Беседа с опытно-экспериментальной деятельностью для детей старшей группы

19.06.2019

Ребята! Радуга — очень красивое природное явление, вы ее наверняка видели.

Отгадайте загадку.

Над рекою, над болотом

После летнего дождя

Кто-то выстроил ворота

Без единого гвоздя! (Радуга.)

♦ Видели ли вы радугу? Расскажите, когда она появляется в небе, как выглядит.

Радуга играет на солнце после летнего дождя. Она похожа на разноцветную дугу. Недаром сложена такая загадка: «Разноцветная дуга соединила реки берега». Иногда радугу сравнивают с коромыслом. Коромысло — деревянная резная дуга, с помощью которой в старину на Руси женщины носили воду из колодца домой. Они надевали на коромысло ведра, наполненные водой, и помещали его на плечо.

♦ «Разноцветное коромысло в небе повисло». Что это?

Верно! Радуга. Иногда ее сравнивают с цветным небесным мостом.

Послушайте стихотворение.

Радуга

Над речкой-рекой

Рыбка выгнулась дугой.

Оперлась о хвост,

Изогнулась, словно мост.

В каплях теплого дождя

Заискрилась чешуя — семицветная.

И над зеленью ракит

В небе радуга горит самоцветами!

♦ Задумывались ли вы о том, почему возникает радуга? Почему она такая яркая, разноцветная?

Потому что после дождя в воздухе висят мельчайшие частички воды. Солнечные лучи преломляются в каждой крошечной капельке, словно в прозрачной линзе. Белый солнечный свет расщепляется на семь цветов, его составляющих: красный, оранжевый, желтый, зеленый, голубой, синий и фиолетовый. Один цвет плавно переходит в другой, образуя сказочной красоты небесные ворота!

♦ Какие это цвета? Знаете?

Чаще всего радуга появляется над озером, рекой, заливными лугами, ведь там в воздухе много влаги.

Народы востока называют радугу небесным мостом, который соединяет сердца влюбленных.

Послушайте сказку.

Волшебный мост

Жили-были парень Янек и девушка Анка. Оба молодые, красивые, но совсем бедные. Сирота Анка работала помощницей прачки. Помогала ей стирать белье богатых барынь, с кружевами, атласными бантами и оборками. А полоскать белье девушка бегала на речку. Ранним утром, едва рассвет брезжил и окрашивал лицо и руки девушки нежнейшим розовым цветом, подобным лепесткам роз, Анка брала большую корзину и шла к реке.

На другом берегу Янек забрасывал в реку удочки, чтобы поймать побольше рыбы и продать ее утром на базаре. Он исподтишка смотрел на Анку, любуясь ее чудесной красотой, тонкой фигуркой, длинными локонами, которые она откидывала назад, чтобы они не мешали ей полоскать белье.

Девушке Янек тоже нравился — высокий, синеглазый, улыбчивый. Молодым людям хотелось познакомиться, но как попасть на другой берег? Ведь их разделяла широкая река, а моста нигде не было!

Однажды на рассвете, едва солнце поднялось над рекой и озарило ее сверкающим золотом, вдруг посыпался мелкий-мелкий, теплый дождик. Анка подставила ему лицо, и струйки ласкали ее, как нежные поцелуи.

Вдруг над рекой поднялся разноцветный мост радуги! Такой красоты девушка еще не видела: бархатисто-зеленая трава, серебристая река и небесный мост над ней.

— Иди ко мне! — позвал Янек Анку. — Видишь, мост. Беги по нему, пока он не растаял!

Анка и вправду ступила ногой на чудесный мост и почувствовала, что он держит ее. Девушка побежала по мосту и поднялась высоко-высоко, на самую середину, посмотрела вниз и ахнула.

Далеко внизу она увидела реку, заливные луга и Янека, который махал ей рукой. Сердце ее забилось от радости!

Анка и Янек поженились, у них родились дети, и все в округе знали историю волшебного моста.

♦ Чем занималась Анка?

♦ Что делал Янек?

♦ Почему молодые люди не могли пожениться?

♦ Что помогло им соединиться?

♦ Как Анка добралась до Янека?

Ответьте на вопросы

1. Когда на небе появляется радуга? Как она образуется?

2. Как она выглядит?

3. Сколько цветов у радуги? Назовите их.

4. Где чаще всего возникает радуга?

5. Почему ее сравнивают с дугой?

6. Почему радугу называют небесным мостом?

Муниципальное дошкольное образовательное учреждение Детский сад №52 «Лукоморье»

Орлова Екатерина Александровна, воспитатель высшей категории.

Сроки реализации проекта: краткосрочный (2 месяца).

Участники проекта: дети средней группы № 7 "Русалочка".

Проблема:

В дошкольном возрасте у детей наблюдается очень активный процесс познания окружающего мира. Их интересуют природные явления и устройства мира, жизнь животных и птиц, различные страны и континенты. В детстве интенсивно формируется способность к начальным формам умозаключений, обобщений, абстракций.

Ознакомление дошкольников с некоторыми явлениями неживой природы происходит в основном во время непосредственных наблюдений в различные времена года. Подобное знакомство с физическими явлениями слабо способствует формированию правильных представлений о простейших физических явлениях, т.к. непосредственные наблюдения не могут дать необходимого материала для полного объяснения наблюдаемых явлений и, кроме того, нередко приводят к ошибочным выводам, поскольку способность детей делать вывод из преднамеренного наблюдения ещё несовершенна.

Такие природные явления как гроза, дождь, дети могут наблюдать часто, и бесед по этим природным явлениям проводится много. А вот такое красивое явление, как радуга, мы наблюдаем редко и соответственно знаний у детей по нему недостаточно. Также дети не знают цветовой спектр радуги.

Обоснование проблемы:

Главная цель экологического воспитания - формирование начал экологической культуры: правильного отношения ребенка к природе, его окружающей, к себе и людям как к части природы, к вещам и материалам природного происхождения, которыми он пользуется. Такое отношение строится на элементарных знаниях экологического характера.

Знания не самоцель в экологическом воспитании, но они необходимое условие выработки такого отношения к окружающему миру, которое носит эмоционально-действенный характер и выражается в форме познавательного интереса, гуманистических и эстетических переживаний, практической готовности созидать вокруг себя.

Явления неживой природы – это объективная реальность мира. Реальность, которая непосредственно и непрерывно оказывает своё неизбежное влияние на умственное развитие детей.

Несмотря на наглядно-образный характер своего мышления, дети могут познавать не только внешнюю сторону физических явлений, но некоторые несложные связи, отношения и закономерности.

Прогулки, экскурсии за город или пребывание в деревне могут дать ребенку возможность видеть природу во всей ее красоте, то пышной и яркой, то скромной и не менее чарующей, видеть звездное небо, восход и заход солнца, землю в различных одеяниях: зимой – в белоснежном покрове, летом – в пышном и ярком наряде полевых цветов, осенью – в золоте листьев, весной – в пленительных формах пробуждения к новой жизни.
Пусть ребенок еще не в состоянии испытать на себе во всей полноте обаяние открывающейся перед ним природы, пусть от него ускользает прихотливая игра света и тени в лесу, величие бездонного неба, усеянного мерцающими звездами, нежные, быстро меняющиеся цветные оттенки неба, освещенного последними лучами заката, пусть его иногда привлекают всякие мелочи – всюду разлитая жизнь, но весь этот аромат красоты вдыхается ребенком и оставляет в нем свой след, который, если не сейчас, то в будущем, послужит материалом для глубоких чистых переживаний.

Цели проекта: Расширение, уточнение представлений детей о таком явлении природы, как радуга.

Формирование цветовосприятия и цветоразличения у детей дошкольного возраста.

Задачи:

o формировать реалистические представления о природе – знания о её объектах и явлениях;

o знакомить детей с цветовым спектром радуги, помочь запомнить последовательность цветов;

o учить детей воспринимать цвет в связи с предметами и явлениями окружающего мира;

o воспитывать способность видеть красоту природы, любовь и бережное отношение к ней.

Участники: дети, воспитатель, родители.

Срок проведения: 2 месяца.

Основные направления реализации проекта:

· НОД по ознакомлению детей с природным явлением – Радуга.

· Познавательные беседы о цветовом спектре радуги, природных красках.

· Рассматривание иллюстраций.

· Чтение стихов и сказок о радуге, цветах.

· Заучивание стихов.

· Просмотр мультфильма.

· Аппликация и рисование.

· Дидактические, сенсорные, развивающие, подвижные игры по теме проекта.

Обеспечение: методическая и художественная литература, мультфильм, иллюстрации, набор для художественного творчества.

Ожидаемый результат:

Дети узнают, что такое радуга и когда ее можно увидеть.

Узнают цветовой спектр радуги и как его запомнить.

Знакомятся с литературными произведениями.

Создаётся выставка детских работ.

Создаётся коллективная творческая работа вместе с воспитателем "Дом для радуги".

План выполнения проекта:

1 этап – подготовительный:

ü Разработка проекта.

ü Подбор литературных произведений про радугу, цветовом спектре.

ü Составление плана основного этапа.

ü Определение цели и задач проекта

2 этап – основной (реализация проекта):

День недели

Отрезок времени

Деятельность воспитателя с детьми

Понедельник

(1 неделя)

Утро

НОД «Семицветная радуга»

Заучивание стихотворения «Радуга» С. Маршака (В небе гром, гроза…).

Чтение веселых детских стихов про цвета.

День

П/и «Найди свой цвет»

Среда

(1 неделя)

Утро

Беседа «Изучаем семь цветов радуги»

Повторение стихотворения «Радуга» С. Маршака

Чтение сказки о радуге

Д/и «Найди цвета и назови их»

День

Сенсорная дидактическая игра «Угадай овощ по описанию»

П/и «Найди себе пару»

Пятница

(1 неделя)

Утро

Д/и «Здравствуйте – я Красный…»

Чтение детских стихов про красный цвет

НОД по рисованию «Радуга-дуга»

Чтение Красной сказки

День

Чтение сказки Ш. Перро «Красная шапочка»

Сенсорная дидактическая игра «Разложи кубики по цветам»

Вторник

(2 неделя)

Утро

Д/и «Здравствуйте – я оранжевый …»

Чтение детских стихов про оранжевый цвет

Чтение оранжевой сказки

Рисование «Морковка»

День

Чтение стихов о радуге С.Маршака, Е.Благининой.

Загадывание загадок про овощи и называние цвета овощей

Четверг

(2 неделя)

Утро

Д/и «Здравствуйте – я желтый …»

Чтение детских стихов про желтых цвет

Чтение желтой сказки

День

Чтение стихов о радуге Н. Байрамова, В. Барданова

Сенсорная дидактическая игра «Гусенички»

Понедельник

(3 неделя)

Утро

Д/и «Здравствуйте – я Зеленый…»

Чтение стихов про зелёный цвет

Чтение стихов о радуге К. Чуковского, «Цвета радуги» А. Венгера

Рисование «Елочка – зеленая иголочка»

День

Чтение зеленой сказки

Заучивание стихотворения «Дождик и радуга» Л.Огурцовой

Среда

(3 неделя)

Утро

Д/и «Здравствуйте – я Голубой …»

Чтение детских стихов про голубой цвет

Загадывание загадок о цветах радуги

Чтение голубой сказки

День

- Чтение стихов о радуге А. Бывшева, И. Векшегоновой

Пятница

(3 неделя)

Утро

Д/и «Здравствуйте – я Синий …»

Чтение детских стихов про синий цвет

Чтение синей сказки

Загадывание загадок про ягоды и называние цвета

День

Повторение стихов «Дождик и радуга» Л. Огурцовой

Вторник

(4 неделя)

Утро

Д/и «Здравствуйте – я Фиолетовый …»

Чтение детских стихов про фиолетовый цвет

Чтение фиолетовой сказки

Д/и «Волшебные цвета»

День

Чтение стихотворения «Дождевика» Е. Ранневой

Четверг

(4 неделя)

Утро

Загадывание загадок про радугу

Д/и «Радуга»

Повторение изученных стихов о радуге

День

Просмотр мультфильма «Цветик – семицветик»

Понедельник (5 неделя)

Утро

Коллективное рисование «Чудо птица»

Игра «Какие цвета есть на картинке»

День

П/и «Кто быстрее»

Чтение «Семь разноцветных сказок» С. Могилевской

3 этап – заключительный:

* Оформление выставки детских работ.

* Оформление выставки художественной литературы по теме проекта.

* Создание коллективной творческой работы совместно с воспитателем для оформления детской раздевалки «Дом для радуги».

* Оформление портфолио проекта.

Литература:

*С. Могилевская. Семь разноцветных сказок.

*И. А. Лыкова. Цветные путешествия, или история о том, как стать настоящим Художником. (журнал "Цветной мир", 3/2012)

Наталья Парамонова
Конспект НОД для детей старшего дошкольного возраста «Отчего появляется радуга?»

Цель : Выяснить, что приводит к возникновению на небосводе огромной многоцветной дуги.

Задачи :

Познавательные :

o формировать реалистические представления о природе – знания о её объектах и явлениях;

o воспитывать способность видеть красоту природы, любовь и бережное отношение к ней.

Художественное творчество : развивать продуктивную деятельность детей , творческие способности.

Коммуникация : развитие желания пользоваться специальной терминологией, ведение конструктивной беседы в процессе совместной деятельности.

Социализация : способствовать накоплению опыта, доброжелательного отношения со сверстниками в процессе игр и совместной деятельности;

Игровая деятельность : формировать произвольность в поведении, проявлять активность и умение доводить начатое дело до конца.

Предварительная работа : просмотр различных фотографий, а также анализ собственных рисунков.

Оборудование : зеркало, чаша стеклянная, вода, лист белой бумаги и солнце.

Ход занятия:

Воспитатель : Ребята, давайте с вами вспомним прошлое занятие и скажем что же такое радуга ?

Дети : Разноцветная дуга на небе, которая появляется во время дождя и солнца.

Воспитатель : Хорошо!

Ребята, оказывается радуга бывает разной : лунная, опрокинутая, туманная, огненная. (показывает картинки, также рассматривание картин)

Ребята, а вы знаете цвета радуги , и всегда ли эти цвета следуют в определенном порядке?

Дети : Красный, оранжевый, желтый, зеленый, голубой, синий, фиолетовый.

Воспитатель : Правильно, молодцы!

Попадая из воздуха в воду, луч изменяет своё направление, т. е. преломляется. Тогда и происходит разделение белого цвета на составляющие его цветовые лучи.

Воспитатель : Давайте ответим на вопрос : Почему радуга имеет форму дуги ?

Оказывается, что когда мы смотрим на радугу , мы видим лишь её половину. Это связано с тем, что центр радуги находится на одной прямой с нашими глазами и Солнцем. А вот если забраться на высокую гору мы увидим уже, что радуга шарообразна и нет у нее никакой дуги.

Воспитатель : На самом деле, еще в древние времена различные ученые пытались объяснить явление радуги . Давайте посмотрим кто (показывает картинки учёных,комментируя их)

Рене Декарт (философ, математик, физик) Объяснил радугу на основании законов преломления и отражения солнечного света в каплях дождя.

Исаак Ньютон (физик, математик, астроном) Объяснил механизм образования радуги .

- Радуга возникает при прохождении солнечных лучей через капельки воды, парящие в атмосфере. Белый цвет разлагается на спектр. Спектр – цветные полосы которые получаются при прохождении светового луча через каплю.

Воспитатель : Мы предположили, что сможем получить радугу самостоятельно . (гипотеза)

Дети : Давайте наконец уже попробуем!

Воспитатель : Для этого необходимы : зеркало, чаша (лучше стеклянная, вода, лист белой бумаги и солнце.

Наполним стеклянную чашу водой и поставим на стол около окна так, чтобы на нее падали утренние солнечные лучи. Опустим зеркало в воду наполовину. Верхняя часть зеркала – на краю ванночки, а нижняя – в воде, под углом. Зеркало должно отражать солнечный свет. Возьмём лист бумаги и поместим его перед зеркалом. Другой рукой слегка будем двигать само зеркало. Будем изменять положение зеркала и бумаги до тех пор, пока на ней не появилась разноцветная радуга .

Дети : Ура! У нас всё получилось!

Воспитатель : Наша гипотеза подтвердилась, мы получили радугу самостоятельно ! И теперь давайте вместе сделаем выводы.

- Мы узнали :

Что такое радуга .

Кто из ученых изучал радугу .

Как она образуется.

Почему разноцветная и имеет форму дуги.

Получили радугу сами .

Публикации по теме:

Что такое радуга? Конспект познавательного занятия для детей старшего дошкольного возраста Цель. Развитие аналитико-синтетических способностей ребенка. Задачи: познакомить детей со свойством света превращаться в радужный спектр;.

Конспект прогулки в лес детей старшего дошкольного возраста Конспект прогулки в лес по экологии старшего дошкольного возраста. Цель: Закрепить знания о лесных богатствах. Учить отгадывать и загадывать.

Конспект «Мы-Туристы» для детей старшего дошкольного возраста Всероссийский фестиваль педагогического творчества 2014/2015 учебный год Номинация: Название работы: «Мы-туристы»

Виды детской деятельности: Игровая, коммуникативная, продуктивная, познавательно-исследовательская, восприятие художественной литературы.

Конспект НОД «Путешествие в лес» для старшего дошкольного возраста Программное содержание: Цель: - Расширять представления детей о живой природе и о взаимосвязях человека с ней. Задачи: Образовательные:.

Конспект НОД «Волшебница-осень» для старшего дошкольного возраста Цель: Обобщить и систематизировать знания детей об осени Задачи: 1. Интегрировать ознакомление с сезонными изменениями в природе с формированием.

Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение"Детский сад №19 г.Лениногорск" МО "ЛМР" РТ

Конспект НОД по лепке в старшей группе

«Что такое радуга?»

воспитатель

Конспект непосредственно образовательной деятельности

Цели: учить детей передавать образ радуги; развитие у детей художественно – творческих способностей при помощи лепки (пластилинография).

Задачи: 1. Упражнять детей в раскатывании колбасок разного цвета примерно одной толщины, разной длины прямыми движениями обеих рук. 2. Учить детей изображать дугообразную форму радуги и порядок цветов в ней. 3. Продолжать учить использовать стеку для отрезания лишних концов при укладывании радужных полос. 4. Воспитывать чувство прекрасного (красивая разноцветная радуга).

Оборудование:

    плотный картон синего цвета с изображением солнышка, облака с дождем, с контуром дуги, размер 1/2 А4;

    пластилин красного, оранжевого, желтого, зеленого, голубого, синего, фиолетового цветов;

    салфетка для рук;

    доска для лепки;

    стека;

    иллюстрация с изображением радуги;

    фонограмма «Шум дождя»

    компьютер

Подготовительная работа: наблюдение за радугой, беседы с детьми о радуге, чтение и разучивание русских народных песенок, стихов С.Я. Маршака, рассматривание картинок, фотографий с изображением радуги.

Используемые методы: игровые приемы, в которых соединяется применение наглядности и использование слова; наглядные методы и приемы обучения (иллюстрация с изображением радуги, показ детских работ в конце занятия, при их оценке); наглядно-действенный прием, который учит детей сознательно создавать нужную форму на основе их конкретного опыта.

Ход непосредственно образовательной деятельности:

1. Организационная часть.

Воспитатель поворачивает детский стульчик вперед спинкой и предлагает детям сделать тоже самое со своим стульчиком.

Воспитатель: Смотрите, получился домик.

Присаживаясь на корточки, выглядывает в отверстие спинки, как в окошко.

Называя детей каждого по имени, предлагает « выглянуть в своё окошко».

Воспитатель: Какая хорошая погода. Ребята, давайте поиграем!

Дети : Давайте.

Воспитатель: Выходите все из своих домиков.

Проводится игра «Солнышко и дождик»

Описание. Воспитатель говорит: "Солнышко! Идите гулять!" Дети ходят и бегают по всей группе. После слов "Дождик! Скорей домой!" они бегут на свои места. Когда воспитатель снова произносит: "Солнышко! Можно идти гулять", игра повторяется.

После игры дети продолжают гулять по группе.

Воспитатель( неожиданно): Ребята, дождик пошел, скорее в свои домики прячьтесь.

Воспитатель: Прислушайтесь… Слышите? Это дождик барабанит по крышам.

Воспитатель(под фонограмму «Шум дождя») согнутым пальцем стучит по спинке стульчика, изображая шум дождя.

Воспитатель: Давайте вместе с вами постучим сначала одним пальчиком, затем двумя, тремя, четырьмя, пятью. Так сколько пальчиков на руке?

Дети: Пять

Воспитатель: (грустно) Стало скучно. Давайте попросим дождик перестать капать, а солнышко выглянуть.

Дождик, дождик, не дожди,

Дождик, дождик, подожди,

Дождик, дождик, полно лить,

Малых деточек мочить.

Солнышко, ведрышко,

Выгляни в окошечко!

Твои детки плачут,

По камушкам скачут.

(Русская народная песенка)

Воспитатель: Не успела тучка с дождем уйти, выглянуло солнышко. Педагог показывает солнышко (игрушка).

Воспитатель: Солнышко и дождик обрадовались друг другу. Их радость превратилась в разноцветный праздник, в радугу. Радуга это доченька папы Солнца и мамы Тучки.

Воспитатель, читая стихотворение,показывает иллюстрации радуги.

Солнце вешнее с дождем

Строят радугу вдвоем -

Семицветный полукруг

Из семи широких дуг.

Нет у солнца и дождя

Ни единого гвоздя,

А построили в два счета

Поднебесные ворота.

Радужная арка

Запылала ярко,

Разукрасила траву,

Расцветила синеву.

С. Маршак

Воспитатель: Ребята, а может ли такое быть: солнышко светит и идет дождик?

Ответы детей.

Воспитатель: А в какое время года это бывает?

Ответы детей.

Воспитатель: Правильно, поздней весной и летом. Молодцы! Радуга часто появляется на небе, когда идет дождь и одновременно светит солнышко. Она похожа на мостик из разноцветных дуг. Всего в радуге семь цветов, и располагаются они в определенном порядке: красный, оранжевый, желтый, зеленый, голубой, синий, фиолетовый.

Ах ты, радуга-дуга,

Ты высока и туга!

Не дай нам дождичка,

Дай нам ведрышка.

Чтобы деткам погулять,

Чтоб теляткам поскакать,

Нужно нам только солнышко,

Солнышко колоколнышко!

(Русская народная песенка)

Воспитатель: Ребята, радуга послушала нас и ушла, забрав с собой дождик. И осталось наше солнышко одно-одинешенько. И загрустило. Как же нам ему помочь?

Дети: Нужно сделать радугу.

Воспитатель: Правильно, давайте приступать к работе. Прошу присесть за столы.

2. Практическая часть.

Воспитатель: А теперь посмотрите на столы и скажите, а чем мы будем рисовать нашу радугу?

Дети: пластилином

Воспитатель: Если кому-то будет нужна моя помощь, поднимите ручку, и я вам помогу. Для того, чтоб не перепутать цвета в радуге, я оставлю вам подсказку- картинку с изображением радуги.

Этапы выполнения.

1. Из кусочков пластилина семи цветов (красный, оранжевый, желтый, зеленый, голубой, синий, фиолетовый) скатать 7 тонких колбасок, по одной каждого цвета, примерно одной толщины, увеличивая длину колбаски, начиная с фиолетовой до красной. По мере скатывания колбасок складывать их на столе в порядке следования цветов радуги.

2. Взять первую (фиолетовую) колбаску, приложить ее конец к началу нарисованного на картонной основе контура дуги.(Приложение 1) Далее выложить всю колбаску по контуру, выгибая ее дугой. Если колбаска будет выходить за пределы контура, срезать липший кусок стекой.

3. Уложить все колбаски, следуя очередности цветов в радуге. Каждую цветовую полосу плотно прикладывать к предыдущей, чтобы не было видно картонной основы между дугами, и равномерно прижимать по всей длине, чтобы закрепить на основе.

Пальчиковая гимнастика во время работы «Радуга »

В небе гром, гроза.

Закрывай глаза!

Дождь прошел.

Трава блестит,

В небе радуга стоит.

Поскорей, поскорей

Выбегай из дверей,

По траве босиком,

Прямо в небо

Прыжком.

Ладушки, ладушки!

По радуге, по радужке,

По цветной дуге

На одной ноге.

Вниз по радуге верхом

И на землю кувырком!

(стихи С.Маршак)

3. Заключительная часть.

Воспитатель: Ребята, смотрите, наше солнышко улыбается. Я думаю, оно благодарно вам за ваши старания и трудолюбие.

Ребенок:

Солнышко папа И мама тучка Жили на небе Любили друг дружку. И дочка у них появилась такая Радуга, радужка дочка цветная Радует папу и маму одна Радость и счастье всем дарит он

Воспитатель вместе с детьми оценивают и оформляют выставку работ.

Автономное учреждение дошкольного образования муниципального образования Заводоуковского городского округа «Центр развития ребёнка-детский сад «Алёнушка»

Конспект НОД с детьми старшей группы «Что такое радуга?»

Программное содержание:

Цель: Развивать познавательную и творческую активность детей в процессе ознакомления детей с природными явлениями.

Задачи:

Образовательные:

Уточнить, обогатить и систематизировать представления детей о природном явлении «радуга», ее свойствах и способах получения;

Формировать реалистические представления о природе, о ее объектах и явлениях;

Закрепить знания детей о теплых и холодных цветах, о семи цветах радуги, о способах получения цветов и оттенков;

Продолжать учить детей самостоятельно и творчески отражать свои представления о красивых явлениях разными изобразительно-выразительными средствами и техниками, вызвать интерес к изображению радуги;

Расширять и активизировать словарный запас детей (преломление, отражение, спектр, радужная, двойная, огненная).

Развивающие:

Развивать познавательно-исследовательский интерес, показывая занимательные опыты, привлекая воспитанников к простейшим экспериментам;

Развивать мышление, творческое воображение, познавательную активность, умение делать выводы, умозаключения;

Закрепить правила безопасного поведения в процессе проведения опытов.

Воспитательные:

Воспитывать способность видеть красоту природы, любовь и бережное отношение к ней.

Воспитывать дружеские взаимоотношения между детьми, умение работать в коллективе.

Предварительная работа: рассматривание иллюстраций о природном явлении – радуга, произведений художников А.Саврасова «Радуга», К.Сомова «Пейзаж с радугой», А.Куинджи «После дождя. Радуга»; чтение: сказки В.Катаева «Цветик-семицветик», стихов: «Цвета радуги» А.Венгера, «Радуга» В.Степанова, «Радуга» Л.Грана, «Радуга» Г.Лагздынь, «Радуга» С.Маршака, разгадывание загадок о природных явлениях, игра-презентация «Радуга-дуга», слушание песен Г.Гладкова «Радуга», «Пусть падают капли, а мы веселимся», «От улыбки в небе радуга проснется…», «Раз-два радуга…», «Звуки дождя», показ мультфильма «Радуга», разучивание игр «Радуга, появись» и «Краски», создание «радужного альбома».

Оборудование и материалы: мультимедийная презентация «Что такое радуга?», атласные ленты, изобразительные материалы: бумага, кисти, гуашь, акварельные краски, цветные карандаши, восковые карандаши, фломастеры, пластилин, цветная бумага, ножницы, клей, материалы для опытов: стеклянная миска с водой, зеркало, мыльные пузыри, фонарик, жидкое мыло, компьютерные диски, разноцветные короны.

Используемые интернет-ресурсы:

Автор шаблона – Коровина Ирина Николаевна http://corowina.ucoz.com/

Солнышко - http://www.dietaonline.ru/community/post.php?topic_id=30706&page=43

Фон- http://www.gpark.kz/gdefon/download/241668?PHPSESSID=8e2f6e45406bb9e6af6c1e6d59252946 ;

Ход непосредственно-образовательной деятельности:

I часть. На экране заставка программы «Время»- прогноз погоды. (СЛАЙД 2), музыкальный файл (№1 мелодия к прогнозу погоды)

(Раздается стук в дверь)

Воспитатель: Кто-то в двери к нам стучится? Может это чудеса?

(За дверью воспитатель в серебристом наряде)

Воспитатель: Милая девушка, кто ты такая? Из какого пришла ты к нам края? От чего ты так грустна?

Радуга: Я на небе засиделась,

Во все серое оделась.

Жду я лета, не дождусь

Когда цветною обернусь

Мне бы солнышка – хоть лучик

Ну и капельку из тучи.

Тогда стану я другой, -

Разноцветною дугой.

Дети: Мы догадались – это РАДУГА! )

Радуга: Да, я - Радуга. Как вы догадались?

Воспитатель: А я бы не узнала. Радуга ведь разноцветная, а ты все-таки действительно больше похожа на снегурочку. Да и насколько я знаю, радуга бывает летом, а сейчас зима.

Радуга: Нет, я зимняя Радуга! Я могу появиться в любое время года. И днем, и ночью. Чтобы радуга появилась надо только достаточное количество солнца и влаги. Разве вам это не известно?

Дети: Мы природу изучаем, и конечно это знаем.

Радуга: Расскажите, что вы обо мне знаете?

(Предполагаемые ответы детей: радуга - это природное явление, радуга появляется после дождя, когда светит солнышко)

Радуга: а вы, ребята, видели когда-нибудь радугу? На что она похожа? (на коромысло, на дугу, на мост, на ворота)

Воспитатель: (СЛАЙД 3, музыкальный файл №2 «Звуки дождя») радуга - одно из красивейших явлений природы. Мы все много раз видели радугу, и всегда это явление приводит нас в восторг. Погода солнечная, но вдруг неожиданно начинается дождь, и через все небо перекидывается разноцветная дуга, словно огромные ворота в небе (СЛАЙД 4, музыкальный файл №3 «Радуга»-1 Домисолька)

Радуга: Ребята, как вы считаете, откуда взялись эти ворота? Кто их построил так быстро и так красиво? (луч солнца и дождевые капли). (СЛАЙД 5, музыкальный файл №4 «От улыбки солнечной…»)

Воспитатель: Значит, для того, чтобы в небе появилась радуга, нужны солнечные лучи и вода. А давайте мы с вами сейчас поймаем свою радугу. Для нашего маленького чуда нам понадобятся: стеклянная чаша с водой, зеркало, лист белой бумаги и солнышко.

ОПЫТ: Налить в чашу воду, опустить в нее зеркало, которое направить на солнышко.

Воспитатель: И вот наша радуга уже на листе бумаги, на стене, на ваших, дети, лицах. А знаете, почему так происходит? С помощью луча света, который отражается в зеркале, но без воды, мы получим солнечных зайчиков (показ). А если мы опускаем зеркало в воду, то луч света преломляется (например: возьмем палочку и сломаем ее, сколько у нас палочек получится?) так и солнечный луч распадается на несколько цветных лучей.

Радуга: Ребята, а вы знаете, что бывают разные виды радуги? Я их вам сейчас покажу:

1. «Зимняя радуга» (СЛАЙД 6)

Воспитатель: Для того, чтобы зимой на небе появилась радуга, необходимо, чтобы был мороз, яркое солнце. Влага в воздухе превращается в ледяные кристаллики. Солнечные лучи преломляются в кристаллах льда, и появляется радуга. «Зимняя радуга» – бледная.

В народе говорили: Зимой радуга - к крепкому морозу!

2. «Лунная» радуга (СЛАЙД 7)

Может радуга появиться и ночью. Тогда она называется «ночная» или «лунная». Она не такая яркая как днем. Потому что отражается лунный свет, он намного бледнее дневного.

3. (СЛАЙД 8) А еще радуга любит появляться около водопадов . Там много брызг воды, они преломляют солнечный и лунный свет. На водопадах можно наблюдать и солнечную, и лунную радуги.

4. (СЛАЙД 9) В городах, где есть фонтаны - там тоже много влаги - это брызги от фонтанов. На эти капли падают солнечные лучи и над фонтанами появляется радуга.

5. (СЛАЙД 10) Более привычная для нас всех радуга – летом, после ливня, когда в воздухе много влаги и выглядывает из-за туч солнце. Радугу можно увидеть над городом, над деревней, над полем, над рекой.

6. (СЛАЙД 11) А еще можно наблюдать двойную радугу, и тройную .

7. (СЛАЙД 12) Иногда летом встречается «огненная радуга». Она получается, когда солнечный свет встречает на своем пути ледяные кристаллы в перистых облаках на большой высоте.

8. (СЛАЙД 13) Чем выше находится наблюдатель радуги, тем полнее она ему кажется. С самолета или высоких гор она может выглядеть не как дуга, а как круг.

Радуга: А давайте немножко поиграем.

Физминутка (стоя в кругу)

Мы летим над облаками

Мы хватаемся руками

Задеваем головой – ой!

Если дома не сидится,

Приглашаем прокатиться

По планете голубой (поклон)

Радуга над нами - спинку прогибает (рисуем вверху Р)

Это нам от солнышка привет (выгибаем спинку)

Радуга сверкает, нам добра желает (сжимаем и разжимаем кулачки)

Мы ей улыбнемся, и пошлем привет!

II часть.

Воспитатель: Позади уже зима. К нам идет… (ВЕСНА). Что же будет дальше? (ЛЕТО). Так хочется побыстрее попасть в лето, чтобы увидеть тебя, милая Радуга, в твоем прежнем цветном наряде. Ребята, давайте поможем Радуге облачиться в ее цветной наряд. И тогда мы увидим ее красоту хоть краешком глаза?

(Выслушать предположения детей)

А может мы попробуем что-нибудь сделать?

Что нужно для того, чтобы засияла радуга всеми цветами?

Дети: Вода, солнечные лучи.

Воспитатель: Посмотрите, что имеется у нас на столе, что помогло бы получить радугу?

(Предлагается набор: вода в стеклянных емкостях, мыло жидкое, трубочка; фонарик, мыльные пузыри, компьютерный диск, белый лист бумаги)

Дети предлагают свои варианты

Воспитатель: Как вы думаете, получится у нас увидеть искусственную радугу? Тогда давайте попробуем?

Опыт 1 В наполненную водой емкость вливаем мыльный раствор. С помощью трубочки дети взбивают мыльную пену. Освещаем фонариком. Что мы видим?

Опыт 2 Берем компьютерный диск, направляем на него луч, стараемся отражение направить на лист белой бумаги

Опыт 3 Игра с мыльными пузырями.

Воспитатель: Ну что же, вот такую радугу мы смогли сегодня увидеть, проделав несложные опыты. Мы поняли, что радугу можно получить и в домашних условиях.

Воспитатель: Скажите, что вы испытывали, когда видели радугу? (ответы детей) А если бы вы дотронулись до радуги, что бы вы почувствовали? (ответы детей) Как вы думаете, чем пахнет радуга? (ответы детей) Какое у вас было настроение при виде радуги? (ответы детей) Давайте передадим свое радостное настроение, свое тепло друг другу:

Воспитатель: (обращаясь к Радуге) Именно благодаря тебе мы видим мир в радужном цвете, ты нам даришь ощущение радости, а мы мечтаем.

Как неожиданно и ярко на влажной неба синеве

Воздушная воздвиглась арка в своем минутном торжестве.

Сколько цветов мы с вами видим в радуге? (семь)

Воспитатель: А как располагаются цвета в радуге? (в определенном порядке)

Давайте сделаем радугу из цветных лент.

Создателем мостика - радуги может стать тот, кто знает волшебное заклинание. Вы знаете?

(Дети: Каждый Охотник Желает Знать, Где Сидит Фазан) (СЛАЙД 14) Дети выкладывают радугу из атласных лент.

Воспитатель: А вы знаете еще волшебные заклинания?

(Дети: Кот овце, жирафу, зайке голубые сшил фуфайки.

Как однажды Жак звонарь головой сломал фонарь)

Радуга: Ребята! Теперь я больше не грущу. И даже остаться с вами хочу. Поэтому всем вам желаю добра и радости.

Воспитатель: Спасибо, Радуга! Ты нас порадовала, но сама-то не изменилась! Мы тебе тоже хотим подарить тебе частичку радуги и вернуть тебе летнюю красоту.

Воспитатель: Предлагаю вам стать художниками. Давайте пофантазируем и нарисуем радугу. Выберите материал для создания своей радуги. (Во время творческого процесса воспитатель помогает советом в выборе инструментов и техник).

Звучит песня "Раз-два радуга» (музыкальный файл № «Раз-два радуга»)

III часть:

Воспитатель: Ребята у вас получились необычные, чудесные, такие разные

радуги. Давайте мы их объединим в одну большую радугу (дети соединяют свои работы с помощью скотча, воспитатель помогает).

Дети замечают, что с радугой произошло чудо (её одежда стала

радужной, во время творческого процесса воспитатель переодела платье).

Воспитатель: Дети, нарисовав радугу, смогли вернуть тебе летнюю красоту.

Радуга: Я вам всем очень благодарна, я снова стала цветной. Какие же вы молодцы!

Не забывайте меня. Благодаря мне люди витают в радужных облаках, видят радужные сны и часто видят мир в радужном свете.

Воспитатель: Встанем мы в волшебный круг!

Создадим кольцо из рук!

Из пылающих сердец

Создадим большой дворец.

Мы златое пламя звезд

Создаем из радуг мост.

Воспитатель: Ребята, что же такое радуга? Кто нам помог так много узнать об этом красивом природном явлении? (ответы детей: художники, поэты и писатели, музыканты).

Что еще интересного вы знаете о радуге?

Радуга вдохновляла художников, и они ее рисовали. (СЛАЙД 15)

О радуге создавали мультфильмы. Заставка мультфильма «Радуга» (СЛАЙД 16)

Радугу фотографировали.

Радуга есть на флагах городов Перу, город Куско. (СЛАЙД 18)

(СЛАЙД 19, музыкальный файл №6 «Цветик-семицветик»)

Радуга: Дарю вам для ваших экспериментов "Волшебные краски".

А мне пора в путь, меня ждут, хотят видеть, обо мне мечтают не только дети, но и взрослые.

Дети благодарят Радугу и прощаются с ней.