Развитие ребенка от рождения до 7 лет. Ребенок от рождения и до года: этапы развития по месяцам. Капризы крохи: что делать, когда малышу скучно

12.03.2019

Владимир Васичкин

Детский массаж. От рождения до 7 лет

Детский массаж

Приемы детского массажа и гимнастические упражнения

Наука, изучающая особенности детских болезней, методы профилактики и течения заболевания, особенности физиологии и гигиены детского возраста, называется педиатрией . В результате многолетнего труда ряда ученых и педиатров – Тура А. Ф., Губерта К.Д., Рысса М.Г., Фонарева М.И., Иванова С.М., Бортфельда С. А., Рогачевой Е. И., Лавровой М. С., Мигуновой Е. Л. и других – была разработана методика детского массажа для раннего возраста, которая учитывает особенности психомоторного развития ребенка в возрасте до года. Л. И. Чулицкая пишет, что «ранний возраст представляет собой тот корень, от крепости которого зависит ценность физического состояния всего населения нашего общества». Наблюдения и выводы многих исследователей показывают, что в яслях, детских домах дети чаще всего оказываются физически неполноценными, малообщительными, они стремятся к уединению, угрюмы, плохо себя чувствуют. В то же время дети, выпестованные на руках мамы и папы, обычно более здоровы, энергичны, подвижны, у них наблюдаются более раннее развитие всех возрастных функций (рис. 1 ).


Рис. 1. Развитие разнообразных навыков ребенка в зависимости от возраста


Основа системы физического воспитания детей раннего возраста разработана в Санкт-Петербургском педиатрическом медицинском институте. Начальный срок для систематического физического воспитания здорового ребенка определяется физиологическими особенностями:


♦ выходом из периода новорожденности;

♦ наибольшей выносливостью кожи к механическим и термическим влияниям;

♦ определенной зрелостью нервной системы ребенка;

♦ развитием зрительной и слуховой сосредоточенности.


В руководствах В. К. Добровольского (1960), В. Н. Мошкова (1963), С. М. Иванова (1969), М. И. Фонарева (1973) и др. все основные рекомендации по применению гимнастики и массажа в раннем детском возрасте делятся на три группы: активные, пассивные, рефлекторные.

Гимнастика для детей раннего возраста

Активные движения – это произвольно выполняемые ребенком действия. Данные движения могут быть вызваны речевой инструкцией, игрушкой или исходным положением (начальной позой) ребенка. Для более точного исполнения гимнастических упражнений применяют палочки, кольца, игрушки или используют манипуляции рук инструктора, массажиста, методиста. Применять гимнастику в сочетании с массажем рекомендуется с 1,5-2-месячного возраста ребенка. Первые активные движения связаны с реакцией на положение тела. Таково выкладывание на живот (рис. 2 ), когда дети активно поднимают и удерживают голову в позе лежа на животе. Руки при этом у ребенка – перед грудной клеткой, голова слегка повернута в сторону. При данном гимнастическом упражнении – нагрузка на мышцы-разгибатели спины.


Рис. 2. Выкладывание на живот


Рис. 3. Активное упражнение «парение»


Рис 4. Активное упражнение с помощью кольца: а – приваживание; б – поворот со спины на живот


Активное упражнение «парение» (рис. 3) в позе лежа на животе. Ребенку под живот кладут обе или одну руку специалиста по массажу и, приподнимая, фиксируют в данном положении на несколько секунд. Ребенок при этом отводит голову и плечи назад и прогибает спину. При выполнении упражнения «парение» участвуют мышцы-разгибатели спины и тазобедренного сустава.


Рис. 5. Рефлекторное ползание


После 5-6-месячного возраста это упражнение можно усложнить следующим образом: из исходного положения лежа на спине (рис. 4 , а), ребенка приподнимают за руки, затем ставят на ноги, усложняя движениями колец или предметов, за которые держится ребенок.

В возрасте от 3–5 месяцев гимнастические упражнения усложняются за счет поворотов со спины на живот при поддержке ребенка за одну руку, при этом фиксируют голени обеих ног малыша, лежащего на животе, всегда поддерживая его ручку, противоположную стороне поворота (рис. 4, б). В 6–8 месяцев подключают гимнастические упражнения на стимуляцию ползания по направлению к игрушке, или ползание с помощью специалиста по массажу (ладонь под живот; рис. 5).

После освоения элементов ползания необходимо постепенно перейти на гимнастические упражнения из исходного положения сидя. Приподнимание головы и плеч из позы лежа на спине (рис. 6) – это движение необходимо проводить, отводя руки в стороны и одновременно приподнимая их.


Рис. 6. Приподнимание головы и плеч


Упражнение «парение» – исходное положение лежа на животе (рис. 7). Движение выполняется за счет мышц шеи, груди, брюшного пресса. Гимнастическое упражнение «присаживание» при хорошем тонусе мышц ребенка, может быть выполнено при поддержке как за обе руки, так и за одну, а также с использованием колец или предметов, которые малыш может удерживать.


Рис. 7. Упражнение «парение» с кольцом


Постепенно можно переходить на присаживание за согнутые руки. В конце первого года жизни ребенка для развития мышц брюшного пресса, включают гимнастические упражнения на самостоятельное присаживание с фиксацией коленных суставов (рис . S). При нормальном развитии ребенка в этот период жизни осваивают наиболее сложные гимнастические упражнения, такие, как вставание с помощью рук. Упражнения проделывают с предметами, кольцами, игрушками, усложняя движения сгибанием и разгибанием рук («бокс»;рис. 9). Постепенно вводятся движения для развития верхних конечностей, такие как круговые вращения руками, поднятие рук вверх (вместе и поочередно), скрещивание их, усложняя эти движения одновременным захватом предметов (палочки). Подключаются команды «возьми игрушку» – наклоны туловища вперед (рис. 10), приседание. С детьми на 2-3-м году жизни проводят индивидуальные занятия, применяя ходьбу по доске, наклонной поверхности, гимнастической скамейке, используя ребристые поверхности для укрепления мышечного свода стопы (рис. 11).


Рис. 8. Самостоятельное присаживание


Рис. 9. Сгибание и разгибание рук с помощью колец


Рис. 10. Наклон туловища вперед за игрушкой, с поддержкой


Рис. 11. Индивидуальные занятия по ходьбе по ребристой доске


Рис. 12. Упражнения для рук: а – скрещивание на груди; б– сгибание и разгибание


Рис. 13. Упражнения для ног: а – сгибание и разгибание ног вместе; б– сгибание и разгибание ног попеременно


Пассивные гимнастические упражнения выполняются специалистом по детскому массажу (или методистом по ЛФК) без сопротивления со стороны ребенка. Закрепление и автоматизация двигательного навыка происходит от многочисленных сигналов – зрительного, вестибулярного, суставно-мышечного, тактильного, речевого.


Некоторые (примерные) разновидности пассивных гимнастических движений .

♦ Отведение рук в стороны.

♦ Скрещивание рук на груди (рис. 12, а).

♦ Сгибание и разгибание рук (рис. 12, б).

♦ Сгибание и разгибание ног вместе (рис. 13, а).

Данные движения можно выполнять как попеременно, так и одновременно. Все выполняемые пассивные движения необходимо проводить медленно, с учетом физиологического направления движений, не допускать насильственных действий. Амплитуду, дозировку и повторяемость движений нужно постепенно увеличивать, строго учитывая индивидуальность ребенка и его состояние.

Гимнастические упражнения, в основе которых лежит использование врожденных двигательных рефлекторных реакций, проводятся в первые 3–5 месяцев жизни ребенка, когда еще не утратились безусловные двигательные рефлексы, – «автоматическая походка», ладонно-ротовой рефлекс, хоботковый рефлекс, сохранение равновесия, защитно-оборонительные рефлексы.

Рефлекторные гимнастические упражнения для стоп (в основе – рефлекс Бабинского). На подошве в центре средней линии стопы при сжатии пальцев (точка юн-цюань) – слегка сжимая, надавливая – пальцы стопы ребенка сжимаются «в кулачок». Надавливая на наружный свод стопы по линии наружного свода стопы (пу-шэнь), вызывается рефлекторное движение пальцев – разведение, разжатие, круговые движения стопы (рис. 14, а).

Тема 1. Особенности развития детей от рождения до 7 лет

На что направлена и какова миссия деятельности по управлению социальным развитием организации?

Какова структура и сфера ответственности (компетенции) службы персонала по осуществлению социальной деятельности?

Какие существуют квалификационные требования (какова компетентность) к специалисту и руководителю по осуществлению социальной деятельности?

Каковы основные функции служб по управлению социальным развитием организации?

Тема 1. Особенности развития детей от рождения до 7 лет

Физическое воспитание - это целостная система, в которой сочетается охрана и укрепление здоровья, совершенствование функций организма ребенка, его полноценное физическое развитие.

1. Развитие движений у ребенка первого года жизни

У новорожденного ребенка нет еще оформленных движений: существуют лишь простые рефлексы, некоторые движения, связанные с питанием, приспособлением к повой окружающей его среде. Он не может поднять голову, передвинуться в пространстве, у него преобладает тонус мышц-сгибателей (обычно это выражено в сжатых кулачках, прижимании рук к груди и ног к животу).

В течение первых трех месяцев в нервно-психическом развитии ребенка происходят значительные сдвиги: развивается зрение, слух, возникает и развивается радостное состояние, изменяется характер общих движений, и некоторые движения оформляются. К концу второго или третьего месяца при условии целенаправленного воспитания ребенок постепенно овладевает умением самостоятельно поднимать и удерживать голову, когда он лежит на животе или находится в вертикальном положении на руках у взрослого. Начиная с 3 и постепенно к 6-7 месяцам в процессе воспитательных влияний оформляются движения рук и развиваются подготовительные движения к ползанию, сидению и стоянию; совершенствуется деятельность органов чувств (зрительный и слуховой анализаторы в целом). Ползание - как и подготовительное к нему переворачивание со спины на живот - укрепляет мышцы рук, ног, грудной клетки и брюшного пресса. В этот же период ребенок овладевает подготовительными движениями к стоянию и ходьбе: «подтанцовывание» с помощью взрослого и поддерживание позы ребенка - сначала подмышки, а позднее за руки. Постепенно он овладевает этой позой и начинает ровно стоять, разогнув ножки в коленных и тазобедренных суставах.

2. Развитие движений у ребенка второго года жизни.

У детей второго года жизни развитие происходит на основе уже имеющихся первоначальных навыков самостоятельной ходьбы. Ребенок соединяет с этим движением простейшие действия и испытывает в них большую потребность. У ребенка этого возрастного периода оформляются все основные движения, за исключением бега и недоступных еще пока ему прыжков. Он упражняется в хождении и лазанье, преодолевает различные препятствия (перешагивание через палку, ходьба по ограниченной дорожке, доске, горке, лестнице и т. п.), катает и бросает мяч, возит коляску, играет с разными игрушками. Помимо действий по инициативе ребенка, взрослый организует для него игры (догонялки, прятки, игры с мячами и др.), развивающие целый комплекс движений. Большую роль на этом возрастном этапе играет формирование предметных действий, которые способствуют совершенствованию его моторики в целом и являются в данный период ведущей деятельностью. Эти действия с предметами (с флажками, мячом, обручем, различными игрушками) бывают связаны по большей части с передвижением ребенка, с упражнениями, требующими известной координации.Постепенно, к концу второго года жизни, выполняемые упражнения в игровой форме открывают ребенку новые возможности подражания, когда он может проследить движения взрослого и на этой основе создать себе образ действия, а затем попытаться воспроизвести его.

3. Развитие движений у ребенка третьего года жизни

В условиях систематического руководства ребенок на третьем году жизни овладевает ходьбой, лазаньем, начинает бегать. Однако все эти движения еще мало координированы и недостаточно точны. Ребенок чувствует потребность в частой смене движений, не может сохранять неподвижную позу, нуждается в чередовнии движений и отдыха. По сравнению с предыдущим годом увеличивается вес и рост, изменяются пропорции тела, вес более развивается нервная система, повышается ее работоспособность. Улучшается регулирующая роль коры головного мозга, значительно быстрее формируются условнорефлекторные связи, развиваются тормозные процессы. Для развития разнообразных движений используются игрушки и физкультурные пособия, вызывающие у детей интерес и желание двигаться: обручи, вожжи, шары, мячи, трехколесные велосипеды и др. При ходьбе постепенно исчезают липшие, мешающие ребенку движения, что ведет к их экономии и начальной координации. Развивается некоторая самостоятельность пространственных ориентировок, умение смелее и в то же время спокойнее двигаться на ограниченной, наклонной и поднятой над поверхностью пола плоскости (доски, дорожки и т. д.).

Ребенок постепенно учится согласовывать движения рук и ног, что благоприятствует развитию координации в работе различных мышц; он учится согласовывать свои движения с движениями других детей, приучается своевременно реагировать па сигналы извне, требующие изменить характер движения, его темп, силу или совсем прекратить движением остановиться. Все большее место начинают занимать подвижные игры.

4. Развитие движений у детей четвертого года жизни

Как известно, для детей этого возраста характерен несколько замедленный темп физического развития, но в то же время идет интенсивное окостенение скелета. Несмотря на заметный сдвиг в развитии нервной системы, работоспособность ее невелика и при малейшей перегрузке быстро наступает утомление. Условные рефлексы вырабатываются быстро, однако закрепляются медленно, поэтому приобретенные элементарные навыки движений непрочны и могут легко нарушаться. Ходьба ребенка трех лет сохраняет многие признаки, типичные для преддошкольников: еще заметны неустойчивый темп, недостаточность координации руки ног, неуверенность ориентировки в направлении, тенденция к сгибанию туловища и некоторого его колебания. Однако бегают дети значительно лучше и с достаточно хорошей координацией рук и ног. Этому способствует приспособленность самого тела к бегу: центр тяжести расположен ближе к передней части туловища, чем у взрослых. Совершенно новым движением для ребенка трех лет являются прыжки. Это движение появляется еще в предыдущей группе, однако вначале оно выражается лишь в форме пружинящего движения без отрыва ног от пола. В процессе лазанья у некоторых детей отмечаются еще приставной шаг и нечеткая координация рук и ног. Трудны им приемы метания, требующие обязательного чувства равновесия, но постепенно дети подводятся к этим умениям (бросание мяча, шишек на дальность, в горизонтальную цель).



5. Развитие движений у детей пятого года жизни

Показатели возрастной физиологии ребенка трех и четырех лет не очень различны, особенно в первой половине пятого года жизни. Однако постепенно закономерный процесс роста и развития всего организма под влиянием двигательных упражнений заметно изменяет показатели, имевшиеся вначале. Во второй половине года ребенок по многим признакам все более приближается к старшему возрасту: вес и рост тела, увеличиваются; продолжается дальнейшее окостенение скелета; значительно развивается мышечная и нервная системы. Ребенок становится крепче и самостоятельнее, он очень подвижен и неутомим. Однако эта подвижность, проявляющаяся под влиянием эмоциональности и заглушающая субъективное чувство усталости, не соответствует часто его силам и действительно наступившему утомлению. Поэтому двигательная деятельность детей требует контроля взрослого. В этот возрастной период совершенствуются психические процессы ребенка. Внимание и восприятие становятся более устойчивыми, развивается способность к пониманию существенных признаков предметов и явлений, причинных связей в явлениях, способность к некоторым обобщениям.

Все это облегчает воспитателю руководство развитием движений в процессе систематического обучения детей. Ребенок понимает поставленную перед ним задачу, может осмыслить основные требования к выполнению движений.

6. Развитие движений у детей шестого года жизни

С пятилетнего возраста наступает период интенсивного формирования двигательных навыков. Для этого имеются известные предпосылки: заметно изменяются пропорции тела, что создает устойчивость позы, совершенствуется чувство равновесия, улучшается координация движений на основе совершенствования функций нервной системы и приобретенного опыта; увеличивается сила мышц. В ходьбе наблюдается координация верхних и нижних конечностей, устойчивость корпуса, ритмичный отрыв ног от почвы. Прыжки совершаются с большей уверенностью, легкостью и мягкостью приземления. Однако ввиду еще значительной подвижности позвоночника и возможного уплощения несформировавшегося свода стопы прыжки должны проводиться под строгим контролем воспитателя. В беге, лазанье и метании дети достигают заметного совершенствования: большая уверенность и точность движений, достаточно развитой глазомер, ловкость, целенаправленность и координация действий. Все это находится в зависимости от происходящих сдвигов в психической сфере ребенка. В условиях воспитания и обучения у ребенка складываются простейшие формы учебной деятельности: понимание учебной задачи, стремление к качеству выполнения ее, проявление любознательности, и интереса к результату своих усилий, удовлетворение от достигнутого.

7. Развитие движений у детей седьмого года жизни

Ребенок седьмого года жизни значительно отличается от ребенка 5 лет. Продолжающийся процесс окостенения делает позвоночник, более прочным. Близко к завершению окостенение мелких костей кисти и пальцев рук. Эти изменения придают телу ребенка большую устойчивость и облегчают ему выполнение таких движений, как повороты туловища, стояние на одной ноге и т. п. В движениях ребенка видна осмысленность, способность к самоконтролю, достаточно правильной оценке процесса и результатов движений как своих, так и товарищей («Я плохо замахнулся, потому и не попал в цель»). Совершенствование движений детей идет в процессе целенаправленных систематических упражнений под руководством воспитателя, постепенного овладения требованиями программы, осмысливания их и, в итоге, правильного выполнения. И если сравнить двигательные навыки детей седьмого года жизни с предыдущими возрастными показателями, становится ясным, какой большой путь развития прошел ребенок. Хорошая осанка и координация движений при ходьбе и беге, легкость в прыжках, меткость и уверенность движений в метании, быстрота и ловкость в лазанье-все это представляет собой известный сплав физических и психических сил ребенка. К моменту перехода в школу ребенок достигает достаточно прочных навыков, необходимых в жизни. Они являются основательным фундаментом для решения более сложных двигательных задач в школе.

Реферат по физической культуре

Тема: Физическое воспитание детей от рождения до 7 лет


1. Задачи и средства физического воспитания ребенка

1.1 Цель и задачи физического воспитания

1.2 Средства физического воспитания

1.3.Физические упражнения – основное средство физического воспитания

2. Возрастные особенности развития ребенка от рождения до 7 лет

2.1 Особенности развития ребенка раннего возраста

2.2 Особенности развития ребенка-дошкольника

2.3 Характеристика программ по физическому воспитанию

3. Физическое воспитание ребенка раннего возраста

3.1 Физическое воспитание ребенка первого года жизни

3.2 Физическое воспитание ребенка второго и третьего года жизни

4. Основная гимнастика в системе физического воспитания детей дошкольного возраста

Список литературы


1 . Задачи и средства физического воспитания ребенка

1.1 Цель и задачи физического воспитания

Целью физического воспитания является воспитание здорового, жизнерадостного, жизнестойкого, физически совершенного, гармонически и творчески развитого ребенка.

В соответствии с возрастными, анатомо-физиологическими и психологическими особенностями физическое воспитание решает оздоровительные, образовательные и воспитательные задачи. Они направлены на формирование у ребенка рациональных, экономных, осознанных движений; накопление им двигательного опыта и переноса его в повседневную жизнь.

Одна из главных задач физического воспитания – оздоровление ребенка.

Оздоровительные задачи направлены на охрану жизни и укрепление здоровья ребенка. Они способствуют гармоничному психосоматическому развитию, совершенствованию защитных функций организма посредством закаливания, неблагоприятным воздействиям внешней среды, увеличению работоспособности ребенка.

Оздоровительные задачи конкретизируются с учетом индивидуальных особенностей развития организма ребенка и направлены на:

Формирование правильной осанки;

Своевременное окостенение опорно-двигательного аппарата;

Формирование изгибов позвоночника;

Укрепление связочно-суставного аппарата;

Развитие гармоничного телосложения;

Регулирование роста и массы костей;

Развитие мышц лица, туловища, ног, рук, плечевого пояса, кистей, пальцев, шеи, глаз, внутренних органов – сердца, кровеносных сосудов, дыхательных мышц.

Оздоровление ребенка предполагает также совершенствование деятельности сердечно-сосудистой и дыхательной систем, развитие умения приспосабливаться к меняющейся нагрузке и внешним условиям. Для этого необходимо в процессе физического воспитания ребенка развивать у него подвижность грудной клетки, увеличивать жизненную емкость легких, способствовать тренировке механизмов терморегуляции, обеспечить тренированность нервных процессов, совершенствовать деятельность двигательного анализатора, органов чувств.

Кроме оздоровительных задач физическое воспитание включает в себя и образовательные задачи.

Они предполагают формирование двигательных умений и навыков; развитие психофизических качеств (быстроты, силы, гибкости, выносливости, глазомера, ловкости); развитие двигательных способностей (функции равновесия, координации движений).

В процессе физического воспитания ребенок:

Приобретает определенную систему знаний о физических упражнениях, их структуре, оздоровительном воздействии на организм;

Осознает свои двигательные действия;

Усваивает физкультурную и пространственную терминологию, получает необходимые знания о выполнении движений, спортивных упражнениях и играх;

Узнает названия предметов, снарядов, пособий, способы и правил пользования ими;

Ребенок познает свое тело, у него формируется телесная рефлексия.

В процессе физического воспитания осуществляются следующие воспитательные задачи:

Потребность в ежедневных физических упражнениях;

Умение рационально использовать физические упражнения в самостоятельной двигательной деятельности;

Приобретение грации, пластичности, выразительности движений;

Самостоятельность, творчество, инициативность;

Самоорганизация, взаимопомощь.

Благодаря физическому воспитанию

Создаются благоприятные условия для формирования положительных черт характера (организованности, скромности, отзывчивости и т.п.);

Закладываются нравственные основы личности (чувства собственного достоинства, справедливости, товарищества, взаимопомощи, ответственности за порученное дело, умение заниматься в коллективе);

Осуществляется воспитание волевых качеств (смелость, решительность, уверенность в своих силах, выдержка, настойчивость в преодолении трудностей, самообладание);

Прививается культура чувств, эстетическое отношение к физическим упражнениям.

Таким образом, физическая культура подготавливает ребенка к жизни.

1.2 Средства физического воспитания

Для решения задач физического воспитания дошкольников используются различные средства: гигиенические факторы, естественные силы природы, физические упражнения и др. Комплексное использование всех этих средств разносторонне воздействует на организм, способствует физическому воспитанию детей.

Гигиенические факторы играют важную роль в физическом воспитании. Они включают в режим дня, занятий, сна, бодрствования, питания; гигиену одежды, обуви, уборку групповых комнат, зала, физкультурных снарядов и пособий.

Здоровье человека невозможно без правильного, научно обоснованного, полноценного питания. От этого зависит функционирование желудочно-кишечного тракта, энергообмен в организме. Ребенок, получающий нормальное питание, растет и развивается правильно, гармонично.

Достаточно длительный, здоровый сон обеспечивает отдых и повышает работоспособность нервной системы.

Правильное освещение, соответственно подобранная мебель предупреждают заболевания глаз, нарушение осанки.

Соблюдение режима дня и двигательная активность приучают ребенка к организованности, дисциплинированности, готовности и в дальнейшем, в школе, соблюдать режим работы и отдыха.

Гигиенические условия пребывания ребенка в дошкольном учреждении и дома определены медицинскими рекомендациями.

Естественные силы природы (солнце, воздух, вода) повышают функциональные возможности и работоспособность организма. Они имеют огромное значение в закаливании организма, тренировке механизмов терморегуляции. Использование природных факторов в сочетании с физическими упражнениями повышает обменные процессы, приспособительные и защитные функции организма ребенка.

1.3 Физические упражнения – основное средство физического воспитания

Физические упражнения – основное средство физического воспитания. Они используются для решения комплекса оздоровительных и воспитательных задач, всестороннего развития личности ребенка.

Физические упражнения являются чрезвычайно эффективным средством профилактики и коррекции психофизического состояния организма.

Двигательные действия, совершаемые ребенком, многообразны: это труд, лепка, рисование, игра на музыкальных инструментах, игровая деятельность и т.д. совокупность его движений, объединенных в целостные действия, проявляется в активном отношении к жизни.

Двигательные действия способствуют удовлетворению потребности ребенка в движении и одновременно развивают его.

В психофизиологическом аспекте физические упражнения рассматриваются как произвольные движения.

Выполнение физических упражнений предполагает сознательную установку на достижение результата действия. Он соответствует конкретным задачам физического воспитания, при этом значительно активизируются мыслительные процессы, двигательные представления, память, внимание, воображение и т.д.

Форма физических упражнений представляет собой внутреннюю и внешнюю структуру. Внутренняя структура характеризуется взаимосвязью различных процессов в организме во время выполнения упражнения.

Внешняя структура – это видимая форма, которая характеризуется соотношением пространственных, временных, динамических параметров движения. Содержание и формы взаимосвязаны.


2. Возрастные особенности развития ребенка от рождения до 7 лет

2.1 Особенности развития ребенка раннего возраста

Жизнь ребенка начинается задолго до его появления на свет. В зависимости от условий внутриутробного развития организм новорожденного характеризуется широко варьированными физиологическими особенностями.

Физиологическая незрелость младенца характеризуется не только отставанием в развитии физиологических функций, возникших у него уже во внутриутробный период, но и более поздним ослаблением их интенсивности по сравнению с физиологически зрелым новорожденным.

В первые полгода жизни развитие движений ребенка характеризуется выраженностью безусловных рефлексов, на базе которых затем формируются условно-рефлекторные связи, совершенствующиеся в течение всей жизни.

Развитие центральной нервной системы ребенка происходит на базе врожденных безусловных рефлексов. У физиологически зрелых новорожденных детей вызванные рефлексы проявляются в ответ на раздражение различных участков поверхности кожи. Прежде всего, это хватательный рефлекс (новорожденного, ухватившегося за пальцы взрослого, можно понять, его хватка способна выдержать массу тела). Подошвенный рефлекс, который вызывается штриховым раздражением поверхности кожи внутреннего края подошвы, характеризуется разгибанием большого пальца и сгибанием остальных. Пяточный рефлекс вызывается умеренным надавливанием на пяточную кость и выражается в обобщенной двигательной активности, сочетаемой с гримасой плача, криком. У новорожденного ребенка наблюдается также шагательный, ползательный рефлексы. Он постепенно свертываются и вновь формируются под действием воспитания. Развитие нервной системы происходит на базе и других врожденных рефлексов: пищевого, ориентировочного, оборонительного, защитного.

0 - 12 месяцев: первая встреча с властью

Все родители ежедневно сталкиваются с необходимостью сказать «нет» крошечному малышу, который смотрит на них с умоляющими глазами и резко принимается плакать. Однако это не значит, что вы должны сдаться и во всем ему уступить. Наоборот, чем раньше вы установите правила, направляющие и защищающие ребенка, тем быстрее он повзрослеет.

К 6 - 7 месяцам малыши больше всего любят срывать очки с бабушкиного носа и дергать за мамино колье. Это совершенно нормально, они как раз переживают тот период развития, когда хочется исследовать незнакомые лица, пытаться засунуть пальцы в рот, нос, уши и дергать за блестящие и такие привлекательные для них украшения!

Вы не должны позволять ребенку так себя вести и смеяться над ним. Лучше, если вы мягко, но решительно отведете его руку и, сделав неодобрительное лицо, скажете: «Нет, это хорошая вещь, я ею очень дорожу, если ты будешь за нее дергать, ты ее сломаешь, и мне это не понравится!» Малыш в возрасте более 6 месяцев, услышав такое объяснение, способен осознать, что так делать нельзя, и переключит свое внимание на игрушки и погремушки. Мимика родителей в сочетании с жестами заставит его остановиться.

1 - 2 ГОДА: правило трех «нельзя»

С 12 месяцев поведением ребенка движет «гносеологический» порыв (это слишком сложное выражение объясняет, что ребенок жаждет приобрести новый опыт, хочет изучить окружающий его мир, двигаться, ходить, все трогать). Это желание независимости и открытий неизбежно ставит малыша лицом к лицу с опасностями. И тогда вы должны сообщить ребенку и применить в его воспитании то, что психологи называют правилом трех «нельзя»: нельзя подвергать себя опасности, нельзя подвергать опасности других и нельзя становиться домашним деспотом, то есть надо уважать других и их личные вещи.

Эти запреты должны быть объяснены ребенку в приказном порядке в тот момент, когда он только начал общаться с окружающим миром и передвигаться самостоятельно. Если вы этого не сделаете, если, к примеру, вы разрешите ему взобраться на стол, то он может упасть и ушибиться. Этот отрицательный опыт отобьет у него желание начать заново, и включатся механизмы торможения, которые будут препятствовать его движению вперед и его развитию.

Для быстрого и легкого усвоения жизненных правил и основ власти малышу необходимо естественно и с доверием опереться на воспитывающих его взрослых. Каждый раз, когда его привлекло что - то новое, ребенок оборачивается к родителю и ищет в его взгляде или словах разрешения, чтобы остановиться или продолжать. Если родитель зовет его или смотрит неодобрительно, то этого будет достаточно чтобы ребенок послушался и вернулся назад. Если мимика его одобрительна, если он говорит: «Давай, можешь идти!», ребенок обретает уверенность и продолжает свои действия. Родитель и ребенок согласованно руководят своими действиями. Власть старшего выражается без применения насилия, и ребенок усваивает основу поведения, которая является основой дальнейших отношений с обществом.

2 —3 года: противостояние родительского «нет» и «нет» самоутверждающегося малыша

К 2 годам ребенок склонен думать, что он центр вселенной и лишь с его желаниями следует считаться окружающим. Знаменитый психолог Жан Пиаже первым дал особую характеристику детям с 2 до 7 лет: им присущ эгоцентризм. Не путайте с эгоизмом ребенка, речь идет о способе мышления. В этом возрасте ребенку больше нравится брать, чем отдавать, и его бы вполне устроило, если бы все было для него.

Свое мнение он считает самым важным и не способен поставить себя на место другого. Вот откуда капризы и ужасные истерики, которые он устраивает, когда ему отказывают в том, чего он желает. Этот период самоутверждения в развитии ребенка продолжается до трех с половиной лет. В продолжение этой «фазы отрицания» ребенку необходимо сопротивляться взрослым и произносить слово «нет», чтобы стать отдельной личностью и самоутвердиться. «Он говорит «нет», чтобы сделать наоборот! - считает детский психоаналитик Франсуаза Дольто. В этот момент жизни необходимо, чтобы ребенок понял пределы своего всемогущества. Рекомендуется разрешить ребенку самовыражаться и развивать свою личность, но при этом нужно уметь сказать «нет» на «нет» ребенка.

Если ранее ребенок узнал ограничения, которые его защищают, то теперь ему просто нужны ограничения. Он не один на свете! По возможности вы должны объяснять ребенку, почему ему нельзя это делать, но в некоторых случаях нужно учить его правилам в резкой форме: «Перестань, я тебе сказала «нет» значит нет!», повышая голос и делая большие глаза. Чтобы это «нет» было полезным, можно обозначить запрет на время: «Ты еще очень маленький, ты сможешь это делать, когда будешь большой» и потом: «Нет, одному тебе нельзя, я тебе помогу». Ребенок примет ограничения в атмосфере доброжелательности и взаимного доверия». Ребенок более охотно принимает родительские запреты и страхи, когда его личное состояние души уважают, а родители к нему доброжелательны.

3 - 4 года: символические запреты

Конкретные правила жизни в обществе важны для ребенка, а вот запреты символические необходимы ему, чтобы помочь осознать власть. В возрасте эдипова комплекса маленькие девочки хотят выйти замуж за папу, а маленькие мальчики хотят жениться на маме. Любовь к одному из родителей толкает их занять место родителя - соперника, но при этом они чувствуют себя ужасно виноватыми, потому что, конечно, очень любят обоих родителей. Важно, что эдипово желание сталкивается с запретом инцеста, о котором сообщают ребенку родители, о том, что что дети не выходят замуж и не женятся на родителях.

Когда родители говорят «нет» желаниям ребенка, «нет» его несбыточным фантазиям, они проявляют свою власть и сталкивают ребенка лицом с реальностью. И тогда ребенок понимает, что должен считаться с желаниями других людей. Если вы будете говорить ему «нет», вы научите его четким жизненным правилам, которые помогут ему создать свою собственную внутреннюю безопасность. Он осознает, что он цивилизованное человеческое существо с такими же правами и обязанностями, как у всех.

4 - 6 лет: повседневные правила

Власть старших проявляется и в соблюдении распорядка дня, который организует ребенка. Утром мы встаем, одеваемся и завтракаем. Полдник в 16.30. Если ребенок не хочет его есть, пусть не ест. Не стоит давать ему конфеты или разрешать съесть полдник в 18.00. Вечером пора расставаться и идти спать на своей кровати. Если вы обучите ребенка этим установкам, поддерживаемым точными правилами, ребенок медленно, но верно может двигаться в сторону независимости.

Удивительно, что послушный ребенок гораздо более независим, чем непослушный. Если вы идете на поводу у всех желаний ребенка, он чувствует тревогу. А проявление власти может его успокоить. Только не стройте из себя примерного родителя, когда ребенок только родился. Власть проявляется и крепнет постепенно, во взаимодействии ребенка и родителя. Запреты налагаются мало - помалу. Нельзя требовать от ребенка всего и сразу. Воспитание - это не железная рука, вы должны не пытаться «согнуть» ребенка, а помочь ему стать хорошим человеком.

ЗА САМОДИСЦИПЛИНУ САМЫХ МАЛЕНЬКИХ

Томас Гордон, известный американский психолог, создатель воспитательного метода «эффективные родители», рассказывает о главных основах и пользе самодисциплины, привитой детям, даже самым маленьким

Направлять - не доминировать

Основная мысль: правильнее пытаться воз действовать на ребенка, чем навязывать ему собственные правила. Почему? Потому что неправильно думать, что дети подчиняются власти и силе. Они лишь к ним адаптируются. Между вседозволенностью и контролем, между снисходительностью и суровостью есть другие возможные методы воспитания.

Ограничить применение поощрения и наказания

Изменить поведение ребенка с помощью поощрения и наказания - это дело специалистов. Надо быть опытным бихевиористом, чтобы добиться результата с помощью метода «кнута и пряника». Согласно автору, лучше научить ребенка понимать причины своих действий, чем делать из него «собаку Павлова».

Делайте ставку на общение

Чтобы помочь ребенку найти себя в решении проблемы, у вас есть два инструмента: послание «Я» или как взрослый обращается к ребенку, выражая свое личное отношение к его поведению. Послание «Я»
полностью исключает осуждение. А вот внимательным, чутким, доброжелательным слушанием ребенка вы покажете ему, что поняли то, что он хотел выразить. Ваша цель - привести его к самостоятельному пониманию того, в чем его поведение было неправильным. Эти два ключа словесного общения сохраняют самоуважение ребенка и способствуют взаимному уважению.

Сотрудничать лучше, чем контролировать

Чем пытаться взять верх над строптивым ребенком, лучше искать выход из сложной ситуации без потерь. Сотрудничество не исключает возникновения конфликта, но позволяет более легко его разрешить.

Содержимое статьи

Сколько нужно спать ребенку, чтобы его организм успевал как следует отдохнуть и восстановить потраченные силы? Многие родители, беспокоящиеся о состоянии своего малыша, задаются этим вопросом, понимая, что обеспечить ему полноценный отдых так же важно, как и позаботиться о здоровом питании и физическом развитии. И это касается не только новорожденных - чем старше ребенок становится, тем с большими нагрузками ему приходится сталкиваться, а значит, крепкий сон для него по-прежнему необходим как воздух. Попробуем разобраться, что нужно знать родителям о нормах сна для детей, и как можно исправить ситуацию, если окажется, что малыш отдыхает слишком мало.

Сколько спит ребенок от года до трех лет

На первый взгляд может показаться, что вести разговор о каких-либо нормах сна у детей абсолютно бессмысленно - ребенок ляжет спать, как только устанет, а, хорошенько отдохнув, проснется и снова будет бодрым и веселым. Но на практике такая идеальная ситуация складывается далеко не всегда. Спокойный и покладистый от природы малыш, вдоволь наигравшись и основательно подкрепившись, действительно без капризов может отправиться в кроватку, не доставляя взрослым ни малейшего беспокойства. Но если грудничок легко возбудим, его чрезмерная активность часто бывает причиной слез и истерик вплоть до переутомления и даже синдрома гиперусталости. Именно для таких детей распорядок дня и здоровый сон важны в первую очередь - это залог хорошего настроения и полноценного развития. А значит, родителям необходимо знать, какой должна быть продолжительность их дневного и ночного сна в часах - суточная норма отдыха, своя для каждого возраста, поможет им понять, достаточно ли у ребенка времени, чтобы восстановить потраченные силы и зарядиться энергией.

Сколько примерно спят дети до 5 лет

В первые месяцы жизни новорожденные проводят во сне практически все время, за исключением коротких промежутков, необходимых, чтобы подкрепиться. Отдыхать до 20 часов в сутки в этом возрасте вполне нормально - так организм младенца адаптируется к новым внешним условиям. Поэтому родителям не стоит беспокоиться, если их малыш засыпает сразу же после кормления, и уж тем более, специально будить его, если кажется, что он отдыхает слишком долго - уже к 3 месяцам промежутки бодрствования и активных игр станут длиннее, а общее время сна сократится до 14-17 часов в сутки.