Свадебный костюм народа моего края. Невеста из Перу. Уникальный декор сарафана

15.04.2019

Некоторым парам хочется сделать из традиционного свадебного торжества нечто особо запоминающееся. Вариант с оформлением свадьбы «а-ля русс» вполне приемлемое решение. Для этого надо декорировать зал, и сшить наряды для жениха и невесты в русском стиле. Свадебные платья в русском стиле по старой традиции шьются с преобладанием красного цвета. Этот цвет издавна считается на Руси праздничным и нарядным.

Отличительные черты свадебных нарядов в народном стиле

Подвенечный наряд на Руси был многослойным и богато украшенным. Рубаха, сшитая из льняной, шёлковой, позже и из хлопчатобумажной ткани, служила нижней одеждой, а у крестьян и верхней. На рубаху надевался сарафан. Крой сарафана отличалась простотой. Его шили из прямых кусков ткани, которые расширялись книзу за счёт вшитых клиньев.

Поверх сарафана одевалась душегрея. Все элементы одежды были богато украшены вышивкой. Сарафан и душегрея делались из холста, парчи, плотной тафты и шёлка, и украшались позументом, медными пуговицами, серебряным или золотым шитьём, обшивались бисером или жемчугом.

Современные свадебные наряды «а-ля русс»

Современной невесте не обязательно придерживаться строгих обрядовых правил старины. Достаточно стилизовать свой свадебный наряд в духе того времени.

Главное руководствоваться старинными идеями, в которых заложены живописность и красота былого. Вышивка, выполненная по народным мотивам, цветочный узор ткани и простота кроя сделают из каждой невесты неотразимую русскую красавицу.

По традиции наряд не должен быть слишком открытым или коротким. Первозданность образа подчеркнут платья в пол, с длинными рукавами. На первый взгляд современного человека отделка и яркие цвета подвенечного наряда «а-ля русс» могут показаться пёстрыми и вычурными, но этого не стоит пугаться – таковы традиции наших предков.

Открытые платья с расклешённым низом и укороченным лифом идеально подчеркнут достоинства фигуры новобрачной, воздушный полупрозрачный рукав и слегка открытая зона декольте отчеркнут женственность и девическую нежность невесты.

Современный крой фасонов свадебных платьев с элементами русского стиля одежды высшего сословия великолепно подойдут невесте, желающей иметь более пышный подвенечный наряд.

А старорусский городской свадебный костюм добавит величавости и подчеркнёт стать невесты. Подобный наряд можно заказать в мастерских по изготовлению народных костюмов.



Вовсе не обязательно строго придерживаться традиционных канонов русской вышивки в отделки костюма. Для создания узнаваемого русского образа можно использовать мотивы и цветовую гамму известных народных промыслов, таких как хохлома и гжель. На фото приведены варианты подобной отделки.


Идеальный вариант для пары, решившей остановить свой выбор на свадьбе в русском стиле, но не желающих добавлять себе дополнительных хлопот по этому поводу, разнообразить некоторые модели свадебных платьев деталями русского декора.

Например, если к платью в стиле прованс добавить болеро или шаль из вологодских кружев, ни у кого не возникнет сомнения в принадлежности к русскому стилю подобного фасона.


Чувственный и нежный образ русской красавицы создаст тончайшая накидка, связанная мастерицами из Оренбурга.

Белый меховой палантин, согревающий нежные хрупкие плечи невесты, это так по-русски.


Аксессуары, необходимые для свадебного платья «а-ля русс»

Всякий свадебный наряд обязательно дополняется украшениями. А наряд в русском народном стиле без них просто немыслим.


  • Не надо торопиться при выборе подвенечного наряда. Прежде всего, необходимо учесть свои предпочтения, посоветоваться с родными и близкими друзьями. Вероятнее всего они помогут сделать правильный выбор или подсказать решение проблемы.
  • Не следует игнорировать предметы и аксессуары, дополняющие костюм, именно они добавляют оригинальность и неповторимый колорит наряду.
  • Претворяя свою мечту сделать день бракосочетания необыкновенным и запоминающимся, следует больше опираться на свой вкус и желания.

Описание презентации по отдельным слайдам:

1 слайд

Описание слайда:

2 слайд

Описание слайда:

Самые ранние сведения о древнерусской одежде восходят к эпохе Киевской Руси. Со времени принятия христианства (конец 10 века) крестьянский мужской костюм состоял из холщовой рубашки, шерстяных штанов и лаптей с онучами. Декоративный акцент в эту простую по покрою одежду вносил узкий пояс, украшенный фигурными металлическими бляшками. Верхней одеждой служили шуба и островерхая меховая шапка. С 16 века простота и малая расчлененность форм одежды бояр, придававшая фигуре торжественность и величавость, стали сочетаться с особой эффектностью декоративного оформления. Старинная русская одежда по покрою была одинакова как у царей, так и у крестьян, носила одни и те же названия и отличалась только степенью убранства.

3 слайд

Описание слайда:

Как известно, женский русский костюм не был одинаковым на всей территории России. На Севере носили рубаху, сарафан и кокошник, на Юге - рубаху, юбку-поневу и кичку. В прошлом отчетливо прослеживался средневеликорусский комплекс одежды. Для него характерны: женская рубаха с прямыми поликами, косоклинный (распашной) сарафан и более поздний прямой "московский", тип плетеной обуви (лапти, ступни), кокошник с закругленным верхом и пр. Рубаха называлась "рукава", (из-под сарафана видны были только рукава). Нижняя часть рубахи доходила до подола сарафана - называлась "стан" и шилась из более дешевого и часто не отбеленного холста. Распространенным кроем был крой рубахи с поликами (плечевыми вставками с озборенными у горловины) и ластовицами (ромбовидными вставками под рукавами, создающими удобства при поднятии руки.

4 слайд

Описание слайда:

Сарафаны до середины ХIХ века были большей частью косоклинные, распашные. К концу ХIХ века стали преобладать сарафаны прямые, круглые "московские". Название говорит о его городском происхождении. Появился он, видимо, в Москве как праздничный у богатого купечества, затем как московская "мода" распространился в другие города, а потом проник и в крестьянскую одежду, что подтверждается его повседневным бытованием.

5 слайд

Описание слайда:

Сарафаны из шелковых тканей с пышными букетами и гирляндами украшались золотным галуном, металлическим кружевом, серебряные и позолоченные пуговицы вдоль шва выполняли декоративную функцию. Такие сарафаны носили с белыми рубахами („рукавами") из линобатиста и кисеи, богато расшитыми тамбурным швом белыми нитями, или с шелковыми рубахами из „сарафанных" тканей с букетами. Праздничные сарафаны и рубахи высоко ценились, их тщательно берегли, передавали по наследству из поколения в поколение.

6 слайд

Описание слайда:

На Руси существовал общий для славян древний обычай, по которому всюду девичий головной убор отличался от головного убора замужней женщины, так же как и прическа. Девушка могла носить волосы распущенными или заплетать их в одну косу, а замужняя женщина должна была заплетать две косы и по обычаю не имела права показываться с непокрытой головой. Отсюда специфические формы головного убора - у женщины покрывающие волосы, у девушек оставляющие их открытыми.

7 слайд

Описание слайда:

Женщины носили кокошники полумесяцем, вышитые на бархатной или шелковой основе. Первый раз кокошник одевали в день свадьбы, затем носили его по большим праздникам до рождения первого ребенка. После этого женщины носили волосники и платки. Крепостные вышивальщицы или монашки в монастыре золотыми или серебряными нитями, бисером и жемчугом расшивали красный бархат. Бархатная заготовка кокошника натягивалась на твердую основу (на бересту, позже – на картон).

Русский свадебный костюм

Свадебный наряд невесты на Руси имел множество вариаций, но можно выделить две основных традиции: северную и южную. Основным свадебным костюмом XIX — начала XX в. для всего Севера, Приуралья и Поволжья был комплекс одежды с сарафаном. Девушек брачного возраста особенно наряжали не только в праздники, но и в будни. Крестьянская молодежь знакомилась и встречалась на посиделках, «игрищах», поэтому будущие невесты должны были выглядеть привлекательно, показывать свое мастерство в рукоделии и благосостояние своей семьи.


Русский Север. Приуралье. Среднее Поволжье

Венчальная рубаха-«целошница»

1890-е гг. Вятская губерния, Яранский уезд, дер. Васькино

Венчальная рубаха («калинка», «долгостанец», «исцеленница») как часть свадебного наряда являлась символом невинности невесты. На Русском Севере был известен «венчальный вороток» — верхняя часть рубахи с пышными, до локтя рукавами или с длинными, суживающимися книзу так называемыми «плакальными» рукавами, достигавшими в длину до 130 см. Широко бытовали также венчальные рубахи с рукавами не длиннее руки. Они могли суживаться к кисти, иметь клинья или быть собранными в сборки под манжеты или обшивки с оборочками по краям.

Венчальная рубаха-«целошница», происходящая из деревни Васькино Яранского уезда, цельнокройная, длиной почти до ступней. Процесс изготовления ткани для свадебной рубахи был более трудоемким, чем тканье обычного холста. Полотнища выполнялись заготовками в размер длины будущей рубахи. Заготовка этой рубахи состояла из узорной каймы в виде полосы орнамента розового цвета из крупной зигзагообразной линии, выполненной в технике закладного ткачества, и окаймляющих ее сдвоенных полосок и белого холста полотняного переплетения9. Для шитья рубахи-«целошницы» понадобилось три с половиной заготовки тонкого домотканого льна. Глубокий овальный вырез горловины создается за счет сильно присобранных под узкую льняную обшивку передних и задних полотнищ и средней части верха рукавов. На середине груди имеется разрез, завязывающийся на шнурок. Рукава, немного суживающиеся книзу, выполнены из одного полотнища ткани и двух клиньев, присобраны у запястьев. Под рукавами вшиты ромбовидные ластовицы.
Законченность рубахе придают легкие оборки из льняной и батистовой ткани, нашитые по краям подола и рукавов.

Девичий венчальный костюм

Начало XX в. Новгородская губерния, Устюжский уезд

Венчальный костюм включает в себя белую составную рубаху, темно-синий домотканый льняной сарафан прямого покроя, плетеный пояс. Невеста дополняла наряд бусами.

Верхняя часть рубахи сшита из трех прямых полотнищ фабричной ткани с разрезом посередине груди. Прямые рукава из цельных полотнищ доходят до локтей, где собираются в частые сборки под обшивки. К ним пришиты широкие пышные оборки. Верхние края полотнищ и средней части рукавов, собранные в частые сборки, образуют округлый вырез горловины. К нему крепится густая оборка, пришитая по верху бейкой. Под рукавами вшиты ромбовидные ластовицы. Нижняя часть рубахи — «станина» сшита из трех прямых полотнищ и одного клина грубого домотканого льна.
Обрядовое назначение подчеркивает вышитая белыми нитями в верхней части станины с правого бока фаллическая фигура, наделенная, очевидно, продуцирующим значением. Оборки рукавов, обшивки украшены вышитыми крестом узорами, выполненными нитями красного и черного цветов. Мотивы орнамента из многолепестковых цветков, плодов и листьев заимствовались крестьянками из узорников фирмы «Брокар» или приложений к журналу «Нива». По краям горловины и оборок пришиты полосы белого фабричного кружева, придающие белоснежной рубахе легкость и воздушность.
Сарафан сшит в виде высокой юбки из семи прямых полотнищ темно-синей ткани. Два передних полотнища на 10 см длиннее задних, с которыми они соединяются треугольными боковыми вставками. В верхней части, на спине и груди, полотнища собраны под узкую обшивку и мелкие защипы (на спине — встречные), зафиксированные по лицевой стороне красной шерстяной нитью. Посередине груди имеется небольшой разрез, застегивающийся на крючок. Длинные узкие лямки крепятся на груди и середине спины.
По низу сарафан украшен крупным орнаментом, выполненным в технике аппликации из красного узорного ситца: цепочку ромбов с обеих сторон обрамляют неширокие горизонтальные полосы. В верхней части сарафана края обшивки отмечены красной ситцевой бейкой.

Добавлено через 8 минут

Костюм новобрачной

1870-е гг. Вологодская губерния, Сольвычегодский уезд (район Великого Устюга)


К костюму полагалась косынка, которую носили на плечах, заправляя два конца за лямки сарафана. Она сшита из оранжевой хлопчатобумажной ткани. Нижний угол косынки оформлен двумя ткаными полосами с изображением на оранжевом фоне аналогичных декору рубахи разноцветных антропоморфных фигур. К краям полос привязана пышная бахрома.


Добавлено через 2 минуты

Костюм новобрачной

1870-1880-е гг. Вологодская губерния, Сольвычегодский уезд

Второй костюм новобрачной из Сольвычегодского уезда аналогичен по набору деталей описанному выше, близок ему по покрою, незначительно отличаясь лишь в деталях. Однако в его цветовом решении преобладают уже традиционные для крестьянской одежды контрастирующие красные и белые цвета.





Наплечным украшением костюма служит белая косынка. Ее нижний угол отмечен широкими пришивными полосами браного орнамента красного цвета. В узоре — изображения женских фигур, имеющие детородную символику и отражающие представления древних славян о языческом божестве — Мокоши. Оторочка краев передника, рукавов, косынки узкими оборками насыщенного красного цвета ситца придают костюму необходимое завершение.

Добавлено через 2 минуты

Женский свадебный костюм

Конец XIX — начало XX в. Вятская губерния, Малмыжский уезд

Достаточно большую часть русского населения, не принявшую церковную реформу патриарха Никона (середина XVII в.), называли старообрядцами или староверами. В старообрядчестве известно несколько течений, в рамках которых существовали и существуют поныне различные объединения — «согласия». У староверов так называемого федосеевского согласия Вятской губернии, не признающих священства, а следовательно, и церковного брака, вместо венчания существовал обряд обручения. После чтения молитвы при зажженных свечах, как правило, мать жениха, взяв молодых за руки, обводила их вокруг стола, стоявшего в «красном углу», и благословляла иконой. Затем новобрачные катались по деревне на повозке, убранной ковром, колокольчиками, поясами, полотенцами, всенародно оглашая тем самым свое желание жить одной семьей.

Южные губернии России

Девичьи венчальные костюмы

Начало XX в. Воронежская губерния, Бирюченский уезд

Отправляясь к венцу, оплакивая свою беззаботную, вольную жизнь, невеста из Бирюченского уезда надевала «печальную» одежду, состоящую из белой рубахи, черного сарафана, передника, пояса и головного платка. Белая венчальная рубаха называлась «старушечьей». Название рубахи связано с тем, что ее могла носить не только невеста, но и старуха.

На смену сарафану-«широколямошнику» пришел сарафан на узких лямках. Его шили из двух цельных полотнищ (одного спереди и одного на спинке) и четырех скошенных боковых; в верхней части полотнища спереди и сзади обшивались полосками синего сатина. Неширокие сатиновые лямки соединялись на середине спины. Нагрудная часть сарафана оформлялась полоской вышивки, выполненной цветными шерстяными нитями.



Белый платок, который покрывал длинные распущенные волосы, завершал «горевои» наряд воронежской девушки-невесты. Она прощалась с девичеством и «вольной волей», «умирала» в своей прошлой беззаботной жизни для того, чтобы после венчания «возродиться» уже в совершенно новом для нее качестве — женщины-жены.

Костюм новобрачной

Начало XX в. Воронежская губерния, Бирюченскии уезд, с. Афанасьевка

По возвращении из церкви перед брачным пиром девушку переодевали, и она представала перед молодым мужем, родственниками и гостями в преображенном виде. Ее голову венчал закрытый головной убор — «сорока», украшенный золотным шитьем. Девичья одежда — сарафан — менялась на «бабью» — поневу.



Наряд, в который молодую обряжали после венчания в селе Афанасьевка, включал в себя рубаху с «золотыми ремнями», «наборную» поневу, передник-«завеску», пояс, пояс-«подпояску» и головной убор — «сороку». Выполнялся он из материалов домашнего приготовления: шерсти, конопли, иногда использовали покупные хлопчатобумажные нити. Если невеста была из богатой семьи, в ее наряде присутствовали дорогие материалы: бархат, бисер, блестки, цветные шелковые ленты.
В разных губерниях России существовало множество вариантов декоративного убранства понев. Даже в соседних селах Бирюченского уезда свадебные поневы различались по цвету, характеру узора, носили разные названия: «потринитка», «на шленке», «наборная». Самой многодельной была понева «потринитка»; клетки ее полотна вышивались петельчатым швом темно-красными нитями, в результате чего ткань напоминала густой, толстый мех. Чтобы получить петельчатый шов, под нитки подкладывали деревянные прутики, поэтому такой прием назывался «вышивкой на прутках».



Наборная» понева, вид сзади


Добавлено через 1 минуту

Костюм новобрачной

1920-е гг. Пензенская губерния, Керенский уезд, с. Вяземка

Этот наряд являлся одновременно и свадебной одеждой и костюмом, который женщина надевала по самым большим праздникам до рождения первого ребенка. Он состоит из рубахи, поневы распашного кроя, пояса, нагрудного украшения гайтана. Такой наряд носили с двурогой сорокой, украшенной золотной вышивкой.






Добавлено через 2 минуты

Женский свадебный костюм

В некоторых местностях Юга России сарафан являлся не только девичьей, но и женской одеждой. Состоятельные невесты из Суджанского уезда Курской губернии шили к свадьбе костюм, состоящий из рубахи, сарафана-шубки из алого штофа, передника, одного или нескольких поясов, головного убора, нагрудных украшений, серег.



С сарафаном-шубкой молодая надевала кокошник, расшитый золотными нитями, состоящий из кички-волосника, собственно кокошника, позатыльня и шелкового платка. Состоятельные невесты к свадебному костюму приобретали ожерелья, низанные из круглых перламутровых зерен, часто дополненные серебряными монетами, и серебряные серьги. Для свадебной одежды этого региона характерны декоративность, контрастные, часто неожиданные сочетания цветов. Иногда к наряду готовился не один, а несколько поясов, из них — два шелковых, покупных, как правило, разных цветов и оттенков, и несколько широких и узких домашнего изготовления в разноцветные полоски. Головной убор дополнялся букетами бумажных цветов, лентами.

Прически и головные уборы


Прически и головные уборы девушек и замужних женщин различались. Девушки не полностью закрывали волосы, они распускали их по плечам или заплетали в одну косу. При посещении церкви девушки покрывали головы платками.


Косник, XVII в.


По древней традиции девушки украшали косы накосниками (косниками) — лентами с богато орнаментированными концами или объемными фигурными привесками, чаще всего треугольной формы или в форме сердца. Они имели вверху петлю, в которую продевался шнур или тесьма, вплетавшаяся в косу. Косники расшивались золотными или серебряными нитями, жемчугом, бахромой и кружевом. Мотивами орнаментов служили растительные узоры, фигуры птиц.


Повязка из Сольвычегодского уезда Вологодской губернии начала XIX в. сшита в виде полосы красного ситца на твердой берестяной основе с длинными парчовыми лентами-завязками, продублированными хлопчатобумажной тканью. Для утяжеления в концы лент зашиты дощечки. Верхняя часть повязки и ленты скреплены металлическими крючками. Подобные повязки имели праздничное, а иногда и свадебное назначение. Просватанные девушки прикрепляли к повязке особую деталь — овальный натеменник, закрывавший волосы сверху". Повязку носили с шелковым сарафаном, батистовой рубахой и золотошвейной душегреей.



Повязка из Архангельской губернии XIX - начала XX в. представляет собой полосу шириной 23 см на твердой основе, обшитую позументом фабричного производства — «хазом» с очельем из фольги и многоярусной фестончатой поднизью, спускавшейся до бровей. Сзади к повязке могли крепиться с помощью броши широкие ленты розового муара.

На венчании девушкам не полагалось косу или распущенные волосы закрывать полностью. Головным убором служила повязка — «лента» в виде широкой полосы позумента с жемчужной или бисерной сеткой, пришитой по низу. В Архангельской, Вологодской и Вятской губерниях иногда косу убирали под длинный белый вязаный колпак, носивший название «честного». Наиболее распространенными венчальными головными уборами на Русском Севере и в Приуралье были также «головодец», «венец», «конура», «челка». Они были обязательно с открытым верхом, имели дугообразную форму или изготавливались в виде широкого обруча, который украшал венок из искусственных цветов и лент. Богато расшитые узорами золотных нитей, украшенные жемчугом, перламутром, цветными гранеными стеклами, фольгой и канителью уборы напоминали сказочные драгоценные короны. Непременным атрибутом свадебного костюма являлась фата, или «дымка», — тончайшая шелковая ткань или шелковый платок, обшитые по краю бахромой, кружевом, лентой.

Эффектным дополнением служили серьги, кольца, ожерелья из жемчуга или бисера, янтарные бусы, приносившие, по народному поверью, счастье в будущей семейной жизни. В таком наряде невеста представала перед алтарем настоящей «молодой княгиней», как она величалась по свадебному чину.

Цена наряда была очень высокой даже для зажиточных крестьян, поэтому он рассматривался ими как весомая часть наследства, передаваясь из поколения в поколение. Известно, что стоимость некоторых свадебных головных уборов в XIX в. достигала трехсот рублей ассигнациями.


Кокошник, XVIII — начало XIX в., Тверская губ.


Важнейшим элементом свадьбы после венчания в церкви был ритуал надевания на голову - добрачной женского головного убора — "повивание», «окручивание», "принятие закона», «снятие покрова» (Архангельская, Зологодская, Вятская губ.). Девичья прическа менялась на женскую: коса расплеталась, волосы заплетались в две косы, которые укладывались вокруг головы и убирались затем под закрытые головные уборы — кокошник, моршень, борушку, повойник, кику, сороку.

Так, в Слободском уезде Вятской губернии новобрачную после венчания уводили в чулан, где сваха и другие женщины «развивают плетень (косу) и крутят два плетня, т.е. плетут две косы, и когда надевают моршок, род чехлушки из парчи или шелковой материи, шитый золотом или серебром, то все участвовавшие в «свадебном» поезде на косы кладут деньги под моршок»
Кокошники из бархата, расшитые золотными нитями, в форме высокой цилиндрической шапки с плоским дном и ажурной поднизью из бисера, имели распространение в северозападных губерниях России. Обычно поверх кокошника надевался платок.


Свадебный головной убор «сорока»

из Бирюченского уезда Воронежской губернии (начало XX в.)
Южные губернии России


Свадебный головной убор «сорока» состоял из трех частей: кички с маленькими острыми рожками, позатыльня и собственно сороки каблукообразной формы. Сорока является древним по происхождению и способу ношения головным убором русской женщины. Так, в старообрядческих сочинениях 1660-1680-х гг. («Список 1 с писем страдальческих священнопротопопа Аввакума») упоминается термин «сорока», ее составные части, указывается, что носила высоко надо лбом «женка на кичке своей сороку».

Платки. XIX в. Олонецкая губерния Каргопольский уезд


Под отдельные элементы узора для создания рельефа подкладывались желтые, в цвет золота, картон или бумага. Фигурные вазоны, фантазийные цветы, бутоны, изогнутые ветви, листья являлись органичными элементами крупных, хорошо скомпонованных узоров, располагавшихся в одном углу платка. Два других угла украшались небольшими вышитыми букетиками и веточками. Иногда по краю платка вышивалось имя владелицы. Платок мог носиться поверх кокошника, завершая свадебный или праздничный наряд олонецкой крестьянки.

Борушка (XIX в. Вологодская губерния, Сольвычегодский уезд) — закрытый женский праздничный головной убор, состоящий из очелья на твердой основе и донца. Донце собрано в сборки и пришито к очелью, слегка выступая над его передней частью. Борушка украшена золотной вышивкой, перламутром, стеклами.

Традиция покрывания головы замужней женщиной уходит в далекое прошлое и связана с представлениями о магической силе волос. Свитые, спутанные женские волосы — «колтун» — в народных представлениях воспринимались как связь с потусторонним миром, принадлежность ведьмы, колдуньи. Распущенные, не убранные под головной убор волосы также привлекали злые силы. Когда женщина выходила замуж и становилась членом другой семьи, она должна была покрывать голову, чтобы не принести несчастья мужу и его родне. Выйти из дома на улицу «непокрытой», «простоволосой» даже в начале XX в. считалось недопустимым.



Праздничный кокошник из Сольвычегодского уезда Вологодской губернии, который состоит из двух частей: собственно кокошника и самшуры. Кокошник состоит из твердого очелья и мягкого донца из красной хлопчатобумажной ткани с тканым цветочным узором. Передняя часть очелья выдвинута под углом вперед и украшена полосами галуна. На боковых частях очелья и донца золотыми нитями вышиты узоры, изображающие стилизованных лебедей. Для поддержания формы внутрь кокошника вкладывалась самшура, сшитая из красного узорного ситца с валиком по верхнему краю, с простеганным очельем. В теменной и задней части самшура собрана в сборки и стянута шнуром. Широкое распространение кокошника практически на всей территории России привело к тому, что он стал одним из символов традиционной народной культуры. Изготовление такого головного убора требовало немалого мастерства, оттого этим промыслом часто занимались специалисты в торговых селах, городах, монастырях. Кокошники различались по конструкции и способам украшения.

Во многих странах свадебное платье сохранило признаки национальных традиций. Это проявляется в цвете, фасоне и деталях, которые соответствуют обычаям и религиозным убеждениям. К примеру, в Турции вокруг пояса невесты повязывают красную ленту, символизирующую невинность, а в Эритрее обязателен венец из тёмного бархата и фиолетово-золотистый наряд. Конечно, в разных регионах невесты отличаются. Давайте взглянем, какие свадебные платья носят девушки по всему миру:

Болгарская девушка в традиционном свадебном платье в Родопских горах.


Когда турецкая невеста выходит из родительского дома на свадебную церемонию, её отец, брат или дядя повязывает красную ленту вкруг талии девушки. Эта лента символизирует невинность, приносит удачу и счастье.


На свадьбе в Рибново, Болгария, ближайшие родственницы невесты окрашивают её лицо в белый цвет и украшают красочными стразами, затем лицо прикрывают серебристыми нитями. Этот обычай имеет многовековую историю.


В Шри-Ланке наряд невесты сочетает восточные и западные традиции. Здесь надевают богато расшитые шёлковые сари и фату по европейской моде. Украшения должны включать нечетное количество камней, так как нечетные числа считаются благоприятными.


Ультраортодоксальные еврейки-невесты из скромности наряжаются в длинные платья, которые скрывают всё, кроме лица и кистей рук. Как правило, кружевные струящиеся юбки достают до пола.


Традиционно невесты в Таджикистане носят белые платья поверх брюк.


Индонезия состоит из около 8000 населённых островов и на каждом из них своя мода на подвенечные наряды. Чаще всего девушки одеваются в платья ярких цветов с тяжёлой вышивкой.


За три дня до свадьбы индонезийки могут раскрасить хной ногти, руки и ноги. Они рисуют птиц и цветы.


Пакистанские невесты для церемонии выбирают наряды глубокого красного, розового и фиолетового цвета.


Индийские невесты выбирают традиционный наряд лехенга-чоли чаще всего красного цвета и дополняют его шестнадцатью украшениями с головы до пят по канонам Солах Шрингар.


В Нубии невеста носит цветной платок на голове, прозрачную вуаль на лице и ещё белую фату, покрывающую голову.


В традиционных эритрейских свадебных нарядах есть короны из тёмного бархата и фиолетовые платья с золотистой вышивкой. Одеяние невесты сочетается с костюмом жениха.


Тувинский национальный костюм отражает кочевой образ жизни народа. Церемониальная одежда не стесняет движений даже во время верховой езды, сшита из ткани светлых тонов и богато декорирована.


Накануне тибетской свадьбы жених приносит невесте свадебное платье и украшения. В наряде может быть головной убор, серебряные монеты для украшения кос или амулет с небольшой металлической статуей Будды.


Для официальной церемонии палестинская невеста надевает пышное белое платье, но у неё обязательно должно быть платье, которое вручную вышила мать новобрачной специально для свадьбы.


В перуанской столице Лиме традиционно невесты наряжаются в красно-чёрные платья с многослойными хлопковыми юбками и декорированным подолом.


Западная мода просочилась в Иорданию, где невесты носят белые платья и ювелирные украшения из золота или серебра. Часто голову новобрачной покрывает зелёная шёлковая ткань. Цвет символизирует рост, гармонию и безопасность.


В Мали одеяние невесты называется кафтан и совпадает по цвету с дашики, костюмом жениха. Пара чаще всего выбирает белый цвет, но иногда встречаются наряды лавандового или фиолетового оттенка.


На протяжении тысяч лет невесты Кореи носят традиционный костюм ханбок. Он состоит из блузы с длинными рукавами и юбки с завышенной талией из хлопка или шёлка.


Японские невесты наряжаются в белоснежное кимоно и надевают специальный шёлковый головной убор tsunokakushi, который скрывает «рожки ревности» и символизирует её намерение стать послушной женой.


Марокканская невеста трижды меняет наряд на свадьбе. На приёме появляется в белом кафтане или платье. Её одежда отражает признаки региона, из которого она родом.


Нигерийские невесты выделяются яркими кружевными блузками и узорчатыми кафтанами, которые часто шьют из индийских тканей. Коралловые бусы и головной убор довершают образ.


В Чечне белое платье невесты украшают брошью и поясом на талии. Оно должно скрывать все её тело, подчеркивая скромность новобрачной. Голову покрывают белым платком.


Традиционные иракские невесты устанавливают рекорд по количеству переодеваний. Каждое из семи платьев разного цвета радуги. Красный символизирует любовь и романтику.


Итальянские невесты верят, что зелёный цвет приносит удачу и изобилие, поэтому могут надеть зелёное платье или зелёное украшение. Однако чаще всего выбирают белый наряд.



Адриан Муту, который ранее играл за итальянский футбольный клуб «Эллас Верона», и его невеста Александра во время свадебной церемонии в Бухаресте, Румыния.

Американские невесты не всегда носили белое. В 19-ом веке девушки наряжались в то платье, которое считали лучшим в своём гардеробе, а белую ткань невозможно было очистить вручную, поэтому её могла позволить себе лишь богатая прослойка.


Королева Виктория, выходя замуж в 1840 году, выбрала подвенечное платье из белого шёлка с кружевами, хотя до неё для свадебного платья традиционным считался красный цвет. Тогда женские журналы описали её образ как чистый и непорочный, а белый цвет стали выбирать невесты по всему миру.


Невесты надевают белое платье, но наряды, которые мы видим на невестах из разных уголков нашей планеты совсем не ограничиваются тем, что мы привыкли видеть.

Одни невесты надевают очень красочные одежды, другие целиком скрывают свои лица под слоями вуали или ювелирных изделий, а третьи разрисовывают руки, а иногда и лица, красивыми узорами, которые в их культуре что-то означают.

Индийская свадьба


Свадебная одежда индийской невесты по традиции – это сальвар камиз, ленга чоли или сари. Свадебный наряд индийской девушки, согласно традиционным представлениям, должен быть красного цвета. Но зачастую встречаются и другие цвета, к примеру, зелёный, бордовый, золотистый, оранжевый, пурпурный.

Нигерийская невеста


Нигерия – это большая страна, поэтому здесь наряды брачующихся меняются в зависимости от этнической принадлежности, религии и региона. Но практически все нигерийские невесты надевают яркие свадебные одежды, а на голову повязывают Геле, специальный головной убор.

Свадьба в Гане


Свадьбы в Гане – это всегда красочное событие, а свадебные наряды разнятся от семьи к семье и имеют собственные узоры.

Невеста в Монголии


Во время традиционной церемонии бракосочетания монгольской пары молодые надевают особую узорную одежду, которую в течение очень длительного времени носили как монголы, так и другие племена кочевников в Центральной Азии.

Свадебные наряды разных культур

Свадьба в Японии


Традиционная свадьба в Японии – это невеста в белом кимоно, символизирующее девичество и чистоту. После официальной части невеста, как правило, переодевается в красное кимоно, которое символизирует удачу.

Невеста в Казахстане


На традиционную казахскую свадьбу невеста надевает саукеле, особый головной убор, а также закрывает своё лицо вуалью. Как правило, саукеле, подготавливают задолго до достижения девочкой брачного возраста.

Свадьба в Шотландии



Женихи на шотландских свадьбах традиционно надевают килт своего клана. По завершению официальной церемонии, новоиспечённая жена надевает на голову платок, который украшен родовыми цветами её мужа. Тем самым она показывает переход в новую семью.

Свадьба гуцулов



Самая настоящая сказка начинается во время свадебной церемонии в украинских горных сёлах в Карпатах. Даже сегодня гуцулы стараются придерживаться свадебных традиций, которые соблюдали их деды и прадеды. Они надевают национальные одежды, красиво украшают свои дома, коней и деревья. На венчание пара едет на украшенных лошадях.

Невеста в Румынии


Как и везде, свадьба на северо-западе Трансильвании – это важное событие. Как правило, организация свадьбы лежит на плечах родителей, включая проведение разных ритуалов, подготовку приданого и костюмов.

Невесты разных стран

Горанская невеста


Горанцы – это представители одной из народностей Балкан. Они мусульмане по вере, но в их свадебных традициях и обычаях часто присутствуют языческие элементы.

Свадьба в Китае



Красный цвет в Китае – это символ удачи, отпугивающий злых духов. Поэтому вполне объяснимо, что традиционные китайские наряды на свадьбу, как правило, красного цвета.

Яканская свадьба


Яканцы – это этнолингвистическая группа, населяющая на Филиппинах остров Басилане. Как правило во время традиционной свадьбы проходят две церемонии, исламская и более старая, доисламская.

Перуанская невеста


Перуанская свадебная одежда – это яркие наряды, сотканные шляпы и накидки, которые украшены кистями и светоотражающими тканями. Юбка и пончо для невесты делаются в день свадьбы.

Норвежская свадьба


Норвежский традиционный свадебный наряд называется бунад. Помимо свадьбы, его можно надевать и на другие мероприятия, к примеру, на крестины.

Свадебные платья в разных странах

Свадьба в Индонезии


В составе Индонезии более 17 000 островов. По этой причине свадьбы тут сильно отличаются друг от друга в зависимости от места жительства и принадлежности к этнической группе, которых здесь около 300.

Свадьба на Бали



Традиционные свадебные наряды на Бали очень яркие и богато украшены. Жених и невеста во время официальной церемонии носят на голове золотые короны.

Свадьба в Джакарте



Как и в других частях Индонезии, свадьба в Джакарте, - это много золота, красивые узоры, яркие цвета и необычные головные уборы.

Свадьба в Палембанге



Палембанг – это второй по величине индонезийский город острова Суматра. Традиционные свадебные наряды здесь отличаются роскошью и яркостью, а существуют они со времён империи Сривияи.

Красивые невесты

Хамарская свадьба



Хамары – это народность в Восточной Африке. Они живут на юго-западе Эфиопии, в одном из плодородных регионов долины Омо. Свободные женщины здесь надевают внушительных размеров воротники из чёрного, зелёного и красного бисера, а у имеющих мужа воротники сделаны из двух разных металлов.

Свадьба в Корее


Национальный костюм в Корее называется ханбок. Одну из его разновидностей корейцы надевают на свою свадьбу в традиционном стиле.

Традиционный наряд невесты в России, Нижний Новгород


В России проживают более 185 этнических групп, у многих из которых свои отдельные, отличающиеся от других, свадебные традиции. Многие русские свадьбы могут продолжаться два дня, а некоторые и того дольше.

Невеста в Узбекистане


На свою свадьбу узбекская невеста надевает очень красочный и яркий наряд ручной вышивки с красивыми узорами. В последующей жизни супругов свадебная церемония играет существенную роль.

Невеста в Туркменистане


Туркменская традиционная свадьба – это невеста, одетая в красное шёлковое платье с многочисленными позолоченными и серебряными украшениями.

Бедуинская свадьба в Израиле


Почти всегда неотъемлемая часть наряда бедуинской невесты – это тяжёлая вуаль, состоящая из разных ювелирных изделий.

Традиционные свадебные наряды

Невеста в Венгрии


Традиционный венгерский свадебный наряд невесты – это вышитое цветочными узорами платье и три ярких цвета. Под платьем у девушки много нижних юбок, она часто также носит замысловатый головной убор с вплетёнными в него колосьями пшеницы.

Свадьба в Малайзии



Большинство свадеб в Малайзии проводится в соответствии с мусульманскими традициями. Как правило на невестах надеты платья пурпурного, фиолетового и кремового цветов.

Свадьба Саамов


Саамы – это коренные народы, проживающие на крайнем севере Европы. Этот район называется Сапми, и он занимает часть Норвегии, Швеции, Финляндии и Кольского полуострова. По тому, что носит человек, можно многое о нём сказать. К примеру, одинокие люди носят ремни с круглыми кнопками, квадратные же кнопки означают, что человек в браке.

Польская невеста, область города Ловича



Польская невеста одета в традиционную одежду, обязательным атрибутом которой является громоздкий головной убор. Бутоньерка жениха подбирается под стать букету невесты. Если вдруг вы заметите на польской свадьбе, что невеста невзначай пытается накинуть подол свадебного платья на обувь жениха, то, согласно традиционному убеждению, это позволит ей доминировать в отношениях.

Свадьба Масаи в Кении


Обязательный атрибут невесты на свадьбе – это яркое и красочное ожерелье, сделанное из бисера и ракушек. После официальных мероприятий, ближе к ночи, начинается вечеринка "купамба". Во время этой вечеринки невесте разрешается снять вуаль и показать причёску и драгоценности.

Свадебные наряды разных стран

Яванская свадьба


Жених на традиционной Яванской свадьбе, как правило, одет в саронг, рубашку с высоким воротником, жакет и блангон, традиционный яванский головной убор. Невеста также надевает саронг, блузу с длинными рукавами и головной убор селенданг. Волосы женщины помещают в специальную небольшую заколку.

Традиционный костюм невесты из Шаумбург-Липпе, Германия



В Германии традиционные свадебные наряды отличаются от региона к региону. К примеру, в долине горного массива Шварцвальда головной свадебный убор большой и украшен сотнями бусин и стеклянных шариков, а в Бакенбурге акцент в большей степени делается на цветах, а не на бусах.