Проводы русской зимы сценарии праздник в школе. Сценарий. Проводы зимы (начальная школа). Сценарий внеклассного мероприятия « Проводы зимы»

04.03.2019

Сценарий праздника «Масленица» (начальная школа)

Тема : Проводы зимы. Масленица.

Цели:

1. Познакомить учеников с традициями и обрядами русского народа.

2. Способствовать развитию творческих и артистических способностей детей.

Планируемые результаты:

Личностные УУД:

    воспитание уважения к укладу жизни, быту, обычаям предков, чувства общности со своими истоками и гордости за них.

Регулятивные УУД:

    учить определять и строить план действий для выполнения определенного задания, вносить коррективы в действия на основе его оценки и учета сделанных ошибок.

Познавательные УУД:

    расширение знаний учащихся о русской культуре;

    развитие интереса к своей истории, представлений о народных обрядах.

Основные понятия:

Названия дней масленичной недели, народные пословицы,игры и песни.

Мероприятие проводится в зале, чаепитие проводится в классах, сжигание чучела - на улице.

Подготовка к мероприятию: экскурсионная поездка в Коломенское (для сбора информации и погружения в среду фольклорного праздника), составление сценария, разучивание слов, изготовление чучела и элементов оформления зала, подготовка костюмов для праздника (всем ученикам), родители пекут блины, накрывают столы для чаепития.

Ход праздника:

1-й скоморох:

Собирайся, народ!

Весна красная идёт!

Надо Зимушку спровадить,

Дружно Масленицу сладить!

2-й скоморох:

Весёлый и красивый есть праздник на Руси,
Его все ждут и любят – хоть у кого спроси.
Широкое гулянье, катанье на санях,
Румяный символ солнца на улице в блинах.
3-й скоморох:

Народ весну встречает, прощается с зимой
И чучело сжигает – обычай есть такой,
Чтоб добрым, урожайным был наступивший год.
И тают зло и стужа, холодный тает лёд.
4-й скоморох:

Русскую зиму проводить нам нужно
Весело, шумно, задорно и дружно!
Всех друзей без исключенья
К нам зовём на представленье!
5-й скоморох:

Спешите все! Спешите все!
Весна вас ждёт во всей красе!
И здесь сейчас появится, как солнышко красна,
Чудесница, красавица волшебница Весна!

Звучит весенняя мелодия, появляется Весна.

Весна:

Я весна красная, красная
Солнечная ясная, ясная
Выйдет в поле солнышко и растает горушка
Я снежком умоюсь, зеленью прикроюсь
Буду ещё краше на просторах ваших!

Всем в пояс кланяюсь,

Желаю лета красного,

Урожая богатого,

Изобилия и утех,

И добра на всех!

Звучит фонограмма завывающего ветра, появляется Зима.

Зима: Рановато вы решили шубы сбрасывать, не уступлю я так просто право своё.

Скоморохи (вместе): Зимушка - зима, промёрзли мы до косточек, зуб на зуб не попадает, ждём не дождёмся денечков теплых. Может, ты уступишь место Весне?
Зима. Посмотрю, подумаю. Если меня позабавите, может быть, и уступлю место Весне.

1-й скоморох: Эй, ребята, давайте позабавим Зимушку. Встанем в хоровод и споём песню.

(Исполняется песня на мотив «Во поле берёзка стояла…»)

Вот уж зимушка проходит,

Белоснежная проходит

Люли, люли, проходит (2р.)

Снег и холод прочь уводит,

Весну красную приводит,

Люли, люли приводит (2р.)

Встаёт солнышко пораньше,

Светит красное подольше

Люли, люли подольше (2 р.)

Тёплый луч на снег бросает,

От нег снежок и растает,

Люли, люли растает (2р.)

Прощай, саночки, конёчки,

Наши зимние дружочки,

Люли, люли дружочки (2р.)

Зима и Весна кружатся в центре хоровода, на последнем куплете Зима уходит.

Весна: Ну вот, Зима ушла, пора Масленицу встречать.Давайте позовём её все вместе.

1 – й скоморох:

Душа ль ты моя, Масленица,

Сахарные твои уста,

Сладкая твоя речь!

Приезжай ко мне в гости

На широкий двор

На санях покататься

В блинах поваляться.

2-й скоморох:

Уж ты, моя Масленица,

Красная коса, русая коса,

Тридцати братьев сестра,

Трёх матушек дочка,

Приезжай ко мне во тесовый дом

Умом повеселиться,

Речью насладиться!

3-й скоморох:

Приезжай, честная Масленица,

Широкая боярыня,

На семидесяти семи санях,

На широкой лодочке

В город пировать!

4-й скоморох:

Ой, Масленица-кривошейка,
Встречаем тебя хорошенько!
Сыром, маслом, калачом
И печеным блином.

5-й скоморох:

Дорогая гостья Масленица,

Авдотьюшка Изотьевна,

Дуня белая, Дуня румяная,

Коса длинная, трёхаршинная,

Лента алая, двуполтинная,

Платок беленький, новомодненький,

Шуба синяя, лапти красные,

Лапти частые, головастые,

Приезжай, Масленица, на широкий двор!

Входит девочка (Масленица) с чучелом.

Весна: Наша Масленица дорогая

Ненадолго к нам пришла.

Мы думали – на семь недель,

Оказалось – на семь дней.

С чем пришла ты, Масленица?

Масленица: Встречают меня испокон сытостью и довольством. Ведь я знаменую праздник урожая и изобилия. Чем богаче Масленицу отпразднуете – тем богаче год будет. Каждый день масленичной недели имеет своё название. Первый день – Встречи, в этот день начинали печь блины.

Ученики 1 класса «А»:

Как на масляной неделе,

Из печи блины летели!

Масленица - угощай.

Всем блиночков раздавай.

У кумы была сестрица

Печь блины-то мастерица.

Напекла их кучек шесть,

Семерым их не поесть.

А сели четверо за стол,

Дали душеньке простор,

Друг на друга поглядели

И... блины-то все поели.

Конкурс «Принеси блины» (От каждого класса по 5-8 человек +1 подающий блины. Кулинарными щипцами нужно подцепить «блин», вырезанный из жёлтого картона, с тарелки подающего и перенести на тарелку, стоящую на столе на расстоянии 5-6 метров от команд.)

Ученики 1 класса «Б»: Второй день – «Заигрыши». В этот день наряжались в разные одежды и надевали маски. Ряженые потешали народ.

1 ряженый: Принимайте гостей со всех волостей!

2-й ряженый: Слышали мы, что собрались вы здесь зиму провожать – масленицу встречать?

Мы на праздник к вам пришли,

Еле-еле вас нашли!

Услыхали дружный смех,

Значит праздник здесь для всех!

Здесь ли пахнет пирогами

И душистыми блинами?

Мы с частушкой к вам пришли

И веселье принесли!

Исполняют частушки.

Ученики 1класса «В»:

Среду называют Лакомкой.

Нынче лакомка у нас.

Угощенье – это раз!

Объеденье – это два!

Пляски прямо у стола!

Угощаемся блинами,

Заедаем пирогом!

Мы ни крошки не оставим,

Посидевши за столом!

Все смеются, все шумят,

Все несутся в пляске,

Масленица, Масленица,

Всё кругом как в сказке!

Исполнение народной песни ученицами 1 класса «В» «Масленица-кривошейка»

Игра «Русские пословицы». (Заранее готовятся 5 «блинов» из цветного картона, на которых написаны начала известных пословиц. Вызываются по 1 человеку от класса.)

Масленица: Ну-ка встаньте в ровный ряд,

Руку протяните,

И от Масленицы блин

Вы себе возьмите!

А блины-то, волшебные, с пословицами. Ну-ка, продолжите пословицу!

1. Делу время,.......... (ученик отвечает:...потехе час)
2. Землю красит солнце, ................а человека.... труд.

3. Терпение и труд...................... все перетрут
4. Семь раз отмерь, .....................один раз отрежь
5. Не имей сто рублей, ...............а имей сто друзей

Ученики 1 класса «Г» : Четвертый день масленицы Широкий четверг – РАЗГУЛЯЙ! С этого дня Масленица разворачивалась во всю ширь. Народ предавался всевозможным потехам: взятие снежной крепости, кулачные бои, всевозможные молодецкие забавы.

Люди! Нынче «Разгуляй»!
Тройка, прокати-ка!
Надо зимушку прогнать
И весну покликать.

Не растут покамест травы -
Будут санные забавы.
Эх, гуляйте, россияне!
Ну а мы спешим за вами!

Мы прокатимся по солнцу,
Сделав полный оборот,
Запряжем лошадку, хлопцы,
Ну и с песнями вперед!

Песня «Как на тоненький ледок» (инсценировка)

Масленица: Хватит петь да играть! Пора пятницу объявлять!
Пятница - «Тещины вечерки»!
Пятый день уж наступает, а народ не убывает!
К теще на блины идем и друзей с собой ведем!
Развеселая Масленица,
Мы тобою хвалимся!

Конкурс «Петушки» (Вызываются по 1 человеку от класса, каждому сзади прикрепляется «хвост» из цветных лент. Выигрывает тот, кто сохранил свой «хвост» и оставил без «хвоста» соперников.)

Масленица: А в субботу не безделки -
«Золовкины посиделки»!
Красны девицы, вставайте,
Для гостей вы наряжайтесь.

Конкурс «Наряди золовку». (От класса 1 девочка «золовка» и 6-8 человек учеников, которым выдаются платки, шали, бусы. По одному человеку дети подбегают к «золовке» и наряжают её. Побеждает тот класс, чья «золовка» сможет потанцевать под весёлую народную песню, не растеряв свои наряды.)

Масленица: Вот и наступил последний день Масленицы - воскресенье - «Прощеный день», «Проводы Масленицы».
Зима уходит, мы весну встречаем,
Ее приход повсюду ощутим.
Все беды, все плохое мы сжигаем,
И всё друг другу в этот день простим.
Прощеный день приносит обновленье,
И тает снег, и в душах тает лед…
Весна идет! С цветами, с птичьим пеньем,
Весна идет! Весна! Весна идет!
1-й скоморох:
Пора и с Масленицей, нашей гостьюшкой попрощаться.
2-й скоморох:
Ты прощай, прощай,
Наша Масленица.
Ты прощай, прощай,
Наша широкая.
3-й скоморох:
Ты пришла с добром,
Сыром, маслом, яйцом,
Со блинами, с пирогами,
Да с оладьями.
4-й скоморох:
А сегодня, к сожаленью,
Наше кончится веселье.
Ты прощай, прощай,
Наша Масленица!
5-й скоморох:
По старинному русскому обычаю зиму провожали - чучело сжигали.
Давайте с пляской простимся с зимой.

(Звучит плясовая народная музыка, дети танцуют. Затем все идут по классам на чаепитие, а потом выходят на улицу, где сжигают чучело).

Внимание! Администрация сайта rosuchebnik.ru не несет ответственности за содержание методических разработок, а также за соответствие разработки ФГОС.

Через игры на свежем воздухе ребята получают заряд бодрости и хорошего настроения, встречают Весну, которая угощает их блинами. Так весело мы провожаем Зиму и встречаем Весну.

Цель: формирование здорового образа жизни.

Задачи:

  • поддерживать у детей интерес к традиционным играм, забавам и соревнованиям;
  • создать условия для проявления дружеских взаимоотношений;
  • дать заряд бодрости и хорошего настроения.

Место проведения: школьная спортивная площадка.

Оформление: веселая музыка, воздушные шары, флажки.

Действующие лица: Ведущая, скоморохи- 1-ый, 2-ой, 3-ий, Кикимора Лесная, Весна-красна, дети.

Ход праздника

Скоморох 1.

Эй, от мала до велика,
К нам поближе подходи-ка!

Скоморох 2.

He обидим, не обманем,
Все играть сейчас мы станем!

Скоморох 3.

Намотай себе на ус:
Игры есть на разный вкус!

Скоморох 1.

Если с нами поведешься,
Озорства не оберешься!

Скоморох 2.

Будет рад и стар, и мал,
Что на праздник к нам попал.

Скоморох 3 .

По площадке расходитесь
И игрою насладитесь!

Ведущая . Здравствуйте, гости дорогие, приглашаем вас по старинному русскому обычаю справить Масленицу, проводить зиму-зимушку и встретить Весну-красну. А чтобы вы не скучали, я приготовила для вас угощенье от души: Где же мой мешок со сладостями? А вот он!!!

(Из мешка вылезает Кикимора Лесная, которая доедает последнюю конфету.)

Здравствуйте, люди добрые!
Я Весна-красна
В гости к Вам пришла!
Привет вам от моего Лешего!
Встречалась я с ним на лесном болоте!
Ой, забыла! Он сейчас в командировке, в полете!
Как же я к вам спешила!
Пора пришла мне свои обязанности справлять!
Дед Мороз мне посох дал.
Как положено Весне передал!

Ведущая: Ой, ребята, что-то здесь не то! Эй, Весна-красна, есть ли у тебя документы?

К.Л. : Этого добра у меня полные карманы! Где тут у меня документ? (Выворачивает карманы .) Во, нашла, глядите! "Кикимора Лесная назначается самой долгожданной Весной на 2017 год!"

1 скоморох: Странно, печать есть!

2 скоморох: Очень странно, подпись есть!

3 скоморох (смотрит документ ): И подпись какая интересная, лесная и пахнет болотом!

К.Л. : Да, да, Лешачок и подписал мне документ. Мы собрали в лесу народ, проголосовали и решили, что я должна быть Весной-красной!

Ведущая : А народу сколько было?

К.Л. (считает на пальцах): Было нас много: Я да Лешачок! Вот и весь народ!

Ведущая: Не обижайся, Кикимора, Весной тебя принять мы не можем! Правда, ребята?

К.Л.: Как же так? Я всю зиму готовилась, недоедала, недосыпала. Игры Вам приготовила.

Ведущая: Весной принять не можем, а в твои игры мы поиграем!

К.Л.: А ну-ка для разминки повторяем за мной скороговорки:

Блинцы, блинчики, блины, как колёса у весны.
На горах покататься, в блинах поваляться.
Съел молодец 33 пирога, да все с творогом.

(Ребята хором повторяют .)

Ведущая: Молодец, Кикимора, а игры ты знаешь?

К.Л.: Конечно, знаю! Вот хорошая игра - снежки для стекол: вот забава!

Ведущая: Ты чему учишь наших детей? У нас есть мишени, в которые ребята будут стрелять снежками. Играют три команды по 10 человек. Команда - победительница получают конфеты.

К.Л . У меня ещё есть конкурс, Вот «Прыжки в мешках» называется. Уж очень я люблю со своими подружками – лягушками эту игру.

Скоморохи:

Трудно пробежать без ног,
Ноги спрятаны в мешок.
Тот, кто пробежит быстрей
Конфет получит от друзей!

К.Л. Вижу что здесь есть метатели и прыгуны. А силачи имеются? Хочу возле избушки охрану поставить, потому как всякая нечисть по лесу летает. Да и красавицу такую как я могут похитить.

Ведущая: Нет, Кикимора, жила ты без охраны 100 лет и еще столько же проживешь. А вот состязание силачей мы сейчас организуем!

1 скоморох . В старину на Масленицу одной из забав было перетягивание каната, давайте и мы будем следовать традиции.

2-й скоморох . Кто сильнее из девчонок и парней, выходи, не робей!

3-й скоморох. Живо беремся за канат, тот, кто перетянет, будет рад.

(Ребята перетягивают канат, а Кикимора бегает и всех просит поступить к ней на службу.)

К.Л. Ладно, ладно, Лешачок будет меня охранять! А где ваша Весна ходит-бродит? Ой, чует моя нога костяная, что не видать вам весны, как моего Лешачка! Да и что-то похолодало (ежится от холода ) Метель сейчас будет! (стучит посохом !)

Ведущая: Это в голове твоей метель! Весна должна к нам с минуты на минуту явиться! Слышите? Колокольчики звенят! (Звучит фонограмма колокольчиков .) Ребята, это Весна -красна к нам спешит! (Появляется Весна-красна.)

Весна .

– Я – Весна! Отворяйте ворота!
Первым март пришел.
Всех детей провёл.
А за ним придёт апрель,
Отворяй окно и дверь.
А уж как придёт май –
Сколько хочешь гуляй!

К.Л.: Ты зачем, Весна, явилась? Это я веселю детей. Не пришла бы ты, я была бы Весной!

Весна: Спасибо тебе, Кикимора! Не сердись, давай лучше в игры играть!

Ведущая: Весна-красна, мы ждем от тебя игры.

Весна: Я предлагаю поиграть в игру «Горячий блин».

Из альбомного листа вырезается круг. Это будет блин. Все участники встают в круг и делают руки ладонями вверх. Включается веселая музыка. Первому участнику кладется на ладони «блин», и участник должен как можно скорее передать этот блин на ладони другому участнику. В тот момент, когда музыка оборвется, участник, у кого в этот момент будет в руках «блин», выбывает. Так же выбывает участник, который уронит блин при передаче. Последний оставшийся получает конфету.

К.Л. А теперь я хочу конкурс провести, можно?

Весна: Ну хорошо, Кикимора, проводи.

К.Л. Конкурс называется «Рассмеши Кикимору»

(Все пытаются рассмешить Кикимору, кому это удаётся, встают на место Кикиморы. И тогда этого человека все пытаются рассмешить. Побеждает тот, кто не засмеётся .)

Весна: Следующий конкурс «Бег сороконожек»

Участвуют по 10 человек от команды. Первый добежал до снеговика вернулся и взял второго, и так вся команда должна собраться в СОРОКОНОЖКУ. Победители получают конфеты.

К.Л. Я тоже знаю хороший конкурс. Называется «Хоккеисты» Забить шайбу в ворота Кикиморы. Кому это удаётся, получает сладкий приз.

Весна:

Спасибо вам, люди добрые, люди добрые, хлебосольные.
Благодарствую всем за добрую встречу, за славный праздник.
Пришла пора прощаться с вами.
Я желаю всем вам счастья доброго, солнца ясного,
Дня прекрасного, хлеба мягкого на большом столе!
Мира светлого на родной земле!

К.Л.: А я останусь с вами, ребятушки. Уж больно у вас хорошо! А тебе, Весна, передаю посох деда Мороза! Хозяйничай на здоровье!

Весна: Спасибо, Кикимора, добрая ты!

1 скоморох – А на прощанье готово угощенье всем на удивление!

– Вот румяные блины
Во все стороны равны!
К ним сметана или джем
Разбирайте, хватит всем!

2 скоморох

– С пылу, с жару разбирайте,
Похвалить не забывайте!
Все румяны и красивы,

3 скоморох – А за праздник скажем хором – Спасибо!

Ведущая: А мы все отправляемся в столовую, где нас ждет горячий чай с блинами!

Использованная литература:

  • Журнал «Педсовет» №10, 1998.

Действующие лица : ведущие Воевода (костюм Деда Мороза) и Весна (сарафан до пят, венок, цветы), Зима (костюм снегурочки), ряженые в костюмах.

Ход праздника

Воевода . Добрый день, дорогие ребята, уважаемые взрослые! Сегодня большой праздник — Проводы зимы. Добро пожаловать!

На Руси давно справляли

Праздник проводов зимы.

Его Масленицей звали.

Проведём его и мы!

Весна.

Ой, вы гости дорогие, желанные,

Наступила пора долгожданная.

Нынче праздник большой —

Прощание с зимой.

Встреча с девой молодой

Раскрасавицей — Весной.

Воевода.

Подходи честной народ,

Всех сегодня праздник ждет.

Радость встречь и узнаваний,

Радость бодрых состязаний,

Смех от дружеской шутки,

Радость от скромной покупки.

Бодрость песни озорной,

Вихрь пляски огневой.

Дети танцуют под песню «Кабы не было зимы» из мультфильма «Зима в Простоквашино».

Воевода: Добры молодцы, красны девицы, собрались мы с вами зиму-матушку провожать, и при этом песни петь, играть и блинами масляными угощаться.

Выбегают ряженые, пританцовывают и поют шутки-прибаутки.

1-й ряженый.

Шутки-прибаутки

Всех повеселят:

Стариков, старушек,

Взрослых и ребят.

2-й ряженый.

Вор-мошенник

Украл квашенник!

Бабка увидала —

Тестом закидала!

1-й ряженый.

На берёзу лез Денис

И на веточке повис,

А все думали — качели —

И качались две недели!

2-й ряженый.

Как на масленой неделе

Из трубы блины летели!

Кто хотел, тот хватал —

За ними по небу летал!

1-й ряженый.

Оборвался Тит с небес

Со всего размаха!

Он задел за облака —

Разорвал рубаху!

Ряженые убегают.

Воевода .А признайтесь мне, добры молодцы, красны девицы, чем вас зима-проказница радовала, веселила? Аль обижала чем?

Весна. Ой, что вы, воеводушка! Зима-злодейка завьюжила, заморозила, щеки жгла, морозила. Никакой от нее радости нет. Так ведь ребятушки?

1-й ученик . А нас зима на санках, на лыжах катала. А какие деревьям платья в лесу шила!

2-й ученик. И лесной народ новыми нарядами побаловала, даже зайцу новую шубку сшила. А какие морозы были, даже в школу не ходили!

Звучит песня «Зима», музыка Э. Ханка, слова С. Острового.

Воевода. Вот видишь, красавица! Зимой тоже много радости. Ну, что же, народ мой преданный. Раз зима такой веселой была, так и проводим ее с честью.

Звучит мелодия песни «Вдоль по улице метелица метет...».

Выезжает пышная процессия, ряженые — «лошади», Зима «едет».

Воевода. Едет зимушка родная, наша гостьюшка дорогая на саночках расписных, на кониках вороных.

Зима. Что тут за веселье?

Воевода. Весну вот встречаем.

Зима. Как, весну? Кто приказал? Я вас в свой волшебный лес не для того пускала, чтоб весну встречали.

Весна. Твое время, зима, закончилось. Ступай к себе спать.

3има . Ну нет! Я еще вам покажу! Как закручу, как замечу, все снегом засыплю. Вон, смотри, сосульки висят, значит, еще мое время.

Весна . Что ты, зима! Сосульки это же признак весны. Где ты видела, чтоб зимой сосульки каплями кидались?!

3има . А раз так, то напоследок порадуйте меня, повеселите. Покажите свою силу и ловкость, да удаль молодецкую!

Игра «Змейка»

Набираются две команды, на снегу натягивают две цветных ленты.

Ведущий . Ну-ка, ребята!

В хороводе вы кружитесь,

И команды вы дождитесь.

А теперь скорей сумей-ка,

Наступить на чудо-змейку!

Раз, два, три змейка классная замри.

Кто не успел встать на ленту, выбывает из игры. Игра повторяется три раза. У кого меньше выбыло играющих, тот и выиграл.

Игра «Ручеек»

Ведущий.

А теперь давай, дружок,

Поиграем в ручеек.

Пару ты себе найди,

В ручеек ее веди.

Команды встают парами, руками соединяясь в «воротца», и по команде пробегают под «воротцами» ручейка.

Снова к нам весна идет,

Ручейки бегут вперед!

Ты беги скорей, дружок, Лейся звонче, ручеек. Выигрывает та команда, у которой первая пара опять встала впереди.

Воевода . Матушка-Зима! Спасибо тебе за снежок, за снежные горки, за зимние каникулы и праздники Нового года и Рождества Христова, за катания на санках и лыжах.

1-й ряженый.

Эх, зимушка-зима, ты прости, прощай,

На нас не серчай.

Ждем тебя через годок,

На осенний наш порог.

Игра «Тачка»

Ведущий.

Новая для вас задачка —

Превратиться надо в тачку.

Всю команду перевезти,

По нелегкому пути.

Сколько можно потеснитесь,

В колесницу все садитесь.

Позабавится народ —

Кто быстрее довезет?

Команда передвигается в обруче. Один человек тянет

2-й ряженый.

Собирайся, народ!

Весна красная идет!

Надо зимушку спровадить,

Дружно Масленицу сладить.

Собирайся, народ!

Неделя маслена идет!

Собирайся, стар и млад,

Выходите из палат.

Наступает день второй,

Весь наполненный игрой!

День потех и угощенья,

Смеха, песен и веселья!

Подходи, торопись,

Вместе с нами веселись!

Воевода . Эй, добры молодцы, да красны девицы, собирайтесь, снаряжайтесь солнце красное встречать, весну-красну зазывать. А где же она?"

Появляется Весна с подружками — русскими красавицами с цветами. Их, с веселым шумом, бегут встречать ряженые. А Зима уходит под звон колокольцев.

Весна.

Здравствуйте, жители провинциальные,

ближние и дальние!

Выходи и стар, и млад!

Запевай-ка песни в лад!

Песни пой и пляши,

веселись от души!

Долго я шла к вам, люди добрые, соскучилась. Принесла с собой цветов, бабочек и жуков, звонкоголосых птичек, а также хлопоты огородные. А еще привела самый сытный праздник русский и свою подружку — Масленицу. Встречайте!

Под русскую песню «Пряники» ряженые выносят украшенную яркими лентами и платками соломенную Масленицу.

Весна.

Душа ты моя, Масленица!

Касаточка ты моя, перепелочка.

Выезжала честная Масленица

На широк двор, во велик град

На семидесяти семи санях козырных

Душой потешиться,

Умом повеселиться,

Речью насладиться.

Воевода . Награждаются бояре и князья, а также удальцы: за силу богатырскую, за победу в состязаниях.

1-й ряженый.

Наигралась детвора?

В хоровод вставать пора.

Будем зиму провожать

Чучело зимы сжигать.

Воевода . Добры молодцы, красны девицы, по обычаю древнему зажгите костер высокий и пусть в нем сгорят все беды и несчастья, горести и печали.

Все. Гори, гори ясно, чтобы не угасло (2 раза).

Воевода. Эй, девчонки-хохотушки, запевайте-ка частушки, запевайте поскорей, чтоб порадовать гостей!

Шире круг, шире круг,

Дайте круг пошире.

Не одна иду плясать,

Нас идет четыре.

А у нас во дворе

Крякали лягушки.

А я с печки босиком,

Думала, подружки...

Эх, топну ногой,

Да притопну другой.

Сколько я не топчу

Все равно плясать хочу.

Про меня говорят,

Не умею хлеба печь.

Ну, диковинка какая

На лопату, да и в печь.

Сколько раз я зарекалась,

Под гармошку песни петь.

А гармошка заиграет —

Как тут сердцу утерпеть...

Мой батистовый платочек

Уголочек строченый,

У кого какой характер,

У меня настойчивый...

Девушки, поющие частушки, танцуют «Барыню».

1-й ряженый.

Печёт моя бабушка

К празднику блины,

И потом блинами

Все одарены!

2-й ряженый.

Сядем к самовару,

Гостей созовём,

Блинов наедимся,

Песни запоём.

1-й ряженый.

Пирогов, блинов наелись,

Наплясались и напелись!

Пора зиму провожать

Да Весну-красну встречать!

2-й ряженый.

Масленицу провожаем,

Света, солнца ожидаем.

Идёт матушка-весна,

Отворяй-ка ворота!

Ряженые.

Масленица, до свиданья!

Уходи на целый год!

А весна без спозданья

Поскорее пусть придёт!

Праздник завершается сжиганием чучела Масленицы. Это, по понятным причинам, происходит на улице. И в заключение праздника, конечно, чай и блины!

Праздник «Проводы русской зимы» для младших школьников

Цели : знакомство детей с традициями русского народа; эмоциональный подъем.

Оборудование: плакаты — стихи, загадки, пословицы и поговорки о зиме; календари на три зимних месяца с зимними пейзажами; сочинения и рисунки ребят о зиме; костюмы; элементы декораций; блины; музыкальное сопровождение.

Ход мероприятия

Учитель . С незапамятных времен самым веселым, самым радостным праздником на Руси считаются проводы зимы. Сохранилась эта народная традиция и до наших дней, наполняясь из года в год новым содержанием, принимая все более интересные формы.

Ведущие (хором). А началось все так...

Ведущий 1.

Вот север тучи нагоняя,

Дохнул, завыл и вот сама

Идет волшебница-зима!

А. Пушкин

Входит девочка в костюме зимы, проходит по кругу, посыпает ребят снежком.

Ведущий 2.

Идет зима дорогами,

Крадется, как лиса.

Покрыла все сугробами,

Заснежила леса.

3има. А где мои вечные спутницы? Мне без них холодно, неуютно.

Снежинки! Снежинки!

Белые пушинки,

Настали холода,

Летите все сюда!

Тихо звучит музыка П.И. Чайковского из альбома «Времена года». Кружась, выходят шесть девочек в костюме снежинок. Окружают Зиму, танцуют, сопровождая ее слова танцевальными движениями.

Зима . Кружатся, кружатся в воздухе мои спутницы снежинки и падают на землю, покрывая все вокруг белой пеленою. Все (хором). Зима пришла! Зима пришла! Ведущий 3. Встретим ее, ребята, хорошей песней.

Все исполняют песню «Белый снег» (муз. Г. Пономаренко, сл. В. Бокова).

Ведущий 1. Таки пришла к нам радостная светлая зима. Бесшумно падает снег. Леса, поля, деревья оделись в новый наряд. Не шумят ветви, грустно поникли они под тяжестью снежного платья. Ведущий 2. Спят, уткнувшись в сугробы, елочки, утонули в снегу тонкие осинки и березки. Ведущий 3. Попробуем их разбудить и закружить в веселом хороводе.

Все (хором).

Елочки! Елочки! Зеленые иголочки!

Выходите к нам в народ, заводите хоровод!

Выходят несколько ребят в костюмах ели. Дети поют песню «В лесу родилась елочка» (муз. Л. Бекмана, сл. Р. Кудашевой) и, взявшись за руки, водят хоровод вокруг Зимы.

Ведущий 1 . А вот и Березки просыпаются...

Приближаются девочки в русских костюмах. Белые длинные сарафаны расписаны под березку. Все ребята исполняют первый куплет русской народной песни «Во поле березонька стояла», а Березки, образуя вокруг Зимы второй круг, продолжают танец.

Зима. Посмотрите, ребята, на Березок. Это из-за меня они потеряли свой красивый зеленый наряд, но ничуть не стали от этого хуже.

Одна Березка исполняет сольный танец, а Зима на фоне музыки читает стихотворение С. Есенина.

Зима.

Белая береза

Под моим окном

Принакрылась снегом,

Точно серебром.

На пушистых ветках

Снежною каймой

Распустились кисти

Белой бахромой.

И стоит береза

В сонной тишине.

И горят снежинки

В золотом огне.

Все (хором; несколько перефразировав последнюю строфу).

А зима лениво

Обходя кругом,

Обсыпает ветки

Новым серебром.

Зима посыпает

Березку снегом.

Ведущий 1.

Ах, как хорош пушистый снег,

Летящий с высоты!

Он повисает на ветвях,

Как белые цветы.

Звенят сосульки в тишине,

Осколки хрусталя.

Уснули реки подо льдом.

Под снегом спит земля.

Ведущий 3. Ребята! А кого же еще не хватает на нашем зимнем празднике? Все (хором). Деда Мороза!

Зовут Деда Мороза. Выходит мальчик в костюме Деда Мороза. Проходит по кругу, громко стуча палкой.

Ведущий 1.

Не ветер бушует над бором.

Не с гор побежали ручьи.

Мороз-воевода с дозором

Обходит владенья свои.

Зима.

Глядит, хорошо ли метели

Лесные тропы занесли,

И нет ли где трещины, щели,

И нет ли где голой земли.

Дед Мороз.

Пушисты ли сосен вершины,

Красив ли узор на дубах

И крепко ли скованы льдины

В великих и малых водах.

Зима.

Идет, по деревьям шагает,

Трещит по замерзшей воде,

И яркое солнце играет

В косматой его бороде.

Н. Некрасов

Дед Мороз . Да и ты, Зимушка-Зима, хороша! Любят тебя дети, с удовольствием поют о тебе песни.

Все хором исполняют песню о зиме.

Ведущий 2.

Рисует поутру мороз

Узоры на стекле.

Друзья, хорошая зима

У нас в родной стране!

Ведущий 3. Особенно хорошо было в зимние каникулы. Просто здорово! Мы ходили в лес на лыжную прогулку, катались с ледяных горок, бегали на коньках. Вот так, как эти ребята!

Под звуки вальса выходят три пары (мальчики и девочки) и исполняют танец «Конькобежцы». Основной шаг — скользящий, напоминающий бег на коньках. Дети одеты в спортивное трико, на голове конькобежные шапочки, на руках варежки. Во время исполнения танца Зима и Дед Мороз посыпают танцующих снегом и конфетти.

Конькобежец 1 (после танца).

А я не мерзну, нет!

Катаюсь на коньках,

Мне солнце шлет привет,

Ныряя в облаках.

Конькобежец 2.

Пусть ветер верховой

Гонится за мной.

Мороза не боюсь,

От ветра отобьюсь!

Дед Мороз. Молодцы, ребята, смелые! И песни вы хорошие поете, и танцуете весело. А загадки отгадывать умеете?

Все (хором). Умеем!

Дед Мороз . Посмотрим... Какой месяц зиму начинает, а год кончает?..

Все (хором). Декабрь!

Выходит мальчик в костюме декабря.

Дед Мороз. А вот и сам Декабрь! В народе говорят, что декабрь — хвостик года.

Декабрь.

В декабре, в декабре

Все деревья в серебре.

Нашу речку, словно в сказке,

За ночь вымостил мороз.

Обновил коньки, салазки,

Елку из лесу принес.

С. Маршак

Дед Мороз . Нелегко мне было в декабре речку заморозить. Я изо всех сил старался спрятать под толстый лед журчащий голос быстрой речки. Но она пробивала еще непрочный лед и снова вырывалась на свободу. С каждым днем у проказницы оставалось все меньше и меньше лазеек: поди, поспорь с декабрем!

Ведущий 1. У декабря есть родные братья. Отгадайте: какой месяц в году начало, а зима середина?

Все (хором). Январь!

Выходит мальчик в костюме января.

Дед Мороз . Вот он какой Январь! Много у него народных названий. Говорят, что январь — носик года, январь — первенец года, январь — сечень, т. е. сечет, рассекает зиму пополам.

Январь.

В январе, в январе

Много снегу на дворе!

Снег на крыше, на крылечке,

Солнце в небе голубом.

С. Маршак

Зима . Суровый месяц январь. Не только снегу много, но и морозы стоят очень крепкие. Здорово он мне помогает. Трещат, стонут от январского мороза деревья в лесу, попрятались звери. Редко кого можно встретить в лесу в эту пору. Он живет необычной скрытной жизнью. Даже птиц в лесу почти не видно. Интересно, куда все они подевались? Вы случайно не знаете, ребята?

Все (хором). Знаем! Знаем! Это мы им помогаем!

Выходит мальчик, в руках длинный свиток бумаги. Наверху крупными буквами написано: «Рапорт». Ниже коротко перечисляются все дела; ребят класса по оказанию помощи зимующим птицам.

Ученик . Дорогой Дедушка Мороз и ты, матушка Зима! Мы ученики 3 класса решили защитить от ваших холодов зимующих птиц. И вот что мы для этого сделали...

Зачитывается текст рапорта, где коротко сказано, какие работы сделали школьники в помощь птицам, называются цифры собранных семян и ягод, приготовленных кормушек и др.

Ведущий 1. Ho недолго у птиц будет продолжаться бескормица. Скоро в природе наступят перемены: второго брата сменит третий.

Ведущий 2. А вот у третьего брата хоть и капризный характер, но он добрее, мягче своих братьев. Так какой же месяц зиму кончает?

Все (хором). Февраль!

Выходит мальчик в костюме февраля.

Дед Мороз. О феврале в народе говорят ласково, что он - хвостик зимы.

Зима (грустно). А еще говорят, что февраль зиму замыкает - весне дорогу показывает.

Февраль.

Дуют ветры в феврале,

Воют в трубах громко.

Змейкой мчится по земле

Легкая поземка.

С. Маршак

Зима. Дружно трудятся для меня все три братца.

Декабрь. Солнце полно светлой ласки...

Январь . Все блестит, как в дивной сказке.

Февраль . Пруд зеркальный недвижим.

Три месяца (хором). Под покровом ледяным.

Дед Мороз . Скучно мне все-таки на вашем веселом празднике. Кого-то мне не хватает. Как вы думаете, кого?

Все (хором). Снегурочки!

Дед Мороз. Давайте-ка позовем ее погромче.

Все (хором). Снегурочка! Снегурочка!

Входит самая маленькая девочка в костюме Снегурочки.

Снегурочка.

В белом домике своем

Мы дружно с дедушкой живем.

В чаще леса вековой

Мы часто слышим ветра вой.

Дед Мороз.

Но не страшен холод нам.

Рады мы морозным дням.

Снегурочка.

Я, Снегурочка, пою

Прилетит снежинок рой.

Под звуки вальса снова выбегают Снежинки. Они кружатся вокруг Снегурочки, вовлекают в хоровод Деда Мороза, Зиму.

Ведущий 3 (под музыку).

С неба падают снежинки,

Словно белые пушинки,

Покрывая все кругом

Мягким бархатным ковром.

Снегурочка (останавливаясь).

Нет, Снежиночки, друзья,

Нам здесь долго быть нельзя!

Разве вы не знаете

Что в тепле растаете?

Зима . Правильно, Снегурочка! Да и я что-то загостилась у ребят. Очень веселый праздник, просто уходить не хочется. А надо, пора. Скоро уж и Весна на пороге покажется. Ох, как не хочется уходить! Ах, как жалко мне бросать ребят! Кто им будет щеки и нос холодить? Да, видно, пора все-таки проводы начинать...

Все (хором). Раз, два, три, четыре, пять,

Ведущий 1 . Зиму надо провожать!

Все (хором). Раз, два, три...

Ведущий 2 . Вот пришла Весна, смотри!

Все (хором). Раз, два, три...

Ведущий 3.

Ты ей двери отвори

И зови ее, зови!

Все (хором). Весна! Весна!

Под музыку в ритме танца входит девочка в ярком весеннем платье, на голове у нее венок из ярких цветов, в руках подснежники и букет других цветов.

Весна.

Уходи, Мороз косматый!

Слышишь, старый или нет?

И над садом, и над полем

Голубой весенний свет.

Ты не слышишь, дед сердитый,

Как в заоблачной дали,

Над землей, дождем умытой,

Закричали журавли.

Дед Мороз. Слышу, Весна, слышу. Ухожу я в лес дремучий. Пора на отдых.

Весна.

Ну а что же ты, Зима,

Хочешь ускользнуть сама?

Забирай друзей с собой,

Чтоб им не встретиться с Весной!

Учитель . Вот, ребята, мы и проводили с вами Зиму.

Все (хором). Прощай, Зима! Зима, прощай!

Ведущий 1 . А мне все равно жалко Зиму, хоть и Весну я очень люблю.

Ведущий 2. Давайте ее позовем, пусть она вместе с нами закончит каш праздник.

Ведущий 3.

Эй, Зима, остановись!

На ребят оглянись

И последний раз давай

На санях нас покатай!

Зима возвращается. В руках у нее блюдо с традиционными русскими блинами. У Снегурочки пакет с салфетками. Снежинки угощают всех принявших участие в выступлениях, а затем остальных ребят и гостей. Выбегает танцевальная тройка с колокольчиками, лентами — дети подражают катанию на санях. Праздник заканчивается веселыми играми в зале или на улице, если есть снег.

Большой школьный спортивный, или актовый зал, или столовую, или библиотеку можно украсить чучелом Масленицы, праздничными газетами, шарами, лентами, накрыть столы с угощением и самоваром, разложить музыкальные инструменты.

Действующие лица

1-й скоморох

2-й скоморох

Зима, гости (шесть человек)

Ведущая . Здравствуйте, гости дорогие, приглашаем вас по старинному русскому обычаю справить Масленицу, проводить зиму-зимушку и встретить весну-красну.

Вбегают Скоморохи.

1-й скоморох . О-хо-хо, а-ха-ха! Смотри-ка, сколько кругом зевак собралось!

2-й скоморох . И чего народу дома не сидится, чего пришли?

1-й. скоморох . Наверное, дома делать нечего, баклуши бить надоело, на печи бока отлежали, вот они к нам на блины и набежали. Вон наша ведущая какие блины приготовила, круглые, румяные, с пылу с жару, так в рот и просятся. Не знаешь, по какому случаю такой пир горой?

2-й скоморох . Понятия не имею, но пахнут здорово и на солнышко похожи.

Ведущая. Я вам подскажу, что народ здесь не просто так собрался, а чтоб зиму проводить и весну встретить, веселые русские песни попеть да в игры поиграть.

1-й скоморох . Глядите-ка, кто к нам идет! Это же сама Зимушка к нам шествует.

Зима. Здравствуйте люди! Не надоела ли вам зима долгая? Может быть, вам еще морозца добавить, снега напорошить?

Скоморохи (вместе). Не нужно нам такой радости, промерзли мы до косточек, зуб на зуб не попадает, ждем не дождемся денечков теплых. Может, ты уступишь место Весне?

Зима. Посмотрю, подумаю. Если рассмешите меня, позабавите, может быть, и уступлю место Весне.

1-й скоморох . Эй, ребята, давайте позабавим Зимушку. Выходите, смельчаки, удаль молодецкую покажите, силой померяйтесь.

Ведущая . В старину на Масленицу одной из забав было перетягивание каната, давайте и мы будем следовать традиции.

2-й скоморох . Кто сильнее из парней, выходи, не робей! Живо беремся за канат, тот, кто перетянет, будет рад. Он самым сильным станет и подарочек достанет.

Канат можно перетягивать как в индивидуальном зачете, так и командами. Главное, чтобы силы участников были примерно одинаковы. За этим должны проследить взрослые помощники ведущей.

Скоморохи могут помогать участникам соревнований, а могут «дурачиться», изображая помощь.

Ведущая. А знаете ли вы, ребята, почему Масленицу назвали Масленицей? Этот праздник пришел к нам из далеких языческих времен, на этот праздник делали специальное чучело из соломы, которое наряжали в женскую одежду. Всю неделю ее величали, блинами одаривали, в санях возили, развлекали.

1-й скоморох. Масленицу величаем, много чего обещаем: реки сметаны, горы блинов.

2-й скоморох. Только скорее б она приехала, веселая, задорная, разгульная, а не смирная.

Скоморохи (вместе). Прощайся, народ, с тоской, здравствуй, праздник мирской.

Ведущая. И вправду, Масленица была самым веселым и сытным праздником на Руси. Народ старался вволю накататься с гор, поиграть в снежки, поучаствовать в строительстве и штурме снежных крепостей, принять участие в кулачных боях. Предлагаю проверить вашу ловкость и сноровку в боях на воздушных шариках.

Скоморохи выносят воздушные шары, надевают детям на головы бумажные шапки, завязывают глаза. Задание — сбить шариком шапку с головы противника. Побеждает тот, кто первым собьет шапку.

Зима . Повеселили вы меня, давайте теперь проверим вашу меткость. Как вы за эти зимние месяцы научились снежки бросать?

Скоморохи выбирают двух участников соревнования и выстраиваются вместе с ними на линии «огня», на небольшом расстоянии от линии ставятся четыре ведерка (коробки или шляпы). Участникам дают по три теннисных мячика, их задача — попасть в ведерко. Скоморохи показывают «чудеса» меткости. Оцениваются только приглашенные игроки, побеждает тот, кто забросил большее количество шариков в емкости.

Зима. Смотрю я, что скоморохи зря зиму провели, в снежки не играли, с горы не съезжали. Наверное, погощу я еще у вас, снегом-морозом угощу, Весну не пущу.

Ведущая. Подожди, Зима, давай спросим у ребят, как они зиму провели. Ребята, снега для лыжных прогулок хватало всегда?

Дети (хором). Да!

Ведущая. С горок вы быстро съезжали всегда?

Дети (хором). Да!

Ведущая. Зимушка! Спасибо тебе за снежок, за снежные горки, за каток и быструю лыжню.

1-й скоморох. А теперь уступи место Весне-красне. Она уж не за горами.

2-й скоморох . Поможет нам в этом Масленица.

Зима . И где же это ваша помощница?

Ведущая . Сейчас мы с вами сделаем Масленицу. Приглашаю смельчаков-умельцев ко мне в помощники.

Ведущая на глазах у детей вместе со своими помощниками мастерит куклу из соломы. Можно сделать маленькую куклу, а затем вынести большое чучело, сделанное заранее.

1-й скоморох . Душа ль ты наша, Масленица, уста сахарные!

2-й скоморох. Тельце белое, сорочка шелкова, сапожки сафьяновы, красавица-королевна, дочка царская.

1-й скоморох. Коса длинная, лента алая, платок беленький, брови черные.

2-й скоморох. Прибывай к нам в гости, во широкий двор, будем на горах кататься, блинами объедаться.

1-й скоморох. Масленицу встречаем — зиму провожаем.

Ведущая. Давайте поможем Весне, встанем в кружок- хоровод и споем русскую народную песню.

Дети встают в хоровод и вместе со Скоморохами поют любую русскую народную песню (например «Как на тоненький ледок»).

1-й скоморох . Проведем соревнование на масленых пословиц знанье.

2-й скоморох. «Блин живота не расколет». Я первый, мне главный приз.

1-й скоморох. Нет, братец, погоди, блинком закуси. Мы ребят послушаем, а потом калачей покушаем.

Начинается конкурс на знание пословиц. Конкурс проводится в форме аукциона. Каждый называет свою пословицу по очереди, выигрывает тот, кто называет последнюю пословицу. Можно предложить детям заранее подготовиться к этому конкурсу. Если дети затрудняются, ведущая может называть первую часть пословицы, а вторую договаривают дети.

Пословицы: «Без блина не Маслена»; «На горах покататься, в блинах поваляться»; «Не житье, а Масленица»; «Масленица-объедуха, деньгам приберуха»; «Хоть с себя все заложить, а Масленицу проводить»; «Не все коту Масленица, будет и Великий пост».

Ведущая. Масленица длилась семь дней.

1-й скоморох. Первый день — «Встреча», Масленицу мы уже встретили. Переходим ко второму дню.

2-й скоморох. Второй день — «Заигрыш». Парни с девками с горочки катаются, познакомиться стараются. Ну-ка, в круг выходи, частушки заводи.

Ведущая. В старину самым лучшим способом себя показать, других посмотреть было исполнение частушек. Кто самый смелый и талантливый?

Объявляется конкурс исполнителей частушек. Конкурс частушек может быть тематический: на школьную тему, на тему зимы и Масленицы или любые частушки. Например:

Не смотрите на меня, -

Глазки поломаете.

Я не с вашего села,

Вы меня не знаете.

На окошке два цветочка:

Голубой да аленький.

Я парнишка боевой,

Хоть и ростом маленький.

Ведущая подводит итоги конкурса.

1-й скоморох . Зима длится долго-долго, а Масленица бежит быстро. Объявляется день третий — «Лакомка».

2-й скоморох . А чем лакомятся на Масленицу?

Дети (хором). Блинами!

Ведущая . Правильно. Давайте споем русскую народную песню «Блины»: «Как на масленой неделе со стола блины летели, и сыр, и творог — все летело под порог! Как на масленой неделе из печи блины летели. Весело было нам, весело было нам!»

Ведущая . А теперь давайте поиграем в русскую народную игру «Сковорода», в нее как раз играли на Масленицу.

В игре участвуют до десяти детей. Игроки встают в круг, держатся за руки, образуя хоровод. У самых ног игроков мелом чертят круг-сковороду. Все идут вдоль линии сковороды. Ведущая дает сигнал, все останавливаются и начинают тянуть соседей справа и слева на черту. Задача — заставить соседей переступить черту. Переступивший черту попадает на сковороду и «печется». После чего все снова быстро идут вдоль черты по кругу. Побеждает тот, кто дольше всех не «испекся».

1-й скоморох. Четверг — день самый-самый масленый — «Разгул».

2-й скоморох. Разойдись, честной народ, не пыли, дорожка! Расступись, народ, раззудись, плечо, будем силой мериться. Хотите посмотреть диковинного трехногого жеребчика? Сейчас увидите.

Проводится конкурс на ловкость. Выбирается несколько пар, каждой паре связывают ноги (правую ногу одного с левой ногой другого). Пара на «трех ногах» добегает до поворотного флажка и возвращается на линию старта. Выигрывает пара, прибежавшая первой.

Ведущая. Не устали еще веселиться? Может, дадим голове потрудиться? Прочитаю вам загадки, а вы готовьте мне отгадки.

Ведущая загадывает загадки на зимнюю и весеннюю тему. Загадки можно найти свои собственные или воспользоваться нашими.

Стоял я посреди двора, где веселилась детвора, но от солнечных лучей превратился я в ручей. (Снеговик)

Утром ранним не спеша надуваю красный шар, а как выпустят из рук — станет вдруг светло вокруг. (Солнце)

Без рук, а на стекле рисует. (Мороз)

Поскольку Масленица праздник языческий, древний славянский, можно, как элемент, ввести в сценарий викторину на знание славянских традиций, обычаев, обрядов.

Нужно сформировать команды и предложить им вопросы. Кто первым ответил на вопрос, тот и получает очко.

1. Откуда пошло выражение «Что на роду написано, того не миновать?» (Род — бог-творец. По древнеславянским представлениям при рождении человека его будущая судьба записывается в книгу Рода. Отсюда и пошло выражение «Что на роду написано».)

2. Откуда пошли выражения «Чур, меня!», «Чур, мое!», «Чур тебе на язык!»? (Чур — божество, охранявшее человека и его добро от нечистой силы. Поэтому при опасности до сих пор вспоминают этого бога и просят: «Чур, побереги меня!», т. е. «Чур, меня!». Кто найдет что-то и не захочет ни с кем делиться, просит: «Чур, мое!» Если же скажут кому-то что-то плохое, в ответ можно услышать: «Чур тебе на язык», и злое пожелание не сбудется.)

3. С именем какого славянского бога связано выражение: «После дождичка в четверг?»

(Перун — бог грозы, повелитель небесных вод, его часто молили о дожде. У него был свой день недели — четверг. Если молиться Перуну в этот день, то молитвы считались особенно действенными.)

4. В каких духов верили древние славяне? (Болотник — дух болота, живет в большом доме с женой и детьми. Заводит людей в трясину.

Болотница — дева-утопленница. Живет на болоте, очень красива. Она обольщает людей и топит их в трясине.

Кудияр (Чур) — особый дух, охраняющий спрятанные в земле сокровища и клады.

Дворовоуй — покровитель двора мужского пола.

Клетник — дух, живущий в кладовке. По ночам устраивает смотр вещам, перекладывает их с места на место.

Луговой — дух лугов, помогает косить траву.

Моховой — крошечный дух зеленого или бурого цвета, живет во мху. Наказывает тех, кто собирает ягоды во внеурочное время.

Овинник — дух, живущий в овине. Если кто-то сушит хлеб во время сильных ветров, овинник наказывает его пожаром.

Полевой — дух полей. Ему приносили жертву в виде яиц и молодых петухов. Он появлялся в облике старца в белых одеждах. Помогал усердным и наказывал ленивых.

Ржаница — дух, живший на полосах ржи. Из вредности может сплести несколько колосьев ржи, и тогда поле считается проклятым. Спасти урожай может человек, решивший ценой собственной жизни спасти рожь.

Хлевник — дух, живущий в хлеву. Он следит за скотом и поддерживает порядок в хлеву.

Леший — дух леса.)

5. Как задобрить Лешего? (Поблагодарить за грибы, ягоды, оставить на пеньке пирожок, блин.)

6. Почему древние славяне считали недопустимым здороваться или передавать что-либо через порог? (Древние славяне считали, что это — граница избы, между мирами своим и чужим, обжитым и необжитым.)

7. Где в доме живет домовой? (За печкой.)

8. Назовите древних славянских богов. (Перун — бог грозы в Древней Руси. Его считали покровителем воинов.

Белбог — бог, живущий на небесах и управляющий ими. Старец с длинной седой бородой в белой одежде с посохом в руке.

Белее — бог скотоводства и богатства.

Зембог — бог земли.

Дидилия — богиня деторождения.

Макошь — богиня, покровительница женских работ, прядения и ткачества.

Огонь, другое название Сварожич, — бог огня.

Морозко — бог зимы и холода.

Даждьбог (Хорс) — бог солнца.)

Примечание: выигрывает тот, кто назовет бога последним. Дополнительные очки можно давать за описание внешнего вида, каких-то особенностей божества.)

9. У древних славян существовали ритуальные танцы, исполняемые в определенное время. Один из таких танцев сохранился и по сей день. Этот ритуальный танец был посвящен Солнцу и являлся его символом. Назовите этот танец. (Хоровод. Танцующие образуют круг — символ Солнца и повторяют его путь по небу. Таким образом, совершается магический обряд поклонения Солнцу.)

Викторину можно завершить совместным хороводом.

1-й скоморох . Пора пятницу объявлять.

2-й скоморох. День пятый — «Тещины вечерки». В гости к зятьям на блины тещи жаловали.

Ведущая . Ребята, а вы знаете, кто такая теща, кто такой зять? Давайте попробуем разобраться, кто кому кем приходится. Кто такой тесть, кто такая золовка, кто такой деверь, кто такой свекор, кто такая свекровь, кто такой кум?

Дети отвечают на вопросы ведущей.

Ведущая . Молодцы, хорошо разбираетесь в степени родства. Переходим к следующему дню Масленицы.

1-й скоморох . Шестой день — «Золовкины посиделки».

2-й скоморох . В эти дни устраивались семейные чаепития с поднесением подарков.

1-й скоморох . Мы тоже можем одарить тех, кто принял в нашем празднике самое активное участие.

Во время всех конкурсов и заданий победителям давались маленькие картонные блинчики-жетоны, в конце праздника количество жетонов подсчитывается, и выявляется победитель.

Ведущая . Заканчивалась Масленица Прощеным воскресением. Все просили друг у друга прощения, а затем сжигали чучело Масленицы и окончательно прощались с Зимой.

Зима (которая все это время наблюдала за происходящими событиями). А может, передумаете еще? Зачем вам эта Весна, со мной вон как весело, снежно, морозно, свежо!

1-й скоморох . Нет, Зимушка, прошла твоя пора.

2-й скоморох . Государыня-Масленица, мы тобой хвалились, блины ели, веселились! Наступил твой час, уходи от нас!!!

Ведущая. Ну, что ж, ребята, пришла пора Зиму провожать — Масленицу жечь! Давайте скажем ей хором слова, которые давным-давно произносили славяне.

Дети (хором). Масленица-обманщица, до поста довела — сама удрала! Масленица, воротись, в новый год покажись! Гори, гори ясно, чтобы не погасло!!!

Скоморохи уносят чучело Масленицы из зала, за ними выходит Зима.

Ведущая . Вам спасибо за внимание, за активное старанье, за веселье, шутки, смех. И награда будет для всех! Приглашаем на блины, к самовару.