Психология общения с ребенком. Как правильно общаться с ребенком: советы психолога

26.07.2019

Достаточно часто на самых разных форумах можно наткнуться на обеспокоенные сообщения от взволнованных мамочек, которые просто напросто не понимают, как общаться со своим ребенком. Да, порою это нелегкий труд, особенно если ваше чадо достаточно непослушно, капризно или вообще не способно так уж сразу пойти на контакт.

О чем же следует помнить при общении со своим ребенком? Хотелось бы выделить самые главные вещи, о которых никогда не стоит забывать,а именно:

1. Принимайте своего ребенка естественным. Частенько можно услышать фразу: «Буду тебя любить, если будешь послушным/послушной», которую с упреком произносят родители. Говорить такое нельзя ни в коем случае, ваш ребенок — не вещь, которую нужно любить за какие-либо качества. Мало того, что вы таким образом обесцениваете его личность, так и самооценка вашего чада может таким образом немало пошатнуться.

2. Внимательно слушайте. Как вы ощущаете себя, если вы всю душу вкладываете в монолог, а в итоге слушатель занимается своими делами и пропускает все мимо ушей? Неприятно, не правда ли? Так и ребенок — маленький тонкий психолог, который прекрасно замечает такие детали. Не обязательно наигранно восхищаться незатейливыми рассказами своего отпрыска, но все-таки можно и нужно давать хотя бы минимальные эмоциональные отклики на то, что его и правда волнует и что он вам так стремиться рассказать.

Казалось бы, естественный процесс коммуникации с собственным чадом, но он может превратиться в настоящее испытание, когда теряется взаимопонимание. Что происходит между родителями и ребенком? Почему все меняется?

Дружеское общение - основа родительской любви

Многие психологи и педагоги приходят к мнению, что родители не знают элементарных приемов общения с детьми. Для повышения своей грамотности необходимо читать специальную литературу.

Тип общения по возрастным периодам

С момента рождения до 2 лет родители практически ведут монолог с любимым чадом. В 2-3 года ребенок осознает себя как личность. В этот момент у ребенка формируется характер, он ярко выражает свое недовольство тому, что не нравится. В этот период надо воспринимать ребенка, как личность. Спрашивайте мнение ребенка, если ему что-то не по душе, то пытайтесь исправить ситуацию.


Общение надо начинать с грудного возраста

Общение начинается с понимания состояния ребенка. Если вы овладеете этой тактикой, то дальше в отношениях с детьми все сложится удачно. При возникновении трудностей в общении старайтесь придерживаться следующих рекомендаций.


Если ребенок не хочет слушать - надо выяснить причину


Книги Юлии Гиппенрейтер о общении

Любовь, забота и неравнодушие

Ваши мысли и действия должна пронизывать безусловная родительская любовь. Только в этом случае все общение будет построено на бескорыстном чувстве. Все стремления и действия, которые человек совершает, находясь в состоянии любви, обязательно приведет к успеху. Вряд ли любящий родитель начнет разговор с фразы: «Ты у меня сейчас получишь?». Настрой родителя обозначен, ребенок приготовился к обороне, теперь он только защищается. Старайтесь избегать подобных высказываний в общении с детьми.


Что такое безусловное принятие

Не приветствуется полное равнодушие, здесь важно понимать разницу между спокойствием и откровенным равнодушием. Ваша безучастность играет пагубную роль, ребенок замыкается, выйти на контакт в такой ситуации практически невозможно.

Методы личного общения со своим ребенком

Разговор с ребенком нужно начать со зрительного контакта, если обстановка спокойная можно выходить на тактильный контакт. Через взаимодействия передаются истинные эмоции, постарайтесь побороть раздражение и негатив, делайте шаг на встречу от всего сердца.


Ребенок берет пример с родителей

Старайтесь не использовать в речи частицу «не», она придает негативный оттенок всей речи. Пока не выбросишь мусор, не наведешь порядок в комнате, не сходишь в магазин за хлебом. Предпочтительно говорить, когда вынесешь мусор, можешь поиграть с ребятами.


Хвалите ребенка за реальный успех. Некоторые родители впадают в крайности, одни ограничиваются скупой похвалой раз в год, другие преклоняются перед ребенком за совершение ежедневных действий. Важно оговорить для себя критерии успехи ребенка, если достижение реально, то не скупитесь на похвалу. Такая позиция сформирует адекватную самооценку у ребенка.


И, напоследок. Старайтесь изучать культуру речи - дети копируют наши привычки. Если ребенок постоянно слышит речевые ошибки, то он подсознательно копирует их. Вы самый лучший пример – это большая честь и большая ответственность.

Все родители надеются на то, что их дети будут послушными. Всем приятно слышать когда, говорят, что их ребенок хорошо воспитан и очень неприятной ситуацией являются, те моменты в жизни, когда за поступки детей приходится краснеть. Еще до появления малыша на свет, родители мечтают и представляют себе милого, послушного ребенка, но стоит событиям пойти не по намеченному плану, большинство родителей теряется, и не знает как вести себя с ребенком и как правильно с ним общаться.

Родители должны знать и понимать, что их малыш живёт своей жизнью, которая не похожа на жизнь взрослых. Мир ребёнка заполнен фантазиями и фейерверками эмоций, который непредсказуем и загадочен. Дети очень нуждаются в одобрении взрослым и тяжело воспринимают любую критику. Самой важной и распространенной ошибкой при воспитании детей является критика в адрес ребенка, этого нельзя допускать ни при каких условиях. Ребенок любого возраста может ощущать себя беспомощным и растерянным, к сожалению, в эти минуты ребенок подвергается раздражению со стороны взрослых. Дети тонко чувствуют мир, а взрослые не понимают психологию общения, а из-за непонимания их взрослыми, дети чувствуют себя подавленными и брошенными. При выстраивании взаимоотношений с ребенком важно ориентироваться на ту реальность, в которой находится конкретный ребенок.

Все дети очень любят, когда на них обращают внимание взрослые. Нельзя игнорировать детей ни в коем случае. Для того, чтобы ребенок вырос спокойным и уверенным в себе, он должен чувствовать интерес родителей к себе. В противном случае, ребенок вырастит не уверенным в себе и нервным. Для привлечения к себе внимания он начинает не слушаться.

Нужно всегда показывать своему ребенку как вы его любите. Отмечайте все достижения ребенка, даже незначительные. Старайтесь больше времени проводить с ребенком, подарки не заменят родительского внимания. Не забывайте по несколько раз на день обнимать и целовать ребенка. Хвалите за старание и не упрекайте за неудачи. Рассказывайте родственникам и друзьям об успехах ребенка. Не завышайте требований к малышу и не сравнивайте с другими детьми, каждый ребенок развивается по своему индивидуальному графику.

Психологию общения с детьми лучше выстраивать на своих ощущениях из детства. Вспоминайте о том каким было ваше детство, какие у вас были желания, какие страхи вас одолевали, какого общения вы хотели от близких, что было для вас обидным и несправедливым, какие моменты в жизни были для вас важными, а какие проходили мимо вас, при этом взрослые считали очень важными.

Психология общения с ребенком должна всегда направляться на поддержку. Проявление родительской любви должно быть в любых условиях при любых обстоятельствах, чтобы ребёнок всегда был уверен, в том, что родители окажут ему поддержку и помощь.

Важно помнить о том, что психология общения с ребёнком включает в себя и установленные рамки поведения, можно и нужно уметь разговаривать с ребенком строго, а также требовать исполнения правил поведения.

Воспитание ребенка - это процесс продолжительный, в течении которого, могут быть подъемы и неудачи, но отчаиваться не стоит, впереди вся жизнь и много времени для того, чтобы научится понимать и слышать своего ребенка. Секрет успеха в понимании и благополучном общении с ребенком - это гармоничное сочетание любви и заботы, с разумным количеством контроля и опеки.

4 правила, которые необходимо соблюдать при общении с ребенком, чтобы не нанести вред его психическому здоровью

Воспитание детей - процесс кропотливый и трудоемкий. Но, мало кто из родителей задумывается о том, что в ребенка нужно вкладывать массу времени и сил, чтобы в будущем из него выросла успешная и уверенная в себе личность. Многие родители выбирают ту модель поведения, которую применяли их родители по отношению к ним. Зачастую эта модель всегда проигрышная, потому что раньше не задумывались о психологическом здоровье своего чада. Родители считали, что ребенка достаточно накормить и одеть для того, чтобы он был счастлив. В зарубежных семьях родители давно о психологическом здоровье ребенка, работают с ним, общаются так, чтобы ребенок рос здоровым психически.

У нас совсем недавно родители начали интересоваться психологией общения с детьми.

1. Принятие ребенка

Ребенок - это личность. Он приходит в этот мир со своим характером. Да, многое передается ему от родителей, но не все. Не спешите говорить ему: «Ты весь в папу», «У тебя характер как у дедушки». Он - индивидуален. У него свои потребности. Если ребенок с детства проявляет особое тяготение к чему-либо, вы не должны запрещать ему. Все, что должны делать родители - это помогать ребенку двигаться в позитивном и верном направлении, но это направление должен ребенок выбрать сам. Хвалите малыша, его самобытность, привычки. Не сравнивайте его ни с кем, иначе в будущем такой ребенок перестанет верить в себя. Из него вырастит завистник. Говорите ему: «Ты все можешь», «Мы так рады, что ты у нас есть». Даже в порыве гнева на ребенка не позволяйте себе грубые фразы: «Зачем я тебя родила?», «Будешь себя плохо вести, отдам в детский дом» и пр. Так вы прививаете ребенку мысль о суициде, что особо остро может проявиться в подростковом возрасте, когда на ребенка оказывает давление общество, гормональный всплеск, первая любовь.

2. Свобода и помощь

Ребенку нужно доверять заниматься чем-либо самостоятельно. Не спешите помогать собирать ему игрушки, делать уроки и мыть его чашку. Помощь предоставляйте только тогда, когда он вас попросит. Разбирайте проблему вместе, обсуждайте, что у него не получается, где он не уверен в своих силах. Будьте ему помощником, но не его правой рукой, которая все может сделать, как только у малыша что-то вдруг не получается. Чем больше он научится делать в детстве, тем легче ему будет в будущем. Он будет нести ответственность за свои поступки. Но если вдруг ребенок стесняется попросить о помощи, вы должны предложить свою, скажите: «Давай вместе сделаем то, что у тебя не получается». С ребенком нужно общаться как со взрослой личностью, с младшим сотрудником, который нуждается в некотором наставлении более опытного коллеги. Постепенно снимайте с себя ответственность. Если ему под силу заправлять свою постель, убирать игрушки, собирать портфель, помощь родителей не только неуместна, но еще и вредна.

3. Активный собеседник

Ребенок нуждается в общении. Даже самая маленькая проблема для ребенка будет проблемой мирового масштаба, в которой родители должны ему помочь. Не воспринимайте пренебрежительно его волнения и переживания. Всегда выслушивайте его, общайтесь с ним. Чтобы вовлечь ребенка в семейный процесс и приучить в будущем к ответственности, вы можете ребенку рассказывать о семейном бюджете, куда вы тратите деньги, сможете ли вы купить в этом месяце что-то ребенку или придется на чем-то сэкономить. Рассказывайте ему о том, как родителям достаются деньги, что любой труд должен оплачиваться.

Не забывайте ему сочувствовать и сопереживать, интересуйтесь его проблемами в школе, кругом общения. Но радикально ничего не запрещайте.

4. Никакого доминирования

Взрослый - не синоним мудрости. К многим людям возраст приходит без мудрости, это может проявляться в воспитании детей. Доминирование и власть над ребенком, агрессия и крик не сблизят вас с малышом, напротив - сделают его замкнутым, закомплексованным, с затаенным чувством агрессии и обиды. Да, родители должны проявлять строгость к своему ребенку, но не с позиции: «Я так сказала», «Потому что ты еще ничего не соображаешь» и пр. Если вам не нравятся в слова или действия ребенка, достаточно просто объяснить ему. Об оскорблениях в сторону малыша не может идти и речи. Это касается и физического давления. Шлепки и подзатыльники ведут к чувству страха и порождению неврозов. Не забывайте, что мы получаем ровно столько, сколько отдаем. А ребенок - это как раз тот ресурс, в который сначала нужно что-то вложить, чтобы потом получить.

У взрослых жизнь напряженная, часто стрессовая и очень суетливая, но свои поражения не стоит выплескивать на ребенке. Родитель всегда для ребенка авторитет. И от этого авторитета зависит, каким его ребенок будет в будущем, как примет его общество и какой будет семья у ребенка, когда он вырастит.

наша рассылка Материалы сайта 1 раз в неделю

Материалы по теме

Последние материалы сайта

Отношения

Серьезно настроенный мужчина, мечтающий о дружной семье и детях, это ли не мечта каждой представительницы слабого пола?

Как взрослым общаться с детьми? Любого возраста: с рождения до 18 лет? Чтобы в глазах детей стать другом, уважаемым авторитетом, доверительным лицом и просто близким человеком…. Задача не из простых. И не каждому под силу… Давайте по порядку.

Общение – это взаимодействие двух или нескольких людей с помощью слов, жестов, мимики, целью которого является:

  • обмен информацией, опытом, деятельностью;
  • получение внимания и заинтересованность в жизни собеседника;
  • предоставление помощи, поддержки, совместное решение проблем;
  • проявление воспитательной функции и др.

Общение многоаспектно, но мы остановимся на отношениях «Педагог (воспитатель) – ребенок».

Суть метода

Психология общения с ребенком (детьми) предполагает руководствоваться при контакте с ребятами такими чувствами как:

  • чуткость;
  • теплота;
  • заинтересованность;
  • ласковое обращение;
  • умение слушать, объяснять, одобрять, порицать;
  • обратить конфликт в шутку.

Педагогическое же общение воспитателя с детьми – это взаимодействие педагога и детей с целью оказания на них воспитательного, обучающего воздействия.Сплетение этих двух форм взаимодействия воспитателя и детей образует психолого-педагогические основы общения воспитателей с детьми.

Проблема привыкания ребенка к детскому саду – вечна.


Немногие родители могут похвастаться быстрой адаптацией ребенка к саду, отсутствием слез при расставании с мамой утром в раздевалке детского сада, скорым привыканием к воспитателю. Кроме того, даже у 4-5-летних ребят существуют барьеры в общении с педагогом.

Напротив, некоторые ребята, с первых дней вприпрыжку бегут к новому воспитателю, о детском саде вспоминают с улыбкой. От чего это зависит? Причины:

Характер ребенка

Тревожным детям, беспокойным, стеснительным, боязливым – необходимо чувство безопасности, которое дают им родители, домашняя обстановка. Все чужое воспринимается ими очень болезненно и трагично.

Задача педагога заключается в том, чтобы максимально возможно предоставить таким ребятам подобную атмосферу:

  • разговаривать с ними тихо, не повышая голоса;
  • угадывать желания ребенка – и действовать в соответствии с ними;
  • первое время помогать ему больше, чем остальным (умыться после обеда, уложить во время тихого часа, рассматривать с ними картинки);
  • искренне дружелюбное отношение, улыбаться;
  • если ребенок позволяет – брать его на руки;
  • не ругать и не наказывать, а объяснять, как нужно сделать.


Стиль общения преподавателя с классом

Психологи говорят о следующих стилях педагогического общения педагога с детьми:

  1. Направленный (игровой, художественный, дидактический) – преобладает направленность на игровую деятельность, творческую, учебную.
  2. Авторитарный (формально-прагматический) - жесткий стиль, который предполагает безропотное исполнение ребенком всех наказов воспитателя, любая инициатива ребенка отвергается, неповиновение заканчивается строгой оценкой и нравоучениями. Такой стиль формирует у одних детей боязнь перед педагогом-воспитателем, дрожь перед любым упоминанием о детском саде и как следствие, полное отсутствие желания посещать его. У других ребят формирует протест: их поведение становится хуже, появляется агрессивность, дерзость, в любом случае – дружественный контакт отсутствует, детский сад воспринимается как непосильная обязанность.
  3. Либеральный (индифферентный) – преобладает вседозволенность, часты случаи отсутствия дисциплины, дети не воспринимают воспитателя как взрослого, душевно-психологическое общение педагога с детьми отсутствует. Воспитатель не вникает в проблемы детей, не разбирается в происходящих конфликтах, при жалобах ребенка лишь отмахивается либо театрально повышает голос. При смене воспитателя (по болезни, во время отпуска) – дети не испытывают никаких сожалений, относятся к этому равнодушно.
  4. Демократический – самый предпочтительный тип общения воспитателя с детьми, который может «заменить» домашнее общение ребенка с родителями. В данном случае педагог-воспитатель налаживает индивидуальный подход к каждому:
  • каждого должен вовлечь в процесс: игры, занятия, сон, заинтересовать, отвлечь от озорства и свести на «нет» тревожность и боязливость;
  • по группе можно судить о воспитателе: если дети умыты, причесаны, опрятно одеты – это говорит о том, что воспитатель умеет организовать ребят, с уважением относится к каждому, у него есть желание ухаживать за ними;
  • налажен контакт с родителями, даже если ребенок труден в общении, с родителями сложно найти контакт – необходимо постараться это сделать: необходимо в любом случае говорить о достоинствах ребенка, о хороших поступках (любому родителю это приятно слышать), а уж потом заводить разговор о возникших проблемах, поведении, капризах и совместно выстроить линию дальнейших действий.
  • грамотный профессиональный педагог сможет научить детей бесконфликтно выходить из спорных ситуаций, научит делиться, не ябедничать, заинтересует занятиями и изучением нового, приобщит к гимнастике, участию в утренниках.
  • проявляет искренний интерес к воспитанникам: знает об их увлечениях, умеет выслушать каждого, подбодрить одних, пожурить других, попросить о выполнении просьбы.Что касается выполнения просьбы (иными словами - педагогического требования), предъявление которой должно воздействовать на детей и принести желаемый результат: к примеру, педагогическое требование о выполнении задания (сделать аппликацию, вырезать фигуру, слепить из пластилина), заправить за собой постель после дневного сна, помочь нянечке убрать со стола.


Подача информации

  • произнесено вежливо, с использованием «волшебных слов»: пожалуйста, будьте добры;
  • произнесено решительным уверенным тоном, который не предполагает отказа;
  • дать четкую инструкцию, рассказать пошагово действия ребенка, привести аргументы;
  • довести требование до конца, чтобы ребенок понял важность задания и его обязательность выполнения.

Конечно же, педагог не может руководствоваться только лишь своими чувствами, желаниями и суждениями во время сотрудничества с ребенком. Существуют нормы, педагогические требования в общении с детьми, организуются специальные семинары, курсы повышения квалификации для воспитателей-педагогов, различные тренинги по психологии общения с детьми, издано огромное количество книг по психологии общения с детьми.


Краткая памятка преподавателю

  1. Обустройство группы: яркое «радостное» эстетическое оформление группы, подбор подходящих возрасту игрушек (развивающих как мышление, логику, моторику, так и двигательную активность), книг, дидактического и наглядного материала, организация свободного пространства в группе для коллективных игр;
  2. Проявлять искренний интерес к детям, действовать по ситуации, а не шаблонно;
  3. Оценивать поступки и результаты труда и поведения, не сравнивая ребят друг с другом, не выделять «любимчиков»;
  4. Учить ребят ласковому общению друг с другом, используя вежливые слова, приучать помогать товарищам. Быть открытым;
  5. Выслушивать ребенка до конца, не обрывая его и не отсылая подойти попозже;
  6. Поведение ребенка целиком зависит от его чувств. Какие чувства – такое и поведение. Пытаться разобраться в эмоциональном состоянии ребенка для того, чтобы понять причины поведения;
  7. Позволять ребенку принимать самостоятельные решения;
  8. Быть дружелюбным и приветливым.Быть хорошим любимым и профессиональным воспитателем – задача не из простых. Завоевание уважения детей, их любви – это кропотливый ежедневный труд;
  9. Организация занятий с целью:
  • развития коммуникативных навыков между ребятами, между ребенком и воспитателем;
  • развития двигательной активности, выброса энергии (гимнастика, подвижные игры, танцевальные занятия, детский фитнес);
  • развития усидчивости, моторики рук, приобретения художественных и письменных навыков, мастерства аппликации;
  • развития музыкального слуха, чувства ритма и т.д.