«Брак - это свободный равноправный союз мужчины и женщины, заключённый с соблюдением порядка и условий, установленных законом, имеющий целью создание семьи и порождающий между супругами взаимные личные и имущественные права и обязанности. В древнерусском лексиконе слово «брачити» означало что-то отбирать (выбирать хорошее или отклонять плохое). Отсюда двусмысленность слова «брак» и в семейном праве, и в обыденной речи («забракованный товар»). В других языках такой двусмысленности нет. Так, в украинском, белорусском, польском, чешском и других языках славянских народов брачный союз определяется словом «шлюб» (от древнеславянского термина «сълюбъ», «сълюбытись», что означает «договориться»).Основываясь на положениях законодательства и теории, можно выделить следующие признаки брака. Во-первых, брак - это союз мужчины и женщины. Слово «союз» шире, чем слово «сделка» или «договор». Помимо распределения обязанностей в семье (если такое в семье производится точно и определённо) союз мужчины и женщины предполагает некую духовную общность, пред-расположенность их друг к другу, предпочтение другим. Во-вторых, брак - это единобрачный союз, т.е. союз, в котором предпочтение отдается лишь одному партнеру. В-третьих, брак - это свободный союз.
Вступление в брак свободно и добровольно, равно как в принципе свободно и расторжение брака. В-четвёртых, брак - это равноправный союз. Мужчина и женщина, вступающие в брак, равны между собой как в отношении личных прав (на фамилию, место жительства, выбор профессии, воспитание своих детей), так и в отношении имущества, нажитого совместным трудом во время брака. В-пятых, и это признак является обязательным, как и шестой, брак - это такой союз, который зарегистрирован в органах загса (органах записи актов гражданского состояния). В-шестых, брак - это такой союз, который порождает между супругами юридические права и обязанности. Это касается и мужчины, и женщины. Если права одной из сторон окажутся нарушенными, то на их защиту встанет суд.
Для заключения брака необходимо достижение брачующимися брачного возраста, установленного законодательством страны. Во многих обществах существует запрет на близкородственные браки. В некоторых странах существуют и некоторые другие ограничения для вступления в брак. Брак пользуется охраной и покровительством законов лишь при заключении его с соблюдением установленных условий и влечёт за собой известные юридические последствия в области личных и имущественных прав и обязанностей супругов по отношению друг к другу и к детям».
(По материалам СКРФ )
21. Какое определение понятию «брак» даёт автор статьи? На основе чего возникла двусмысленность определения «брак»?
24. Приведите положение текста, указывающее на области, в которых заключение брака влечёт за собой юридические последствия. Запишите два условия вступления в законный брак, которые не названы автором текста.
Брак - это равноправный союз мужчины и женщины, заключённый с соблюдением порядка и условий, установленных законом, имеющий целью создание семьи и порождающий между супругами взаимные личные и имущественные права и обязанности.
Двусмысленность определения возникла потому, что в древнерусском, лексиконе слово «брачити» означало что-то отбирать (выбирать хорошее или отклонять плохое).
В правильном ответе должны быть названы:
отличия понятий «брачный договор, сделка» и «брачный союз». Слово «союз» шире, чем слово «сделка» или «договор», кроме распределения обязанностей в семье (если такое в семье производится точно и определённо) союз мужчины и женщины предполагает некую духовную общность, предрасположенность их друг к другу, предпочтение перед другим;
свободный брак: вступление в брак свободно и добровольно, как свободно расторжение брака.
Обязательные характеристики брака: 1) регистрация в органах загса и порождением этим юридических обязательств между сторонами;
Аргумент: закон защищает любую из сторон от нарушения её прав (закон удерживает стороны от нарушений прав другой стороны, закон налагает обязательства на каждую из сторон) и способен принудить к исполнению своих обязанностей в браке.
Наступают «юридические последствия в области личных и имущественных прав и обязанностей супругов по отношению друг к другу и к детям».
Условия вступления в законный брак:
дееспособность вступающих в брак;
лицо, вступающее в брак, не должно состоять в другом зарегистрированном браке;
не допускается заключение брака между усыновителями и усыновлёнными.
Развивающаяся и функционирующая по своим законам. Она зависит от общества, существующего политического строя, экономических, социальных и религиозных отношений. И одновременно семья — относительно самостоятельная ячейка общества.
Брак представляет собой начало и ядро семьи. Характер супружеских отношений зависит прежде всего от того, какие мотивы обусловили заключение данного брачного союза. Воздействие на семью экономического базиса общества и всего социального бытия в значительной степени осуществляется через мотивы и опосредуется ими. Если брак многие ученые определяют как санкционированную обществом социально и личностно целесообразную устойчивую форму половых отношений, то семья — малая социальная группа, основанная на единой общесемейной деятельности, связанная с узами супружества — родительства — родства.
Хотя основу семьи составляет брачная пара, однако есть семьи, которые живут под одной крышей, ведут одно хозяйство, воспитывают детей, но юридически их брак не оформлен. Есть и неполные семьи, где отсутствует один из родителей или оба родителя. Бывают нуклеарные семьи (вместе проживают родители и дети) и расширенные (супружеская пара, дети, родители одного из супругов: дедушка, бабушка). Так, в нынешней семье мы видим реликты прошлых вековых семейных отношений и ростки будущей семьи.
С развитием общества изменяются брак и семья. Законодатели, специалисты по семейно-брачным отношениям все более признают необходимость договорных основ брака. Такой брак — добровольный союз между мужчиной и женщиной, в котором обе стороны должны иметь одинаковые права. Возможно, это будет в правовом государстве, о котором мечтал еще Иммануил Кант. По этому поводу он говорил, что идеальное состояние общества — это правовое государство и правовые межгосударственные отношения, обеспечивающие всеобщий мир. Мир должен царить и в каждой семье за счет соблюдения не только нравственных, но и правовых норм.
Семья выполняет ряд функций , обеспечивающих жизнедеятельность общества. Важнейшими из них, по мнению большинства специалистов, являются репродуктивная, воспитательная, хозяйственно-экономическая и рекреационная.
Первая функция (репродуктивная) — это воспроизводство себе подобных. Чтобы человеческий род не прекратил свое существование, общество не превратилось в интернат для престарелых, уровень населения не снизился, необходимо, чтобы в каждой российской семье было не менее 2-3 детей. Социально-демографическая обстановка в России вызывает большое опасение за ее будущее. Население не только катастрофически стареет, но просто вымирает. Общество испытывает на себе тяжелейший прессинг политических и экономических проблем. Обнищание народа, резкое снижение уровня жизни, структурные процессы перестройки промышленности и связанное с этим вынужденное высвобождение трудовых ресурсов, потери в заработках и престижности профессии — эти и многие другие невзгоды сегодняшней реальной жизни тяжелым бременем лежат на обществе и семье как его ячейке.
К проблемам современного общества , сдерживающим деторождение, можно отнести и ранние браки, составляющие категорию риска и дающие половину всех разводов. Если в странах Европы брачный возраст составляет 28 лет, в Японии — 30-33 года, то у нас планка снижается до 18 лет. Практически до 24 лет молодые люди — иждивенцы, а, по сути, 18-летние супруги остаются иждивенцами до 40 лет. Ранний брак, за редким исключением не дает им возможность завершить образование, приобрести профессию, а соответственно, лишает шанса занять более престижное и высокооплачиваемое положение. Нехватка денег, проблема с жильем, нежелательная беременность и роды — все это усугубляет неустойчивое положение молодой семьи, приводящее к разводу. Известна тревожная статистика разводов в нашей стране: сейчас половина молодых семей распадается в первый год жизни, две трети — в первые пять лет, в 70% семей, не распавшихся после пятилетней жизни, супруги находятся в напряженных отношениях.
Другая сторона проблемы рождаемости — внебрачные дети. Сейчас каждый третий ребенок в России рождается вне брака, а в возрастной группе матерей в 16-18 лет — почти половина. Большинство таких новорожденных прямо из роддома отправляются в дома малютки, так как мамы от них просто отказываются. И это еще не самое тревожное. Если 10-15 лет назад рождение больного ребенка было исключением из правил, то сейчас это исключение относится к здоровому ребенку. Растет патологический груз прежде всего врожденная умственная отсталость.
В связи с названными и другими трудностями, почти 20% опрошенных супругов вообще не желают иметь детей. Чаще всего это встречается в семьях интеллигенции. Различается также рождаемость по регионам страны. Депопуляция охватила почти 70 регионов России. Перспектив на преодоление этого барьера пока не видно. Положение женщин-работниц, особенно матерей-одиночек таково, что им нелегко прокормить хотя бы одного ребенка, а женщине — безработной и самой прожить на пособие по безработице практически невозможно. Фактически семьи до минимума ограничивают репродуктивную функцию. Особенно в крупных городах.
Руководство четко понимает важность и актуальность решения указанной проблемы для современного российского общества. Поэтому помощь семье — одна из ключевых задач.
Воспитательная функции семьи не может быть заменена никаким другим институтом. По мысли Аристотеля, “семья есть первый вид общения” и важнейший элемент государственного устройства, где счастливая жизнь должна строиться в соответствии с добродетелью и законодательством о браке, обеспечивающем рождение здоровых детей, прописывающем пути воспитания будущих граждан.
Однако воспитательная роль семьи снижается. Причины этого явления мы обозначили. Кроме того, снижение воспитательной роли семьи обусловлено происходящими в ней переменами. В современной семье формально супруги равны. Но большая часть забот лежит фактически на женщине, в том числе и воспитание детей. В этом есть немало и плюсов, и минусов. Часто встречаются семьи, где дети просто предоставлены улице, самим себе или стремятся делать бизнес мойкой машин, сбором бутылок и т. д., забывая об учебе в школе.
Социологи называют несколько типов семейного воспитания:Объективные условия, сложившиеся в современной России, пропагандируемые духовные ценности, способствуют воспитанию такого типа личности. Насаждаемый индивидуализм может способствовать войне каждого против всех.
Очень обширна хозяйственно-экономическая функция семьи . Она включает широкий спектр семейных отношений: ведение домашнего хозяйства, бюджета, организация потребления и досуга и т. д. Велико значение семьи в организации потребления и быта. В ней не только удовлетворяются, но отчасти и формируются материальные потребности человека, создаются и поддерживаются определенные бытовые традиции, осуществляется взаимопомощь в ведении домашнего хозяйства.
Важное значение для жизни каждого человека (большого или маленького) имеет рекреационная (восстановительная) функция семьи. Как говорилось в “Домострое”, чтобы в семью “как в рай войти”. Специалисты утверждают, что хорошая семья — это половина успеха в карьере, бизнесе, учебе и т. д. Мы живем в условиях гонки за лидером. Американцы не зря говорят, чтобы стоять на месте, надо быстро бежать. Бегут все. И чтобы каждый день преодолевать эту марафонскую дистанцию, надо быть в хорошей форме. Форма восстанавливается и поддерживается в хорошей семье. Она должна стать местом отдохновения и вдохновения, уверенности в себе, нужности близким создать очень важное для предприимчивого человека чувство психологического комфорта, сохранить высокий жизненный тонус.
Рекреационная функция семьи проявляется тем эффективнее, чем выше культура семейно-брачных отношений . Здесь мы выходим еще на один аспект проблемы — культуры семейной жизни как части культуры (духовной, нравственной и т. д.) общества. В этой сфере общества, как и во многих других, мы видим если не регресс, то застой. Общая “варваризация” нравов очень болезненно сказалась на семье. Усилились негативные тенденции в ее функционировании. Растет число разводов, обездоленных детей. В 2008 г. в России распалось около 950 тысяч семей. Более 700 тысяч детей остались без одного из родителей. Причин здесь чрезвычайно много: и экономическая самостоятельность женщин, и влияние урбанизации, а с ней рост социальной анонимности, и научно-техническая революция, и ее влияние на интенсификацию труда, особенно связанного с конвейерным или глубоко технологичным производством, причинами социально-экономического, культурного, этнического, религиозного характера.
Один из важнейших показателей качества семейного союза — уровень и качество межличностных отношений супругов.
Основной инструмент взаимодействия уже не договор, а согласие.
Чтобы семья была благополучной, поведение одного супруга в его семейной роли не противоречило представлениям другого, представления о браке женщины и мужчины должны либо быть, либо стать совместимыми. “Подгонка” представлений, ликвидация возможного их конфликта совершается не всегда гладко на стадии первичной ролевой адаптации супругов.
Общая мотивация семейного союза включает четыре ведущих мотива, если ориентироваться в своих ожиданиях на: хозяйственно-бытовой союз, т. е. искренне считая, что главное в семье — хорошо налаженный быт, высокие заработки, счет в банке, позволяющий вести хорошо обеспеченную или нормальную (как у всех) жизнь; на нравственно-психологический союз, желая найти верного друга и спутника жизни, хорошо понимающего именно его (ее), способного быть рядом в радости и в беде, в труде; на семейно-родительский союз, считая, что главная функция семьи — рождение и воспитание детей; на интимно-личностный союз, видя его основную цель в неиссякающей взаимной любви.
Хорошо, если представления об этом супругов с самого начала совпали. Иначе конфликты в семье неизбежны, особенно в острые, переломные, кризисные периоды семейной жизни, когда обнажаются и сталкиваются нередко бессознательные, не выявленные ранее противоречия в ожиданиях супругов, их взаимные претензии.
Необходимость нравственно-психологической адаптации супругов друг к другу, не ощутимая в первое время упоения горячей и слепой любовью, важность совмещения , идеалов, интересов, ценностных ориентаций, установок, а также личностных и характерологических особенностей, напоминают о себе в дальнейшей жизни . Муж и жена должны иметь много точек соприкосновения. Взаимное соглашение мужа и жены должно превышать некий средний уровень, без чего совместная жизнь супругов оказывается либо недолгой, либо начисто испорченной .
Интимно-личная адаптация заключается в достижении супругами физиологической и морально-психологической удовлетворенности друг другом в интимных отношениях. Жесткая запрограммированность на какую-то сверхинтенсивную половую жизнь совсем не обязательна .
Адаптация к семейной жизни предполагает приспособление супругов и к новому для них статусу мужа и жены, к связанным с ним ролям, а также согласование образов внесемейного поведения, и включения супругов в круг взаимных родственных связей с тещей, тестем, свекровью и т. п.
Чем отличаются дружные семьи от недружных ? Прежде всего степенью взаимоприспособления супругов. В дружной семье постепенно сближаются их потребности, интересы, желания и намерения. Интересы мужа становятся интересами жены, и наоборот. В конфликтном браке крайняя автономность двух “Я” сохраняется. Потребности, желания и намерения обоих супругов часто противопоставлены, а процессы сближения двух “Я”, взаимоотождествления мужа и жены идут очень медленно. Когда любовь между супругами постепенно угасает, не переходит в прочную супружескую дружбу , не устанавливаются взаимопонимание, взаимная психическая поддержка, растет замкнутость и отчужденность. Порой, часто теряется взаимное уважение, наблюдается рассогласование стремлений в сфере домашних дел и накапливаются отрицательные чувства, эмоции по отношению друг к другу, которые значительно превышают положительные эмоции. Иногда бывает, особенно у молодых пар, что растет непозитивная адаптация особо рода. Суть ее — в чрезмерном привыкании супругов друг к другу и потере необходимой дистанции, стыдливости, забвении супружеской любви.
Осложняющим фактором может быть очень различие в интеллектуальном развитии, в уровне образования и культуры. В первые годы брака это не так остро чувствуется из-за молодости супругов, страстной физической любви, половой гармонии и сексуальной удовлетворенности. Впоследствии это различие, если не сгладится, будет мешать. Правда, брак при различии в интеллектуальном развитии может быть и прочным, если есть хороший материально-финансовый базис, и сложились отношения друг с другом, оба любят детей и т. п.
Семья как социальный институт призвана выполнять следующие функции.
Семья выступает как главный социальный институт, через который общество упорядочивает, регулирует естественные сексуальные потребности людей. Конечно, в обществе имеются и другие возможности удовлетворения упомянутых потребностей. В патриархальных семьях добрачный сексуальный опыт строго запрещается (по крайне мере для женщин). Пуританские нравы, связанные с религиозными запретами и широко распространенные в европейской культуре в прошлые века (вспомним трагедию И.В. Гёте «Фауст» и страдания юной неопытной Гретхен), в современном обществе сменились новой «философией брака». Сегодня вступление в брак девственников многими считается абсурдным, а к добрачным сексуальным связям относятся более чем терпимо.
Естественная убыль населения должна постоянно воспроизводиться новыми поколениями, причем предпочтительны физически и психически здоровые дети. Выполнение этой важной функции, без которой общество перестанет существовать, возложено главным образом на семью. При этом для общества важно регулировать рождаемость, с тем чтобы избежать демографических взрывов или спадов.
Семья является основным носителем культурных образцов, транслируемых из поколения в поколение. Именно в семье ребенок приобщается к культуре общества и его традициям, приобретает знания о правилах поведения в обществе, нормах морали, понятиях чести, добра, справедливости. Можно сказать, в семье закладываются основы формирования человека как личности, выясняются способности, осуществляется выбор профессии будущего работника. Главным способом семейной социализации является копирование детьми моделей поведения взрослых членов семьи.
Психиатры, социологи, юристы, педагоги свидетельствуют, что люди, лишенные в детстве ласки в семье, воспитанные в детских домах без отца и матери, чаще других подвержены соматическим заболеваниям, психическим расстройствам, девиантному поведению. Забота и любовь близких, доверительные эмоциональные контакты с отцом, матерыо, братьями, сестрами — жизненно необходимый элемент существования каждого, залог его психического и душевного здоровья, оптимистического настроя и успехов в жизни. Особенно важна поддержка семьи в трудную для человека минуту, в жизненных испытаниях и невзгодах, когда весь мир кажется ему враждебным и только семья становится опорой и помогает справиться с ситуацией. Вину, стыд или гордость за человека, как правило, разделяют все члены его семьи. Во всех обществах институт семьи осуществляет в разной степени физическую, экономическую и психологическую защиту своих членов.
Семья, как правило, удовлетворяет первичные потребности человека — кормит, одевает, обувает, дает крышу над головой. Вследствие этого члены семьи ведут общее хозяйство. В семье не только складываются определенный быт, образ жизни, но и накапливаются материальные блага, которые дети получают от родителей в наследство, а затем передают своим детям и т.д. Принадлежность семьи к определенному социальному слою во многом определяет его судьбу человека.
Динамичность современного общества привела к изменениям такого традиционного института, как семья. Во-первых, налицо тенденция к снижению числа заключенных браков. Во-вторых, возрастает число разводов. В-третьих, растет число разведенных женщин, не вступивших в повторный брак, и женщин, имеющих внебрачных детей. В-четвертых, очень много детей воспитывается без одного из родителей. В-пятых, число людей, имеющих детей, заметно уменьшается и наблюдается дальнейшая тенденция к бездетности семейных пар. В-шестых, монополия семьи на регулирование интимных отношений взрослых частично разрушается свободой нравов.
Современные женщины имеют равные с мужчинами возможности в сфере бизнеса, что, разумеется, прогрессивно. Но подобная тенденция неминуемо изменяет характер отношений в семье. В частности, ожидается, что зависимость ребенка от родителей будет сведена к минимуму. Раннее взросление и выход «оперившихся» детей в жизнь предоставляют возможность родителям уделить больше времени и внимания друг другу, что также влияет на характер межличностных отношений между поколениями.
В промышленно развитых обществах забота о здоровье пожилых людей, об инвалидах стала функцией медицинских учреждений, специальных домов для престарелых, хотя члены семьи и сегодня по-прежнему решают вопрос о том, обращаться ли за помощью к врачам, дают согласие на операцию или под свою ответственность выписывают больного и т.д. Страхование жизни, пособия по безработице и фонды по социальному обеспечению отчасти берут на себя экономическую и хозяйственную функцию семьи, частично поддерживая людей в экономически нестабильное время. Таким образом, семья утрачивает часть присущих ей функций, осуществляя только некоторые из них (например, функцию эмоциональной поддержки членов семьи).
Какое будущее ожидает семью? Означают ли перемены в семейной жизни, которые мы наблюдаем, что семья достигла состояния глубокого распада и этот процесс необратим? Довольно часто специалистами высказывается точка зрения, согласно которой традиционная семья отошла в прошлое и ее возрождение не предвидится. Однако есть и другая, более обоснованная позиция. За тысячелетия существования семьи как социального института она претерпевала многочисленные изменения, изменялись и по-прежнему меняются ее функции, формы брака. Однако семья как маленькая ячейка общества всегда будет занимать особое место среди социальных институтов, управляющих воспроизводством, социализацией и регулированием интимных отношений. Разумеется, функции семьи будут меняться, будет увеличиваться число форм семьи, вероятно и увеличение семей, где пары ведут совместную жизнь без вступления в официальный брак.
Таким образом, семью можно рассматривать как малую группу и особый социально-культурный институт, связывающий индивидов общностью быта и взаимной моральной ответственностью. Семья — древнейшая и наиболее распространенная из малых социальных групп. Ее основаниями являются совместная жизнь и хозяйство, взаимопомощь, духовное общение. Семья — фундамент общества, поскольку именно она формирует основные качества человека и вводит его в мир социальных отношений.
Семья - малая группа и особый социально-культурный институт, связывающий индивидов общностью быта и взаимной моральной ответственностью. Основаниями семьи являются совместная жизнь и хозяйство, взаимопомощь, духовное общение. Согласно Аристотелю, семья - фундамент общества, поскольку именно она формирует основные качества человека и вводит его в мир социальных отношений.
Семья одновременно является и малой социальной группой, и социальным институтом, поэтому ее можно рассматривать по меньшей мере с двух точек зрения. Рассматривая семью как малую группу, мы концентрируемся прежде всего на личных отношениях между членами семьи (стилях семейных отношений, психологическом климате, внутрисемейных конфликтах, мотивах вступления в брак, причинах разводов и т.д.). Говоря о семье как социальном институте, мы анализируем роль и функции семьи в обществе, нормы и санкции, ролевые ожидания от членов семьи.
Семья - одна из древнейших и наиболее распространенных малых социальных групп. От других малых групп ее отличают следующие особенности:
о семья - это группа, связанная родственными узами. Все члены семьи связываются в единое целое чувствами супружеской и родительской любви, заботы и привязанности; о в семье осуществляется воспроизводство человека, обеспечиваются воспитание новых поколений и забота о пожилых членах семьи. Воспроизводство в семье может рассматриваться в двух смыслах: в прямом - рождение детей и косвенном - воспитание детей в духе традиционных ценностей.
Во многом семья является культурным и социальным следствием физиологической противоположности мужского и женского пола, характерной для высокоразвитых форм жизни. Каждый пол сам по себе ограничен - для создания новой жизни и возмещения своей ограниченности он должен стремиться к другому полу. В этом стремлении усматривается биологическая основа для формирования любви и семейных связей.
На самых ранних этапах развития человека семьи не существовало. Многие исследователи говорят о промискуитете - состоянии, когда каждый мужчина и каждая женщина в равной мере принадлежали всем другим. Половые связи были беспорядочны и не ограничены запретами.
На этапе родового общества возникает понимание того, что близкородственные половые отношения ведут к ослаблению рода, и на подобные связи налагается табу. В это время появляется групповая семья, в которой все женщины одного рода принадлежат мужчинам другого. Однако групповая семья еще не является семьей в полном смысле слова, а только переходной формой к ней.
В европейской культуре при господстве иудео-христианских традиций семейными признаются только отношения между одним мужчиной и одной женщиной. Религия и сейчас является ведущим институтом, поддерживающим традиционную семью и наиболее последовательно выступающим против разводов, абортов, внебрачного секса ит.д. Как правило, традиционной считают сложную семью, состоящую из представителей разных поколений и обеспечивающую развитую систему взаимопомощи. Такие семьи обычно не только многопоколенны, но и многодетны.
С развитием буржуазных отношений и улучшением качества жизни формируется нуклеарная семья - супруги с детьми, живущие отдельно от родителей. Такая семья отличается мобильностью, самостоятельностью в принятии решений и свободой самовыражения. Эти качества более соответствуют современности, поэтому сейчас нуклеарная семья является самой распространенной.
Можно выделять и другие типы семьи: по преимущественной ориентации (на деловую деятельность, на взаимоотношения с другими, на себя); по числу детей (бездетная, однодетная, многодетная семьи); по числу родителей (полная и неполная); по стилю отношений (авторитарный, демократический и попустительский) и т.д.
Обычно понятие семьи тесно связывают с понятием брака. Однако эти понятия не тождественны: семья может существовать без оформления брака, также как не всякий брак является показателем реальности и прочности семейных отношений.
Брак - это юридически оформленный добровольный союз женщины и мужчины. Основаниями для брака признаются правовые нормы, а не моральные: брачный союз лишь определяет систему прав и обязанностей. Таким образом, брак есть средство оформления семьи и форма общественного контроля над ней. Как правило, брак подразумевает регистрацию в государственных органах или в религиозных институтах, наделенных такими полномочиями.
Традиционно выделяются три развитые формы брачных (семейных ) отношений, особенности которых культурно и социально обусловлены:
О моногамия - союз одного мужчины и одной женщины. Эта форма семьи возникла в период, когда развитие земледелия позволило супружеской паре прокормить и воспитать детей без вмешательства всего рода; с тех пор она является наиболее распространенной;
о полигамия (многоженство) - форма, традиционная для исламской культуры и некоторых первобытных обществ. В Древней Греции существовала и временная полигамия: в период после больших войн, резко сокращавших мужское население, мужчинам разрешалось иметь несколько жен. После восполнения потерь населения полигамные браки официально отменялись;
о полиандрия (многомужество) - форма, довольно редкая; существовала в труднодоступных районах Индии, Тибета, Крайнего Севера и на некоторых островах Полинезии. Причиной многомужества выступала необходимость ограничить численность населения на территории со скудными ресурсами. У примитивных народов полиандрия, как правило, сопровождалась жестокой традицией умерщвления большей части новорожденных девочек.
Современный институт брака находится в состоянии трансформации. Поскольку важнейшей ценностью становится индивидуальная свобода, число браков уменьшается, увеличивается возраст вступления в брак, брачные узы ослабевают, растет число разводов, а число детей, рожденных в браке, сокращается. Меняется и отношение общества к семье и браку: если раньше считалось важным, чтобы отношения мужчины и женщины были официально зарегистрированы, то сейчас союзы, не оформленные документально, признаются вариантом нормы.
Функции семьи выделяют, чтобы понять реальную важность семейных отношений для человека и общества. Поскольку семья - это и социальный институт, и малая группа, то семейная жизнь призвана удовлетворять и социальные потребности, и личностные. Следовательно, функции семьи можно разделить на общественные и индивидуальные (табл. 5.2).
Таблица 5.2. Функции семьи
Общественная функция |
Индивидуальная функция |
|
Репродуктивная |
Воспроизводство общества |
Удовлетворение потребности в детях |
Воспитательная |
Социализация детей, передача культурных традиций |
Самореализация в детях |
Хозяйственно-бытовая |
Бытовая поддержка, ведение хозяйства |
Получение услуг одними членами семьи от других |
Экономическая |
Экономическая поддержка нетрудоспособных |
Получение материальных средств одними членами семьи от других |
Первичного контроля |
Моральная регламентация поведения членов семьи |
Обеспечение наград/наказа- ний за выполнение/наруше- ние норм |
Духовного общения |
Духовное развитие членов семьи |
Духовное взаимообогаще- ние, дружеские отношения |
Социально-статусная |
Предоставление членам семьи определенного статуса |
Удовлетворение потребности в социальном продвижении |
Досуговая |
Организация досуга и контроль над ним |
Удовлетворение потребности в совместном досуге |
Эмоциональная |
Эмоциональная стабилизация |
Удовлетворение потребностей в любви и личном счастье |
Сексуальная |
Сексуальный контроль |
Удовлетворение сексуальных потребностей |
От других социальных групп семью отличает наличие уникальной репродуктивной функции (рождение детей). Определяющими для понимания особенностей семьи как малой социальной группы являются воспитательная функция (передача ценностей, норм, образцов поведения из поколения в поколение) и хозяйственно-бытовая (ведение домашнего хозяйства, уход за членами семьи).
ЧТО НЕОБХОДИМО ЗНАТЬ
ВОПРОСЫ
Всем привет! Продолжаем разбор тем по обществознанию, и семья поговорим о понятиях «брак» и «семья». В обыденном сознании между этими понятиями проводят знак равенства, например, говоря: «Брак дал трещину» и тому подобное. На самом деле с точки зрения обществознания, да и права, эти понятия абсолютно разные. Не знание основных понятий и определений, и их отличий неминуемо приведет к проблемам на экзамене.
С точки зрения права, закона, брак — это добровольный законный союз женщины и мужчины, которые порождает их взаимные имущественные и не имущественные права и обязанности, как по отношению друг к другу, так и по отношению к другим членам семьи.
Наряду с законным браком в обыденном лексиконе часто можно встретить словосочетание: «гражданский брак». Так вот, если вы хотите сдавать любые экзамены на отличные баллы, вам следует уянсить раз и навсегда, что гражданский брак правильно называть фактическими брачными отношениями. В Российской Федерации такие отношения не порождают никаких взаимных прав и обязанностей.
Например, решили совершеннолетний мальчик и девочка вместе жить, не тужить, вместе, как говорится, валенки делить. Сняли комнату, или квартиру, и собственно стали жить как муж и жена, при этом не регистрируя свои отношения в ЗАГСе (Органах Записей Актов Гражданского Состояния). Так вот если потом любовь пройдет и завянут помидоры, то они по-любому начнут делить нажитое добро: айфоны, аймаки, порши кайены и прочую прелесть.
Так вот, суд не сможет им помочь. Ведь они никак не оформили свои отношения, а значит никакие статьи Семейного кодекса РФ на них не могут распространяться. Поэтому дело доходит, часто, до поножовщины, бытовых преступлений, что составляет до большинства вообще всех преступлений.
Законный же брак порождает взаимные имущественные и не имущественные обязанности. В нем можно разделить имущество как закону, так и по брачному договору, ежели такой заключен.
То есть в нормальном понимании — брак — это узаконенные семейные отношения, которые уже стали правоотношениями. Институт брака, куда входят органы ЗАГСа и другие государственные органы, призван именно регистрировать фактические брачные отношения, переводя их в правовое поле.
Семья же — это кровнородственная социальная группа, которая сложилась на основе биологических, материальных и духовных связях. Подробнее о видах семьи читайте .
Биологические связи — думаю, всем понятно, что это — это кровнородственное родство, извиняюсь за тавтологию. Грубо говоря, кто на ком женился и кто кого родил.
Материальные связи — это отношения взаимных материальных и имущественных прав и обязанностей. Обязанностей, к примеру, по содержанию детей, беременной жены, других родственников, если они оказались в недееспособном состоянии.
До духовных связей в нашем непростом мире как правило уже дело не доходит. Однако некоторые семьи еще чтят свои семейные ценности и традиции. Их таких семей выходят действительно представители элиты. Но не той, которую показывают по телевизору. Возможно, в будущем напишем статью на эту тему, так что вступайте в нашу группу в ВК , чтобы ничего не пропустить.
Духовные связи реализуются в семье, если в ней есть место для воспитания морали и нравственности у детей, и многих других общечеловеческих ценностей, о которых сейчас мало вообще кто помнит.
Таким образом из этой статьи вы должны вынести то, что брак порождает семью. Брак — это путь к созданию семьи на законных основаниях. Если возникли вопросы, пишите их в комментариях! А также поделитесь этой статьей в социальных сетях!
С уважением, Андрей Пучков
Этот термин изучают самые разные науки, и каждая даёт свое толкование.
В социологии понятие обозначает нескольких людей, которые объединены кровным родством либо узами брака.
В юридическом смысле – это люди, проживающие совместно и связанные друг с другом правовыми отношениями, появившимися после официального оформления брака.
Закон РФ трактует фамилию как организованную группу людей, связанных совместным бытом и моральной ответственностью.
Психологи базируют понятие на личных взаимоотношениях, отмечая важную роль воспитания, преемственности традиций от старших к младшим.
Термин «семья» имеет множество определений и понятий, но в целом – это ячейка общества, связывающая двух людей совместным бытом и отношениями, оформленными по закону.
На заре эволюции люди жили общинами или одиночками. По представлениям ученых, первые союзы стали зарождаться, когда древние женщины перестали выбирать альфа-самцов и переключили внимание на мужчин-добытчиков, которые были более верными.
Смена приоритетов произошла по практическим соображениям – надежный мужчина мог обеспечивать питанием женщину и детей на протяжении всей жизни. С ним было спокойнее.
Пока альфа-самцы дрались за женщин, добытчики носили своим избранницам мясо, шкуры и устраивали жилище. Поэтому представительницы слабого пола быстро сообразили, с кем жить выгоднее.
Историки трактуют значение немного иначе, чем юристы или социологи. По из мнению, группу людей, имеющих общего предка, можно смело называть ячейкой общества.
У каждой ячейки есть несколько составляющих.
Мы смогли дать определение понятию современной семьи, теперь поговорим о её признаках и функциях:
В результате развития общества ученые выделили несколько типов союзов.
Под этим термином понимается все имущество, материальные ценности, источники дохода мужа и жены.
Ресурсы можно разделить на несколько категорий.
Ресурсы – это важная составляющая, позволяющая решать различные бытовые проблемы, достигать нужных целей и удовлетворять потребности людей.
Психология человека такова, что один он не может, ему обязательно нужны близкие люди, которые любят его и которых любит он.
Семья, как уже, говорилось выше – ячейка общества, его структурная единица. Её роль – удовлетворение потребностей человека, не только в материальном и физическом планах, но и в духовном.
При образовании новой пары, духовная составляющая находится на первом месте, так как два человека влюблены, им нравится проводить время друг с другом, делиться своими мыслями и переживаниями. В таком союзе человек получает любовь, понимание, поддержку, без которой жить в обществе тяжело.
Эмоциональная составляющая ячейки общества состоит из чувств. У одних преобладают любовь и взаимопонимание, у других главенствуют негативные эмоции – упреки, обиды, злость и прочее.
Считается, что все союзы проходят разные этапы своего существования – влюбленность, притирку, этап терпимости. Зрелые пары, прожившие много лет вместе, и пережившие все этапы приходят к настоящей любви. Многие распадаются на этапах притирки, когда возникает много конфликтов.
В отличие от времен СССР, современные союзы автономны и закрыты для общества. Вмешательство в их дела происходит только в крайних случаях, когда эта ячейка становится деструктивной. В советские времена она была более открыта для государства. Контролирующие органы следили за развитием каждых официально оформленных отношений между гражданами. При возникновении конфликтов и разводов они вмешивались и пытались оказывать влияние, предпринимали возможные шаги по урегулированию ссор и сохранению брака.
Сегодня семью невозможно определить однозначно из-за различных типов – шведская, приемная, открытая и так далее. Суть отношений между полами уже давно вышло за рамки классической формулы: одна женщина, один мужчина и дети. В Российской Федерации запрещены однополые и шведские браки, но в некоторых зарубежных странах они признаны законом, и это явление считается нормой.
Отметим некоторые особенности, характеризующие союзы нашей страны за последние 25 лет:
Государство в XXI веке уделяет больше внимания развитию института семьи, повышению его качества, развитию духовных ценностей. Сегодня брак – признак благополучия человека, его опора и поддержка. Времена меняются, но базовые принципы построения отношений между мужчиной и женщиной остаются неизменными: любовь, взаимоуважение, доверие и забота.
Огромное значение она оказывает на детей, которые в ней проживают. Она помогает определить свои нравственные ориентиры. Несмотря на то, что в садиках, школах, секциях и кружках педагоги стремятся донести до маленького человечка базовые знания, навыки, моральные истины, опыт мамы и папы, их отношение друг к другу играют главную роль в формировании личности малыша.
Родители, бабушки и дедушки закладывают:
Только среди близких и родных человек чувствует себя защищенным. Он чувствует себя нужным и это даёт человеку уверенность в себе. Помогает ему преодолевать трудности, справляться с неудачами.
Семья – это начало всех начал, это – связь между прошлыми поколениями и нынешними. Каждая ячейка общества обладает характерными признаками: наличие брака, детей, ведение общего хозяйства. В ней формируется человек, его взгляды, навыки, духовные ценности. И наша задача – сделать все для её сохранения.