Современная пенсионная система россии. ​Пенсионная система Российской Федерации Пенсионная система в рф включает себя

28.06.2020

Что из себя представляет современная пенсионная система России?

Пенсионная система России - это совокупность создаваемых в Российской Федерации институтов и норм, имеющих целью предоставление гражданам материального обеспечения в виде пенсии. Пенсионная система в современном виде введена в России с 1 января 2002 года.

Пенсионная система России состоит из трех видов пенсионного обеспечения: государственное пенсионное обеспечение, обязательное пенсионное страхование и негосударственное пенсионное обеспечение.

Ниже можно ознакомиться со сравнительной характеристикой этих видов пенсионного обеспечения.

Какие виды пенсий существуют?

В рамках государственного пенсионного обеспечения выплачиваются пенсии по государственному пенсионному обеспечению (далее — государственные пенсии).

В рамках обязательного пенсионного страхования выплачиваются .

В рамках негосударственного пенсионного обеспечения выплачиваются .

Что такое государственное пенсионное обеспечение?

Таким образом, чем выше заработная плата, тем выше будет размер пенсии. Однако нужно учитывать, что существует . Данная величина ежегодно индексируется с учетом роста средней заработной платы в России. В 2017 году она составляет 876 000 рублей нарастающим итогом с начала года (в 2016 году – 796 000 рублей). Иными словами, как только заработок в течение года достигнет 876 000 рублей, страховые взносы в Пенсионный фонд РФ (ПФР) на страховую и накопительную пенсию гражданина перечисляться не будут.

В чем заключается система негосударственного пенсионного обеспечения?

(НПО) – это формирование за счет добровольных пенсионных взносов граждан (из личных средств) либо работодателей (из собственных средств).

Услуги по НПО оказываются (НПФ). Между НПФ и гражданином либо организацией-работодателем заключается . На основании перечисляемых пенсионных взносов (личных или из средств организации) и дохода от их инвестирования формируется и выплачивается негосударственная (индивидуальная либо корпоративная) пенсия.

Сравнительная характеристика видов пенсионного обеспечения

Характеристики Виды пенсионного обеспечения
ГПО ОПС НПО
Администратор (ответственный фонд) ПФР ПФР/ НПФ* НПФ
Вид пенсии Государственная Страховая** Негосударственная: индивидуальная либо корпоративная
Источник выплаты Федеральный бюджет Обязательные страховые взносы работодателя в ПФР Пенсионные взносы в НПФ гражданина либо его работодателя (в пользу работника)
Получатели Узкие категории населения Большинство работающего населения Активные участники пенсионной реформы: граждане или организации, заключившие с НПФ договор НПО

Пенсионная система России в настоящее время находится в состоянии реформирования и модернизации. Происходит формирование новых институтов: базовых пенсий, пенсион­ного страхования, накопительных и профессиональных пен­сий. Это влечет за собой изменение параметров и структуры пенсионной системы, содержания правоотношений и требу­ет создания новых финансовых и организационных механиз­мов. В правовом регулировании трансформируется соотноше­ние публичного и частного начал применительно к вопро­сам собственности, пенсионных накоплений приобретения и реализации пенсионных, прав, а также деятельности рас­ширяющегося круга субъектов. В этих условиях необходимо повышенное внимание к международным стандартам, соблю­дение которых является обязательством России, а также по­зитивному опыту иностранных государств.

На экономическую стабильность и социальную эффективность пенсионной системы оказывают непосредственное воздействие как долгосрочные демографические процессы и среднесрочные макро­экономические тенденции, так и краткосрочные чисто субъектив­ные политические решения. В свою очередь это объективно требует перманентного обновления конкретных правовых, экономических и организационных условий взаимодействия между застрахованными лицами, страхователями-работодателями (юридическими и физиче­скими лицами) с государственным страховщиком (Пенсионным фондом РФ). Формы и методы взаимодействия между уча­стниками системы пенсионного страхования зависят от многочис­ленных факторов, определяющих их развитие.

В нашей стране в настоящий период наблюдается сочетание са­мых неблагоприятных для пенсионной системы факторов: на фоне экономического кризиса переходного периода осуществляется ре­формирование всех звеньев народно-хозяйственного комплекса, одним из элементов которого является государственная пенсионная система. Одновременно с этим страна вступает в эпоху глубокого демографического кризиса. При этом первоочередная задача государства в рамках системы пенсионного страхования - поддержание покупательной способно­сти пенсий независимо от изменений экономических и социально-политических условий, тем более в периоды нестабильного эконо­мического и социального развития.

В настоящее время в России размер пенсий, в том числе, и по старости, достаточно низок. Очень часто уровень материального обеспечения в старости не соответствует вкладу работника в период его трудовой деятельности.

Все эти факторы усиливали потребность реформирования пен­сионной системы Российской Федерации в целях более полной адаптации к конкретным экономическим условиям.

Это обусловливает особую актуальность моей дипломной работы.

Сегодня облик пенсионной системы России постепенно меняется: развивается рынок дополнительного пенсионного обеспечения, преоб­ражается сектор государственных пенсий. В 2002 г. была осуществлена персонификация накоплений работающего населения страны, в 2003 г. граждане России получили право выбора управляющей компании, r 2004 г. - негосударственного пенсионного фонда. Предоставление гражданам возможности влиять па размер своей пенсии путем уп­равления ее накопительной частью является наиболее существенным моментом проводимой реформы. Впервые населению предложено разделить с государством ответственность за свое будущее.

Аксиомой новой пенсионной системы России является следующее утверждение: благосостояние старости - личная проблема каждого человека. Государство отвечает лишь за базовую часть пенсии. Размеры страховой и накопительной частей формируют личные заработки граждан. Чем выше официальный заработок у человека, тем больше он накопит средств на свою будущую пенсию.

У граждан, выходящих на пенсию после 2012 года, пенсии будут состоять из трех частей: базовой, страховой и накопительной. Именно накопительную часть пенсии, которая начала формироваться у данной категории граждан с 2002 года, люди сумеют проинвестировать.

Целью работы является анализ современной пенсионной системы РФ и направлений ее реформирования.

В соответствии с целью поставлены следующие задачи работы:

1. Изучить теоретические вопросы формирования пенсионной системы РФ;

2. Рассмотреть сущностную характеристику пенсионной системы РФ;

3. Изучить принципы формирования пенсионной системы РФ;

4. Рассмотреть правовое обеспечение пенсионной системы;

5. Провести анализ пенсионной системы Российской Федерации: источников доходов бюджета ПФР и направлений расходования средств Пенсионного Фонда;

6. Провести анализ деятельности негосударственного Пенсионного Фонда в России;

7. Рассмотреть зарубежный опыт формирования пенсионных систем и возможность его адаптации в России;

8. Изучить перспективы развития пенсионной системы РФ.

Структура дипломной работы состоит из введения, трех глав, заключения, списка использованной литературы и шести приложений.

В первой главе освещаются теоретические вопросы формирования пенсионной системы РФ.

Во второй главе проведен анализ пенсионной системы Российской Федерации: источников доходов бюджета ПФР и направлений расходования средств Пенсионного Фонда.

Третья глава содержит анализ зарубежного опыта и возможностей его адаптации в России и определены перспективы развития пенсионной системы РФ.

Современная пенсионная система представляет собой совокуп­ность правовых, организационно-управленческих и финансово-экономических отношений между наемными работниками и инди­видуальными предпринимателями, иными категориями граждан, деятельность которых направлена на извлечение дохода (или мате­риальной выгоды), с одной стороны, работодателей, с другой сто­роны, а также всех других категорий граждан, не участвующих в хозяйственной деятельности, и государства - с третьей. Эти отно­шения призваны обеспечивать реализацию долгосрочных государст­венных обязательств по пенсионному обеспечению всех граждан.

Организационно-управленческая и финансовая деятельность пенсионной системы опирается на конституционные и законода­тельные права каждого гражданина на получение материального обеспечения при наступлении установленного законом возраста либо иного страхового случая, влекущего за собой невозможность трудиться. Данный вид материального обеспечения граждан в пери­од наступления старости или иной причины потери трудоспособно­сти получил название пенсия.

По своему социально-экономическому содержанию понятие пенсия (а в случае обязательного Пенсионного страхования - тру­довая пенсия) представляет собой специальную форму денежной выплаты гражданам, которая должна адекватно возмещать размер заработка или другого регулярного дохода от трудовой или иной об­щественно полезной деятельности, которые были трачены по при­чинам наступления у них ycтaнoвлeннoгo законодательством воз­раста (старости), инвалидности, потери кормильца либо по другим основаниям, также предусмотренным законодательством. Таким образом, понятие пенсии имеет комбинированную финансово-страховую и социально-трудовую природу, прин­ципиально отличающую ее, с одной стороны, от банковских, корпоративных и иных способов получения денежных дохо­дов в форме дивидендов, зависящих только от размера капи­тала, а с другой - от различных видов государственных соци­альных пособий, зависящих исключительно от социальной потребности (нуждаемости) либо от особых заслуг перед госу­дарством.

В соответствии с действующим пенсион­ным законодательством Российской Федерации в настоящее время назначаются и выплачиваются трудовые и государст­венные пенсии (социальные пенсии, пенсии государственным служащим (за выслугу лет) и военнослужащим срочной служ­бы, участникам войны и вдовам погибших, пенсии по инва­лидности от военной травмы и от общего заболевания, по­страдавшим от ядерных и химических катастроф и т.д.).

Основаниями для обязательного пенсионного обеспечения яв­ляются:

Достижение соответствующего пенсионного возраста (трудо­вая пенсия по старости);

С января 2002-го г. началось реформирование системы соцобеспечения. После многочисленных дискуссий ведущих специалистов в данной сфере, а также представителей власти были одобрены и приняты основные законопроекты. Одним из ключевых вопросов для государства является пенсионное обеспечение граждан. От него зависит моральное состояние общества. Кроме этого, система пенсионного обеспечения отражает и экономическое положение граждан. Вопросы ее функционирования затрагивают финансовое состояние организаций и предприятий, бюджетную сферу, доходы населения, инвестиции. Рассмотрим далее, что собой представляет сегодня пенсионная система РФ.

Актуальность вопроса

Государственная пенсионная система создана для защиты граждан от кризисных явлений в экономике в неустойчивые периоды. Этот институт привлекает дополнительные средства через имеющиеся у предприятий и граждан ресурсы. За счет государственного регулирования выстраивается четкая система взаимодействия между гражданами, субъектами страны и властью в целом.

Структура

Пенсионная система РФ включает в себя три основных элемента:

  1. Базовую часть. Она формируется за счет фонда зарплаты. 14 % от суммы оплаты труда поступает сначала в федеральный бюджет. Из него средства переходят в ПФР. Эта сумма распределяется на социальную выплату и базовую часть пенсии. При недостатке средств в ПФР дефицит компенсируется поступлениями из федерального бюджета.
  2. Страховую часть. Она составляет 11-14 % от средств фонда зарплаты. Эти средства поступают сразу в ПФР. Система пенсионного страхования используется для выплат условно-накопительной части. Ее величина зависит от среднего размера зарплаты в стране, платежей гражданина в ПФР и стажа.
  3. Накопительная часть. Она составляет 2-6 % от средств ФОТ. Эта сумма поступает на индивидуальный счет трудящегося. Размер выплат в будущем будет зависеть от перечислений работника и дохода от инвестирования в эту часть.

Кроме этого, работодатель либо работник могут делать добровольные взносы в негосударственные фонды. С них также впоследствии будут выплачиваться средства.

Преимущества структуры

Трехуровневая пенсионная система позволяет изменить распределительную структуру отчислений. Благодаря большей дифференциации растет заинтересованность населения, в особенности с высокими и средними доходами, в легализации своих зарплат. Преобладание страхового принципа способствует усилению устойчивости всей пенсионной системы. К 1 января 2003-го г. накопления в ПФР составляли около 40 млрд рублей (0.37 % ВВП). При этом 1.36 млрд было получено в качестве прибыли от временного размещения денег в ценных (государственных) бумагах. Доходность данных вложений была порядка 8 %. При инфляции больше 15 % за 2002-й г. этот показатель означает сокращение реальной величины пенсионных накоплений.

Современный этап

В настоящее время продолжается переход от распределительной к накопительно-распределительной структуре пенсионного обеспечения. Население может самостоятельно выбрать фонд, в который будет осуществлять взносы. Реализация этого этапа осуществляется посредством ряда мероприятий:

  1. Формированием нормативной базы, в соответствии с которой функционирует трехуровневая пенсионная система.
  2. Созданием общественного совета по инвестированию накоплений.
  3. Проведением конкурсов по выбору специдепозитария и управляющих компаний.
  4. Заключением договоров между ПФР и обслуживающими организациями об управлении накопительной частью.
  5. Рассылкой писем населению о величине имеющихся средств на индивидуальных счетах и бланков заявлений на выбор управляющих компаний.
  6. Подписанием соглашений об удостоверении подписей между несколькими банковскими организациями и ПФР.

Законодательная база

Положения нормативно-правовых актов формулируют основные положения, в соответствии с которыми реформируется пенсионная система. Целью законодательства выступает закрепление направления изменений и создание условий для формирования трехуровневой системы. Ее элементы взаимно дополняют друг друга, создавая финансовую стабильность в старости, в случае потери кормильца, при наступлении инвалидности.

Основные принципы

Пенсионная система базируется на:

  1. Многоукладности.
  2. Всеобщности и гарантированности базового уровня.
  3. Дифференциации норм и условий обеспечения.
  4. Разграничении полномочий верховной власти и администрации субъектов.
  5. Госрегулировании.
  6. Финансовой устойчивости.
  7. Социальном партнерстве.

Основные элементы

Законодательство устанавливает пенсии:

  1. По возрасту.
  2. За выслугу лет.
  3. По потере кормильца.
  4. Социальную пенсию.
  5. По инвалидности.

В пенсионной системе предусмотрено обязательное и дополнительное обеспечение.

Особенности формирования

Установление базовых пенсий осуществляется исходя из прожиточного минимума. Их величина одинакова для всех. Эти выплаты предназначены для минимального обеспечения пенсионеров и ликвидации их бедности. В качестве источника финансирования выступают средства из федерального бюджета. Дополнительно к базовому устанавливается пенсионное обязательное страхование. Эти выплаты дифференцируются в зависимости от вклада гражданина в структуру. Пенсионному обязательному страхованию подлежат все граждане, которые заняты трудовой деятельностью и получают доход.

Впервые массовые пенсии ввел в 1889 году в Германии канцлер Отто фон Бисмарк. Первый государственный пенсионный фонд собирал деньги и с работников, и с работодателей. Чем больше денег человек вкладывал в фонд, тем более высокую пенсию он получал в старости. В 1891 году в Дании и в 1898 году в Новой Зеландии правительства ввели пенсии для нуждающихся — так власти пытались уменьшить социальное неравенство в обществе. К началу XX века сформировалось два подхода к пенсии:

Пенсия - пособие за выслугу лет для бывших работников. Его размер зависел от стажа, трудовых и социальных заслуг перед обществом и государством.

Пенсия - равная выплата для людей с низким достатком.

Два типа пенсионной системы

На основе этих двух подходов в мировой практике к середине XX века выделились накопительная и солидарная пенсии. Оба типа пенсионной системы условны, и в мире в разные годы используют разные источники финансирования и их пропорции.

В накопительной пенсионной системе работники и/или работодатели отчисляют деньги на индивидуальные счета. При наступлении пенсионного возраста, инвалидности или другого страхового случая клиент начинает получать пособие. Государство в такой системе лишь гарантирует выплату пенсий.

В солидарной системе взносы собираются со всех источников в единый фонд и затем выплачиваются пенсионерам. В зависимости от источников финансирования различают два подтипа солидарной системы:

Страховая система - работает как страховой фонд. Все работники выплачивают страховые взносы, которые обеспечивают выплаты пенсионерам.

Система гособеспечения - пенсионный фонд формируется на основе бюджетных денег. Государство отдает часть заработанных средств из госбюджета в пенсионный фонд. Граждане не платят специальные взносы в пенсионный фонд - он формируется за счет всех доходов государства: налогов с населения и компаний, продаж сырья, товаров, технологий, услуг и т.д.

Пенсия в России и как она была устроена

Первые пенсии в России начали выплачивать госслужащим и военным в XVII веке. Позднее количество категорий граждан — получателей пенсии расширялось, пока в 1964 году не появилась массовая пенсия. До этого в 1956 году советское правительство утвердило закон« О государственных пенсиях», по которому женщины в 55 лет и мужчины в 60 лет, не работавшие в колхозах, могли получить пособие. Спустя восемь лет государственные пенсии стали получать и колхозники — до этого они получали пособия от артелей, которые организовывали собственные фонды и кассы взаимопомощи.

Государственная пенсионная система РФ представляет собой важнейший социальный инструмент, благодаря которому обеспечивается достойная жизнь граждан, которые достигли старости и полностью или частично потеряли свою трудоспособность. Основной принцип системы заключается в том, что трудоспособные граждане при помощи налоговых отчислений обеспечивали жизнь пенсионеров,что также коснется их самих по мере взросления детей и внуков.

Основные характеристики пенсионной системы РФ

Пенсионная система РФ — ее понятие, структура, особенности требуют серьезного дополнительного рассмотрения в связи с тем, что из-за нехватки бюджетных средств и общего старения российского населения планируется ее кардинальное реформирование. Сейчас, будущая пенсия гражданина формируется при помощи трех видов отчислений:

  • обеспечение базового размера пенсии государством;
  • формирование накопительной части пенсии работодателем за счет ежемесячных отчислений;
  • дополнительное страхование — формируется за счет дополнительных добровольных отчислений гражданами, что позволяет увеличить ее размер.

Важно!

Пенсионная система Российской Федерации имеет многоступенчатый характер, что позволяет обеспечивать ее длительное стабильное существование, но сейчас переживает кризис из-за низкой производительности труда и уменьшению налоговых поступлений.

Современная система пенсионного обеспечения в РФ делится на два вида пенсионного обеспечения:

  • Обязательное пенсионное страхование – оно производится по старости или инвалидности, в случае потере кормильца, а основным источником выплат являются обязательные взносы, которые регулярно выплачиваются из заработной платы;
  • Добровольное пенсионное страхование, когда работник самостоятельно заключает договор с фондом и регулярно вносит установленную сумму на счет данной организации, что в будущем позволяет увеличивать размер его пенсии.

Система пенсионного обеспечения в РФ включает в себя центральное представительство, а также областные и городские отделения, которые занимаются вопросами оформления выплат на местах, а также оформлением социальных выплат по нетрудоспособности и иных социальных пособий.

Какие реформы планируются в данной сфере?

Реформа пенсионной системы РФ в 2018 году в России — это сразу несколько важнейших направлений:

  • повышение выхода на заслуженную пенсию по старости из-за возникновения дисбаланса — мужчинам до 63-65 лет и женщинам — до 58-60 лет;
  • сокращение списка льготников, которые пользуются правом досрочного выхода на пенсию;
  • работающие пенсионеры лишатся права на индексирование выплат по сравнению с остальными категориями нетрудоспособных граждан;
  • с 2018 года в России начнет действовать система индивидуальных пенсионных накоплений, когда любой гражданин сможет самостоятельно формировать собственные выплаты;
  • введение бальной системы, когда каждый год любой работающий гражданин сможет самостоятельно получить необходимое количество баллов, что поспособствует увеличению размера пенсии.

Важно!

Региональная пенсионная система выходит сейчас на первый план, поскольку выплаты из федерального бюджета зачастую бывают недостаточными, а при помощи субъектов страны можно будет использовать другие источники дохода — личные, корпоративные или бюджетные. Необходимо активнее привлекать личные накопления граждан для превращения их в постоянные инвестиции.

Что такое индивидуальный пенсионный капитал?

Система индивидуального пенсионного капитала состоит из нескольких важнейших векторов развития:

  • замену обязательных накопительных взносов на добровольные;
  • стимуляцию граждан на самостоятельную заботу о своем будущем;
  • отмена соответствующих пенсионных полномочий государством и их передача негосударственным организациям.

Все накопленные гражданином финансы будут равномерно разделены государством на срок дожития, с целью их поэтапного расходования. Любые пенсионные системы бывают неэффективными, если сам гражданин не позаботится о собственном будущем — такова главная идея современного российского государства.

Важно!

Пенсионные системы зарубежных стран обязательно включают в себя различные институты социальной защиты:

  • государственное социальное обеспечение;
  • обязательное социальное страхование;
  • личное пенсионное страхование.

В чистом виде распределительные или накопительные системы пенсионных накоплений практически не используются — например, в Британии обязательную базовую государственную пенсию получат мужчины, достигшие возраста 65 лет и женщины возрастом старше 60 лет, а потенциальный размер напрямую зависит от стажа. Ее уровень там ограничен, он индексируется государством согласно текущей инфляции. Государство гарантирует ее размер в 20% средней зарплаты каждого работника. Трудовая же пенсия каждого также сформируется за счет ежемесячных взносов работника, но уже пополам с работодателем и напрямую будет зависеть от размера выплат, составляя более 20% от совокупного дохода. Накопительная пенсионная система является основной ее частью.

Пенсионные фонды

Подобные организации подразделяются на государственные и частные, в которых распоряжаются всеми денежными средствами граждан частные или государственные управляющие компании. Частные компании, которым переводятся денежные средства, обещают высокую доходность, но и финансовых рисков здесь больше. При выборе необходимо обратить внимание на:

  • время существования;
  • кто является учредителем;
  • доходность за весь период работы;
  • прозрачность деятельности и наличие всей необходимой информации;
  • репутация и респектабельность пенсионного фонда;
  • постоянство осуществления выплат.

Важно!

Если гражданин не написал заявление о переводе накопительной части пенсии, то она и все последующие выплаты останутся под государственным управлением.