Развитие малыша 12 месяцев. Нужен ли годовалому ребенку режим дня? Что умеет нового в двенадцать месяцев ваш малыш

18.05.2019

Совсем незаметно пробежала время. Казалось бы, малыш только недавно появился на свет, и вот ему уже исполняется 12 месяцев. Это возраст кардинальных изменений и активного познавание окружающего мира. Так как он является переходным, поэтому и чреват некоторыми сложностями, как для родителей, так и для самого маленького человека. Рассмотрим подробнее, что должен уметь ребенок в 12 месяцев.

Навыки в годовалом возрасте

Возможности двигательной активности в 12 месяцев состоит в том, что малыш уже хорошо умеет:

  • стоять без поддержки и опоры;
  • ходить при помощи поддержки взрослого за одну или обе ручки, а иногда и самостоятельно;
  • активно ползать, исключение составляют дети, которые сразу начинают ходить, что тоже является нормальным;
  • передвигаться при помощи ползания по лестнице, как вниз, так и вверх;
  • ходить по лестнице, приставляя одну ножку другой при помощи взрослого;
  • выполнять приседания, поднимаясь на ножки из этого положения;
  • залезать на кресло, кроватку или диван, и спускаться на пол.

Развитие ребенка на 12 месяце жизни проявляются и в игре, считается нормальным, если малыш научился делать следующее:

  • разбирать и собирать пирамидку;
  • складывать в емкости мелкие игрушки, открывать крышки и закрывать их;
  • играть в кубики, делая из них башню;
  • брать мелкие предметы при помощи двух пальчиков;
  • в игре, подражая взрослым, ухаживать, кормить и укладывать спать игрушки;
  • наблюдать за действиями других детей и повторять их.

Социальное развитие и сфера эмоций считается нормальной к году, в том случае, когда ребенок умеет:

  • проявлять свои чувства: обнимать близких, целовать их;
  • проявлять радость во время игры с взрослыми и другими детьми, а также новыми игрушками;
  • узнавать родных людей, и радоваться их приходу;
  • разглядывать фотографии своих близких и узнавать их, и показывать пальцем;
  • настораживаться или плакать при виде постороннего человека;
  • рассматривать книжки с яркими картинками и показывать пальчиком на изображения по просьбе взрослого;
  • пытаться танцевать или подпевать под знакомую музыку;
  • подражать поведению взрослого человека и копировать его мимику.

Показанием правильности речевого развития ребенка в возрасте одного года является оценка активной речи и понимание того, что говорят другие. Малыш должен уметь:

  • произносить около 10 слов на своем собственном языке;
  • отвечать на вопрос «кто это»;
  • подражать звукам животных: лаю, мяуканью, блеянию;
  • стараться повторять за взрослыми более сложные слова;
  • повторять звуки и слова за другими детьми;
  • выполнять просьбу: «принеси, дай, открой»;
  • понимать когда говорят «нельзя»;
  • показывать на предмет по просьбе взрослого человека;
  • узнать свое имя и отзываться на него.

Бытовые навыки у малыша должны также развиваться, обычно в 12 месяца он умеет:

  • откусывать от пищи кусочки и жевать их;
  • пить из стакана или кружки (бутылочки, поильника) совершенно самостоятельно, придерживая двумя ручками;
  • начинать попытки есть ложкой, некоторые дети умеют даже накалывать еду вилкой;
  • помогать взрослому одевать себя на прогулку;
  • давай четко понять, что у него мокрые штанишки, особенно если родители не используют подгузники, а многие дети в этом возрасте уже умеет проситься на горшок;
  • протягивать ручки для мытья под краном стараться вытереть их полотенцем.

Расписание дня

Режим ребенка в 12 месяцев распорядок дня может быть приблизительно следующим:

  1. Пробуждение после ночного сна. В течение получаса малыш получает грудное кормление или молочную смесь.
  1. В течение последующих трех часов проводятся утренние процедуры, включая умывание, чистку полости рта, воздушные ванны, гимнастику и легкий массаж.
  1. Следующие полчаса ребёнок подкрепляется кашей со сливочным маслом.
  1. Далее полтора два часа проходит первый дневной сон.
  1. Затем необходимо двухчасовая прогулка.
  1. Обед.
  1. После основной трапезы лучше всего заняться интеллектуальной или творческой деятельностью, включая рисование, лепку из пластилина, чтение книг.
  1. Следующим этапом идет второй дневной сон.
  1. Зачем рекомендуется проведение в течение часа подвижных игр и упражнений, поскольку именно в данный момент малыш имеет для этого все силы и энергию.
  2. Плотный ужин поможет восстановить растраченных запас калорий.
  1. После еды полезно прогуляться на свежем воздухе.
  2. Следом за прогулкой ребенок может пообщаться с другими членами семьи собравшимися в доме к вечеру, поиграть и принять водные процедуры.
  3. После этого идет последний перекус перед ночным сном.

Обращает на себя внимание тот факт, что в распорядке дня сохраняется два дневных отдыха. Однако к годовалому возрасту, у большинства малышей достаточно сформирована нервная система. Для них достаточно бывает всего лишь одного дневного сна, который может продолжаться от полутора до двух часов.

Режим сна

У годовалого ребенка может быть два варианта режима сна:

  1. Первый предусматривает сохранения прежнего двухфазного дневного сна, который продолжается по полтора часа. Если ребенок нуждается в таком виде отдыха, то в течение последующих четырех часов после него он сохраняет активность и бодрое состояние. А вечером ложится спать приблизительно в 22.00. Такое расписание включает в себя пятикратное кормление.
  1. Есть и другой вариант, который предусматривает однократный дневной сон. Но при этом распорядок дня претерпевает изменения. Обычно малышей, которым нравится именно данное расписание, относятся к разряду сов. Они встают не раньше 8:00 утра, а днем предпочитает спать по два-три часа приблизительно в районе часа дня. При этом пятикратно кормления становится невозможным, и малютка есть только четыре раза в день. Преимущества данного распорядка в том, что оно максимально напоминает условия пребывания малыша в дошкольном учреждении, и позволяет быстро адаптироваться к посещению детского сада.

Для того чтобы понять, какой график для дневного отдыха лучше подходит именно вашему малышу, необходимо внимательно за ним понаблюдать. Переходить на однократный отдых в дневное время следует в таком случае:

  1. Во время наступления первого дневного сна ребенок сохраняет бодрость и энергию, безо всяких признаков сонливости.
  1. Любые попытки уложить его в это время вызывают протест и негативную реакцию.
  1. Процесс укладывания занимает настолько долгое время, что вынуждает значительно сдвигать по времени кормления, прогулку и ночной сон.

Особенности кормления в 12 месяцев

В зависимости от того, каким образом ребенок отдыхает днем, у него формируется определенное меню в 12 месяцев.

Первый вариант

Если дневной отдых состоит из двух частей, то малыша следует кормить не менее пяти раз. При сохраненном грудном кормлении, утром и вечером ребенок должен получать материнское молоко. Малыш находящиеся на искусственном вскармливании первое и последнее кормление получает в виде молочной смеси.

Второе, третье и четвертое кормление состоит из овощей приготовленных отвариванием или тушением, а также мясом или рыбой. В этом возрасте уже не нужно протирать еду, мясные блюда следует разрезать на мелкие кусочки. Это особенно важно, поскольку в этот период идет формирование прикуса и установление жевательного рефлекса.

Малышу не следует давать острую и жареную пищу, его следует оградить от копченостей, консервированной продукции, колбас, шоколада и некоторых видов сладостей. Лучше всего, если на столе всегда будут свежие фрукты и ягоды.

Второй вариант

В случае, когда режим предусматривает однократный дневной отдых, то питание становится четырехразовым. Это совершенно не означает, что объем пищи должен быть увеличен. Одно кормление должно содержать не более 250 миллилитров продуктов. Данный режим питания предусматривает необходимость первого приема пищи не сразу после пробуждения, а после проведения гигиенических процедур и гимнастики. Через четыре часа ребенок получает обед, который может состоять из первого блюда, котлеты и пюре из овощей, запись можно соком или компотом.

Два раза в неделю ребенок должен получать рыбу, и два раза в месяц любое блюдо, сделанное из говяжьей печени. После дневного сна в качестве полдника нужно давать ему легкую пищу, так как ужинает он раньше. В этот момент ему можно съесть творог или блюда из него, фруктовое пюре и сок.

Приблизительно около семи вечера годовалый ребенок получает молочную кашу или овощное пюре. Иногда можно разнообразить меню в виде омлета, приготовленного на пару или отварного яйца. Ужин завершается с соком из фруктов компотом или некрепко заваренным чаем.

Физическое развитие

Малыш в возрасте 12 месяцев как никогда нуждается в укрепление мышц, постоянном и регулярном проведении занятий и упражнений. Они обязательно должны в себя включать:

  • ходьбу и ползание по различным поверхностям они должны быть прямыми, наклонными и неровными;
  • необходимо чтобы малыш висел на турнике или на кольцах;
  • разнообразные приседания;
  • наклоны туловища;
  • проползания под препятствием;
  • занятия для укрепления мышц живота;
  • упражнения с мячом.

Для проведения занятий следует тщательно проветрить помещение, но при этом не допускать сквозняка. Ни в коем случае не следует заниматься с малышом, если он плохо себя чувствует или чем-то раздражён. Нужно принять все меры, чтобы такие упражнения вызывали у него только удовольствие. С этой целью можно использовать веселую ритмичную мелодию. После проведения занятия физкультурой очень полезно сделать расслабляющий и общеукрепляющий массаж.

Игрушки и игры

Для ребенка очень важны в этом возрасте развивающие игры, которые позволяют закрепить прежние навыки и способствовать появлению новых умений. Все, что должен уметь ребенок в 12 месяцев, развивается преимущественно в игровой форме.

  • мелкая моторика развивается при помощи такой игры как «ладушки» или «сорока-ворона»;
  • логическое мышление и правильный глазомер позволяет развить складывание матрешки, порядок действий при это показать малышу должен взрослый;
  • очень важно рассматривать картинки в книжке и показывать при этом, где находятся носик, глазки у собачки или кошечки, а потом попросить ребенка показать самому;
  • чувство ритма и музыкальный слух ребенка будет развиваться в том случае, если время от времени, использовать ритмическую музыку, танцевать под нее вместе с ним;
  • полезно также с использованием детских музыкальных инструментов научить малыша играть на них, извлекая определенные звуки;
  • для развития эстетического восприятия ребенку следует начинать рисовать красками, мелками или фломастерами.

Во время игр, лепки или рисования родители должны позаботиться об использовании специальной одежды для малыша, которую можно будет легко отстирать или выбросить.

За 12 месяцев развития ребенок претерпевает удивительные изменения: из совершенно беззащитной и неумелой крохи он превращается в маленького смышлёного и любопытного человечка. У малыша развиваются характер и вкусы, предпочтения и интересы. Двенадцатый месяц становится в некотором роде переходным, как в развитии малыша, так и в отношение родителей к своему чаду. Самым важным в жизни ребенка остается познание и изучение окружающего мира, на которое он уделяет все свои силы и время.

Рост и вес в 12 месяцев

Ребенок остается очень активным и тратит уйму энергии на изучение окружающего мира, поэтому прибавка в весе в этом возрасте остается небольшой: около 400 грамм. Рост увеличивается в пределах одного сантиметра.

Средними росто-весовыми показателями в 12 месяцев являются вес около десяти килограмм и рост от 71 до 79 сантиметров. Стоит отметить, что нет точных показателей роста и веса для всех детей в этом возрасте. Из-за особенностей разных организмов, наследственности и условии роста изменения роста и веса ребенка могут разниться от ребенка к ребенку и небольшие несовпадения со нормальными показателями не большая проблема.

Умения и навыки в 12 месяцев

  1. В этом возрасте малыши могут ходить, держа за руку родителей или опираясь на мебель. Некоторые дети начинают ходить самостоятельно, однако часть предпочитает передвигаться на «четвереньках». Не стоит волноваться, что малыш ещё не начала ходить, возможно его организм его не готов к этому.
  2. Умело манипулирует руками. Ребенок может удерживать несколько предметов, используя как одну руку, так и обе. Может передать предмет, взять или удерживать.
  3. Ребенок способен самостоятельно встать или присесть, не опираясь на мебель или стены.
  4. Малыш умело играет с более сложными игрушками. Например, может построить пирамидку, надевая колечки на палку.
  5. Осваивает навыки невербального общения. Жестами может поздороваться, подозвать, поблагодарить или попрощаться. Легко изучает новые жесты и повторяет за родителями.
  6. Пытается есть самостоятельно с помощью столовых приборов. Лучшим вариантом будет приобрести специальные столовые приборы из мягких и износостойких материалов, которыми будет удобно пользоваться ребенку.

Появление первых зубов

В год у малышей обычно уже есть верхние и нижние центральные резцы. В возрасте двенадцати месяцев начинают расти верхние и нижние боковые резцы, а также могут появится первые коренные зубы. Как правило, у девочек начинается несколько раньше и проходит быстрее чем у мальчиков.

Некоторые дети не проявляют никаких внешних признаков роста зубов, и их появление может быть обнаружено лишь по белым следам на деснах малыша. Однако большая часть малышей при росте зубов переносит некоторые болезненные симптомы, среди которых обильное слюновыделение, покраснение и опухание десен, постоянное желание покусать предметы и почесать небо, а также продолжительное повышение температуры до 37-38 градусов.

Чтобы помочь ребенку перенести дискомфорт от прорезывания первых зубов можно проводить небольшой массаж десен. Делается он хорошо вымытым пальцем. Также эффективны будут специальные игрушки-прорезыватели из резины, геля или силикона.

Хорошо боли в деснах снимают прохладные компрессы из хлопчатобумажной салфетки, смоченной водой.

При появлении первых зубов необходимо начать гигиенический уход за ними. Лучшими способами будет использование салфеток с напальчником с безопасным антисептиком ксилитом или дентальные салфетки. Также хорошим вариантом является чистка полости рта бинтовым или марлевым тампоном, смоченным в слегка подсоленной кипяченой водой. Гигиенической обработка рта следует делать дважды в день: утром и перед сном.

Психико-эмоциональное развитие в 12 месяцев

  1. Малыш знает и произносит около двадцати слов. Обычно в эти слова входят названия окружающих его предметов, имена людей или частые события. Произношение ещё далеко от идеального, но большинство слов не составит труда понять. Некоторые слова ребенок может использовать в искаженном смысле или вкладывать в их значение больше, чем есть на самом деле.
  2. Малыш с интересом знакомится и общается с другими детьми. Но следует быть осторожными, так как в таком возрасте часто происходят конфликты.
  3. Ребенок понимает разницу между взрослыми, и кто как к нему относится. Он может быть более капризным и непослушным в обществе доброй мамы и бабушки и наоборот вести себе гораздо сдержаннее со строгим папой или дедушкой.
  4. Ребенок проявляет характер в играх. Он придумывает новые правила, пытается сделать всё по-своему. Из-за этого общения ребенком может немного усложнится.
  5. Начинает развиваться долговременная память. Ребенок запоминается всё, что было с ним вчера, три дня назад или даже неделю спустя.
  6. Ребенок с интересом слушает музыку и играет под неё. Некоторые дети пытаются подпевают, другие танцуют.
  7. Ребенок продолжает осваивать юмор. Теперь для него важно не только смеяться самому, но и попытаться рассмешить или обрадовать родителей. Развитое чувство юмора может быть признаком высокого интеллекта
  8. Может ответить на вопросы да/нет кивком головы, попрощаться и поприветствовать взмахами руки. Также малыш понимает простые фразы, когда ему предлагают что-то или просят подойти.

Кризис первого года

В этом возрасте у детей начинается переходный период, сопровождаемый большими переменами в характере и поведении ребенка. Он становится агрессивнее, часто перестает слушаться родителей и взрослых, очень легко обижается, часто плачет и капризничает, проявляет повышенную самостоятельность.

Причиной таких изменений в поведении несколько. Во-первых, у ребенка появляется своя воля. Из-за желания её проявить возникает конфликт с родителями. Во-вторых, ребенок хочет продолжить познавать мир, а любые запреты (даже во благо ребенка) от родителей понимаются им как препятствие к развитию. В-третьих, малыш становится гораздо увереннее в себе и пытается совершать действия, на которые ещё не способен. Из-за неудач он начинает сильно нервничать и переживать.

Проверка темпов развития в 12 месяцев

Один год – это важная дата в развитии ребенка, его первое день рождение. Его развитие продолжать идти огромными шагами, но важно понимать, что малыш уже умеет и может делать, а с чем ему необходима помощь. Чтобы удостоверится в необходимом уровне развития вашего малыша, можно провести ряд несложных наблюдений и тестов на общее физиологическое и интеллектуальное развитие.

  1. Ребенок может подняться и стоять, опираясь на что-либо. Некоторые способны сделать самостоятельные шаги.
  2. Малыш должен использовать как минимум пару простых жестов.
  3. Произносить и понимать несколько простых слов.
  4. Малыш может самостоятельно пить из своей кружечки и пытаться есть с помощью ложки. Также он должен пытаться копироваться движения взрослых, например, расчесывание.
  5. Ребенок должен уметь собирать небольшую башенку из кубиков (два-три кубика в высоту).
  6. Может определить объекты по описанию и указать на них.

Постарайтесь обратить пристальное внимание на поведение ребенка. Проявление некоторых особенностей может означать небольшие отклонения в развитии. К там особенностям можно отнести следующее:

  1. Активно не взаимодействует с новыми объектами окружения и игрушками.
  2. Не отвечает не своё имя, а также медленно реагирует на раздражающие звуки или голоса близких родственников.
  3. Стоя не способен выдержать свой вес.
  4. Слишком спокойный

Питание в 12 месяцев

Питание в этом возрасте мало чем отличается от прошлого месяца. В целом, в 12 месяцев можно начать приучать малыша к общей повседневной пищи. Однако если малыш есть за общим столом, то вся еда должна либо вариться, либо тушиться, либо быть приготовлена на пару; в ней не должно быть приправ, соли и сахара. Пища должна быть разделена на мелкие порции, чтобы малышу было удобно жевать.

В этом возрасте ребенок также должен есть пять раз в день. Отличными вариантами для включения в рацион ребенку будут нежирные супы, разные злаковые каши и овощные пюре, кусочки вареного мяса и пшеничного хлеба. Кисломолочные продукты следует оставлять на вечер, особенно полезно будет кормить домашним творогом.

Если у ребенка появились первые зубы, то нужно стимулировать жевательные рефлексы, включая в обеды небольшие кусочки мягких и хорошо проваренных овощей и мягких фруктов. Также можно готовить каши и пюре не в блендере, а вилкой, позволяя ребенку прожевывать мелкие кусочки пищи.

Режим дня в 12 месяцев

Небольшую проблему в 12 месяцев может принести смена распорядка дня ребенка. Некоторые дети ложатся спать днем в 2-3 часа и спят до 5 вечера, то есть вместо двух коротких дневных снов остается один, но длиннее. Из-за этого ночью они засыпают только после 10 и просыпаются не раньше 9 часов утра. Также это становится причиной смена распорядка питания: вместо пяти раз ребенок в течение дня есть лишь четыре раза.

Развивающие игры в 12 месяцев

Главным навыком в 12 месяцев является ходьба – именно её развитию необходимо уделять как можно больше времени. Нет смысла насильно заставлять ребенка ходить – это лишь создаст лишние негативные ассоциации. Лучше мотивировать ребенка самому подниматься и ходить. Один из способов – это поставить игрушки или интересные малышу предметы на уровне его роста. Сначала, после две предмета через небольшое расстояние друг от друга. Ребенок захочет сам встать и пройтись за ними.

При обучении ходьбе могут возникнуть два препятствия. Во-первых, малыш продолжит активно передвигаться на «четвереньках». Он считает, что так гораздо быстрее и удобнее. Скорее всего причина в продолжении ползанье – это неподготовленность организма ребенка к прямой ходьбе. Второй проблемой может быть страх перед прямохождением. Чтобы преодолеть его помогайте малышу подняться, делайте первые шаги, придерживая его за руки. Также хорошим вариантом будет показать вашему малышу, как ходят другие дети. Его это воодушевит и придаст уверенности в своих силах.

Несмотря на развитие умения ходить важно продолжать носить ребенка на руках. Такие прогулки помогут ребенку преодолеть страх познания окружающего мира, а также создадут крепкую эмоциональную связь между малышом и родителем.

Особое внимание в уделяйте развитию речи. Как можно чаще разговаривайте с ребенком, описывайте окружающий мир, комментируйте свои действия, разговаривайте об играх. Не забывайте, что ребенок уже человек, не надо сюсюкаться, ваша речь должна быть четкой, эмоциональной и литературной, чтобы ребенок мог её повторить.

Хорошим вариантом развития речи являются речевые игры. Играя с малышом старайтесь использовать больше повседневных слов и давайте малышу возможность повторять за вами. Если ребенок произносит слово неправильно, произносите слово вновь.

Средняя масса годовалого ребенка составляет 10–12?кг, а его рост равен 75–80?см. По-прежнему эти показатели варьируют в зависимости от пола малыша; в большинстве случаев по показателям физического развития мальчики немного опережают девочек. Прибавка массы тела крохи на 12-м месяце жизни составляет примерно 350 г, общая же прибавка с момента рождения равна немногим более 7?кг. В длину малыш вырастает на 1,5?см, всего же за год рост крохи увеличивается на 25?см. Конечно, следует принимать во внимание индивидуальные особенности развития ребенка. Небольшие отклонения не стоит сразу рассматривать как патологические; возникшие у родителей вопросы сможет разрешить педиатр, наблюдающий за развитием крохи в динамике.

Прогулки с ребенком в год

Если тепло, прогулки с ребенком могут занимать все свободное ото сна и приема пищи время. В зимнее время обычно ребенок на прогулке в этом возрасте спит. В холодное зимнее время (при температуре воздуха менее –150°С), ветреную погоду пребывание на открытом воздухе может быть не комфортным для крохи. Порывистый ветер, более высокая температура воздуха, но в сочетании с мокрым снегом или сильным ветром могут служить основанием для отмены прогулки.

Сон ребенка в год

Ночной сон ребенка в большинстве случаев – непрерывный и продолжается 9–10 часов. Следует отметить, что частота и продолжительность как ночного, так и в особенности дневного сна вариабельны. Одному ребенку достаточно днем отдохнуть однократно в течение 2–2,5 часов, другому же необходимо поспать днем дважды. В последнем случае продолжительность сна в каждом из «заходов» может составить около часа-полутора.

Прививки

По достижении ребенком возраста полных 12 месяцев, при отсутствии противопоказаний (они определяются как педиатром, так и другими специалистами) ему проводится вакцинация против кори, краснухи и эпидемического паротита («свинки»). С этой целью в настоящее время используются преимущественно комплексные вакцины. Детям из групп риска (например, если их мамы к моменту рождения малышей были больны гепатитом В), кроме того, проводится 4-я (заключительная) вакцинация против гепатита В.

Что умеет ребенок в год

Ребенок в год обладает уже очень многими навыками. Это относится к его физической активности, речевому развитию, способности общаться и играть. Так, двенадцатимесячный ребенок уже не только уверенно стоит на ногах, но в большинстве случаев самостоятельно (без поддержки) ходит, встает, держась за спинку кровати или перекладину манежа, из положения сидя. Малыш способен более продолжительное время играть, находясь в сидячем положении. Конечно, при ходьбе кроха еще падает, от первого самостоятельного шага до устойчивого навыка ходьбы проходит не менее 1,5–2 месяцев.
Такой ребенок активно сочетает ходьбу, ползание, присаживание – он все время в движении.

За непоседой нужен, как говорится, «глаз да глаз»; частота травмоопасных ситуаций из-за возросшей активности крохи увеличивается. Следует помнить о том, что ребенка привлекают лестницы; малыш уже способен преодолеть несколько ступенек.

Динамика речевого развития ребенка на 12-м месяце жизни проявляется в более охотном произнесении двусложных фраз, например, «ба-ба да», «ма-ма ди», активном интонировании речи. В среднем к 12-месячному возрасту словарный запас крохи составляет 10–15 слов. Многие дети постоянно что-то «говорят», их речь приобретает эмоциональную окраску. Проявляются первые признаки способности сопереживать; кроха может «пожалеть зайку», покачать игрушку на руках.

Малыш непродолжительное время способен помнить происшедшие события. У него уже есть занятия, которым он отдает предпочтение, любимые и нелюбимые игры.

Развитие ребенка в год , с его возрастающей социальной активностью, в большой степени зависит от поведения взрослого. Кроха с удовольствием включается в игры, например, «пальчиковые». Самые известные из них – «сорока-белобока» и «пальчики», когда от малыша требуется последовательно загибать пальчики. Ребенок повторяет движения взрослого, упражнения на мелкую моторику удобно сочетать с приемами, стимулирующими речь малыша; так одновременно можно разучивать с крохой потешки, детские стихотворения, рассказывать ему короткие сказки. Малышам нравятся игры с мячом, а также игры, требующие от них физической активности. Ребенок более длительное время может слушать, как ему читают. Многие малышы с удовольствием рассматривают картинки в книгах, особенно если они яркие и понятные.

Питание ребенка в год

Частота кормлений малыша на 12-м месяце жизни составляет 5 раз в сутки. Между основными приемами пищи могут быть «перекусы»; ребенок с удовольствием грызет, например, печенье, сухарик, дольку яблока.

Питание на 12-м месяце весьма разнообразно. Ребенок должен получать молочные продукты: в идеале – грудное молоко (при его отсутствии – молочную смесь), кефир, творог. Вопрос с введением коровьего молока необходимо обсудить с наблюдающим малыша педиатром. В качестве питья его предлагают обычно по достижению ребенком годовалого возраста. Это не исключает использование небольшого количества молока (при условии переносимости его белка малышом) для приготовления каши или овощного пюре, пудинга и т. д. В меню обязательно включаются мясо и рыба (как правило, в виде котлет или тефтелей); каши. Сок, фруктовое пюре относятся обычно к одним из любимых блюд детей. На обед ребенку предлагается суп с частично размятыми овощами. Раз в 2 дня можно добавлять в пюре или суп яичный желток (он менее аллергенный по сравнению с белком).

Следует сказать, что большинство блюд (например, суп) уже можно не готовить специально для малыша. Если в блюдо не добавляются копчености, специи в большом количестве, блюдо не острое и не жирное, то оно вполне подойдет для всей семьи, включая кроху.

Стул и мочеиспускания

Частота мочеиспускания составляет 10–12 раз в сутки. Этот показатель варьирует в зависимости от температуры окружающей среды, питьевого режима малыша. Стул, как правило, однократный, но также могут быть изменения как частоты (например, учащение до 2–3 раз у здорового ребенка), так и консистенции стула в зависимости, например, от характера пищи ребенка.

Детский врач

В годовалом возрасте даже здоровому крохе предстоит пройти комплексное обследование; так, в стандарт наблюдения за детьми первого года жизни включен осмотр годовичка педиатром, неврологом, хирургом, ортопедом, стоматологом. Обязательно следует показать малыша ЛОР-врачу и окулисту. Кроме непосредственного осмотра перечисленными специалистами согласно стандарту у малыша исследуют анализ крови (из пальчика), мочи и проведут ультразвуковое исследование тазобедренных суставов. Детям, имеющим к 12-месячному возрасту какое-либо заболевание, может потребоваться дополнительное обследование, в том числе лабораторное и с помощью методов функциональной диагностики (например, УЗИ сердца, почек, ЭКГ и т. д.).

Возможно, вам будут интересны статьи

Развитие ребенка от 11 до 12 месяцев

Физическое развитие

Завершается первый год жизни ребенка. Антропометрическая динамика за прошедшие двенадцать месяцев колоссальная! Вы хорошо помните, как выглядело это розовое нежное создание триста шестьдесят пять дней назад? Достижения чада за это время удивительны и огромны! Кроха вырос на 25 сантиметров и набрал приблизительно 7 килограмм массы тела от момента рождения! Уже шесть-восемь зубов в арсенале маленького человека! А разве не достижение – навык покорения пространства?!

На этом этапе различия в двигательном развитии малышей сохраняются. Маленькие исследователи много и уверенно ползают, опираясь на ладошки и коленки. Более ловкие дети ходят самостоятельно или придерживаясь за руку взрослого или мебель. У малыша начинает вырабатываться контроль собственных движений, он пробует удерживать равновесие с помощью одной руки, для того чтобы в другой можно было держать игрушку. Сидящий на полу ребенок не теряет равновесие даже тогда, когда вы поднимаете ему ножку (например, надевая ботиночек).

Движения руки тоже становятся более координированными. Пытаясь захватить одновременно несколько предметов, малыш раскрывает ладошку соответственно их размерам. Развиваются сочетанные движения обеих рук: ребенок может брать игрушки одновременно двумя руками. Появляется «щипковый захват» – ребенок захватывает мелкие предметы и игрушки согнутыми большим и указательным пальцем. Малыш постепенно учится быть более самостоятельным - сам ест печенье или сушку, пытается пить из чашечки, держать ложку.

Ребенок начинает постигать пространственные отношения. Ему нравится вынимать игрушки из коробок и банок. Складывать предметы обратно у малыша не всегда получается. Ему трудно понять, как вложить один предмет в другой. Особенно это заметно, если вы дадите малышу две круглые формочки – большого и маленького размера. Вместо того, чтобы вложить маленькую формочку в большую, он пытается всунуть большую в маленькую и предпринимает неоднократные попытки для достижения желаемого результата.

Осваивая первые шаги, малыш учится одно¬временно выполнять другие действия: толкать перед собой игрушку на колесиках, нести в одной или двух руках предмет, тянуть за собой машинку на веревочке. Малыши, которые начали ходить до года, продолжают осваивать новые движения -учатся приседать, ло¬житься без помощи взрослого, кидать и катить мяч и следить взглядом за его движением.

Психическое развитие

Малыши начинают открывать для себя новые закономерности – они понимают, что спрятанная на их глазах игрушка не пропадает, а остается на том же месте, где ее спрятали. Ребенок внимательно следит за вашей рукой, когда вы прячете игрушку, и сразу ищет ее там, где вы ее положили. Спрячьте кубик под небольшой коробкой – малыш приподнимет коробку, возьмет кубик и, довольный собой, покажет его вам.

В этом возрасте малышей можно начинать учить простым манипуляциям с игрушками – тянуть машинку к себе за веревочку, класть мишку «спать» в кроватку рядом с собой. Дети продолжают изучать непознанное. При этом способы исследовать новые предметы остаются старыми: ребенок трясет, стучит и тянет в рот и съедобное, и несъедобное. Он может пытаться кусать игрушку, похожую на фрукт, который недавно пробовал. Ощупывая и прикасаясь к различным предметам, малыш может показать вам, что ему приятны далеко не все тактильные ощущения. У некоторых малышей в этом возрасте может отмечаться повышенная тактильная чувствительность: им не нравится трогать желе или влажные мягкие предметы, вставать босиком на песок и т.п. Ребенку, бесспорно, нужен разный тактильный опыт, но с новыми ощущениями знакомьте его постепенно. Позволяйте малышу как можно больше ходить босиком по разным поверхностям: по полу, по траве и песку, влажному и сухому. Дотрагивайтесь до спинки и ручек малыша мягкой пуховкой, кусочками меха, теплыми и прохладными предметами. Любимой игрой малыша надолго становится игра «входит и выходит». Не случайно детские психологи называют этот возраст ребенка возрастом «Иа-Иа». Малыши часами могут скла¬дывать предметы в емкости, а потом доставать их оттуда.

Ребенок становится все общительнее и с удовольствием встречает уже знакомых взрослых, радуется встрече с ними и стремится быть в центре событий. Он все больше и больше нуждается в разнообразии. Игры малыша становятся более осмысленными. В этот период хорошо выделить специальное время для игр с ним. Очень важно, чтобы с ребенком как можно чаще играл папа. Игры пап и мам отличаются. Папы играют с малышами в «шумные» игры, поднимают их вверх, подбрасывают, учат пинать мяч.

Многие малыши проявляют все больший интерес к рассматриванию картинок в книжках. Это не мешает им использовать книжку как игрушку: малыш вертит книгу, стучит ею об пол, дергает за страницы. Именно поэтому первые книги для малышей должны быть небольшого формата, легкие, с картонными страницами. Покупайте книжки с картинками без текста. Не мешайте малышу играть с книжкой. Яркие картинки обязательно привлекут его внимание. Показывайте ребенку изображения знакомых предметов. Громко называйте их, читайте короткие стишки.

Ребенок требует большего внимания со стороны родителей. Он хочет общаться и ищет доступные ему средства коммуника¬ции. Малыш вырабатывает понятную родителям систему звуко¬вого сопровождения своих просьб - звуками и жестами нетерпения выражает желание пить, есть, указательным жестом выражает желание получить понра¬вившуюся игрушку или интересующий его предмет.

Ребенок учится произносить новые звуки и активно тренируется в их произношении. Он может произносить отдельные звуки и звукосочетания, повторяющиеся слоги («ма-ма», «па-па», «ба-ба»), которые у некоторых детей становятся первыми словами. В этом возрасте некоторые дети могут произнести пер¬вое слово. В чем разница между сочетанием звуков и словом? Слово всегда соотносится с определенным человеком, предметом или действием. Сочетания звуков, в отличие от слов, произносятся сами по себе, «в никуда», и не несут смысловой нагрузки. Вы замечаете, что, не умея говорить, ребенок многое понимает: не только слова, но и фразы. По просьбе мамы или папы малыш машет ручкой: «пока-пока», хлопает в ладошки, перестает совершать какие-то действия, реагируя на запрет родителей. Количество слов, которые ребенок понимает, значительно превосходит набор слов, которые он может произнести. Малыш понимает и выполняет простые просьбы: «дай мне», «покажи мне», «достань мячик». Кроха показывает на себя, когда его называют по имени, смотрит в сторону родителей, если о них говорят. Он начинает понимать слово «нет», но не всегда реагирует на запрет, например, на какое-то время перестает делать то, что не нравится родителям, чтобы потом продолжить снова.

Перечислим игрушки и предметы, полезные для развития малышей этого возраста: игрушки-гнезда (принцип матрешек), пирамидки и игрушки с надевающимися на стержень деталями, кубики, игрушки с прорезями, заводные игрушки (машинки, курочки, утята), игрушки-каталки с длинной ручкой, куклы, мягкие и резиновые игрушки-зверята, наборы детской посуды, музыкальные игрушки, куклы-бибабо, рамки-вкладыши.

Вашему ребенку исполнился год, и он сделал первые самостоятельные шаги. Держите фотоаппарат наготове: ведь малыш каждый день преподносит что-то новое!

В год ребенок больше бодрствует: перерывы между сном могут достигать 4-5 часов. Он не хочет проводить время в кроватке, когда вокруг так много интересного! Тем более что он уже может самостоятельно добраться в любое место, если что-то привлечет его внимание.

Показатели нормы*. Возраст ребенка - 1 год

Нижняя граница нормы

Верхняя граница нормы

Вес мальчиков, кг

Вес девочек, кг

Рост мальчиков, см

Рост девочек, см

Окружность головы мальчиков, см

Окружность головы девочек, см

*Данные указаны согласно центильным таблицам отечественных педиатров

Что умеет ребенок в 1 год?

- ходить, держась за опору;

- делать шаги без опоры; если держать его за ручку, то может даже немного пробежаться;

Называть по именам всех членов семьи (только на свой лад);

Произносить отдельные простые слова, хорошо понимая их значение;

Выполнять с игрушками различные действия (катать, толкать, качать).

Кризис первого года

В 12 месяцев у ребенка наступает кризис первого года. Заканчивается младенчество и начинается раннее детство. Ребенок в год уже многому научился, стал подвижным маленьким человеком, имеющим собственное мнение. Психологи называют такие признаки переходного периода:

Ребенок капризничает, отказывается от того, что предлагают родители, упрямится;

Любимое слово - «нет» («неть!»);

Ревнует к остальным членам семьи;

Боится оставаться один даже на минуту.

Годовалый ребенок истерит без оснований, родители пытаются успокоить чадо, но нередко сами срываются на крик. Сохраняйте спокойствие и не наказывайте малыша. Дайте ему возможность проявить свою индивидуальность. Для этого пересмотрите окружение ребенка, расширьте поле его самостоятельной деятельности. Установите нерушимые запреты - не более трех, больше он не запомнит. Все, что ребенку запрещено - уберите подальше, не провоцируйте малыша. Не вырывайте предметы у него из рук, учитесь договариваться, меняться.

Если уговоры не действуют, не настаивайте, это только усугубит ситуацию, лучше отвлеките ребенка (в этом возрасте дети легко переключают внимание).

Если ребенок в 1 год катается по полу и барабанит руками и ногами, единственное, что вы можете сделать - лишить актера публики. Отнесите его в безлюдное место, он быстро успокоится.

Развивающие игры для детей 1 года

В год ребенку очень нравятся небольшие предметы. Конечно, с ними ему можно играть только под присмотром мамы или папы. Для развития мелкой моторики полезно погружать ручки в рис или гречку. Пусть годовалый ребенок потренируется брать крупинки двумя пальчиками

В 12 месяцев малыш уже способен сам собрать пирамидку: подобрать кольца по размеру и уверенно накинуть их на основание. Теперь родителям необязательно показывать ребенку, что нужно делать. Можно «руководить» им лишь с помощью слов. Малыш все понимает!

Двенадцать - тринадцать месяцев - возраст, когда многие дети делают первые шаги. Это одно из самых радостных моментов в жизни родителей и самого ребенка. Если ваш ребенок к году уже научится топать самостоятельно, от души поздравляем вас! Запомните эти дни, вы будете вспоминать их, когда ваш сынок или дочка пойдет в первый класс, принесет первую пятерку, сообщит вам о том, что выходит замуж (женится) - все начинается с первого самостоятельного шага.

Развитие речи ребенка в 1 год: первые слова

Обычно в возрасте около года ребенок произносит 6-10 слов, среди них: «мама», «папа», «баба», «ав-ав», «дай».

Предлагаем вам поиграть с годовалым ребенком в игру, развивающую речь: сначала покажите ему игрушку, назовите ее, затем спрячьте ее под платком и спросите, что там лежит? Ребенок наверняка попытается назвать игрушку и затем попросит: "Дай!".

Упражнения для детей в 1 год

1. Канатоходец

Положите на пол толстый канат (подойдет также гимнастическая палка). Поставьте на него ребенка боком и поддерживайте его за руки либо за талию. Позже вы можете просто подстраховывать малыша - он пойдет самостоятельно. Маленький канатоходец будет делать небольшие приставные шаги.

Упражнение учит годовалого ребенка держать равновесие. Кроме того, это отличная профилактика плоскостопия. Во время такой зарядки напрягаются мышцы ног (особенно боковые).

2. Разноцветные шаги

Приготовьте картонные круги разных цветов. Разложите их на полу на небольшом расстоянии друг от друга. Держите ребенка за руки и учите его переступать с кружка на кружок. Позже используйте для упражнения разные геометрические фигуры одного цвета. Комментируйте каждый шаг малыша! Выполняя с годовалым ребенком это упражнение, вы достигаете сразу две цели: он совершенствует свое умение ходить и запоминает цвета и формы.

Что делать, если в 1 год:

- ребенок не ходит

Некоторые дети делают первые шаги в 10 и даже 9 месяцев, но это не ориентир для других детей. Конечно, родителям хочется, чтобы их малыш улавливал все с первого раза, делал успехи каждую неделю, и чтобы он точно был не хуже других. Родительский страх за то, что ребенок может что-то упустить в развитии не дает покоя ни самим взрослым, ни их ребенку. Лучшее средство успокоиться - заглянуть в таблицу развития ребенка первого года жизни. Большинство детей начинает ходить после года, в 12,5-14 месяцев, а некоторые и в 1,5 года. Это никак не отражается на умственных способностях ребенка. А если ваш ребенок много ползает на четвереньках, то у него может долго не возникнуть желания променять этот удобный, надежный способ передвижения на ходьбу.

Случается, что ребенок уже предпринял попытку ходить, но упал и это его напугало. Значит, торжественный момент придется отсрочить, пока он снова не наберется смелости.

Болезнь, долгое прорезывание зубов тоже не способствуют освоению новых навыков.

Ребенок может начать ходить раньше года или позже, главное, чтобы он развивался по своему заданному природой графику. Не торопите его, иначе это может привести к неврозам.

- не получается отучить ребенка от бутылочки

Бутылочка для годовалого ребенка связана не только с питанием. С нею он успокаивается, настраивается на сон. В первые 2 года жизни ребенок испытывает непреодолимую тягу к деятельности. Его руки все время к чему-то тянутся, от этого устает не только вы, но и подчас сам малыш. Бутылочка с соской, сам процесс сосания в некоторой мере удовлетворяет стремление к активности, одновременно успокаивая ребенка. Питье из чашки не дает такой эффект.

Не отнимайте у годовалого ребенка такой нужный предмет, придет время, он сам откажется от бутылочки. Однако следите, чтобы малыш не засыпал с бутылочкой, это очень опасно!

Если ребенок в год совсем отказывается есть с ложки и просит жидкую кашу из соски, не нервничайте. Приучайте ребенка постепенно. Натощак предлагайте ребенку продукты кусочками, из красивой тарелки, пусть он перекладывает кусочки из одной чашки в другую, изучает еду. Это отвлечет ребенка от привычной соски.

В бутылочку годовалому ребенку наливайте только воду и напитки, все в ограниченном количестве, иначе он не проголодается. Вся остальная еда пусть присутствует только в тарелке и чашке.

Дети, которые долго едят из бутылочки, больше подвержены кариесу молочных зубов. Обязательно чистите зубы ребенку два раза в день.

- ребенок часто просыпается по ночам и плачет

С года до полутора лет многие дети переживают боязнь разлуки. Особенно это проявляется по ночам. Не оставляйте его в одиночестве, не приучайте таким образом ребенка засыпать самостоятельно, этим вы наносите вред его психике. Если ребенок в год боиться темноты, купите ночник, светящиеся наклейки, посидите с ребенком. Уходите, когда он еще не спит, но уже очень сонный, оставляйте дверь открытой, чтобы малыш мог слышать, что вы тут, рядом, моете на кухне посуду.

Если ребенок просыпается среди ночи и зовет вас, не игнорируйте его просьбы! Даже если вам кажется, что вы и так проводите с ним достаточно времени днем. Ребенок должен знать, что вы всегда рядом и всегда придете на помощь.

Если это не помогает, и годовалый ребенок плохо спит, тревожится по ночам, проконсультируйтесь у детского невролога. Возможно, он назначит легкие успокоительные или отвары трав для крепкого сна.