Примеры произведений на тему неуверенность в себе. Неуверенность в себе. Причины неуверенности в себе

06.10.2023

Прошлые ошибки

Они сильно меняют наше отношение к себе, особенно если произошло что-то серьёзное, например тяжёлый разрыв отношений или увольнение с работы. Но прошлого не изменить. Не зацикливайтесь на старых ошибках. Извлеките из них урок, иначе вы потратите время впустую.

Воспитание

Если родители постоянно были вами недовольны, а учителя судили вас только по оценкам, вы могли с детства усвоить привычку сомневаться в себе. Но теперь вы взрослый человек, и это только ваша жизнь. Вам больше не нужно стремиться к одобрению родителей и учителей.

Сравнение себя с другими

Мы сравниваем себя с коллегами, которые успевают больше нас. С блогерами в соцсетях, которые живут интереснее нас. В результате разочаровываемся и злимся на себя. Решение проблемы вполне банальное - научитесь . Все мы разные, все разбираемся в разных вещах.

И всё-таки иногда сравнивать себя с другими полезно. Отметьте, каких качеств вам не хватает, и развивайте их.

Незнакомая ситуация

Вы не знаете, как реагировать и чего ожидать от ситуации. Естественно, возникает неуверенность в себе. Используйте это как возможность научиться чему-то новому. Когда-то вы не умели ходить, а теперь вполне справляетесь с этим. Напомните себе, что ошибаться - это нормально. Благодаря ошибкам мы учимся.

Успех в прошлом

С ним приходит страх, что вы никогда не сделаете ничего лучше. Не думайте, как повторить этот успех. Думайте, как превзойти самого себя. Пусть вы что-то хорошо умеете, всё равно есть куда расти. Развивайте свои .

Как избавиться от неуверенности

Подумайте о хорошем

Если вы заметили у себя негативные мысли, сосредоточьтесь на чём-то положительном. Заранее подготовьте что-то, что поможет настроиться на позитивный лад. Например:

  • Список контраргументов: «У меня всё получится», «Это возможность научиться чему-то новому», «Я просто зря трачу время, сомнения ничего не изменят».
  • Список счастливых воспоминаний.
  • Папка с фотографиями, которые вызывают у вас улыбку.
  • Список действий, которые заряжают вас энергией.
  • Полезная еда, которой можно быстро перекусить.

Смените деятельность

Чем дольше вы зацикливаетесь на одной эмоции, тем сложнее от неё избавиться. Расслабьтесь и займитесь чем-то другим. Вы перестанете думать о неприятном и посмотрите на всё с другой стороны.

Обратитесь за помощью

Поддержка близких, друзей или руководителя поможет в тяжёлой ситуации. А их совет даст заряд уверенности и мотивации.

Ведите записи

Каждую неделю записывайте, что заставляет вас сомневаться в себе. Так вы определите, что вызывает неуверенность и как её преодолеть. Также записывайте, за что вы благодарны. Вы начнёте больше ценить себя и сосредоточитесь на том, что у вас есть.

Как вернуть себе уверенность за три недели

  • Первая неделя . Каждый день записывайте три вещи, за которые вы благодарны. Постепенно вы заметите, что у вас в жизни много поводов для радости. В конце недели снова просмотрите весь список.
  • Вторая неделя . Записывайте ситуации, в которых вы сомневаетесь в себе, и возможные причины неуверенности. К концу недели вы определите свои основные . Подумайте, как с ними справиться, что изменить.
  • Третья неделя . Запишите, что вы сделали для преодоления неуверенности и как вы себя чувствуете. Какими бы маленькими ни были ваши шаги, это всё равно победа. Вы уже немного приблизились к цели.

Повышенная мнительность и отказ верить в собственные силы – лишь верхушка эмоционального айсберга, который психологи называют «сильная неуверенность в себе». Это опасное , способное сказаться на карьере, достижении гармонии в личной жизни и общении с друзьями.

Что значит неуверенность в себе?

Комплекс личностных ощущений, при которых человек чувствует зависимость от мнения окружающих и излишне критически относится к себе – самый частый повод обращения к психологам. Низкая самооценка и неуверенность в себе – сложное явление, включающее в себя такие компоненты, как:

  1. Межличностные проблемы (дискомфорт в диалоге с родными и близкими).
  2. Мыслительные нарушения (негативные ожидания от каждого поступка, неправильные установки и жизненные ориентиры, неадекватное отношение к себе).
  3. Поведенческие дефекты (недостаток навыков социального поведения).
  4. Эмоциональные изменения ( , повышенная тревожность).

Неуверенность в себе - психология

Психология определяет эту проблему как «присутствие сомнений на постоянной основе в своих способностях, внешних данных, умениях, силах и способности осуществить задуманное» - так раскрывают специалисты этой сферы понятие «неуверенность в себе». В критичных формах развития этого синдрома страдающий от него может даже отказаться от каких-либо активных действий и замкнуться в себе. У психологов есть две точки зрения на то, что такое неуверенность в себе:

  1. Сторонники первой теории считают, что это серьезная проблема, вызывающая нарушение в психосоматике личности. Неправильное восприятие действительности со временем может создать почву для других психических проблем.
  2. Представители второго течения видят в неуверенности в собственных силах одни лишь плюсы. Они видят в ежедневной борьбе со страхами возможность развить лидерский характер и научиться противостоять неудачам.

Причины неуверенности в себе

За появление почвы для развития этого комплекса отвечает детский период жизни, во время которого происходит становление личности. Модели поведения, которые человек видит в раннем возрасте впечатываются в детскую психику и постепенно превращаются в эталонный образ. Постоянная неуверенность в себе может быть вызвана негативной реакцией на любые активные действия или личным примером родителей, страдающих от нехватки силы воли. Среди остальных причин, раскрывающих, что такое неуверенность в себе, называют:

Признаки неуверенности в себе

Страх и неуверенность очень ярко ощущаются перед выступлением, экзаменом или собеседованием. И хотя эта черта не имеет половых или возрастных особенностей, общие признаки ее можно выделить в небольшой список:

  • отсутствие умения чувствовать субординацию во время разговора;
  • избегание ответственности за карьеру и семью;
  • многократно усиленное придание значения мнению посторонних;
  • зеркальное отражение неуверенности – настойчивое самоуверенное поведение;
  • уверенность в обесценивании своего мнения.

Как избавиться от неуверенности в себе?

Какую бы поведенческую модель обладатель комплекса не выбрал (между убегающей и нападающей формой), он может и должен прилагать все усилия для борьбы с проблемой. Первым шагом к избавлению от психологического дискомфорта психологи считают нахождение ответа на вопрос о том, почему появляется неуверенность в себе. Бежать от фобии не нужно – с ней стоит познакомиться поближе, понять, из-за чего она появляется, в каких ситуациях возрастает, а от чего уменьшается. Поняв, как побороть неуверенность в себе, можно строить план получения контроля над комплексами:

  1. Выход из зоны комфорта . Отказ от привычных действий и ритуалов внесет новизну в жизнь и отвлечет от концентрации на страхах.
  2. Налаживание контакта с телом . Люди с комплексами почувствуют прилив сил, если начнут заниматься спортом или танцами.
  3. Визуализация в подсознании . Создание позитивных мыслительных образов, проигрывание ситуаций, ведущих к успеху помогает заложить в мышление успешное разрешение сценария любой ситуации, где фобия себя проявляет.
  4. Проявление инициативы . «Тренировка» на общении с уже знакомыми снимает барьеры при первом контакте с посторонними.

Неуверенность в себе - православие

Верующие люди стремятся найти ответы на все вопросы в религии, к которой они себя относят. Церковь считает, что гордыня, неуверенность в себе как качества личности похожи на грех, потому что лишают человека радости жизни. Библия о неуверенности в себе мало рассказывает, но священники сходятся в том, что есть профессии, для представителей которых она опасна – хирурги, ученые, пилоты и авиадиспетчеры. Религия советует необычные методы лечения комплексов:

  • молитвы святым – , великомученику Пантелеймону и Богоматери;
  • благотворительность и помощь в церковном приходе;
  • беседы с духовным наставником.

Книги про неуверенность в себе

Написанные простым языком работы психологов помогают справиться с последствиями жизненных кризисов и научиться оценивать себя по достоинству. Книги дают шанс со стороны взглянуть на проблемы, о которых в повседневной жизни многие боятся даже задуматься:

  1. «Психологическая помощь близким» Ирина Германовна Малкина-Пых. Автор собрал практические рекомендации по прохождению сложных этапов в жизни и самообладанию.
  2. «Люди сделают так, как вы захотите» Джон Роберт Паркинсон. Нет лучшей книги о неуверенности в себе для человека, желающего научиться быть победителем и создать себе внутренний стержень.
  3. «Искусство быть собой» Владимир Леви. Создатель книги обобщил знания психологов с древних времен до современности, чтобы дать возможность каждому читателю обрести душевный баланс.
  4. «Тренинг уверенности в себе» Мануэль Джеймс Смит. Книга учит владеть эмоциями и рассказывает, как перестать бояться посторонней критики.

Фильмы про неуверенность в себе

Кинокартины о победе над собственными фобиями создавались в разные времена, но никогда не теряли актуальности. Фильмы о неуверенности в себе из этого перечня рекомендованы к просмотру людьми всех возрастов:

  1. «Бар «Гадкий Койот»/Coyote Ugly» . По сюжету, девушка из провинциального городка приезжает в шумный Нью-Йорк, где находит работу в одном из городских баров. Чтобы добиться успеха, о котором она мечтала, ей придется побороть мягкость и нерешительность в себе.
  2. «Леди из календаря/Calendar Girls» . Картина основана на реально существовавших событиях и рассказывает о женщинах, отчаявшихся завершить благотворительный сбор для хосписа. Привлечь внимание общественности они смогли, лишь сумев расправиться со своими комплексами и снявшись для календаря ради денег.
  3. «Крупицы правды/Particles Of Truth» . Молодая талантливая художница Лили Блэк прекрасно рисует, но боится выставляться и продавать свои работы. Побороть свои фобии она не может из-за жизни с родителями: мать девушки – алкоголичка, а отец не выходит на улицу из-за того, что боится микробов.
  4. «Невероятная жизнь Уолтера Митти/The Secret Life of Walter Mitty» . Уолтер Митти жил скромной жизнью продавца небольшого магазинчика, мечтая о том, как изменится его жизнь. Стоило ему поверить в силу собственных убеждений, как с ним стали происходить удивительные события.

Психолог.

Вряд ли найдется человек, который ни разу не сталкивался с новыми или пугающими ситуациями. Поэтому чувствовать себя неуверенно время от времени совершенно нормально. Но что делать, если вы постоянно пребываете в этом состоянии, и оно сильно мешает вам жить? Откуда вообще берется такая сильная неуверенность в себе? Такие вопросы мы детально разберем в этой статье, а начнем с признаков, которые указывают на чрезмерную склонность сомневаться в себе.

Что такое страх и неуверенность в себе

По большому счету, неуверенность в себе – это страх быть собой. Он включает в себя много разных проявлений, но суть остается неизменной: человек очень боится показывать настоящие чувства и проявлять свою индивидуальность. Это напрямую связано с желанием быть любимым и получить признание, что в принципе свойственно всем людям.

Однако неуверенного в себе человека отличает глубокая вера в то, что таким как есть его никто не полюбит. Что он плохой, недостойный и неудачливый. Проявляться это может в разной степени и в различных сферах жизни, но всегда очень мешает человеку быть счастливым по-настоящему и реализовывать свой потенциал.

Реализовывать свой потенциал может помешать Синдром самозванца (прим.ред.)

Поэтому очень важно разобраться с основными признаками и причинами неуверенности в себе, а также освоить способы ее преодоления.

Внешние признаки неуверенности в себе

Если ваш собеседник тараторит без остановки, все время ерзает на стуле и суетится, он явно чувствует себя неуверенно и пытается это скрыть, показать себя активным и общительным. Спокойствие и уверенность, напротив, всегда проявляются в размеренной речи и отсутствии резких движений. Тут важно не спутать неуверенность и активный темперамент: холерики, например, тоже могут говорить быстро и активно жестикулировать, но при этом они не суетятся. Также неуверенного в себе человека выдают скованные движения, сутулые плечи и сгорбленная фигура: он словно хочет исчезнуть, чтобы только не привлечь лишнего внимания.

Признаки неуверенности в себе

Казалось бы, заметить неуверенность человека очень легко и для этого не надо выделять какие-то специальные признаки. Однако на деле это далеко не всегда так. К примеру, если человек избегает быть в центре внимания, это еще не значит, что он застенчивый. Возможно, он просто интроверт и любит уединение. Агрессивное же или слишком демонстративное поведение, наоборот, может говорить о желании скрыть свои страхи. Поэтому стоит разобраться с неявными признаками неуверенности и научиться определять ее в себе и других людях.

1. Сравнение себя с другими

Так, неуверенность женщины проявляется в том, что она считает себя менее привлекательной, чем ее подруги. Поэтому в их компании она молчит и старается быть незаметной. Неуверенность мужчины может выражаться в том, что он пускает пыль в глаза и сорит деньгами. Или, наоборот, говорит, как ему не повезло с работой в отличие от соседа или старого друга. Принцип тут всегда один: у неуверенного в себе человека почти всегда сравнение с другими оказывается не в его пользу.

2. Избегание инициативы и ответственности

"Мне все равно", "делай, как хочешь" – типичные фразы неуверенного в себе человека. Дело не в том, что у него нет своих желаний и предпочтений, просто он боится заявлять о них и не хочет брать на себя ответственность. Многие психологи неуверенность определяют именно как страх быть собой и принимать решения. Ведь кому-то это может не понравиться, а такие люди обычно принимают критику близко к сердцу.

3. Неумение отказывать

Неуверенный в себе человек с трудом говорит "нет" и часто поступается своими желаниями ради интересов других людей. Он готов все бросить, отложить свои планы и примчаться на другой конец города, если попросили о помощи. Что им движет? Отнюдь не желание помочь. На самом деле такие люди боятся кого-то обидеть или выглядеть эгоистами. При этом они могут годами терпеть эгоистичное и наплевательское отношение к себе, лишь бы не вызвать осуждение других людей.

Как раз об этом в заметке гештальт-терапевта Полины Гавердовской "Невидимые люди" (прим.ред.)

4. Высокомерное поведение

В это сложно поверить, но высокомерие – явный признак неуверенности в себе. Когда человек самоутверждается за счет других, он таким способом пытается преодолеть комплекс и неуверенности в себе и неполноценности. Но стоит другим усомниться в его величии, как он тут же начинает злиться и защищаться. Уверенный в себе человек любую критику воспринимает спокойно и далеко не все принимает на свой счет. Он знает, что сколько людей, столько и мнений и не нравиться кому-то – абсолютно нормально.

Причины неуверенности в себе

Существует несколько теорий возникновения чувства неуверенности. Каждая из этих концепций освещает одну из сторон проблемы, поэтому все они взаимно дополняют друг друга. Чтобы увидеть всю картину целиком, рассмотрим основные из них.

1. Копирование соответствующих моделей поведения

Альберт Бандура, автор теории обучения на моделях, утверждает, что низкая самооценка и неуверенность в себе складываются из навыков, которые человек перенимает у своего окружения в детстве. Таким образом, агрессивное, уверенное или неуверенное поведение – это результат копирования стереотипов поведения, которые ребенок наблюдает вокруг себя. Родители, родственники, друзья являются образцами для подражания.

В результате неуверенность человека возникает как некий "слепок" шаблонов поведения, доминирующих в среде, окружающей ребенка. Т. к. ребенок не знал других стратегий, он продолжает транслировать их во взрослом возрасте, тем самым усиливая свою тревожность и неуверенность.

4. Выученная беспомощность

Согласно теории выученной беспомощности, Мартина Селигмана, проблема неуверенности в себе появляется из-за реакции других людей на поведение человека в детстве. Родители и социальное окружение дают обратную связь, которая позволяет ребенку соотнести свои действия с их последствиями. Выученная беспомощность возникает в ситуациях, когда:

  • Ребенок не получает отклика на свои поступки (отстраненные, вечно занятые родители или детский дом);
  • Получает однообразную негативную (и так накажут) или однообразную позитивную (любимчик в семье) обратную связь.
В итоге человек убеждается, что от него ничего не зависит и теряет мотивацию к активным действиям. Глубокая подсознательная вера в свою неспособность повлиять на ситуацию порождает низкую самооценку и неуверенность в себе.

Что делать, если выученная беспомощность уже отвоевывает внутреннюю территорию? 3 средства от беспомощности (прим.ред.)

5. Комплекс неполноценности

Основной причиной неуверенности в себе Альфред Адлер назвал "комплекс неполноценности", т.е. преувеличенное чувство собственной слабости и несостоятельности. Будучи маленькими и не обладая властью, дети особенно подвержены страху и неуверенности в себе. Однако умеренное проявление этого чувства, наоборот, способствует развитию ребенка и служит стимулом для его достижений. Но если человек застревает в детских комплексах, то это препятствует его дальнейшим успехам и росту.
Стоит отметить, что самооценка и неуверенность тесно связаны между собой. Так, комплекс неполноценности обязательно будет провоцировать неуверенность в себе. И наоборот: у человека с развитым чувством неуверенности и застенчивости со временем развивается комплекс неполноценности. Таким образом, развитие комплексов человека и чувство неуверенности взаимосвязаны и взаимообусловлены.

Как побороть неуверенность в себе? Топ 5 способов

Стоит отметить, неуверенность в себе – проблема очень распространенная. Сомневаться в себе, оказавшись в новой непривычной ситуации – совершенно нормально. Другое дело, если это сильно мешает жить и не дает достичь желаемых целей. Для таких случаев разберем топ 5 самых эффективных способов преодолеть неуверенность в себе и стеснительность.

1. Вспомните ситуации, где вы чувствовали себя уверенно

Абсолютно неуверенных в себе людей не бывает. Значит, достаточно понять, в какие моменты вы ощущали смелость и научиться активировать это состояние. Как это делать: вспомните ситуацию, в которой вы проявили уверенность, увидьте себя в ней и сделайте шаг в этот образ, мысленно соединитесь с ним. Делайте это упражнение как можно чаще, и со временем состояние уверенности начнет возникать автоматически.

2. Берите на себя ответственность в мелочах

Речь идет о бытовых мелочах, которые вы обычно "спихиваете" на кого-то другого, потому что никогда этого не делали и страшно, что не получится. Например, вы не разбираетесь в коммунальных счетах, поэтому их оплачивают муж, родители. Хоть раз сделайте это сами. Маленький успех укрепит ощущение "я могу, я справился!", а оно непременно повысит вашу уверенность в себе. Ведь теперь вы знаете: "В случае чего я могу это сделать". Если же вы регулярно отказываетесь от нового опыта даже в таких мелочах, тем самым вы программируете себя: "я на это не способен, это выше моих сил".

3. Реже спрашивайте совета

Часто ли вы просите совета, когда можете справиться самостоятельно? Казалось бы, что плохого в ориентации на чужое мнение, но здесь важно понимать, чем она продиктована. Это бессознательное стремление переложить ответственность, дабы потом не испытывать гнетущее чувство вины, если что-то получилось не очень удачно. Так человек говорит себе: "кто-то другой всегда знает лучше, как надо. Я не способен принимать верные решения". Такие мысли оседают в подсознании и ослабляют чувство уверенности. Сознательно ловите себя на желании посоветоваться и принимайте решение сами. Даже если результат вас не порадует, вы все равно получите бесценный опыт и поймете, как избежать таких ошибок в будущем. Со временем вы заметите, что вообще забыли про неуверенность.

4. Нарисуйте свою неуверенность

Если вы не знаете, как преодолеть неуверенность в себе, просто представьте ее в виде образа и нарисуйте. Так вы сможете лучше понять свое состояние, и увидеть, что стоит за вашей неуверенностью и застенчивостью. Глядя на рисунок, спросите себя: как я делаю себя неуверенным? Зачем мне это? Чего я пытаюсь избежать или достичь с помощью своей неуверенности и застенчивости? Измените немного свой рисунок: добавьте в него элементы, которые, на ваш взгляд, помогут вам ощутить себя уверенней. Посмотрите еще раз на свой рисунок и спросите себя: что мне сделать, чтобы эта энергия уверенности проявилась в моей жизни? Выпишите все, что приходит в голову и сделайте это в ближайшее время.

5. Найдите свой талисман уверенности

Какой символ или предмет ассоциируется у вас с уверенностью? Может, это какой-то аксессуар, аромат духов, любимый костюм или даже мелодия? Заранее продумайте, что включит в вас состояние уверенности и просто используйте это, чтобы в нужный момент быть во всеоружии. Возможно, у вас получится зарядиться уверенностью, просто расправив плечи и приняв расслабленную позу? Экспериментируйте, ищите подходящие для себя символы, и вы обязательно найдете самый эффективный для себя способ.

В поиске решения как избавиться от неуверенности в себе, вы можете лучше познакомиться со своим внутренним миром и научиться использовать все свои качества себе на пользу. В любом случае, главное помнить: вы – это не ваши достижения/провалы. Каждый ошибается, и в вашей власти превратить эти ошибки в бесценный опыт. Возможно, именно так вы обнаружите свой ответ на вопрос "Как побороть страх и неуверенность в себе?".

Список литературы:
1. Владимир Ромек. "Социальная психология личности в вопросах и ответах: Учебн. пособие"/ под ред. В.А. Лабунской, М.: Гардарики, 1999.

Поиск

"
Всего: 5 1-5

15.1 Напишите сочинение-рассуждение, раскрывая смысл высказывания известного лингвиста И. Г. Милославского: «Отношение пишущего к сообщаемому часто может выражаться с помощью „маленьких” слов, слов, которые принято считать служебными, - частиц и союзов». Аргументируя свой ответ, приведите 2 примера из прочитанного текста.

Вы можете писать работу в научном или публицистическом стиле, раскрывая тему на лингвистическом материале. Начать сочинение Вы можете словами И. Г. Милославского.

Работа, написанная без опоры на прочитанный текст (не по данному тексту), не оценивается.

15.2 Напишите сочинение-рассуждение. Объясните, как Вы понимаете смысл финала текста: «Да, мы могли бы удивить мир, но пока не знали чем».

Приводя примеры, указывайте номера нужных предложений или применяйте цитирование.

Объём сочинения должен составлять не менее 70 слов.

Если сочинение представляет собой пересказанный или полностью переписанный исходный текст без каких бы то ни было комментариев, то такая работа оценивается нулём баллов.

Сочинение пишите аккуратно, разборчивым почерком.

Объём сочинения должен составлять не менее 70 слов.

Если сочинение представляет собой пересказанный или полностью переписанный исходный текст без каких бы то ни было комментариев, то такая работа оценивается нулём баллов.

Сочинение пишите аккуратно, разборчивым почерком.


(1)Как толь­ко у нас с Паш­кой по­яв­лял­ся какой-ни­будь за­мы­сел, не­из­мен­но ока­зы­ва­лось, что в про­шлом кто-то уже опе­ре­дил нас. (2) Нель­зя же за­но­во изоб­ре­тать самолёт, если его давно изоб­ре­ли, или от­кры­вать новые стра­ны, если всё уже прой­де­но вдоль и поперёк! (3)Вы­хо­ди­ло, что мы ро­ди­лись слиш­ком позд­но и пути к славе для нас за­кры­ты.

(4)Я вы­ска­зал­ся в этом смыс­ле дома, но мать, удивлённо по­смот­рев на меня, ска­за­ла:

– (5)Экий ты, ока­зы­ва­ет­ся, ещё ду­ра­чок!.. (6)Иди вон на ого­ро­де славу за­ра­ба­ты­вай...

(7)Пашка за­ме­тил:

– (8)По­че­му это ма­те­ри, как пра­ви­ло, детей любят, а не по­ни­ма­ют? (9)Вот рань­ше было: (10)«Бла­го­слов­ляю тебя, сын мой, на по­двиг...». (11)А тут - на ого­род!..

(12)Пашка хочет быть как Циол­ков­ский и все­гда что-ни­будь изоб­ре­та­ет. (13)Он по­стро­ил ма­ши­ну, чтобы на­ли­вать воду в ко­ло­ду для ко­ро­вы. (14)Ма­ши­на, прав­да, сама воду на­ли­вать не могла; зато если на­лить вёдрами, то потом до­ста­точ­но на­жать же­лез­ный рычаг, чтобы бо­чо­нок опро­ки­нул­ся и по­ло­ви­на воды по­па­ла в ко­ло­ду.

(15)Мать по­ру­ги­ва­ла Пашку за то, что он на­го­ро­дил у ко­лод­ца вся­ких палок, од­на­ко всё об­хо­ди­лось. (16)Но од­на­ж­ды Паш­кин отец в су­мер­ки на­сту­пил на рычаг, и его ока­ти­ло с го­ло­вы до ног. (17)Он тут же из­ло­мал Паш­ки­ну «ме­ха­ни­ку» и задал бы са­мо­му изоб­ре­та­те­лю, да тот убе­жал.

(18)У меня нет при­стра­стия к тех­ни­ке - мне боль­ше нра­вит­ся чи­тать. (19)Но все книги, какие я мог до­стать, уже чи­та­ны-пе­ре­чи­та­ны, и я по­про­бо­вал на­пи­сать свою.

(20)Я вы­про­сил у отца боль­шую кон­тор­скую книгу, вывел на об­лож­ке: «(21)Ле­то­пись. (22)Древ­няя, сред­няя и новая ис­то­рия де­рев­ни Тыжи, сочинённая Н.И. Бе­ре­зи­ным».

(23)Вна­ча­ле опи­са­ние де­рев­ни шло глад­ко. (24)Но после слов: «За­ло­же­на де­рев­ня в...» - на­ча­лись за­труд­не­ния. (25)Ос­но­ва­ние де­рев­ни от­но­си­лось, ко­неч­но, к древ­ней ис­то­рии, но ни­ка­ких древ­но­стей мне об­на­ру­жить не уда­лось.

(26)Ни­че­го, к со­жа­ле­нию, не вышло и со сред­ней ис­то­ри­ей. (27)Дед Савва, к ко­то­ро­му я при­стал с рас­спро­са­ми, от­мах­нул­ся:

– (28)Какая, к ле­ше­му, у нашей де­рев­ни ис­то­рия! (29)Бе­до­ва­ли в этой ча­що­бе - вот и вся ис­то­рия.

(30)Ис­то­рия Тыжи оста­лась не­на­пи­сан­ной, но в де­рев­не меня те­перь зовут не иначе как «Коль­ка-ле­то­пи­сец»...

(31)Да, мы могли бы уди­вить мир, но пока не знали чем.

(По Н. Ду­бо­ву) *

* Дубов Ни­ко­лай Ива­но­вич (1910-1983 гг.) - рус­ский со­вет­ский пи­са­тель. Автор пьес «У по­ро­га», «На­сту­па­ет утро», по­ве­стей «На краю земли», «Огни на реке», «Небо с ов­чин­ку» и др., ро­ма­на «Горе од­но­му». В ос­нов­ном его про­из­ве­де­ния осве­ща­ют ост­рые про­бле­мы, пе­ре­лом­ные со­бы­тия в жизни мо­ло­до­го че­ло­ве­ка.

Пояснение.

15.1 И. Г. Милославский говорил: «Отношение пишущего к сообщаемому часто может выражаться с помощью «маленьких» слов, слов, которые принято считать служебными, - частиц и союзов». Казалось бы, как могут служебные части речи, не обладая самостоятельным значением, выражать отношение говорящего к сообщаемому? Попробуем проследить это на примерах из текста Н. И. Дубова.

Служебные части речи играют очень важную роль в русском языке. Они, действительно, не называют предметы, признаки, действия или состояния и не указывают на них, но служат для выражения грамматических отношений между словами в словосочетании и предложении. Они, в отличие от самостоятельных, не имеют конкретного лексического и общего грамматического значения, но придают дополнительные оттенки словам и предложениям. К служебным частям речи относятся частицы. Так, в предложение №2 (Нельзя же заново изобретать самолёт, если его давно изобрели, или открывать новые страны, если всё уже пройдено вдоль и поперёк!) частица «же» вносит дополнительный оттенок усиления. В предложениях 9 и 29 используется частица «вот», которая имеет дополнительное значение указания. Среди союзов можно отметить примечательный для текста союз «однако», который характерен для разго-ворной речи и в предложении 15 использован вместо стилистически нейтрального союза «но» с целью соответствия задачам текста - передать разговорный, непринужденный характер повествования.

Таким образом, прав был И. Г. Милославский, утверждая, что служебные слова помогают выразить отношение говорящего к повествованию.

15.2 Герои текста Н. И. Дубова жаждут великих открытий и полезных начинаний, но не знают, где найти себе применение. Об этом финальные строки текста.

В предложениях 16 - 17 приведённого текста говорится о Пашки-ной затее, которая должна была стать полезным изобретением на огороде, однако ничего, кроме неприятностей Пашкиному отцу, не принесла. Позиция родителей мальчика не направлена на поощрение его деятельности, а это тоже сказывается на общем результате. Для того чтобы неуверенность в себе пустила корни, надо потерпеть какую-нибудь неудачу. А если за эту неудачу тебе ещё и досталось, тут уж прямой путь к формированию заниженной самооценки.

Сам рассказчик тоже потерпел неудачу с историей деревни. Дед Савва только отмахнулся от него. Вот и ещё один пример, когда непонимание взрослых мешает взрослеющему человеку чувствовать свою самодостаточность и отстаивать свое мнение.

Примером неуверенности в собственных силах может стать рассказ из текста Н. И. Дубова о Пашкиной затее, которая должна была стать полезным изобретением на огороде, однако ничего, кроме неприятностей Пашкиному отцу, не принесла. Позиция родителей мальчика не направлена на поощрение его деятельности, а это тоже сказывается на общем результате. Для того чтобы неуверенность в себе пустила корни, надо потерпеть какую-нибудь неудачу. А если за эту неудачу тебе ещё и досталось, тут уж прямой путь к формированию заниженной самооценки.

Или возьмем ревнивцев: человек, съедаемый ревностью фактически «живёт» одним-единственным страхом - что он окажется хуже соперника, которого ему предпочтут.

Не факт, что неуверенный в себе человек должен непременно являться тихоней. Например, агрессивное поведение по отношению к заведомо более слабому - тоже проявление неуверенности в себе.

Преодолеть неуверенность в себе можно лишь в случае, если человек способен правильно ставить цели, соотносить их с внешними обстоятельствами и позитивно оценивать свои результаты.

Источник: Открытый банк ФИПИ, вариант 6B6F73

Используя прочитанный текст, выполните на отдельном листе ТОЛЬКО ОДНО из заданий: 15.1, 15.2 или 15.3. Перед написанием сочинения запишите номер выбранного задания: 15.1, 15.2 или 15.3.

15.1 Напишите сочинение-рассуждение, раскрывая смысл высказывания современного российского филолога

О. Н. Емельяновой: «Авторская речь обладает не только изобразительностью, но и выразительностью и характеризует не только объект высказывания, но и самого говорящего». Аргументируя свой ответ, приведите 2 примера из прочитанного текста. Приводя примеры, указывайте номера нужных предложений или применяйте цитирование.

Вы можете писать работу в научном или публицистическом стиле, раскрывая тему на лингвистическом материале. Начать сочинение Вы можете словами С. И. Львовой.

Объём сочинения должен составлять не менее 70 слов.

Сочинение пишите аккуратно, разборчивым почерком.

15.2 Напишите сочинение-рассуждение. Объясните, как Вы понимаете смысл финала текста: «Но он рад был происшествию, потому что Витёк его зауважал и Сивка оказался Сивкой, а не чем-то вроде...».

Приведите в сочинении 2 аргумента из прочитанного текста, подтверждающих Ваши рассуждения.

Приводя примеры, указывайте номера нужных предложений или применяйте цитирование.

Объём сочинения должен составлять не менее 70 слов.

Если сочинение представляет собой пересказанный или полностью переписанный исходный текст без каких бы то ни было комментариев, то такая работа оценивается нулём баллов.

Сочинение пишите аккуратно, разборчивым почерком.

15.3 Как Вы понимаете значение словосочетания НЕУВЕРЕННОСТЬ В СЕБЕ?

Сформулируйте и прокомментируйте данное Вами определение. Напишите сочинение-рассуждение на тему «Что такое неуверенность в себе», взяв в качестве тезиса данное Вами определение. Аргументируя свой тезис, приведите 2 примера-аргумента, подтверждающих Ваши рассуждения: один пример-аргумент приведите из прочитанного текста, а второй - из Вашего жизненного опыта.

Объём сочинения должен составлять не менее 70 слов.

Если сочинение представляет собой пересказанный или полностью переписанный исходный текст без каких бы то ни было комментариев, то такая работа оценивается нулём баллов.

Сочинение пишите аккуратно, разборчивым почерком.

Все сочинения на тему «Неуверенность в себе»: , , , .


(1)Он рас­тя­па, этот Вовка. (2)Олег же его пре­ду­пре­ждал! (3)Де­ре­вен­ские ре­бя­та хо­ро­шие, но их надо ав­то­ри­те­том брать, после этого они ста­нут дру­зья­ми - во!

(4)А с ав­то­ри­те­том вот что вышло.

(5)Олег-то в Оль­шан­ке сто раз был. (6)Он толь­ко вылез из ав­то­бу­са, и к нему сразу ки­ну­лись маль­чиш­ки: Мин­тин, Витёк и Егор­ка. (7)Рас­хва­та­ли вещи и по­нес­ли к дому его родни.

(8)А у са­мо­го дома на Вовку пошёл какой-то си­во­бо­ро­дый козёл. (9)Чего козёл Сивка от Вовки хотел, не­из­вест­но, и Вовка на вся­кий слу­чай по­пя­тил­ся, спо­ткнул­ся и шлёпнул­ся прямо в грязь.

(10)Витёк и Мин­тин ка-ак за­хо­хо­чут, за ними - самый ма­лень­кий - Егор­ка. (11)А Вовка от стыда готов был про­ва­лить­ся сквозь землю.

(12)После обеда Мин­тин с Вить­ком по­ве­ли ком­па­нию в лес в свой «фир­мен­ный» ма­лин­ник.

(13)Вска­раб­кав­шись на обрыв по узень­кой тропе, они очу­ти­лись на за­бро­шен­ной вы­руб­ке. (14)Это и был ма­лин­ник: запах ма­ли­ны, жара и шме­ли­ное жуж­жа­ние...

(15)Когда на­елись ма­ли­ны, по­вер­ну­ли назад и по до­ро­ге ре­ши­ли зайти в ста­рый парк.

(16)Одна из аллей шла в самый глу­хой угол парка. (17)Там сто­я­ла быв­шая бар­ская кон­то­ра, ко­то­рая смот­ре­ла на про­хо­жих пу­га­ю­ще чёрными пу­сты­ми ок­на­ми.

(18)Солн­це уже кло­ни­лось к за­ка­ту, и было со­всем по-ве­чер­не­му.

– (19)Здесь чёрт живёт, - не­ожи­дан­но ска­зал Мин­тин, - это все наши ста­ри­ки знают.

– (20)Там, - ука­зал паль­цем в небо Олег, - кос­мо­нав­ты круг­ло­су­точ­но вка­лы­ва­ют, а у вас - черти!

(21)Олег пих­нул Вовку ко­ле­ном и гу­ба­ми по­ка­зал: «Ав­то­ри­тет!..» (22)А вслух ска­зал:

– (23)Вовка, сходи в раз­вед­ку и вы­ве­ди этого чёрта на чи­стую воду.

(24)Вовка по­мор­щил­ся… (25)А может, прав­да там кто-ни­будь есть?

– (26)Я с тобой пойду! - за­кри­чал Егор­ка.

– (27)Вдвоём и дурак схо­дит, - от­ре­зал Олег. - (28)Или ты один иди, или я один.

– (29)Ладно, пошёл я, - ска­зал Вовка.

(30)Он по­ни­мал: Олег точно уж пойдёт вме­сто него, но тогда - хоть в дру­гую школу уходи.

(31)Вовка мед­лен­но за­ша­гал к чёрному входу и замер. (32)Он за­жму­рил глаза, до­счи­тал до пяти и вошёл. (33)Его охва­ти­ла хо­лод­ная, как вода, тьма. (34)Серд­це сту­ча­ло у са­мо­го горла... (35)Но глаза по­не­мно­гу при­вык­ли, и тьма не­мно­го рас­се­я­лась. (36)Он гля­нул в самый тёмный угол - прямо на него смот­ре­ли жут­кие зо­ло­тые глаза. (37)Ох и взвизг­нул он, а потом за­сме­ял­ся мел­ким, как дрожь, сме­хом и пошёл на эти глаза, ведь он раз­гля­дел под ними зна­ко­мую сивую бо­ро­ду.

– (38)Сивка, - с об­лег­че­ни­ем про­изнёс Вовка.

– (39)Мо­ло­ток, ста­рик! (40)Те­перь ты ле­ген­да, Мин­тин по всей де­рев­не раз­несёт, - как-то даже с за­ви­стью ска­зал Олег.

– (41)А, пу­стя­ки, глав­ное, мы Сивку домой при­ве­ли, - от­ве­тил Вовка и не­мно­го, ко­неч­но, со­врал.

(42)Но он рад был про­ис­ше­ствию, по­то­му что Витёк его за­ува­жал и Сивка ока­зал­ся Сив­кой, а не чем-то вроде...

(По В. И. Од­но­ра­ло­ву) *

* Од­но­ра­лов Вла­ди­мир Ива­но­вич (род. в 1946 г.) - орен­бург­ский поэт, про­за­ик, пуб­ли­цист и дет­ский пи­са­тель.

Пояснение.

15.1 Современный российский ученый-филолог О. Н. Емельянова говорила: «Авторская речь обладает не только изобразительностью, но и выразительностью и характеризует не только объект высказывания, но и самого говорящего». Действительно, подобно тому, как мы по речи нашего собеседника можем многое сказать об его внутреннем мире, убеждениях и уровне притязаний, так и по авторскому тексту можно проследить отношение писателя к описываемым событиям, героям, а значит, можно судить и о его мировоззрении. Наглядно это можно проследить на примерах из текста В. И. Одноралова.

В предложении 3 (Деревенские ребята хорошие, но их надо авторитетом брать, после этого они станут друзьями - во!) говориться об отношениях между подростками, и отношения эти совсем непростые. То, что автор понимает это, знает подходы к мальчишкам, очевидно. Даже стилистически это предложение приближено к речи ребят: вместо слов о том, какими друзьями могут стать деревенские мальчишки, писатель говорит очень выразительно звучащим в контексте предложения и конкретной речевой ситуации - «во!». Автор искренне сопереживает Вовке, когда тому приходится идти в устрашающую бывшую барскую контору. Об этом свидетельствует многоточие в конце предложения № 34, показывающее напряженность ожидания встречи героя с неизвестным, поэтому автор словно интригует читателя и заставляет его проникнуться чувством сим-патии к своему герою, так как сам также сопереживает и симпатизирует Вовке.

Приведенные примеры подтверждают, что О. Н. Емельянова была права, утверждая, что авторская речь может многое сказать не только о проис-ходящем в повествовании, но и о самом авторе.

15.2 Откуда берётся неуверенность в себе? Как и многие другие напасти, она часто формируется в детстве, когда знания о мире и о себе по большей части состоят из чужих оценок, а не из реальных фактов. Так происходит и с героями текста Одноралова В.И. Вовка рад, что «Витёк его зауважал», потому что ему важно, что мальчишки не считают его трусом.

Деревенских ребят надо «авторитетом брать» - говорится в пред-ложении номер 3. Но каким авторитетом? Как складывается этот авторитет? У ребят свои представления о нём. Мальчишки не прощают ошибок. Вот почему когда Вовка падает в грязь, отступив перед козлом, все смеются над ним, смеются зло, жестоко.

Отношение к Вовке меняется после того, как он пошёл в пустой, страшный дом. Он преодолел свой страх, потому что выхода другого у него и не было: «Он понимал: Олег точно уж пойдёт вместо него, но тогда - хоть в другую школу уходи».

15.3 Неуверенный в себе человек имеет низкую самооценку. У него отсутствует вера в себя, свои силы, свои возможности. Такие люди беспокоятся о том, что подумают о них другие, и заранее ориентированы на разочарование и недоверие. Неуверенность в себе мешает человеку чувствовать свою самодостаточность и отстаивать свое мнение. Ему приходится подстраиваться под других людей и принимать решения, полагаясь на их советы, не принимая в учет собственную точку зрения.

Так происходит и с героями текста Одноралова В. И. Деревенских ребят надо «авторитетом брать» - говорится в тексте. Но каким авторитетом? Как складывается этот авторитет? У ребят свои представления о нём. Мальчишки не прощают ошибок. Вот почему когда Вовка падает в грязь, отступив перед козлом, все смеются над ним, смеются зло, жестоко. Отношение к Вовке меняется после того, как он пошёл в пустой, страшный дом. Он преодолел свой страх, потому что выхода другого у него и не было.

Откуда вообще берется неуверенность в себе? Как и многие другие напасти, она часто формируется в детстве, когда знания о мире и о себе по большей части состоят из чужих оценок, а не из реальных фактов. Вот почему так важно формировать в себе адекватную самооценку.

Источник: Открытый банк ФИПИ, вариант 25DB0E

Актуальность: Используется в ОГЭ текущего года

Используя прочитанный текст, выполните на отдельном листе ТОЛЬКО ОДНО из заданий: 15.1, 15.2 или 15.3. Перед написанием сочинения запишите номер выбранного задания: 15.1, 15.2 или 15.3.

15.1 Напишите сочинение-рассуждение, раскрывая смысл высказывания известного лингвиста А. Н. Гвоздева: «Деепричастия… устраняют однообразие в перечне отдельных действий одного и того же лица». Аргументируя свой ответ, приведите 2 примера из прочитанного текста. Приводя примеры, указывайте номера нужных предложений или применяйте цитирование.

Вы можете писать работу в научном или публицистическом стиле, раскрывая тему на лингвистическом материале. Начать сочинение Вы можете словами А. Н. Гвоздева.

Объём сочинения должен составлять не менее 70 слов.

Работа, написанная без опоры на прочитанный текст (не по данному тексту), не оценивается. Если сочинение представляет собой пересказанный или полностью переписанный исходный текст без каких бы то ни было комментариев, то такая работа оценивается нулём баллов.

Сочинение пишите аккуратно, разборчивым почерком.

15.2 Напишите сочинение-рассуждение. Объясните, как Вы понимаете смысл предложения текста: «Он, правда, ни разу ни от кого не слышал обидных слов в адрес своей одежды, но всем своим существом чувствовал, что никак не вписывается в этих пиджаках в мужской коллектив класса».

Приведите в сочинении 2 аргумента из прочитанного текста, подтверждающих Ваши рассуждения.

Приводя примеры, указывайте номера нужных предложений или применяйте цитирование.

Объём сочинения должен составлять не менее 70 слов.

Если сочинение представляет собой пересказанный или полностью переписанный исходный текст без каких бы то ни было комментариев, то такая работа оценивается нулём баллов.

Сочинение пишите аккуратно, разборчивым почерком.

15.3 Как Вы понимаете значение словосочетания НЕУВЕРЕННОСТЬ В СЕБЕ?

Сформулируйте и прокомментируйте данное Вами определение. Напишите сочинение-рассуждение на тему «Что такое неуверенность в себе», взяв в качестве тезиса данное Вами определение. Аргументируя свой тезис, приведите 2 примера-аргумента, подтверждающих Ваши рассуждения: один пример-аргумент приведите из прочитанного текста, а второй - из Вашего жизненного опыта.

Объём сочинения должен составлять не менее 70 слов.

Если сочинение представляет собой пересказанный или полностью переписанный исходный текст без каких бы то ни было комментариев, то такая работа оценивается нулём баллов.

Сочинение пишите аккуратно, разборчивым почерком.


(1)Вень­ка пришёл домой из школы, не­мно­го по­си­дел в кухне, выпил ста­кан сваренного бабушкой клюк­вен­но­го морса, по­смот­рел, как смеш­но, вы­тя­нув про­зрач­ные лапки, спит в ак­ва­ри­уме белая крыс­ка Мар­фу­ша, и всё же пошёл зво­нить маме на ра­бо­ту. (2)Так уж у них по­ве­лось: сразу после школы Вень­ка все­гда зво­нил ей и до­кла­ды­вал о своих делах.

– (3)Мам, я опять по­драл­ся… - мед­лен­но про­изнёс он и ви­но­ва­то за­мол­чал.

(4)Из труб­ки какое-то время не раз­да­ва­лось ни звука. (5)Мама рас­стро­и­лась.

– (6)Всё ясно. (7)По­го­во­рим ве­че­ром.

(8)Вень­ка по­ве­сил труб­ку и за­ду­мал­ся. (9)Что же это маме ясно? (10)Ино­гда то, что ей ка­жет­ся аб­со­лют­но ясным и пра­виль­ным, к школь­ной Вень­ки­ной жизни аб­со­лют­но не­при­ме­ни­мо. (11)На­при­мер, мама за­став­ля­ет его хо­дить в школу в пи­джа­ке. (12)В сен­тяб­ре на об­ще­школь­ном со­бра­нии ди­рек­тор пред­ло­жи­ла ро­ди­те­лям при­об­ре­сти сы­но­вьям пи­джа­ки. (13)Де­скать, школь­ная форма сей­час не обя­за­тель­на, а пи­джа­ки будут маль­чи­ков дис­ци­пли­ни­ро­вать и на­стра­и­вать на серьёзный лад. (14)Мама на сле­ду­ю­щий же день по­та­щи­ла Вень­ку в ма­га­зин, где они ку­пи­ли обал­ден­ный, как ему тогда в го­ряч­ке по­ка­за­лось, бе­же­вый пи­джак, в ко­то­ром бро­са­лась в глаза тон­кая ко­рич­не­вая клет­ка. (15)«Как денди лон­дон­ский…» - ра­дост­но при­го­ва­ри­ва­ла мама, огля­ды­вая Вень­ку. (16)Он себе тоже очень нра­вил­ся в пи­джа­ке, но толь­ко до тех пор, пока не пришёл в школу. (17)В своём 7 «А» один лишь он таким об­ра­зом вы­ря­дил­ся.

(18)Сна­ча­ла Вень­ка не очень огор­чил­ся: не все же мамы такие рас­то­роп­ные, как его. (19)Но ни через не­де­лю, ни через месяц никто из од­но­класс­ни­ков в пи­джак так и не пе­ре­одел­ся. (20)Ре­бя­та по-преж­не­му хо­ди­ли в джем­пе­рах, джин­сов­ках, курт­ках от спор­тив­ных ко­стю­мов, а самые кру­тые - в тол­стов­ках. (21)Вень­ка по­пы­тал­ся как можно быст­рее за­пач­кать пи­джак, благо он был свет­лый. (22)Он уже пред­вку­шал, что дня через два на­де­нет в школу свой ста­рый тёмно-синий сви­тер круп­ной вязки, но мама при­та­щи­ла с ра­бо­ты ещё один пи­джак.

– (23)Вот! (24)При­мерь! - ще­бе­та­ла она над Вень­кой. - (25)Тётя Нина от­да­ла. (26)Ви­таль­ке стал ма­ло­ват, а тебе будет в самый раз.

(27)Вень­ка, стис­нув зубы, влез в Ви­таль­кин пи­джак. (28)Он тоже был ни­че­го: сталь­но­го цвета в чёрную кра­пин­ку. (29)Толь­ко не нужен был Вень­ке этот эле­гант­ный пи­джак! (30)Никто из его од­но­класс­ни­ков в пи­джа­ках по школе не ходил. (31)Никто! (32)Лишь один он! (33)Он, прав­да, ни разу ни от кого не слы­шал обид­ных слов в адрес своей одеж­ды, но всем своим су­ще­ством чув­ство­вал, что никак не впи­сы­ва­ет­ся в этих пи­джа­ках в муж­ской кол­лек­тив клас­са. (34)Когда у него, у Вень­ки, будет соб­ствен­ный сын, он ни за что не ста­нет по­ку­пать ему ни­ка­ких пи­джа­ков. (35)Он вни­ма­тель­но изу­чит, в чём будут хо­дить дру­зья сына, и купит ему точь-в-точь такую же чёрную джин­сов­ку, как у Пети Ко­мис­са­ро­ва: скром­ную, с мно­го­чис­лен­ны­ми удоб­ны­ми кар­ма­на­ми на «мол­ни­ях» и кноп­ках.

(По С. А. Лу­бе­нец) *

* Лу­бе­нец Свет­ла­на Ана­то­льев­на - со­вре­мен­ная дет­ская пи­са­тель­ни­ца из Пе­тер­бур­га, пишет книги о под­рост­ках, о вза­и­мо­от­но­ше­ни­ях между ними, школь­ные ис­то­рии самых обык­но­вен­ных и не со­всем обыч­ных ребят. Её серии «Толь­ко для дев­чо­нок», «Толь­ко для маль­чи­шек», «Чёрный котёнок» поль­зу­ют­ся боль­шим спро­сом у чи­та­те­лей.

Пояснение.

15.1 «Деепричастие - часть речи, обозначающая добавочное действие при основном», - с таким определением деепричастия из школьного учебника русского языка все давно знакомы. Однако, что стоит за этим скупым определением, задумывались, вероятно, немногие. Проанализируем деепричастия, встречающиеся в приведенном тексте Светланы Лубенец.

В предложении 1 встречаем деепричастие «вытянув», которое с зависи-мыми словами образует деепричастный оборот «вытянув прозрачные лапки». Этот деепричастный оборот является обособленным обстоятельством образа действия, поясняет, как спит крыска Марфуша. Введение деепричастного оборота в предложение делает речь образной, красочной, выразительной, помогает избежать косноязычия и однотипности. В предложении 27 (Венька, стиснув зубы, влез в Виталькин пиджак) деепричастие служит тем же целям: с его помощью конкретизируется душевное состояние Веньки, его отношение к «злополучному» пиджаку.

Действительно, нам удалось доказать высказывание известного лингвиста А. Н. Гвоздева: «Деепричастия… устраняют однообразие в перечне отдельных действий одного и того же лица».

15.2 Откуда берётся неуверенность в себе? Как и многие другие напасти, она часто формируется в детстве, когда знания о мире и о себе по большей части состоят из чужих оценок, а не из реальных фактов. Так происходит и с героем текста Светланы Лубенец. Венька настолько не уверен в себе, что даже пиджак воспринимает как врага, приносящего урон восприятию его окружающими. Об этом говорится в предложении: «Он, правда, ни разу ни от кого не слышал обидных слов в адрес своей одежды, но всем своим существом чувствовал, что никак не вписывается в этих пиджаках в мужской коллектив класса».

В предложении 29 («Только не нужен был Веньке этот элегантный пиджак!») речь идёт о другом пиджаке, который тоже вроде бы ничего, элегантный, но опять, по мнению Веньки, мешает ему быть таким, как все. Вот почему он задумывается о том, что когда вырастет, обязательно будет прислушиваться к мнению своего ребёнка.

Неуверенность в себе порождает страх, мешает человеку чувство-вать свою самодостаточность и отстаивать свое мнение. Формирование адекватной самооценки - одна из важных задач самовоспитания, именно правильно сформированная самооценка поможет преодолеть неуверенность в себе.

15.3 Неуверенность в себе мешает человеку чувствовать свою самодостаточность и отстаивать свое мнение. Ему приходится подстраиваться под других людей и принимать решения, полагаясь на их советы, не принимая в учет собственную точку зрения.

Так происходит и с героем текста Светланы Лубенец. Венька настолько не уверен в себе, что даже пиджак воспринимает как врага, приносящего урон восприятию его окружающими. Об этом говорится в предложении: «Он, правда, ни разу ни от кого не слышал обидных слов в адрес своей одежды, но всем своим существом чувствовал, что никак не вписывается в этих пиджаках в мужской коллектив класса».

Неуверенный в себе человек или замыкается в себе, чувствуя себя жертвой, или, что ещё хуже, становится тираном. Чтобы скрыть свою слабость, он кричит. Кричащий от неуверенности в себе учитель никогда не сможет завоевать авторитет в классе, а следовательно, не сможет никого научить.

Неуверенный в себе человек имеет низкую самооценку. У него отсутствует вера в себя, свои силы, свои возможности. Преодолеть неуверенность в себе можно лишь в случае, если человек способен правильно ставить цели, соотносить их с внешними обстоятельствами и позитивно оценивать свои результаты.

Источник: Открытый банк ФИПИ, вариант 3154BB

Актуальность: Используется в ОГЭ текущего года

Используя прочитанный текст, выполните на отдельном листе ТОЛЬКО ОДНО из заданий: 15.1, 15.2 или 15.3. Перед написанием сочинения запишите номер выбранного задания: 15.1, 15.2 или 15.3.

15.1 Напишите сочинение-рассуждение, раскрывая смысл высказывания известного лингвиста А. И. Горшкова: «Наилучшие стилистические возможности заключены в словарном составе (лексике) русского языка. Богат ими и синтаксис». Аргументируя свой ответ, приведите 2 примера из прочитанного текста. Приводя примеры, указывайте номера нужных предложений или применяйте цитирование.

Вы можете писать работу в научном или публицистическом стиле, раскрывая тему на лингвистическом материале. Начать сочинение Вы можете словами А. И. Горшкова.

Объём сочинения должен составлять не менее 70 слов.

Работа, написанная без опоры на прочитанный текст (не по данному тексту), не оценивается. Если сочинение представляет собой пересказанный или полностью переписанный исходный текст без каких бы то ни было комментариев, то такая работа оценивается нулём баллов.

Сочинение пишите аккуратно, разборчивым почерком.

15.2 Напишите сочинение-рассуждение. Объясните, как Вы понимаете смысл фрагмента текста: «Она действовала решительно и методично, будто готовилась к какой-то новой жизни, освобождая свою комнату от дешёвого хлама, игрушек и глупых журналов. А через какое-то время она вдруг поняла, что все изменения, по большому счёту, были только внешними: её жизнь по-прежнему пуста, скучна и очень однообразна: школа, дом, книги, Интернет…»

Приведите в сочинении 2 аргумента из прочитанного текста, подтверждающих Ваши рассуждения.

Приводя примеры, указывайте номера нужных предложений или применяйте цитирование.

Объём сочинения должен составлять не менее 70 слов.

Если сочинение представляет собой пересказанный или полностью переписанный исходный текст без каких бы то ни было комментариев, то такая работа оценивается нулём баллов.

Сочинение пишите аккуратно, разборчивым почерком.

15.3 Как Вы понимаете значение словосочетания НЕУВЕРЕННОСТЬ В СЕБЕ?

Сформулируйте и прокомментируйте данное Вами определение. Напишите сочинение-рассуждение на тему «Что такое неуверенность в себе», взяв в качестве тезиса данное Вами определение. Аргументируя свой тезис, приведите 2 примера-аргумента, подтверждающих Ваши рассуждения: один пример-аргумент приведите из прочитанного текста, а второй - из Вашего жизненного опыта.

Объём сочинения должен составлять не менее 70 слов.

Если сочинение представляет собой пересказанный или полностью переписанный исходный текст без каких бы то ни было комментариев, то такая работа оценивается нулём баллов.

Сочинение пишите аккуратно, разборчивым почерком.


(1)Нина уже давно су­ще­ству­ет в со­сто­я­нии не­пре­хо­дя­ще­го ду­шев­но­го на­пря­же­ния. (2)Се­год­ня дев­чон­ки в школе опять хва­ста­лись сво­и­ми пар­ня­ми. (3)Прямо чуть ли не у каж­дой есть друг. (4)А у неё нет.

(5)Рань­ше она жила себе и жила, её впол­не удо­вле­тво­рял молодёжный се­ри­ал «Школь­ни­ки» и дев­ча­чьи глян­це­вые жур­на­лы, из ко­то­рых можно было вы­ре­зать кар­тон­ных кукол и оде­вать в пла­тья для прин­цесс. (6)Но пришёл день, и Нина вы­греб­ла из всех ящич­ков кар­тон­ных кукол, за­ко­лоч­ки в виде ба­бо­чек и сер­де­чек, фе­неч­ки, под­вес­ки из стек­ля­шек, пла­сти­ко­вые серь­ги и от­пра­ви­ла это бо­гат­ство в му­со­ро­про­вод. (7)Она дей­ство­ва­ла ре­ши­тель­но и ме­то­дич­но, будто го­то­ви­лась к какой-то новой жизни, осво­бож­дая свою ком­на­ту от дешёвого хлама, иг­ру­шек и глу­пых жур­на­лов. (8)А через какое-то время она вдруг по­ня­ла, что все из­ме­не­ния, по боль­шо­му счёту, были толь­ко внеш­ни­ми: её жизнь по-преж­не­му пуста, скуч­на и очень од­но­об­раз­на: школа, дом, книги, Ин­тер­нет…

(9)Нина как-то ещё ми­ри­лась с такой скуд­ной жиз­нью, пока её луч­шая по­дру­га Ириш­ка вдруг в од­но­ча­сье не влю­би­лась в Ва­лер­ку Се­ли­ва­но­ва, и те­перь влюблённые всюду хо­ди­ли вме­сте, тро­га­тель­но взяв­шись за ручки.

(10)Если бы она могла про­ти­во­по­ста­вить Ириш­ки­но­му Ва­ле­ре сво­е­го друга… (11)Но друга нет…

(12)А раз нет, может быть, стоит его при­ду­мать? (13)А что! (14)Имя она уже для него нашла - Дмит­рий. (15)Как он может вы­гля­деть? (16)Пусть он будет вы­со­ким, строй­ным, ши­ро­ко­пле­чим, как по­ло­же­но на­сто­я­щим муж­чи­нам, даже и юным… (17)И обя­за­тель­но брю­не­том! (18)Его глаза пусть будут се­ры­ми, чтобы кон­тра­сти­ро­ва­ли с во­ло­са­ми. (19)Это так кра­си­во, когда из-под тёмной чёлки смот­рят чи­стые свет­лые глаза! (20)Тем­но­во­ло­сые люди, ко­неч­но, чаще всего ка­ре­гла­зые, но Митя же не на­сто­я­щий. (21)Он, так ска­зать, вир­ту­аль­ный герой! (22)Вир­ту­аль­ный… (23)Вир­ту­аль­ный?! (24)Точно! (25)Идея!

(26)Нина сбе­га­ла в бли­жай­ший салон со­то­вой связи и ку­пи­ла новую сим-карту. (27)Дома она её ак­ти­ви­ро­ва­ла, а потом вклю­чи­ла ком­пью­тер. (28)Вот она, сеть «Все к нам!»… (29)Ре­ги­стра­ция… (30)Имя, фа­ми­лия, номер мо­биль­ни­ка, па­роль… (31)Какой бы при­ду­мать па­роль? (32)А вот какой… (33)На­би­ра­ем ла­ти­ни­цей «моя мечта»… (34)Пред­ла­га­е­те до­ба­вить какую-ни­будь ци­фирь? (35)По­жа­луй­ста… (36)По­лу­чи­лось «моя мечта в 15 лет»… (37)Ага, про­пу­сти­ли! (38)От­лич­но! (39)Био­гра­фию вир­ту­аль­но­му Мите она при­ду­ма­ла без труда, а фо­то­гра­фию взяла из ма­ми­но­го аль­бо­ма: мо­ло­дой че­ло­век сидит вер­хом на какой-то огра­де и кра­си­во улы­ба­ет­ся. (40)Глаза у него свет­лые, а во­ло­сы тёмные, как по за­ка­зу…

(41)Сде­лав всё, что нужно, для за­пол­не­ния Ми­ти­ной стра­ни­цы, Нина удо­вле­творённо вы­дох­ну­ла и от­ки­ну­лась на спин­ку ком­пью­тер­но­го крес­ла, чтобы по­лю­бо­вать­ся делом рук своих. (42)В сети «Все к нам!» по­явил­ся новый поль­зо­ва­тель Дмит­рий Алек­се­ев, ко­то­рый будет так кра­си­во уха­жи­вать за Ниной Ки­рья­но­вой, что от за­ви­сти пе­ре­ко­сит не толь­ко Динку Сви­ся­е­ву с её Сла­ви­ком, но и всех осталь­ных од­но­класс­ниц!

(По С. А. Лу­бе­нец)*

* Лу­бе­нец Свет­ла­на Ана­то­льев­на - со­вре­мен­ный дет­ский пи­са­тель из Пе­тер­бур­га, пишет книги о под­рост­ках, о вза­и­мо­от­но­ше­ни­ях между ними, школь­ные ис­то­рии самых обык­но­вен­ных и не со­всем обыч­ных ребят. Её серии «Толь­ко для дев­чо­нок», «Толь­ко для маль­чи­шек», «Чёрный котёнок» поль­зу­ют­ся боль­шим спро­сом у чи­та­те­лей.

Пояснение.

15.1 Лингвист А. И. Горшков утверждал: «Наилучшие стилистические возможности заключены в словарном составе (лексике) русского языка. Богат ими и синтаксис». Попробуем разобраться в смысле этого высказывания.

Данное утверждение состоит из двух частей. Рассмотрим первую часть.

Слова нужны человеку для того, чтобы дать имя всему, что есть в мире. Значит, они отражают мысли людей. Образно говоря, язык - это слепок нашего мышления. То есть «словарь языка» свидетельствует, о чем думают люди, как они думают. Например, используя в монологической речи героини слова со сниженной экспрессивной окраской, присущие молодежному сленгу (мобильника, цифирь), автор текста подчёркивает, что духовный мир героини не очень богат, именно поэтому она и испытывает зависть по отношению к одноклассницам, подругам.

Теперь остановимся на второй части высказывания. Чтобы понять её смысл, нужно выяснить значение слова «синтаксис». Синтаксис - это раздел науки о соединении слов и строении предложений. Без владения грамматическими нормами языка нельзя в совершенстве владеть языком, нельзя грамотно говорить и писать. Проанализируем несколько рядом стоящих предложений текста: предложения 21-25 (Он, так сказать, виртуальный герой! (22)Виртуальный… (23)Виртуальный?! (24)Точно! (25)Идея!) односложные, назывные. Используются они для того, чтобы подчеркнуть отрывистость представлений героини о создаваемом ею виртуальном мире своих иллюзий. Это позволяет автору особой формой повествования привлекать внимание читателя - ресурсы грамматики помогают точно выразить авторский замысел.

Таким образом, нам удалось подтвердить, что словарный запас и знание грамматики в совокупности помогают нам правильно и ярко оформлять свою речь.

15.2 Если вы не верите в себя, в свои силы и возможности, это неми-нуемо приводит к утрате здоровой самооценки и развитию комплекса неполноценности. Так и Нина, героиня текста Светланы Лубенец, чув-ствует себя неуверенно, потому что у неё нет парня. Она стремится к изменениям, но сама в них не верит. Об этом приведённые строки текста.

В первом предложении текста («Нина уже давно существует в со-стоянии непреходящего душевного напряжения») переданы глубокие переживания героини по поводу того, что она не такая, как её подруги. Далее раскрывается причина такого состояния героини: «Но друга нет…» (предложение номер 11)

Усилия, которые предпринимает девочка, помогут забыть такое состояние, но ненадолго. Нина ещё не понимает этого, потому с таким энтузиазмом взялась за «создание» виртуального поклонника. Он, по её мнению, должен помочь ей не чувствовать себя обделённой. Об этом говорится в предложении номер 42.

Бывает так, что человек обладает недюжинными силами, способ-ностями и возможностями, но неуверенность в себе и низкая самооценка не дает ему воспользоваться этими благами. Зачастую это происходит потому, что человек сознательно или бессознательно сравнивает себя с другими, как это делает героиня С. Лубенец. Почувствовать себя самодостаточной можно лишь тогда, когда тебе удастся найти свой собственный путь. Когда ты научишься уважать себя, по-другому начнут к тебе относиться и окружающие.

15.3 Неуверенность, прячущаяся за скромностью, низкая самооценка, прикрывающаяся застенчивостью, комплекс неполноценности, признаваемый особенностями характера… Все эти слова означают одно достаточно простое явление - отсутствие у человека веры в свои силы и себя самого. Как часто низкая самооценка и неуверенность в себе разрушали человеку карьеру, а порой и отношения!

Нина, героиня текста Светланы Лубенец, чувствует себя неуверенно, потому что у неё нет парня. Она стремится к изменениям, но сама в них не верит. Усилия, которые предпринимает девочка, помогут забыть гнетущее состояние, но ненадолго. Нина ещё не понимает этого, потому с таким энтузиазмом взялась за «создание» виртуального поклонника. Он, по её мнению, должен помочь ей не чувствовать себя обделённой.

Неуверенный в себе человек или замыкается в себе, чувствуя себя жертвой, или, что ещё хуже, становится тираном. Чтобы скрыть свою слабость, он кричит. Кричащий от неуверенности в себе учитель никогда не сможет завоевать авторитет в классе, а следовательно, не сможет никого научить.

Бывает так, что человек обладает недюжинными силами, способностями и возможностями, но неуверенность в себе и низкая самооценка не дает ему воспользоваться этими благами. Почувствовать себя самодостаточным человеком можно лишь тогда, когда тебе удастся найти свой собственный путь. Когда ты научишься уважать себя, по-другому начнут к тебе относиться и окружающие.

Часто, начиная новое дело либо сталкиваясь с незнакомой ситуацией, человек начинает сомневаться в собственных силах, испытывает неуверенность. Что такое Как с ней бороться? Получить ответы на эти вопросы помогает наука о человеческой душе - психология.

Определение понятия

Неуверенность - это боязнь, внутренние опасения, связанные с необъективной оценкой собственных возможностей и сил. Страхи, сковывающие человека, не дающие ему расти и развиваться дальше, заставляющие колебаться при решении каких-либо вопросов, свершении действий - все это и есть определение того, что такое неуверенность в себе.

Причины

Сомнения в собственных силах начинают формироваться еще в детстве, причем ребенок правильно оценивает свои возможности и обладает уверенностью. Недопонимание, неверная (зачастую заниженная) оценка способностей малыша в будущем приведут к тому, что маленький человечек превратится в забитую и слабую личность, зависящую от мнения и желаний окружающих людей.

Основные причины неуверенности в себе:

  • Воспитание. Влияние авторитарных родителей либо давление одного из них на ребенка провоцирует развитие неуверенности.
  • Окружение. Давление со стороны общества, в котором развивается человек, негативным образом сказывается на формировании личности. Насмешки и издевательства постепенно разрушают ее.
  • Незнание собственного "Я". Неумение выслушивать внутренний голос, общаться со своим подсознанием, непринятие собственной реальной роли в обществе - все это создает благоприятную почву для развития неуверенности.
  • Неопределенность в целях и смысле жизни. Когда у человека есть четко определенные цели и твердое желание их достичь, у него развивается уверенность в своих возможностях. В случае с индивидуумом, который не в силах выбрать собственный путь и разобраться, что для него в жизни является прерогативой, чувство неуверенности и собственной ничтожности нарастает, как снежный ком.
  • Неудачный опыт. Если в прошлом человек столкнулся с какой-либо ситуацией, нанесшей урон подсознанию, то такой неудачный опыт может разучить его верить в себя.

Приведенные выше причины возникновения неуверенности не считаются главными и единственно верными. Согласно мнению специалистов в области психологии и социологии, предпосылок для появления сомнений в собственных силах достаточно много.

Влияние на жизнь человека

Чувство нерешительности оказывает негативное влияние на повседневную деятельность индивидуума. Что такое неуверенность в себе? Это в первую очередь проявление неуважения к себе и своим потребностям, постановка чужих желаний превыше своих. Человеку, испытывающему неуверенность, сложно работать, общаться, строить отношения с противоположным полом.

Когда человек сталкивается с проблемами в непонятной для него ситуации, хочет их преодолеть, но начинает сомневаться в собственных силах, это нормально. Другое дело, когда мужчина или женщина, в силу собственных страхов и неуверенности, молча выносят издевательства, унижения и даже не пытаются поменять свою жизнь к лучшему. Здесь требуется вмешательство специалиста, так как обычно такие индивидуумы редко осознают тот факт, что являются жертвами собственного подсознания.

Страх и неуверенность в себе разрушают жизнь человека, делают невозможным его существование в социуме. Известны случаи, когда чувство собственной никчемности, ненужности этому миру, неуверенности в своих возможностях провоцировали суицид.

Признаки

Чтобы своевременно предотвратить дальнейшее развитие комплекса неполноценности, необходимо прислушаться к себе и выявить первые тревожные звоночки от подсознания.

Основные "симптомы" неуверенности:

  • Необъяснимый страх перед новыми задачами и общением с людьми.
  • Постоянная суета, находясь в которой, неуверенный в себе человек спасается от внутреннего дискомфорта.
  • Зависимость от одобрения и мнения окружающих, нежелание быть собой.
  • Попытки самоутвердиться за чужой счет.

Помимо этого, стоит отметить, что неуверенность делает человека ведомым, согласным на любое желание и решение более сильной личности. Лидер получает над такой персоной практически полную власть.

Примеры

В повседневной жизни часто встречаются люди, недооценивающие себя. Они занимают низкие должности, не стремятся в чем-либо превзойти свое окружение. В общении с ними легко раскрывается любой намек на преувеличение или ложь - неуверенные в себе личности любят "приукрашивать" факты.

Некоторые примеры неуверенности в себе:

  • При знакомстве человек с никогда не протянет руку первым, не произнесет приветствие.
  • В коллективе личность при поступлении предложения о более высокой должности в большинстве случаев отказывается от нее, не имея на то веских оснований. То есть человек отвергает предложение, даже не попробовав себя в новой роли.
  • В общении с женщинами мужчина, неуверенный в своих силах, позволит даме играть доминирующую роль (если отношения все же будут, в противном случае он не сможет связать и двух слов при разговоре).
  • Женщина будет полностью зависеть от мнения окружающих. Любые, даже бытовые вопросы она решает только с помощью обсуждения и советов подруг, друзей.

Что такое неуверенность в себе? Это внутренняя борьба, протест на внесение каких-либо изменений в жизнь. Как говорил М. Е. Литвак, наш враг - в отражении, и стоит с ним справиться, как остальные проблемы уйдут сами собой. Для борьбы с неуверенностью важно само понимание и осознание того факта, что проблема заключается не в окружающем мире, а внутри человека, в его отношении к себе и своей жизни.

Как побороть страх и неуверенность в себе? Достаточно руководствоваться простыми советами, представленными ниже:

  • Старайтесь хвалить себя как можно чаще, даже за самые небольшие успехи. Фиксируйте на бумаге дела, завершившиеся в вашу пользу - это поможет поднять самооценку.
  • Не бойтесь отказывать людям. Учитывайте не только чужие интересы, потребности, но и собственные желания.
  • Не корите себя за проступки и неудачи, ведите с собой. При мыслях о том, что вам не хватит сил на реализацию задуманного, задайте себе вопрос, а так ли все сложно на самом деле?
  • Концентрируйтесь на позитивных мыслях. Не нужно с головой погружаться в проблемы - это отнимает и время, и силы.

В борьбе с самое главное - это искреннее желание преодолеть его и обрести уверенность в своих силах.