веньке этот элегантный пиджак! (30)Никто из его одноклассников в пиджаках по школе не ходил. (31)Никто! (32)Лишь один он! (33)Он, правда, ни разу ни от кого не слышал обидных слов в адрес своей одежды, но всем своим существом чувствовал, что никак не вписывается в этих пиджаках в мужской коллектив класса. (34)Когда у него, у Веньки, будет собственный сын, он ни за что не станет покупать ему никаких пиджаков. (35)Он внимательно изучит, в чём будут ходить друзья сына, и купит ему точь-в-точь такую же чёрную джинсовку, как у Пети Комиссарова: скромную, с многочисленными удобными карманами на «молниях» и кнопках.
(По С. А. Лубенец) *
* Лубенец Светлана Анатольевна - современная детская писательница из Петербурга, пишет книги о подростках, о взаимоотношениях между ними, школьные истории самых обыкновенных и не совсем обычных ребят. Её серии «Только для девчонок», «Только для мальчишек», «Чёрный котёнок» пользуются большим спросом у читателей.
Пояснение.
15.1 «Деепричастие - часть речи, обозначающая добавочное действие при основном», - с таким определением деепричастия из школьного учебника русского языка все давно знакомы. Однако, что стоит за этим скупым определением, задумывались, вероятно, немногие. Проанализируем деепричастия, встречающиеся в приведенном тексте Светланы Лубенец.
В предложении 1 встречаем деепричастие «вытянув», которое с зависи-мыми словами образует деепричастный оборот «вытянув прозрачные лапки». Этот деепричастный оборот является обособленным обстоятельством образа действия, поясняет, как спит крыска Марфуша. Введение деепричастного оборота в предложение делает речь образной, красочной, выразительной, помогает избежать косноязычия и однотипности. В предложении 27 (Венька, стиснув зубы, влез в Виталькин пиджак) деепричастие служит тем же целям: с его помощью конкретизируется душевное состояние Веньки, его отношение к «злополучному» пиджаку.
Действительно, нам удалось доказать высказывание известного лингвиста А. Н. Гвоздева: «Деепричастия… устраняют однообразие в перечне отдельных действий одного и того же лица».
15.2 Откуда берётся неуверенность в себе? Как и многие другие напасти, она часто формируется в детстве, когда знания о мире и о себе по большей части состоят из чужих оценок, а не из реальных фактов. Так происходит и с героем текста Светланы Лубенец. Венька настолько не уверен в себе, что даже пиджак воспринимает как врага, приносящего урон восприятию его окружающими. Об этом говорится в предложении: «Он, правда, ни разу ни от кого не слышал обидных слов в адрес своей одежды, но всем своим существом чувствовал, что никак не вписывается в этих пиджаках в мужской коллектив класса».
В предложении 29 («Только не нужен был Веньке этот элегантный пиджак!») речь идёт о другом пиджаке, который тоже вроде бы ничего, элегантный, но опять, по мнению Веньки, мешает ему быть таким, как все. Вот почему он задумывается о том, что когда вырастет, обязательно будет прислушиваться к мнению своего ребёнка.
Неуверенность в себе порождает страх, мешает человеку чувство-вать свою самодостаточность и отстаивать свое мнение. Формирование адекватной самооценки - одна из важных задач самовоспитания, именно правильно сформированная самооценка поможет преодолеть неуверенность в себе.
15.3 Неуверенность в себе мешает человеку чувствовать свою самодостаточность и отстаивать свое мнение. Ему приходится подстраиваться под других людей и принимать решения, полагаясь на их советы, не принимая в учет собственную точку зрения.
Так происходит и с героем текста Светланы Лубенец. Венька настолько не уверен в себе, что даже пиджак воспринимает как врага, приносящего урон восприятию его окружающими. Об этом говорится в предложении: «Он, правда, ни разу ни от кого не слышал обидных слов в адрес своей одежды, но всем своим существом чувствовал, что никак не вписывается в этих пиджаках в мужской коллектив класса».
Неуверенный в себе человек или замыкается в себе, чувствуя себя жертвой, или, что ещё хуже, становится тираном. Чтобы скрыть свою слабость, он кричит. Кричащий от неуверенности в себе учитель никогда не сможет завоевать авторитет в классе, а следовательно, не сможет никого научить.
Неуверенный в себе человек имеет низкую самооценку. У него отсутствует вера в себя, свои силы, свои возможности. Преодолеть неуверенность в себе можно лишь в случае, если человек способен правильно ставить цели, соотносить их с внешними обстоятельствами и позитивно оценивать свои результаты.
Источник: Открытый банк ФИПИ, вариант 3154BB
Актуальность: Используется в ОГЭ текущего года
Используя прочитанный текст, выполните на отдельном листе ТОЛЬКО ОДНО из заданий: 15.1, 15.2 или 15.3. Перед написанием сочинения запишите номер выбранного задания: 15.1, 15.2 или 15.3.
15.1 Напишите сочинение-рассуждение, раскрывая смысл высказывания известного лингвиста А. И. Горшкова: «Наилучшие стилистические возможности заключены в словарном составе (лексике) русского языка. Богат ими и синтаксис». Аргументируя свой ответ, приведите 2 примера из прочитанного текста. Приводя примеры, указывайте номера нужных предложений или применяйте цитирование.
Вы можете писать работу в научном или публицистическом стиле, раскрывая тему на лингвистическом материале. Начать сочинение Вы можете словами А. И. Горшкова.
Объём сочинения должен составлять не менее 70 слов.
Работа, написанная без опоры на прочитанный текст (не по данному тексту), не оценивается. Если сочинение представляет собой пересказанный или полностью переписанный исходный текст без каких бы то ни было комментариев, то такая работа оценивается нулём баллов.
Сочинение пишите аккуратно, разборчивым почерком.
15.2 Напишите сочинение-рассуждение. Объясните, как Вы понимаете смысл фрагмента текста: «Она действовала решительно и методично, будто готовилась к какой-то новой жизни, освобождая свою комнату от дешёвого хлама, игрушек и глупых журналов. А через какое-то время она вдруг поняла, что все изменения, по большому счёту, были только внешними: её жизнь по-прежнему пуста, скучна и очень однообразна: школа, дом, книги, Интернет…»
Приведите в сочинении 2 аргумента из прочитанного текста, подтверждающих Ваши рассуждения.
Приводя примеры, указывайте номера нужных предложений или применяйте цитирование.
Объём сочинения должен составлять не менее 70 слов.
Если сочинение представляет собой пересказанный или полностью переписанный исходный текст без каких бы то ни было комментариев, то такая работа оценивается нулём баллов.
Сочинение пишите аккуратно, разборчивым почерком.
15.3 Как Вы понимаете значение словосочетания НЕУВЕРЕННОСТЬ В СЕБЕ?
Сформулируйте и прокомментируйте данное Вами определение. Напишите сочинение-рассуждение на тему «Что такое неуверенность в себе», взяв в качестве тезиса данное Вами определение. Аргументируя свой тезис, приведите 2 примера-аргумента, подтверждающих Ваши рассуждения: один пример-аргумент приведите из прочитанного текста, а второй - из Вашего жизненного опыта.
Объём сочинения должен составлять не менее 70 слов.
Если сочинение представляет собой пересказанный или полностью переписанный исходный текст без каких бы то ни было комментариев, то такая работа оценивается нулём баллов.
Сочинение пишите аккуратно, разборчивым почерком.
(1)Нина уже давно существует в состоянии непреходящего душевного напряжения. (2)Сегодня девчонки в школе опять хвастались своими парнями. (3)Прямо чуть ли не у каждой есть друг. (4)А у неё нет.
(5)Раньше она жила себе и жила, её вполне удовлетворял молодёжный сериал «Школьники» и девчачьи глянцевые журналы, из которых можно было вырезать картонных кукол и одевать в платья для принцесс. (6)Но пришёл день, и Нина выгребла из всех ящичков картонных кукол, заколочки в виде бабочек и сердечек, фенечки, подвески из стекляшек, пластиковые серьги и отправила это богатство в мусоропровод. (7)Она действовала решительно и методично, будто готовилась к какой-то новой жизни, освобождая свою комнату от дешёвого хлама, игрушек и глупых журналов. (8)А через какое-то время она вдруг поняла, что все изменения, по большому счёту, были только внешними: её жизнь по-прежнему пуста, скучна и очень однообразна: школа, дом, книги, Интернет…
(9)Нина как-то ещё мирилась с такой скудной жизнью, пока её лучшая подруга Иришка вдруг в одночасье не влюбилась в Валерку Селиванова, и теперь влюблённые всюду ходили вместе, трогательно взявшись за ручки.
(10)Если бы она могла противопоставить Иришкиному Валере своего друга… (11)Но друга нет…
(12)А раз нет, может быть, стоит его придумать? (13)А что! (14)Имя она уже для него нашла - Дмитрий. (15)Как он может выглядеть? (16)Пусть он будет высоким, стройным, широкоплечим, как положено настоящим мужчинам, даже и юным… (17)И обязательно брюнетом! (18)Его глаза пусть будут серыми, чтобы контрастировали с волосами. (19)Это так красиво, когда из-под тёмной чёлки смотрят чистые светлые глаза! (20)Темноволосые люди, конечно, чаще всего кареглазые, но Митя же не настоящий. (21)Он, так сказать, виртуальный герой! (22)Виртуальный… (23)Виртуальный?! (24)Точно! (25)Идея!
(26)Нина сбегала в ближайший салон сотовой связи и купила новую сим-карту. (27)Дома она её активировала, а потом включила компьютер. (28)Вот она, сеть «Все к нам!»… (29)Регистрация… (30)Имя, фамилия, номер мобильника, пароль… (31)Какой бы придумать пароль? (32)А вот какой… (33)Набираем латиницей «моя мечта»… (34)Предлагаете добавить какую-нибудь цифирь? (35)Пожалуйста… (36)Получилось «моя мечта в 15 лет»… (37)Ага, пропустили! (38)Отлично! (39)Биографию виртуальному Мите она придумала без труда, а фотографию взяла из маминого альбома: молодой человек сидит верхом на какой-то ограде и красиво улыбается. (40)Глаза у него светлые, а волосы тёмные, как по заказу…
(41)Сделав всё, что нужно, для заполнения Митиной страницы, Нина удовлетворённо выдохнула и откинулась на спинку компьютерного кресла, чтобы полюбоваться делом рук своих. (42)В сети «Все к нам!» появился новый пользователь Дмитрий Алексеев, который будет так красиво ухаживать за Ниной Кирьяновой, что от зависти перекосит не только Динку Свисяеву с её Славиком, но и всех остальных одноклассниц!
(По С. А. Лубенец)*
* Лубенец Светлана Анатольевна - современный детский писатель из Петербурга, пишет книги о подростках, о взаимоотношениях между ними, школьные истории самых обыкновенных и не совсем обычных ребят. Её серии «Только для девчонок», «Только для мальчишек», «Чёрный котёнок» пользуются большим спросом у читателей.
Пояснение.
15.1 Лингвист А. И. Горшков утверждал: «Наилучшие стилистические возможности заключены в словарном составе (лексике) русского языка. Богат ими и синтаксис». Попробуем разобраться в смысле этого высказывания.
Данное утверждение состоит из двух частей. Рассмотрим первую часть.
Слова нужны человеку для того, чтобы дать имя всему, что есть в мире. Значит, они отражают мысли людей. Образно говоря, язык - это слепок нашего мышления. То есть «словарь языка» свидетельствует, о чем думают люди, как они думают. Например, используя в монологической речи героини слова со сниженной экспрессивной окраской, присущие молодежному сленгу (мобильника, цифирь), автор текста подчёркивает, что духовный мир героини не очень богат, именно поэтому она и испытывает зависть по отношению к одноклассницам, подругам.
Теперь остановимся на второй части высказывания. Чтобы понять её смысл, нужно выяснить значение слова «синтаксис». Синтаксис - это раздел науки о соединении слов и строении предложений. Без владения грамматическими нормами языка нельзя в совершенстве владеть языком, нельзя грамотно говорить и писать. Проанализируем несколько рядом стоящих предложений текста: предложения 21-25 (Он, так сказать, виртуальный герой! (22)Виртуальный… (23)Виртуальный?! (24)Точно! (25)Идея!) односложные, назывные. Используются они для того, чтобы подчеркнуть отрывистость представлений героини о создаваемом ею виртуальном мире своих иллюзий. Это позволяет автору особой формой повествования привлекать внимание читателя - ресурсы грамматики помогают точно выразить авторский замысел.
Таким образом, нам удалось подтвердить, что словарный запас и знание грамматики в совокупности помогают нам правильно и ярко оформлять свою речь.
15.2 Если вы не верите в себя, в свои силы и возможности, это неми-нуемо приводит к утрате здоровой самооценки и развитию комплекса неполноценности. Так и Нина, героиня текста Светланы Лубенец, чув-ствует себя неуверенно, потому что у неё нет парня. Она стремится к изменениям, но сама в них не верит. Об этом приведённые строки текста.
В первом предложении текста («Нина уже давно существует в со-стоянии непреходящего душевного напряжения») переданы глубокие переживания героини по поводу того, что она не такая, как её подруги. Далее раскрывается причина такого состояния героини: «Но друга нет…» (предложение номер 11)
Усилия, которые предпринимает девочка, помогут забыть такое состояние, но ненадолго. Нина ещё не понимает этого, потому с таким энтузиазмом взялась за «создание» виртуального поклонника. Он, по её мнению, должен помочь ей не чувствовать себя обделённой. Об этом говорится в предложении номер 42.
Бывает так, что человек обладает недюжинными силами, способ-ностями и возможностями, но неуверенность в себе и низкая самооценка не дает ему воспользоваться этими благами. Зачастую это происходит потому, что человек сознательно или бессознательно сравнивает себя с другими, как это делает героиня С. Лубенец. Почувствовать себя самодостаточной можно лишь тогда, когда тебе удастся найти свой собственный путь. Когда ты научишься уважать себя, по-другому начнут к тебе относиться и окружающие.
15.3 Неуверенность, прячущаяся за скромностью, низкая самооценка, прикрывающаяся застенчивостью, комплекс неполноценности, признаваемый особенностями характера… Все эти слова означают одно достаточно простое явление - отсутствие у человека веры в свои силы и себя самого. Как часто низкая самооценка и неуверенность в себе разрушали человеку карьеру, а порой и отношения!
Нина, героиня текста Светланы Лубенец, чувствует себя неуверенно, потому что у неё нет парня. Она стремится к изменениям, но сама в них не верит. Усилия, которые предпринимает девочка, помогут забыть гнетущее состояние, но ненадолго. Нина ещё не понимает этого, потому с таким энтузиазмом взялась за «создание» виртуального поклонника. Он, по её мнению, должен помочь ей не чувствовать себя обделённой.
Неуверенный в себе человек или замыкается в себе, чувствуя себя жертвой, или, что ещё хуже, становится тираном. Чтобы скрыть свою слабость, он кричит. Кричащий от неуверенности в себе учитель никогда не сможет завоевать авторитет в классе, а следовательно, не сможет никого научить.
Бывает так, что человек обладает недюжинными силами, способностями и возможностями, но неуверенность в себе и низкая самооценка не дает ему воспользоваться этими благами. Почувствовать себя самодостаточным человеком можно лишь тогда, когда тебе удастся найти свой собственный путь. Когда ты научишься уважать себя, по-другому начнут к тебе относиться и окружающие.
Часто, начиная новое дело либо сталкиваясь с незнакомой ситуацией, человек начинает сомневаться в собственных силах, испытывает неуверенность. Что такое Как с ней бороться? Получить ответы на эти вопросы помогает наука о человеческой душе - психология.
Неуверенность - это боязнь, внутренние опасения, связанные с необъективной оценкой собственных возможностей и сил. Страхи, сковывающие человека, не дающие ему расти и развиваться дальше, заставляющие колебаться при решении каких-либо вопросов, свершении действий - все это и есть определение того, что такое неуверенность в себе.
Сомнения в собственных силах начинают формироваться еще в детстве, причем ребенок правильно оценивает свои возможности и обладает уверенностью. Недопонимание, неверная (зачастую заниженная) оценка способностей малыша в будущем приведут к тому, что маленький человечек превратится в забитую и слабую личность, зависящую от мнения и желаний окружающих людей.
Основные причины неуверенности в себе:
Приведенные выше причины возникновения неуверенности не считаются главными и единственно верными. Согласно мнению специалистов в области психологии и социологии, предпосылок для появления сомнений в собственных силах достаточно много.
Чувство нерешительности оказывает негативное влияние на повседневную деятельность индивидуума. Что такое неуверенность в себе? Это в первую очередь проявление неуважения к себе и своим потребностям, постановка чужих желаний превыше своих. Человеку, испытывающему неуверенность, сложно работать, общаться, строить отношения с противоположным полом.
Когда человек сталкивается с проблемами в непонятной для него ситуации, хочет их преодолеть, но начинает сомневаться в собственных силах, это нормально. Другое дело, когда мужчина или женщина, в силу собственных страхов и неуверенности, молча выносят издевательства, унижения и даже не пытаются поменять свою жизнь к лучшему. Здесь требуется вмешательство специалиста, так как обычно такие индивидуумы редко осознают тот факт, что являются жертвами собственного подсознания.
Страх и неуверенность в себе разрушают жизнь человека, делают невозможным его существование в социуме. Известны случаи, когда чувство собственной никчемности, ненужности этому миру, неуверенности в своих возможностях провоцировали суицид.
Чтобы своевременно предотвратить дальнейшее развитие комплекса неполноценности, необходимо прислушаться к себе и выявить первые тревожные звоночки от подсознания.
Основные "симптомы" неуверенности:
Помимо этого, стоит отметить, что неуверенность делает человека ведомым, согласным на любое желание и решение более сильной личности. Лидер получает над такой персоной практически полную власть.
В повседневной жизни часто встречаются люди, недооценивающие себя. Они занимают низкие должности, не стремятся в чем-либо превзойти свое окружение. В общении с ними легко раскрывается любой намек на преувеличение или ложь - неуверенные в себе личности любят "приукрашивать" факты.
Некоторые примеры неуверенности в себе:
Что такое неуверенность в себе? Это внутренняя борьба, протест на внесение каких-либо изменений в жизнь. Как говорил М. Е. Литвак, наш враг - в отражении, и стоит с ним справиться, как остальные проблемы уйдут сами собой. Для борьбы с неуверенностью важно само понимание и осознание того факта, что проблема заключается не в окружающем мире, а внутри человека, в его отношении к себе и своей жизни.
Как побороть страх и неуверенность в себе? Достаточно руководствоваться простыми советами, представленными ниже:
В борьбе с самое главное - это искреннее желание преодолеть его и обрести уверенность в своих силах.