Детское творчество в детском саду: описание, интересные идеи, рекомендации и отзывы. Проектирование образовательной области «Художественное творчество» в условиях реализации ФГТ

11.07.2019

Искусство оказывает огромное влияние на формирование личности ребёнка на всех этапах его развития, позволяет шире и глубже познавать окружающую жизнь, разнообразие её проявлений, увидеть её красоту и неприглядные стороны. По отношению к воспринимающему и познающему искусство ребёнку оно выполняет разнообразные функции: воспитательную и образовательную, приобщает к социальным явлениям, доставляет наслаждение, радость, формирует чувство прекрасного.
Искусство, оказывая сильное влияние на развитие ребёнка, позволяет развивать психические процессы, необходимые для успешного освоения разнообразных видов деятельности. Особое значение в связи с этим имеет интегрирование искусства и разнообразных видов художественной деятельности детей дошкольного возраста.

С одной стороны, интеграция основывается на общности психических процессов, развитие которых необходимо для успешного осуществления любой художественной деятельности (эстетическое восприятие, образных представлений, образного мышления, воображения, эмоционально-положительного отношения к деятельности, а также памяти, внимания), с другой – основой интеграции применительно к предметам и содержанию эстетического направления служит образ, замысливаемый и передаваемый в разных видах художественной деятельности специфическими средствами выразительности.
Образы искусства должны быть яркими, впечатляющими, вызывающими эмоциональный отклик у детей.
При интеграции разных видов искусства, художественной деятельности, других средств эстетического воспитания всё содержание включается в процесс разработки и создания образа практически на разных основаниях. Вместе с тем какое-то тематическое содержание всегда выступает в роли стержневого. Именно вокруг этого стержня объединяются и другие формы работы, виды искусства и художественной деятельности. Применительно к интеграции в работе по эстетическому воспитанию и развитию художественно-творческих способностей детей дошкольного возраста в качестве таких стержневых содержаний чаще всего выступают: игра, природа, детская художественная литература, художественно-ручной труд и изобразительная деятельность.
Интегрирование разного содержания в воспитательно-образовательной работе соответствует характеру мышления детей дошкольного возраста: оно является наглядно-действенным и наглядно-образным. Вместе с тем восприятие, лежащее в основе детского творчества и мышление синкретичны (слитны, нерасчленённы).
Проблема художественно-эстетического воспитания детей дошкольного возраста средствами комплекса искусств получила своё отражение в современных исследованиях М.Б.Зацепиной, Е.Н.Зуйковой, Т.С.Комаровой, Г.В.Лабунской, Т.Г.Пеня, Р.М.Чумичёвой, Б.П.Юсова, в которых отмечается, что использование комплекса искусств в воспитательно-образовательном процессе ДОУ ведёт к формированию у дошкольников творческих начал в деятельности: проявление активности, самостоятельности и инициативы в применении основных приёмов работы к новому содержанию, нахождении новых способов решения поставленных задач в эмоциональном выражении своих чувств вербальными методами, а также при помощи различных изобразительных средств.
В основе концепции эстетического воспитания детей дошкольного возраста лежит принцип интеграции искусств - взаимодействия и взаимопроникновения различных видов искусства и художественно-творческих деятельностей в воспитательно-образовательный процесс ДОУ. В связи с этим Р.М.Чумичёва выделяет следующие формы организации образовательного процесса на основе интеграции искусств:
- пластообразная;
- спиралевидная;
- контрастная;
- взаимопроникающая;
- индивидуально-дифференцированная.
Системообразующим стержнем этих форм, в зависимости от задач, могут быть: художественный образ, настроение, тема, событие, отображённые в жизни и произведениях искусства.
Пластообразная. Суть данной формы - наслоение пластов различных видов искусств и деятельности (художественно-эстетической, игровой, познавательной и т.д.), содержание которых пронизано одной целью - создание в сознании ребёнка целостного художественного образа. Подход к отбору содержания предполагает осмысление педагогом логики и последовательности чередования пластов.
Спиралевидная. Особенность данной формы состоит в том, что содержание, виды деятельности, в которые включён ребёнок, будут постепенно нарастать количественно и качественно, изменяясь на каждом витке. Процесс познания может осуществляться от частного к общему или наоборот.
Контрастная. Данная форма строится на принципах диалога и контраста и заключается в рассуждениях между педагогом и детьми о явлениях, событиях, понятиях, переданных в произведениях искусства. Ведущими методами данной формы будут сопоставления и сравнения, проблемные вопросы.
Взаимопроникающая. За основу в данной форме берётся организация такого вида художественно-творческой деятельности, в которой органично вливаются другие виды: слушание музыки, литературного текста, восприятие произведений изобразительного искусства, изобразительная деятельность и т.д. Постепенное проникновение одной деятельности в другую обуславливается расширением и наращиванием знаний, знакомств с другими способами творческой деятельности, созданием ситуации любования и сопереживания, определённого эмоционального настроения. Данную модель можно успешно использовать для планирования и проведения праздников, развлечений и досуговой деятельности.
Индивидуально-дифференцированная. Данная форма ориентирована на создание условий для творческого развития ребёнка. Произведения народного и классического искусства, эстетически оформленный интерьер должны окружать ребёнка в его жизни. С этой целью необходимо так организовать предметно-развивающую среду и социокультурное окружение в ДОУ, чтобы они способствовали творческим проявлениям и побуждали к активной творческой деятельности. В такой среде педагог умело выстраивает работу, переводя детей из одного вида художественно-творческой деятельности к другой, выполняя роль соавтора, творческого партнёра.
Таким образом, интеграция художественного содержания как путь формирования творческих способностей позволяет предоставить детям возможность ярче проявлять себя в том или ином виде художественно-творческой деятельности. Совершенствование художественно-творческих способностей в одном направлении поможет более успешному развитию способностей и в другом, что определяется общностью психических процессов, на которых базируется любая художественная деятельность.

Цель: формирование художественно-творческих способностей детей посредством интеграции изобразительной деятельности и художественно-ручного труда.

Задачи:
учить детей видеть и понимать прекрасное в жизни и в искусстве, радоваться красоте природы;
знакомить детей с изобразительным искусством разных видов и жанров, учить понимать выразительные средства искусства: линии, форму, цвет, колорит, ритм, композицию; главную мысль художника;
учить детей использовать в рисовании и художественно-ручном труде разнообразные материалы и техники, разные способы создания изображения, соединения в одной работе разных материалов с целью получения выразительного образа;
формировать у детей знания в области изобразительной деятельности и художественно-ручного труда, умения и навыки, характерные для этих видов деятельности;
вызывать у детей стремление наиболее содержательно решать изобразительную задачу в рисунке, поделке, коллаже, дополнять создаваемый образ интересными деталями;
развивать эстетическое восприятие, эстетические чувства, художественно-творческие способности, воображение;
воспитывать у детей умение работать индивидуально и создавать коллективные композиции, соотносить свои желания и интересы с желаниями и интересами других детей, воспитывать стремление договариваться друг с другом, уступать товарищам, аргументированно и спокойно отстаивать своё мнение, радоваться общему результату деятельности.

Дидактические принципы построения и реализации технологии
Принцип культуросообразности: построение содержания технологии с учётом регионального компонента.
Принцип сезонности: построение познавательного содержания технологии с учётом природных и климатических особенностей данной местности.
Принцип систематичности и последовательности: постановка задач эстетического воспитания и развития детей в логике «от простого к сложному», «от близкого к далёкому», «от хорошо известного к малоизвестному и незнакомому».
Принцип оптимизации и гуманизации воспитательно-образовательного процесса.
Принцип развивающего характера художественного образования.
Принцип природосообразности: постановка задач художественно-творческого развития детей с учётом «природы детей» и индивидуальных способностей.
Принцип эстетизации предметно-развивающей среды и быта в целом.
Принцип взаимосвязи продуктивной деятельности с другими видами детской активности.
Принцип интеграции различных видов изобразительного искусства и художественной деятельности.
Принцип взаимосвязи обогащённых представлений и обобщённых способов действий, направленных на создание выразительного художественного образа.

Методы реализации технологии (Лернер И. Я., Скаткин М. Н.)
Информационно-рецептивный: рассматривание, наблюдение, образец педагога, показ педагога.
Словесный: беседа, рассказ, художественное слово.
Репродуктивный: приём повтора, работа на черновиках, выполнение формообразующих движений рукой. (Это метод упражнений, доводящий навык до автоматизации, направленный на закрепление знаний и навыков детей.)
Эвристический. (Направлен на проявление самостоятельности в каком-либо моменте работы на занятии, т. е. педагог предлагает ребёнку выполнить часть работы самостоятельно.)
Исследовательский: экспериментирование с красками и бумагой. (Направлен на развитие у детей не только самостоятельности, но и фантазии и творчества.)

Ожидаемый результат
К концу учебного года дети должны знать:
виды искусства, средства выразительности каждого из них;
материалы, оборудование, необходимые каждому из видов искусства;
произведения и авторов разных видов искусства.
Уметь:
работать с различными материалами;
самостоятельно подбирать и использовать в рисовании и художественно-ручном труде материалы, техники, способы создания изображения; соединять в одной работе разные материалы с целью получения выразительного образа;
выражать эмоции и чувства в различных видах художественно-творческой деятельности;
владеть умениями коллективной деятельности (планировать, согласовывать действия).

Мероприятия для развития детского творчества в детском саду являются идеальным способом помочь детям освоить ключевые навыки. Практическая научная деятельность всегда вызывает любопытство, а разнообразные художественные проекты провоцируют самостоятельность и креативное мышление.

Живопись для детей

Одним из самых популярных и востребованных видов искусства для детского творчества в детском саду является живопись, техники которой варьируются от простейших пальчиковых мазков до рисования кистью мелкодетализированных форм.

Краска - это художественный материал, который легко адаптируется к широкому спектру художественных мероприятий для малышей. С помощью гуаши или акварели можно создавать как простые картины и декоративные арт-проекты, так и устраивать различные научные эксперименты по смешиванию цветов и покраске ряда предметов.

Создание коллажей

Коллаж, или сборка различных материалов, является одним из основных своеобразных произведений искусства для развития детского творчества в детском саду. Воспитанники могут использовать клей, цветную маскировочную ленту, наклейки или разноцветную бумагу, чтобы после соединять отдельные элементы в единое целое своим неповторимым образом.

Коллажи можно создавать на плотной бумаге, картоне, на окнах, различных трехмерных объектах и ​​даже на теле. Можно использовать самые разные материалы, в том числе радужные перья, салфетки, кусочки ткани, ленточки, хлопчатобумажные шарики, пуговицы, бусины и так далее. Самыми разными могут быть и размеры. Варианты бесконечны!

Лепка и скульптура

Большинство детей любят лепку и все, что с ней связано. Они с удовольствием катают шарики и змейки из теста или пластилина. Если добавить к этим материалам богатый инструментарий и разнообразные украшения, то может получится отличный набор для детского творчества в детском саду. Пластилин, тесто (в том числе хлебное и соленое), глину можно формовать в самые различные формы и скульптуры.

Творчество имеет огромное значение

Раскрытие творческого потенциала является одной из важнейших задач воспитания. Именно от этого во многом зависит полноценное развитие будущей личности. Что же такое творчество? Есть несколько интерпретаций:


Развитие воображения и мелкой моторики

Творчество детей в детском саду неразрывно связано с развитием других, не менее важных вещей, таких как, например, мелкой моторики. Огромная и разнообразная коллекция мероприятий в детском саду отвечает всем образовательным потребностям. Творчество можно определить как процесс создания оригинальных идей и использования абстрактного мышления для поиска решения проблем.

Как показывают исследования, дошкольники особенно восприимчивы к творческому развитию. Поэтому тема творчества в детском саду играет первостепенное значение. Именно в этом возрасте нужно предоставить детям все возможности для раскрытия их потенциала. А для этого нужно развивать креативность в дошкольном учреждении и создавать среду, которая будет стимулировать творчество.

Творчество и развитие интеллекта

Творчество есть процесс, а не конечный продукт. Есть много различных идей и способов сделать что-то интересное и необычное. Как считают ученые, творчество и развитие интеллекта неразрывно связаны друг с другом. Дети, которым разрешено жить и мыслить нестандартно, имеют более высокий уровень интеллекта.

Креативность у детей - это вопрос окружающей среды

Дети креативны тогда, когда им это позволяет окружающая их среда. Это то, что можно создать как в домашних условиях, так и в детском саду. Важным является большое количество пространства и богатый кислородом воздух, приятная обстановка и хороший свет. К уголку творчества в детском саду предъявляются самые разные требования. Дети не приходят сами по себе к идее творческих решений с готовыми игрушками. Им нужно то, что не требует четких правил игры, что может быть использовано во многих отношениях.

Художественное творчество в детском саду

Зачем учиться искусству? Дети учатся по-разному, а дошкольники не всегда способны полностью выразить себя при помощи языка. Художественная деятельность и другие виды творчества в детском саду и за его пределами чрезвычайно важны. Искусство является частью человеческого опыта, а малыши, как никто другой, могут наслаждаться им, производить его и выражать себя через различные арт-проекты.

Народное творчество в детском саду совмещается с такими изобразительными видами занятий, как лепка, пластилинография, конструирование из природного материала, бумаги и картона, аппликация и другими.

Творчество помогает развивать мелкую моторику. Чем больше операций дети будут выполнять руками, тем увереннее они будут держать карандаш или ручку в начальной школе. Искусство дает каждому отдельному ребенку средство для выражения себя. Художественное образование в детском саду начинается в виде спонтанной деятельности и становится более структурированной с течением времени.

Такие мероприятия, как соединение точек или резка по линиям, не являются искусством. Детям иногда нужно давать волю для их фантазии. Эксперименты поощряют их личное творчество и воображение. Когда они свободны создавать, они развивают уверенность в себе и становятся более творческими разносторонне развитыми людьми.

Художественные мероприятия могут создать чувство сотрудничества и принадлежности к группе. Например, если дети что-то делают вместе, они чувствуют сопричастность. Некоторые художественные проекты, такие как роспись отпечатков рук, также поощряют сотрудничество и совместную работу. При соответствующем моделировании дети во время группового арт-проекта будут не просто заниматься творчеством, но и учиться поддерживать членов группы, помогать друг другу и работать в команде.

Образовательная область «Художественное творчество»
Цели и задачи психолого-педагогической работы

1. Развитие продуктивной деятельности детей (рисование, лепка, аппликация, художественный труд).

2. Развитие детского творчества.

3. Приобщение к изобразительному искусству (живопись, скульптура, декоративно-прикладное искусство).

Связь с другими образовательными областями


По задачам и содержанию психолого-педагогической работы

По средствам организации и оптимизации образовательного процесса

«Труд» (формирование трудовых умений и навыков, адекватных возрасту воспитанников, трудолюбия в различных видах продуктивной деятельности).

«Безопасность» (формирование основ безопасности собственной жизнедеятельности в различных видах продуктивной деятельности)

«Коммуникация » (развитие свободного общения со взрослыми детьми по поводу процесса и результатов продуктивной деятельности).

«Познание» (формирование целостной картины мира, расширение кругозора в части изобразительного искусства и творчества).

«Музыка», «Чтение художественной литературы», «Физическая культура » (развитие детского творчества, приобщение к различным видам исусства).


Содержание и результаты всех областей Программы могут быть обогащены и закреплены с использованием средств продуктивной деятельности детей.

«Чтение художественной литературы», «Музыка» (использование музыкальных и художественных произведений для обогащения содержания «Художественное творчество»



Формы образовательной деятельности

Совместная деятельность взрослых и детей

Самостоятельная деятельность детей

Взаимодействие семьи и ДОУ

Непосредственная непрерывная образовательная деятельность

Образовательная деятельность при проведении режимных моментов

- Игра (дидактические, обыгрываниеразнообразных эстетическипривлекательных предметов, настольно – печатные, игры и упражнения, направленные на развитие творческих и эстетических способностей («Недорисованные картинки», «На что похоже?»,

Рассматривание и обсуждение картин, иллюстраций)

Наблюдение.

Изготовление предметов для игр; изготовление украшений для группового помещения; экспериментирование с изобразительными материалами.

Детские игровые проекты («Радуга в коробке с красками», «Какие бывают натюрморты?»)

- Экскурсии в художественный и краеведческий музей

Выставки

Продуктивная деятельность (рисование, лепка, аппликация)


- Использование современных информационных технологий (просмотр видеофильмов, телепередач)

Использование художественного слова.

Создание ситуаций с обсуждением выхода из них.

Наблюдение.

Создание развивающей среды для развития художественного творчества.

Разговор об искусстве, эстетических объектах, изобразительных техниках и инструментах.


Игра (дидактические, словесные; упражнения и игры, развивающие эстетические, сенсорные и творческие способности: »Найди пару», «Подбери палитру»)

Просмотр, рассматривание и обсуждение (видеофильмов, телепередач, картин, иллюстраций)

Наблюдение.

Продуктивная деятельность.

Ситуации индивидуального и коллективного творчества (использование раскрасок, заготовок, детские журналы с творческими заданиями)


- Просмотр, рассматривание и обсуждение видеофильмов, телепередач, картин, иллюстраций)

Чтение и обсуждение программных произведений разных жанров, чтение, рассматривание и обсуждение художественных книг, детских иллюстрированных энциклопедий.

Наблюдение.

Викторины

Семейные праздники.

Прогулки, экскурсии.

Проектная деятельность.

Продуктивная деятельность.


Методы и приёмы

Наглядные:

Словесные:

Практические:

  • непосредственное наблюдение и его разновидности (наблюдение в природе, экскурсии);
опосредованное наблюдение (изо­бразительная наглядность: рас­сматривание игрушек и картин, рассказывание по игрушкам и кар­тинам

  • чтение и рассказывание художест­венных произведений;

  • беседа;

  • разговор об искусстве

  • дидактические игры;

  • обыгрывание предметов;

  • дидактические упражнения;

  • исследование, экспериментирование с изобразительными материалами («Во что можно превратить отпечаток ладошки?», «Какие бывают линии?»; использование разных нетрадиционных техник.

Предполагаемые результаты

Эмоционально реагирует на произведения изобразительного искусства

Различает жанры изобразительного искусства

В рисовании:

Понятно для окружающих изображать всё то, что вызывает у него интерес (отдельные предметы, сюжетные картинки, иллюстрации к книгам)

Передавать характерные признаки предмета (очертание форма, пропорция, цвет)

Путём смешения краски создавать цветовые тона и оттенки;

Рисовать гуашью;

Использует способы различного наложения цветового пятна и цвет как средство передачи настроения.

В лепке:


- создавать изображения с натуры и по представлению;

Использовать разные способы лепки;

Лепить из целого куска пластического материала (моделировать форму кончиками пальцев) и т.д.

В аппликации:

Наклеивать заготовки;

Правильно держать ножницы, свободно пользоваться ими;

Использовать технику обрывной аппликации;

Использовать приёмы вырезания одинаковых фигур или деталей из бумаги, сложенной пополам, гармошкой;

Составлять узоры из растительных и геометрических форм на полосе, круге, квадрате.

Программно-методическое обеспечение образовательной области «Художественное творчество»

Теоретические аспекты художественно-творческого развития


  1. Вайнерман С. М., Большев А. С., Силкин Ю. Р., Лебедев Ю. А., Филиппова Л. В. Сенсомоторное развитие дошкольников на занятиях по изобразительному искусству: Пособие для педагогов дошк. учреждений. - М.: Гуманит. Изд. центр ВЛАДОС, 2001. - 224 с.: илл. - (Здоровьесберегающая педагогика.)

  2. Григорьева Г.Г. Игровые приемы в обучении дошкольников изобразительной деятельности: Кн. для воспитателя дет. сада. - М.: Просвещение, 1995. - 64 с.: илл.

  3. Григорьева Г.Г. Развитие дошкольника в изобразительной деятельности: Учеб. Пособие для студ. высш. пед. заведений. - М.: Издательский центр «Академия», 1999. - 344 с.

  4. Квач Н. В. и др. Рисование-линейная графика. Подготовка шестилетнего ребенка к освоению грамоты: Учебное пособие / Н. В. Квач, Ю. А. Лебедев, Л. В. Филиппова, Л. А. Федотова, Л. А. Шестакова, Е, В. Вербовская, Ю. В. Филиппов. М.: Московский психолого-социальный институт; Н. Новгород: Нижегород. гос. архит. строит. ун-т. Гуманитарно-худож. ин-т, 2001. - 527 с. (Серия «Библиотека дошкольника».)

  5. Комарова Т. С. Дети в мире творчества: Книга для педагогов дошк. учреждений. - М.: Мнемозина, 1995. - 160 с.

  6. Суховская Л. Г., Грибовская А.А. Методическое руководство к альбому «Аппликация в детском саду». Пособие для воспитателя.- М.: Просвещение, 1984.
10.Дорожин Ю. Городецкая роспись. - М.: Мозаика-Синтез, 2000. - (Серия рабочих тетрадей «Искусство - детям».)

  1. Дорожин Ю. Жостовский букет. - М.: Мозаика-Синтез, 2000. - (Серия рабочих тетрадей «Искусство - детям».)

  2. Дорожин Ю. Мезенская роспись. - М.: Мозаика-Синтез, 2000. - (Серия рабочих тетрадей «Искусство - детям».)

  3. Дорожин Ю. Простые узоры и орнаменты. - М.: Мозаика-Синтез, 2000. - (Серия рабочих тетрадей «Искусство - детям».)

  4. Дорожин Ю. Сказочная гжель. - М.: Мозаика-Синтез, 2000. - (Серия рабочих тетрадей «Искусство - детям».)

  5. Дорожин Ю. Филимоновские свистульки. - М.: Мозаика-Синтез, 2000. - (Серия рабочих тетрадей «Искусство - детям».)

  6. Знакомим с книжной графикой (Большое искусство маленьким): Учебно-наглядное пособие / Авт.-сост. Курочкина. - СПб.: ДЕТСТВО-ПРЕСС, 2001. - 16 с. + цв. вкл. - 24 с. - (Библиотека программы «детство».)

  7. Куцакова Л. В. Занятия с дошкольниками по конструированию и ручному труду. Авторская программа. - М.: Совершенство, 1999.

  8. Мелик-Пашаев А. А., Новлянская З.Н. Ступеньки к творчеству: Художественное развитие ребенка в семье.- М.: Редакция журнала «Искусство в школе», 1995.

  9. Никитина И.Н., Замураева М.А., Филиппова Л.В., Лебедев Ю.А. Комплексные занятия по интеллектуально-художественному развитию детей 6-7 лет средствами конструирования и аппликации. - Н. Новгород, 2006. - 500 с.

  10. Швайко Г. С. Занятия по изобразительной деятельности в детском саду: Подготовительная к школе группа: Программа, конспекты: Пособие для педагогов дошк. учреждений.- М.: Гуманит. изд. центр ВЛАДОС, 2001.

  • Практический материал по развитию художественного творчества детей

  1. Богатеева 3. А. Чудесные поделки из бумаги: Кн. для воспитателей дет. сада и родителей.- М: Просвещение, 1992.

  2. Величкина Г., Шпикалова Т. Дымковская роспись. - М.: Мозаика-Синтез, 2000. (Серия рабочих тетрадей «Искусство - детям».)

  3. Гомозова Ю. Б. Калейдоскоп чудесных ремесел. Популярное пособие для родителей и педагогов. - Ярославль: «Академия развития», «Академия и К 0 », 1998.

  4. Грек В. А. Рисую штрихом. - Минск: Скарына, 1992. - 39 с.: илл.

  5. Грибовская А. Знакомство с русским народным декоративно-прикладным искусством и декоративное рисование, лепка, аппликация москвичей-дошкольников. - М., 1999.

  6. Куцакова Л. В. Конструирование и ручной труд в детском саду: Пособие для воспитателя дет. сада: Из опыта работы. - М.: Просвещение, 1990. - 158 с.: илл.

  7. Макарова Н. Секреты бумажного листа. - М.: Мозаика-Синтез, 2000. - (Серия рабочих тетрадей «Искусство - детям».)

  8. Макарова Н. Тайны бумажного листа. - М.: Мозаика-Синтез, 2000. - (Серия рабочих тетрадей «Искусство - детям».)

  9. Нагибина М. И. Природные дары для поделок и игр. Популярное пособие для родителей и педагогов.- Ярославль: «Академия развития», 1997.

  10. Носова Т. Дымковская игрушка. - М.: Мозаика-Синтез, 2000. - (Серия «Город мастеров». Знакомство с промыслами и ремеслами.)

  11. Носова Т. Узоры Полхов-Майдана. - М.: Мозаика-Синтез, 2000. - (Серия «Город мастеров». Знакомство с промыслами и ремеслами).

  12. Орлова Л. Хохломская роспись. - М.: Мозаика-Синтез, 2000. - (Серия рабочих тетрадей «Искусство - детям».)

  13. Петрова И. М. Объемная аппликация: Учебно-методическое пособие. - СПб.: «Детство-Пресс», 2001.

Реализация образовательной области

«Художественное творчество» в ДОУ.

Художественное творчество - лишь одно из средств воспитания, а комплексное сочетание разнообразных средств и форм в процессе воспитательного воздействия на детей делает это воздействие более плодотворным и интересным.

Взаимосвязь различных занятий позволяет углубить и расширить представления детей об окружающем мире, повысить эмоционально положительное влияние на процесс воспитания, сделать этот процесс более эффективным; при этом происходит воздействие на ребёнка, посредством интересных для него занятий. Приобретаемые в этих условиях знания, навыки, умения становятся более прочными, осознанными и могут употребляться в различных условиях.

Художественное творчество в детском саду является частью всей воспитательной работы с детьми и несёт на себе нагрузку решения задач всестороннего воспитания дошкольников.

Программные задачи по художественному творчеству взаимосвязаны с целями и задачами по другим разделам работы. Решение конкретных задач опирается на то, что дети узнали, чему научились раньше, и не только на занятиях по изобразительной деятельности, но и на других занятиях, прогулках, экскурсиях, в играх, в повседневной жизни. Так, знания о форме предметов дети получают до того, как им предлагается изобразить предметы, - в дидактических играх, в играх с разнообразными игрушками, в процессе наблюдений, рассматривания иллюстраций. Большое значение для всестороннего эстетического воспитания детей имеет взаимосвязь всех видов изобразительной деятельности: рисования, лепки, аппликации, художественного конструирования.

Художественное творчество включает основные задачи психолого-педагогической работы:

*развитие продуктивной деятельности детей;

* развитие детского творчества;

* приобщение к изобразительному искусству.

Специфика реализации содержания области «Художественное творчество» заключается в следующем:

Понятие «продуктивная деятельность детей» позволяет интегрировать изобразительную деятельность (рисование, лепку, аппликацию и художественное конструирование) в рамках одной образовательной области в качестве альтернативы предметного принципа построения раздела Программы «Художественно-эстетическое развитие»;

Продуктивная деятельность - деятельность, в результате которой создаётся некий продукт, может быть не только репродуктивной (например, рисование предмета так, как научили, но и творческой (например, рисование по собственному замыслу, что позволяет в рамках данной области наиболее эффективно решать одну из основных задач образовательной работы с детьми дошкольного возраста - развитие детского творчества;

Понятие «продуктивная (творческая) деятельность детей» позволяет интегрировать содержание области «Художественное творчество» с другими областями Программы по особому основанию- возможности развития воображения и творческих способностей ребёнка (Например, с «Познанием» в части конструирования, «Чтением художественной литературы», «Коммуникацией» в частности элементарного словесного творчества) ;

Общеразвивающая направленность содержания области (развитие высших психических функций, мелкой моторики руки, воображения) является первичной по отношению к формированию специальных способностей детей.

Дети каждый день открывают для себя окружающий мир. Сколько интересного таит он для них! Вот ползёт жук - такого ещё малыш не видел! И всё внимание приковано к насекомому. Расцвели первые цветы, и снова ребёнок испытывает удивление и радость познания. Окружающее вызывает у детей положительные эмоции и желание рассказать о том, что увидели, что восхитило и приковало к себе взор.

Художественное творчество должно быть тесно связано с ознакомлением детей с окружающим (Познание). Важно, чтобы взаимосвязь этих разделов воспитательной работы носила естественный, логически обоснованный характер, не была надуманной, а знакомство с окружающим не подчинялось только задачам обучения рисованию, лепке, аппликации.

Например: Тема: «Машины едут по улице», вначале знакомим с проезжающими по улице автомобилями, предлагаем рассмотреть разные машины. Зная о большом интересе детей к машинам, нужно планировать занятие так, чтобы ребята смогли отразить свои впечатления. Следует помнить, что процесс изображения связан с передачей внешнего вида предмета, его формы, характерных особенностей, отличающих один предмет от другого.

Чтобы у детей сложились отчётливые представления о предметах и явлениях, нужно их учить всматриваться в предметы, в окружающие явления жизни, вслушиваться, вдумываться. Культура такого пристального внимания к предмету, явлению, которая прививается с детства и формирует наблюдательность. Детям предлагают слушать, как шумит ветер, как падают капли дождя, наблюдать, как распускает свои лепестки расцветающий цветок, как появляются первые листочки, как падают и тают на тёплой руке снежинки. В результате у детей не только образуется поэтическое отношение к явлениям жизни, закрепляется интерес к окружающему, но и складываются отчётливые представления о том, что они наблюдали, рассматривали. Всё это помогает детям изображать увиденное. Целенаправленные наблюдения объектов природы для их последующего изображения осуществляются как единый процесс естественно-научного и эстетического познания.

Детям для ознакомления с объектами природы дают правильные представления о жизни животных, обращают внимание на красоту их внешнего вида, интересные повадки, поведение, желание нарисовать, вылепить или вырезать и наклеить их.

Важное значение имеет взаимосвязь занятий по художественному творчеству с работой по развитию речи. (коммуникация)

На этих занятиях детям читают сказки, рассказы, разучивают с ними стихи. У ребят развиваются речь, мыслительные способности, художественно-образные представления. Когда впоследствии дети рисуют, лепят, вырезают и наклеивают изображения на темы сказок, рассказов, стихотворений, активизируется их фантазия, стремление выразить своё отношение к тому, что узнали на занятиях по развитию речи, в изобразительной форме. Чтобы передать тему сказки, стихотворения, дети должны вспомнить содержание; с целью активизации речи в начале занятия предложить им объяснить, что и как они нарисуют, а по окончании работы - рассказать о своих произведениях и о работах товарищей, оценивая их и мотивируя свою оценку. Особенно сильное положительное эмоциональное воздействие на детей оказывает поэтический образ предмета, явления. Это происходит, когда словесные образы опираются на зрительные, полученные при непосредственном восприятии предметов и явлений действительности.

Например: малыши с удовольствием читают стихотворение А. Барто «Флажок». А затем рисуют этот яркий флажок или много флажков или стихотворение С. Я. Маршака «Песня о ёлке», а затем вырезают украшения и наклеивают их на ёлку, сделанную из бумаги вместе с воспитателем (коллективная работа). Дети очень любят рисовать, лепить, создавать аппликации на темы сказок, рассказов. Особенно нравится детям рисовать обложки к сказкам.

Дети знакомятся с детской книгой, её созданием. Воспитатель рассказывает о том, как возникает детская книга, кто над ней работает (писатель, редактор, художник, рабочие-печатники и др., устраивается выставка детских книг. После этого детям предлагается игровая ситуация: каждый ребёнок- художник и должен нарисовать обложку к своей любимой сказке (книге).

Результаты получаются интересными, дети проявили выдумку и фантазию. Выставку оставляют на несколько дней в группе, и дети часто обсуждают и рассматривают рисунки.

Игра (социализация) - ведущий вид деятельности дошкольников. И в игре, и в изобразительной деятельности дети отражают впечатления об окружающей жизни. Связь этих видов деятельности заключающейся в игровых проявлениях в процессе создания изображения и в игровом отношении к образцу.

Создав изображение того или иного предмета, животного, ребёнок начинает с ними играть: у нарисованного самолёта начинает «Гудеть» мотор, и вот он уже летит, вылепленный цыплёнок «пищит» и «клюёт» зёрнышки и т. д. Игра «оживляет» образ, а это в свою очередь образное, эмоциональное восприятие, представления о предметах и явлениях окружающего, является непременным условием развития воображения, без чего невозможно художественное творчество.Используются разнообразные формы связи изобразительной деятельности с игрой: игровые ситуации, игровые приёмы; дети создавали рисунки, лепку, аппликации, которые затем использовались в разных играх (украшение кукольной комнаты, лепка овощей, фруктов и других изделий для игры в «магазин», декорации и маски для игр-драматизаций и др., рисовали игрушки. Осуществляется связь изобразительной деятельности с дидактическими, сюжетно-ролевыми и другими играми. На занятиях используются игровые ситуации, приёмы обучения, обыгрывание созданных изображений.

Например: Тема: «Наш дом»

1 этап: подготовительный, в ходе которого детей знакомят с объектом, который предстоит изобразить. (объясняет специфику блочного домостроения, как монтируются панели, что и как делают рабочие и т. д. У нас в сельской местности - рассказываем о городе, используем детские книги, репродукции, слайды и т. д.)

2 этап: -занятие по изобразительной деятельности. (занятие проводится с игровой ситуацией. Первая ситуация - «Жильцы» (на листе бумаги нарисовать свои квартиры, обстановку в комнате). Вторая ситуация - «строительство и заселение дома». У детей новые роли: архитекторы, рабочие-монтажники, машинисты подъёмных кранов, водителей автомашин - панелевозов и др. Воспитатель при активной помощи архитекторов распределяет, на каком этаже будет та или иная квартира, затем с помощью монтажников бесцветной клейкой лентой соединяет панели в единую конструкцию. Когда смонтированный дом будет укреплён на доске, можно приступать к подведению итогов.

3 этап - итоговый. Ещё одна игровая ситуация: «Мы едем к другу в гости»; каждый ребёнок рассказывает о своей квартире.

Игровая форма проведения занятия захватывает детей, повышает их эмоциональную отзывчивость, способствует эстетическому и нравственному воспитанию. Такое занятие позволяет ребятам создать изображение, доступное их силам и изобразительному опыту.

Верным спутником детства и игр являются игрушки, поэтому предложение нарисовать ту или иную игрушку вызывает радость у детей всех возрастных групп. Изображая любимую игрушку, ребёнок вновь переживает те же чувства, что и в игре с ней. Можно предложить детям нарисовать или какую-то конкретную игрушку: мишку, куклу или зайчика, или любую игрушку на выбор («Нарисуй какую хочешь игрушку»)

Например: у воспитателя на столе стоят игрушки: Чебурашка, неваляшка, поросёнок, Петрушка, зайчик. Вначале рассматривают игрушки, называют их; некоторые более сложные игрушки, можно рассмотреть подробнее (поросёнка, Чиполлино, определив вместе с детьми их форму, строение, величину частей и т. п.).

Большое место в жизни детей занимает сюжетно-ролевая игра, поэтому ценной в воспитательном отношении является её взаимосвязь с изобразительной деятельностью. Изображать ход игры, игровые образы детям значительно интереснее, чем просто рисовать то или иное жизненное явление. События, пережитые ребёнком в игре, окрашивают его художественную деятельность положительными эмоциями; в своём рисунке он рассказывает о том, во что и как он играл. Отражение игр в рисунках способствует углублению и обогащению содержания игр - они становятся продолжительными, в них включаются новые действующие лица, новые эпизоды. В младшей группе изобразительные возможности детей ещё очень не велики, но связь с игрой может и должна существовать.

Например: Дети лепят «угощение» для кукол (баранки, конфеты, печенье и т. д., товары для игры в «магазин» (яблоки, ягоды, огурчики, картофель, помидоры и другие овощи и фрукты). Затем вылепленные, высушенные предметы можно покрасить и внести их в игру, что сделает её более интересной для детей. Ребята увидят реальное применение того, что они создали своими руками.

Наблюдение за играми детей позволяет выделить наиболее распространённые сюжеты: поликлиника (больница, семья, магазин, почта, строительство, школа и др., то есть игры, в которых отражаются впечатления повседневной жизни. Чем богаче впечатления детей, тем интереснее, содержательнее игра. Предложение нарисовать, как они играли, дети встречают с радостью.

Большие возможности в осуществлении задач всестороннего воспитания заключается во взаимосвязи художественного творчества с игрой-драматизацией, которые осуществляются по мотивам литературных произведений. Дети могут подготовить для игры -драматизации декорации, детали костюмов персонажей, маски. Для игр-драматизаций могут быть использованы такие сказки, как «Теремок», «Три медведя», «Волк и семеро козлят», «Заяц и ёж» и др. Дети могут раскрасить вырезанные воспитателем маски животных (волка, козы) нарисовать маски зайца, трёх медведей.

Игра, для которой дети много сделали своими руками, пройдёт более живо и интересно, вызовет положительные эмоции, которые объединят ребят общей радостью, оставит глубокие впечатления. Для игр-драматизаций могут привлекаться все дети: одни в качестве исполнителей ролей, другие как мастера и художники по подготовке деталей костюмов, масок, декораций, третьи - как зрители, активно воспринимающие действия героев, глубоко эмоционально переживающие все события. А затем дети все вместе рисуют на тему того, как разыгралась сказка.

С большим интересом воспринимают дети предложение создать рисунки про то, в какие подвижные игры они играли.

Например: создавая рисунки на тему «Караси и щука», дети рисуют рыб; изображая игру «Гуси-гуси» - бегущих гусей и поджидающего их под горой волка.

Отбирая подвижные игры, необходимо продумывать, насколько легко игровые образы могут быть переданы в рисунках, лепке, аппликациях изобразительными средствами. Изображение подвижных игр можно предложить детям во всех возрастных группах, подбирая доступные темы.

Интересные возможности для установления связи с изобразительной деятельностью содержатся и в дидактических играх, в процессе которых дети приобретают или закрепляют знания о свойствах предметов, их цвете, форме, величине, необходимые для того, чтобы изобразить эти предметы в художественном творчестве. В дидактических играх дети получают разнообразный сенсорный опыт, обогащающий восприятие и представления об окружающем; формируются обобщённые представления о свойствах группы сходных предметов, развитию детского изобразительного творчества.

Образы предметов и объектов действительности, музыкальных и литературных произведений передаются в разных видах художественной деятельности по-своему, благодаря средствам выразительности (в рисовании это форма, линия, штрих, цвет, пропорции, композиция, динамика, ритм; в игре-драматизации - интонации, мимика, жесты, движения; в музыке-темп, динамические оценки, ритмический рисунок и др.) .

В музыке определены пути осуществления взаимосвязи, способствующие эстетическому развитию дошкольников, обогащению их творчества новыми образами и содержанием.

Прослушав произведение, дети высказывают свои впечатления о музыке, а затем в соответствии с этими впечатлениями создают изображения. Этот вид взаимосвязи интересен тем, что будит фантазию, рождает самые разные образы, обогащающие детское изобразительное творчество, что в свою очередь углубляет впечатления детей о музыкальных произведениях, способствует их запоминанию. Музыка может использоваться в процессе занятий по художественному творчеству для создания хорошего настроения. Во время занятия звучит тихо музыкальное произведение, близкое по теме тому, что изображают дети, или просто хорошая спокойная музыка. Взаимосвязь изобразительной деятельности и музыки служит обогащению новым содержанием как одной, так и другой деятельности, способствует формированию более глубоких и осознанных знаний и представлений.

Например: дети 3 лет слушают «Осеннюю песенку» (муз. А. Александрова, сл. Н. Френкеля, затем с удовольствием рисуют, как кружатся в воздухе и падают на землю разноцветные листочки.

После пения песенки «Цыплята» (муз.А. Филиппенко, сл. Т. Волгиной) ребята наклеивают общую картину на тему «Цыплята гуляют по травке».

Очень важна связь художественного творчества с работой по ознакомлению детей с произведениями искусства. Рассматривания картины или репродукции, скульптуру, произведения народного декоративного искусства, дети получают представление о том, как художник отбирает объекты для изображения. Какими средствами он пользуется для передачи образов, как по-разному может быть решена та или иная тема.

Например, в натюрмортах разные художники по-разному изображают одни и те же фрукты, овощи, различную посуду.

Процесс обучения изобразительной деятельности в детском саду необходимо формировать у детей изобразительные умения и навыки, включающие технику рисования, формирующие движения, обобщенные способы действия и регуляции рисованных движений (по силе, размаху, скорости)

Детская душа чувствительна и к родному слову, и к красоте природы, и к музыкальной мелодии, и к живописи, ведь каждый ребёнок - прирождённый художник, музыкант и поэт. И творить он способен ярко и талантливо, если создать для этого благоприятную среду.


Уверская Юлия Валерьевна
Доклад для воспитателей: «Реализация образовательной области «Художественное творчество» в ДОУ».
Художественное творчество – лишь одно из средств воспитания, а комплексное сочетание разнообразных средств и форм в процессе воспитательного воздействия на детей делает это воздействие более плодотворным и интересным.
Взаимосвязь различных занятий позволяет углубить и расширить представления детей об окружающем мире, повысить эмоционально положительное влияние на процесс воспитания, сделать этот процесс более эффективным; при этом происходит воздействие на ребёнка, посредством интересных для него занятий. Приобретаемые в этих условиях знания, навыки, умения становятся более прочными, осознанными и могут употребляться в различных условиях.
Художественное творчество в детском саду является частью всей воспитательной работы с детьми и несёт на себе нагрузку решения задач всестороннего воспитания дошкольников.
Программные задачи по художественному творчеству взаимосвязаны с целями и задачами по другим разделам работы. Решение конкретных задач опирается на то, что дети узнали, чему научились раньше, и не только на занятиях по изобразительной деятельности, но и на других занятиях, прогулках, экскурсиях, в играх, в повседневной жизни. Так, знания о форме предметов дети получают до того, как им предлагается изобразить предметы, - в дидактических играх, в играх с разнообразными игрушками, в процессе наблюдений, рассматривания иллюстраций. Большое значение для всестороннего эстетического воспитания детей имеет взаимосвязь всех видов изобразительной деятельности: рисования, лепки, аппликации, художественного конструирования.
Художественное творчество включает основные задачи психолого-педагогической работы:*развитие продуктивной деятельности детей;
* развитие детского творчества;
* приобщение к изобразительному искусству.
Специфика реализации содержания области «Художественное творчество» заключается в следующем:
Понятие «продуктивная деятельность детей» позволяет интегрировать изобразительную деятельность (рисование, лепку, аппликацию и художественное конструирование) в рамках одной образовательной области в качестве альтернативы предметного принципа построения раздела Программы «Художественно-эстетическое развитие»;
Продуктивная деятельность – деятельность, в результате которой создаётся некий продукт, может быть не только репродуктивной (например, рисование предмета так, как научили, но и творческой (например, рисование по собственному замыслу, что позволяет в рамках данной области наиболее эффективно решать одну из основных задач образовательной работы с детьми дошкольного возраста – развитие детского творчества;
Понятие «продуктивная (творческая) деятельность детей» позволяет интегрировать содержание области «Художественное творчество» с другими областями Программы по особому основанию- возможности развития воображения и творческих способностей ребёнка (Например, с «Познанием» в части конструирования, «Чтением художественной литературы», «Коммуникацией» в частности элементарного словесного творчества) ;
Общеразвивающая направленность содержания области (развитие высших психических функций, мелкой моторики руки, воображения) является первичной по отношению к формированию специальных способностей детей.
Содержание и результаты всех областей Программы могут быть обогащены и закреплены с использованием средств продуктивной деятельности детей.
Дети каждый день открывают для себя окружающий мир. Сколько интересного таит он для них! Вот ползёт жук-такого ещё малыш не видел1 И всё внимание приковано к насекомому. Расцвели первые цветы, и снова ребёнок испытывает удивление и радость познания. Окружающее вызывает у детей положительные эмоции и желание рассказать о том, что увидели, что восхитило и приковало к себе взор.
Художественное творчество должно быть тесно связана с ознакомлением детей с окружающим (Познание). Важно, чтобы взаимосвязь этих разделов воспитательной работы носила естественный, логически обоснованный характер, не была надуманной, а знакомство с окружающим не подчинялось только задачам обучения рисованию, лепке, аппликации.
Например: Тема: «Машины едут по улице», вначале знакомим с проезжающими по улице автомобилями, предлагаем рассмотреть разные машины. Зная о большом интересе детей к машинам, нужно планировать занятие так, чтобы ребята смогли отразить свои впечатления. Следует помнить, что процесс изображения связан с передачей внешнего вида предмета, его формы, характерных особенностей, отличающих один предмет от другого.
Чтобы у детей сложились отчётливые представления о предметах и явлениях, нужно их учить всматриваться в предметы, в окружающие явления жизни, вслушиваться, вдумываться. Культура такого пристального внимания к предмету, явлению, которая прививается с детства и формирует наблюдательность. Детям предлагают слушать, как шумит ветер, как падают капли дождя, наблюдать, как распускает свои лепестки расцветающий цветок, как появляются первые листочки, как падают и тают на тёплой руке снежинки. В результате у детей не только образуется поэтическое отношение к явлениям жизни, закрепляется интерес к окружающему, но и складываются отчётливые представления о том, что они наблюдали, рассматривали. Всё это помогает детям изображать увиденное. Целенаправленные наблюдения объектов природы для их последующего изображения осуществляются как единый процесс естественно-научного и эстетического познания.
Детям для ознакомления с объектами природы дают правильные представления о жизни животных, обращают внимание на красоту их внешнего вида, интересные повадки, поведение, желание нарисовать, вылепить или вырезать и наклеить их.
Важное значение имеет взаимосвязь занятий по художественному творчеству с работой по развитию речи. (коммуникация)
На этих занятиях детям читают сказки, рассказы, разучивают с ними стихи. У ребят развиваются речь, мыслительные способности, художественно-образные представления. Когда впоследствии дети рисуют, лепят, вырезают и наклеивают изображения на темы сказок, рассказов, стихотворений, активизируется их фантазия, стремление выразить своё отношение к тому, что узнали на занятиях по развитию речи, в изобразительной форме. Чтобы передать тему сказки, стихотворения, дети должны вспомнить содержание; с целью активизации речи в начале занятия предложить им объяснить, что и как они нарисуют, а по окончании работы - рассказать о своих произведениях и о работах товарищей, оценивая их и мотивируя свою оценку. Особенно сильное положительное эмоциональное воздействие на детей оказывает поэтический образ предмета, явления. Это происходит, когда словесные образы опираются на зрительные, полученные при непосредственном восприятии предметов и явлений действительности.
Например: малыши с удовольствием читают стихотворение А. Барто «Флажок». А затем рисуют этот яркий флажок или много флажков или стихотворение С. Я. Маршака «Песня о ёлке», а затем вырезают украшения и наклеивают их на ёлку, сделанную из бумаги вместе с воспитателем (коллективная работа). Дети очень любят рисовать, лепить, создавать аппликации на темы сказок, рассказов. Особенно нравится детям рисовать обложки к сказкам.
Дети знакомятся с детской книгой, её созданием. Воспитатель рассказывает о том, как возникает детская книга, кто над ней работает (писатель, редактор, художник, рабочие-печатники и др., устраивается выставка детских книг. После этого детям предлагается игровая ситуация: каждый ребёнок- художник и должен нарисовать обложку к своей любимой сказке (книге).
Результаты получаются интересными, дети проявили выдумку и фантазию. Выставку оставляют на несколько дней в группе и дети часто обсуждают и рассматривают рисунки.
Игра (социализация) – ведущий вид деятельности дошкольников. И в игре, и в изобразительной деятельности дети отражают впечатления об окружающей жизни. Связь этих видов деятельности заключающейся в игровых проявлениях в процессе создания изображения и в игровом отношении к образцу.
Создав изображение того или иного предмета, животного, ребёнок начинает с ними играть: у нарисованного самолёта начинает «Гудеть» мотор, и вот он уже летит, вылепленный цыплёнок «пищит» и «клюёт» зёрнышки и т. д. Игра «оживляет» образ, а это в свою очередь образное, эмоциональное восприятие, представления о предметах и явлениях окружающего, является непременным условием развития воображения, без чего невозможно художественное творчество. Используются разнообразные формы связи изобразительной деятельности с игрой: игровые ситуации, игровые приёмы; дети создавали рисунки, лепку, аппликации, которые затем использовались в разных играх (украшение кукольной комнаты, лепка овощей, фруктов и других изделий для игры в «магазин», декорации и маски для игр-драматизаций и др., рисовали игрушки. Осуществляется связь изобразительной деятельности с дидактическими, сюжетно-ролевыми и другими играми. На занятиях используются игровые ситуации, приёмы обучения, обыгрывание созданных изображений.
Например: Тема: «Наш дом»
1 этап: подготовительный, в ходе которого детей знакомят с объектом, который предстоит изобразить. (объясняет специфику блочного домостроения, как монтируются панели, что и как делают рабочие и т. д. У нас в сельской местности – рассказываем о городе, используем детские книги, репродукции, слайды и т. д.)
2 этап: -занятие по изобразительной деятельности. (занятие проводится с игровой ситуацией. Первая ситуация – «Жильцы» (на листе бумаги нарисовать свои квартиры, обстановку в комнате)
Вторая ситуация – «строительство и заселение дома». У детей новые роли: архитекторы, рабочие-монтажники, машинисты подъёмных кранов, водителей автомашин – панелевозов и др. Воспитатель при активной помощи архитекторов распределяет, на каком этаже будет та или иная квартира, затем с помощью монтажников бесцветной клейкой лентой соединяет панели в единую конструкцию. Когда смонтированный дом будет укреплён на доске, можно приступать к подведению итогов.
3 этап - итоговый. Ещё одна игровая ситуация: «Мы едем к другу в гости»; каждый ребёнок рассказывает о своей квартире.
Игровая форма проведения занятия захватывает детей, повышает их эмоциональную отзывчивость, способствует эстетическому и нравственному воспитанию. Такое занятие позволяет ребятам создать изображение, доступное их силам и изобразительному опыту.
Верным спутником детства и игр являются игрушки, поэтому предложение нарисовать ту или иную игрушку вызывает радость у детей всех возрастных групп. Изображая любимую игрушку, ребёнок вновь переживает те же чувства, что и в игре с ней. Можно предложить детям нарисовать или какую-то конкретную игрушку: мишку, куклу или зайчика, или любую игрушку на выбор («Нарисуй какую хочешь игрушку»)
Например: у воспитателя на столе стоят игрушки: Чебурашка, неваляшка, поросёнок, Петрушка, зайчик. Вначале рассматривают игрушки, называют их; некоторые более сложные игрушки, можно рассмотреть подробнее (поросёнка, Чиполлино, определив вместе с детьми их форму, строение, величину частей и т. п.
Большое место в жизни детей занимает сюжетно-ролевая игра, поэтому ценной в воспитательном отношении является её взаимосвязь с изобразительной деятельностью. Изображать ход игры, игровые образы детям значительно интереснее, чем просто рисовать то или иное жизненное явление. События пережитые ребёнком в игре, окрашивают его художественную деятельность положительными эмоциями; в своём рисунке он рассказывает о том, во что и как он играл. Отражение игр в рисунках способствует углублению и обогащению содержания игр-они становятся продолжительными, в них включаются новые действующие лица, новые эпизоды. В младшей группе изобразительные возможности детей ещё очень не велики, но связь с игрой может и должна существовать.
Например: Дети лепят «угощение» для кукол (баранки, конфеты, печенье и т. д., товары для игры в «магазин» (яблоки, ягоды, огурчики, картофель, помидоры и другие овощи и фрукты). Затем вылепленные, высушенные предметы можно покрасить и внести их в игру, что сделает её более интересной для детей. Ребята увидят реальное применение того, что они создали своими руками.
Наблюдая за играми детей позволяет выделить наиболее распространённые сюжеты: поликлиника (больница, семья, магазин, почта, строительство, школа и др., то есть игры, в которых отражаются впечатления повседневной жизни. Чем богаче впечатления детей, тем интереснее, содержательнее игра. Предложение нарисовать, как они играли, дети встречают с радостью.
Большие возможности в осуществлении задач всестороннего воспитания заключается во взаимосвязи художественного творчества с игрой-драматизацией, которые осуществляются по мотивам литературных произведений. Дети могут подготовить для игры –драматизации декорации, детали костюмов персонажей, маски. Для игр-драматизаций могут быть использованы такие сказки, как «Теремок», «Три медведя», «Волк и семеро козлят», «Заяц и ёж» и др. Дети могут раскрасить вырезанные воспитателем маски животных (волка, козы) нарисовать маски зайца, трёх медведей.
Игра, для которой дети много сделали своими руками, пройдёт более живо и интересно, вызовет положительные эмоции, которые объединят ребят общей радостью, оставит глубокие впечатления. Для игр-драматизаций могут привлекаться все дети: одни в качестве исполнителей ролей, другие как мастера и художники по подготовке деталей костюмов, масок, декораций, третьи – как зрители, активно воспринимающие действия героев, глубоко эмоционально переживающие все события. А затем дети все вместе рисуют на тему того, как разыгралась сказка.
С большим интересом воспринимают дети предложение создать рисунки про то, в какие подвижные игры они играли.
Например: создавая рисунки на тему «Караси и щука», дети рисуют рыб; изображая игру «Гуси-гуси» - бегущих гусей и поджидающего их под горой волка.
Отбирая подвижные игры, необходимо продумывать, насколько легко игровые образы могут быть переданы в рисунках, лепке, аппликациях изобразительными средствами. Изображение подвижных игр можно предложить детям во всех возрастных группах, подбирая доступные темы.
Интересные возможности для установления связи с изобразительной деятельностью содержатся и в дидактических играх, в процессе которых дети приобретают или закрепляют знания о свойствах предметов, их цвете, форме, величине, необходимые для того, чтобы изобразить эти предметы в художественном творчестве. В дидактических играх дети получают разнообразный сенсорный опыт, обогащающий восприятие и представления об окружающем; формируются обобщённые представления о свойствах группы сходных предметов, развитию детского изобразительного творчества.
Образы предметов и объектов действительности, музыкальных и литературных произведений передаются в разных видах художественной деятельности по-своему, благодаря средствам выразительности (в рисовании это форма, линия, штрих, цвет, пропорции, композиция, динамика, ритм; в игре-драматизации – интонации, мимика, жесты, движения; в музыке-темп, динамические оценки, ритмический рисунок и др.) .
В музыке определены пути осуществления взаимосвязи, способствующие эстетическому развитию дошкольников, обогащению их творчества новыми образами и содержанием.
Прослушав произведение, дети высказывают свои впечатления о музыке, а затем в соответствии с этими впечатлениями создают изображения. Этот вид взаимосвязи интересен тем, что будит фантазию, рождает самые разные образы, обогащающие детское изобразительное творчество, что в свою очередь углубляет впечатления детей о музыкальных произведениях, способствует их запоминанию. Музыка может использоваться в процессе занятий по художественному творчеству для создания хорошего настроения. Во время занятия звучит тихо музыкальное произведение, близкое по теме тому, что изображают дети, или просто хорошая спокойная музыка. Взаимосвязь изобразительной деятельности и музыки служит обогащению новым содержанием как одной, так и другой деятельности, способствует формированию более глубоких и осознанных знаний и представлений.
Например: дети 3 лет слушают «Осеннюю песенку» (муз. А. Александрова, сл. Н. Френкеля, затем с удовольствием рисуют, как кружатся в воздухе и падают на землю разноцветные листочки.
После пения песенки «Цыплята» (муз. А. Филиппенко, сл. Т. Волгиной) ребята наклеивают общую картину на тему «Цыплята гуляют по травке».
Очень важна связь художественного творчества с работой по ознакомлению детей с произведениями искусства. Рассматривания картины или репродукции, скульптуру, произведения народного декоративного искусства, дети получают представление о том, как художник отбирает объекты для изображения. Какими средствами он пользуется для передачи образов, как по-разному может быть решена та или иная тема.
Например, в натюрмортах разные художники по-разному изображают одни и те же фрукты, овощи, различную посуду.
Процесс обучения изобразительной деятельности в детском саду необходимо формировать у детей изобразительные умения и навыки, включающие технику рисования, формирующие движения, обобщенные способы действия и регуляции рисованных движений (по силе, размаху, скорости)
Детская душа чувствительна и к родному слову, и к красоте природы, и к музыкальной мелодии, и к живописи, ведь каждый ребёнок – прирождённый художник, музыкант и поэт. И творить он способен ярко и талантливо, если создать для этого благоприятную среду.