Детское воровство, или Почему ребенок ворует? Ребенок ворует деньги: советы психолога

15.09.2019

Фотобанк Лори

Почему дети воруют

Причин, которые толкают ребенка к воровству, немало. Попробуем структурировать их и обозначим самые основные посылы.

1. Воровство, как побочный эффект . Ребенку часто бывает одиноко, ему не хватает общения с мамой. Он крадет, потому что после данного инцидента получает максимум внимания. Все члены семьи бросают свои занятия и начинают совместные поиски пропажи. Режиссер всего этого спектакля – ребенок, который отчаянно нуждается в общении.

2. Воровство, как подражание авторитетным родителям . Мама и папа не могут совершать неправильных поступков, уверены малыши. Их действия всегда правильные и рассудительные. Поэтому, если ребенок часто видит, как родители приносят в дом «плохо лежавшую вещь», скорее всего, он решит, что в краже чужих вещей нет ничего предосудительного.

3. Воровство, как способ удовлетворения своих потребностей. Это наиболее тяжелая форма детского воровства, свойственная маленьким избалованным эгоистам, часто единственным детям в семье. Зависть к игрушкам товарища, которых у ребенка нет, рано или поздно толкнет его на путь воровства.

4. Воровство, как развлечение . Такая форма характерна для подростков, которым во что бы то ни стало хочется продемонстрировать свою крутость ровесникам. Но иногда крадут для удовольствия и 3-4-летние малыши.

Сыну 3,5 года. Месяца 3 ворует в детском саду игрушки и носит домой. Причем лазает по шкафчикам! Когда спрашиваю, зачем он это делает, говорит: «Надо!» Пробовали не обращать внимания, просто приносили обратно игрушки и подкладывали тихонько на «стол находок». Потом ругать начали. Не помогает! Боимся, что в будущем это может во что-то серьезное перейти! Вроде все понимает! Соглашается, что плохо, но все равно продолжает воровать.

Дети живут в мире фантазий и, порой, не отделяют реальность от вымысла. Они частенько приносят чужие игрушки с игровой площадки или из детского сада и, в буквальном смысле, как спланированное воровство этот поступок квалифицировать нельзя. Дети до 4 лет не различают вещь на «мою» и «чужую». Понравившаяся игрушка бессознательно оказывается в руках ребенка. И он уносит ее домой, не думая о том, что у игрушки есть законный хозяин.

Дети 5-6 лет уже отдают отчет, что вещь принадлежит другому человеку. Однако сдерживать естественный порыв обладать понравившимся предметом у них не всегда получается.

Родители, как правило, сквозь пальцы смотрят на то, что малыш присвоил дешевую игрушку и в панике возвращают дорогую. Хотя, на самом деле, сам факт, что ребенок спокойно берет чужие вещи без спроса – знак тревожный и реагировать на него нужно независимо ни от чего.

В 5 лет детям свойственен эгоизм. Часто их даже не интересует, кому принадлежит вещь, приглянувшаяся им. Они просто ее берут себе и все. Задача родителей: объяснить, что у каждой игрушки есть хозяин и трогать вещь без разрешения нельзя.

Иногда украденную вещь ребенок отказывается возвращать, потому что убежден в ее бесхозности. «Я ее нашел! Она моя!», – упрямо твердит ребенок, сжимая в кулачках игрушку. Родители должны объяснить, что потерянные вещи тоже имеют хозяев. И, возможно, маленький владелец сейчас очень расстроен, плачет, так как не может найти пропажу.

Бездействие родителей в этом вопросе может сформировать изначально неправильную модель поведения в сознании ребенка. Безобидное воровство малышей 3-4 лет может перерасти в будущем в стиль жизни. Известно немало случаев, когда пойманный на воровстве 5-летний малыш говорит, что сделал это, чтобы подарить маме подарок. Поскольку родители не объяснили ему своевременно «что такое хорошо, а что такое плохо», он не осознает, что совершает дурной поступок и руководствовался благой целью – сделать маме или папе приятное.

«Караул, мой ребенок ворует!»

Итак, что должны предпринять родители, если дети приносят в дом чужие вещи?

Сначала разберитесь в первопричине его поступка. Может быть, родители невнимательны к потребностям ребенка и, видя «богатое имущество» сверстников, ваш ребенок чувствует себя обделенным? Или он украл вещь, которую давно и безрезультатно просил ему купить, но, получив отказ без веского аргумента, решил «добыть» игрушку единственным доступным ему способом. В любом случае, украденную вещь необходимо вернуть.

Однажды дочь принесла в кармане кофты маленькую формочку. Зачем она ей понадобилась как знать, но я ее обнаружила только дома, когда сняли кофту. Был очень серьезный разговор (3-х летка). Осознала, признала свою вину и на утро САМА отнесла воспитателю и извинилась. Больше такого не было.

Проанализируйте поведение ребенка. Принес ли он ее открыто или тайком? Забрал ли игрушку втихаря или «договорился» с владельцем полюбовно? Бывает, что в этом возрасте ребенок отбирает игрушку у ровесника, чтобы доказать свое лидерство, силу и власть над более слабым сверстником.

Психологи советуют пожалеть малыша, пойманного на воровстве. Тогда ему станет стыдно, говорят они. Объяснять дурность этого поступка специалисты рекомендуют через призму переживаний другого участника ситуации – ребенка, который лишился игрушки. Расскажите, как тот переживает из-за «потерянной» вещи.

Чего точно нельзя делать родителям, даже если случаи, казалось бы, невинных краж участились? Не угрожайте и не кричите на ребенка. Такое поведение вряд ли отвернет малыша от привычки брать чужое без спросу. Однако он поймет, что от мамы и папы этот факт лучше скрыть, чтобы они не ругались. Не называйте его малолетним вором. Оскорбление личности еще ни разу не принесло положительного результата. Помните старую присказку «если ребенка называть дураком, в конечном итоге он станет им»? В случае с воровством эффект будет аналогичным. Откажитесь от сравнения малыша с другими, более послушными детьми. Не нужно стремиться пристыдить ребенка за этот проступок.

Наконец, запомните главное педагогическое правило: «ругай – наедине, хвали – при всех». Не нужно устраивать публичную «порку» ребенку, который уносит чужие вещи. Поговорите с ним дома без свидетелей.

Эксперты обращают внимание, что воровство может быть симптомом неблагополучия внутри семьи. Поэтому, если ребенок все чаще носит чужие игрушки, не спешите рубить с плеча. Возможно, стоит заняться укреплением семейных уз, формированием традиций, налаживанием благоприятного микроклимата.

Возраст до – время, когда воровство не вполне осознанное и все еще можно исправить. Скоро поговорим о том, как действовать родителям младших школьников, которые не могут совладать с желанием взять чужое.

Какие чувства испытывают родители, чей ребенок оказался уличен в краже? Нетрудно догадаться, что это, в первую очередь, разочарование и обида. Почему это произошло? Что подтолкнуло ребенка совершить настолько неблаговидный и осуждаемый поступок? И, что немаловажно – что делать, чтобы отучить ребенка от воровства и не допустить повторения им проступка?

Девочка ворует деньги из кошелька

Кражи, совершаемые ребенком – безусловно, серьезная проблема, требующая немедленного решения. Однако не стоит забывать прописную истину: обвинять ребенка в пропаже денег можно только в том случае, если у родителей есть твердая уверенность в том, что именно он совершил кражу. Какими бы сильными не были обида и разочарование, не стоит забывать о том, что иногда даже одно неосторожно брошенное слово может нанести непоправимый вред детско-родительским отношениям.


И все же, что делать, что предпринять, если обнаружилось, что ребенок ворует деньги у родителей? Какие советы психолога могут помочь в этой ситуации?

Почему?

Кражи, совершаемыми детьми, лишенными родительского контроля, вряд ли вызовут у кого-нибудь удивление. Но, что делать, если ребенок ворует ценные вещи и деньги в семьях, где ему прививали совершенно другие установки и ценности? Как правило, именно этот вопрос задает себе большинство родителей, чьи дети были уличены в краже денег. Действительно, что может заставить ребенка перешагнуть через запреты, совершая заведомо неблаговидный поступок?

Для начала, родителям необходимо заглянуть в самую суть проблемы. Психологи выделяют несколько групп факторов, толкающих детей на кражу. Зная об этом можно принять наиболее верное решение и подумать, что делать, если ребенок ворует из дома деньги.

1. Потребность в авторитете среди сверстников

Нередко дети воруют деньги для того, чтобы с их помощью приобрести себе авторитет среди сверстников. Действительно: вокруг ребенка, всегда имеющего при себе определенную сумму, всегда собираются желающие воспользоваться его деньгами. В таких случаях нужно объяснить ребенку, что авторитет нельзя купить за деньги и никакие подарки не позволят ребенку обрести друзей или положение в группе сверстников. Более того: неблаговидные поступки не укрепляют авторитет, а напротив, безнадежно ему вредят. И только доброжелательность и искренний интерес к ребятам могут помощь ребенку найти настоящих друзей.


2. Зависть к другим детям

Если все сверстники вокруг давно обзавелись мобильными телефонами, демонстрируют друг другу дорогие гаджеты, одежду и другие вещи, ребенок неизбежно начинает им завидовать. И далеко не всегда материальное положение родителей может позволить им покупать вещи и делать дорогие подарки, о которых они так мечтают. Но легко ли объяснить это ребенку в том возрасте, когда любое отличие от окружающих воспринимается крайне болезненно? Безусловно, делать это нужно.

В первую очередь, ребенка нужно научить не реагировать на чужое хвастовство и достойно отвечать на провокации со стороны других детей.


Ведь, по сути, всегда найдутся дети, которые будут носить более дорогую одежду, доставать из портфелей более дорогие телефоны. И смысла «гнаться» за кем-то, стараясь доказать свою состоятельность и делать то, что не имеет смысла, нет.

3. Воровство как попытка привлечь к себе внимание

Довольно часто на кражу денег решаются дети, испытывающие недостаток родительского внимания и поддержки. Проступок для них – это шанс спровоцировать близких людей на эмоциональную реакцию и заставить их хотя бы ненадолго вспомнить о его существовании.

В такой ситуации необходимо в корне пересмотреть свои взаимоотношения с ребенком. Всегда ли он может рассчитывать на понимание со стороны своей семьи? Не сводится ли его общение с родными к дежурным вопросам? Именно восстановление отношений с сыном или дочкой, а не разбирательство факта кражи в этой ситуации должно стать приоритетной задачей.


Дети считают, что деньги повысят их авторитет среди сверстников

Стоит отметить, что зачастую после одной доверительной беседы ребенок начинает чувствовать угрызения совести и чувство стыда за совершенное.

4. Непонимание роли и ценности денег

Имея весьма поверхностное представление о том, какой ценой достаются деньги большинству родителей, многие дети могут спокойно брать их без разрешения и тратить на свои нужды. Конечно же, в этом случае одной беседы будет недостаточно. Целесообразно дать ему почувствовать последствия нехватки денег, на время ограничив его траты на развлечения, уменьшив количество карманных денег. Подростку можно также предложить найти подработку (не мешающую его учебе).


Как не допустить кражи денег ребенком?

Любую проблему легче предотвратить, чем после иметь дело с ее последствиями. Именно поэтому очень важно делать все возможное для профилактики совершения краж ребенком. На что следует обратить особое внимание?

  • Очень желательно, чтобы у ребенка было хобби, любимое занятие или любой другой способ направить свою энергию туда, куда следует . Это сыграет неоценимую роль благодаря тому, что занимаясь спортом, читая книги, либо регулярно посещая интересующие его кружки, ребенок гарантированно не будет скучать. Возможность проявить себя в любимом деле позволит избавиться от чувства одиночества и отчуждения. А заодно, если он действительно искренне увлечется своим делом, – найти друзей по интересам.
  • Ребенок должен с детства учиться уважать чужие чувства . И думать о последствиях, которые могут наступить в результате его поступках. Давать советы стоит простым, доступным для ребенка языком. Желательно приводить примеры из жизни, ярко иллюстрирующие, к чему может привести пропажа денег и как непросто порой устранить последствие необдуманных поступков. Не бойтесь использовать советы психолога!
  • Для того, чтобы ребенок не вырос инфантильным, важно чтобы он с ранних лет чувствовал ответственность за кого-то или что-то . Для этого ему можно поручить задание, которое он должен будет выполнять регулярно и ежедневно. Это может быть поливка цветов, забота о домашнем питомце. Более старшим детям можно постепенно доверять уход за младшими.
  • Деньги должны храниться в доме в недоступном для ребенка месте . Зачастую, оставляя деньги в любом удобном для себя месте, взрослые сами провоцируют их кражу или пропажу.

  • Очень важно, чтобы ребенок имел представление о личных вещах, принадлежащих каждому члену семьи и об их неприкосновенности . Поэтому в семье должны быть установлены четкие границы, определяющие, что можно и нельзя делать, какими именно вещами имеет право распоряжаться каждый. Но для этого также важно, чтобы у самого ребёнка было личное пространство и собственные вещи, которые он должен беречь.
  • Детям более старшего возраста можно давать деньги на карманные расходы . Имея в своем распоряжении личные деньги и понимая, что сумма ограничена, он вряд ли будет тратить их на бесполезные вещи, и сможет понять, в чем именно заключается их ценность.
  • По возможности не стоит отказывать ребенку в покупке необходимых для него вещей (при условии, если речь идет о чем-то действительно значимом, а не мимолетном капризе). В случае если у родителя нет средств для покупки определенной вещи, необходимо в простой и доступной форме объяснить это ребенку. Более старшим детям можно предложить договор: часть покупки оплатить самому, а часть денег предложить внести, либо заработать самому ребенку.

  • Важно, чтобы у детей с самого детства формировались правильные установки по отношению к воровству, и он видел в нем осуждаемое деяние, несущее крайне негативные последствия. Ребенок должен знать, что происходит с теми, кто ворует и почему это происходит.
  • Полезные запреты

    Для того, чтобы отучить ребенка от воровства, полезно взять на вооружение не только советы, но и запреты.


    Если кражи денег стали постоянными и начали повторяться и за пределами дома, ребенку потребуется серьезная помощь квалифицированного психолога.


    Отучить ребенка воровать непросто. Но учитывая приведенные в статье советы психолога, можно повлиять на ребенка и вести эффективную профилактику воровства как дома, так и за его пределами.

    Комментарии 8 Поделиться: Многие родители не понаслышке знакомы с ситуацией, когда ребенок, обеспеченный абсолютно всем необходимым, совершает воровство. Благополучную семью этот факт серьезно огорчает и озадачивает, вызывает панику, заставляет задуматься о правильности воспитания.

    Нередко выяснение причин и обстоятельств совершенного поступка сопровождается бурей негативных эмоций: родителям стыдно, они злятся на ребенка, обвиняют себя, опасаются общественного порицания. В воображении встают безрадостные картины будущего ребенка, связанные с клептоманией и криминалом. А ведь от реакции семьи на детский проступок зависит, будет ли ребенок и дальше воровать.

    Поэтому предлагаем обойтись без пессимистичных прогнозов, не делать поспешных выводов, а детально обсудить проблему воровства детей: почему они воруют, как поступать в такой ситуации и не допустить ее повторения.

    Лучший способ не допустить детского воровства - установить с ребенком искренние и доверительные отношения .

    Возраст имеет значение

    Итак, практически каждый ребенок хотя бы раз в жизни взял без разрешения чужую вещь. Проще говоря, украл. Назвать точную причину этого поступка очень сложно. И возраст ребенка для грамотной оценки случившегося играет важную роль.

    Вряд ли кто-то осмелится назвать вором малыша в возрасте от 2 до 4 лет, у которого понятия «моё» и «чужое» пока еще только формируются. В 4-6 лет у ребенка появляются нравственные привычки, он имеет представление о личной собственности и личном пространстве. Но желания малыша еще крайне импульсивны, они-то нередко и провоцируют совершение ребенком кражи.

    Подвижным и возбудимым детям в возрасте 6-7 лет также сложно контролировать свои желания (равно как и спокойно высидеть на уроке, выслушать учителя). Объясняется такое поведение особенностями темперамента, психологическими травмами (проблемами в семье, переездом, началом учебной деятельности) или же серьезными психическими отклонениями.

    В 8-11 лет воровство детей чаще всего связано с тем, что волевая сфера у них развита недостаточно. Ребенок хочет обладать какой-либо вещью и справиться с этим соблазном ему не удается. Потом ему будет стыдно за такой поступок, он знает, что воровать нельзя, но своему желанию противопоставить ничего не может.

    Подростки в 12-15 лет совершают воровство осознанно, в этом возрасте наличие таких фактов может говорить и о наличии вредной привычки.

    Почему дети воруют

    Для решения проблемы важно установить причину детского воровства. Рассмотрим наиболее распространенные из них.
    • Неблагополучие в семье
    При острой нехватке родительского внимания и любви, отсутствии понимания и поддержки ребенок начинает воровать как дома, так и вне семьи, чтобы привлечь к себе внимание взрослых. Такое его поведение является безмолвным криком о помощи, местью вечно недовольным родителям.
    Если за проступком следует скандал и строгое наказание, ребенок убеждается, что выбранная им стратегия – правильная. Его логика проста: уж лучше пускай наказывают, чем совсем не замечают. В этом случае родителям рекомендуется не заострять внимание на факте детского воровства, а уделять должное внимание ребенку, подчеркивая его значимость в семье и важность положительных поступков.
    • Воровство детей как попытка самоутвердиться
    Это тревожный сигнал о психологическом неблагополучии ребенка (как правило, дошкольника или младшего школьника). Часть ребенку бывает сложно завести новых друзей . С помощью различных угощений или красивых вещей он пытается завоевать расположение сверстников. Чаще это происходит, когда в семье ребенок испытывает дефицит внимания и не ощущает своей значимости. Классическая ситуация: ребенок берет из маминого кошелька деньги, чтобы накупить конфет и раздать их детям взамен на их расположение и дружбу. Такой способ повысить собственную значимость представляется ему единственно возможным.

    Решать эту проблему должны родители: повышать самооценку малыша, развивать его способности и таланты, формировать навыки общения с детьми, объяснять, а при необходимости и моделировать наиболее сложные ситуации.

    • Украл, чтобы отомстить
    Ребенка обижали во дворе, долго хвастаясь новой игрушкой? Неудивительно, если малыш принял осознанное решение украсть ее. Его рассуждения просты: меня мальчик побил, а я за это заберу его машинку. Как бороться с воровством детей такого плана? Убеждать и объяснять, как правильно следует вести себя в подобных ситуациях.
    • Ребенок не различает свои и чужие вещи
    Такая ситуация характерна для детей в возрасте от 2 до 4 лет, когда малыш не знает границ между своим и чужим. В этом случае рекомендуется рассказывать, что у ребенка есть своя кроватка, свои игрушки, свои вещи, свой уголок, а также обращать его внимание на переживания хозяина, который остался без любимой игрушки.
    • Неудовлетворенные потребности ребенка
    Частое игнорирование родителями потребностей ребенка приводит к нарастанию у него сильного напряжения и тревожности. Желание владеть определенной игрушкой или вещью может быть настолько сильным, что ребенок совершает кражу, не осознавая того. Речь не идет о сиюминутных желаниях, потребность в которых на самом деле отсутствует. Совет родителям: прислушиваться к желаниям ребенка и стараться хотя бы частично их удовлетворять.
    • Отсутствие понимания, что воровать нельзя
    Ребенок может совершить воровство из добрых побуждений, решив, к примеру, сделать подарок маме. О том, что так поступать нельзя, он даже не догадывается. Правильно говорить "нет" ребенку непросто, и все же родители должны постараться доступно объяснить это.
    • Подражание или копирование поведения взрослых
    Может быть, в семье с завистью обсуждаются люди, которые зарабатывают на жизнь нечестным путем? Или папа приносит с работы что-либо и радуется, что ему это удалось? Если такие ситуации и разговоры в семье считаются нормальными, не нужно, чтобы ребенок становился их свидетелем.
    • Вымогательство со стороны детей старшего возраста
    Защитить ребенка, пресечь шантаж и запугивание – задача родителей и педагогов.
    • Клептомания
    Среди детей это заболевание, требующее помощи психиатра или психоневролога, встречается крайне редко.

    Ошибки в воспитании детей, приводящие к воровству

    Какие родительские ошибки провоцируют воровство детей? Назовем наиболее распространенные их них:
    • в воспитании нет последовательности (за одним проступком следует наказание, а за другим – нет);
    • семья живет по принципу «двойной морали» (родители говорят одно, а поступают по-другому);
    • требования взрослых несогласованны (мама разрешает то, что папа запрещает);
    • ребенок растет в обстановке вседозволенности, превращается родителями в кумира;
    • поведение и действия ребенка находятся под тотальным контролем со стороны родителей.

    Как поступить в случае детского воровства

    Существует несколько общих правил, как следует вести себя родителям, если ребенок совершил воровство.
    Обойдитесь без скандалов и истерик, не применяйте в качестве наказания физическую силу. Ситуация усугубится тем, что ребенок в следующий раз просто спрячет украденное. Дав волю эмоциям, можно раз и навсегда лишить любимого сына или дочь уверенности в себе.

    Важно! Выяснение причин и обстоятельств проступка не должно происходить при посторонних людях! Наедине с ребенком в доброжелательной форме должен состояться доверительный разговор: почему он так поступил, для чего ему нужна эта вещь, кто ее хозяин.

    Дайте понять ребенку, что вы очень огорчены произошедшим (постарайтесь при этом избегать слов «воровство», «кража», «преступление»). Осуждайте поведение, поступок, действия, а не личность ребенка. Расскажите, как плохо хозяину вещи без нее.

    Не обвиняйте ребенка без доказательства его вины! Не вешайте ярлыков! Не сравнивайте его с другими детьми! Не травмируйте необходимостью приносить публичные извинения! Не требуйте клятвенных обещаний больше так не поступать! Не возвращайтесь к проступку, когда ситуация разрешена, не упрекайте ребенка!
    Постарайтесь вернуть украденную вещь без свидетелей и разделить ответственность с малышом.

    Если ребенок взял и потратил деньги из семейного бюджета, нужно рассказать, для чего они были предназначены, и ограничить семью на определенный период, например, в покупке сладостей или походах в кино.

    Наконец, найдите истинную, глубинную причину проступка и работайте с ней.

    Подведем итоги

    Воровство детей – явление распространенное, возникающее по различным причинам. Реакция и дальнейшее поведение родителей в данном случае играют очень важную роль. Необходимо помнить, что эта ситуация вполне разрешима, и ребенку можно и нужно помочь. А лучшая профилактика детского воровства заключается в полном взаимопонимании, искренних и доверительных отношениях между ребенком и его родителями, гармонии в семье.

    И снова всем здравствуйте! Мы уже довольно много разобрали тем, связанных с поведением наших детей, от которого порой краснеем и бледнеем. Сегодняшний разговор – не исключение.

    Приходилось ли вам слышать: «Ваш ребёнок ворует!»? А может вы стали подмечать, что в кошельке как-то странно тают деньги? Хорошо, если с таким инцидентом в вашей семье не сталкивались. Но бывают случаи, что и в благополучный дом вдруг стучится беда, обжигающая стыдом. Что делать если ребенок ворует?

    План урока:

    У стыдной проблемы есть возраст

    Предлагаю не обсуждать тех детей, которые встают на путь воровства по примеру старших, воспитываясь в неблагополучных семьях. Трудно рекомендовать что-либо таким родителям, для которых присвоить чужое – в пределах правил.

    Наш объект исследования – ребёнок домашний, у которого, с одной стороны, вроде всё есть, а с другой стороны, оказывается, чего-то для полного счастья не хватает. Вступает послушное чадо в ряды воришек, зачастую прекрасно осознавая, что совершает непристойный поступок и при этом дружит со своей совестью. А когда он начинает понимать, что «такое хорошо и что такое плохо»?

    Как быть, если трёхлетнее чадо без пригляда родителей зацепило в магазине с полки заветный чупа-чупс и довольное, уверенное в себе шурует мимо кассы? Понимает ли ребёнок, что в этот момент совершает плохой поступок или это для него норма? В таких случаях никому не приходит в голову сразу клеить малышу штамп «вор».

    Понимание того, как разделять «моё» и «чужое» обычно появляется после трёх лет. В этот период развивается самосознание, до него мы пытаемся достучаться, когда находим в кармане детской куртки чужого робота, добровольно подарить которого хозяин игрушки ну никак не мог.

    Уличали ли вы своих детей, что они таскают конфеты, запрятанные от них подальше?

    Наши следопыты нюхом чувствуют, где таится заветный кулёчек и с каждой новой попыткой стащить то, что запрещено, становятся аккуратней, тщательно заметая следы. Пакетик завязывается на тот же самый «морской» узел, кладётся точно туда же, откуда был приватизирован на время.

    Называем ли мы это воровством? Наверное, да, ведь в таких случаях часто укоряем сладкоежку, что брать без спроса нехорошо, приводим примеры воришек из сказок и берём честное слово, что такое не повторится. Но в таких случаях мысли не возникает, что это может послужить поводом для более серьёзных проблем.

    Причём, чем старше становятся наши дети, тем чаще такие поступки начинают ассоциироваться у нас с кражей. И возраст здесь становится той самой причинно-следственной связью между мотивом и преступлением, когда чужие вещи присваиваются осознанно.

    По-серьёзному, по-взрослому, начинают воровать подростки, обычно объектом служат деньги у родителей, и это становится семейной проблемой, решить которую можно, «не вынося сор из избы».

    Гораздо хуже, если объектом «для шестого пальца» станут вещи одноклассников в школе. Тут «шила в мешке не утаишь». Придётся вместе с родителями учеников и педагогами искать причины, почему именно ваш ребёнок так поступил.

    Несколько ответов на одно «почему?»

    Психологи говорят, что каждый первый когда-либо что-либо брал чужое без спроса, проще говоря, становился воришкой. На время или насовсем, но брал и становился. И если вы сейчас готовы утверждать, что у вас такого не было, скорее всего, вы плохо пошуршали в памяти.

    Несвоевременное родительское «чужого брать нельзя» даёт почву для роста будущего воровства, которое сводится к трём основным зачем:

    1. потому что вопреки бунтующей совести есть навязчивое желание владеть понравившейся вещью,
    2. потому что сложилась психологическая неудовлетворённость,
    3. потому что не хватает силы воли и не привиты нравственные ценности.

    Ну о-о-очень хочется!

    Необузданное желание поиметь у себя именно вот это, и ты не устоял! В этих поступках признаются редко, да и случаются они обычно раз-два и не повторяются. И главные отличия у такого поведения – понимаю, что нехорошо, но искушение берёт верх над разумом. Поддаться на провокацию помогают соблазны – оставленные на виду привлекательные вещи или деньги, и тогда ребёнок с бесконтрольным желанием на «хочу» не может сказать «нет».

    При этом детский мозг находит всяческие оправдания осознанному поступку. Если вы ползали по чужим садам и огородам – это как раз тот повод сказать, с вами случалось такое мелкое воровство, которое пусть и называют зачастую обычным хулиганством.

    Краду для самоутверждения

    Обратить на себя внимание можно разными способами. Зачем дети крадут у родителей деньги? Да часто просто чтобы удивить друзей, накупить им конфет и наестся до отвала. Или приобрести заветный гаджет, чтобы понтануться, говоря подростковым языком, перед сверстниками – вот, смотрите, у меня тоже есть! Покупая друзей, обделённые вниманием дети повышают значимость в обществе.

    Свобода выбора

    Вот скажите, диктует ли нам, взрослым, в магазине кто-нибудь, покупать новую вещь или нет. Мы, конечно же, решаем сами: берём кошелёк и с чувством удовлетворённости несём приобретённую новинку домой. А что делать детям, когда на просьбу карманных денег они получают в ответ: «У тебя всё есть, зачем тебе. Я тебе куплю!»

    Но ведь для подросшего ребёнка это важно – тратить самому, даже пусть на всякую ерунду. И он начинает искать, где взять немножко денег, пытается отчаянно накопить, а если не получается, может и позаимствовать.

    Психологически неудовлетворён

    Как часто дети делают что-то назло или из мести. Чем не повод отомстить родителям, у которых нет на него времени, забрав часть денежных средств. А почему бы не взять вещь у одноклассника и стать для семьи плохим?! Пусть их вызовут к директору и ругают, как они ругают дома меня! Избыточный контроль тоже может стать причиной краж – такой способ ребёнок выбирает в качестве протеста.

    Мишень для вымогательства

    Не нужно исключать, что иногда воровать деньги из дома подростки начинают для старшеклассников. Угрозы и запугивание – причина недостойного поступка.

    За компанию

    Попав в непростое окружение, которое подворовывает и вымогает деньги у других, подростки совершают кражи за компанию, чтобы не прослыть слабаком и пройти «проверку».

    Пробелы воспитания

    Вы улыбаетесь, когда малыш из детсада притащил чужую игрушку – какое недоразумение! Спустя какое-то время он принёс что-то поважнее – какой предприимчивый! Ожидайте плоды своих улыбок – ребёнок привык, что чужое брать можно.

    По горячим следам

    Какие наши первые действия, когда юный воришка попался? Крики, вопли, требование всё рассказать и признаться в том, что было и не было. А вот совет психолога совершенно другой: главное – спокойствие, без паники!


    Как избежать воровства?

    1. Во-первых, прививайте понятие своего и чужого как можно раньше, не забывая объяснять про ответственность: взял чужое – верни, что-то испортил – возмести ущерб, кого-то обманул – расскажи правду.
    2. Во-вторых, всегда живите по формуле: «Люби и доверяй», давая понять, что ребёнок – это часть вашей жизни. Задушевные беседы чаще проливают свет на проблему и позволяют предотвратить непоправимое.
    3. В-третьих, давайте детям карманные деньги в том количестве, в каком считаете нужным. При этом научитесь разумно отказывать, когда «наглость не знает границ».

    И, конечно, как всегда в любой детской проблеме оглядывайтесь на себя. Любите заглянуть в детский личный дневник или прошерстить его телефон, не уважая чужую собственность? Чего же вы ждёте взамен?

    Время от времени приносите с работы «завалявшуюся» пачечку бумаги или ставшие вдруг бесхозными дырокол или степлер? Не удивляйтесь, что рано или поздно ребёнок начнёт таскать из школы «ничьи» ручки и карандаши.

    А вы сталкивались с детским воровством? Или может в юности грешили этим сами? Хотелось бы услышать ваши истории в комментариях, ведь пути из сложных ситуаций проще искать сообща.

    На новости блога не забыли подписаться? Хорошо! Теперь вы точно не пропустите выход новых интересных статей)

    Отличной погоды в доме вам!

    Евгения Климкович!

    Перед тем как бить тревогу, отвлекитесь на одну минуту, чтобы понять, почему дети воруют и как справиться с этой проблемой. Как родители должны вести себя в этой ситуации, когда ребенок взял или берет что-то чужое без спросу?

    Почему дети воруют. Как и ложь, «воровство» - взрослый термин, не имеющий никакого отношения к маленьким детям. У детей совсем другие взгляды на «свое» и «чужое», не такие, как у нас, у взрослых. Леденец оказался зажатым в липком кулаке после прохождения кассы, или игрушка, которая обнаруживается в кармане четырехлетнего ребенка после посещения дома друга, не доказательство, что ребенок уже является преступником. Ребенок не ворует, а берет. Для дошкольника владение означает монопольное использование. Ребенок полагает, что он имеет моральное право на все, что находится в пределах его досягаемости. Дети до четырех лет с трудом различают разницу между «моим» и «вашим». Для них это пустые звуки, пока взрослые не раскроют их смысл. Все потенциально «мое». Они не понимают, что леденец, спрятанный в руке в бакалейном магазине, - кража, пока вы не скажете им об этом. По мнению ребенка, он не сделал ничего неправильного, пока родители не объяснят ему.
    Многие дети дошкольного возраста не умеют обуздывать свои импульсивные желания. Они видят игрушку, и, если им хочется, они берут ее, не рассуждая относительно правильности поступка. Ребенок убежден, что все принадлежит ему, если это все перед глазами и можно взять в руки и поиграть. Вместо вины они чувствуют облегчение, что их желание удовлетворено.
    В возрасте от пяти до семи лет у детей вырабатывается представление о неправильности поступка. Они могут понимать концепцию монопольного использования и прав собственности. Они приходят к соглашению с действительностью и начинают понимать что нельзя брать вещи, которые не принадлежат им. Также к этому возрасту ребенок способен быть более умным вором. Его средство устрашения - опасение возмездия со стороны взрослых или страх, заставляющий отказаться от реализации «желания», а не понимание безнравственности воровства. Ему все время надо объяснять, что означает «мое», «твое», «чужое». И не просто объяснять, а запрещать без спросу брать чужое.

    Действия родителей

    Если вы обнаружите, что ваш ребенок что-либо украл, важно, чтобы сам ребенок понял, что воровать нехорошо. Вы можете до сих пор помнить чувство стыда, которое, будучи ребенком, испытали, когда вас поймали на воровстве, если такое в вашей жизни случалось. Ребенок должен получить такой же урок, хотя многие специалисты считают, что слишком сильное пристыживание или высмеивание произведут противоположный эффект. Лучше всего подходят простые объяснения.
    В большинстве случаев, вероятно, лучше не задавать ребенку прямых вопросов относительно того, украл ли он что-либо и почему это сделал - это может вызвать последовательное изложение оправданий ребенком в попытке сохранить свое лицо. Вместо этого будьте прямолинейны и сообщите, что вам известно о совершении кражи.

    Важно устроить возвращение чужой вещи любым способом. Ребенок должен вернуть вещь, которую взял, в магазин, другу или в школу. При этом вы можете сопровождать его и уговорить извиниться за содеянное, сказав при этом, что он никогда больше так не поступит.
    После этого поговорите с ребенком. Вместо того чтобы обвинять его в том, что он плохой, постарайтесь выяснить, почему он украл эту вещь. Объясните ему, что несмотря на то, что дети хотят иметь некоторые вещи, они не должны брать то, что им не принадлежит. В большинстве ситуаций, если случай воровства обсудить сразу же после того, как это случилось, такое больше не должно повториться, и ребенок извлечет из этого урок.
    Если ребенок старшего возраста (чуть-чуть не достигший или уже достигший юношеских лет) совершил кражу, вы опять же должны предоставить ему возможность изучить и обсудить его поведение, в особенности связывая его проявление со стрессовыми ситуациями, которые он переживает в данный момент. В некоторых случаях ваша реакция на воровство ребенка может выражаться в серьезном обсуждении с ним давления сверстников и их влияния на поведение ребенка. Но в этом возрасте воровство чаще всего сигнализирует о личных или социальных трудностях и может требовать профессионального вмешательства.

    Что делать
    Пресечение мелкого воровства и объяснение его неправильности может казаться «мелочью», но изучение честности в маленьких вопросах прокладывает путь к правильным поступкам в дальнейшем.
    Ребенок должен учиться управлять своими импульсами и уважать права и собственность других.

    Использовать метод «прикрепления». Дети, воспитанные по методу «прикрепления», более чувствительны, они способны понимать и уважать права других. Эти понятия легче усваиваются в более раннем возрасте. Детям, воспитанным по методу «прикрепления», проще объяснить значение моральных ценностей. У них развита способность сочувствовать и понимать влияние своих действий на других. Их родители чутко реагируют на поведение, когда оно отклоняется от нормы. Ложь, обман и воровство нарушают их внутреннее состояние.
    Поскольку родители, воспитывающие детей по методу «прикрепления», хорошо знают своих детей, они могут понять о проступке ребенка по выражению его лица или изменившемуся поведению. Благодаря крепкому контакту ребенок охотно примет совет родителей и их моральные ценности. Доверяя своим родителям, он сможет рассказать им правду.

    Не вводить детей в искушение. Обучите детей распоряжаться своими личными деньгами. Семейные деньги должны храниться в запертом ящике. Деньги предоставляются в случае необходимости в любое время. Чтобы помнить, кто кому и сколько должен, можно использовать расписки. Рекомендуем также хранить семейные деньги в недоступном месте, а в кошельке или бумажнике носить небольшое количество, которое может потребоваться. Убедитесь, что члены семьи доверяют друг другу. Если ребенок приходит к нам и жалуется: «Кто-то взял мои пять долларов», мы спрашиваем: «Где ты хранил их?» Мы не беспокоимся, выясняя виновника пропажи, поскольку полагаемся на совесть домочадцев. Мы никогда не окажемся в положении, когда необходимо прятать деньги от достаточно взрослых детей. Братья и сестры в конце концов не единственные возможные подозреваемые. Наши дети узнали, что не каждому можно доверять. Это хороший урок для жизни.

    Обучать монопольному пользованию. Малыш убежден, что все принадлежит ему, если это находится перед глазами и можно взять в руки и поиграть. В возрасте от двух до четырех лет ребенок может понимать, что такое монопольное пользование (игрушка принадлежит кому-то), но полностью не может осознать, что игрушка не принадлежит ему. В два года можно начинать объяснять различие между «мой» и «твой». Во время ссоры из-за игрушки родительский суд может вернуть игрушку законному владельцу, но не ожидайте, что ребенок полностью осознает это до четырех лет. Ищите другие возможности укрепить концепцию монопольного пользования: «Эта игрушка Уатта», «Это медведь Сары». Ему все время надо объяснять это, и не просто объяснять, а запрещать без спросу брать чужое. Со временем ребенок поймет, что игнорирование этих прав является неправильным.
    Если четырехлетний ребенок приносит домой игрушку друга, необходимо объяснить ему, что чувствуют дети, когда лишаются чего-то, как будет чувствовать себя он сам, когда другой ребенок неожиданно присвоит себе его любимую игрушку. Лучший способ заложить долговременные моральные ценности состоит в том, чтобы ребенок сделал выводы сам из ваших наставлений. Ваша задача состоит в том, чтобы научить малыша самостоятельно принимать решения.

    Не допускайте воровства. Поощрение и помощь в возврате украденных предметов учит не только тому, что воровство недопустимо, но также и тому, что проступок должен быть исправлен. Если вы находите пустую обертку от леденца, ведите воришку обратно в магазин с оплатой и извинениями.

    Определите причину. Необходимо понять возможную причину воровства и проанализировать ее, ответив на ряд вопросов. Малыш украл случайно или преднамеренно? Ребенок нуждается в деньгах и чувствует, что воровство является единственным способом получить то, что ему необходимо? Если так, предложите пособие. Давайте ему определенные задания и оплачивайте их. Помогите ребенку понять: деньги на покупку игрушек можно зарабатывать, а не воровать. Иногда ребенок ворует, чтобы увеличить свое состояние или привлечь внимание. Возможно, ваш ребенок нуждается в более сильном руководстве? Некоторое перераспределение приоритетов и укрепление контакта с ребенком восстановит порядок.

    Определите факторы риска. Проверьте наличие следующих факторов риска:

    • низкое чувство собственного достоинства;
    • импульсивность: сильное желание, но слабый контроль;
    • отсутствие сочувствия к другим;
    • отсутствие контакта;
    • сердитый ребенок;
    • изменения в семье, например развод;
    • часто скучает;
    • проводит много времени в одиночестве.

    Справляясь с этими факторами риска, вы изживете ложь и воровство.
    Важно добраться до сути. Если проблема хронического воровства и лжи не решена, она разрастается как снежный ком. Повторно совершая проступки, ребенок убеждается, что можно так жить. Он не прислушивается к вашим нравоучениям. Ребенок без раскаяния становится неуправляемым.

    Похвала за честность. Пятилетний ребенок находит чей-то бумажник и приносит его вам. Хвалите его неограниченно! «Спасибо, что ты принес маме бумажник, который ты нашел. Теперь давай посмотрим, можем ли мы найти того, кто его потерял. Держу пари, что человек будет очень счастлив, что ты нашел его, точно так же, как ты был бы рад, если бы ты потерял что-то особенное, а кто-то возвратил это тебе». Избегайте говорить: «Спасибо за то, что сказал правду».
    Некоторые дети, возможно, даже не думали о том, чтобы скрыть находку бумажника. Независимо от похвалы, дайте понять ребенку, что он сделал то, что вы ожидали.

    Когда следует обращаться к специалистам

    Вам следует обратиться за дополнительной помощью в детскую консультацию-поликлинику, к детскому психологу или специалисту в области психического здоровья, если:

    • ребенок часто крадет что-либо из дома или школы, у родителей или других людей;
    • подросток «покупает» внимание и завоевывает авторитет у сверстников при помощи воровства.