Упражнения чтобы ребенок начал разговаривать. Чтобы ребенок заговорил народные средства

26.06.2020

Развитие речи – это одна из главных сторон развития ребёнка. К сожалению, в наше время задержки в речевом развитии встречаются у детей очень часто. Почему ребёнок молчит, как сделать, чтобы он заговорил и как потом развивать речь ребёнка, поговорим в этой статье.

Почему ребёнок не говорит

Причин, почему ребёнок не говорит , может быть несколько

Причина 1: внутриутробная

Если беременность у мамы протекала тяжело, были перенесены внутриутробные заболевания или произошла родовая травма, это могло повлиять на задержку речевого развития у ребёнка. В таком случае обязательно наблюдение у невропатолога – он сможет назначить препараты для питания головного мозга и помочь решить проблему медицинским путём.

Причина 2: физиологическая

Другой причиной, почему ребёнок не говорит, могут быть особенности физиологии ребёнка. Для того, чтобы возникла речь, необходимо, чтобы организм был готов к её появлению. Для этого должен быть готовы головной мозг, органы речи и дыхания достаточно созреть, быть развитым слуховой аппарат. Достаточное развитие органов речи и головного мозга – это как фундамент для того, чтобы ребёнок заговорил, без этого фундамента развитие речи будет происходить с задержкой.

Причина 3: психологическая

Бывает и так, что ребёнок родился здоровым, и органы речи у него уже сформированы, и по всем признакам родители понимают, что ребёнку уже пора заговорить, а он всё молчит. Значит, причина в том, что просто ещё рано. Здесь надо помнить, что ребёнок всё равно заговорит, когда придёт время, просто его время ещё не пришло. Как только ребёнок будет готов говорить, он начнёт говорить, сам, без понуканий и просьб.

Что делать, чтобы ребёнок заговорил

Как мы уже сказали, речь не возникает на пустом месте, для развития речи необходим физиологический фундамент, то есть достаточно развитые органы речи и дыхания. Поэтому первое, что нужно делать, если Вы хотите, чтобы ребёнок заговорил, это развивать речевой и слуховой аппарат . Для этого есть специальные упражнения, которые называются артикуляционная гимнастика. Они помогут ребёнку правильно располагать в полости рта органы речи, будут их тренировать и укреплять. Сильные, упругие и подвижные органы речи (язык, губы, мягкое нёбо) – залог чистого звукопроизношения. Отдельно про то, как заниматься артикуляционной гимнастикой дома, читайте в следующей статье.

Вот несколько идей, как тренировать дыхание у ребёнка:

  • Дуйте на «музыку ветра» и слушайте, какой получается звук
  • Выдувайте мыльные пузыри, делайте пузырики с помощью трубочки, играя в ванной
  • Дуйте на игрушки-вертушки
  • Играйте на музыкальных инструментах (дудочки, свистульки, губные гармошки)
  • Задувайте свечи
  • Устройте соревнование: кто быстрее задует шарик из ватки в ворота (например)

Однако, хорошо развитый речевой аппарат ещё не гарантирует того, что ребёнок заговорит. Для этого его нужно стимулировать. Я не говорю о том, что нужно делать вид, что не понимаешь ребёнка, когда он что-то показывает, но не называет. Такое ложное «непонимание» родителей приведёт только к тому, что ребёнок будет злиться и обижаться, будут копиться негативные эмоции в отношении родителей, а это к добру не приведёт. Как же помочь ребёнку, чтобы он заговорил?

В одной из своих прошлых статей я писала о том, . Там я приводила конкретные примеры того, что мы делали для развития речи. Но основные моменты ещё раз перечислю:

  • Развивать мелкую моторику (о том, как это делать, читайте в статье « »)
  • Развивать слух (для этого играть в разнообразные игры со звучащими предметами: прятки с колокольчиком, найди пару по звуку и другие, заниматься логоритмикой)
  • Расширять словарный запас ребёнка (читать и заучивать наизусть сказки, стишки, потешки, играть в игры «что пропало», «волшебный мешочек», «я знаю 5…», их на самом деле очень много)
  • Тренировать связную речь (для этого учиться описывать картинку, отвечать на вопросы, рассказывать о событиях и т.д.)

В заключение хочу напомнить Вам ступени развития речи : речь формируется только, когда освоена предыдущая ступень и можно осваивать следующую. Сначала ребёнок учится произносить отдельные звуки, потом слоги, потом так называемые «лепетные» слова и части слов, потом уже слова, далее предложения и, наконец, связная речь.


«Детей надо учить тому, что пригодится им,
когда они вырастут».
Аристипп (древнегреческий философ, ученик и друг Сократа).

Умение облачать свои чувства, мысли, переживания в слова – один из важных социальных навыков человека, который во многом определяет не только качество его жизни, но и демонстрирует широту кругозора, интеллектуальную развитость. От того, насколько виртуозно человек владеет , зависит эффективность его взаимодействия с ближайшим окружением, карьерный рост и благополучие. Вот почему так важно учить «говорить» своего ребенка с самого раннего возраста, а именного с того момента – как только он начинает понимать происходящее вокруг себя.

Этапы развития речи у ребенка

Каждый человек с самого рождения проходит в своей жизни определенные этапы или стадии, так же обстоит дело и в освоении речи.

Итак, первая стадия – воспроизводство первых звукосочетаний, в народе еще закрепилось своеобразное название данного этапа — «гуление», в среднем наблюдается в 2-3 месяца.

Переход из первой стадии во вторую происходит в 5 -7 месяцев,когда звукосочетания становятся более отчетливыми.

Третья стадия наступает, если ребенок уже может произносить короткие слова с повторяющимися звукосочетаниями, такие как: «мама», «папа» и так далее, при этом слабо еще соотнося их с определенными объектами.

А вот после 9 месяцев, ребенок уже начинает вкладывать в произносимые им звуки определенный смысл.

Примерно к году , ребенок владеет от 3 до 10 «слого-слов» , и дальше багаж знаний пополняется стремительно быстро. После полутора лет ребенок уже вполне может изъясняться простыми предложениями.

В два годика – ему покоряются языковые нюансы, приобретается умение сочетать слова с предлогами и употреблять их в правильном порядке.

Если вы из числа тех, кто стремится, как можно раньше развить определенные навыки своего малыша, а ваш ребенок все никак не заговорит, то тогда эта статья именно для вас.

20 способов как помочь ребенку заговорить

  1. Как можно меньше используйте пустышки — соски. Поскольку, их длительное сосание может создать проблемы с прикусом и с артикуляцией.
  2. Запрещайте сосать палец – последствия аналогичные, что и с пустышкой.
  3. Развивайте мелкую моторику, она стимулирует мыслительные процессы и речь.
  4. Читайте ребенку как можно больше книжек, начиная с 3 месячного возраста.
  5. Как можно больше разговаривайте с малышом.
  6. Поощряйте познавательные действия ребенка.
  7. Уделяйте внимание артикуляционным играм (представлены ниже).
  8. Устраивайте домашние инсценировки и представления.
  9. Многократно повторяйте стишки, песенки, потешки.
  10. Не говорите в разговоре с малышом слишком быстро, используйте простые и понятные слова.
  11. Проговаривайте вслух, что вы делаете.
  12. Прослушивайте музыку и песенки для детей.
  13. Как можно реже используйте в обучение ребенка электронные игрушки, так как они формируют пассивного участника, за счет того, что все делает за ребенка электроника.
  14. Будьте интересным собеседником, используйте в разговоре с крохой мимику.
  15. Побуждайте ребенка озвучивать свои просьбы не языком жеста, а именно словами.
  16. Повторяйте за ребенком, задавайте простые вопросы, тем самым вы мотивируете говорить его чаще.
  17. И дома и на прогулке, произносите название всех предметов, которые заинтересовали малыша.
  18. Ведите дневник новых слов, для контроля речевого развития.
  19. Радуйтесь каждому новому слову, хвалите, восхищайтесь.
  20. Посещайте развивающие центры для малышей, поощряйте общение с другими детьми.

Игры и упражнения

Чтобы научить ребенка говорить, можно использовать всевозможные игры и упражнения.

Артикуляционные игры

С полутора лет можно выполнять очень занимательную и полезную зарядку для язычка. Все упражнения должна выполнять мама, малышу лишь остается смотреть, и со временем он научится повторять все мамины действия:

  • Погулять язычок собрался: (открываем рот)
  • Он умылся, (кончиком языка проведите по верхним зубам)
  • Причесался, (несколько раз проведите языком между верхними и нижними зубами, высуньте вперед и обратно спрячьте)
  • На прохожих оглянулся, (проведите языкам по губам – «облизнитесь»)
  • Вправо, влево повернулся, (повернуть поочередно язык в указанные стороны)
  • Вниз упал, наверх полез, (опустите язык вниз и поднимите вверх)
  • Раз — и в ротике исчез (спрячьте язык во рту).

Скороговорки для развития речи

Бывает дети, научившись говорить, не произносят некоторые звуки, чаще всего это звуки на буквы р, л (в твердых слогах), ш, ж, с. Следите за тем, чтобы ребенок сразу учился говорить звук правильно, а не заменял его на другой, переучить будет труднее. Вот несколько несложных упражнений:

Данная скороговорка нацелена на выработку звука [Р] :

В бору бобёр и брат бобра работают без топора.

В грозу от груза арбузов развалился кузов.

В огороде у Федоры – помидоры. За забором у Федоры – мухоморы..

Скороговорки на звук [Ж]:

Поезд мчится, скрежеща: жэ, че, ша, ща.

Хожу – твержу, сижу – твержу, лежу – твержу:

Жи, же, жа, жу. У ежа – ежата, у ужа – ужата.

Скороговорки на звук [С]:

У Сени и Сани в сенях сом с усами.

У осы не усы, не усища, а усики.

Скороговорки на звук [Ш]:

Смешные шутки у Саши и Мишутки.

Стеша спешила, рубашку сшила, да поспешила — рукав не дошила.

Шакал шагал, шакал скакал. Шашки на столе, шишки на сосне.

Шесть мышат в шалаше шуршат.

Детей очень увлекают звуки животных и в особенности подражание им. Как весело вместе по: мяукать, мычать, квакать, или рычать как тигр. Эта игра не только способствует развитию речи, но и в добавок обогатит словарный запас малыша, ведь он уже будет иметь представление, кто есть кто в царстве зверей.

Рекомендую вам посетить страничку моего блога sovetmamam.blogspot.ru раздел «Воспитание ребенка », статья посвящена тому, как совместный труд с малышом помогает развить многие его способности.

Обучающий массаж ручек

Игры с пальчиками вносят свой вклад в развитие речевых зон в коре головного мозга.

  • Погладьте тыльную сторону ладошек, приговаривая, гладим «киску».
  • Затем погладьте (с растиранием) ладошки с фразой «Ой, как холодно!».
  • Переверните ладошку малыша и указательным пальчиком другой руки поводите по ней: «Воробушек прилетел, крошек поклевал, поклевал и улетел».
  • Пощипайте ладошки малыша: «Гуси, гуси — травку щиплят».
  • Встряхните кисти рук.

Давайте волю вашей фантазии, придумывайте упражнения сами, удивляйте малыша.

Игра для развития пальчиков

— Кто приехал в гости? (складываем обе руки кончиками пальцев вместе)

— Мама, мама, это ты? (хлопаем кончиками больших пальцев)

— Папа, папа, это ты? (хлопаем кончиками указательных пальцев)

— Братик, братик, тоже с нами? (хлопаем кончиками средних пальцев)

— С нами Дедушка (хлопаем кончиками безымянных пальцев)

— С нами Киска (хлопаем мизинчиками).

Развивающая речь игра «телефон»

Ваш малыш уже не раз видел, как вы совершаете звонки. А значит, представление об игре у него какое-то уже сложилось, только не было возможности ее осуществить. Все меняет дело, если в доме появится детский, точно такой же, как у мамы или папы – телефон. Имея такой предмет дома, вы сами не заметите, как скоро малыш начнет прикладывать его к уху, и произнесет те долгожданные слова «алло, привет, мама!».

Игра «праздничный пирог»

Данная игра очень полезна для тренировки губ. Соберите всех друзей, скажите, что поводом служат именины – Пяточка. А вот и долгожданный пирог, который пришли отведать гости. «Так, кто же поможет задуть имениннику свечки?! На раз, два, три – дуем!».

Видео

А познавательное видео, которое вы можете посмотреть ниже, ответит на многие волнующие вопросы. Консультацию проводит руководитель школы правильной речи «Риторика» Филипьева Инна Валентиновна.


И напоследок, иногда, ребенок начинает говорить после сильных положительных эмоций. Устраивайте ребенку праздники, дарите как можно больше радости.

Хороших вам результатов!

Все родители с нетерпением ждут первого слова своего малыша. Но иногда он вовсе не торопится его произносить. А некоторые дети продолжают молчать лет до трех. Возможно, в этом есть часть вашей вины, поэтому не торопитесь бегать по врачам, а сами помогите ребенку заговорить. Для этого вам придется следовать самым простым правилам и ни в коем случае не забывать про них. Всегда помните о том, что вашему малышу нужна постоянная поддержка и помощь, чтобы делать свои первые маленькие успехи. В этом вам помогут 10 маленьких советов.

10 золотых правил родителей молчуна

Ребенок рождается на свет, не зная ничего. В первые годы своей жизни ему предстоит освоить все основные навыки. И это нелегко. Поэтому вы должны приложить все усилия, чтобы помочь ему в этом.

Правило первое. Больше разговаривайте с малышом

Чем больше устной речи слышит малыш, тем раньше он заговорит. На первых порах даже можете не задумываться о том, понимает ли он вас. Просто говорите с ним на любые темы. Он постоянно должен слышать ваш голос, интонации, улавливать эмоции и изменения тембра. Когда малыш подрастет, говорите с ним на понятные ему темы – про игрушки, обед, мультфильм.

Правило второе. Следите за четкостью своей речи

Вы должны быть уверены в том, что малыш четко слышит все слова, которые вы ему говорите. Поэтому, разговаривая с ним, всегда следите за своей речью, четкостью произношения. Дети копируют манеру разговора своих родителей, и если какой-то звук он будет слышать недостаточно четко, то в будущем может произносить его также.

Правило третье. Говорите медленно

Правило четвертое. Выбирайте понятные слова

Чем короче будут слова, тем быстрее ребенок выучит их. Но не стоит увлекаться такими «жаргонными» словечками, как бибика, ням-ням и прочими сокращениями, которыми родители любят лепетать с малышами. Называйте вещи своими именами. Если вы хотите, чтобы малыш быстрее запомнил названия предметов и действий, то дополняйте сказанное жестикуляцией и показом этого предмета. Например, «вот кубик», «а где мячик?».

Правило пятое. Комментируйте свои действия

Выполняя какие-то действия, постоянно комментируйте их. Например, «мы надеваем ботиночки», «Я наливаю суп в тарелку». Но не нужно превращать комментарии в бесконечный поток слов, в котором ребенок просто запутается. Делайте перерывы, учитесь находить золотую середину между «мало» и «много».

Правило шестое. С музыкой веселее

Детские песенки развивают слух малыша и учат его запоминать слова, а если вы будете тихонько подпевать, то он усвоит их еще быстрее. Поэтому каждый день слушайте со своим малышом веселую детскую музыку.

Правило седьмое. Пусть ребенок захочет заговорить

Иногда мамы делают огромную ошибку, когда предугадывают все желания малыша. Если он что-то просит, просто указывая на это пальцем, то тут же получает это. Из-за предугадывания развитие речи может несколько затянуться. Поэтому важна некая доля недопонимания. Пусть малыш иногда сердится, что его не понимают – не стоит обращать на это внимания. Зато у него появится стимул научиться говорить скорее. А если он будет предпринимать такие попытки, то внимательно слушайте его.

Правило восьмое. Подарите ему впечатления

Психологами замечено, что новые впечатления также способствуют развитию речевых способностей ребенка. С ранних лет ребенок должен жить полной, насыщенной жизнью. Новые места, знакомства, впечатления – все это прекрасный стимул для полноценного развития.

Правило девятое. До трех лет никакого телевизора

Еще одна ошибка молодых неопытных мамочек – отвлекать ребенка просмотром телевизора, в то время как она сама будет выполнять домашние дела. Телевизор, компьютер, планшеты – все это тормозит развитие ребенка и не только речи, а развитие в целом. При разговоре с взрослыми ребенок понимает еще очень мало слов, гораздо активнее он воспринимает жесты, мимику, интонации. Телевизор этого не даст, а еще и исказит правильное восприятие вещей.

Правило десятое. Развитие мелкой моторики

О том, что речь и движения пальчиков взаимосвязаны, читали все родители. Очень важно развивать мелкую моторику. Для этого подойдут любые способы – пластилин, мозаика, простые пазлы, конструкторы, краски, карандаши. Можно придумать массу способов. Элементарный способ – нанизывание пуговиц на нитку или леску. Старайтесь как можно чаще развлекать ребенка, задействовав его ручки.


Если вы все будете делать правильно, то ваш ребенок заговорит в положенное время. Дальше вам останется только способствовать дальнейшему развитию его речи, разучивая стихотворения, скороговорки, выполняя различные упражнения. Сейчас в магазинах можно найти самые разнообразные книги по развитию речи малышей дошкольного возраста. Чуть-чуть вашего терпения и ваш малыш будет радовать вас полноценной речью.

Syda Productions / Фотобанк Лори

Почему-то мысли о будущих долгих и важных разговорах волновали меня перед рождением первенца больше всего, и развивать речь дочери я стала с первых же дней ее жизни.

Сначала это были монологи. Я набралась терпения, трещала без умолку – и ждала .

Мои усилия не прошли даром. В год и четыре месяца девочка повторяла за мной простые слова: «пол», «вода», «заяц». Через три месяца спокойно произносила «собака» и «машина». В два года говорила простыми фразами, стала выговаривать «р».

Пришла я к такому результату во многом интуитивно. Получилась довольно простая схема, позволяющая шаг за шагом помочь ребенку освоить речь.

Шаг 1. Живите в режиме радио

Дочь засыпала под мои рассказы и песни, слышала их, пока бодрствовала. Скоро подключились и родственники. Дедушки и бабушки вспомнили все стихи, прибаутки и потешки, которые когда-то слышали, а потом взялись за книги и полезли в интернет.

«Разговаривать с ребенком нужно обязательно, и это неважно, что сначала он ничего не понимает, а потом, когда уже понимает, молчит в ответ, - прокомментировала руководитель филиала бюро медико-социальной экспертизы, врач-невролог Александра Пашенцева. - Причем аудиосказки или развивающие программы на планшете не могут заменить живую речь. Детям нужен вербальный контакт».

«Речь развивается по подражанию, поэтому большую роль играет четкая, неторопливая речь окружающих взрослых, - рассказала логопед АНО «Центр культуры «Хорошевский» Ольга Хорева. - Активный словарь ребенка также наращивается постепенно. Детская речь приближается к взрослой только к пяти годам ».

Шаг 2. Валяйте дурака

Я корчила дочке рожи, надувала и втягивала щеки. И все это под звуковой «аккомпанемент»: цоканье языком и причмокивание губами, жужжание и шипение. Дочь повторяла эти звуки за мной. и развлекала ее, и тренировала артикуляционные мышцы.

«Развитие артикуляции – важная составляющая освоения речи, - подчеркивает Ольга Хорева. – Для артикуляции логопеды используют упражнения, которые выполняются в игровой форме . Так начинается становление звуков».

Шаг 3. Повторяйте все по много раз

Сначала повторяем простые слова – «дай», «бум» или состоящие из двух одинаковых слогов – «папа», «мама», «баба». Все это – в , с улыбкой, без нажима.

Если мне на глаза попадались предметы, обозначаемые словом из лексикона дочери, показывала пальцем и ждала. При этом старалась уйти от всяких «би-би» и «гав-гав».

Позже предлагала дочери повторять чуть более сложные слова. Если они были очень длинными, то сначала по слогам и только потом целиком.

«Звукоподражания очень важны, и вовсе игнорировать их не стоит. Они, как правило, служат для обозначения действий (например, поезд едет – «ту-ту», вода капает – «кап-кап», часы идут – «тик-так»), – рассказала Ольга Хорева. – Однако нужно следить, чтобы ребенок не застрял на этом этапе, и вовремя перейти на следующий – к произнесению привычных нам слов . Проще всего понять, готов ли ребенок сказать то или иное слово, проследив, какие звуки он уже выговаривает. Так, вместо «кап-кап» в какой-то момент стоит предложить ребенку произнести слово «вода». И если у него это получится, с «кап-кап» нужно попрощаться».

Оксана Кузьмина / Фотобанк Лори

Шаг 4. «Не понимайте» своего ребенка

Если дочь просила о чем-то жестами, хотя могла использовать простое слово, я притворялась, что не могу догадаться, о чем она просит (в туалет, конечно, вовремя водила).

«Этот прием работает, когда ребенок в принципе уже что-то говорит. Но здесь очень важно не перегибать палку, – посоветовала Ольга Хорева. – На непонимание дети реагируют по-разному. Некоторые уходят в крик, слезы . Таким детям взрослым лучше сначала дать образец: самим произнести нужное слово».

Шаг 5. Просите расшифровать просьбу

Я просила дочку объяснить мне смысл, заложенный в одном слове. Так «дай» превращалось в «мама, дай воды».

«Чтобы помочь ребенку составить простую фразу из двух слов, проще всего задать уточняющий вопрос . Когда ребенок говорит «гулять», спросите, с кем он пойдет и куда. Простые фразы дети осваивают в норме к двум годам. Быстрее всего появляются те, что связаны с повседневными бытовыми вещами», – прокомментировала Ольга Хорева.

«Иногда так бывает, что родители занимаются с ребенком, а он молчит. А потом в три-четыре года вдруг начинает разговаривать предложениями. Это тоже , и такой способ освоения речи, как правило, наследуется», – рассказала Александра Пашенцева.

Как понять, все ли в порядке, произойдет этот скачок в какой-то момент или все-таки в развитии речи есть отклонения? По словам Александры Пашенцевевой, надежный способ определить патологию в речевом развитии – проследить, понимает ли ребенок обращенные к нему слова . К двум годам в норме это уже происходит.

Отсутствие гуления и попыток найти взглядом источник звука (в том числе говорящего взрослого) часто говорит о . Застой в освоении речи может указывать и на эпилепсию – когда небольшие приступы случаются ночью, «стирая» накопленную за день информацию. А иногда могут быть обусловлены банальной педагогической запущенностью.

Когда же дети начинают говорить? С одной стороны, ответ на этот вопрос очень прост - уже давно установлено, что после полутора лет у ребенка появляются первые слова, и к двум годам дети, как правило, начинают разговаривать. Причем овладение речью имеет характер "взрыва".

Молчавший до этого малыш вдруг заговорил, да так, что остановить его невозможно. Некоторые ученые считают, что такая внезапность в овладении речью связана с тем, что дети в полтора года делают своего рода открытие: каждая вещь имеет свое название, которое можно узнать у взрослого. Бесконечные вопросы ребенка "это что?", казалось бы, подтверждают данное мнение. Но думать, что годовалый малыш способен открыть всеобщий закон - это значит сильно преувеличивать интеллектуальную мощь детей. Ни один ребенок не способен осознать в столь юном возрасте знаковую функцию слов, не владея речью. И все же скорость, с которой расширяется запас слов младенца, поразительна.

Вместе с тем определить точную дату появления первых слов ребенка не так-то просто. Дело в том, что по времени появления речи и по объему своего активного словаря дети так сильно различаются между собой, что средние данные никак не отражают реальной картины. Есть дети, которые уже в 11-12 месяцев говорят до 110-115 слов, а бывают случаи, когда и до двух с половиной лет ребенок упорно молчит, несмотря на нормальное в целом психическое развитие.

Столь существенные индивидуальные различия не позволяют установить хотя бы примерные возрастные нормы речевого развития. Уже не раз психологи пытались точно определить, сколько слов должны знать дети каждого возраста. Однако все эти попытки пока ничем не закончились, потому что между детьми от 1 года до 2 лет слишком большие различия. Чтобы как-то преодолеть эту трудность, ученые попытались подсчитать минимальный и максимальный словарь ребенка для каждого возраста. Оказалось, что и между этими величинами существуют огромные различия. Например, в 1 год и 3 месяца минимальный словарь ребенка - всего 4-5 слов, а максимальный - 232 (!). При этом среди обследованных детей не было ни одного вундеркинда или умственно отсталого.

Получается, что сроки и темпы овладения речью во многом зависят от индивидуальных особенностей ребенка и от того, по какому пути идет его речевое развитие.

Развитие речи имеет два основных направления: пассивное владение словом (т. е. понимание речи) и активное (т. е. говорение). Обычно пассивная речь опережает активную. Уже в 10-12 месяцев дети обычно понимают названия многих предметов и действий. Всем известны знаменитые детские игры в "Сороку-ворону" или "Козу". "Все понимает, - удивляются растроганные родители, - а сказать ничего не может". Действительно, до определенного времени число понимаемых слов значительно превосходит количество активно произносимых. И у некоторых детей этот период сильно затягивается. Ребенок может вплоть до 2 лет, хорошо понимая все, что говорят ему взрослые, не произносить ни одного слова - либо вообще молчать, либо объясняться с помощью лепетного говорения. И все-таки при этом, если ребенок живет в нормальных условиях, его речь развивается.

Обычно у таких детей переход к активной речи происходит резко и неожиданно. И это понятно. Ведь достаточно богатый запас понимаемых слов становится активным словарем ребенка. Бывает так, что дети, упорно молчавшие до 2 лет, уже в 3 года догоняют и перегоняют в своем развитии тех, кто начал говорить в 10 месяцев. Поэтому не стоит беспокоиться, если до 2 лет в активном словаре ребенка всего 2-3 слова. Если малыш понимает обращенную к нему речь, если вы создаете все необходимые условия для его нормального развития, значит, рано или поздно он заговорит. А вот как рано или насколько поздно - во многом зависит от вас.

Рассмотрим, как могут родители помочь ребенку заговорить.

Долгое время принято было считать, что детская речь возникает из прямого подражания речевым звукам взрослого - малыши запоминают слова взрослых, повторяют их и таким образом усваивают речь. "Скажи мама, скажи ляля, скажи ложка", - просят родители малыша и ждут от него соответствующих звуков. К их великой радости, многие малыши уже в 10-12 месяцев начинают отчетливо повторять за взрослым те или иные простые слова. Подражание действительно имеет место при овладении речью (ведь дети всегда начинают говорить на том же языке, что и их родители). Однако оно не является главным. Ребенок может легко воспроизводить то или иное слово по просьбе взрослого, но в то же время никогда не использовать его самостоятельно. Значит, умение подражать, воспринимать и воспроизводить чужие слова еще не ведет к появлению собственных слов ребенка.

В то же время очевидно, что первые слова возникают только в общении со взрослым. Но взаимодействие взрослого с ребенком не может сводиться к прямому копированию речевых звуков. Слово - это прежде всего знак, т. е. заместитель другого предмета. Значит, за каждым словом должен стоять какой-то обозначаемый им предмет, т. е. его значение. Если такого предмета нет, если мать и ребенок до полутора лет ограничиваются проявлениями взаимной любви, первые слова могут не появиться, как бы много мать ни разговаривала с малышом и как бы хорошо он ни воспроизводил ее слова. Если же мама играет с младенцем в игрушки, его действия и эти самые игрушки становятся предметом (или содержанием) их общения. Однако в том случае, если ребенок увлеченно играет с предметами, но предпочитает это делать в одиночестве, активные слова ребенка также задерживаются: у него не возникает потребности назвать предмет, обратиться к кому-либо с просьбой или выразить свои впечатления. Потребность и необходимость говорить предполагает наличие двух главных условий: 1) потребность в общении со взрослым и 2) потребность в предмете, который нужно назвать.

Ни то ни другое в отдельности к слову еще не ведет. И только ситуация предметного сотрудничества ребенка со взрослым или содержательного, делового общения создает необходимость назвать предмет, а следовательно, произнести свое слово. Таким образом, главное - это не просто говорить, но играть с ребенком; разговаривать не просто так, а по поводу совместной игры. Для этого подходят кубики, пирамидки, мячики, машинки, картинки и многие другие предметы, с которыми можно играть вместе.

В таком предметном сотрудничестве взрослый ставит перед ребенком речевую задачу , которая требует перестройки всего его поведения: чтобы быть понятым, он должен произнести совершенно определенное слово. А это значит, что он должен отвернуться от желанного предмета, обратиться к взрослому, выделить произносимое им слово и употребить этот искусственный знак социально-исторической природы (каким всегда является слово) для воздействия на окружающих.

Суть речевой задачи заключается в том, чтобы побудить ребенка к активному использованию определенного слова в качестве единственно правильного средства воздействия. Первоначально у малыша нет никакой потребности назвать предмет словом. Такая потребность должна возникнуть, и научить его этому может только взрослый.

В процессе овладения словом можно выделить три основных этапа, каждый из которых имеет свой смысловой центр для ребенка.

На первом этапе таким центром является предмет . Малыш тянется к нему, сопровождая свои попытки мимическими и интонационно-выразительными движениями. В некоторых случаях, когда он не получает желанный предмет, эти проявления перерастают в гнев и даже в плач. Однако у большинства детей центр внимания постепенно сдвигается на взрослого.

На втором этапе центром ситуации становится взрослый . Обращаясь к нему, ребенок пробует разнообразные речевые и неречевые средства. Вместо попыток достать предмет появляются указательные жесты, активное лепетное говорение ("дай-дай-дай") и другие способы воздействия. Такое поведение направлено на то, чтобы вывести взрослого из состояния нейтралитета и обратить его внимание на свои попытки. Однако если взрослый "не сдается" и ждет нужного слова, ребенок наконец пробует его произнести.

На третьем этапе центром ситуации выступает именно слово . Ребенок начинает не просто смотреть на взрослого, но сосредоточивается на его губах, присматривается к артикуляции. Пристальное рассматривание "говорящих", шевелящихся губ явно свидетельствует о том, что ребенок не только слышит, но и "видит" нужное слово. Поэтому, разговаривая с маленькими детьми, важно отчетливо артикулировать каждый звук, чтобы было понятно, как этот звук производится. После этого обычно проявляются первые попытки произнести слово.

Важно подчеркнуть, что малыш сначала ориентируется в общем смысле ситуации. Он начинает понимать, что, для того чтобы обратиться к взрослому, нужно использовать конкретное слово, которое и становится средством обращения. Таким образом, восприятие и воспроизведение слова происходит, как мы уже говорили, на основе уже открытого смысла речевого общения и сотрудничества со взрослым. Без достаточно развитой потребности в общении со взрослым и совместной с ним игре первые слова появиться не могут.

Полностью развернутым процесс порождения слова бывает только вначале. В последующем этот процесс свертывается, ребенок сразу переходит к произнесению нового слова, к его артикуляции. Вместе с тем важно подчеркнуть, что речевая задача, т. е. задача передать что-то словами, впервые ставится перед малышом именно взрослым. Дети начинают активно произносить слова только под влиянием настойчивых воздействий взрослого, когда он превращает слово в центр внимания ребенка.

Однако благополучным и своевременным появление речи бывает не всегда.

Почему заговорить бывает трудно

В последнее время явное недоразвитие или вообще отсутствие речи у 3-4-летних детей становится все более серьезной проблемой для родителей и педагогов. Попытаемся рассмотреть основные, наиболее типичные причины таких проблем у детей 2-3 лет и, соответственно, способы их преодоления.

Первой и главной причиной отставания в речевом развитии является недостаточное общение ребенка со своими родителями. В последнее время многие родители ввиду своей занятости и усталости не имеют времени и желания общаться со своими детьми. Главным источником впечатлений (в том числе и речевых) служит для детей телевизор. Состояние молчания членов семьи в повседневной жизни и перед экраном телевизора оборачивается драматическими последствиями для овладения речью маленьким ребенком. Уже давно бьют тревогу врачи, которые в силу своей профессии имеют дело с нарушениями речи и слуха в детском возрасте. Еще в середине 90-х годов прошлого века немецкий врач Манфред Хайнеманн при помощи новых методов обследования наткнулся на неожиданно большое количество детей 3,5-4 лет, нуждающихся в лечении. В среднем у 25% детей было обнаружено нарушение развития речи. А сегодня в среднем каждый четвертый ребенок дошкольного возраста страдает замедленным развитием речи или его нарушением, независимо от уровня образования родителей или их принадлежности к определенным социальным слоям.

Специалисты подчеркивают, что рост числа нарушений развития речи в наше время объясняется не столько медицинскими факторами, сколько изменившимися социально-культурными условиями, в которых сегодня растут дети. У работающих родителей остается все меньше свободного времени для своих детей. Так, у матери имеется в среднем около 12 минут в день на то, чтобы поговорить со своим ребенком. Как следствие всего этого - растущее число детей, "осчастливленных" собственной теле- или видеоаппаратурой, и тогда время просмотра передач достигает 3-4 часов в день. Особенно внушает опасение тот факт, что даже маленькие дети 3-5 лет смотрят телевизор в среднем 1-2 часа в день. А некоторые - от 5 до 6 часов в день, когда им дополнительно показывают видеофильмы.

Но, казалось бы, малыш, сидя перед телевизором, постоянно слышит речь, причем громкую, разнообразную и выразительную. Что ему мешает усваивать ее? Дело в том, что речь, слышимая ребенком с экрана телевизора, не оказывает на него должного воздействия и не играет значимой роли в речевом развитии. Она не воспринимается детьми раннего возраста как адресованная им лично и не включена в их практическую активность, а потому не имеет для них никакого значения, оставаясь лишь фоном мелькающих на экране зрительных стимулов. Доказано, что маленькие дети не выделяют отдельных слов, не понимают диалогов и не вслушиваются в экранную речь. Даже самые лучшие телепередачи или видеокассеты не могут заменить общения родителей со своими детьми! Еще раз подчеркнем: только непосредственное воздействие взрослого и его участие в практической деятельности малыша способны обеспечить нормальное речевое развитие.

Следовательно, для преодоления отставаний в развитии речи необходимы по крайней мере два условия:

Включенность речи в активную деятельность ребенка;
- индивидуальная адресованность речи, которая возможна только в живом непосредственном общении.

Для малыша, которому предстоит освоиться с миром речи, ни в коей мере не безразлично, кто и как произносит слова. Ведь только благодаря обращенному к нему слову он и может стать человеком в истинном смысле. Причем в первую очередь здесь подразумевается не передача информации, а нечто совсем иное, имеющее гораздо большее значение: взгляд в глаза, заинтересованное внимание, ответная улыбка, эмоциональная выразительность. Все это может дать ребенку только близкий взрослый.

Однако иногда отставание в речевом развитии связано и с избыточным пониманием близких взрослых. Взрослые, хорошо осознавая значение автономной речи ребенка, вместе с тем не стимулируют у него обращения к нормальной человеческой речи и не ставят перед ним речевую задачу, угадывая малейшие его желания. Они хорошо понимают, что хочет сказать ребенок, и удовлетворяются его "детскими словами" типа "бу-бу", "нюка", "люка" и т.п. При этом и сами родители с удовольствием используют детские слова в разговоре с малышом, поскольку такой детский язык (его иногда называют языком мам и нянь) выражает особую нежность и умиление перед ребенком. Но этот язык уместен только для младенца, поскольку он еще не вникает в значение слов. После года, когда начинается интенсивное усвоение речи, "детские слова" могут стать серьезным препятствием для развития нормальной человеческой речи, и ребенок надолго застрянет на этом этапе, довольствуясь несколькими "детскими словами". Если малыш до 3-4 лет остается на стадии говорения исключительно "детских слов", то впоследствии в его речи возможны различные нарушения, связанные с неполным овладением звуками родного языка, заменой звуков, их смешением и др. В начальной школе такое неправильное произношение может вызвать грубые ошибки в письме, поскольку "как слышится, так и пишется".

Итак, основных причин застревания ребенка на стадии автономной детской речи две. Во-первых, это ситуации, когда окружающие близкие взрослые охотно используют в общении с ребенком тот самый детский язык, повторяя его звуки и предлагая аналогичные свои слова типа "бибика", "ням-ням", "пи-пи" и пр. Во-вторых, это случаи, когда родители и бабушки, хорошо понимая не только своеобразный язык ребенка, но и все его желания, угадывают их буквально с полуслова и полувзгляда. В таких условиях у ребенка не возникает никакой потребности в настоящих словах. Соответственно для преодоления подобных проблем необходимо неукоснительно соблюдать два правила.

1. Не заменять разговор с ребенком языком "мам и нянь", т. е. не говорить с ним с помощью различных "бу-бу" или "пи-пи". Малышу необходима правильная человеческая речь, естественно, понятная ему. При этом, обращаясь к ребенку, следует четко и ясно произносить отдельные слова, привлекая его внимание к их артикуляции и добиваясь от него внятного произношения.

2. "Не понимать" автономных слов и невнятных вокализаций ребенка, побуждать его к правильному произношению и называнию нужных ему вещей и, таким образом, создавать речевую задачу. Необходимость, а затем потребность в человеческой речи возникает только в общении с близкими взрослыми.

В этой связи вспоминается известный анекдот про мальчика, который до пяти лет молчал, и родители уже считали его глухонемым. Но вот однажды за завтраком он сказал, что каша недостаточно сладкая. Когда изумленные родители спросили малыша, почему же он до сих пор молчал, мальчик ответил, что раньше все было в порядке. Так вот, до тех пор, пока тебя понимают без слов, никакой необходимости в них нет, и поэтому можно молчать или объясняться нечленораздельными звуками.

Серьезным препятствием для развития речи может также стать повышенная импульсивность ребенка и нечувствительность к словам взрослого. Такие дети чрезвычайно активны, подвижны, они несутся куда глаза глядят и ни на чем не могут сосредоточиться. Они как бы не слышат обратившегося к ним взрослого и никак не реагируют на его слова. Даже свой протест они выражают как-то особенно: кричат, глядя в пустоту, а не обращаясь ко взрослому. Отсутствие необходимых связей со взрослым проявляется и в стремлении все делать самому: взрослый как партнер и как образец совершенно не нужен. Индивидуальные игры ребенка с предметами хотя и освобождают взрослых от назойливости детей, но никак не стимулируют речевого развития ребенка. В таких условиях заглушается сама потребность малыша в общении со взрослыми: он перестает обращаться к ним, погружаясь в стереотипные действия с предметами. В результате задерживается психическое развитие ребенка вообще и речевое в частности.

В подобных случаях нужно прежде всего вернуться к играм и занятиям, в основе которых лежит эмоциональный контакт с малышом. Это может быть ласковое поглаживание по головке, называние его по имени, простые младенческие игры типа "Ку-ку" или "Сорока-ворона". Важно установить контакт с ребенком, поймать его взгляд и получить ответную реакцию. Большое значение имеет и то, как именно взрослый вводит в жизнь ребенка различные предметы и игрушки. Всем предметным действиям следует по возможности придать "человеческий" характер: жалеть или укладывать спать куклу, посадить водителя в машинку и вести ее в гараж, лечить обезьянку и т. д.

Количество игрушек лучше сократить. Очень полезны игры, в которые нельзя играть одному, например катать мячик. Если ребенок не проявляет интереса к сотрудничеству, попробуйте организовать в его присутствии общую игру с другим партнером. Например, папа и мама могут катать друг другу мячик, по-детски ликуя и радуясь. Скорее всего, малыш захочет занять место одного из них или присоединиться к этому занятию. Полезны также игры с имитацией. Вы говорите в присутствии малыша за разных зверюшек, а ребенок, заражаясь общей обстановкой, повторяет вслед за вами. Все эти занятия направлены на то, чтобы остановить бессмысленную беготню ребенка и привлечь его к содержательному общению.

Еще одной, достаточно распространенной сегодня проблемой является стремительность речевого развития. Этот вариант нарушения нормального развития речи противоположен всем предыдущим. Он отличается тем, что первые слова детей не только не задерживаются, но, наоборот, опережают все возрастные сроки речевого развития. Ребенок в 1 год и 3 месяца вдруг начинает говорить почти развернутыми предложениями, с хорошей дикцией, используя совсем не детские слова. Сколько гордости вызывает у родителей их говорящее чудо! Как приятно продемонстрировать знакомым необыкновенные способности малыша! Поначалу возможности малыша кажутся безграничными. С ним постоянно разговаривают, его учат, ему рассказывают, ставят пластинки, читают книжки и т. д. И он все понимает, все с интересом слушает. Казалось бы, все идет прекрасно. Но вдруг такой ребенок начинает заикаться, трудно засыпает, его мучают беспричинные страхи, он становится вялым и капризным.

Все это происходит потому, что слабая, неокрепшая нервная система малыша не справляется с потоком информации, которая обрушивается на его голову. Ему трудно так быстро перестроиться и всего за несколько месяцев из младенца превратиться во взрослого человека. Повышенная возбудимость, ночные страхи, заикание свидетельствуют о том, что нервная система ребенка утомлена, что он не справляется с чрезмерной информативной нагрузкой. Значит, ребенку требуются отдых, свобода от лишних впечатлений (и прежде всего - речевых). Для того чтобы предотвратить развитие неврозов, нужно больше гулять с ребенком, играть в простые детские игры, приучать его к обществу сверстников и ни в коем случае не перегружать новой информацией.

Итак, случаи нарушения речевого развития весьма разнообразны. Но при любых ситуациях для нормального и своевременного развития речи необходимо достаточное и соответствующее возрасту общение ребенка со взрослым. Однако бывает, что никакие старания родителей не приводят к нужному результату - малыш до 3 лет продолжает молчать, или произносит какие-то нечленораздельные звуки, или избегает общения. В этих случаях необходимо обратиться к специалистам - логопеду, детскому психологу или невропатологу. Не забывайте, что речь - это один из главных показателей психического развития, поскольку в ней отражаются все достижения и проблемы маленького ребенка.