Демократическая семья - это что такое? Что за тип семьи? Кто в доме хозяин

13.05.2019

Демократическая семья основана на распределении ролей в соответствии с личностными качествами и способностями супругов на равном участии каждого из них в принятии решений, добровольном распределении обязанностей в воспитании детей. Ролевое взаимодействие в семье есть совокупность норм её поведения одних её членов по отношению к другим.

О важности семьи в жизни человека можно судить по тому месту, которое отвели ей 40000 респондентов из 32 стран Европы в 2000 году.

Семья как социальный институт возникла с формированием общества. На первых этапах его развития отношения между женщиной и мужчиной регулировались племенными и родовыми традициями и обычаями. Вместе с брачным правом рождалась и половая мораль, исходящая из принципа подчиненности женщины. Действовал «двойной стандарт»: один для мужчин, другой для женщин.

В браке и супружеских отношениях находят проявления как естественная, так и социальная природа человека; как материальная, так и духовная сферы жизни. Поэтому сущность и специфику брака нельзя сводить лишь к наличию половой связи.

Брак – исторически меняющаяся форма отношений между женщиной и мужчиной, посредством которой общество упорядочивает и санкционирует их половую жизнь, устанавливая их супружеские и родительские права и обязанности.

Внутрисемейные отношения могут быть персональными (отношения матери и сына, сестры и брата) и групповыми (между родителями и детьми, супружескими парами в неразделённых семьях и их детьми).

Семья проходит ряд этапов, последовательность которых складывается в жизненный цикл.

Фазы цикла:

· Образование семьи

· Начало деторождения (рождение первого ребенка).

· Окончание деторождения (рождение последнего ребенка)

· Пустое гнездо (вступление в брак и выделения из семьи последнего ребенка).

· Прекращение существования семьи (смерть одного из супругов).

2 ВОПРОС:

Социологией приняты следующие общие принципы выделения типов семейной организации и семьи. В зависимости от формы брака выделяются типы организации: моногамия (1х1) и полигамия (1х много). Структура родственных связей определяет типы семей. Наиболее распространена простая (нуклеарная) семья , состоящая из супружеской четы и внебрачных детей. Если дети состоят в браке, то образуется расширенная (сложная) семья.

Для нуклеарных семей обязательным условием является наличие обоих супругов, образующих наличие ядра семьи. При одном супруге и детях семья является неполной.



Современные тенденции в развитии семей:

Брак становится равноправным при добровольном союзе женщины и мужчины. Общественная ценность семьи всё более определяется её ролью не в наследовании собственности, а в становлении и развитии личности.

Специфические обстоятельства функционирования семей:

· Место жительства

· Социально-классовая и национальная принадлежность

· Уровень образования

· Материальная

· Традиции, ценностные ориентации

Средняя величина семей колебалась от 3,1 до 6,6 человек соответственно.

Свыше 10млн. семей были неполные, около 80% простые. Доля смешанных семей в России составила в городе 18,1%, в сельской местности 9,2%. Важный статистический показатель – суммарная рождаемость (число детей на 1 женщину). Сейчас 1,7 в городе, 2,3 на селе. Рождаемость более высока у женщин без образования – 3433 ребенка на 1000 женщин. С начальным образованием – 2718. Со среднем – 1167. С высшем – 1279.

Исследование мотивов вступления в брак показали что для вступающих в него – любовь является главным фактором выбора супруга. Наиболее уязвима семья первые 4 года своего существования. 40% разводов происходят на браках, просуществовавших менее 4 лет. По мере роста разводов вероятность их компенсации повторными браками становится всё меньше. Особенно низок такой показатель для женщин с детьми. Лишь около 15% из них вновь выходит замуж.

По данным социологов ГДР Гельмуда Рихтера и Хорста Халли женщина в мужчине ценит:



1. Интеллигентность

2. Воспитанность

3. Доброта

4. Чувство юмора

5. Забота о семье и детях.

Мужчина ценит в женщине:

1. Искренность

2. Ласковость

3. Интеллигентность

4. Забота о семье и детях

5. Способность поддержать морально

6. Укрепить в муже веру в себя

7. Чувство юмора

3 ВОПРОС:

Анализ материалов переписи населения и демографической статистики показывает, что в России семейная структура характеризуется тремя основными процессами: нуклеаризацией семей, снижением рождаемости, ростом разводов и увеличением количества неполных семей. Постепенно сглаживаются половые диспропорции. Доля мужчин возросла с 44,6% (1959) до 47,1% (2010). Увеличивается доля населения старше трудоспособного возраста с 11,8% (1959) до 33,2% (2010). Сокращается доля лиц, моложе трудоспособного возраста: 29,8% (1959) до 18,1% (2010).

В 1993 году в России родилось наименьшее за всё послевоенное время количество детей: 1,4 млн.

Растет число внебрачных детей: в 1990 году было 13,5%, а в 2010 – 19,7%

По продолжительности жизни 65 лет Россия на 118 месте. Мужчины – 59, женщины – 72.

Сегодня на 100тыс. женщин России старше 18 лет 384 бесплодных. 63% юношей остаются годными в армию. С каждых 100 пар – 13-15 бесплодных.

Какое место будет занимать семья в жизни человека в будущем? Не вдаваясь в детали можно сделать такой вывод: люди, полагающие, что человек 21 века может быть воспитан вне семьи и счастлив без семьи, глубоко заблуждаются. Это погрешило бы против истины и деморализовало воспитательное воздействие свыше … млн. семей. Но многое в жизни семьи должно измениться. Хозяйственно-бытовая страна должна постепенно сужаться, воспитательная – расширяться. Действие правовых норм в семейных отношениях должны откатить на 22ой план их должны заменять отношения нравственные. Сфера прекрасного очень широка в семейной жизни.

Прочная семья – один из важнейших устоев общества. Основная ячейка подтверждения коллективизма, роста активности личности и совершенствования быта.

Все члены альтруистической семьи привыкли волноваться и заботиться о других. Все усилия направляются на общее благо и благосостояние каждого члена. Если возникнет вопрос о выборе собственных интересов или интересов семьи, член альтруистической семьи выберет интересы семьи, ведь он живет по принципу "жить для других".

Хотя в такой семье и установлены обязательные правила, человек, который не исполняет их, не становится изгоем, а равно пользуется поддержкой родных. В разговоре членов семьи ощущается любовь друг к другу, теплые взаимоотношения. Правда часто возникают тайны, так как члены семьи не желают оскорбить других или разочаровать их.

Обсуждаются не все темы, но в случае возникновения серьезной проблемы, решение будет приниматься совместно. В разговоре преобладают нежные и ласкательные слова, часто члены семьи имеют свои особые имена, используемые в семейном кругу.

Демократический и авторитарный тип семьи

В соответствии с распределением власти, семьи делятся на демократические и авторитарные. Общение в таких семьях также происходит по-разному. Особое внимание уделяется авторитарным семьям.

Так, психологи школы психоанализа, утверждают, что на развитие личности, ее становления, сексуальную жизнь и взаимоотношения с другими людьми, довольно сильно влияет то, в какой семье человек воспитывался.

Так, "выходцы" из демократических семей легко адаптируются к внешнему миру, реже болеют неврозами и имеют меньше проблем с сексуальной жизнью чем "выходцы" из авторитарных семей. В демократической семье могут обсуждаться любые вопросы, каждый из членов семьи воспринимается другими как личность с собственной точкой зрения и своим мировоззрением.

В авторитарной семье, как правило, существует культ отца (реже культ матери). Глава семьи пользуется большим авторитетом, именно его мнение является важнейшим и он способен влиять на выбор других. Общение происходит только в тех рамках, которые установил главный член.

В семейном общении важно учитывать не только отношения типа Р+Р (между родителями), но и типа Р+Д (родители - дети) и, что особенно важно, отношения типа Д+Д (между детьми). Психологическая атмосфера семьи определяется взаимодействием именно этих трех систем (если они существуют). Здесь срабатывает психологический механизм компенсации дефицита общения. Неудовлетворенность отношениями в одной из трех систем может быть "погашена" отношениями в других. Есть еще два возможных и чрезвычайно важных типа отношений: Р+С или Д+С - отношения родителей и детей к старшим членам семьи, т. е. к бабушкам и дедушкам. Эти отношения имеют особую психологическую и нравственную значимость. Наличие старших членов семьи способствует (при благоприятных условиях) передаче семейных традиций, обеспечению преемственности поколений, смягчению остроты конфликтов; добавляет в отношения доброту, ласку, эмоциональный комфорт, предупреждает так называемую скрытую безнадзорность, когда дети предоставлены занятыми родителями самим себе.

При оценке психологической атмосферы семьи нередко допускаются типичные ошибки.

Учитывается только время, проводимое старшими вместе с детьми, без учета характера отношений.

Не выявляется позиция ребенка в системе семейных отношений. Без учета этой позиции невозможно понять, почему в благополучных внешне семьях вырастают неблагополучные дети. И, наоборот, в социально и педагогически опасной семье дети не вызывают беспокойства.

Эмоции, чувства ребенка всегда серьезны. Его смех и слезы не проходят бесследно, говорил Я. Корчак. Изучая эмоциональную жизнь ребенка, его реакции, млжно судить о характере нравственной атмосферы семьи, о ее педагогической значимости.

Итак, важно учитывать, как относятся в семье к ребенку, но еще важнее, как он относится к семье, к ее отдельным членам.

Наиболее активная и наиболее эффективная форма общения родителей с детьми - совместный труд и совместный отдых.

Любые отношения носят двойственный характер. В них есть то, что мы ценим, и то, что нас раздражает. Порой раздражение перерастает в ссору, и очень часто ссора выходит из-под контроля. Для того, чтобы лучше понять природу семейного общения, нужно уметь четко видеть происходящее, это позволит нам сотрудничать, а не подчинять других своей воле.

Все, что мы говорим друг другу, связано с опытом прошлого - с историей общения с этим человеком и с другими людьми. История семейного общения - это призма, через которую мы воспринимаем все остальные разговоры (отношения). Мы реагируем не только на значение произнесенных слов (сообщения), но и на то, какой смысл эти слова придают нашим отношениям (метасообщения).

Метасообщение - это неясное значение, придаваемое нами словам другого человека. Мы анализируем тон голоса, построение фразы и ассоциации, высказываемые услышанным. Можно сказать, что сообщения передают смысл сказанного, а метасообщение позволяет уловить душу беседы. Для эффективного общения необходимо отделять сообщения от метасообщения. Примером сообщений и метасообщений могут служить семьи, в которых любовь и критика тесно переплелись.

Семья является наиболее иерархическим институтом, связи в котором чрезвычайно сильны. Власть родителей или старших братьев над младшими абсолютна. Разговаривая с членами семьи, мы пытаемся соблюсти равновесие между близостью и дистанцией. Мы хотим быть близки, чтобы чувствовать себя в безопасности, но близость не должна быть чрезмерной, подавляющей и удушающей. Мы стремимся достичь равновесия, равенство - это идеал, поскольку все отношения иерархичны. Один из участников всегда обладает рангом или силой характера, который ему позволяет выдвигать требования и ожидать, что они будут удовлетворены. Желания или потребности одного человека подавляются действиями другого, что ограничивает свободу и независимость. Люди, стремящиеся к контролю и власти над другими, неприятны, а отношения строящиеся на равновесии и близости, идеальны.

Семейное общение - это постоянный процесс поиска баланса между избыточностью и недостаточностью. Избыточность и недостаточность осложняет любой семейный разговор. Наши слова недостаточны, поскольку дают почву для многочисленных предположений, измышлений и умолчаний. И поскольку мы не всегда говорим все, что думаем, многое остается непонятым и упущенным.

В то же время мы говорим много лишнего. Метасообщения, которые мы вкладываем в свои слова, ускользают от понимания собеседников. Порой собеседники слышат то, чего мы вовсе не говорили.

Нам никогда не избежать избыточности и недостаточности полностью, поскольку каждый из нас вносит в разговор собственный опыт отношений и положения в семье. Но понимание механизмов разговора - от метасообщений и союзов до системы координат любви и контроля и процессов фрейминга и рефрейминга - даст вам средство, которое позволит понять происхождение непонимания и конфликта, а также язык, позволяющий эти проблемы решить.

Попадая на детскую площадку, всегда оказываешься словно на каком-то удивительном представлении, где все актеры — дети — совершенно профессионально отыгрывают собственные роли. И роли эти такие разные...

Кто-то носится как заведенный от качелей до качелей; кто-то звонко хохочет и приглашает других детей с собой поиграть; кто- то раздражается на всякое внимание, обращенное к нему; а кто-то скандалит, жадничает и дерется...

Многих родителей заботит один и тот же вопрос: почему дети одного возраста и выросшие примерно в одних условиях такие разные? Казалось бы, живи и радуйся: все крутится вокруг этих маленьких и трогательных созданий! Понятно, что характер и темперамент никто не отменял, однако есть еще кое-что не менее важное: речь идет об уникальном семейном климате, в котором растет каждый малыш.

На нашем сайте вы найдете много статей с советами и рекомендациями по воспитанию детей . Но обсуждая вопросы воспитания очень важно уделить должное внимание роли семьи. Мы не живем поодиночке, большинство из нас объединены в семьи, как в единый организм, обладающий собственным уникальным характером и системой жизненных ориентиров. Недаром говорят «Родительский дом - начало начал» .

Ребенок рождается в семье, и она с первых минут жизни начинает оказывать на него мощное созидательное влияние. Семья всю жизнь формирует каждого из нас: первый опыт общения, любимые блюда, литературные и музыкальные предпочтения, отношение к дружбе, моральные нормы — все это закладывается в семье и продолжает жить в нас отголосками даже тогда, когда мы давно живем самостоятельной, собственной жизнью. Поэтому рассматривать воспитание как созидательный процесс и говорить о развитии малыша мы попросту не имеем права, не упомянув о самом важном условии любого развития — о семейном климате.

Приведенная ниже классификация моделей семейных взаимоотношений не является строго научной, в ней отражены лишь самые распространенные типы семейных отношений. Более того, я сознательно сделала упор на возможное «отягощающее» воздействие разных типов семей с целью показать истоки главных педагогических ошибок.

Приведенные ниже модели семьи получены путем оптимального совмещения наиболее распространенных типов семейных отношений.

Авторитарная семья

Это довольно распространенная модель отношений внутри семьи. По крайней мере, для российского общества. В семье есть лидер, он же — непререкаемый авторитет, а все остальные — его подчиненные. Почему-то принято считать, что авторитетом в такой семье является исключительно папа. Смею заверить, подобное убеждение далеко от истины, и по среднестатистическим данным, с небольшим перевесом в авторитарных семьях главенствует женщина.

Чтобы было понятно, о чем идет речь, давайте вспомним ставшую крылатой фразу героини Ф. Раневской из кинофильма «Подкидыш»: «Муля! Не нервируй меня!» Так или почти так выглядят все авторитарные семьи. «Главарь» беспрекословно подчиняет себе всех домашних. Восседая на вершине семейного Олимпа, он не скупится на ценные указания, щедро критикует и не терпит посторонних инициатив и вмешательства в собственные планы.

На жизнь ребенка, как вы понимаете, «главарь» оказывает самое непосредственное влияние, собственно, как и на жизнь остальных членов семьи. И не так уж важно, кто — мама или папа — являются лидерами. Важна сама стратегическая ситуация, в которой ребенок растет, и ее главные черты: незамедлительное подчинение «главарю» и отрицание инициативы «подчиненных».

Думаю, что для большинства родителей уже очевиден путь развития ребенка в такой семье: в ситуации тотального подавления и повышенного контроля сложно вырасти независимой и сильной личностью. А значит, безынициативный, застенчивый и нерешительный подросток, вышедший из авторитарной семьи, будет воплощать в себе ошибки родительского воспитания.

Но не будем торопиться и рассмотрим еще несколько моделей семьи. Это поможет нам лучше понять природу всевозможных педагогических упущений, совершаемых родителями.

Свободные семейные отношения

В противовес авторитарной модели семьи существует модель, где отношения между членами семьи или слабо регулируются, или строятся на сознательном упрощении отношений, снятии всевозможных условностей и большом доверии. Неполные семьи, в которых есть «родитель выходного дня», тоже могут быть отнесены к этому типу, но только в том случае, если в них будут присутствовать те формы отношений, о которых мы говорили выше.

Рано или поздно влюбленная пара приходит к выводу о том, что пора создавать семью. Это важный социальный процесс, который не обходят стороной и специалисты в область демографии и обществоведения. Особенно выделяется семья демократического типа, за которой стоит будущее.

Что такое семья?

Из специализированного словаря семья - это малая социальная группа, участники которой связаны супружеским или кровным родством, а также заинтересованы в организации совместного проживания и взаимопомощи.

Если сравнить наше общество с целостным организмом, семья в нем будет является отдельной клеткой. От этих «клеток» зависит правильное функционирование всего механизма. Поэтому семья - это ячейка общества, благополучие которой напрямую влияет на настоящее и будущее.

Функции семьи

Неважно, какие цели преследует супружеская пара и какой она хочет построить. Формирование семьи предполагает возникновение некоторых функций, среди которых:

  1. Рождение детей.
  2. Взаимодействие с детьми и развитие навыков материнства/отцовства.
  3. Развитие хозяйственных отношений, удовлетворение материальных потребностей всех
  4. Источник любви, уважения и психологической защиты.
  5. Общение с членами семьи, душевный отдых.
  6. Первичная социализация.
  7. Интеллектуальный и физических отдых.

В реальной жизни не всегда удается увидеть выполнение всех перечисленных пунктов, однако «эталонный» пример наличия всех функций - это демократическая семья. Что это такое? Какими особенностями обладает этот вид супружеского союза?

Демократическая семья

Этот тип считается самым приемлемым в 21-м веке, т. к. он учитывает потребности и интересы абсолютно всех В отличие от авторитарных супружеских пар, здесь нет места каким-либо социальным стандартам и общепринятым стереотипам.

Любая демократическая семья - это свод условных правил, которые приемлемы как для родителей, так и для их детей. Здесь особенно важны следующих пункты:

  1. Отношения основаны на доверии, компромиссе, понимании, терпении, уступках, уважении и равенстве. Нет места в таких семьях для доминирования и унижения.
  2. В демократических (партнерских) семьях нет «мужских» и «женских» обязанностей. Мужчина всегда может помочь в свободное время с домашними хлопотами в виде стирки или посуды. Женщина же не обязана приходить домой как на вторую работу, причем для нее не будет позором заниматься ремонтом или починкой техники.
  3. Финансы в демократической семье - это общий капитал. не значит, что нет карманных денег у каждого из ее членов, однако здесь нет места для каких-то скрытых вложений и приобретений.

В таких семьях не считается позором маленькая зарплата у мужа и большая у жены. Супруга вполне имеет право строить свою карьеру и зарабатывать большие деньги.

  1. Демократические отношения в семье касаются и детей, когда их мнение и нужды учитываются родителями без ущерба для процесса воспитания. Это не значит, что ребенок будет избалован и обласкан, однако он не будет чувствовать чрезмерной доминации родителей.
  2. Любые невзгоды и несчастья можно пережить с помощью поддержки друг друга. Супруги могут дать дельный совет друг другу и своим детям, помочь решить проблему сообща, поддержать в трудную минуту.

Подвиды партнерской семьи

Выше мы дали описание идеального союза, где равенство стоит на первом месте. Также есть различные интерпретации партнерской семьи, которые имеют ряд особенностей.

1. Патриархальная демократическая семья.

Особенность такого союза - это главенствующая роль мужа в различных вопросах. Такое семейство строится на тех же принципах: уважение, терпение, уступки. Однако равенство уже пошатывается.

Вместе с тем будет неправильно считать такую семью чисто патриархальной. Хоть за мужчиной и остается последнее слово, он все равно будет прислушиваться к своей жене. Здесь нет насилия и других разрушительных процессов, которые могут появиться в чистом патриархате.

2. Матриархальная демократическая семья.

В таком сообществе все наоборот: главенство передается в руки женщине. Демократия проявляется в тех ситуациях, когда супруг все равно может повлиять на решения своей жены, а дети имеют право высказать свое мнение и быть выслушанными матерью.

Авторитарная семья как альтернатива

Не всегда получается создать идеальный супружеский союз. Демократическая семья - это лучший вариант взаимоотношений, однако в современных реалиях такой шаблон очень трудно реализовать.

Иногда авторитарная семья становится достаточно прочной, а иногда на почве недопонимания, обмана и стресса возникают деструктивные процессы. Например, начинают происходить систематические ссоры между супругами, их отягощает душевная усталость. В итоге дом уже не становится тем местом, куда хочется возвращаться каждый день после работы.

Такое негативное влияние особенно отражается на детях: на них срываются родители, им постоянно что-то запрещают, их мнение порой ни во что не ставят. Результат - дети застенчивые, неуверенные в себе, имеют низкую самооценку, прогибаются под натиском своих сверстников.

Будущее за партнерскими отношениями

Демократическая семья - это будущее любого развитого сообщества. По статистике, в большинстве развитых государств политика создания подобных супружеских союзов положительна.

Как доказательство совершенства партнерских отношений можно отметить, что демократизм характерен для городского населения, а авторитаризм - для людей сельской местности, где традиции имеют первостепенное значение. А по традиции муж «у власти», когда жена выполняет всю работу по дому и подчиняется (порой терпит) своего супруга.

Есть, конечно, и другие типы семейных отношений, однако демократия является объективно лучшим решением закрепления супружеского союза в 21-м веке.

Тема «» горячо обсуждаема в педагогической литературе. Но мы, родители, не всегда задумываемся о том, как надо и какое влияние наши действия оказывают на развитие ребенка. Давайте поразмышляем. Ведь многие негативные последствия можно предотвратить, зная основные характеристики стилей родительского поведения.

Выделяют 4 основных типа семейного воспитания :

  • Попустительский стиль (синонимы в других источниках: индифферентный, безразличный, гопоопека, равнодушие);
  • Либеральный (невмешательство, в некоторых источниках либеральный стиль приравнивается к попустительскому);
  • Авторитарный (автократический, диктат, доминирование);
  • Авторитетный (демократический, гармоничный стиль, сотрудничество).

Стили воспитания применяются родителями неосознанно, но их не может не быть. Отсутствие воспитания – тоже стиль.

Представим характеристику каждого стиля в виде таблицы, где в первой графе будут описаны действия родителей, во второй – поведение детей в результате применения стиля .

Попустительский стиль и его характеристика

Поведение родителей (Р.) Поведение детей (Д.)
Родители (Р.) неосознанно демонстрируют холодное отношение к ребенку, безразличны к его потребностям и переживаниям. Р. не устанавливают для детей никаких ограничений, их интересуют исключительно собственные проблемы. Р. убеждены, что если их ребенок одет, обут и накормлен, то их родительский долг выполнен. Главный метод воспитания – кнут и пряник, причем сразу после наказания может следовать поощрение – «лишь бы не орал». Р. часто демонстрируют двуличное отношение к окружающим. На людях Р. проявляют к своему ребенку безграничную любовь и доверие, подчеркивая его достоинства и оправдывая шалости. Развивают ребенка только потому, что хотят извлечь из этого максимальную выгоду. Такие Р. любят повторять: Ну и что, я сам таким был и вырос хорошим человеком. Ключевые слова попустительского стиля: Делай, как хочешь! (Д.) предоставлены сами себе. В одиночку они вынуждены разбираться со своими маленькими проблемами. Недоласканные в детстве, они чувствуют себя одинокими. Д. полагаются только на себя, проявляя недоверчивость к другим, имеют много тайн. Часто Д. двуличны, как и их родители, демонстрируют угодничество, лесть, подхалимаж, любят врать, ябедничать и хвастаться. Такие дети не имеют собственного мнения, не умеют дружить, сочувствовать, сопереживать, ведь их этому не научили. Для них не существует запретов и нравственных норм. Процесс обучения для Д. неважен, важен конечный результат – отметка, которую порой они стремятся выплакать, отстоять, оспорить. Д. ленивы, не любят труд ни умственный, ни физический. Дают обещания, но не выполняют, нетребовательны к себе, но требовательны к другим. У них всегда кто-то виноват. Самоуверенность в старшем возрасте граничит с хамством. Поведение Д. безразличных Р. проблемно, что порождает постоянные конфликтные ситуации.

Либеральный стиль и его характеристика

Поведение родителей (Р.) Поведение детей (Д.)
В отличие от попустительского стиля, либеральные родители (Р.) намеренно ставят себя на одну ступень с ребенком, предоставляя ему полную свободу. Правила поведения, запреты, реальная помощь, которая так нужна маленькому человечку в большом мире, отсутствуют. Р. ошибочно полагают, что такое воспитание формирует самостоятельность, ответственность, способствует накоплению опыта. Р. не ставят целей воспитания и развития, пуская все на самотек. Уровень контроля низкий, но отношения теплые. Р. всецело доверяют ребенку, легко общаются с ним и прощают шалости. Выбор либерального стиля может быть обусловлен слабостью темперамента Р., их природной неспособностью требовать, руководить, организовывать. Они или не умеют, или не хотят воспитывать ребенка и к тому же снимают с себя ответственность за результат. Ключевая фраза: Делай то, что считаешь нужным. Д. либеральных родителей тоже предоставлены сами себе. Совершая ошибки, они вынуждены сами их анализировать и исправлять. Став взрослыми, по привычке они будут стараться делать все в одиночку. У Д. вероятно развитие эмоциональной отчужденности, тревожности, замкнутости и недоверия к окружающим. По плечу ли Д. такая свобода? Формирование личности в таком случае во многом зависит от среды вне семьи. Существует опасность вовлечения Д. в асоциальные группы, поскольку Р. неспособны контролировать их поступки. Чаще всего, в либеральных семьях вырастают либо безответственные и неуверенные в себе Д., либо наоборот неуправляемые и импульсивные. В лучшем случае Д. родителей-либералов все же становятся сильными, творческими, активными людьми.
Поведение родителей (Р.) Поведение детей (Д.)
Родители авторитарного стиля демонстрируют высокий уровень контроля и холодные отношения. Р. имеют четкие представления о том, каким должен быть их ребенок и достигают цели любыми способами. Р. категоричны в своих требованиях, неуступчивы, любая инициатива, самостоятельность ребенка всячески подавляются. Р. диктуют правила поведения, сами определяют гардероб, круг общения, режим дня. Активно применяются методы наказания, командный тон. Р. любят оправдывать себя тем, что «Меня тоже наказывали, но я же вырос хорошим человеком», «Яйцо курицу не учит!». В то же время Р. стремятся дать своему ребенку все самое лучшее: одежду, еду, образование. Все, кроме любви, понимания и ласки. Ключевые слова авторитарного стиля: Делай, как я хочу! Д. испытывают дефицит родительской ласки и поддержки. Они прекрасно знают все свои недостатки, но не уверены в себе и своих достоинствах. У Д. часто возникает чувство собственной ничтожности, ощущение, что родителям нет до него дела. Формируется личность со слабым Я, неспособная на контакт с окружающим миром. Результаты излишне требовательного воспитания: либо пассивность, либо агрессивность. Одни дети спасаются бегством, замыкаясь в себе, другие отчаянно борются, выпуская колючки. Отсутствие близости с родителями вызывает враждебность, подозрительность и к окружающим. Часто Д. авторитарных родителей убегают из дома или заканчивают жизнь самоубийством, не находя другого выхода. Вовремя обнаружить в себе тирана и не сломать жизнь ребенку – первоочередная задача авторитарных родителей.

Демократический стиль и его характеристика

Поведение родителей (Р.) Поведение детей (Д.)
Теплые отношения, высокий контроль – оптимальные условия воспитания, по мнению психологов. Родители-демократы беседуют с детьми, поощряют инициативу, прислушиваются к их мнению. Они координируют действия ребенка и устанавливают правила с учетом его потребностей и интересов. Р. признают право на свободу Д., но требуют соблюдения дисциплины, что формирует у Д. правильное социальное поведение. Р. всегда готовы прийти на помощь, культивируя, тем не менее, самостоятельность и ответственность. Р. и Д. сотрудничают, действуют на равных, авторитет, однако, остается за взрослым. Демократический стиль можно назвать «золотой серединой». Ключевые слова: Я хочу тебе помочь, Я слушаю тебя, Я тебя понимаю. Демократический стиль формирует гармоничный тип личности, что является, как мы помним, главной целью современного воспитания. Д. растут самостоятельными, инициативными, рассудительными, уверенными в себе людьми. Это могут быть совсем не идеальные дети, но они прислушиваются к замечаниям и стараются контролировать свое поведение. Д. часто становятся отличниками, лидерами в коллективе. Воспитывая детей в стиле сотрудничества, родители делают вклад и в свое будущее. Такие Д. доставят минимум хлопот, а став взрослыми, будут опорой для семьи.

Вероятно, после ознакомления с характеристиками стилей , у вас возник вопрос: «Как же так? В нашей семье не применяется ни один из этих стилей!» или «В нашей семье все стили имеют место быть!» или «В нашей семье индивидуальный стиль воспитания!». И вы будете правы. Стили семейного воспитания не всегда применяются родителями в чистом виде. Например, в некоторых семьях сотрудничество порой может граничить с безразличием, диктат с невмешательством, в зависимости от ситуации.

Беспорядочное чередование стилей , непоследовательные действия родителей говорят о хаотическом воспитании. И наоборот, родители могут перестараться с заботой, и тогда сотрудничество перерастает в гиперопеку. В некоторых источниках можно встретить описание рассудительного и состязательного стилей, но их, опять же, можно рассматривать как варианты основных 4 стилей .

Так как же нужно воспитывать детей? Применение одного только демократического стиля не всегда бывает эффективным, хотя в плане развития личности он, безусловно, лучший.

Выбор стиля семейного воспитания прежде зависит от личности детей и родителей, от семейных традиций и нравственных устоев. Огромный отпечаток накладывают условия воспитания самих родителей. Сколько родителей – столько и мнений. А что Вы об этом думаете?

Вам понравилось? Нажмите кнопочку: